novomarusino.ru

Избирательное право. Основные принципы избирательного права Классификация избирательно-правовых норм

Принципы избирательного права

Перечислим основные принципы избирательного права России, при этом будем обращать внимание и на зарубежный опыт.

Один из основных принципов избирательного права˸ воля народа – основа власти правительства . Этот принцип закреплен статьей 21 Всеобщей Декларации 1948 г.

Еще один принцип – обязательность выборов . этот принцип зафиксирован в статье 9 Федерального закона ʼʼОб основных гарантияхʼʼ. С одной стороны, это необходимый способ формирования органов и должностных лиц государства и местного самоуправления посредством прямого волеизъявления граждан. Конечно, речь идет, прежде всего, о представительных (законодательных) органах власти. С другой стороны,

предполагает и обязательность их результатов, в случае если не были допущены нарушения, искажающие волю избирателей.

Принцип обязательности выборов тесно связан со следующим принципом – принципом периодичности выборов . Очередные выборы должны проводиться через определенные интервалы времени. Таким образом обеспечивается постоянный доступ к участию в управлении своей страной, возможность контролировать деятельность представителей (в отсутствие других эффективных механизмов контроля и воздействия, особенно на федеральном уровне), политическая конкуренция и плюрализм, возможность выбора наиболее эффективной программы развития общества и государства. Проблема определения сроков связана с тем, что, с одной позиции, должно быть достаточно времени для эффективной работы, реализации заявленной программы, некоторая стабильность. С другой – срок полномочий не должен быть чрезмерным.

Обычно для высших органов государственной власти этот период колеблется от 4 до 7 лет и устанавливается конституцией. В настоящее время срок полномочий Президента составляет 6 лет, депутатов ГосДумы – 5 лет.

Еще один принцип избирательного права – выборы не должны быть сфальсифицированными . Это требование записано в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека. Собственно на обеспечение данного принципа и направлено действующее законодательство, предусматривающее конкретные правила относительно каждой стадии избирательного процесса и ᴇᴦο участников, а также меры ответственности за отдельные нарушения избирательных прав и процедур.
Размещено на реф.рф
Можно сказать, что реализации данного принципа содействуют такие принципы как˸

Гласность (открытость), транспарентность (прозрачность, честность)

Проведение выборов избирательными комиссиями, их независимость

Широкое участие населения в подготовке и проведении избирательной кампании.

Соответствующая информационная среда – основа для проведения демократических выборов. Обеспечивается официальное опубликование решений, документов, доступ к информации, присутствие наблюдателей, в т.ч. международных, при голосовании, подсчете голосов.

Принципы избирательного права - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Принципы избирательного права" 2015, 2017-2018.

  • - Принципы избирательного права

    Принципы избирательного права это установленные законом исходные начала, обеспечивающие реализацию и защиту активного и пассивного избирательного права, организацию и проведение демократических выборов. Основными принципами избирательного права в России являются:... .


  • - Принципы избирательного права

    На конституционном уровне закрепляются принципы российско­го избирательного права, под которыми понимаются основные начала демократизма, имеющие определяющее значение для института выбо­ров, выражающие сущность народовластия. Конституция Российской Федерации... .


  • - Понятие и принципы избирательного права

    Избирательное право играет огромную роль в формировании и функционировании органов государственной власти и органов местного самоуправления. Его значимость определяет внимание и интерес к нему многих ученых-правоведов. В правовой науке выделяются субъективный и... .


  • - Глава 1. §2. Принципы избирательного права Российской Федерации

    Д.ю.н., проф. С.Князев к.ю.н., доц. А.Яшин 2.1. Понятие и система принципов российского избирательного права. Принципы права обладают универсальностью, высшей императивностью (обязательностью), общезначимостью. Они образуют определенную систему, для которой характерно... .


  • - Принципы избирательного права

    Принципами избирательного права(1) выступают наиболее общие и абстрактные правовые нормы, определяющие более детальное правовое регулирование. Принципы избирательного права следует разделять на принципы реализации субъективных избирательных прав и принципы... ..[читать подробнее] .


  • Принципы избирательного права представляют собой основополагающие идеи-условия его признания и реализации, соблюдение которых на выборах обеспечивает народный характер волеизъявления. 1

    К принципам избирательного права относятся всеобщее избирательное право, равное избирательное право, прямое избирательное право, тайное голосование, добровольность участия в выборах, свобода выборов для граждан, обязательность и периодичность выборов как обязанность государства.

    Всеобщее избирательное право конституционный принцип избирательной системы, означающий предоставление:

    • – активного избирательного права всем совершеннолетним гражданам Российской Федерации, за исключением лиц, лишенных данного права в соответствии с законом;
    • – пассивного избирательного права всем гражданам, удовлетворяющим дополнительным, устанавливаемым конституцией и законами избирательным цензам (ограничениям).

    Рассматриваемый принцип предполагает, что избирательными правами может пользоваться широкий круг граждан. При реализации этих прав допускаются лишь естественные разумные ограничения, которые признаются в любом демократическом государстве и не рассматриваются как дискриминационные или ущемляющие представительный характер выборных органов власти.

    Всеобщее избирательное право граждан Российской Федерации означает, что гражданин России, достигший возраста 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ – быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Реализация избирательных прав не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

    Особое значение для обеспечения всеобщности избирательных прав граждан и гарантируемых законом пределов их реализации имеет вопрос об избирательных цензах, представляющих собой установленные законодательством ограничения активного и пассивного избирательного права и обусловленные теми или иными обстоятельствами. Избирательное законодательство закрепляет возрастной ценз и ценз оседлости.

    Смысл основных составляющих возрастного избирательного ценза граждан России заключается в следующем.

    Во-первых, дополнительные возрастные ограничения участия граждан России в выборах могут устанавливаться только в отношении пассивного избирательного права.

    Во-вторых, устанавливаемый минимальный возраст кандидата составляет 21 год на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, 30 лет – на выборах главы исполнительной власти субъекта РФ и 21 год – на выборах в органы местного самоуправления.

    В-третьих, установление максимального возраста кандидата, по достижении которого он утрачивает право быть избранным в государственные органы субъекта РФ либо в органы муниципального уровня, не допускается. При этом не исключается подобная возможность применительно к федеральным выборам.

    В-четвертых, закрепление возрастного ценза на выборах в органы местного самоуправления допускается лишь законами субъектов РФ в соответствии с условиями, предусмотренными федеральным законом.

    Установление дополнительных условий реализации пассивного избирательного права, связанных с достижением гражданином определенного возраста, является правом, а не обязанностью представительных (законодательных) органов субъектов РФ.

    Избирательным законодательством в отношении как пассивного, так и активного избирательного права закреплен ценз оседлости. Согласно нормам ст. 4 Закона об основных гарантиях избирательных прав федеральными конституционными законами и федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданином активного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории. Тем не менее данные условия не могут содержать какие-либо требования относительно продолжительности и сроков такого проживания, а законы субъектов РФ должны предусматривать предоставление активного избирательного права на выборах в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления всем гражданам, постоянно или преимущественно проживающим на территории соответствующего субъекта РФ или муниципального образования. Таким образом, действующее законодательство в решении вопроса об обладании гражданином активным избирательным правом исходит из самого факта постоянного или преимущественного проживания на определенной территории, не указывая иных условий.

    Характерно, что со всеобщим избирательным правом граждан России связан вопрос о предоставлении возможности участия в муниципальных выборах иностранным гражданам. В ст. 17 Закона об основных гарантиях избирательных прав предусмотрено, что в списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими федеральными законами, законами субъектов РФ включаются иностранные граждане, достигшие возраста 18 лет и постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся указанные выборы. Признание за иностранцами права голосования на муниципальных выборах вполне согласуется с провозглашением в ст. 2 Конституции РФ человека, его прав и свобод высшей ценностью, отвечает негосударственной природе муниципальной деятельности и учитывает опыт целого ряда стран, в которых самоуправление не считается прерогативой граждан и распространяется на проживающих на территории муниципальных образований иностранцев и лиц без гражданства.

    Принцип равного избирательного права прямо следует из ст. 19 Конституции РФ и общепризнанных норм международного права и закреплен в п. 1 ст. 3 и в ст. 5 Закона об основных гарантиях избирательных прав, а в ст. 39 отмечено равенство прав и обязанностей кандидатов.

    Принцип равного избирательного права включает в себя равное число голосов, предоставляемое избирателям; равный вес голоса избирателя; равенство прав кандидатов в процессе предвыборной конкуренции.

    Равное избирательное право означает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях, и обеспечивается тем, что все избиратели обладают одинаковыми с юридической точки зрения возможностями для выдвижения кандидатов, имеют равные условия для голосования, на одних и тех же правовых основаниях участвуют в предвыборной агитации.

    Равенство на выборах достигается, прежде всего, тем, что избиратель может быть включен в списки только по одному избирательному участку и участвовать в голосовании только один раз. Каждому гражданину России выдается одинаковое количество бюллетеней, а его волеизъявление имеет такое же значение, как и волеизъявления других граждан Российской Федерации.

    Существенное значение для обеспечения равенства избирательных прав граждан имеет и указание законодательства на то, что образуемые для проведения выборов избирательные округа должны быть примерно равными по численности избирателей.

    Принцип прямого избирательного права подразумевает, что граждане России голосуют на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления за или против кандидатов непосредственно. Любые формы косвенных выборов противоречат федеральному законодательству и не могут иметь место при формировании представительных основ государственной и муниципальной власти. Не допускается также проведение многостепенных выборов, при которых граждане избирают лишь нижнюю ступень органов местного самоуправления, а члены вышестоящих муниципальных и государственных органов избираются нижестоящими органами власти.

    Тайное голосование исключает возможность какого-либо контроля со стороны любых органов или должностных лиц, а также общественных объединений и граждан за волеизъявлением избирателей, поэтому законодательство рассматривает соблюдение тайны голосования как одну из первостепенных обязанностей избирательных комиссий, в том числе при досрочном голосовании и при голосовании вне помещений избирательных участков. Этим целям отвечает целый ряд организационных правил и гарантий их обеспечения, содержащихся в Законе об основных гарантиях избирательных прав, иных федеральных и региональных законах.

    Добровольность участия в выборах предполагает право избирателя самому решить вопрос о целесообразности и необходимости голосования, исключает какую-либо обязательность избирательных действий. В соответствии со ст. 3 Закона об основных гарантиях избирательных прав участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Значение этого принципа для организации и проведения различных избирательных кампаний имеет существенное значение. Неслучайно в ст. 3 Конституции РФ в качестве основополагающего универсального принципа реализации избирательных прав граждан закрепляется свобода выборов.

    Свобода выборов подразумевает, что при их организации и проведении абсолютно исключается какое-либо воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также оказать давление на результаты его волеизъявления. Свободное избирательное право и добровольность участия в выборах являются в современных условиях одним из краеугольных камней российской избирательной политики и практики.

    Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает, в какой мере ему участвовать в избирательном процессе.

    Реализация принципа добровольности и свободы выборов тесно связана с проблемой абсентеизма – неучастия избирателей в выборах, уклонения от голосования. На уровень абсентеизма влияют чаще всего политические и экономические обстоятельства. Высокий уровень абсентеизма приводит к избранию органа власти или самоуправления небольшой частью избирательного корпуса, что дает основание сомневаться в легитимности органа, либо может привести к безрезультатности избирательного процесса, если закон устанавливает обязательный минимум участия в выборах. В связи с этим в ряде стран предусмотрен обязательный вотум, т.е. юридическая обязанность избирателей принять участие в голосовании.

    Принцип обязательности и периодичности выборов как обязанность государства подразумевает строгое следование государственными органами установленным Конституцией РФ и законами системе и порядку выборов. Государство законодательно устанавливает периодичность выборов органов власти, непосредственно осуществляющих функции представительства интересов населения, гарантии проведения выборов в особых условиях. Общая гарантия обязательности проведения выборов закреплена в ст. 9 Закона о гарантиях избирательных прав выборы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов.

    Обязательность проведения выборов обеспечивается совокупностью установленных гарантий – наделением отдельных лиц полномочием по назначению выборов (например, Президенту РФ предоставлено право назначать выборы депутатов Государственной Думы; ЦИК РФ предоставлено право назначать выборы в случае, если Президент РФ не назначит выборы в установленные сроки); определением сроков голосования на выборах; определением сроков назначения и проведения выборов.

    Как отметил Конституционный Суд РФ в постановлении от 11 июня 2003 г. № 10-П, периодичность выборов есть необходимое условие демократического развития страны, имеющее целью посредством регулярного обновления состава органов публичной власти обеспечить их демократический и правовой характер.

    Под принципами избирательного права следует пони-мать руководящие начала, идеи, определяющие содержание, гарантии реализации гражданами Российской Федерации субъективных избирательных прав, организации и проведе-ния выборов в представительные органы государственной власти и местного самоуправления , выборных должност-ных лиц.

    1) Прямое избирательное право означает избрание депу-татов и выборных должностных лиц непосредственно из-бирателями.

    Прямое избирательное право на выборах во все предста-вительные учреждения в России впервые было закреплено Конституцией РСФСР 1937 г . До этого в РСФСР сочета-лись прямое голосование на выборах в городские и сель-ские Советы с многостепенными выборами на съезды Сове-тов. При многостепенных выборах делегатов вышестоящих съездов Советов избирали делегаты нижестоящих съездов Советов или депутаты городских и сельских Советов рабо-чих, крестьянских и красноармейских депутатов.

    2) Тайное голосование означает такую подачу голосов из-бирателями, при которой волеизъявление одного избира-теля неизвестно другим избирателям. Гарантией тайного голосования является тайна заполнения избирательного бюллетеня в специальной комнате или кабине. Для этого на каждом избирательном участке создаются специальные кабины или комнаты, в которых избиратель в отсутствие других лиц, включая членов избирательной комиссии, еди-нолично заполняет избирательный бюллетень. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично.

    Если гражданин не имеет возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, он вправе восполь-зоваться помощью другого лица, которому доверяет, кроме членов избирательной комиссии. При этом в соответствую-щей графе списка избирателей указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь из-бирателю в заполнении бюллетеня.

    Гарантией тайного голосования является порядок до-срочного голосования, при котором заполненный проголо-совавшим досрочно избирателем бюллетень самостоятельно вкладывается в конверт и заклеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответствую-щей избирательной комиссии.

    3) Обязательность и периодичность проведения выбо-ров. Согласно ст. 9 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в рефе-рендуме граждан Российской Федерации» выборы пред-ставительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также выборных должностных лиц явля-ются обязательными, периодическими и проводятся в сро-ки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов.


    Обязательность проведения выборов возникает в связи с истечением конституционного (уставного) срока, на ко-торый избираются представительные органы государствен-ной власти, местного самоуправления и выборные долж-ностные лица, а также в связи с досрочным окончанием их полномочий.

    Периодичность проведения выборов предполагает нали-чие определенного времени между проведением предыду-щих и очередных выборов, а также их разумную продолжи-тельность в виде предельного срока, на который избираются представительные учреждения. Срок полномочий предста-вительного учреждения, как правило, составляет четыре-пять лет, Президента РФ — шесть лет.

    В условиях чрезвычайного или военного положения для обеспечения безопасности граждан и зашиты конститу-ционного строя в соответствии с Конституцией РФ феде-ральным конституционным законом может быть отложено проведение выборов до окончания срока действия такого положения.

    4) Состязательность выборов. Состязательность (конку-рентность) обеспечивает избирателям реальную возмож-ность выбора одного из нескольких кандидатов посред-ством свободного волеизъявления. Если на выборах число голосов кандидатов будет равно числу замещаемых манда-тов, у избирателя нет возможности выбора. И голосование превращается в формальность.

    5) Принцип всеобщего избирательного права. Избирательным правом (актив/пассив) обладают все граждане, достигшие установленного законом возраста, не пораж. Дееспособ., не отбывающие наказание по решению суда, независим от пола, расы, нации и т.д.(ст.19). в РФ недискриминационными признаются лишь цензы объективного характера (возраст, дееспособность и привлечение к уголовной ответственности - ст. 32 КРФ). Гендерный ценз, имущественный, образовательный и иные являются дискриминационными. Возраст различается: актив.и.право - с 18 лет; пассивное избир.право - зависит от вида выборов (муницип - с 18; президент - с 35).

    6) Принцип равного избирательного права.

    Равенство правовых возможностей избирателей независимо от пола, расы, национальности, финансового положения, образования, убеждений, религии и т.д.

    Равные правовые возможности кандидатов = равное эфирное время, печатные издания, площадь и т.д.

    Перечислим основные принципы избирательного права России, при этом будем обращать внимание и на зарубежный опыт.

    Один из основных принципов избирательного права: воля народа – основа власти правительства . Этот принцип закреплен статьей 21 Всеобщей Декларации 1948 г.

    Еще один принцип – обязательность выборов . этот принцип зафиксирован в статье 9 Федерального закона «Об основных гарантиях». С одной стороны, это необходимый способ формирования органов и должностных лиц государства и местного самоуправления посредством прямого волеизъявления граждан. Конечно, речь идет, прежде всего, о представительных (законодательных) органах власти. С другой стороны,

    предполагает и обязательность их результатов, если не были допущены нарушения, искажающие волю избирателей.

    Принцип обязательности выборов тесно связан со следующим принципом – принципом периодичности выборов . Очередные выборы должны проводиться через определенные интервалы времени. Таким образом обеспечивается постоянный доступ к участию в управлении своей страной, возможность контролировать деятельность представителей (в отсутствие других эффективных механизмов контроля и воздействия, особенно на федеральном уровне), политическая конкуренция и плюрализм, возможность выбора наиболее эффективной программы развития общества и государства. Проблема определения сроков связана с тем, что, с одной стороны, должно быть достаточно времени для эффективной работы, реализации заявленной программы, некоторая стабильность. С другой – срок полномочий не должен быть чрезмерным.

    Обычно для высших органов государственной власти этот период колеблется от 4 до 7 лет и устанавливается конституцией. В настоящее время срок полномочий Президента составляет 6 лет, депутатов ГосДумы – 5 лет.

    Еще один принцип избирательного права – выборы не должны быть сфальсифицированными . Это требование записано в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека. Собственно на обеспечение данного принципа и направлено действующее законодательство, предусматривающее конкретные правила относительно каждой стадии избирательного процесса и его участников, а также меры ответственности за отдельные нарушения избирательных прав и процедур. Можно сказать, что реализации данного принципа содействуют такие принципы как:

    Гласность (открытость), транспарентность (прозрачность, честность)

    Проведение выборов избирательными комиссиями, их независимость

    Широкое участие населения в подготовке и проведении избирательной кампании.

    Соответствующая информационная среда – основа для проведения демократических выборов. Обеспечивается официальное опубликование решений, документов, доступ к информации, присутствие наблюдателей, в том числе международных, при голосовании, подсчете голосов.

    Создаются специальные органы для обеспечения реализации и защиты избирательных прав, подготовки и проведения выборов. Их независимость достигается за счет порядка формирования, ограничений в отношении их членов, обязательностью принимаемых ими решений, возможности расформирования на основе судебного решения. Запрещается вмешиваться в их работу. Деятельность избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, осуществляется открыто и гласно (ст. 3).

    Принцип всеобщего избирательного права иногда имеет разное прочтение, поскольку допускаются разумные ограничения избирательного права (цензы, или квалификации). Цель – обеспечение осознанного участия в выборах, исключение злоупотребления правами и т.д. Однако представления о разумности могут сильно отличаться в разных странах и в разные исторические эпохи. Например, достаточно длительное время считалось разумным не допускать участия в выборах женщин. Например, в нашей стране избирательные права женщинам были предоставлены в 1917 г., а в Швейцарии – в 1971 г. До 1917 г. женщины имели активное избирательное право только в Австралии, Новой Зеландии, Дании, Исландии. Существовал и имущественный ценз (наличие недвижимости, уплата определенной суммы налога и др.).

    Впервые всеобщее избирательное право было введено для мужчин с 21 года во время Французской революции.

    В РФ этот принцип означает право гражданина России, достигшего определенного возраста и отвечающего другим установленным критериям, избирать и быть избранным, участвовать во всех избирательных действиях без дискриминации. Можно говорить о следующих общих цензах, установленных в настоящее время:

    Ценз по принадлежности к гражданству. Традиционно политическими правами в полном объеме на территории государства обладают только его граждане. Это справедливо и по отношению к избирательным правам. Иностранные граждане, лица без гражданства не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов. Есть и исключение из правила о гражданстве. В качестве примера можно привести Договор о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства, от 28.04.1998 г. с Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой.

    Возрастной ценз. Активное избирательное право в Российской Федерации может быть реализовано с 18 лет (около 100 государств). Ранее во многих странах это право предоставлялось с 21-23 лет, благодаря чему отсекалась считающаяся наиболее активной и критически настроенная часть населения. Есть страны, где голосовать можно с 16 лет (Бразилия, Куба). В Российской Федерации

    Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, с 21 года – депутатом Государственной Думы, с 30 – высшим должностным лицом субъекта РФ, с 35 – Президентом РФ.

    Ценз дееспособности – не имеют права избирать граждане, признанные судом недееспособными.

    Ценз оседлости – требование проживания на определенной территории в течение установленного периода времени. В России касается только Президента РФ (10 лет).

    Ценз количества избраний. Для должностных лиц обычно не более двух сроков подряд.

    Ценз в связи с привлечением к уголовной или административной ответственности. В Конституции установлен запрет избирать и быть избранными для граждан, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Еще больше ограничений действует для реализации пассивного избирательного права. Запрет касается осужденных когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений (с 2012 г. – ранее только при наличии неснятой или непогашенной судимости), осужденных за преступления экстремистской направленности (при неснятой и непогашенной судимости на день голосования) и некоторых других.

    Ценз по способу прекращения полномочий. По закону о выборах Президента РФ «Гражданин РФ, замещавший должность Президента РФ и досрочно прекративший исполнение полномочий в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с досрочным прекращением им исполнения своих полномочий» (ст. 6).

    В международном праве существует разная практика установления цензов. Так в Перу до 1980 года действовал ценз грамотности (умение читать и писать на государственном языке) ; в штатах Алабама, Айдахо избиратель должен обладать репутацией нравственного человека и др.

    Принцип равного избирательного права гласит, что все избиратели участвуют в выборах на равном основании, не имеют никаких преимуществ, при голосовании избиратели обладают равным количеством голосов, также имеют равенство возможностей избирателей по участию в избирательных действиях. Гражданин может быть включен в списки избирателей только по одному избирательному участку и голосовать только один раз. При организации выборов должны быть созданы примерно равные по численности избирателей округа. Этот принцип закрепляет и равенство кандидатов: все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, не должны использовать преимущества, связанные с должностным или служебным положением (перечень в ст. 40)

    Принцип тайного голосования устанавливает, что должны быть обеспечены условия, исключающие возможность контроля за волеизъявлением избирателей. Безусловно, граждане могут и не скрывать, за кого проголосовали, но их действия не должны носить агитационный характер.

    Принцип свободы выборов, добровольности участия . Никто не вправе принудить к участию или неучастию в выборах, препятствовать свободному волеизъявлению. Есть страны, в которых выборы рассматриваются как общественная функция (в интересах всех граждан и самого себя), что предполагает не только право, но и обязанность участвовать в выборах таких государств около 30: Австралия, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Италия, латиноамериканские страны, например, Чили. Причем последствия неучастия могут быть различными: от общественного порицания до ограничения в правах (например, экономических) и привлечения к ответственности (штраф и др.)

    Принцип прямого избирательного права означает, что депутаты и должностные лица избираются непосредственно населением (гражданином лично) в отличие от многостепенных или косвенных выборов (американские избиратели, например, формально голосуют за выборщиков, а те уже избирают президента).

    Принцип альтернативности (или состязательности) предполагает обязательность выдвижения двух и более кандидатов (или списков). Принцип сочетания государственного и негосударственного финансирования предполагает, что канндидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании. При этом законом четко регламентируются источники поступления средств и то, на что они могут расходоваться (предвыборная агитация и т.д.).

    И, наконец, принцип сочетания мажоритарной и пропорциональной избирательных систем . Выделяют три вида избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная (О смешанной системе говорят в том случае, когда при формировании органа власти используются и мажоритарная, и пропорциональная). То есть государства могут устанавливать разные модели организации выборов. В настоящее время в Российской Федерации выборы Президента Российской Федерации проходят по мажоритарной избирательной системе, а выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации – по пропорциональной.

    Общественные организации. Корпус «За чистые выборы»

    «Каждый имеет право на объединение… Свобода деятельности общественных объединений гарантируется» – указывает статья 30 Конституции РФ. Что же такое общественные организации? И чем они занимаются? Мы нередко мы слышим о людях, что они занимаются общественной деятельностью или общественной работой. Это значит, что они безвозмездно, добровольно работают в различных сферах жизни общества: в культурной, спортивной, образовании, защите прав и свобод человека и т.д.

    Отдельно можно указать и на работу молодежных общественных объединений. В молодежных общественных объединениях участниками или членами таких объединений могут быть граждане с 14 лет. В детских общественных объединениях допускается участие или членство детей в возрасте с 8 лет.

    Становясь участником или членом общественного объединения, гражданин обязан соблюдать устав такого общественного объединения и выполнять обязанности, предусмотренные для участников и членов объединения.

    В 2012 году по инициативе Координационного совета молодых юристов Ассоциации юристов России был создан Корпус наблюдателей «За чистые выборы», в который вошли более 100 000 молодых юристов, принявших участие в наблюдении на выборах Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года и в Единые дни голосования 14 октября 2012 года и 8 сентября 2013 года.

    15 мая 2013 года в Доме юриста в городе Санкт-Петербурге состоялся Учредительный Съезд Общероссийского общественного движения «Корпус «За чистые выборы», в ходе которого было принято решение о создании самостоятельной организации..

    1 августа 2013 года Министерство юстиции Российской Федерации приняло решение о государственной регистрации Общероссийского общественного движения «Корпус «За чистые выборы».

    Корпус «За чистые выборы» имеет свое сетевое средство массовой информации («ЗаЧистыеВыборы» – сетевое СМИ на базе официального сайта Корпуса зачистыевыборы.рф – Свидетельство о государственной регистрации ЭЛ № ФС 77 – 53254).

    Корпус «За чистые выборы» является самой крупной организацией независимых наблюдателей-юристов в России и имеет свои региональные отделения почти во всех субъектах Российской Федерации.

    Корпус «За чистые выборы» осуществляет свою деятельность в целях защиты прав граждан России на участие в формировании органов власти через содействие профессиональной организации выборов и создания системы подготовки молодых профессионалов: наблюдателей, членов избирательных комиссий, кандидатов на выборные должности.

    Основными принципами работы Корпуса «За чистые выборы» являются независимость, неангажированность, объективность, волонтерство и профессионализм.

    На примере деятельности Корпуса становится очевидна связь между такими политическими правами граждан как право на объединение, право избирать, право избираться, право участвовать в выборах, а также право быть наблюдателем.

    Понятие избирательного права. В конституционном праве термином «выборы» обозначается процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями дол­жностного лица, осуществляемая посредством голосования правомочных лиц при условии, что на каждый предоставля­емый таким образом мандат могут претендовать в установ­ленном порядке два или более кандидата. Термин «.избирательное право» имеет два значения:

    В объективном смысле - это система конституционно-правовых норм. регулирующих общественные отношения, свя­занные с выборами органов государства и местного самоуп­равления. Объективное избирательное право регулирует из­бирательную систему в широком смысле. Обычно предметом избирательного права считаются связанные с выборами об­щественные отношения, в которых прямо или косвенно уча­ствуют граждане;

    В субъективном смысле - это гарантированная граж­данину государством возможность участвовать в выборах го­сударственных органов и органов местного самоуправления. Оно представляет собой комплекс конкретных прав лица, среди которых особо следует выделить активное и пассивное избирательное право в связи с политическими правами че­ловека и гражданина.

    Основные принципы избирательного права. Принципы избирательного права - это те условия его признания и реализации, соблюдение которых на выборах делает эти выборы действительно народным волеизъявлением. Выделим основные принципы.

    Всеобщее избирательное право. Принцип всеобщего из­бирательного права означает, что избирательные права (или хотя бы активное избирательное право) признается за всеми взрослыми и психически здоровыми людьми. Это максимум возможного и разумного, который практически нигде не до­стигается. Всеобщность означает отсутствие дискриминации по каким-либо основаниям (пола, национальности и др.), то есть невозможность отстранения от выборов каких-либо граж­дан или групп населения.

    Прямое и косвенное избирательное право. Применение принципов прямого или косвенного избирательного права или их определенное сочетание зависят от порядка формирова­ния выборного органа.

    Прямое (непосредственное) избирательное право означа­ет право избирателя избирать и быть избранным непосред­ственно в выборный орган или на выборную должность. Этот принцип действует в подавляющем большинстве случаев на выборах нижних палат парламентов, иногда верхних палат - в США, Италии, Польше, президентов - в Мексике, Австрии, Болгарии, практически повсеместно при выборах органов местного самоуправления.

    Косвенное (многоступенчатое) избирательное право озна­чает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, кото­рая затем уже избирает выборный орган. Такой коллегией может быть государственный или самоуправленческий орган, нижестоящий, по отношению к выбираемому. Косвенные вы­боры могут иметь две ступени и более. Двухступенчатыми выборами избираются, например, президент США, Совет шта­тов Индии, трехступенчатыми - подавляющая часть Всеки­тайского собрания народных представителей.

    Равное избирательное право. Принцип равного избира­тельного права предполагает равную для каждого избирате­ля возможность воздействовать на результаты выборов. Он представляет собой следствие и одно из важнейших прояв­лений конституционно гарантируемого равноправия граждан. Равенство избирательного права обеспечивается прежде всего наличием у каждого избирателя одинакового числа голосов. В зависимости от избирательной системы" у каждого избирателя число голосов может быть больше, чем один. Поэтому важно, чтобы у всех избирателей их было поровну. Например, на парламентских выборах в Германии каждый избиратель имеет по два голоса, а на выборах представи­тельных органов местного самоуправления в Баварии - по три. Кроме того, необходимо, чтобы все голоса имели равный вес, т. е. равное влияние на результат выборов. Это дости­гается обеспечением единой нормы представительства: на каждого депутата должно приходиться одинаковое число жителей (иногда избирателей).

    Принципу равного избирательного права противоречит плюральный вотум (буквально - множественное голосова­ние). Согласно этому принципу одни избиратели могут иметь в зависимости от обстоятельств больше голосов, чем другие.

    Принципу равного избирательного права также противо­речат куриальные выборы, которые заранее делят избирате­лей на группы - курии (например, по национальному, рели­гиозному, сословно-кастовому и другим признакам) с заранее установленным числом мандатов, предоставляемых каждой из этих групп. Например, в Китае особую курию представляют собой военнослужащие НОАК, которые имеют особое пред­ставительство в собраниях народных представителей, в Бот­сване, Гамбии, Сьерра-Леоне создаются особые избиратель­ные курии для родоплеменных вождей.

    В некоторых странах допускаются отклонения от принци­па равного избирательного права, имеющие целью гаранти­ровать представительство таких групп общества, которые иначе могут его не получить. Такое специальное представи­тельство имели 25 из 150 стран, сообщивших соответствую­щие данные Межпарламентскому союзу.

    Свободное участие в выборах и обязательный вотум. Принципы свободного участия в выборах и обязательный вотум связаны с активным избирательным правом.

    Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе, а если участвовать, то в какой мере. Отсюда вытекает, что при оп­ределении результатов выборов не следует принимать во внимание, какой процент избирателей проголосовал: если

    хотя бы один проголосовал, то выборы состоялись. Этот принцип характерен для многих стран с англоязычной право­вой системой. Он обычно сочетается с добровольной регис­трацией избирателей. Неучастие избирателей в выборах на­зывают абсентеизмом. На его уровень влияют чаще всего политические и экономические обстоятельства. Высокий уро­вень абсентеизма приводит либо к избранию органа власти или самоуправления небольшой частью избирательного кор­пуса, что дает основание сомневаться в легитимности органа, либо может вести к безрезультатности избирательного про­цесса, если закон устанавливает обязательный минимум уча­стия в выборах.

    В ряде стран предусмотрен обязательный вотум, т. е. юридическая обязанность избирателей принять участие в голосовании.

    Цензы избирательного права и ограничения избиратель­ного права. Круг лиц, за которыми конституция и избиратель­ные законы признают избирательные права, ограничивается так называемыми цензами, т. е. специальными условиями допущения гражданина к осуществлению тех или иных поли­тических прав.

    Рассмотрим следующие виды цензов. Возрастной ценз означает признание за лицом избира­тельных прав по достижению определенного возраста. В 109 странах активное избирательное право признавалось за ли­цами старше 18 лет: например, с 18 лет - в США, Великоб­ритании, Германии, Италии, с 20 лет - в Японии, Швейца­рии, Финляндии, а в Бразилии, на Кубе, в Иране и Никарагуа правом голоса пользуются с 16 лет. Для пассивного избира­тельного права возрастные цензы выше. Например, прези­дентом Италии можно стать по достижении 50 лет. Верхний возрастной предел для избрания в государственные органы или для пребывания в их составе, как правило, в демокра­тических государствах не устанавливается.

    Ценз оседлости предполагает, что за лицом признаются избирательные права лишь после того, как оно проживет в данной стране или данной местности определенное время. Например, во. Франции для голосования на любых выборах установлен ценз оседлости 6 месяцев, в Новой Зеландии - 3 месяца, которые нужно прожить на территории избиратель­ного округа.

    Ценз гражданства означает, что к выборам допускаются лишь лица, состоящие в гражданстве данного государства не менее установленного срока. Этот ценз не связан с длитель­ностью проживания в стране и не требуетсам по себе этого проживания. Например, по Конституции США членом палаты представителей Конгресса США может быть избрано лицо, состоящее в гражданстве США не Менее 7 лет, а сенатором - не менее 9 лет. Ценз грамотности и образовательный ценз предпола-

    гают допуск к выборам лиц, обладающих установленным объе­мом образования. В настоящее время он почти не встреча­ется. Ценз грамотности предполагает умение читать и писать на государственном языке, а иногда понимать и истолковы­вать конституцию страны. Применяется данный ценз в основ­ном тогда, когда речь идет о пассивном избирательном пра­ве. Например, согласно Конституции Бразилии не могут быть избраны неграмотные.

    Имущественный ценз заключается в требовании, чтобы избирателю принадлежало имущество не ниже, чем на опре­деленную сумму или чтобы он уплачивал налоги определенно­го размера. В XX в. этот ценз практически везде был отме­нен.

    Моральный ценз предполагает определенные нравствен­ные требования к избирателю. Например, в Исландии от избирателя требуется, чтобы он вел пристойный образ жизни и обладал добрым нравом, в Мексике не голосуют лица, злоупотребляющие наркотиками, в Нидерландах - лишенные родительских прав и т. п. Обычно лишаются избирательных прав лица, отбывающие наказание в местах лишения свобо­ды по приговору суда (Великобритания, Россия).

    Религиозный ценз предполагает принадлежность избира­теля к определенной религии. Например, в иранский парла­мент могут быть избраны только лица, исповедующие ислам.

    Ценз пола предполагал недопущение к выборам женщин. До конца XIX в. он существовал почти во всех странах. Сегод­ня повсеместно отменен. Расовый ценз в настоящее время отсутствует. Рассмотренные цензы представляют собой ограничения как активного, так и пассивного избирательного права. К ограничениям пассивного избирательного права относятся несовместимость и неизбираемость.

    Несовместимость заключается в том, что не подлежит избранию лицо, занимающее определенную должность (если оно намерено и далее ее занимать), имеющее какой-либо выборный мандат (если данное лицо намерено и далее его сохранять) или какое-либо определенное занятие (если лицо намерено и далее его осуществлять). Например, во Франции депутат и сенатор не могут осуществлять руководящие функ­ции в частных компаниях, предприятиях, если их деятельность как-то связана с правами государства, не допускается совме­щение более двух выборных мандатов, кадровые военнослу­жащие не могут быть депутатами Национального собрания и т. п.

    Неизбираемость - это достаточно специальные случаи. Так, во Франции генеральные инспекторы административных органов со специальными поручениями и префекты не могут быть избраны в любом избирательном округе, входящем в состав территории, на которой они выполняют свои функции или выполняли их в последние три года до выборов.



    Загрузка...