Дополнительная площадь жилого помещения военнослужащим. О праве на дополнительную площадь жилого помещения при нахождении в распоряжении или увольнении с военной службы Право на дополнительную площадь военнослужащих
Смотри эту статью
После включения военнослужащего в Список, он получает право на предоставление служебного жилого помещения (или право на выплату денежной компенсации (ссылка) за наем или поднаем жилого помещения у третьих лиц).
Военнослужащие, заключившие первый контракт после 1 января 1998 года, обеспечиваются служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы.
Служебное жильё предоставляется не позднее трёх месяцев со дня прибытия на новое место службы, в том числе и при первом поступлении на военную службу по контракту.
Нормы предоставления служебного жилого помещения.
Служебное жилое помещение предоставляется по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Нормы предоставления военнослужащим |
|||
Состав семьи Таблица: сайт |
Без права на |
Дополнительно |
Дополнительно |
1 человек | 18 — 38 | 33 — 61 | 36 — 54 |
2 человека | 36 — 45 | 51 — 70 | 54 — 63 |
3 человека | 54 — 63 | 69 — 88 | 72 — 81 |
4 человека | 72 — 81 | 87 — 106 | 90 — 99 |
5 человек | 90 — 99 | 115 — 124 | 108 — 117 |
Нормы предоставления с учетом конструктивных особенностей дома
В соответствии со статьёй 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
При этом, с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, жилое помещение может быть предоставлено с превышением не более 9 кв. метров в общей сложности, а для одиноко проживающего военнослужащего, — не более 18 квадратных метров
Право военнослужащего на дополнительную площадь служебного жилого помещения.
В соответствии с частью 2 статьи 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», Военнослужащий, имеющий воинское звание полковник, ему равное и выше, проходящий военную службу либо уволенный с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, командир воинской части, военнослужащий, имеющий почетное звание Российской Федерации, военнослужащий — преподаватель военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования, военнослужащий — научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, при предоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.
Эта сложная по конструкции норма трактуются судебной практикой следующим образом:
При предоставлении жилого помещения военнослужащим – гражданам Российской Федерации, признанным нуждающимися в жилых помещениях, проходящим военную службу по контракту, в том числе не на должности военной службы в связи с зачислением в распоряжение командира (начальника) до обеспечения жилым помещением (вне зависимости от даты заключения первого контракта о прохождении военной службы, назначения на воинские должности и получения первого офицерского звания), и имеющим воинское звание полковник, ему равное и выше, а также командирам воинских частей , военнослужащим, имеющим почетное звание Российской Федерации, военнослужащим – преподавателям военной профессиональной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования, военнослужащим – научным работникам, имеющим учёную степень и (или) учёное звание, учитывается право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 кв.м.
При предоставлении жилого помещения гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях в Министерстве обороны Российской Федерации, учитывать право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 кв.м только в отношении граждан, имеющих воинское звание полковник, ему равное и выше , и уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Законы по теме
Приказ Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» Почитать
Кроме того, право на дополнительную площадь (до 18 кв. метров) имеют члены семей военнослужащего, имеющие хронические заболевания на основании:
- 🔵 п. 2 ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- 🔵 Постановление Правительства РФ от 16 июня 2006 г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире»;
- 🔵 Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь».
Что делать, если предлагают жилое помещение ниже установленных норм?
В случае невозможности предоставления военнослужащим и членам их семей служебных жилых помещений по указанным нормам, при их согласии могут предоставляться меньшие по площади служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Однако здесь может получиться очень неприятная ситуация, особенно если вы ждёте пополнение в семье.
Учётная норма в городе установлена 10 квадратных метров общей площади жилого помещения. На семью военнослужащего из 3 человек предоставлено служебное жилое помещение чуть ниже нормы предоставления – 50 квадратных метра. В семье радость – родился второй ребёнок, четвёртый член семьи. Но эта радость будет омрачена тем, что Вы не получите право на улучшение жилищных условий, так как на каждого члена семьи будет приходиться 50/4 = 12, 5 кв. метров, то есть больше учётной нормы.
Военнослужащему с составом семьи 3 человека предоставляют служебное жильё общей площадью 38 квадратных метров. Рождение второго ребёнка позволяет Вам вновь быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как на каждого члена семьи будет приходится 38: 4 = 9,5 квадратных метров общей площади, то есть менее учётной нормы, установленной в Вашем регионе.
Таким образом, необходимо всё подсчитать, и принять решение – получить служебное жильё или рассмотреть вариант отказа от предложенной квартиры. (Конечно, необходимо учитывать все обстоятельства – ведь не известно, когда будет предложена квартира большей площади?
Вопреки распространенному, но ошибочному мнению, отказ от получения квартиры не влечет никаких санкций – вас не передвинут в конец очереди. Однако в этом случаете вы лишитесь права на получение денежной компенсации (ссылка) за наем или поднаем жилого помещения.
Порядок предоставления служебного жилого помещения
При поступлении сведений о служебном жилом помещении, которое может быть распределено, РУЖО принимает решение о предоставлении служебного жилого помещения военнослужащему. В течение 3 дней РУЖО направляется военнослужащему Сообщение о предлагаемом жилом помещении
Внимание:сроки!
Нарушение сроков может привести к неблагоприятным последствиям
При согласии с предоставляемым служебным жилым помещением военнослужащий в пятидневный согласие с предоставлением служебного жилого помещения (отрывной корешок № 1 к Решению).
При несогласии военнослужащего с предоставляемым жилым помещением он в пятидневный срок с даты получения сообщения о предлагаемом жилом помещении направляет в РУЖО отказ от предоставления служебного жилого помещения (отрывной корешок № 2 к Решению).
В случае, если военнослужащий никак не отреагировал на полученное Сообщение в течение десяти дней с даты поступления в структурное подразделение уполномоченного органа уведомления о вручении сообщения, служебные жилые помещения предоставляются другим военнослужащим.
О ПРАВЕ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ПЛОЩАДЬ
ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ КАК
ОСНОВАНИИ НУЖДАЕМОСТИ
В ЕЕ ПОЛУЧЕНИИ
До начала непосредственных рассуждений по указанной теме представляется необходимым дать пояснение относительно применяемой в статье терминологии, когда выражения «право на дополнительную жилую площадь» и «право на дополнительную площадь жилого помещения» используются как синонимы.
Юридическое различие в этих словосочетаниях означает лишь различие в подходах нормирования жилищного обеспечения: в первом случае речь идет о праве на определенный размер жилой площади,
во втором - о праве на размер общей площади жилого помещения.
Объяснение таково. Если ранее законодатель прибегал к нормированию, главным образом, жилой площади помещений (посредством учета площади жилых комнат без вспомогательных помещений), то в настоящее время правовое значение им придается общей площади жилых помещений (путем учета общей площади и комнат, и вспомогательных помещений). Но, по сути, речь идет об одном и том же праве на дополнительную площадь.
Поэтому указанным терминологическим различиям в данном случае можно не придавать значения.
Что же касается вопроса, затрагиваемого в предлагаемой публикации, то он напрямую касается законных интересов значительной части военнослужащих, так как согласно нормам п. 1 и п. 8 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (далее - Закон о статусе) отдельные категории граждан, перечисленные в нем, приобретают особое право быть обеспеченными служебным или постоянным жильем сверх обычных норм общей площади жилых помещений в размере от 15 до 25 квадратных метров.
Даже беглое ознакомление с перечислением юридически значимых «регалий» таких граждан (военнослужащие, имеющие воинское звание полковника и выше, командиры воинских частей, военнослужащие, имеющие почетные звания Российской Федерации, преподаватели военных вузов, научные работники, имеющие ученые степени и (или) ученые звания) позволяет утверждать, что речь идет о лицах, добившихся наиболее высоких результатов в военно-служебной деятельности, что невозможно без многолетнего напряженного ратного труда, самоорганизации и высокой дисциплины. Государство, следовательно, признает за
В то же время, несмотря на прямое закрепление в законе, анализируемое право до сих пор не рассматривается как полноценное субъективное право указанных военнослужащих. Согласно сложившейся правоприменительной практике и ее поддержке в теоретическом плане оно не применяется как самостоятельное основание признания нуждаемости в получении жилья для улучшения жилищных условий ".
Данную ситуацию весьма точно обрисовал А.В. Ку-дашкин: «По сложившейся практике дополнительная жилая площадь предоставляется гражданам (военнослужащим) при переселении (выделено нами), если они фактически ее имели, а также право на эту площадь учитывается при выделении жилого помещения в порядке улучшения жилищных условий (выделено нами)» 2 . Развивая эту мысль, нетрудно довести ее до логического завершения: при возникновении соответствующих юридических оснований (получение воинского звания полковника и выше, преподавание в военном вузе, получение почетного звания Российской Федерации, ученой степени или ученого звания) анализируемое право так и не обеспечивает получения реального жилого помещения с большим метражом в дополнение или взамен имеющегося, если нет иных юридически более «веских» оснований получения (права на переселение, права на улучшение жилищных условий).
В подтверждение приведем как один из примеров извлечение из конкретного определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации № 5н-358/99.
«В судебном заседании установлено, что Ю. в 1993 г. была выделена трехкомнатная квартира в г. Ростове-на-Дону жилой площадью 40,3 кв. м, общей площадью 69,1 кв. м.
После расторжения брака в 1997 г. Ю. в апреле 1998 г. заключил новый брак.
Жилищной комиссией Ю. отказано в постановке на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий. По приказу министра обороны Российской Федерации в 1998 г. он уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста.
Из материалов дела усматривается, что в 1987 г. Ю. на семью была предоставлена трехкомнатная квартира в г. Волгограде.
Эту квартиру при переводе по службе и получении трехкомнатной квартиры в г. Ростове-на-Дону в 1993 г. Ю. не сдал, оставив дочери и родителям супруги,.
В соответствии с положением «О порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в г. Ростове-на-Дону» нуждающимися в улучшении жилищных
условий признаются граждане, занимающие общую площадь менее 10 кв. м.
Согласно имеющимся данным, на момент рассмотрения дела обеспеченность общей площадью Ю., его бывшей супруги и ее отца в квартире с тремя изолированными комнатами составляет по 23 кв. м на каждого проживающего.
В соответствии с п. 11 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, право военнослужащих и граждан, уволенных со службы, на дополнительную жилую площадь, предусмотренную Федеральным законом «О статусе военнослужащих», не является основанием для постановки на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Кроме того, как видно из материалов дела, двухкомнатная квартира, в которой зарегистрирована супруга Ю., ее дочь, двое родителей и сестра (всего пять человек), имеет общую площадь 51,7 кв. м, т. е. на каждого проживающего приходится также более 10 кв. м.
Не является основанием для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий и то, что Ю. с супругой вынуждены проживать на условиях поднайма, поскольку они имеют другую жилую площадь.
Невозможность совместного проживания Ю. и его супруги на жилой площади каждого из них также не может быть признана основанием для постановки на учет, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством.
Решения судов не препятствуют Ю. в размене, в том числе принудительном, трехкомнатной квартиры, нанимателем которой он является.
Таким образом, на момент увольнения Ю. с военной службы оснований для признания его и его супруги нуждающимися в улучшении жилищных условий не имелось.
С учетом этих обстоятельств увольнение заявителя следует признать законным, а его требования о восстановлении на службе и предоставлении жилья - не подлежащими удовлетворению.
Военная коллегия, рассмотрев дело в порядке надзора, согласилась с доводами протеста, отменила состоявшиеся судебные решения и приняла новое - об отказе в удовлетворении жалобы» 3 .
Таким образом, по ходу рассуждений мы обнаруживаем факт наличия права, хотя и не предусматривающего прямых нормативных ограничений его реализации непосредственно в законе, но, тем не менее, очевидно ограниченного в его осуществлении на подзаконном уровне и в правоприменительной практике. Это обстоятельство позволяет нам предпринять попытку научного осмысления данного феномена в целях обнаружения подлинной сущности правового института права на дополнительную площадь жилого помещения посредством анализа теории и практики его правового регулирования.
Однако прежде чем приступить к рассмотрению соответствующей системы норм и их деталей, позволим себе вкратце охарактеризовать общую картину современных юридических взглядов на исследуемый вопрос.
Напомним, что до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) право на дополнительную жилую площадь было прямо нормативно закреплено в Жилищном кодексе РСФСР
1983 г. (далее - ЖК РСФСР), в ряде специальных федеральных законов, а также в приравненном к закону специальном Постановлении Всероссийского центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров РСФСР «О праве пользования дополнительной жилой площадью» от 28 февраля
1930 г. 4 (далее -Постановление ВЦИК и СНК РСФСР), до сих пор применяемом для регулирования жилищных отношений данного вида. По этой причине во всех юридических источниках данное право характеризовалось в качестве особого жилищного права, принадлежащего лицам, указанным в законе 5 . В то же время и тогда оно рассматривалось как право достаточно относительное, не совсем гарантированное в его реализации.
Например, В.Н. Лейба указывал, что данное право имеет реальное значение лишь тогда, когда военнослужащий уже пользуется данным правом, но сам факт приобретения данного права еще не обеспечивает его реализации
(выделено нами), так как по сложившейся практике жилищные органы только вправе, но не обязаны предоставлять военнослужащему другую квартиру большего размера с учетом указанного права
(выделено нами) 6 .
А.М. Эрделевский, С.П. Гришаев, Е.В. Трушин аналогичным образом констатировали факт, что право на дополнительную жилую площадь, согласно ст. 39 ЖК РСФСР, подлежало реализации только при определении платы за жилье, а также при предоставлении других благоустроенных жилых помещений в связи с выселением, если наниматель или члены его семьи имели право на дополнительную жилую площадь и фактически пользовались ею. Одно лишь отсутствие дополнительной площади не являлось основанием для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий. Оно не подлежало обязательному учету и при предоставлении квартиры, когда подходила очередь на ее получение
(выделено нами). Это право учитывалось лишь в случаях, прямо указанных в законе, в частности право инвалидов 7 .
Достаточно детально осветили состояние правового регулирования исследуемого вопроса Л.М. Пчелин-цева и С. В. Пчелинцев. Авторы указали не только на те же самые проблемные моменты, но и на некоторые иные, а именно:
Право на дополнительную площадь нередко оговаривается иными условиями, зачастую произвольно решается соответствующим компетентным органом в зависимости от тех или иных обстоятельств по своему усмотрению;
Общее право, согласно ЖК РСФСР, по-разному регламентировано в специальном законодательстве (установлены разные нормативы).
В качестве вывода Л.М. Пчелинцева и С.В. Пчелинцев дали общую негативную оценку сложившемуся правовому регулированию исследуемого права. «К сожалению, -
писали они, - такой недостаточно аргументированный в правовом отношении подход к реализации права на дополнительную жилую площадь часто признавался и признается обоснованным не только в советской, но даже в современной юридической литературе
(выделено нами)» 8 .
Аморфность правового регулирования исследуемого права на федеральном уровне дополнительно «углублялась» в аналогичных нормах на уровне субъектов Российской Федерации. Например, согласно ст. 10 Закона г. Москвы «Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы» от 15 января
2003 г. № 22 (утратил силу) в порядке обеспечения граждан жилыми помещениями, гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, иным категориям граждан, предусмотренным федеральным
1
Решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2003 года ВКПИ 03-5 // Белов В.К., Фатеев К.В. Судебная практика по применению законодательства о воинской обязанности, военной службе, статусе военнослужащих и об участии военных организаций в гражданских правоотношениях. М., 2004. С. 210 - 212.
2
Кудашкин А.В.
Жилищное право: учеб. М., 2005. С. 159.
законодательством, предоставляется дополнительная площадь в виде отдельной комнаты или в размере 18 квадратных метров общей площади, если иное не установлено федеральным законодательством. При этом, не подлежат удовлетворению требования указанных граждан о предоставлении дополнительной площади, если они обеспечены изолированным жилым помещением в отдельной квартире в соответствии с нормой предоставления
(выделено нами).
Близкие к приведенному выше подходу нормы содержало и законодательство Московской области. Согласно п. 15 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области 9 право граждан на дополнительную жилую площадь не является основанием для принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условии, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством
(выделено нами). В п. 58.2 этих же Правил устанавливалось, что не подлежит обязательному удовлетворению требование о
предоставлении жилого помещения большего по размерам, чем предусмотрено Правилами, в частности, требование о предоставлении дополнительной жилой площади лицам, пользующимся правом на дополнительную жилую площадь, но фактически ее не имеющим, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством
(выделено нами).
Обзор мог бы быть расширен, но и приведенного выше вполне достаточно. При этом, следует напомнить о том, что с момента принятия Закона о статусе в
1993 г. и до сего времени нормам регионального законодательства придается значение источника права и для жилищного обеспечения военнослужащих,
если нет специальных правовых норм в федеральном законодательстве. Иными словами, все дополнительные ограничения на региональном уровне означали и означают прямое нормативное ограничение исследуемых жилищных прав военнослужащих. Выводы о правовых последствиях подобных «гарантий» напрашиваются сами по себе.
Как видно из приведенных ранее обзоров, многие юристы вполне обоснованно видели в такой ситуации очевидную проблему правового регулирования, требующую разрешения.
В частности, А.П. Седугин подчеркивал, что причиной такого положения стало отсутствие четких норм о данном праве, и выражал надежду, что «по мере расширения жилищного
" Обзор судебной практики рассмотрения дел по жалобам военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц за 1999 год (извлечение) // Военное право: электронное периодическое издание. 2007. Вып. 6.
4
Постановление Всероссийского центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров РСФСР от 28 февраля 1930 года «О праве пользования дополнительной жилой площадью» (в ред. постановлений ВЦИК и СНК РСФСР от 20.08.30, от 10.11.30, от 01.04.34, от 01.11.34, Указа Президиума ВС РСФСР от 24.06.48, постановлений Совмина РСФСР от 27.11.56, от 02.07.81 № 364) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5
Советское гражданское право: учеб.: В 2 т. Т. 2 / под. ред. О.А. Красавчикова. М., 1985. С. 138 - 139.
6
Советское гражданское право: учеб, пособие / отв. ред. В.Н. Лейба. М., 1985. С. 103.
7
Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный коммент. / под. ред. П.В. Крашенинникова. М., 2005. С. 141 - 142.
8
Пчелинцева Л.М., Пчелинцев С.В.
Жилищные права и льготы граждан в России. 2001. С. 114 - 122.
9
Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Московской области: постановление Правительства Московской области от 5 февраля
2004 г. № 51/46 // Ежедневные новости. Подмосковье. 2004. 18 февр.
фонда социального использования будут создаваться и условия для более полной реализации... права на дополнительную жилую площадь» 10 .
Утверждение об отсутствии четких правовых норм основывалось на том, что хотя в ЖК РСФСР, действовавшем с
1983 г. по февраль
2005 г., относительно исследуемого права содержалась ссылка на порядок, установленный законом, за указанный 20-летний период такой закон так и не появился. В то же время начиная с 90-х гг.
В сложившейся ситуации правовой неконкретности юридическая общественность большие надежды возлагала на ЖК РФ, который должен был бы устранить указанные выше и иные подобные пробелы в правовом регулировании. Недаром один из ведущих разработчиков ЖК РФ П.В. Крашенинников еще накануне приня-
Государство находится в долгу у общества за отсутствие четкой, понятной, прозрачной и непротиворечивой системы жилищного законодательства;
Действующее законодательство сегодня характеризуется бессистемностью, неупорядоченностью, неопределенностью в осуществлении гражданами своих жилищных прав;
Такое положение создает почву для многочисленных злоупотреблений".
Между тем выдвигаемые предложения ученых-юристов на деле так и остались не востребованными законодателем. Принятие ЖК РФ не только не разрешило рассматриваемую проблему, но и еще более «завуалировало» ее. Если в ст. 39 ЖК РСФСР все-таки содержась прямая норма об исследуемом праве (пусть и неконкретно прописанная в механизме ее реализации), то в ЖК РФ о праве на дополнительную площадь как таковом вообще не упоминается. Лишь в ч. 2 ст. 58 ЖК РФ предусмотрена некоторая возможность увеличения нормы предоставления, но не более чем в два раза на одного человека. При этом, как вытекает из буквального толкования, данная норма применима только в отношении прав одиноких нанимателей или жильца, страдающего тяжелыми хроническими заболеваниями, указанными в перечне, утвержденном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Необходимо обратить внимание на два весьма важных с юридической точки зрения обстоятельства. Во-первых, законодатель сформулировал указанную норму в виде правового дозволения, опирающегося на усмотрение довольствующего органа, применив -вторых, законодатель как бы забыл о других законах, действующих наряду с ЖК РФ, не удосужившись расширить применение такого дозволения на иные случаи, установленные законом. Понятно, что при подобном подходе правовое регулирование осуществления права на дополнительную площадь жилого помещения оказалось не просто не конкретизировано, но еще и более «ослаблено».
Отражением сложившегося положения стало то, что многие комментаторы ЖК РФ вообще не вспоминают о рассматриваемом праве. Так, например, не сочли необходимым рассматривать «забытое» законодателем право на дополнительную площадь А.В. Афонина, Е.В. Гурьева, Л.П. Герасимова 12 , Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинников, Н.Б. Косарева 13 , В.Н. Литов-кин 14 и некоторые иные юристы.
Другие правоведы, например, А.Ю. Бушев 15 , М.Ю. Тихомиров 16 , А.М. Эрделевский, С.П. Гришаев, тия данного Кодекса откровенно писал о том, что
10 Седугин А.П. Жилищное право: учеб, для вузов. М., 1997. С. 112.
11 Крашенинников П.В. Жилищное право. 3-е изд.. М., 2004. С. 5.
12 Афонина А.В., Гурьева Е.В., Герасимова Л.П. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации. М., 2006.
" Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / под. ред. П.В. Крашенинникова. 2-е изд. М., 2006.
14 Литовкин В.Н. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации. М., 2006.
15 Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Бушев А.Ю. [и др.]; под ред. О.А. Городова. М., 2007.
16 Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2007.
Е.В. Трушин" 7 , А.Н. Гуев 18 , упоминают лишь о праве тяжело больных хроническими заболеваниями (что в ЖК РФ прямо признается основанием нуждаемости в жилых помещениях и возможного увеличения предоставляемой жилплощади, о чем говорилось ранее), не упоминая при этом иные категории граждан,
в том числе военнослужащих, обладающих правом на дополнительную площадь жилого помещения согласно специальному законодательству.
Лишь незначительная часть юристов пытается все-таки обозначить данное право как по-прежнему действующее, но с немалыми оговорками. Им приходится, мягко говоря, «выкручиваться». Чего стоит, например, встречающиеся в литературе утверждение о том, что «...дополнительная жилая площадь предоставляется гражданам в исключительных случаях... а правовой основой такого предоставления является ЖК Российской Федерации»
(выделено нами) с последующим перечислением почти двух десятков категорий таких граждан". Кстати говоря, в
1999 г. согласно перечню, приведенному в письме Правительства г. Москвы, насчитывалось 22 категории лиц, имевших право на получение дополнительной жилой площади 20 . В нем под № 3 со ссылкой на Закон о статусе значились и офицеры в воинском звании полковника, ему равном и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с проведенными организационно-штатными мероприятиями. Остальные категории военнослужащих, обладающие таким же правом, в перечне не значились.
Однако продолжим размышления по поводу нормативных основ исследуемого права. Нет сомнений в том, что ссылка на норму ст. 39 ЖК РСФСР для всех указанных выше категорий была бы вполне уместной до принятия ЖК РФ. Иное дело наличие такой ссылки на ЖК РФ после февраля
2005 г.. Мы же воочию убедились в том, что единственно «близкая» по сути этому праву правовая норма (ч. 2 ст. 58 ЖК РФ) может быть условно «притянута» к праву на дополнительную площадь лишь для одной группы граждан -лиц, страдающих определенными хроническими заболеваниями. К аналогичным правам иных категорий жильцов эта норма не относится ввиду «закрытости» условий ее применения,
установленных в самой же норме..»
Недаром заслуженный юрист Российской Федерации Г.Ф. Шешко весьма откровенно указала, что подобное «упразднение» института права на дополнительную жилую площадь для многих категорий граждан страны означает умаление их прав, не совместимое с требованиями конституционных гарантий госу-
дарства о недопустимости издания законов, отменяющих и умаляющих права граждан 21 .
С данным выводом согласился и доктор юридических наук, профессор В.М. Жуйков. Он выразил убеждение в том, что ЖК РФ по сравнению с ЖК РСФСР значительно ухудшил многие жилищные права граждан, а поэтому во многом не отвечает требованиям ст. 7 и ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации 22 .
Подверг критике новшества ЖК РФ и доктор юридических наук, профессор А.П. Сергеев, который подчеркнул: «...Из ЖК и принятых в развитие его положений подзаконных нормативных актов исчезли лю- бые упоминания о праве на дополнительную жилую площадь
(выделено нами)... Указанное решение представляется весьма спорным и ущемляет жилищные права значительного числа граждан» 23 .
Еще более образно высказался по рассматриваемому вопросу доктор юридических наук, профессор Ю.К. Толстой. Вот некоторые цитаты из его рукописи: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о праве на дополнительную жилую площадь, которое, наподобие шагреневой кожи, постепенно ущемлялось, а возможно и приказало долго жить
(выделено нами). Таков, во всяком случае, неутешительный прогноз комментаторов новейшего жилищного законодательства». «Представляется, что какой-то суррогат права на дополнительную площадь все же сохранен
(выделено нами) в п. 4 ч. 1 ст. 51, ч. 2 ст. 58 ЖК... Кроме того, лица, которые имели право (выделено
нами) на дополнительную площадь и успели реализовать его (формально это право никто не прекращал)
(выделено нами), могут требовать, чтобы при выселении их с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения оно было равнозначным... ранее занимаемому... (ср. ч. 1 ст. 89 ЖК)». «При ином подходе мы допустили бы явный поворот к худшему в отношении лиц, которые по состоянию здоровья, специфики их труда, наличию особых заслуг перед обществом и государством нуждаются в повышенной социальной защите» 24 .
Конечно, в данном случае все приведенные высказывания представляют собой частные мнения, но, вышедшие из-под пера столь опытных юристов, они говорят о многих огрехах, допущенных при принятии ЖК РФ, в том числе в отношении исследуемого вопроса.
Если и ранее право на дополнительную площадь жилого помещения было трудно излагаемым ввиду его неопределенности, о чем говорилось ранее, то вследствие новой «забывчивости» законодателя оно стало неким правом-миражом. Поэтому юристы, ведущие научные исследования жилищных вопросов, попросту стараются избегать указанной проблематики. Например, в новейших диссертационных исследованиях Э.В. Горбуновой, Т.А. Семиной и других авторов данные аспекты жилищного обеспечения старательно обходятся стороной 25 . И во многих текущих научных публикациях, посвященных праву военнослужащих на получение жилья, наблюдается приблизительно та же картина. В частности, А.В. Давыдов, исследуя вопросы обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда военнослужащих, проходящих службу по контракту, проблему обеспечения дополнительной жилой площадью вообще не поднимает 26 . Аналогичным образом данному праву не уделяют внимания и не рассматривают его как одну из современных проблем жилищного обеспечения некоторые иные правоведы (А.А. Алексеев 27 , К.В. Домнин, А.А. Кондаков 28 , А.А. Абрамов 29 , Д.Ю. Гайдин^идр.).
И такому положению своеобразной научной апатии есть объяснение. Как, скажите, исследовать то, чего более нет в законе, и кроме того, в той или иной степени просто игнорируется на практике? Недаром В.А. Баранов, констатируя факт, что ЖК РФ не закрепляет более право на дополнительную площадь, как это было в ст. 39 ЖК РСФСР, дает свое заключение: отдельные категории граждан не могут претендовать на нее, хотя нормативные правовые акты, предусматривающие такое право, действуют
(выделено нами)... 31 Подобный вывод хотя и страдает безапелляционной крайностью, но в целом не противоречит преобладающему мнению, сложившемуся в новых условиях правового регулирования жилищных отношений.
На этом, пожалуй, следовало бы поставить точку: проблема есть и она требует решения. Варианты могут быть разными. Поэтому можно и пофантазировать на заданную тему. Однако предлагаем не ограничиться констатацией сложившегося положения, а все-таки попытаться глубже проникнуть в сущность данного права применительно к интересам военнослужащих с тем, чтобы ответить на главный вопрос: насколько установленное право должно быть гарантировано в его реализации и что для этого необходимо.
Ответ, по-видимому, необходимо искать в истоках самого права на дополнительную жилую площадь, что может быть осуществлено посредством обращения к его первоисточнику и тем общественным условиям, которые его породили.
17
Эрделевский А.М., Гришаев С.П., Трушин Е.Ф.
Указ. соч.
18
Гуев А.Н.
Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации. М., 2005.
" Жилищное право: учеб. / Алексий П.В. [я др.]
под ред. проф. И.А. Еремичева, проф. П.В. Алексия. М., 2007. С. 78.
20
Приложение №1 к письму Управления городского заказа Правительства Москвы от 27.05.1999г. № 83-123/9 [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Такая инициатива исходит от депутатов Госдумы Сергея Миронова , Андрея Руденко и Олега Нилова . Парламентарии предлагают уточнить действующий порядок снабжения военнослужащих дополнительной общей площадью жилых помещений в пределах от 15 до 25 кв. м.
С этой целью народные избранники внесли на рассмотрение Госдумы два законопроекта. Первым документом планируется прописать, что преподаватели существующих в рамках вузов учебных военных центров и факультетов военного образования имеют право на дополнительную жилую площадь наравне с остальными военнослужащими-преподавателями.
Напомним, что ранее указанные лица пользовались правом на такую площадь, но в ноябре 2009 года после преобразования системы военной подготовки в вузах в новые формы – учебные военные центры, факультеты военного образования и военные кафедры – они утратили его (постановление Правительства РФ от 6 марта 2008 г. № 152 " ").
Согласно действующему законодательству возможностью получить дополнительную жилплощадь могут воспользоваться только преподаватели военных кафедр (п. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ " "; далее – закон о военнослужащих). В итоге, подчеркивают депутаты, это привело к тому, что жилищные органы военных ведомств стали трактовать эту норму буквально и начали отказывать прочим военнослужащим-преподавателям в причитающейся им жилплощади.
Вторая законодательная инициатива направлена на восстановление права на дополнительную жилую площадь для бывших военнослужащих, имеющих звание ниже полковника, которые во время прохождения службы не воспользовались таким правом.
Авторы законопроектов отмечают, что сегодня данные военнослужащие не могут получить дополнительную жилую площадь из-за правовой коллизии. Дело в том, что одна из действующих норм гласит, что получить дополнительные 15-25 кв. м могут лишь полковники и лица, имеющие более высокое звание (
ЖК РСФСР (ст. 38) устанавливал норму жилой площади в размере 12 кв. м на одного человека. Эта цифра являлась предельным размером предоставляемой жилой площади. В настоящее время нормы предоставления жилой площади изменились. На практике жилое помещение предоставляется гражданам в России в размере от 9 до 12 кв. м жилой площади на человека.
Норма жилой площади имеет важное практическое значение и учитывается, в частности, при исчислении платы за жилое помещение, при предоставлении нанимателю жилого помещения в связи с капитальым ремонтом жилого дома или при выселении нанимателя, разделе жилой площади, сдаче помещения в поднайм или вселении временных жильцов, решении вопроса о предоставлении дополнительной жилой площади.
Современное законодательство предусматривает следующие виды жилищных норм:
Its” норма предоставления (норма предоставления жилой площади по договору социального найма);
Its” учетная норма (норма для принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий); pis’ социальная норма (стандарт социальной нормы для расчета компенсаций по оплате жилья и коммунальных услуг).
Под нормой предоставления площади жилого помещения понимают минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимо-
сти от достигнутого уровня обеспеченности жилыми помещениями и других факторов.
Под социальной нормой площади жилья подразумевают размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг. Федеральный стандарт социальной нормы площади жилья на сегодняшний день составляет 18 кв. м обшей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. м - на семью из двух человек, 33 кв. м - на одиноко проживающих граждан. До 2010 г. пересмотр этого стандарта не предполагается.
Размер общей площади квартиры определяется исходя из совокупности суммы площадей всех помещений квартиры, включая площадь комнат и мест общего пользования в квартире. Местами общего пользования в квартире называют вспомогательные нежилые помещения, которые предназначены для обслуживания только этой квартиры. К ним относится кухня, внутриквартирный коридор, иные подобные помещения.
Порядок и условия предоставления дополнительной жилой площади и перечень категорий граждан, имеющих право на ее получение, устанавливается законодательством РФ.
В настоящее время не существует конкретного единого нормативного документа, устанавливающего категории граждан, имеющих право на получение дополнительной площади; такие категории указываются в разных нормативных актах.
Дополнительная площадь в виде отдельной комнаты или в размере 18 кв.м общей площади предоставляется гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, и иным категориям граждан, если иное не установлено законом.
При определении размера предоставляемого жилого помещения учитываются жилые помещения (доли в праве на жилые помещения), в отношении которых граждане и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования, а также гражданско-правовые сделки, совершенные гражданами и членами их семей с принадлежащими им жилыми помещениями (долями в праве на жилые помещения). Что касается военнослужащих, то согласно ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше, командиры воинских частей и некоторые другие категории военнослужащих имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения не менее 15 кв. м и не более 25 кв. м.
О праве на дополнительную площадь жилого помещения при нахождении в распоряжении или увольнении с военной службы.
В связи с продолжающимся реформированием Вооруженных Сил РФ и следующим в связи с этим освобождением военнослужащих от воинских должностей, часто возникает вопрос имеют ли право на дополнительную площадь жилого помещения военнослужащие, в частности преподаватели военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования, зачисленные в распоряжение соответствующих командиров (начальников), а также уволенные с военной службы?
Звоните : +7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва)
Мы будем признательны, если Вы окажете помощь в развитии нашего сайта:
Оставив отзыв о нашей работе, например, на .
СПАСИБО!
С уважением,
команда ЮК «СТРАТЕГИЯ»