novomarusino.ru

Правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций. Правила безопасности в аварийных ситуациях с опасными грузамибезопасность в аварийных ситуациях Обеспечение безопасности при захвате самолета

4.1. При обнаружении угрозы взрыва, пожара или иной аварийной ситуации необходимо немедленно покинуть зону, предупредить об опасности других работающих и сообщить о случившемся руководителю работ.

4.2. В случае возникновения пожара необходимо обесточить электроустановку и организовать тушение имеющими средствами и сообщить о пожаре ответственному руководителю работ.

Запрещается тушить электроустановку, находящуюся под напряжением водой, химической пеной. Разрешается использовать порошковые и углекислотные огнетушители.

4.3. При поражении электрическим током необходимо как можно скорее освободить пострадавшего от действия тока согласно правил, изложенных в разделе 6 настоящей инструкции.

5 Требования безопасности по окончании работы

5.1. Доложить ответственному руководителю работ об окончании работ и действовать в соответствии с требованиями инструкции на рабочее место или согласно указанию ответственного лица.

5.2 Для научно-исследовательских подразделений и лиц, эксплуатирующих электроустановки и пользующихся электроприборами – отключить их от сети. Отключить подачу напряжения в помещение на щите управления (в производственном коридоре).

5.3 Привести в порядок рабочее место, переносные светильники, электроинструмент поместить в отведенные для них места или сдать ответственному за их хранение..

5.4 Вышедшие из строя люминесцентные лампы, лампы ДРЛ и другие источники, содержащие ртуть, должны храниться упакованными в специальном помещении. Их необходимо периодически вывозить для уничтожения и дезактивации в отведенные экологической службой для этого места.

6 Основные причины поражения электрическим током и оказание первой медицинской помощи пострадавшему от него

6.1 Основные причины поражения электрическим током.

6.1.1. Непосредственное прикосновение к токоведущим частям или приближение к ним на недопустимое расстояние.

6.1.2 Прикосновение к металлическим корпусам, кожухам, ограждениям и другим частям электрооборудования, оказавшегося под напряжением из-за повреждения изоляции его токоведущих частей.

6.1.3 Возникновение шагового напряжения на поверхности земли или основания, на котором находится человек, вследствие замыкания провода на землю или неисправностей в устройстве защитного заземления. Величина шагового напряжения по мере удаления от точки замыкания уменьшается и на расстоянии 25 м и более практически равна 0.

6.2 Освобождение пострадавшего от электрического тока (токопроводящего провода)

6.2.1. Первым действием оказывающего помощь должно быть быстрое отключение той части электроустановки, которой касается пострадавший (отключение рубильника). Если пострадавший находится на высоте, то необходимо принять меры, исключающие его падение, которое может возникнуть при отключении электроустановки.

6.2.2 При невозможности быстрого отключения принимаются меры к отделению пострадавшего от токоведущих частей. В установках до 1000 В можно отделить пострадавшего от токоведущих частей, взявшись за сухие части одежды, воспользовавшись сухой палкой, доской или каким либо другим сухим предметом, не проводящим электрический ток, избегая при этом прикосновения к окружающим металлическим предметам и частям тела пострадавшего, не прикрытые одеждой. Для изоляции рук оказывающий помощь, если необходимо коснуться тела пострадавшего и для обеспечения дополнительной безопасности, должен надеть диэлектрические перчатки или обмотать руку шарфом, натянуть на руку рукав пиджака (куртки). Можно также изолировать себя, встав на резиновый коврик, сухую доску или сверток одежды, т.е. подстилку, не проводящую электрический ток.

6.2.3. При затруднении отделения пострадавшего от токоведущих частей следует перерубить провод топором с сухой деревянной ручкой или перекусить пассатижами каждый провод отдельно, используя при этом также токоизолирующую подстилку (см.6.2.2). При отделении пострадавшего от токоведущих частей рекомендуется действовать по возможности одной рукой.

6.3 МЕРЫ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШЕМУ ОТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА

6.3.1 Для определения состояния, в которой находится пострадавший после освобождения от электрического тока, необходимо:

    уложить пострадавшего на спину на твердую поверхность,

    проверить наличие дыхания,

    проверить наличие пульса,

    выяснить состояние зрачка глаза (широкий зрачок указывает на резкое ухудшение кровоснабжения мозга).

6.3.2. Во всех случаях поражения электрическим током обязателен вызов врача независимо от состояния пострадавшего. Телефон медпункта 2802, 9-03.

6.3.3. Провести искусственное дыхание пострадавшему.

Способ "рот в рот" .

Для производства искусственного дыхания пострадавшего следует уложить на спину, расстегнуть стесняющую дыхание одежду, удалить изо рта посторонние предметы и слизь. Голова пострадавшего максимально запрокидывается за счет подкладывания одной руки под шею и надавливанием другой на лоб так, чтобы подбородок оказался на одной линии с шеей. Для предотвращения западания языка нижняя челюсть пострадавшего должна быть слегка выдвинута вперед.

Оказывающий помощь делает глубокий вдох и с силой выдыхает в рот пострадавшего. При вдувании воздуха оказывающий помощь плотно прижимает свой рот к лицу пострадавшего так, чтобы по возможности охватить своим ртом весь рот пострадавшего, а своим лицом зажать ему нос. После этого спасающий откидывается назад и делает последующие выдохи в рот пострадавшего со скоростью 10-12 выдохов в минуту (каждые 5-6 сек.) до полного восстановления дыхания пострадавшего или до прибытия врача.

Если челюсти пострадавшего плотно стиснуты и открыть рот не удается, следует проводить искусственное дыхание "изо рта в нос".

Показатель эффективности искусственного дыхания служит поднятие грудной клетки пострадавшего при вдувании воздуха, порозовение кожных покровов и слизистых, а конечным итогом выход больного из бессознательного состояния и появления у него самостоятельного дыхания.

При проведении искусственного дыхания контролировать, чтобы воздух не попадал в желудок пострадавшего, о чем свидетельствует вздутие живота. Выдавливание производят осторожным надавливанием ладонью на живот между грудиной и пупком.

6.3.4 Поддержание кровообращения в организме с помощью наружного массажа сердца.

При отсутствии у пострадавшего пульса независимо от причины прекращения работы сердца необходимо одновременно с искусственным дыханием проводить наружный массаж сердца. Для чего следует:

    уложить пострадавшего спиной на жесткую поверхность,

    обнажить грудную клетку, снять стесняющую одежду,

    встать на колени рядом с пострадавшим,

    определить положение нижней трети грудины, положить на нее верхний край ладони разогнутой до отказа руки, а затем поверх руки положить другую руку и надавливать на грудную клетку пострадавшего, слегка помогая при этом наклоном своего корпуса, с частотой примерно 1 раз в секунду.

Надавливание следует производить быстрым толчком так, чтобы продвинуть нижнюю часть грудины вниз в сторону позвоночника на 4-5 см. Усилие при надавливании следует концентрировать на нижнюю часть грудины, продолжительность надавливания не более 0,5 сек, интервал между отдельными надавливаниями 0,5 сек. Если оживление проводит один человек, то на каждые два вдувания он производит 15 надавливаний на грудину. За 1 мин. необходимо сделать не менее 60 надавливаний и 12 вдуваний. При участии в реанимации двух человек соотношение "дыхание-массаж" составляет 1:5. При этом при вдувании массаж сердца (надавливание) не производится.

После восстановления сердечной деятельности (определяется пульс) массаж сердца прекращают, продолжая искусственное дыхание (при слабом дыхании пострадавшего). При этом следить, чтобы естественное и искусственные вдохи совпали. Непрямой массаж и искусственное дыхание проводить до появления самостоятельного дыхания и работы сердца или до прибытия врача.

Эффективность реанимации: кожные покровы розовеют, зрачки сужаются, восстанавливается самостоятельное дыхание, прощупывается пульс на сонных артериях.

Неэффективность реанимации: кожные покровы синюшно-фиоле-товые, зрачки широкие, пульс на артериях не определяется. При неэффективности реанимации ее проведение можно прекратить через 30 минут.

Соблюдать правила по охране труда обязаны все: органы государственной власти, бюджетные учреждения, коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Но не все относятся с должной серьезностью к этой обязанности, не задумываясь о том, какие последствия могут наступить в результате ее несоблюдения. Иногда такая безответственность может стать причиной аварий и иных неприятных происшествий.

Что такое опасные условия труда, какие обязанности предусмотрены законодательством для работодателя в целях обеспечения безопасных условий труда, что необходимо предпринять, если случилось ЧП, как привлечь работников к его ликвидации, вы узнаете из нашей статьи.

Чрезвычайная ситуация — результат аварии

Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 ТК РФ).

Одной из обязанностей работодателя в сфере охраны труда, установленной ч. 2 ст. 22 ТК РФ, является обязанность обеспечить своим работникам безопасные условия труда, то есть такие, чтобы на работника не влияли вредные и опасные производственные факторы, воздействие которых может привести к болезни или травме. А чтобы обеспечить работникам такие условия труда, необходимо в том числе принимать меры по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций (абз. 15 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Что конкретно понимать под аварийной ситуацией, трудовым законодательством не установлено, но можно определить ее как происшествие, вследствие которого из строя выходит какое-либо оборудование, машина, устройство во время работы, движения, или иное происшествие, создающее угрозу жизни и здоровью людей.

Статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее — Закон N 68-ФЗ) дает определение чрезвычайной ситуации — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного и ли иного бедствия, которые могут повлечь и ли повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 N 304 установлено, что одним из видов чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера является чрезвычайная ситуация локального характера. При этом территория, на которой сложилась ЧС и нарушены условия жизнедеятельности людей, не выходит за пределы территории объекта, количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью, составляет не более 10, размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь составляет не более 100 000 руб.

Согласно п. 2, 3 ст. 1 Закона N 68-ФЗ чрезвычайную ситуацию необходимо предупредить и ликвидировать. Предупреждение ЧС — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения подобных ситуаций, на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае возникновения ЧС.

А ликвидация чрезвычайных ситуаций — это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении таких ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций регулируются различными нормативными правовыми актами, в частности, федеральными законами:

— от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — Закон N 69-ФЗ);

— от 22.08.1995 N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;

— от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне»;

— от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон N 52-ФЗ).

Говоря об аварии в отдельно взятой организации, будем использовать понятие «чрезвычайное происшествие» (ЧП). И по аналогии с Законом N 68-ФЗ определим, что первоочередная задача работодателя — ЧП предупредить, а в случае его возникновения ликвидировать.

Обязанности работодателя в сфере обеспечения безопасности

Прежде чем рассмотреть, что должен предпринять работодатель в целях предупреждения и ликвидации ЧП, обратим внимание на некоторые обязанности, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, невыполнение которых может оказаться причиной ЧП на предприятии. Так, согласно ст. 37 Закона N 69-ФЗ руководители организации обязаны:

— проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

— оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;

— предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;

— незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;

— содействовать деятельности добровольных пожарных.

Статья 11 Закона N 52-ФЗ устанавливает для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (такой как производство и продажа пищевых продуктов и питьевой воды, воспитание и обучение детей, медицинское, коммунальное и бытовое обслуживание) следующие обязанности:

— обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

— своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

— иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания;

— осуществлять обучение работников гигиене труда.

Законом N 68-ФЗ предписано:

— обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в ЧС;

— создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;

— обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации ЧС;

— финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

— предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от ЧС, оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении таких ситуаций (ст. 14).

Примечание. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности (ч. 3 ст. 37 Закона N 69-ФЗ).

Действия работодателя в целях предупреждения ЧП

Итак, что же должен сделать работодатель в целях предупреждения возникновения ЧП?

В первую очередь он должен разработать и утвердить правила и инструкции по охране труда (ст. 212 ТК РФ). Данные документы разрабатываются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ. Если для определенных отраслей есть межотраслевые правила, типовые инструкции по охране труда, утверждаемые Минздравсоцразвития, правила безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, инструкции по безопасности, утверждаемые Ростехнадзором, строительные нормы и правила (СНиП) и иные нормативные документы, то локальные инструкции и правила должны разрабатываться на основе межотраслевых. Например, Постановлением Госстроя РФ от 23.07.2001 N 80 утвержден свод правил по проектированию и строительству.

В зависимости от специфики организации может быть несколько инструкций: для каждого подразделения организации, для определенного оборудования, по определенным должностям и т. д.

При разработке таких инструкций и правил рекомендуем руководствоваться Постановлением Минтруда РФ от 17.12.2002 N 80 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда» и включать в них кроме общих требований безопасности (перечень вредных факторов, индивидуальных средств защиты, правила оказания первой помощи) специальные требования, указания, как действовать в той или иной аварийной ситуации, а также требования, которые должны соблюдать сотрудники до, во время и после работы.

Обратите внимание! До подписания трудового договора с работником не забудьте ознакомить его под роспись с указанными инструкциями и правилами (ст. 22 ТК РФ).

Следующая обязанность работодателя — обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, а также проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда (ст. 212 ТК РФ). Согласно ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке. Порядок обучения и проверки знаний по охране труда определяется Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций». Пунктом 1.3 данного документа предусмотрено, что на основании этого Порядка федеральные органы исполнительной власти могут устанавливать дополнительные требования к организации и проведению обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда, не противоречащие требованиям Порядка. Работник в силу ст. 214 ТК РФ также обязан проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний охраны труда. Напомним виды инструктажа:

— вводный — проводится для всех поступающих на работу;

— первичный — проводится на рабочем месте со всеми принятыми в организацию работниками до начала самостоятельной работы;

— повторный — проходят работники, прошедшие первичный инструктаж;

— внеплановый — проводится при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда и в других случаях;

— целевой — проводится при выполнении разовых работ, ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, при проведении в организации массовых мероприятий.

Обратите внимание! Работодатель не должен допускать к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда (ст. 76 ТК РФ).

Работодатель также должен:

— обеспечить работников средствами индивидуальной защиты, специальной обувью и т. д. и осуществлять контроль за правильностью применения работниками таких средств. А если работник игнорирует обязанность по применению средств защиты, установленную ст. 214 ТК РФ, его можно привлечь к дисциплинарной ответственности (если эта обязанность прописана в локальном нормативном акте — правилах внутреннего трудового распорядка, инструкции по охране труда и т. п.);

— организовать медицинский пункт либо иметь в свободном для сотрудников доступе аптечки, укомплектованные набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи;

— контролировать состояние производственной среды на рабочих местах и трудовых процессов, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работников, в том числе выполнение санитарных правил, проводить диагностику оборудования, сооружений и технических устройств, применяемых на предприятии. Конкретные обязанности по обеспечению контроля работодатель может возложить на руководителей структурных подразделений, закрепив этот факт в должностных инструкциях или утвердив приказом (если только порядок проведения контроля не закреплен в отраслевых нормативных правовых документах);

— заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами (МЧС) договоры на обслуживание средств наблюдения, оповещения, связи, пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии указанные средства.

Ликвидируем ЧП

Действия и рядовых сотрудников, и работодателя зависят от того, ЧП какого плана произошло. Но в любом случае первоочередной задачей является устранение угрозы жизни и здоровью работников.

Если авария небольшая, например, поломка оборудования, работнику, обнаружившему это, достаточно принять элементарные меры (например, отключить электропитание) в соответствии с требованиями безопасности и инструкциями (самостоятельно или довести до сведения уполномоченного лица).

Рассмотрим пошагово действия, если произошло масштабное ЧП — пожар, утечка газа, взрыв и т. п.

1. Устраняем угрозу жизни и здоровью пострадавших, в случае необходимости оказываем первую медицинскую помощь.

2. Если лиц, ставших свидетелями ЧП, достаточно, то одновременно необходимо вызвать соответствующие государственные службы (скорую помощь, МЧС, пожарную службу).

3. После того как угроза жизни и здоровью работников устранена, приказом руководителя создается комиссия по расследованию ЧП, в состав которой входит не менее трех человек — руководитель подразделения или заместитель директора, главный инженер (если такой есть), лицо, ответственное за охрану труда в организации. При необходимости привлекается независимый эксперт или специалист организации по техническим вопросам.

4. Комиссия производит осмотр места происшествия, составляет протокол осмотра, фиксирует место происшествия на фото — или видеопленку, запрашивает объяснения очевидцев или участников происшествия.

5. Исследовав документы, относящиеся к делу и позволяющие установить причину аварии и ее виновника (фотографии, протоколы, объяснения свидетелей и участников аварии и др.), комиссия оформляет акт аварии, который утверждается руководителем организации. Акт оформляется в произвольной форме, если в результате аварии не пострадали работники. Если есть пострадавшие, составляется акт о несчастном случае по форме Н-1, утвержденной Постановлением Минтруда РФ от 24.10.2002 N 73. Добавим, что сведения о получивших травму или погибших в результате аварии работниках работодатель обязан передать в инспекцию труда, прокуратуру, территориальное отделение ФСС и другие органы (ст. 228.1 ТК РФ).

6. Если в результате ЧП было утрачено или повреждено застрахованное имущество, работодателю необходимо уведомить о произошедшем страховую компанию в порядке и в сроки, установленные договором страхования.

К сведению. Если в результате ЧП не было пострадавших, проводить расследование не обязательно. Но в целях установления причины аварии, виновных, размера ущерба, списания основных средств и во избежание вопросов со стороны контролирующих органов рекомендуем работодателю документально оформлять любое ЧП.

Порядок привлечения работников для ликвидации ЧП

Итак, на вашем предприятии произошло довольно крупное чрезвычайное происшествие. Чтобы ликвидировать его последствия как можно быстрее, нужно привлечь к этому работников не только в рабочее время, но и сверхурочно. А если работники отказываются? Рассмотрим, кого и в каком порядке работодатель может привлечь для ликвидации последствий ЧП.

В силу ст. 99 ТК РФ работодатель имеет право привлечь работника без его согласия к сверхурочной работе при производстве работ, необходимых для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения их последствий. Напомним, что сверхурочной является работа за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, выполняемая по инициативе работодателя, которая составляет не более четырех часов в течение двух дней подряд и не более 120 ч в год (ч. 6 ст. 99 ТК РФ). Привлечение к такой работе осуществляется на основании приказа работодателя, основанием для которого будет акт об аварии. В случае отказа сотрудника от работы сверхурочно без уважительных причин можно привлечь его к дисциплинарной ответственности (ст. 192 ТК РФ) в порядке, установленном ст. 193 ТК РФ. Однако нельзя привлекать к сверхурочной работе в случае аварии беременных женщин и несовершеннолетних. А вот привлечь инвалидов или женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, можно, но только с их письменного согласия (ч. 5 ст. 99 ТК РФ).

В таком же порядке возможно привлечение к работе в выходные и праздничные дни (ст. 113 ТК РФ). В эти дни нельзя привлекать несовершеннолетних лиц и беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет. Привлекать матерей и отцов, воспитывающих без супруга детей в возрасте до пяти лет или имеющих детей-инвалидов, возможно только с их письменного согласия. Работающий в выходные или праздничные дни имеет право выбора: получить двойную плату за такую работу либо использовать другой день для отдыха.

Обратите внимание! Если работник решил отдохнуть в другой день, ему должен быть предоставлен полный день отдыха, независимо от количества отработанных в выходной или нерабочий праздничный день часов.

Если на предприятии не хватает работников или отсутствуют определенные специалисты для устранения последствий, работодатель может привлекать посторонних лиц, заключив с ними срочный трудовой договор (ст. 59 ТК РФ). При этом конкретный срок договора может не указываться, а определяться обстоятельствами, соответствующими конкретной ситуации, по прекращении которых закончится и действие договора (ч. 2 ст. 58, ч. 2 ст. 59 ТК РФ).

Работодатель имеет право уволить сотрудника за нарушение им требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия либо заведомо создавало реальную угрозу наступления тяжких последствий (пп. «д» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), то есть если из-за нарушения установленных правил по технике безопасности произошла или могла произойти авария. Но если работник был уволен по этому основанию без подтверждения соответствующими документами (актом об аварии, экспертным заключением и т. д.) его вины или факта ознакомления его с правилами или инструкциями по технике безопасности, он может быть восстановлен на работе.

И наконец, если наступление чрезвычайных обстоятельств препятствует продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие ЧС) и данное обстоятельство решением Правительства РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта РФ признано чрезвычайным, работодатель может расторгнуть трудовые договоры с работниками по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, по п. 7 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

* * *

В заключение отметим, что руководители небольших организаций, а также индивидуальные предприниматели часто недостаточное внимание уделяют именно охране труда. Напомним, что нарушение законодательства о труде влечет не только административную ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ, но и уголовную, если несоблюдение этих правил привело к причинению вреда здоровью человека. Тогда в силу ст. 143 УК РФ лицо, на котором лежали обязанности по соблюдению правил охраны труда, наказывается либо штрафом в размере до 200 000 руб., либо исправительными работами, либо лишением свободы до одного года, а если в результате нарушения произошла смерть человека — до трех лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности до трех лет. А если в организации отсутствует лицо, ответственное за охрану труда, таким лицом является руководитель.

1. Основные виды аварийных ситуаций

Аварийная ситуация – понятие, тесно связанное с понятием «авария». Аварийная ситуация – это развивающаяся во времени авария, состоящая в последовательности сменяющих друг друга различных опасных событий.

Авария – важнейшее понятие безопасности человеческой деятельности, именующее и характеризующее последствия реализации одной из основных опасностей техники и технологии (так называемой техносферы) – разрушения объекта или нарушения процесса.

В России для опасных производственных объектов понятие «авария» введено Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и включает в себя «разрушение сооружений и/или технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и/или выброс опасных веществ».

В целях упорядочения отнесения происходящих аварий к тому или иному виду Ростехнадзором введена их классификация в зависимости от объектов, относящихся к категории опасных производственных объектов.

Классификация проводится на основании методических рекомендаций по классификации и аварий инцидентов РД –09-398-00, РД 10-385-00, РД 14-377-00, РД 05-392-00, РД 06-376-00,РД 11-405-01, РД 15-630-04, РД 15-73-94.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границ зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, межрегиональные, и федеральные.

2. Основные требования по обеспечению готовности к аварийным ситуациям

Руководство МОТ-СУОТ 2001 требует, чтобы предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и реагирование были составной частью системы управления охраной труда на производстве.

Заметим, что вся промышленная безопасность есть не что иное, как предупреждение крупных аварий, включая готовность к ликвидации их последствий.

Поэтому на крупных предприятиях, помимо прочего, эксплуатирующих опасные производственные объекты, имеются противопожарная служба, газоспасательная служба, система противопожарной защиты, готовятся нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников, имеется ПЛА (план ликвидации аварии) и т.п. Как правило, слаженность работы всех этих служб существенно влияет на результат работы по ликвидации аварийных ситуаций.

Поэтому (а также в прямом соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов») организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана среди прочего:

¨ принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;

¨ осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии.

В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

¨ планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;

¨ заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;

¨ иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

¨ обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

¨ создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.

3. Порядок разработки и содержание планов ликвидации аварий

Идентификация опасностей будущего (планируемого) производства заложена требованиями законодательства в области промышленной безопасности и охраны труда путем включения требований о наличии в проектной документации соответствующих разделов. В ряде случаев, установленных Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», оценка рисков аварий приводится в составе декларации промышленной безопасности.

Исходя из оценки рисков аварий, составляются планы ликвидации аварий (ПЛА) и организуется обучение работников действиям по каждой конкретной аварийной ситуации.

ПЛА составляется в целях определения возможных сценариев возникновения и развития аварий, конкретизации технических средств и действий производственного персонала и спецподразделений по локализации аварий.

План ликвидации составляют на аварии, которые характерны (наиболее вероятны) для данного объекта. Перечень таких аварий составляется в рамках проведения идентификации и оценки рисков и разработки декларации промышленной безопасности.

В ПЛА должны предусматриваться:

¨ возможные аварии, места их возникновения и условия, опасные для жизни людей;

¨ мероприятия по спасению людей, застигнутых аварией;

¨ мероприятия по ликвидации аварий в начальной стадии их возникновения, а также первоочередные действия производственного персонала при возникновении аварий;

¨ места нахождения средств для спасения людей и ликвидации аварий;

¨ порядок взаимодействия с газоспасательными, пожарными и аварийно-спасательными формированиями.

ПЛА должен содержать:

¨ оперативную часть, в которой должны быть предусмотрены все виды возможных аварий на данном объекте, определены мероприятия по спасению людей и ликвидации аварии, а также лица, ответственные за выполнение мероприятий, и исполнители, места нахождения средств для спасения людей и ликвидации аварий, действия газоспасателей, пожарных и других подразделений;

¨ распределение обязанностей между отдельными лицами, участвующими в ликвидации аварии;

¨ список, номера телефонов, адреса должностных лиц и учреждений, которые должны быть немедленно извещены об аварии;

¨ схему расположения технологического оборудования и коммуникаций с указанием вводов и выводов рабочей среды, задвижек, кранов, вентилей, рубильников и аварийных кнопок;

¨ схему размещения стационарных средств пожаротушения, шкафов с газозащитной аппаратурой, СИЗ, инструментов и материалов, находящихся в аварийных шкафах (помещениях) и используемых в случаях аварии, с указанием их количества и основной характеристики, мест расположения пожарных извещателей и телефонов.

Безопасность работников во время аварийной ситуации во многом (если не в основном) зависит от того, насколько они адекватно реагируют на ту или иную ситуацию, насколько четко знают, что делать (и чего не делать), куда бежать, кому сообщать и т.д.

Для отработки практических навыков и действий в условиях аварийной ситуации регулярно по плану ликвидации аварий проводятся учебно-трени­ровочные занятия с записью в журнале с оценкой каждого работника. Как правило, в них принимают участие и специалисты аварийно-спасательных формирований для отработки согласованных совместных действий. С учетом специфики производства занятия проводятся с различной периодичностью, определенной в правилах безопасности для данной отрасли.

Другим не менее важным моментом является то, что до сведения всех подрядчиков, выполняющих работы в условиях действующего производства, должен быть доведен порядок их действий в случае аварийной ситуации. Реализация этого необходимого для обеспечения безопасности работников подрядчика может быть возложена либо на отдел охраны труда и промышленной безопасности (в рамках вводного проведения инструктажа), либо руководителей структурных подразделений (цехов, производств).

4. Действия работников в аварийных ситуациях

В случае аварий и инцидентов работники действуют в соответствии с планом ликвидации аварий, разработанным для каждого конкретного опасного производственного объекта и конкретной аварийной ситуации.

Конкретные обязанности для каждого должностного лица должны быть внесены в должностные инструкции.

Законом предусмотрена возможность организации на предприятии добровольных (нештатных) аварийно-спасательных формирований. Нужно учесть, что работники этих формирований должны быть обучены и обеспечены средствами индивидуальной защиты по тем же требованиям, как и специализированные аварийно-спасательные формирования.

В случае аварии предприятие обязано незамедлительно сообщить о ней в установленном порядке в территориальный орган Ростехнадзора, вышестоящий орган (организацию) (при наличии таковой), орган местного самоуправления, государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации, территориальное объединение профсоюзов.

При авариях, сопровождающихся выбросами, разливами опасных веществ, взрывами, пожарами, предприятие сообщает о случившемся в территориальные органы соответствующих структур и ведомств, например МЧС России.

5. Страхование ответственности за причинение вреда в случае аварии

По данным ООН, ежегодный ущерб, наносимый мировой экономике техногенными катастрофами и авариями, достигает порядка 200 млрд. долл. В России совокупный годовой материальный ущерб от аварий, включая затраты на ликвидацию аварий, превышает 40 млрд. руб. Огромны не только экономические потери от травматизма при авариях, но и его социальная значимость.

Для ликвидации аварий требуются существенные суммы. Для того чтобы предприятие всегда имело резерв финансовых средств на случай аварии, российским законодательством предусмотрено страхование ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте (ст. 15 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).

Страхование ответственности за причинение вреда третьим лицам в случае аварии на опасном производственном объекте, естественно вписываясь в рыночную структуру современной экономической системы страны, обеспечивает компенсацию ущерба от аварий независимо от финансового положения организации – причинителя вреда.

Для населения (или третьих лиц, потерпевших в результате аварии) такое страхование – гарантия прав на получение возмещения ущерба жизни, здоровью и имуществу, в том числе косвенно на компенсацию за экологический ущерб от аварии. При этом под третьими (другими) лицами следует понимать не только население, но и инспекторов надзора, экспедиторов, ремонтников, находившихся на предприятии и пострадавших от аварии.

Порядок осуществления данного вида страхования регламентируется «Правилами страхования (стандартными) гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в результате аварий на опасном производственном объекте».

Все аварии должны быть обязательно расследованы. Только тогда к ним можно готовиться, только тогда их можно предвидеть, только тогда можно правильно организовать их ликвидацию и тем самым минимизировать потери.

Основополагающим документом по расследованию аварий является РД 03-293-99 («Положение о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах», утвержденное постановлением Госгортехнадзора России от 8 июня 1999 г. № 40).

  1. Не паникуйте и не поддавайтесь панике. Призывайте окружающих к спокойствию. Паника в любой чрезвычайной ситуации вызывает неосознанные действия, приводящие к тяжелым последствиям, затрудняет действия спасателей, пожарных, медработников и других специалистов.
  2. По возможности немедленно звоните по телефону «01» (телефон спасателей и пожарных). При своем сообщении сохраняйте спокойствие, выдержку. Старайтесь говорить коротко и понятно. В сообщении необходимо сказать:
    • что случилось;
    • место, где это произошло (адрес, ориентиры).
    Если Вы оказались очевидцем и Вам ничего не угрожает, постарайтесь оставаться на месте до приезда спасателей, пожарных, сотрудников милиции.
  3. Если Вы пострадали или получили травмы или Вы оказались вблизи пострадавшего, окажите первую медицинскую помощь. Своевременное оказание первой медицинской помощи позволит предотвратить или снизить тяжелые последствия.
  4. Включите радио, телевизор, прослушайте информацию, передаваемую через уличные громкоговорители и громкоговорящие устройства. В речевом сообщении до Вас доведут, что произошло, основные рекомендации и правила поведения.
  5. Выполняйте рекомендации специалистов (спасателей и пожарных, сотрудников милиции, медицинских работников). Это поможет своевременно оказать помощь пострадавшим, снизить или предотвратить последствия (воздействие опасных факторов).
  6. Не создавайте условий, препятствующих и затрудняющих действия спасателей, пожарных, медицинских работников, сотрудников милиции, сотрудников общественного транспорта. Пропустите автотранспорт, двигающийся со специальными сигналами и специальной раскраской.
  7. Не заходите за ограждение, обозначающее опасную зону.

Оповещение при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации

Помните! Сирены и прерывистые гудки предприятий или транспортных средств означают сигнал «Внимание всем!». Услышав его, немедленно включите громкоговоритель, радио или телевизор, прослушайте информационное сообщение о чрезвычайной ситуации, о правилах поведения и Ваших действиях.

Информация о случившемся будет многократно повторяться и по мере развития событий уточняться.

Население, проживающее вблизи потенциально опасных предприятий, будет оповещаться дежурным персоналом предприятий по локальным сетям оповещения этих предприятий.

Оценка обстановки в условиях ЧС и организация оповещения

Общий порядок действий. Учитывая многообразие видов ЧС, каждая из них имеет свои характерные особенности. Это, естественно, определяет вполне конкретный перечень мероприятий, который необходимо выполнить в целях обеспечения безопасности населения. Определен общий порядок действий, предпринимаемых для защиты людей в случае возникновения ЧС. Он включает мероприятия, проводимые как заблаговременно, так и непосредственно при возникновении ЧС.

Предварительно, до возникновения ЧС, проводятся: прогнозирование ЧС, возможных на данной территории, а также оценка масштабов их проявления;

  • мероприятия, направленные на снижение потерь от возникновения ЧС;
  • планирование действий, которые будут осуществляться при возникновении ЧС;
  • подготовка сил и средств для реагирования на ЧС; создание материальных резервов, которые могут потребоваться в ЧС; обучение населения, а также личного состава ВС правилам поведения в ЧС.

При непосредственной угрозе или возникновении ЧС осуществляются следующие мероприятия:

  • срочное оповещение органов управления ГО ЧС, аварийно-спасательных формирований и населения о приближении или возникновении ЧС, информирование населения о мерах защиты;
  • уточнение сложившейся обстановки с целью корректировки существующего плана действий;
  • перевод органов управления на адекватный сложившейся обстановке режим работы;
  • приведение в состояние готовности имеющихся сил и их последующее выдвижение в район ЧС;
  • проведение комплекса работ по ликвидации ЧС и их последствий.


Загрузка...