novomarusino.ru

Виды конституционных обязанностей человека и гражданина рф. Характеристика конституционных обязанностей человека и гражданина Конституционно правовые обязанности

Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Выполнение этой обязанности является необходимым условием законности, порядка, стабильности в обществе, государстве, условием построения правового государства, реализации демократического потенциала конституционного строя Российской Федерации. Реализация этой обязанности предполагает правомерное поведение человека и гражданина во всех сферах общественной и государственной жизни.

Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ). Данная обязанность конкретизирована нормами Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ). Родители обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их физическом развитии и обучении, готовить к общественно полезному труду, растить достойными членами гражданского общества. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и интересов во всех учреждениях, в том числе судебных, без особого полномочия.

Отец и мать имеют равные права и обязанности в отношении своих детей. Они пользуются ими и несут их и в случаях, когда брак расторгнут. Все вопросы, относящиеся к воспитанию детей, решаются обоими родителями по взаимному согласию. При отсутствии согласия спорный вопрос разрешается органами опеки и попечительства с участием родителей. Если родители вследствие расторжения брака или по другим причинам не проживают совместно, то от их согласия зависит, при ком должны проживать несовершеннолетние дети. При отсутствии согласия спорный вопрос разрешается органами опеки и попечительства с участием родителей.

Родитель, проживающий отдельно от детей, имеет право общаться с ними и обязан принимать участие в их воспитании. Родитель, при котором проживают дети, не вправе препятствовать другому родителю общаться с детьми и участвовать в их воспитании.

Обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 3 ст. 38 Конституции РФ) корреспондирует обязанности родителей заботиться о детях и воспитывать их. Размер участия каждого из детей в содержании нуждающихся в помощи родителей определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и выражается в твердой денежной сумме, выплачиваемой ежемесячно. При определении этой суммы суд учитывает всех совершеннолетних детей данного родителя, независимо от того, предъявлено ли требование ко всем детям или только к одному или нескольким из них.

Дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих родителей, если судом будет установлено, что родители в свое время уклонялись от выполнения родительских обязанностей.

Согласно ч. 4 ст. 43 Конституции РФ основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Данная конституционная норма уточнена в СК РФ, в соответствии с которым родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования (ст. 57). Учет мнения ребенка, достигшего 10 лет, обязателен.

Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ) предполагает уважение каждым индивидом равного достоинства культур, равных прав и свобод в области культуры представителей всех проживающих в России народов и иных этнических общностей, а также принятие мер по сохранению материальных носителей культуры.

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ) впервые получила закрепление на конституционном уровне в нашей стране. Ее несет каждый человек, который на законном основании находится на территории России. Как указал Конституционный Суд РФ, взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества – оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности .

Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ) должна выполняться как в повседневной деятельности человека, так и при осуществлении хозяйствования. Запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природу и окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

Как установлено в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", каждый на территории Российской Федерации должен охранять:

  • – редкие и находящиеся под угрозой исчезновения растения, животных и другие организмы, занесенные в Красную книгу РФ и красные книги субъектов РФ. Они подлежат изъятию из хозяйственного использования;
  • – зеленый фонд городских и сельских поселений;
  • – редкие и находящиеся под угрозой исчезновения почвы.

Защита Отечества является долгом и обязанностью граждан Российской Федерации (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ) – как мужчин, так и женщин. Она выполняется не только посредством несения военной службы мужчинами, но и путем мирного труда по укреплению обороны страны, охраны ее суверенитета и безопасности.

В ч. 1 ст. 59 Конституции РФ употреблены близкие по значению термины "долг" и "обязанность". Первый из них подчеркивает, что требование защиты Отечества носит не только юридический, но и глубоко нравственный характер. Имеется в виду долг гражданина перед своей Родиной, перед народом, перед близкими ему людьми. Смысл второго заключается в том, что данный долг подкрепляется не только моральными требованиями, но и правовыми средствами в виде юридической ответственности .

Порядок выполнения обязанности по защите Отечества регламентирован Федеральным законом от 26.02.1997 № 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации". Под мобилизационной подготовкой понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

Условия и порядок выполнения воинской обязанности (ч. 2 ст. 59 Конституции РФ) предусмотрены Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Прохождение военной службы осуществляется гражданами Российской Федерации по призыву и в добровольном порядке (по контракту). Иностранные граждане могут нести ее по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.

Как указал Конституционный Суд РФ, военнослужащий принимает па себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины выполнять обязанности, обусловленные характером военной дисциплины и военной службы . Порядок несения военной службы регламентируется уставами Вооруженных Сил РФ – Уставом внутренней службы, Уставом гарнизонной и караульной служб, Дисциплинарным уставом и т.п.

Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете и не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ предоставление отсрочки от выполнения воинской обязанности не означает освобождения от военной службы по призыву. По своей юридической природе отсрочка является составным элементом установленного законом порядка реализации конституционной обязанности несения военной службы для определенных категорий граждан .

В случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Конституция РФ предусматривает право замены военной службы альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59).

Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" определяет, что замена военной службы по призыву альтернативной гражданской службой возможна в случаях, если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина, либо если он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами (ст. 2).

На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых призывной комиссией принято соответствующее решение.

Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов РФ, в которых они постоянно проживают. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.

  • См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 № 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года “О федеральных органах налоговой полиции”" // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 197.
  • См.: Конституция Российской Федерации: комментарий / отв. ред. В. В. Лазарев. М.: Спарк, 2004. С. 273.
  • См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 10.04.2001 № 5-П "По делу о проверке конституционности части первой пункта 1 статьи 8 Федерального закона “О материальной ответственности военнослужащих” в связи с запросом Находкинского гарнизонного военного суда" // СЗ РФ. 2001. № 17. Ст. 1768.
  • См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 15.09.1993 № 16-П "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 15 марта 1993 года “О реформировании военных структур, пограничных и внутренних войск на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и государственной поддержке казачества” в части, касающейся несения военной службы казаками" // ВКС РФ. 1994. № 6.

Конституционные обязанности (безусловные для выполнения действия) – это определяемые нормами Конституции РФ границы допустимого поведения субъектов, чрезвычайно важную составную часть их правового статуса. Обязанность гражданина – обязательное соблюдение Конституции, законов, актов органов муниципального и местного самоуправления. Согласно этому определению возникает право различных правительственных организаций, администраций местного самоуправления требовать от физических лиц выполнения закрепленных в Конституции правил.

Конституционные права и декларируемые обязанности граждан прочно связаны и составляют единое целое, при этом они являются обязательным элементом правового статуса субъекта. Комплекс сложнейших связей человека с коллективом, обществом и государством представляет определенную обобщенную категорию – правовой статус.

Закрепленные Конституцией права, обязанности личности определяют порядок взаимоотношений граждан с государством. Конституция определяет базовые права, свободы и обязанности субъекта, а в дальнейшем на их основе создается юридическая база всех прочих прав, свобод и обязанностей, находящих применение в законах.

Конституция – основной закон, в ней содержатся исходные положения, которые регулируют общественные взаимоотношения в разных сферах. Известно, что в России в полном объеме гарантируются базовые права и свободы людей, исходя из норм международного права.

Суждение - правовой статус, можно представить в виде перечня его структурных элементов:

  • основные конституционные права, обязанности;
  • правосубъектность;
  • российское гражданство;
  • юридическая ответственность гражданина;
  • базовые правовые нормы;
  • законные интересы гражданина и государства.

Основные конституционные обязанности населения России:

  • Верховенство конституционных обязанностей. Все обязанности, определенные в Конституции, являются основными, т. е базовыми, а все иные обязанности, устанавливаемые законами, не должны им противоречить. Ни граждане, ни чиновники не имеют права нарушать закрепленные в Основном законе положения. Президент страны – гарант соблюдения Конституции. Если возникает конфликтная ситуация, то конституционная норма имеет приоритет.
  • Установленные конституцией обязанности – юридическая база для всех типов обязанностей, возникающих в процессе законотворчества. При этом необходимо отличать обязанности человека без гражданства от обязанностей гражданина. Любой житель планеты на территории РФ, лицо без гражданства или иностранец пользуются естественными правами – безусловное право на жизнь, право собственности и т. д. После юридического закрепления права человека в законодательстве, оно превращается в обязанности гражданина. Например, в ст. 59 Конституции России написано, что защита Отечества – безусловная обязанность каждого гражданина.
  • Базовые конституционные обязанности сформированы в общем виде. Конкретизация и деталировка производится в отраслевых нормах.
  • Действие Конституции и определяемых нею конституционных обязанностей действует во всех регионах РФ, в отношении любого жителя Земли и всех граждан России
  • Основной Закон декларирует - все граждане равны перед законом, их конституционные обязанности одинаковы, т. е. в Основном законе закреплен принцип равноправия.
  • Важный принцип – непрерывность конституционных обязанностей для граждан. Человек ответственен перед обществом и государством. В случае несоблюдения базовых конституционных обязанностей возникает юридическая ответственность, определяемая действующим законодательством.

Разновидности конституционных обязанностей

Одна из составляющих правового статуса гражданина – декларируемые конституционные обязанности. Базовые обязанности апатрида и гражданина, которые делятся на:

  • общие конституционные обязанности;
  • частные обязанности.

Общие обязанности – строгое соблюдение федеральных законов и Конституции, безусловное уважение прав и свобод соотечественников, бережное отношение к природе своей страны, сохранение культурного, исторического наследия и памятников. Выполнение этих обязанностей обязательно для всех граждан России.

Частными обязанностями считаются только те, которые касаются определенных категорий населения – родителей, совершеннолетних детей, военнообязанных, налогоплательщиков и т. д. Например, налогоплательщики обязаны платить установленные местными и федеральными законами налоги, сборы. Конституция РФ четко определяет основные обязанности:

  • неукоснительное соблюдение Конституции, федеральных законов;
  • оборона Отечества;
  • уплата установленных законами фискальных выплат;
  • бережное отношение к окружающему миру;
  • уважение к правам и свободам других граждан;
  • стремление сохранить памятники истории и культуры;
  • патриотическое воспитание и качественное образование детей;
  • помощь престарелым родителям.

Статья 15 Конституции устанавливает за гражданами, должностными лицами, администрациями муниципального самоуправления, правительственными организациями, обязанность – соблюдение Конституции и государственных законов.

Защита Отечества от внешней агрессии – основная обязанность и священный долг граждан России. Эта обязанность направлена на обеспечение безопасности государства, защиту населения, материальных и моральных ценностей российского общества. Федеральный закон о военной службе создан на основе на ст. 59 ч.2 Основного Закона. Всеобщая воинская обязанность включает в себя следующие элементы:

  • воинский учет;
  • систему обязательной подготовки к службе;
  • компанию призыва на военную службу;
  • период прохождения службы;
  • увольнение в запас;
  • периодический призыв для граждан находящихся в запасе на переподготовку.

Уплата налогов, сборов в бюджет страны и местные бюджеты регионов. Статья 57 Конституции декларирует – каждый гражданин России обязан платить налоги и местные и муниципальные сборы. Важно, что законы, ухудшающие положение плательщиков налогов, а также вводящие новые налоги, не имеют обратной силы.

Сохранение заповедников, природы, лесов, рек и окружающей среды обитания. Статья 58 Конституции определяет, что в обязанности каждого гражданина, правительственных организаций и местного самоуправления, входит сохранение окружающей природной среды. За нарушения этой статьи, в зависимости от возникших последствий, предусмотрена дисциплинарная или административная ответственность, а в особо тяжелых случаях – уголовная ответственность.

Уважение прав и свобод сограждан. В Основном Законе зафиксировано, что при реализации своих законных прав и свобод запрещено нарушать права и свободы кого-то бы ни было. Реализуя свои права, люди постоянно взаимодействуют, и порой между ними возникают конфликты и противоречия. Важнейшей задачей считается достижение определенных компромиссов для согласования взаимных интересов. Считается недопустимым проявление эгоизма, анархии и своеволия при реализации своих прав за счет других лиц.

Забота об исторических, культурных памятниках. Конституция вменила в обязанность граждан России заботиться и сохранять культурное и историческое наследие (ст. 44). Уникальной ценностью всего российского народа и неотъемлемой частью всемирной культуры являются объекты культурного наследия Отечества. Установленная Конституцией обязанность по защите и сохранению памятников истории и культуры касается всех субъектов правоотношений, кроме того, она распространяется также на артефакты, прибывшие из-за рубежа.

Забота о детях и престарелых родителях (ч. 4 ст. 434). Воспитание детей и забота о них – исключительное право и обязанность родителей. Согласно Основному закону родители или опекуны, попечители обязаны предоставить своим детям возможность получить общее образование.

С момента совершеннолетия или при вступлении в брак ребенка, не достигшего совершеннолетия, ответственность родителей прекращается. Более подробно обязанности и права родителей описаны в «Семейном кодексе», а обязанности относительно образования детей закреплены законом «Об образовании».

Основной Закон РФ устанавливает для детей, трудоспособных и достигших 18 лет, конституционную обязанность проявлять заботу о своих нетрудоспособных родителях. Несомненно, что подобные отношения зависят от воспитания, чувства долга взрослых детей их нравственных и человеческих качеств привитых родителями. Если же в судебном порядке будет вынесено постановление об уклонении от своих прямых обязанностей родителями, при лишении родительских прав и других подобных обстоятельствах, то на основании судебных решений дети освобождаются от необходимости содержать, помогать и поддерживать своих престарелых «родителей».

Ключевые слова: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ; КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ; ВИДЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ; ПРИЗНАКИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ; РОЛЬ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ; THE CONSTITUTIONAL-LEGAL STATUS OF THE INDIVIDUAL; THE CONSTITUTIONAL OBLIGATIONS; THE CONSTITUTIONAL OBLIGATIONS; THE SIGNS OF CONSTITUTIONAL RESPONSIBILITIES; THE ROLE OF THE CONSTITUTIONAL RESPONSIBILITIES.

Аннотация: В статье рассматривается назначение конституционных обязанностей как составного элемента конституционного правового статуса личности. Перечисляются конституционные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ, также выявляются признаки конституционных обязанностей, показана обусловленность возникновения государства с возникновением конституционных обязанностей.

Невозможно представить человека, обладающего правами без обязанностей. Будучи наделённым правами, человек должен нести соответствующие обязанности. Обязанности являются составной частью правового статуса наряду с правами, свободой и законными интересами личности. Наличие обязанностей у индивида предполагает совершение определённых действий в пользу управомоченного лица. Будучи предписаниями о должном, они представляют собой чётко зафиксированный в законодательном порядке реестр требований, предъявляемых обществом к личности. Этот реестр выражает минимум, а не максимум, так как законом нельзя охватить всего содержания и всех форм проявления ответственности. По справедливому замечанию русского историка В.О. Ключевского, «права без обязанностей – юридическая нелепость, как следствие без причины – нелепость логическая» . Обязанности так же как и права существуют в любом государстве независимо от установившегося политического режима, но наиболее демократичный характер обязанности приобретают в правовом государстве. Формула «нет прав без обязанностей» получила признание на международном уровне. Так, во Всеобщей декларации прав человека в статье 29 устанавливается, что каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором и возможно свободное и полное развитие личности.

Небезынтересно заметить, что в 1997 г. в ООН обсуждался проект Всеобщей декларации обязанностей человека . Она не была принята, однако вопрос едва ли можно считать закрытым. «Весьма вероятно, что это обусловлено тем, что права человека как способ борьбы с режимами, не подпадающими под общедемократические представления об организации власти и её взаимоотношениях с индивидом, ещё не исчерпали свой революционный потенциал» .

В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством. Осуществление конституционных обязанностей обеспечивает нормальное функционирование государства и жизнедеятельность общества. Независимо от круга субъектов требования к носителю конституционных обязанностей ответственность правообязанного лица наступает только перед государством; перед иными же субъектами правообязанный несёт ответственность лишь при условии, что соответствующая обязанность конкретизирована в иных актах и носит отраслевой характер. «В отличие от прав (свобод) основные обязанности имеют широкомасштабное содержание. В Конституции они проявляются прежде всего в форме правового требования исполнять установленные законом вид и меру поведения либо воздерживаться от этого. Вследствие широкой формы обобщения обязанность нередко опирается не только на правовые нормы, но и на нормы морали» .

Конституционные обязанности являются второй неотъемлемой частью «ядра» конституционного положения личности. Конституция – нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой на всей территории страны. Так, предписания Конституции РФ распространяются на всей его территории, определённым в соответствии с международным правом. Выполнение предписаний Конституции РФ обеспечивается силой государства и несоблюдение положений Основного закона влечёт за собой юридическую ответственность, установленную законом. Применительно к обязанностям это означает, что невыполнение обязанностей лицами, находящимися на территории конкретного государства, влечёт отрицательные санкции со стороны государства. Таким образом, «конституционная обязанность – это выраженное в конституционно-правовых нормах притязание конкретного государства к поведению любых лиц, находящихся на его территории, то есть граждан и не граждан данного государства» . Конституционные обязанности возлагаются отчасти на человека, в то время как на гражданина возлагаются все обязанности, предусмотренные Конституцией РФ . Конституция РФ предусматривает 8 обязанностей для лиц, находящихся на её территории:

1. признание, соблюдение и защита прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17)
2. соблюдение Конституции и законов (ч. 2 ст. 15)
3. сохранение исторического и культурного наследия (ч. 3 ст. 44)
4. плата законно установленных налогов и сборов (ст. 57)
5. сохранение природы и окружающей среды (ст. 58)
6. забота о детях и нетрудоспособных родителях (ч. 2 и 3 ст. 38)
7. защита Отечества или несение альтернативной службы (ч. 1 ст. 59)
8. получение основного общего образования (ч. 4 ст. 43)

Из приведённых выше обязанностей первые 6 возлагаются как на человека, так и на гражданина РФ; остальные 2 возлагаются только на лиц, имеющих гражданство РФ.

Конституционные обязанности нацелены на реализацию личных и общественных интересов и служат защите и развитию наиболее значимых социальных ценностей. В Конституции обязанности проявляются прежде всего в форме правового требования исполнять установленные законом вид и меру поведения либо воздерживаться от этого. Вследствие широкой формы обобщения обязанность нередко опирается не только на правовые нормы, но и на нормы морали . Конституционные обязанности, так же как и права и свободы имеют высшую юридическую силу и защищены особым образом. Нормы, выражающие конституционные права и обязанности, определяют место и роль человека и гражданина в обществе и государств, образуя конституционный статус личности (общий правовой статус). Данный статус определяется прежде всего Конституцией РФ и не зависит от различных текущих обстоятельств, является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщённостью, является первичным исходным: все остальные социальные статусы лишь дополняют его. «Конституционный статус личности может быть выражен следующей формулой: конституционные права + конституционные свободы + конституционные обязанности» .

В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством. Конституционные обязанности как равноценная составная часть правового статуса личности – это закреплённое конституционными нормами обязательное поведение человека и гражданина, когда на стороне государственных органов, органов местного самоуправления и других физических лиц имеется право требовать выполнения предписанных конституций правил.

Конституционные обязанности обладают рядом признаков, которые позволяют отличить их от других видов обязанности.

1. Конституционные обязанности обладают верховенством. Все другие юридические обязанности должны, в принципе, соответствовать основным. Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо не могут принять правовой акт или решение, которое противоречило бы конституционным обязанностям. В случае коллизии (расхождении правовых норм) всегда действует конституционная норма.

2. Конституционные обязанности служат юридической базой для всех обязанностей, устанавливаемых законодательством.

3. Основные конституционные обязанности формируются в общем виде. Их детализация, конкретизация осуществляется в обязанностях, устанавливаемых отраслевыми нормами.

4. Только конституционные обязанности действуют на всей территории Российской Федерации в отношении всех граждан государства, иностранцев и лиц без гражданства.

5. Для каждого гражданина России одинаков круг обязанностей. Именно в области конституционных прав и обязанностей наглядно проявляется равноправие как принцип правового положения граждан.

6. Основные, конституционные обязанности имеют постоянно действующий непрерывный характер. Они не могут быть исчерпаны первым осуществлением. Пока лицо является гражданином Российской Федерации, он может реализовывать свои обязанности.

Таким образом, роль и значение конституционных обязанностей в цивилизованном обществе велико. Само возникновение государства обусловлено наделением правами и возложением обязанностей на подчинённое население. Являясь фундаментальными обязанностями, они направлены на эффективное развитие государства.

Вследствие чего конституционные обязанности являются основополагающими и выполнение этих обязанностей обеспечивается силой государства. Наличие конституционных обязанностей у гражданина взаимообусловлено предоставлением ему конституционных прав. Конституционные обязанности не могут существовать в отрыве от государства.

Список литературы

  1. Ключевский В.О. Собрание сочинений в 9 т. Т. 9. — М. — 1990. — 528 с.
  2. Всеобщая декларация прав человека. Нью-Йорк. 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1995. № 67.
  3. Проект Всеобщей декларации обязанностей человека. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ikondrashin.narod.ru/rus/poved/31.htm
  4. Б.С. Эбзеев. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. — М. — 2011. — 384 с.
  5. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. — М. Норма. — 1997. — 304 с.
  6. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Права человека: учебник. — М. Высшее образование. — 2008. — 743 с.
  7. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6 ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237.
  8. Хафизов Д.Х. Понятие и признаки конституционных обязанностей // В сборнике: Тенденции развития современной науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции. — 2017. — С. 24-25.
  9. Сергеев С.Г. Конституционное право России: учебник. — М. Дашков и Ко. — 2008. — 576 с.

Классификация конституционных обязанностей представляет собой лишь один из многих инструментов их познания, имеющий важное научное, а также определенное практическое значение для совершенствования нормирования обязанностей, их конкретизации в отраслевом законодательстве и практики реализации.

В отечественной литературе по конституционному праву кон­ституционные обязанности граждан обычно классифицировались либо совместно с правами по таким традиционным группам - лич­ные, политические, экономические, социальные и куль­турные, либо подвергались самостоятельной типологии.

В качестве основания классификации возможно избрать раз­личные критерии, в том числе:

1. сочленство индивида одновре­менно в гражданском обществе и государстве (речь идет о принадлежности индивида к обществу и государству);

2. социальное на­значение конституционных обязанностей и преследуемые при их установлении цели;

3. гражданскую принадлежность носителя обязанностей и другие.

Рассмотрим обязанности по первому критерию – сочленство в гражданском обществе и государстве. В связи с этим критерием различают

а) обязанности человека;

б) обязанно­сти гражданина.

Обязанности человека в своих изначальных ис­токах имеют естественное происхождение, они вытекают не из факта гражданства, а из естественного сочленства индивида в об­ществе, в котором только и возможно его становление как лич­ности, и в этом смысле являются атрибутивными свойствами че­ловеческой личности. Отсюда закрепление в Конституции РФ обязанностей человека осуществлением своих прав и свобод не нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17), заботиться о детях, их воспитании, а трудоспособ­ных детей, достигших 18 лет - заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 2 и 3 ст. 38), защищать Отечество (ч. 1 ст. 59).

В отличие от обязанностей человека обязанности гражданина вытекают из правовой связи индивида с государством, они являются отражением государственно-правового качества личности.

При этом следует еще раз оговориться, что такое деление нельзя абсолютизировать. Обязанности человека в результате их государственного признания и конституционного закрепления трансформируются в обязанности гражданина Российской Феде­рации.



2. Если в основу типологии обязанностей положить критерий конституционного закрепления , то в системе основных обязанностей можно различать:

а) обязанности граждан, получившие прямое позитивное закрепление в Консти­туции Российской Федерации;

б) обязанности, являющиеся спосо­бом установления пределов конституционных прав и юридиче­ской формой их ограничения, т. е. обязанности-ограничения;

в) обязанности, выступающие в форме конституционных запретов, т. е. обязанности-запреты.

Отсюда следует, что круг конституционных обязанностей гра­ждан значительно шире и не сводится к традиционно провозглашаемым в Конституции обязанностям - платить налоги, нести военную службу и т.п.

При этом все эти обязанности в зави­симости от характера содержащегося в них предписания и тре­буемого от их носителя поведения, в свою очередь, можно дифференцировать на

а) активные, или позитивные , требующие от субъекта конституционной обязанности положительных дейст­вий (платить налоги, нести военную службу);

б) пассивные, или негативные, требующие от субъекта воздержаться от определен­ных действий, противоречащих солидарной природе общества (осуществлением своих прав и свобод не нарушать права и сво­боды других лиц) или прямо запрещаемых Конституцией.

Эти две группы конституционных обязанностей различаются и по степени усилий их носителей по осуществлению содержа­щихся в них предписаний и участию в этом процессе государст­ва. Обязанности нести военную службу или обязанность платить законно установленные налоги и сборы требуют, с одной сторо­ны, положительных усилий от их субъекта, с другой стороны, они предполагают непосредственное и позитивное участие госу­дарства, в том числе в форме правового нормирования условий и порядка несения военной службы или уплаты налогов. И в этом случае об обязанностях можно и нужно вести речь как о должен­ствовании.

Напротив, пассивные обязанности такого участия для своего осуществления их носителем не требуют; участие в этом процессе государства становится необходимым в случае их неисполнения или иного нарушения. И в этом случае сущность обязанности предстает в качестве правовой невозможности или недопустимо­сти определенного поведения, т. е. запрета или ограничения.

В зависимости от гражданской принадлежности носителя соответствующих обязанностей последние можно делить

а) на обязан­ности, возлагаемые только на граждан Российской Федерации (защищать Отечество, нести военную службу в соответствии с федеральным законом);

б) обязанности, носителями которых яв­ляются все физические лица, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства, пребывающие под территориальным вер­ховенством Российской Федерации. Нередко универсальность последних в смысле распространения на всех физических и юри­дических лиц и иных субъектов конституционных правоотноше­нии выражается в Конституции Российской Федерации посред­ством термина «каждый»: каждый обязан платить законно уста­новленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции); каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия беречь па­мятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44) и другие.

Если в основу классификации обязанностей положить их соци­альную и юридическую природу и нормативное содержание , можно различать:

а) гражданские обязанности (обязанности, вытекающие из российского гражданства или факта пребывания под территори­альным верховенством Российской Федерации);

б) этико-социальные обязанности;

в) социально-культурные обязанности;

г) обязанности в сфере охраны окружающей среды.

Особое место в этой системе занимает требование, закреплен­ное в ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации: «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».

Таким образом, конституционными обязанностями человека и гражданина являются как позитивно закрепленные в Конститу­ции обязанности, так и запреты и ограничения, которые возло­жены на личность и гарантированы возможностью принуждения, монополией на которое обладает государство.

Система конституционных обязанностей человека и гражданинавключает следующие обязанности:

1. соблюдение Конституции и законов;

2. забота о детях и нетрудоспособных родителях;

3. получение основного общего образования;

4. сохранение исторического и культурного наследия;

5. плата законно установленных налогов и сборов;

6. сохранение природы и окружающей среды;

7.защита Отечества.

Вместе с тем в Конституции РФ нашли свое закрепление основные конституционные обязанности:

1. Статья 15 п. 2 Конституции РФ возлагает на всех граждан обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Строгое соблюдение Конституции и законов государства всеми государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, всеми гражданами и их объединениями - одно из важнейших условий поддержания режима законности и правопорядка в государстве. Нарушение этой обязанности ослабляет государство во всех сферах его деятельности, вносит дезорганизацию в систему общественных отношений, делает невозможным управление политическими, экономическими, социальными и иными процессами. Поэтому неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности соблюдать законы влечет за собой возможность применения к виновным государственно-правового принуждения.

2 Обязанность уплаты налогов. В любом государстве налоги составляют основу государственного бюджета. Установление налогов необходимо для обеспечения финансирования таких общегосударственных функций, как управление, организация обороны, культура и т. д. Согласно ст. 57 Конституции РФ "каждый обязан платить установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют".

3. Обязанность охраны природы. Учитывая важность окружающей среды для жизни человека, ст. 58 Конституции РФ устанавливает: "каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам".

4. Обязанность защиты Отечества. Как уже отмечалось, защита Отечества, оборона страны относится к числу важнейших функций государства. Статья 59 Конституции РФ закрепляет: "Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации"

Долг - не пожелание, а непременное требование государства, которое должно быть выполнено.

5 Обязанность военной службы. Основной, наиболее активной формой реализации обязанности защиты Отечества является служба в Вооруженных Силах Российской Федерации. Статья 59 Конституции РФ устанавливает, что "гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом".

Наличие конституционной обязанности военной службы сочетается с возможностью добровольного поступления на службу по контракту.

В Конституции РФ 1993 г. содержится новое для нашего законодательства положение об альтернативной службе. Конституция устанавливает, что "гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой" (п. 3 ст. 59 Конституции РФ).

Билет 18 Гарантии конституционных прав и свобод

В статье 2 Конституции РФ, положения которой входят в основы конституционного строя, закрепляется, что обязанностью государства является защита прав и свобод человека и гражданина. Данное положение конкретизируется ст. 45 Конституции РФ, которая устанавливает: " 1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. 2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом".

Ведущую роль в государственно-правовой защите прав и свобод согласно Конституции РФ призван играть суд. Как подчеркивается в ст. 46 Конституции РФ, "каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод".

В Конституции определен круг действий, которые могут быть обжалованы в суде. Согласно ст. 46 п. 2 Конституции РФ "решение и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде".

Процедура судебной защиты права на обжалование в суде регулируется Законом об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан от 27 апреля 1993 года.

Конституция РФ дополнительно гарантирует каждому человеку право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст. 47 Конституции РФ). В данной статье установлено также, что обвиняемый в совершение преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Согласно ст. 48 Конституции РФ каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

В статье 49 Конституции РФ указывается, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Конституция устанавливает право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или должностных лиц.

В Конституции РФ установлен также важный правовой принцип, суть которого состоит в том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

В данном параграфе перечислены только конституционные гарантии правовой защиты прав и свобод личности. В нормах отраслевого законодательства (гражданского, уголовного, трудового и др.) содержатся многочисленные гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражданина.



Загрузка...