novomarusino.ru

Иностранные граждане совершившие административное правонарушение подлежат. Мигрант и административные штрафы

Ин. граждане, лица без гражданства и ин. юридические лица, совершившие на территории РФ адм. правонарушения, подлежат адм. ответственности на общих основаниях.

Не подлежат адм. ответственности иностранные граждане, совершившие на территории РФ адм. правонарушение, но пользующиеся иммунитетом от адм. юрисдикции РФ в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ. Иммунитет от адм. юрисдикции распространяется на глав дипломатических представительств, членов дипломатического персонала, членов их семей, глав консульских представительств и некоторых консульских должностных лиц, а также членов государственных делегаций, осуществляющих официальные визиты в Российскую Федерацию. Вопрос об адм. ответственности вышеперечисленных лиц разрешается в соответствии с нормами международного права.

48. Адм. Выдворение за пределы рф иностранного гражданина или лица без гражданства. Соотношение административного выдворения и депортации.

Адм. выдворение характеризуется следующими чертами:

оно может быть установлено только федеральными законодательными актами в качестве как основного, так и дополнительного наказания;

оно устанавливается с целью предупреждения и пресечения действий иностранных граждан и лиц без гражданства, противоречащих интересам обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов российских граждан и других лиц. Адм. выдворение предусматривается за нарушение режима Гос. границы РФ; нарушение режима в пунктах пропуска через Гос. границу РФ; нарушение ин. гражд. или лицом без гражданства режима пребывания в РФ; нарушение правил привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы;

данная мера адм. наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства адм. правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами;

адм. выдворение как вид адм. ответственности может применяться к иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся только на законном основании на территории России. К лицам, не имеющим статуса лиц, законно проживающих или пребывающих на территории РФ, и пересекших Государственную границу РФ с территории иностранного государства без установленных для въезда в Российскую Федерацию документов, применяется адм. выдворение как мера пресечения;

иностранным гражданам и лицам без гражданства, к которым применено адм. выдворение, въезд в Российскую Федерацию не разрешается в течение одного года со дня адм. выдворения в принудительном порядке.

Принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Административная ответственность иностранных граждан за правовые нарушения на территории Российской Федерации имеет ряд отличий от наказаний, возложенных на резидентов.

Наши адвокаты по миграционным делам не раз сталкивались в работе с приезжими и готовы помочь в защите Ваших интересов в любом административном деле.

Когда наступает административная ответственность иностранных лиц?

Ответственность по КоАП РФ возникает вне зависимости от расовой принадлежности, языка, полового признака, религиозных предпочтений и других признаков. Иностранные граждане подлежат административной ответственности за несоблюдение закона и совершение противоправных действий на территории нашего государства. При несоблюдении правил и норм нахождения в РФ (нарушение порядка регистрации, срока проживания, транзитных перемещений и т. д.) административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства применяется в соответствии с действующими правовыми актами РФ.

Часто назначенное наказание ничем не отличается от наказания, которое применяется к гражданам РФ. Но разница в том, что если назначенный штраф за нарушение ПДД или хулиганскую выходку для гражданина своей страны приведет лишь к исполнительному производству, то для иностранного подданного вполне реальна такая мера как , которая часто является последствием мелких нарушений, которые не обжаловались в срок.

Внимание : чтобы не получить вердикт нежелательного пребывания на территории РФ отнеситесь к защите своего права в административном деле со всей внимательностью, даже если Вам грозит небольшой штраф, ведь в будущем на основе даже статистики по штрафам ПДД возможно административное выдворение иностранного гражданина. Если невиновность не удалось доказать в рамках рассмотрения дела в суде первой инстанции, то составленная самостоятельно или с помощью нашего адвоката может помочь исправить судебную ошибку.

Порядок привлечения к административной ответственности

Привлечения к административной ответственности иностранных дипломатов, послов, советников, торговых представителей, консулов и др. невозможны по причине подписания Венской конвенции в 1961 году. Административная ответственность иностранных юридических лиц применяется к субъектам, совершившим противоправные поступки на территории федеративного государства, на общепринятых основаниях.

Если находясь за пределами федеративного государства лицо другой страны совершило административные противоправные действия, направленные против интересов нашей Родины, то административная ответственность иностранных граждан на территории РФ действует согласно основным положениям Кодекса об административной ответственности РФ.

Внимание : смотрите видео по защите прав в административных делах, а также подписывайтесь на наш канал YouTube , чтобы узнавать советы адвоката и получать бесплатную консультацию юриста Екатеринбурга через комментарии к ролику.

Помощь адвоката по административным делам

В отличие от российских граждан к иностранцам применяется такая мера наказания, как . Люди других государств попадают на территорию РФ по разным причинам. Одни бегут с родины и просят вид на жительство у нашего государства, вторые имеют разрешение на временное пребывание в России с определенной целью, третьи нелегально пересекают границу и так далее.

Административная ответственность иностранных граждан РФ направлена на пресечение последующих правонарушений со стороны жителей других стран, а также для контроля над миграционными потоками. Наш миграционный адвокат проконсультирует вас по любому вопросу, а также примет участие в защите Вашего интереса после заключения соглашения на оказание юридической помощи.

Читайте еще по вопросам защиты иностранных лиц:

С нашей помощью гражданам снят в срок

P.S. : если у Вас проблема - позвоните нашему адвокату и мы постараемся решить Ваш вопрос: профессионально, на выгодных условиях и в срок

Наше новое предложение — бесплатная консультация юриста через заявку на сайте.

СТ 2.6 КоАП РФ

1. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

2. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, предусмотренные частью 2 статьи 8.16, статьями 8.17 - 8.20, 11.7.1, частью 2 статьи 19.4 настоящего Кодекса, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

2.1. Иностранное юридическое лицо, совершившее за пределами Российской Федерации административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.28 настоящего Кодекса и направленное против интересов Российской Федерации, подлежит административной ответственности на общих основаниях.

3. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

Комментарий к Ст. 2.6 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Комментируемая статья конкретизирует принцип национального правового режима, предусмотренный ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором с участием Российской Федерации.

Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ (ч. 2 ст. 62 Конституции РФ).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Если лицо имеет двойное гражданство, включая российское, то оно не является иностранным.

Все законно находящиеся в России иностранные граждане делятся на временно пребывающих, временно проживающих и постоянно проживающих (ст. 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"). Принадлежность иностранного гражданина к одной из этих категорий влияет на срок его пребывания на территории России, предопределяет объем его прав и обязанностей, а также особенности участия в трудовых отношениях.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.

Порядок оформления и выдачи документов для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию), в том числе форма визы, порядок и условия ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты и порядок аннулирования визы регламентированы Федеральным законом от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".

В Федеральном законе от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" определены обязанности иностранных граждан при осуществлении миграционного учета, перечень сведений, составляющих его содержание, а также основания постановки на миграционный учет и снятия с миграционного учета. Правила осуществления миграционного учета регламентированы Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".

Нарушение иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда в Российскую Федерацию, иммиграционных правил либо правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации является основанием для привлечения их к административной ответственности по нормам гл. 18 КоАП РФ (ч. 2 ст. 18.1, ч. 2 ст. 18.4, ст. ст. 18.8, 18.10, 18.11, ч. 2 ст. 18.17 и др.).

Немало составов административных правонарушений, субъектами которых могут быть только иностранные граждане, содержится и в других главах КоАП РФ (ч. 2 ст. 6.8, ч. 2 ст. 6.13, ч. 3 ст. 20.20, ч. 3 ст. 20.25 и др.). Вместе с тем в КоАП РФ есть и такие статьи, которые не применяются в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства либо имеют ограниченное действие в отношении некоторых из них. Например, в силу прямого указания в примечании 1 к ст. 20.25 КоАП РФ к административной ответственности за неуплату административного штрафа в установленный срок (ч. 1 ст. 20.25) указанные лица не могут быть привлечены в случае, если они своевременно не уплатили административный штраф, который был назначен им одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации. В других случаях административное правонарушение в силу особых признаков его субъекта или специфики объективной стороны может быть совершено только российским гражданином (например, нарушения правил воинского учета, проживание гражданина РФ без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), нарушение гражданином РФ правил регистрационного учета и др.).

Одна из особенностей административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства состоит в том, что только к ним применяется административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

2. Установленное в ст. 2.6 КоАП РФ правило о равном правовом режиме для иностранных лиц распространяется не только на иностранных граждан и лиц без гражданства, но и на иностранных юридических лиц.

Иностранное юридическое лицо - категория гражданско-правовая. В гражданском праве данный термин употребляется применительно к иностранным организациям, созданным по законам и на территории иностранного государства и зарегистрированным в качестве юридического лица по иностранному праву (ст. 1202 ГК РФ).

В то же время на территории Российской Федерации осуществляют деятельность и такие иностранные организации, которые в соответствии с законодательством государства, в котором они учреждены, не обладают статусом юридического лица. И российское законодательство не может это не учитывать. Например, Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" в числе иностранных инвесторов называет иностранную организацию, не являющуюся юридическим лицом. Согласно ч. 2 ст. 1203 ГК РФ указанные организации, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации, признаются правоспособными по российскому праву и на них распространяются положения ГК РФ о юридических лицах. Подобные организации, находясь на территории Российской Федерации, должны соблюдать правила и нормы, установленные для иностранных и российских юридических лиц, и нести ответственность за их нарушение. В связи с этим используемое в тексте комментируемой статьи понятие "иностранное юридическое лицо" представляется не совсем корректным и подлежит толкованию с учетом положений ст. ст. 1202 - 1203 ГК РФ.

Таким образом, под иностранными юридическими лицами в контексте ст. 2.6 КоАП РФ следует понимать иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации, независимо от наличия или отсутствия у них статуса юридического лица по иностранному праву. Основным критерием, определяющим возможность привлечения иностранной организации к административной ответственности по КоАП РФ, является признание ее существования: эта организация должна быть легально созданной в соответствии с законом иностранного государства.

Филиалы и представительства иностранной организации, которые осуществляют деятельность на территории Российской Федерации, являются частью (структурным подразделением) головной организации - иностранного юридического лица (ст. ст. 21, 22 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации") и самостоятельными субъектами административной ответственности не являются.

3. Исходя из территориального принципа действия законодательства об административных правонарушениях и принципа национального режима в ч. 2 комментируемой статьи специально оговорено, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне, подлежат административной ответственности на общих основаниях. В КоАП РФ установлено шесть составов таких правонарушений (ч. 2 ст. 8.16, ст. ст. 8.17 - 8.20, ч. 2 ст. 19.4). Понятие континентального шельфа приведено в Федеральном законе от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации". Статус исключительной экономической зоны определен Федеральным законом от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации".

4. Исключением из общего правила о национальном правовом режиме для иностранных граждан в сфере административной ответственности являются случаи совершения административного правонарушения на территории Российской Федерации лицами, пользующимися дипломатическим иммунитетом (неприкосновенностью).

Круг таких лиц определяется Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 года, Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года, Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 года, Венской конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 года, Конвенцией о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций, действующих в определенных областях сотрудничества, 1980 года и основанными на этих документах двусторонними международными договорами РФ.

Так, в соответствии со ст. 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года дипломатический агент пользуется иммунитетом от административной юрисдикции государства пребывания. Дипломатическим агентом является глава представительства (послы, посланники, поверенные в делах) или член дипломатического персонала представительства, т.е. лица, имеющие дипломатический ранг. Согласно ст. 43 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года консульские должностные лица и консульские служащие также не подлежат юрисдикции судебных и административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций. Вопрос об иммунитете консульских должностных лиц решается на основе международных соглашений.

Дипломатическая неприкосновенность распространяется и на представителей иностранных государств, делегатов, членов парламентов, правительств, прибывающих на международные переговоры с официальными поручениями, и т.д., а также сопровождающих их членов семей, если последние не являются гражданами РФ. Иммунитет в этих случаях предоставляется на основе взаимности.

Правом дипломатической неприкосновенности в соответствии с международными договорами могут обладать и представители международных неправительственных организаций, журналисты.

На основе взаимности специальными международными договорами дипломатический иммунитет может быть распространен на иные категории лиц, например на административно-технический персонал дипломатических представительств (за исключением граждан РФ).

Наличие у иностранного гражданина иммунитета от административной юрисдикции государства пребывания исключает возможность привлечения его к административной ответственности, равно как и возможность применения к нему мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Такие лица, как правило, обладают личной неприкосновенностью и не могут быть подвергнуты административному задержанию, личному досмотру и иным мерам, нарушающим неприкосновенность их личности или их резиденции.

Однако наличие иммунитета не означает безнаказанности обладающих им лиц. В случае выявления уполномоченным должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, совершенного иностранным гражданином, предъявившим документы, подтверждающие наличие иммунитета от административной юрисдикции РФ, вопрос об административной ответственности указанного лица разрешается в соответствии с нормами международного права. В частности, такое лицо может быть привлечено к административной ответственности в Российской Федерации с согласия правительства государства его аккредитации или на территории собственной страны.

5. Как следует из содержания ч. 3 комментируемой статьи, принцип дипломатического иммунитета распространяется только на иностранных граждан и не подлежит применению в отношении иностранных юридических лиц, которые во всех случаях совершения ими административных правонарушений на территории Российской Федерации несут административную ответственность на общих основаниях.

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского,2015, № 1, с. 201-208

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ И ЛИЦАМИ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РФ

© 2015 г. И.Д. Фиалковская, Е.Г. Софронова

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

[email protected]

Поступслм к родмкцсю 29.12.2014

Рассматриваются актуальные вопросы административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства. Особое внимание уделяется причинам совершения административных правонарушений, а также теоретическим и практическим проблемам реализации наказаний в сфере миграции. Предлагаются варианты решения сложившихся трудностей в данной области и необходимые меры, связанные с предупреждением и пресечением административных правонарушений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также с совершенствованием миграционной политики.

Ключокыо слокм: миграция, административные правонарушения, пребывание иностранных граждан, штраф, конфискация, приостановление деятельности, административный арест, административное выдворение, пересечение государственной границы.

В нашей стране законодательно установлены и действуют административно-правовые режимы охраны государственной границы и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства. Эти нормы представляют собой в общем и целом совокупность правовых норм и основанных на них организационных мер, определяющих порядок пересечения государственной границы Российской Федерации и поведение иностранных граждан и лиц без гражданства в связи с реализацией ими права на проживание и передвижение по территории России, а также определенный порядок деятельности государственных и негосударственных органов, должностных лиц и граждан России в сфере действия режимных норм .

Административная ответственность относится к самостоятельному виду мер административного принуждения. В этой связи большое значение имеет совершенствование механизма принудительного воздействия на нарушителей. Основная цель принуждения - воздействие на правонарушителей. Однако принуждение выступает и мерой предупреждения правонарушений .

Следует признать, что ежегодно в нашем государстве за совершение миграционных правонарушений тысячи и тысячи иностранных граждан и лиц без гражданства, а также российских граждан и организаций привлекаются к административной ответственности. В числе наиболее распространенных правонарушений -пребывание иностранных граждан на территории РФ без документов, подтверждающих пра-

во нахождения в РФ, уклонение от выезда с территории РФ по истечении установленного срока, нарушение правил транзитного проезда через территорию РФ, отсутствие разрешений на осуществление трудовой деятельности, поддельные миграционные карты. Кроме того, складывается устойчивая тенденция увеличения числа иностранных граждан, незаконно въехавших на территорию России, и тем самым создается реальная угроза национальной безопасности страны .

По нашему мнению, основными причинами совершения административных правонарушений в рассматриваемой области являются:

Отсутствие комплексной государственной системы предупреждения административных правонарушений и, как следствие, непродуктивность разрозненных мероприятий по их предупреждению;

Недостаточная эффективность системы наказания;

Слабая осведомленность населения по вопросам, касающимся правил режима государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. Нарушение указанных правил происходит зачастую из-за незнания законодательства Российской Федерации о государственной границе, свидетельством чему являются многочисленные дела об административных правонарушениях .

С возрастанием числа правонарушений в сфере миграции связано и ужесточение ответ-

И.Д. Фиалковская, Е.Г. Софронова

ственности за нарушения в данной области. Субъектный состав правонарушений также расширен. Теперь, к примеру, за нарушение правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в РФ (ст. 18.9) подлежит ответственности не только должностное лицо организации, принимающей в РФ иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданин Российской Федерации, но и постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин.

Думается, что немаловажную роль в укреплении законности и правопорядка в указанной сфере, а также правовой охраны миграционных отношений играют меры административной ответственности. За совершение правонарушений в области обеспечения установленных режима охраны государственной границы, режима в пунктах пропуска через нее, режима пребывания на территории Российской Федерации применяются следующие административно-правовые санкции: предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, административное приостановление деятельности.

Предупреждение - это мера административного наказания, которая выражается в официальном порицании физического или юридического лица в письменном виде. Предупреждение применяется преимущественно к лицам, виновным в совершении незначительных административных правонарушений. В настоящее время такое наказание предусмотрено ч. 3 ст. 18.1, ст. 18.2, 18.3, ч. 1 ст. 18.4 КоАП РФ. Чаще всего предупреждение предусматривается в санкциях альтернативно с административным штрафом. Вместе с тем не допускается его применение вместо других административных наказаний, поскольку Кодекс РФ об административных правонарушениях не предусматривает возможности замены одного административного наказания другим, если это не установлено в санкции соответствующей нормы КоАП РФ.

По поводу целесообразности включения в санкции статей гл. 18 КоАП РФ такого наказания, как предупреждение, в научной литературе нет единства мнений. К примеру, О.В. Катаева предлагает к лицам, совершившим административное правонарушение в сфере обеспечения режима пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, впервые, с неосторожной формой

вины, применять именно такую меру административного наказания, как предупреждение, и соответственно внести изменения в санкции ч. 1, ч. 2 ст. 18.8 и ч. 1 ст. 18.11 КоАП РФ, предусмотрев за указанные административные правонарушения данный вид административного наказания .

Напротив, по мнению Е. Симоновой, меру административной ответственности в виде предупреждения в силу ее малоэффективности следует исключить из соответствующих статей (частей статей) главы 18 КоАП РФ .

Представляется возможным согласиться с данной точкой зрения, учитывая особую значимость для обеспечения общественного порядка и безопасности государства соблюдения рассматриваемых норм КоАП, а также отсутствие экономической целесообразности и низкую результативность применения данного вида наказания.

Административный штраф - это денежное взыскание, налагаемое уполномоченным должностным лицом на физическое или юридическое лицо с целью воздействия на материальные интересы .

Воздействие на правонарушителя материально, посредством лишения последнего определенной суммы денежных средств является главной особенностью административного штрафа . При этом назначение данной меры административной ответственности состоит в том, чтобы, воздействуя на сознание правонарушителей, предупреждать в будущем нежелательные для общества противоправные деяния со стороны наказанных лиц, а также иных граждан и лиц .

Штраф является самым распространенным наказанием, так как он предусмотрен за все правонарушения в рассматриваемой области. Так, опрошенные практические работники ФМС, в большинстве своем не считают увеличение размеров административного штрафа за нарушения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ гарантом соблюдения правопорядка в области миграционных отношений. Только 28.3% опрошенных безусловно уверены в эффективности этой меры. 19.6% считают, что этот шаг эффективен только в отношении должностных и юридических лиц, 23.3% - что повышение размера административного штрафа только снижает уровень его взыскиваемости. 28.8% полагают, что увеличение размеров штрафных санкций не привело к упорядочению миграционных процессов по причине чрезвычайной сложности процедуры привлечения к административной ответственности за нарушения в сфере обеспечения режима пребывания ино-

странных граждан и лиц без гражданства на территории РФ .

Административный штраф является основным видом административного наказания. В случаях, предусмотренных законодательством, штраф может назначаться в сочетании с дополнительными административными наказаниями, такими как: конфискация предмета правонарушения (ч. 3 ст. 18.1, ч. 2 ст. 18.3) или административное выдворение (ч. 2 ст. 18.1, ч. 2 ст. 18. 4, ст. 18.8, 18.10, ч. 1 ст. 18.11, ч.2 ст. 18.17 КоАП РФ).

Думается, что на сегодняшний день главной проблемой реализации наказания в виде административного штрафа, применяемого в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, допустивших нарушение российского административного законодательства, выступает фактическая неплатежеспособность практически 50% данной категории граждан и лиц.

Представляется целесообразным законодательно предусмотреть несколько вариантов реализации административного штрафа в рассматриваемой области в случае неплатежеспособности иностранного гражданина или лица без гражданства, а именно:

Возложить обязанность выплаты административного штрафа на соответствующие органы того государства, гражданин которого подвергается данной мере ответственности по российскому административному законодательству, путем разработки и принятия межправительственных соглашений между Российской Федерацией и иностранными государствами;

Возможность возложения обязанности по выплате административного штрафа на приглашающую сторону (физическое или юридическое лицо), если таковая установлена;

Возможность применения альтернативной меры административной ответственности (к примеру, выполнения общественно-полезных работ) .

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения - принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация в данной области применяется только в качестве дополнительного альтернативного наказания наряду со штрафом и предусмотрена только в двух статьях гл. 18 КоАП (ч. 3 ст. 18.1, ч. 2 ст. 18.3). Необходимо отметить, что в первоначальной редакции ч. 3 ст. 18.1 КоАП РФ «Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации» конфискация не предусматривалась в качестве дополнительного административного наказания. Данная мера административ-

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества под стражей в предназначенных для этих целей учреждениях. Режим содержания является важнейшим средством достижения целей данного наказания, обеспечивает охрану арестованного и постоянный надзор за ним в целях предотвращения совершения им новых правонарушений. Административный арест устанавливается и назначается за отдельные виды наиболее общественно опасных противоправных деяний и применяется только в качестве основного административного наказания. В рассматриваемой области арест в качестве наказания предусмотрен санкцией лишь одной статьи - ст. 18.7 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы РФ».

В соответствии с п. 23 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при назначении наказания в виде административного ареста следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ данный вид наказания может быть назначен лишь в исключительных случаях, когда с учетом характера деяния и личности нарушителя применение иных видов наказания не обеспечит реализации задач административной ответственности. Кроме того, как отмечает К. В. Пронин, по смыслу ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ административный арест может применяться только при наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность .

Многие правоведы выступают за полное упразднение рассматриваемого вида наказания. К примеру, А. В. Кирин утверждает, что административный арест по негативному воздействию на человеческую психику, а также причиняемым моральным и физическим страданиям, по сути, граничит с мерами уголовной ответственности. Однако нельзя не учитывать тот факт, что административный арест занимает весьма специфическую нишу в системе административных мер принуждения. В ряде случаев он выступает в качестве единственно возможного способа воздействия на правонарушителя, поскольку, как показывает правоприменительная практика, подавляющее количество лиц, совершающих административные правонарушения, предусмотренные ст. 18.7 КоАП РФ, являются неплатежеспособными и применение

в отношении них в качестве меры воздействия административного штрафа является просто бессмысленным.

Кроме того, на практике зачастую возникает множество сложностей с исполнением данного вида наказания:

Нарушаются сроки содержания арестованных до отправления в конечный пункт исполнения наказания в не предусмотренных для этого помещениях (комнатах для задержанных дежурной части органа внутренних дел и тому подобное);

Нарушается порядок исчисления срока отбывания административного ареста (по общему правилу (ч. 3 ст. 3.9 КоАП РФ) срок административного задержания включается в срок административного ареста. В соответствии с п. 23 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «в постановлении о назначении административного ареста судье следует указать момент, с которого подлежит исчислению срок ареста. При определении начального момента течения этого срока необходимо иметь в виду ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ, согласно которой срок административного задержания лица исчисляется со времени доставления в соответствии со ст. 27.2 КоАП РФ, а лица, находящегося в состоянии опьянения, - со времени его вытрезвления». При этом зачастую в постановлениях суда не указывается точное время (часы) начала срока отбывания административного ареста и сотрудниками полиции срок содержания исчисляется с момента доставления лица в специальное учреждение);

Законодательно не предусмотрен механизм приостановления исполнения административного ареста на время производства процедуры обжалования судебного постановления;

Одной из самых существенных проблем исполнения административного ареста в настоящее время остается вопрос о материально-техническом обеспечении деятельности спецприемников. Зачастую суды при решении вопроса о назначении административного ареста в качестве меры наказания вынуждены руководствоваться не только обстоятельствами совершения правонарушения, личными качествами виновного, но и информацией о наличии свободных мест в спецприемниках и проч.

Учитывая выше изложенное, по мнению авторов, представляется необходимым заменить данную меру ответственности на более гуманные и цивилизованные средства воздействия на нарушителей (прежде всего обязательные работы или тот же административный штраф в зависимости от платежеспособности лица, совер-

шившего предусмотренное ст. 18.7 КоАП РФ правонарушение) .

К числу особых административно-правовых санкций, применяемых к иностранным гражданам и лицам без гражданства при нарушении ими соответствующих административно-правовых норм, относится административное выдворение за пределы Российской Федерации.

В соответствии с КоАП административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом их перемещении через государственную границу РФ за пределы России, а в случаях, предусмотренных законодательством, - контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из РФ. Административное выдворение как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию -соответствующими должностными лицами.

Перед рассмотрением дела и назначением такого наказания к иностранному гражданину могут быть применены меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (доставление, административное задержание и др.). По общему правилу согласно ст. 27.5 КоАП срок административного задержания не должен превышать трех часов. Однако лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания (ст. 29.6 КоАП).

Выдворение предусмотрено в ч. 2 ст. 18.1, ч. 2 ст. 18.4, ст. 18.8, 18.10, ч. 1 ст. 18.11, ч. 2 ст. 18.17 КоАП РФ. Причем в ряде санкций оно обозначено как дополнительное, а в других -как дополнительное альтернативное наказание. Как уже было отмечено, зачастую иностранные граждане и лица без гражданства, нарушающие

миграционное законодательство, являются неплатежеспособными. В связи с этим было бы целесообразно изменить санкции ч. 1.1, 3 и 4 ст. 18.8, ч. 2 и 3 ст. 18.10 КоАП РФ, предусмотрев возможность административного выдворения как с применением штрафа, так и без него.

Административное выдворение за пределы РФ применяется в относительно небольшом количестве случаев. По нашему мнению, значимой проблемой применения данного вида наказания является то, что зачастую решения судей о назначении дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ не всегда мотивированы и подтверждены данными, свидетельствующими о действительной необходимости применения к лицу столь суровой меры ответственности, а также ее соразмерности в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в административном процессе .

Также в качестве проблемного момента можно отметить следующее: если решение о выдворении все-таки вынесено, то осуществляется оно зачастую в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации. В результате трудовые мигранты могут только делать вид, что покидают территорию Российской Федерации, меняя свое место пребывания . Это приводит к снижению эффективности воздействия государства на миграционную ситуацию. Думается, что на законодательном уровне следует более подробно урегулировать процедуру применения выдворения.

Кроме того, некоторые вопросы вызывает соотношение понятий «выдворение» и «депортация». Сам законодатель то разграничивает их, то употребляет как синонимы. Отсутствие ясности в использовании данных терминов породило различные мнения и среди теоретиков. Так, В.В. Альхименко считает данные понятия равнозначными, что следует из содержания его статьи «Административное выдворение и депортация как административно-правовые средства борьбы с незаконной миграцией» . По мнению Е.В. Понизовой, депортацию следует отнести к числу мер административного пресечения, поскольку в качестве отдельной меры административного наказания в КоАП РФ она не представлена . А.А. Мишунина предлагает рассматривать депортацию иностранных граждан и лиц без гражданства по правовой природе «как административно-предупредительную меру административно-правового принуждения» .

Представляется верным следующее разграничение: административное выдворение явля-

ется мерой административного наказания и применяется только за совершение административного правонарушения; депортация - это разновидность мер пресечения, применяемых по отношению к иностранным гражданам в интересах национальной безопасности, общественного благополучия и здоровья . Таким образом, по нашему мнению, необходимо приведение законодательства в соответствие с действительным значением рассматриваемых категорий, в частности следует исключить употребление термина «депортация» как равнозначного термину «административное выдворение», применять депортацию исключительно как меру пресечения, а выдворение употреблять в качестве меры административного наказания.

Смежным понятием является «реадмиссия». Ее основное отличие от депортации и выдворения, которые применяются в одностороннем порядке, в том, что реадмиссия применяется только в рамках межгосударственного взаимодействия на основании международных договоров Российской Федерации о реадмиссии, т.е. по сути является «дипломатическим» способом высылки иностранных граждан и лиц без гражданства, незаконно находящихся на территории договаривающихся государств .

Административное приостановление деятельности в качестве административного наказания появилось в КоАП РФ только в 2005 году и первоначально было предусмотрено (ФЗ от 02.07.2005 г. № 80-ФЗ) только в санкции ч. 2 ст. 18.13 «Незаконная деятельность по трудоустройству граждан РФ за границей». Впоследствии в гл. 18 были введены новые составы правонарушений, и на данный момент административное приостановление деятельности фигурирует в ч. 2 ст. 18.13, ч. 1-4 ст. 18.15, ст. 18.16, ч. 1, 3 ст. 18.17 КоАП РФ.

Однако при реализации данной меры возникают некоторые теоретические и практические проблемы. Во-первых, существует множество способов, позволяющих коммерческим организациям вуалировать нарушения иммиграционного законодательства (к примеру, осуществление деятельности через подставную фирму).

Во-вторых, представляется весьма неоднозначным закрепление в КоАП возможности сокращения срока приостановления деятельности, если будет установлено устранение обстоятельств, послуживших основанием для назначения этой меры. По мнению И.В. Максимова, досрочное прекращение данной меры ответственности является своеобразным свидетельством «исправления нарушителя, достижения частной превенции» . Однако данная позиция представляется несостоятельной применитель-

но к миграционным правонарушениям. Перед нами юридическое лицо, оно само по себе не может раскаяться. В конце концов собственники предприятия легко могут заменить руководителя, допустившего нарушение миграционного законодательства, и тем «засвидетельствовать» свое «перевоспитание». Для такой организации сокращение срока административного наказания напоминает попытку выдать «совершенное правонарушение за несуществующее» .

По нашему мнению, норма, позволяющая сократить срок данного наказания, в ряде случаев сводит его карательную сущность практически до нуля. Например, для того чтобы устранить причину правонарушения, предусмотренного ст. 18.15, достаточно лишь уволить нелегальных работников, что возможно предпринять и сразу после назначения административного приостановления деятельности. В результате у правонарушителя появляется легальная возможность вообще избежать наказания.

Думается, что административное приостановление деятельности вполне может решить управленческие задачи, направленные на прекращение угроз в некоторых сферах общественной или государственной жизни, но наказать правонарушителя и тем обеспечить общую и частную превенцию административно наказуемых деяний оно в ряде случаев не в состоянии .

По нашему мнению, нужно некоторое реформирование института административного приостановления деятельности, а назначаться оно должно строго с учетом конкретных обстоятельств дела и исходя из целесообразности его применения в каждом конкретном случае. Некоторые авторы предлагают вообще «исключить из практики применения возможность досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности путем отмены ч. 3 ст. 3.12 КоАП РФ» .

Таким образом, представляется необходимым дальнейшее совершенствование административного законодательства в сфере режима охраны государственной границы и режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. При этом эффективность регулирования миграционных отношений и борьбы с правонарушениями зависит не только от количества и качества правовых норм, но и главным образом от качества правоприменительной деятельности, а следовательно, от знания действующего законодательства, умения его анализировать и обобщать опыт применения .

Помимо этого мерами, направленными на решение задач предупреждения и пресечения административных правонарушений в области защиты государственной границы и режима пребывания на территории Российской Федерации, а также совершенствования миграционной политики, по мнению авторов, являются: создание инфраструктуры для осуществления административного выдворения за пределы Российской Федерации; противодействие организации каналов незаконной миграции; совершенствование межведомственного взаимодействия, в том числе обмена информацией на внутригосударственном уровне по вышеобозначенным вопросам; участие в международном сотрудничестве по предупреждению административных правонарушений в указанной области, в том числе проведение совместных приграничных оперативно-профилактических мероприятий; усиление информационной и разъяснительной работы с гражданами, работодателями в целях предупреждения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации ; освещение фактов привлечения граждан к административной ответственности в области защиты государственной границы и режима пребывания на территории Российской Федерации в средствах массовой информации с целью демонстрации действенности наказания и, вследствие этого, психологического стимулирования воздержания от совершения правонарушения неограниченного круга лиц; организация «демонстрации силы» государства в лице его органов на границе с целью оказания психологического влияния на поведение потенциальных нарушителей; формирование имиджа эффективности государственного управления на границе путем реализации вышеуказанных мероприятий .

Спасок латормтуры

1. Купреев С.С. Меры административного принуждения, применяемые к иностранным гражданам и лицам без гражданства за нарушение правил пребывания в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2009. № 10.

2. Фиалковская И.Д. Сущность метода принуждения в теории административного права // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 2 (1).

3. Кондрашина К. П. Административная ответственность за правонарушения в сфере миграции иностранных граждан и лиц без гражданства // Административное право и процесс. 2006. № 2.

4. Чернышова Т.И. Предупреждение административных правонарушений в области защиты государственной границы Российской Федерации // Административное право и процесс. 2012. № 12.

5. Катаева О.В. Административная ответственность за нарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации: Автореф... канд. юрид. наук. Воронеж, 2007. С. 10-11.

6. Симонова Е. Основные направления совершенствования административного законодательства Российской Федерации в области предупреждения административных правонарушений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства // Арбитражный и гражданский процесс. 2009. № 11. С. 38.

7. Катаева О.В. Проблемы применения административной ответственности за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации // «Чёрные дыры» в российском законодательстве. 2007. № 3. С. 485.

8. Кондаков А. В. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 123.

9. Цветков Р.В. Некоторые проблемы применения административного штрафа // В сб.: Применение административных наказаний органами внутренних дел. М.,

10. Катаева О. В. Административная ответственность за нарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Воронеж, 2010. С. 80.

11. Симонова Е. А. Административный штраф как основная мера административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации // Исполнительное право. 2009.

12. Степенко В. Е. Административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации: юридическая природа и нормативно-правовые основания ответственности // Миграционное право. 2007. № 1. С. 13.

13. Пронин К.В. Административный арест и дисквалификация // СПС «КонсультантПлюс», 2006.

14. Кирин А. В. Противоречия концептуально-правового статуса ареста как административного наказания // Административное право и процесс. 2011. № 9. С. 54-55.

15. Панкова О.В. Административное выдворение в системе мер государственного принуждения: проблемы правоприменения // СПС «КонсультантПлюс», 2013.

16. Нуфер Г.Ю. Некоторые особенности применения административной ответственности за нарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации // Молодой ученый. 2014. № 1. С. 246.

17. Административная ответственность: вопросы теории и практики: Сборник. М.: Институт государства и права РАН, 2004. С. 129.

18. Мишунина А.А. Административная ответственность за нарушение режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2004. С. 12.

19. Лукьянов А. С. Административное выдворение и депортация в системе административно-правовых методов миграционной политики России // Российская юстиция. 2009. № 4. С. 38.

20. Паукова Ю. В. Административное выдворение, депортация и реадмиссия как механизм удаления иностранных граждан и лиц без гражданства с территории Российской Федерации // Административное право и процесс. 2012. № 1. С. 56.

21. Максимов И. В. Административные наказания. М.: Норма, 2009. С. 440.

22. Шерстобоев О.Н. Административное приостановление деятельности: к постановке проблемы // Российская юстиция. 2010. № 2.

23. Айрапетян С.В. Административно-правовые проблемы незаконной миграции // Административное право и процесс. 2013. № 8. С. 77

RESPONSIBILITY FOR COMMITTING ADMINISTRATIVE OFFENSES BY FOREIGN NATIONALS AND STATELESS PERSONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

I.D. Fialkovskaya, E.G. Sofronova

Some current issues of administrative responsibility of foreign nationals and stateless persons are discussed. Particular attention is paid to reasons for committing administrative offenses and to theoretical and practical aspects of the implementation of penalties in the area of migration. Some options are offered for overcoming the existing difficulties in this area along with the necessary measures related to the prevention and suppression of administrative offenses committed by foreign citizens and stateless persons. Some proposals are also made with the aim of improving the migration policy.

Keywords: migration, administrative offenses, stay of foreign citizens, penalty, confiscation, suspension of operations, administrative detention, administrative expulsion, crossing of the state border.

1. Kupreev S.S. Mery administrativnogo prinuzhdeni-ya, primenyaemye k inostrannym grazhdanam i licam bez grazhdanstva za narushenie pravil prebyvaniya v Ros-sijskoj Federacii // Administrativnoe i municipal"noe pravo. 2009. № 10. S. 52.

2. Fialkovskaya I.D. Sushchnost" metoda prinuzhdeni-ya v teorii administrativnogo prava // Vestnik Nizhego-rodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2014. № 2 (1). S. 290.

3. Kondrashina K.P. Administrativnaya otvetstven-nost" za pravonarusheniya v sfere migracii inostrannyh

M.ff. 0uanKOBCKan, ET. CofypoHOBa

grazhdan i lic bez grazhdanstva // Administrativnoe pravo i process. 2006. № 2.

4. Chernyshova T.I. Preduprezhdenie administrativnyh pravonarushenij v oblasti zashchity gosudarstvennoj gra-nicy Rossijskoj Federacii // Administrativnoe pravo i process. 2012. № 12. S. 69.

5. Kataeva O.V. Administrativnaya otvetstvennost" za narusheniya v oblasti obespecheniya rezhima prebyvaniya inostrannyh grazhdan i lic bez grazhdanstva na territorii Rossijskoj Federacii: Avtoref... kand. yurid. nauk. Voronezh, 2007. S. 10-11.

6. Simonova E. Osnovnye napravleniya sovershenstvovaniya administrativnogo zakonodatel"stva Rossijskoj Federacii v oblasti preduprezhdeniya adminis-trativnyh pravonarushenij, sovershaemyh inostrannymi grazhdanami i licami bez grazhdanstva // Arbitrazhnyj i grazhdanskij process. 2009. № 11. S. 38.

7. Kataeva O.V. Problemy primeneniya administra-tivnoj otvetstvennosti za narushenie migracionnogo za-konodatel"stva Rossijskoj Federacii // «Chyornye dyry» v rossijskom zakonodatel"stve. 2007. № 3. S. 485.

8. Kondakov A.V. Administrativnaya otvetstvennost" inostrannyh grazhdan, lic bez grazhdanstva i inostrannyh yuridicheskih lic: Dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2006. S. 123.

9. Cvetkov R.V. Nekotorye problemy primeneniya ad-ministrativnogo shtrafa // V sb.: Primenenie administrativnyh nakazanij organami vnutrennih del. M., 2006. S. 144.

10. Kataeva O.V. Administrativnaya otvetstvennost" za narusheniya v oblasti obespecheniya rezhima prebyvaniya inostrannyh grazhdan i lic bez grazhdanstva na territorii Rossijskoj Federacii. Voronezh, 2010. S. 80.

11. Simonova E.A. Administrativnyj shtraf kak os-novnaya mera administrativnoj otvetstvennosti inostran-nyh grazhdan i lic bez grazhdanstva na territorii Rossijskoj Federacii // Ispolnitel"noe pravo. 2009. № 4.

12. Stepenko V.E. Administrativnye pravonarusheniya v oblasti zashchity Gosudarstvennoj granicy Rossijskoj Federacii: yuridicheskaya priroda i normativno-pravovye osnovaniya otvetstvennosti // Migracionnoe pravo. 2007. № 1. S. 13.

13. Pronin K.V. Administrativnyj arest i diskvalif-

ikaciya // SPS «Konsul"tantPlyus», 2006.

14. Kirin A.V. Protivorechiya konceptual"no-pravovogo statusa aresta kak administrativnogo nakazaniya // Adminis-trativnoe pravo i process. 2011. № 9. S. 54-55.

15. Pankova O.V. Administrativnoe vydvorenie v sisteme mer gosudarstvennogo prinuzhdeniya: problemy pravoprimeneniya // SPS «Konsul"tantPlyus», 2013.

16. Nufer G.Yu. Nekotorye osobennosti primeneniya administrativnoj otvetstvennosti za narusheniya v oblasti obespecheniya rezhima prebyvaniya inostrannyh grazhdan ili lic bez grazhdanstva na territorii Rossijskoj Federacii // Molodoj uchenyj. 2014. № 1. S. 246.

17. Administrativnaya otvetstvennost": voprosy teorii i praktiki: Sbornik. M.: Institut gosudarstva i prava RAN, 2004. S. 129.

18. Mishunina A.A. Administrativnaya otvetstvennost" za narushenie rezhima prebyvaniya inostrannyh grazhdan v Rossijskoj Federacii: Dis. ... kand. yurid. nauk. Tyumen", 2004. S. 12.

19. Luk"yanov A.S. Administrativnoe vydvorenie i de-portaciya v sisteme administrativno-pravovyh metodov migracionnoj politiki Rossii // Rossijskaya yusticiya. 2009. № 4. S. 38.

20. Paukova Yu.V. Administrativnoe vydvorenie, de-portaciya i readmissiya kak mekhanizm udaleniya in-ostrannyh grazhdan i lic bez grazhdanstva s territorii Rossijskoj Federacii // Administrativnoe pravo i process. 2012. № 1. S. 56.

21. Maksimov I.V. Administrativnye nakazaniya. M.: Norma, 2009. S. 440.

22. Sherstoboev O.N. Administrativnoe pri-ostanovlenie deyatel"nosti: k postanovke problemy // Rossijskaya yusticiya. 2010. № 2.

23. Ajrapetyan S.V. Administrativno-pravovye prob-lemy nezakonnoj migracii // Administrativnoe pravo i process. 2013. № 8. S. 77.

Что же касается ответственности иностранных граждан, то иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом иностранный гражданин, незаконно находящийся в Российской Федерации, подлежит учету, фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных, создаваемый в соответствии со статьей 26 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Так как правовой статус лиц без гражданства в Российской Федерации в целом аналогичен положению иностранных граждан, то предусматривается, что нормы Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации распространяются и на лиц без гражданства, если иное не вытекает из законодательства Российской Федерации, и включают конституционный, гражданско-правовой, административно-правовой и уголовно-правовой аспекты.

Уголовная ответственность. Особой сферой, в которой реализуется защита прав человека, является сфера уголовной юстиции и пенитенциарных отношений. В этой сфере осуществляется защита прав лиц, ограниченных в дееспособности в связи с совершенным преступлением: задержанных, обвиняемых, подсудимых, осужденных.

В 1955 г. на 1 Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями были приняты Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, ставшие первым международным документом, связанным с осуществлением уголовного правосудия. Впоследствии Правила неоднократно пересматривались, дополнялись и в настоящее время состоят из Введения, 95 статей и Приложения, включающего 13 Процедур выполнения Правил, принятого в 1984 г.

Минимальные стандартные правила предусматривают следующее:

«каждый заключенный должен быть обеспечен одеждой, которая ни в коей мере не должна быть позорящей или унижающей его достоинство;

для всех заключенных должны быть созданы условия для продолжения образования, религиозного отправления, культурной деятельности;

режим, принятый в пенитенциарном заведении, должен сводить до минимума разницу между жизнью в тюрьме и жизнью на свободе. Перед завершением срока наказания необходимо принимать меры к постепенному возвращению заключенного к жизни в обществе;

в обращении с заключенными необходимо подчеркивать не их изоляцию от общества, а то обстоятельство, что они продолжают оставаться его членами;

органы тюремного управления должны заботиться о тщательном подборе персонала, ибо хорошая работа в тюремных заведений зависит от добросовестности, компетентности и личных качеств этих сотрудников, и др.

Процедуры Приложения предусматривали, в частности, рекомендации государствам, чьи нормы защиты лиц, подвергающихся любой форме задержания или тюремного заключения, не соответствуют Минимальным стандартным правилам, принять эти Правила и довести их до сведения заключенных и задержанных лиц в целях осведомления.

Учитывая, что минимальные стандартные правила были приняты в форме резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и носили рекомендательный характер. Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала всем государствам воплотить их в национальном законодательстве.

Важным вкладом в защиту прав заключенных стало принятие в 1989 г. на 43-й сессии Генеральной Ассамблея ООН Свода принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме. В основу Свода принципов положена ст. 9 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в которой говорится, что никто не может быль подвергнут произвольному задержанию или аресту. Главное предназначение Свода принципов - обеспечение задержанным лицам режима, соответствующего статусу неосужденных.

К сожалению, необходимо отметить, что до настоящего времени в международном праве нет ни одного источника - международного договора, регламентирующего деятельность пенитенциарных учреждений и закрепляющего статус заключенных. В 1970 г. на IV Конгрессе поднимался вопрос о возможности заключения такой Конвенции на основе Минимальных стандартных правил 1955 г., но и до настоящего времени он еще не решен.

Вместе с тем необходимо отметить, что сами основы защиты прав человека в сфере уголовной юстиции и пенитенциарной системы уже заложены в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. В нем, в частности, говорится, что любой человек, в том числе и заключенный, имеет право на признание его правосубъектности, что "все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности".

В деле защиты прав подследственных и осужденных в общей системе защиты прав человека большая роль принадлежит международным межправительственным организациям, в том числе ООН и ее специализированным учреждениям: ЭКОСОС, ВОЗ, ЮНЕСКО и др. В рамках ЭКОСОС ведущее место принадлежит Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию, созданной в 1991 г. вместо существовавшего до нее Комитета по предупреждению преступности.

Защита прав человека в пенитенциарной системе стала предметом деятельности многих международных неправительственных организаций, таких, как Международная ассоциация помощи заключенным. Международная амнистия. Международное общество социальной защиты и др., что говорит о возрастании социальной и международной значимости этой проблемы, которая должна быть решена объединенными усилиями всего международного сообщества.

Несмотря на нерешенность многих вопросов в сфере уголовной юстиции и пенитенциарной системы Российской Федерации, в 90-х годах в России произошли существенные сдвиги в этой области. Были принят законы "О судебной системе Российской Федерации" 1996 год, Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 год, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации 1996 год.

Иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации в 2006 году совершено 35 712 преступлений, что на 3.9 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года, из них гражданами государств - участников СНГ - 32 881 преступление (- 3.8 %), их удельный вес составил 92.1 %.

В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства совершено 9475 преступлений (+ 14.3 %).

Гражданско-правовая ответственность иностранцев состоит в том, что согласно Конституции иностранные граждане и лица без гражданства несут те же обязанности, что и граждане РФ. Рассмотрим взаимодействие государства и иностранцев.

С самого начала подготовки Гражданского кодекса Российской Федерации разработчики Кодекса были едины во мнении: нормы международного частного права не должны оставаться за рамками кодификации гражданского законодательства. Сегодня эта идея реализована в проекте раздела "Международное частное право" части третьей ГК РФ вступившей в действие 30 ноября 1996 г. Выражением этой же идеи является и соответствующий раздел модели Гражданского кодекса для государств -- участников СНГ, принятой Межпарламентской Ассамблеей в качестве рекомендательного законодательного акта Содружества Независимых Государств.

Нормы международного частного права, которые объединил заключительный раздел Кодекса, продолжили, таким образом, начала, выраженные в предпосланном им нормативном материале, позволили развить и конкретизировать их применительно к особенностям отношений с иностранным элементом.

Раскрыть во всей полноте значение исходных положений части первой ГК для формирования его последнего раздела, обращенного к явлениям международного гражданского обмена, - задача, вряд ли выполнимая в рамках исследования. Тем не менее представляется целесообразным, предваряя широкое исследование этой темы, обратить внимание на некоторые ее узловые моменты.

Согласно распространенной в отечественной доктрине точке зрения международное частное право является областью отношений гражданско-правового характера в широком смысле слова, возникающих в условиях международной жизни. Отношения такого рода, соответствующие перечисленным в статье 2 ГК, образуют сердцевину предмета между народного частного права.

Особо должно быть отмечено правило статьи 2 ГК, предусматривающее осуществление гражданским законодательством защиты неотчуждаемых прав и свобод человека и других нематериальных благ. Определяя основные права и свободы человека как неотчуждаемые и принадлежащие каждому от рождения. Конституция Российской Федерации (ст. 17) исходит из их естественной природы, отражаемой в начальных словах конституционных правил: "каждый имеет право", "каждый вправе", "каждый может" и др. "Использование таких формулировок, - пишет Е.Л. Лукашева, -- подчеркивает признание указанных прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства". Гражданский кодекс следует конституционной норме в понимании прав и свобод человека и гражданина как непосредственно действующих и существенно расширяет сферу их гражданско-правовой защиты, в том числе и для целей развития международного общения.

Пункт 1 статьи 7 Гражданского Кодекса воспроизводит правило части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации о включении общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации в правовую систему Российской Федерации. Заметим, речь идет о правовой системе Российской Федерации, а не о российском праве, как утверждается иногда в комментариях к этой статье Конституции, что, конечно же, не одно и то же.

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г. и Венской конвенцией о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. определяет международный договор Российской Федерации как "международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования".

О порядке применения в последнем случае внутригосударственного акта сказано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 "О некоторых вопросах применения судами - Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия: «... судам необходимо иметь в виду, что в силу пункта 3 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора».

Сравнение механизмов применения самоисполнимых и неса-моисполнимых международных договоров раскрывает значение словосочетания "применяются... непосредственно" (п. 2 ст. 7 ГК). "В законодательстве, - пишет И.И. Лукашук, - нередко речь идет о "непосредственном действии", "непосредственном применении" норм международного права. Нередко эти выражения понимаются буквально, как означающие прямое применение международных норм помимо национальной правовой системы. Но о каком прямом действии может идти речь, если нормы международного права включаются Конституцией в правовую систему страны? Они и действуют как часть этой системы.

Обладая всеми качествами международного договора, как он понимается упомянутыми Венскими конвенциями и Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации", эти соглашения отличаются существенной особенностью: они включают правила, которые в конечном итоге могут быть реализованы не иначе как в отношениях между субъектами частного права.

Известно, что принятие закона об иммунитете государства и его собственности было предусмотрено еще Основами гражданского законодательства 1991 г. (ст. 25), но в связи с прекращением существования Союза ССР его разработка не была завершена. Не реализовано к настоящему времени и упомянутое положение статьи 127 Гражданского Кодекса. Между тем потребности в дальнейшем развитии внешнеэкономических связей Российской Федерации, совершенствовании правовых основ осуществления иностранных инвестиций в стране заставляют ускорить подготовку этого закона. К тому же некоторые недавно принятые законодательные акты содержат косвенные отсылки к нему, требующие восполнения нежелательного пробела как в материально-правовом, так и в процессуальном аспектах. Например, в статье 23 ("Иммунитет государства") Федерального закона от 30 декабря 1995 года.

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, принятым Федеральным законом 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ, и вступившим в действие с 1 июля 2002 года соответствующая статья 2.6 предусматривает:

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившиеся на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, предусмотренные частью 2 статьи 8.16 , статьями 8.17 - 8.20 , частью 2 статьи 19.4 настоящего Кодекса, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующего иммунитетом от административной юрисдикции Российской федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права».

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующего иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях также указана ответственность иностранных юридических лиц.

Взаимоотношения с иностранными гражданами и лицами без гражданства осуществляются на основании законодательства Российской Федерации и международных соглашений (договоров), в соответствии с которыми виновные в нарушении Правил дорожного движения Российской Федерации могут быть привлечены к ответственности. Не могут быть принуждены к даче свидетельских показаний, привлечены к административной ответственности, подвергнуты задержанию и досмотру лица, пользующиеся иммунитетами и привилегиями.

Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право свободного передвижения по территории Российской Федерации, за исключением территорий с регламентированным посещением для них, иностранные граждане и лица без гражданства, передвигающиеся по территории Российской Федерации на автомобилях, должны иметь при себе документы, удостоверяющие личность, документы на право управления автомобилем, регистрационные документы на транспортное средство, а в случае ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации - разрешение таможенных органов, документы на право пребывания на территории Российской Федерации и передвижения по районам с регламентированным посещением.

Оформление административных правонарушений иностранными гражданами, не пользующих иммунитетом осуществляется на общих основаниях.

В наше время серьезной проблемой в ведении административного делопроизводства является непосредственное рассмотрение и порядок исполнения отдельных видов административных наказаний.

Что же касается судебной практики по осуществлению такого административного наказания как выдворение иностранного гражданина за территорию Российской Федерации, то она применяется судьями не в полной мере и те единичные случаи выдворения не являются профилактическими решениями для других иностранных граждан.

В настоящее время привлечение к административной ответственности иностранного гражданина регулируется только Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При выявлении административного правонарушения, совершенным иностранным гражданином или лицом без гражданства должностное лицо, имеющее на это право, составляет протокол об административном правонарушении, затем в течении 15 дней по нему должно быть вынесено постановление, в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен должностным лицом или судьей, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья или должностное лицо, рассматривающее дело, выносят мотивированное определение. После назначения административного наказания на иностранного гражданина или лица без гражданства в виде штрафа, ему дается 30 дней для добровольной оплаты штрафа. По истечении 30 дней административное постановление направляется в службу судебных приставов для принудительного удержания штрафа по месту его постоянной или временной регистрации. Федеральным Законом № 161 от 08 декабря 2003 года в статью 20.25 КоАП РФ внесено дополнение, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом влечет назначение административного штрафа в двухкратном размере суммы неуплаченного штрафа, либо административный арест до пятнадцати суток. Если же в протоколе об административном правонарушении иностранный гражданин или лицо без гражданства указывает адрес места жительства в другой стране, то возникает вопрос что делать, так как нормативного документа регулирующего это направление не существует. Пути решения проблемы:

Ратификация законодательной властью Российской Федерации Конвенции о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения от 28 марта 1997 года. В указанной Конвенции названы наиболее грубые правонарушения, ответственность за которые наступает как административная, так и материальная при совершении дорожно-транспортных нарушений.

Приведем статистику по нарушителям - иностранным гражданам или лицам без гражданства. В 1997 году иностранные граждане или лица без гражданства составляли - 6.8 % от общего числа правонарушителей, в 1998 году - 7.4 %, в 1999 году - 8.1 %, в 2000 году - 8.6 %, в 2001 году -11.1 %, в 2002 году - 12.3 %, в 2003 году -- 16.5% Из анализа видно, что происходит постоянное увеличение правонарушителей, иностранных граждан.

Такая отрицательная тенденция происходит потому что нет жесткого контроля паспортно-визовой службы МВД Росси, при пересечении границы России, должна быть одна общая система учета проживания граждан въезжающих в страну, а также выезжающих из страны. Такая система существует во многих зарубежных странах. Например, при нарушении правил дорожного движения в любой местности Германии, все данные заносятся в компьютерную систему и пока гражданин из другой страны не оплатит все числящиеся за ним правонарушения, он не пересечет границу, несмотря ни на какие причины.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гласит, что административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

При нарушении административного законодательства одним и тем же иностранным гражданином в течении определенного срока, который должны установить законодательные органы, трех и более правонарушений, необходимо ставить вопрос о его выдворении за пределы Российской Федерации. И пока не будет отлаженной системы по привлечению иностранных граждан или лиц без гражданства к административной ответственности, у нас в стране будет процветать тенденция роста как административных правонарушений, совершаемых иностранными гражданами или лицами без гражданства, так и преступлений, совершаемых этими лицами.

Если взять пример, административного законодательства любой из стран Западной Европы или Америки, то там совсем другая идеология, как местных жителей, так и иностранных граждан, которые приезжают в ту или иную страну зарубежья.

В Российской Федерации существуют договоры между странами Содружества Независимых Государств, но в одних странах они действуют, а в других нет. Таким образом, права каждого человека, независимо от наличия у него гражданства, на свободу и личную неприкосновенность, а также на судебную защиту в случае задержания относятся к общепризнанным принципам и нормам международного права, которые в соответствии со статьей 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного взыскания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами.

Второй путь решения проблемы: - это создание общероссийской информационной базы по всем административным правонарушениям, которая бы была взаимосвязана с центральным банком данных по централизованному учету иностранных граждан, совершаемым участниками дорожного движения, в том числе иностранными гражданами и лицами без гражданства. После создания такой системы компьютерного учета необходимо принять Федеральный закон, который позволял бы проверять иностранных граждан и лиц без гражданства при пересечении Государственной границы на наличие числящихся за ним правонарушений и факт исполнения делопроизводства, то есть, нет ли за конкретным лицом постановлений об административном правонарушении, которые не закрыты

Однако реализация третьего пути решения существующей проблемы требует очень больших материальных затрат для обеспечения и создания информационной системы.

В настоящее время такая система действует только на уровне субъекта Российской Федерации, в Москве уже все административные правонарушения, связанные с лишением заносятся в одну правовую базу. С февраля 2002 года такая система введена в действие в Московской области, в которой учитываются и передаются по модемной связи все административные правонарушения.

В настоящее время в целях учета иностранных граждан, временно пребывающих и проживающих (как временно, так и постоянно) в Российской Федерации, создается центральный банк данных. Порядок создания и ведения центрального банка данных и порядок использования информации центрального банка данных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Центральный банк данных и содержащаяся в нем информация подлежат защите от несанкционированного доступа в порядке, установленном федеральным законом. Распространение информации об иностранном гражданине, содержащейся в центральном банке данных, запрещается.

Этот банк содержит все данные об иностранных гражданах и лицах,без гражданства, временно пребывающих или проживающих (временно или постоянно) на территории Российской Федерации.

Социальные правовые проблемы и метод их решения в период пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

В связи с тем что иностранные граждане находятся на территории Российской Федерации как правило полулегально (под термином полулегально автор понимается что данные граждане как правило жители стран СНГ въехали в России по своим официальным документам но должным образом свое пребывание не оформили) в результате этого основная масса попадает под контроль криминальных структур, другая часть сама в значительной степени криминализирована. В 90 % из 100 граждане, находясь на территории РФ от 3 месяцев до 1 года и больше, занимаются поденной работой и данный вид деятельности никак не регулируется государством, уплата налогов не производится, данная группа граждан не охвачена социальной и медицинской защитой, это влечет в свою очередь что нарушения и преступления совершаемые на территории РФ данной группой лиц не могут быть каким-либо образом обеспечены финансовыми возможностями данных граждан. В 2003 году на территории Московской области за нарушения паспортно-визового режима было привлечено около 650 тысяч иностранных граждан.

Обобщив вышесказанное можно сделать вывод, что отдельные положения законодательства носят лишь теоретический характер и не нашли применения на практике, что во многом затрудняет деятельность правоохранительных органов по пресечению и предотвращению противоправных действий, совершаемых иностранцами в Российской Федерации, что в первую очередь является не соблюдением ч.2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, в которой сказано что, все должны соблюдать Конституцию и законы, а также подзаконные акты.



Загрузка...