novomarusino.ru

Создание положения о земских начальниках. Введение института земских начальников

“Положение о земских участковых начальниках”

12.07.1889 г издано “Положение о земских участковых начальниках”. В 40 губерниях Р. создавалось 2200 земских участков (4-5 на уезд) во гл. с земскими начальниками.

В уездах учреждался уездный съезд земских начальников, кт состоял из адм-ного и суд-ного присутствий. Зем. нач-ки утверждались министерством внутр. дел по предлож. губернатора и губ. предводителя двор-ва из местных потомтственных дворян. Зем. начальник д. обладать определенным имущ. цензом, иметь высш.образование, 3х лет. стаж или в долж. мирового посредника или в долж. мир. судьи или в долж. члена губернского по крст-ким делам присутствия. При не достатке кандидатур мог избираться местный потомтсвенный дворянин со сред. или нач. образованием, состоявший в военных или гражд. чинах, независ. от стажа, но ценз-вдвое выше. Введение института зем. начальников -одна из наиболее контрреакционных контрреформ. В ф-ции зем. начальника входило: 1)надзор и контроль над деят-сть кр-ких и волостных учреждений, всестороння опека не только кр-ян, но и всего податного населения, непривилегир. сословий, живших в селе. 2)власть нач-ков распространялась на мещан, ремесленников, чатсную интеллигенцию. Прерогативы зем. нак-ка, осуществляющего адм-ные и судебно-полицейские ф-ции, были очень широки. Он мог подвергнуть телесномиу наказанию, аресту ло 3х дней, штрафу до 6 руб, отстранить от должности членов кр-ких учреждений, отменить постановления сельского и волостного сходов. навязать им свое решение. Волостные суда (сословный хар-р, т.е. не входили в систему общих судов; выбирались кр-нами). Теперь назначались зем. начальником из предлагаемых сельским обществом кандидатов. Зем. нак-ик мог отменить постановление волост. суда и отстранить судью. Решения зем. нач-ка считаются окончательными. В 1889г упразднялись уездные по кр-ким делам присутствия и мир.суды. Ф-ции этих учреждений переданы зем. нач-кам, что усилило их адм-но-полиц. власть на местах (жалобу на зем. нач-ков -в губернские присутствия). Земские и гор. контрреформы. В земствах был недобор гласных из ддворян из-за сокращения числа дворян-землевладельцев. 12.06.1890г утверждено новое “положение о губернских и уездных земских учреждениях”. Формально бесслословность и выборность сохранялись. Но: землевладельческая курия, на которой ранее могли баллатироваться землевладельцы всех сословий, стала курией дворян-землевладельцев. Ценз для дворян вдвое уменьшился, а число глаынсх землевладельцев курии увеличилось. Соот-но понизилось число гласных 2х других курий. Кр-яне лишилисьв ыборного представительства: они избирали лишь кандидатов в земские гласные. список ктх расматривал уездный съезд зем. помещиков и по представлению этого съезда гуьернатор утвнрждал гласных. Дух-во -без избират. прав. Повысился ценз для город. курии -удельный вес дворян ув. с 42% до 53%, в губернских куриях -с 82% до 90%. Гласные от кр-ян составляли теперь в уездных земских собраниях 31-37%, в губернских -2-7%. Губернатор фактически контролировал зем. учреждения. Он мог отменить любые их постановления, постановить на обсуждение любой вопрос. Вводилось новое адм-ное звено -губернское по земским делам присутствие. 11июня 1892г создано новое “городовое положение”, по ктму значительно сокращались избират. права гор. насления (рабочие и мелкая буржуазия) путем увел. имущ. ценза. Преимущ-во отдавалось крупной буржуазии. Согласно “город. положению” 1892г устранялась система опеки и адм-ного вмешательства в дела гор. самоуправления. Губернатор направлял и контролировал деят-сть гор. дум и гор. управ. Гор. головы и члены гор. управ теперь рассматривались как чиновники на гос. службе, а не как избранные председатели. Однако контрреофрма не была реализована в силу соц. причин.

1700-в Р. учреждается первая Кодифик. комиссия. (кодифицировать старое рус. право на основе Уложения с учетом новых веяний. В 1714г Спец. комисси поручалось свести все последующие (после 1649) указы и приговоры в сводные сборники. Работы д. была проводить канцелярия Сената. В 1718г предложено принять в качестве источника новых прав. норм шведские законы, включив в единый свод Соборное Уложение, новые указы и шведский кодекс.В 1718г Петр1 приказал прекратить работу 2ой, а 3ей надо было перевести швед. законы на рус. язык, кт должны стать рус. правом. Работа все цасртв. Петра и Ек.1 В 1728 -4 Законод. комиссия. 1730-5 Комисиия до 1744 (задача -нормализация судопроиз-ва и вотчинных отношений. Результат-к концу 31г был подготовлен раздел о вотчинах. В 37г Комиссия подготовила проекты закона о частичной отмене пыток и нового Ген. регламента). В 1754 -6ая Комиссия-выработка национ. рус. права, прототип орг-ции, кт созвала Ек. Вел. с целью утверждения своего уложения. 1760 -проектне утвержден. 7ая Комиссия-задача: совместить в одно челоей работу всех 6 комиссий (по 1832 работали 14 комиссифий). В 1832 завершена работа последней 14ой. В 1826 новый Николай павлович учреждает последнюю Комиссию в виде Канцелярии. Замест. канцелярии- Сперанский. Его план: 1)полная публикация всех законов (1649 и по его время). 2)создание инкорпараций, составление свода. 3)создание нового уложения. 1пункт выполнен. В 1830 изданы все важн. законы Р. имеприи (ПСЗРИ-45 томов, состав: 1649 Уложение-1 том, 45 том -манифест 1825 о вступлении Ник. на престол). Законы в строгом хронологич. порядке по царствованиям. Полное собрание законов РИ до 1917г претерпело 3 издания. 2 издание -1881, 3-не закончено. Издание происходило путем добавления новых томов к 45. Последний год-1916. **2пункт - издание свода явл. инкорпорационным актом. Нормы права излодены по институтам (систематический метод). В основе ледит дуализм 2х начал (част. и публ. право). Публичное право -законы гос. союза. Частное -законы делились на определительные и охранительные. Законы гос. союза делились на: законы основные. з.учреждения, з. о сословиях. Гос. охранительные: о благочинии (полиц.-адм-ные), уголовные. Гражданские: з.Союза, общие з об имуществах, спец. законы об имуществе. Гражданско-охранительные: з. судопроиз-ва, з. судопроиз-ва, з. о мерах гражд-х взысканий. **Свод -в 15 томах, 1 янв. 1835 встцупилв силу. Неизменен до 1885г. В этом же году +16 том (суд. уставы Ал2.). Кодификация гражд. права -Сперан. начал работу, основа -Кодекс Наполеона (1804). Но император запретил работу. Работа однмко продолжадась и в 1848г -новое угол. Уложение. Гражд. права не существовало. Основа работы на ним -Герм. гражд. уложение 1900г. Первый гражд. кодекс в Р. появился в 1922 при большевиках. Угол. кодекс принят сов. властью в 1919г. В 1926-новое издание УК. Последняя крупная кодификация -1963-64гг.

Ед-ным источником права 18в. признан закон, кт имел реформаторский хар-р. Лишь при Ек.2 старались возвратиться к согласованию закона с обычным правом. В период империи установилось понятие о закон, как о воле государя, правильно объявленной. Словесне указы были запрещены Петром2, однако Ек.1 дала им силу закону, лишь бы они были переданы через определенное илцо. Император Петр3 указал, что такое объявление возлагается на сенаторов, генерал-прокурора и президентов 3х гос. коллегий. По указу 1921г все акты, кт имеют действующий хар-р законов, должны были быть представлены в Сенат на утверждение. Указ 1722г установил, что неведением закона нельзя отговариваться (применительно к лицам, облеченным властью). В указе о единонаследии 1714г выражено правило: закон обратной силы не имеет, но тут же сделана оговорка о том, что сам указ о единонаследии имеет обратную силу. Толкование закона предоставлено Сенату, но лишь в исключит. случаях (при отстут. государя и лишь применительно к данному делу, а не в общеобязательной форме). Благодаря реформаторскому хар-ру закона, нам являются новые его формы. Ек2. теоретически хотела установить 3 формы законов: 1)законы в собственном смысле (те установления, кт ни в кое время не могут переменяться). 2)наказы и уставы (временные учреждения). 3)законы частные (указы). Иторически сложились след. формы: 1)уставы (специальные узаконения для известного ведомства какой-либо части матер. права). 2)регламенты и учреждения (учередительные акты для тех или иных ветвей управления). 3)указы отразили все свойства законод-ва 18 века (неустойчивость, многочисленность, противоречивость). Нект из них дают новые, сущ-но важные узаконения уголовного и гражд. хар-ра. Сюда же относятся инструкции при ревизиях и манифесты (важнейшее преобразование в области гос. права).

Система представ. учреждений вводилась в Р. рядом гос. актов, начиная с Манифеста 6авг. 1905г и кончая основными гос. законами 23 апр. 1906г. 17окт. 05г -Манифест об усовершенствовании гос. порядка (1)свобода совести..2)привлеч. к выборам широких слоев населения. 3)обязат. порядок утверждения Думой всех издаваемых законов). После разгрома воор. восстания в М. издается указ от 11дек. 05г Об изменении положения о выборах в Думу-расширен круг избирателей (м. старше 25л. кроме солдат, студентов. поденных рабочих и части кочевников). Не прямое и неравное для курий. Депутаты избирались избирательными собраниями (выборщики от каждой губернии и крупных городов). 20фев. 1906г Учреждение Гос. думы. в кт опред. ее компетенция: разработка З. и обсуждение, утвержд. бюджета. На 5лет избиралась. Отстранял деп-ов Сенатом. Досрочно распустить Думу мог имп-р. Одновременно принято положение о Гос. совете, кт стал верхней палатой (=права Думе). Все законопроекты д. утверждать после Думы Сенат, а потом имп-р. Пред-ль и вицепред-ль Совета назначались ежегодно имп-ром. 23апр. 06г -Основные гос. законы (их изменить мог только имп-р). В гл1.: Имп-ру Всерос-му принадл. верх. самдержавная власть. Власть управления-также имп-ру, но зак-ную он делил вместе с Думой и Советом. Дума и Совет не обсуждали вопросы платежей по гос. долгам.ю кредитах Мин-ву двора, гос. займы. Совет-консерв. орган, сдерживающий либер. порывы Думы. 1ая Думы -72 дня. Позже вместе с манфестом о роспуске 3ей Думы было опубликовано новое Положение о выборах. Изменение избират закона -нарушение Манифеста 17окт 05г (т.к. никакие З. не могут приним. бех одобрения Гос. думой). Новый закон уреал пред-лей окраин (Польша, Кавказ, Ср. Азия). 14 июня 10г закон Об изменении и дополнении нектх постановлений о кр-ком землевладении, а 29мая 11г -Положение о землеустройстве, кт регулировало работу землеустроительных комиссий. Июнь 12г-законы о соц. страховании рабочих. По иниц. прав-ва Дума приняла законы О введении земского самоуправления в юж. и зап. губерниях. но оппозиция Совета. Июнь 12г Дума и Совет законопроект О преобразовании суда в сельских местностях (суд. власть от зем. начальников -мировым судьям. кт избирались зем. собраниями). 1910 Закон О порядке издания касающизся Финляндии законов и постановлений общегос-ного значения -шир. воз-сти для вмеш-ства в финские дела. 1912 закон О выделении из состава Польши новой губернии. **1ая мировая-единение Думы и прав-ва, но раскол. 25фев. 17ш имп-р издает указ о роспуске Думы. Ее депутаты создают 27 фев. Врем. комитет Гос. думы, на основе ктго будет создано Врем. прав-во.

Имп. власть прекратила свое сущ-ние 27 фев. 1917г. Для поддержания порядка ГД сформировала в этот день Временный комитет ГД, а 1 марта - Врем. прав-во (полная полит. амнития, осн. права и свободы граждан, равноправие солдат и граждан, создание милиции (вместо полиции) и начало подготовки к Учредит. собранию). 2 марта деп.Думы Гучков и Шульгин -в Псков просить имп-ра отречься. манифестом 3 марта предоставил решать Учред. собранию. При Мин-вн юстиции создана Чрезв. следственная комиссия по расследованию деят-сти бывших мин-ов. Образованы новые органы: Эк-кое совещание, Юр. сов, Сов по реофрме местного самоуправления, цель ктх-выработка основ управления новой соц-эк-кой системой страны. Врем. прав-во возглавил Львов (пред-ль Всерос. земского союза). 27фев. в Петр. -Совет рабочих и солд. депутатов.Двоевластие. В июне 17г около 390 местных делегатов прислали своих делегатов на первый Всерос. съезд советов, кт избрал ВЦИК (эсеры и м-вики). Лишб в июне решено назначить выборы Учреди. собрания на 17сент. потом-на ноябрь. В авг. в Москве создано Гос. совещание, на ктом произошел раскол умеренных и рев-ных групп. Врем. прав-во, потерявшее авторитет после “дела Корнилова”, стало искать поддержки среди социалистов. 1сент17г Р. -республика. 14сент созывается Дем-кое Совещание из пред-лей советов, кооперативов, земств и армейских орг-ций. Создан орган контроля над прав-вом -Временный Совет республики (“предпарламент”), превратившийся в орган законодательных предположений. В октября распускаются выборные члены Гос. совета, распуск. ГД, кт пыталась оказать влияние на прав-во. остатки высших органов старой власти исчезли окончательно.

Врем. прав-во - легитимный орган власти. В то же время в ходе восстания образ. Советы (солдаты, пролетариат). Петросовет -раб. и солдаты Петроград. гарнизона. Врем. прав-во - это вся Россия на законных основаниях. 2марта -договор: Врем. прав-во получает все полноту власти, если оно будет готовить созыв Учредит. Собрания. Помимо Петроградского Совета в марте 1917г возникло свыше 600 Советов на местах, кт избрали постоянно действующие органы -исполнительные комитеты. Это были избраники народа, опиравшиеся на широкуб поддержку труд. масс. В то время преобладающее влияние в Советах, как в Петроградском, так и в провинциальных, имели представители партий мен-ков и эсеров, кт ориентировались не на победу социализма, полагая что в отсталой России нетдля этого условий, а на развитие и закрепление ее буржуазно-дем. завоеваний. Такую задачу, считали они, в перех. период может выполнить Врем. буржуазное прав-во, ктму в проведении дем. преобразований страны необходимо обеспечивать поддержку, а при необх-=сти оказывать на него давление. Фактически реальная власть и в период двоевластия находилась в руках Советов, ибо Врем. прав-во могло управлять только при их поддержке и проводить свои декреты с их санкции. В 1ое время Врем. прав-во и Петрогр. Совет рабочих и солдатских депутатов действовали совместно и проводили свои засдания в одном здании -Таврич. дворце. который превратился в центр полит. жизни страны. ** Затем последовали кризисы Врем. прав-ва: 1)18апр. 1917г нота Милюкова -намерение Врем. прав-ва довести войну до решит. конца-восстание -долой Врем прав-во! 2)июньский кризис-Ленин сказал, что б-вики готовы взять власть в свои руки, а его партия-ум. чесит и совесть нашей эпохи. 3)провал армии, 4июля-выступления рабочих. Новое коалиц. прав-во (глава-Керенский)-”Прав-во нар. спасения”. Власть фактически сосредоточилась в руках прав-ва. С двоевластием было покончено.

Весной 17г прав-во принимает ряд прав. актов, расширяющих дем. права и свободы. Демократизация полит. жизни. март-постановление О кооперативных товариществах и из союзах, возникающих без особого разрешения правительственной власти. Апрель-положение О рег-ции товариществ, обществ и союзов (значит. упрощен). Апрель -закон О рабочих комитетах в пром. заведениях (рассм. споры рабочих с пред-лями, култ-просвет. деят-сть). Тогда же законы О печати и Об учреждениях по делам печати -запрет адм-ных взысканий на издания. После восстания -О наказаниях за публичные призывы. Прав-во однак запрещает аресты без суда ограничивает число областей на воен. положении (О лицах. арестованных во внесудебном порядке). Март-отмена смерт. казни (восстановлена в авг. для военнослужащих). Авг-Условия досрочного освобождения заключенных. **Спец. органы по регулир.эк-ки (Эк. совет, Гл. эк-кий комитет, отраслевые мин-ва)-стабилизация страны, ведущей войну и охваченной рев-цией. **Военно-адм. методы -март. постановление прав-ва - Об обеспечении снабжением гос-ых и общественных учреждений, путей сообщения. заводов и предриятий, работающих на нужды обороны металлами и топливом. Март-постан. прав-ва Об учреждении общегос-ного Продовольственного комитета-выработка продов. плана под рук-вом мин-ра земледелия. Позже-постан. О передаче хлеба в распоряжение гос-ва и о местных продов-ых органах-вводили чрезв. режим в области хлебных хаготовок. Залог хлеба запрещался. Июль 17г-положение О Мин-ве продовольствия. -снабжение армии и населения прод-ем по согласованию с мин-вом земледелия, регулирование произ-ва и потребления. Март-постан. Об установлении принудит. поярдка на перевозные средства -трасп. повинность для гос-ых и общ-ых нужд. Тогда же -Об образ. Особого временного комитета по делам о частных ж/дорогах (расм. передача частных ж/д гос-ву). В мае 17г образовались: 1)Совет по вопросам развития произ-ных сил страны (обсуждение основных начал эк-кой политики поиск общих мер содействию внутр. и внеш. торговле). 2)Заготовительный комитет при Мин-ве торговли и пром-сти -содействие успешному развитию пром-сти путем установления ед-ва и планомерности в деле массовых заготовок как внутри страны, та ки за границей. **Позже -положение О эк-ком совете и Главном эк-ком комитете при Врем. прав-ве -высший планирующий орган в сфере эк-ки. **Для законотворческой деят-сти Врем. прав-ва важное значение имело постановление (авг.1917г) О согласовании Свода законов с издаваемыми Временным прав-вом постановлениями, определившие критерии для использования в новых условиях законодательства, изданного в период монархии. Март 17г-Юридическое совещание (вопросы публ. права. возник. в связи с устна. нового гос. строя). В положении О судах по адм-ным делам (май 17г) адм-ный судья, приравненный к окружному, наделялся правом рассматривать дела: по протестам комиссаров прав-ва на мест. органы, по жалобам прав-ных учреждений на местные органы, и местных органов на правительственных комиссаров. Сент-окт. 17г-проект Об орг-ции Исп. власти при Учред. власти. Учр. собрание д. было избрать временного Президента республики, кт становился главой гос-ва и главой прав-ва. Законопроекты д. были вноситься в Учр. собрание от имени Президента, кт наделялся зак. инициативой. **Проект создания исп. власти не был реализован: Окт. рев-ция разрушила как все эти проеты, так и действующую систему власти, управления и суда.

12 июля 1889 года было подписано "Положение о земских начальниках". Оно стало действовать в 40 губерниях нашей страны, в большинстве из которых земельными угодьями владели помещики. В них были созданы земские участки. В этой статье будут освещены аспекты трудовой деятельности их начальников, наделенных в те времена большими полномочиями.

Предыстория появления данной должности

Предшественниками земских начальников принято считать основной задачей которых являлось приведение в действие положения о крестьянстве, принятого в 1861 году. Эти люди также разрешали ситуации, вытекающие из установленного порядка поземельных отношений между помещиками и крестьянами. С течением времени количество мировых посредников подверглось сокращению, их институт стал нуждаться в немедленном преобразовании.

В 1874 году данная должность была упразднена и введена новая: уездные по крестьянским делам присутствия. Неудобные стороны работы этой организации выявились очень быстро. Члены уездного присутствия не справлялись со своими обязанностями, в волостях вспыхивали беспорядки, подати собирались халатно и не в срок, наблюдались случаи хищения денежных сумм. Данные предпосылки привели к появлению земских начальников (1889 год является точкой отсчета их трудовой деятельности).

Особые требования к должности

Необходимость введения новой должности объяснялась тем, что в России отсутствовала власть, близкая к народу. В институт земских начальников могли входить только лица, принадлежащие к местному дворянскому сословию. К соискателям предъявлялись особые требования. Они должны были владеть определенным имуществом (земельными угодьями или иной недвижимостью). Начальником земского участка можно было стать, только имея высшее образование.

Если кандидатов, отвечающих вышеперечисленным требованиям, не хватало, на данную должность назначались дворяне, не имеющие нужного образования, у которых за плечами было прохождение военной или гражданской службы. Но в таких случаях они должны были иметь гораздо больший имущественный ценз. Министр внутренних дел имел полномочия в обход всех условий пополнять ряды начальников земских участков местными представителями дворянского сословия.

Служебные преимущества

Земские начальники имели право на позолоченной цепи носить особый знак. Он представлял собой кружок, на одной стороне которого был изображен герб России, обрамленный названием их должности. На другой стороне знака красовалась надпись, указывающая на день утверждения Положения о земских начальниках.

Люди, осуществляющие власть в земских участках, также обладали особой печатью, служащей подтверждением вверенных им полномочий.

Полномочия административного порядка

Земские начальники были наделены следующими административными правами:

  • Принимать решения по искам и спорам, имеющим отношение к поземельному праву крестьян.
  • Производить контроль за решениями органов крестьянского самоуправления.
  • Осуществлять руководство определенными чинами полиции.
  • Предлагать свои вопросы для обсуждения на сходе, собиравшемся в волости.
  • Утверждать или на время освобождать от занимаемой должности старшин.
  • Осуществлять контроль за опекунством сирот и многое другое.

Данные полномочия были действительны только в сельской местности.

Судебные полномочия

Земские начальники выполняли определенную работу мирового судьи. Они могли рассматривать конкретные дела гражданских лиц:

  • Иски по найму земли, не превышающие сумму в 500 рублей.
  • Личные иски на сумму не выше 300 рублей.
  • Иски о нанесенных оскорблениях.
  • Иски о реконструкции поврежденного имущества.
  • Просьбы обеспечить доказательную базы по рассматриваемым искам и другое.

Представители данной профессии также были наделены правом судить определенные уголовные дела. Этим людям были подсудны нарушения закона, облагающиеся штрафом в пределах 300 рублей; преступные деяния, за которые можно было получить тюремный срок в пределах двенадцати месяцев.

Закон о земских начальниках наделял этих людей особыми привилегиями по отношению к судам, функционирующим в волости. Они имели право контролировать деятельность органов судебной власти. Однако отменить решения представители данной профессии были не вправе.

Практическая работа

Статус земских начальников с годами приобретал все более важное значение. В расчете на них как на основную исполнительную власть на местах планировались важные дела в государстве.

Чтобы осуществлять контроль за переделами земель, полученных крестьянами в собственность в результате реформ 1860-х годов, был издан соответствующий указ. Он был действителен только в губерниях, в которых функционировали земские участки. В данных местностях, согласно определенному положению, в 1899 году был упорядочен процесс взимания окладных налогов с населения.

Немаловажная роль была отведена представителям данной профессии в Аграрной реформе. Правительство в 1906 году облегчило крестьянам выход из общины. Им было дарована возможность закрепить за собой обрабатываемые собственноручно участки земли. Контроль за исполнением данного указа на местах вели земские начальники. Деятельность этих людей привела к успеху Аграрной реформы.

Начальники земских участков в свою бытность являлись судьями и администраторами в одном лице. До настоящего времени значимость их профессии продолжает получать неоднозначные оценки и представлять интерес для различных исследований.

Положение о земских участковых начальниках
и связанные с ним законодательные акты 12 июля 1889 года

Положение о земских начальниках - один из символов правления Александра III, описываемых обычно понятием "контрреформы". Символ тем более яркий, что даже далёкий от оппозиционности, назначаемый царём Государственный совет большинством в две трети голосов высказался против этого закона.
Ещё в самом начале своего царствования, в декабре 1881 года, преемник царя-реформатора издал указ о переходе на выкуп всех крестьян, кто ещё не заключил с помещиками выкупные договоры. Таким образом, временнообязанные крестьяне в России перестали существовать - а значит, "попечительная" власть помещиков и мировых посредников, описание которой занимает столь видное место в Положениях 1861 года, должна была окончательно исчезнуть. Таким образом, самостоятельность крестьян увеличивалась. В то же время, логика политического развития страны была как раз обратной и подразумевала усиление государственного контроля во всех отраслях. Восстановление "близкой к народу твёрдой правительственной власти" стало лишь вопросом времени.
12 июля 1889 года император удостоил "высочайшего утверждения" четыре взаимосвязанных документа. Подобно Положениям 19 февраля 1861 года, они распространялись лишь на территорию Европейской России за исключением национальных окраин и севера, свободного от крепостного права. Это "Положение о земских участковых начальниках", "Правила об устройстве судебной части в местностях, в коих введено означенное Положение", "Временные правила о волостном суде в тех же местностях" и "Правила о порядке приведения в действие Положения о земских участковых начальниках". Уже из приведённого перечня видно, что введение земских начальников означало перемены не только в положении крестьян, но и в судебной области. Прочитав выдержки из Положения и сопутствующих документов, необходимо разобраться, какие должности исчезли, и к кому перешли соответствующие полномочия.
Основное внимание при изучении предлагаемых документов следует уделить объёму полномочий, полученных новым крестьянским начальством. Современники-либералы иной раз именовали введение земских начальников возвращением крепостного права. Понятно, что это риторическое преувеличение. Тем не менее, полезно сопоставить права помещиков до 1861 года, помещиков при временнообязанном положении, мировых посредников и земских начальников. Кто из них располагал большей судебной и административной властью по отношению к органам крестьянского самоуправления и суда?
Для твёрдой ориентировки в вопросе о земских начальниках в частности и в "Контрреформах" в целом необходимо, помимо названного, представлять их "портрет" (кто мог занять эту должность) и место в системе власти Российской империи.

Высочайше утвержденное положение о Земских Участковых Начальниках.

1 . Каждый уезд разделяется на земские участки .
2 . В состав земских участков не входят все губернские и уездные города, а также те заштатные (безуездные) города, посады и местечки, кои поименованы в особом росписании […]
3 . Число земских участков в каждом уезде определяется законодательным порядком , на основании представлений Министра Внутренних Дел, вносимых по соглашению с Министрами Юстиции и Финансов. […]
5 . В каждом земском участке состоит Земский Участковый Начальник. […]
6 . На должности Земских Участковых Начальников могут быть назначаемы :
1) Лица, прослужившие в губернии не менее трёх лет в должности Предводителя дворянства .
2) Местные и потомственные дворяне, которые имеют не менее двадцати пяти лет от роду и окончили курс в одном из высших учебных заведений Империи или выдержали соответственно испытание, или же прослужили в губернии не менее трёх лет в одной из следующих должностей: Мирового Посредника, Мирового Судьи, Непременного Члена Присутствия по крестьянским делам или Земского Начальника, если притом они сами, жёны или родители их владеют в пределах уезда, на праве собственности, пространством земли не менее половины того, которое определено для непосредственного участия в избрании гласных в уездное земское собрание… или другим недвижимыми имуществом, оцененным для взимания земских сборов не ниже семи тысяч пятисот рублей. […]
13 . На каждую вакантную должность Земского Начальника Губернатор… избирает по одному кандидату из списка подлежащего уезда… Об избранных… кандидатах Губернатор представляет Министру Внутренних Дел […]
14 . Министр Внутренних Дел утверждает в должностях тех… кандидатов, к назначению которых на должности Земских Начальников не встречает препятствий. […]
23 . Земскому начальнику принадлежит надзор за всеми установлениями крестьянского общественного управления, а равно производство ревизий означенных установлений как по непосредственному его усмотрению, так и по поручениям Губернатора или Губернского Присутствия. […]
25 . Земский Начальник имеет право дополнить представляемые ему списки дел, назначенных к рассмотрению на волостном сходе , теми из числа подлежащих ведению оного предметов, которые Начальник признает нужным подвергнуть обсуждению на этом сходе. […]
28 . Жалобы на должностных лиц волостного и сельского управлений разрешаются Земским Начальником собственною властью. […]
29 . Земскому Начальнику принадлежит право удалять от должностей неблагонадёжных волостных и сельских писарей.
30 . Земский Начальник имеет право рассматривать все приговоры, постановляемые волостными и сельскими сходами в пределах доверенного ему участка.
31 . Если Земский Начальник удостоверится, что приговор волостного или сельского схода постановлен несогласно с законами, либо клонится к явному ущербу сельского общества, либо нарушает законные права отдельных его членов или приписанных к волости лиц, то он, остановив исполнение сего приговора, представляет его, вместе с своим заключением, на рассмотрение Уездного Съезда. […]
36 . На Земского Начальника возлагаются: надзор за состоянием мирских капиталов , утверждение приговоров сельских сходов о производстве из означенных капиталов расходов на потребности подлежащих крестьянских обществ, если он с сими приговорами согласен, и представление оных на рассмотрение Уездного Съезда, с своим заключением, в тех случаях, когда признает невозможным согласиться с содержащимися в приговорах распоряжениями. […]
44 . Земский Начальник открывает избирательные Сельские Съезды для избрания гласных Уездного Земского Собрания от крестьянского сословия; утверждает избранных сими Съездами председателей оных и разрешает недоразумения, могущие возникнуть на Съездах при выборе гласных. […]
47 . Земские Начальники исполняют обязанности Мировых Судей […]
48 . Ведомству Земских Начальников, в порядке гражданского судопроизводства, подлежат:
1) Дела по спорам и искам на сумму не свыше пятисот рублей , возникающим: а) по найму земельных угодий, а также находящихся при таких угодьях оброчных и доходных статей, и б) по личному найму на сельские работы, в сельскохозяйственные должности и в услужение.
2) Дела о восстановлении нарушенного владения […]
3) Дела о потравах и других повреждениях полей, лугов и иных угодий…, когда сумма отыскиваемого ущерба не превышает пятисот рублей .
4) Все прочие иски не свыше трёхсот рублей […]
61 . В случае неисполнения законных распоряжений или требований Земского Начальника лицами, подведомственными крестьянскому общественному управлению, он имеет право подвергать виновного, без всякого формального производства, аресту на время не свыше трёх дней или денежному взысканию не свыше шести рублей . […]
62 . Земский Начальник, вследствие рассмотрения жалоб, принесённых ему на действия должностных лиц сельского и волостного управлений (ст. 28), а также в случае непосредственно усмотренных им самим маловажных проступков означенных лиц по должности, имеет право подвергать их, без формального производства, одному из следующих взысканий: замечанию, выговору, денежному взысканию не свыше пяти рублей или аресту на время не свыше семи дней . За более важные нарушения Земскому Начальнику предоставляется: временно устранять всех означенных должностных лиц (в том числе и волостных судей) от должностей и входить с представлениями в Уездный Съезд о совершенном увольнении их от службы или о предании их суду. […]
83 . По делам административным Уездные Съезды исполняют все обязанности, лежащие, по силе действующих узаконений, на Съезде Мировых Посредников […]
88 . На Уездный Съезд возлагаются обязанности Съезда Мировых Судей […]
105 . Губернское Присутствие состоит, под председательством Губернатора, из Губернского Предводителя дворянства, Вице-Губернатора, Прокурора находящегося в губернском городе Окружного Суда или его Товарища… и двух Непременных Членов. […]
107 . …Непременные Члены Губернских Присутствий избираются Губернатором, по совещании с Губернским Предводителем дворянства, из числа местных дворян, удовлетворяющих условиям, указанным в статьях… сего Положения…, причём отдаётся предпочтение прослужившим… не менее трёх лет в должностях Предводителя дворянства, Непременного Члена Губернского или Уездного по крестьянским делам Присутствия, Мирового Посредника, Мирового Судьи или Земского Начальника, - и утверждаются в должностях Высочайшими приказами по Министерству Внутренних Дел . […]
113 . В Губернском Присутствии сосредоточиваются надзор за успешным исполнением Земскими Начальниками губернии и Уездными Съездами возложенных на них обязанностей, а также право назначения ревизий делопроизводства означенных должностных лиц и учреждений. […]

Правила об устройстве судебной части в местностях, в которых введено Положение о Земских Участковых Начальниках.

1 . В местностях, в которых введено Положение о Земских Участковых Начальниках, судебные установления образуются и действуют на основании Судебных Уставов Императора Александра II… и изданных в развитие их узаконений с нижеследующими дополнениями и изменениями […]
2 . Участковые и Добавочные Мировые Судьи , а также Мировые Съезды , состоят в обеих столицах и городе Одессе […]
4 . В губернских и уездных городах (исключая столиц и г. Одессы), а также в других крупных городских поселениях, не входящих в состав Земских Участков…, состоят Городские Судьи . […]
6 . Городские Судьи назначаются Министром Юстиции из лиц, удовлетворяющих требованиям… Учреждения Судебных Установлений. […]
14 . Ведомству Городских Судей подлежат:
1) дела по спорам искам на сумму не свыше пятисот рублей , возникающим: а) по найму земельных угодий, а также находящихся при таких угодьях оброчных и доходных статей; б) по личному найму на сельские работы, в сельскохозяйственные должности и в услужение;
2) дела о восстановлении нарушенного владения […];
3) дела о потравах и иных повреждениях полей, лугов и иных угодий…, когда сумма отыскиваемого ущерба не превышает пятисот рублей ;
4) все прочие иски на сумму не свыше трёхсот рублей […];
5) проступки, предусмотренные в Уставе о наказаниях, налагаемых Мировыми Судьями…

Временные Правила о Волостном Суде в местностях, в которых введено Положение о Земских Участковых Начальниках.

1 . Волостной Суд состоит из четырёх судей, причём один из них, по избранию Уездного Съезда, назначается председателем. Съезд, если признает нужным, может возложить обязанности председателя на местного волостного старшину.
2 . Каждое сельское общество избирает одного кандидата в волостные судьи, причём, однако, общее число избранных лиц должно быть не менее восьми. …Из состава избранных лиц Земский Начальник утверждает четырёх в должностях волостных судей на три года, а остальных назначает кандидатами к ним на тот же срок. […]
3 . На должность волостного судьи избираются крестьяне-домохозяева, достигшие тридцати пяти лет от роду, пользующиеся уважением своих односельцев и, по возможности, грамотные. […]
13 . Ближайший и непосредственный надзор за всеми Волостными Судами Земского участка возлагается на местного Земского Начальника, который обязан производить не менее двух раз в год ревизию каждого из состоящих в его участке Волостных Судов. […]
30 . Жалобы на решение Волостного Суда могут быть приносимы… в течение тридцати дней со дня объявления решения. Жалобы эти приносятся Земскому Начальнику […]
31 . Земский Начальник представляет Уездному съезду , в течение двух недель со дня получения: 1) жалобы по делам о тех проступках, за которые виновный приговорён к аресту на время свыше трёх дней либо к телесному наказанию, либо к денежному взысканию свыше пяти рублей, а также по спорам и тяжбам, по которым присуждено более тридцати рублей, и 2) жалобы на все прочие решения в том случае, если они постановлены с нарушением пределов власти Суда или оказываются явно неправосудными.
32 . Уездный Съезд, по рассмотрении поступивших от Земского начальника решённых Волостным Судом дел, отменяет решения, постановленные с нарушением подсудности, а по остальным или оставляет в силе решение Волостного Суда, или постановляет новое решение по существу, или же передаёт дело в другой Волостной Суд, для нового рассмотрения и решения. […]

Правила о порядке приведения в действие Положения о Земских Участковых Начальниках.

[…] 15 . С введением в губернии Положения о Земских Участковых Начальниках упраздняются в ней: а) Губернские и уездные по крестьянским делам присутствия; б) должности Непременных Членов сих установлений…, и в) Съезды Мировых Судей, равно как должности Участковых и Добавочных Мировых Судей, Секретарей и Помощников Секретарей Съездов и состоящих при последних Судебных Приставов в уездах, а также в тех городах, в которых не будут сохранены отдельные городские Мировые Съезды. […]

Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. 9. С. 507-535.

Примечания:
Выборное лицо от дворян, представляющее их интересы на уровне уезда (уездный предводитель) или губернии (губернский).
То есть такие приказы подготавливаются МВД и подписываются императором.
В данном случае имеются в виду съезды мировых судей.

12 июля 1889 г. было издано "Положение о земских участковых начальниках". В 40 губерниях России, на которые распространялось это "Положение" (главным образом на губернии с помещичьим землевладением), создавались 2200 земских участков (примерно по 4-5 на уезд) во главе с земскими начальниками. В уездах учреждался уездный съезд земских начальников, состоявший из административного и судебного присутствия. Ему передавались функции упраздняемых уездного по крестьянским делам присутствия и мирового суда (мировой суд сохранялся лишь в Москве, Петербурге и Одессе), что значительно усиливало административно-полицейскую власть земских начальников. Необходимость введения института земских начальников объяснялась "отсутствием близкой к народу твердой правительственной власти".

Земских начальников назначал министр внутренних дел по представлению губернаторов и губернских предводителей дворянства из местных потомственных дворян-землевладельцев. Земский начальник должен был обладать определенным имущественным цензом (свыше 200 десятин земли или другим недвижимым имуществом на 7500 рублей), иметь высшее образование, трехлетний стаж службы в должности или мирового посредника, или мирового судьи, или члена губернского по крестьянским делам присутствия. При недостатке кандидатур, удовлетворявших этим требованиям, земскими начальниками могли назначаться местные потомственные дворяне со средним и даже начальным образованием, состоявшие в военных или гражданских чинах, независимо от стажа службы, однако имущественный ценз для них повышался вдвое. Кроме того министр внутренних дел "в особых случаях", в обход указанных условий, мог назначить земским начальником любого из местных дворян, а по закону 1904 г. эти ограничения были сняты.

Введение института земских начальников явилось одной из наиболее реакционных мер внутриполитического курса самодержавия в 80-е - начале 90-х годов и стало ярким проявлением его продворянской политики. Этот акт преследовал цель восстановить власть помещиков над крестьянами, утраченную ими в результате реформы 1861 г. В функции земского начальника во вверенном ему участке входили: надзор и контроль над деятельностью крестьянских сельских и волостных учреждений, всесторонняя опека не только крестьянского, но и всего податного населения в его участке. Прерогативы земского начальника, осуществлявшего административные и судебно-полицейские функции на селе, были исключительно широки. Он мог подвергать телесным наказаниям, аресту до трех дней и штрафу до шести рублей любое лицо из податных сословий своего участка, отстранять от должности членов крестьянских сельских учреждений, отменять любое постановление сельского и волостного сходов, навязывать им свое решение, причем он за частую действовал по произволу, не считаясь ни с какими законами.


Волостные суды, ранее выбираемые крестьянами, теперь назначались земским начальником из предложенных сельским обществом кандидатов. Земский начальник мог отменить любое постановление волостного суда, а самих судей в любой момент мог отстранить от должности, подвергнуть аресту, штрафу, телесному наказанию. Постановления и решения земского начальника считались окончательными и не подлежавши ми обжалованию. Однако земские начальники выходили за рамки даже тех широких полномочий, какие предоставлял им закон 1889 г. и творили настоящий произвол, попустительствуемый и покрываемый местными властями. Фактически существовала полная бесконтрольность действий земских начальников. Взяточничество, воровство, вымогательство, кулачные расправы - обычные их "методы управления" деревней.

Характерно, что закон о земских начальниках был введен вопреки мнению большинства Государственного совета (из 39 его членов только 13 высказались за принятие этого закона). Но он был с удовлетворением встречен реакционными дворянскими кругами, которые даже требовали дальнейшего расширения и без того достаточно обширных прерогатив земских начальников. Сами крестьяне этот закон восприняли как возвращение крепостного права. "Среди крестьян бродит подозрение, что новые органы правительственной власти есть не что иное, как первый шаг к их вторичному закрепощению", - писал московский генерал-губернатор В.А. Долгоруков министру внутренних дел. Участились случаи сопротивления крестьян распоряжениям земских начальников.

ЗЕМСКИЙ УЧАСТКОВЫЙ НАЧАЛЬНИК, орган местной правительственной власти, соединявший в своем лице попечительство над сельскими обывателями с обязанностями по охране благочиния, общественного порядка, безопасности и прав частных лиц в сельских местностях. Институт земских начальников создавался на основе законов от 12 июля 1889; Положение о земских участковых начальниках, согласно указу от 12 июля 1889, должно было постепенно вводиться во всех (34) губерниях, где введены были земские учреждения, и, кроме того, в Астраханской и Оренбургской губ.; в Вологодской же губ. только в 5 уездах. 6 июня 1894 земские начальники вводятся в Ставропольской губ., 15 февр. 1899 - в остальных 4 уездах Вологодской губ., а 12 июня 1900 - в Витебской, Минской и Могилевской губ. Во всех означенных губерниях каждый уезд разделялся на земские участки, число которых определялось законодательным порядком и в состав которых не входили все губернские и уездные города, а также те заштатные города, посады и местечки, которые были поименованы в особом Высочайше утвержденном расписании. Каждый земский участок состоял в ведении земского начальника, не имевшего права занимать одновременно какую-либо другую должность по государственной или общественной службе, за исключением почетных должностей в местных учебных и богоугодных заведениях. Условия, установленные Положением от 12 июля для занятия должности земского начальника, делились на отрицательные и положительные. Первые были изложены вполне определенно и точно: не могли назначаться на должность земского начальника: 1) состоявшие под судом и следствием, как и приговоренные уже к тюремному заключению или более строгому наказанию, если даже от самого отбытия наказания они по каким-либо причинам были освобождены; 2) исключенные со службы или из дворянских собраний по приговорам последних; 3) объявленные несостоятельными должниками; 4) состоявшие под опекой за расточительность.

Положительные же условия, напротив, были неопределенны и сложны. Сообразно двоякому порядку назначения на должность земского начальника - по представлению губернаторов и по непосредственному выбору министра внутренних дел - различались и двоякого рода требования, которые предъявлялись к кандидатам на означенную должность. Представленный губернатором кандидат должен был отвечать следующим условиям: сословная принадлежность, возраст, служба, образовательный и имущественный ценз; но из всех этих условий только требование принадлежности к местному потомственному дворянству являлось сколько-нибудь твердым и обязательным, все же остальные требования или были альтернативны, или же относились не ко всем лицам. Но несмотря на крайнюю доступность условий занятия должности земского участкового начальника, закон предвидел возможность затруднений в нахождении достаточного числа кандидатов на эту должность, а потому наряду с принятым порядком замещения должности земского начальника по представлению губернатора был установлен и другой, еще более льготный. Уже в первоначальном тексте Положения от 12 июля 1889 министру внутренних дел предоставлено было право в случае невозможности, за отсутствием подходящих кандидатов, заместить все должности земского начальника обычным путем, назначать на таковые по своему усмотрению лиц, получивших среднее образование и удовлетворявших общим условиям гражданской службы. Высочайше утвержденным мнением Государственного Совета от 29 дек. 1889 было устранено и требование среднего образования и осталось только последнее ограничение - требование первого классного чина.

Земский начальник осуществлял две функции - административную и судебную. Наряду с этим земскому начальнику принадлежало право ревизии и надзора за всеми установлениями крестьянского общественного управления в его участке, за состоянием и расходованием мирских капиталов, за опекунами, учреждаемыми над личностью и имуществом малолетних сирот сельского состояния и за ссудо-сберегательными кассами и товариществами. Земский начальник разрешал собственной властью все жалобы на должностных лиц волостного и сельского управления, удалял от должности неблагонадежных волостных и сельских писарей, рассматривал все приговоры, постановляемые волостными и сельскими сходами, и останавливал исполнение тех приговоров, которые выносились не согласно законам и вели к ущербу сельского общества или нарушают права отдельных его членов или приписанных к волости лиц. Означенные приговоры земский начальник представлял вместе со своим заключением на рассмотрение уездного съезда - второй инстанции новых административно-судебных учреждений; те же из приговоров, которые касались продажи имущества, принадлежавшего малолетним крестьянам, а также отказа их от причитающегося им надела, равно как приговоры об удалении в Сибирь порочных членов крестьянского общества и о непринятии последним в свою среду лиц, опороченных по суду, представлялись земским начальником непосредственно в высшую кассационную инстанцию - губернское присутствие. Независимо от этого земский начальник имел надзор за деятельностью волостных старшин и сельских старост по охране благочиния, безопасности общественного порядка и по предупреждению и пресечению преступлений и проступков; он приводил в исполнение все поручения уездного съезда и постановления и распоряжения губернского присутствия, открывал избирательные сельские съезды для избрания гласных уездного земского собрания от крестьянского сословия и исполнял обязанности по выкупу наделов крестьянами. Возлагая на земских начальников множество административных обязанностей, законодатель вместе с тем весьма широко намечал пределы его власти: согласно ст. 61 Положения, земский начальник имел право в случае неисполнения законных распоряжений или требований его лицами, подведомственными крестьянскому общественному управлению, подвергать таковых без всякого формального производства, лишь с составлением протокола, аресту на срок не св. 3 дней или денежному штрафу не св. 6 руб.



Загрузка...