novomarusino.ru

Правовой статус муниципальных служащих. Правовой статус муниципального служащего Основные элементы правового статуса муниципального служащего

Повышение эффективности и качества государственной и муниципальной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, повышение качества оказываемых государством услуг являются главными задачами при реформировании системы государственной и муниципальной службы. Принятие Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" произошло в русле радикального обновления всей базы законодательства о государственной и муниципальной службе, ставшего одним из центральных составляющих административной реформы. Специфика реализации статуса муниципального служащего определяется целым комплексом факторов: территориальной организацией местного самоуправления, целями, задачами и функциями местного самоуправления, особенностями разграничения вопросов местного значения, установленными Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Структура правового статуса муниципальных служащих

Статус муниципального служащего в Российской Федерации устанавливается в федеральных, региональных, муниципальных правовых актах и определяется целями, задачами и функциями органов местного самоуправления, особенностями разграничения вопросов местного значения, установленными Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Данным Федеральным законом (статья 42) предусмотрено, что правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами. Индивидуальный правовой статус муниципального служащего связан с обладанием правами и обязанностями по конкретной должности, занимаемой персонально служащим. Под специальным правовым статусом муниципального служащего понимается его правовое положение в том или ином органе местного самоуправления, выраженное в совокупности его полномочий, т.е. профессиональных прав и обязанностей, закрепленных в соответствующих нормативно-правовых актах. Основным законодательным актом, определяющим основу правового статуса муниципального служащего, является Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации". На уровне субъектов Российской Федерации приняты законы о муниципальной службе, конкретизирующие положения федерального законодательства. В свою очередь, положения Федерального закона и законов субъектов РФ относительно правового статуса муниципальных служащих конкретизируются в уставах муниципальных образований.

Основными элементами правового статуса муниципального служащего являются права, обязанности, ограничения и запреты, гарантии реализации прав, ответственность.

В Федеральном законе от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в главе 3 "Правовое положение (статус) муниципального служащего" выделены правообразующие элементы статуса: основные права и обязанности муниципального служащего; ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой; урегулирование конфликта интересов; требования к служебному поведению муниципальных служащих; представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Основные права, обязанности, ограничения, запреты, связанные с прохождением муниципальной службы, регламентируют статьи 10 - 15 данной главы 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ (таблица 1).

Таблица 1

Основные права и обязанности муниципального служащего в соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации "

Правовое положение муниципального служащего

Основные права

Основные обязанности

1) ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности на муниципальной службе;

2) обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

3) оплата труда и другие выплаты в соответствии с законодательством;

4) отдых, предоставление выходных дней и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого отпуска;

5) получение информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

6) участие в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы;

7) повышение квалификации;

8) защита своих персональных данных;

9) ознакомление со всеми материалами своего личного дела;

10) объединение для защиты своих прав и профессиональных интересов;

11) рассмотрение индивидуальных трудовых споров, включая обжалование в суд их нарушений;

12) пенсионное обеспечение

1) соблюдение законодательства РФ;

2) исполнение должностных обязанностей;

3) соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций;

4) соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, порядка работы со служебной информацией;

5) поддержание необходимого уровня квалификации;

6) неразглашение сведений, имеющих характер ограниченного распространения;

7) обеспечение сохранности государственного и муниципального имущества;

8) представление сведений о себе и членах своей семьи;

9) сообщение работодателю о выходе из гражданства Российской Федерации;

10) соблюдение ограничений, установленных законодательством РФ;

11) уведомление начальника о личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов

Исходя из структуры построения статьи 23 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" гарантии муниципальных служащих являются одним из важных элементов правового статуса муниципального служащего, поскольку от того, каковы гарантии и как они исполняются, во многом зависит не только деятельность муниципального служащего, но и деятельность органа местного самоуправления. Целями предоставления гарантий муниципальным служащим являются содействие эффективному исполнению ими своих должностных обязанностей, обеспечение правовой и социальной защищенности муниципальных служащих и членов их семей, противодействие коррупции, а также компенсация запретов, связанных с муниципальной службой. Законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии. Так, муниципальным служащим муниципального образования "Бобья-Учинское", замещающим муниципальные должности муниципальной службы, помимо гарантий, установленных статьей 23 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ, Уставом муниципального образования "Бобья-Учинское" могут быть предусмотрены следующие дополнительные гарантии в соответствии со статьей 11 Закона Удмуртской Республики от 20 марта 2008 г. N 10-РЗ "О муниципальной службе в Удмуртской Республике" :

1) транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей, в зависимости от группы замещаемой должности муниципальной службы, а также компенсация за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием;

2) возмещение расходов, связанных с переездом муниципального служащего (гражданина) и членов его семьи в другую местность, при назначении его на высшую должность муниципальной службы;

3) профессиональная подготовка, профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка с сохранением на этот период среднего денежного содержания;

4) сохранение денежного содержания на период временной нетрудоспособности;

5) возмещение расходов, связанных со служебными командировками;

6) иные гарантии.

К организационным формам стимулирования гарантий, установленных для муниципальных служащих, относится и обеспечение возможностей для развития карьеры. Карьера муниципального служащего является показателем успешности профессионального развития, оценкой качества исполнения профессиональной деятельности. Оптимально выстроенная траектория карьеры позволяет муниципальным служащим найти свое место в структуре управления, стимулирует их к более полному раскрытию профессиональных, деловых и личностных возможностей .

Оказывая содействие продвижению по службе муниципальных служащих, орган местного самоуправления формирует состав как руководителей, так и специалистов для всех структурных подразделений, содействует стабилизации текучести кадров и способствует повышению результативности их труда. При этом карьера муниципального служащего представляет собой рост по должностям муниципальной службы в пределах текущей группы должностей муниципальной службы или вышестоящей группы должностей муниципальной службы.

В зарубежных странах также правовой статус муниципальных служащих определяется законодательством. Так, в Германии федеральные законы устанавливают общие положения статуса чиновника, порядок назначения окладов чиновникам всех уровней, а земельные законы закрепляют особенности статуса выборных чиновников общины (штатных и внештатных "почетных") и чиновников, поступивших на службу в администрацию общины по контракту, а также вопросы продвижения по муниципальной службе. Основным правотворческим органом муниципальных образований является представительный орган немецкой общины .

В Великобритании правовой статус муниципальных служащих (условия труда и оплата труда) вырабатывается в актах Национального объединенного совета, в состав которого входят представители органов местного управления и чиновники. Муниципалитеты вправе, но не обязаны принимать к исполнению рекомендации этих органов. Таким образом, именно на уровне местных органов происходит создание правовых норм, регламентирующих классификацию местных служащих, схемы должностных окладов, правила отбора кандидатур служащих.

Анализ нормативных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов, закрепляющих правовой статус муниципального служащего, показывает, что в них не установлены дополнительные обязанности и права, ограничения прав, в связи с чем для повышения эффективности профессиональной деятельности муниципальных служащих следует установить дополнительные обязанности и права, ограничения прав, а также принципы института поощрений и юридической ответственности.

В заключение следует отметить , что местное самоуправление выступает одним из институтов гражданского общества, который позволяет населению в соответствии с законодательством принимать участие в управлении делами муниципального образования, самостоятельно решая вопросы местного значения. Механизмом и инструментом реализации функций и задач органов местного самоуправления является муниципальная служба, а важнейшая роль муниципальной службы, помимо исполнения задач и функций органов местного самоуправления, заключается также в реализации вопросов местного значения. Центральным элементом в структуре правового статуса муниципального служащего выступают его обязанности, содержание которых определяет необходимый объем правомочий.

Литература

1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 40. Ст. 3822.

2. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 3. Ст. 345.

3. Решение от 2 марта 2012 года Сельского Совета депутатов муниципального образования "Бобья-Учинское" "Об утверждении порядка и условий предоставления дополнительных гарантий муниципальным служащим муниципального образования "Бобья-Учинское" [Электронный ресурс] URL: http://mo-bobya-uchinskoe.malayapurga.ru.

4. Биджиев А.С., Шамарова Г.М. Особенности формирования и использования кадрового резерва государственной и муниципальной службы // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 3. С. 23 - 28.

5. Осиночкина Е.В. Правовой статус муниципальных служащих: становление, понятие и механизм реализации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2006. 27 с.

6. Шамарова Г.М. Комплексная оценка профессиональной компетентности кадров органов местного самоуправления // Экономический анализ: теория и практика. 2009. N 24. С. 50 - 61.

7. Шамарова Г.М. Анализ реализации концепций информационной политики органов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 12. С. 44 - 47.

Ст.3 ФЗ О муниципальной службе в РФ устанавливает, что поступление на муниципальную службу осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Правовое положение муниципального служащего определяется в федеральном законодательстве (Конституция РФ, Законы и др.), в законах и нормативно-правовых актах субъектов Федерации, а также в уставах и иных правовых актах муниципальных образований. // Возможность физического лица вступать в качестве муниципального служащего в административно-правовые отношения, быть носителями конкретных юридических прав и обязанностей по муниципальной службе связана с наличием у него правового качества, которое называется правосубъектность.

Правосубъектность муниципального служащего возникает с момента замещения (назначения на должность) им определенной муниципальной должности и составляет основу правового статуса муниципального служащего, который включает в себя три основных элемента: права, обязанности и ответственность и дополнительных - ограничения и гарантии. Основной правового статуса муниципального служащего являются его права и обязанности. Согласно разграничению полномочий в сфере регулирования муниципальной службы федеральные законы не содержат их конкретного перечня, он устанавливается законодательством субъектов Федерации. При этом надо иметь в виду, что он не является исчерпывающим, а определяет только основные из них. Дополнительно к ним муниципальные образования в своих уставах могут отражать и другие права и обязанности исходя из местных условий и традиций, специфики муниципального образования (экономическое развитие, специализация экономики) и других факторов. Административно-правовой статус муниципального служащего имеет свои особенности:

  • 1) права и обязанности муниципального служащего устанавливаются в пределах компетенции органа местного самоуправления;
  • 2) носит производный характер - деятельность муниципального служащего подчинена осуществлению задач и функций органа местного самоуправления, в котором он проходит службу;
  • 3) права и обязанности обладают единством - права являются и обязанностью и должны осуществляться в интересах населения муниципального образования и государства;
  • 4) предписания муниципальных служащих обязательны для исполнения на территории данного муниципального образования всеми физическими и юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы и их форм собственности;
  • 5) реализация прав и обязанностей гарантируется государством;
  • 6) ограничения общегражданских прав и особая дополнительная ответственность направлена на повышение эффективности муниципальной службы.

Содержание правового положения муниципального служащего характеризуется общегражданскими (муниципальные служащие пользуются всеми правами и свободами и несут обязанности наравне со всеми гражданами) и служебными правами и обязанностями. Должностные обязанности муниципального служащего являются производными от задач, функций и полномочий органа местного самоуправления, обеспечить исполнение которых и должна муниципальная служба.Порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора регулируется разделом III ТК РФ.

Прежде всего, отметим, что сторонами трудового договора о приеме на работу муниципального служащего являются: наемный работник - муниципальный служащий, наниматель - муниципальное образование. От имени муниципального образования полномочия нанимателя осуществляет работодатель. Работодателем может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя), в соответствии со структурой органов местного самоуправления и иных муниципальных органов, определенной в уставе муниципального образования. Таким образом, трудовой договор с муниципальным служащим - это соглашение между работодателем (муниципальным органом) и муниципальным служащим, по которому муниципальный служащий обязуется исполнять служебные обязанности по муниципальной должности муниципальной службы и подчиняться внутреннему трудовому распорядку, а работодатель обязуется выплачивать денежное содержание муниципальному служащему и обеспечивать условия, предусмотренные законодательством о труде, муниципальной службе РФ и субъектов РФ и соглашением сторон.

Требования к порядку заключения трудового договора содержатся в гл.11 ТК РФ. Прием на работу производится по принципу подбора кадров по деловым качествам.

Прием на муниципальную службу осуществляется, как правило, в форме назначения. Трудовой договор с лицом заключается после издания уполномоченным должностным лицом приказа (распоряжения) о назначении на вакантную должность. После этого заключается либо договор на неопределенный срок (без указания срока) либо срочный трудовой договор на срок не более пяти лет.

На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие 18-летнего возраста, владеющие государственным языком РФ и соответствующие квалификационным требованиям.

Гражданин, поступающий на муниципальную службу, при заключении договора о прохождении муниципальной службы и замещении должности муниципальной службы или муниципальный служащий при заключении служебного договора о замещении должности муниципальной службы обязуется исполнять должностные обязанности, соблюдать требования служебного поведения и действующие в органе местного самоуправления правила трудового распорядка.

В договоре предусматривается ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством. Запрещается требовать от муниципального служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных договором. Договор заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр договора передается муниципальному служащему, другой хранится в его личном деле в органе местного самоуправления.

Вообще, внутренние документы муниципального образования, думается, должны регулировать не только профессиональную деятельность служащих, но и каким-то образом определять нормы поведения. Аналогично внутренним, корпоративным документам коммерческих предприятий, у муниципальных образований должен быть документ, определяющий и устанавливающий этические, моральные и социальные основы поведения служащих.

Такой документ может являться своеобразной программой деятельности, внутренними правилами - не противоречащими законодательству, но приобретающий статус официального для работников муниципального образования.

Однако общим направляющим документом в поведении служащих - как муниципальных, так и государственных является Указ Президента Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих, распространяющий свое действие и на муниципальных служащих.

Далее, другим необходимым условием трудового договора является соглашение о месте работы. Муниципальный служащий поступает на муниципальную службу в определенный муниципальный орган. Его служебная деятельность протекает в структурном подразделении этого органа. Место работы определяется обычно местонахождением муниципального органа как стороны трудового договора.

К необходимым условиям относится время начала работы. Практически начало работы определяется датой, указанной в приказе о назначении на должность.

Трудовые договоры с муниципальными служащими, следуя ст.58 ТК РФ могут заключаться:

на неопределенный срок;

на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен Кодексом и иными федеральными законами.

Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок.

Оплата труда (денежное содержание) муниципального служащего - важное условие трудового договора. Согласно ст. 16 ФЗ Об основах муниципальной службы размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок и иных выплат к должностному окладу муниципального служащего определяются нормативными актами органов местного самоуправления в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.

Характерной особенностью при поступлении на муниципальную службу является требование о том, что гражданин при поступлении на муниципальную службу обязан представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных ими доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, которые являются объектами налогообложения. Предполагается, что это требование должно стать одним из действенных механизмов предотвращения коррупции и злоупотреблений в стране. Указ Президента О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе призван поддержать данное начинание.

Для лиц, впервые принимаемых на муниципальную службу, в том числе и по конкурсу, а также для муниципального служащего при переводе на должность другой группы или иного профиля устанавливается испытание (со стажировкой) от трех до шести месяцев, а для младших служащих - от одного до трех месяцев. В срок испытания не засчитывается период, когда муниципальный служащий отсутствовал на службе. При неудовлетворительном результате испытания муниципальный служащий может быть переведен с его согласия на прежнюю или другую должность, а при отказе от перевода уволен с муниципальной службы. Если срок испытания истек, а муниципальный служащий продолжает службу, он считается выдержавшим испытание. Порядок и условия испытания устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ.

Сведения, представленные гражданином при поступлении на муниципальную службу, могут подвергаться проверке в установленном федеральными законами порядке. В отдельных муниципальных образованиях федеральными законами могут устанавливаться дополнительные требования к проверке сведений, представляемых гражданином при поступлении на муниципальную службу.

Персональные данные муниципального служащего - информация, необходимая представителю нанимателя (работодателю) в связи с исполнением муниципальным служащим обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы и касающаяся конкретного муниципального служащего. Персональные данные муниципального служащего подлежат обработке (получение, хранение, комбинирование, передача и иное использование) в соответствии с трудовым законодательством.

Поступление на муниципальную службу осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом О муниципальной службе в Российской Федерации.

Порядок прохождения муниципальной службы, управление муниципальной службой, требования к муниципальным должностям муниципальной службы определяются уставом муниципального образования в соответствии с региональными законами.

Гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а также находиться на муниципальной службе в случае лишения его вступившим в законную силу решением суда права занимать должности муниципальной службы в течение определенного срока.

Аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы. Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года.

Аттестации не подлежат следующие муниципальные служащие:

замещающие должности муниципальной службы менее одного года;

достигшие возраста 60 лет;

беременные женщины;

находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных муниципальных служащих возможна не ранее чем через один год после выхода из отпуска;

замещающие должности муниципальной службы на основании срочного трудового договора (контракта).

По результатам аттестации муниципального служащего аттестационная комиссия выносит решение о том, соответствует муниципальный служащий замещаемой должности муниципальной службы или не соответствует. Результаты аттестации сообщаются аттестованным муниципальным служащим непосредственно после подведения итогов голосования. Материалы аттестации передаются представителю нанимателя (работодателю).

Помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, увольнение муниципального служащего может быть осуществлено также по инициативе руководителя органа местного самоуправления в следующих случаях:

достижения предельного возраста, установленного для замещения муниципальной должности муниципальной службы;

прекращения гражданства Российской Федерации;

несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных для муниципального служащего Федеральным законом О муниципальной службе в Российской Федерации

разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

лишения муниципального служащего вступившим в законную силу решением суда права занимать должности муниципальной службы в течение определенного срока.

Выход на пенсию муниципального служащего осуществляется в порядке, установленном федеральным законом. Предельный возраст для нахождения на муниципальной должности муниципальной службы составляет 60 лет. При этом допускается продление срока нахождения на муниципальной службе служащих, достигших предельного для муниципальной службы возраста. Но однократное продление срока нахождения на муниципальной службе служащего допускается не более чем на один год.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ

УПРАВЛЕНИЕ

Бураменская Марина Николаевна

Магистрант Нижегородского института управления - филиала РАНХиГС

Marina N. Buramenskaya

Graduate student of the Nizhny Novgorod Institute of Management branch of the RANEPA

e-mail: [email protected]

УДК 331:31/331.101.39

Особенности правового статуса муниципальных служащих в Российской Федерации

Characteristics of the legal status of municipal civil servants in the Russian Federation

В статье рассматриваются сущность и элементы административно-правового статуса муниципальных служащих в Российской Федерации, а также особенности его правового регулирования. Особое внимание уделяется классификации и анализу ограничений и запретов на муниципальной службе.

Ключевые слова: муниципальная служба, должность муниципальной службы, ограничения, запреты.

The author of the paper reveals essence and the elements of the legal status of the municipal civil service in the Russian Federation and its regulation. The author pays special attention to the analysis and classification of the restrictions and bans requirements to the municipal civil service.

Keywords: municipal civil service, position of the municipal civil service, restrictions, bans.

Одним из этапов реализации административной реформы в Российской Федерации стало реформирование института государственной и муниципальной службы. Государственные и муниципальные служащие занимают особое место в социальной структуре общества - место организаторов его жизнедеятельности. Государственная и муниципальная служба выступает центральным звеном всей системы государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации. Эффективность публичного управления определяется эффективностью функционирования института государственной и муниципальной службы, поэтому вопросам его развития и реформирования уделяется большое внимание .

Правовое регулирование муниципальной службы в Российской Федерации осуществляется как на федеральном уровне, где основополагающим является Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 25-ФЗ), так и на региональном уровне субъектов Российской Федерации и муниципальном уровне власти .

В соответствии с Федеральным законом №25-ФЗ муниципальная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан, осуществляемую на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта) . Нередко к муниципальным служащим также относят депутатов представительных органов муниципальных образований,

членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления. Однако в Федеральном законе № 25-ФЗ установлено, что эти лица не являются муниципальными служащими и относятся к лицам, замещающим муниципальные должности, и действие указанного закона на них не распространяется.

К основным признакам муниципальной службы относят: 1) профессиональный характер деятельности муниципальных служащих, зависящий от квалификационных требований, предъявляемых к муниципальной должности, и соответствующий ей уровень профессионального образования, стажа и квалификации муниципального служащего; 2) профессиональную деятельность муниципальных служащих на муниципальных должностях, не являющихся выборными (на постоянной основе), с установленными полномочиями по решению вопросов местного значения, а также по обеспечению исполнения полномочий органами местного самоуправления; 3) совокупность людей, находящихся на службе муниципального образования, исполняющих свои профессиональные обязанности на контрактной основе за соответствующее вознаграждение за счет средств местного бюджета .

Должность муниципальной службы представляет собой должность в органе местного самоуправления с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий данных органов или аппарате избирательной комиссии муниципального образования. Таким образом, следует отметить, что к муниципальным служащим нецелесообразно относить работников муниципальных учреждений, а также муниципальных предприятий, т.к. подобные организации не относятся к органами местного самоуправления.

Правовое положение (статус) муниципальных служащих определяется системой прав, которые корреспондируются с обязанностям, а также с ограничениями и запретами на муниципальной службе.

Особое внимание в Федеральном законе № 25-ФЗ уделено регламентации ограничений и запретов на муниципальной службе.

По своей природе ограничения, связанные с муниципальной службой, представляют собой совокупность мер сдерживающего воздействия от противозаконного деяния и нарушения законодательства о муниципальной службе, обеспечивающих качественное и эффективное исполнение муниципальными служащими своих профессиональных обязанностей, создавая условия для недопущения возникновения конфликта интересов и личной заинтересованности на муниципальной службе.

В качестве одного из ограничений на муниципальной службе, когда гражданин не может поступить на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе, следует отметить недопустимость «близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому» .

Федеральный закон №25-ФЗ содержит закрытый перечень таких лиц. При этом предусматриваются два случая, когда нельзя принять гражданина на муниципальную службу, а муниципальному служащему находиться на муниципальной службе:

1. Наличие указанных отношений с главой муниципального образования, но только если он осуществляет полномочия руководителя местной администрации. Например, глава местной администрации замещает должность по контракту, т. е. является муниципальным служащим, так же, как и его заместитель, который является его родственником, не может замещать должность его заместителя. Вместе с тем он может замещать иную должность муниципальной службы в местной администрации при условии, что отсутствует непосредственная подчиненность.

2. Наличие близкого родства или свойства между двумя муниципальными служащими. При этом ограничение действует только тогда, когда между указанными лицами имеет место непосредственная подчиненность или подконтрольность.

Однако необходимо различать непосредственное подчинение и подконтрольность как ситуацию, когда муниципальный служащий в пределах своих полномочий может принимать управленческие решения в отношении своих родственников, от линейного подчинения, не предполагающего непосредственное, т.е. опосредованное подчинение, которое вписывается в логику норм федерального законодательства и не позволяет судить о его нарушении.

В отличие от ограничений, запреты, связанные с муниципальной службой, представляют собой совокупность

Государственное и региональное управление

прав, которых лишается муниципальный служащий на определенные виды деятельности, в связи с предупреждением нежелательного социально-вредного поведения, которое может привести к снижению эффективности и качества, осуществляемых профессиональных функций муниципальными служащими. Статьей 14 Федерального закона №25-ФЗ устанавливаются запреты для муниципального служащего на некоторые виды деятельности, связанные с извлечением экономической материальной выгоды в личных интересах, которые несовместимы с муниципальной службой. Вторая группа запретов установлена для обеспечения дисциплинарного режима на муниципальной службе. Таким образом, запреты, связанные с деятельностью муниципальных служащих, могут носить материально-экономический и дисциплинарно-поведенческий характер.

Материально-экономические запреты представляют собой систему норм, препятствующих и не допускающих получение и приобретение дополнительных источников доходов муниципальными служащими с целью минимизации злоупотребления должностным положением и возникновения личной заинтересованности в выполнении своих профессиональных функций. Данная система запретов преследует цель - повышение эффективности профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих через их отстранение от осуществления иных видов оплачиваемых работ.

Муниципальному служащему запрещено замещение должности муниципальной службы в случае избрания на государственную должность как федеральную, так и субъекта РФ.

Вопросы возникают на региональном уровне и касаются, как правило, ситуации, когда муниципальный служащий избран депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (областной думы, областного совета депутатов и т. д.) и осуществляет свои полномочия без отрыва от основной деятельности. Указом Президента Российской Федерации от 04.12.2009 № 1381 «О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации» депутат указанных региональных органов государственной власти отнесен к лицам, замещающим государственные должности субъектов РФ. Как и в отношении муниципального уровня, в данном случае запрет действует независимо от того, что полномочия депутата исполняются на непостоянной основе.

Муниципальный служащий не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, входить в состав органа управления коммерческой организации (за исключением случаев, когда ему это поручено в соответствии с законодательством), в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, а также заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством.

Закон №25-ФЗ разрешает муниципальному служащему заниматься иной оплачиваемой деятельностью, но при этом должны соблюдаться два условия.

Первое условие заключается в том, что конкретный вид деятельности не указан в качестве запрещенного для муниципального служащего, второе - в том, что деятельность не должна приводить к конфликту интересов, т. е. не должна влиять на объективность исполнения муниципальным служащим своих обязанностей.

Законом № 25-ФЗ установлено, что представитель нанимателя (работодатель) должен быть только уведомлен муниципальным служащим, разрешения не требуется. Естественно, что занятие иной оплачиваемой деятельностью возможно только за пределами рабочего времени.

Дисциплинарно-поведенческие запреты представляют собой систему обязательных к исполнению путем не нарушения этических правил и норм служебного поведения муниципальных служащих. Так, например, муниципальному служащему запрещено разглашение или использование в целях, не связанных с муниципальной службой, сведений, отнесенных к сведениям конфиденциального характера или служебной информации, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей; запрещается использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве муниципального служащего.

Представитель нанимателя (работодатель) вправе отстранить муниципального служащего от замещаемой должности до того момента, пока он не представит документальное подтверждение того, что им прекращена указанная деятельность. Если же муниципальный служащий этого не сделает, представитель нанимателя (работодатель) обязан его уволить за нарушение требований закона. Следует иметь в виду, что

на период отстранения от должности за муниципальным служащим сохраняется денежное содержание.

В заключение следует отметить, что местное самоуправление выступает одним из институтов гражданского общества, который позволяет населению в соответствии с законодательством принимать участие в управлении делами муниципального образования, самостоятельно решая вопросы местного значения. Механизмом и инструментом реализации функций и задач органов местного самоуправления является муниципальная служба, а важнейшая роль муниципальной службы, помимо исполнения задач и функций органов местного самоуправления, заключается также в реализации вопросов местного значения. Центральным элементом в структуре правового статуса муниципального служащего выступают его обязанности, содержание которых определяет необходимый объем правомочий .

Библиографический список

1. Крахмалов А.Н. Проблемы механизма прохождения государственной гражданской и муниципальной службы в Российской Федерации // Актуальные проблемы современности: наука и общество. - № 2(7). -2015.

2. Крахмалов А.Н. Децентрализованная модель правового регулирования муниципальной службы в Российской Федерации // Актуальные проблемы современности: наука и общество. - № 1(10). - 2016.

3. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федер. закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ в ред. от 29 дек. 2015 г. // СЗ РФ. 2007, № 10, ст. 1152; Рос. газ. 2012. 24 окт.

4. Гончарова Л.И., Крахмалов А.Н. Концептуальные аспекты труда муниципальных служащих // Вестник Поволжской академии государственной службы. - № 2 (31). - 2012.

5. Орешин В.П. Система государственного и муниципального управления. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2014.

6. Шамарова Г.М. Правовой статус муниципального служащего // Муниципальная служба: правовые вопросы. - №3. - 2014.

ACTUAL ISSUES OF MODERN SCIENCE AND SOCIETY - 2/2016

ФЗ-25. Глава 3. Правовое положение (статус) муниципального служащего

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Статус муниципальных служащих включает их права, обязанности, ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой

Правовое положение муниципального служащего характеризуется следующими признаками :

1) муниципальные служащие замещают должности муниципальной службы путем заключения трудового договора (контракта). Это отличает муниципальных служащих от выборных должностных лиц МСУ, депутатов представительных органов муниципальных образований, которые приобретают свои полномочия в результате выборов;

2) главы муниципальных образований, депутаты представительных органов местного самоуправления не являются муниципальными служащими. Их статус не определяется Законом о муниципальной службе;

3) для муниципальных служащих муниципальная служба выступает профессиональной деятельностью, выполняемой на постоянной и возмездной основе;

4) муниципальные должности устанавливаются НПА органов МСУ в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы;

5) к муниципальным служащим предъявляются квалификационные требования относительно уровня профессионального образования, стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, профессиональных знаний и навыков, необходимых для исполнения должностных обязанностей

6) муниципальные служащие, замещающие муниципальные должности, призваны обеспечивать исполнение органами МСУ своих полномочий. Лица, находящиеся на выборных муниципальных должностях, сами решают вопросы местного значения. Функциональная дифференциация служит важным критерием классификации муниципальных должностей;

Муниципальный служащий имеет право на:

1) ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по службе;

2) обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

3) оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом);



4) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска;

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования;

6) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы;

7) получение дополнительного профессионального образования в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета;

8) защиту своих персональных данных;

9) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о профессиональной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений;

10) объединение, включая право создавать профессиональные союзы, для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

11) рассмотрение индивидуальных трудовых споров в соответствии с трудовым законодательством, защиту своих прав и законных интересов на муниципальной службе, включая обжалование в суд их нарушений;

12) пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов

Обязанности :

1) соблюдать Конституцию, ФКЗ, ФЗ, НПА, конституции (уставы), законы и иные НПА субъектов РФ, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение;



2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией;

3) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, а также права и законные интересы организаций;

4) соблюдать установленные в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией;

5) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

6) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

7) беречь государственное и муниципальное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

8) представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи;

9) сообщать представителю нанимателя (работодателю) о выходе из гражданства Российской Федерации в день выхода из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства иностранного государства в день приобретения гражданства иностранного государства;

10) соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

11) уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

Муниципальный служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение.

Ограничения и запреты аналогичны государственным гражданским служащим.

43. Должность государственной гражданской службы: критерии, структура и квалификационные требования.

ФЗ-79. Глава 2.

Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ, должности государственной гражданской службы субъектов РФ - законами или иными НПА субъектов РФ с учетом положений ФЗ-79 в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

1) руководители - должности руководителей и заместителей руководителей

2) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия руководителям;

3) специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Группы :

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

"руководители" и "помощники (советники)" подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

"специалисты" подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

"обеспечивающие специалисты" подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации. Реестра должностей государственной гражданской службы субъекта утверждается законом или иным НПА субъекта Российской Федерации.

Классные чины :

1) Высшая группа – действительный государственный советник РФ или субъекта 1, 2 или 3-го класса

2) Главная группа - государственный советник РФ или субъекта 1, 2 или 3-го класса

3) Ведущая группа - советник государственной гражданской службы РФ или субъекта 1, 2 или 3-го класса

4) Старшая группа – референт государственной гражданской службы РФ или субъекта 1, 2 или 3-го класса

5) Младшая группа - секретарь государственной гражданской службы РФ или субъекта 1, 2 или 3-го класса

Квалификационные требования к должностям гражданской службы

1. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят

Требования к уровню профессионального образования,

Стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности,

Направлению подготовки,

Профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

2. Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.

3. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего образования.

4. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

5. Квалификационные требования к стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки для федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента РФ, для гражданских служащих субъекта РФ - законом субъекта РФ.

6. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего

Правовой статус муниципального статуса определяется Конституцией РФ, законами об общих принципах организации местного самоуправления, об основах муниципальной службы и др., конституциями (уставами), законами субъектов РФ, а также уставами и иными нормативными правовыми актами муниципальных образований.

Ядром правового статуса муниципального служащего являются его права и обязанности. Они закрепляются уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

При этом следует учитывать, что Закон об основах муниципальной службы не содержит конкретного перечня прав и обязанностей муниципального служащего. В соответствии с разграничением полномочий в сфере правового регулирования муниципальной службы этот перечень устанавливается в законодательстве субъектов Федерации о муниципальной службе. Однако он не является исчерпывающим, закрытым. Муниципальному служащему могут быть предоставлены иные права, возложены на него иные обязанности нормативными правовыми актами муниципальных образований. Конечно, эти акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральными законам, законам субъектов Федерации.

Права муниципального служащего, закрепляемые законами субъектов Федерации, являются общими для всех муниципальных служащих независимо от занимаемой должности. К ним относятся прежде всего те права, которые необходимы муниципальному служащему для осуществления им своих должностных полномочий.

Должностные полномочия служащего производны от задач и функций органа местного самоуправления, его полномочий, обеспечить исполнение которых и призвана муниципальная служба. Должностные полномочия муниципальных служащих устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований (положения, должностные инструкции и т.д.).

С целью осуществления муниципальным служащим своих должностных полномочий ему гарантируются следующие общие права:

а) знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества работы;

б) требовать обеспечения организационно-технических условий, необходимых для осуществления своих должностных полномочий;

в) получать в установленном порядке от государственных органов и органов местного самоуправления, а также от организаций независимо от форм собственности необходимой для исполнения должностных полномочий информации и материалов;

г) принимать (участвовать в подготовке) решений в соответствии со своими должностными обязанностями и др.

К общим правам муниципальных служащих относятся также права, связанные с организацией муниципальной службы, с ее прохождением.


Муниципальный служащий вправе:

а) вносить предложения по совершенствованию муниципальной службы;

б) знакомиться со всеми материалами своего личного дела;

в) требовать служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

г) добиваться продвижения по службе, увеличения размера денежного содержания с учетом результатов работы, уровня квалификации, стажа работы и служебных заслуг;

д) повышать квалификацию, переподготовку (переквалификацию) за счет средств местного бюджета;

е) участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной или государственной службы;

ж) выходить в отставку и др.

Обязанности, также закрепляемые законами субъектов Федерации и распространяющиеся на всех муниципальных служащих данного субъекта Федерации, как и их права, призваны обеспечить эффективное осуществление муниципальным служащим своих должностных полномочий.

Муниципальный служащий обязан:

а) обеспечивать соблюдение и реализацию Конституции РФ, федеральных законов, конституцию (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации, нормативных правовых актов соответствующего муниципального образования;

б) при осуществлении своих задач и функций не выходить за пределы предоставленных ему полномочий;

в) обеспечивать соблюдение и защиту прав и свобод граждан;

г) исполнять распоряжения вышестоящих руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий;

д) поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения должностных полномочий;

е) соблюдать установленные правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции и порядок работы со служебной информацией;

ж) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну; не разглашать сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан и др.

Муниципальные служащие как граждане Российской Федерации обладают всей полнотой прав, свобод, обязанностей, которые признаются Конституцией РФ и федеральными законами.

Однако следует иметь в виду, что с муниципальной службой связаны определенные ограничения, которые устанавливаются Законом об основах муниципальной службы (ст. 11).

Как известно, ст. 55 Конституции РФ предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Вместе с тем такие ограничения могут быть установлены только в федеральном законе.

Муниципальный служащий не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

2) быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатом законодательного (представительного) органа

субъекта Федерации, депутатом представительного органа местного самоуправления, членом иных выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено законом или если в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, в котором он состоит на муниципальной службе либо который непосредственно подчинен или подконтролен ему;

6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество и служебную информацию;

7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве муниципального служащего;

8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением им должностных обязанностей;

9) выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органов местного самоуправления муниципального образования с органами местного самоуправления других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями;

10) принимать участие в забастовках;

11) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений.

Закон также запрещает муниципальным служащим образовывать в органах местного самоуправления структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений, за исключением профессиональных союзов. Он обязывает муниципального служащего передавать в доверительное управление под гарантию муниципального образования на время прохождения муниципальной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Федерации.

При этом муниципальный служащий ежегодно в соответствии с федеральным законом, а также гражданин при поступлении на муниципальную службу обязаны представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных ими доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, которые являются объектами налогообложения.

К правовым нормам, закрепляющим правовой статус муниципального служащего, относятся нормы, устанавливающие основания, виды и порядок применения поощрений муниципального служащего. Они содержатся в правовых актах муниципальных образований, принимаемых в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Федерации.

Закон об основах муниципальной службы не устанавливает конкретные виды поощрений и порядок их применения. Законы субъектов Федерации о муниципальной службе содержат нормы, которые определяют основания, виды и порядок применения поощрений муниципального служащего. При этом за муниципальными образованиями признается право предусматривать и другие виды поощрений муниципальных служащих. Так, в соответствии с Законом Новгородской области от 16 октября 1997 г. «О муниципальной службе в Новгородской области» основаниями для поощрения муниципального служащего являются:

а) успешное и добросовестное исполнение муниципальным служащим должностных обязанностей;

б) продолжительная и безупречная служба;

в) выполнение заданий особой важности и сложности. Закон устанавливает следующие виды поощрений:

1)благодарность;

2) единовременное денежное поощрение;

3) объявление благодарности с денежным поощрением;

4) награждение ценным подарком;

5) награждение Почетной грамотой органов местного самоуправления или администрации области;

6) представление к награждению государственными наградами Российской Федерации.

Закон допускает возможность выплаты денежного вознаграждения в связи с юбилеями и выслугой лет на муниципальной службе.

Размеры и порядок поощрения устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований. Законами субъектов РФ кроме перечисленных выше поощрений могут быть предусмотрены и другие: внеочередное присвоение квалификационного разряда; присвоение почетного звания и др.

Успешная и эффективная деятельность муниципальных служащих стимулируется не только системой поощрений муниципальных служащих, но и системой гарантий, устанавливаемой федеральными законами, законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований.

Закон об основах муниципальной службы гарантирует муниципальному служащему;

1) условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей. Речь идет прежде всего об организационно-технических условиях, необходимых служащему для нормальной работы;

2) денежное содержание и иные выплаты. Размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок и иных выплат к должностному окладу муниципального служащего определяются нормативными актами органов местного самоуправления в соответствии с законами субъекта РФ. Так, в соответствии с Законом Московской области от 9 июня 1997 г. «О системе оплаты труда лиц, занимающих муниципальные должности и замещающих должности муниципальной службы в Московской области» к должностному окладу муниципального служащего устанавливаются следующие надбавки: а) компенсационные выплаты (надбавки, связанные с особыми условиями труда и режимом работы); б) стимулирующие выплаты (доплаты к окладу за высокий уровень профессиональной квалификации, новаторство и т.п.); в) социальные выплаты (доплаты на лечение, отдых, проезд).

Для определения должностного оклада муниципальных служащих в Московской области введена классификация муниципальных образований в зависимости от численности населения, проживающего на территории конкретного муниципального образования. Должностной оклад устанавливается в соответствии с таблицей коэффициентов должностных окладов. Размер среднемесячной заработной платы, применяемый для расчета должностных окладов в текущем календарном году, устанавливается не позднее

1 сентября предшествующего календарного года постановлением губернатора Московской области по данным областного Комитета государственной статистики о среднемесячной заработной плате в области по состоянию на 1 июля предшествующего календарного года;

3) ежегодный оплачиваемый отпуск. Закон устанавливает ежегодный оплачиваемый отпуск муниципальному служащему продолжительностью не менее 30 календарных дней. Вместе с тем для отдельных категорий муниципальных служащих федеральными законами и законами субъектов РФ может устанавливаться ежегодный оплачиваемый отпуск большей продолжительности.

За выслугу лет муниципальному служащему предоставляется также дополнительный оплачиваемый отпуск в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов РФ. Муниципальному служащему может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы на срок не более одного года, если иное не предусмотрено федеральным законом;

4) медицинское обслуживание его и членов его семьи, в том числе после выхода его на пенсию;

5) пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов его семьи в случае смерти муниципального служащего, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей. Закон распространяет на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме права государственного служащего в Российской Федерации, устанавливаемые федеральными законами и законами субъекта Федерации. При этом определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Федерации соотношением муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного служащего по соответствующей государственной должности.

В случае смерти муниципального служащего, связанной с исполнением им должностных обязанностей, в том числе наступившей после увольнения его с муниципальной службы, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца в порядке, определяемом федеральным законом.

Закон также приравнивает стаж муниципальной службы муниципального служащего к стажу государственной службы государственного служащего.

Время работы на муниципальных должностях муниципальной службы засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе.

В стаж муниципальной службы муниципального служащего согласно закону включается время работы на муниципальных должностях муниципальной службы, выборных муниципальных должностях и государственных должностях.

Включение в стаж муниципальной службы иных периодов трудовой деятельности осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ;

6) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением должностных обязанностей, а также обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения муниципальной службы или после ее прекращения, но наступившей в связи с исполнением должностных обязанностей;

7) защиту членов его семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей. Порядок такой защиты устанавливается законами.

Муниципальному служащему предоставляются также в соответствии с законом гарантии в случае ликвидации органа местного самоуправления, сокращения штата работников данного органа. Данные гарантии установлены законодательством о труде для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций, сокращения штата работников.

Законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований могут быть предусмотрены дополнительные гарантии для муниципального служащего.

Замещение лицом должности муниципальной службы означает распространение на него не только соответствующих полномочий и гарантий, но и ответственности, ибо за неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на него могут налагаться дисциплинарные взыскания. Данные взыскания предусматриваются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъекта РФ.

За должностной проступок на муниципального служащего могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: а) замечание; б) выговор; в) строгий выговор; г) предупреждение о неполном служебном соответствии; д) увольнение.

Взыскания могут налагаться руководителем, обладающим правом назначения муниципального служащего на должность муниципальной службы.

В случаях и в порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Федерации, муниципальный служащий несет ответственность за действия и решения, нарушающие права и законные интересы граждан.

Законы субъектов Федерации устанавливают действия муниципального служащего при получении неправомерного распоряжения. Так, Закон Московской области «О муниципальных должностях и муниципальной службе в Московской области» закрепляет, что муниципальный служащий в случае сомнения в правомерности полученного им для исполнения распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю. Вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, обязаны подтвердить или отменить в письменной форме обжалуемое распоряжение. В случае письменного подтверждения обжалуемого распоряжения муниципальный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение влечет административную или уголовную ответственность.

Ответственность за исполнение муниципальным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.



Загрузка...