novomarusino.ru

Земельные участки находящиеся в муниципальной собственности предоставляются. Процесс выделения земельных участков находящихся в государственной собственности

Предоставление земельного участка: общие положения

Обретение права на имущество разных видов регламентировано преимущественно Гражданским кодексом РФ. Распространенные основания появления права собственности на землю у частных лиц:

  • разного рода сделки;
  • универсальное правопреемство (для физических лиц - наследование, для юридических - реорганизация);
  • обращение взыскания на имущество за долги.

В числе оснований возникновения вещных прав на землю законодатель указывает «предоставление». Его особенности сводятся к следующему.

  • Предоставляться могут только земли, находящиеся в публичной (федеральной, региональной, муниципальной) собственности. Переход права на участок от одного частного владельца к другому предоставлением не является.
  • Частное лицо может инициировать предоставление земли в одностороннем порядке.

Субъект властных полномочий, действующий от имени территориальной общины или государства, при отсутствии оговоренных Земельным кодексом России оснований для отказа обязан предоставить землю просителю. Отказ или уклонение подлежит обжалованию в суд. Этим предоставление принципиально отличается от гражданско-правовых сделок, для заключения которых требуется взаимное волеизъявление сторон.

  • Предоставление - универсальный термин. Публичные земли предоставляются частным лицам в собственность, аренду, пользование. Причем, в ряде случаев - безвозмездно.
  • Земельный кодекс РФ допускает предоставление уже образованных (поставленных на учет в ГКН и ЕГРП) участков и целинных земель.

В последнем случае в ходе согласовательных процедур земельный участок, конечно, образуется. Территориальные границы, на которые распространяются правомочности землевладельца, землепользователя или арендатора должны быть четко обозначены.

Однако первичные решения о предоставлении зачастую принимаются на этапе, когда участка как такого еще нет. Недвижимостью согласно ст. 130 ГК РФ признаются только образованные и поставленные на учет в ГКН земельные участки. Целинные земли изъяты из гражданского оборота.

  • По общему правилу публичные земли предоставляются по результатам аукциона. Исключение сделано для случаев, когда у заинтересованного лица уже есть определенная связь с предоставляемым участком (например, здесь расположена принадлежащая ему недвижимость) и когда земля предоставляется для использования в целях, которые считаются в России приоритетными - ведение фермерского, личного подсобного/дачного хозяйства, огородничества и т.п.

Этапы предоставления земельного участка из публичных земель

Нужно различать две самостоятельные стадии предоставления участка вне аукциона:

  • предварительную или факультативную, необходимую в отношении целинных земель (начинается подачей прошения о предварительном согласовании);
  • основную (начинается подачей прошения о предоставлении участка).

Процедура предоставления регламентирована ст. 39.14 ЗК РФ. Она включает следующие этапы:

1. Силами и средствами заинтересованного лица готовится схема расположения участка. Это необходимо, если он не состоит на кадастровом учете в ГКН, а проект межевания территории не утвержден.

2. В компетентный орган (какой именно, зависит от формы собственности на землю) подается прошение о предварительном согласовании. Заявитель вправе, но не обязан прилагать к нему документы, которые могут быть получены компетентным органом от других госструктур и органов самоуправления.

3. Индивидуально-правовой акт о предварительном, неокончательном согласовании принимается, если (одно из двух):

  • на момент подачи прошения участок не образован и проект межевания территории, в границах которой образуется участок, не утвержден;
  • необходимо уточнение границ объекта со смежными землями п. 3 ст. 25 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

4. Если решение компетентного органа было положительным, то для образования либо уточнения границ участка силами и средствами заявителя проводятся кадастровые работы.

5. Вновь образованный объект ставиться на учет в ГКН. В отношении уже существующего участка в госкадастр вносятся сведения касательно уточненных границ.

6. Проводится регистрация права собственности на предоставляемый участок за территориальной общиной, региональным образованием или государством в ЕГРП. В отношении участков, право публичной собственности на которые между территориальной общиной и государством не разграничено, госрегистрация не нужна.

7. Обращение в компетентный орган с заявлением о предоставлении участка. По выбору заинтересованного лица заявление может иметь традиционную письменную или электронную форму. Обращаться в компетентный орган можно посредством почтовой связи или портала госуслуг. Способы подачи оцифрованных заявлений регламентированы Приказом Минэкономразвития № 7 от 14.01.15 г.

8. Установление права собственности или пользования путем заключения договора о продаже, аренде, постоянном пользовании. В случаях, когда законодатель допускает предоставление участка на разных правовых основаниях, вид прав выбирает заявитель.

Процедура предварительного согласования имеет юридического значение. Принятие соответствующего решения или даже сам факт подачи заявления (кроме случаев, когда оно рассмотрено и последовал отказ) делает невозможным предоставление участка стороннему лицу, его выставление на аукцион и т.п.

Заявление гражданина о предварительном согласовании предоставления участка

Письменное обращение физического лица включает:

  • данные о заявителе;
  • кадастровый номер запрашиваемого участка;
  • дату, порядковый номер решения об утверждении проекта межевания территории (если был);
  • планируемая цель землевладения/землепользования;
  • кадастровый номер участка, из которого формируется испрашиваемый объект (если актуально);
  • ссылка на наличие хотя бы одного из оговоренных ст. 39.3, 39.5, 19.6, 39.10 ЗК РФ оснований предоставления участка во внеконкурсном порядке;
  • при наличии у заявителя выбора ссылка на вид запрашиваемого права;
  • если участок предоставляется взамен изъятого, ссылка на этот факт, реквизиты решения об изъятии;
  • если участок запрашивается для размещения объектов, строительство которых оговорено документами территориального планирования, ссылка на решение об утверждении проекта планировки.

К заявлению прилагаются:

  • документальные подтверждения обоснованности запроса участка из публичных земель во внеконкурсном порядке (перечень правоустанавливающих документов для каждого случая оговорен Приказом Минэкономразвития № 1 от 12.01.15 г.);
  • если предоставляемый участок не образован - схема расположения;
  • применительно к лесным угодьям - схема предоставления.

Рассмотрение заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления участка

Компетентная муниципальная или госструктура рассматривает обращения в два этапа. На протяжении первых 10 суток с даты регистрации во входящей корреспонденции разрешается вопрос о возможности рассмотрения заявления по сути.

Основания для возвращения документов заинтересованному лицу:

  • обращение в неуполномоченный орган;
  • отсутствие персональных данных заявителя (ФИО, постоянного места жительства, данные общегражданского паспорта или иного удостоверяющего документа);
  • отсутствие документов, которые положено прилагать к заявлению, в числе ключевых - бумаги, подтверждающие права на внеконкурсное получение участка, схема расположения, доверенность представителя.

Текст сопроводительного письма компетентного органа должен содержать исключительный перечень оснований для отказа в предварительном согласовании. Отказ не препятствует повторному обращению с аналогичным заявлением после исправления недочетов. Однако промедление может иметь негативные последствия.

Прошения о предварительном согласовании рассматриваются в порядке регистрации во входной корреспонденции. Если в органе местного самоуправления или госструктуре на рассмотрении уже находится заявление в отношении участка, границы которого совпадают с запрашиваемым хотя бы частично, чиновники приостанавливают рассмотрение заявления, поступившего позже.

Заинтересованное лицо, заявление которого поступило позже, может рассчитывать на положительное решение только в случае, если предыдущему заявителю будет отказано. Период, на который рассмотрение обращения приостанавливалось, в общий срок обработки заявления (30 дней) не включается.

Если участок, получение которого запросил заявитель, не образован и схема межевания территории отсутствует, к обращению прилагается схема расположения объекта. Для внесения сведений о местоположении объекта в ГКН нужно, чтобы схема была электронным документом.

Граждане вправе подавать бумажный вариант. Бремя преобразования обычной схемы в электронную ложиться на плечи чиновников. Взимание дополнительной платы или продление процедуры обработки заявления для оцифрования бумажной схемы недопустимо.

Решение о предварительном согласовании предоставления участка. Отказ в предварительном предоставлении участка

В индивидуально-правовом акте о предварительном согласовании указываются условный номер участка в ГКН, его площадь, адрес. По согласованию с заявителем компетентный орган вправе утвердить схему расположения, отличающуюся от начальной. Решение также содержит сведения о:

  • заявителе;
  • составе необходимых для образования объекта кадастровых работ;
  • категории вновь образуемого участка или необходимости смены его категориальной принадлежности;
  • видах разрешенного использования участка или отнесении его к определенной территориальной зоне (если объект будет подпадать под действие градостроительного регламента);
  • иных значимых обстоятельствах, оговоренных ст. 39.15 ЗК РФ.

Состав сведений, содержащихся в решении о предоставлении участка, границы которого подлежат уточнению в порядке, оговоренном Федеральным законом РФ № 221 «О государственном кадастре недвижимости»:

  • данные о заявителе;
  • кадастровый номер (поскольку речь идет об участках, состоящих на учете в ГКН, этот номер доподлинно известен);
  • площадь объекта;
  • ссылка на необходимость уточнения границ как условие его получения;
  • указание на право гражданина обратится за корректировкой границ в ГКН от имени субъекта властных полномочий без доверенности.

Решение о предварительном согласовании действительно на протяжении двух лет (п. 14 ст.39.15 ЗК РФ). За это время нужно провести кадастровые работы, образовать участок или уточнить его границы.

Сведения, внесенные в ГКН по результатам процедуры предварительного согласования, имеют временный характер: если по прошествии 2 лет они не заменены постоянными, участок считается свободным и может быть передан другому лицу, выставлен на аукцион, разделен, объединен с другими и т.д.

Правовые основания решения об отказе в предварительном предоставлении земли оговорены п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ:

  • невозможность утверждения представленной схемы расположения запрашиваемого участка из-за несоответствия проекту планировки, совпадения границ с уже существующим участком (полный перечень оснований в п.16 ст.11.10 ЗК РФ);
  • невозможность предоставления запрашиваемого участка вследствие его передачи в аренду или пользование, изъятия или резервирования для публичных нужд, а также по ряду иных причин, оговоренных ст. 39.16 ЗК РФ.

Отказ должен быть обоснованным. Решение содержит полный перечень оснований для отказа. Если перечисленные в нем основания отпали или устранены, заинтересованное лицо может обратиться с аналогичным прошением повторно.

Компетентный орган не вправе мотивировать новый отказ обстоятельствами, которые существовали на момент принятия первичного отрицательного решения и не были в нем обозначены.

Это малозначимое, на первый взгляд, положение на практике оберегает граждан от произвола чиновников. Выискивать новые причины для отказа в предварительном согласовании при каждом повторном обращении они не могут.

Заявление о предоставлении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

Физическому лицу, заинтересованному в получении публичных земель, нужно определиться, какого вида заявление подавать. Если участок уже поставлен на учет в ГКН либо утвержден проект межевания территории, можно сразу писать заявление о предоставлении в порядке ст. 39.17 ЗК РФ.

Если границы объекта необходимо уточнить, такому обращению предшествует процедура предварительного согласования (ст. 39.15 ЗК РФ). Заявление о предоставлении включает в себя:

  • сведения о гражданине (ФИО, постоянное место жительство, реквизиты удостоверяющего личность документа, налоговый код, средства обратной связи);
  • кадастровый номер участка;
  • ссылка на обстоятельства, позволяющие получить объект вне аукциона (оговорены ст. 39.3, 39.5, 39.6, 39.10 ЗК РФ);
  • вид права (собственность, пользование, аренда), об установлении которого просит заявитель;
  • цель землепользования;
  • если предоставление участка обосновывается заменой ранее изъятого для публичных нужд, то реквизиты решения об изъятии;
  • если участок предоставляется для размещения объекта, предусмотренного документами территориального планирования, - ссылка на решение, которым она утверждена.

Если обращению о предоставлении участка предшествовала процедура предварительного согласования, никаких дополнительных бумаг прилагать не нужно, поскольку у компетентного органа они уже есть.

В противном случае к заявлению о предоставлении прилагаются бумаги, перечисленные в пп.1, 4 - 6 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ.

В их числе документы, подтверждающие право заявителя на получение участка вне аукциона.

Решение о предоставлении участка: процедура принятия

Компетентный орган рассматривает заявление о предоставлении в 30-дневный срок. В пределах первых 10 суток оно может быть возвращено заявителю без рассмотрения, как не соответствующее требованиям. Это не препятствует повторному обращению.

В течение последующих 20 суток заявление рассматривается по сути. По результатам рассмотрения прошения компетентный орган предпринимает одно из таких действий:

  • готовит и направляет заявителю договор (вид зависит от запрашиваемого права);
  • принимает решение о безвозмездной передаче гражданину участка в собственность или бессрочное пользование;
  • мотивированно отказывает.

Проект договора, уже подписанный компетентным органом, выдается гражданину на руки или направляется по указанному им в заявлении адресу. В течение 30 суток с момента получения заявитель обязан подписать проект и вернуть контрагенту.

Пропуск срока критичен и препятствует заключению договора в будущем. Как и каждая сделка с недвижимостью, договор подлежит госрегистрации в ЕГРП.

Предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, а также для ведения крестьянского фермерского хозяйства

Особенности процедуры предоставления участков для рассматриваемых целей описаны ст. 39.18 ЗК РФ. Прежде чем обращаться к компетентным органам в общем порядке, заинтересованным лицам следует убедиться в отсутствии у них оснований для использования льготной процедуры (актуально для отдельных категорий заявителей, обладающих правом на первоочередное/внеочередное получение участков).

Компетентный орган на протяжении 30 суток рассматривает заявления о предоставлении участков для:

  • индивидуальной жилищной застройки;
  • ведения личного подсобного хозяйства;
  • садоводства, дачного хозяйства;
  • деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.

По результатам рассмотрения обращения властный субъект либо:

  • публикует извещения о предоставлении объекта;
  • отказывает в предоставлении земли на одном из оснований, оговоренных ст. 39.15, 39.16 ЗК РФ.

Извещения о предоставлении участка. Варианты развития ситуации после публикации извещения

Состав сведений, содержащихся в извещении, определен законодателем предельно ясно. Такой подход обусловлен юридическим значением уведомления и влиянием результатов его обнародования на дальнейший ход процедуры:

  • если после оглашения о предоставлении участка о своем намерении выкупить его в компетентный орган заявили другие претенденты, организуется аукцион;
  • если других желающих не выявилось, участок передается заинтересованному лицу во внеконкурсном порядке.

Публичное уведомление должно содержать сведения о:

  • целях предстоящего землепользования;
  • правах физических лиц и крестьянских (фермерских) хозяйств заявить в компетентный орган о намерении выкупить участок в течение 30 суток с момента публикации извещения;
  • способе подачи заявлений о выкупе и месте их приема;
  • периоде, на протяжении которого можно подать заявление о намерении;
  • местоположении предоставляемого участка, его кадастровом номере и площади;
  • в случае если участок предстоит образовать, сведения о решении, которым утвержден проект межевания территории и адресе интернет-сайта, на котором с ним можно ознакомиться;
  • приемные часы и место ознакомления со схемой расположения участка, если она представлена на бумажном носителе.

Физические лица и фермерские хозяйства, заинтересованные в приобретении прав на искомый участок, вправе заявить о намерениях его покупки или получения в пользование в течение 30 суток. Если по истечении этого срока обращений не зафиксировано, компетентный орган продолжает реализацию согласовательных мероприятий.

  • Если участок из публичных земель не образован или его границы подлежат уточнению, выносится решение о предварительном согласовании. Оно признается основанием для последующей передачи заинтересованному лицу участка вне торгов в порядке, оговоренном ст. 39.17 ЗК РФ.
  • Если названных препятствий к предоставлению участка нет, то готовится проект договора. Он подлежит обоюдному подписанию сторонами и госрегистрации в ЕГРП.

Если в течение 30 суток со дня обнародования извещения поступило хотя бы одно сообщение о намерении получения участка в собственность или аренду, компетентный орган отказывает первому заявителю и начинает подготовку к аукциону в порядке ст. 39.11 ЗК РФ.

Распоряжение землей, находящейся в собственности государства, реализуется:

  • органом местного самоуправления (далее – МСУ) городского округа относительно земель, располагающихся на территории этого округа;
  • органом МСУ поселения относительно земель, располагающихся на территории поселения (если имеются принятые правила землепользования и застраивания населенного пункта);
  • органом МСУ муниципального района относительно земель, располагающихся на территории поселения, включенного в состав этого района (если отсутствуют утвержденные правила землепользования и застройки населенного пункта);
  • органами исполнительной власти городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) относительно земель, располагающихся на территории перечисленных субъектов (если закон не устанавливает осуществление указанных полномочий органами МСУ).

Порядок предоставления земельного участка

Выделение государственной земли производится посредством торгов. Торги проводятся в виде аукциона. Федеральным законом от 23 июня 2014 года №171-ФЗ о внесении изменений в Земельный кодекс установлен перечень исключений, когда земля может быть передана иным способом:

  • продажа земли, находящейся в собственности государства, без процедуры торгов (ст. 39.3 ЗК РФ);
  • выделение земли физическому или юридическому лицу в собственность на безвозмездной основе (ст. 39.5 ЗК РФ);
  • выделение земли в аренду без процедуры торгов (ст. 39.6 ЗК РФ).

Федеральный закон определяет:

  • сроки выделения земли;
  • основания для отказа в выделении земли;
  • список документов для выделения.

В собственность

Земельные участки передаются в собственность:

  • посредством проведения аукциона;
  • продажи земли без процедуры торгов;
  • на бесплатной основе.

Торги

Правила реализации торгов определены ст. 39.11-39.13 ЗК РФ.

Решение о проведении аукциона принимается уполномоченным органом по заявлению физического или организации.

Порядок подготовки к проведению аукциона для продажи или передачи в аренду участка по инициативе органов власти:

  • подготовка и утверждение органом власти схемы участка, если одобренного проекта межевания территории нет, и участок только образуется;
  • обеспечение органом власти проведения кадастровых работ;
  • госрегистрация прав на землю;
  • определение технических условий подключения участка к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • принятие решения о проведении аукциона.

Порядок подготовки к проведению аукциона по инициативе заинтересованного лица:

  • подготовка лицом схемы участка;
  • подача заявления об утверждении схемы участка с перечислением целей использования;
  • проверка органом власти оснований для одобрения или отказа в одобрении схемы в срок не более двух месяцев со дня получения заявления, принятие решения об отказе или подтверждении;
  • проведение заявителем кадастровых работ;
  • кадастровый учет земли и регистрация права собственности;
  • подача заявления на проведение аукциона с указанием кадастрового номера объекта;
  • обращение органа власти с заявлением о госрегистрации права собственности на землю;
  • получение технических условий подключения к сетям ИТО;
  • принятие решения о проведении аукциона в срок не более двух месяцев с момента подачи заявления.

По завершении подготовительного этапа заинтересованное лицо подает заявку на участие в аукционе по продаже земли со всеми необходимыми документами. Результаты аукциона оформляются в протоколе организатором аукциона.

Аукцион проводится в электронной форме за исключением случаев, когда земля передается физлицам или фермерским хозяйствам:

  • для ИЖС;
  • ведения ЛПХ;
  • ведения дачного хозяйства, садоводства;
  • осуществления фермерской деятельности.

Без торгов

Продажа участка без торгов может быть реализована в следующих случаях:

  • участок сформирован из земельного участка, переданного НКО, созданной физлицами для ведения дачного хозяйства и садоводства;
  • земля предоставляется физлицам для ИЖС или ЛПХ в черте населенного пункта, дачного или фермерского хозяйства согласно ст. 39.18 ЗК РФ;
  • другие случаи, описанные в ст. 39.3 ЗК РФ.

Бесплатно

Передача земель на бесплатной основе возможна в следующих случаях:

  • физлицам по окончании пятилетнего периода со дня получения земли в безвозмездное пользование для ведения ЛПХ или реализации фермерской деятельности;
  • физлицам по окончании пяти лет со дня получения земли в безвозмездное пользование для ИЖС или ЛПХ в муниципальных образованиях, установленных законодательством (гражданин должен иметь основное место работы в указанном МО по специальности, установленной законодательством);
  • в прочих случаях, определенных статьей 39.5 ЗК РФ.

В аренду

Передача земли в аренду осуществляется без проведения торгов или в виде аукциона.

Аукцион

Правила проведения аукциона обозначены в ст. 39.11-39.13 ЗК РФ.

Аукцион проходит в несколько этапов:

  • подготовка и организация аукциона на право заключения договора аренды земли, находящейся в собственности государства;
  • подача заявки на участие в аукционе и необходимых документов;
  • проведение аукциона на право заключения договора аренды с оформлением итогов в протоколе.

Без торгов

В соответствии со ст. 39.6 ЗК РФ, передача земли в аренду без проведения торгов возможна в следующих случаях:

  • по решению Президента РФ;
  • возведение объектов социального и культурного назначения, реализация крупных инвестиционных проектов (перечисленные объекты отвечают критериям, определенным постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 года №1603);
  • строительство объектов государственного и муниципального значения;
  • проведение объектов тепло-, электро-, газо- и водоснабжения;
  • правообладателям здания, под которым находится участок;
  • религиозным организациям;
  • для проведения бюджетных строек;
  • льготникам, в т. ч. многодетным семьям;
  • лицам для ИЖС, ЛПХ и КФХ в отдаленной сельской местности;
  • физлицам для сенокошения и выпаса скота;
  • переоформление из права бессрочного пользования;
  • взамен земли, изъятой для реализации государственных нужд;
  • участок образован из ранее предоставленной земли.

Сроки предоставления

Участки предоставляются в безвозмездное пользование на срок:

  • не более шести лет – лицам для ведения ЛПХ и КФХ в МО, установленных законодательством субъекта;
  • не более шести лет – лицам для ИХЖ и ЛПХ в МО, работающим по основному месту работы в этих МО по специальностям, определенным законодательством;
  • не более десяти лет – малочисленным народам Севера, Сибири и дальнего Востока для возведения сооружений с целью сохранения традиционного образа жизни.

Прочие случаи описаны в статье 39.10 ЗК РФ.

Договор аренды ЗУ заключается на срок:

  • от 3 до 10 лет для строительства и реконструкции сооружений;
  • до 9 лет для строительства линейных объектов;
  • до 20 лет гражданам для ИЖС и ЛПХ;
  • на срок, не превышающий срок договора аренды земли, если выделяется участок, образованный из исходного земельного участка;
  • до 49 лет – в прочих случаях.

Основания для отказа

Основания отказа проведения аукциона:

  • нет сведений о возможности подключения объекта к сетям ИТО;
  • нет разрешения на использование земли или оно не отвечает целям использования, прописанным в заявлении;
  • участок не входит в определенную категорию земель;
  • объект предоставлен на ПБИ, безвозмездного пользования, пожизненного владения либо аренды;
  • земля изъята из оборота;
  • земля ограничена в обороте;
  • земля зарезервирована для государственных нужд;
  • земля предназначена для строительства объектов федерального, регионального или местного значения.

Основания отказа при предоставлении земли без торгов:

  • заявителем является лицо, не имеющее права на получение земли без аукциона;
  • земля изъята из оборота или ограничена в обороте;
  • разрешение на использование земли не соответствует целям, перечисленным в заявлении;
  • ЗУ предназначен для строительства объектов федерального, регионального или местного значения;
  • предоставление земли на заявленном виде прав невозможно;
  • площадь земли, указанная в заявлении, превосходит площадь, отмеченную в схеме или проекте межевания более чем на 10%.

Перечень документов

Для участия в аукционе заявитель подает:

  • заявку на участие по установленной форме с указанием реквизитов для перечисления задатка;
  • ксерокопии документов, удостоверяющих личность;
  • нотариально заверенный перевод документов о госрегистрации организации согласно закону иностранного государства, если заявитель – иностранное юрлицо;
  • документ о внесении задатка.

Прием документов прекращается за пять дней до дня проведения аукциона.

Перечень электронных документов включает:

  • схему расположения объекта;
  • извещение о проведении аукциона в электронном виде;
  • заявление о предварительном согласовании выделения земли;
  • заявление об установлении сервитута;
  • заявление о перераспределении участков с прилагающимися документами;
  • проект межевания в виде электронного документа;
  • заявление о проведении аукциона;
  • заявление о подтверждении схемы.

Основания для образования участка

Образование участков из земель , принадлежащих государству, осуществляется согласно следующим документам:

  • проект межевания земли, утвержденный согласно ГРК РФ;
  • документ, отражающий месторасположение, границы и площадь участка;
  • схема местоположения участка на кадастровом плане (если отсутствует проект межевания).

Проект межевания территории

Образование участка осуществляется согласно проекту межевания:

  • из участка, выделенного на комплексное основание местности;
  • из участка, выделенного НКО, сформированной лицами для ведения дачного хозяйства и садоводства либо для ведения дачного хозяйства прочим юрлицам;
  • в пределах территории, относительно которой заключено соглашение о ее развитии;
  • в пределах элемента планировки, занятого многоквартирными зданиями;
  • для строительства линейных объектов федерального или регионального значения.

Проектная документация о местоположении и границах

Подготовка схемы ЗУ осуществляется в виде электронного документа. Подготовка на бумажном носителе допускается, если участок выделяется без проведения торгов.

При подготовке схемы учитываются:

  • утвержденная документация территориальной планировки;
  • правила строительства и землепользования;
  • проекты планировки местности;
  • положения об особо охраняемых природных объектах;
  • наличие местности с особыми условиями использования земли;
  • земли общего пользования;
  • красные линии;
  • границы участков;
  • расположение построек и объектов незавершенного строительства.

Схема содержит:

  • условный номер каждого участка (если образуются два и более участка);
  • площадь участка;
  • координаты точек границы участка;
  • границы формируемого участка;
  • информация об утверждении.

Требования к подготовке схемы утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 27 ноября 2014 года №762. Подготовкой занимается орган государственной власти или МСУ.

Подготовка проводится на основании следующих документов:

  • утвержденный документ территориального планирования;
  • проект противопожарной защиты;
  • проект планировки территории.

Подготовка схемы при помощи официального сайта производится за плату. Если схему готовят органы государственной власти и МСУ, плата не взимается.

Утвержденная схема расположения

Решение об утверждении схемы заменяет (в случае выделения земли без аукциона):

  • решение о предварительном согласовании месторасположения объекта;
  • решение об образовании участка.

Утвержденное решение направляется в орган кадастрового учета. Информация, представленная в решении и схеме, отображается на кадастровых картах.

Основания возникновения прав на земельный участок

Основания возникновения прав на землю перечислены в ст. 39.1 ЗК РФ:

  • решение о предоставлении земли в собственность безвозмездно или в ПБП;
  • договор купли-продажи при выделении земли в собственность за плату;
  • договор аренды при передаче земли в аренду;
  • договор безвозмездного пользования при выделении земли в безвозмездное пользование.

Предоставление ЗУ в безвозмездное пользование

Согласно ст. 39.10 ЗК РФ, земля предоставляется в пользование на безвозмездной основе в следующих случаях:

  • лицам для ведения ЛПХ, КФХ в МО, установленных законодательством субъекта;
  • для ИЖС и ЛПХ – лицам, работающим по основному месту работы в МО, по специальностям, утвержденным законодательством субъекта;
  • малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока для возведения построек с целью сохранения традиционного образа жизни и хозяйствования.

Прочие случаи обозначены в вышеназванной статье.

Предварительное согласование предоставления участка

Предварительное согласование требуется при уточнении границ участка, а также при передаче земли без торгов.

Вместе с заявлением о предварительном согласовании подаются:

  • документ, доказывающий право заявителя на получение земли без торгов;
  • схема участка, если он только образуется и проекта межевания нет.

Заявление рассматривается в течение 30 дней с момента поступления. Решение о предварительном согласовании действительно в течение двух лет.

Порядок предоставления земельного участка без проведения торгов

Если участка нет, заявитель занимается разработкой схемы участка (при отсутствии проекта межевания). Уполномоченный орган власти в течение месяца принимает решение о предварительном согласовании. Далее заявитель занимается реализацией кадастровых работ и кадастрового учета земли. Данная процедура осуществляется органом власти в течение 10 дней. Последний этап – заключение договора.

Преимущества нового порядка

С 1 марта 2015 года сильно изменился порядок предоставления участков из государственной и муниципальной собственности.

Плюсы нововведений:

  • устанавливается порядок выделения готового участка и земли без точных границ;
  • вводятся сроки принятия решений;
  • вводятся основания для отказа в принятии того или иного решения;
  • исключено решение об образовании земли в виде дублирующего решения об утверждении схемы;
  • исключена подготовка и утверждение акта выбора земли.

Особенности предоставления участков гражданам для ИЖС, ведения ЛПХ и т.п.

Заявитель занимается подготовкой схемы участка и подает заявление в орган МСУ о предварительном согласовании выделения земли. Орган МСУ в свою очередь публикует извещение о выделении земли для конкретных целей.

В этом извещении содержатся:

  • сведения о возможности выделения земли с указанием его целей;
  • сведения о праве физлиц или КФХ подавать заявление на участие в торгах;
  • адрес, способ подачи заявки;
  • срок приема заявок;
  • адрес месторасположения участка;
  • кадастровый номер, площадь земли;
  • площадь земли согласно проекту межевания или схемы, если участок только образуется;
  • адрес и время приема для ознакомления со схемой, составленной в бумажном виде.

Если в течение месяца поступили другие заявление, орган МСУ выносит решение об отказе в предоставлении земли без аукциона. Если заявление не поступали, и участок уже сформирован, остается только подписать договор купли-продажи или договор аренды.

В противном случае орган МСУ примет решение о предварительном согласовании выделения земли. Заявитель проводит кадастровые работы, подает в орган МСУ заявление о выделении земли и только после этого подписывается договор.

ЗК РФ Статья 39.14. Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

(введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

Перспективы и риски судебных споров. Ситуации, связанные со ст. 39.14. ЗК РФ

Арендатор хочет признать отказ арендодателя в предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, без проведения торгов незаконным

1. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

(см. текст в предыдущей редакции)

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

2. Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

3. Заявитель вправе представить документы, которые должны быть получены уполномоченным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия.

4. В случаях, предусмотренных подпунктами 4 и 5 статьи 39.5 настоящего Кодекса, заявление о предоставлении земельного участка в собственность должно быть подано до дня прекращения права безвозмездного пользования таким земельным участком и одновременно с заявлением о прекращении этого права.

5. В случаях, предусмотренных подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.3 , подпунктом 11 пункта 2 статьи 39.6 настоящего Кодекса, заявление о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду должно быть подано одновременно с заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком.

6. В случае, если в соответствии с настоящим Кодексом допускается предоставление земельного участка лицу в собственность или в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель.

Предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданами права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков осуществляется однократно.

7. Положения настоящей статьи не применяются в случае:

1) предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии со статьей 39.19 настоящего Кодекса;

2) заключения договора купли-продажи или договора аренды земельного участка с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, заявителем, признанным единственным участником аукциона, или единственным принявшим участие в аукционе его участником;

3) заключения договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, в соответствии со статьей 39.21 настоящего Кодекса;

4) предоставления земельных участков в безвозмездное пользование в виде служебных наделов по решению организации, которой земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование;

5) заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предназначенного для освоения территории в целях строительства стандартного жилья или комплексного освоения территории в целях строительства стандартного жилья, с победителем аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья либо с иным лицом, имеющим право на заключение данных договоров в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. В этом случае договор аренды такого земельного участка заключается одновременно с договором об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договором о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предназначенного для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, с победителем аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договора об освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования либо с иным лицом, имеющим право на заключение данных договоров в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. В этом случае договор аренды такого земельного участка заключается одновременно с договором об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договором об освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования;

7) предоставления земельных участков гражданам в безвозмездное пользование, аренду, собственность в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

8. Предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства (за исключением случаев , если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 законом

Часто у собственников земельных участков возникает необходимость уточнения границ и площади своего земельного участка в связи с изломанностью линий границ, вклиниванием смежных земельных участков, «прирезкой» части земельного участка, неудобным подходом или подъездом и др.

В таких случаях оптимальным решением является перераспределение земельных участков, речь о котором и пойдет в данной статье.

Обязательных требований к такому соглашению законодательством не установлено, однако, исходя из общих положений гражданского законодательства, в тексте указанного соглашения должны содержаться следующие сведения:

  • данные о сторонах-участниках сделки (ФИО, паспортные данные, наименование юридического лица и сведения о лице, действующего от имени юридического лица, и документе, подтверждающем его полномочия);
  • сведения о документах-основаниях использования сторонами перераспределяемых земельных участков;
  • данные об участках, которые подлежат изменению путем перераспределения (кадастровый номер, площадь, адрес).

Кроме того, данный документ может содержать любые иные условия по усмотрению сторон.

Необходимо также помнить, что к указанному документу предъявляются такие же требования, как и к любым иным гражданско-правовым сделкам (например, должны отсутствовать неоговоренные сторонами ограничения (обременения) в отношении перераспределяемых участков; если перераспределяемый земельный участок является , то сделка должна быть заключена с согласия супруга и т.п.)

Соглашение о перераспределении земельных участков после его подписания всеми сторонами передается который будет производить на основании внесенных в него сведений подготовку , в котором будут зафиксированы производимые изменения.

Кроме того, указанный документ будет являться документом-основанием при осуществлении государственной регистрации произошедших изменений в Росреестре.

3. Перераспределение земельных участков, находящихся в частной собственности с земельными участками, принадлежащими государству

Подобное перераспределение допускается в следующих случаях:

  • при наличии законного договора о предстоящем развитии территории, которая была застроена жилыми или хозяйственными зданиями. Целью таких мероприятий является приведение границ земли в соответствие с утвержденным ;
  • для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы земельных участков, находящихся в частной собственности, с целью приведения границ таких земельных участков в соответствие с проектом межевания территории. Однако в данном случае площадь земельных участков не может увеличиваться более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
  • земельные участки, которые используются гражданами для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, могут быть расширены до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
  • для размещения федерального, регионального или местного значения, в том числе в целях .

Перераспределение осуществляется в соответствии с:

  • утвержденным
  • утвержденной схемой расположения земельного участка при отсутствии такого проекта (п. 3 ст. 39.28 ЗК РФ).

Данный вид перераспределения также осуществляется на основании соглашения, заключенного между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.

Для заключения данного соглашения граждане или юридические лица, собственники участков должны обратиться с заявлением о перераспределении в муниципальную администрацию по месту нахождения земельного участка.

Подробный перечень сведений, которые должны быть указаны в данном заявлении, а также документов, которые необходимо приложить к такому заявлению, содержится в п. 2 ст. 39.29 ЗК РФ

Такие документы могут предоставляться любым удобным для заявителя способом: лично или же с помощью интернет-ресурсов.

Результатом подачи заявления и дополнительной документации должно стать соглашение сторон о проведении перераспределения, решение о заключении которого выносит уполномоченный орган в срок не более чем 30 со дня поступления заявления

В случае заключения соглашения о перераспределении указанный документ в обязательном порядке должен содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (п. 2 ст. 39.28 ЗК РФ).

Обязательными приложениями к соглашению о перераспределении являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения (п. 4 ст. 39.28 ЗК РФ).

Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения осуществляется за плату, размер которой определяется Правительством РФ, субъектом РФ или органом местного самоуправления, в зависимости от того, в чьей собственности находился земельный участок (п. 5 ст. 39.28 ЗК РФ).

Однако в определенных случаях органы власти могут принять решение об отказе в заключении соглашения. Основания для отказа в заключении соглашения установлены п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ .

Отсутствие сведений о местоположении границ земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого осуществляется перераспределение, не является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

4. Перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой

Земли, принадлежащие государству или муниципалитету, как и другие земельные участки, могут участвовать в процедуре перераспределения.

Случаи и основания перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой регулируются ст. 39.27 ЗК РФ .

Перераспределение земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности допускается в следующих случаях:

  • все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением ;
  • земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и между которым и землями осуществляется перераспределение, не предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременен правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута;
  • все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу.

В первых двух случаях перераспределение участков осуществляется на основании соглашений между уполномоченными органами, а в третьем случае на основании решения соответствующего органа (п. п. 4, 5 ст. 39.27 ЗК РФ).

В соглашении прописываются такие обязательные моменты, как:

  • участники правоотношений;
  • данные о наделах, участвующих в образовании новых массивов;
  • обоснование прав сторон на перераспределяемые земельные участки;
  • полномочия и обязательства сторон, в рамках образования новых наделов;
  • распределение бремени расходов, связанных с выполнением кадастровых работ по образованию земельных участков;
  • информация о правах, возникающих на образуемые земельные участки (п. 6 ст. 39.27 ЗК РФ).

Соглашение о перераспределении не может быть заключено, а решение о перераспределении не может быть принято в случае, если (п. 7 ст. 39.27 ЗК РФ):

  • отсутствует письменное согласие лица, которому принадлежат участки на одном виде права;
  • предусматривается перераспределение земельного участка, являющегося предметом аукциона, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
  • границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Законом о регистрации;
  • имеются законные основания для вынесения отказа в утверждении схемы размещения надела, установленные п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ ;
  • предусматривается перераспределение земельного участка, в отношении которого подано заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предоставлении.

Статья 39.27 . Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой

1. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой допускается в следующих случаях:

1) все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута;

2) земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и между которым и землями осуществляется перераспределение, не предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременен правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута;

3) все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу;

Информация об изменениях:

Пункт 1 дополнен подпунктом 4 с 2 августа 2019 г. - Федеральный закон

4) границы земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, не предоставлены гражданам и юридическим лицам и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута, приводятся в соответствие с утвержденным проектом межевания территории (в том числе для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы) при условии, что площадь земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

2. В случаях, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 1 настоящей статьи, перераспределение земель или земельных участков осуществляется на основании соглашений между уполномоченными органами, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Статья 39.27 дополнена пунктом 2.1 с 2 августа 2019 г. - Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 283-ФЗ

2.1. В случае, указанном в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, перераспределение земель или земельных участков осуществляется на основании соглашений между уполномоченными органами и лицами, которым предоставлены такие земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, при наличии утвержденного проекта межевания территории.

3. В случае перераспределения земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и право распоряжения которыми принадлежит одному и тому же исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления, такое перераспределение осуществляется на основании решения соответствующего органа.

4. В случае, если перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории, в соглашении либо решении о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории.

5. В случае, если перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, планируется в соответствии со схемой расположения земельного участка, данная схема является обязательным приложением к соглашению либо решению о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом данная схема утверждается указанными соглашением либо решением.

6. Соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должно содержать обязательство сторон по обеспечению образования земельных участков, включая распределение бремени расходов, связанных с выполнением кадастровых работ по образованию земельных участков, а также информацию о правах, возникающих на образуемые земельные участки.

7. Соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть заключено, а решение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть принято при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) осуществляется перераспределение земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу, и отсутствует согласие в письменной форме указанного лица;

2) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;

3) границы земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

4) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

5) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого подано заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предоставлении.

Информация об изменениях:

Статья 39.27 дополнена пунктом 8 с 2 августа 2019 г. - Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 283-ФЗ

8. В случае, предусмотренном подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть заключено при наличии обстоятельств, указанных в пункте 7 настоящей статьи, а также при наличии следующих обстоятельств:

1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи;

2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;

3) на подлежащем перераспределению земельном участке, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, в результате такого перераспределения будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса;

4) проектом межевания территории предусматривается перераспределение земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота;

5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

6) проектом межевания территории предусматривается перераспределение земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;

7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;

8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков.



Загрузка...

Реклама