Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций презентация к уроку по обж (9 класс) на тему Единственная гос система предупреждения и ликвидации чс
| Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
Основы безопасности жизнедеятельности
9 класс
Урок 13
Единая государственная система
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций
(РСЧС)
На территории Российской Федерации возможно возникновение различных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций всегда занимали ведущее место в политике любого государства.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ
В нашей стране в апреле 1998 г. для реализации государственной политики по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с целью объединения усилий федеральных органов исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ. органов местного самоуправления, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Постановлением Правительства РФ была создана Российская система предупреждения и действий чрезвычайных ситуациях, которая в 1995 г. была преобразована в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) .
30 декабря 2003 г. Постановлением Правительства РФ N9 794
было утверждено новое «Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (изменения внесены 27 мая 2005 г.).
Это должен знать каждый
Основными задачами и решениями РСЧС являются:
Разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий. учреждений и организаций независимо от их организационно - правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, созданных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;
прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций;
осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Единая система состоит из функциональных и территориальных подсистем , действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административному территориальному делению этих территорий.
На каждом уровне РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения .
Координационными органами единой системы являются:
на федеральном уровне
- Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;
на региональном уровне
(в пределах территории субъекта Российской Федерации) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
на муниципальном уровне
(в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления:
на объектовом уровне
- комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
Тушение лесного пожара с воздуха
Тренировка спасателей по спасению утопающего человека. Москва, спасательная станция «Мещерская», июнь 2002 г.
В пределах соответствующего федерального округа (межрегиональный уровень) функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.
Постоянно действующими органами управления единой системы являются:
на федеральном уровне
- Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
на межрегиональном уровне
- территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональные центры);
на региональном уровне
- территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее - главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации);
на муниципальном уровне
- органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;
на объектовом уровне
- структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Органами повседневного управления Единой системы являются:
Центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
центры управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
Диспетчерская центра управления по делам ГО и ЧС
Силы и средства РСЧС
К силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Состав сил и средств единой системы определяется Правительством Российской Федерации.
Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.
В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности , предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее - силы постоянной готовности).
Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.
Перечень сил постоянной готовности федерального уровня утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями.
Перечень сил постоянной готовности территориальных подсистем утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Запомните!
Общеобразовательные учреждения являются объектом функциональной подсистемы РСЧС, создаваемой Министерством образования и науки РФ, для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Вопросы
1. Когда и с какой целью была создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)?
2. Какие основные задачи решает РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера?
3. С какой целью созданы функциональные и территориальные подсистемы РСЧС?
4. Какими силами и средствами располагает РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера?
5. Какое ведомство отвечает за организацию защиты учащихся и персонала общеобразовательных учреждений от чрезвычайных ситуаций?
Задание
Узнайте у преподавателя, какие задачи призвана решать школа (в которой вы обучаетесь) по защите вашей жизни и вашего здоровья в чрезвычайных ситуациях.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера » функционирует единая российская государственная система предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая располагает органами управления, силами и средствами для того, чтобы защитить население и национальное достояние от воздействия катастроф, аварий, экологических и стихийных бедствий или уменьшить их воздействие.
Основная цель РСЧС - объединение усилий центральных и региональных органов представительной и исполнительной власти, а также организаций и учреждений для предупреждения и ликвидации ЧС.
РСЧС базируется на нескольких постулатах:
1) признание факта невозможности исключить риск возникновения ЧС; соблюдение принципа превентивной безопасности;
2) снижение вероятности возникновения ЧС;
3) приоритет профилактической работы;
4) комплексный подход при формировании системы;
5) построение системы на правовой основе с разграничением прав и обязанностей участников.
Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:
1) федеральный;
2) региональный (несколько субъектов РФ);
3) территориальный (территория субъекта РФ);
4) местный (район, город);
5) объектовый (организация, предприятие).
Территориальная подсистема РСЧС предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС на подконтрольной территории. Главный руководящий орган – комиссия по ЧС (КЧС) по защите населения и территорий . Рабочими органами территориальных КЧС являются штабы по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Функциональные подсистемы РСЧС создают в министерствах, ведомствах и организациях РФ. Задача их состоит в наблюдении и контроле за состоянием окружающей среды и обстановкой на потенциально опасных объектах, ликвидации ЧС, защите персонала и населения территорий.
Силы и средства системы РСЧС подразделяют на: силы и средства наблюдения и контроля; силы и средства ликвидации последствий ЧС.
Силы и средства наблюдения и контроля включают:
1) органы;
2) службы;
3) учреждения, осуществляющие государственный надзор;
4) инспекцию.
Силы и средства ликвидации последствий ЧС состоят из военизированных и невоенизированных противопожарных, поисково-спасательных и аварийно-восстановительных формирований федеральных и других организаций.
Система РСЧС функционирует в трех режимах :
1) режим повседневной деятельности – функционирование системы в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической и сейсмической обстановке;
2) режим повышенной готовности – функционирование систем при ухудшении обстановки и получении прогноза о возможности возникновения ЧС, угрозе войны;
3) чрезвычайный режим – функционирование системы при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в случае применения современных средств поражения.
Законодательно-правовые акты в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характераОбеспечение безопасности жизнедеятельности – задача первостепенного приоритета для личности, общества и государства. Основополагающим законом, регламентирующим организацию работ по профилактике ЧС, порядку действий в ЧС и ликвидации их последствий, является Федеральный закон «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера » (1994 г.) :
1) в главе I «Общие положения» Закона разъясняются его основные положения, цели, определяются единая государственная система предупреждения и ликвидаций ЧС, границы зон ЧС, основные принципы защиты населения и территорий от ЧС. Отдельная статья связана с обеспечением гласности и информации о ЧС;
2) глава II посвящена полномочиям органов государственной власти и самоуправления РФ;
3) глава III – принципам государственного управления в области защиты населения и территорий от ЧС;
4) глава IV определяет права и обязанности граждан в рассматриваемой области и принципы социальной защиты пострадавших от ЧС;
5) глава V связана с подготовкой населения к ЧС;
6) глава VI – с порядком финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;
7) глава VII – с порядком проведения государственной экспертизы, надзора и контроля в рассматриваемой области;
8) глава VIII посвящена международным договорам по защите от ЧС.
Основным видом нормативно-технической документации по ЧС является система стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (БЧС). Она включает в себя 10 групп стандартов.
Стандарты группы О устанавливают:
1) основные положения комплекса стандартов БЧС;
2) основные термины и определения в области обеспечения безопасности в ЧС;
3) классификацию ЧС;
4) классификацию продукции, процессов, услуг и объектов народного хозяйства по степени их опасности;
5) номенклатуру и классификацию поражающих факторов и воздействий источников ЧС;
6) основные положения и правила метрологического обеспечения контроля состояния сложных технических систем в ЧС.
Государственное управление в ЧС определено «Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)», объединяющей органы управления субъектов Федерации, Федеральные органы исполнительной власти, органов местного самоуправления и органы управления ЧС организаций.
Основные задачи подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций:
1) обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты от чрезвычайных ситуаций;
2) обучение приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
3) ознакомление с правилами пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
4) подготовка учащихся образовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, осуществляемая в учебное время по образовательным программам защиты от чрезвычайных ситуаций.
Слайд 2-3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) создана с целью объединения усилий органов государственного управления всех уровней, подчиненных им сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (постановление правительства РФ от 05. 11. 95 № 1113).
РСЧС строится по территориально-производственному принципу, состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней управления (федеральный, региональный, территориальный, местный, объектовый).
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Звенья (местный уровень) создаются в муниципальных образованиях (район, населенный пункт) для предупреждения ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий.
Слайд 4-5. На каждом уровне РСЧС включает органы управления (координирующие, постоянного управления и повседневного управления), силы и средства, системы связи и оповещения, резервы финансовых и материальных ресурсов
Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется Правительством Российской Федерации, непосредственное руководство функционированием РСЧС возложено на МЧС России. В целях координации деятельности органов управления, сил и средств на всех уровнях управления РСЧС создаются координирующие органы - комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Координирующими органами на разных уровнях являются: межведомственная комиссия по чрезвычайным ситуациям (КЧС), региональный центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС), территориальная (областная, краевая, республиканская) КЧС, местная (районная, городская) КЧС, объектовая КЧС.
Слайд 6. Основными задачами объектовых комиссий по чрезвычайным ситуациям (руководителей организаций) являются:
· организация разработки и проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования объектов при возникновении чрезвычайных ситуаций;
· организация работ по созданию и поддержанию в готовности локальных систем оповещения и контроля на потенциально опасных объектах;
· координация действий сил при ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах и эвакуации персонала объектов;
· создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и руководство их использованием;
· организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Слайд 7-8. Рабочими органами комиссий по чрезвычайным ситуациям являются соответствующие постоянно действующие органы управления РСЧС, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (органы управления ГОЧС).
Органами постоянного управления на разных уровнях являются: Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), ЦУКС, Управление ГОЧС, Отдел ГОЧС, уполномоченный по ГОЧС.
Органы повседневного управления включают: оперативно-диспетчерскую службу МЧС, оперативно-диспетчерскую службу ЦУКС, территориальную оперативно-дежурную службу, местную дежурно-диспетчерскую службу, объектовую дежурную службу.
Слайд 9. Силы и средства РСЧС включают силы наблюдения и контроля, силы по ликвидации ЧС, финансовые и материальные резервы для ликвидации последствий ЧС. Силы и средства наблюдения и контроля включают: органы, службы, учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспекцию, мониторинг, контроль состояния природной среды, опасных объектов, здоровья людей. Силы и средства ликвидации последствий ЧС состоят из: военизированных и невоенизированных противопожарных, поисково-спасательных и аварийно-восстановительных формирований федеральных и других организаций; формирования служб защиты животных и растений Минсельхозпрома; военизированных противоградовых и противолавинных служб Росгидромета; территориальных аварийно-спасательных формирований госинспекции по маломерным судам Минприроды; соединений гражданской обороны; подразделений поисково-спасательной службы МЧС России; соединений и частей радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск Минобороны; военизированных горноспасательных, противофонтанных и газоспасательных частей Минтопэнерго; аварийно-технических центров, спецотрядов атомных станций Минатома; восстановительных и пожарных поездов МПС; подразделений ОВД и муниципальной милиции; центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС; аварийно-спасательных служб ВМФ России.
Слайд 10-13. Территория РФ разделена на 6 регионов, в которых созданы региональные центры РЦ РСЧС в городах: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Красноярск, Хабаровск.
Для РСЧС предусмотрены три режима функционирования, которые вводятся решением КЧС в зависимости от складывающейся обстановки:
· Режим повседневной деятельности устанавливается при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий. При данном режиме проводятся мероприятия:
Планирование и выполнение программ по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения;
Мероприятия по совершенствованию системы РСЧС, обучению личного состава органов управления, сил и средств РСЧС;
Накоплению средств для ликвидации ЧС;
Создание благоприятных условий для увеличения устойчивости функционирования предприятий, организаций и учреждений;
Обучение населения действиям в ЧС.
· Режим повышенной готовности устанавливается при ухудшении обстановки или получении прогноза о возможности возникновения ЧС. Проводятся мероприятия:
КЧС принимает на себя управление силами и средствами функциональных подсистем РСЧС;
Усиливается дежурно-диспетчерская служба;
Усиливается наблюдение и контроль за обстановкой;
Принимаются меры по защите населения и окружающей среды (производится частичная эвакуация, защитные сооружения подготавливаются к приему населения), обеспечению устойчивого функционирования объектов;
Силы и средства РСЧС приводятся в готовность к действию.
· Режим ЧС водится при возникновении или в ходе ЧС. Проводятся мероприятия:
Защита населения;
Выдвижение оперативных групп в район ЧС;
Определение границ зоны ЧС;
Организация ликвидации ЧС;
Организация работ по обеспечению устойчивого функционирования объектов экономики, жизнеобеспечению пострадавшего населения;
Контроль окружающей среды.
Слайд 14. Основными задачами РСЧС являются :
Разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;
Осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций;
Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
Подготовка населения к действиям при ЧС;
Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
Ликвидация ЧС;
Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС;
Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе, непосредственно участвующих в их ликвидации;
Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
- Научные основы системы государственного управления
- Понятие и предмет системы государственного управления
- Предмет системы государственного управления
- Система государственного управления и формы государственного устройства
- Формы государственно-политического устройства
- Формы государственно-территориального устройства
- Формы взаимодействия государства с гражданским обществом
- Форма государственного устройства России
- Функции государства и государственного управления
- Экономические и социальные функции государства
- Функции государственного управления
- Виды и методы государственного управления
- Государственное управление за рубежом
- Государственное управление в России
- Понятие и предмет системы государственного управления
- Органы государственной власти
- Президент Российской Федерации. Органы обеспечения президентской власти
- Органы законодательной власти (Федеральное Собрание)
- Органы исполнительной власти
- Органы судебной власти
- Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ
- Органы государственной власти субъектов РФ
- Формирование и реализация государственной политики
- Факторы и направления государственной политики
- Принятие нормативных правовых актов
- Планирование как инструмент государственной политики
- Разработка политических решений
- Реализация государственной политики
- Государственная служба
- Государственный контроль
- Государственное регулирование экономики
- Принципы и объекты государственного регулирования
- Методы государственного регулирования экономики
- Административные методы
- Экономические методы
- Регулирование материального производства
- Государственное регулирование естественных монополий
- Антимонопольная политика
- Финансовое оздоровление предприятий
- Регулирование фондового рынка
- Регулирование денежного обращения
- Структура денежно-кредитной системы
- Регулирование денежной массы
- Кредитование социально-экономического развития
- Валютное регулирование
- Управление основными хозяйственными комплексами
- Государственная научная и промышленная политика
- Государственная промышленная политика
- Управление топливно-энергетическим комплексом
- Управление электроэнергетикой
- Управление газовой отраслью
- Управление нефтяной отраслью
- Управление угледобычей
- Управление агропромышленным комплексом
- Управление оборонно-промышленным комплексом
- Управление транспортным комплексом
- Управление государственным имуществом
- Управление государственными предприятиями
- Управление пакетами государственных акций
- Приватизация и национализация государственного имущества
- Региональное управление
- Государственная региональная политика
- Выравнивание экономического и социального развития регионов
- Федеральные программы
- Привлечение субъектов РФ к управлению федеральной собственностью
- Укрупнение субъектов РФ
- Север как объект управления
- Организационные формы регионального управления
- Местное самоуправление
- Межбюджетные отношения
- Государственная региональная политика
- Власть и бизнес
- Власть и бизнес
- Основы взаимодействия власти и бизнеса
- Влияние власти на бизнес
- Влияние бизнеса на власть
- Взаимодействие власти с бизнес-структурами
- Лоббирование
- Партнерство власти и бизнеса
- Управление социальной сферой
- Управление социальной сферой
- Социальная политика государства
- Регулирование доходов населения
- Государственная политика в области занятости
- Управление отраслями социальной сферы
- Социальная защита населения
- Управление жилищно-коммунальным комплексом
- Концепция преобразований в жилищно-коммунальном комплексе
- Жилищно-коммунальное строительство
- Жилищно-коммунальное обслуживание
- Тарифное регулирование
- Субсидирование жилищно-коммунальных платежей
- Организационные структуры управления жилищно-коммунальным комплексом
- Управление конфликтными и чрезвычайными ситуациями
- Управление конфликтными ситуациями
- Управление конфликтными трудовыми отношениями
- Управление корпоративными конфликтами
- Управление общественными чрезвычайными ситуациями
- Управление в природных и техногенных чрезвычайных ситуациях
- Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- Управление конфликтными ситуациями
Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций усилия органов управления всех уровней и хозяйствующих субъектов объединяет единая структура - Российская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Она имеет функциональные подсистемы и территориальные координирующие органы. Функциональные подсистемы представлены федеральными органами исполнительной власти по сферам деятельности. Ведущим среди них является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство и координацию работ в области гражданской обороны; предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
вызванных авариями, катастрофами, в том числе радиационными, стихийными бедствиями и применением возможным противником средств поражения; проведения подводных работ особого назначения.
МЧС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления.
Основными подразделениями министерства являются департаменты предупреждения и ликвидации ЧС; защиты населения и территории от ЧС; международного сотрудничества; подготовки войск ГО и других формирований; материально-технического обеспечения и вооружения; инвестиций и эксплуатации основных фондов, а также управления: научно-техническое, связи и оповещения; авиации; медицинское и др.
Свои задачи МЧС России решает непосредственно силами морального аппарата и через подведомственные ему учреждения, предприятия и организации: региональные центры, органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления, a на уровне объектов - отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
МЧС России проводит мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Прогнозируются не только события, но и возможные их последствия (сколько может пострадать людей, какие понадобятся силы и средства для ликвидации последствий), т.е. разрабатывается сценарий реагирования. Разработана технология обследования зданий и сооружений. В городах создаются единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС), координирующие действия при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Подсистема обращения с ядерными материалами функционирует на базе Министерства обороны Российской Федерации (Минобороны России) и Федерального агентства по атомной энергии (Росатом).
При потере управления источником ионизирующего излучения (по разным причинам) может наступить радиационная авария. Организации, в которых возможно возникновение радиационных аварий, обязаны иметь план мероприятий по защите работников и населения, согласованный с органами местного самоуправления и Ростехнадзора, а также средства для ликвидации последствий аварии.
Для повышения эффективности контроля за использованием атомной энергии и исключения дублирования функций органы, призванные обеспечивать ядерную, радиационную, техническую и пожарную безопасность, заключают соглашения о взаимодействии.
Всероссийская служба медицины катастроф организует и своевременно оказывает пострадавшему населению необходимую медицинскую помощь, обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие населения в чрезвычайных ситуациях. В Службу функционально входят соответствующие подразделения федеральных органов исполнительной власти. Формируются региональные и территориальные центры медицины катастроф.
В составе Федеральной службы воздушного транспорта (Росавиация) образована Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации. Она осуществляет специальные исполнительные, контрольные, разрешительные и надзорные функции по организации и проведению поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов.
Координирующими органами РСЧС являются:
- на федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МВК) и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) в федеральных органах исполнительной власти;
- на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов РФ, - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России;
- на территориальном уровне (субъект РФ) - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов РФ;
- на местном уровне (район, город, район в городе) - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления;
- на уровне объектов (территория организации или объекта) - комиссии по чрезвычайным ситуациям.
В состав Межведомственной комиссии включены представители федеральных министерств и ведомств в ранге заместителей министров, в компетенцию которых входит решение вопросов, связанных с защитой населения и территорий от катастроф природного и техногенного характера.
Решения МВК обязательны для исполнения всеми федеральными министерствами и ведомствами, входящими в ее состав, органами исполнительной власти субъектов РФ (по согласованию).
Комиссии по чрезвычайным ситуациям включают ответственных представителей соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, что позволяет заблаговременно реализовать меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а в экстремальных условиях - оперативно мобилизовать ресурсы соответствующей территории и эффективно ликвидировать ЧС. Комиссии возглавляются заместителями руководителей органов исполнительной власти. Рабочими органами комиссий являются комитеты, управления, отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Они функционируют на всех уровнях до сельского района включительно.
Органами повседневного управления являются пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно- дежурные службы органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям всех уровней, дежурно- диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.
По своему функциональному предназначению, предоставляемым услугам, а также по структуре МЧС России сходно с системой Федерального агентства по управлению в чрезвычайных ситуациях США. Сравнительная характеристика систем управления в чрезвычайных ситуациях России и США приведена в таблице.
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:
- режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий и эпизоотий;
- режим повышенной готовности - при ухудшении указанной обстановки, прогнозе возможности возникновения ЧС;
- режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС.
Интересы ликвидации ЧС предъявляют к системе управления требования по структуре, технической оснащенности и методам деятельности. Управление должно быть оперативным, устойчивым, непрерывным, а в отдельных случаях скрытым (в условиях военных конфликтов). Реализация данных требований должна обеспечить четкость управления в любой обстановке, максимальное использование возможностей привлекаемых к ликвидации ЧС сил и выполнение ими поставленных задач в установленные сроки.
Введение административных режимов является одним из основных условий обеспечения безопасности населения и территорий, в первую очередь от таких масштабных катастроф, как взрыв на Чернобыльской АЭС. Только с помощью четко идентифицированного режима можно локализовать опасную ситуацию и реализовать программу действий по выходу из кризисной ситуации.
Например, в зоне экологической чрезвычайной ситуации на время преодоления ее последствий приостанавливается работа предприятий, учреждений, цехов, оборудования, оказывающих неблагоприятное влияние, ограничиваются отдельные виды природопользования, проводятся оперативные меры по воспроизводству природных ресурсов. В зоне экологического бедствия прекращается деятельность хозяйственных объектов (кроме связанных с обслуживанием местного населения), запрещается строительство новых объектов, существенно ограничиваются все виды природопользования.
Функционирование РСЧС осуществляется на каждом уровне за счет соответствующего бюджета и средств предприятий, его организационно-методическое руководство обеспечивает МЧС России.
система объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций. Состоит из территориальных и функциональных подсистем. Территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих ад-министративно-территориальному делению этих территорий. Функциональные подсистемы создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.
Система имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Каждый уровень включает: координирующие органы-комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности; постоянно действующие органы управления - органы управления ГОЧС, специально уполномоченные для решения задач в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях; органы повседневного управления - пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы; силы и средства; резервы финансовых и материальных ресурсов; системы связи, оповещения и информационного обеспечения. В состав сил и средств каждого уровня РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее - силы постоянной готовности). Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащённые специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются: резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва; резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти; резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций. Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и нормативными пра-вовыми актами органов местного самоуправления. Номенклатура и объём резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.
Управление РСЧС осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил РСЧС и населения. Мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках