novomarusino.ru

Признаки государства, отличающие его от органов власти общинно-родового строя (первобытного самоуправления). Признаки государства, отличия его от первобытнообщинной организации общества Признаки отличающие государство от организации первобытного общества

Государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию, специфический механизм взаимодействия структурных элементов. Таким образом, государство - самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой.

Государство характеризуют следующие признаки, отличающие его как от догосударственных, так и негосударственных организаций:

1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);

2) система налогов, податей, займов (выступает основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания гос аппарата);

3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное);

4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);

5) монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения);

6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);



7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство);

8) обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);

9) монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);

10) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях). Верховенство государственной власти означает: а) ее безусловное распространение на население и все социальные структуры общества; б) монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов), которыми не располагают другие субъекты политики; в) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной); г) прерогативу государства отменять, признавать юридически ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства. Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела;

11) наличие государственных символов - герба, флага, гимна. Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству.

Признаки государства

Философами и юристами сущность государства, его природа и назначение толкуются по-разному. Между тем классические признаки, так называемые составляющие государственности, представителями разных философско-правовых учений в большинстве не отрицаются. Если сопоставлять государство с другими специальными образованиями, то данные признаки можно назвать специфическими, отличающими его от других социальных образований.

К основным (классическим) признакам государства относятся:

Территория и ее границы;

Публичная власть;

Система налогов и сборов;

Суверенитет, наличие государственных символов (герб, флаг, гимн);

Монополия на издание законов;

Принуждение.

К наиболее важным относятся следующие.

1. Государство выступает в качестве территориальной организации населения в масштабах всей страны. До возникновения государства люди объединялись по признаку родства, на основе своей принадлежности к тому или иному роду, племени или союзу племен. Однако со временем объединение членов общин происходит в зависимости от территории их проживания. В результате возникает территориальная организация населения, которая и является государством.

Вся территория разделяется на административно-территориальные единицы, чтобы предоставить гражданам возможности осуществлять свои важнейшие права и обязанности по месту жительства. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства или подданства, представляющий собой устойчивую правовую связь личности с государством. Население, проживающее на территории государства, и сама территория находятся под его защитой. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества во взаимоотношениях с другими странами.

2. Государство располагает публичной властью, которая выделена из общества и не совпадает непосредственно со всем населением страны. Эта власть особого рода: она является политической, или, иначе говоря, государственной властью и организуется с помощью специального аппарата власти, управления и принуждения. Этот аппарат (механизм) государства представляет собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств, необходимых для выполнения различных функций с целью упорядочения и планомерного развития общественных отношений. В него входят институтызаконодательной, исполнительной и судебной власти, особый слой людей, занятых на прфессиональной основе управлением (учетом, исполнением, контролем, надзором), а также аппарат принуждения, состоящий из армии, различных служб охраны порядка, разведки и контрразведки, исправительных учреждений.

3. Важнейшим признаком государства является суверенитет. Суверенитет государственной власти означает ее верховенство и независимость от любых других властей страны (например, партий или других организаций) и независимость ее на международной арене. Верховенство государственной власти выражается в способности: а) издавать общеобязательные для всего населения решения; б) устанавливать и обеспечивать единый правопорядок на всей территории; в) отменять постановления и решения негосударственных политических организаций; г) определять права и обязанности граждан, должностных лиц; д) воздействовать на население через специальные средства властвования, отсутствующие у других организаций. В суверенитете выражается способность государства независимо от других государств формировать и проводить в жизнь внутреннюю и внешнюю политику. Суверенитет государства не противопоставлен суверенитету народа. В большинстве конституций современных государств указывается на то, что народ является носителем суверенитета и единственным источником власти. Государственная власть должна выражать интересы народа и служить ему.

4. Государство обладает монополией на правотворческую деятельность. Только оно издает законы и подзаконные акты, которые общеобязательны для исполнения всеми членами общества и обеспечены принудительной силой государственного аппарата.

5. Государство обладает монополией на легальное и легитимное применение силы, физическое принуждение. Легальность власти - это юридическое признание права государства на применение принуждения. При этом государство применяет в первую очередь так называемое ≪легализованное принуждение≫, т. е. предусмотренные законом принудительные меры в целях наказания или предотвращения нарушений со стороны отдельных лиц, групп или организаций. Принуждение может быть и нелегализованным, связанным, к примеру, с предотвращением государственного переворота. Тогда используются не только правоохранительные органы, но и вооруженные силы государства.

Если такое принуждение обусловлено общественной целесообразностью и применяется в интересах общества, то оно может быть легитимировано, т. е. оправдано в глазах общественного мнения. Легитимность государственной власти связана с одобрением власти в силу ее привлекательности, авторитета и соответствия представлениям большинства граждан о справедливой и правомерной власти. В результате население, признавшее данную власть, обязано подчиняться ее решениям.

6. Государство тесно связано с правом. Оно охраняет и регулирует жизнь общества на основе права. Государство -единственная организация, которая располагает правоохранительными органами (суд, прокуратура, милиция, спецслужбы и т. д.), призванными проводить требования правовых норм в жизнь, стоять на страже законности и правопорядка.

7. Характерным признаком государства являются займы и налоги. Только государство располагает системой принудительно взимаемых налогов и иных обязательных платежей. Налоги всегда имели важное значение для содержания и развития государства. Они необходимы для содержания государственного аппарата, решения социальных проблем, обеспечения обороны страны. Налоги являются главным источником пополнения казны. Все другие организации для удовлетворения потребностей могут собирать со своих членов членские взносы.

Таковы важнейшие признаки государства, которые наиболее полно выражают его сущность. Кроме перечисленных основных признаков каждое государство имеет и неосновные признаки. Это символы -гимн, герб,флаг.__

Символика государства. Каждое государство имеет свои символы, которые призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству.

Традиционно к ним относят:

Гимн - это торжественная музыка и песня программного характера;

Герб - это отличительный знак или эмблема государства, изображаемые на официальных документах, бланках, печатях государственных органов, денежных знаках. Их помещают на зданиях, где расположены органы государства, на пограничных столбах и т.д.;

Флаг - это полотнище определенного цвета или цветов, символизирующих нацию и государство.

В государственной жизни, в межгосударственных отношениях символы государства, его учреждений имели важное значение. Символ государства означает его особенности - географическое расположение, природные богатства, этапы исторического становления, организацию власти, преемственность в организации государственной власти и т.д.

Использование государственной символики регулируется достаточно жестко - это официальное представительство государственных должностных лиц, государственные церемониальные мероприятия, государственные издания и т.д.

Наша литература длительное время освещала догосударственное общество, опираясь главным образом на книгу Ф. Энгельса “Происхождение семьи, частной собственности и государства”. Она была написана на основе вышедшего в 1877 г. фундаментального исследования Л. Моргана “Древнее общество”, котором прослеживается жизнь североамериканских индейских племён. К концу ХХ в. Благодаря успехам археологов и этнографов представления о первобытном обществе существенно обогатились, был преодолен односторонний евроцентристский взгляд на древнюю историю, в орбиту научного осмысления была включена история всех регионов Земного шара.

Любое человеческое общество должно быть каким-либо образом организованно, т.е. организационно оформлено. Исторически первой формой организации догосударственного общества явилась родовая община. Личная, родственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали также коллективный труд, общее производство и уравнительное распределение. Ф. Энгельс писал:“ И что за чудесная организация этот родовой строй во всей его наивности и простоте! Без солдат, жандармов и полицейских, без дворян, королей, наместников, префектов или судей, без тюрем, без судебных процессов – всё идёт своим установленным порядком” 5 . Таким образом, род был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного общества.

Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными являлись все его члены. Здесь субъект и объект власти полностью совпадали, поэтому она была по природе своей непосредственно общественной, т.е. неотделённой от общества и неполитической. Единственным способом её реализации было общественное самоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения и контроля над её выполнением тогда не существовало.

Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества – мужчин и женщин. Собрание – столь же древнее установление, как и сам род. Оно разрешало все основные вопросы его жизнедеятельности.

Решения собрания были обязательными для всех, так же как и указания вождя. Хотя общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, она была вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушения существующих правил поведения. Никто не имел привилегий, и поэтому никому не удавалось избежать наказания.

Несложные отношения регулировались обычаями – исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков.

Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчленённых “мононорм”, были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Так, естественное разделение труда и функций между мужчиной и женщиной, взрослым и ребёнком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как норма морали, и как веление религии.

Мононормы изначально были продиктованы “естественно-природной” основой присваивающего общества., в котором и человек является частью природы. В них права и обязанности сливались воедино. Правда, особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув на самой заре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений, строгого запрещало брак с кровными родственниками (инцент).

В догосударственном обществе обычаи, как правило, соблюдались в силу авторитета и привычки, но когда обычай нуждался в подкреплении путём прямого принуждения, общество выступало в роли коллективного носителя силы – обязывающей, изгоняющей и даже обрекающей на смерть нарушителя (преступника).

На основе вышеперечисленных фактов можно заключить, что государство отличается от первобытной организации по следующим признакам:

    Если первобытнообщинная организация власти основывалась на кровном родстве всех членов родоплемённого объединения, то государство – на территориальной общности своих граждан или подданных. Территория предопределяет пространственные пределы, границы, отделяющие одно государство от другого, порядок формирования и структуру органов государства, их задачи и функции. Следует подчеркнуть, что признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту их проживания, устанавливающее принадлежность граждан определённому государству.

    Государство – это особая организация публичной власти, которая не совпадает со всем населением, носит государственный характер. Её специфика в следующем:

    если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в её формировании принимало участие всё взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определённой части, социальной группы, класса;

    реализация государственной власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые отделены от общества и, будучи не заняты непосредственно в общественном производстве выполняют управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;

    обеспечение решений государственной власти осуществляется с помощью специального карательного аппарата насилия;

Первобытные люди создавали объединения, чтобы защитить себя от внешней среды и добыть пищу. В результате такие объединения были очень неустойчивыми и не могли обеспечивать благоприятные условия для выживания.

Род являлся первым объединением организации людей. В нем взаимоотношения людей определялись кровно‑родственным характером. В дальнейшем роды стали объединяться в племена, а также союзы племен.

Во главе родов стояли вожди и старейшины, которые показывали пример поведения для других. В повседневной жизни вождей и старейшин рода признавали равными среди равных.

Высшей властью обладало общее собрание всего взрослого населения рода. Оно имело также судебную функцию. В союзе племен отношения между племенами регулировалось советом старейшин.

Необходимость в координировании деятельности объединений, решение вопросов, связанных с их выживанием, направляли деятельность людей на создание более совершенных форм управления обществом.

На ранних этапах первобытно ‑ общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений принятием многочисленных запретов, например, заклятий, табу, обетов, зароков.

Если первобытно - общинная организация власти основыва­лась на кровном родстве всех членов родоплеменного объедине­ния, то государство – на территориальной общности своих граждан или подданных.

Территория предопределяет пространственные пределы, гра­ницы, отделяющие одно государство от другого, порядок фор­мирования и структуру органов государства, их задачи и функции.

Следует подчеркнуть, что признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту их прожи­вания, устанавливающее принадлежность граждан определенному государству.

Государство – это особая организация публичной власти, которая уже не совпадает со всем населением, носит политический характер.

Специфика политической власти в следующем:



Если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в ее формировании принимало участие все взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определенной части, социальной группы, класса;

Реализация политической власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые отделены от общества и, будучи не заняты непосредственно в общественном производстве, профессионально выполняют управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;

Обеспечение решений политической власти осуществляется с помощью специально созданного карательного аппарата, аппарата насилия, армия, милиция, разведка, тюрьма;

5. Признаки права, отличающие его от социальных норм первобытного общества:

Общеобязательность (распространение на всех, находящихся на территории данного государства);

Формальность, формальная определенность (очень важны формы внешней объективации: законы, указы и т. д., которые придают содержанию правовой нормы четкость, определенность, что помогает избежать разночтений), то есть письменная форма;

Разграничение прав и обязанностей (в праве четко разграничиваются права и обязанности субъекта, нормам родовой организации это не присуще);

Обеспеченность государственным принуждением (право поддерживается силой государственного принуждения - создается специальный аппарат, который следит за выполнением правовых предписаний и принимает меры к их нарушителям).

Мононормы: понятие и общая характеристика. Мононормы первобытного общества – это единые, нерасчлененные нормы, определявшие порядок организации общественной жизни, взаимоотношений между членами общества, отправления религиозных обрядов, ритуалов, этикета, исполнявшиеся в силу обычая. Особенности мононорм состояли в том, что они: а) имели, как и органы социальной власти, естественно-природную основу, были продиктованы экономической необходимостью и существовали в самом поведении, сознании людей; б) действовали в силу привычки, и поэтому, как правило, не возникало вопросов об исполнении или неисполнении норм. Права и обязанности сливались воедино: люди поступали только так, как это диктовалось привычкой. Строгое исполнение норм основывалось на авторитете старших поколений, на нравственных и религиозных воззрениях людей. К нарушителям норм, обычаев применялось убеждение (увещевание, внушение), а иногда и принуждение, которое исходило от рода или племени в целом; в) регулировали поведение людей, связанных началами сотрудничества и взаимопомощи, служили воплощением единства, сплоченности рода, племени в целом. Таким образом, подводя итог всему изложенному, можно резюмировать: социальными регуляторами в первобытном обществе выступали естественная власть и мононормы, которые и обеспечивали его целостность и упорядочивали складывавшиеся в нем общественные отношения.

6. (написано)Теологическая теория: теориягоспод­ствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Сау­довская Аравия и др.) носит официальный характер.

Теологическая теория призывает:

Достоинства данной теории:

Способствует укреплению гражданского согласия в об­ществе, усилению духовности;

Препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности.

Недостаток теории в том, что она осно­вана на вере (в Бога), а не на проверенном научном зна­нии, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть.

Патриархальная теория возникновения государства

К достоинствам патриархальной теорииможно отнести то, что она:

* способствует сплочению общества; уважению, почита­нию государственной власти;

* культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).

Недостатком теорииявляется прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. Этому противоречат следующие факты:

В семье существуют действительные родственные свя­зи, в то время как весь народ (несмотря на наличие опре­деленной общности) вряд ли правильно объявлять родст­венниками;

Монарх - представитель публичной власти, отделенной от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье

Договорная теория возникновения государства получила распространение в XVII - XVIII вв.

Теория общественного договораимела боль­шое прогрессивноезначение:

Были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении государства, а вместе с ними идеалы святости и непогрешимости власти, полного под­чинения ей, отсутствия у народа возможности повлиять на власть;

Сделан шаг к созданию гражданского общества;

Фактически выдвинут принцип народного суверенитета ~ власть производна от народа и принадлежит народу;

Государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;

Теория, демократичная по своей сути, подготовила почву возникновению республик - как альтернативы ре­акционным монархиям XVII - XVIII вв.;

Согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства - народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности; государство регулирует отношения между людьми, наказывает пре­ступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;

В случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей; обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком - право менять власть, если она перестала выра­жать интересы народа.

Существеннымнедостатком данной теории яв­ляется ее идеалистичность:

- "общественный договор" - скорее идеал, чем реальная действительность; зачастую государства возникали дру­гими путями - войнами, насилием и при наличии иных условий;

Ни одно государство не возникло на основе договора между гражданами (подданными) и правителями;

Сам по себе общественный договор между всеми чле­нами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физиче­ски неспособных знать и учитывать интересы друг друга;

Общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделе­но на различные группы - классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу.

Теория насилия (Шан Ян и др.)

Насилие выражалось, как правило, в присвоении мате­риальных благ и средств производства сильным (воору­женным) меньшинством:

сбор дани дружинниками;

расширение подвластных королю (феодалу) территорий;

огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий);

иные формы насилия.

Для поддержания установленного порядка также тре­бовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания "охранительного аппарата" за­воеванных благ.

Возникновение государства, таким обра­зом, рассматривается как реализация закономерности подчине­ния слабого сильному

В пользу теории насилияговорит то, что оно (наси­лие) действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплекто­вание вооруженных сил.

Многие иные формы государственной деятельности под­креплены принудительной силой государства (иначе го­воря - насилием) в том случае, если данные обязанности не исполняются добровольно.

Многие государства были созданы путем насилия (при­мер - преодоление феодальной раздробленности в Германии ("железом и кровью" - Бисмарк), во Франции, собира­ние русских земель вокруг Москвы (Иван III, Иван IV и др.).

Ряд крупных государств был создан путем завоевания и присоединения других государств: Римская империя; Татаро-Монгольское государство; Великая Британия; США и др.

Недостатком теории насилия является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы со­держать государственный аппарат. Если этот уровень не достиг­нут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возник­новении германских или венгерского государств.

Органическая теория возникновения государ­ствабыла выдвинута во второй половине XIX века.

Достоинствами

восприятие государства как единого целого, целостно­го и взаимосвязанного организма;

признание роли конкуренции государств в совершенст­вовании их внутреннего механизма;

оригинальность теории.

Недостатками органической теорииявляется сле­дующее:

Прямое проецирование биологических законов на жизнь общества;

Сильное влияние дарвинизма;

Отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным

Возникновение экономической (классовой, марксистской) теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган.

Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе:

произошло разделение труда (земледелие, скотоводст­во, ремесло и торговля);

возник прибавочный продукт;

в результате присвоения чужого труда общество рас­слоилось на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров;

появились частная собственность и публичная власть.

для поддержания господства эксплуататоров был соз­дан специальный аппарат принуждения - государство.

Теория имеет рациональное зерно - экономический анализ, признание наличия в обществе групп с противо­положными (или различными) интересами - классов и др.

Не только классово-экономические факторы по­влияли на возникновение государства (например: на­циональные, военные, психологические и т. д.). И вряд ли правильно рассматривать государство только как аппарат господства одних классов над другими.

Чем отличается государство от органов управления первобытного общества? Можно указать следующие признаки государства.

  • 1. Наличие отделенной от общества публичной власти. Публичная власть существовала и в первобытном обществе, но она выражала интересы всего общества и не была отделена от него. В ее осуществлении участвовали все. В любом же государстве власть реально осуществляется государственным аппаратом, который отделен от остального общества. Во-первых, он представляет собой особую группу людей, которая занимается исключительно управлением и не участвует непосредственно в общественном производстве. Во-вторых, этот аппарат чаще всего выражает в первую очередь интересы не всего общества, а определенной его части (класса, социальной группы и т.п.), а нередко и самого себя.
  • 2. Взимание налогов и сборов, поскольку для содержания государственного аппарата необходимы средства.
  • 3. Разделение населения на территории. В отличие от первобытного общества, в котором все его члены делились в зависимости от принадлежности к роду, племени, в условиях государства население разделено по признаку проживания на определенной территории. Это связано как с необходимостью взимания налогов, так и с наилучшими условиями управления, поскольку разложение первобытно-общинного строя приводит к постоянным перемещениям людей.

Необходимо выделить и признаки государства, отличающие его от других, существующих в обществе организаций.

  • 1. Государство - единственная организация власти в масштабе всей страны. Ни одна другая организация (политическая, общественная и т.п.) не охватывает всего населения. Каждый человек уже в силу своего рождения устанавливает определенную связь с государством, становясь его гражданином или подданным, и обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно-властным велениям, а с другой - право на покровительство и защиту государства.
  • 2. Государство обладает суверенитетом, как внешним, т.е. независимостью от других государств в международных отношениях, так и внутренним - независимостью от всякой иной власти внутри страны, верховенством по отношению к любым другим организациям.
  • 3. Наличие специального аппарата принуждения. Только государство включает такие структуры, как суд, прокуратура, органы внутренних дел и т.п., и материальные придатки (армия, тюрьмы и проч.), которые обеспечивают реализацию государственных решений, в том числе принудительными средствами.
  • 4. Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты, законы, указы, постановления и т.п.

Имея в виду указанные признаки государства, следует рассматривать и основные закономерности его возникновения, общие для любого региона, для любой исторической эпохи.

Параллельно с развитием государства стали появляться и различные теории его происхождения. Краткая характеристика этих теорий показана в ниже:

Право как особый регулятор общественных отношений возникает вместе с государством. В доклассовом обществе действовали определенные регуляторы взаимоотношений членов первобытнообщинного строя. Эти регуляторы представляли собой обычаи, которые являлись одновременно и правилами общежития, и предписаниями религиозного культа. Они обеспечивали не государственным принуждением, ибо тогда не было государства, а силой привычки, традицией, авторитетом, которым пользовались старейшины рода, военные начальники и др.

Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «правда», «право». Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычном правом).

Итак, первоначально право складывалось путем перерастания обычаем в правовые обычаи. Они стали записываться и объединяться в особые списки. В результате именно этого и появилось обычное право.

Правители ранних государств, продолжая традиции обычного права, в своих законах пытались поддерживать начала социальной справедливости, ограничивали ростовщичество, богатство, закрепляли справедливые цены и т.д. Все это отражается в древнейших правовых актах - XII таблицах, законах Хаммурапи, реформах Соломона.

Возникновение права - закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, следовательно, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений.

В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, ограничения и запреты. Изменяется процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше контролем были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государства - это полиция и армия. Правовые нормы отличаются от обычаев и наличием санкций.

Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во много параллельно, при взаимном влиянии друг на друга.

Выделяют следующие пути возникновения права в процессе перехода от первобытнообщинного строя к государственной организации общества.

  • 1. Санкционирование государственных норм первобытных обычаев и превращение их в нормы права, которые уже стали охраняться от нарушений государством.
  • 2. Юридический прецедент, которому государство придает юридически обязательную силу для аналогических дел.
  • 3. Издание государством новых нормативных актов, содержащих нормы права.

Процесс возникновения государства и права протекал при их взаимном влиянии друг на друга и вызван был одними и теми же причинами:

  • ? потребностями экономических отношений, которые складывались при наличии частной собственности, разделения труда, товарного производства и обращения, необходимостью закрепления экономического статуса товаровладельцев, обеспечения для них устойчивых и гарантированных экономических связей, условий для экономической самостоятельности;
  • ? необходимостью поддерживать стабильность и порядок в обществе в условиях углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов;
  • ? организацией публичной власти, отделенной от населения и способной санкционировать обычаи, устанавливать юридические нормы и обеспечивать проведение их в жизнь;
  • ? превращением человека в относительно самостоятельного индивида. Нельзя искать право там, где нет разделения коллектива (рода, племени) на отдельных субъектов, где индивид не выделен как личность, осознающая возможности (свободы), которые складываются в процессе развития общества.

В далекой древности государства не было. Условно этот период можно назвать догосударственным обществом, которое поэтапно представляло собой (закономерности становления):

Праобщину (первобытное человеческое стадо - становление первобытного общества),

Родовую общину (зрелое первобытное общество),

Крестьянскую общину (первобытное общество на стадии раз­ложения, становления государственности).

Община - универсальная форма организации аграрных и иных ранних обществ, через которую прошли (или проходят) все народы мира. В период существования праобщины закончилось биологическое развитие человека, возникли искусственные жилища и орудия труда в целях самосохранения и жизнеобеспечения. Люди объединялись в коллективы, построенные на кровнородственных связях, с властью вождя. Это стало началом социальной организованности, которая развилась благодаря коллективизму в производстве и потреблении. Поскольку орудия труда были примитивными, а производительность труда низкой, родовая община пользовалась всем сообща - имела общую собственность и равномерное распределение средств к жизни (первобытный коммунизм).

В зависимости от средств хозяйствования в развитии первобытного общества можно выделить два периода:

1) присваивающей (собирательной) экономики - получение готовых продуктов путем собирания плодов, охоты, рыбной ловли. Ведущую роль в родовой общине играла женщина: собирала плоды, заботилась о детях и вела хозяйство. Родство соблюдалось по материнской линии (групповой брак). Роды объединялись в племена в результате брачных связей, запрещенных внутри рода. Это этап матриархата;

2) производящей экономики - получение продуктов в результа­те развития земледелия, скотоводства, металлообработки, привлечение военнопленных в качестве рабочей силы с целью извлечения прибавочного продукта, появление товарообмена и т. д. Ее развитие стимулировали три крупных общественных разделения труда: выделение скотоводства; отделение ремесла от земледелия; выделение группы людей (купцов), занятых только обменом. С появлением патриархальной семьи (парный брак) родство ведется по отцовской, а не по материнской линии; имущество передается по наследству от отца к сыну; расширяется перечень имущества, признававшегося частной собственностью семьи. Интересы патриархальных семей уже не полностью совпадают с интересами рода. Возникает крестьянская община. Это этап патриархата.

Публичная власть в первобытном обществе осуществлялась через общественное самоуправление, которое претерпело изменения на различных этапах его развития (эти изменения - определенные закономерности социально-классового характера). Происходило поэтапное «огосударствление» как институтов самоуправления, так и нормативной системы в ходе развития общества на собственной основе.



I. Публичная власть - общественное самоуправление - периода зрелого первобытного общества (базируется на общности интересов, производства и потребления членов рода) имеет такие признаки:

1) существовала только в рамках рода, выражала его волю и основывалась на кровных связях;

2) субъект и объект управления совпадали (общеколлективный интерес приобрел значение собственного интереса);

3) органами самоуправления выступали собрания всех членов рода (мужчин и женщин) и избираемые ими старейшины;

4) общественные дела решались волеизъявлением взрослых членов рода на собраниях; общественными делами считались следующие: разрешать споры между членами рода; пресекать нарушения традиций, ритуалов, обычаев; наказывать воров и убийц;

5) власть старейшин, стоящих во главе рода, а также военачальников (избирались только на период военных действий) основывалась на авторитете, опыте, уважении. Племя управлялось советом старейшин, который избирал вождя;

6) должность старейшины не давала никаких материальных привилегий. Он работал наравне со всеми и получал свою долю, как все;

7) различий между правами и обязанностями у членов рода не было.

Итак, публичная власть совпадала непосредственно с родовой общиной, не была отделена от нее. Единство, взаимопомощь, сотрудничество всех членов рода, отсутствие противоположных интересов позволяли родовым собраниям без конфликтов решать все вопросы.

II. Публичная власть - общественное самоуправле­ние - на стадии разложения первобытного общества (новые при­знаки):

1) вместо собрания всех взрослых членов рода проводятся только

собрания мужчин;

2) совет старейшин становится органом текущего управления;

3) должность старейшины и вождя получает материальные привилегии;

4) происходит разделение функций власти на светскую (управле­ние), военную (военное руководство), религиозную;

5) осуществляется дифференциация управленческих функций: в мирное время - общее собрание и совет старейшин; в военное время - военный вождь и совет военных вождей;

6) формируется племенная бюрократия (управленческая, военная, религиозная), которая осуществляет руководство обществом уже не только в его общих интересах, но и в собственных, групповых, классовых;

7) появляются группы людей, которые «специализируются» на вы­полнении об­щесоциальных дел: администраторы (формируется иерар­хическая система управ­ле­ния со схожестью функций на ее различных уровнях); контролеры (контроль над тор­говлей, обменом, продуктами производства); казначеи (хранители добытого во вре­мя военных походов или производимого продукта, являющегося единицей обмена);

8) утверждается единоначалие вождя, его властвование (авторитет): на непосредственно переходной стадии к государству религиозные, военные и судебные функции сосредотачиваются в его руках; используются его военные приказы и принуждение как управленческие средства, хотя органы самоуправления еще сохраняются; общественная власть приобретает характер политической власти.

Возникает необходимость в такой организации общества, в которой бы публичная власть отделилась от него, с особыми отрядами людей, которые занимаются только управлением и имеют возможность осуществлять организованное принуждение. Такой организацией становится государство. Таким образом, само общество в его исторической эволюции создает модель упорядочивания социальных связей и учреждает механизм публичного, надперсонального политического свойства - государство.

Сравним первобытный строй и государство с помощью их основных признаков:

3) наличие кровнородст­венного разделения населе­ния и распространение пуб­личной власти только на кровных родственников;

4) отсутствие аппарата принуждения, на который могла бы опираться публич­ная власть;

5) отсутствие основных функций у публичной влас­ти;

6) отсутствие сбора дани (налогов) с населения;

7) наличие неписаных пра­вил поведения - обычаев, ритуалов, традиций 3) появление территориального разделе­ния населения (вовне - государственные границы, внутри - административно-тер­риториальные единицы) и распространение публичной власти на всю территорию;

4) формирование аппарата принуждения (подавления) - отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции, тюрем, на который опирается государственный аппарат;

5) оформление определенных функций публичной власти (законодательной, испол­нительной, судебной) и разделение форм деятельности ее органов;

6) появление официальной системы обло­жения данью, налогами - натуральными и денежными;

7) появление писаных общеобязательных правил поведения - юридических норм, имеющих целью обеспечение порядка в обществе.



Загрузка...