novomarusino.ru

Пример земельных правоотношений с участием физического лица. Виды земельных правоотношений

Земельные правоотношения - это общественные отношения, которые складываются между органами власти , организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права .

Особенности земельных правоотношений :

  1. особое содержание и предмет;
  2. особый субъектный состав;
  3. значительное число видов.

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования могут выступать в земельных правоотношениях в двух качествах.

Во-первых, как регуляторы этих отношений применительно к земельным участкам, находящимся под их юрисдикцией на их территории . В этих случаях их акты имеют властный характер, иллюстрацией чего могут служить обязательные предписания при ведении государственного земельного кадастра, зонирование земель, санитарные и ветеринарные правила, требования по охране природы, и др.

Во-вторых, как собственники земельных участков. В этом случае они выступают на равных началах с иными участниками отношений: гражданами и юридическими лицами (ч. 2ст. 9, ст. 10 и 11 Земельного кодекса).

Как и иным правоотношениям, земельным присуще наличие следующих элементов:

  1. норма права , которой необходимо руководствоваться при решении тех или иных земельно-правовых вопросов;
  2. субъекты права , т. е. участники земельных отношений;
  3. объект права - индивидуально-определенный земельный участок, по поводу которого возникают земельные отношения;
  4. содержание земельных правоотношений, то есть права и обязанности их участников, совершающих свои действия в точном соответствии с нормами права, преследуя цель, ради которой складываются данные земельные отношения.

Виды земельных правоотношений :

  1. по основному хозяйственному назначению земельные отношения могут складываться:

    а) в процессе сельскохозяйственного производства;
    б) при использовании земли в промышленности и строительстве;
    в) при использовании земли в лесном хозяйстве и т. д.

  2. по функциональному назначению земельные правоотношения могут быть регулятивными и правоохранительными.

Регулятивные правоотношения - отношения, которые урегулированы нормами земельного права и которые выражаются в совершении участниками данных отношений позитивных действий.

Правоохранительные земельные отношения, в отличие от регулятивных, вызываются отклонением в поведении участника земельных отношений от нормы закона . Они, как правило, возникают по поводу правонарушений , когда наступает необходимость юридического воздействия на нарушителя земельного законодательства. Названные отношения могут складываться и при отсутствии правонарушения, когда есть угроза его наступления.

Правоотношение есть одна из форм проявления права, наряду с правовой концепцией и нормой права. Любое пра­воотношение представляет собой норму права в действии, динамику ее реализации в повседневной жизни, на практике.

В теории права под правоотношением 1 понимают обще­ственное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъектив­ные права и юридические обязанности 2 . Соответственно, земельное правоотношение можно определить как урегу­лированное нормами земельного и других отраслей пра­ва общественное отношение, складывающееся по поводу охраны и использования земель как природного ресурса и средства производства.

По мнению О.И. Крассова, земельные правоотношения представляют собой общественные земельные отноше­ния, урегулированные нормами земельного права, ко­торые возникают, существуют и прекращаются в соот­ветствии с требованиями и по основаниям, предусмот­ренным земельным законодательством 3 .

Для любого правоотношения, в том числе и земельного, характерны следующие признаки (см. сноски 1, 4):

  1. это общественное отношение, которое обозначает собой юридическую связь между социальными субъектами;
  2. оно возникает на основе норм права (общие требования правовых норм индивидуализируются применительно к субъектам и реальным ситуациям, в которых они на­ходятся);
  3. это связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей;
  4. это волевое отношение, ибо для его возникновения необ­ходима воля его участников (как минимум хотя бы с од­ной стороны);
  5. это отношение, охраняемое государством и составляю­щее основу государственного принуждения.

Любое правоотношение имеет внутреннюю структуру и состоит из следующих элементов: субъект, объект исодержа­ние правоотношения как совокупность прав и обязанностей участников этого отношения.

Земельные правоотношения, как и другие виды право­отношений, можно разделить по следующим классификаци­онным основаниям:

а) по характеру содержания правоотношения (по функ­циональной роли) - на общерегулятивные, регулятив­ные и охранительные;

б) по степени конкретизации (определенности) субъектов (сторон) правоотношения - на абсолютные и относи­тельные;

в) по характеру регулирования отношений - на материальные и процессуальные и т.д.

К регулятивным земельным отношения относятся от­ношения, складывающиеся в процессе реализации земельно-правовых норм, не связанных с применением юридической ответственности, и которые выражаются, как правило, в со­вершении участниками данных отношений позитивных дей­ствий. Как правило, на практике возникают именно такие от­ношения (изъятие земельного участка у собственника для го­сударственных или муниципальных нужд, заключение дого­вора аренды земли и т.д.).

Напротив, охранительные земельные правоотношения реализуются при применении юридической ответственно­сти и возникают в связи с совершенными правонарушения­ми, либо с наличием угрозы их совершения. Так, самоволь­ное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча зе­мель в результате нарушения правил обращения с пестици­дами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами влечет наложение административного штрафа на виновных граждан, должно­стных лиц и юридических лиц в соответствии со ст. 8.6. Ко­декса РФ об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ).

Абсолютные правоотношения - это те, в которых оп­ределена только одна сторона - носитель субъективного права. На другом полюсе правоотношения нет персональ­но-определенного субъекта, носителя юридической обязан­ности. Один субъект наделяется субъективным правом, ос­тальные же субъекты обязаны не нарушать это субъектив­ное право. Примером абсолютного отношения является правоотношение, возникающее в связи с реализацией субъ­ектом права собственности. Собственник имеет правомочия владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему собственностью, в том числе и земельной, при этом все ос­тальные лица обязаны уважать и не нарушать эти правомо­чия, если их реализация не выходит за рамки закона.

Относительные правоотношения - это такие правоот­ношения, в которых обе стороны персонально определены и являются носителями прав и обязанностей по отношению друг к другу. Примером относительного правоотношения мо­гут служить правоотношения, связанные с различными сдел­ками, предусмотренными нормами гражданского права, с учетом норм земельного права. Так, в соответствии с догово­ром купли-продажи между продавцом земельного участка и его покупателем возникают конкретные, относительные пра­воотношения.

Материальные земельные правоотношения устанавли­вают права и обязанности субъектов права по поводу охраны и использования земли, а также запреты на совершение тех или иных действий в отношении земель. Другими словами, это правоотношения, складывающиеся по поводу реализации прав и обязанностей, предусмотренных нормами земельного права. Например, право на залог земельного участка; право на само­стоятельное хозяйствование на земле; обязанность не нарушать права других лиц, использующих землю; права продавать, пе­редавать по наследству, сдавать в аренду земельные участки; обязанность в срок уплачивать земельный налог и т.д.

В отличии от материальных, земельные процессуальные правоотношения выражаются в нормах, устанавливающих порядок возникновения, изменения, прекращения и осущест­вления материальных правоотношений, то есть правовому регулированию подвергаются не сами земельные правоотно­шения, а способ их реализации. Например, порядок оформ­ления сделок с землей, порядок установления ограничений на земельный участок, порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и т.д.

В зависимости от целевого назначения земель, различа­ют следующие виды земельных отношений:

  • отношения по использованию земель сельскохозяйст­венного назначения;
  • отношения по использованию земель поселений;
  • отношения по использованию земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, инфор­матики и космического обеспечения, обороны и иного специального назначения;
  • отношения по использованию земель особо охраняемых территорий;
  • отношения по использованию земель лесного фонда;
  • отношения по использованию земель водного фонда;
  • отношения по использованию земель запаса.

Классифицируются земельные отношения и в зависимо­ сти от своего содержания. По этому признаку выделяют:

  1. Земельные правоотношения в сфере собственности на землю, имеющие принципиальное значение. Возмож­ность существования, наряду с государственной и муни­ципальной, частной собственности на землю определяет содержание земельных правоотношений, отношений по владению, пользованию и распоряжению землей, осо­бенности правового режима соответствующих земельных
    участков.
  2. Правоотношения по поводу прав на землю, производных от права собственности, т.е. прав на землю лиц, не яв­ляющихся собственниками земельных участков. Эта группа земельных отношений, в свою очередь, делится на две подгруппы: правоотношения, имеющие характер вещных прав, и правоотношения, имеющие обязательст­венный характер.

К вещным правам относятся закрепленные в главе IV действующего Земельного кодекса РФ право пожизненного наследуемого владения земельным участком; право постоян­ного (бессрочного) пользования земельным участком и право ограниченного пользования чужим земельным участком (сер­витут). Следует подчеркнуть, что перечисленные вещные права могут принадлежать лицам, не являющимся собствен­никами земельного участка.

К числу правоотношений, имеющих обязательственный характер, относятся правоотношения, возникающие в резуль­тате совершения договоров ренты и пожизненного содержа­ния с иждивением; временного (срочного) пользования, арен­ды; безвозмездного срочного пользования; доверительного управления; залога (ипотеки).

Особо следует выделить вид правоотношений, возни­кающих в связи с осуществлением права общего пользования землей. В соответствии со ст. 262 ГК РФ, граждане имеют пра­во свободно, без каких-либо разрешений находиться на не за­крытых для общего доступа земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, и ис­пользовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. 3. 3емельные правоотношения в сфере управления использо­ванием земель и их охраны.

Независимо от того, находится ли земля в частной, госу­дарственной или муниципальной собственности, государство в лице уполномоченных на то исполнительных органов госу­дарственной власти осуществляет определенные функции в целях организации рационального использования и охраны всех земель, входящих в состав Земельного фонда России, ис­ходя из общегосударственных интересов.

В зависимости от управленческих функций эти право­отношения, в свою очередь, делятся на различные виды и подвиды. Так, выделяют правоотношения, связанные с веде­нием Государственного земельного кадастра, наблюдением за состоянием земель (мониторинга земель), контролем за ис­пользованием и охраной земель, планирования в области ох­раны и использования земель, предоставления и изъятия зе­мель, осуществлением землеустройства.

Кроме того, в зависимости от уровня управления данная группа земельных отношений подразделяется на правоотношения общего управления в области использования и охраны земель, осуществляемого органами государственной власти общей компетенции и органами местного самоуправления, правоотношения специального управления, которое осущест­вляют органы государственной власти специальной компе­тенции, и правоотношения ведомственного управления, осу­ществляемого иными органами государственной власти в пределах их компетенции.

4. Охранительные земельные правоотношения, обеспечи­вающие охрану права собственности и иных прав на зе­мельный участок, а также сохранность земли как при­родного объекта и ресурса. Данные отношения прояв­ляются в регулировании порядка использования и охра­ны земель путем закрепления в законе прав и обязанно­стей лиц, использующих землю, в установлении ограни­чений прав на землю, в применении наказаний к право­нарушителю: мер дисциплинарной, административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности за нарушения земельного законодательства. По мнению В.В. Петрова 1 , земельные правоотношения в области использования земли имеют производный характер от отношений земельной собственности. По признаку произ-водности от права собственности на землю они подразделяют­ся на отношения непосредственного и производного пользо­вания землей. Отношения непосредственного пользования имеют место, когда использование земельного участка осуществляют юридические лица, граждане, коллективы граждан, имеющие землю на праве частной или общей собственности.

В том случае, когда использование земли осуществляют землепользователи, арендаторы, отношения по использова­нию земли являются производными. По степени производности от права собственности на землю производные земельные от­ношения могут быть первичными и вторичными.

При первичном производном отношении земельный участок предоставляется в пользование собственником земли в установленном законом порядке. Если предоставляемый для использования земельный участок является государственной или муниципальной собственностью, его предоставление осуществляет соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления. В отличие от первично­го, вторичное пользование является производным от права первичного пользования. Примером вторичного отношения по пользованию землей служит отношение по использованию служебного земельного надела, предоставляемого работнику решением администрации предприятия, учреждения, орга­низации из земель, находящихся в их пользовании.

Е.В. Сырых 1 , классифицируя земельные отношения, вы­деляет четыре группы таких отношений.

  1. Публичные земельные отношения, которые возникают между обществом, управомоченным на то, чтобы земли использовались и охранялись как основа жизни и дея­тельности народов, и гражданами, осуществляющими общее землепользование. При этом под общим земле­пользованием автор понимает использование и охрану земли как одной из важнейших составляющих среды
    обитания человека.
  2. Частные земельные отношения, возникающие между обществом, управомоченным на то, чтобы земли исполь­зовались и охранялись как основа жизни и деятельности народов, и гражданами или юридическими лицами, ис­пользующими и охраняющими землю при осуществле­нии на ней хозяйственной деятельности.
  3. Управленческие отношения, связанные с землей.
  4. Имущественные отношения, связанные с землей, кото­рые возникают, прежде всего, в связи с приобретением прав на земельные участки для их хозяйственного ис­пользования.

По степени взаимной обязанности земельные отношения делятся на отношения равноправия (партнерские отношения) и отношения подчиненности одной стороны другой 1 .

Равноправные земельные отношения возникают между теми или иными гражданами и/или юридическими лицами-пользователями земли (например, согласование между сосе­дями порядка использования смежных участков осуществля­ется путем свободной договоренности). При отношениях под­чиненности складывается иной характер поведения субъектов права пользования на землю. В этих отношениях зачастую од­ной из сторон является орган управления, управомоченный по закону давать те или иные указанию обладателю прав на землю, добиваться от него тех или иных действий и т.д.

  • Предмет и метод земельного права
    • Понятие предмета регулирования земельного права
    • Методы регулирования земельных отношений
    • Принципы земельного права
    • Земельные правоотношения
    • Система земельного права
    • Земельное право как учебная дисциплина и как наука
  • Исторические предпосылки современного земельного правопорядка Российской Федерации
    • Крестьянская реформа 1861 г.
    • Столыпинские реформы земельного правопорядка
    • Земельное законодательство советского периода
    • Современная земельная реформа в Российской Федерации и ее результаты
  • Источники земельного права
    • Понятие «источники земельного права»
    • Классификация источников земельного права
  • Правовые формы собственности на землю в Российской Федерации
    • Земельная собственность как экономическая и правовая категория
    • Конституционно признанные формы собственности на землю в Российской Федерации
    • Конституционные правомочия собственников земельных участков
  • Права на земельные участки граждан и юридических лиц - не собственников земли
  • Возникновение прав на землю
    • Основания возникновения прав на землю
    • Документы о правах на земельные участки
    • Ограничение оборотоспособности земельных участков
    • Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности
    • Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков
    • Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
    • Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством
    • Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение
    • Особенности купли-продажи земельных участков
  • Права и обязанности собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов при использовании земельных участков
    • Общая характеристика прав и обязанностей
    • Особые права и обязанности, обусловленные особенностями земельных участков
  • Прекращение прав на землю
    • Основания прекращения права собственности на земельный участок
    • Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком
    • Основания прекращения аренды земельного участка
    • Основания прекращения безвозмездного срочного пользования земельным участком
    • Основания прекращения сервитута
    • Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд
  • Полномочия государственных и муниципальных органов Российской Федерации в области управления земельными ресурсами на современном этапе
    • Общая характеристика полномочий государственных и муниципальных органов Российской Федерации в области земельных отношений
    • Система государственных и муниципальных органов управления Российской Федерации в области земельных отношений
  • Плата за землю и оценка земли
    • Законодательные основы платности пользования землей в Российской Федерации
    • Правовые основы оценки земель
  • Юридический механизм в сфере использования и охраны земель
    • Правовая охрана земель
    • Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства
    • Возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд
    • Разрешение земельных споров
  • Государственный мониторинг земель Российской Федерации
  • Землеустройство и его виды
  • Государственный кадастр объектов недвижимости
    • Состояние правового регулирования государственного кадастра недвижимости
    • Государственный кадастр недвижимости
    • Состав сведений и документов государственного кадастра недвижимости
    • Кадастровая деятельность
  • Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
    • Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения
    • Правовой режим земель крестьянских (фермерских) хозяйств
    • Правовой режим земель, используемых сельскохозяйственными коммерческими организациями
    • Правовой режим земель, используемых для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества
    • Правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения
  • Правовой режим земель населенных пунктов
    • Понятие «земли населенных пунктов»
    • Состав земель поселений и зонирование территорий
    • Правовой режим закрытых территорий
  • Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны и безопасности, земли иного специального назначения
    • Общая характеристика земель промышленности и иного специального назначения
    • Правовой режим земель железнодорожного транспорта. Особенности приватизации земель железнодорожного транспорта
  • Правовой режим земель, предоставленных для разработки недр
  • Земли особо охраняемых территорий и объектов
    • Понятие и состав земель особо охраняемых территорий
    • Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий
    • Земли рекреационного назначения
    • Особо ценные земли
  • Правовой режим земель лесного фонда
    • Понятие и общая характеристика земель лесного фонда
    • Особенности управления землями лесного фонда
    • Право лесопользования
    • Аукционы по продаже прав на лесопользование
  • Правовой режим земель водного фонда и запаса
    • Понятие и общая характеристика земель водного фонда
    • Право водопользования и его виды
    • Организации и граждане как субъекты прав водопользования
    • Понятие «земли запаса» и их правовой режим
  • Общая характеристика земельного законодательства в зарубежных странах

Земельные правоотношения

По поводу использования и охраны земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, складываются определенные общественные отношения, которые, будучи урегулированными нормами земельного права, становятся земельными правоотношениями. Земельное правоотношение - основополагающий институт земельного права. Как и иным правоотношениям, земельным присуще наличие нескольких элементов, которые мы перечислим ниже и кратко охарактеризуем.

Норма права , которой необходимо руководствоваться при решении тех или иных земельно-правовых вопросов. В основном эти нормы содержатся в земельном законодательстве (ст. 2 ЗК РФ). Вместе с тем земельно-правовые нормы могут быть и в договорах нормативного содержания, и в правовых обычаях, и в правовых прецедентах.

Субъекты земельного права , т.е. участники земельных отношений, обладающие правами владения, пользования, распоряжения и охраны земель и несущие обязанности, предусмотренные земельным законодательством. Основной круг данных субъектов предусмотрен в ст. 5 ЗК РФ:

  • российская Федерация и ее субъекты - республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа, которые являются субъектами правоотношений государственной собственности на землю; Российская Федерация - субъект федеральной собственности на землю;
  • административно-территориальные единицы - районы, города, поселки городского типа, сельские населенные пункты, выступающие субъектами правоотношений муниципальной собственности на землю, находящуюся в пределах их границ, черты соответствующих населенных пунктов;
  • все иные субъекты земельных правоотношений - органы государственной власти и местного самоуправления, граждане и юридические лица, которые в отличие от субъектов правоотношений государственной и муниципальной собственности на землю выступают участниками таких видов отношений, как управление и пользование землями, охрана земельных прав, а граждане и юридические лица, кроме того, являются субъектами правоотношений частной и общей, долевой и совместной собственности на землю.

Граждане и юридические лица владеют землей и используют ее на правовых основаниях (права собственности на землю, землепользование, аренда) и именуются субъектами (правообладателями) - собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами.

Для того чтобы юридические лица и граждане могли выступать в качестве субъектов земельных правоотношений, они должны обладать земельной правоспособностью, быть носителями земельных прав и обязанностей.

Земельная правосубъектность юридического лица возникает с момента (регистрации) утверждения его устава в органе Федеральной регистрационной службы Министерства юстиции РФ и является специальной, определяемой в своем объеме и содержании целями (задачами) деятельности данного юридического лица.

Земельная правоспособность физических лиц возникает в момент рождения.

Земельная дееспособность наступает по достижении 18 лет (кроме случаев эмансипации и вступления в брак). Действующее законодательство предусматривает значительное расширение земельной правоспособности граждан. Граждане имеют право по своему выбору получать в собственность, пользование, аренду земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, жилищного и гаражного строительства, садоводства, огородничества, животноводства, иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством; для предпринимательской деятельности, иных целей, не запрещенных законом.

Объекты земельных правоотношений , которыми в соответствии со ст. 6 ЗК РФ являются:

  • земля как природный объект и природный ресурс;
  • земельные участки;
  • части земельных участков.

Земельный участок как объект земельных отношений - это часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (ст. 11.1 ЗК РФ). Земельные участки в соответствии с гражданским законодательством относятся к категории недвижимого имущества (ст. 130 ГК РФ), и на них распространяется правовой режим о недвижимости.

Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами.

В сфере государственного управления объектом земельных отношений может быть весь земельный фонд в целом, его составные части, а в пределах границ субъектов Российской Федерации - муниципальные образования.

В состав Российской Федерации входят следующие категории земель в зависимости от целевого назначения:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения:
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

С учетом особенностей субъекта и объекта данных отношений земельные правоотношения подразделяются на три вида:

  1. по использование земель;
  2. по охране земель;
  3. по распоряжению земельными участками (имущественные).

Основаниями возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений являются юридические факты, с которыми закон связывает определенные юридические последствия. В зависимости от юридических последствий факты подразделяются следующим образом:

  • правоустанавливающие, при наличии которых возникает земельное правоотношение (например, заключение договора аренды, договора залога земельного участка, покупка земельного участка и т.д.);
  • правоизменяющие, при наличии которых происходит изменение в субъекте, объекте или содержании правоотношения (например, соглашение сторон об изменении договора аренды, залога земельного участка, установление сервитута на земельном участке в порядке ст. 23 ЗК РФ);
  • правопрекращающие, с возникновением которых прекращается правоотношение (например, ликвидация юридического лица, которому земельный участок был предоставлен на праве пользования влечет за собой прекращение правоотношения такого пользования).

Механизм действия правовой нормы в земельных правоотношениях выражается, как правило, в определенной последовательности. Рассмотрим ее на примере правоотношения по предоставлению земельного участка в качестве служебного земельного надела.

1. Основная норма права - ст. 24 (п. 2) ЗК РФ, предусматривающая правовой режим служебного земельного надела, создающая юридическую основу для данного правоотношения.

2. Данная статья предусматривает фактический состав, являющийся основанием возникновения правоотношения по предоставлению служебного надела:

  • наличие трудовых отношений физического лица, претендующего на служебный надел;
  • эти отношения заключены не со всяким работодателем, а только с организацией, входящей в категорию отраслей, устанавливаемых законодательством Российской Федерации и ее субъектов;
  • право на служебный надел действует только в период действия этих трудовых отношений;
  • предоставление служебного надела осуществляется по инициативе работника, которая должны быть выражена в форме заявления;
  • удовлетворение этого заявления зависит от решения работодателя;
  • служебный земельный надел может быть предоставлен не из любых земель, а только из числа земельных участков, принадлежащих этому работодателю.

3. На основании этого фактического состава (если он полностью соответствует перечисленному и в нем нет недостающих элементов) возникает действие правоотношения по предоставлению служебного надела.

4. Структура этого правоотношения будет следующей:

  • объект правоотношений - земельный участок, наделенный статусом служебного земельного надела, т.е. принадлежащий работодателю, который входит в список организаций, правомочных наделять своих работников служебными земельными наделами;
  • субъектный состав правоотношения - работник, заключивший трудовой договор с данной организацией работодателем и вошедший в ее кадровый состав: работодатель, владеющий данным земельным участком и правомочный предоставлять его в качестве служебного надела;
  • содержание правоотношения, включающее в себя совокупность прав и обязанностей субъектов, а также их свобод и законных интересов, взаимно корреспондирующих друг другу, - право работника на подачу заявления о предоставлении служебного земельного надела и обязанность работодателя принять и рассмотреть это заявления по существу; право работника на получение служебного земельного надела и обязанность работодателя предоставить этот надел; свобода работника в выращивании на служебном земельном наделе любых культур, кроме запрещенных (наркотических и др.) и обязанность работодателя не вмешиваться в процесс эксплуатации служебного земельного надела; законный интерес работодателя в то, чтобы работник как можно дольше работал на данном месте и обеспечение этого интереса предоставлением права работодателю лишать уволенного работника служебного надела и т.д.

1. Понятие и виды земельных правоотношений.

2. Субъекты, объекты и содержание земельных правоотношений.

3. Основания возникновения и прекращения земельных правоотношений.

Смотри монографию Аксененка 1957 года

Вопрос № 1. Понятие и виды земельных правоотношений.

Земельное правоотношение – юридическое выражение фактических общественных отношений, возникающих поп поводу использования и охраны земли.

По мнению Аксененка, земельное правоотношение – это юридическая форма выражения и закрепления экономических отношений в области использования земли как своеобразного объекта собственности.

Красов земельные правоотношения определяет как общественные земельные отношения, урегулированные нормами земельного права, которые возникают, существуют и прекращаются в соответствии с требованиями и по основаниям, предусмотренным земельным законодательством. Первично именно общественное отношение.

Земельное правоотношение – это юридическая связь между субъектами, выраженная в наличии у субъектов прав и обязанностей.

Аксененок выделил следующие группы земельны правоотношений:

1. Правоотношения собственности на землю;

2. Правоотношения, производные от собственности – по пользованию землей.

Современная классификация земельных правоотношений:

1. Правоотношения в сфере собственности на землю:

a. Правоотношения, возникающие в сфере государственной собственности;

b. Частной собственности;

c. Муниципальной собственности и т.д.

2. Правоотношения, производные от права собственности:

a. Правоотношения вещного характера (по поводу пожизненного владения земельным участком, сервитута, постоянного бессрочного пользования и т.д.).

b. Правоотношения, имеющие обязательственный характер (например, возникающие в результате совершения договоров аренды, залога и т.д.).

c. Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением права общего землепользования – граждане могут свободно осуществлять своего право природопользования.

3. Правоотношения, возникающие в сфере управления использования и охраны земель.

a. Правоотношения по государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ними.

b. Правоотношения государственного кадастра.

c. Территориального планирования, использования и охраны земель.

d. Изъятия земель.

e. Мониторинга, контроля за использованием и охраной земель.

4. Охранительные правоотношения – их цель – обеспечение земельного правопорядка, в этих правоотношениях выражается правоохранительная функция права, они направлены на регламентацию юридической ответственности за земельные правонарушения.

Правоотношения материальные и процессуальные. Например, правоотношения, которые возникают в процессе предоставления земельных участков.

Вопрос № 2. Субъекты и объекты земельных правоотношений.

Согласно статье 5 ЗК субъектами являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;

землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения – т.е., это только физическое лицо;

арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Согласно статьи 6 ЗК РФ объектами земельных отношений являются:

1) земля как природный объект и природный ресурс;

2) земельные участки;

3) части земельных участков.

В качестве объекта гражданского оборота выступают именно земельные участки как индивидуализированные объекты.

Земельный участок – предмет субъективного права.

Индивидуализация земельного участка осуществляется через его индивидуализирующие признаки: место положения, размер, границы, качество – эти характеристики фиксируются в правоустанавливающих, правоудостоверящих документах.

Согласно статьи 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Индивидуализация земельного участка осуществляется также путем перенесения землеустроительного проекта в натуру с обозначением границ межевыми знаками.

Специальные определения земельного участка даны в ФЗ от 15.04.1998 года «О садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединениях граждан.

В соответствии со статьей 11.2. ЗК выделяют 5 способов образования земельных участков: земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Законодатель предусматривает, что за вновь образованными земельными участками сохраняется целевое назначение и разрешенное использование тех участков, из которых они образуются. Обязательным условием является согласие правообладателей, выраженное в письменной форме. Согласие не требуется только в двух случаях: 1) при образовании участков из земель, находящихся в публичной собственности и предоставленных государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям; 2) по решению суда.

Вопрос № 3. Основания возникновения и прекращения земельных правоотношений.

Основаниями возникновения являются юридические факты:

1. Правовые акты индивидуального значения, которые, в свою очередь, подразделяются на:

a. Решения органов государственной власти или местного самоуправления о предоставлении земельного участка.

b. Приказ, распоряжение о выделении земельного участка в качестве служебного земельного надела (ЗК предусматривает земельные наделы – служебные наделы для некоторых категорий профессий).

2. Договоры, сделки, порождающие возникновение прав на землю.

3. Судебные решения.

4. Причинение вреда (например, в результате загрязнения земли – земельно-охранительное правоотношение).

5. События (стихийное бедствие может послужить основанием для реквизиции земельного участка).

Основания прекращения земельных правоотношений:

1. Добровольный отказ.

2. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

3. Прекращение трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен служебный земельный надел.

4. Неправомерные действия – нерациональное использование, использование участка не по целевому назначению, использование земли способами, приводящими к снижению плодородия сельскохозяйственных земель или ухудшению экологической обстановки. Такое правоотношение происходит помимо воли правообладателя.

5. Бездействие – невнесение платежей за пользование земельным участком и др.

6. Событие – например, смерть пользователя и др.


Тема № 2. Право собственности на землю.

1. Общие положения права собственности на землю. Понятие формы собственности на землю.

2. Формы собственности:

a. Публичная собственность на землю. Проблемы разграничения права собственности на землю.

b. Право частной собственности.

Вопрос № 1. Общие положения права собственности на землю.

Собственность – общественно производные отношения между людьми по поводу земли как естественного условия всякого производства.

Право собственности – это юридическое закрепление данных общественных отношений.

В свою очередь, право собственности рассматривается в объективном и в субъективном смыслах. В объективном смысле право собственности на землю представляет собой комплексный межотраслевой институт.

Функции права собственности на землю как института:

1. Закрепляет право собственности на конкретный земельный участок к конкретным субъектам.

2. Нормы этого института закрепляют правомочия собственника по поводу земельного участка, принадлежащего лицу.

3. Нормы этого института устанавливают правовые средства охраны прав и интересов собственника.

Право собственности в субъективном смысле представляет собой меру возможного поведения собственника: владение, пользование и распоряжение. Владение – это правомочие, основанное на титуле, означающее возможность фактически обладать земельным участком. Пользование означает возможность эксплуатировать земельный участок, получать доходы, извлекать полезные свойства данного земельного участка и т.д., однако лишь в связи с целевым назначением земель. Распоряжение означает возможность собственника определять юридическую судьбу земельного участка, но также без изменения целевого назначения земельного участка.

Пользование собственника земельного участка, в соответствии со статьей 40 ЗК РФ, заключается в том, что собственник имеет право:

1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;

4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

Собственник земельного участка имеет право собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование;

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны :

· использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

· сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

· осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов;

· своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

· своевременно производить платежи за землю;

· соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

· не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;

· выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Общие ограничение правомочий собственника земли определены в статье 36 Конституции РФ: можно свободно владеть, пользоваться и распоряжаться землей при соблюдении двух условий:

1. Непричинении вреда окружающей среде – «Экологический императив».

2. Собственник не вправе нарушать права и законные интересы других лиц.

Формы собственности на землю. Суханов считает, что форма собственности – это экономическая категория. Экономические отношения присвоения выступают в различных формах в зависимости от того, кто является субъектом (отдельный индивид, группа лиц, государство, общество в целом), соответственно, различают индивидуальные, групповые и общественные формы присвоения. ЭТИ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПРИСВОЕНИЯ И ПРИНЯТО НАЗЫВАТЬ ФОРМАМИ СОБСТВЕННОСТИ.

В действительности, в содержании права собственности нет никакого различия в зависимости от форм собственности.

В зависимости от способа присвоения выделяют публичную и частную собственности.

В соответствии со статьей 56 ЗК РФ, могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю :

1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;

2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;

3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;

4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных ЗК, федеральными законами.

Субъектами земельных правоотношений могут быть не всякие лица, а лишь те, которые наделены действующим законодательством определенными правами и обязанностями, достаточными для участия в тех или иных правоотношениях.

Объем правомочий в земельных правоотношениях является главным критерием, определяющим правовой статус субъек-тов земельных правоотношений.

Объем правомочий субъектов земельных правоотношений зависит от следующих обстоятельств:

вида субъекта . Государство обладает универсальны-ми правомочиями, юридические лица — специальными правомочиями, закрепленными в уставе, граждане - в зависимости от вида граж-данства (российские граждане обладают общими правомочиями, а ино-странные граждане — теми же правомочиями, но за установленными законом изъятиями);

поведения субъекта , имеющего юридическое значение. Напри-мер, использование земельного участка не по целевому назначению влечет за собой прекращение земельных правомочий субъекта;

особенностей объекта данного земельного правоотношения, имеющих юридическое значение;

обстановки , в которой осуществляет свои функции субъект правоотношений, если она предусмотрена в законе.

Правомочия субъектов земельных правоотношений можно подраз-делить на общие и специальные , т.е. присущие всем видам субъектов или лишь отдельным их категориям.

Субъектами земельных правоотношений являются:

Российская Федерация, ее субъекты;

Муниципальные образования;

Физи-ческие лица;

Юридические лица.

Российская Федерация и ее субъекты являются участниками правоотношений государственной собственности на землю.

Административно-территориальные единицы выступают субъектами правоотношений муниципальной собственно-сти на землю, находящуюся в пределах их границ или черты соответ-ствующих поселений. Все остальные субъекты земельных правоотно-шений — органы государственной власти и местного самоуправления, физические и юридические лица — выступают участниками таких видов отношений, как управление и пользование землями, охрана зе-мельных прав, а граждане и юридические лица, кроме того, участника-ми отношений частной и общей собственности на землю.

Для того чтобы юридические и физические лица могли выступать в качестве субъектов земельных правоотношений, они должны обла-дать земельной правосубъектностью . Она состоит из земельной правоспособности и дееспособности .

Земельная правоспособность - воз-можность лица иметь земельные права и обязанности, а земель-ная дееспособность —способность лица своими действиями приоб-ретать и осуществлять права и нести обязанности в сфере земельного права.

Важной характеристикой участников земель-ных правоотношений является их правовой статус как совокупность земельных прав и обязанностей. Возникновение правового статуса происходит одновременно с возникновением самих субъектов земель-ных правоотношений с учетом особенностей для физических и юридических лиц.

У физических лиц земельная правоспособность возникает с мо-мента рождения, а земельная дееспособность, как правило, по достижении совершеннолетия. Земельную правоспособность граждане могут осуществлять индивидуально, когда отдельный гражданин выступает субъектом права на земельный учас-ток, а также в составе групп, объединений граждан, не имеющих орга-низационного единства, например при общем пользовании земельным участком собственниками жилого строения. Земельную правоспособ-ность граждане могут осуществлять в составе коллектива — садовод-ческого товарищества, сельскохозяйственного кооператива, акционер-ного общества и т.д. Правовой статус субъектов земельных правоот-ношений у этих коллективов граждан возникает только после их юридического оформления. Те группы граждан, которые не имеют организационного единства, закрепленного в уставе, вовсе не являют-ся субъектами земельных правоотношений.

Правовой статус юридических лиц как субъек-тов земельных правоотношений возникает с момента государственной регистрации их уставов и внесения их в единый государственный реестр юридических лиц.

Правосубъектность юридических лиц является специальной , так как ее объем и содержание определяются законом и целями деятельности юридических лиц, сформули-рованных в их уч-редительных документах.

Основные положения дееспособности субъектов земельных право-отношений установлены в ЗК РФ, определившем возможность приоб-ретения субъектами прав и обязанностей собственников, арендаторов земли, землепользователей и землевладельцев самими лично.

Наряду с правомочиями субъектов земельных правоотношений пре-дусмотрены определенные свободы в использовании земель.

Совокупность правоспособности, дееспособности и свобод субъек-тов правоотношений образует их правовой статус по действующему земельному законодательству, т.е. их правовое положение.

Особенности правового статуса субъектов земельных правоотношений:

1. Его возникновение, как правило, совпадает с моментом возник-новения самих субъектов земельных правоотношений. Юридическое лицо приобретает права с момента государственной регистрации в местной администрации.

У граждан правовой статус окончательно появляется только при достижении совершеннолетнего возраста (18 лет), если законом не предусмотрено иное.

2. Моментом изменения правового статуса субъектов земельных правоотношений являются определенные законом обстоятельства.

3. Прекращение правового статуса субъектов земельных правоот-ношений связывается законом:

~ с поведением субъектов, которое может быть как правомерным, так и неправомерным. Например, добровольный отказ от земельного участка (правомерное действие) и нарушение градостроительных ус-ловий (неправомерное действие);

~ с прекращением деятельности субъектов. В частности, право пользования земельным участком прекращается в случаях прекраще-ния деятельности предприятия и прекращения трудовых отношений, в связи с которыми работнику был предоставлен служебный земель-ный надел.

К числу специальных правомочий субъектов земельных правоот-ношений относятся правомочия, складывающиеся в сфере ис-пользования различных категорий земель и земельных угодий. Например:

При использовании сельхозугодий правомочиями субъектов является выращивание сельхозпродукции;

При использовании земель населенных пунктов — соблюдение нормативов размещения объектов;

При использовании земель лесного фонда — обеспечение лесоохранных правил и т.п.

Если общие правомочия субъектов земельных правоотношений поддаются классификации, то специальные правомочия характеризу-ются многообразием, трудностями в их классифи-кации.

Пра-вовой статус (права и обязанности) субъек-тов зависит от вида субъекта, его поведения, от особенностей объекта и обстановки, в которой действуют субъекты.

В теории земельного права принято делить права и обязанности участников правоотношений на:

общие , которые присущи всем субъектам земельных правоотношений

специальные , которыми закон наделяет лишь отдельные категории субъектов.

К общим отно-сятся права субъектов по своему выбору получать в собственность, пользование, аренду земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, жилищного и гаражного строительства, садоводства, огородничества, животноводства, иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством, для предпринимательской деятельности, не запрещенных законом.

Специальные правомочия складываются в сфере использования различных кате-горий земель и земельных угодий. Если речь идет о сельскохозяйствен-ных угодьях, то здесь специальным правомочием субъектов является выращивание сельхозпродукции, в случае с землями поселений — соблюдение установленных нормативов размещения объектов, при использовании земель лесного фонда — обеспечение лесоохранных правил и т.п. Именно этим обусловлено многообразие специальных правомочий субъектов земельных правоотношений, а также то, что они трудно поддаются классификации.



Загрузка...