Охрана пресноводных ресурсов земли в нормах международного экологического права. Охрана водных объектов Правовая охрана поверхностных водных объектов от засорения
Правовая охрана вод от загрязнения, засорения и истощения. Основные направления обеспечения охраны вод обусловлены двумя факторами. Во-первых, на состояние водных объектов непосредственно влияет их эксплуатация, т.е. различные виды водопользования. Во-вторых, необходимость охраны водных объектов возникает из-за хозяйственной эксплуатации других объектов природы: земель, недр и лесов. Негативное влияние на состояние вод оказывает вырубка лесов, прежде всего в прибрежных районах рек, озер, морей, водохранилищ. Крайне неблагоприятное воздействие имеет добыча полезных ископаемых, особенно открытым способом: понижается уровень грунтовых вод, большие объемы сточных вод сбрасываются в водные объекты. В связи с этим решение проблемы охраны вод связано с необходимостью четкой регламентации процессов водопользования и эксплуатации сопредельных природных ресурсов путем установления разного рода ограничений.
Основные неблагоприятные последствия антропогенного влияния на состояние вод выражаются в загрязнении, засорении и истощении водных объектов. Загрязнение водных объектов представляет собой сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов. Засорение водных объектов - сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов. Истощение вод - устойчивое сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод.
Общие требования к охране водных объектов, касающиееся предотвращения загрязнения, засорения и истощения вод, установлены ВК, Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» и некоторыми другими законодательными и нормативными правовыми актами.
Органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ принимают совместимые с принципом устойчивого развития меры по сохранению водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения, а также по ликвидации последствий указанных явлений. При использовании водных объектов граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. Использоваться водные объекты должны с минимально возможными негативными для них последствиями.
Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, обеспечивается установлением и соблюдением нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты устанавливаются законодательством РФ об охране окружающей природной среды и водным законодательством РФ.
Также немало важен вопрос об охране водных объектов. Общему порядку и правилам охраны водных объектов подробно посвящена глава 6 ВК РФ.
Охрана водных объектов - это система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов. Как и в случаях охраны других природных объектов, задача охраны вод решается посредством возложения обязанностей на субъектов водных отношений (граждан и юридических лиц, а также органы публичной власти), включая установление требований при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также посредством придания отдельным водным объектам особого эколого-правового статуса.
Согласно ст. 55 ВК РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, осуществляется их исполнительными органами в пределах их полномочий. При использовании водных объектов физические и юридические лица обязаны проводить водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов соответствии с ВК РФ и другими федеральными законами.
Наряду с общими требованиями по охране водных объектов (от загрязнения и засорения, при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации водохозяйственных систем и т.д.) законодатель предусматривает по отдельным категориям водных объектов дополнительные требования (по охране болот от загрязнения, охране ледников и снежников, подземных вод и т.п.).
Не менее важным средством охраны водных объектов от вредных воздействий является установление зон (округов) санитарной охраны источников водоснабжения. Основной целью создания и обеспечения режима в таких зонах является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений .
Заключение
Таким образом, изложенное свидетельствует о том, что регулирование земель водного транспорта осуществляется Земельным кодексом, Водным кодексом и многочисленными нормативными правовыми актами. В общей сложности водное законодательство взаимодействует с нормами международного права (являющимися составной частью российской правовой системы), с гражданским, санитарным, земельным, административным и финансовым законодательством.
Как отмечают многие исследователи в области земельного права, данные правовые акты порождают правовую неопределенность в практике применения данного законодательства. В связи с этим, ученые полагают, что возникает необходимость в унификации правового регулирования и формулировании предложений по совершенствованию действующего законодательства, предусматривающего правовой режим земель водного транспорта.
Пользование водными объектами, особенно для хозяйственных целей, а также прилегающими к ним природными объектами - землями, лесами, недрами, растительным миром, способно вызвать негативные изменения в состоянии вод и тем самым оказать вредное воздействие на окружающую среду, здоровье людей и экономику страны. В целях предупреждения и устранения таких негативных изменений, в том числе восстановления водных объектов, водное законодательство устанавливает меры по охране водных объектов от загрязнения, засорения и истощения. Кроме того, с водами связаны такие опасные природные явления, как наводнения, разрушение берегов, плотин и других водохозяйственных сооружений, эрозия почв, образование оползней, селевых потоков, заболачивание и засоление земель, которые именуются негативным воздействием вод (ст. 67). Опасность этих явлений требует разработки и выполнения чрезвычайных мер, направленных на предотвращение негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, предусмотренных, в частности, ст. 67 В К.
Таким образом, под правовой охраной водных объектов следует понимать установленные нормами права меры, направленные на предотвращение загрязнения, засорения и истощения вод, сохранение, улучшение и восстановление водных объектов, а также меры по предупреждению негативного воздействия вод.
Характеризуя данный институт водного права, необходимо исходить из того, что охрана водных объектов не является абсолютно самостоятельным видом деятельности, которым должны заниматься специальные организации или органы государственной власти. Охрана водных объектов не отделима от водопользования и пользования другими природными объектами, так как именно на стадии предоставления водных объектов в пользование и определения требований, обращенных к водопользователям, по предупреждению и устранению негативных последствий хозяйственного использования вод достигается наилучший экологический эффект. Охрана вод - это, прежде всего, обязанность самих водопользователей, хотя специальные меры, скажем, по укреплению берегов, лесопосадкам и прибрежной полосе, созданию особо охраняемых водных объектов, выполняются и могут выполняться самостоятельно специальными организациями и органами вне прямой связи с водопользованием.
Общие требования охраны водных объектов установлены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». На этапе проектирования водопользователи обязаны учитывать последствии своей деятельности на водные и другие природные объекты (ст. 35). Они также обязаны применять наилучшие существующие технологии, устанавливать технические средства обезвреживания сточных вод (ст. 36). При решении вопроса о строительстве объектов гидроэнергетики должны учитываться реальные потребности в электрической энергии и предусматриваться меры по охране водных объектов, водосборных площадей и экосистем в целом (ст. 40).
Специальные меры охраны водных объектов от деградации, в том числе меры обеспечения рационального водопользования, содержатся в водном законодательстве. Эти меры включают:
Установление специального режима охраны водных объектов;
Установление общих и индивидуальных прав и обязанностей водопользователей по охране вод и их рациональному использованию;
Исполнительной деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления;
Разработка комплексных схем использования и охраны вод.
Правовой режим охраны водных объектов, под которым понимается система правил и мероприятий, нацеленных на предупреждение и устранение деградации вод, включает, прежде всего, запреты и ограничения на сбросы отходов и не подвергшихся санитарной очистке сточных вод, а также на осуществление отдельных видов деятельности. В частности, запрещается сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления. Содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ в водных объектах не должно превышать естественною фона, захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ запрещено (ст. 56 ВК). Запрещается загрязнение засорение болот отходами производства и потребления, нефтепродуктами, ядохимикатами (ст. 57). На водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не допускается размещение захоронений отходов, свалок, кладбищ. Также не разрешается орошение земель сточными водами, если это не соответствует санитарному законодательству (ст. 59). Водные объекты, обладающие особой природоохранной, научной, культурной, рекреационной и иной нематериальной значимостью, могут быть признаны Правительством РФ особо охраняемыми водными объектами (ст. 66). Такие объекты могут быть полностью или частично, постоянно или временно изъяты из хозяйственной деятельности.
(ст. 65). Водоохранная зона - это территория, примыкающая к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которой действует специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности. В пределах водоохранных зон запрещены такие действия, как использование сточных вод для удобрения почв, захоронение отходов, радиоактивных, химических и иных опасных веществ, размещение кладбищ и скотомогильников, движение и стоянка транспортных средств, за исключением их проезда по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
В состав водоохранной зоны входит прибрежная защитная полоса - часть водоохранной зоны, непосредственно примыкающая к береговой линии. Здесь действует более строгий режим хозяйственной деятельности запрещается распашка земель, выпас сельскохозяйственных животных, размещение отвалов размываемых грунтов. Ширина водоохранной зоны зависит от вида водного объекта и его размеров. Так, для рек и ручьев в зависимости от их протяженности ширина водоохранной зоны колеблется от 50 до 200 метров. Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 метров. Внешние границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос закрепляются на местности специальными информационными знаками.
Вторую группу мер охраны водных объектов образуют общие и индивидуальные права и обязанности водопользователей по охране и рациональному использованию вод. ВК возлагает на водопользователей такие общие обязанности, как обязанности не допускать причинение вреда окружающей среде, своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах, вести учет объема забора и сброса сточных вод, вести наблюдение за состоянием водных объектов и водоохранными зонами (ст. 39). Кроме того, водопользователи, использующие водные объекты для теплоэнергетики и атомной энергетики, обязаны соблюдать температурный режим водных объектов, т. е. не допускать изменения естественного температурного фона (ст. 62). При эксплуатации водохозяйственных систем водопользователи не могут осуществлять сброс сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке или не соответствующих требованиям технических регламентов (ст. 60).
В интересах охраны водных объектов, Федеральное агентство водных ресурсов ведет государственный водный реестр, Росгидромет осуществляет мониторинг состояния водных объектов. По каждому речному бассейну Федеральным агентством водных ресурсов готовятся схемы комплексного использования и охраны водных объектов. В целях выявления правонарушений и обеспечения соблюдения водопользователями требований водного законодательства осуществляется государственный надзор за использованием и охраной водных объектов (ст. 36). Полномочия по ведению надзора возложены на территориальные органы Росприроднадзора.
Важным правовым механизмом обеспечения охраны водных объектов является нормирование. Статья 35 В К предусматривает установление следующих нормативов и иных качественных показателей для водных объектов:
Нормативов допустимых воздействий на водные объекты;
Нормативов предельно допустимых концентраций химических, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах (ПДК);
Целевых показателей качества воды в водных объектах;
Нормативов допустимых сбросов с объектов водопользования.
Нормативы допустимых воздействий на водные объекты разрабатываются Росводресурсы на основании предельно допустимых концентраций химических, радиоактивных веществ, микроорганизмов и иных показателей качества воды в водных объектах (нормативы ПДК). Они определяются по каждому бассейну водного объекта с учетом природной особенности территории и содержат допустимую величину антропогенной нагрузки и массу вредных веществ, которая может поступить в водный объект- Нормативы ПДК определяют показатель максимально допустимого содержания в водных объектах химических и биологических веществ. В отличие от нормативов допустимых воздействий, которые могут быть различными по каждому водному объекту, нормативы ПДК едины для всех водоемов и водотоков и определяют по каждому загрязняющему веществу его допустимую максимальную концентрацию. Этот показатель определяется исходя из назначения водного объекта и, по сути, не учитывает естественные различия в качестве вод.
Лимиты (предельный объем) забора водных ресурсоь и сброса сточных вод, устанавливаемые Росводресурсы для каждого речного бассейна.
Квоты забора водных ресурсов и сброса сточных вод утверждаются Росводресурсы и выделяются для каждого субъекта РФ как часть лимита.
Нормативы и иные меры охраны водных объектов определяются в комплексных схемах использования и охраны вод. Схемы разрабатываются Росводресурсы для каждого речного бассейна сроком на 10 лет и утверждаются Миприроды. Они устанавливают целевые показатели качества воды в водных объектах, перечень водохозяйственных мероприятий по охране водных объектов, водохозяйственные балансы, лимиты забора водных ресурсов и сброса сточных вод для речных бассейнов, квоты забора и сброса, устанавливаемые по каждому субъекту РФ, количественные и качественные показатели водных ресурсов и параметры водопользования, которые включают материалы о состоянии водных объектов, их использовании. На основе таких материалов определяется допустимая антропогенная нагрузка на водные объекты, мероприятия по охране водных объектов, водохозяйственные мероприятия, водохозяйственные балансы, лимиты забора воды, квоты забора и сброса сточных вод, необходимые финансовые ресурсы, а также другие необходимые мероприятия. На основе схем комплексного использования и охраны водных объектов, которые являются обязательными для соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления, принимаются решения о предоставлении водных объектов в пользование и определяются условия водопользования.
Охрана водных объектов является последним элементом правового режима земель водного фонда. Она выражается несколькими элементами.
1. Существует правовой механизм, обеспечивающий предотвращение нарушений земельного режима. Он выражается в требованиях законодательства к охране водных объектов. Так, при использовании водных объектов граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные, и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов.
Правовая охрана водных объектов может выступать в двух формах: запрещение совершения определенных действий и ограничение таковых.
Водный кодекс запрещает: сброс в водные объекты и захоронения в них производственных, бытовых и других отходов; добычу полезных ископаемых, торфа и сапропеля со дна водных объектов или возведение сооружений с опорой на дно способами, которые оказали бы вредное воздействие на поверхностные воды, дно, берега водных объектов и водные биоресурсы; эксплуатацию судов безустройств по сбору сточных вод, отходов и отбросов, образующихся на этих судах; засорение ледяного покрова водных объектов, ледников и снежников; захоронение и сброс радиоактивных и токсичных веществ; производить забор воды из водных объектов, существенно влияющих на их состояние и ряд других.
К ограничениям совершения определенных действий относятся установление специальных зон и полос. Условия и порядок их установления определены Водным кодексом - ст. 111, принятым во ее исполнение Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ноября 1996 г.* В соответствии с данными нормативными актами вод сохранной зоной является территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которых устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира. В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования. Минимальная ширина водоохранных зон для рек устанавливается в зависимости от длины реки от истока и от среднемноголетнего уреза воды в летний период. Также ширина водоохранных зон и прибрежных защитных полос устанавливается: для водохранилищ - от уреза воды при нормальном подпорном уровне; для морей - от максимального уровня прилива; для болот - от их границы. Минимальная ширина прибрежных защитных полос для рек, озер, водохранилищ и других водных объектов устанавливается в зависимости от вида угодий, прилегающих к водному объекту, и крутизне склонов прилегающих территорий.
*Постановление.которым утверждено «Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах» (СЗ РФ. 1996. № 49. Ст.5567).
В пределах водоохранных зон запрещаются: проведение авйационно-химических работ; применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками; использование навозных стоков для удобрения почв; размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов; складирование навоза и мусора; размещение стоянок транспортных средств; проведение рубок главного пользования и другие, установленные законодательством, действия.
В пределах прибрежных защитных полос дополнительно к приведенному выше перечню ограничений запрещается: распашка земель; применение удобрений; складирование отвалов размываемых грунтов; выпас и организация летних лагерей скота; установка палаточных городков; движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального значения.
Прибрежные защитные полосы, как правило, должны быть заняты древесно-кустарниковой растительностью или залужены.
Ограничения и запреты могут вводиться также в специальных округах и зонах санитарной охраны.
Существует правовой механизм, обеспечивающий восстановление нарушенного правового режима земель. Например, сделки, совершенные с нарушением водного законодательства РФ, являются не действительными с момента их совершения (ст. 132 ВК РФ).
В целях охраны правового режима существуют меры юридической ответственности за его нарушение. В соответствии со ст. ст. 130, 131 ВК РФ лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную и материальную ответственность. В тех случаях, когда нарушение водного законодательства является одновременно и нарушением должностных обязанностей может применяться и дисциплинарная ответственность.
Перечень правонарушений, за совершение которых предусмотрена административная ответственность, установлен статьями 47, 57-60 КоАП РСФСР. Среди них: самовольный захват водных объектов; самовольное пользование водными объектами; загрязнение и засорение водных объектов и ряд других. Совершение данных правонарушений влечет наложение штрафа.
Уголовную ответственность за экологические преступления Уголовный кодекс РФ 1996 г. предусматривает в ст. ст. 246-262. Среди них ст. 250 - загрязнение вод, ст. 252 - загрязнение морской среды.
Материальная ответственность граждан и юридических лиц за причиненный водным объектам ущерб регулируется ст. 1 ll BK РФ, в соответствии с которой правонарушители возмещают его добровольно либо по решению суда (арбитражного суда) в полном объеме, включая упущенную выгоду.
К дисциплинарной ответственности должностные лица привлекаются, когда правонарушения являются следствием неправомерных действий этих лиц при исполнении ими служебных обязанностей. Отношения по дисциплинарной ответственности - трудовые, поэтому на работников могут быть наложены взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с занимаемой должности,
Подводя итог, следует сказать, что правовой режим земель водного фонда имеет особый объект регулирования - водный объект, в состав которого входят земли водного фонда. Отношения по поводу водных объемов регулируются водным законодательством. В последнее время проведена большая законотворческая работа, в 1995 г. принят Водный кодекс РФ, во исполнение его норм принят массив нормативных актов Правительства РФ. Однако чтобы быть регулятором общественных отношений, данные нормы должны исполняться. Недаром древняя пословица гласит: «Применение - есть жизнь нормы». Но в настоящее время не все положения законодательства четко выполняются. Это проявляется, к примеру, в том, что зачастую не проводится четкий государственный мониторинг водных объектов, не в достаточной мере осуществляется государственный контроль за использованием и охраной водных объектов, право пользования водным объектом зачастую приводит к злоупотреблению данным правом, а номинальное целевое использование водного объекта оказывается противоположным в реальности.
Также ограниченно применяются нормы законодательства об охране водных объектов. Так, нарушители водного законодательства часто отделываются штрафом, который для них практически ничего не значит, хотя следовало бы применить более серьезные меры уголовно-правового характера.
Таким образом, хотелось бы отметить, что необходимо:
1) усилить деятельность по реализации законодательных норм;
2) продолжить разработку новых нормативно-правовых актов, регламентирующих данную сферу деятельности. В частности, необходимо принять новый Земельный кодекс, являющийся основой отношений, связанных с землей, так как ныне существующий практически не действует.
1. Что представляют собой земли водного фонда как объект правового регулирования?
2. Какие виды земель можно выделить в составе земель водного фонда?
3. Какие обстоятельства обусловливают правовой резким водного фонда?
4. На какие виды можно подразделить правовой режим земель водного фонда?
5. В чем особенности государственного регулирования правового режима земель водного фонда?
6. В чем заключается правовая охрана водных объектов?
39.Международно-правовая охрана водной среды.
Международно-правовая охрана морской среды направлена прежде всего на предотвращение ее загрязнения нефтью, нефтепродуктами, радиоактивными отходами. Женевские конвенции по морскому праву 1958 г. и Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. налагают на государства обязанность охранять морскую среду обитания. Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. запрещает слив нефти и смеси с судов и танкеров, обязывает государства-члены оборудовать порты установками по приему остатков нефти с судов. Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. выделяет три группы веществ: для сброса которых требуется предварительное специальное разрешение; предварительное общее разрешение; сброс которых вообще запрещен. Приложение 1 называет среди последних, в частности, хлорорганические соединения, ртуть, кадмий, устойчивые пластмассы, нефть и ее смеси, радиоактивные материалы, материалы для биологической и химической войны. Конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов 1973 г. предписывает запрет на сброс любых веществ, включая нефть и ядовитые вещества, сточные воды и мусор со всех типов судов, за исключением военных кораблей и тех, что используются на государственной некоммерческой службе. Прибрежные государства имеют право инспектировать иностранные суда и осуществлять судебное преследование нарушителей. Установлены единые международные стандарты по предотвращению загрязнения. Ряд районов имеет особенно жесткий режим, где сброс опасных веществ полностью категорически запрещен (Черное, Средиземное, Красное моря; Персидский, Оманский заливы). Для борьбы с загрязнением значительных морских районов принимаются особые меры вмешательства. В 1969 г. принята Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, а в 1973 г. - Протокол о вмешательстве относительно иных веществ, чем нефть. Стороны могут принимать в открытом море такие меры, которые могут оказаться необходимыми для предотвращения, уменьшения или устранения серьезной угрозы их побережью. Прибрежное государство имеет право на применение принудительных мер по ликвидации аварий, а в случае реальной угрозы загрязнения побережья - даже потопить судно. Вопросы возмещения ущерба регулируются Конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г., а также последующей Конвенцией 1971 г., предусматривающей создание международного фонда для компенсации ущерба за загрязнение.
40.Международные природоохранные организации.
1)ЮНСЕД - Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР). Год создания: 1989г. Участники: государства-члены ООН. Цели: взаимодействие государств по ключевым проблемам (защита атмосферы, охрана земельных и водных ресурсов, использование новых методов биотехнологии, приостановка деградации окружающей среды). Основная деятельность: подготовка национальных отчетов и рабочих программ.2)ПРООН - Программа ООН по. Год создания: 1965г. Участники: 189 государств. Цели: помощь развивающимся странам в построении более эффективной экономики и рационального использования природных ресурсов. Основная деятельность: проведение исследований природных ресурсов, создание на местах учебных учреждений и материально-технической базы для проведения прикладных исследований.3)КУР - Комиссия ООН по устойчивому. Год создания: 1992 г. Участники: 53 государства с правом голоса (Африка 13, Азия 11, Восточная Европа 6, Латинская Америка и Карийский бассейн 10, Западная Европа и др. 13). Цели: содействие процессу устойчивого развития на национальном и международном уровнях. Основная деятельность: привлечение внимания к проблемам охраны окружающей среды; помощь в улучшении деятельности ООН в области охраны окружающей среды и развития; поощрение проведения семинаров и конференций.4)ВОЗ - Всемирная организация ООН по вопросам здравоохранения World Health Organisation (WHO) - Всемирная организация здравоохранения. Год создания: 1946г. Участники: государства члены ООН. Цели: охрана и улучшение здоровья человека посредством контроля и управления негативным воздействием на окружающую среду. Основная деятельность: проведение мероприятий по оздоровлению окружающей среды, в том числе обеспечение безопасности использования химических препаратов, оценка и контроль за уровнем загрязнения, защита от радиоактивного облучения.5)МСОП - Международный союз охраны природы - Всемирный союз охраны природы. 6)ИМО - Международная морская организация (специализированное агентство ООН до 22.05.82 -Межправительственная консультативная морская. Организация Объединенных Наций (ООН) по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Сфера деятельности: 1) руководство межправительственными программами; 2) учет и организация охраны природных объектов, отнесенных к Всемирному наследию; 3) оказание помощи в развитии экологического образования.Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП). Сфера деятельности: 1) сохранение естественных экосистем; 2) сохранение редких и исчезающих видов растений и животных, памятников природы; 3) организация заповедников, резерватов, национальных природных парков; 4) экологическое просвещение.Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Сфера деятельности: 1) охрана здоровья человека в аспекте его взаимодействия с окружающей средой; 2) организация санитарно-эпидемиологического мониторинга окружающей среды; 3) проведение санитарно-гигиенической экспертизы и оценка качества окружающей среды.Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Сфера деятельности: 1) разработка Правил строительства и эксплуатации АЭС; 2) проведение экспертизы проектируемых и действующих АЭС; 3) оценка воздействия радиоактивных материалов на окружающую среду; 4) установка норм радиационной безопасности.Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО). Сфера деятельности: 1) решение экологических проблем в сельском хозяйстве; 2) охрана и использование земель, водных ресурсов, лесов, животного мира, биологических ресурсов Мирового океана.Всемирная метеорологическая организация (ВМО). Сфера деятельности: 1) изучение и обобщение воздействия человека на погоду и климат планеты в целом и по отдельным регионам; 2) глобальный мониторинг.Международная организация труда (МОТ). Сфера деятельности: 1) повышение уровня образования руководителей, специалистов и трудящихся в области безопасности и охраны труда; 2) создание условий для безопасного труда; 3) предупреждение профессиональных заболеваний; 4) уменьшение загрязнения среды и ликвидация других факторов, отрицательно сказывающихся на здоровье и благополучии работающих.Гринпис (Зеленый мир) - международная неправительственная организация, созданная в 1971 году с целью сохранения природной среды Земли от разрушения. Основные цели: привлечение широкой общественности к вопросам охраны окружающей среды.