novomarusino.ru

Защита прав потерпевших от преступлений. Проблемы закрепления и реализации прав потерпевших в уголовном судопроизводстве Защита прав потерпевших от преступлений

10 января 2014 года в силу вступил Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 432-ФЗ " " (далее – Закон). Документ принят с целью расширения процессуальных прав потерпевших, что должно создать условия для реализации принципа состязательности и равноправия сторон в уголовном судопроизводстве и обеспечить защиту их прав и законных интересов. Как отмечают разработчики , до его принятия вопросы защиты прав потерпевших в российском законодательстве были урегулированы недостаточно полно.

В связи с этим, изменению подверглись как общие процессуальные права потерпевших, так и права несовершеннолетних потерпевших, гарантии возмещения потерпевшим вреда, причиненного преступлениями. Также скорректированы особенности осуществления административного надзора в отношении осужденных за совершение преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, меры государственной защиты потерпевших, положения об информировании потерпевших о перемещениях осужденного и ряд других. Отдельные положения , тем не менее, вступят в силу только с 1 января 2015 года. В основном это нормы, направленные на защиту прав несовершеннолетних потерпевших.

Новые процессуальные права потерпевших

"Данная норма должна защитить права потерпевшего, прежде всего его права, закрепленные в , согласно которой он должен иметь реальную возможность обжаловать в суд по решения, затрагивающие его права. Однако если мы не придем к реально независимому суду на всех уровнях, то данные изменения в лучшем случае не будут реально обеспечивать права потерпевшего", – отмечает Ахмат Глашев , советник АБ "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры".

По мнению Антона Матюшенко , расширение перечня процессуальных документов, которые должны вручаться потерпевшему, крайне позитивное, так как нередки случаи, когда потерпевший или представитель узнают о вынесенных по делу решениях только при ознакомлении с материалами по уголовному делу, теперь же потерпевший имеет право получать копии документов в ходе производства по делу.

Отдельный блок изменений связан также с правами потерпевшего в связи с проведением судебной экспертизы. Так, в отличие от действовавших ранее норм, следователь знакомит с постановлением о назначении судебной экспертизы в том числе и потерпевшего, его представителя и разъясняет им права, предусмотренные . Об этом составляется протокол, подписываемый следователем и лицами, которые ознакомлены с постановлением ().

При назначении и производстве судебной экспертизы потерпевший или его представитель и его представитель вправе ():

  • знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы;
  • заявлять отвод эксперту или ходатайствовать о производстве судебной экспертизы в другом экспертном учреждении;
  • ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц либо о производстве судебной экспертизы в конкретном экспертном учреждении;
  • ходатайствовать о внесении в постановление о назначении судебной экспертизы дополнительных вопросов эксперту;
  • присутствовать с разрешения следователя при производстве судебной экспертизы, давать объяснения эксперту;
  • знакомиться с заключением эксперта или сообщением о невозможности дать заключение, а также с протоколом допроса эксперта.

Заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение, а также протокол допроса эксперта предъявляются следователем, в том числе, потерпевшему, его представителю. При этом им разъясняется право ходатайствовать о назначении дополнительной либо повторной судебной экспертизы ().

"Новелла, связанная с расширением прав потерпевшего в связи с проведением судебной экспертизы, на мой взгляд, носит позитивный характер. Потерпевший получил всю совокупность прав, благодаря которым он может полноценным образом участвовать в производстве экспертизы (одного из важнейших следственных действий), до этого многим потерпевшим приходилось проводить независимую экспертизу за собственный счет", – отмечает Антон Матюшенко .

"Это действительно существенный момент. Ибо часто потерпевший не может добиться справедливости именно виду ограниченности своих прав в связи с назначением судебных экспертиз. Это особенно касается случаев нанесения побоев, тяжких телесных повреждений. Опять же скажу, что они будут эффективными, если суды первой инстанции будут реально независимыми. Но это, по сравнению с другими новшествами, действительно существенное", – комментирует изменения Ахмат Глашев .

  • о прибытии осужденного к лишению свободы к месту отбывания наказания;
  • о выездах осужденного за пределы учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы;
  • о времени освобождения осужденного из мест лишения свободы в случае, если потерпевший или его законный представитель сделает соответствующее заявление до окончания прений сторон.

Если до окончания прений сторон потерпевший (его законный представитель) изъявил желание получать в обязательном порядке упомянутую информацию, суд одновременно с постановлением обвинительного приговора выносит определение или постановление об уведомлении потерпевшего (его законного представителя). Копия документа направляется вместе с копией обвинительного приговора в учреждение или орган, на которые возложено исполнение наказания.

В случае выезда осужденного к месту жительства или получения им разрешения на выезд за пределы исправительного учреждения, администрация уведомляет об этом потерпевшего или его законного представителя незамедлительно ( и ч. 6.1 ). Основание направления таких уведомлений – наличие в личном деле осужденного копии определения или постановления суда об уведомлении потерпевшего или его законного представителя.

Суд, в который было подано заявление о досрочном прекращении административного надзора, уведомляет об этом потерпевшего и (или) его представителя в письменной форме в день принятия заявления к рассмотрению (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ " "). В свою очередь органы внутренних дел теперь должны в письменной форме уведомлять потерпевшего и (или) его представителя о прекращении административного надзора в день прекращения административного надзора (п. 7 ч. 1 ).

Усиление ответственности потерпевшего

Закон устанавливает, что потерпевший не имеет права уклоняться от прохождения освидетельствования , от производства в отношении его судебной экспертизы в случаях, когда не требуется его согласие, или от предоставления образцов почерка и иных образцов для сравнительного исследования.

Возмещение вреда потерпевшему и охрана тайны его личности

По мнению Ахмата Глашева , описанные выше изменения в части введения дополнительных гарантий возмещения вреда потерпевшему можно расценивать как положительные, если они не станут механизмом давления на осужденного (обвиняемого).

"Но здесь очень велик соблазн манипулировать этим для своих целей", – отмечает эксперт.

Меры по защите прав несовершеннолетних потерпевших

С 1 января 2015 года по ходатайству законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего возраста 16 лет, в отношении которого совершено преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, участие адвоката в качестве представителя такого потерпевшего обеспечивается дознавателем, следователем или судом. В этом случае расходы на оплату труда адвоката компенсируются за счет средств федерального бюджета (). При этом законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего может быть отстранен от участия в уголовном деле , если имеются основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего потерпевшего. Это будет происходить на основании постановления дознавателя, следователя, судьи или определению суда. В этом случае к участию в уголовном деле допускается другой законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего (ч. 2.2 ). Кроме того, ч. 3 дополнена положением о том, что разглашение данных о частной жизни несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего возраста 14 лет, без согласия его законного представителя не допускается.

С 1 января 2015 года также вступят в силу нормы, определяющие особенности проведения допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего (поправки к ). Так, обязательным станет участие педагога или психолога, если указанные следственные действия проводятся: с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля:

  • не достигшего 16 лет;
  • достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии.

По уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего участие психолога обязательно в обоих случаях (ч. 4 ). При производстве указанных следственных действий с участием несовершеннолетнего, достигшего возраста 16 лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя. Напомним, что сейчас присутствие таких специалистов обязательно только для детей, не достигших 14 лет.

Также с 1 января 2015 года применение видеозаписи или киносъемки станет обязательным в ходе следственных действий с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. Исключения составят случаи, когда несовершеннолетний потерпевший или свидетель либо его законный представитель против этого возражает. Материалы видеозаписи или киносъемки будут храниться в уголовном деле. Кроме того, оглашение показаний несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, ранее данных при производстве предварительного расследования или судебного разбирательства, а также фото- и видеоматериалов, сделанных в ходе допросов, осуществляются в отсутствие несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля без проведения допроса. Тем не менее, по ходатайству сторон или по собственной инициативе суд сможет выносить мотивированное решение о необходимости допросить несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля повторно (ч. 6 ).

Меры государственной защиты потерпевших

Значительные изменения также произошли в сфере государственной защиты, в том числе и потерпевших. Так, меры государственной защиты могут быть применены после постановления приговора, вынесения постановления об освобождении лица от уголовной ответственности или наказания и о применении к нему принудительных мер медицинского характера. Наряду с этим, при переселении защищаемого лица на другое временное место жительства ему за счет средств федерального бюджета будет оказываться материальная помощь и возмещаться расходы, связанные с переездом (ч. 5 , Федерального закона от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, далее – закон о государственной защите).

Кроме того, для избрания в отношении защищаемого лица мер безопасности, предусмотренных , соответствующий орган теперь в обязательном порядке должен заключать с ним договор, в котором определяются условия применения избираемой меры безопасности, права и обязанности самого органа и защищаемого лица при ее применении. Также орган, осуществляющий меры безопасности, обеспечивает психологическое сопровождение защищаемого лица (см. ).

«Виртуозы» - это недостаточное слово для его предприятия...

Его подход принципиально отличается от формального подхода, "ремесленников" данной сферы деятельности. Герасимов РАБОТАЕТ, искренне переживая за человека, который к нему обратился, платно или бесплатно не играет роли, он бьётся за всех, старается помочь изо всех сил. Он перерывает кучу информации подобной вашей проблеме, на сайтах верховного суда и пр. ищет нестандартные подходы.... Он задал такого уровня планку, что к другим адвокатам уже ноги не идут, потому, что помню их скучающие лица, на которых написано: "оплачивайте и до свидания, у меня рабочий день окончен".

Виртуозы в квадрате, в кубе.... Хоть в Москву переезжай, чтоб получать...

Ваша работа действительно располагает к написанию публичной благодарности.

К юристу Герасимову Сергею Валентиновичу и его внештатному помощнику Олейнику Владиславу Павловичу обращалась дважды: впервые по поводу нарушения права инвалида на предоставление ежегодного санаторно-курортного лечения; повторно –по проблемам сына, которому бывший работодатель предъявил иск о возмещении материального вреда. Я очень благодарна Сергею Валентиновичу и Владиславу Павловичу не только за грамотные консультации, юридическое сопровождение, но и за человеческое участие и моральную поддержку. Сергей Валентинович - это действительно Профессионал своего дела (и именно с большой буквы), который не только быстро и грамотно составляет все необходимые юридические документы, но еще и поясняет суть происходящего в процессе доступным для обывателя языком. Имелась некая сложность: я нахожусь в пяти часовых поясах от Москвы, юридическая помощь оказывалась дистанционно посредством переговоров по телефону и Skype; но Сергей...

За профессиональную работу, за то, что смогли вернуть мне мою квартиру, отсудив ее у Департамента городского имущества

Выражаю благодарность юридической компании ИП С.В. Герасимов «Виртуозы гражданской защиты» за профессиональную работу, за то, что смогли вернуть мне мою квартиру, отсудив ее у Департамента городского имущества г. Москвы. Особое спасибо Герасимову Сергею Валентиновичу, который, после подробной консультации, четко сформулировал план работы, который ни разу не дал сбоя. Спасибо за взаимопонимание и поддержку Валерии Ивановне Попович, которая представляла мои интересы в суде и непосредственно работала со мной. Спасибо Вам за то, что в нелегкое для меня время, каждый член Вашей большой команды, оказывал поддержку и всегда был готов помочь, ответить на все вопросы, связанные со столь трудной ситуацией. Желаю всему коллективу дальнейших успехов и процветания!

С уважением, Галкина Екатерина Ивановна.

"Гражданам, пострадавшим в результате преступлений, добиться восстановления нарушенных прав, полноценной психологической помощи, социальной и медицинской реабилитации, а также получения компенсации в условиях действующего законодательства затруднительно", – отметила в ходе состоявшегося на этой неделе круглого стола, организованного Фондом поддержки пострадавших от преступлений, председатель фонда Ольга Костина . По ее словам, согласно различным экспертным данным, в России пострадавшими от преступлений ежегодно становятся более 10 млн человек. При этом около 50% из них не обращаются в полицию, а предпринимают самостоятельные действия по восстановлению справедливости, вплоть до самосуда. "Жертвы преступлений боятся идти в полицию, потому что никто не гарантирует им помощь, раскрытие преступления и справедливую компенсацию", – считает она.

Кроме того, по мнению эксперта, для участия в уголовном процессе потерпевшим необходимы определенные знания. Так, например, уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ("Нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию") считаются уголовными делами частного обвинения (). Это означает, что уголовное дело будет возбуждаться не иначе как по заявлению пострадавшей стороны, а правоохранительные органы не принимают участие в доказывании вины, к примеру, домашнего тирана, так как эта обязанность лежит на плечах пострадавших. То есть, по общему правилу, пострадавшие сами должны подавать заявление в мировой суд, самостоятельно собирать доказательства, представлять обвинение в суд ( , ). "Поэтому в основном такие преступления остаются латентными, а потерпевшие – незащищенными", – считает Ольга Костина.

Вместе с тем количество жалоб от тех, кому отказывают в возбуждении уголовных дел и не признали потерпевшими также ежегодно растет, рассказали эксперты. "Если в 2016 году это была цифра в 2870 заявлений, то за 2017 год она перевалила за 3100, – отметил представитель Уполномоченного по правам человека в РФ Виктор Немченков . – К нам обращаются люди, которые самостоятельно не могут добиться признания их потерпевшими по делу. Еще очень много жалоб на несоблюдение в ходе расследования уголовного дела прав потерпевших. Не стоит забывать, что у потерпевших есть те же права, что и у других участников уголовного дела.

Из материалов, имеющихся в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ, следует, что в соответствии со статистическими данными за 2016 год количество вынесенных постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел составило 6,8 млн. Однако, по словам экспертов, заявители о преступлениях все чаще не получают от правоохранительных органов уведомления о принятых по заявлениям процессуальных решениях и копии постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, несмотря на то, что согласно такие уведомления должны направляться заявителям не позднее 24 часов с момента принятия соответствующего процессуального решения. "Вот написал человек заявление в полицию и даже не знает, что дальше происходит с этим заявлением. Часто заявителям рассказывают, что идет проверка, а через полгода выясняется, что уже давно вынесено постановление об отказе", – рассказал ведущий юрист Фонда поддержки пострадавших от преступлений Максим Пешков . В связи с этим Фондом предлагается скорректировать УПК РФ в части изменения порядка уведомления заявителя о принятом по заявлению процессуальном решении, порядка проверки законности вынесенного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела прокурором, а также установления в уголовно-процессуальном законодательстве статуса заявителя.

Также он отметил, что все чаще встречаются случаи немотивированных отказов органов дознания и предварительного следствия в ознакомлении заявителей с материалами проверки сообщений о преступлении по их заявлениям, в случае принятия процессуального решения в виде постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. По мнению эксперта, отказом в предоставлении доступа к материалам проверки нарушаются права заявителей, предоставленные им . Напомним, что согласно , органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. "В ходе практической работы с заявителями было установлено, что органами дознания и предварительного следствия искусственно создаются препятствия для ознакомления заявителей с материалами проверки, проведенной по их заявлениям", – убежден Немченков. Так, по его словам, к числу таких искусственных препятствий относятся отказы должностных лиц органов дознания и предварительного следствия в ознакомлении заявителей с материалами процессуальных проверок по их заявлениям в связи с отсутствием, к примеру, у сотрудника полиции обязанности давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять такие дела и материалы для ознакомления (). Он предлагает прямо предусмотреть право заявителя на ознакомление с материалами проверки сообщения о преступлении.

Как рассказали эксперты, еще одной проблемой является то, что на сегодняшний день потерпевшая сторона не может рассчитывать на адекватную социальную помощь и реабилитацию со стороны государства. Напомним, что компенсация вреда не является безусловной обязанностью виновного лица и производится только при наличии обвинительного приговора суда (). Кроме того, потерпевший не может претендовать на компенсацию вреда, причиненного преступлением, и в случае, если преступник не установлен или установлен, но скрывается от следствия, в связи с чем привлечь его к уголовной ответственности не представляется возможным. То есть социальная функция , гарантирующей право на компенсацию причиненного ущерба, фактически не реализуется на практике.

"В целях более эффективного восстановления социальной справедливости в части возмещения вреда, причиненного преступлением потерпевшему, должны быть закреплены условия, виды и размеры государственной компенсации, – отметила Ольга Костина. – Создание государственной компенсационной системы позволит снизить социальную напряженность, поскольку обеспечит реальную поддержку пострадавших, повысит уровень доверия граждан к правоохранительным и судебным органам, позволит ратифицировать ряд тематических международных правовых документов и избежать значительного количества обращений в ЕСПЧ".

Предполагается, что компенсационная система позволит производить выплаты даже в том случае, когда отсутствует возможность взыскания денежных средств с преступника, не нанося никакого ущерба бюджету страны. При этом формироваться она будет за счет штрафов, назначаемых в качестве уголовного наказания, государственных средств, полученных от конфискации имущества, сумм залогов, обращенных в доход государства и т. д. "Размер компенсации должен покрывать расходы по потере заработка, на содержание иждивенцев, на погребение, на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию потерпевшего, а также на медицинскую и социальную реабилитацию близких родственников несовершеннолетнего потерпевшего при наличии прямых последствий преступления", – пояснила Ольга Костина. По ее словам, Следственным комитетом РФ совместно с Фондом поддержки пострадавших от преступлений разрабатывается проект федерального закона "О потерпевших от преступлений", которым будут установлены основные принципы защиты и восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов потерпевших.

Вместе с этим необходимо развивать также систему социальной, медицинской и психологической реабилитации потерпевших от преступлений, считают участники круглого стола. "Например, для работы с пострадавшими детьми, необходимо привлечение специалистов в области возрастной или педагогической психологии, клинических психологов со знанием и опытом работы в отрасли психологии развития ребенка, практикой в области детско-родительских отношений и психологической травмы, а также врачей-психотерапевтов, – считает Ольга Костина. – Необходимо развивать систему помощи пострадавшим, с обязательным последующим медико-психологическим сопровождением".

Защиту потерпевшего начинают с пострадавшего: сразу после того, как он сообщит о преступлении, которым причинен ему вред. Как пострадавшему добиться восстановления нарушенных прав, а также возмещения ущерба от преступления в уголовном процессе? - тема настоящей статьи.

В большинстве уголовных дел по преступлениям, относящимся к нетяжким, средней тяжести и даже тяжким, потерпевшие самостоятельно справляются с защитой своих прав и потребности в услугах адвоката не испытывают. Адвокат для защиты потерпевших по уголовным делам требуется не всегда. Естественно, к юридическим услугам профессионального защитника прибегают в особо сложных ситуациях, когда самостоятельно "пробить стену" не представляется возможным.

Защита потерпевших и пострадавших от преступлений адвокатом - это использование профессиональных методов реализации их законных прав, предусмотренных в уголовном процессе.

Борьба правоохранительных органов с ростом преступности иными словами с ростом количества преступлений упирается в попытки уменьшить количество зарегистрированных преступлений. Чтобы не портить статистику раскрываемости в книге учета совершенных преступлений без регистрации остается часть заявлений. Не хотят регистрировать неочевидные преступления, по которым уголовные дела скорее всего будут "висяками", и лица, совершившие преступления не будут найдены. При этом заявителю - пострадавшему лицу говорится, что признаков преступления нет (не усматривается) - и все, на этом диалог с правоохранительной системой у потенциального потерпевшего заканчивается.

Это касается преступлений, совершаемых в семейном кругу, это трупы без явных признаков насилия, это «передозы» и вовлечение малолетних в преступления, отравления неустановленными веществами, это неявные мошенничества, неявное физическое насилие и многие прочие трудно-доказываемые, а значит, неочевидные преступления.

Но даже если у Вас, как у пострадавшего лица, приняли в полиции либо ином правоохранительном органе заявление, зарегистрировали его в установленном порядке - это еще не начало расследования уголовного дела по Вашему заявлению. Это только начало доследственной проверки Вашего сообщения о преступлении. По окончании проверки дознаватель или следователь принимает решение о том, было ли преступление, если да - то возбуждается уголовное дело и начинается расследование. Если нет - то выносится отказ в возбуждении уголовного дела. Вы как заявитель уведомляетесь о принятом решении, закон сохраняет за Вами право на обжалование.

Чтобы пострадавшему от преступления стать потерпевшим в случаях с неочевидными преступлениями, Вам предстоит еще доказать, что Вы и есть жертва преступления, а вернее, что было именно преступление, вследствие которого Вам причинен физический либо иной ущерб. Согласно уголовно-процессуальному законодательству лицо признается потерпевшим от преступления при наличии оснований полагать, что ему непосредственно преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред, в том числе вследствие общественно опасного деяния.

Российская Федерация в Конституции провозгласила положение о том, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом, государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52).
Уголовное судопроизводство предназначено для защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ) подробно регулирует процессуальное положение потерпевших, их права и возможности защиты.

Лицо, пострадавшее в результате преступления, признается потерпевшим и является участником уголовного процесса с соответствующим набором прав и обязанностей. Статус потерпевшего приобретается с момента вынесения следователем постановления о признании потерпевшим. При этом данное постановление выносится только в рамках возбужденного уголовного дела, т.е. после начала уголовного процесса.

До возбуждения уголовного дела и официального признания потерпевшим лицо, пострадавшее от преступления, именуется заявителем. И этот статус не получил законодательного закрепления. Из прав заявителя регламентированы право письменно или устно сообщить о преступлении, право обжаловать действия должностных лиц.

Вступление адвоката в дело на стадии доследственной проверки или, юридически правильнее - на стадии проверки сообщения о преступлении, помогает предотвратить ущемление прав и законных интересов граждан и организаций, пострадавших от преступлений.

Для адвоката, действующего в интересах своего подзащитного, процессуальный статус пострадавшего от преступления не имеет значения. Используя адвокатский статус, профессиональный юрист сможет собрать необходимые доказательства совершенного против Вас преступления, а также повлиять на ход доследственной проверки, а потом и уголовного дела для защиты Ваших интересов.

Защита потерпевшего

Потерпевшим в уголовном процессе является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя или суда» (ч. 1 ст. 42 УПК РФ)

Реализация прав потерпевшего в ходе уголовного расследования - задача номер один для его защитника.
Гражданин, признанный потерпевшим от преступления, вправе давать показания по делу: на родном языке или ином, которым владеет; иметь представителя (адвоката). Потерпевший и его представитель имеют право знать о предъявленном обвиняемому обвинении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, участвовать с разрешения следователя в следственных действиях, проводимых по его ходатайствам, знакомиться по окончании расследования со всеми материалами дела, участвовать в судебном разбирательстве дела в суде первой инстанции и в заседаниях судов вышестоящих инстанций, приносить жалобы на действия лица, производящего дознание, следователя, прокурора, суда; потерпевший может знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него возражения, обжаловать приговор и определения суда, постановления судьи.

Лицо, понесшее материальный ущерб от преступления, вправе при производстве по уголовному делу предъявить обвиняемому или лицам, несущим материальную ответственность за действия виновного, гражданский иск, который рассматривается вместе с уголовным делом. Гражданский иск потерпевшего в уголовном деле не облагается государственной пошлиной. При наличии достаточных данных о причинении материального ущерба потерпевшему орган дознания, следователь, прокурор и суд обязаны принять меры для обеспечения предъявленного или возможного в будущем гражданского иска

  • Тема 5. Особенности обеспечения прав лиц, пострадавших от преступления
  • Тема 6. Обеспечение личной безопасности участников уголовного процесса
  • Тема 7. Реабилитация. Защита прав граждан необоснованно подвергнутых уголовному преследованию.
  • Тема 8. Роль суда в обеспечении прав личности в досудебном производстве
  • Тема 9. Обеспечение прав личности в досудебном производстве России
  • Темы для докладов:
  • Литература для реферирования
  • Контрольные вопросы
  • Темы для докладов:
  • Литература для реферирования
  • Дополнительная литература
  • Задание для самостоятельной работы в малых группах с элементами ролевой игры
  • Тема 3. Обеспечение прав лиц, подвергающихся уголовному преследованию (подозреваемых)
  • Коллоквиум - вопросы для обсуждения:
  • Тема 3. Обеспечение прав лиц, подвергающихся уголовному преследованию
  • Коллоквиум - вопросы для обсуждения
  • Темы для докладов:
  • Литература для реферирования
  • Решение задач
  • Тестирование по результатам рассмотрения занятий 3 и 4 темы 3
  • Тема 4. Участие защитника в обеспечении прав подозреваемых и обвиняемых (интерактивное занятие)
  • Литература для реферерирования
  • Вопрос 7. Адвокат, приглашенный свидетелем, вправе во время допроса:
  • Вопрос 8. Последовательность действий следователя при окончании предварительного следствия с обвинительным заключением:
  • Вопрос 9. Последовательность действий адвоката-защитника при назначении судебной экспертизы по уголовному делу:
  • Вопрос 10. Отчет об опросе лица с его согласия адвокат может представить в суд в качестве:
  • Задание для самостоятельное работы - решение задач
  • Тема 5. Особенности обеспечения прав лиц, пострадавших от преступления Коллоквиум –вопросы для обсуждения
  • Контрольные вопросы:
  • Литература для реферирования
  • Тема 6. Личная безопасность участников судопроизводства как объект обеспечения в уголовном процессе Вопросы для обсуждения
  • Литература для реферирования: Нормативные акты
  • Тема 8. Реабилитация. Защита прав граждан необоснованно подвергнутых уголовному преследованию Коллоквиум- вопросы для обсуждения
  • Уголовно-процессуальное право Российской Федерации:: учебник / отв. Ред. П.А. Лупинская. , л. А. Воскобитова. 3-е изд., перераб. И доп. 2013. 1008 с.
  • Уголовный процесс: учебник / а. В. Смирнов, к. Б. Калиновский; под общ. Ред. А. В. Смирнова. 5-е изд., перераб. 2013. 768 с.
  • Тема 9. Роль суда в обеспечении прав личности в досудебном производстве Коллоквиум -вопросы для обсуждения
  • Уголовно-процессуальное право Российской Федерации:: учебник / отв. Ред. П.А. Лупинская. , л. А. Воскобитова. 3-е изд., перераб. И доп. 2013. 1008 с.
  • Уголовный процесс: учебник / а. В. Смирнов, к. Б. Калиновский; под общ. Ред. А. В. Смирнова. 5-е изд., перераб. 2013. 768 с.
  • Тема 10. Обеспечение прав личности в досудебном производстве России в свете международно-правовых стандартов Коллоквиум: вопросы для обсуждения
  • Реферерируемая литература
  • 5. Литература
  • Уголовно-процессуальное право Российской Федерации:: учебник / отв. Ред. П.А. Лупинская. , л. А. Воскобитова. 3-е изд., перераб. И доп. 2013. 1008 с.
  • Уголовный процесс: учебник / а. В. Смирнов, к. Б. Калиновский; под общ. Ред. А. В. Смирнова. 5-е изд., перераб. 2013. 768 с.
  • 6.Перечень тем для докладов
  • 7.Перечень вопросов к зачету
  • 8.Тесты для рубежного контроля
  • 9.Глоссарий
  • 10. Конспекты лекций Лекция №1 Основные положения о процессуальном статусе участников уголовного процесса и обеспечении их прав и интересов
  • Лекция №2 Обеспечение прав личности в стадии возбуждения уголовного дела
  • Лекция 3. Обеспечение прав лиц, подвергшихся уголовному преследованию
  • 3.1. Основания для вовлечения в уголовный процесс лица в качестве подозреваемого, понятие подозрения и подозреваемого
  • 2.2. Уведомление о признании подозреваемым
  • 2.3. Права подозреваемого и средства их обеспечения
  • 3.1. Основания для привлечения лица в качестве обвиняемого. Процессуальный порядок привлечения лица в качестве обвиняемого. Разъяснение прав обвиняемого
  • 3.2. Требования, предъявляемые к постановлению о привлечении в качестве обвиняемого
  • Лекция 4. Участие защитника в обеспечении прав личности при производстве предварительного расследования
  • 4.2. Обеспечение участия защитника при производстве предварительного расследования
  • Лекция 5. Особенности обеспечения прав лиц, пострадавших от преступления
  • 5.1. Понятие потерпевшего и порядок признания потерпевшим в уголовном процессе
  • 5.2 Право потерпевшего на ознакомление с материалами уголовного дела и принятыми по нему решениями и его процессуальное обеспечение
  • 5.3. Право потерпевшего участвовать в доказывании и его гарантии
  • 5.4. Право потерпевшего на примирение с обвиняемым и проблемы его обеспечения
  • 5.5. Право потерпевшего на обжалование действий и решений должностных лиц и государственных органов и его гарантии
  • Лекция 5. Особенности обеспечения прав лиц, пострадавших от преступления

    5.1. Понятие потерпевшего и порядок признания потерпевшим в уголовном процессе

    Потерпевшим в уголовном судопроизводстве в соответствии с положениями ст. 42 УПК РФ признается физическое лицо, которому преступлением причинен физический, моральный или материальный вред. Кроме того, в качестве потерпевшего может выступать юридическое лицо, если преступлением причинен вред его имуществу и деловой репутации. В части 8 ст. 42 УПК РФ указано, что по делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть потерпевшего, права, предусмотренные соответствующими положениями уголовно-процессуального закона, имеют его близкие родственники, один из них признается потерпевшим. Следует отметить, что в ранее действовавшем УПК РСФСР такой нормы не было. Однако в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 1 ноября 1985 г. №16 39 содержалось соответствующее разъяснение. Пленум указывал, что, если на предоставлении прав потерпевшего настаивают несколько лиц из числа близких родственников погибшего, они также могут быть признаны потерпевшими. В настоящее время законодатель при регулировании данного вопроса категорично говорит о возможности признания толькоодного из близких родственников потерпевшим по уголовному делу о преступлении, которое повлекло гибель гражданина. Как представляется, такое сужение возможного круга потерпевших вряд ли способствует эффективному обеспечению прав и интересов близких родственников погибшего. Фактически речь идет об ограничении доступа к правосудию отдельных граждан, интересы которых могут быть существенно затронуты решением по уголовному делу. При этом такие граждане не получают процессуальных возможностей для защиты своих прав и интересов (например, они не вправе обжаловать судебное решение по существу уголовного дела и тем самым попытаться восстановить свои нарушенные этим решением права).

    Для признания гражданина потерпевшим по уголовному делу необходимо наличие соответствующих оснований - фактических и юридических. В качестве фактических или материальных оснований выступает причиненный преступлением вред. Как юридическое или процессуальное основание рассматривается постановление органов расследования и судьи (определение суда) о признании лица потерпевшим.

    Признание физического или юридического лица потерпевшим по уголовному делу означает, что это лицо допускается к участию в уголовном судопроизводстве. Его участие основано на реализации предоставленных законом прав и выполнении необходимых обязанностей. Основная цель участия потерпевшего в производстве по уголовному делу - восстановить нарушенные преступлением гражданские права либо компенсировать причиненный преступлением вред (либо и то, и другое). Процессуальные полномочия необходимы ему для того, чтобы добиваться этой цели. В рамках производства по уголовным делам он должен быть наделен такой совокупностью прав, которые бы позволяли ему эффективно бороться за достижение своей основной цели в процессе. Допуская возможность участия потерпевшего в уголовном судопроизводстве, законодатель обеспечивает ему главную гарантию защиты нарушенных преступлением прав, а наделяя потерпевшего процессуальными правами - гарантирует достижение целей участия потерпевшего в производстве по уголовным делам. Поэтому от того, насколько полно, последовательно, и логично регулируется совокупность прав потерпевшего, зависит его социальная защищенность.

    Потерпевший располагает довольно широкими процессуальными возможностями по защите своих прав. В статьях 42, 246, 314, 318, 328 и других УПК РФ указывается совокупность общих и более конкретных процессуальных прав и обязанностей потерпевшего. Например, в ч. 2 ст. 42 УПК РФ говорится о праве потерпевшего участвовать в судебном разбирательстве первой инстанции. В ст. 314 УПК РФ конкретизируется роль потерпевшего, который может возражать против проведения судебного разбирательства в особом порядке. В соответствии со ст. 318 УПК РФ потерпевший вправе путем подачи заявления возбуждать уголовные дела, отнесенные ч. 2 ст. 20 УПК РФ к категории частного обвинения, и выполнять при этом функции частного обвинителя.

    Одним из основных положений, определяющих процессуальный статус потерпевшего, является принцип состязательности. В соответствии с ним стороны обвинения и защиты наделяются равными процессуальными возможностями для защиты своих интересов (ст. 15, 244 УПК РФ). Равенство сторон должно гарантировать одинаковый объем процессуальных правомочий. Однако нельзя возводить это равенство в абсолютную категорию (т.е. считать, что объем и содержание прав сторон совпадают полностью). Различие в целях участия отдельных субъектов (например, обвиняемого и потерпевшего) не может не отражаться на совокупности предоставляемых сторонам процессуальных возможностей. Поэтому процессуальный статус обвиняемого не может полностью соответствовать процессуальному статусу потерпевшего. Различия эти объективно обусловлены. Так, лицо, против которого ведется уголовное преследование, в большей степени подвергается правоограничительным мерам со стороны государственных органов и должностных лиц (например, применение меры пресечения). Следовательно, обвиняемый (подозреваемый, подсудимый) должен располагать особыми средствами защиты своих прав от необоснованного применения к нему таких мер: правом пригласить или требовать назначения защитника с момента применения меры пресечения или задержания, обжаловать решение о применении меры пресечения и т.п. Законодатель разрешает лицу, которое подозревается в совершении преступления или привлекается к уголовной ответственности, отказываться от дачи показаний, считая это одним из средств защиты его прав и интересов.

    Между отдельными заинтересованными участниками уголовного судопроизводства допускается различие в совокупности процессуальных возможностей, но оно должно носить объективный характер.

    В то же время недопустимо искусственно создавать различия в процессуальном статусе, ограничивать права таких участников. Например, п. 9 ч. 2 ст. 42 УПК РФ говорит о праве потерпевшего знакомиться с протоколами следственных действий, проведенных с его участием, а п. 8 ч. 4 ст. 46 УПК РФ - о праве подозреваемого знакомиться с протоколами следственных действий, проведенных с его участием, и подавать на них замечания .

    В п. 10 ч. 2 ст. 42 УПК РФ предусмотрено право потерпевшего знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы, а с заключением эксперта - только в тех случаях, когда экспертиза проводилась в отношении потерпевшего. Согласно п. 11 ч. 4 ст. 47 УПК РФ обвиняемый вправе знакомиться и с постановлением о назначении экспертизы и с заключением эксперта без дополнительных к тому условий. Как представляется, такая разница в процессуальных возможностях участников не имеет объективного обоснования и должна быть устранена, что будет способствовать повышению эффективности защиты прав и интересов заинтересованных лиц в производстве по уголовным делам.

    Реализация прав потерпевшего зависит от нескольких факторов. В первую очередь от знания потерпевшим своих процессуальных возможностей. Затем от его желания воспользоваться определенным процессуальным правом. Для того чтобы потерпевший мог выбрать наиболее целесообразные, с его точки зрения, права для защиты своих интересов в производстве по уголовному делу, должностные лица и государственные органы должны поставить его в известность о законодательно предусмотренной совокупности его прав. При этом необходимо, чтобы должностное лицо не только добросовестно выполнило обязанность известить потерпевшего о наличии у него соответствующих процессуальных прав и обязанностей, но и сделало это своевременно. К сожалению, действующий уголовно-процессуальный закон не указывает тот момент, когда потерпевший должен быть поставлен в известность о своих процессуальных возможностях. В ст. 42 УПК РФ перечислены его права и обязанности. Порядок признания гражданина или юридического лица потерпевшим не оговаривается вовсе, что представляет проблему в вопросах обеспечения прав потерпевшего в уголовном судопроизводстве. В настоящее время эта процедура (признание потерпевшим по уголовному делу) включает следующие элементы:

      вызов для признания потерпевшим;

      удостоверение личности;

      предъявление для ознакомления постановления о признании потерпевшим и ознакомление с ним лица, признанного потерпевшим по делу (физического или представителя юридического лица), что удостоверяется его подписью;

      разъяснение процессуальных прав и обязанностей;

      проведение следственных действий с участием потерпевшего (например, допрос) в случае необходимости.

    Наличие законодательно урегулированной процедуры позволит полнее обеспечить права и законные интересы лиц, пострадавших от преступлений. В частности, даст возможность своевременно информировать их о необходимости участвовать в производстве по уголовному делу, наличии соответствующих процессуальных полномочий и способах их реализации.

    Первоначальным правом гражданина, пострадавшего от преступления, является право участвовать в уголовном судопроизводстве. Это право потерпевшего обеспечивается различными процессуальными средствами. Различия в его реализации обусловливаются особенностями стадии, в которой находится производство по уголовному делу.

    В досудебном производстве потерпевший может участвовать, начиная с самых ранних его этапов. Лицо, которое впоследствии будет признано потерпевшим, может выполнять функцию заявителя о преступлении и пользоваться на стадии возбуждения уголовного дела соответствующими правами. Так, в частности, заявитель вправе подать заявление о преступлении и получить соответствующее документальное подтверждение подачи заявления. Эти права заявителя обеспечиваются обязанностью должностных лиц принять заявление и проверить его (ч. 1 ст. 144 УПК РФ). Заявитель вправе обратиться в любой правоохранительный орган с сообщением о совершенном или готовящемся преступлении. Заявитель не обязан соблюдать правила о подследственности уголовных дел. Поэтому отказ должностного лица принять сообщение о преступлении ввиду того, что этот состав преступления отнесен к подследственности другого органа, недопустим и может быть обжалован в установленном уголовно-процессу-альным законом порядке (ст. 123, 125 УПК РФ). Но для того, чтобы обжалование стало возможным, следует требовать письменного документа об отказе в принятии сообщения о преступлении.

    Постановление следователя, дознавателя, прокурора о признании потерпевшим является формальным основанием для допуска пострадавшего от преступления к участию в уголовном судопроизводстве в стадии предварительного расследования. Момент допуска потерпевшего к участию в расследовании зависит от усмотрения органов расследования и наличия у них для этого решения необходимой и достаточной совокупности фактических оснований, т.е. сведений о причинении вреда какому-либо субъекту. В следственной практике встречаются примеры, когда потерпевший допускается к участию в деле вслед за возбуждением уголовного дела. В других случаях органам расследования приходится принимать меры к розыску потерпевших. Поэтому установить какой-либо универсальный момент допуска потерпевшего к участию в деле невозможно. Он определяется обстоятельствами производства по конкретному уголовному делу.

    Довольно подробно в уголовно-процессуальном законе РФ раскрывается содержание и закрепляются гарантии права потерпевшего участвовать в судебных стадиях уголовного судопроизводства. В судебном разбирательстве первой инстанции данное право потерпевшего обеспечивается следующими средствами. Во-первых, ч. 4 ст. 231 УПК РФ предусматривает обязанность судьи при назначении судебного заседания уведомить стороны о предстоящем процессе не менее чем за 5 суток до его начала. Стороны должны быть поставлены в известность о месте, дате и времени проведения судебного разбирательства. Во-вторых, согласно ч. 1 ст. 249 УПК РФ по общему правилу в судебном разбирательстве участие потерпевшего обязательно при рассмотрении дела по существу. Поэтому судебное разбирательство в отсутствие потерпевшего может быть проведено только при установлении судом специально указанных в законе оснований. В указанных случаях суд обязан принять меры к выяснению причин отсутствия потерпевшего. Для более четкой регламентации средств обеспечения права потерпевшего на участие в судебном разбирательстве первой инстанции в законе следует прямо указать, что неявка потерпевшего, вызванная уважительными причинами, должна влечь отложение слушания уголовного дела. Если причины отсутствия потерпевшего судом не выяснялись или потерпевший не был своевременно уведомлен о проведении судебного разбирательства, то приговор по жалобе заинтересованных лиц может быть признан незаконным вышестоящей судебной инстанцией и отменен, а дело направлено для повторного судебного рассмотрения с указанием вышестоящего суда обеспечить участие потерпевшего в судебном процессе.

    Участие потерпевшего в апелляционном производстве закреплено в ст. 364 УПК РФ. Судья, получив дело и изучив его, выносит постановление о назначении судебного заседания. Затем он обязан известить стороны о месте, дате и времени его проведения. Однако в отличие от правил, предусматривающих участие сторон в судебном разбирательстве в первой инстанции, при апелляционном производстве закон признает обязательным участие только государственного обвинителя; частного обвинителя; подавшего апелляционную жалобу, подсудимого или осужденного, который подал жалобу или в интересах которого поданы жалоба или представление, за исключением случаев, когда рассмотрению подлежит уголовное дело о преступлении небольшой или средней тяжести и подсудимый ходатайствует о проведении судебного разбирательства в его отсутствие; защитника, если его участие является обязательным в установленных законом случаях (ст. 51 УПК РФ). Таким образом, участие потерпевшего в апелляционном производстве не является обязательным. Поэтому апелляционное производство может пройти без его участия даже в тех случая, когда оно было инициировано потерпевшим. Такое положение должно быть изменено, как не соответствующее провозглашенному назначению уголовного судопроизводства. В ст. 6 УПК РФ сказано, что уголовное судопроизводство предназначено прежде всего для защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений. В таком случае уголовно-процессуальный закон должен предусматривать все необходимые процессуальные средства для этой защиты и эффективного обеспечения прав потерпевших.

    В ч. 2 ст. 376 УПК РФ закреплено право потерпевшего участвовать при кассационном пересмотре уголовных дел.

    При рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приговоров, участие потерпевшего (если только он не был одновременно гражданским истцом) уголовно-процессуальным законом не предусматривается.

    В случае пересмотра судебных решений в надзорной инстанции потерпевший имеет право участвовать в судебном заседании зависит при наличии нескольких условий:

      его интересы непосредственно затрагиваются надзорной жалобой или представлением;

      потерпевший ходатайствует об участии в судебном заседании надзорной инстанции.

    Как представляется, действующий уголовно-процессуаль-ный закон в не полной степени гарантирует реализацию данного права потерпевшего. В частности, в гл. 48 УПК РФ не предусматривается обязанность соответствующих должностных лиц (судьи, который рассматривает поступившую жалобу или представление и решает вопрос о возбуждении надзорного производства, суда, рассматривающего дело в надзорном порядке) уведомить потерпевшего о подаче надзорной жалобы или представления. Следовательно, потерпевший может не знать о начале надзорного производства и соответственно лишается возможности заявить ходатайство о намерении участвовать в судебном заседании. В УПК РФ необходимо закрепить обязанность судьи уведомлять потерпевшего о поступлении надзорных жалоб или представлений. Потерпевший должен иметь право ознакомиться с содержанием этих документов и возможность подать свою жалобу или возражение.

    Суммируя сказанное, можно сделать вывод, что право потерпевшего участвовать в уголовном судопроизводстве должно обеспечиваться надлежащим исполнением следующих обязанностей должностных лиц:

      признать при наличии достаточных оснований лицо, пострадавшее от преступления, потерпевшим по делу и разъяснить ему его права и обязанности;

      своевременно уведомить потерпевшего о месте, дате и времени проведения судебного разбирательства в первой инстанции, а также о судебных заседаниях, посвященных пересмотру решений суда по данному делу в различных судебных инстанциях;

      предоставлять потерпевшему все необходимые возможности для реализации его прав.

    Уголовно-процессуальный закон предусматривает отмену приговора, если право потерпевшего участвовать в судебном разбирательстве не было надлежащим образом обеспечено. Судебная практика знает немало примеров, когда приговоры отменялись именно потому, что суд не обеспечил право потерпевшего участвовать в судебном разбирательстве и непосредственно защищать свои интересы в уголовном судопроизводстве. В частности, был отменен оправдательный приговор, вынесенный судом присяжных, поскольку было нарушено право потерпевшего участвовать в судебном разбирательстве. Нарушение выразилось в том, что потерпевшая К., не явилась в суд, но заявила письменное ходатайство об отложении разбирательства из-за своей болезни. Суд данное ходатайство отклонил, мотивируя свое решение тем, что потерпевшая не представила документа, подтверждающего ее заявление о болезни. Ранее она была допрошена судом, поэтому ее явка была признана не обязательной. Разбирательство было окончено без потерпевшей. В кассационной инстанции потерпевшая представила листок по нетрудоспособности на соответствующие числа, в которые было окончено судебное разбирательство. Исходя из этого, кассационная инстанция сделала вывод о нарушении прав потерпевшей и отменила судебное решение 40 .

    В уголовном судопроизводстве потерпевший имеет право на опосредованное участие, т.е. его права может защищать представитель. В соответствии с ч. 1 ст. 45 УПК РФ представителем потерпевшего - физического лица могут быть адвокаты. По постановлению мирового судьи в качестве представителя потерпевшего могут быть допущены иные лица, в том числе близкие родственники потерпевшего. Если потерпевшим является юридическое лицо, то его представителем могут быть либо уполномоченные представлять интересы юридического лица субъекты в силу указаний гражданского законодательства, либо адвокаты. Из формулировки данной нормы можно сделать вывод, что в стадии предварительного расследования и при рассмотрении уголовных дел федеральным судом представителем потерпевшего может быть только адвокат. Действующее уголовно-процессуальное законодательство не предусматривает обязательности участия представителя потерпевшего - адвоката, вследствие чего оказывается необеспеченным такое конституционное право гражданина, как право на квалифицированную юридическую помощь.

    В УПК РФ (ч. 2 ст. 45) предусмотрено обязательное участие представителя только в случаях, когда потерпевший является несовершеннолетним либо в силу физического или психического состояния не может самостоятельно осуществлять свои процессуальные права и защищать свои интересы. В таких ситуациях обязательно участие законного представителя.

    Представитель потерпевшего, как сказано в ч. 3 ст. 45 УПК РФ, имеет те же права, что и представляемое им лицо. Следовательно, процессуальный статус представителя потерпевшего следует определять на основании ст. 42 УПК РФ. Однако процессуальный статус представителя не может полностью соответствовать статусу потерпевшего. Так, например, п. 2 ч. 2 ст. 42 УПК РФ предусматривает право потерпевшего давать показания. В п. 2 ч. 3 ст. 56 УПК РФ сказано, что в качестве свидетеля адвокат не подлежит допросу об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с оказанием юридической помощи. Следовательно, адвокат, оказывающий юридическую помощь потерпевшему в качестве представителя, не имеет права давать показания. В п. 19 ч. 2 ст. 42 УПК РФ предусмотрено право потерпевшего обжаловать приговор, определение суда или постановление судьи. Если потерпевшему это право принадлежит в силу его статуса и он имеет возможность реализовать его без дополнительных к тому формальных оснований (при наличии только оснований, необходимых для возбуждения соответствующего вида пересмотра), то представитель может реализовать это право только в том случае, если он будет специально уполномочен на это потерпевшим, т.е. он должен располагать подтверждением желания потерпевшего обжаловать соответствующее судебное решение. Потерпевший вправе заявлять гражданский иск. Может ли представитель самостоятельно реализовать это право? Очевидно, что для этого ему (за исключением законного представителя) также необходимо дополнительное полномочие в виде определенного волеизъявления потерпевшего предъявить гражданско-исковые требования. Поэтому необходимо отметить определенную особенность в вопросе реализации прав представителем потерпевшего: представитель вправе осуществлять такие же права, которыми уголовно-процессуальный закон наделяет потерпевшего, но для реализации определенных прав он должен быть специально уполномочен потерпевшим, эти права не входят в индивидуальный процессуальный статус представителя.

    Каковы гарантии реализации прав представителя потерпевшего?

    Как и в отношении обеспечения прав потерпевшего, основную роль здесь играет надлежащее, т.е. полное и своевременное, исполнение своих обязанностей должностными лицами. Органы расследования, суд обязаны допустить к участию в деле представителя потерпевшего при наличии необходимых к тому процессуальных оснований (ходатайство потерпевшего, выполнение иных, указанных в законе условий). Должностные лица обязаны довести до сведения представителя, какие именно права он получает и в какой форме он может их реализовать. Недопустимо стеснение прав представителя. Например, неуведомление представителя потерпевшего о месте, дате и времени проведения судебного разбирательства является нарушением уголовно-процес-суального закона, которое может повлечь отмену приговора. Так, например, отменяя приговор суда, судебная коллегия по уголовным делам Московского городского суда указала, что в нарушение ст. 53, 56, 295 УПК РСФСР дело рассмотрено в отсутствие адвоката потерпевшего. Данных о том, что адвокат был извещен о дне слушания дела, а также причинах его неявки в деле нет.

    Президиум Московского городского суда отменил кассационное определение, мотивировав свое решение тем, что рассмотрение дела судом в отсутствие потерпевшего и его представителя не является существенным нарушением уголовно-процессу-ального закона, поскольку участие представителя связано с желанием самого потерпевшего, он же не ходатайствовал о дальнейшем участии представителя в судебном заседании. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ не согласилась с таким выводом, указав следующее. Наличие в деле ордера адвоката, с которым заключено соглашение на представление интересов потерпевшего в судебном заседании, обязывает суд извещать адвоката о дне слушания дела, а в случае отсутствия представителя потерпевшего выяснять причины его отсутствия. При этом отсутствие ходатайства потерпевшего о дальнейшем участии своего представителя не снимает с суда соответствующей обязанности 41 .



    Загрузка...