novomarusino.ru

Федеративное устройство презентация по конституции. Федеративное государство

Презентация проекта на тему: ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Выполнил: Студент группы Г-21 Лихтарёв Дмитрий Игоревич 2010

Введение Федеративное устройство России было установлено в январе 1918 года, вскоре после установления республиканской формы правления. Оно сменило собой унитарное государственное устройство Российской империи. В настоящее время (на 2010 год) согласно статье 5 Конституции 1993 года, Российская Федерация состоит из равноправных субъектов. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. С 1 марта 2008 года таких субъектов 83.

Содержание 1. История российского федерализма 2. Типы субъектов Российской Федерации 3. Изменения в федеративном устройстве России после прекращения существования СССР 4. Районирование Российской Федерации 5. Объединение регионов 6. Присоединение новых регионов 7. Зарубежные территории

1. История российского федерализма Впервые федеративное устройство России было провозглашено Учредительным собранием в короткой резолюции, принятой 6 (19) января 1918 года: Именем народов, государство Российское составляющих, Всероссийское Учредительное Собрание постановляет:

Государство Российское провозглашается Российской Демократической Федеративной Республикой, объединяющей в неразрывном союзе народы и области, в установленных федеральной конституцией пределах, суверенные. Однако Учредительное собрание в тот же день было распущено и принятые им решения не приобрели какого-либо практического значения.

По принятой в российском конституционном праве традиции началом федеративного устройства считается «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» , принятая III съездом Советов 25 января 1918 года. Она гласила: Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик.

Таким образом унитарное государство (Российская республика) было преобразовано в федерацию. В то же время следует отметить, что федеративный характер РСФСР носил в основном декларативный характер: Верховный Совет РСФСР был однопалатным (что характерно для унитарных государств), полномочия национально-государственных и административно-территориальных единиц определялись по остаточному принципу и сводились преимущественно к коммунальным вопросам и т. д.

Особенности конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации. В скобках указаны статьи Конституции Российской Федерации, содержащие соответствующие положения. Республики Края и области Охарактеризованы в Конституции России как «государства» (статья 5 п. 2); Имеют свою конституцию (статья 5 п. 2); Не могут входить в состав других субъектов Российской Федерации (статья 66 п. 4); Не могут включать другие субъекты Российской Федерации (статья 66 п. 4); Вправе устанавливать свои государственные языки (статья 68 п. 2); Имеют свой устав (статья 5 п. 2); Не могут входить в состав других субъектов Российской Федерации (статья 66 п. 4); Могут включать автономные округа (статья 66 п. 4); Города федерального значения Имеют свой устав (статья 5 п. 2); Не могут входить в состав других субъектов Российской Федерации (статья 66 п. 4); Не могут включать другие субъекты Российской Федерации (статья 66 п. 4); Автономная область Имеет свой устав (статья 5 п. 2); Входит в состав Российской Федерации в единственном числе (статья 5 п. 1); Может быть принят федеральный закон об автономной области (статья 66 п. 3); Не может входить в состав других субъектов Российской Федерации (статья 66 п. 4); Не может включать другие субъекты Российской Федерации (статья 66 п. 4); Автономные округа Имеют свой устав (статья 5 п. 2); Может быть принят федеральный закон об автономном округе (статья 66 п. 3); Могут входить в состав края, области (статья 66 п. 4); Не могут включать другие субъекты Российской Федерации (статья 66 п. 4);

3. Изменения в федеративном устройстве России после прекращения существования СССР все Советские Социалистические Республики в составе РСФСР (до мая и июля 1991 года - автономные области и АССР) стали республиками; все автономные округа получили возможность выхода из состава областей и краев посредством принятия соответствующего закона; Чукотский автономный округ вышел из состава Магаданской области Чечено-Ингушская АССР разделилась на 2 республики: Чеченскую Республику и Ингушетию; 2 города республиканского подчинения РСФСР (Москва и Санкт. Петербург) были преобразованы в города федерального значения; с принятием Конституции Российской Федерации 1993 года все республики, края, области, автономные округа, города Москва и Санкт. Петербург, а также Еврейская автономная область стали субъектами Российской Федерации;

Были переименованы области: Горьковская в Нижегородскую, Калининская в Тверскую и Куйбышевская в Самарскую; Сокольский район Ивановской области (2 100 км²) перешёл в состав Нижегородской области; Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ объединились в Пермский край; Таймырский и Эвенкийский автономные округа присоединились к Красноярскому краю; Камчатская область и Корякский автономный округ объединились в Камчатский край; Усть-Ордынский Бурятский автономный округ присоединился к Иркутской области; Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ объединились в Забайкальский край

4. Районирование Российской Федерации Субъекты федерации группируются в: 8 федеральных округов; 11 экономических районов; 14 географических районов; 6 военных округов; 9 часовых поясов (до 28 марта 2010 года - 11 часовых поясов).

5. Объединение регионов Основная статья: Объединение регионов России 7 декабря 2003 года был проведён референдум по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого АО в Пермский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 декабря 2005 года. 17 апреля 2005 года был проведён референдум по присоединению Таймырского и Эвенкийского АО к Красноярскому краю. Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 января 2007 года. 23 октября 2005 года был проведён референдум по объединению Камчатской области и Корякского АО в Камчатский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 июля 2007 года.

16 апреля 2006 года был проведён референдум по присоединению Усть. Ордынского Бурятского АО к Иркутской области. Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 января 2008 года. 11 марта 2007 года был проведён референдум по объединению Читинской области и Агинского Бурятского АО в единый Забайкальский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу с 1 марта 2008 года. Начата предварительная работа по объединению Архангельской области и Ненецкого АО. Процедура по объединению заморожена. Возможные названия - Поморский край, Архангельский край, Северный край. Велось обсуждение возможности объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Среди предлагаемых названий - Петербургская губерния, Невский край.

6. Присоединение новых регионов Согласно Федеральному конституционному закону «О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ» от 17 декабря 2001 года № 6 -ФКЗ, расширение Российской Федерации возможно путём присоединения к ней в качестве субъектов федерации иностранных государств или их частей согласно свободному волеизъявлению народов, проживающих на этих территориях, и при заключении международных договоров с этими государствами. В связи с крайне малой вероятностью осуществления последнего условия применительно к части иностранного государства реальное расширение России возможно только за счёт независимых государств, в том числе территорий, которые могут когда-либо получить такой статус. Из соседних с Россией государств, желающих с ней интеграции, Белоруссия и Абхазия не изъявили желания стать субъектами Российской Федерации, а Южная Осетия хотя и имеет такое желание, но в ближайшие годы Россия вряд ли пойдет на его осуществление.

7. Зарубежные территории В собственности России также находятся некоторые территории в Китае, Палестине и Италии - общей площадью 0, 18 км².

Город Байконур находится на территории Казахстана, но вместе с комплексом космодрома Байконур арендован Россией на период до 2050 года, наделен статусом города федерального значения Российской Федерации, на территории города действует российское законодательство. Согласно Шпицбергенскому трактату 1920 года Россия осуществляет экономическую деятельность на Шпицбергене (Баренцбург, Пирамида и Грумант).

В Швейцарии около «Чертового моста» , вырублен в скале памятный крест в память о помощи русских войск под командованием А. В. Суворова, часть земли около этого креста подарена России. Фото….

Заключение Принцип федерализма жизненно важен для интеграции Российского государства, отличающегося не только своими масштабами, но и многообразием регионов: экономическим, национальным, историческим, социально-политическим, идеологическим. Уже в процессе перехода от прежней жестко централизованной экономики к рыночным хозяйственным отношениям быстро выявилась необходимость многих специфических форм и методов такого перехода. Федерализм призван стать твердой гарантией исторически сложившегося государственного единства России на основе общероссийского согласия. В многонациональной России федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию их интересов с интересами всего общества. Особо следует подчеркнуть роль принципа федерализма в решении проблем, связанных с закреплением и осуществлением прав человека и гражданина.

Федерализм в его современном прогрессивном прочтении не противостоит ни идеям самоопределения народов и развития национальной государственности, ни интересам регионов, их стремлениям к повышению своей самостоятельности. Если федерализм основан на демократических принципах, на устоях правового государства, если он действительно гуманистичен, то тогда наиболее полно проявляются его достоинства: общий крупный рынок, свободное движение капиталов, товаров и услуг свобода передвижения людей; более благоприятные условия для взаимообмена достижениями науки, образования, культуры. Важно, однако, постоянно помнить, что достоинства федерализма проявляются не автоматически. Судьбы российского федерализма находятся в руках нынешнего и будущих поколений. Очень важно, чтобы стабильность, устойчивость принципов, провозглашенных в Конституции 1993 года, сочетались с динамизмом их реализации, гибкостью и подвижностью применяемых форм и методов. С одной стороны, необходимо, чтобы были установлены и действовали надежные гарантии, препятствующие возрождению унитаристских, авторитарных начал в деятельности центра; субъекты Федерации должны чувствовать себя в безопасности от опасных переходов в системе управления. С другой стороны, федерализм должен иметь достаточный потенциал в противостоянии сепаратизму и безудержному регионализму. Как свидетельствует весь мировой опыт и особенно наша собственная история, ослабление федерации и ее распад не только несут с собой экономические и политические тяготы, но и прямо ведут к лишениям больших групп населения, нарушениям их жизненно важных прав и свобод. Федерализм, свободный от таких изъянов, способен выдержать испытания временем, а главное, улучшить жизнь людей.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Федеративное устройство Российской Федерации

Федеративное устройство РФ. Конституция Российской Федерации 1993 г. заложила современную правовую основу развития федеративного государства и федеративных отношений в России. Избранная новой Россией форма государственности - федерализм - не имеет единого международного образца, а российский федерализм, имеющий свою специфику, к тому же исключительно динамичен.

Понятие федеративного устройства РФ Федерализм в классическом его понимании - принцип, режим и форма государственного устройства, позволяющие обеспечить единство и разделение государственной власти в условиях ее территориальной организации на нескольких уровнях.

Федерализм является важнейшим принципом организации и функционирования российской государственной и общественной системы, что, естественно, находит отражение в различных положениях Конституции, начиная с первой статьи. В ст. 1 Основного Закона записано: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». В ст. 5 Конституции зафиксировано: «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации». Понятие федеративного устройства РФ

Однако нормы Конституции РФ, устанавливающие основу конституционного статуса субъектов РФ, по ряду причин являются неоднозначными и внутренне противоречивыми, что вызывает определенные сложности для федерального и региональных законодателей при их развитии в текущем законодательстве, а также для всех правоприменителей при их практической реализации. В то же время, чем глубже идет развитие федеративных отношений, тем яснее становится противоречивость и недоработанность ряда конституционных положений, острее выражается потребность в дальнейшем развитии конституционных норм, касающихся Федерации Понятие федеративного устройства РФ

Федерация - одна из разновидностей государственного устройства (другой его вид - унитарное государство). Государственное устройство является в свою очередь элементом формы государства (наряду с формой правления и политическим режимом). Государственное устройство характеризует строение государства, его структуру (в национально-территориальном аспекте). Понятие федеративного устройства РФ

Федеративное устройство Российского государства - это его национально-территориальная организация, структура. Федеративное устройство характеризует состав, правовое положение составных частей - субъектов федерации, их взаимоотношения с государством в целом. По своему устройству Российская Федерация - суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Федеративное устройство Российского государства, его состав закреплены Конституцией РФ. Понятие федеративного устройства РФ

Принципы федеративного устройства РФ Федеративное устройство России базируется на принципах, закрепленных Конституцией РФ (ст. 5, ч. 3) в числе основ конституционного строя. 1. Первым Конституция РФ называет государственную целостность, которая лежит в основе устройства Российской Федерации. Государственная целостность означает, что Российская Федерация - цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие государства и государственные образования. Они не имеют права выхода из состава Федерации, что соответствует международным стандартам и мировому опыту федеративного строительства. Целостность - естественная черта независимых государств.

Современная Российская Федерация - государственное по своей природе объединение всех субъектов федерации, а не аморфный, слабый их союз, не конфедерация. Российское государство возникло и развивалось как единое централизованное, имеет многовековую историю. В течение длительного периода оно было многонациональным. Автономные образования в составе Российской Федерации (тогда РСФСР) в основном создавались центральной властью, высшими органами государства. РФ возникла не как договорная федерация, не в результате объединения своих субъектов. Напротив, они были образованы ею самой в составе единого государства. Принципы федеративного устройства РФ

2. Единство системы государственной власти тесно связано с государственной целостностью и ею обусловлено. Целостная, хотя и федеративная, государственная организация предполагает единую систему власти. Она проявляется в суверенитете РФ, наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю ее территорию, верховенстве федеральных Конституции и законов. Структура государственной власти многосложна. Субъекты федерации пользуются значительной самостоятельностью в осуществлении государственной власти. Вне пределов компетенции Российской Федерации эти субъекты обладают всей полнотой государственной власти. Однако они должны признавать конституционное разграничение компетенции между ними и федерацией в целом, верховенство федеральных конституций и законов и исполнять их. Принципы федеративного устройства РФ

Система государственных органов субъектов федерации устанавливается ими самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, в согласии с федеральным законом. Это направлено на обеспечение единства системы органов Российского государства в целом. Особенно большое значение для единства системы государственной власти имеет то, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти во всей стране в пределах ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов. Для реализации компетенции Российской Федерации (а значит, единого государственного руководства в этих пределах на территории всей страны) федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Серьезная гарантия единства системы государственной власти, прав федерации состоит в том, что Президент и Правительство РФ обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории страны. Принципы федеративного устройства РФ

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти се субъектов - еще один принцип федеративного устройства России. Принципы федеративного устройства РФ

Конституция РФ определяет: 1. перечень вопросов ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти, обладая для этого соответствующими правами и обязанностями; 2. предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, ч. 1 Конституции РФ). Причем правовые акты последних должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам. Иными словами, полномочия РФ и субъектов РФ тоже разграничены (по вопросам, не входящим в первую группу) федеральными законами уже в рамках предметов совместного ведения; 3. Конституция РФ закрепляет полноту власти субъектов федерации по вопросам, находящимся вне ведения РФ (т.е. первой группы предметов ведения) и вне пределов полномочий федерации по второй группе вопросов - предметам совместного ведения. Принципы федеративного устройства РФ

В пределах своей компетенции и федерация и субъекты федерации принимают правовые акты, решают вопросы государственной и общественной жизни. По предметам ведения Российской Федерации (первая группа вопросов) принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (вторая группа вопросов) издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты федерации принимают уже свои законы и иные нормативные акты. Принципы федеративного устройства РФ

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, регулирующим первые две группы вопросов. В случае же противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Однако при противоречии между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта федерации, принятым по вопросам, находящимся вне ведения Российской Федерации и ее совместного с субъектами ведения, действует нормативный правовой акт субъекта федерации. Таким образом, предметы ведения, полномочия самой федерации и ее субъектов строго разграничены, и эти границы не должны ими нарушаться. Принципы федеративного устройства РФ

Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти осуществляется не только Конституцией, но и Федеративным договором (который посвящен именно этому) и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Эти договоры не должны противоречить Конституции РФ, а в случае их несоответствия ей, действуют конституционные нормы. Принципы федеративного устройства РФ

4. В числе принципов федеративного устройства России - принципы равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации. Значение их подчеркнуто в преамбуле Конституции РФ. Россия является многонациональным государством, и ее федеративное устройство это отражает. Мировой опыт федерального строительства свидетельствует, что в некоторых случаях федеративная форма государственного устройства может быть обусловлена многонациональным составом населения и служит государственно-правовой формой, помогающей разрешать национальный вопрос (например, бывшие СССР, Чехословакия). Принципы федеративного устройства РФ

Многочисленные национальные государства и национально-государственные образования в Российской Федерации рассматривались как разнообразные формы национальной государственности, как формы осуществления права наций на самоопределение, воплощения суверенитета наций. Принципы федеративного устройства РФ

В настоящее время РФ включает субъекты федерации, образованные по национальному (национально-территориальному) принципу (республики, автономная область, автономные округа) и по территориальному (края, области, города Москва и Санкт-Петербург). При этом население республик, автономных образований имеет многонациональный характер; в краях, областях, двух крупнейших российских городах также живут представители многих наций и народностей (хотя в них, в основном, сосредоточено русское население). В современном федеративном устройстве России получает развитие территориальный (региональный) принцип. Указанные два принципа организации субъектов федерации (национально-территориальный и территориальный) - также существенные характеристики федеративного устройства России. Принципы федеративного устройства РФ

Равноправие народов проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Государство гарантирует всем народам нашей страны право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Оно гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от расы, национальности, языка. Каждый человек имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка обучения, воспитания, творчества. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории остается русский язык, но республики вправе устанавливать свои государственные языки. Они употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик. Принципы федеративного устройства РФ

Федеративное устройство России отражает ее многонациональный состав. Она имеет в своем составе много национальных государств и национально-государственных образований, в том числе 21 республику, автономную область, 10 автономных округов. Некоторые автономные образования создавались как форма национальной государственности не только одной нации (а, например, двух и более). Формами самоопределения многих народов, народностей выступают республики, автономные образования в составе Российской Федерации - се субъекты, организованные на основе национально-территориального принципа. Все народы, народности, этнические группы могут осуществлять право на самоопределение в области культуры, образования, развивая национальную культуру, свои языки, организуя обучение на них. Принципы федеративного устройства РФ

5. Равноправие субъектов Российской Федерации - принцип федеративного устройства, впервые получивший закрепление в нынешней Конституции РФ. Она специально подчеркивает его важное проявление - равноправие всех субъектов между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Принципы федеративного устройства РФ

Это равноправие прежде всего проявляется: 1. в равенстве их прав и обязанностей как субъектов федерации; 2. в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограниченной компетенцией самой Российской Федерации; 3. в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации Принципы федеративного устройства РФ

Нынешняя Конституция РФ, закрепив принцип равноправия субъектов, внесла и некоторые другие новшества, утверждающие его. В Федеративном договоре и в тексте прежнего Основного Закона имелись различия в компетенции субъектов, в частности, там предоставлялись большие права республикам; теперь это устранено. В то же время имеются различия в государственной организации субъектов федерации. Среди них есть республики, обладающие признаками государства и государственно-территориальные образования, не имеющие, например, своих конституций, гражданства, высших органов государства, что, однако, не влияет на их равное положение в федерации. Естественны и фактические различия между субъектами в экономическом потенциале, численности населения, размерах территории, географическом положении Принципы федеративного устройства РФ

Конституция РФ устанавливает не только принципы федеративного устройства России, но и более конкретно закрепляет важнейшие черты статуса как федерации, так и ее субъектов, разграничение компетенции между ними. Конституционный статус Российской федерации включает наряду с рассмотренными выше фундаментальными положениями и некоторые другие главнейшие черты российской федеративной государственности. Основы конституционного статуса РФ и её субъектов

Это, прежде всего, имеющиеся у Российской Федерации государственно-правовые признаки, характерные для федеративного государства: 1. суверенитет Российской Федерации, распространяющийся на всю ее территорию и проявляющийся в верховенстве федеральных Конституции и законов; 2. федеральная Конституция и федеральные законы; 3. федеральные органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные), чьи полномочия распространяются на всю территорию РФ; 4. государственная территория, целостная и неприкосновенная, включающая в себя территории всех субъектов федерации, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств); 5. единое гражданство РФ; 6. государственный язык; 7. единые Вооруженные Силы; 8. единая денежная единица - рубль (введение и эмиссия других денег в России не допускается, денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ); 9. государственные символы: государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации; 10. столица РФ. Основы конституционного статуса РФ и её субъектов

Эти важнейшие элементы конституционного статуса Российской Федерации обусловливают характер и содержание ее компетенции, включающей конкретные полномочия и предметы ведения. Оставаясь суверенным государством, Российская Федерация в то же время может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ. Основы конституционного статуса РФ и её субъектов

В России - несколько видов субъектов федерации, это ее особенность. Общее число субъектов - 85: 22 республика, 9 краев, 3 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), автономная область, 4 автономных округов, 46 областей. Конституция РФ допускает возможность принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта. Это делается в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Основы конституционного статуса РФ и её субъектов

Республики - субъекты РФ - это государства в составе Российской федерации, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции Российской федерации. Они образованы как формы национальной государственности, воплощают самоопределение соответствующих наций. Статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики. Республика имеет государственно-правовые признаки государства в составе РФ. К ним относятся: Конституция республики, республиканское законодательство; система органов государственной власти республики, которая устанавливается ею самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, закрепленных федеральным законом; территория, причем границы между субъектами могут быть изменены только с их взаимного согласия; республиканское гражданство; государственный язык; собственные символы государства. Основы конституционного статуса РФ и её субъектов

Края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа - это государственные образования в составе РФ, обладающие всей полнотой государст­венной власти вне пределов компетенции РФ. Автономии образованы по национально-территориальному принципу, а остальные из перечисленных - по территориальному. Автономные образования были созданы как формы национальной государственности соответствующих народов, способы их самоопределения. Статус данных видов субъектов федерации: края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Устав принимается законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта. Основы конституционного статуса РФ и её субъектов

Для конституционного статуса субъектов федерации характерно наличие следующих элементов: устава; своего законодательства; системы органов государственной власти соответствующего субъекта федерации, которая самостоятельно им самим устанавливается в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, определенными федеральным законом; территории, границы которой могут быть изменены только с взаимного согласия органов власти сопредельных субъектов РФ. Положение автономии может иметь особенности по сравнению с другими субъектами. Может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Это должно делаться по представлению их законодательных и исполнительных органов. Основы конституционного статуса РФ и её субъектов

Федеративное устройство РФ. В истории российской государственности мы видим достаточно очевидные свидетельства того, что идеология федеративного устройства государства развивалась в умах российских ученых и представителей государственных структур давно. Она претерпевала изменения в соответствии с изменением и развитием политико-правовых реалий в России тех времен. Позднее все это позволило реализовать принципы федеративного государственного устройства в рамках установления советской государственности после революции 1917 года. Фактически именно в этот период Россия стала «де-юре» федерацией. Главной особенностью устройства структуры Российской Федерации с самого начала ее возникновения состояла в том, что она создавалась на сочетании административно-территориальной и национально-территориальной (позже национально-государственной) основы.


Федеративное устройство России

1.
2.
3.
4.
5.
Понятие и виды государственнотерриториального устройства
Федеративное устройство России по
Конституции 1993 г. Конституционные
принципы федеративного устройства России
Конституционно-правовой статус РФ
Конституционно-правовой статус субъектов РФ.
Административно-территориальное устройство
субъектов РФ. Порядок принятия в РФ и
образования в ее составе нового субъекта РФ.
Разграничение предметов ведения и
полномочий между РФ и ее субъектами.

1. Понятие и виды
государственнотерриториального устройства

Форма государственного устройства - это внутреннее строение государства, его национально-территориальное устройство.

1.Унитарное государство - это цельное,
единое государство, состоящее из
административно-территориальных единиц, не
обладающих признаками суверенитета.
2.Федеративное государство - это сложное
государство, составные части которого обладают
суверенитетом или являются
государственноподобными образованиями, т.е.
обладают тем или иным набором признаков
суверенитета.
3.Конфедерация - объединение государств,
создаваемое для достижения определенных целей.

Унитарное - это государство, в составе
которого нет других государств либо
государственных образований, а на его
территории созданы административнотерриториальные единицы (области,
округа, районы и др.). При этом унитарные
государства могут иметь в своем составе
автономные, т.е. самоуправляющиеся,
образования (Венгрия, Греция, Армения,
Португалия, Алжир и др.)

Федеративное - это сложное
государство, состоящее из
нескольких субъектов,
объединившихся для решения
общих задач (США, ФРГ,
Швейцария, РФ)

Формы федеративных государств:
интеграционные (централизованные) – в
них при сохранении особенностей
составных частей высока степень
централизации.
деволюционные (относительно
децентрализованные) – в них преобладает
тенденция все большего учета специфики
различных субъектов, в связи с чем
положение субъектов может быть не
одинаковым.

С точки зрения структуры:
симметричные – в состав федерации входят
только однопорядковые субъекты
(например, земли в Австрии, Германии,
эмираты в ОАЭ). Абсолютно симметричная
федерация предполагает полное
равноправие субъектов, их одинаковый
статус и полномочия. На деле таких
федераций нет.
асимметричные – в их состав входят
разнопорядковые субъекты.

Специфическими задачами федеративного государства являются:

создание условий для участия населения в
политических процессах на нескольких уровнях
власти (на федеральном и региональном);
всестороннее обеспечение свободного развития
различных наций и народностей, проживающих на
территории государства;
реализация принципов плюрализма и
демократизма;
обеспечение основных прав и свобод граждан
независимо от места их проживания.

К обязательным признакам федеративного государства относятся:

добровольность;
вхождение в состав территории федерации
территорий ее субъектов;
симметричный конституционный статус субъектов
федерации и их равноправие;
разграничение компетенции между федерацией и
ее субъектами;
наличие двухуровневой системы законодательства;
существование самостоятельной системы органов
власти субъектов федерации;
наличие единого федерального гражданства.

К признакам факультативного характера относятся:

наличие собственной конституции субъекта
федерации;
функционирование самостоятельной
судебной системы в субъекте федерации;
возможность установления гражданства
субъекта федерации;
асимметричный конституционный статус
субъектов федерации.

Конституционная природа федеративного устройства РФ.

Территория Российской Федерации состоит из
территорий субъектов Федерации,
представляющих собой ограниченноправоспособные государственные образования,
обладающие определенной учредительной
властью.
Компетенция между Федерацией и ее субъектами
разграничивается федеральной конституцией.
В Российском государстве верховная
законодательная, исполнительная и судебная
власть принадлежит федеральным
государственным органам.

Субъекты Федерации обладают правом принятия
собственной конституции (устава), имеют свои
высшие законодательные и исполнительные
органы.
В России существует единое гражданство.
В российском парламенте - Федеральном
Собрании Российской Федерации - имеется
палата, представляющая интересы субъектов
Федерации (Совет Федерации).
Внешнеполитическую деятельность осуществляют
федеральные органы государственной власти. Они
официально представляют Российскую
Федерацию в межгосударственных отношениях.

РФ в настоящее время образована по
национальному и территориальному принципам.
Первый положен в основу формирований
республик и автономий, второй – краев, областей,
городов федерального значения как субъектов
РФ.
Национальный принцип –субъекты федерации
должны создаваться по национальному признаку,
на территориях, где компактно проживает та или
иная этническая группа.
Территориальный принцип - учитываются
исторические, экономические и географические
факторы.

2. Федеративное устройство
России по Конституции 1993 г.
Конституционные принципы
федеративного устройства
России.

Федерация (от латинского – foederatio) означает
«союз», «объединение».
Необходимым формально – юридическим
условием признания государства федерацией
является закрепление этого качества в
федеральной конституции. В статье 1
Конституции Россия определяется как
федеративное государство. Это положение
относится к основам конституционного строя
РФ, которые не могут быть пересмотрены
Федеральным Собранием РФ.

2 типа федерации, исходя из видов правовых
актов ее учреждающих:
Конституционная – это федерация, образуемая в
результате принятия или изменения Конституции.
Конституционно-договорная – федерация также
учреждаемая Конституцией, но принятию
которой предшествует процесс заключения
специального документа – договора (соглашения).

Конституционные принципы федерализмаэто принципы, определяющие федеративное
устройство государства. Они обусловливают
тип федерации, ее структуру, особенности
территориального устройства, характер
разделения государственной власти между
федерацией и ее субъектами, основы
разграничения компетенции между
федеральными органами государственной

субъектов федерации (т.е. отвечают на
вопросы: «между кем делить», «что делить» и
«как делить»).

ПРИНЦИПЫ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

Государственная
целостность
Разграничение
предметов ведения и
полномочий между
органами
государственной
власти РФ и органами
государственной
власти субъектов РФ
Единство системы
государственной
власти
Равноправие и
самоопределение
народов в
Российской
Федерации
Равноправие
субъектов РФ во
взаимоотношениях с
федеральными
органами
государственной
власти

Принципы российского федерализма:
государственный суверенитет РФ – свойство и
способность государства самостоятельно, без
вмешательства извне, определять свою
внутреннюю и внешнюю политику. В
Конституции обозначен принцип
государственного суверенитета РФ как единого
и неделимого, распространяемого на всю его
территорию (ст.4 Конституции). Не может быть
иного суверенитета, кроме государственного.

Государственный суверенитет это исходящая от народа
верховная власть, состоящая в
самостоятельном осуществлении
государственных функций в рамках
национального и международного
права.

К конституционным основам государственного суверенитета РФ относятся:

верховенство Конституции РФ и федерального
законодательства;
территориальная целостность и
неприкосновенность границ;
право защиты своего суверенитета во внутренних
и внешних делах;
единые вооруженные силы;
единство экономического пространства, единое
финансовое, валютное, кредитное, таможенное
регулирование, денежная эмиссия;
исключительное право на внешнеполитическую и
международно-договорную деятельность;
управление федеральной государственной
собственностью.

Государственная целостность – означает, что
ни один субъект РФ не имеет права выхода из ее
состава (сецессии).
Единство системы государственной власти в
РФ –выражается в том, что центральные органы
власти и органы власти субъектов РФ
составляют единую систему. Решения
федеральных органов, принятые в пределах их
полномочий, обязательны на всей территории
страны.

разграничение предметов ведения между
Федерацией и ее субъектами (ст.71-73).
Предметы ведения – это вопросы, в рамках
которых субъект реализует свою власть.
разграничение полномочий между Федерацией и
субъектами РФ
равноправие субъектов РФ. (ч.1, 4 ст.5)
субъекты Федерации имеют равное
представительство в Совете Федерации ФС РФ,
при проведении выборов в ГД ФС РФ на
территории каждого субъекта образуется хотя
бы один избирательный округ. Все субъекты РФ
на равных основаниях могут заключать
договоры о разграничении предметов ведения и

равноправие и самоопределение народов в РФ.
народы свободно устанавливают свой
политический статус и свободно обеспечивают
свое экономическое, социальное и культурное
развитие. Народ – это общность лиц разной
национальности, исторически объединенных
проживанием на одной территории, которая по
политическим параметрам и демографическим,
экономическим, социальным показателям
развития несет или способна нести бремя
субъекта Федерации. Все народы в РФ
равноправны во всех вопросах
государственного строительства.

3. Конституционно-правовой статус
РФ

1. Суверенитет РФ.
2. Конституция РФ.
3. Территория и территориальное
единство.
4. Единое гражданство.
5. Единство системы органов
государственной власти.
6. Единая система права.
7. Государственная собственность.

8. Единая денежная и кредитная система.
9. Вооруженные Силы РФ.
10. Государственный язык.
11. Международная правосубъектность.
12. Государственные символы.
13. Предметы ведения

4. Конституционно-правовой
статус субъектов РФ.
Административнотерриториальное устройство
субъектов РФ. Принятие в РФ
и образование в составе РФ
нового субъекта.

ВИДЫ СУБЪЕКТОВ РФ

22 РЕСПУБЛИКИ
9 КРАЕВ
1 АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ
46 ОБЛАСТЕЙ
3 ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗНАЧЕНИЯ
4 АВТОНОМНЫХ ОКРУГА

К признакам правового положения субъектов
относятся:
Субъекты Федерации обладают собственным
наименованием.
В соответствии со ст. 5 Конституции РФ
республика имеет свою конституцию и
законодательство; край, область, город
федерального значения имеют свой устав и
законодательство.
Каждый субъект федерации имеет свою
территорию в пределах границ субъекта
федерации.

Липецкая область: герб и флаг

Республика Калмыкия

Республика Калмыкия - субъект Российской Федерации, входит в состав Южного федерального округа Образована - 4 ноября 1920 года

Территория

Площадь 75,9 тыс. кв. км.
Природные зоны степей, полупустынь и
пустынь

СИМВОЛЫ: флаг Республики Калмыкия

герб Республики Калмыкия

Законодательный орган Республики Калмыкия -

Законодательный орган
Республики
Калмыкия
Народный Хурал (Парламент)
Республики Калмыкия

Орган исполнительной власти - Правительство Республики Калмыкия

Орган исполнительной власти Правительство Республики
Калмыкия

Республика Марий-Эл: флаг и герб

Местоположение на карте РФ

Субъект федерации имеет свою систему органов
государственной власти. (ст. 77 Конституции)
Субъекты федерации участвуют в федеральных
делах. Существует специальная палата
Парламента, в которой представлены интересы
субъектов Федерации. Представительные органы
власти субъектов обладают правом
законодательной инициативы на федеральном
уровне. Законодательные и исполнительные
органы власти субъектов вправе обращаться в
Конституционный Суд РФ.

Субъекты федерации могут создавать ассоциации
экономического взаимодействия субъектов РФ. В
соответствии с ФЗ от 17 декабря 1999 г.
ассоциация экономического взаимодействия – это
некоммерческая организация, учредителями
которой являются органы государственной власти
субъектов РФ. Ассоциации создаются в целях
межрегиональной интеграции и социально –
экономического развития субъектов РФ.
Например: Межрегиональная ассоциация
экономического взаимодействия субъектов РФ
«Дальний Восток и Забайкалье», Ассоциация
Центрально-Черноземная и др.

Субъекты федерации вправе заключать
соглашения с другими субъектами данной
федерации, а также участвовать в международных
отношениях. В соответствии с ФЗ от 4 января
1999г. (ред. 13.07.2015 г.) «О координации
международных и внешнеэкономических связей
субъектов Российской Федерации». Субъекты РФ
имеют право на осуществление подобных связей с
субъектами иностранных федераций,
административно - территориальными
образованиями иностранных государств, а также
правом участвовать в деятельности
международных организаций.

Особенности правового статуса некоторых
субъектов:
Только республики имеют собственные
конституции, только республики вправе
устанавливать государственные языки.
Город федерального значения Москва
одновременно имеет статус столицы РФ (ч.2 ст.
70 Конституции).

Административно-территориальное
устройство государства- это разделение его
территории на определенные части, в
соответствии с которыми строится система
местных органов государственной власти и
органов местного самоуправления. Такие
части принято называть административно территориальными единицами.

В РФ при делении субъектов на административно
– территориальные единицы учитывается ряд
обстоятельств.
учитывается хозяйственный профиль территорий,
количество и плотность населения, наличие
центров экономического тяготения и состояние
путей сообщения (экономический принцип).
учитывается национальный состав населения и
его особенности, что способствует социальнокультурному развитию малочисленных наций и
народностей РФ (национальный принцип).

Действующая Конституция РФ не
регулирует вопросы административно территориального устройства субъектов.
Субъекты РФ решают эти вопросы
самостоятельно, применительно к своим
специфическим условиям.
В Саратовской области действует Закон СО
«Об административно – территориальном
устройстве и территориях муниципальных
образований в Саратовской области»
принят Саратовской областной Думой 22.
03. 00 г. (с изм. От 4.02.2014 г.)

городской населенный пункт - город областного
значения, город районного значения, поселок
городского типа (рабочий, курортный, дачный
поселок); город республиканского значения,
областного окружного значения.
город областного значения - населенный пункт,
являющийся экономическим и культурным
центром, имеющий развитую промышленность, с
численностью населения не менее 50 тысяч
человек.

город районного значения - населенный пункт,
являющийся промышленным и культурным
центром, с численностью населения не менее 12
тысяч человек, из которых работники сельского
хозяйства и члены их семей составляют 15 и
менее процентов;
поселок городского типа - рабочий поселок,
курортный поселок, дачный поселок;

рабочий поселок - населенный пункт, на
территории которого имеются промышленные
предприятия, стройки, железнодорожные узлы,
гидротехнические сооружения, предприятия по
производству и переработке
сельскохозяйственной продукции и
др.экономически важные объекты, с
численностью населения не менее 3 тыс.человек,
из которых работники с/х и члены их семей
составляют 15 и менее процентов, а также
населенный пункт, на территории которого
расположены высшие учебные заведения и
научно-исследовательские учреждения.

курортный поселок - населенный пункт,
расположенный в местности, имеющей лечебное
значение, с численностью населения не менее 2
тысяч человек при условии, что количество
приезжающих ежегодно для лечения и отдыха
составляет не менее 50 процентов постоянного
населения;
дачный поселок - населенный пункт, основным
назначением которого является обслуживание
городов в качестве санаторных пунктов или мест
летнего отдыха. Дачные поселки не утрачивают
своего характера, если часть населения постоянно
проживает в них;

сельское поселение - населенный пункт (деревня,
село, хутор, поселок, иные поселения), не
отнесенный к поселениям городского типа;
район - административно-территориальная
единица, которая включает в исторически
сложившихся границах территории округов, а
также находящиеся на территории района
населенные пункты (города, поселки, села);
Районы могут составлять часть республики, края,
области, автономной области, автономного
округа.

закрытое административно-территориальное
образование -имеющее ОМСЯ территориальное
образование, в пределах которого расположены
промышленные предприятия по разработке,
изготовлению, хранению и утилизации оружия
массового поражения, переработке
радиоактивных и других материалов, военные и
иные объекты, для которых устанавливается
особый режим безопасного функционирования и
охраны государственной тайны, включающий
специальные условия проживания граждан.
округ - административно-территориальная
единица, включающая один населенный пункт
(или несколько населенных пунктов) вместе с
землями, прилегающими к нему (к ним);

городской район - часть территории города
(например, Кировский, Ленинский г. Саратова);
административный центр - место постоянного
нахождения органов государственной власти,
представительных и исполнительных органов
местного самоуправления.

Согласно Главе 2 «Административно –
территориальное устройство области» Устава
Саратовской области, принятому Саратовской
областной Думой 24 мая 2005 г. (ред. От
28.04.2015 г.):
В составе области находятся города: Аркадак,
Аткарск, Балаково, Балашов, Вольск, Ершов,
Калининск, Красный Кут, Красноармейск, Маркс,
Новоузенск, Петровск, Пугачев, Ртищево,
Саратов, Хвалынск, Шиханы, Энгельс;

районы: Александрово-Гайский, Аркадакский,
Аткарский, Базарно-Карабулакский, Балаковский,
Балашовский, Балтайский, Вольский,
Воскресенский, Дергачевский, Духовницкий,
Екатериновский, Ершовский, Ивантеевский,
Калининский, Красноармейский, Краснокутский,
Краснопартизанский, Лысогорский, Марксовский,
Новобурасский, Новоузенский, Озинский,
Перелюбский, Петровский, Питерский,
Пугачевский, Ровенский, Романовский,
Ртищевский, Самойловский, Саратовский,
Советский, Татищевский, Турковский,
Федоровский, Хвалынский, Энгельсский.

Федеральный
конституционный
закон от 17.12.2001 N
6-ФКЗ
(ред. от 31.10.2005)
"О порядке принятия
в Российскую
Федерацию и
образования в ее
составе нового
субъекта Российской
Федерации"

Порядок принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ.

Принятие в РФ нового субъекта - процедура,
предусматривающая изменение состава субъектов
РФ в результате присоединения к РФ иностранного
государства или его части.
Образование в составе РФ нового субъекта процедура, предусматривающая изменение состава
субъектов РФ в соответствии с настоящим
Федеральным конституционным законом и не
связанная с принятием в РФ иностранного
государства или его части.

Условия принятия и образования в составе РФ нового субъекта РФ

1. Добровольность;
2. Соблюдение государственных интересов РФ,
принципов федерализма, прав и свобод человека и
гражданина, сложившихся исторических, хозяйственных и
культурных связей субъектов Российской Федерации, их
социально-экономических возможностей;
3. Иностранное государство (или его часть) принимается в
состав России в соответствии с межгосударственным
договором и ему предоставляется статус республики (а его
части – статус республики, края, области);
4. Новые субъекты РФ образуются путем объединения
граничащих между собой субъектов РФ.

Присоединение Крыма

16 марта 2014 г. Референдум в Крыму (на территории АР
Крым 96,77 % проголосовавших высказалось за
присоединение Крыма к России, в Севастополе - 95,6 %)
17 марта 2014 года, Верховный Совет Автономной
Республики Крым провозгласил Крым независимым
суверенным государством - Республикой Крым, в
которой Севастополь имеет особый статус, - и обратился
к РФ с предложением о принятии Республики Крым в
состав Российской Федерации.
Указ Президента РФ от 17.03.2014 N 147 "О признании
Республики Крым"

Присоединение Крыма (2)

Распоряжение Президента РФ от 17.03.2014 N 63-рп "О
подписании Договора между Российской Федерацией и
Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию
Республики Крым и образовании в составе Российской
Федерации новых субъектов«
"Договор между Российской Федерацией и Республикой
Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики
Крым и образовании в составе Российской Федерации новых
субъектов« (Подписан в г. Москве 18.03.2014,
ратифицирован Федеральным Собранием 21.03.2015 г.)
Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ
«О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и
образовании в составе Российской Федерации новых
субъектов - Республики Крым и города федерального
значения Севастополя»

ОБРАЗОВАНИE В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОГО СУБЪЕКТА

1 декабря 2005
Пермский край
1 января 2007
1 июля 2007
Красноярский
край
Камчатский край
1 января 2008
Иркутская область
1 марта 2008
Забайкальский
край

Процесс становления нового субъекта

1 декабря 2005
Пермский край
7.12.2003- референдум;
4.12.2006- выборы в орган
законодательной власти;
с 1.12.2005-31.01.2007 переходный
период
1 января 2007
Красноярский край
17.04.2005- референдум;
15.04.2007-выборы в орган
законодательной власти;
1.01.2007-31.12.2007 переходный период
1 июля 2007
Камчатский край
23.10.2005 –референдум;
2.12.2007- выборы в орган
законодательной власти;
переходный период до 31.12.2008г.
1 января 2008
Иркутская область
16.04.2006- референдум
1 марта 2008
Забайкальский край
11.03.2007 – референдум
12.10.2008-выборы в орган
законодательной власти(сроком на 5 лет,
в его состав войдут 50 депутатов)
01.01.2010-завершен процесс

ОБРАЗОВАНИE В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОГО СУБЪЕКТА 17 декабря 2001г. №6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования

ОБРАЗОВАНИE В СОСТАВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НОВОГО СУБЪЕКТА
17 декабря 2001г. №6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта
РФ»
Пермский край - 25 марта 2004 г. № 1-ФКЗ «Об образовании в
составе Российской Федерации нового субъекта Российской
Федерации в результате объединения Пермской области и КомиПермяцкого автономного округа»
Красноярский край - 14 октября 2005 г. № 6-ФКЗ «Об образовании в

Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) АО и
Эвенкийского АО»
Камчатский край - 12 июля 2006 г. № 2-ФКЗ «Об образовании в
составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения
Камчатской области и Корякского АО»
Иркутская область - 30 декабря 2006 г. N 6-ФКЗ «Об образовании в
составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Иркутской
области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа»
Забайкальский край - ФКЗ от 21 июля 2007г. № 5-ФКЗ «Об
образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результате
объединения Читинской области и Агинского Бурятского АО»

Основания образования нового субъекта Российской Федерации

Основания образования нового субъекта
Российской Федерации
1)совместное предложение объединяющихся
субъектов, направленное Президенту РФ в
соответствии со статьей 10 Федерального
конституционного закона «О порядке принятия в
РФ и образования в ее составе нового субъекта
РФ»;
2) результаты референдумов по вопросу об
образовании в составе РФ нового субъекта РФ,
проведенных в объединяющихся субъектах в
соответствии со статьей 11 ФКЗ «О порядке
принятия в РФ и образования в ее составе нового
субъекта Российской Федерации».

ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОГО СУБЪЕКТА

Статья 1. Цель, основания и срок образования
нового субъекта Российской Федерации
2. Образование нового субъекта Российской
Федерации осуществляется в целях ускорения
социально-экономического развития
объединяющихся субъектов и повышения уровня
жизни населения, проживающего в указанных
субъектах Российской Федерации.
А также: - более четкое управление регионами РФ, а
это непосредственно влияет на укрепление
территориальной целостности и государственного
единства России

5. Разграничение предметов
ведения и полномочий между
РФ и ее субъектами.

Среди различных признаков федерации одним из
важнейших и общих для всех федераций
признаков является устанавливаемое
Конституцией размежевание предметов ведения и
полномочий между федерацией и ее субъектами.
Теоретически это обусловлено тем, что
Федерация и ее субъекты обладают
государственной властью. Федерация не может
обладать неограниченными полномочиями по
управлению страной, она обязана делиться этими
полномочиями с субъектами Федерации.

Статьи 71-73 Конституции РФ.
Предмет ведения РФ - сфера общественных
отношений, регулирование которой отнесено
Конституцией РФ исключительно к компетенции
РФ.
Предмет совместного ведения РФ и субъекта РФ
- сфера общественных отношений, регулирование
которой отнесено Конституцией РФ и к
компетенции РФ, и к компетенции субъектов РФ.
Предмет ведения субъекта РФ - сфера
общественных отношений, регулирование
которой отнесено Конституцией РФ к
компетенции субъектов РФ.

Предметы ведения Российской Федерации

Учредительные:Предметы
ведения
Законодательные и
Принятие и изменение Конституции
РФ,
правоохранительные:
Российской
Федерации
федеральных законов, федеративное
устройство и территория РФ, федеральная
государственная служба, установление
системы федеральных органов
государственной власти
Регулирование и защита прав
человека, федеральное гражданство,
регулирование и защита прав
нац.меньшинств, гражд., гр.-процес.,
арбитражно-процес.законод-во,
уголов., уголовно-процес., уголовноисполнительное законодат-во,
судоустройство, прокуратура,
федеральное коллизионное право
Социально-экономические:
Военные:
Федеральная государственная
собственность, валютное, кредитное,
таможенное регулирование, денежная
эмиссия, федеральный бюджет,
федеральные налоги и сборы, и т.д.
Оборона и безопасность, оборонное
производство, определение порядка
продажи оружия и боеприпасов,
производство ядовитых веществ,
определение статуса и защиты гос.
границы, территориальное море,
воздушное пространство,
исключительная экономическая зона и
континентальный шельф РФ
Внешнеэкономические и
внешнеполитические:
Внешняя политика и международные
отношения РФ, международные
договоры РФ, вопросы войны и мира,
внешнеэкономические отношения РФ

Предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ

Учредительные:
Установление общих принципов
организации системы органов гос.
власти и местного самоуправления
Социальноэкономические:
Вопросы владения, пользования и
распоряжения землей, недрами,
водными и другими природными
ресурсами, разграничение гос.
собственности,
природопользование, охрана окруж.
среды, и т.д.
Законодательные и
правоохранительные:
Обеспечение соответствия
Конституций и законов республик,
уставов, законов и иных
нормативных правовых актов
субъектов РФ Конституции РФ и
федеральным законам, защита прав
человека, нац. меньшинств и т.д.
Международные:
Координация международных
внешнеэкономических связей
субъектов РФ, выполнение
международных договоров
Российской Федерации

Принципы разграничения предметов ведения и
полномочий РФ и субъектов РФ:
Принцип верховенства Конституции РФ и ФЗ
Принцип равноправия субъектов РФ при

Принцип недопустимости ущемления прав и
интересов субъектов Российской Федерации
Принцип согласования интересов РФ и
интересов субъектов РФ
Принцип добровольности заключения
договоров, соглашений
Принцип обеспеченности ресурсами
Принцип гласности заключения договоров,
соглашений

Пределы разграничения предметов ведения и
полномочий
Договор может быть заключен:
а) при прямом указании в федеральном законе по
предмету совместного ведения на допустимость
заключения договора по данному предмету
совместного ведения;
б) при отсутствии федерального закона по
предмету совместного ведения - с условием
приведения указанного договора в соответствие с
федеральным законом по данному предмету
совместного ведения после принятия такого
федерального закона.

Предварительное рассмотрение вопросов
подготовки договоров о разграничении предметов
ведения и полномочий между федеральными
органами государственной власти и органами
государственной власти субъектов РФ, их
правового обеспечения осуществляет Комиссия
при Президенте РФ по подготовке договоров о
разграничении предметов ведения и полномочий
между федеральными органами государственной
власти и органами государственной власти
субъектов Российской Федерации.

Статья 2. Конституционные основы
статуса области
1. В соответствии с Конституцией РФ область находится в
составе РФ и неотделима от нее. Как равноправный субъект
РФ область осуществляет полномочия по предметам

Российской Федерации.
2. Вне пределов ведения Российской Федерации и
полномочий Российской Федерации по предметам
совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации область обладает всей полнотой
государственной власти.
(Устав Саратовской области 2005 г.)

Республики наделяются особыми
правами.
Только республики вправе принимать
конституции;
Республики в составе России имеют право
самостоятельно определять способ принятия их
конституций (референдумом, законодательным
органом, специально создаваемым органом);
Специфику конституционно-правового статуса
республик в составе Российской Федерации
подчеркивает и их право устанавливать, наряду
с русским, свои государственные языки.

Конституционный Суд Российской Федерации в
своих постановлениях от 15 июля 1996 г. и 14 июля
1997 г. признал принцип равноправия
доминирующим в статусе субъектов Федерации.
Конституционный Суд пришел к следующему
выводу:
равноправие предполагает единообразие
конституционного подхода к распределению
предметов ведения и полномочий между РФ и ее
субъектами и диктует установление федеральным
законодателем единых правил взаимоотношений
федеральных органов власти со всеми субъектами
Федерации.

Неравенство субъектов РФ
прослеживается и в
конституционной норме,
предусматривающей вхождение
автономных образований в состав
области или края.

Конституционный Суд Российской Федерации
попытался найти формулу компромисса. В
Постановлении от 14 июля 1997 года по делу о
толковании содержащегося в части 4 статьи 66
Конституции Российской Федерации положения о
вхождении автономного округа в состав края,
области Конституционный Суд разъяснил, что данное
вхождение означает такое конституционно-правовое
состояние, при котором автономный округ, будучи
равноправным субъектом Российской Федерации,
одновременно составляет часть другого субъекта РФ.

Несмотря на то, что субъекты
Федерации не суверенны по своему
статусу, они обладают общими
основными элементами
государственности:
Наличие территории субъекта РФ;
Наличие собственной правовой системы;
Наличие права самостоятельно
устанавливать систему и структуру
собственных органов государственной
власти и определять их компетенцию;

Наличие собственных
предметов ведения и
полномочий;
Наличие государственных
символов и столицы;
Право на наименование;
Субъекты Федерации обладают
правом на участие в
деятельности федеральных
органов государственной
власти.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Федеративное устройство России.

Что из пе­ре­чис­лен­но­го со­глас­но Кон­сти­ту­ции РФ на­хо­дит­ся в сов­мест­ном ве­де­нии РФ и субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции? 1) фе­де­ра­тив­ное устрой­ство и тер­ри­то­рия РФ 2) уста­нов­ле­ние пра­во­вых основ еди­но­го рынка 3) осу­ществ­ле­ние мер по борь­бе с ка­та­стро­фа­ми, сти­хий­ны­ми бед­стви­я­ми 4) общие во­про­сы вос­пи­та­ния, об­ра­зо­ва­ния 5) обо­ро­на и без­опас­ность 6) уго­лов­ное за­ко­но­да­тель­ство

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между во­про­са­ми и субъ­ек­та­ми вла­сти РФ, к ве­де­нию ко­то­рых они от­но­сят­ся: к каж­до­му эле­мен­ту, дан­но­му в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столб­ца. ВО­ПРО­СЫ А) су­до­устрой­ство Б) фе­де­раль­ные на­ло­ги и сборы В) обо­ро­на и без­опас­ность Г) раз­гра­ни­че­ние го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­сти Д) ад­во­ка­ту­ра, но­та­ри­ат СУБЪ­ЕК­ТЫ ВЛА­СТИ РФ 1) толь­ко фе­де­раль­ный центр 2) фе­де­раль­ный центр и субъ­ек­ты РФ

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пред­ме­та­ми ве­де­ния РФ и сов­мест­но­го ве­де­ния РФ и субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции и их кон­крет­ны­ми про­яв­ле­ни­я­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца. КОН­КРЕТ­НЫЕ ПРО­ЯВ­ЛЕ­НИЯ A) при­ро­до­поль­зо­ва­ние, охра­на окру­жа­ю­щей среды Б) кадры су­деб­ных и пра­во­охра­ни­тель­ных ор­га­нов B) внеш­няя по­ли­ти­ка и меж­ду­на­род­ные от­но­ше­ния РФ Г) де­неж­ная эмис­сия Д) осу­ществ­ле­ние мер по борь­бе с ка­та­стро­фа­ми, сти­хий­ны­ми бед­стви­я­ми УРОВ­НИ ПРЕД­МЕ­ТОВ ВЕ­ДЕ­НИЯ 1) ве­де­ние РФ 2) сов­мест­ное ве­де­ние РФ и субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции

Форма территориально-государственного устройства административно-территориальное и национальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.

Федерация - форма государственного устройства, при которой части государства (субъекты) не обладают государственным суверенитетом, но имеют достаточно широкие полномочия в проведении внутренней политики.

1) верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам государственной власти, 2) конституция разграничивает полномочия субъектов федерации и самой федерации, 3) субъекты федерации могут принимать свои конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты; они имеют свои высшие органы представительной, исполнительной и судебной власти; 4) имеется двойное гражданство; 5) наличие двухпалатного парламента; 6) двухканальная система налогов. Признаки федерации:

Принципы федерализма в РФ: Государственная целостность. Равенство и самоопределение народов. Единство системы государственной власти. Верховенство федерального права. Разграничение полномочий между Федерацией и её субъектами. Наличие различных форм национальной государственности и их равенство.

Федеративное устройство России. Зелёный – 22 республики. Красный – 3 города федерального значения. Оранжевый – 9 краёв. Сиреневый – 1 автономная область. Жёлтый – 46 областей. Синий – 4 автономных округа.

СУБЪЕКТЫ РФ Национально-территориальные образования Т ерриториальные образования РЕСПУБЛИКА Автономная область, автономный округ Край, область, город федерального значения. Государство в составе РФ, имеет: Конституцию, республиканские гражданство, язык, символы. Государственное образование в составе РФ, имеет Устав субъекта. Система органов власти субъектов устанавливается самостоятельно, границы между субъектами меняются только по взаимному согласию, выход из состава федерации не предусмотрен Конституцией.

Пути изменения состава РФ: Добровольное вхождение в состав РФ иностранного государства. Объединение двух или более субъектов в один. Разделение субъекта. Выделение нового субъекта из состава одного или нескольких, граничащих. Вхождение одного в состав другого.

В ведении Российской Федерации находятся: · принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; · федеративное устройство и территория Российской Федерации; · гражданство в Российской Федерации; · установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти; · федеральная государственная собственность и управление е ю; · установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; · установление правовых основ единого рынка, денежная эмиссия, основы ценовой политики; · федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы;

В ведении Российской Федерации находятся: федеральные энергетические системы, ядерная энергетика; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения Российской Федерации; оборона и безопасность, оборонное производство; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; определение статуса и защита государственной границы; с удоустройство, прокуратура, уголовное законодательство, амнистия и помилование, гражданское законодательство; федеральное коллизионное право; метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; государственные награды и почетные звания Российской Федерации.

обеспечение соответствия конституций и законов субъектов Конституции Российской Федерации и федеральным законам; · обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; · вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; · разграничение государственной собственности; · природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; охрана памятников истории и культуры; · общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; · координация вопросов здравоохранения; В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

· защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; · осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; · административное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; · кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат; · защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; · установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; · координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся.




Загрузка...