novomarusino.ru

Суверенитет понятие, признаки и виды. Государственный суверенитет Какие две стороны суверенитета называет автор


Вернуться наззад на

Суверенитет государства – независимость государства, как во внешней политике так и во внутренней.

Различают две стороны государственного суверенитета:

Внутреннюю – выражают верховенство и полноту государственной власти по отношению ко всем другим организациям в политической системе общества;
- внешнюю – выражает независимость и равноправие государства как субъекта международного права во взаимоотношениях с другими государствами.

Признаки государственного суверенитета:

Верховенство – отсутствие другой общественной власти;
- самостоятельность – самостоятельно принимать решение;
- полнота – распределяется на все сферы общественной жизни;
- неделимость – единство власти;
- независимость – самостоятельно принимает решения вовне страны;
- равноправие – наличие прав и обязанностей, как и других;
- неотчуждаемость – невозможность произвольного отчуждения легитимной и легальной власти.

Виды суверенитета:

Суверенитет народа – верховенство народа как источника и носителя власти;
- суверенитет нации – полновластие нации, которое реализуется через ее основные права – это гарантированная законом мера свободы нации, которая способна обеспечить ее существование и развитие;
- государственный суверенитет.

Государственный суверенитет нации и народа взаимосвязаны в демократическом государстве. Украина как суверенное государство воплощает в себе эти виды. Реализация в Украине права на политическое самоопределение, вплоть до отделения явления объективно закономерным процессом. В современном государстве официально признается проблема суверенитета личности как возможности между институтов обеспечить защиту прав человека от посягательств государства.

Проблема суверенитета затрагивает не только иерархию властных структур в рамках конкретного государства, но и место самого государства в ряду других государств мирового сообщества.

Различается суверенитет внутренний и внешний. Внутренний суверенитет – это право и полномочия повелевать всеми людьми, обитающими на национальной территории, – как гражданами данного государства, так и не гражданами.

Внешний суверенитет призван обеспечить единство и неделимость территории, неприкосновенность границ и невмешательство во внутренние дела государства. Если какое-либо иностранное государство или внешняя сила нарушает границы другого государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то можно говорить о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства, его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы.

Другими словами, государство является субъектом политики не только как носитель власти и властных отношений в рамках отдельно взятой страны, но и как главный субъект политических отношений на международной арене. Будучи носителем суверенитета и единой воли составляющих его людей, государство вправе использовать свои полномочия не только внутри страны, но и распространяет свои действия вовне, вступая во взаимоотношения с другими государствами.

Именно государство имеет реальные властные полномочия осуществлять внешнюю политику, выступать в качестве субъекта отношений с другими государствами, заключать межгосударственные договоры и соглашения, объявлять войну и заключать мир. Иначе говоря, использовать все находящиеся в его распоряжении средства для обеспечения национальной безопасности и защиты жизненно важных национальных интересов.

В силу суверенитета государство обладает правом устанавливать связи с другими государствами, защищать и реализовывать свои интересы. Таким образом, суверенное государство представляет собой территориальное образование, которое контролирует население, а также организации и группы, ассоциируемые с данной территорией.

Это обстоятельство приобретает особую актуальность в наши дни, когда усиливаются интеграционные тенденции во всех сферах жизни мирового сообщества – в экономике, политике, культуре, когда все страны и народы, регионы и континенты соединяются единой сетью информационных и транспортных коммуникаций. В этих условиях система международных отношений приобрела действительно всеохватывающий характер, а международные процессы – поистине глобальные масштабы.

Процесс формирования национальных государств сопровождался формированием соответствующей международно-политической системы. Условием притязаний каждого государства на верховную власть на своей территории является признание и за другими государствами равных прав на ведение дел по своему усмотрению в пределах своих границ. Формирование современных национальных государств стало частью процесса взаимного признания, в ходе которого государства признавали друг за другом права юрисдикции в пределах соответствующих территорий, тем самым каждое государство обязывалось не вмешиваться в юрисдикцию другого государства.

Очевидно, что характер и форма современных государств определились на пересечении национальной и международной сфер. Именно на этом пересечении действовали те факторы, которые определили размеры государства, его внешнюю конфигурацию, организационные структуры, этнический состав, материальную инфраструктуру.

Определяющее значение с данной точки зрения имела способность государств обеспечить и увеличить свою мощь и в силу этого контролировать положение дел внутри страны и отношения с внешним миром. Иными словами, речь шла о способности государств организовать средства принуждения в лице армии, военно-морских сил и других атрибутов военной мощи и использовать их в случае необходимости. Некоторые авторы даже утверждают, что функции государства "носят преимущественно военный и преимущественно геополитический, нежели экономический и внутриполитический характер".

Главная особенность Вестфальской системы государств, возникшей по окончании так называемой Тридцатилетней войны, состояла в том, что она впервые в истории, во всяком случае в теории, была основана на принципе суверенного равенства всех входящих в нее государств как друг перед другом, так и перед международным сообществом. Согласно этому принципу, мировое сообщество состоит из суверенных государств, каждое из которых самостоятельно определяет свою собственную форму правления, часто силой оружия или с помощью угрозы применения силы, и не признает над собой какой-либо иной верховной власти.

Всякого рода пограничные или иные инциденты, возникающие между двумя соседними государствами, являются делом самих этих государств, которые способны решать их без вмешательства третьих стран, конечно, кроме тех случаев, когда сами заинтересованные стороны не попросят об этом. В качестве высшей ценности рассматривалась максимально возможная свобода каждого отдельно взятого государства в плане реализации своих национальных интересов.

Здесь над государствами нет какой-либо иной суверенной власти, способной на законных основаниях навязать им свою волю. Именно государству принадлежит определяющая роль в реализации национального интереса на международной арене. Причем каждое государство ставит свои национальные интересы выше интересов всех других государств.

Считается, что в рамках этой системы в отношениях между государствами естественное состояние – это состояние войны или состояние, при котором господствует гоббсовский закон "войны всех против всех". Такой подход объясняется тем, что среди государств, как и среди людей, анархия или отсутствие правительства ассоциируется с возможностью применения несанкционированного насилия.

Это заставляет все государства при отсутствии какого-либо верховного надгосударственного арбитра проводить силовую политику для защиты своих жизненных интересов.

Стержневым элементом международного права является принцип суверенного равенства. В этом плане суверенитет представляет собой международную юридически-правовую концепцию, используемую для определения главного субъекта верховной власти в международной системе. Такой верховной властью или суверенитетом обладает только и только государство, оно является единственным или главным носителем прав и обязанностей в системе международного права, единственным законным агентом применения легитимного насилия.

Концепция суверенного равенства всех государств, независимо от их размеров, веса и влияния, была официально выдвинута на Второй Гаагской мирной конференции. Окончательно она получила санкцию международного права в Преамбуле Хартии Объединенных Наций, где зафиксировано положение о "равных правах... наций, крупных и малых" и в ст. 2, в которой утверждается "суверенное равенство всех членов Объединенных Наций".

Данная концепция касается вопросов обеспечения безопасности и целостности государства перед лицом всех форм внешних угроз. Этот принцип предполагает другой, не менее важный, принцип невмешательства одного государства, каким бы могущественным оно ни было, во внутренние дела другого государства. И это независимо от форм правления, их внутренней политики. Иначе говоря, речь идет о взаимных обязательствах государств друг перед другом.

Таким образом, международное право предусматривает координацию поведения государств, а не подчинение воли одних государств воле других государств. Поэтому очевидно, что суверенитет государства отнюдь не означает, что оно вправе и способно делать все, что хочет, и может действовать изолированно от других членов мирового сообщества.

Суверенитет это верховенство гос. на внутренний и независимость во внешней политики. Так же, по мнению экспертов публичное власть вся основным признаком гос.

Виды суверенитета:

Суверенитет государства - это присущая государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

Суверенитета народа - это право народа решать свою судьбу.

Национальный суверенитет означает право Наций на самоопределение.

Также суверенитет может быть частично ограничен. Частичное ограничение суверенитета может быть принудительно или добровольно. Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей.

Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например, ради достижения определенных, общих для всех них целей. Добровольно суверенитет ограничивается и тогда, когда государства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.

Признаки:

Верховенство государственной власти - характеризуется тем, что государственная власть посредством правотворчества регулирует весь комплекс общественных отношений в государстве и на его территории, при этом над государственной властью не может стоять никакая другая власть ни внутри страны, ни за её пределами, важнейшим выражением верховенства государственной власти является верховенство Конституции и законов государства на его территории.

Единство государственной власти выражается в наличии системы государственных органов, осуществляющих государственную власть, причём совокупная компетенция всей системы государственных органов охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства.

Независимость государственной власти означает самостоятельность государства в отношении с другими государствами.

Светское государство

Светское государство - государство с устройством, где церковь отделена от него, и которое регулируется на основе гражданских, не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования.

Конституция ст 13,14

Теократическое государство

ТЕОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО (от гр. tueos - бог, kratos - власть) - особая форма организации государственной власти, при которой она полностью или большей частью принадлежит церковной иерархии. В настоящее время примером Т.г. является Государство-город Ватикан, представляющий собой абсолютную теократическую монархию. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежат Папе римскому, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.

Соотношение правового государства и гражданского общества

Основные институты гражданского общества

Институты гражданского общества:

родственные связи;

– общины;

профессиональные организации;

– творческие и научные союзы, ассоциации, фонды;

трудовые коллективы;

– социальные слои, сословия, классы;

общественные организации и т. д.

Местное самоуправления в механизме государства

Местное самоуправление - система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.+ Конституция Статья 3,12.

Вариант № 3000267

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. Ответами к заданиям 1-20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1-29.5).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице. ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ

Ответ:

Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Гласность , по­ли­ти­че­ский плюрализм , парламентаризм , демократия , прин­цип большинства .

Ответ:

Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «обмен».

1) раз­де­ле­ние труда; 2) про­из­во­ди­тель­ные силы; 3) спе­ци­а­ли­за­ция производителей; 4) бартер; 5) уни­тар­ные предприятия; 6) товарно-денежные отношения.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

Выберите верные суждения о формационном подходе к изучению истории и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Формационный подход к изучению истории был сформулирован немецкими философами К. Марксом и Ф. Энгельсом.

2) Формационный подход делает акцент на общие универсальные черты в развитии различных обществ.

3) Формационный подход предполагает достижение всеми обществами одной формы общественно-политического устройства как конечной цели развития.

4) Основой для классификации обществ в рамках формационного подхода являются различия в духовно-культурной сфере.

5) Для формационного подхода характерно утверждение ведущей роли личности в историческом процессе.

Ответ:

Установите соответствие между характерными чертами и разновидностями культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Ответ:

На меж­ду­на­род­ной кон­фе­рен­ции об­суж­да­лись меры по пре­одо­ле­нию про­бле­мы обес­пе­че­ния че­ло­ве­че­ства ресурсами. Что могло быть вклю­че­но в про­грам­му этой конференции? Вы­бе­ри­те вер­ные по­ло­же­ния и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) использование аль­тер­на­тив­ных ис­точ­ни­ков энергии

2) программа под­держ­ки раз­ви­ва­ю­щих­ся стран

3) сокращение во­ен­ных расходов

4) выделение средств на лик­ви­да­цию неграмотности

5) экономия прес­ной воды на про­из­вод­ствен­ные и бы­то­вые нужды

6) создание под­зем­ных хра­ни­лищ дож­де­вых и талых вод

Ответ:

Выберите вер­ные суж­де­ния о ха­рак­те­ре ры­ноч­ных от­но­ше­ний и видах рын­ков и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Конкуренция про­из­во­ди­те­лей спо­соб­ству­ет улуч­ше­нию ка­че­ства товаров.

2) Монополизация рынка ведет к сни­же­нию цен на то­ва­ры и услуги.

3) Рынок сво­бод­ной кон­ку­рен­ции от­ли­ча­ет лег­кий вход на него для пред­при­я­тий и слож­ный выход.

4) Рыночной кон­ку­рен­ции свой­ствен­на только кон­ку­рен­ция потребителей.

5) В усло­ви­ях оли­го­по­лии воз­мо­жен кон­троль за ценой при тай­ном сговоре.

Ответ:

Установите соответствие между примерами и видами издержек фирмы в краткосрочном периоде: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:

A Б В Г Д

Ответ:

На рынке области Z представлен только один производитель электроэнергии, поставляющий её фирмам и в жилой сектор. Найдите в приведённом списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) олигополия

2) рынок услуг

3) региональный рынок

4) рынок товаров

5) монополия

6) рыночный дефицит

Ответ:

На графике отражено изменение предложения бананов на соответствующем рынке страны, не выращивающей бананы: кривая предложения переместилась из положения S в положение S 1 (на графике Р - цена товара‚ Q - количество товара).

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) увеличение таможенных пошлин на импорт бананов

2) предоставление льготных кредитов продавцам бананов

3) уменьшение цен на энергоносители

4) увеличение доходов потребителей

5) низкий урожай бананов

Ответ:

Выберите верные суждения о семье и её типах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Семьёй считают любую группу людей, имеющих общие интересы.

2) Для семьи демократического (партнерского) типа характерно справедливое разделение домашних обязанностей.

3) Семье традиционного (патриархального) типа свойственна экономическая зависимость женщины от мужчины.

4) Нуклеарная семья (также супружеская или партнёрская семья) - семья, состоящая из родителей (родителя) и детей.

5) Для семьи демократического (партнерского) типа характерно возложение всех домашних обязанностей на женщину.

Ответ:

Среди разных возрастных категорий населения страны N был проведён социологический опрос на тему: «Ожидаете ли Вы улучшения своего материального положения в течение ближайших пяти лет?» Его результаты отражены на диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Абсолютное большинство населения страны ожидает улучшения своего материального положения.

2) Уровень социального оптимизма наиболее высок в крупных городах.

3) Число тех, кто ожидает ухудшения своего материального положения во всех группах меньше, чем число тех, кто не ожидает изменений.

4) В сельской местности наименьшую группу составляют те, кто не ожидает изменения своего материального положения.

5) Уровень социального оптимизма в городах выше, чем в сельской местности.

Ответ:

Выберите верные суждения о политических партиях и общественно-политических движениях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Политические партии участвуют в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления.

2) Общественно-политические движения, в отличие от политических партий, ставят задачу получения государственной власти.

3) По отношению к действующей власти различают политические партии правящие и оппозиционные.

4) Социалистические партии провозглашают ценность порядка, традиций и стабильности развития; незыблемость моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии и собственности.

5) Кадровые партии ориентированы на ближайшие выборы, формируются вокруг нескольких лидеров, имеют слабую организацию.

Ответ:

Установите со­от­вет­ствие между выс­ши­ми ор­га­на­ми за­ко­но­да­тель­ной и ис­пол­ни­тель­ной вла­сти и их функ­ци­я­ми и полномочиями: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

A Б В Г Д

Ответ:

Какие функции политические партии выполняют в демократическом обществе? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) выдвижение кандидатов на выборах в органы местного самоуправления

2) выражение мнений граждан по вопросам общественной жизни

3) руководство министерствами и ведомствами

4) регулирование правовых отношений

5) участие в судопроизводстве

6) политическое просвещение граждан

Ответ:

Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к лич­ным (гражданским) пра­вам граж­да­ни­на РФ? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) право на со­ци­аль­ное обеспечение

2) право на жизнь

3) право на жилище

4) право на за­щи­ту чести и доб­ро­го имени

5) право на сво­бо­ду и лич­ную неприкосновенность

Ответ:

Найдите в приведённом ниже спис­ке характеристики пра­во­вой нормы. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) имеет об­ще­обя­за­тель­ный характер

2) обеспечивается силой го­су­дар­ствен­но­го принуждения

3) за на­ру­ше­ние предусмотрены об­ще­ствен­ные санкции

4) вступает в силу с кон­крет­но­го срока

5) закрепляется в актах в пись­мен­ной форме

6) вводится в дей­ствие постепенно

Ответ:

Установите со­от­вет­ствие между участ­ни­ка­ми и ви­да­ми су­деб­ных процессов: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д

Ответ:

Граждане РФ Юлия и Сергей решили вступить в брак. Найдите в приведённом перечне условия, наличие которых обязательно для заключения брака в РФ‚ и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) владение русским языком

2) добровольное согласие жениха и невесты

3) достижение женихом и невестой брачного возраста

4) проживание жениха или невесты отдельно от родителей

5) наличие у жениха и невесты постоянного источника доходов

6) наличие у жениха и невесты профессионального образования

Ответ:

Прочитайте приведённый ниже текст, в ко­то­ром пропущен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го списка слова, ко­то­рые необходимо вста­вить на место пропусков.

«Социальная мо­биль­ность может быть ____________(А), когда ста­тус человека по­вы­ша­ет­ся или понижается, и горизонтальной, когда че­ло­век перемещается, например, на дру­гую должность без по­вы­ше­ния или по­ни­же­ния ___________ (Б). Вер­ти­каль­ная мобильность предполагает, как выше отмечалось, из­ме­не­ние статуса че­ло­ве­ка на более вы­со­кий или низкий. В со­от­вет­ствии с этим вы­де­ля­ют восходящую и нис­хо­дя­щую ________________(В). Эти из­ме­не­ния могут вы­ра­жать­ся в на­зна­че­нии на новую должность, уволь­не­нии и т. д. Го­ри­зон­таль­ная мобильность пред­по­ла­га­ет изменение не статуса, а со­ци­аль­ной группы, в ко­то­рой находится _______________(Г). При­ме­ром может слу­жить смена религии, профессии, места жительства. Раз­но­вид­но­стью горизонтальной мо­биль­но­сти является ________________(Д) мобильность. Она вы­ра­жа­ет­ся в пе­ре­ме­ще­нии из од­но­го региона в другой. Пе­ре­езд человека из од­но­го региона в другой, пе­ре­ме­на места жи­тель­ства также может быть на­зва­на ________________(Е).»

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном падеже. Каж­дое слово (словосочетание) может быть ис­поль­зо­ва­но только один раз.

Выбирайте по­сле­до­ва­тель­но одно слово за другим, мыс­лен­но заполняя каж­дый пропуск. Об­ра­ти­те внимание на то, что слов в спис­ке больше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния пропусков.

Список терминов:

В дан­ной ниже таб­ли­це приведены буквы, обо­зна­ча­ю­щие пропущенные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой буквой номер вы­бран­но­го Вами слова.

A Б В Г Д Е

Ответ:


(К. С. Гаджиев )

Какие три цели государственного суверенитета указаны автором? Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну цель государственного суверенитета, не указанную в тексте.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Современное государство немыслимо без идеи суверенитета...

Трудно установить источник суверенитета государства. Но тем не менее это реальный феномен. На данной территории нет власти выше государственной. Она суверенна над всеми другими властями на данной территории. Как отмечал П. И. Новгородцев, верховная власть едина и неделима в том смысле, что она ни при каких обстоятельствах «не может допускать другой власти, стоящей над нею и рядом с нею».

Государство как субъект права защищает общество, государственное образование, неделимость единой территории, наконец - коллективность... С этой точки зрения универсальность суверенитета состоит в том, что власть государства стоит над всеми другими конкретными формами и проявлениями власти на этой территории. Поэтому естественно, что государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушают границы данного государства или заставляют его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то можно говорить о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы.

Суверенитет призван обеспечить... сохранение правовой и властной систем. Он обеспечивает критерии различения государства от догосударственного состояния, государственного права - от примитивного права и т. д. Государство, писал французский правовед XIX в. А. Эсмен, «есть субъект и опора публичной власти». Эта власть, существенно не признающая над собой высшей или конкурирующей власти в отношениях, которыми она управляет, называется суверенитетом. Она обладает двумя сторонами: внутренним суверенитетом, или правом повелевать всеми гражданами, составляющими нацию, и даже всеми, кто обитает на национальной территории, и внешним суверенитетом, призванным обеспечить территориальную целостность и невмешательство во внутренние дела со стороны внешних сил...

Другим важным инструментом и атрибутом государства, обеспечивающим его универсальность, является закон. В определённом смысле закон есть выражение суверенитета. Закон обладает формой всеобщности в том смысле, что его правомерность и авторитет должны признать все, и, соответственно, все должны ему подчиняться.

(К. С. Гаджиев )

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Какие три принципа суверенитета называет автор? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, как каждый из названных принципов реализуется в деятельности государства.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Современное государство немыслимо без идеи суверенитета...

Трудно установить источник суверенитета государства. Но тем не менее это реальный феномен. На данной территории нет власти выше государственной. Она суверенна над всеми другими властями на данной территории. Как отмечал П. И. Новгородцев, верховная власть едина и неделима в том смысле, что она ни при каких обстоятельствах «не может допускать другой власти, стоящей над нею и рядом с нею».

Государство как субъект права защищает общество, государственное образование, неделимость единой территории, наконец - коллективность... С этой точки зрения универсальность суверенитета состоит в том, что власть государства стоит над всеми другими конкретными формами и проявлениями власти на этой территории. Поэтому естественно, что государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушают границы данного государства или заставляют его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то можно говорить о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы.

Суверенитет призван обеспечить... сохранение правовой и властной систем. Он обеспечивает критерии различения государства от догосударственного состояния, государственного права - от примитивного права и т. д. Государство, писал французский правовед XIX в. А. Эсмен, «есть субъект и опора публичной власти». Эта власть, существенно не признающая над собой высшей или конкурирующей власти в отношениях, которыми она управляет, называется суверенитетом. Она обладает двумя сторонами: внутренним суверенитетом, или правом повелевать всеми гражданами, составляющими нацию, и даже всеми, кто обитает на национальной территории, и внешним суверенитетом, призванным обеспечить территориальную целостность и невмешательство во внутренние дела со стороны внешних сил...

Другим важным инструментом и атрибутом государства, обеспечивающим его универсальность, является закон. В определённом смысле закон есть выражение суверенитета. Закон обладает формой всеобщности в том смысле, что его правомерность и авторитет должны признать все, и, соответственно, все должны ему подчиняться.

(К. С. Гаджиев )

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что закон есть выражение суверенитета.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Современное государство немыслимо без идеи суверенитета...

Трудно установить источник суверенитета государства. Но тем не менее это реальный феномен. На данной территории нет власти выше государственной. Она суверенна над всеми другими властями на данной территории. Как отмечал П. И. Новгородцев, верховная власть едина и неделима в том смысле, что она ни при каких обстоятельствах «не может допускать другой власти, стоящей над нею и рядом с нею».

Государство как субъект права защищает общество, государственное образование, неделимость единой территории, наконец - коллективность... С этой точки зрения универсальность суверенитета состоит в том, что власть государства стоит над всеми другими конкретными формами и проявлениями власти на этой территории. Поэтому естественно, что государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушают границы данного государства или заставляют его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то можно говорить о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы.

Суверенитет призван обеспечить... сохранение правовой и властной систем. Он обеспечивает критерии различения государства от догосударственного состояния, государственного права - от примитивного права и т. д. Государство, писал французский правовед XIX в. А. Эсмен, «есть субъект и опора публичной власти». Эта власть, существенно не признающая над собой высшей или конкурирующей власти в отношениях, которыми она управляет, называется суверенитетом. Она обладает двумя сторонами: внутренним суверенитетом, или правом повелевать всеми гражданами, составляющими нацию, и даже всеми, кто обитает на национальной территории, и внешним суверенитетом, призванным обеспечить территориальную целостность и невмешательство во внутренние дела со стороны внешних сил...

Другим важным инструментом и атрибутом государства, обеспечивающим его универсальность, является закон. В определённом смысле закон есть выражение суверенитета. Закон обладает формой всеобщности в том смысле, что его правомерность и авторитет должны признать все, и, соответственно, все должны ему подчиняться.

В стра­не Z пра­ви­тель­ство формируется по­ли­ти­че­ской партией или бло­ком партий, по­бе­див­ших на выборах. Де­пу­тат­ские места (мандаты) в На­род­ном Собрании рас­пре­де­ля­ют­ся между по­ли­ти­че­ски­ми партиями в за­ви­си­мо­сти от на­бран­ных ими го­ло­сов при условии, что эти пар­тии преодолели 9%-ный из­би­ра­тель­ный барьер.

Укажите любой прин­цип демократического из­би­ра­тель­но­го права. К ка­ко­му типу от­но­сит­ся избирательная си­сте­ма страны Z? Как на­зы­ва­ет­ся другой тип из­би­ра­тель­ной системы? Ука­жи­те одно раз­ли­чие между двумя из­би­ра­тель­ны­ми системами.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

29.1 Философия: «Деятельность человека не дана природой всецело, хотя и связана с тем, что природа дает сама по себе» (П. С. Гуревич ).

29.2 Экономика: «Важно разрабатывать разные технологии, чтобы экономика не сильно зависела от нефти, и заниматься экологией». (С. М. Брин )

29.3 Социология, социальная психология: «Общественная ценность личности во многом определяется тем, какие потребности у нее преобладают.» (Я. Л. Коломинский)

29.4 Политология: «Выборы предполагают право смещать правительства, не применяя насилия». (К. Поппер )

29.5 Правоведение: «Прощая слишком много виноватому, совершаешь несправедливость по отношению к невиновному». (Б. Кастильоне )

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.




Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Современное государство немыслимо без идеи суверенитета...

Трудно установить источник суверенитета государства. Но тем не менее это реальный феномен. На данной территории нет власти выше государственной. Она суверенна над всеми другими властями на данной территории. Как отмечал П. И. Новгородцев, верховная власть едина и неделима в том смысле, что она ни при каких обстоятельствах «не может допускать другой власти, стоящей над нею и рядом с нею».

Государство как субъект права защищает общество, государственное образование, неделимость единой территории, наконец - коллективность... С этой точки зрения универсальность суверенитета состоит в том, что власть государства стоит над всеми другими конкретными формами и проявлениями власти на этой территории. Поэтому естественно, что государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушают границы данного государства или заставляют его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то можно говорить о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы.

Суверенитет призван обеспечить... сохранение правовой и властной систем. Он обеспечивает критерии различения государства от догосударственного состояния, государственного права - от примитивного права и т. д. Государство, писал французский правовед XIX в. А. Эсмен, «есть субъект и опора публичной власти». Эта власть, существенно не признающая над собой высшей или конкурирующей власти в отношениях, которыми она управляет, называется суверенитетом. Она обладает двумя сторонами: внутренним суверенитетом, или правом повелевать всеми гражданами, составляющими нацию, и даже всеми, кто обитает на национальной территории, и внешним суверенитетом, призванным обеспечить территориальную целостность и невмешательство во внутренние дела со стороны внешних сил...

Другим важным инструментом и атрибутом государства, обеспечивающим его универсальность, является закон. В определённом смысле закон есть выражение суверенитета. Закон обладает формой всеобщности в том смысле, что его правомерность и авторитет должны признать все, и, соответственно, все должны ему подчиняться.

(К. С. Гаджиев )

Какие три цели государственного суверенитета указаны автором? Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну цель государственного суверенитета, не указанную в тексте.

Пояснение.

1) три цели государственного суверенитета по тексту:

Сохранение правовой и политической системы;

Различение государства от догосударственного состояния;

Различение права как основного инструмента государственного управления от примитивных форм социального регулирования (обычаев, табу и т. д);

(Цели могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках.)

2) цель государственного суверенитета не по тексту:

Обеспечение благоприятных условий для экономического, социального, культурного развития;

Сохранение национального самосознания.

Могут быть названы другие цели.

Какие три принципа суверенитета называет автор? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, как каждый из названных принципов реализуется в деятельности государства.

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы три принципа суверенитета и приведены соответствующие примеры реализации каждого из принципов:

1) единство и неделимость территории (например, борьба с экстремистскими сепаратистскими движениями, конституционный запрет на отделение территорий от государства);

2) неприкосновенность территориальных границ (например, зашита государства от агрессии извне, отказ уступить часть своей территории другому государству);

3) невмешательство во внутренние дела (например, законодательный запрет на финансирование политических партий и движений из-за рубежа, на участие иностранных и международных организаций в избирательных кампаниях).

Могут быть приведены другие примеры реализации принципов суверенитета

Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что закон есть выражение суверенитета.

Пояснение.

Могут быть приведены такие объяснения:

1) только государство может издавать законы, таким образом, в издании законов выражается суверенитет государства как верховной власти;

2) с помощью законов государство реализует свои функции, в том числе связанные с осуществлением суверенитета;

3) изданные государством законы носят всеобщий характер, им обязаны подчиняться все, кто находится на территории, на которую распространяется суверенитет государства;

4) издание законов является одним из важных инструментов зашиты суверенитета государства.

Могут быть приведены другие объяснения.

Пояснение.

В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

1) первая сторона суверенитета:

Внутренний суверенитет, т. е. верховенство над всеми другими властями на определённой территории государства, возможность управлять всеми, кто находится на территории государства;

2) вторая сторона суверенитета:

Внешний суверенитет, т. е. независимость от других государств, обеспечение невмешательства во внутренние дела со стороны внешних сил.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

ГЛАВА 1 СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И СВОЙСТВА

Понятие суверенитета государства

Суверенитет - это верховная власть.

Суверенитет - один из существенных признаков государства, его возможность полноправно осуществлять внутри- и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил (организаций). В качестве неотъемлемых юридических свойств суверенитета выделяются единство, верховенство, независимость государственной власти

Суверенитет государства - политико-юридическое свойство государственной власти, которая означает ее верховенство и полноту внутри страны, независимость и равноправие извне.

Отличают две стороны государственного суверенитета:

Внутреннюю: выражает верховенство и полноту государственной власти в отношении всех других организаций в политической системе общества, ее монопольное право на законодательство, управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории;

Внешнюю: выражает независимость и равноправие государства как субъекта международного права во взаимоотношениях с другими государствами, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне.

Внутренний суверенитет называют еще законодательным суверенитетом, поскольку он предполагает право законодательной власти издавать законы.

Суверенитетом обладают любые государства, независимо от размера их территории, численности населения, формы правления и устройства. Суверенитет государства является основным принципом международного права. Он нашел свое выражение в Уставе ООН и других международных правовых документах.

Государство имеет суверенные права:

Право войны и мира;

Право издавать законы;

Право формировать государственные органы;

Право определять свою атрибутику (символику и др.);

Право устанавливать налоги;

Право назначать своих представителей в других государствах и международных организациях;



Право вступать в межгосударственные союзы и др.

Однако государство не имеет права делать все, что считает необходимым, в отношении других государств. Против таких действий предостерегает международное право. Государствам, например, запрещается применять силу против других государств, за исключением самообороны или полномочие со стороны Совета Безопасности ООН. Другим ограничением свободы действий государства является юридическая обязанность выполнять заключенные ею договоры. Так, члены Европейского Союза заключили между собой договор, согласно которому большая часть их экономической жизни подлежит руководству со стороны Союза. Кроме того, Европейский Союз имеет собственную систему и свой собственный суд, который исходит из принципа, что в случае возникновения противоречий между законами Союза и законами государства-участники приоритет принадлежит законам Союза. Несмотря на эти ограничения, члены Европейского Союза остаются суверенными государствами.

Виды суверенитета.

Отличие суверенитета государства от суверенитета нации и народа.

Различают несколько видов суверенитета: народный, национальный, государственный.

Следует отличать суверенитет государства от суверенитета народа и суверенитета нации.

Суверенитет народа (народ - граждане всех национальностей, проживающих на территории данной страны) означает верховенство народа как источника и носителя власти, его право самому решать свою судьбу, непосредственно или через представительные органы принимать участие в формировании направления политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти.

Суверенитет народа, закрепленный в конституции, - качественная характеристика демократии, демократического режима в стране.

Каково соотношение суверенитета государства и суверенитета народа?

Суверенитет государства не обязательно предполагает суверенитет народа. Суверенитет государства может сочетаться с отсутствием суверенитета народа, с наличием тоталитарного режима, деспотии. Как правило (но не всегда), отсутствие внешнего суверенитета государства влечет за собой утрату суверенитета народа как внутренней свободы его политического положения. В демократическом государстве источником и основой сотрудничества всех властей является учредительная власть народа. Здесь суверенитет народа является источником государственного суверенитета.

Суверенитет нации означает полновластие нации, которое реализуется через ее основные права. Основные права нации - гарантированная законом мера свободы (возможности) нации, которая в соответствии с достигнутого уровня эволюции человечества способна обеспечить ее существование и развитие. Мера свободы закреплена в виде международного стандарта как общая и равная для всех наций.

Основные права нации:

Право на существование и свободное развитие, владение реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая способность реализовать право на политическое самоопределение (государственная самоорганизация - вплоть до создания самостоятельного государства);

Право на свободное развитие национальных потребностей - экономических и социальных;

Право на духовно-культурное развитие, уважение национальной чести и достоинства, развитие национального языка, обычаев, традиций;

Право распоряжаться природными и материальными ресурсами на своей территории;

Право на мирное сосуществование с другими народами и нациями;

Право на экологическую безопасность и др.

Следовательно, суверенитет нации означает владение реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, самостоятельно решать вопросы, касающиеся развития национальной свободы и национальных нужд, право на защиту национальной чести и достоинства, развитие культуры, языка, обычаев, традиций, создание национальных учреждений.

Каково соотношение суверенитета государства и суверенитета нации в многонациональных государствах?

В многонациональной стране ее суверенитет не может быть суверенитетом одной нации как этносоциального сообщества. Он содержит в себе обязанности в отношении других наций, которые являются современниками "титульной" нации, существуют параллельно с ней.

Государственный суверенитет, осуществляемый многонациональна государством, должен гарантировать суверенитет каждой из наций, которые объединились. Если нация осуществила свое право на политическое самоопределение путем объединения в союзное государство (федерацию), суверенитет каждой из наций, объединившихся, достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, которые уступили частью своих прав многонациональной государству (например, охраной общих государственных границ, осуществлением совместной финансовой, налоговой и оборонной политики).

Главное заключается в том, чтобы нация, которая составляет большинство в стране и дала название государству, не использовала свое преимущество для ограничения прав представителей другой нации. Противоправной и недопустимы является любая национальная дискриминация или стремление одной нации подчинить другую.

Согласно Уставу ООН любое государственное образование должно уважать права нации на самоопределение и обеспечить гарантии этого права. Однако право на самоопределение не тождественно праву на государственный суверенитет. Нельзя ставить знак равенства между правом народов на самоопределение и правом на отделение, на вхождение в состав того или иного государства, а также выход из состава государства. Национальный суверенитет предполагает государственный суверенитет. Самоопределение может иметь форму культурной автономии, то есть развитие национального языка, преподавание на родном языке, восстановление и развитие собственной культуры, искусства и т.д. Если все народы, входящие в многонациональные государства, будут добиваться права создания самостоятельного государства (государственного суверенитета), то мир будет утянут в хаос.

Государственный, народный и национальный суверенитет являются взаимозависимыми в демократическом государстве.



Загрузка...