novomarusino.ru

Образование судов в российской империи. Сенат Российской империи: история создания и функции Высшая судебная инстанция в российской империи

Суд в Российской империи

Фактически суд возникает вместе с государством, но развивается и совершенствуется постепенно, выделяясь в самостоятельный орган по мере развития государственного механизма. Рассмотрим поэтапно развитие и становление судебного права в России, потому что судебная власть Российской империи базировалась на опыте прошлых столетий.

А временным промежутком является период с 1721 г. (образование Российской империи) до 1917 г. (конца Российской империи). За столь долгий срок судебная система не раз изменялась: возникали новые институты, упразднялись старые. Но всю историю развития судебной системы Российской империи можно условно разделить на три части: до реформы 1864 года, после неё и период контрреформ.

Допетровская эпоха

Во времена Киевской Руси главным судебным органом была община. Община судила в соответствии с обычным правом. Высшей мерой наказания было изгнание из общины. Но по мере укрепления государственности суд творился князем, его представителями – посадниками и тиунами. Значительное количество дел разбирал церковный суд, который рассматривал все правонарушения духовенства, а также те дела простых людей, которые были отнесены к юрисдикции церковного суда: все преступления против морали, нарушения церковных законов, прелюбодеяние, колдовство, семейные ссоры и прочее.

Основными судебными доказательствами в Киевской Руси были: собственное признание, показания свидетелей «послухов и видоков», суд Божий, присяга, жребий, внешние приметы.

Княжеский суд. Гравюра

В Новгородской феодальной республике судебную власть осуществляло вече (высшая судебная инстанция). Вече - собрание части мужского населения города, оно обладало широкими полномочиями(«общегородское» вече): были случаи, что оно призывало князя, судило о его «винах », «указывало ему путь » из Новгорода; избирало посадника, тысяцкого и владыку; решало вопросы о войне и мире; издавало и отменяло законы; устанавливало размеры податей и повинностей; избирало представителей власти в новгородских владениях и судило их.

К. Лебедев "Новгородское вече"

В Московской Руси в XV- XVII веках суд осуществлялся князем (царем), Боярской думой, некоторыми приказами, а на местах – помещиками, вотчинниками. Московское государство создавалось постепенно — Москва вбирала в свои пределы и под высокую руку московского государя удельные княжества. Удельные порядки продолжали существовать на всей территории, какая составила землю Московского государства, и московский великий государь, царь и самодержец, оставался во многом по характеру своей власти удельным государем. Поскольку новое государство в своем устройстве оставалось удельным княжеством, постольку в нем жили и продолжали действовать начала, создавшиеся в удельное время, только теперь они действуют на более обширной территории. Но когда защита и охрана всего великорусского государства легли на московского государя, то стало ясно: суд во всех частях страны должен быть устроен одинаково и как можно меньше зависеть от самовольства судей.

Конечно, это был процесс непростой и не быстрый. Но самым важным было то, что устанавливалась обязательная зависимость между «всякими судьями» и центральной властью. Поэтому при Иване III, в 1497 году , было издано письменное собрание законов и установлен порядок суда. Это собрание законов получило название Судебник.

Судебник Ивана III. Заглавный лист

При внуке Ивана III, царе Иване Грозном, Судебник был пересмотрен (1550 г. ), дополнен новыми статьями, следовало руководствоваться при суде только им. Оба Судебника имели много общего: судьями являлись управители городов и волостей, как было и в удельные времена. По Судебнику Ивана III судили наместники и волостели, по Судебнику Ивана IV стали судить те, кто заменил прежних наместников и волостелей, т. е. воеводы в пограничных городах, земские и губные старосты там, где жители получили право выбирать их себе. Оба Судебника предполагают суд возможно справедливый и нелицеприятный. Судебник Ивана III предписывает присутствовать на суде волостей и наместников избранным к тому населением «лучшим людям». Судебник царя Ивана Грозного указывает, чтобы «лучшие люди» не только присутствовали при суде, но и чтобы скрепляли своими подписями судный список, т. е. подробную запись всего дела. Точную копию судного списка – «противень» — судья должен был вручить старосте, и она хранилась у него.

Судебник Ивана Грозного (схема)

Судебник Ивана Грозного назначает наказания судьям за неправильный суд и за лицеприятие. Если узнается, что судья или дьяк взяли взятку и обвинили несправедливо, то с них приказывалось взыскать весь иск, сколько он стоил, все пошлины втрое и, сверх того, взять штраф, какой государь укажет. Если дьяк, т. е. главный писарь суда, без ведома судьи, взявши взятку, составит судный список или запишет дело не так, как было на суде, то с него приказывалось взыскать половину того, что следовало бы с виновного судьи, и сверх того посадить в тюрьму; если подьячие, т. е. младшие писари, без ведома судьи или дьяка запишут что-либо не так, взявши взятку, то их били за это кнутом. Но через некоторое время многие положения Судебников устарели и оказались не в соответствии с новыми житейскими отношениями, менявшимися и осложнявшимися в трудном и сложном процессе превращения удельных порядков в государственные, который переживал русский народ во второй половине и конце XVI века и в первой половине XVII века. При царе Алексее Михайловиче было составлено в 1649 г . новое собрание законов, названное «Книга Уложенная» или просто – «Уложение» .

"Уложение" царя Алексея Михайловича

Этот документ был обширнее и значительнее Судебников, так как охватывал все стороны тогдашнего действующего права и излагал законодательный материал в более систематизированном виде. В царствование Грозного был выработан особый устав для суда губных старост – «Устав о разбойных и татебных делах», который определил порядок судопроизводства, следствия, удовлетворения пострадавших от разбоя и грабежа. «Уложение» царя Алексея Михайловича, усилив наказания за татьбу, разбой и грабеж, оставило в силе все узаконения Разбойного устава с его дополнениями. Свою основную черту – нераздельное соединение судебной власти с властью по управлению – суд сохранил до времен Петра Великого, когда была сделана попытка разделить дело суда и управления, но это была только попытка.

Суд при Петре I

Первые попытки отделить Суд от администрации были предприняты Петром I. Во главе всей судебной системы Российской Империи стоял монарх. Сразу после него в иерархии находился Сенат, пришедший на смену боярской думе. Он являлся апелляционной инстанцией, а также рассматривал наиболее важные государственные дела, судил высших должностных лиц. Пришедшие на смену приказам коллегии осуществляли судебные функции в рамках своих полномочий. Например, суд по земельным делам принадлежал Вотчинной коллегии, финансовые преступления рассматривала Камерц-коллегия. Управлением местных судов занималась Юстиц-коллегия, она же была апелляционной инстанцией по отношению к ним. На местах действовали Надворные (на территории губернии) и Нижние (на территории провинции) суды. Именно в их учреждении отразилась первая в российской истории попытка отделить суд от администрации.

Функции верховного суда выполняли Сенат и Юстиц-коллегия. Ниже их находились: в провинциях – гофгерихты , или надворные апелляционные суды в крупных городах и провинциальные коллегиальные нижние суды. Провинциальные суды вели гражданские и уголовные дела всех категорий крестьян кроме монастырских, а также горожан, не включенных в посад. Судебные дела горожан, включенных в посад, с 1721 года вел магистрат. В остальных случаях действовал единоличный суд (дела единолично решал земской или городовой судья). Но в 1722 г. нижние суды были заменены провинциальными судами, возглавляемыми воеводой.

Суд при Екатерине II

Схема судебной реформы Екатерины II

Только со времен императрицы Екатерины II суд отделяется от управления, т.е. судебные органы от административных. Далее: введен в действие сослов­ный принцип судоустройства (для каждого сословия – свой суд). Судебные органы стали формироваться на новых выборных нача­лах, которые сочетались с назначением.

Судебные органы делились на две инстанции: первую – на уровне уез­дов, которая осуществляла основные судебные дела, и вторую - на уров­не губернии, которая действовала как апелляционная и ревизионная ин­станция. Так, по Учреждению о губерниях 1775 г. были организованы сле­дующие судебные органы: для дворян уездный суд (низшая инстанция), состоявший из уездного судьи и двух заседателей, избранных дворянством уезда и утвержденных губернатором; верхний земский суд (один на губер­нию), являвшийся апелляционной и ревизионной инстанцией для уездного суда. Он делился на 2 департамента – уголовных и гражданских дел, каждый из которых состоял из председателя, назначавшегося императ­рицей по представлению Сената, и пяти заседателей, избиравшихся дворянством.

У городских жителей был свой сословный суд. Для них низшей ин­станцией, состоявшей из двух бургомистров и четырех ратманов, изби­равшихся купцами и мещанами уездного города сроком на три года, стал городовой магистрат. Губернский магистрат (один на губернию) был апелляционной и ревизионной инстанцией для городовых магистратов. Как и верхний земский суд, он состоял из двух департаментов уголов­ного и гражданского, во главе которых стояли председатели, назначав­шиеся Сенатом. Они решали дела коллегиально вместе с тремя заседате­лями, избиравшимися купцами и мещанами губернского города.

Государственные крестьяне судились в пил/спей расправе (суд низшей инстанции), состоявшей из судьи, назначенного губернским правлением из чиновников, и из восьми заседателей, избранных крестьянами. Верхняя расправа выполняла роль апелляционной и ревизионной инстанции для нижних расправ. В двух ее департаментах уголовном и гражданском действовали председатели, назначаемые Сенатом, и но пять заседателей, избранных самими крестьянами.

Как видим, новая судебная система на уровне высших инстанций отде­лила уголовный суд от гражданского. Это же правило преследовалось в создании двух высших апелляционных и ревизионных инстанций – палат уголовного и гражданского суда, поставленных над всеми судебными мес­тами губернии. Императрица назначала в каждую палату председателя, а Сенат двух советников и двух асессоров.

В 1775 г. для дополнительной защиты гражданских прав по отдельным категориям дел (малолетние обвиняемые и др.) на основании принципа «естественной справедливости» по инициативе Екатерины II был создан Совестный суд . От суда требовалось контролировать законность заключения обвиняемых под стражу, пытаться произвести примирение сторон, освобождать общие суды от дополнительной нагрузки по запутанным делам и преступлениям, которые не представляли значительной общественной опасности. Екатерина II учредила Совестный суд, находясь под влиянием «Духа законов» Монтескьё и руководствуясь собственной перепиской с энциклопедистами. По велению Екатерины, решения этого суда должны были быть основаны на «естественном праве», а судья должен был руководствоваться «голосом сердца», а также «человеколюбием, почтением к особе ближнего и отвращением от угнетения». Решения Совестного суда не обладало в имущественных спорах законной силой, а судьи не имели полномочий приводить решение в действие; в случае отсутствия добровольного согласия фигурантов иск подлежал передаче в суд общей юрисдикции.

Итак, мы видим, что при Екатерине II произошли серьезные изменения в организации су­дебной системы, но они почти не затронули судебного процесса. Правда, применение пыток было резко ограничено, а в уездных городах они были запрещены вообще. В губернских судах для их применения требовалось испрашивать разрешение губернатора. Была разработана также система подачи апелля­ций. Устанавливался недельный срок по объявлении приговора для заяв­ления о ее подаче, годичный срок для ее оформления лицами, жившими в России, и двухгодичный для лиц, живших за границей. Пересмотр в апел­ляционном порядке допускался лишь в отношении гражданских и тех уго­ловных дел, которые возбуждались по инициативе пострадавших. Прочие уголовные дела могли пересматриваться только по инициативе суда выс­шей инстанции.

Таким образом, в XVIII в. в России сложился тот правовой порядок, который просуществовал почти без изменений до реформ 1860–1870-х годов, а в некоторых отношениях и до революции 1917г.: многописьменность, тайну судебного производства, медленность его русский суд сохранил до преобразования суда при императоре Александре II, давшем России суд гласный, скорый, правый и милостивый.

Судебная реформа 1864 года, проведенная Александром II

Александр II

Суд при Александре III

Реформы Александра III называют контрреформами. Его контрреформы заключались в пере­смотре многих достижений предыду­щего курса в таких важнейших сфе­рах жизни российского общества, как земство, городское самоуправление, суд, образование и печать. Основной причиной резкой сме­ны правительственного курса в нача­ле 80-х гг. XIX столетия заключалась не только в своеобразии личности Александра III и его сподвижников. Важную роль сыграла напряжён­ная внутриполитическая обстановка, вызванная террористической дея­тельностью народовольцев, и преж­де всего убийством Александра II. Гибель императора произвела на страну ошеломляющее впечатление: Александр II стал не только царём-освободителем, но и царём-муче­ником. Эту трагедию общественное созна­ние связало с «либеральной» деятельностью госу­даря, «высвободившей тёмные силы», что в конечном итоге привело к страшной развязке. Воспоминания о цареубийстве предопределили отно­шение к революционным и либе­ральным силам страны не только со стороны власти, но и боль­шей части просвещённого общества, настроенного на необходимость «наведения порядка».

Александр III

Судебные уставы 1864 г. продолжали успешно действовать и при Александре III. Но в судопроизводстве по политическим делам гласность ограничивалась: публикации отчётов о политических процессах запрещались. Из ведения суда присяжных были изъяты все дела о насильственных действиях против должностных лиц. Существенные изменения произошли в низовых судебных органах: мировые судьи, которые помимо разбора мелких дел решали спорные вопросы между крестьянами и помещиками, были в основном ликвидированы. Сохранились они только в трёх крупных городах – Москве, Петербурге и Одессе. Мировые судьи заменялись земскими участковыми начальниками , должности которых предоставлялись исключительно дворянам с высоким имущественным цензом. В отличие от мирового суда, на который возлагалось достижение согласия между крестьянами и помещиками, земские начальники все спорные вопросы решали единолично, с оглядкой на местную государственную администрацию.

Суд при Николае II

При Николае II существовали две судебные системы: местные и общие суды. К местным относились: волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей. К общим — окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов; судебные (по гражданским и уголовным делам) палаты, распространявшие свою деятельность на несколько губерний или областей, и кассационные (по гражданским и уголовным делам) департаменты Сената.

Судопроизводство в Российской империи

Власть этих судов распространялась на все сферы, кроме тех, где действовала юрисдикция духовных, военных, коммерческих, крестьянских и инородческих судов. Реформа судебной системы закрепила новые принципы: отделение суда от администрации, создание всесословного суда, равенство всех перед судом, несменяемость судей и следователей, прокурорский надзор, выборность мировых судей и присяжных заседателей. Изменились функции прокуратуры, а именно: поддержание обвинения в суде, надзор за деятельностью судов, следствия и местами лишения свободы. После периода контрреформ общество вновь обратилось на путь либерализации судебного процесса. В 1885 году была отменена публичная казнь , в 1886 году расширяется право присяжных в процессе — они получают возможность вновь участвовать в постановке вопросов . С 1899 года в судебных палатах вводится обязательное назначение защитника . В 1909 году в русском законодательстве появляется институт уголовно-досрочного освобождения: с 1910 года время, проведенное арестованным в предварительном заключении, стало засчитываться в срок заключения. В 1913 году суду предоставляется право восстановления в правах или реабилитации. Новым явлением стала административная юстиция — прототип арбитража, появление которой было обусловлено развитием административно — хозяйственных отношений и связей. Многие историки считают, что судебная система в России при Николае II была одной из лучших в Европе.

В. Серов "Портрет императора Николая II"

В годы Первой мировой войны процессуальное судебное право подвергается изменениям, вызванным чрезвычайными обстоятельствами. Судопроизводство в военно-полевых судах осуществлялось в исключительном порядке: краткосрочное слушание, отсутствие защиты, корпоративность состава суда, невозможность обжалования.

Российская империя от Александра 1 до Александра 2.

1. Какой административный орган Российской империи был высшей судебной инстанцией?

а) Сенат;

б) юстиц-коллегия;

в) Министерство юстиции.

2. Укажите даты правления Павла I:

а) 1773–1801;

б) 1804–1813;

в) 1796–1801.

3. Что предлагал М. М. Сперанский в своем проекте реформ?

а) ввести строй конституционной монархии;

в) ввести строй конституционной республики.

4. В каком году произошла битва под Аустерлицем?

а) 1805;

б) 1807;

в) 1813.

5. По какой дороге отступала наполеоновская армия в 1812 г.?

а) по Владимирской;

б) по Смоленской;

в) по Калужской.

6. Какие преобразования готовились декабристами в случае победы восстания?

а) передача всей земли крестьянам в безвозмездное пользование, отставка всех министров, разгон Сената;

б) передача всей полноты власти крестьянским общинам, отмена монархии;

в) провозглашение через Сенат демократических свобод, отмена крепостного права, созыв Учредительного собрания.

7. Кавказская война окончилась в … году:

а) 1864;

б) 1812;

в) 1856.

8. Какой русский врач применил наркоз во время Крымской войны?

а) С. П. Боткин;

б) Н. И. Пирогов;

в) Н. В. Склифосовский.

9. Что являлось в России в первой половине Х1Х в. главным средством доставки товаров?

а) теплоходы;

б) железнодорожный транспорт;

в) гужевой транспорт.

10. Какая европейская страна была главным импортером товаров из России в первой половине XIX в.?

а) Англия;

б) Франция;

в) Пруссия.

11. Кому непосредственно подчинялась политическая полиция (III отделение) в годы царствования Николая I?

а) министру полиции;

б) министру внутренних дел;

в) императору Николаю I.

12. Что такое славянофильство?

а) религиозное течение;

б) идея превосходства славянской расы;

в) теория особого пути развития России.

13. Когда был подписан Адрианопольский мирный договор между Россией и Турцией?

а) В 1828 г.;

б) 1829 г.;

в) 1830 г.

14. Кто такие западники?

а) религиозная секта;

б) представители западноевропейских стран – инвесторы России;

в) сторонники западноевропейского пути развития России.

15. Укажите даты русско-турецкой войны второй четверти XIX в.:

а) 1828–1829;

б) 1827–1828;

в) 1829–1830.

16. Что явилось поводом для начала Крымской войны?

а) требование Николая I поставить всех православных Турции под свое покровительство;

б) оскорбление русского посла в Турции;

в) очередные набеги казаков на турецкие селения.

17. Что получили крестьяне в 1861 г.?

а) свободу от царских повинностей;

б) личную свободу;

в) право выхода из общины;

г) все вышеперечисленное.

18. По судебной реформе 1864 г.:

а) вводилось равенство всех социальных групп перед законом;

б) сохранялся принцип сословного суда;

5 марта 2011 года исполняется 300 лет со дня учреждения Сената - высшего органа государственной власти и законодательства Российской империи.

5 марта (22 февраля ст.ст.) 1711 г. по указу Петра I был учрежден Правительствующий Сенат — высший орган государственной власти и законодательства, подчинённый императору.

Необходимость создания подобного органа власти была обусловлена тем, что Петр I часто отлучался из страны и потому не мог в полной мере заниматься текущими делами управления. На время своего отсутствия он поручал ведение дел нескольким доверенным лицам. 5 марта (22 февраля) 1711 г. эти полномочия были возложены на Правительствующий Сенат. Первоначально он состоял из 9 членов и обер‑секретаря и действовал исключительно по поручению царя и отчитывался только перед ним.

После того, как была принята Табель о рангах (закон о порядке государственной службы в Российской империи, регулирующий соотношение чинов по старшинству и последовательность производства в чины), члены Сената назначались царем из числа гражданских и военных чиновников первых трёх классов.

В первые годы существования Сенат занимался государственными доходами и расходами, ведал явкой дворян на службу, являлся органом надзора за бюрократическим аппаратом. Вскоре в центре и на местах были введены должности фискалов, которые доносили обо всех нарушениях законов, взяточничестве, казнокрадстве и других подобных действиях. После создания коллегий (центральных органов отраслевого управления) в Сенат вошли все главы коллегий, однако такой порядок просуществовал недолго, и впоследствии главы коллегий в Сенат не входили. Сенат осуществлял надзор за всеми коллегиями, кроме иностранной. Была введена должность генерал‑прокурора, который контролировал всю работу Сената, его аппарата, канцелярии, принятие и исполнение всех его приговоров, их опротестование или приостановление. Генерал‑прокурор и обер‑прокурор Сената подчинялись только государю. Основной функцией прокурорского контроля была забота о соблюдении правопорядка.

С 1711 по 1714 гг. местом пребывания Сената была Москва, но иногда на время, в целом составе или в лице нескольких сенаторов, он переезжал в Петербург, который с 1714 г. стал постоянным его местопребыванием. В Москву с тех пор Сенат переезжал только временно, в случае поездок туда Петра на продолжительное время. В Москве осталась часть сенатской канцелярии.

В апреле 1714 г. был издан запрет приносить царю жалобы на несправедливые решения Сената, что являлось для России нововведением. До того времени государю можно было жаловаться на каждое учреждение. Запрещение это было повторено в указе 22 декабря 1718 г., причем за принесение жалобы на Сенат была установлена была смертная казнь.

После смерти Петра I положение Сената, его роль и функции в системе государственного управления постепенно изменялись. Создавались другие высшие государственные органы, к которым переходили функции Сената. При Екатерине II Сенат был отстранен от основных, имеющих политическое значение законодательных функций. Формально Сенат был высшей судебной инстанцией, однако большое влияние на его деятельность оказывали решения генерального прокурора и допущение жалоб на него (несмотря на формальный запрет). Екатерина II предпочитала возлагать функции Сената на своих доверенных лиц .

В 1802 г. Александр I издал указ о правах и обязанностях Сената, который, однако, почти не повлиял на реальное положение дел. У Сената было формальное право разрабатывать законопроекты и впоследствии представлять их императору, однако он этим правом на практике не пользовался. После учреждения в этом же году министерств за Сенатом остались функции высшего судебного органа и органа надзора, поскольку основные управленческие функции остались за Комитетом министров (ставшим высшим органом исполнительной власти).

В 1872 г. в составе Сената было создано "Особое присутствие для суждения о государственных преступлениях и противозаконных сообществах" - высший политический суд России.

К началу XX в. Сенат окончательно потерял свое значение высшего органа государственного управления и превратился в орган надзора за законностью действий правительственных лиц и учреждений и высшую кассационную инстанцию по судебным делам. В 1906 г. был учрежден Верховный уголовный суд, рассматривавший преступления главным образом чиновников.

В 1917 г. были упразднены Особое присутствие и Верховный уголовный суд.

Декретом Советской власти от 5 декабря (22 ноября) 1917 г. Сенат был упразднен .

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Правосудие в Российской империи

ВКонтакте

Одноклассники

Татьяна Савинченко


Суд над убийцами императора Александра II. Источник: aria-art.ru

Дальнейшие изменения судебной системы связаны с Петром I и его масштабными преобразованиями всей страны: Россия становилась империей, и для нового масштаба государства требовалось и новое судебное устройство. В 1697 году Петр издал указ «Об отмене в судных делах очных ставок, о бытии вместо оных распросу и розыску, о свидетелях, об отводе оных, о присяге, о наказании лжесвидетелей и о пошлинных деньгах», который заменил состязательный процесс следственным. В 1719 году высшими судебными органами стали Сенат и Юстиц-коллегия. Юстиц-коллегия являлась органом управления и апелляционной инстанцией, а Сенат мог давать судам разъяснения по сложным вопросам. В судебную систему также входили провинциальные, городовые, надворные суды в крупных административных центрах, нижние суды в провинциях. Был организован военный суд из двух инстанций: низшей - полкового кригстрехта и апелляционной - Генерального кригстрехта. Генеральный кригстрехт также был судом первой инстанции для государственных преступлений, преступлений высших военных чинов и преступлений, направленных против этих чинов. С 1722 года функции нижних судов стали выполнять воеводы и особо учрежденные военные комиссары, наделенные судебными функциями. Судебные комиссары подчинялись воеводам - вновь произошло сближение судебных и административных органов.

Указ императора от 5 ноября 1723 года «О форме суда» вернул судам прежнюю форму процесса - состязательную. Процесс начинался с подачи истцом челобитной, копия которой давалась ответчику для подготовки к судебному процессу. Истец сам собирал все необходимые доказательства, однако ответчик мог ходатайствовать о приобщении к делу новых документов. Розыскной процесс оставался для государственных преступлений, таких как государственная измена, заговор, бунт.

Екатерина II изменила судебную систему, предоставив в 1775 году в «Учреждении для управления губерний Всероссийской империи» каждому сословию свой суд. В екатерининские времена сложилась система местных судов: общесословные (палаты уголовного и гражданского суда), специального назначения (совестной и надворный), сословные губернские и уездные.

Важный вклад в становление российской судебной системы в конце XVIII - начале XIX века внес выдающийся государственный деятель и великий русский поэт, действительный тайный советник, первый министр юстиции, генерал-прокурор и «разных орденов кавалер» Гавриил Романович Державин.

В начале XIX века стали образовываться коммерческие суды, рассматривавшие дела о торговой несостоятельности и т.д., действовали ведомственные и специализированные суды: военные, морские, горные, лесные, путей сообщения, волостные крестьянские суды.

Но главной проблемой в то время стало отсутствие систематизированного кодекса законов, ведь последним таким сводом было «Соборное уложение» середины XVII века. Естественно, многие его положения устарели, да и за прошедшие годы накопилось огромное количество новых юридических актов. Семь российских монархов безуспешно пытались навести порядок в этой правовой базе, но только Николай I в 1826 году создал специальную кодификационную комиссию - Второе отделение Собственной Его Величества канцелярии. Во главе комиссии император поставил Михаила Сперанского, талантливого администратора, одного из образованнейших людей своего времени. Небольшой коллектив чиновников во главе со Сперанским в семилетний срок проделал огромную работу по систематизации законодательства, итогом которой стал 15-томный Свод законов Российской империи. Специальным императорским манифестом с 1 января 1835 года ему была дана сила законодательного акта. За успешное проведение сложнейшей работы Сперанский в 1839 году, незадолго до смерти, был удостоен графского титула.

Одной из самых ярких страниц истории отечественного правосудия стала судебная реформа Александра II. Ей предшествовала серьезная подготовительная работа. В 1861–1864 годах было рассмотрено множество теоретических разработок и предложений, результатом стали законопроекты, которые после обсуждения в Государственном совете были подписаны императором 20 ноября 1864 года.

В императорском указе Сенату объявлялось: «Рассмотрев сии проекты, мы находим, что они вполне соответствуют желанию Нашему утвердить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных Наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе нашем то уважение к закону, без которого невозможно общественное благосостояние».

Александром и его сподвижниками была создана стройная, соответствующая своему времени судебная система, низшим звеном которой являлись мировые суды со съездами мировых судей. Основная нагрузка ложилась на окружные суды и судебные палаты. Высшим судебным органом оставался Сенат, в структуре которого действовало два кассационных департамента - по гражданским и уголовным делам. Наиболее важные политические дела рассматривал Верховный уголовный суд, дела в который передавались по повелению императора в исключительных случаях.

Основными принципами судебного процесса стали независимость суда, несменяемость судей, гласность и состязательность судопроизводства. Кроме того, были введены институт присяжных заседателей, институт адвокатов (присяжных поверенных) и институт прокуратуры.

Во время правления Александра III произошел некоторый возврат к прежней судебной системе. На местах мировые судьи были заменены земскими участковыми начальниками, выбиравшимися из дворян. Некоторые категории дел были изъяты из ведения суда присяжных, а в судопроизводстве по политическим делам была ограничена гласность. Всего к началу XX века в России действовало 105 окружных судов и 14 судебных палат.

Тема 7. Государство и право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (I половина XIX в.)

Тест № 1

1. Какой административный орган Российской империи был высшей судебной инстанцией?

Б) юстиц-коллегия

В) Министерство юстиции
2. Что предлагал М.М. Сперанский в своем проекте реформ?

А) ввести строй конституционной монархии

В) ввести строй конституционной республики
3. Какой строй должен был установиться в России по проекту П.И. Пестеля?

А) конституционная монархия

Б) демократическая республика

В) самодержавная монархия
4. Какие преобразования готовились декабристами в случае победы восстания

А) передача всей земли крестьянам в безвозмездное пользование , отставка всех министров , разгон Сената

Б) передача всей полноты власти крестьянским общинам, отмена монархии

В) провозглашение через Сенат демократических свобод, отмена крепостного права , созыв Учредительного собрания
5. Какая категория населения России в первой половине XIX в. Относилась к полупривилегированным сословиям?

А) личные дворяне

Б) мещане

В) казаки
6. Какую форму правления должна была принять Россия по проекту Н. Муравьева?

А) демократическая республика

Б) самодержавная монархия

В) конституционная монархия
7. Из каких административных единиц состояла Российская империя в первой половине XIX в.?

А) наместничество – воеводство - уезд

Б) воеводство – провинция - район

В) генерал-губернаторство – губернаторство – уезд
8. В каком году был издан указ о вольных хлебопашцах?

В) 1812 г.
9. Какой орган власти, задуманный М.М. Сперанским, так и не был открыт в России в первой половине XIX в.?

А) Совет министров

Б) Государственный совет

А) однодворцы

Б) казаки

В) духовенство

Тест № 2

1. Что предлагал в своем проекте реформ М.М. Сперанский?

А) предоставить крестьянам право приобретать движимое и недвижимое имущество в собственность

Б) освободить крестьян без земли

В) дать право крестьянам уходить от помещиков
2. Какая категория населения России в первой половине XIX в. Относилась к податным сословиям?

А) государственные крестьяне

Б) казаки

В) однодворцы
3. По какому принципу строилась деятельность центральных органов исполнительной власти согласно министерской реформе Александра I?

А) по принципу коллегиальности

Б) по принципу единоначалия

В) по принципу демократического централизма
4. Какое учреждение должно было отвечать за внутреннюю безопасность по Манифесту об «Общем учреждении министерств» (1811)?

А) Охранное отделение

Б) Министерство полиции

В) Департамент полиции при Министерстве внутренних дел
5. Согласно министерской реформе Александра I

А) министры назначались Государственным советом и были ответственны только перед ним

Б) министры избирались служащими министерства и были ответственны только перед ними

В) министры назначались императором и были ответственны только перед ним
6. Указ о вольных хлебопашцах 1803 г.:

А) даровал личную свободу государственным крестьянам

Б) закрепил привилегии крестьян-однодворцев

В) разрешил помещикам отпускать своих крестьян на волю за выкуп
7. Каковы были итоги административных реформ Александра I?

А) создание министерского административного управления

Б) создание системы местного самоуправления - земств

В) создание Собственной Его Величества Канцелярии
8. Кому принадлежала верховная законодательная, исполнительная и судебная власть в стране?

А) императору

Б) Государственному совету

В) Сенату
9. В какие годы при Александре I была проведена министерская реформа?

А) в 1810-1811

Б) в 1807-1810

В) в 1809-1822
10. «Русская правда» П.И. Пестеля предполагала:

А) разделение земли на общинную и частную, равенство всех граждан перед законом

Б) передачу всей земли в государственную собственность при сохранении помещичьего землевладения

В) передачу всей земли крестьянам
Тест № 3

1. Какие функции получил Государственный совет, созданный в 1810 г.?

А) законосовещательные

Б) исполнительные

А) духовенство

Б) мещане

В) казаки
3. Какой административный орган был высшим в России в первой половине XIX в.?

А) Комитет министров

Б) Государственный совет

В) Сенат
4. Когда был учрежден Государственный совет?

В) в 1815 г.
5. «Русская правда» П.И. Пестеля предполагала, что высшим законодательным органом власти в России станет:

А) парламент

Б) народное вече

В) Земский собор

6. Что такое «Негласный комитет»?

А) тайная полиция

Б) комитет по цензуре

В) близкое окружение Александра I, влиявшее на его политику
7. Указ от 12 (24) декабря 1801 г. позволял лицам свободных состояний (купцам, мещанам, казенным крестьянам) приобретать:

А) земли без крепостных

Б) земли и крепостных

В) государственные мануфактуры
8. Что предполагал проект крестьянской реформы 1819 г. министра финансов Д.А. Гурьева?

А) разрушение общины и создание в России фермерских хозяйств

Б) сохранение помещичьего землевладения

В) освобождение крестьян без земли
9. «Русская правда» П.И. Пестеля предполагала, что исполнительным органом власти в России станет:

А) народное вече

Б) державная дума

В) дворянское собрание
10. Согласно проекту первой русской конституции 1820 г., подготовленной Н.Н. Новосильцевым, Россия превращалась:

А) в парламентскую республику

Б) в неограниченную монархию

В) в конституционную монархию
Тест № 4

1. В 1837-1841 гг. П.Д. Киселев провел административную реформу, в результате которой государственные крестьяне:

А) стали юридически свободными землевладельцами

Б) попали под власть помещиков

В) перешли в разряд монастырских крестьян
2. Обер-прокурор Синода:

А) назначался царем

Б) избирался членами духовной коллегии

В) тайно избирался на поместном Архиерейском соборе
3. Каких крестьян касалась реформа, проведенная П.Д. Киселевым?

А) частновладельческих

Б) крестьян западнорусских губерний

В) государственных

4. Кто осуществил кодификацию русского законодательства в 1830-е гг.?

А) М.М. Сперанским

Б) В.П. Кочубей

В) А.Х. Бенкендорф
5. Какой орган политической полиции был создан при Николае I?

А) III отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии

Б) Тайный приказ

В) Тайная канцелярия
6. Кто в царствование Николая I получил преимущество в системе в административных органов власти?

А) Государственный совет и Сенат

Б) Комитет министров , министерства

В) Собственная канцелярия императора
7. В 1826 г. создается:

А) Непременный совет

Б) Совет при высочайшем дворе

В) Собственная Его Величества канцелярия
8. В каком году был создан Государственный совет?

В) в 1801 г
9. Нормативный правовой акт, принятый в 1802 г.:

А) «Об учреждении министерств»

Б) губернская реформа

В) Устав благочиния
10. В начале XIX в. Роль высшего судебного учреждения выполнял:

А) Государственный совет

В) Комитет министров
Тест № 5

1. Первоочередной задачей в России в первой половине XIX в. стала кодификация:

А) законов о судоустройстве и судопроизводстве

Б) местных законов

В) уголовных законов
2. Кто, продолжая дело своих предшественников по кодификации русского права, стал настаивать на создании свода законов, а не нового уложения?

А) Николай I

Б) Павел I

В) Екатерина II
3. В ст. 1 Основных законов была сформулирована идея:

А) самодержавной власти императора Российского

Б) неограниченной власти Сената

В) ущемления прав местных органов управления
4. Главным административным органом в губернии был:

А) капитан-исправник

Б) старшина

В) губернатор
5. Законодательство различало верховное и подчиненное управление. Каким органом управления являлся Государственный совет?

А) верховным

Б) подчиненным

В) обособленным
6. Какие функции выполняло II отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии?

А) политический сыск

Б) руководство женскими училищами и благотворительными заведениями

В) кодификация законодательства
7. Когда был принят новый уголовный кодекс «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных»?

В) 1829 г.
8. Кто провел в 1837-1841 гг. реформу в отношении государственных крестьян?

А) А.А. Аракчеев

Б) П.Д. Киселев

В) М.М. Сперанский
9. К каким сословиям в России принадлежало духовенство?

А) к привилегированным

Б) к полупривилегированным

В) к податным
10. Свод законов должен был состоять из:

А) 10 разделов

Б) 8 разделов

В) 2 разделов
Тема 8. Государство и право России в период утверждения и развития капитализма (II половина XIX в.)

Тест № 1

1. Кто управлял городами по городской реформе 1870 г.?

А) губернаторы

Б) городские управы

В) городские думы
2. По судебной реформе 1864 г.:

А) вводилось равенство всех социальных групп перед законом

Б) сохранялся принцип сословного суда

В) создавался специальный суд для дворян
3. Для какой категории населения были сохранены телесные наказания даже после судебной реформы 1864 г.?

А) для купцов

Б) для крестьян

В) для горожан , имевших имущественный ценз ниже 1 тыс. рублей
4. Какие органы местного самоуправления учреждались по реформе 1864 г.?

А) советы сельских старост

Б) губернаторы

В) земские управы
5. Какие выборы проводились в земства по реформе 1864 г.?

А) прямые

Б) двухстепенные

В) многостепенные
6. На каких условиях реформа 1861 г. предоставляла крестьянам землю?

А) полностью за счет государственной казны

Б) бесплатно

В) за выкуп при содействии правительства
7. Кому подчинялись земские учреждения?

А) лично царю

Б) губернатору

В) предводителю местного дворянства
8. Что возглавлял городской голова по Городовому положению 1870 г.?

А) местную государственную администрацию города

Б) городскую думу

В) городскую управу
9. Кому непосредственно подчинялась городская дума по Городовому положению 1870 г.?

А) городской управе

Б) Сенату

В) губернатору
10. Высшая цензурная инстанция в России, созданная в 1872 г.:

А) Охранное отделение

В) Комитет министров
Тест № 2

1. Кем утверждались председатели земских управ?

А) земским собранием и земской управой

Б) министром внутренних дел и губернатором

В) императором и Сенатом
2. Кому принадлежала исполнительная власть на местах по земской реформе 1864 г.?

А) земскому собранию

Б) земской управе

В) дворянскому собранию
3. Чье участие в суде было обязательным по судебной реформе 18664 г.?

А) представителя местной администрации

Б) следователя

В) присяжного
4. Кому принадлежала распорядительная власть в городском самоуправлении по Городовому положению 1870 г.?

А) губернатору

Б) городской управе

В) городской думе
5. Что стало высшей кассационной инстанцией в России по судебной реформе 1864 г.?

Б) Судебная палата

В) Министерство юстиции

6. До реформы 1861 г. крестьянами управлял помещик. Кто выполнял эти функции после 1861 г.?

А) правительственный чиновник, назначенный Сенатом

Б) мир, или сход, во главе со старостой

В) староста, избираемый сходом
7. Реформа 1861 г. сохраняла за помещиками:

А) право собственности на ранее принадлежавших им дворовых людей

Б) право собственности на все принадлежащие им земли

В) на ½ часть помещичьей земли
8. Один из основных принципов земской реформы:

А) бюрократическая зависимость земских учреждений от центральных государственных органов

Б) сословность

В) выборность и бессословность
9. В чем заключалась функция земств?

А) осуществление политической власти на местах

Б) выполнение полицейских и фискальных функций

В) решение хозяйственно-административных и культурных вопросов местного значения
10. Как назывался орган городского самоуправления по Городовому положению 1870 г.?

Б) магистрат

В) городская дума
Тест № 3

1. Какая крупная реформа была проведена в 1864 г. вслед за отменой крепостного права?

А) военная

Б) городская

В) земская
2. Чем подчеркивалось неравное положение крестьян по отношению к другим сословиям России в пореформенное время?

А) применением телесных наказаний по отношению к крестьянам

Б) отправлением исключительно крестьян на каторжные работы

В) обязанностью исключительно крестьян нести воинскую повинность
3. Что вводила реформа судебных учреждений?

А) участие присяжных заседателей в уголовных процессах

Б) участие присяжных заседателей в политических процессах

В) участие присяжных заседателей исключительно во всех процессах
4. Кто был лишен представительства в земских учреждениях?

А) крестьяне

Б) рабочие и ремесленники

В) духовенство и интеллигенция
5. Что было учреждено вместо упраздненного в 1880 г. III отделения?

А) Охранное отделение

Б) Департамент государственной полиции

В) Министерство полиции
6. Закон о земских начальниках 1889 г.:

А) запрещал расправу над крестьянами

Б) усиливал полномочия волостного суда

В) упразднял мировой суд
7. Когда вышел закон о земских начальниках?

В) в 1901 г.
8. Кто был лишен выборного представительства в земствах по Положению о губернских и земских учреждениях от 1890 г.?

А) крестьяне

Б) интеллигенция

В) рабочие
9. В каком году было отменено крепостное право?

В) в 1869 г.
10. Исполнительным органом городского самоуправления являлась:

А) Городская дума

Б) Земская управа

В) Городская управа
Тест № 4

1. Представители буржуазии и некоторая часть либеральных помещиков требовали:

А) запретить перевод крестьян в разряд городских жителей

Б) запретить брать бывших крепостных на предприятия в качестве вольнонаемных рабочих

В) отмены барщинной системы и перехода к вольнонаемному труду
2. I съезд РСДРП состоялся в:

В) 1892 г.
3. Полицейская реформа была проведена в:

В) 1862 г.
4. Распорядительным органом городского самоуправления являлась:

А) Городская дума

Б) Земская управа

В) Городская управа
5. Исполнительным органом городского самоуправления являлась:

А) Городская дума

Б) Земская управа

В) Городская управа
6. Судебная реформа была проведена изданием четырех важнейших законов: Учреждения судебных установлений , уставов гражданского и уголовного судопроизводства, Устава о наказаниях. По этим законам судьи объявлялись:

А) несменяемыми

Б) сменяемыми

В) назначаемыми
7. Какие функции выполнял при рассмотрении уголовных дел коронный суд?

А) определял конкретную меру наказания

Б) проводил предварительное рассмотрение дел

В) участвовал в следствии
8. Приговоры по уголовным делам каких судов не подлежали апелляции, а вступали в законную силу немедленно?

А) окружных судов

Б) коронных судов

В) мировых судов

9. Кто рассматривал апелляции на решения окружных судов?

А) местные суды

Б) судебная палата

В) волостные суды
10. Прокуратуру возглавлял:

А) министр юстиции

Б) бургомистр

В) судья
Тест № 5

1. Согласно принципу презумпции невиновности, любое лицо считалось невиновности:

А) до тех пор , пока его виновность не будет установлена судом

Б) до тех пор , пока его не арестуют

В) до тех пор , пока он не сознается в совершении преступления
2. Важным нововведением судебной реформы в России считалось:

А) введение прокуратуры

Б) введение адвокатуры

В) создание городской думы
3. Наиболее важным в военной реформе 1874 г. было:

А) отмена рекрутских наборов, установление обязательной военной службы

Б) отмена обязательной военной службы

В) ужесточение рекрутских наборов
4. Что в конце XIX в. называли купеческой управой?

А) государственное учреждение , которое занималось надзором за купцами, налогообложением

Б) городскую организацию, избираемую собранием купцов, которая регистрировала торговые дома , имела право входить с представлениями в Министерство финансов

В) купеческих клуб, центр отдыха, делового общения
5. В конце XIX в. в России уезд административно разделялся на:

А) общины

В) станы
6. Кто возглавлял в России такую административную единицу, как стан?

А) становой пристав

Б) урядник

В) надзиратель

7. По судебной реформе 1864 г. к местным судам относились:

А) волостные, мировые судьи

Б) окружные суды

В) судебные палаты
8. Земства, созданные в результате земской реформы 1864 г., были:

А) органами местного самоуправления

Б) законодательными органами

В) исполнительными органами
9. Кто являлся председателем Совета министров , существовавшего с ноября 1861 г?

А) губернатор

Б) премьер-министр

В) император
10. В Российской империи большой город в административном плане делился на:

Б) участки



Загрузка...