novomarusino.ru

Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций. Медицинская служба гражданской обороны Основные принципы организации мсго

МСГО является одной из служб гражданской обороны. В своем становлении и развитии МСГО прошла ряд этапов. Известно, что защита населения и народного хозяйства от воздушного нападения противника стала осуществляться еще в первую мировую войну (1914-1918). Но лишь в 20-30-е гг. эта защита стала организационно оформляться в различных странах. В частности, в СССР в 1932 г. была создана Местная противовоздушная оборона (МПВО) как централизованная общесоюзная организация. МПВО создавалась в крупных городах, на важных объектах промышленности, транспорта, связи, в учреждениях, учебных заведениях, в жилом секторе. МПВО была проделана большая работа по строительству убежищ, обучению населения способам защиты от воздушного и хим. нападения, по подготовке формирований для ведения спасательных и неотложно-восстановительных работ.

В годы второй мировой войны местная противовоздушная оборона сыграла значительную роль в спасении пострадавших от воздушных налетов. По данным английских авторов, приводимых А. Е. Абрамовым (1957), на мирное население Англии до конца 1941 г. было сброшено ок. 200 тыс. авиабомб. В результате этих налетов было убито свыше 43 тыс. чел. и тяжело ранено более 50 тыс. чел. В отдельных городах (напр., Ливерпуле, Бирмингеме, Ковентри и др.) общие и санитарные потери достигали весьма значительных размеров. В этих условиях четкая организация мероприятий по защите населения и ликвидации последствий воздушных налетов противника имела первостепенное значение.

Мед. служба МПВО (МС МПВО) в СССР по своей организационной структуре была рассчитана на ликвидацию гл, обр. небольших очагов поражения. Численный состав отдельных формирований был весьма ограниченным. Так, напр., отряд первой мед. помощи (ОПМ) имел в своем составе 1 врача, 2 медсестер и 1-2 санитаров. Госпитализировались пораженные в действующие б-цы. Лишь в отдельных случаях в помощь б-цам выделялись так наз. бригады усиления в составе 1-2 врачей-специалистов (травматологов, хирургов), 2 медсестер и 2 санитаров. МС МПВО в годы Великой Отечественной войны успешно справилась со своими задачами. Особенно это наглядно было видно по опыту ее работы в Ленинграде, Одессе, Москве, в которых до 80% населения, пострадавшего во время бомбардировок, в сравнительно короткие сроки возвратились к трудовой деятельности.

6 августа 1945 г. США сбросили на г. Хиросиму, а 9 августа 1945 г. на г. Нагасаки (Япония) атомные бомбы с тротиловыми эквивалентами ок. 20 тыс. т. Из 225 тыс. чел. населения г. Хиросимы было убито и ранено более 140 тыс. чел.; в г. Нагасаки из 174 тыс. чел. населения было убито и ранено ок. 75 тыс. чел. В г. Хиросиме из 45 городских б-ц только 3, находившиеся на окраине города, могли в какой-то степени функционировать; ок. 90% врачей были убиты или имели ранения; пострадало ок. 75% среднего медперсонала. В г. Нагасаки ок. 50% практикующих врачей вышли из строя.

С тех пор ядерное оружие постоянно совершенствовалось как по мощности, так и по средствам доставки. Учитывая возможность развязывания агрессивными государствами войн с использованием оружия массового поражения, в нашей стране в 1961 г. была создана гражданская оборона (ГО). Основными задачами ГО являются: обеспечение защиты населения от оружия массового поражения и других средств нападения противника (см. Защита от боевых средств поражения), повышение устойчивости работы народного хозяйства в условиях военного времени и ликвидация последствий применения противником оружия массового поражения. При организации защиты населения от оружия массового поражения важное значение имеет строительство защитных сооружений, обеспечение населения индивидуальными средствами защиты, организация эвакуации населения из крупных городов в загородную зону, проведение мероприятий по рассредоточению рабочих и служащих, а также всеобщее обязательное обучение населения способам защиты от оружия массового поражения и других средств поражения, действиям по ликвидации последствий нападения противника. Устойчивость работы народного хозяйства достигается проведением организационных и специальных инженерно-технич. мероприятий на объектах отраслей народного хозяйства, созданием запасов сырья и оборудования, накоплением необходимых средств и материалов для эффективного проведения спасательных работ. Важное значение приобретает организация управления объектами и отраслями народного хозяйства.

Успешное выполнение мероприятий по ликвидации последствий применения оружия массового поражения достигается созданием еще в мирное время сил ГО, четкой организацией спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ, оказанием медпомощи пострадавшему населению.

ГО в нашей стране строится и организуется по территориальнопроизводственному принципу. Ответственность за состояние, организацию и проведение мероприятий ГО возлагается на руководителей министерств и ведомств, исполнительные комитеты Советов народных депутатов, руководителей предприятий, учреждений, совхозов и колхозов.

При всех этих организациях и учреждениях создаются штабы и службы ГО. Штабы планируют и организуют выполнение всех мероприятий ГО по защите населения.

Для выполнения специальных мероприятий создаются службы ГО: оповещения и связи, медицинская, противопожарная, инженерная, охраны общественного порядка, коммунально-техническая, материально-технического снабжения, продовольственного и вещевого снабжения, автотранспортная и др.

Невоенизированные формирования ГО по предназначению подразделяются на формирования общего назначения и формирования служб. Формирования общего назначения создаются для ведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения, в районах катастроф и стихийных бедствий. К этим формированиям относятся спасательные отряды (команды, группы) и отряды механизации работ. Формирования служб ГО предназначены для выполнения специальных задач при ведении спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ и обеспечения действий формирований общего назначения. По подчиненности все формирования подразделяются на объектовые и территориальные. Первые выполняют задачи по ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения, в районах стихийных бедствий, а также при авариях и катастрофах на своих объектах, но могут быть использованы и для решения аналогичных задач на других объектах; вторые ведут спасательные и неотложные аварийно-восстановительные работы самостоятельно или совместно с объектовыми формированиями на территории района, города, на наиболее важных объектах народного хозяйства, а также принимают участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.

Для выполнения задач ГО невоенизированные формирования ГО готовятся в мирное время: оснащаются необходимым специальным имуществом и средствами защиты; заранее планируются действия формирований, вывод их в возможно короткие сроки в загородную зону и организуется четкое руководство ими при проведении спасательных работ.

Спасательные работы в очагах массового поражения представляют комплекс мероприятий, который включает: разведку маршрута выдвижения формирований ГО и объекта работ; локализацию и тушение пожаров; розыск пораженных и извлечение их из завалов; вскрытие заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей; оказание первой медпомощи и первой врачебной помощи пораженным и их эвакуацию в леч. учреждения; вывод населения из опасных мест в безопасные районы; санобработку пораженных и обеззараживание их одежды; обеззараживание территории, сооружений, транспорта и техники.

МСГО, являясь одной из служб ГО, осуществляет мероприятия, направленные на своевременное оказание медпомощи пораженным и больным, быстрейшее их излечение и возвращение к трудовой деятельности, максимальное снижение инвалидности и смертности, предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний. МСГО создается на базе существующих органов и учреждений здравоохранения по территориально-производственному принципу. В состав МСГО входят органы управления, создаваемые на основе существующих органов здравоохранения союзных и автономных республик, краев и областей, городов, городских и сельских районов (см. Управление медицинской службой, гражданской обороны). Формирования и учреждения МСГО создаются на базе существующих в мирное время учреждений здравоохранения с максимальным использованием их кадровых и материальных возможностей. Каждое мед. формирование и учреждение предназначено для выполнения определенных задач. К формированиям МСГО относятся:

Санитарные посты (СП), санитарные дружины (СД, см. Дружина санитарная), создаваемые на предприятиях, в учреждениях, колхозах и совхозах;

К учреждениям МСГО относятся: сортировочно-эвакуационные госпитали (СЭГ) и головные б-цы (ГБ), профилированные и многопрофильные б-цы, в т. ч. б-цы при пункте сбора легкопораженных (ПСЛП), эвакоприемники (ЭП). Учреждения объединяются в больничные коллекторы (БК); несколько больничных коллекторов объединяются в больничную базу (см.).

В системе лечебно-эвакуационного обеспечения населения приняты три вида медпомощи (см. Система лечебно-эвакуационного обеспечения): первая медпомощь, первая врачебная помощь (см.), специализированная медицинская помощь (см.). Первая медпомощь оказывается в очагах поражения самими пораженными в порядке само- и взаимопомощи, личным составом СД и других формирований ГО. В очагах поражения проводится: розыск пораженных, извлечение их из завалов и укрытий, оказание им первой медпомощи, вынос, вывоз пораженных (см. Вынос и вывоз пораженных) или направление их пешком на ОПМ, в медицинские подразделения войсковых частей ГО и сохранившиеся леч. учреждения. В ОПМ, мед. подразделениях войсковых частей ГО и сохранившихся леч. учреждениях проводится мед. сортировка пораженных (см. Сортировка медицинская), оказывается первая врачебная помощь. Эти формирования, мед. подразделения и мед. учреждения являются первым этапом эвакуации (см. Этапное лечение).

Специализированная медпомощь оказывается в леч. учреждениях больничной базы (ББ), которые являются вторым этапом мед. эвакуации. На каждое из леч. учреждений Б Б возлагаются определенные задачи. В частности, на СЭГ и ГБ возлагается: проведение мед. сортировки и направление пораженных в леч. учреждения больничного коллектора в соответствии с характером поражения и эвакуационной характеристикой; оказание специализированной медпомощи по неотложным показаниям; госпитализация нетранспортабельных, а также пораженных с неясным диагнозом.

Работа б-ц МСГО организуется прежде всего в зависимости от их профиля. Этим определяются и их общие задачи. В частности, они осуществляют: специализированную медпомощь и лечение пораженных и больных до определившегося исхода; амбулаторно-поликлиническую помощь пораженным, которые не нуждаются в стационарном лечении, а также больным из числа местного и эвакуированного населения.

Лечебно-эвакуационное обеспечение легкопораженных организуется на первом и втором этапах мед. эвакуации с выделением их в самостоятельный поток. Легко пораженные могут нуждаться или только в амбулаторно-поликлинической помощи, или в специализированном лечении в больницах МСГО. Амбулаторно-поликлиническое лечение легко-пораженных обеспечивается в пунктах сбора легкопораженных (ПСЛП), организуемых исполнительными комитетами Советов народных депутатов и поликлиниками.

Для успешного осуществления всех мероприятий МСГО должна решать комплекс определенных задач. В мирное время МСГО готовится к работе в условиях применения противником оружия массового поражения, организует и осуществляет подготовку мед. формирований, а также мед. учреждений для лечения населения, пострадавшего от оружия массового поражения; организует и проводит обучение всего мед. состава; осуществляет обеспечение формирований и учреждений МСГО мед. имуществом (см. Медицинское снабжение, в гражданской обороне); организует и проводит разработку мероприятий по мед. защите населения, в частности по профилактике и лечению поражений, вызванных оружием массового поражения; оказывает практическую помощь СОКК и КП в организации подготовки санитарных дружин и населения по оказанию первой медпомощи пострадавшим, а также в привлечении необходимого числа доноров.

При угрозе нападения противника МСГО приводит в готовность формирования и учреждения службы к ведению спасательных и неотложно-восстановительных работ. Наряду с этим осуществляется работа по организации мед. обеспечения рабочих и служащих предприятий и учреждений как непосредственно на объектах, так и в загородной зоне, а также населения на сборных пунктах, в пути следования и в загородной зоне.

В случае применения противником оружия массового поражения МСГО организует специальную медицинскую разведку (см.), к-рая проводится всеми мед. формированиями и специально назначенными мед. разведывательными группами (МРГ) и имеет целью уточнить данные мед. обстановки в очагах поражения (заражения), а также выявить сан.-эпид. состояние маршрутов выдвижения и исходных районов сил ГО. Особые задачи по разведке ставятся перед формированиями сан.-эпид, службы.

Формирования МСГО строят свою работу в очаге массового поражения в тесном взаимодействии со спасательными отрядами, включающими в свой состав инженерно-технический персонал, специальные технические средства, предназначенные для розыска, извлечения из завалов и разрушенных зданий как здоровых, так и пораженных людей и выноса раненых за пределы очага.

Старшие начальники ГО в р-нах и на объектах спасательных работ информируют начальников мед. формирований об обстановке в очаге ядерного поражения: о границах и уровнях заражения продуктами ядерного взрыва (ПЯВ), путях обхода и преодоления этих участков, местах сплошных (массовых) пожаров, характере разрушений зданий, состоянии защитных сооружений, местах нахождения пораженных и условиях для их спасения. В соответствии с обстановкой мед. начальники ставят конкретные задачи перед каждым мед. формированием.

СД оказывают первую медпомощь пострадавшим на месте поражения, сосредоточивают их во временные пункты сбора пораженных. Вывоз и вынос пораженных из очагов поражения на ОПМ обеспечивают командиры спасательных отрядов. Первая медпомощь, осуществляемая личным составом СД, включает наложение повязок на раневые и ожоговые поверхности, временную остановку наружного кровотечения, иммобилизацию подручными средствами, применение обезболивающих средств, антибиотиков и другие мероприятия.

В ОПМ оказывают первую врачебную помощь, к-рая включает меры, направленные на поддержание жизнедеятельности организма и предупреждение наиболее грозных осложнений в целях обеспечения безопасности доставки пострадавших в лечебные учреждения больничной базы (ББ).

ОПМ осуществляет прием пораненных, их регистрацию, мед. сортировку, оказание первой врачебной помощи, гл. обр. по жизненным показаниям, временное размещение пораженных, а также мед. снабжение сандружин, работающих в очаге. Первая врачебная помощь пораженным, подлежащим эвакуации в загородную зону, ограничивается остановкой наружного кровотечения, поддержанием функции внешнего дыхания и сердечной деятельности, противошоковой терапией, профилактикой раневой инфекции и рядом других врачебных мероприятий, включая неотложную медпомощь пораженным ОВ.

На путях эвакуации пораженных из очага, при въезде в р-н ББ устанавливается мед. распределительный пункт (МРП), который в соответствии с характером и тяжестью поражения обеспечивает равномерную загрузку больничных коллекторов данной Б Б. Для встречи транспорта, прибывшего в БК, выставляется вспомогательный распределительный пост (ВРП), регулирующий движение транспорта с пораженными в пределах БК.

В некоторых условиях для эвакуации пораженных из очага могут быть использованы ж.-д., авиационный или водный транспорт. В этих случаях на станциях (пристанях) погрузки и разгрузки развертываются эвакоприемники (см. Эвакуационный приемник) для временного размещения пораженных.

Оказание первой медпомощи в очаге химического поражения должно проводиться в самые короткие сроки, поскольку большинство ОВ высокотоксичны и обладают быстрым действием. Отсюда большое значение приобретает самопомощь и взаимопомощь (см.). Пораженным надевают противогаз, по мере необходимости вводят специфичный для примененного ОВ антидот. Попавшие на кожные покровы капельно-жидкие ОВ обезвреживаются жидкостью индивидуального противохимического пакета (см.). Пораженных быстро эвакуируют за пределы очага. Спасательные работы личный состав ведет в противогазах и защитной одежде. По окончании работ личный состав формирований проходит полную санитарную обработку (см.), а снаряжение (противогазы, защитные костюмы, сан. сумки, носилки) подвергают дегазации (см.). Отряды первой медпомощи (ОПМ), прибывающие к очагу хим. заражения, работают за пределами очага с наветренной стороны. В ОПМ пораженных ОВ подвергают частичной санитарной обработке. Пораженным ОВ специализированная медпомощь и лечение осуществляются в больницах МСГО.

Оказание первой медицинской помощи в очагах бактериологического поражения проводится СД при выявлении инфекционных больных путем подворных обходов, под руководством участковых врачей.

Специализированная помощь и лечение инфекционных больных осуществляются в пределах карантинной зоны (см. Карантин, карантинизация) в инфекционных больницах (отделениях), перепрофилированных под инфекционные стационары соматических больницах, временных инфекционных стационарах (ВИС), развертываемых силами ОПМ.

Мероприятия по локализации и ликвидации очагов бактериологического поражения (режимно-ограничительные мероприятия, выявление и изоляция больных, проведение экстренной и специфической профилактики, дезинфекционные мероприятия) осуществляются по территориально - производственному принципу с привлечением всех служб ГО под непосредственным методическим руководством санитарно-эпидемиологических станций (см.) и подвижных противоэпидемических отрядов (см.).

Для проведения экстренной и специальной профилактики привлекаются санитарные дружины, а на объектах народного хозяйства - санитарные посты. Санитарные дружины привлекаются также для активного выявления инфекционных больных, проведения дезинфекций квартирных очагов.

Комплекс целенаправленных противоэпидемических мероприятий устанавливается на основе данных эпидемиологической разведки очага бактериологического поражения и установления вида примененного противником бактериального средства (БС).

До установления вида примененного БС населению, подвергшемуся заражению, проводится общая экстренная профилактика антибиотиками, химиопрепаратами широкого спектра действия, а с установлением вида примененного БС - специальная экстренная профилактика антибиотиками, химиопрепаратами направленного действия, а также вакцинопрофилактика, проводимая по эпидемическим показаниям.

Санитарная обработка инфекционных больных, госпитализированных в инфекционные стационары, осуществляется лечебными учреждениями. Все население, находящееся в зоне воздействия БС, проходит санитарную обработку в санитарных пропускниках, развертываемых коммунально-технической службой.

Обеззараживание внешней среды (подъездных путей, территории, зданий, помещений объектов народного хозяйства, портов, ж.-д. станций) проводится коммунально-технической и другими службами.

Для обеспечения режимно-ограничительных мероприятий в очагах бактериального поражения и в карантинной зоне службой охраны общественного порядка развертываются на магистральных путях автодорожного транспорта, железнодорожных станциях, аэропортах контрольнопропускные пункты (КПП). Силами медицинской службы при КПП развертываются санитарно-контрольные пункты (СКП). В зоне карантина устанавливается противоэпидемический режим работы объектов народного хозяйства.

Библиография: Абрамов Я. Е. Организация медицинской службы МПВО, М., 1957; Егоров П. Т., Шляхов И. А. и Алабин Н. И. Гражданская оборона, М., 1977; Коваленко В. Я. и Рыбасов В. А. Оказание медицинской помощи пострадавшим от ядерного оружия, Вопросы организации, М., 1964; Медицинская служба гражданской обороны, под ред. Ф. Г. Кроткова, М., 1975; Ошеров С. А. и Заостровуев И.Т. Учебное пособие по медицинской службе гражданской обороны, М., 1973; Поляков В. А. и Хромов Б.М. Хирургическая помощь на этапах эвакуации медицинской службы гражданской обороны, М., 1969, библиогр.; Руководство по медицинским вопросам противорадиационной защиты, под ред. А. И. Бурназяна, М., 1975; Руководство по травматологии для медицинской службы гражданской обороны, под ред. А. И. Казьмина, М., 1978.

А.И. Бурназян, И.П.Лидов, Г.Б. Харламов.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

1. Задачи медицинской службы ГО 2. Невоенизированные формирования медицинской службы ГО 3. Сущность системы лечебно-эвакуационного обеспечения поражённых - первая медицинская помощь - первая врачебная помощь - специализированная медицинская помощь - медицинская эвакуация 4. Санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические мероприятия в комплексе медицинской защиты населения от чрезвычайных ситуаций Преподаватель ОБЖ Ковалев Александр Прокофьевич СОШ № 2 г. Моздок

3 слайд

Описание слайда:

Медицинская служба гражданской обороны (МС ГО) - совокупность медицинских формирований, учреждений и органов управления в системе здравоохранения страны, предназначенных для медицинского обеспечения населения при применении противником оружия массового поражения и других средств нападения, а также в районах стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф. Медицинская служба гражданской обороны создана в соответствии с: Федеральным Законом РФ от 12 февраля 1998 года № 28 «О гражданской обороне»; постановления Правительства РФ от 18 ноября 1999 года № 1266 «О федеральных службах гражданской обороны» приказа Министерства здравоохранения РФ от 3.07.2000 г. № 242. .

4 слайд

Описание слайда:

своевременное оказание медпомощи пораженным и больным, их эвакуация и лечение; предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения, а в случае появления больных - быстрейшая их изоляция, а также локализация и ликвидация очагов инфекции; организация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по устранению неблагоприятных санитарных последствий применения противником средств массового поражения; охрана здоровья личного состава невоенизированных формирований и учреждений ГО; осуществление медицинских мероприятий по предупреждению или ослаблению воздействия на население поражающих факторов современных видов оружия. МС ГО должна также обеспечивать всеми видами медпомощи работающие смены на предприятиях, продолжающих производственную деятельность в военное время, а также население, подлежащее эвакуации и рассредоточению.

5 слайд

Описание слайда:

Медицинская служба ГО имеет четыре уровня: федеральный-включает силы и средства МС ГО на территории всей Российской Федерации; территориальный - включает силы и средства МС ГО на территории субъекта РФ (области, края, республики в составе РФ); местный - включает силы и средства МС ГО на территории города, городского района, сельского округа; объектовый - представлен силами и средствами МС ГО организаций (объектов экономики). Медицинская служба гражданской обороны является общегосударст-венной службой, созданной на базе органов и учреждений здравоохранения РФ, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности

6 слайд

Описание слайда:

Начальник МС ГО – руководитель органа здравоохранения Штаб МС ГО Формирования МС ГО Бригады специализированной медицинской помощи Санитарно-эпидемиологический отряд Санитарно-эпидемиологический бригада Специализированная противо-эпидемическая бригада Группа эпидемиологической разведки Учреждения МС ГО Медицинский отряд Подвижные госпитали: - хирургический; - инфекционный; - токсико- терапевтический; Аптечная летучка Головная больница Многопрофильная больница Профилированная больница

7 слайд

Описание слайда:

В основу организации сил и средств МС ГО положены следующие основные принципы: органы управления службы, ее формирования и учреждения в основном создаются на базе существующих в мирное время учреждений и органов здравоохранения; формирования и учреждения подготавливаются к работе в любых очагах поражения без существенной перестройки; каждое формирование и учреждение заблаговременно предназначается для выполнения определенного перечня мероприятий. С учетом функционального предназначения определяется табель оснащения медицинским имуществом, оборудованием и транспортом, комплектование личным составом определенной квалификации. МС ГО является общегосударственной службой, созданной на базе органов и учреждений здравоохранения РФ.

8 слайд

Описание слайда:

В составе МС ГО имеются невоенизированные медицинские формирования и подвижные учреждения. Невоенизированными подвижными медицинскими формированиями являются: - Санитарный пост (СП), - Санитарная дружина (СД), - Отряд первой медицинской помощи (ОПМ), - подвижной противоэпидемический отряд (ППЭО), - бригада специализированной медпомощи (БСМП), - отряд специализированной медпомощи (ОСМП), - специализированная противоэпидемическая бригада (СПЭБ), - инфекционный подвижной госпиталь (ИПГ), - группа эпидемиологической разведки (ГЭР). Учреждения МС ГО - стационарные лечебные и противоэпидемические учреждения, учреждения службы крови и медицинского снабжения.

9 слайд

Описание слайда:

Под лечебно-эвакуационным обеспечением поражённых принято понимать систему научно обоснованных мероприятий по оказанию поражённому населению медицинской помощи и его лечению, связанному с эвакуацией за пределы очагов массового поражения. Оно является одним из важнейших видов деятельности МС ГО, направленным на выполнение её первой основной задачи. В системе лечебно-эвакуационного обеспечения поражённых предусматривается оказание трёх видов оказания медицинской помощи: первая медицинская помощь, первая врачебная; специализированная медицинская помощь.

10 слайд

Описание слайда:

Первая медицинская помощь оказывается непосредственно на месте поражения или вблизи от него с использованием табельных и подручных средств оказания помощи. Своевременно и правильно оказанная первая медицинская помощь спасает жизнь пораженному и предупреждает развитие неблагоприятных исходов. Она выполняется самим пораженным (самопомощь) или другим лицом (взаимопомощь).

11 слайд

Описание слайда:

Первая врачебная помощь - комплекс лечебно-профилактических мероприятий, выполняемых врачами на первом этапе медицинской эвакуации с целью устранения последствий поражения, непосредственно угрожающих жизни пораженного, предупреждения развития в дальнейшем раневой инфекции и подготовки пораженных к эвакуации. Ее оказывают врачи, имеющие общеврачебную подготовку, и врачи-хирурги общего профиля. Она становится первым этапом медицинской эвакуации на пути выноса и вывоза пораженных за пределы очага массовых потерь, обеспечивающим первую врачебную помощь с выполнением хирургических вмешательств по неотложным жизненным показателям (окончательная остановка сердца и др.)

12 слайд

Описание слайда:

Специализированная медицинская помощь - комплекс лечебно-профилактических мероприятий, выполняемых врачами-специалистами в лечебных учреждениях МС ГО загородной зоны с использованием специального медицинского оснащения и оборудования. Она является высшим видом медицинской помощи и ее оказанием завершается полный объем медицинской помощи, т.е. она носит исчерпывающий характер с последующим лечением пораженных до окончательного исхода. Специализированная медицинская помощь организуется за пределами очага массового поражения в больницах МС ГО загородной зоны, развертываемых на базе лечебно-профилактических учреждений сельской местности и эвакуированных из города

13 слайд

Описание слайда:

Медицинская эвакуация - это система мероприятий по эвакуации из районов (очагов) возникновения санитарных потерь пораженных (больных), нуждающихся в медицинской помощи и лечении за их пределами. В зависимости от условий для эвакуации пораженных используется специальный, приспособленный и неприспособленный автомобильный, железнодорожный, водный и авиационный транспорт, выделенный для этого начальниками ГО объектов народного хозяйства, районов, областей, краев, республик. Медицинская эвакуация начинается с организованного вывоза и выноса пораженных с объектов (участков) поражений, из районов стихийных бедствий и крупных аварий, где обеспечивается оказание им первой медицинской помощи, и завершается с поступлением их в лечебные учреждения, оказывающие полный объем медицинской помощи и обеспечивающие окончательное лечение.

14 слайд

Описание слайда:

При организации противоэпидемических мероприятий среди населения особое внимание уделяется следующим вопросам: - проведению непрерывной противоэпидемической разведки с целью обнаружения в возможно ранние сроки инфекционных больных; - организации выборочного бактериологическ-ого контроля за водой и продуктами, поступающими на снабжение населения; - активному выявлению и изоляции (госпитализации) инфекционных больных подозрительных на эти заболевания лиц; - организации и проведении профилактической и текущей дезинфекции, а также дезинфекции в эпидемических очагах с привлечением к этой работе личного состава санитарных дружин и населения.

Медицинская служба гражданской обороны (МСГО) - это организация, создаваемая в мирное время на базе всех органов и учреждений здравоохранения независимо от ведомственной принадлежности по административно-территориальному и производственному принципам, предназначаемая для осуществления комплекса специальных мероприятий по медицинскому обеспечению населения при угрозе вооруженного нападения противника и в условиях возникновения массовых санитарных потерь.

МСГО является составной частью сил гражданской обороны страны (союзной республики, области, района, города, объекта), представляющей собой систему общегосударственных оборонных мероприятий, направленных на защиту населения от воздействия средств массового поражения, на обеспечение устойчивости работы объектов народного хозяйства в военное время и на ликвидацию последствий применения противником оружия массового поражения. Непосредственное руководство гражданской обороной в центре и на местах осуществляют соответствующие органы Советской власти.

Главными задачами МСГО являются своевременное оказание всех видов медицинской помощи пострадавшим в различных очагах массового поражения с целью снижения смертности и быстрейшего восстановления их здоровья и , предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, обеспечение санитарного благополучия населения и организация мероприятий по ликвидации неблагоприятных последствий применения противником оружия массового поражения.

Для выполнения этих задач заблаговременно создаются, оснащаются и готовятся специальные органы управления, формирования и учреждения МСГО. Начальниками медицинской службы ГО назначаются, соответственно, руководители здравоохранения. Кроме того, по решению исполкомов местных Советов депутатов трудящихся в городах, рабочих поселках, на предприятиях, в учреждениях, колхозах и совхозах создаются и комплектуются по производственному принципу, оснащаются и готовятся массовые объектовые формирования МСГО.

В составе МСГО для оказания медпомощи пострадавшему населению в очагах массового поражения имеются следующие основные подвижные формирования: санитарные дружины, отряды сандружин (см. Дружина санитарная), ОПМ (см. Отряд первой медицинской помощи), БСМП (бригады специализированной медицинской помощи), ОСМП (отряды специализированной медицинской помощи) и ППЭО (подвижные противоэпидемические отряды).

Порядок работы формирований МСГО определяется согласно принятой в стране системе лечебно-эвакуационного обеспечения пострадавшего населения с учетом конкретной обстановки в очагах массовых поражений, характеризующейся величиной санитарных потерь (см. ), структурой и тяжестью поражений, зараженностью территории, наличием пожаров, завалов и пр.

В системе МСГО предусматривается широкое использование по своему назначению на военное время стационарных медицинских учреждений - больниц МСГО, станций и др.

МСГО выполняет свои задачи в тесном взаимодействии с другими службами ГО при оперативном руководстве со стороны Штабов ГО.

Важнейшими видами деятельности МСГО являются: лечебно-эвакуационное обеспечение (см.), (см.), а также осуществление специальных мероприятий по защите от оружия массового поражения (см. Защита от оружия массового поражения).

Медицинская служба гражданской обороны (МСГО) входит в систему гражданской обороны страны. МСГО организует и осуществляет во время войны лечебно-профилактические, противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия.

Все эти мероприятия имеют целью оказание в возможно короткие сроки медицинской помощи пострадавшему населению для снижения смертности и инвалидности среди пораженных, для быстрейшего восстановления их здоровья и возвращения к труду, а также для предупреждения развития массовых инфекционных заболеваний среди населения, особенно при применении бактериологического оружия и при неблагоприятной санитарно-гигиенической обстановке в ядерном и химическом очагах поражения.

Гражданская оборона в СССР является системой общегосударственных оборонных мероприятий, направленных на защиту населения и объектов народного хозяйства от оружия массового поражения (ядерного, химического и бактериологического). На гражданскую оборону возлагаются следующие основные задачи: своевременное оповещение населения об угрозе нападения противника и о самом нападении; организация защиты населения от современных средств массового поражения (ядерного, химического и бактериологического оружия); проведение мероприятий, обеспечивающих работу важнейших объектов народного хозяйства в случае применения противником оружия массового поражения; организация спасения и оказания медпомощи пострадавшему населению, а также проведение неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения.

Гражданская оборона организуется во всех городах и сельских районах страны органами советской власти. Начальниками ее являются председатели исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся. Для непосредственного руководства всеми проводимыми мероприятиями организуются штабы гражданской обороны. Непременным условием выполнения задач, возложенных на гражданскую оборону, является предварительная подготовка населения и всех объектов народного хозяйства. В системе гражданской обороны имеются специальные службы, организованные на базе различных министерств и ведомств (связи, противопожарная, охрана порядка и безопасности, торговли и питания и др.). Одной из важнейших служб является МСГО.

В основу организации и деятельности МСГО в военное время положены следующие принципы: организация ее на базе всех существующих лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических учреждений вне зависимости от их ведомственной принадлежности с привлечением широких масс населения; подготовка формирований и учреждений службы для организации медицинского обеспечения населения при применении любого оружия массового поражения (ядерного, химического, бактериологического) в отдельности и в различных комбинациях; лечебно-эвакуационное обслуживание пораженных на основе единой системы двух этапов медицинской эвакуации (первого - в самом подвергшемся нападению городе и второго - в его загородной зоне); постоянная готовность к действию, в том числе и при внезапном нападении противника, с широким маневром сил и средств в порядке межгородской, межобластной и межреспубликанской помощи; заблаговременное принятие мер к защите и эвакуации медперсонала и лечебных учреждений для максимального сохранения сил и средств МСГО при нападении противника; широкая подготовка населения к оказанию само- и взаимопомощи.

МСГО СССР имеет в своем составе: органы управления; отряды и отдельные санитарные дружины; формирования на базе лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических учреждений (отряды первой медпомощи, специализированной медпомощи и подвижные противоэпидемические); лечебные учреждения в составе больничных коллекторов в загородной зоне городов - вероятных объектов нападения противника. Кроме того, ряд учреждений органов здравоохранения, существующих в мирное время, используется по их профилю и в военное время (например, станции и институты переливания крови, санитарно-эпидемиологические станции и др.).

Начальниками МСГО области (края), города и сельских районов соответственно являются заведующие областными (краевыми) и городскими отделами здравоохранения и главные врачи больниц сельских районов. Все начальники медицинской службы подчиняются соответственно начальникам гражданской обороны области (края), города и сельского района. Органами управления являются штабы МСГО, организуемые при всех начальниках службы. Они осуществляют повседневную работу по организации сил и средств службы, организуют подготовку всего личного состава службы, всех формирований и учреждений, а также обеспечивают оперативное руководство и управление силами и средствами службы при нападении противника и возникновении очагов поражения.

При организации медицинского обеспечения населения приняты следующие виды медпомощи: 1) первая, оказываемая самим населением в порядке самопомощи и взаимопомощи, а также санитарными дружинами и личным составом формирований других служб гражданской обороны; 2) первая врачебная, оказываемая на первом этапе мед. эвакуации отрядами первой медпомощи (ОПМ) и силами частично сохранившихся лечебно-профилактических учреждений; 3) специализированная, оказываемая на втором этапе мед. эвакуации в загородной зоне в профилированных больницах, входящих в состав больничных коллекторов.

Наиболее массовыми формированиями МСГО являются санитарные дружины, организуемые на промышленных предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях, колхозах, совхозах, на железнодорожном и водном транспорте из числа рабочих, служащих, учащихся. Их подготовка осуществляется комитетами обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Сандружина состоит из 23 человек: командир, политрук, связной (он же зав. хозяйством дружины), 5 санитарных звеньев (по 4 чел.). Она оснащена санитарными сумками с перевязочными средствами и медикаментами, носилками и средствами индивидуальной защиты. Основным назначением санитарных дружин является оказание первой медпомощи пострадавшим в очагах массового поражения, а также организация розыска и выноса пораженных (как правило, силами спасательных отрядов гражданской обороны, организуемых из населения). Сандружины могут также привлекаться для погрузки и выгрузки пораженных на санитарном транспорте, по уходу за пораженными в больницах и для проведения санитарных и противоэпидемических мероприятий. Для удобства управления на крупных предприятиях, в учебных заведениях и совхозах, где организуется несколько сандружин, из них создаются отряды (в составе 3-4 дружин).

Объем первой медпомощи, оказываемой сандружинами (отрядами): наложение первичных повязок при ранениях и ожогах; временная остановка кровотечения при помощи давящей повязки, жгута («закрутка»); иммобилизация конечностей при переломах костей и обширных повреждениях мягких тканей; простейшие противошоковые мероприятия (покой, согревание, инъекции морфина и пр.); искусственное дыхание; правильное укладывание на носилки; надевание противогаза; дача внутрь или введение при помощи шприц-тюбика антидотов, обработка кожи и одежды при помощи индивидуального противохимического пакета (в химическом очаге поражения).

Оказание первой медпомощи сочетается с сортировкой, которая сводится к решению вопроса об очередности оказания помощи и выноса в отряд первой медпомощи. В бактериологическом очаге поражения сандружины привлекаются для выявления больных путем подворных обходов, проведения санитарной обработки, дезинфекционных мероприятий и осуществления экстренной профилактики среди населения, подвергшегося нападению.

Отряд первой медицинской помощи (ОПМ) является основным подвижным формированием МСГО для оказания первой врачебной помощи в очаге поражения. Его основные задачи: организация в очагах поражения оказания пострадавшим первой медпомощи силами санитарных дружин; развертывание медпункта, являющегося первым этапом мед. эвакуации, на котором осуществляются прием пораженных, их мед. сортировка, оказание первой врачебной и квалифицированной помощи по жизненным показаниям, а также госпитализация нетранспортабельных; дозиметрический контроль, частичная санитарная обработка и дезактивация одежды и обуви пораженных; подготовка пораженных к эвакуации в загородную зону на второй этап мед. эвакуации и погрузка их на санитарный транспорт; медицинское снабжение своих подразделений и приданных сандружин.

Для ОПМ установлена типовая штатная численность в 144 человека, в том числе 8 врачей, 38 средних медработников (медсестер), 3 политработника, 72 санитара (в том числе две прикрепленные санитарные дружины) и 23 человека обслуживающего персонала. Численность личного состава отряда может варьировать в зависимости от числа врачей и другого медперсонала, имеющегося в лечебном учреждении, на базе которого формируется отряд. Организационная структура ОПМ представлена на рис. 1. ОПМ имеет табельное мед. и санитарно-хозяйственное имущество, а также подвижную электростанцию и автотранспорт.

Рис. 1. Организационная структура ОПМ.

Объем первой врачебной помощи, оказываемой в ОПМ: осмотр и мед. сортировка для определения очередности и характера медпомощи, необходимости и очередности дальнейшей эвакуации в профилированные больницы загородной зоны; заполнение мед. карточки первичного учета на всех оставляемых в OIIM и эвакуируемых пораженных; введение по показаниям противостолбнячной сыворотки; применение с целью профилактики антибиотиков; противошоковые мероприятия (согревание, переливание крови или кровезамещающих жидкостей, применение стимуляторов нервной и сердечно-сосудистой систем); окончательная остановка кровотечения; наложение и исправление повязок при ранениях; иммобилизация конечностей; восстановление дыхательной функции (искусственное дыхание, дача кислорода); оперативные вмешательства по жизненным показаниям (трахеотомия, лапаротомия, декомпрессионная трепанация и др.).

В зависимости от складывающейся обстановки (поступления пораженных, в том числе преимущественно ходячих или носилочных, количества медперсонала, радиационной обстановки) объем помощи может изменяться.

Вторым этапом мед. эвакуации является больничная база, развертываемая на эвакуационных направлениях из города - возможного объекта нападения противника.

Больничная база (Б Б) - совокупность нескольких (5-7) больничных коллекторов. По структуре каждый коллектор обычно является многопрофильным больничным объединением, состоящим из нескольких однопрофильных больниц - ожоговых, травматологических, нейрохирургических (принимают пораженных с повреждениями черепа, позвоночника, уха, горла, носа, глаз и челюстно-лицевыми), торакоабдоминальных (в том числе для пораженных с урологическими и гинекологическими повреждениями), для пораженных в бедро и крупные суставы, терапевтических (в том числе для больных с лучевой болезнью).

Для приема и лечения легко пораженных в составе каждого больничного коллектора предусматривается пункт сбора легко пораженных (ПСЛП) с больницей на 50 коек. Каждый больничный коллектор, как правило, развертывается в пределах одного административного района. В каждом больничном коллекторе предусматривается головная больница, обычно организуемая на базе центральных районных больниц мирного времени. Основным предназначением этой больницы является: руководство подготовкой, развертыванием и лечебной деятельностью всех больниц, входящих в состав больничного коллектора; мед. сортировка пораженных на специально организуемой сортировочной площадке в составе самой головной больницы или на базе ближайшей к очагу поражения больницы с последующим направлением пораженных в больницы по профилю; прием наиболее тяжело пораженных, которые не могут следовать в профилированные больницы; организация мед. снабжения и снабжения кровью и кровезаменителями больниц, входящих в состав данного больничного коллектора. Организационная структура головной больницы представлена на рис. 2.

Организация специализированной медпомощи в больничных коллекторах обеспечивается приданием больницам бригад специализированной медпомощи. В мирное время на базе всех клинических и других крупных больниц, мединститутов, институтов усовершенствования врачей и специализированных научно-исследовательских клинических институтов организуются отряды и отдельные бригады специализированной медпомощи. Отряд состоит из 14 (и более) бригад специализированной помощи, в которые входят врачи-специалисты, средний медперсонал и специальное мед. имущество. В составе отряда могут быть бригады: сортировочная, общехирургическая, травматологическая, нейрохирургическая, торакоабдоминальная, ожоговая, офтальмологическая, челюстно-лицевая, оториноларингологическая, токсико-терапевтическая, инфекционная, радиологическая, гинекологическая, рентгенологическая, психоневрологическая, переливания крови, анестезиологическая и другие. Распоряжением соответствующих начальников МСГО бригады специализированной медпомощи придаются профилированным больницам, где они организуют специализированную медпомощь и производят необходимые оперативные вмешательства по своей специальности.


Рис. 2. Организационная структура головной больницы.

На путях эвакуации из ОПМ в больничную базу организуется один или несколько мед. распределительных пунктов (МРП), на которые возлагается направление автотранспорта с пораженными по больничным коллекторам с учетом их общей коечной мощности. При этом на МРП автотранспорт не задерживается и ведется лишь общий учет пораженных, направляемых в тот или иной больничный коллектор.

На границе больничных коллекторов на дорогах выставляются вспомогательные распределительные посты (ВРП), которые направляют автотранспорт с пораженными, предназначенными для данного коллектора, на сортировочную площадку своей головной больницы, где осуществляется медсортировка с последующим направлением пораженных по назначению в соответствующую профилированную больницу. Общее руководство подготовкой, развертыванием и лечебной деятельностью больничных баз осуществляет управление больничной базы (УББ).

В общей системе МСГО важное место занимают мероприятия по защите больных и медперсонала от радиационных поражений и поражений химическим и бактериологическим оружием. Для этого используются индивидуальные и коллективные средства защиты (см. Противолучевая защита, Санитарно-химическая защита). Специальные инструкции предусматривают организацию в формированиях и учреждениях МСГО мероприятий по противохимической, противорадиационной и противобактериологической защите. См. также Лечебно-эвакуационное обеспечение войск.

Лекция 2.

Медицинская служба гражданской обороны

Организационная структура и основные задачи органов управления медицинской службы гражданской обороны

Федеральная медицинская служба гражданской обороны (МСГО) создана в соответствии с Федеральным законом от 12.02.98 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.99 № 1266 «О федеральных службах гражданской обороны» и «Положением о федеральной медицинской службе гражданской обороны», утвержденном приказом Минздрава России от 03.07.00 №242.

Она является специальной организацией в системе здравоохранения страны и одной из служб ГО.

Федеральная МСГО - это система органов управления учреждений и формирований, предназначенных для организации и проведения комплекса лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья населения, а также своевременное оказание медицинской помощи пораженным и больным гражданам и их лечение в военное время в целях возвращения к трудовой деятельности, снижения инвалидности и смертности.

Медицинская служба Гражданской обороны (МС ГО) - это специальная организация в системе здравоохранения, предназначенная для медицинского обеспечения населения при применении противником оружия массового поражения (ОМП) и других средств нападения, а также в зонах стихийных бедствий, катастрофического затопления и крупных аварий.

Федеральная МСГО осуществляет свою деятельность во взаимодействии с МЧС России и его территориальными органами, с другими службами ГО, а также с медицинскими службами ВС РФ и других войск в установленном порядке.

Учреждения и формирования МСГО, создаваемые на базе учреждений здравоохранения Минздрава России, а также учреждения и формирования МСГО других федеральных органов исполнительной власти, организаций независимо от форм собственности по решению соответствующих начальников ГО используются в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Наиболее существенное влияние на деятельность МС ГО в современной войне окажет, прежде всего, практически одновременное возникновение огромных людских потерь на территории страны. Разнохарактерность воздействия на организм человека известных ныне средств поражения приведет к значительному усложнению структуры санитарных потерь. В ряде случаев эти факторы создадут обстановку, при которой будет иметь место несоответствие имеющихся в данном районе сил МС ГО объему работ по оказанию медицинской помощи населению в короткие сроки.

Условия деятельности МС ГО будут также затруднены, во-первых, наличием значительного разрушения зданий и сооружений, что усложнит развертывание медицинских формирований и учреждений; во-вторых, возникновением обширных зон радиоактивного и очагов химического заражения местности, ограничивающих возможность маневра силами и средствами МС ГО и ведущих к необходимости организации и проведения специальных мероприятий по их защите. Кроме того, большое значение будет иметь и тот фактор, как ухудшение санитарно-эпидемиологического состояния ряда районов страны в связи с перемещением большого числа людей в ходе эвакуационных мероприятий ГО и разрушениями в сетях канализации, водопровода и энергоснабжения. Следует учесть также возможность возникновения значительных трудностей в управлении ее силами и средствами в результате разрушения постоянных линий связи, а также нарушения радиосвязи вследствие ионизации атмосферы при ядерных взрывах. Приведенные положения лишь в общих чертах характеризуют условия деятельности МС ГО в современной войне. Однако и сказанного достаточно, чтобы сделать вывод о чрезвычайной сложности обстановки, в которой придется действовать службе при выполнении ее весьма важных задач.

По значимости решаемых задач МС ГО справедливо считается одной из ведущих служб ГО.

Основными задачами федеральной МСГО являются:

Прогнозирование медико-санитарных последствий военных действий и их влияния на организацию медико-санитарного обеспечения населения;

Разработка нормативных и методических документов по организации медико-санитарного обеспечения населения страны, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение и повышение устойчивости функционирования учреждений здравоохранения в военное время;

Планирование, организация и проведение мероприятий по медико-санитарному обеспечению населения в военное время;

Подготовка органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения к работе в условиях военного времени;

Создание и подготовка сил и средств службы к выполнению задач при проведении мероприятий ГО;

Создание и содержание запасов медицинских, санитарно-хозяйственных и других средств, предназначенных для учреждений и формирований МСГО;

Организация снабжения учреждений и формирований МСГО медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом;

Участие в разработке медицинских средств защиты населения от современных средств поражения;

Подготовка специалистов по вопросам медицинского обеспечения населения в военное время;

Участие в подготовке населения по вопросам оказания первой медицинской помощи пораженным и больным гражданам в военное время;

Участие в подготовке санитарных дружин, создаваемых в организациях;

Своевременное оказание медицинской помощи пораженным и больным гражданам, их лечение в целях возвращения их к трудовой деятельности, снижения инвалидности и смертности;

Организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

Медико-санитарное обеспечение рассредоточиваемого и эвакуируемого населения.

Кроме этого, в зависимости от обстановки задачами МС ГО являются:

Организация и проведение лечебно-эвакуационных, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на своевременное оказание всех видов медицинской помощи пострадавшему населению, с целью быстрейшего восстановления здоровья людей, возвращения их к общественно-полезному труду, снижения инвалидности и смертности;

Предупреждение возникновения и распространения среди населения массовых инфекционных заболеваний;

Обеспечение санитарного благополучия населения и ликвидацию неблагоприятных санитарных последствий применения противником оружия массового поражения.

Успешное выполнение задач медицинской службой ГО является весьма существенным ее вкладом в дело обороноспособности страны и может быть достигнуто проведением комплекса организационных, лечебно-эвакуационных, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в мирное время, в период угрозы нападения и при ликвидации последствий применения противником ОМП.

В мирное время на МС ГО возлагается:

Планирование мероприятий службы на военное время;

Комплектование, подготовка и поддержание в постоянной боевой готовности формирований и учреждений службы;

Обучения населения приемам оказания само и взаимопомощи при поражении ядерным и химическим оружием, а также правилам поведения в очагах поражения.

При угрозе нападения МС ГО:

Приводит все силы и средства в полную боевую готовность;

Эвакуирует и развертывает в загородной зоне сеть медицинских и леч. учреждений;

Осуществляет медицинское обеспечение эвакуации населения и рассредоточения рабочих и служащих;

Обеспечивает население средствами медицинской защиты и оказания первой помощи.

После применения противником оружия массового поражения МС ГО обеспечивает:

Ведение медицинской разведки в исходных районах, на маршрутах передвижения сил гражданской обороны и в очагах поражения;

Выдвижение и развертывание своих сил и средств в очагах массового поражения;

Своевременное оказание пораженным и заболевшим первой и первой врачебной помощи, их эвакуация в лечебные учреждения загородной зоны для оказания специализированной медицинской помощи и стационарного лечения;

Проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

снабжение формирований и учреждений службы, а также населения медицинским и санитарно-хозяйственным имуществом.

Федеральная МСГО организуется по территориально-производственному принципу на базе органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения.

В состав МСГО входят: руководство, органы управления, учреждения, формирования (гражданские организации гражданской обороны).

К руководству относятся начальники МСГО всех уровней.

Начальниками МСГО являются:

Федеральной МСГО - первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации;

Субъектов Российской Федерации, городов, городских районов - руководители органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, городов, городских районов;

Сельских округов - главные врачи округов (главные врачи центральных районных больниц);

Организаций - главные врачи медико-санитарных частей этих организаций, заведующие здравпунктами.

Руководство обеспечивает подготовку формирований и учреждений МСГО, организует их развертывание и работу, осуществляет контроль за деятельностью органов управления.

Органы управления МСГО представлены штабами МСГО и управлениями больничными базами.

Штабы МСГО как органы оперативного руководства создаются при начальниках МСГО всех степеней вплоть до объекта экономики. В состав штабов МСГО входят должностные лица, функциональные обязанности которых по занимаемым должностям в системе здравоохранения позволяют им решать вопросы подготовки службы и организации ее работы в ЧС.

Органами управления МСГО являются:

Штаб федеральной МСГО;

Штабы МСГО субъектов Российской Федерации;

Штабы МСГО городов, городских районов и сельских округов.

Штабы МСГО создаются в мирное время приказами соответствующих руководителей органов управления здравоохранением, главных врачей сельских округов.

Штаб федеральной МСГО создается приказом Минздрава России . В состав штаба включаются: начальник штаба - заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации; заместитель начальника штаба - директор Всероссийского центра медицины катастроф «Защита».

Схема управления Федеральной медицинской службой гражданской обороны (ФМСГО).

Члены штаба:

Руководители структурных подразделений Минздрава России;

Главные медицинские специалисты Минздрава России;

Представители Российской академии медицинских наук;

Специалисты ВЦМК «Защита»;

Представители заинтересованных органов исполнительной власти и организаций;

Представитель Российского общества Красного Креста.

В состав штаба МСГО субъекта Российской Федерации включаются: начальник штаба - заместитель руководителя органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, заместитель начальника штаба - начальник Второго отдела органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации,

Члены штаба:

Руководители структурных подразделений органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации;

Главный государственный санитарный врач субъекта Российской Федерации;

Главные медицинские специалисты;

Главный врач станции переливания крови;

Руководитель территориального центра медицины катастроф;

Другие лица.

В состав штабов МСГО городов, городских районов и сельских округов включаются должностные лица органов управления здравоохранением и руководители учреждений здравоохранения по аналогии с составом штаба МСГО субъекта Российской Федерации.

Начальники штабов МСГО являются заместителями соответствующих начальников МСГО.

Органы управления здравоохранением, на базе которых создаются штабы МСГО, с введением военного положения переводятся на штаты военного времени. Структура и численность органов управления здравоохранением определяется решениями органов исполнительной власти, исходя из объема мобилизационного задания.

Управление больничной базы как орган управления МСГО создается для руководства развертыванием и работой больниц загородной зоны на территории области (края, республики).

Органы управления МСГО должны находиться в состоянии постоянной готовности к решению возложенных на них задач по медицинскому обеспечению населения в ходе проведения мероприятий гражданской обороны.

К учреждениям, входящим в состав федеральной МСГО, относятся:

Учреждения здравоохранения, имеющие мобилизационные задания на развертывание в военное время дополнительных больничных коек, создание медицинских формирований (гражданских организаций гражданской обороны);

Учреждения здравоохранения, создаваемые на военное время по решению органов исполнительной власти (профилированные больницы и другие);

Организации государственной санитарно-эпидемиологической службы, включенные в сеть наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) гражданской обороны Российской Федерации;

Аптечные учреждения, в том числе склады медицинских центров «Резерв»;

Учреждения здравоохранения, привлекаемые решениями органов исполнительной власти к участию в проведении мероприятий гражданской обороны.

Общей характерной особенностью медицинских формирований является их предназначение для работы непосредственно в очаге поражения (исключение составляют бригады специализированной медицинской помощи, предназначенные для работы в лечебных учреждениях загородной зоны). При этом каждое формирование выполняет определенный, заранее установленный для него конкретный перечень лечебно-профилактических или противоэпидемических мероприятий. После выполнения задач в очаге массового поражения формирования возвращаются в свои учреждения-формирователи для работы в их составе.

К медицинским формированиям МС ГО относятся: санитарные посты (СП), санитарные дружины (СД), отряды санитарных дружин (ОСД), отряды первой медицинской помощи (ОПМ), отряды (бригады) специализированной медицинской помощи (ОСМП, БСМП), токсико-терапевтические подвижные госпитали (ТТПГ), инфекционные подвижные госпитали (ИПГ), хирургические подвижные госпитали (ХПГ), подвижные противоэпидемические отряды (ППЭО) и специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ), группы эпидемической разведки (ГЭР).

Общей характерной чертой медицинских формирований является их предназначение для работы непосредственно в очагах массового поражения (исключение составляют санитарные дружины и БСМП, предназначенные для работы в лечебных учреждениях загородной зоны). При этом каждое формирование выполняет определенный установленный для него конкретный перечень лечебно-профилактических или противоэпидемических мероприятий. По выполнению задач в очаге массового поражения формирования возвращаются в свои учреждения - формирователи для работы в их составе.

Медицинские формирования ГО в зависимости от подчиненности подразделяются на объектовые и территориальные.

К объектовым медицинским формированиям ГО относятся санитарные посты и санитарные дружины. Они создаются на объектах экономики, в учреждениях, учебных заведениях и т.п.

Санитарный пост состоит из 4 чел.: начальника поста и 3 санитарных дружинниц. Санитарные посты создаются на предприятиях, в учреждениях, высших и средних специальных учебных заведениях, В их оснащение входят: аптечки, санитарные носилки, носилочные лямки, средства индивидуальной защиты, нарукавные повязки и эмблемы Красного Креста и др. Они предназначены для оказания первой медицинской помощи в ЧС на своем объекте. Санитарные посты в мирное время оборудуют на предприятиях и в учреждениях «Уголки здоровья». В очаге ядерного поражения личный состав санитарных постов за 1 ч работы может оказать первую медицинскую помощь 10 пораженным (без розыска и выноса).

Санитарная дружина состоит из 24 чел.: командира, заместителя командира, связного (он же завхоз), водителя и 5 звеньев санитарных дружинниц по 4 чел. в каждом звене, один из которых является командиром звена. Санитарные дружины создаются на предприятиях, в учреждениях. Табелем оснащения предусмотрены: санитарные сумки (каждой дружиннице), средства индивидуальной защиты, санитарные носилки, носилочные лямки, индивидуальные фляги для воды, нарукавные знаки Красного Креста и др. Табельное имущество, в том числе и санитарные сумки, накапливается, хранится и освежается на объектах экономики, где оно сформировано.

Санитарные дружины предназначены для розыска и оказания первой медицинской помощи в очагах массового поражения, участия в организации выноса и вывоза пораженных к местам погрузки их на транспортные средства, а также для работы в других формированиях и медицинских учреждениях. За 1 ч работы в ядерном очаге одна санитарная дружина может оказать первую медицинскую помощь 50 пораженным.

Для выполнения своих задач личный состав СД проходит специальную подготовку. В целях закрепления практических навыков сандружинницы участвуют в тренировочных практических занятиях и тактико-специальных учениях, проводимых в системе ГО.

По штатному расписанию в СД входит 24 человека, в том числе: командир СД, его заместитель, завхоз, шофер. Указанное формирование состоит из 5 звеньев (в каждом по 4 человека во главе с командиром звена).

Табелем оснащения СД предусмотрены : аптечки индивидуальные, ИПП, защитно-фильтрующая одежда, сапоги и перчатки резиновые, противогазы, сумка ПХС, сумки санитарные, фляги для воды, фонари электрические карманные, носилки санитарные, комплект индивидуальных дозиметров. Табельное имущество СД. в том числе и санитарные сумки, накапливается, хранится и освежается на объекте экономики, где она сформирована. При слаженной и хорошо организованной работе за 5 часов работы одна СД может оказать первую помощь 250 пораженным.

На крупных объектах, где имеется возможность создания пяти СД формируются отряды санитарных дружин (ОСД). Принцип комплектования, назначение и оснащение ОСД - те же. что и санитарных дружин.

Санитарные дружины и санитарные посты - это массовые формирования медицинской службы. Они создаются и используются в соответствии с планами штабов по делам ГОЧС. За их формирование, экипировку и оснащение несут ответственность руководители объектов совместно с организациями общества Красного Креста, а за медицинскую подготовку - органы здравоохранения.

К территориальным формированиям МСГО относятся:

Медицинские отряды;

Подвижные госпитали (токсико-терапевтические, инфекционные, хирургические и другие);

Бригады специализированной медицинской помощи;

Санитарно-эпидемиологические отряды;

Санитарно-эпидемиологические бригады: эпидемиологические, радиологические, санитарно-гигиенические (токсикологические);

Специализированные противоэпидемические бригады;

Группы эпидемиологической разведки.

Медицинский отряд (МО) - основное подвижное формирование МСГО, предназначенное для оказания первой врачебной помощи пораженным (больным) гражданам в очаге (на границе очага) массового поражения, временного размещения и подготовки их к эвакуации в учреждения здравоохранения. Они создаются в соответствии с планами штабов по делам ГОЧС области (города) на базе ЛПУ (больниц, поликлиник). По штату в состав отряда могут входить 6-8 врачей, до 35-38 средних медицинских работников, до 2 санитарных дружин и другой личный состав (всего 146 чел.).

Основными задачами МО являются : прием, регистрация и временное размещение пораженных, медицинская сортировка пораженных, проведение дозиметрического контроля, частичная, а при возможности и полная санитарная обработка пораженных, обеззараживание их одежды и обуви, оказание пораженным первой врачебной помощи, временная госпитализация нетранспортабельных; участие в эвакуации пораженных с пострадавших объектов временная изоляция инфекционных больных и пораженных с психическими расстройствами, подготовка транспортабельных пораженных и больных к эвакуации в лечебные учреждения загородной зоны; пополнение медицинским имуществом массовых формирований, действующих на участке работы отряда, ведение первичного медицинского учета и отчетности.

Отряд имеет табельное медицинское и санитарно-хозяйственное имущество, радиостанцию, подвижную электростанцию, средства индивидуальной защиты, дозиметрическую аппаратуру, приборы химической разведки и другое имущество; палаточным фондом не располагает. Для перевозки личного состава и имущества к очагу поражения и эвакуации пораженных с объекта руководителем спасательных работ отряду выделяются автотранспортные средства.

В структуре отряда имеются отделения: приемно-сортировочное, операционно-перевязочное, госпитальное, эвакуации пораженных, лабораторное, частичной санитарной обработки пораженных и дезактивации, медицинского снабжения (аптека) и хозяйственное.

Полностью укомплектованный кадрами и оснащенный табельным имуществом медицинский отряд за 12 ч работы может принять, провести медицинскую сортировку, оказать первую врачебную помощь и подготовить к эвакуации до 500 пораженных.

Медицинский мобильный отряд - новое (опытный образец) формирование МСГО, предназначенное для оказания первой врачебной помощи пораженным и больным в очаге (на границе очага) массовых санитарных потерь мирного и военного времени. В его состав входят 108 чел., из них 14 врачей (в том числе 3 врача-педиатра), 22 средних медицинских работника и другой личный состав.

Отряд способен на штатном транспорте выдвигаться в районы ЧС, а также перевозится на железнодорожном и авиационном транспорте. За счет возимых запасов отряд способен работать в автономном режиме до 3 сут.

Медицинский мобильный отряд укомплектован 6 автоперевязочными АП-2 с приписанным постоянным персоналом за счет ЛПУ и развертывает следующие функциональные подразделения: приемно-сортировочное (с сортировочным постом), перевязочное, эвакуационное отделения, аптеку, а также подразделения обеспечения и управления.

Запасы имущества обеспечивают оказание помощи 100-120 пораженным. Время готовности АП-2 к работе после прибытия в район ЧС - 10-15 мин. Рабочей ячейкой модуле всех блоков является врачебно-сестринская бригада.

Медицинский мобильный отряд предназначен для решения следующих задач:

Ведение медицинской разведки на маршрутах выдвижения и в районе расположения отряда;

Обеспечение массового приема и регистрации пораженных;

Проведение медицинской сортировки пораженных;

Оказание пораженным первой врачебной помощи;

Временная (до прибытия транспорта) изоляция пораженных, представляющих опасность для окружающих;

Подготовка пораженных к эвакуации в лечебные учреждения;

Ведение медицинского учета и отчетности.

Отряд имеет табельное медицинское и санитарно-хозяйственное имущество, радиостанцию, подвижную электростанцию, средства индивидуальной защиты, дозиметрическую аппаратуру, приборы химической разведки, палаточный фонд. Для перевозки личного состава и имущества к очагу поражения и эвакуации пораженных с объекта ведения спасательных работ отряд располагает автотранспортными средствами.

Бригады специализированной медицинской помощи создаются на базе медицинских вузов, институтов (академий) последипломного образования, крупных городских, областных (краевых, республиканских) больниц, научно-исследовательских институтов и научных центров. Профиль бригад определяется специальностью врачей, включенных в их состав, и соответствующим табельным оснащением.

По штатному расписанию в состав бригады специализированной медицинской помощи входят: 2 врача, 2 медицинские сестры (фельдшера) и 1 шофер.

Основным предназначением бригад является усиление учреждений здравоохранения, больниц МСГО загородной зоны, организация и оказание в них специализированной медицинской помощи пораженным. Создаются бригады по следующим профилям: нейрохирургические, офтальмологические, травматологические, торакоабдоминальные, ожоговые, токсико-терапевтические, психоневрологические и др.

Возможности бригады по оказанию специализированной медицинской помощи пораженным находятся в прямой зависимости от ее профиля. Так, например, личный состав бригады хирургического профиля за 10 ч работы может выполнить 10-12 хирургических вмешательств.

Токсико-терапевтический подвижной госпиталь создается на базе токсикологических центров или многопрофильных больниц, имеющих в своем составе терапевтические отделения; предназначен для оказания специализированной медицинской помощи и лечения пораженных АОХВ.

В своем составе госпиталь имеет: управление, медицинскую часть, отделение материально-технического обеспечения; развертывает приемно-эвакуационное, два терапевтических и психоневрологическое отделения. Кроме того, в его составе предусмотрены лечебно-диагностические и вспомогательные подразделения (рентгеновский кабинет, лаборатория, аптека, электростанция и др.). Имея палаточный фонд, госпиталь развертывается вблизи очага химического поражения.

Инфекционный подвижной госпиталь формируется на базе ЛПУ инфекционного профиля. Он предназначен для оказания специализированной медицинской помощи и лечения инфекционных больных; оказания консультативной помощи медицинскому персоналу, работающему в очагах опасных инфекций; проведения лабораторной индикации бактериальных средств.

В составе госпиталя развертываются: приемно-диагностическое, лечебно-диагностическое и лечебные отделения, а также клинико-диагностическая и бактериологическая лаборатории. Он имеет аптеку, транспортное, обмывочно-дезинфекционное, хозяйственное отделения, столовую.

Санитарно-эпидемиологические отряды и санитарно-эпидемиологические бригады - эпидемиологические, санитарно-гигиенические (токсикологические), радиологические - создаются центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора и предназначаются для организации и проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Специализированные противоэпидемические бригады создаются на базе противочумных институтов и станций. Они предназначены для проведения противоэпидемических и профилактических мероприятий в условиях чрезвычайных санитарно-эпидемиологических ситуаций или при угрозе их возникновения.

В составе бригады имеются: управление, эпидемиологическое и бактериологическое отделения. Штатным расписанием в составе данного формирования предусмотрено 30 чел., в том числе 10 врачей и 11 помощников эпидемиолога и санитарного врача.

Группы эпидемиологической разведки формируются на базе центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН). Они предназначены для проведения эпидемиологического обследования инфекционных очагов, эпидемиологической разведки и отбора проб с объектов внешней среды.

Группа эпидемиологической разведки состоит из 3 чел., в том числе командира - врача-эпидемиолога, помощника эпидемиолога-фельдшера (лаборанта) и шофера-санитара. Оснащается она укладками для отбора проб и противочумными костюмами за счет формирователя – ЦГСЭН.

Группа в состоянии в течение 1 ч обследовать территорию в 2 км 2 с отбором 8 проб с объектов внешней среды.

Подвижные противоэпидемические отряды (ППЭО) формируются на базе городских, областных, краевых или республиканских санитарно-эпидемиологических станций, а также из персонала институтов эпидемиологии, микробиологии и гигиены. Основными задачами ППЭО являются организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении очагов массового поражения, а также в районах рассредоточения и эвакуации населения.

Табелем предусмотрено обеспечение ППЭО антибиотиками, бактериальными диагностическими препаратами, медицинской аппаратурой, приборами и лабораторным имуществом, ДДА, автолабораторий, транспортом для перевозки имущества отряда, а также защитной одеждой и другими средствами индивидуальной защиты.

При необходимости для выполнения задач, возлагаемых на МСГО, решениями органов исполнительной власти и руководителей организаций могут создаваться и другие формирования медицинской службы гражданской обороны.

К учреждениям медицинской службы ГО относятся: больницы МС ГО загородной зоны, станции переливания крови, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, аптеки, учебные заведения по первичной и последипломной подготовке медицинских работников по ГО и др. сохранившиеся в очаге поражения лечебно-профилактические учреждения, которые могут быть наряду с ОПМ использованы для оказания первой врачебной помощи пораженным непосредственно в пострадавшем городе; головные и профилированные больницы; инфекционные подвижные госпитали; больницы для легкопораженных; склады и базы медицинского снабжения, а также их объединения - больничные базы.

Лечебные учреждения больничной базы развертываются в загородной зоне и предназначены для оказания специализированной медицинской помощи и лечения пораженных. К этим лечебным учреждениям относятся: головные, многопрофильные, профилированные (травматологические, терапевтические, инфекционные, психоневрологические) больницы, а при большом количестве пораженных соответствующего контингента могут развертываться ожоговые, детские больницы и больницы для легкопораженных.

Больничная база (ББ), - это совокупность лечебно-профилактических учреждений МС ГО загородной зоны, объединенных единым органом управления и предназначенных для оказания полного объема медицинской помощи пораженному населению.

Руководит работой ББ специальный орган управления - Управление больничной базы (УББ). Организационно ББ МС ГО состоит из лечебно-эвакуационных направлений (ЛЭН). В состав ЛЭН, как правило, входят лечебные учреждения нескольких районов.

Органом, организующим работу по приему и оказанию пораженным медицинской помощи в лечебных учреждениях ЛЭН, является головная больница (ГБ) (обычно одна из наиболее крупных ЦРБ, ближайшая к зоне катастрофы). Она принимает пораженных на основном пути их вывоза из очага массовых потерь, сортирует, наиболее тяжелым оказывает неотложную медицинскую помощь, а остальных распределяет по профилированным больницам данного ЛЭН.

В составе профилированных больниц хирургического профиля развертываются следующие отделения : приемно-сортировочное, операционно-перевязочное, госпитальное с профилированными палатами, лечебно-диагностические подразделения и стационар для обслуживания местного населения, а также медицинскаячасть и управление.

В профилированных терапевтических больницах обычно отсутствует операционно- перевязочное отделение. В составе приемно-сортировочного отделения больницы оборудуется распределительный пост (РП) и сортировочная площадка. Головная больница на лечебно-эвакуационном направлении перед въездом в больничную базу на основном пути эвакуации выставляет медицинский распределительный пост (МРП). В его состав входят врач, медицинская сестра и 6 сандружинниц. На МРП оборудуют платформу из досок или устанавливают автомобильные прицепы. С платформы производится быстрый внешний осмотр пораженных, ознакомление с медицинской документацией. Неотложная помощь оказывается непосредственно в кузове автомобиля (наложение, исправление жгута и др.) С МРП пораженные на этом же транспорте направляют в больницы в зависимости от профиля поражения. Причем, транспорт с наиболее тяжелыми пораженными направляют в ближайшие больницы.

Дальнейшее регулирование движения транспорта с пораженными -на пути эвакуации у въезда в ГБ выставляют вспомогательный распределительный пост (ВРП) в составе медицинской сестры (фельдшера) и санитарных дружинниц. Особую важность ВРП приобретает, когда на данном пути эвакуации находится несколько ГБ. Допустимо направление транспорта с ВРП непосредственно по назначению в профилированную больницу МСГО, минуя ГБ, если на транспорте нет тяжело пораженных, нуждающихся в помощи по неотложным показаниям.

Для руководства подготовкой формирований и учреждений МСГО, ихразвертыванием и работой создаются органы управления (штаб медицинской службы ГО, УББ). Работу органов управления организует руководство МС ГО (начальники МС ГО).

Управление больничной базы (УББ) объединяет все лечебные учреждения медицинской службы ГО входящие в состав ББ и расположенные на ее территории, и является руководящим органом здравоохранения.

Основными задачами УББ являются : осуществление организационных лечебно-профилактических мероприятий, направленных на своевременную подготовку всех лечебных учреждений ББ к приему, размещению, медицинской сортировке, оказанию специализированной (квалифицированной) медицинской помощи и лечению пораженных в лечебных учреждениях ББ на основе достижений медицинской науки и техники; совершенствование организационных форм, методов лечения и обслуживания пораженных и больных.

Головные больницы (ГБ) формируются по типовому штату в них входят только подразделения, обеспечивающие развертывание и организацию работы самой больницы. Так в составе Головной больницы (ГБ) нет бригад специализированной медицинской помощи. Поэтому специализация профилированных больниц ЛЭН, во главе которого развертывается ГБ, осуществляется управлением ББ за счет отряда специализированной медицинской помощи. Емкость ГБ рассчитана на одновременный прием 300 - 500 пораженных и больных.

Профилированные больницы (ПБ) являются однопрофильными специализированными лечебными учреждениями ББ, обеспечивающими госпитализацию пораженных с однородными по локализации повреждениями или однородными по этиологии заболеваниями, оказание им специализированной медицинской помощи и лечение до определенного исхода. Специализация коек и профиль больниц зависят от вероятной структуры санитарных потерь обеспечиваемом данной ББ очаге (районе) поражения. Емкость ПБ определяется типовыми штатами (200, 300,400, 500 коек).

С учетом возможного характера поражений и местных возможностей могут быть организованы следующие профилированные больницы : нейрохирургическая, торако-абдоминальная, травматологическая, для лечения пораженных с повреждениями бедра, крупных сосудов и больших трубчатых костей. ожоговая, терапевтическая, инфекционная, психоневрологическая.

В последнее время для лечения инфекционных больных создан инфекционный подвижный госпиталь (ИПГ) , предназначенный для обеспечения специализированным лечением 200 инфекционных больных в течение месяца, оказания консультативной помощи медицинскому составу, работающему в очаге особо опасных инфекций, лабораторной индикации бактериальных средств, а также помощи в организации лечения инфекционных больных.

Помимо перечисленных учреждений, предназначенных, главным образом, для госпитализации тяжелых и средней тяжести пораженных, в составе каждого больничного направления глава администрации района организует пункт сбора легкопораженных (ПСЛП) , при котором развертываются поликлиника для амбулаторного приема и лечения легкопораженных и легкобольных с пропускной способностью до 800 человек в сутки и больница на 50 коек для госпитализации легкораненых и легкобольных, нуждающихся в стационарном лечении.


Похожая информация.




Загрузка...