novomarusino.ru

Безопасность и устойчивое развитие общества. Устойчивое развитие и безопасность

Показано, что процессы глобализации в XXI веке во все большей степени будут ориентироваться на цели стратегии устойчивого развития, принятой ООН и большинством государств мирового сообщества. Устойчивое развитие рассматривается как новый, социоприродный тип развития, при котором глобальные цивилизационные процессы принимают биосферосовместимую и безопасную форму. Наступает этап «глобализации через устойчивое развитие», открывающую возможности совместного, эффективного решения социально-экономических и экологических проблем, минимизации их негативных последствий, способствуя выживанию человечества и сохранению биосферы.

It is shown that processes of globalization in the 21st century will be increasingly oriented on the purposes of the strategy of sustainable development accepted by the UN and the majority of states of the world community. The sustainable development is considered as a new, social and natural type of development where global civilization processes take the biosphere-compatible and safe form. There comes the stage of ‘globalization through sustainable development’, opening possibilities of the joint, effective solution of social and economic and environmental problems, minimization of their negative consequences, promoting survival of the mankind and preserving biosphere.

Деятельность живых и социальных существ можно в основном описать, объяснить и прогнозировать, если в основу положить две взаимосвязанные весьма общие концепции (теории) - концепцию развития и концепцию безопасности .

В ходе любого взаимодействия реализуются два основных типа развития – прогрессивное и регрессивное. Именно наличие этого последнего типа развития, его влияние на другие формы развития и вызвало возможность и реальность негативного воздействия на прогрессивное развитие эволюционирующих систем, в результате чего может быть причинен вред, ущерб системе и происходит ее регрессивное развитие (деградация, разрушение, катастрофа и т. д.). Эти потенциально или реально существующие процессы, могущие изменить прогрессивную траекторию эволюции системы, именуются опасностями и угрозами, в зависимости от характера и степени воздействия на объект.

Согласно синергетическим представлениям, наличие этих двух основных взаимодействующих между собой типов развития можно выразить в понятиях простого и странного аттракторов. Простой аттрактор притягивает эволюционирующую систему к состоянию устойчивости путем уравновешивания системы со средой, а странный аттрактор ориентирует на формирование системой более сложной структуры, благодаря чему достигается устойчивое неравновесие с ее окружением. Действие простого аттрактора ассоциируется с регрессом, а странного – с прогрессом, и процесс самоорганизации в постбифуркационный период зависит от доминирующего влияния того или иного аттрактора.

В любой экосистеме, в которой протекают эволюционные процессы, существуют определенные пределы и условия, в которых может происходить прогрессивная самоорганизация, например, некоторый диапазон температур, давления, доз радиации т. д. Эти пределы и условия, формирующие определенный «коридор безопасности», в экологии получили наименование «несущей емкости экосистем» (речь идет в основном о геоэкологии, глобальной и социальной экологии), за пределами которой система начинает в том или ином аспекте деградировать вплоть до разрушения. Понятие «несущая емкость экосистем» определяет границы безопасной самоорганизации систем или, по крайней мере, их сохранения.

По сути дела, в понятии несущей емкости экосистемы определяются границы «коридора» безопасного развития, которые в этом случае считаются устойчивым развитием (УР). Поэтому УР можно определить как такое социоприродное развитие, которое осуществляется в пределах несущей емкости экосистем (а главное – биосферы в целом), то есть безопасное развитие, обеспечивающее выживание как нынешних, так и будущих поколений людей в условиях сохранения биосферы .

Понятие УР фактически выступает синонимом безопасного развития, где достигается такой уровень безопасности, который обеспечивает выживание человечества и его неопределенно долгое развитие на нашей планете. В этом смысле безопасное развитие систем в модели неустойчивого развития (НУР) и в модели УР различаются именно уровнем и основными способами обеспечения безопасности глобальной социоэкосистемы во всех возможных направлениях и аспектах, которые можно соединить в различные группы согласно существующим и потенциальным опасностям.

В модели НУР безопасное развитие обеспечивается в основном средствами защиты, и поэтому безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (федеральный закон «О безопасности»). И это связано в основном с тем, что сохранение системы осуществляется благодаря ее защите как способу изоляции от угроз и опасностей. Для этого создаются специальные устройства и службы, которые защищают от угроз и тем самым в определенной степени изолируют систему не только от них, но и от других, в том числе и от возможных положительных воздействий. Защитный механизм обеспечения безопасности носит в основном локальный (точечный) и кратковременный характер, и он превалирует в модели НУР, представляющей собой весьма опасную среду для существования человека и в целом человечества. В условиях глобализации эта среда расширяется на всю планету, формируя и умножая новые глобальные опасности.

Что касается глобальных проблем и процессов глобализации, то они, конечно, связаны с понятием деятельности, которая в этом случае носит глобальный характер, расширяясь до планетарных размеров и в то же время ограничиваясь этими размерами. Так, понятие экологической деятельности в аспекте глобалистики выражает новое предельное содержание, проявляясь в планетарных масштабах. Такова деятельность по решению любой глобальной проблемы, поскольку она затрагивает жизненно важные интересы всего человечества и любого человека в отдельности, даже если он этого не осознает. Причем решение глобальных проблем и устранение негативов глобализации требует международного сотрудничества.

Составляющие глобальной деятельности во всех направлениях глобализации и отдельных глобальных проблем наполняется планетарным содержанием. Так, субъект глобальной деятельности (это все человечество в целом – объект, на который направлена деятельность) – это те или иные социальные и социоприродные системы и т. д. Можно продолжать этот перечень глобализации деятельностного подхода, но понятно, что это новая методологическая точка зрения в глобалистике.

Такой деятельностный подход важен для понимания ноосферогенеза через устойчивое развитие, представления его как принципиально планетарного, а в более отдаленной перспективе и космического процесса. Как и любая деятельность, глобальная деятельность в каждом направлении и аспекте сопряжена как с созидательно-творческими, позитивными результатами, так и с отрицательными последствиями, вызовами и опасностями, что характерно для глобальных проблем. А это означает, что необходимо правильно ориентировать глобальную деятельность в ноосферном направлении, и в то же время важно уменьшать и даже устранять негативные факторы, предотвращать опасности и угрозы и особенно уменьшить риск возникновения омницида. Важно обеспечить безопасность развертывания этого процесса в прогрессивном направлении, то есть обеспечить становление ноосферы через УР, но это возможно только в случае гарантии предотвращения и защиты от реальных и потенциальных опасностей.

Если бы среда существования человека и общества оказалась бы более безопасной, то уменьшилась либо вообще отпала бы необходимость в защитных средствах. Именно поэтому возникает идея обеспечить дальнейшее развертывание глобализации через УР . Очевидно, что от средств защиты в принципе невозможно будет отказаться, поскольку всегда будут существовать опасности, скажем, внешнего природного характера, от которых придется создавать защитные сред-ства. Однако та часть внутренних угроз, которая зависит от антропогенного фактора, может быть изменена и создана в планетарном масштабе более безопасная среда обитания и развития, что и предполагает переход к УР. Ведь модель УР подразумевает формирование новой формы общественного развития и, соответственно, – планетарной среды, в которой будут существенно снижены масштабы и уровни опасностей и угроз до тех пределов и значений, которые должны обеспечить выживание и дальнейшую эволюцию человечества и сохранение биосферы. Созидание такой сферы (среды) означает превращение глобальной социоэкосистемы в планетарную несущую емкость, то есть обеспечивающую двуединую задачу перехода к УР – выживание человечества и сохранение природной среды его обитания.

Глобалистика, на наш взгляд, – наука о человечестве в планетарном измерении и социоприродной целостности. Довольно часто социоприродное измерение глобализации исчезает, и поэтому в этом случае исчезает всестороннее понимание деятельности, субъектом которой выступает планетарный целостный социоприродный организм как пока высшая ступень эволюции.

С позиций рассматриваемых здесь проблем важно глобалистику связать с развитием теории безопасности в ее планетарно-космическом и общенаучном измерении. Это будет принципиально новое видение глобальных процессов, и это станет шагом к тому, чтобы рассматривать глобальные процессы уже в ракурсе перехода к УР и ноосферогенеза. Ведь нужно иметь в виду, что и переход к УР, и становление ноосферы – это глобальные процессы, причем новые и будущие процессы, призванные с помощью уже не стихийной, а целенаправленной и рациональной глобальной деятельности перевести эти эволюционные процессы в «русло» безопасного прогрессивного развития, то есть в траекторию ноосферогенеза.

Анализируя предпосылки и основания связи глобалистики с ноосферологией как наукой о становлении ноосферы через УР, уместно обратить внимание на то, что в этом последнем направлении научного поиска глобализация и глобальные проблемы будут рассматриваться как сознательно планируемый целесообразный процесс. Если в модели НУР процессы глобализации разворачивались стихийно и, как показала история, это привело к росту угроз и опасностей, то в новой модели УР, принятой всем мировым сообществом стратегии на практически необозримые отрезки времени, должен постепенно увеличиваться уровень обеспечения безопасности, должны меняться средства и способы этого обеспечения, появляться новые ценности и общие цели развития.

В этой связи можно говорить о необходимости появления качественно нового, глобального уровня безопасности для всего человечества, что вытекает из необходимости такого способа решения глобальных проблем и ослабления негативных последствий глобализации, который не просто обеспечивал бы временное выживание цивилизации, но и определял бы в этом отношении стратегическую перспективу неопределенно долгого прогрессивного развития всего человечества. Появляется качественно новый уровень и масштаб обеспечения безопасности – планетарный, в котором фокусируются и объединяются все существующие и исторически предшествующие уровни этого обеспечения, но уже в модели УР. Достижение глобального уровня обеспечения безопасности в модели НУР в принципе было невозможно из-за отсутствия единого для всей цивилизации механизма, который начинает формироваться лишь с переходом к модели УР.

Становление качественно нового, планетарного уровня обеспечения безопасности как безопасности всего мирового сообщества и одновременно сохранения биосферы требует создания новых информационно-управленческих структур и, самое главное, формирования глобально-коллективного сознания человечества, ответственного за принятие судьбоносных для всего человечества решений и их реализации. В связи с этим и выдвигается идея формирования ноосферного интеллекта .

Появление более безопасной социоприродной среды обитания человека в процессе перехода к УР означает, что существенная часть функций по обеспечению любых видов безопасности может быть реализована не защитой, а самим этим типом развития, которое в условиях глобализации существенно уменьшит количество, масштабы и интенсивность негативных и вредных воздействий. Защитный механизм обеспечения безопасности перестанет быть основным и окажется дополнительным средством реализации глобальной безопасности через УР.

Переход к УР требует создания более безопасной широкой системы как социо-природной среды существования человека за счет изменения именно социальной сущности самой антропогенной деятельности в планетарном масштабе. В модели НУР эта деятельность носит преобразовательно-экономоцентрический характер и человек руководствуется принципами личного либо корпоративного интереса и выгоды, что на глобальном уровне приводит к стихийному взаимодействию этих интересов, которые оказываются противоположными выживанию всего человечества, приближая его к антропоэкологической катастрофе.

Это несовпадение индивидуального выживания и выживания человеческого рода создает весьма опасную среду существования и развития, именуемую глобальной моделью НУР. Одной из задач глобализации через переход к УР как раз и является создание единой планетарной стратегии выживания, в которой личные интересы в необходимой степени совпадали бы с интересами выживания всего человечества, поскольку без этого переход к УР окажется невозможным.

Именно поэтому создание безопасной социоприродной среды обитания благодаря будущим УР-трансформациям человеческой деятельности выступает сейчас более существенным, чем многие иные приоритеты безопасности. Не допуская в процессе перехода к УР ущемления национальных интересов во имя глобальных целей и императивов, все же можно обнаружить пока еще слабо выраженную тенденцию к их «уравновешиванию»: ведь в случае глобальной антропогенной катастрофы обеспечение лишь национальных интересов не спасет ту или иную страну от негативного воздействия глобальных негативных факторов. В таких условиях приоритетным национальным интересом окажется предотвращение глобальной социально-экологической катастрофы и дальнейшее развертывание глобализации на принципах УР.

И хотя экология стала причиной выработки мировым сообществом концепции и стратегии УР, в действительности, как выясняется, в современных исследованиях этой проблемы основная цель перехода к новому, уже социоприродному этапу развития – это прежде всего решение проблемы безопасности во всех ее формах и направлениях, а не только в экологическом аспекте. И прежде всего речь идет о более системном видении как социально-экономического развития, так и обеспечения безопасности в экономическом, социальном, экологическом и многих других направлениях. Это уже не одностороннее экономоцентрическое видение развития в рамках модели НУР, а более системный коэволюционный подход к процессу как развития, так и обеспечения безопасности его продолжения.

Сам процесс развития приобретает принципиально социоприродный характер, как и будущий процесс глобализации. Этот последний мыслится не только как обретение человечеством своего социально-экономического единства, а как формирование целостной глобально-коэволюционной системы «человечество – биосфера», которая обретает способность неопределенно долгого существования .

Для того, чтобы перейти к коэволюционной форме глобализации через УР, необходимо существенно усилить позитивные эффекты взаимодействия мирового сообщества и природы, то есть реализовать тот их синергетический эффект, который получил наименование экологизации. Глобальная экологизация должна обеспечить наиболее безопасное взаимодействие общества и природы, что реализуется в процессе перехода к УР. Это находит свое выражение в таких терминах, как «экологическая безопасность», «охрана окружающей среды», «устойчивое природопользование» и т. д. Проблема экологизации и толкования упомянутых и близких к ним терминов имеет принципиально разную смысловую нагрузку в модели НУР и модели УР, поскольку первая модель не учитывает глобальных императивов выживания.

Поясним это на примере экологической деятельности в области охраны окружающей среды. До недавнего времени (а иногда и сейчас) многие экологические мероприятия акцентировали внимание на деятельности в локальных экосистемах, скажем, на очистке тех или иных водоемов, ликвидации последствий экологических катастроф и чрезвычайных ситуаций и т. д. При этом не принималось во внимание, что в результате локальных экологических мероприятий, приносивших ожидаемый от них позитивный результат, глобальная экологическая ситуация продолжала ухудшаться, о чем свидетельствуют многочисленные публикации. И понятно, почему это происходило и происходит: ведь для того, чтобы улучшить состояние окружающей среды в отдельно взятой локальной экосистеме, необходимо изыскать ресурсы в более широкой экосистеме, которой и является биосфера в целом. Это следует из синергетических принципов: улучшение экоситуации в одной локальной экосистеме (ее прогрессивное развитие) ведет к деградации в более широкой окружающей эту систему среде, и в конечном счете негативно воздействует на всю биосферу в целом.

Поэтому при любых экологических мероприятиях с учетом требований перехода к УР необходимо реализовывать императивы глобального характера, а именно, чтобы в результате человеческой деятельности не ухудшались экологические условия биосферы в целом. Это – основной императив процесса глобальной экологизации, который также должен осуществляться через УР, что существенно изменяет характер любой антропогенной активности, поскольку необходимо действовать таким образом, чтобы не только выполнялись глобальные цели УР, но и не ухудшались возможности удовлетворения жизненно важных потребностей будущих поколений людей. Здесь требование «вписывания» совокупной глобальной деятельности людей в несущую емкость экосистем как расширяется в пространственном аспекте – на всю планету в целом (то есть от локального до глобального масштабов), – так и продлевается во временном измерении, то есть не только на ныне живущие поколения людей, но и на будущие поколения, поскольку речь идет о выживании человеческого рода и о способности к неопределенно долгому прогрессивному развитию.

Надо думать, что процессы глобализации не остановятся ни в ходе ноосферогенеза, ни в будущем в уже сформированной сфере разума. И поэтому имеет смысл, рассуждая о связи глобальных процессов и ноосферогенеза, как-то выделить этапы этой уже рациональной, или, точнее сказать, более рациональной глобализации, которая в начале своего «процесса рационализации» будет разворачиваться через УР, а затем и через ноосферогенез . Все эти процессы, как отмечено в упомянутой монографии, могут быть охарактеризованы в качестве не только «рациональной», но и «опережающей» глобализации, поскольку они выражают своего рода опережающую потребность для современного человечества, но весьма актуальную для будущей цивилизации. В настоящее время проблема выживания смещена на индивидуально-корпоративный и государственный уровень, а для перехода к УР необходимо распространение ее на все человечество. Пока большинство людей это не осознает, и потому данную потребность и следующую за ней тенденцию глобализации можно характеризовать в качестве виртуально-опере-жающих процессов. Это относится к проблеме глобализации через УР как первому этапу «опережающей» глобализации и к глобализации через ноосферогенез – как второму этапу этого же процесса футуризации – глобализации.

В соответствии с такой периодизацией можно выделить и два этапа в обеспечении безопасности: первый – через переход к УР и второй – через ноосферогенез. И в этом процессе становления ноосферной безопасности способ ее обеспечения будет также существенно футуризован, поскольку он станет достигаться на основе прогнозирования и превентивно-опережающих действий как наиболее рациональных для выживания всего человечества.


См.: Урсул, А. Д. Безопасность и развитие: концептуально-методологические аспекты // Безопасность Евразии. – 2007. – № 1. (See: Ursul, A. D. Security and development: conceptual and methodological aspects // Security of Eurasia. – 2007. – No. 1).

См.: Урсул, А. Д., Демидов, Ф. Д. Устойчивое социоприродное развитие. – М., 2006. (See: Ursul, A. D., Demidov, F. D. Sustainable socio-natural development. – Moscow, 2006).

См.: Урсул, А. Д. Обеспечение безопасности через устойчивое развитие // Безопасность Евразии. – 2001. – № 1; он же: Глобализация через устойчивое развитие // Безопасность Евразии. – 2004. – № 1. (See: Ursul, A. D. Provision of security through sustainable development // Security of Eurasia. – 2001. – No. 1; Idem.: Globalization through sustainable development // Security of Eurasia. – 2004. – No. 1).

См.: Урсул, А. Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. – М., 1993; Он же. Социоприродное развитие в универсальной эволюции. – М., 2005. (See: Ursul, A. D. The way to noosphere. A concept of survival and sustainable development of civilization. – Moscow, 1993; Idem. Socio-natural development in the universal evolution. – Moscow, 2005).

Краткое описание

Безопасность жизнедеятельности представляет собой область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания. Под безопасностью обычно понимают состояние защищённости отдельного лица и окружающей среды от чрезмерной опасности. Более широкое толкование безопасности, сформулированное в законе ФР “О безопасности”:“Безопасность – состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз”.

ВВЕДЕНИЕ 3

2.КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ 9
3.БЕЗОПАСНОСТЬ «ЧЕРЕЗ» УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М.Ф. Решетнева

Кафедра инженерной экологии

По дисциплине Безопасность Жизнедеятельности

На тему: «Безопасность и устойчивое развитие».

Вариант 2

Выполнил: Студент 1 курса,

группа № БТ 12-01

Баранов Владимир Александрович

зачетная книжка № 12200129

Проверил: Преподаватель

Юрковец Николай Владимирович

Оценка:_________________

Дата: "____" 2013 г.

Подпись__________

Красноярск 2013

ВВЕДЕНИЕ 3

1.ПОНЯТИЕ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 4

2.КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ 9

3.БЕЗОПАСНОСТЬ «ЧЕРЕЗ» УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

ВВЕДЕНИЕ

Безопасность жизнедеятельности представляет собой область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания.

Под безопасностью обычно понимают состояние защищённости отдельного лица и окружающей среды от чрезмерной опасности. Более широкое толкование безопасности, сформулированное в законе ФР “О безопасности”:“Безопасность – состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз”.Эти угрозы могут быть обусловлены самыми разными причинами, прежде всего экономического, социально-экономического, техногенного и другого характера.

В своей работе я хочу полно и наиболее ёмко раскрыть понятие безопасности и привести в качестве примера концепцию устойчивого развития как залог безопасности.

1.БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЛЬНОСТИ

Понятие безопасности жизнедеятельности

Понятие безопасность связано с широким спектром разнообразных опасностей и угроз для человека. Однако, научно-техническая революция выделилась появлением особых, глобальных опасностей от жизнедеятельности человека. Это вызвало разработку специального научного направления и образовательной области «Безопасность жизнедеятельности». Стало необходимым к базовым понятиям теории безопасности прибавить понятия жизнедеятельность и безопасность жизнедеятельности.

Жизнедеятельность свойственна любому живому организму, но применительно к схемам теории безопасности целесообразно иметь в виду жизнедеятельность только человека. Тогда определения формулируются так:

Жизнедеятельность – это процесс преобразования человеком вещества, энергии и информации в себе и в окружающей среде.

Безопасность жизнедеятельности –такое качество жизнедеятельности, при котором она не создаёт опасностей и угроз, способных нанести неприемлемый ущерб жизни и здоровью человека.

Безопасность общества и духовное здоровье

В ходе долгого исторического развития человечества оказалось, что образование социальных связей повышает безопасность каждого человека, входящего в общество. В результате возникает взаимный интерес участников в безопасности образованного общества.

Задача одновременного обеспечения безопасности и общества и каждого его участника не может быть полностью реализована, но может быть максимально минимизирована. В ряде критических случаев обеспечить безопасность индивида (небольшой группы, размер которой пренебрежимо мал в соотношении со всем обществом в целом) и общества невозможно. В такой ситуации обычно возникает вопрос о пожертвовании этой пренебрежимо малой группой лиц во благо всего общества. Однако,стоит отметить, что её разрешение определяется духовным здоровьем данного сообщества.

Если участники сообщества в критических ситуациях могут поставить безопасность большинства (безопасность общества) выше личной безопасности, то сообщество устойчиво, долговременно, жизнеспособно. Можно считать, что такое сообщество и его участники духовно здоровы. Духовное здоровье основывается на потребности человека в уважении, но только в том случае, если сообщество создало эффективный механизм преобразования общественных интересов в личные интересы каждого человека. Этим механизмом являются мораль и законы, обеспечивающие почёт и привилегии личностям, жертвующим личной безопасностью ради безопасности сообщества, и – немаловажно – их потомкам.

В противном случае, когда общество не имеет (или лишается) господства морали и правовых норм (обычаев), когда личная безопасность для участников общества становится всегда важнее безопасности общества, оно будет существовать до первой критической ситуации. Такое общество нежизнеспособно, как нежизнеспособным окажется и большинство составляющих его людей, которых покорит другое, более сплочённое общество. Вся история человечества служит иллюстрацией этой истины. При этом покорённые общества (народы, ранее племена) зачастую не только теряли свою независимость и национальные особенности, но и уничтожались физически.

Проблема безопасности жизнедеятельности

Итак, можно сказать, конечной целью жизнедеятельности является безопасность. Парадоксально, но жизнедеятельность, в свою очередь, является источником опасностей.

Опасности возникают во всех сферах человеческой жизни: дома (бытовая сфера), на улице, на работе (производственная), да в любом другом месте где человек находится в данный момент. Мы не защищены на все сто процентов от различного вида природных стихийных бедствий, разного рода пагубных природных факторов, действующих на наш организм (излучения, волны различного происхождения), а также от собственных, зачастую необдуманных, действий (халатность, невнимательность). К числу опасностей от собственной жизнедеятельности относятся и опасности от нерационального повседневного поведения - от вредных привычек и т.п.

Однако преобразование человеком окружающей среды ведётся всё ускоряющимися темпами. Преобразования становятся всё масштабнее, а времени на испытания преобразований остаётся всё меньше. Бывает так, что само испытание создаёт трудно оцениваемую опасность – вспомним первый подрыв атомной бомбы. В результате, опасности от преобразованной среды, а фактически от жизнедеятельности, в новой эпохе становятся не только преобладающими, но глобальными.

Появление глобальных угроз от жизнедеятельности принципиально изменило постановку проблем безопасности.

До наступления новой эпохи проблемы безопасности и способы их решения были таковы, что их можно условно разделить на две категории. Средний уровень безопасности народа страны обеспечивался общим уровнем развития, а также военными и административными средствами государства. Индивидуальный уровень безопасности зависел от личного поведения в повседневной жизни. Для индивида безопасность общества (олицетворяемого государством; сегодня эту безопасность называют национальной) становилась важнее личной безопасности только в кратковременные периоды чрезвычайных ситуаций (как их называют сегодня) - в войнах за выживание. Правда, как уже упоминалось, цена способности членов общества к самопожертвованию была высока и обозначалась немедленно: выживали лишь сообщества, индивиды которых проявляли эту способность к самопожертвованию в критических условиях войн. Иначе сообщество, а вместе с ним и большинство его членов, гибли.

В новой эпохе на планете всё изменилось. Современная жизнедеятельность людей во всех своих проявлениях - социальном, политическом, техническом, экономическом, военном - не гарантирует выживание человека как биологического вида. Комплекс проблем безопасности расширился, стал более взаимосвязанным и приобрел качественно новый характер из-за возникновения новой и непрекращающейся угрозы существованию всего человечества от собственной жизнедеятельности. Фактически, угроза чрезвычайной ситуации в глобальном масштабе стала постоянной. Поэтому впредь действия каждой личности и жизнедеятельность сообществ людей любых уровней должны постоянно удовлетворять требованиям глобальной безопасности.

Главная черта новой эпохи состоит в том, что безопасность личности и общества теперь не может быть обеспечена без постоянно поддерживаемой глобальной безопасности.

Такой же постоянно действующей – вместо периодических войн - стала конкуренция между народами за использование ресурсов для жизнедеятельности. Ведь, если вслед за Вернадским считать, что человечество, взятое в целом, изыщет способы преодолеть современный кризис, то очевидно, что неизбежные ограничения на масштабы и формы жизнедеятельности, на ресурсы и условия существования распределятся неравномерно не только между отдельными людьми, но и между народами. Кроме проблем глобальной безопасности перед каждым народом и его государством встают свои проблемы - как выжить, как обеспечить себе в новой эпохе достойное место в мире?

Проблемы безопасности общества – и национальные и глобальные - касаются каждого человека.

Ещё в 1980г. советскими учёными было установлено, что если существовавшие тогда тенденции использования углеводородов (нефти, природного газа и т.п.) сохранятся, то в 2030-2040гг. Концентрация в атмосфере удвоится, океан и биосфера не будут в состоянии компенсировать этот выброс. Также к основным причинам сложившейся критической ситуации относится и рост численности населения Земли (в 1995г. – 5,5 млрд., к 2025г. ожидается 7 млрд. чел.).

Благодаря учёным и специалистам проблема выживаемости получила международный резонанс и межправительственный уровень обсуждения и решения. В 1992г. в Рио-де-Жанейро был проведён Всемирный форум, который принял Декларацию по окружающей среде и устойчивому развитию, которая, как в своё время Декларация прав человека, представляет рекомендации, которым должны следовать правительства, страны и народы.

2.КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Под устойчивым (самоподдерживающим) развитием понимается создание условий, обеспечивающих потребность живущего поколения, не подвергая риску способность окружающей среды поддерживать жизнь в будущем, т.е. не ставя под угрозу возможность будущих поколений в удовлетворении своих потребностей. Понятие устойчивого развития относят к социоэкономической системе (СЭС), под которой может пониматься отдельный регион, государство или мир в целом.

Высокая значимость строительства в обеспечении устойчивого развития нашла своё отражение в Концепции устойчивого строительства (термин “устойчивый” следует заменить “sustainable development” – как “самоподдерживающее развитие”), принятой на международной конференции в г. Тампа, (США) в 1994г. Под устойчивым строительством понимается создание и успешное поддержание здоровой искусственной среды обитания, основанной на эффективном использовании природных ресурсов и экологических принципах. Очевидно, что поставленные задачи – комплексные и включают в себя инженерный, экологический, экономический и социальный компоненты.

Понятие устойчивого развития должно определяться через два основных признака такого развития – антропоцентрический и биосфероцентрический. Под антропоцентрическим признаком в широком смысле понимается выживание человечества (страны) и способность (возможность) его дальнейшего непрекращающегося (устойчивого), непрерывно долгого развития, чтобы наши потомки имели не меньшие возможности, по сравнению с настоящим поколением, удовлетворения своих потребностей в природных условиях и экологических условиях Земли и космоса (принцип равенства возможностей поколений в плане удовлетворения своих потребностей). Биосфероцентрический (в общем случае – экологический) признак понятия связан с сохранением биосферы как естественной основы всей жизни на Земле, необходимого условия ее устойчивости и естественной эволюции, так чтобы дальнейшее развитие человечества не происходило в экофобной форме. В книге “Наше общее будущее” отмечается, что “стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми и между обществом и природой” . Этот принцип можно охарактеризовать как принцип коэволюции природы и общества.

Сказанное позволяет определить устойчивое развитие как стратегию социоприродного развития, которая обеспечивает выживание и непрерывный прогресс общества и не разрушает окружающую природную среду, особенно биосферу.

Переход к устойчивому развитию предполагает поэтапное восстановление естественных экосистем до уровня, который обеспечивает устойчивость окружающей среды и при котором появляется реальная возможность существования будущих поколений людей, удовлетворения их жизненно важных потребностей и интересов. Формулирование новой стратегии развития означает постепенное соединение в единую самоорганизующую систему экономической, экологической и социальной сфер деятельности. В этом смысле устойчивое развитие предполагает, как минимум, экономическую эффективность, биосферосовместимость и социальную справедливость при общем снижении антропогенного давления на биосферу.

Организация хозяйственной деятельности, не разрушающей биосферу, а ее сохраняющей, т.е. экологодопустимой, не выходящей за пределы несущей емкости экосистем, – одно из центральных направлений становления будущего устойчивого общества. Биосфера с этой точки зрения должна рассматриваться уже не только как кладовая и поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть обязательным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов.

Большой долг строителей перед окружающей средой и резко ухудшившееся состояние природной среды обитания заставляет их акцентировать внимание на экологических проблемах, средоточением которых являются крупные города. Как следствие, запланирован и выполняется ряд крупных международных программ, призванных выработать основные критерии экологической безопасности (границы неустойчивого состояния) и меры по обеспечению экологической устойчивости строительными методами. Эти программы включают несколько уровней: региональный, национальный с выходом на международные стандарты. Например, международный проект “Зелёное здание”. Под “Зелёным зданием” понимается сооружение, в котором используется:

В ходе исследования проблем обеспечения безопасности удалось установить, что такое обеспечение в наиболее полном виде связано с переходом к УР. В этом случае безопасность как понятие базируется на концепции УР в ее широком понимании. Но в принципе можно поступить и по другому: взять за основу широкое понимание безопасности и теоретически ввести тип развития, который окажется наиболее безопасным. Им окажется устойчивое развитие. Как видим, два таких методологических подхода следуют из взаимосвязи развития (устойчивого развития) и безопасности.

Стратегия-2020 должна создать необходимые условия для реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 г. (далее – Концепция-2020) обеспечить безопасность ее эффективного осуществления. Ведь по сравнению с предыдущей редакцией Концепции национальной безопасности (кстати, просуществовавшей примерно тот же период времени, на который рассчитана обсуждаемая здесь Стратегия-2020) появились новые угрозы, которые носят качественно другой, в том числе и глобальный характер. Ряд угроз национальной безопасности страны, хотя и не исчезли, но уже потеряли свою актуальность. Поэтому важно сопоставить систему существующих сейчас и в обозримом будущем опасностей и угроз с новым видением наших национальных интересов в «устойчивой перспективе» и это нашло свое отражение в Стратегии-2020.

И в этой связи важно соединить в одно целое перечень этих показателей национальной безопасности с показателями (индикаторами) устойчивого развития, которые уже предложены для измерения прогресса на пути к устойчивому развитию как на международном, так и на национальном уровне (например, в «Концепции перехода РФ к устойчивому развитию», а также в рекомендациях, предложенных ООН). Далеко не все характеристики состояния национальной безопасности и прогресса по пути устойчивого развития будут совпадать (в силу специфики этих двух направлений деятельности). Но важно, чтобы показатели национальной безопасности и индикаторы перехода к УР составляли бы единую систему, которая показывала бы как реализуются Концепция-2020 и Стратегия-2020 в их уже осознанной необходимой взаимосвязи.

Уместно в этой связи обратить внимание на основные концептуальные идеи Концепции-2020 и Стратегии-2020. Так, в «Концепции социально-экономического развития России на период до 2020 г.», принятой Правительством РФ в ноябре 2008 г., будущее развитие видится в основном как инновационное социально ориентированное развитие. Инновационное социально ориентированное развитие делает акценты на тех направлениях и аспектах, которые представляются наиболее важными для перехода к более сбалансированному, в перспективе устойчивому развитию нашей страны (хотя понятие устойчивого развития эта концепция почему-то не использует).

Устойчивое развитие в принципе должно представлять собой более целостную эволюционную систему, чем упомянутое инновационное социально ориентированное развитие. Это последнее весьма важная, но лишь как составляющая будущей «устойчивой эволюции» человечества, которая наиболее актуальна в нынешних российских условиях. Однако в современной России даже в условиях глобального экономического кризиса выход из него в долгосрочной перспективе видится именно через переход к устойчивому будущему, но при условии реализации Стратегии-2020 (т.е. того же периода, что и упомянутая выше Концепция). УР представляется после переходного периода от плановой к рыночной экономике той самой инновационно-стратегической целью очередного этапа развития не только России, но и всего мирового сообщества. Этот тип развития ориентирует на наше общее долгосрочное будущее, бескризисное и сбалансировано-безопасное развитие общества.

Расстановка разных акцентов Стратегии-2020 и Концепции-2020 вызвано не только тем, что их готовили разные «команды» с определенными концептуальными нюансами, но и определенными объективными обстоятельствами. Одна (стратегия) акцентирует внимание на проблемах безопасности (сохранения), тогда как другая (концепция) – на проблемах развития, для которых существуют хотя и взаимосвязанные, но все не полностью совпадающие стратегические национальные приоритеты. Эти приоритеты необходимо было связать таким образом, чтобы они не только не противоречили бы друг другу, но и формировали бы необходимые для перехода к устойчивому будущему системно-синергетические последствия.

Прежняя концепция национальной безопасности РФ, основные идеи которой были сформулированы еще в 1997 г., отражала период развития страны в 90-ые годы прошлого века. Этот период уже оказался позади, и сейчас, несмотря на глобальный кризис и «текущие» трудности и проблемы, появилась возможность нового взгляда на общее будущее человечества, которое при умелом его формировании из настоящего может стать важным шагом на пути к созиданию устойчивого мирового сообщества.

Последующее усиление взаимосвязи социально-экономического развития и обеспечения безопасности приведет к формированию системы «развитие-безопасность». На пути к устойчивому будущему все общественные и социоприродные функции государства можно разделить на две большие основные и взаимосвязанные функции – обеспечение безопасности личности, общества, государства и их развитие (разумеется, прогрессивное). И все же, по традиции и инерции, когда речь заходит о безопасности, то приоритетной оказывается безопасность государства или более широко – национальная безопасность 1 . И понятно, почему на первый план выделяется именно безопасность: ведь без ее обеспечения невозможно гарантировать ни безопасность личности, ни общества, ни государства, ни окружающей их природной среды. Должна быть создана определенная безопасно-устойчивая среда на территории государства, где проживает его население и развертывается социально-экономический процесс. Когда же речь идет о развитии, то имеется в виду прежде всего социально-экономическое развитие, которое в полной мере реализуется в стране, где эффективно обеспечивается национальная безопасность, которая в модели неустойчивого развития выступает в качестве лишь одного из условий этого развития.

Однако говорить о том, что социально-экономическое развитие страны коррелируется только с национальной безопасностью, было бы слишком схематизированным. Целесообразно все виды развития в обществе, личности и государстве тесно связать с соответствующими видами безопасности: в этом случае делается шаг в направлении формирования устойчивой системы «развитие-безопасность» и обеспечения безопасности через устойчивое развитие. Каждое направление развития того или иного объекта может и должно быть связано с соответствующим ему типом безопасности (хотя, как следует из анализа Стратегии-2020, не все приоритеты, в том числе и стратегические в сфере безопасности и в области развития оказываются совпадающими).

Если безопасность соответствующего объекта не будет обеспечена, то развитие окажется под угрозой в том смысле, что прогресс может смениться регрессом (деградацией). Наличие двух главных и тесно взаимосвязанных функций государства – содействие социально-экономическому развитию и обеспечение национальной безопасности ставит, естественно, вопрос об их все более тесном объединении в единой функциональной системе «развитие-безопасность» в процессе перехода к устойчивому развитию. Тем самым речь идет о формировании такой социальной и социоприродной среды, когда обеспечение безопасности в большинстве случаев не выделялось бы в отдельные сферы деятельности по защите конкретно-локального объекта, а это был бы системно-целостный процесс эволюции общества, где обеспечение безопасности реализовалось бы через УР. Это основная идея нового подхода к обеспечению безопасности (как национальной, так и глобальной), которую можно считать принципом «устойчивой безопасности». или обеспечения безопасности через устойчивое развитие, который в своей основе имеет превентивно-опережающий характер.

В связи с постепенным переходом всех государства мира к устойчивому развитию появляется новая общая основа для формирования национальной безопасности каждой страны. Интересы в области национальной безопасности у государств, реально ориентирующихся на новую цивилизационную парадигму, будут все больше сближаться, и останется меньше проблем, в которых будут проявляться противоречия национальным интересам. В этом смысле приоритетность всех форм обеспечения безопасности через устойчивое развитие оказывается не просто выше целей безопасности отдельно взятых стран в их ориентации на модель неустойчивого развития, но и основанием для формирования единой глобальной безопасности, соответствующих трансформаций феномена государственности в планетарном масштабе. При этом глобальная безопасность мыслится как безопасность мирового сообщества, реализующаяся в условиях коэволюции систем «человек–общество» и «человек–общество–природа».

Становится понятным, что, несмотря на продолжающуюся тенденцию «точечно-защитного» обеспечения безопасности отдельно взятого объекта в модели неустойчивого развития, необходимо направить усилия на формирование более безопасной как национальной, так и глобальной среды проживания как нынешних, так и будущих поколений людей. И это не просто экономическое столкновение интересов выживания отдельного индивида и выживания всего человечества, а вопрос возможности дальнейшего существования человеческого рода на планете и во Вселенной. Как видим, решение этого вопроса связано с изменением способов обеспечения безопасности как отдельного объекта, так и всех объектов (и субъектов) в такой уникальной системе как биосфера Земли (а в дальнейшем и за ее пределами).

Новый подход к обеспечению безопасности через устойчивое развитие, исходит из системного видения этого обеспечения, которое формируется при переходе к упомянутому типу развития. Здесь в одно целое соединяются экономические, экологические, политические, социальные и другие аспекты и направления развития и одновременно – обеспечения безопасности, создавая новую целостную деятельностную систему «развитие-безопасность». Приоритет экономики, характерный для современной модели развития, уступает место системно-институциональной взаимосвязи основных направлений и компонентов деятельности, которая направлена на дальнейшее выживание человечества и сохранение биосферы. Тем самым происходит перемещение акцентов с потребительско-экономического смысла бытия на собственно экзистенциальный, включающий более широкую гамму отношений в обществе и его взаимодействия с природой.

Обеспечение безопасности через переход к УР характеризуется рядом новых принципами, о которых уже шла речь 1 . Вместе с тем происходит также расширение списка основных объектов безопасности (в особенности включение объектов окружающей природной среды) в модели устойчивого развития. Это сопряжено и с увеличением числа субъектов обеспечения безопасности.

В модели УР сохраняются все субъекты обеспечения безопасности, но сюда добавляются субъекты наднационального и транснационального уровня, которые постепенно будут формироваться по мере перехода мирового сообщества и каждого государства к новой цивилизационной стратегии. Появляется и планетарный субъект обеспечения глобальной и всеобщей безопасности – все глобализирующееся человечество. И это вполне понятно, если переход к устойчивому развитию обретает глобальные масштабы и характеристики, то обеспечение всеобщей безопасности возможно только в социоприродной системе «природа – человечество – личность». Отдельный человек и различного рода объединения (коллективы, социумы) также выступают в качестве субъектов участия в обеспечении безопасности и на государственном и на глобальном уровне. Наряду с социоприродной системой безопасности «человек – цивилизация – биосфера», благодаря космическим средствам, формируется также аналогичная антропогеокосмическая система «человечество – Земля – Вселенная», в которой должна быть обеспечена безопасность и устойчивое развитие на планете и за ее пределами.

В модели неустойчивого развития прогрессивное развитие одних социальных систем зачастую осуществлялось в результате ослабления безопасности и замедления (угнетения) развития других систем (конкуренция). По этим принципам идет и современная глобализация (как стихийная, так и направляемая «золотым миллиардом»). Аналогично – в целом общество в модели неустойчивого развития (прежде всего нерациональное природопользование) все более снижает безопасность и устойчивость биосферы.

Единственный способ разрешения этого противоречия между развитием одних социальных систем и безопасностью других, между развитием цивилизации и сохранением природы заключается в переходе на взаимосогласованное, коэволюционное, т.е. безопасно-устойчивое развитие. Коэволюция социальных систем, а также системы «общество–природа», означает вместе с тем безопасное и устойчивое их соразвитие. Установленная взаимосвязь развития и безопасности в форме УР позволяет его характеризовать как наиболее безопасное развитие среди возможных типов безопасного развития социоприродных систем (по крайней мере, с современной точки зрения).

Таким образом получается, что переход к устойчивому развитию опять-таки направлен на обеспечение сохранения всех объектов, которые переходят на новый тип развития. Такой новый концептуально-методологический подход должен реализоваться как на государственно-национальном, так и на глобально-международном уровне при переходе мирового сообщества к УР и фиксироваться в соответствующей нормативно-правовой базе.

Принятая в России Стратегия-2020, без сомнения, окажет весьма позитивное влияние не только на формирование других национальных стратегий безопасности, но и в значительной степени определит более безопасную траекторию движения всей цивилизации по пути глобальной устойчивости. Стратегия-2020 – это хороший пример для подражания других государств, озабоченных как обеспечением национальных интересов и безопасности, так и эффективным переходом к устойчивому будущему. Стратегия-2020 знаменует начало появления принципиально новых подходов государств к своему безопасному будущему, которое становится неотделимым от будущего всего человечества.

Безопасность как одна из основных потребностей человека. Значение безопасности в современном мире. Безопасность и демография.

Прежде всего каждому виду живых существ

Природа даровала стремление защищаться,

защищать свою жизнь.

Цицерон

Таблица 1.6.1. Развитие мира опасностей

Период эволюционного развития (годы) Численность населения, млн человек Виды опасностей и их уровень
Собирательство, охота (700 000…12 000 лет до н.э.) < 10 Естественные – обычный уровень
Сельское хозяйство и аграрная цивилизация (12 000 лет до н.э. – середина XIX в.) 10…1000 Естественные – обычный уровень. Антропогенные – низкий уровень. Техногенные – следы
Переходный (середина XIX в. – 1930 гг.) 1000…2000 Естественные – обычный уровень. Антропогенные – низкий уровень. Техногенные – низкий уровень
Научно-техническая революция (1930 – 2000) 2000…6000 Естественные – обычный уровень с некоторым ростом. Антропогенные – высокий уровень Техногенные – высокий уровень

Рис.1.6.1 . Периоды деятельности и
рост численности населения Земли в историческом развитии

Рис.1.6.2. Рост численности населения Земли

I вариант – неустойчивое развитие (к концу ХХI в. возможен рост численности до 28…30 млрд чел). В этих условиях Земля уже не сможет (при современном состоянии технологий) обеспечить население достаточным питанием и предметами первой необходимости.

II вариант – устойчивое развитие (численность населения необходимо стабилизировать на уровне 10 млрд чел).

Таблица 1.6.2. Динамика численности населения мира

32. Таблица 1.6.3. Этапы и показатели развития техносферы в ХХ в.

Таблица 1.6.4. Уровень урбанизации мира

Таблица 1.6.5. Население крупнейших городов мира, 2000 г.

Примечание к табл.1.6.5 . *Данные 1994 г.

Рис.1.6.3. Уровни энергии, которыми владеет человек

34. В 1983 году из-за растущей озабоченности «по поводу быстрого ухудшения состояния окружающей среды, человека и природных ресурсов, и последствий ухудшения экономического и социального развития» ООН была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию (WCED). В 1987 году в докладе «Наше общее будущее» Комиссия уделила основное внимание необходимости «устойчивого развития », при котором «удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» . Эта формулировка понятия «устойчивое развитие» сейчас широко используется в качестве базовой во многих странах.

35. Основные пути достижения устойчивого развития :

¨ стабилизация численности населения на Земле, отдельных его регионов;

¨ формирование у человека нового подхода к взаимодействию с природой – рационального природопользования (рационально обоснованного использования природных ресурсов, их паспортизации, введения платы за ресурсы; утилизация отходов);

¨ всемерное сдерживание развития техносферы – совокупности средств, способных быть источниками возникновения потенциальных опасностей для человека и природы;

¨ создание информосферы, способной рационально управлять потоками веществ и энергии в пространстве и во времени.

1.7. Основные принципы

Принцип антропоцентризма, принцип существования внешних воздействий на человека, принцип возможности создания для человека безопасной среды обитания, принцип выбора путей реализации безопасного взаимодействия человека со средой обитания, принцип отрицания абсолютной безопасности, принцип науки о БЖД.

37. – самостоятельное изучение

Принцип антропоцентризма : «Человек есть высшая ценность, сохранение и продление жизни которого является целью его существования».

Принцип существования внешних воздействий на человека : «Человеческий организм всегда может подвергаться внешнему воздействию со стороны какого-либо негативного фактора».

Принцип возможности создания для человека безопасной среды обитания : «Создание комфортной и безопасной для человека среды обитания принципиально возможно и достижимо при соблюдении в ней предельно допустимых уровней воздействия на человека».

Принцип выбора путей реализации безопасного взаимодействия человека со средой обитания : «Безопасное взаимодействие человека со средой обитания достигается его адаптацией к опасностям, снижением их значимости и применением человеком защитных мер».

Принцип отрицания абсолютной безопасности : «Абсолютная безопасность человека в среде обитания недостижима».

Принцип роста защищённости жизни человека будущего (принцип науки о БЖД) : «Рост знаний человека, совершенствование техники и технологии, применение защиты, ослабление социальной напряженности в будущем неизбежно приведут к повышению защищённости человека от опасностей».

1.8. Аксиомы безопасности жизнедеятельности

Аксиома о воздействии среды обитания на человека, аксиома об одновременном воздействии опасностей, аксиома о совокупном воздействии опасностей.

Аксиома о воздействии среды обитания на любое живое тело : «Воздействие среды обитания на любое живое тело может быть позитивным или негативным, характер воздействия определяют параметры потоков и способность живого тела воспринимать этот поток».

Аксиома об одновременном воздействии: «Потоки вещества, энергии, информации, генерируемые их источниками, не обладают избирательностью по отношению к объектам защиты и одновременно воздействуют на человека, природную среду и техносферу, находящихся в зоне их влияния».

Безопасность человека и общества - какое место она занимает в жизнеорганизации мира, есть ли абсолютная «заданность судьбы» или можно управлять безопасностью человека и общества понижая или повышая риски катастроф? Как можно структурировать существующие и вновь возникающие угрозы, почему человек и общество вплоть до XXI века от Рождества Христова не сконцентрировали свою энергию на безопасности как таковой?

Человек и общество постоянно, в контексте всех жизненных процессов, так или иначе управляет собственной безопасностью, совершая или не совершая те или иные поступки. Можно ли что-либо изменить в поведении людей с помощью этих новых знаний, полученных с опорой на создаваемую теорию безопасности? Мы считаем, да. Логика запуска механизма человеческой деятельности может быть такой: мотивация - формирование решений - действия; для государства: программа - закон - технология; для общества: явления -культура (мировоззрение) - практика жизни (рис. 5).

Если опираться на существующую практику жизни, то мы видим неудовлетворенность и разочарование большинства людей результатами своей жизни в современном российском обществе и государстве. Основными факторами их раздражения являются «уязвимость, отсутствие безопасности», невозможность удовлетворить необходимые материальные и культурные потребности и отсутствие условий для самореализации. Люди, естественно, с надеждой смотрят в сторону государства, требуя изменить положения дел.

А что же мы понимаем под безопасностью? Какие опасности нам угрожают? Угрожают каждому человеку в отдельности, группе (части общества), проживающей на определенной географической территории, государству, обществу, человечеству? Знаем ли мы угрожающие нам опасности или нет? Какими из них можно пренебречь, от каких защититься и как, какие угрожают человеку конкретному, какие группе, какие государству, обществу, человечеству. Оказывается, мы не знаем их. А как же тогда обеспечить приемлемую безопасность?

Теория безопасности может дать ключ к решению задачи управления кризисами в обществе, так как здесь мы имеем дело с взаимодействием сложных систем. Практика организации защиты населения от катастроф говорит нам, что мы имеем дело с несколькими сложными системами: природной (окружающая среда), технической (техносферой) и социальной (общество) (рис. 6 ). Только соприкасаясь с социальной системой, природные и технические системы приводят к стихийным бедствиям и катастрофам.

Остановимся на некоторых аспектах проблемы безопасности и роли по­литики безопасности в формировании стратегии устойчивого развития государ­ства.

Безопасность с момента зарождения человечества является важнейшей потребностью человека. Как философская категория она выступает формой выражения жизнеспособности и жизнестойкости объектов материального мира. Однако столь упрощенное, чисто лингвистическое толкование данного понятия как отсутствие опасности или как «отсутствие угроз приобретенным ценностям», или как" условие жизнедеятельности личности, общества и государства представляется неправомерным, поскольку при этом как бы подразумевается возможность достижения подобной идеальной ситуации. Но в реальной жизни всегда существуют опасности самого различного характера. Поэтому категория «безопасность» - не абсолютна, а относительна и смысловое значение приобретает только в связи с конкретными объектами или сферой человеческой деятельности и окружающего мира.


Поэтому применительно к практическим потребностям под «безопасностью жизнедеятельности» понимается состояние защищенности материального мира и человеческого общества от негативных воздействий различного характера. Как следует из этого определения, объектами безопасности жизнедеятельности являются природа и общество.

В основу всякой классификации должны быть положены какие-то наиболее существенные признаки. Среди них прежде всего следует выделить объекты безопасности, характер угроз, сферы жизнедеятельности. В зависимости от объекта, жизненно важные интересы которого защищаются от внутренних и внешних угроз, выделяются, например, такие виды безопасности, как безопасность личности, общества, государства, русскоязычного населения, государственныхслужащих и т.д.

При этом под безопасностью того или иного объекта имеется в виду за­щищенность жизненно важных интересов данного объекта от внутренних и внешних угроз. В зависимости от характера угроз, их источника, специфики можно выделить виды безопасности (рис. 7 ), которые в свою очередь делятся на частные виды безопасности от конкретных угроз.

В реальной жизни человеческого общества жизненно важные интересы всех объектов безопасности подвергаются воздействию самых различных видов угроз, поэтому особую практическую значимость имеет выделение видов безопасности по сферам или областям жизнедеятельности, в которых и проявляются эти угрозы. Именно по этому принципу классифицированы жизненно важные интересы, угрозы и направления обеспечения безопасности в Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Наиболее обобщенно подобную классификацию можно ограничить выделением пяти видов безопасности (рис. 8 ).

В этом случае под тем или иным видом безопасности понимается защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в указанной сфере жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз. Подобный подход позволяет рассматривать национальную безопасность как единую систему видов безопасности, каждый из которых является самостоятельной подсистемой со своими характерными особенностями. Практика свидетельствует, что все эти подсистемы тесно связаны между собой и находятся в диалектическом взаимодействии друг с другом. Безусловно, на каждом этапе исторического развития приоритеты тех или иных видов безопасности объективно меняются и потому важнейшей задачей обеспечения безопасности является достижение в каждый временной период определенного рационального соотношения между различными видами безопасности.

Если мы всерьез хотим следовать идее устойчивого развития и сделать наш мир максимально безопасным, наше сознание должно быть в корне изменено (рис. 9 ). Анализ многих аварий и катастроф, включая крупнейшие, показывает, что зачастую их источником, «слабым звеном» является не только стихия или техника, а человек. Значительная часть опасностей и рисков находятся внутри нас. В изменении отношения людей к себе и друг к другу - огромный ресурс и для решения глобальных проблем, и для повышения устойчивости нашего развития. Здесь огромное поле исследований для психологов, социологов, системных аналитиков.

Сегодня любой человек испытывает двойственное ощущение реальности (рис. 10 ). Он в изобилии получает контрастные картины, с одной стороны, великолепных технических и организационных достижений, неизбежности и прогрессивности повсюду происходящих перемен, а с другой стороны - совершенно неприемлемых, противоречащих здравому смыслу хозяйственных или организационных деяний, огромного разрыва между тем, как надо действовать и как человек действует в окружающем его непосредственном мире.

Масштабность проблем и безотлагательность их решений требуют также вести речь об изменении научной картины мира. Менталитет человека, живущего в прочном, стабильном из века в век мире, и человека, берущего на себя ответственность за решение глобальных проблем строительства стратегии будущего, существенно отличаются.

В семидесятые годы прошлого века был достигнут существенный прогресс в термодинамике, который привел к появлению новой науки - синергетики . Синергетика объяснила возможность падения энтропии, т.е. самоорганизации хаоса; произошла интеграция далеких друг от друга областей знания, в частности, объединение физики с биологией. Синергетика создает новый образ жизни. Она основана на идеях системности и целостности мира, на общих законах развития всех уровней, материальности и духовности, на взаимосвязях хаоса и порядка. Синергетика исследует открытые термодинамические системы вдали от равновесного состояния. Такие системы математически описываются нелинейными уравнениями, имеющими множество решений. Им соответствуют столько же путей эволюции, отсюда их многовариантность и альтернативность Выбор пути приводит к необратимости эволюции.

На рис. 11 представлена модель процессов самоорганизации в обществе и природе. Современное естествознание показало, что мир нелинеен. На рис. 12 раскрывается диалектика скачков, их закономерная изменчивость по мере и вследствие накопления информации. Огибающая такой спирали отражает макродинамикупроцессов, как наиболее общую тенденцию, стремление развивающихся систем как можно дальше отдалиться от состояния энтропии, хаоса, направляясь в область устойчивого развития. Сходимость систем к самосовершенствованию, к оптимизации параметров, к гармонии функционирования и эволюционного развития достигается за счет эффективного управления с обратными связями (рис. 12 ).

А какова роль государства в переходе на новую цивилизованную парадигму развития? Тем более, что государственность до сих пор развивалась стихийно. До сих пор юридическая наука, да и другие дисциплины, изучающие государство (философия, социология, политология и др.), исходили из того, «что развитие общества и всех его институтов, включая государство и право, - это естественноисторический процесс, протекающий по объективным законам. Целенаправленное формирование государственно-правовых систем по заранее разработанному плану утопично».

Однако переход к устойчивому развитию всей цивилизации - это не только движение мирового сообщества к заранее поставленным ориентирам, но II планомерное эволюционное изменение государственно-правового процесса . Именно государству предстоит целенаправленно и планомерно изменять свои функции,приближаясь к образу «устойчивого будущего». Юридические и иные науки о государстве, приняв иной принцип исследовательской и практической детальности,должны будут создать совершенно новый образ государства, которое, на наш взгляд, окажется главным «действующим лицом» в переходе мимо сообщества к устойчивому (управляемому) развитию. Вот почему новая парадигмапотребует не только усиления роли государства при переходе к устойчивому развитию, но и целенаправленного реформирования государственности по заранее разработанному наукой плану.

В создании условий, обеспечивающих заинтересованность граждан, юридических лиц и социальных групп в решении задач перехода к устойчивому развитию,важная роль отводится государству. Прежде всего, речь идет о гарантии безопасности в политической, экономической, социальной, экологической, оборонной и других сферах.

Подлинно стабильное государство может существовать лишь в модели цивилизации с устойчивым развитием. Это не означает, что современные государства не должны стремиться к стабильности и безопасности, поскольку модель устойчивого развития пока не реализована в глобальном масштабе. Движение любого государства к стабильности и безопасности - это естественный процесс, но другое дело, что длительное время эта стабильность не может быть обеспеченадаже для самых благополучных государств планеты. Если же государстваи общества избрали путь устойчивого развития в рамках глобальной мидели, то их стабильность и безопасность «гарантированы» самой этой моделью(рис. 13).

Однако переход к устойчивому развитию наиболее эффективен для стабильныхгосударств. Поэтому стабильность должна достигаться через создание государственно-правовой базы для реализации политики перехода той или иной страны к устойчивому развитию. Только обеспечив свою стабильность и безопасность,государство может начать принимать адекватные меры по переходу нановую цивилизованную модель.

Разумеется, подчеркивая усиление роли государства, вовсе не считается, что все время перехода к устойчивому развитию должно пасть именно на него. Без взаимодействия правового государства с открытым гражданским демократическим обществом вряд ли произойдет эффективный переход к устойчивому развитию. В связи с этим бывший председатель Всемирного совета предпринимателей по устойчивому развитию С. Шмидхейни отмечает: «Одними правительственными решениями невозможно реализовать концепцию устойчивого развития, так как в производстве и потреблении участвуют миллиарды людей. Правительства должны создать предпосылки и условия, в которых она будет развиваться».

Согласно официальным документам государственное управление предполагает для перехода к устойчивому развитию разработку системы программных и прогнозных документов: государственной стратегии долгосрочного характера; долгосрочных и среднесрочных прогнозов, включающих в качестве составной компонента прогнозы изменений окружающей среды и отдельных экосистем в результате хозяйственной деятельности; краткосрочные прогнозы и программы отраслевого, регионального (территориального) и федерального уровней.

Вместе с тем разработка этих документов требует дополнительных теоретических исследований. Имеющиеся на сегодня наработки в области государственного строительства пока не могут стать базой для государственного управления переходом к устойчивому развитию. Вот почему необходимо поднимать вопросы, связанные не просто с очередными перестройками в системе государственной службы, а с пониманием природы государства в экологическом ракурсе, перспективами эволюции российской государственно сти под влиянием перехода к устойчивому развитию, а также с трансформациями феномена государственностив глобальном плане.

Переход к устойчивому развитию в глобальном масштабе, вероятно, будет происходить при участиивсех государств планеты. Именно государства окажутся наиболее стабильными центрами управления, через которые и будет проходить главная магистраль движения мирового сообщества к устойчивому развитию. Ведь сильное правовое государство обладает главными рычагами управления, которые необходимы для конструирования того будущего, которое связывается с устойчивым развитием. С учетом этого можно утверждать, что роль государстваи государственных механизмов управления (регулирования) в условиях формирования открытого гражданского общества будет возрастать в ходе реализации новой цивилизованной модели.

Не только в России, но и в мире в целом предполагается формирование новой модели государства , уже не просто правового и социального, но и «со-цио-природного», и «экологического», и«устойчивого», которое само подвергнется изменениям под влиянием перехода на путь устойчивого развития.Такое государство обязано не только эффективно организовывать жизнь людей, удовлетворять их разумные жизненные потребности, гарантировать права и свободы каждого человека, но и заботиться об обеспечении таких же возможностей для всех последующих поколений в этом государстве. Приоритетными в деятельности государства должны стать вопросы безопасности, сохранения природной среды, устойчивого освоения природных ресурсов. Это принципиально новые функции государства, которые отнюдь не просто выполнить, ибо государства всех предыдущих моделей в лучшем случае лишь декларировали эти функции в своих законах, но никогда не реализовывали их, либо считали, что они не требуют соответствующего законодательного оформления и их выполнение как бы само собой разумеется.

Отметим также, что у государства уже появляются новые функции, которые, по существу, еще не стали предметом исследования в теории государства. К их числу относятся информационная, конверсионная, космическая и ряд других. Именно эти функции, появившиеся в последние десятилетия, оказывают наибольшее влияние на новый образ государства. Постоянно возрастающая роль новых функций обуславливает постепенную эволюцию государства, которое все в большей мере воспринимает ноосферные цели и ценности и превращается в государство устойчивого развития («ноосферное государство »). Модель такого государства еще предстоит разработать.

Здесь нужно будет учесть и те усиливающиеся тенденции вразвитии государств мира, которые могут способствовать как их переходу на путь устойчивости, так и формированию новой модели государства, адекватного ноосферной цивилизованной парадигме.

Формирование новой модели государства, которую уместно назвать ноо-сферной моделью, должно происходить в результате уже идущих процессов, способствующих переходу к устойчивому развитию, а также возможных вбудущем преобразований, которые соответствуют новой модели «устойчивого» государства. Новая модель государства, приемлемая для целей устойчивого развития, может сформироваться лишь в том случае, если все страны мира договорятся об обеспечении всеобщей безопасности, ибо без этого глобальный переход к устойчивому развитию невозможен. Пока же, строя отношения друг с другом, государства руководствуются прежде всего интересами собственной безопасности.

Обеспечение безопасности человечества и человека достигается на основе трех основных концепций: устойчивого развития, приемлемого риска и оправданного риска (рис. 14 ). Область применения концепций и степень их общности различаются. Соотношение по уровню принятия решений в рамках каждой концепции следующее:

концепция устойчивого развития - формулирует мировое сообщество, реализуют отдельные государства;

концепция приемлемого риска - государство и государственные органы;

концепция оправданного риска - отдельный человек в отношении добровольного риска и государственные органы в части социально-экономических компенсаций за вынужденный риск.

Переход России в своей политике обеспечения безопасности к политике "приемлемого" риска потребовал коренного изменения всей исполнительной и законодательной системы управления безопасностью: концепция "реагировать и выправлять" нежелательные изменения в окружающей человека среде, на которой построена система управления безопасностью в политике "абсолютной" безопасности, заменяется в политике "приемлемого" риска на концепцию "предвидеть и предупреждать" такие изменения в окружающей среде. Он потребовал проведения широкомасштабных теоретических и экспериментальных научных исследований в этой области, разработки на этой основе законодательной базы и создания соответствующей структуры исполнительной власти.

Переход в политике обеспечения безопасности от принципа "абсолютной" безопасности или "нулевого" риска, к принципу "приемлемого" риска - это качественно новый шаг не только в данной области. Он определил направление дальнейшего развития всей социально-экономической системы нашей страны. Сегодня таким показателям безопасности, как здоровье населения и качество окружающей среды отводится роль "индикатора" устойчивого развития нашей страны, а процессу обеспечения безопасности - роль механизма управления: удовлетворение материальных и духовных потребностей населения (качества жизни) при соблюдении обязательного требования по обеспечению безопасности человека и окружающей его среды. Именно так рассматривается проблема управления процессом перехода России к устойчивому развитию в важнейшем государственном документе "Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию".

Принятие стратегии перехода России к устойчивому развитию представляется событием огромного исторического значения для нашей страны. Можно ожидать, что идеи устойчивого развития будут служить основой становления ноосферной духовности и созидательной социальной стратегии россиян, базой гражданского, национального и политического согласия в обществе, формирования новой модели российской государственности. Россия, не обремененная чрезмерным грузом негуманных потребностей, может опередить многие индустриально развитые страны, раньше других встав на путь устойчивого развития. Вряд ли страны""золотого миллиарда" сумеют быстро отказаться от своих неоправданных потребностей и стандартов жизни. Весь мир и Россия находятся на пороге новой эры, знаменующей кардинальный поворот в человеческой истории.

В условиях возможных чрезвычайных ситуаций приоритетными в деятельности государства должны быть вопросы природной и техногенной безопасности. Для практической реализации политики безопасности разработана концепция, основанная на постулате: цель высшего уровня государственной стратегии снижения рисков и смягчения последствий ЧС - обеспечение устойчивого развития страны в условиях возможных ЧС.

Государственную политику по предупреждению и ликвидации ЧС детализируют на два направления (рис. 15):

Снижение риска от ЧС;

Смягчение последствий ЧС.

При подготовке концепции принималась во внимание методология безопасности, которая детализирует концепцию безопасности личности, общества и государства, сформулированную в законе РФ "О безопасности", и которая направлена на создание условий перехода России к устойчивому развитию.

В настоящее время в нашем министерстве разрабатывается «Государственная стратегия снижения риска и смягчения последствий ЧС природного и техногенного характера в Российской Федерации», где региональные аспекты стратегии рассматриваются с позиций безопасности и устойчивого развития (рис. 16).



Загрузка...

Реклама