Материальные нормы в гражданском кодексе примеры. Материальные и процессуальные нормы права
Рассмотрим особенности и соотношение материального и процессуального права .
Образующие право юридические нормы формируют своеобразное единство юридической действительности . Однако они имеют и различия в своем конкретном содержании, предписаниях, областях действия, предмете и методах регламентирования и т.д. В этой связи их делят на отдельные составные части - отрасли (материального и процессуального права), подотрасли, институты, которые могут формировать материальное и процессуальное право. Признаком для подобного разделения выступают особенности норм и специфика соответствующих общественных отношений.
Вместе с тем законодатель может влиять на содержание правовой системы, несмотря на её объективную природу. В неё могут вноситься необходимые изменения, которые будут соответствовать и развивать принципы системы.
Государство может в определенной мере повлиять на сложившуюся систему права , а также поспособствовать повышению её качества, в том числе в рамках её разделения на материальное и процессуальное право. Однако государство лишено возможности одним своим ввести новую желаемую систему правопорядка.
Объективность выступает важным свойство системы права, а качество систематизации имеет субъективное свойство, поскольку зависит от воли и сознательности государства и её представителей. Право предполагает наличие определенной системы, при этом систематизация может и отсутствовать (пример, правопорядок в Великобритании лишен систематизации).
Систематизация предполагает сознательное упорядочение правовых норм, что делается для повышения удобства их применения.
Система позволяет понять из каких элементов состоит право, а также каким образом они соотносятся.
В качестве структурных элементов системы права принято выделять:
Отрасль;
Подотрасль;
Институт;
Субинститут.
Вышеуказанные составляющие формируют юридическую материю системы права, а также её подразделений в форме материального и процессуального право .
Правовая норма выступает первичным элементом в системе права, который задает исходящее от государства властное веление, содержащее общеобязательное правило поведения.
В правовой литературе и практике все юридические нормы принято разделять на материальные и процессуальные.
Нормы материального права регламентируют реально сложившиеся между людьми и отношения, которые могут быть связаны с владением, пользованием и распоряжением имуществом, трудовой деятельностью, реализацией субъектами правомочий и обязанностей и т.д.
Материальное право сформировано совокупностью отраслей, регулирующих непосредственно общественные отношения. Нормы материального права позволяют государству воздействовать на общественные отношения посредством прямого правового регулирования. Отрасли материального права тесно связаны с процессуальным правом, поскольку любое материальное право нуждается в своих процессуальных формах реализации.
Нормы процессуального права регламентируют порядок разрешения споров и конфликтных ситуаций, проведения расследований и судебного разбирательства различных правонарушений. Иными словами, они регламентируют процедурные либо организационные вопросы, которые тем не менее имеют важное и принципиальное значение для гармоничного управления развитием общественных отношений.
Процессуальное право сформировано совокупностью отраслей, устанавливающих порядок разрешения спорных ситуаций между субъектами, порядок привлечения к ответственности правонарушителей, а также формы и средства защиты правомочий человека. Процессуальное право включает правовые нормы, которые регулируют отношения, возникающие в процессе проведения расследования правонарушений, рассмотрении и разрешении дел. Процессуальное право неразрывно связано с материальным, поскольку устанавливает процессуальные формы, которые объективно нужны для его существования.
Согласно статье 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, административного, гражданского, уголовного судопроизводства . На основании статьи 127 Основного закона можно выделить и арбитражное судопроизводство , которое осуществляется в соответствии с положениями Арбитражного процессуального кодекса РФ.Вперёд
Поощрительные и обеспечительные нормы права.
Понятие и виды охранительных норм права.
ОХРАНИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ - нормы, определяющие условия применения к правонарушителю мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер. Как правило, такие нормы, содержатся в основном в нормативных актах охранительных отраслей права, содержат предписание, имеющее четко выраженную гипотезу и санкцию. Диспозиция такой нормы воспроизводится путем логической операции - логического толкования. Например, статья 5.33 «Невыполнение соглашения», содержащаяся в Кодексе РФ об административных правонарушениях, гласит: «Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, - влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до сорока минимальных размеров оплаты труда». Диспозиция данной нормы подразумевается в названии статьи, гипотеза и санкция содержатся непосредственно в тексте. По такому образцу сформулировано абсолютное большинство норм охранительных отраслей права. Несколько по иному выглядит конструкция охранительных норм в регулятивных отраслях права (см., например, ст. 761,777, 769, 1068 - 1070 ГК РФ).
Охранительные нормы выполняют функцию охраны общественного порядка. Указанные нормы вступают в действие с момента нарушения требований регулятивных и иных правовых норм.
Поощрительные нормы - это предписания о предоставлении соответствующими государственными органами определенных мер поощрения за одобряемый государством, обществом полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении ими своих обязанностей . Это, например, нормативные предписания об орденах, медалях и так далее. Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права. Эти нормы могут располагаться в различных нормативных актах, связанных между собой. Так, право Банка России на выдачу лицензий для проведения операций в иностранной валюте, предусмотренное в ст. 21 Закона РСФСР о Центральном банке РСФСР, гарантируется нормами ст. 11–18, 35 Закона РСФСР о банках и банковской деятельности 1990 г.
МАТЕРИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПРАВА - нормы, закрепляющие права и обязанности субъектов и отвечающие на вопрос: «что следует делать для их осуществления». Данная разновидность норм преимущественно закреплена в материальных отраслях права - гражданском, трудовом, земельном и др. В то же время материальные нормы могут содержаться и в процессуальном законодательстве. Например, положения, определяющие процессуальную правоспособность лиц, участвующих в уголовном или в гражданском процессе. Примером таких норм могут служить положения
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПРАВА - нормы, закрепляющие процедуры (порядок) осуществления субъектами их прав и обязанностей и отвечающие на вопрос: «как следует осуществить материальные предписания». Это значит, что процессуальные нормы закрепляют процедуры совершения тех или иных процессуальных действий. Однако это самая общая из характерных особенностей процессуальных норм. В процессуальных нормах закрепляется технология (специально-юридический механизм) осуществления материальных норм права. Соответственно, процессуальные нормы определяют состава участников процессуальных отношений, закрепляют их процессуальные права, обязанности и ответственность, процессуальную компетенцию суда, фиксируют основания и перечень мер процессуальной ответственности, указывают на процессуальные гарантии, сроки и требования осуществления процессуальных действий. В процессуальных нормах определяются виды процессуальных производств, процессуальные режимы, стадии, из которых складываются эти производства и пр. В большинстве своем процессуальные нормы, закрепляющие процедуры совершения тех или иных юридически значимых действий, носят императивный характер, это разновидность обязывающих норм. Соответственно, формой их реализации является соблюдение или исполнение.
В подавляющем большинстве случае процессуальные нормы размещены в процессуальном законодательстве. Однако, учитывая то обстоятельство, что не всем материальным отраслям права соответствуют процессуальные, процессуальные нормы закрепляются в материальных отраслях права. При этом они обособляются в специальные главы, разделы. Так, в Кодексе РФ об административных правонарушениях содержится специальный раздел, включающий процессуальных 11 глав. Чаще всего процессуальные нормы содержатся непосредственно в текстах законов. В этом случае точнее говорить не о процессуальных, а о процедурных нормах - установлениях, закрепляющих порядок, правила осуществления определенного правового действия. К примеру, такие нормы содержатся в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Аналогичным примером может также служить Федеральный закон от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)».
Применительно к юрисдикционным видам процессуальных производств процессуальные нормы реализуются исключительно в охранительных отношениях; там где имеет место неюрисдикционное производство, процессуальные нормы реализуются в регулятивных относительных правоотношениях.
В зависимости от содержания норм международного права и их функций их можно разделить на материальные нормы и процессуальные.
1.) В материальных нормах воплощается содержание международного соглашения, они устанавливают права и обязанности субъектов и входят в основную часть международного договора.
Классификация материальных норм.
В зависимости от организационно-целевой направленности материальных норм их можно разделить на:
запретительные; обязывающие;
определительные;
программные;
оперативные.
Запретительные нормы содержаться, например, в принципах неприменения силы и угрозы силой и невмешательства во внутренние дела других государств («Декларация о принципах международного права». Сила…никогда не должна применяться в качестве средств урегулирования международных споров..»).
Обязывающий характер носят принципы добросовестного выполнения обязательств и мирного разрешения международных споров.
Определительные нормы устанавливают цели и направления международного сотрудничества. Наприме, Декларация тысячелетия ООН 200г.
Программные нормы регламентируют способ реализации определительных норм.
Более сложную структуру имеют оперативные нормы, которые включают все виды материальных норм.
Их особенностью является то, что они действуют только в отношении конкретных субъектов и регулируют определенную сферу сотрудничества и рассчитаны на систематическое применение.
2.)Процессуальные нормы, хотя и относятся к нормам вторичного порядка, играют первостепенную роль в обеспечении и функционировании материальных норм, регламентируя механизм разработки материальных норм, их временную и пространственную сферы действия, порядок их изменения и пре-кращения и механизм обеспечения их выполнения взаимодействующими субъектами.
Классификация процессуальных норм
В рамках процессуальных норм выделяются:
1.) согласительные нормы:
Они наиболее значимыми и сложными по составу. Они предназначены регулировать механизм применения мирных средств разрешения международных споров.
К которым, согласно Уставу ООН, относятся переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебные разбирательства, обращение к региональным органам или соглашениям или иное мирное средство по выбору конфликтующих сторон (ст. 33).
Свое название «согласительные» такие нормы получили потому, что их целью является с помощью перечисленных мирных средств достижение согласования позиций (компромисса), связанных с толкованием или применением международных договоров по спорному вопросу.
Среди согласительных процессуальных норм выделяются также организационные и процедурные нормы:
К организационным относятся нормы, регулирующие процедуру открытия международной конференции, дату и место ее проведения, круг участников, виды и порядок принятия актов конференции либо процедуру проведения консультаций и переговоров либо сессий органов международных организаций.
Процедурные нормы - это разновидность согласительных норм.
Процедурные нормы регулируют порядок формирования органов международных конференций и международных организаций, процедуру их работы, порядок принятия решений и других актов.
2.) принудительные процессуальные нормы. Они применяются только в исключительных случаях, если государство-нарушитель отказывается прекратить международное правонарушение либо выполнить обязательство. Например, принудительные меры военного характера…
2.7. Классификация норм международного права в зависимости от способа их осуществления
По способу осуществления нормы международного права делятся на самоисполнимые и несамоисполнимые.
1. самоисполнимые нормы международного права:
К самоисполнимым нормам международного права относятся те, которые не требуют для их реализации (имплементации) на национальном уровне со стороны соответствующих государственных органов действий, направленных на реформирование национального законодательства в целях приведения его в соответствие с нормативными предписаниями.
Так, в Законе Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 421-3 «О международных договорах Республики Беларусь» 1 указывается, что «нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу... подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного акта» (ст. 33).
2. несамоисполнимые нормы международного права:
Несамоисполнимыми являются абсолютное большинство норм международного права. Причем несамоисполнимость договорных норм может определяться в самом тексте международного договора.
Так, в ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. устанавливается, что каждое государство - участник Пакта «обязуется принять все необходимые меры в соответствии со своими конституционными процедурами и положениями Пакта для принятия таких законодательных мер, которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, призываемых... в Пакте».
Выводы по 2-му вопросу:
Таким образом, из анализа классификационных критериев следует, что международное право включает огромный массив разнообразных норм.
§ 3. Системность международного права.
Международное право - это не просто совокупность разнообразных норм, но, как и национальное право, система норм, взаимодействующих и соподчиненных друг другу.
Система международного права, имея схожие свойства с национальной правовой системой, достаточно специфична.
В отличие от национальной правовой системы она характеризуется двумя типами соотношения норм:
-
отношения соподчинения, называемые иерархией норм, у-
танавливающие связь по вертикали;
Отношения взаимодействия, обеспечивают связь по горизон
тали.
Иерархическая зависимость норм международного права означает существование норм высшего и низшего порядка и проявляется в различных видах иерархических связей.
Выделяется общая, генеральная иерархия, согласно которой высший иерархический ранг принадлежит нормам jus cogens (императивным нормам), включающим, в первую очередь, основные принципы международного права. «Договор является ничтожным, если в момент заключения он противоречит императивной норме общего международного права» (ст. 53).
Кроме того, имеется договорная иерархия норм.
Например, устанавливаемая в соответствии со ст. 103 Устава ООН, согласно которой, если международные обязательства государств - членов ООН «окажутся в противоречии с международными обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по... Уставу».
Особая иерархическая связь присуща нормам, закрепляемым в актах международной организации.
Во-первых, на вершине иерархической пирамиды находится устав международной организации. Все документы, принимаемые международной организацией, не могут противоречить уставным положениям.
Во-вторых, иерархия актов международной организации зависит от уровня органа, принимающего их, в структуре международной организации. Например, решения Исполнительного совета ЮНЕСКО (исполнительного органа) не могут противоречить резолюциям Генеральной конференции (высшего органа ЮНЕСКО).
Системность обеспечивается и иными системообразующими элементами. К ним относится ряд юридических предписаний - постулатов, максим, используемых как в международно-правовой, так и в национальных правовых системах, а именно: непротиворечивость; неретроактивность норм; изменение или отмена предыдущей нормы последующей; приоритет специальной нормы по отношению к генеральной.
И так, вывод по3-му вопросу
§ 4. Кодификация и прогрессивное развитие международного права
Кодификация является обязательной стадией правотворчества в любой правовой систему способствуя ее совершенствованию и прогрессивному разв^ию.
Под кодификацией в международном праве понимается сложный правотворческий процесс, включающий несколько стадий:
1) выявление действующих обычных и договорных норм по
вопросу, подлежащему кодификации;
2) ревизия и пересмотр устаревших норм;
3) разработка новых норм и принципов с учетом реалий и
потребностей международных отношений;
4) закрепление всего комплекса норм и принципов в согласо-
ванном государствами международно-правовом документе:
договоре (конвенции) либо в декларации, общем акте, руко-
водстве по практике.
Попытки кодификации международного права предпринимались отдельными юристами уже в XVIII в. Английский юрист и философ И. Бентам подготовил «План Уложения международного». Рекомендованный им кодекс зафиксировал действующие в то время преимущественно обычные нормы классического международного права.
В XIX в. уже ряд юристов подготовили свои кодексы. Среди них Блюнчли (Швейцария), Фильд (США), Манчини и Фиоре (Италия), Каченовский (Россия), Либер (Колумбия).
Общим, что объединяло все указанные кодификации, было то, что они носили частный характер, были подготовлены на неофициальном уровне и являлись лишь систематизацией, регистрацией действующих норм классического международного права.
Первые шаги в официальной кодификации международного права были сделаны в начале XIX в. созывом в 1815 г. Венского конгресса, принявшего Регламент о рамках дипломатических агентов. В доктрине международного права этот кодификационный документ оценивают как свидетельство нового понимания кодификационного процесса. Регламент не только закреплял действующие ранги дипломатических агентов, но и вводил в международную практику новые.
Аналогичное, более широкое понимание кодификационного процесса, не ограничивающееся систематизацией норм международного права, но и содействующее его развитию, проявилось в ходе работы международных конференций, происходивших в
60-80-х гг. XIX в. (Женевская 1864 г., Петербургская 1868 г., Парижская 1884 г., Гаагская 1889 г.) и начале XX в. (Гаагские конференции 1906 г. и 1907 г.), занимавшихся кодификацией норм относительно законов и обычаев морской и сухопутной войны и мирного разрешения международных споров. Принятые конференциями декларации и конвенции не только обобщали обычную и договорную практику государств, но и внесли значительный вклад в формирование и развитие международного права в области регулирования вооруженных конфликтов.
Новых тенденций в кодификационном процессе придерживались и первые международные межправительственные организации Лига Наций и Международная организация труда, созданные в 1919 г. и осуществлявшие кодификационную деятельность. Так, в принятой Ассамблеей Лиги Наций Резолюции в 1927 г., касающейся созыва I конференции по кодификации, подчеркивалось, что «Конференция должна руководствоваться таким пониманием кодификации, которое не будет ограничиваться простой регистрацией существующих правил, а должно состоять в их максимально возможной адаптации к современным условиям международной жизни» 1 .
Что касается доктрины международного права, то под влиянием новой практики кодификационного процесса, в ней появилось два подхода: большинство, особенно западноевропейские юристы, придерживались старого узкого понимания кодификации, меньшинство - латиноамериканские юристы - были сторонниками широкой трактовки кодификации, указывая на то, что «кодификация должна быть обобщением международных законов, но обобщением прогрессивным, открытым для реформ» 2 . Следует отметить, что широкая трактовка кодификационного процесса получила полное признание в современной доктрине.
Кодификация международного права в современном понимании этого процесса стала осуществляться после Второй мировой войны в рамках международных межправительственных организаций - универсальных и региональных, созданных в
этот период. Это привело к использованию в международной практике двух форм кодификационной деятельности: официальной и неофициальной.
Официальная кодификация в настоящее время осуществляется в рамках международных межправительственных конференций и организаций, обладающих нормотворческой функцией (например, ООН, ИКАО, МОТ, ИМО, ЮНЕСКО, СЕ, СНГ, Африканский союз, ОАГ и др.).
Неофициальная кодификация проводится в рамках неправительственных организаций и научных учреждений (например, Институт международного права, Ассоциация международного права), неправительственными правозащитными организациями.
Однако статус таких форм кодификации не одинаков. Представляется справедливой позиция А.П. Мовчана, согласно которой «кодификация международного права - это вид межгосударственной деятельности, имеющий в силу этого только официальный характер» 1 . Проекты конвенций, подготовленные научными учреждениями или неправительственными организациями, могут использоваться как вспомогательный материал при проведении кодификации в рамках международных межправительственных организаций, так как любой неофициальный проект не может рассматриваться как кодифицирующий нормативный акт, если он не получил одобрение со стороны государств.
Среди международных межправительственных организаций, занимающихся кодификационной деятельностью, первостепенная роль в кодификации норм общего международного права принадлежит Организации Объединенных Наций, в силу универсальности ее нормотворческой функции, регулирующей сотрудничество государств во всех областях. Уставом ООН Генеральной Ассамблее (далее - ГА ООН) (один из главных органов ООН) предоставлены полномочия по организации исследований и даче рекомендаций в целях содействия и поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации (ст. 13). Такая регламентация компетенции ГА ООН вызывала оживленные дискуссии в доктрине относительно того, что означают выражения «прогрессивное развитие междуна-
родного права» и «кодификация международного права» и считать ли прогрессивное развитие международного права и кодификацию автономными или взаимосвязанными элементами единого кодификационного процесса.
Спор в дальнейшем был разрешен трактовкой указанных терминов в Положении о Комиссии международного права ООН (далее - КМП ООН) 1947 г. - главном кодифицирующим органе ООН. В Положении указывалось, что выражение «прогрессивное развитие международного права» означает подготовку проектов конвенций по вопросам, которые еще не регулируются международным правом либо не имеют достаточной практики государств; выражение «кодификация» употребляется в смысле более точного формулирования и систематизации международного права в тех областях, где имеется обширная государственная практика, доктрина и прецеденты (ст. 15). Очевидно, что при такой трактовке кодификация и прогрессивное развитие международного права выступают как обязательные элементы кодификационного процесса, тесно взаимосвязанные друг с другом, что было подтверждено работой самой КМП ООН и других кодификационных органов.
Структурно кодификационный механизм ООН включает:
Главные органы ООН: ГА ООН, Экономический и Социальный Совет ООН (далее - ЭКОСОС);
Специальные кодификационные органы, действующие на по
стоянной основе: КМП ООН, Комиссия по правам челове
ка, Комитет по мирному использованию атомной энергии;
Временные кодификационные органы ad hoc,
учрежденные
для разработки проекта конкретной конвенции (например,
Специальный комитет по разработке Конвенции против
транснациональной организованной преступности).
Центральное место среди перечисленных органов занимает КМП ООН, вспомогательный орган ГА ООН, учрежденный ею в 1947 г. для разработки проектов универсальных конвенций или иных кодификационных документов с целью кодификации и прогрессивного развития международного права. КМП ООН состоит из 34 членов, избираемых ГА ООН из числа кандидатов, представленных государствами - членами ООН, сроком на пять лет. Основное требование к кандидатам - быть признанным авторитетом в области международного права. В составе КМП ООН не может быть двух граждан одного государства. Члены КМП ООН не являются представителями государств, а выступают ь своем личном качестве.
При формировании КМП ООН соблюдается критерий «обеспечения представительства всех главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира» (ст. 8). Выполнение данного условия приводит к постепенному расширению состава КМП ООН: от 15 членов в первые годы деятельности до 34 членов в настоящее время.
Универсальность состава КМП ООН, представляющего все регионы земного шара, можно проиллюстрировать на примере ее состава на 2002 г. Европейский регион представлен 9 юристами (Англия, Испания, Германия, Франция, Финляндия, Польша, Словакия, Российская Федерация, Португалия); американский регион - 7 (США, Венесуэла, Мексика, Коста-Рика, Уругвай, Аргентина); африканский регион - 7 (Южная Африка, Гана, Камерун, Уганда, Мозамбик, Танзания); арабский регион - 4 (Сирия, Катар, Тунис, Бахрейн); азиатский регион - 5 (Китай, Япония, Иран, Корея, Индия).
Темы для кодификации после проведения определенных исследований предлагаются Комиссией международного права ООН и окончательно утверждаются резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН. На 2003-2006 гг. в программу кодификационной работы КМП ООН включены следующие темы: оговорки к международным договорам, дипломатическая защита, односторонние акты государств, ответственность международных организаций, международная ответственность за вредные последствия действий, не запрещенных международным правом, фрагментация международного права, общие природные ресурсы.
При определении тем, подлежащих кодификации, КМП ООН и ГА ООН (Шестой комитет) руководствуются следующими критериями:
а) актуальность для международного сотрудничества;
б) наличие обширной практики государств, судебных преце
дентов и доктрины международного права;
в) имеющиеся доктринальные разногласия.
обязательства в соответствии с этим принципом».
Кодификационный процесс начинается с назначения Специального докладчика и формирования рабочей группы из членов КМП ООН для оказания помощи Специальному докладчику в подготовке первоначального текста Проекта статей по кодифицируемой теме. КМП ООН разрабатывается вопросник, рассылаемый через Секретариат ООН государствам-членам с целью выяснения, какова законодательная, судебная и договорная практика по вопросу, являющемуся объектом кодификации. Получив такие материалы, Специальный докладчик с учетом доктринальных подходов готовит первоначальный Проект статей и представляет его на обсуждение членов КМП ООН.
Ежегодно КМП ООН представляет доклад о своей работе ГА ООН, включающий подготовленные проекты статей с комментариями, содержащими:
б) выводы относительно степени согласия по каждому аспекту
доктрины и практики государств, возникших при обсужде
нии «разногласий, а также аргументов в пользу того или
иного решения (ст. 20).
Подготовленные КМП ООН проекты отсылаются Секретариатом для замечаний Шестому комитету ГА ООН и государствам. Спецдокладчик и рабочая группа учитывают их при дальнейшей работе над подготовкой Проекта статей и представляют вновь на рассмотрение КМП ООН. Кроме того, отдельные государства, международные межправительственные и неправительственные организации по своей инициативе могут заниматься разработкой проектов статей, которые через Секретариат ООН представляются КМП ООН, решающей по своему усмотрению вопрос о возможности их использования в качестве вспомогательного материала.
Обширность материала, который приходится рассматривать и обобщать Спецдокладчику и членам КМП ООН, несходство позиций государств свидетельствует о сложности процесса кодификации международного права и обусловливает его затяжной, длительный характер. Так, процесс разработки Проекта статей об ответственности государств длился 45 лет с 1956 г. по 2001 г., при этом сменилось 12 специальных докладчиков, что во многом объяснялось доктринальными разногласиями и обширной разнообразной практикой государств.
Итогом работы КМП ООН является подготовка окончательного Проекта статей, который затем предлагается ГА ООН для вынесения резолюции об одобрении и рекомендации государствам-членам «с целью заключения конвенции» (например, Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией 56/ 589 от 12 декабря 2001 г. приняла к сведению Проект статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния, а затем предложила их государствам в качестве проекта для заключения будущей конвенции либо, сознай кон ференцию, для доработки заключения конвенции (ст. 25).
Все правовые нормы нужны для урегулирования общественных отношений.
Рассмотрим в статье понятие и нормы материального права.
Материальное право
В любой правовой системе есть процессуальное право и материальное право. Право процессуальное, как правило, обеспечивает закрепление определенных общественных отношений и придает конкретный юридический характер.
Материальное право всегда направлено на реализацию определенных положений. Устанавливая положения, государство может вместе с этим определить и порядок для выполнения их.
Можно сказать, что материальное право - это такой комплекс, который включает уголовные акты, конституционные, административные и гражданские акты. Такая система может обеспечивать воздействие на отношения в обществе правительственной власти при помощи прямого регулирования.
Нормы материального права
Нормы и порядок реализации их закреплены в процессуальных положениях. Положения обеспечивают условия для защиты их. Система разделяется на различные дисциплины и на институты.
К институтам относятся:
- Пенсионное право.
- Избирательное право.
- Право собственности.
- Другие направления.
Такая система дает отражение уже существующих экономических отношений в государстве. Материальное право также обеспечивает, так называемое, обслуживание структур, развиваясь и изменяясь с ними.
Предмет материального права - общественные отношения. Они обычно связаны с условиями жизни общества. Нормы процессуального права могут регулировать общественные отношения, а отношения формируются еще в ходе реализации материальных прав.
Можно сказать, что процессуальная отрасль - это форма реализации, а форму определяет непосредственно государство. Материальное право, в свою очередь, имеет большее воздействие в отношении обеспечении законности в стране, чем процессуальное.
Правопорядок и законность в любой стране обеспечивается непосредственно процессуальными актами, а нормативные акты права материального уже обеспечивают регулирование гражданских и общественных отношений, которые уже существуют.
Без законодательства и процессуальных положений правоотношение не может появиться. Эти нормы другими словами являются определенной формой существования положений материальных, обеспечивая все процессы реализации.
Нормы материального и процессуального права очень тесно взаимосвязаны. От их взаимодействий всегда будет зависеть непосредственно состояние правопорядка в стране и законность. Разделение всех правовых норм на материальные либо процессуальное можно ясно понять в силу законодательной сущности определенной отрасли.
Понятие норм материального права в гражданском процессе
Материальное право обладает собственными необходимыми, присущими ему формами процессуальной защиты. Судебное право и процесс так же обладают тесной связью друг с другом. Единый дух должны иметь судебный процесс и законодательство, ибо процесс есть лишь форма жизни закона, а значит, отображение его внутренней жизни.
Определение 1
Норма материального права является нормой, выступающей начальным регулятором отношений в обществе, т. е. правилом поведения, на основании которого принимается конкретное решение по делу юридического характера.
Эта норма является общеобязательной, формально определенной и в установленном порядке может приниматься, изменяться, обеспечиваться государством. Она обладает четко определенной структурой:
- Гипотезой;
- Диспозицией;
- Санкцией (которая по содержанию является мерой справедливости и свободы).
Сущность норм материального права в гражданском процессуальном праве
Гражданское процессуальное право является принудительной формой реализации семейно-правовых, гражданско-правовых и иных правовых обязанностей.
Замечание 1
Право является ничтожным без аппарата, который способен принуждать к соблюдению его норм. Этим аппаратом принуждения в большинстве случаев выступает суд.
Одновременно с этим гражданское процессуальное право без регулятивного права являлось бы бесцельным, так как роль гражданского процессуального права заключается в охране и защите существующих прав.
Связь меж процессуальным и материальным правом проявлена непосредственным образом в отдельных нормах и институтах. Во множестве случаев нормы материального права, учреждая сделочную форму, разрешают вопрос по доказательствам, которыми могут устанавливаться факты образования этого правоотношения.
Связь гражданского процессуального права с конституционным правом проявляется в том, что принципы деятельности и организации суда устанавливаются нормами материального права, изначально Конституцией РФ.
Гражданское процессуальное право обладает связью с множеством иных отраслей материального права, нормы которых суд использует в рассмотрении и разрешении гражданских дел.
Гражданское процессуальное право тесно взаимодействует с уголовным процессуальным правом. Данные правовые отрасли объединяет, прежде всего, то, что они урегулировали отношения в обществе, которые связаны с реализацией правосудия на территории России. В гражданском и уголовном процессуальном праве существуют похожие по сути принципы и институты.
Гражданское процессуальное право обладает тесной связью с арбитражным процессуальным правом. Данная связь обуславливается общностью задач судов общей юрисдикции и арбитражных судов в целях защиты субъективных прав и интересов, охраняемых законом.
В гражданском и арбитражном процессах существуют общие институтоы:
Предметом разбирательства дел могут служит споры по праву, которые возбуждаются посредством предъявления иска; разрешение и разбирательство дел производится в состязательной процессуальной форме при участии сторон и проверкой доказательств, на основании которых должны устанавливаться действительные взаимные отношения сторон.
Но если деятельность суда общей юрисдикции регламентирована материальными нормами Гражданского процессуального кодекса, то деятельность арбитражных судов урегулирована специализированными правовыми актами, которые устанавливают порядок рассмотрения споров в арбитражных судах.
Защита материальных прав в гражданском процессе
Содержанием материально-правовых способов защиты гражданских прав представляются действия, непосредственным образом направленные на устранение препятствий, которые возникают на пути реализации гражданских прав субъектами. Хоть в целом гражданско-правовые меры направляются на устранение препятствий в реализации гражданских прав, обладают восстановительным характером, их содержание представляется многообразным.
Замечание 2
По собственным целям материально-правовые действия защиты могут быть пресекательные, восстановительные и штрафные.
Особенности материально-правовых способов защиты обуславливаются соотношением специальных и общегражданских методов и средств правового регулирования. Кроме этого, необходимо понимать, что способы защиты гражданских прав предусматриваются охранительными нормами гражданского материального права.
Материально-правовыми способами защиты гражданских прав может достигаться реальное устранение препятствий, которые возникают по пути реализации субъектами их гражданских прав. Особенностями содержания материальных правовых способов защиты гражданских прав предопределяются конкретными направлениями защиты. В соответствии с этими целями материально-правовые способы защиты могут быть подразделены на восстановительные, пресекательные и штрафные.
Пресекательные меры заключаются в пресечении действий, которые нарушают право либо создают угрозу их нарушения; прекращении правовых отношений; приостановке работ; отмена актов, которые нарушают права и пр.
Восстановительные меры заключаются в восстановлении положения, которое существовало до нарушения прав; уничтожении препятствий в реализации права собственности; возврате имущества из незаконного хранения; возврате товара ненадлежащего качества; устранении недостатков реализованного товара; действиях по возмещению убытков и пр.
Штрафные меры выражаются неустойкой, отказом от приема работ и пр. Содержание пресекательных способов защиты состоит в том, что прекращаются неблагоприятные или незаконные действия, восстанавливается возможность беспрепятственного применения собственных прав.