novomarusino.ru

Требования к оформлению программ дополнительного образования. Методика написания и требования к программам дополнительного образования Требования к дополнительным образовательным программам


Разработка и реализация

дополнительных развивающих программ.

Согласно главе 10 ст.75 ФЗ - №273

1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

2. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

3. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.

4. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность . Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.


Целями и задачами дополнительных программ, в первую очередь, яв ляется обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем содержание допол нительных образовательных программ должно:

соответствовать:

Достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

- соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основ
ному общему, среднему (полному) общему образованию);

    направленностям дополнительных образовательных программ

    современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (ин дивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, заня тиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обу чающегося в объединении);

быть направлено на:

    создание условий для развития личности ребенка;

    развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

    обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

    приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

    профилактику асоциального поведения;

    создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределе ния, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и оте чественной культур;

    целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

    укрепление психического и физического здоровья детей;

    взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Реализуя, дополнительное образование образовательная организация должна иметь программу дополнительного образования.

Образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные и металогические материалы.

Общеобразовательная программа, дополнительная развивающая программа являются локальными нормативными документами, поэтому они должны пройти разработку, рассмотрение и утверждение в определённом порядке.

При разработке дополнительной общеобразовательной программы (программ) для педагогических работников основными нормативными документами являются следующие:

    Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

    Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН

    Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

    Устав учреждения.

Структура программы дополнительного образования детей

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:

    Титульный лист.

    Пояснительную записку.

    Учебно-тематический план.

    Содержание изучаемого курса.

    Методическое обеспечение и условия реализации программы.

    Список литературы.

    Приложения

Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей

    наименование образовательного учреждения, учредителя;

    где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

    полное название дополнительной образовательной программы;

    возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

    срок реализации дополнительной образовательной программы;

    название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

    год разработки дополнительной образовательной программы.

При оформлении титульного листа общеобразовательной программы, рекомендуется исходить из общих требований к оформлению ГОСТ Р 6.30-97. (приложение №1)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует
раскрыть:

    направленность дополнительной образовательной программы;

    новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

    цель и задачи дополнительной образовательной программы;

    отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы
    от уже существующих образовательных программ;

    возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной
    программы

    сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

    формы и режим занятий;

    ожидаемые результаты и способы определения их результативности;

    формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

Направленность дополнительной общеобразовательной программы должна соответствовать ее названию и содержанию. В четком соответствии с направленностью общеобразовательной программы, ее названием и поставленной целью, выстраиваются задачи и все содержание программы .

Направленность дополнительных образовательных программ:

    Военно-патриотическая,

    физкультурно-спортивная,

    социально- педагогическая,

    эколого-биологическая,

    научно-техническая,

    спортивно-техническая,

    художественная,

    туристско-краеведческая,

    социально-экономическая,

    естественно-научная.

Новизна программы.

Новизна дополнительной общеобразовательной программы предполагает:

    Новое решение проблем дополнительного образования;

    Новые методики преподавания;

    Новые педагогические технологии в проведении занятий;

    Нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.

Новизна указывается в случае, если она действительно имеется.

Актуальность программы.

- ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа. Актуальность может базироваться на:

    анализе социальных проблем,

    материалах научных исследований,

    анализе педагогического опыта,

    анализе детского или родительского спроса,

    современных требованиях модернизации системы образования,

    потенциале образовательного учреждения;

    социальном заказе муниципального образования и др. факторах.

Педагогическая целесообразность.

подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения. (Поташник М.М., Управление развитием школы. – М., 1995).

В этом разделе дается аргументированное обоснование педагогических действий в рамках дополнительной развивающей программы:

    выбранных форм,

    методов образовательной деятельности,

    средств образовательной деятельности (в соответствии с целями и задачами),

    организации образовательного процесса.

ЦЕЛЬ дополнительной развивающей программы.

Цель - это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить (С.И. Ожегов. Словарь русского языка).

Целью и задачами дополнительных общеобразовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей.

- Цель должна быть конкретна, результаты ее достижения должны быть измеримы.

При формулировании цели необходимо придерживаться принципов научности, конкретности, современности, задачи должны быть выстроены либо в логике последовательных шагов по достижению цели, либо - в логике комплементарности (дополнения до целой цели), при этом задачи не должны выходить за рамки цели.

В формулировки цели и задач следует отражать возраст детей, направленность и длительность программы.

ЗАДАЧИ дополнительной общеобразовательной программы

Задача - это то, что требует выполнения, разрешения. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка). Задача - поэтапный способ достижения цели, т.е. тактика педагогических действий.

Задачи должны соответствовать цели и быть:

- обучающими, то есть отвечать на вопрос что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится обучающийся, освоив программу;

- развивающими, то есть быть связанными с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении;

- воспитательными, то есть отвечать на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся

Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих программ . В данном разделе следует указать названия и авторов предшествующих аналогичных программ и отличие данной программы от предыдущих.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы и условия набора детей в объединение. В этом разделе необходимо указать:

Для какой категории детей предназначена программа (степень предварительной подготовки, уровень формирования интересов и мотивации к данному виду деятельности, наличие способностей, физическое здоровье, половая принадлежность и т.п.);

Какому возрасту детей адресована программа;

Предполагаемый состав (одного или разных возрастов);

Условия приема детей, система набора в группы.

Сроки реализации программы

В этом разделе указывается продолжительность обучения детей по данной программе и количество часов обучения на каждый год.

ПРИМЕР:

1 год обучения – 72 часа, 2 год обучения (3, 4 и т.д.) - 108 (144, 216 часов) и т.д.

Допускается вариативность продолжительности обучения по программе на любом году обучения, при этом указывается необходимость и обоснованность этой вариативности для обучающихся .

Формы и режим занятий

Режим занятий – в разделе указывается продолжительность и количество занятий в неделю, количество учебных часов в год (со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта).

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Ожидаемый результат – это конкретная характеристика умений, знаний и навыков, которыми овладеет обучающийся .

Ожидаемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания.

Если в задачах прописано «научить выразительному чтению», то в результатах должно быть «учащийся научится выразительно читать».

Спрогнозировав ожидаемый результат, необходимо проверить, отражает ли он выполнение поставленных ранее задач.

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

Начальный контроль (сентябрь);

Промежуточный контроль (январь);

Итоговый контроль (май) .

Формы подведения итогов реализации программы

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы нужны, чтобы показать достоверность полученных результатов освоения программы.

Документальные формы, отражающие достижения каждого обучающегося могут быть представлены в виде дневников достижений обучающихся, карт оценки результатов освоения программы, дневников педагогических наблюдений, портфолио учащихся и т.д.

ПРИМЕР:

формами подведения итогов работы по теме, разделу, программе могут быть:

выставка,концерт,открытое занятие, показ детских достижений (моделей, спектакля, работ и т.д.)…

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел должен содержать перечень тем, распределенных по этапам обучения, с указанием количеством часов по каждой теме, с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени. Примерное соотношение: теория 30%, практика 70%

Учебно-тематический план (УТП) оформляется в виде таблицы , которая включает в себя следующие графы:

Порядковый номер;

Перечень разделов, тем;

Количество часов по каждой теме с разбивкой их на теоретические и практические виды занятий.

Если общеобразовательная программа составлена более чем на один год обучения, то УТП составляется на каждый год. В этом случае УТП должен отражать особенности каждого года обучения.

В графе «ИТОГО» суммируется количество часов теоретических и практических занятий.

Итоговое количество часов в год зависит от количества и продолжительности занятий в неделю (из расчета 36 учебных недель в году):

По 1 часу в неделю -36 часов в год;

По 2 часа в неделю – 72 часа в год;

По 3 часа в неделю – 108 часов в год;

По 4 часа в неделю – 144 часа в год;

По 5 часов в неделю – 180 часов в год;

По 6 часов в неделю – 216 часов в год…

Количество часов в учебно-тематическом плане ведется из расчета на одну учебную группу (или на 1 ученика, если это программа индивидуального обучения) .

В учебно-тематический план включают часы на:

    комплектование группы (для детей первого года обучения);

    вводное занятие (введение в программу);

    концертную или выставочную деятельность;

    мероприятия воспитательно-познавательного характера;

    отчетное мероприятие (при этом указывается не название мероприятия, а его тема).

ПРИМЕР:

Название разделов и тем занятий

Кол-во часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Раздел 1. Знакомство с миром кукол

4

2

2

2.1

История кукольного театра.

2.2

Виды кукол. Кукла своими руками.

2.3

………………………

3

Раздел 2. ………………..

3.1

…………………………….

Итого:

72

22

50

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание программы – это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Данный структурный элемент программы тесно связан с учебно-тематическим планом, поэтому:

Раскрывать содержание программы необходимо в том же порядке, в каком разделы и темы представлены в УТП;

Изложение материалов ведется в именительном падеже.

В содержании программы указывается:

    название темы (количество и название разделов и тем должно совпадать с перечисленными разделами и темами УТП);

    телеграфным стилем перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему (без методики);

    указываются основные теоретические понятия (без описания) и практическая деятельность обучающихся на занятии;

    при включении в дополнительную программу экскурсий, игровых занятий, досугово-массовых мероприятий и др. в содержании указывается тема и место их проведения.

ПРИМЕР:

Тема 5.1. Холодный батик (10 часов)

Теория (2 ч) : Технология холодного батика. Характерные особенности. Техника безопасности работы с резервирующим составом. Роспись декоративного панно на тему «Геометрический орнамент». Знакомство с характеристикой цветов, которые входят в цветовое решение «орнамента». Ахроматические и хроматические цвета. Ознакомление с различными геометрическими и растительными орнаментами и их характерными признаками

Практика (8 ч) : Выполнение росписи в технике холодного батика на тему: «Геометрический орнамент» с учетом линейности и замкнутости контура цветовых участков.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Структурный элемент «Методическое обеспечение » может быть оформлен по-разному и должен включать:

- формы занятий , планируемых по каждой теме или разделу дополнительной программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.), формы организации детей ;

- приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса (словесный, наглядный, практический…);

- дидактический материал : (таблицы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки, памятки, научная и специальная литература, раздаточный материал, диафильмы, диапозитивы, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства и др.);

- формы подведения итогов по каждой теме или разделу дополнительной программы (педагогическое наблюдение, мониторинг, анализ результатов анкетирования, тестирования, участие обучающихся в концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях, и др.);

- материально-техническое и кадровое обеспечение: указать все необходимые составные компоненты реализации дополнительного образования. Сведения о помещении, перечень оборудования и материалов, инструменты необходимые для занятий. Указать специалистов, если требуются.

Методическое обеспечение дополнительной программы может быть представлено в виде таблицы:

п/п

Названия разделов и тем

Формы занятий

Приёмы и методы организации образовательного процесса (в рамках занятия)

Дидактические материалы

Формы подведения итогов

Материально-техническое обеспечение

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Требования к оформлению:

    Списки литературы должны содержать перечень изданий, в том числе опубликованных за предыдущие пять лет:

    по общей педагогике;

    по методике данного вида деятельности; - по методике воспитания;

    по общей и возрастной психологии;

    по теории и истории выбранного вида деятельности;

    Перечень указанной литературы должен отражать уровень и широту теоретической подготовленности педагога в данной области. В комплексной программе целесообразно составлять списки литературы к образовательной программе каждого курса (предмета).

    Список литературы составляется в алфавитном порядке и нумеруется. При написании списка литературы рекомендуется использовать следующую схему описания изданий:

- название;

- сведения о месте издания, издательстве и годе издания;

- сведения о количестве страниц издания или указание номеров страниц.

Фамилия И.О. Название издания. - Место издания.: Издательство, год. - количество страниц.

Для разграничения областей и элементов описания используют единую систему разделительных знаков:

. - (точка и тире) - предшествуют каждой, кроме первой области описания;

: (двоеточие) - ставится перед сведениями, относящимися к заглавию, перед наименованием издательства;

/ (косая черта) - предшествует сведениям об авторстве (авторы, составители, редакторы, переводчики, а также организации, принимавшие участие в издании);

// (две косые черты)

Составляется на основании определенных требований, предъявляемых к подобным документам. В случае несоответствия придуманных программ федеральным государственным программам второго поколения они не будут разрешены к использованию.

Нормативно-правовая база

В Законе РФ «Об образовании» говорится о том, что в своей деятельности педагог руководствуется образовательными программами, которые должны в полной мере соответствовать требованиям, предъявляемым новыми образовательными стандартами. Общее образование связано с решением задач, касающихся формирования у подрастающего поколения культуры. образования детей должна способствовать осознанному выбору ими будущей профессиональной деятельности. Внеурочная деятельность должна способствовать адаптации ребенка к условиям современного общества.

образование?

Образовательная программа учреждения дополнительного образования детей может иметь разную направленность, способствующую гармоничному развитию школьников. Помимо специализированных учреждений - музыкальных и спортивных школ, хореографических и художественных студий, существуют универсальные центры дополнительного образования. В них ребятам предлагают разнообразные кружки и секции, для каждого учителем создается своя индивидуальная программа.

Структура программ

Для нее предлагается примерная структура, в которой должны быть выделены основные разделы:

  • обоснование значимости (пояснительная записка);
  • указание отличия ее от существующих аналогов (уникальность);
  • учебно-тематическое планирование;
  • описание основных разделов программы;
  • описание требований, предъявляемых к школьникам;
  • методический комплект (для педагога, для ребят);
  • с указанием тех источников, которые использовались при разработке программы.

Подробнее остановимся на каждом разделе. При обосновании актуальности материала, выбранного в качестве основы для дополнительного образования, необходимо указывать те отличительные моменты, которые помогают развивать личность ребенка.

При проведении сравнений между новой методикой и теми программами, которые прошли успешную адаптацию, желательно отметить уникальность, индивидуальность новой разработки.

В связи с введением новых федеральных образовательных стандартов в современную систему образования, разработаны определенные правила к оформлению и содержанию учебного планирования не только для классических предметов, но и для внеурочной деятельности. Помимо наименования темы занятия, педагог должен выделять основные элементы, о которых пойдет речь в ходе занятия. Также педагог выделяет основные научные понятия, вводимые на каждом отдельном занятии.

При описании разделов программы, должно быть указано подробное содержание темы, выделены те ключевые моменты, которые будут рассматриваться педагогом максимально развернуто.

Детей ориентирована на следующие моменты:

  • создание благоприятных условий для саморазвития личности ребенка, его самосовершенствования;
  • формирование у ученика полноценного представления о современном мире;
  • воспитание гражданина и человека, который нацелен на совершенствование общества;
  • развитие и воспроизводство кадрового состава общества.

Образовательная программа дополнительного образования детей осуществляется в соответствии с планом и графиком учебного процесса.

дополнительного образования

Они предполагают обеспечение воспитания, обучения, гармоничного развития детей дошкольного и школьного возраста. Именно поэтому образовательная программа учреждения дополнительного образования детей должна соответствовать:

  • культурным российским и зарубежным традициям, национальной специфике региона;
  • уровню начального, дошкольного, школьного образования;
  • современным образовательным технологиям.

Образовательная программа дополнительного образования детей в школе имеет научно-техническую, физкультурно-спортивную, естественнонаучную, художественную, военно-патриотическую направленность.

Интересным примером дополнительного образования является кружок по изготовлению Помимо практической деятельности, связанной с созданием своими руками из глины различны сувениров, школьники получают сведения об основных характеристиках данного материала. Подобные навыки могут стать для них началом осознанного выбора будущей профессиональной деятельности.

Современные технологии в дополнительном образовании

Образовательная программа дополнительного образования детей в школе не возможна без применения инновационных методик и технологий. Проектная и исследовательская технологии незаменимы при осуществлении занятий по химии, экологии, биологии, химии. Игровая методика применяется на занятиях в хореографических студиях. Кружки художественной направленности предполагают индивидуальный подход. Благодаря дистанционному образованию стала возможна реализация образовательных программ дополнительного образования детей, находящихся на удаленных от крупных городов местностях.

Предназначение дополнительного образования

После внедрения в современную образовательную систему федеральных государственных стандартов второго поколения, возросло внимание к внеурочной деятельности. Общая образовательная программа дополнительного образования детей направлена на:

  • здание оптимальных условий для формирования личности ребенка;
  • достижение благоприятного эмоционального настроя для подрастающего поколения;
  • знакомство ребят с общечеловеческими ценностями;
  • осуществление профилактики асоциального поведения;
  • повышение мотивации к творчеству и познанию окружающего мира.

Образовательная программа педагога дополнительного образования детей, должна быть направлена на укрепление физического и психического здоровья детей. Учитель работает в тесном сотрудничестве с семьей, чтобы обеспечить максимально благоприятные условия для саморазвития своих воспитанников.

Особенности содержания элементов программы

Основная образовательная программа дополнительного образования детей начинается с титульного листа. На нем указывают полное наименование учреждения дополнительного (общего) образования. Далее прописывается информация о том, когда, кем, где была утверждена образовательная программа организации дополнительного образования детей. Затем указывается ее название, а также возраст детей, для которых создана программа, срок ее реализации, год создания.

Пояснительная записка описывает направленность, новизну, цель и задачи, а также основные отличия от аналогичных разработок. В содержание образовательной программы дополнительного образования детей включают форму и режим проводимых занятий, предполагаемые результаты, вариант определения их результативности.

В учебно-тематическом плане предполагается перечисление тем, разделов, количества часов. Требования к образовательной программе дополнительного образования детей, предъявляемые ФГОС, включают и указание формы подведения итогов по проведенной деятельности в виде соревнования, фестиваля, выставки, учебно-исследовательской конференции.

Образец программы дополнительного образования

Вашему вниманию предлагается примерная образовательная программа дополнительного образования детей, которая имеет яркой выраженную исследовательскую направленность.

Пояснительная записка к программе

Перед современным учителем поставлена достаточно сложная задача - формирование в современных условиях гармонично развитой личности. Благодаря тому, что существуют строгие требования к проведению школьных и научных исследований, а также к правилам оформления проведенного эксперимента, учитель должен уделять серьезное внимание проведению экспериментальной деятельности на базе образовательного учреждения. Подобная работа предполагает поиск оптимальных возможностей для формирования в воспитанниках желания к самообразованию, развитию.

Для увеличения эффективности учебного процесса важно учитывать индивидуальные особенности каждого школьника. В связи с ограниченностью экспериментальной деятельности во время традиционных уроков, уделять внимание практической деятельности удается далеко не всегда. В связи с этим педагоги разрабатывают свои собственные программы по проектной и исследовательской работе, чтобы делать процесс получения новых знаний для школьников более интересным и комфортным.

Продолжительность программы зависит от специфики изучаемой дисциплины, сложности научной теории, применяемой в ходе исследования. Для старшеклассников курс предполагает связь между разными учебными дисциплинами. Те ребята, которые в полной мере увлекаются исследованиями и проектами, получают шанс для последующего развития. Основным отличием программы от аналогов является ее адаптированность под любой возраст школьников. Такая универсальность гарантирует развитие познавательного интереса у подрастающего поколения независимо от начального интеллектуального уровня школьников.

Основная цель курса по исследовательской и проектной деятельности заключается в привитии школьникам любви к научной деятельности. Основными инструментами для реализации задуманных планов являются: методические программы, инновационные педагогические технологии. Несмотря на многообразие приемов, разработанных для работы со школьниками в послеурочное время, лидирующие позиции принадлежат дифференцированному обучению, игровой технологии, а также методу проектов.

На вводном занятии школьники получают понятие о значении исследований, их разновидностях, направленности, специфике использования результатов, получаемых при работе в школьной лаборатории. Педагог объясняет своим воспитанникам правила выдвижения гипотезы, постановки цели, выделения задач исследования. Кроме того, особое внимание уделяется правилам проведения эксперимента. Например, учитель объясняет школьникам значимость проведения серии опытов (не менее трех) для того, чтобы вести речь о достоверности получаемого результата. Именно в рамках дополнительного образования подрастающее поколение приобщается и к математической обработке результатов, поиску погрешности измерений. Исследования, проводимые во внеурочное время, не ограничиваются только практическими занятиями. Дети, которые занимаются в таких клубах или кружках, учатся презентовать результаты собственных экспериментов, то есть получают навыки публичной защиты. Статистика свидетельствует о том, что те ученики, которые во время обучения в образовательной школе, уделяли внимание проектной и исследовательской деятельности, становятся более успешными, им проще учиться в высших учебных заведениях, они легко адаптируются к жизни в современном обществе. Помимо работы в лаборатории, проекты и исследования можно проводить и на базе гуманитарных дисциплин. Разнообразные социологические исследования, связанные с изучением личностных качеств подростков, особенно актуальны и интересны для современных школьников. К подобным экспериментам также предъявляются определенные требования, с которыми ребята знакомятся в рамках современных программ дополнительного образования.

Заключение

Без развитой системы внеурочного образования невозможно формирование полноценной личности. Именно поэтому в последнее время стали уделять такое серьезное внимание развитию центров дополнительного образования. Одним из ключевых моментов, касающихся современного стандарта педагога, обсуждение которого происходит в настоящее время, является реализация программ дополнительного образования, то есть работа с ребятами помимо обычных уроков. Самыми распространенными направлениями дополнительного образования в настоящее время считают туристическо-краеведческую деятельность. Педагоги стараются прививать у подрастающего поколения любовь к родному краю, развивать внутренний туризм. Особую значимость в современном обществе имеет проблема духовно-нравственного воспитания. Появляются разнообразные военно-патриотические студии и объединения, для которых такие слова, как долг, честь, совесть, являются ключевыми. Туристические и экологические клубы и студии в основном функционируют на базе центров туризма, спортивных школ. Постепенно модернизируется система дополнительно образования в обычных образовательных школах, направленное на развитие личности ребенка.

Тема «Требования к разработке и содержанию дополнительных общеобразовательных программ в контексте требований государственной образовательной политике».

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование – это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Дополнительное образование детей является актуальным направлением развития образовательной организации, частью основной образовательной программы образовательной организации.

Цель дополнительного образования – обеспечение права личности на развитие и самореализацию, расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей, развитие мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества, обеспечение общественной солидарности.

В образовательных организациях реализуются дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы.

Содержание дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной организацией и утвержденной руководителем организации.

Структура, объем дополнительной общеобразовательной программы, условия ее реализации должны соответствовать требованиям, установленным письмом Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (приложение 1 к инструктивно-методическому письму) .

Сроки утверждения дополнительных общеобразовательных программ определены стандартами качества муниципальных услуг.

Ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам, занятость учащихся, воспитанников в дополнительном образовании несут руководитель и администрация образовательной организации, педагогические работники, осуществляющие деятельность по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам.

Администрация образовательного учреждения :

    организует разработку, утверждение дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ, осуществляет их рецензирование на актуальность, соответствие выбранных форм и технологий возрастным особенностям обучающихся;

    контролирует выполнение дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ в полном объеме;

    контролирует проведение промежуточной и итоговой аттестации учащихся по дополнительным общеобразовательным программам;

    контролирует занятость учащихся в дополнительном образовании , а также занятость учащихся в дополнительном образовании, состоящих на учете в органах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, с целью организации досуга и занятости несовершеннолетних, формирования их законопослушного поведения в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Педагоги дополнительного образования, тренеры-преподаватели :

    разрабатывают и реализуют дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы;

    несут ответственность за реализацию в полном объеме дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ;

Классные руководители образовательных организаций и воспитатели дошкольных групп:

    ведут разъяснительную работу среди родителей (законных представителей) учащихся о целях, задачах, значении дополнительного образования в развитии ребенка, информируют родительскую общественность об инфраструктуре муниципальных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

    осуществляют деятельность по привлечению учащихся в группы дополнительного образования ;

    осуществляют анализ занятости учащихся в системе дополнительного образования;

    заполняют индивидуальные карты учета занятости учащихся в дополнительном образовании и внеурочной деятельности в соответствии с приказами о комплектовании групп учащихся в образовательной организации, а также на основании информации о занятости учащихся, полученной в соответствии с Регламентом информационного взаимодействия по учету занятости учащихся общеобразовательных учреждений в муниципальной системе дополнительного образования.

Согласно примерным требованиям к структуре дополнительной общеобразовательной программы дополнительная общеобразовательная программа, как правило, включает следующие структурные элементы:

  • титульный лист,

    пояснительную записку,

    учебно-тематический план,

    содержание изучаемого курса,

    календарно-тематическое планирование,

    методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы,

    список литературы.

А теперь более подробно рассмотрим оформление и содержание структурных элементов дополнительной общеобразовательной программы

1. На титульном листе рекомендуется указывать:

    наименование образовательной организации;

    где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа;

    название дополнительной общеобразовательной программы;

    возраст детей, на которых рассчитана дополнительная общеобразовательная программа;

    количество часов в год;

    срок реализации дополнительной общеобразовательной программы;

    название города, в котором реализуется дополнительная общеобразовательная программа;

    год разработки дополнительной общеобразовательной программы.

2. В пояснительной записке к программе следует раскрыть:

    направленность дополнительной общеобразовательной программы;

    новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

    цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы;

    отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих образовательных программ;

    возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы;

    сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

    формы и режим занятий;

    ожидаемые результаты освоения программы;

    формы и сроки проведения промежуточной и итоговой аттестации (тесты, анкетирование, выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

3. Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы содержит:

    перечень разделов, тем;

    количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

4. Содержание дополнительной общеобразовательной программы возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).

5. Календарно-тематическое планирование содержит информацию о:

    наименовании раздела дополнительной общеобразовательной программы;

    теме занятия, проводимого в рамках того или иного раздела;

    количестве часов, необходимых для освоении темы;

    планируемой дате проведения занятия;

    фактической дате проведения занятия.

6. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы содержит:

    описание специфических подходов и форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу;

    описание приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;

    обеспечение методическими видами продукции (разработки игр, планирование бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

    дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

7. Список использованной литературы.

Данный раздел включает в себя:

Список литературы, используемой педагогом для подготовки занятий;

Список научной литературы, расширяющей кругозор педагога по:

а) общей педагогике;

б) методике данного вида деятельности и воспитания;

в) дидактике;

г) общей и возрастной психологии;

д) теории и истории выбранного вида деятельности;

ж) перечень аудио- и видеозаписей и др.;

Отдельный список литературы для детей и родителей по тематике занятий (для расширения диапазона образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании ребенка).

Список литературы выполняется в соответствии с требованиями ГОСТа.

Я подготовила для вас папку «Участникам семинара», в которую входит мое выступление, презентация, а также нормативно правовые документы, регламентирующие организацию образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам в образовательных организациях. Их очень много и на одном двух слайдах не помещаются, поэтому я отдельным файлом их для вас подготовила.

Согласно Концепции развития дополнительного образования детей, одним из принципов проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ является разноуровневость программ. ( Актуальность разработки данных методических рекомендаций обусловлена одним из оснований при проектировании и реализации дополнительных общеобразовательных программ, на которое указывается в Концепции развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р, а также Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в частности, статьёй 75 «Дополнительное образование детей и взрослых») и Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»).

Основания разноуровневости при проектировании программ дополнительного образования реализуют право каждого ребёнка на овладение компетенциями, знаниями и умениями в индивидуальном темпе, объёме и сложности. Такие программы предоставляют всем детям возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития. Под разноуровневостью понимается соблюдение при разработке и реализации программ дополнительного образования таких принципов, которые позволяют учитывать разный уровень развития и разную степень освоенности содержания детьми. Такие программы предполагают реализацию параллельных процессов освоения содержания программы на его разных уровнях углублённости, доступности и степени сложности исходя из диагностики и комплекса стартовых возможностей каждого из участников рассматриваемой программы.

Содержание и материал программы дополнительного образования детей должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:

1. Стартовый уровень программы - для детей 5-10 лет. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, и минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

2. Базовый уровень программы - для детей 10-15 лет. Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины, в рамках содержательно-тематического направления программы.

3. Продвинутый уровень программы - для детей 12-18 лет. Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к около профессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы.

Каждый участник программы должен иметь право на стартовый доступ к любому из представленных уровней, которое реализуется через организацию условий и процедур оценки изначальной оснащённости участника (где определяется та или иная степень готовности к освоению содержания и материала заявленного участником уровня).

Дифференцированный по соответствующим уровням учебный материал может предлагаться в разных формах и типах источников для участников образовательной программы. Предлагается предусматривать при разработке и реализации образовательной программы размещение методических и дидактических материалов на ресурсах в информационно-коммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»); в печатном виде (Учебники, рабочие тетради, методические пособия и т.д.); в машиночитаемом виде, в формате, доступном для чтения на электронных устройствах (на персональных компьютерах, планшетах, смартфонах и т.д. в форматах * pdf , * doc , * docx и проч.); в наглядном виде, посредством макетов, прототипов и реальных предметов и средств деятельности.

Каждый из трёх уровней должен предполагать универсальную доступность детям, с любым видом и типом психофизиологических особенностей. В свою очередь, материал программы должен учитывать особенности здоровья тех детей, которые могут испытывать сложности при чтении, прослушивании или совершении каких-либо манипуляций с предлагаемым им материалом.

С 1 сентября 2016 года в нашей гимназии открыт центр дополнительного образования по работе с одаренными детьми.

Ключевой идеей создания Центра дополнительного образования для одарённых детей является «обогащённое обучение», то есть программы ДО разрабатываются с учетом перспективы преемственности, когда выстраивается образовательная цепочка от урока к внеурочной деятельности и в дополнительное образование, от дошкольника к ученику прогимназии, а затем к старшекласснику. Например, в дошкольном отделении реализуется программа стартового уровня «Робототехника для малышей», в прогимназии - программа базового уровня «Моделируем мир», в гимназии программа продвинутого уровня «Моделируем мир: робототехника». Студия художественного творчества прогимназии имеет свое продолжение в программах продвинутого уровня «Техно-графика» и «Техно-парк». Радиолинейка в прогимназии имеет свое продолжение в гимназии, это программа продвинутого уровня «Проектирование событий: телестудия».

2. Средства индивидуальной диагностики

При разработке программы необходимо опираться на шесть типов определяемых уровней, которые могут отражать индивидуальные особенности ученика, а именно:

1. Уровень психофизического развития;

2. Уровень мотивированности;

3. Уровень интеллектуального развития;

4. Уровень информированности и эрудиции в отношениях общих знаний и содержания разрабатываемой программы в частности;

5. Уровень становления тех или иных компетенций (определяется в зависимости от содержания и тематической направленности разрабатываемой программы);

6. Уровень сформированности той или иной грамотности (информационной, функциональной, языковой и т.д. Определяется в зависимости от содержания и тематической направленности разрабатываемой программы).

Тот или иной из представленных уровней может подвергаться диагностической оценке, которая осуществляется через следующие формы и методы:

1. Тестирование и анкетирование;

2. Глубинное интервью;

3. Комплексы психологической диагностики;

4. Логические и проблемные задания;

5. Деловые, имитационно-моделирующие, ролевые, организационно-деятельностные игры;

6. Портфолио ученика;

7. Эссе;

8. Кейс-метод;

9. Творческие задания и т.д.

Диагностические процедуры обязательно должны иметь непосредственную связь с содержательно-тематическим направлением программы. Определение перечисленных в данном разделе уровней должно иметь корреляции с теми или иными уровнями содержания и материала (см. раздел 1).

Особое значение могут иметь формы, требующие от участника описания собственной индивидуальной образовательной программы, формулирования учебных и образовательных целей, определения механизмов их достижения и т.д. такие формы позволяют оценить уровень претензии ученика на освоение того или иного уровня и определить степень их соответствия с реальным уровнем развития через прохождения тех или иных оценочных процедур (см. раздел 3).

При разработке регламентов и содержания диагностических процедур, желательно использовать несколько методов и форм в рамках одного диагностического среза с целью достижения более объективных результатов. Важно иметь возможность диагностировать участника через проявления им разных типов действия – натурально-активные и эмоционально-чувственные проявления (через игры и живую беседу), интеллектуально-мыслительные (через постановку задач и письменные работы), авторско-креативные (через творческие задания). Для достижения наиболее прозрачных и объективных результатов желательно привлечение специалистов, имеющих психологическую квалификацию.

Все в нашем мире модернизируется, совершенствуется и образование не остается в стороне, сегодня мы уже говорим о «новой модели системы дополнительного образования детей»: развитии открытого дополнительного образования – интенсивные модульные программы дополнительного образования, как новая ступень к самовыражению и самосовершенствованию (стратегическая инициатива направлена на формирование устойчивой многоуровневой системы внешкольной работы с детьми, базирующейся на государственно-частном партнерстве и реализации современных программ дополнительного образования с целью выявления и развития таланта в каждом ребенке).

Сегодня для подготовки компетентного специалиста в начале XXI века уже недостаточно передать ему определенную сумму формализованных знаний, сформировать устойчивые навыки и проверить в итоге способность к их оперативному применению. Для того, чтобы профессиональное знание было эффективно освоено и присвоено выпускник должен иметь образ будущей профессии, понимать, каким образом осваиваемые знания и способы усиливают его как будущего профессионала. Для этого нужно ввести его еще, будучи учеником в основы современных профессий и практик, обеспечить их исследование данных сфер и первые пробы собственной деятельности в них еще в период их обучения в школе, в режиме пропедевтики будущей деятельности.

Сегодня перед нами стоит новая цель : обновление теоретических и практических знаний, совершенствование профессиональных компетенций педагогов в соответствии с философией, принципами и концепцией открытого дополнительного образования , которые подразумевают изменение условий и принципов реализации профессиональной деятельности педагогов.

В связи с этим у нас появились и новые задачи, которые заключаются в :

Разработке и реализации нового поколения программ дополнительного образования и развития детей , дополнительных интенсивных модульных программ дополнительного образования, направленных на создание новой системы мотивации детей, новой модели системы дополнительного образования;

Формирование педагогической системы, обеспечивающей оптимальные условия для всестороннего развития, самоопределения и самовыражения личности учащегося;

- вовлечение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность, стимулирование их интереса к сфере инноваций и высоких технологий, работа с одаренными детьми.

В соответствии поставленной целью, в нашем городе, округе была организована Кадровая школ, которая была направлена на обновление теоретических и практических знаний, совершенствование профессиональных компетенций педагогов. Тебе предоставляется уникальный шанс самому придумать и разработать свою, собственную, авторскую программу, заявить о себе, программу, которая будет интересна, прежде всего, мне, а потом уже детям и через которую, я, как педагог могу самовыражаться и самосовершенствоваться. Сегодня уже, в век высоких технологий, не современно и очень скучно, когда ребенок проходит обучение по программе слушая только учителя, ему интересна сама деятельность и в этом процессе он изучает одновременно и теорию и практику.

Итак, мы с вами говорили о структуре типовых общеобразовательных (общеразвивающих) программ, а теперь я вас познакомлю со структурой общеобразовательных (общеразвивающих) модульных программ открытого образования. Начнем с того, чем же они отличаются.

(модуль – это единица объёмной совокупности учебного содержания и материала по конкретному тематическому направлению образовательной программы. Модуль характерен тем, что он с достаточной лёгкостью встраивается в прочие жизненные и образовательные контексты учащегося, устраняя тот или иной образовательный дефицит, который был зафиксирован самим учащимся. Таким образом, целесообразно говорить о том, что образовательная программа должна быть представлена как модуль или комплекс модулей, отражающих ту или иную актуальную для ребёнка тематику).

По типовой программе учащиеся проходят обучение по всей программе в течении всего учебного года, они должны пройти обучение по разделам программы и только тогда считается, что ученик освоил программу. Образовательная программа открытого дополнительного образования должна быть представлена как модуль или комплекс модулей, отражающих ту или иную актуальную для ребёнка тематику, каждый из которых имеет свою образовательную задачу и решает ее от начала и до конца. В данном случае учащийся может пройти обучение как по всем модулям программы, так и выбрать только заинтересовавший его модуль. Я разработала такую программу и сейчас в апреле месяце буду выставлять ее на конкурс, очень надеюсь на то, что эксперты ее примут и дадут положительную оценку.

СТРУКТУРА МОДУЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Формы таких программ дополнительного образования должны быть расширены следующими типами:

- Интенсивная школа - образовательное мероприятие, проходящее в заведомо ограниченный промежуток времени (может быть организована в каникулярный отдых) , с использованием методических форм, позволяющих ученикам за краткое время освоить крупные содержательные единицы материала по учебным предметам и осуществить законченную практическую пробу; может проходить как в режиме выездного образовательного лагеря с отрывом от основного образовательного процесса, так и в режиме интенсивных занятий в рамках учебного заведения, включенных в общий учебный план. Каждая интенсивная школа носит выездной характер. Продолжительность такой школы 3-5 дней (в летний период до 20 дней). Обучение в интенсивных школах происходит не в традиционной форме (6 дней в неделю, 5-6 уроков и т.д.), а в интенсивной, когда участники в течение нескольких дней в режиме погружения работают над освоением какой-либо проблемы или совокупностью проблем. Модульная образовательная программа представляет собой последовательность краткосрочных интенсивных погружений, каждое из которых разворачивает свой аспект тематики программы. Основная особенность интенсивной школы - возможность развернуть целостное учебно-профессиональное действие (исследовательское, проектное, творческое и т. д.) в режиме группового взаимодействия. Каждый участник интенсивной школы может стать её выпускником. Причём не имеет особого значения, сколько сессий (модулей) программы он посетил. Важен уровень освоения им тех компетенций, на формирование которых направлена программа. А подтвердить этот уровень учащимся предлагается через формы защиты собственного продукта (аналитическая разработка, полноценно оформленная индивидуальная образовательная стратегия, дипломная работа и т.д.), либо участия в диспуте с научным руководителем, преподавателями, экспертами и тьюторами школы.

- Элективные курсы. Программы, встраиваемые в профильную школу, обеспечивающие пред-профессиональную подготовку и формирование надпредметных компетенций. Привязка элективных курсов к системе дополнительного образования позволяет обеспечить возможность такого обучения независимо от наличия необходимых ресурсов у конкретной общеобразовательной школы.

- Социальные тренинги для учащихся старших классов. Моделирование проблемных ситуаций «взрослой» жизни и освоение схем эффективного действия в этих ситуациях. Исследование возможных жизненных сценариев и стратегий.

- Программы индивидуальной поддержки рекордных профессиональных и жизненных стратегий. Направлены на повышение стартовых возможностей и жизненных шансов учащихся имеющих устойчивые интересы в различных сферах науки, искусства, бизнеса, политики, спорта и т.д. Позволяют обеспечить равные стартовые возможности для школьников из различных социальных групп, в том числе из обеднённых жизненных сред.

- Массовые социально-образовательные проекты. Разворачивание сетей клубов, вовлекающих значительную часть подростков в продуктивную, социально-приемлемую активность (различные игровые формы, волонтёрское движение, художественное и техническое творчество)

- Летний отдых детей в системе детских оздоровительных лагерей должен рассматриваться как образовательный отдых; приоритеты его содержания должны определяться общими приоритетами программ дополнительного образования. (Летний модуль – Образовательный отдых детей - совокупное обозначение форм организации досуга и отдыха детей, предполагающих организацию событий, мероприятий, процессов, обеспечивающих получение детьми дополнительных знаний и углубление знаний основной школьной программы, оформление и развитие основных компетентностей детей, включение детей в современные практики и виды деятельности, а также событий, мероприятий, процессов, обеспечивающих в силу своей структуры и содержания рекреационный характер образовательного процесса, направленного на детей) .

- Каникулярный образовательный отдых - совокупное обозначение проектов, программ, мероприятий образовательного отдыха детей, рассчитанных на реализацию во время каникул, в большинстве случаев, понимаемых как полностью свободное от учёбы время, позволяющее выстроить одновременно рекреационный процесс и целостную систему образовательных действий, выступающую как дополнение к основному и стационарному дополнительному образованию.

Участниками модуля могут быть – старшеклассники и молодёжь Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, самоопределяющиеся и проявляющие интерес к той или иной образовательной программе, представленной в Навигаторе образовательных программ Округа.

Для того, что бы всем стало более ясно, о чем я говорю, я даю ссылку на сайт: , где вы сможете познакомить своих педагогов и подробно изучить материалы по открытому образованию, автором которых является Александр Анатольевич Попов - российский ученый, автор и разработчик компетентностного подхода в системе образования и моделей открытого образования, автор и руководитель Российской Компетентностной олимпиады, заведующий лабораторией компетентностных практик образования института системных проектов , главный научный сотрудник Центра инновационных сетей и образовательных инициатив Федерального Института Развития Образования , доктор философских наук, доцент , автор более 100 научных и публицистических работ, включая 5 книг по теме «Открытое образование».

Агентство стратегических инициатив. Инициатива направлена на формирование устойчивой многоуровневой системы внешкольной работы с детьми, базирующейся на государственно-частном партнерстве, дает возможность людям, которым небезразлично будущее страны, реализовывать стратегические проекты в бизнесе, социальной сфере, в системе кадров и профессионального образования.

- 8 ноября 2015 года в г. Ханты-Мансийске на базе «Технопарка высоких технологий» и г. Нефтеюганске на базе «Регионального молодежного центра» открылись первые в России Детские технопарки «Кванториум Югры».

Проект создан в рамках соглашения между Агентством стратегических инициатив (АСИ) и Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры согласно реализации инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей». Соответствующее соглашение было подписано на Петербургском международном экономическом форуме губернатором Югры Натальей Комаровой и директором АСИ Андреем Никитиным.

В декабре 2016 года Детский технопарк «Кванториум» города Ханты-Мансийска передан на базу «Регионального молодежного центра».

Основной задачей Детского технопарка «Кванториум» является стимулирование интереса школьников к сфере инноваций и высоких технологий, поддержка талантливых подростков, вовлечение учеников в научно-техническое творчество и популяризация престижа инженерных профессий среди молодежи.

Кроме того, школьники получили возможность развивать навыки практического решения актуальных инженерно-технических задач и работы с современной техникой.

Автономное учреждение «Региональный молодежный центр», созданное Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, осуществляет свою деятельность с 2009 года.

Межрегиональный информационно-методический центр «Глобус»

Сетевая учебно-методическую энциклопедия для всех участников образовательного процесса

Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"

1. Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение .

3. При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.

4. Для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоемкости их освоения может применяться система зачетных единиц. Зачетная единица представляет собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом (в том числе аудиторную и самостоятельную работу), практику.

5. Количество зачетных единиц по основной профессиональной образовательной программе по конкретным профессии, специальности или направлению подготовки устанавливается соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным стандартом. Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

6. Основные профессиональные образовательные программы предусматривают проведение практики обучающихся.

7. Организация проведения практики, предусмотренной образовательной программой, осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля. Практика может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

8. Положение о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования, и ее виды утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Положение о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования, и ее виды утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

9. Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.

10. Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

11. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения и дополнительным общеобразовательным программам устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

2. В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

3. К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

А) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

Б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

4. К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

8. Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов.

9. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов , если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

10. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

11. Порядок разработки примерных основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра указанных примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Порядок разработки примерных основных образовательных программ высшего образования, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ высшего образования, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных образовательных программ высшего образования в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ высшего образования, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

12. К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

13. Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, примерных программ ассистентуры-стажировки - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, примерных программ ординатуры - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.

15. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения.



Загрузка...