novomarusino.ru

Что такое штрафные санкции за нарушение условий договора и порядок их взыскания. Штрафные санкции за нарушение условий договора по гк рф размер За что могут применить наказания

Современная система в сфере государственных закупок постоянно трансформируется для того, чтобы в полном объеме отвечать поставленным ранее целям сделать эту систему максимально прозрачной и сократить возможные нарушения действующего законодательства.

Именно для того, чтобы сократить возможные нарушения в сфере применения действующего законодательства в сфере закупок, и были осуществлены изменения относительно штрафных санкций, благодаря которым они серьезным образом ужесточились.

Штрафные санкции для заказчика за нарушение законодательства в сфере закупок

В настоящее время, несмотря на постоянные действия со стороны уполномоченных органов, которые направлены на более подробное разъяснение всех действий и сокращение таким образом существующих нарушений, они продолжают сохраняться.

Среди наиболее распространенных нарушений действующего законодательства следует рассматривать:

  • необоснованный или неправильный выбор того способа, который будет использован для определения потенциального по заключаемому контракту;
  • нарушение общего порядка проведения ;
  • нарушение в части обязательных к соблюдению сроков , предусмотренных разными этапами закупочных процедур;
  • нарушения в части заключения и исполнения ;
  • нарушения со стороны исполнителя относительно порядка и правил исполнения заключенного контракта.
Вид и содержание нарушения Статья КоАП РФ Размер штрафных санкций
Неправомерное избрание способа выбора потенциального исполнителя контракта
Нарушение требований, установленных при осуществлении принятия решения о выборе того способа, который должен быть использован при определении потенциального исполнителя контракта Статья 7.29, часть 1 Штраф в размере 30 000 рублей, назначаемый должностному лицу, допустившему такое нарушение
Несоответствие выбранного способа, которым будет определен потенциальный исполнитель по контракту, если в соответствии с положениями действующего законодательства для осуществления закупки должен быть использован или конкурс Статья 7.29, часть 2 Штраф в размере 50 000 рублей в отношении должностного лица, виновность которого подтверждена документально
Использование при осуществлении проведения закупки тех способов, которые не предусмотрены для такого вида закупки, например, закрытого аукциона или двухэтапного конкурса Статья 7.29, часть 2.1 Штраф в размере 50 000 рублей на должностное лицо, допустившее правонарушение
Неправомерное включение в план-график или тех закупок, которые не соответствуют целям функционирования государственного или муниципального заказчика, либо не отвечают требованиям, которые установлены специальными нормативными актами, регламентирующие проведение закупок в тех или иных отраслях

Включение в план-график и план закупок закупочных процедур, которые не имеют обоснования контракта, либо представленное обоснование не соответствует тем требованиям, которые установлены действующим законодательством

Статья 7.29, часть 3 Штраф в диапазоне от 20 000 до 50 000 рублей на должностное лицо в зависимости от того, какова тяжесть допущенного правонарушения
Неправильное осуществление закупки в виде нарушения порядка ее проведения
Нарушение при оформлении обеспечения начальной максимальной цены контракта, а также объекта закупки, например, в виде нарушения формы такого Статья 7.29, часть 3 Штраф в размере 10 000 рублей, налагаемый на должностное лицо
Нарушения, осуществляемые в отношении правил размещения информации о планируемом проводимом аукционе или конкурсе, а также аукционной или конкурсной документации, а также нарушения в отношении приема заявок потенциальных участников Статья 7.30, часть 1.4 Штрафные санкции накладываются и на должностных лиц, и на юридических. На должностных лиц накладывается штраф в размере 15 000 рублей, на юридические лица – 50 000 рублей
Нарушение порядка направления приглашений участникам закупочных процедур либо размещение извещения о проводимой закупочной процедуре ранее, чем истек срок в десять дней с момента публикации плана-графика в Статья 7.30, часть 1.5 Штрафные санкции равняются 30 000 рублей, которые накладываются на должностное лицо
Публикация в Единой информационной системе извещения о проводимой закупочной процедуре, которая не размещена в плане-графике, а также направление приглашения об участии в закрытых процедурах, которые не указаны в плане-графике Статья 7.30, часть 1.6 Штрафные санкции в размере тридцати тысяч рублей на должностных лиц
Публикация в Единой информационной системе либо направление специального приглашения на участие в закрытой закупочной процедуре, если такая закупка была признана необоснованной, и в отношении нее было вынесено предписание о том, чтобы она была отменена Статья 7.30, часть 1.7 Штрафные санкции, назначаемые на допустивших такое нарушение действующего законодательства, в размере 30 000 рублей
Неправомерные действия государственного заказчика, которые направлены на следующее:
  • отклонение поданных заявок, которые направлены для участия в закупочных конкурентных процедурах;
  • отказ в допуске на участие в проводимой закупочной процедуре;
  • отказ в участии в закупочной процедуре в виде признания поданной несоответствующей требованиям, сформулированным в документации о закупке;
  • отстранение потенциального исполнителя от участия в закупочной процедуре

В случае если участнику должно быть отказано в участии, но:

  • заявка признана соответствующей требованиям, сформулированным в документации к закупке, независимо от того, каким образом проводится та или иная закупка

Допущены нарушения в части рассмотрения поданных заявок от открытия конвертов (если такие конверты предусмотрены правилами подачи документов)

Статья 7.30, часть 2 Штрафные санкции в случае выявления такого нарушения налагаются на должностные лица в размере 1% начальной максимальной цены контракта. Размер штрафных санкций находится в диапазоне от 5 000 до 30 000 рублей
Нарушение правил составления протокола, подводящего итог каждого проведенного итога закупок Статья 7.30, часть 2.1 Штраф в размере 10 000 рублей
Нарушение правил размещения всей необходимой информации о проводимой закупке, а также всех тех документов, которые предусмотрены действующим законодательством Статья 7.30, часть 3 Штрафные санкции налагаются и на должностных лиц, и на юридических. Для должностных лиц накладывается штраф в размере 50 000 рублей, на юридических – 500 000 рублей
Установление в документации о закупке тех требований и правил, которые не предусмотрены действующим законодательством, а также требование о предоставлении документов, которые не предусмотрены требованиями, сформулированными в рамках действующего законодательства, например, Федерального закона №44-ФЗ Статья 7.30, часть 4 Штрафные санкции установлены в размере 1% от начальной максимальной цены контракта в диапазоне от 5 000 до 30 000 рублей
Проведение процедуры утверждения документации о проводимой закупочной процедуре с явными нарушениями действующего законодательства Статья 7.30, часть 4.2 Штрафные санкции назначаются на должностное лицо в размере 3 000 рублей
Отказ в возможности участвовать в проводимой закупочной процедуре в том случае, если основания для отказа не являются правомерными, а также нарушение порядка вскрытия конвертов и рассмотрения поданных заявок на участие в закупочных процедурах, а также нарушение правил рассмотрения окончательных заявок и Статья 7.30, часть 6 Штрафные санкции назначаются в размере 5% от начальной максимальной цены контракта, но не превышая размера 30 000 рублей
Определение победителя закупочной процедуры с допуском серьезных нарушений действующего законодательства в сфере закупок Статья 7.30, часть 7 Штраф накладывается на должностных лиц, допустивших нарушения, в размере 50 000 рублей
Нарушения, которые допускаются при проведении закупок у СМП и НКО, в том числе путем сокращения необходимого объема закупок Статья 7.30, часть 11 Штраф накладывается на должностное лицо в размере 50 000 рублей
Нарушения, которые допускаются при ведении реестра контрактов и РНП
Нарушение правил ведения путем включения в них недостоверной информации Статья 7.31, часть 1 Штрафы налагаются на должностных лиц в размере 50 000 рублей
Нарушение действующего законодательства в части направления документов и всех необходимых сведений в указанные реестры, а также для проверки сведений в уполномоченные государственные органы Статья 7.32, часть 2 Штрафные санкции налагаются на должностных лиц в размере 20 000 рублей

Штрафные санкции за нарушение сроков

Сроки, которые установлены действующим законодательством в отношении проводимых закупочных процедур, а также размещения всех необходимых документов, отражают все этапы проведенной закупочной процедуры. Именно по этой причине такие нарушения выделяются отдельно, и за них назначаются свои штрафные санкции.

Виды нарушаемых сроков Статья КоАП РФ Размер штрафных санкций
Нарушение сроков, которые установлены для проведения обязательного проведения обсуждения закупок Статья 7.29, часть 3 Штраф налагается на должностное лицо в размере 30 000 рублей
Несоблюдение требований законодательства относительно сроков утверждения плана закупок и плана-графика, а также сроков публикации таких планов, в том числе с внесенными изменениями, в ЕИС Статья 7.29, часть 3 Штраф на должностные лица, допустивших нарушения, в размере 30 000 рублей
Нарушение сроков, которые предусмотрены для публикации всех необходимых документов, сопровождающих проводимые закупочные процедуры, если допущенное нарушение сроков не превышает двух дней Статья 7.30, часть 1 На должностных лиц налагается штраф в размере 5 000 рублей, юридические лица получают штраф в размере 15 000 рублей
Нарушение, которое допускается в отношении публикации документации, сопровождающей проводимую закупочную процедуру, если сроки публикации нарушены более, чем на два дня Статья 7.30, часть 1.1 На должностных лиц налагается штраф в размере 30 000 рублей, а на юридических – в размере 100 000 рублей
Допущение нарушения, осуществленное при публикации документов, которые должны сопровождать , или закупку у , если сроки публикации нарушены более, чем на один рабочий день Статья 7.30, часть 1.3 Штрафные санкции налагаются на должностных лиц в размере 15 000 рублей, на юридических лиц – в размере 50 000 рублей.
Нарушение, которое допускается в отношении сокращения сроков подачи заявок, если такое сокращение не предусмотрено действующим законодательством в сфере закупок Статья 7.30, часть 8 Штрафные санкции налагаются на должностных лиц в размере 30 000 рублей
Нарушение сроков, которые предусмотрены для подписания протоколов по итогам проведения закупочных процедур, менее, чем на два рабочих дня Статья 7.30, часть 13 Штрафы на должностное лицо в размере 3 000 рублей
Нарушение сроков, если такое нарушение допущено в отношении протоколов, которые подписываются в отношении проведенных закупочных процедур в виде превышения указанного срока более, чем на два рабочих дня Статья 7.30, часть 14 Штраф накладывается на ответственное должностное лицо в размере 30 000 рублей
Нарушение сроков, а также порядка возврата денежных средств, которые потенциальный исполнитель внес в качестве заявки на участие в процедуре определения потенциального исполнителя по контракту, которое не превысило трех рабочих дней Статья 7.31.1 Штраф на должностное лицо налагается в размере 5 000 рублей, на юридических лиц – в размере 30 000 рублей
Выявленное нарушение сроков возврата средств, внесенных в качестве обеспечения участия в закупочной процедуре, которое допускается более трех рабочих дней Статья 7.31.1, часть 2 Штрафные санкции, которые налагаются на должностных лиц, выражаются в виде штрафа в размере 15 000 рублей, а на юридических лиц – 90 000 рублей

Наказание за нарушения при исполнении контрактов и его неисполнение

При исполнении контракта также могут быть нарушены правила действующего законодательства. По этой причине законодатель в рамках Кодекса об административных правонарушениях предусмотрел за ненадлежащее исполнение контракта или полное его неисполнение.

Вид и содержание нарушения Статья КоАП РФ Размер штрафной санкции
Нарушение правил контрактов в части нарушения тех условий, которые были объявлены для определения потенциального исполнителя, либо допущенные нарушения влияют на те условия исполнения контракта, которые были предложены исполнителем Статья 7.32, часть 1 Штрафные санкции выражаются в размере 1% от начальной максимальной цены контракта, но штрафные санкции находятся диапазоне на должностных лиц от 5 000 до 30 000 рублей, на юридических лиц – от 50 000 до 300 000 рублей
Нарушение порядка заключения контракта в части нарушения тех условий, которые были сформулированы в отношении определения потенциального исполнителя либо выражались в виде нарушения тех условий исполнения контракта, которые были предложены исполнителем, что привело к перерасходу бюджетных средств либо уменьшению ранее определенного объема исполнения контракта Статья 7.32, часть 2 Штрафные санкции не имеют четкой величины, так как назначаются в виде двукратного размера тех средств, которые были израсходованы дополнительно, либо в виде двукратного размера цен на те товары, работы или услуги, объемы которых были уменьшены и выступили в качестве предмета административного правонарушения
Нарушения, допущенные в отношении сроков, отведенных на подписание контракта или уклонение от такого подписания Статья 7.32, часть 3 Штраф на должностное лицо в размере 50 000 рублей
Нарушения действующего законодательства в части изменений условий контракта, если такие условия не должны изменяться в соответствии с положениями 44-ФЗ Статья 7.32, часть 4 На должностные лица – штраф в размере 20 000 рублей, на юридические – 200 000 рублей
Нарушения Федерального закона №44-ФЗ в части изменения условий действующего контракта, если такие изменения запрещены указанным законом и привели к перерасходу бюджетных средств Статья 7.32, часть 5 Фиксированной суммы штрафа нет, но действует правило двукратного размера штрафных санкций от количества перерасходованных средств либо цены товаров или услуг, а также работ, которые были недополучены заказчиком в результате такого нарушения
Несоблюдение правил действующего законодательства, а также правил, сформулированных в тексте контракта, относительно порядка его в случае от его исполнения Статья 7.32, часть 6 На должностных лиц штраф фиксированный в размере 50 000 рублей, на юридических – в размере 200 000 рублей
Нарушения действующего законодательства, выраженные в действии или бездействии заказчика, если таковые повлекли неисполнение обязательств по исполнению контракта, если за такие действия или бездействия не предусмотрена Статья 7.32, часть 7 На должностных лиц и ИП, которые участвуют в госзакупках, штраф не имеет фиксированной суммы и находится в диапазоне от 5 до 15% от полной стоимости тех обязательств, которые не были исполнены, но не меньше, чем 30 000 рублей.

В отношении юридического лица штраф назначается в диапазоне от однократного до трехкратного размера полной стоимости неисполненных обязательств, но не меньше суммы в 300 000 рублей

Нарушение действующего законодательства относительно требований, которые сформулированы в части проведения экспертизы, в том числе если заказчик обязан привлечь сторонних экспертов или экспертные организации Статья 7.32, часть 8 Штраф на должностных лиц в размере 20 000 рублей
Нарушения в части составления документов, подтверждающих факт приемки-передачи товара или выполнения работ, а также немотивированный отказ от подписания приемочных документов Статья 7.32, часть 9 Штрафные санкции накладываются на виновное должностное лицо в размере 20 000 рублей
Приемка результатов исполнения контракта, если такие результаты не соответствуют заявленным требованиям в документации о закупке, а сама приемка привела к перерасходу бюджетных средств либо уменьшению объема таких выполненных результатов Статья 7.32, часть 10 Штраф на ответственное за приемку должностное лицо налагается в диапазоне от 20 000 до 50 000 рублей

Штрафы для СМП И НКО

Государство в настоящее время принимает активные меры для того, чтобы поддерживать субъекты , а также социально ориентированные некоммерческие организации. Если такие организации допускают нарушения действующего законодательства в части исполнения контрактов, на них также налагаются штрафные санкции, однако, их расчет производится несколько другим образом, а именно в зависимости от НМЦК, но в процентном соотношении от цены заключенного контракта.

Однако в случае, если закупка проводилась без определения круга потенциальных исполнителей, которые относятся к СМП И СОНКО, а победил представитель этой категории, льготного исчисления штрафов для них не предусмотрено и все штрафы будут назначаться на общих условиях.

Порядок расчета штрафов и пеней

Расчет штрафов и пеней в отношении того юридического лица, которое нарушило условия контракта, осуществляется на основании ключевой ставки Центрального Банка. Расчет используется как для исполнителей по контракту, так и для .

Общий порядок расчетов выглядит следующим образом:

Пени (Штраф)=Цена контракта Х 1/300 Ключевой ставки Х Количество просроченных дней.

При проведении такого расчета в качестве суммы расчетов используется та сумма, которая не была полностью выплачена или на размер которой обязательства по контракту не были исполнены. Количество дней также считается без пропусков, включая выходные и праздничные дни, то есть следует использовать понятие календарных дней.

Из количества дней, которые используются в качестве дней осуществления просрочки, следует исключить те дни, в которые заказчик принимал результаты исполнения контракта. Однако исключение таких дней возможно только в том случае, если этот вопрос никоим образом не отрегулирован положениями контракта. Указанные правила расчетов штрафных санкций и пени сформулированы в письме Министерства финансов РФ от 07.11.2017 года №24-03-08/73293.

Как избежать штрафов

При ведении закупочной деятельности государственным или муниципальным заказчиком возможно избежать всех обозначенных выше штрафных санкций. Для этого следует соблюдать простые правила:

  • соблюдать требования действующего законодательства относительно правил и сроков проведения всех закупок от момента их объявления в планирующих документах до момента приемки и оплаты исполненных обязательств;
  • тщательно оформлять все необходимые документы , составление и оформление которых предусмотрено действующим законодательством;
  • обоснованный выбор того способа, которым будет заключен контракт , а также недопущение деления одного потенциального контракта на несколько с целью проведения другого типа закупок;
  • своевременное подписание всех документов , которые сопровождают те или иные закупочные процедуры, в том числе и сам контракт, выступающий результатом такой процедуры;
  • соблюдение установленных объемов закупок , которые должны быть проведены тем или иным способом, а также у различных объектов бизнеса, в том числе у субъектов малого предпринимательства;
  • заключение дополнительных соглашений и подписание иных документов, которые позволяют разрешить возникающие споры между исполнителем контракта и государственным заказчиком с целью исключения нарушений в части исполнения контракта.

В том случае, если государственный или муниципальный заказчик соблюдает все указанные правила, он может избежать штрафов за нарушение действующего законодательства в сфере государственных закупок.

Законодатель активно предпринимает различные меры для того, чтобы сократить количество нарушений, совершаемых при осуществлении государственных и муниципальных закупок. В качестве одной из ключевых таких мер, которые применяются и для того, чтобы сделать систему госзакупок максимально прозрачной, являются штрафные санкции, которые налагаются и на должностные лица, допускающие такие нарушения, и на юридические лица, которые нередко заинтересованы в совершении таких нарушений для получения какой-либо выгоды.

Именно по этой причине размеры налагаемых штрафов достаточно велики и не имеют какого-либо диапазона. Однако для того, чтобы таких штрафов избежать, участникам закупочных процедур достаточно соблюдать ряд простых правил, которые можно сформулировать, обращаясь к самому Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», так как эти правила сформулированы на основании принципов функционирования всей контрактной системы.

Нажимая на кнопку отправить, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Комментарий:

1. Важной особенностью правового регулирования хозяйственных отношений является порядок возмещения убытков и неустойки. По общему правилу, если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлены штрафные санкции, то убытки возмещаются в части, не покрытой этими санкциями. Таким образом, Кодексом закреплено применение зачетной неустойки в случае, если иное не установлено законом или договором.

Зачетные штрафные санкции являются основным видом штрафных санкций в хозяйственном законодательстве. Этот вид штрафных санкций применяется во всех случаях, если законом или договором сторон не установлен иной порядок их взыскания. Таким образом, можно сделать вывод, что в случае, когда зачетные штрафные санкции будут меньше размер заранее установленных убытков, то эти санкции "растворятся" в сумме последних. Если предположить, что штрафные санкции окажутся чрезмерно большими (по сравнению с размером заранее установленных убытков), должник вправе требовать уменьшения штрафных санкций до размера убытков, ссылаясь на ч. 1 ст. 233 ГК Украины. Возникает логичный вопрос: к размеру какой ущерб снижаться размер штрафных санкций: к убыткам, обусловленных сторонами в сделке, к размеру действительно причиненного ущерба, возникшие в результате правонарушения? Если суд учитывать размер ущерба, установленный сторонами в договоре, то внесение в договор условия о штрафных санкциях полностью лишено смысла. Если судебная практика пойдет другим путем и для сравнения размера штрафных санкций и убытков будут использоваться реальные потери кредитора, то автоматически теряться основное преимущество заранее установленных убытков - отсутствие необходимости доведения их размера.

2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает, что законом или соглашением сторон может предусматриваться иной подход к этому вопросу, когда будет использоваться:

а) исключительная неустойка, при которой разрешается взыскание только штрафных санкций;

б) штрафная неустойка, когда убытки могут быть взысканы в полной сумме свыше штрафных санкций;

в) альтернативная неустойка, при которой на выбор кредитора могут быть взысканы или убытки, или штрафные санкции. Исключительные штрафные санкции характеризуются тем, что в предусмотренных законом или договором случаях допускается взыскание только штрафных санкций. Понятно, что предусмотреть в договоре за одно и то же нарушение исключительных штрафные санкции и заранее установленные убытки нет смысла. Если исключительные штрафные санкции установлены нормативным актом, а стороны дополнительно согласовали размер возможных убытков в договоре, то приоритет отдается штрафным санкциям, а не заранее установленным ущерб.

Что касается совокупных штрафных санкций, то они предоставляют кредитору право взыскать с должника убытки в полной сумме сверх штрафных санкций. Особенность этого вида штрафных санкций заключается в том, что санкция возлагается на должника дополнительную ответственность и более действенным способом воздействия на должника.

С научной точки зрения определения в законодательстве четырех видов неустойки исходя из ее соотношения с убытками является более данью традиции и не имеет юридического значения на современном этапе. Альтернативная и исключительная неустойка редко встречаются в договорной практике, поскольку цель применения этих видов неустойки можно достичь и с помощью зачетной неустойки.

3. Часть 3 устанавливает общее правило, согласно которому участник хозяйственных отношений, права и законные интересы которого нарушены, может заявить требование по уплате штрафных санкций. Использованный в этой части понятия "участник хозяйственных отношений" намного шире, чем "субъект хозяйствования" и охватывает также органы, указанные в ст. 2 ГК Украины.

Законом также может быть предусмотрено право уполномоченного органа, наделенного хозяйственной компетенцией, заявлять требования о взыскании штрафных санкций.

Понятие «уполномоченный орган, наделенный хозяйственной компетенцией" ГК Украины не трактуется, однако в большинстве случаев слова "наделенный хозяйственной компетенцией" применяется в отношении органов государственной власти и местного самоуправления.

Под "хозяйственной компетенцией" в соответствии с ч. 1 ст. 55 ГК Украины понимается совокупность хозяйственных прав и обязанностей, которые реализуют участники хозяйственных отношений, осуществляющие хозяйственную деятельность.

4. Часть 4 является логическим продолжением темы уплаты процентов в виде штрафных санкций за нарушение денежных обязательств, то есть за неправомерное пользование чужими средствами - за несвоевременную уплату, необоснованную задержку, уклонения от возврата ошибочно перечисленных средств. Начисление и уплата таких процентов-санкций не является обязанностью должника в соответствии с нормы ГК Украины, однако может быть предусмотрена договором или иным законом.

Комментируемая часть отмечает, что проценты за неправомерное пользование чужими средствами взимаются по день уплаты этих средств кредитору, если иное не установлено законом или договором. Таким образом, в случае практического применения указанных норм кредитор, в интересах которого хозяйственным судом уже было принято решение о взыскании с должника таких процентов, которое вступило в законную силу, вправе вновь обратиться в хозяйственный суд с иском о взыскании процентов за период с даты, когда решение суда вступило в законную силу, и до даты исполнения такого решения.

5. Часть 5 регулирует вопросы уменьшения размера ответственности должника в случае несвоевременного выполнения хозяйственного обязательства со стороны кредитора. По общему правилу, ответственность должника по денежным обязательствам наступает независимо от наличия вины в его действиях. В случае, когда кредитор несвоевременно принял денежное обязательство, должник не обязан платить проценты за время просрочки.

Согласно ст. 221 ГК Украины кредитор считается просрочившим исполнение денежного обязательства, если он отказался принять надлежащее исполнение, предложенное должником, или не выполнил действия, предусмотренные законом, иными правовыми актами или вытекают из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства перед кредитором. Просрочка кредитора дает должнику право на возмещение причиненных просрочкой убытков, если кредитор не докажет, что просрочки не вызван преднамеренно или из-за неосторожности его самого или тех лиц, на которых по закону или поручением кредитора было возложено принятие исполнения. После окончания просрочки кредитора должник отвечает за выполнение на общих основаниях. В случае если кредитор не выполнил действия, указанные в ч. 1 ст. 221 ГК Украины, по соглашению сторон допускается отсрочка выполнения обязательства на срок просрочки кредитора.

6. Частью 6 предусмотрено, что начисление штрафных санкций за просрочку исполнения обязательства, если иное не установлено законом или договором, прекращается через шесть месяцев со дня, когда обязательство должно быть выполнено.

Ученые считают, что неустойка является оперативным способом борьбы с ненадлежащим исполнением обязательства, которым можно воспользоваться сразу, как только будет совершено правонарушение, не дожидаясь наступления негативных последствий, которые им вызваны. Именно из-за "оперативность" неустойки как способа борьбы с нарушением договора в ст. 258 ГК Украины было установлен сокращенный срок исковой давности в один год для требований о взыскании неустойки (штрафа, пени). По ст. 261 течение срока исковой давности по обязательствам с определенным сроком исполнения начинается с истечением срока исполнения; по обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается со дня, когда у кредитора возникает право предъявить требование о выполнении обязательства (если при этом должнику предоставляется льготный срок для исполнения такого требования, течение исковой давности начинается с истечением этого срока).

7. Как исключение из общего правила, когда штрафные санкции за нарушение хозяйственного обязательства взыскиваются судом в интересах потерпевшей стороны, ч. 7 комментируемой статьи указывает на возможность взыскания их в доход государства. С комментируемых норм данной статьи можно сделать вывод, что заявителем о взыскании штрафных санкций в доход государства выступает уполномоченный орган, наделенный хозяйственной компетенцией.

1Если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлены штрафные санкции, то убытки возмещаются в части, не покрытой этими санкциями.
2.Законом или договором могут быть предусмотрены случаи, когда: допускается взыскание только штрафных санкций;
убытки могут быть взысканы в полной сумме свыше штрафных санкций;
по выбору кредитора могут быть взысканы либо убытки, либо штрафные санкции.
3.Требование по уплате штрафных санкций за хозяйственное правонарушение может заявить участник хозяйственных отношений, права либо законные интересы которого нарушены, а в случаях, предусмотренных законом, - уполномоченный орган, наделенный хозяйственной компетенцией.
4.Проценты за неправомерное пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом или договором не установлен для начисления процентов иной срок.
5.По денежному обязательству должник не должен платить проценты за время просрочки кредитора.
6.Начисление штрафных санкций за просрочку выполнения обязательства, если иное не установлено законом или договором, прекращается через шесть месяцев со дня, когда обязательство должно было быть выполнено.
7.В случаях, предусмотренных законом, штрафные санкции за нарушение хозяйственных обязательств взыскиваются судом в доход государства.
1. В части 1 комментируемой статьи устанавливается общее правило, по которому в правоотношениях между субъектами хозяйствования убытки, понесенные пострадавшей стороной, погашаются в части, не покрытой штрафными санкциями, если такие меры ответственности за невыполнение обязательства одновременно предусмотрены правоотношениями между сторонами или законом. Следовательно, штрафные санкции засчитываются в счет погашения убытков, и в правовой литературе называются зачетной неустойкой/штрафными санкциями.
2,3. В законе или договоре могут быть установлены другие соотношения штрафных санкций и убытков при их взыскании, а именно когда взимаются:
-только штрафные санкции, но не убытки (так называемая исключительная неустойка/штрафные санкции);
- на выбор кредитора либо убытки, либо штрафные санкции (так называемая альтернативная неустойка/штрафные санкции);
- убытки в полной сумме сверх штрафных санкций (штрафная неустойка).
4. Часть 4 комментируемой статьи является логическим продолжением темы уплаты процентов в виде штрафных санкций за нарушение денежных обязательств, то есть за неправомерное пользование чужими средствами - несвоевременной уплатой, безосновательным удержанием, уклонением от возврата ошибочно перечисленных средств и т. п. Начисление и уплата таких процентов-санкций не является обязанностью должника в соответствии с нормами ХК Украины, однако может быть предусмотрена договором или другим законом.
Комментируемая норма подчеркивает, что проценты за неправомерное пользование чужими средствами платятся по день уплаты этих средств кредитору, если иной срок не установлен законом или договором. Таким образом, при практическом применении указанных норм кредитор, в интересах которого хозяйственным судом уже было принято решение о взыскании с должника таких процентов и решение суда вступило в законную силу, имеет право вновь обратиться в хозяйственный суд с иском о взыскании процентов за период от даты вступления в силу решения суда до даты выполнения такого решения.
Субъекты хозяйственных отношений, как правило, являются субъектами и налоговых отношений, то есть являются налогоплательщиками в государственный или местные бюджеты. Поэтому в практической деятельности наряду с комментируемой нормой следует применять нормы законов о налогообложении, а также нормы специальных законов, которые регулируют финансовую деятельность и финансовые услуги, а именно законы Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28 декабря 1994 г. № 334/94-ВР (в новой редакции, с изменениями и дополнениями), «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» от 12 июля 2001 г. № 2664-111 (с изменениями и дополнениями). Хотя проценты за неправомерное пользование чужими средствами не являются ни платой за финансовую помощь, ни финансовым кредитом, ни прибылью от финансовой услуги, некоторые признаки, а именно - цель сохранить реальную стоимость активов хозяйствующего субъекта таким процентам, безусловно, присущи. На практике это нередко является предметом споров хозяйствующих субъектов с контролирующими их финансово-хозяйственную деятельность органами.
5. Если кредитор по денежному обязательству допустил просрочку, должник, по правилу части 5 комментируемой статьи, не платит проценты за просрочку кредитора, то есть освобождается от их уплаты. При этом не суть важно, есть ли вина кредитора в несвоевременном выполнении обязательства. Причины, по которым должник не мог выполнить денежное обязательство, могут быть различными - от изменений банковских реквизитов кредитора, о которых должник не знал и не мог знать, до ликвидации кредитора как хозяйствующего субъекта. Отсутствие вины должника доказывается должником.
6. Часть 6 комментируемой статьи носит диспозитивный характер и устанавливает, что, если в договоре или законе нет специального указания на период, за который взимаются штрафные санкции, их можно взыскать только за полгода от момента, когда состоялось фактическое нарушение выполнения обязательства (то есть шесть месяцев начинают начисляться с дня, наступившего за днем, который является окончательным сроком для выполнения обязательства). При этом право на требование о взыскании штрафных санкций у кредитора действует в течение одного года (ст. 258 ГК Украины).
7. В виде исключения из правила, по которому штрафные санкции за нарушение хозяйственных обязательств взыскиваются судом в интересах пострадавшей стороны, часть 7 комментируемой статьи указывает на возможность их взыскания в интересах государства.

Еще по теме Статья 232. Порядок применения штрафных санкций:

  1. Глава ШТРАФНЫЕ И ОПЕРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ САНКЦИИ
  2. Можно ли устанавливать штрафные санкции в форме определенного процента от количества товара, не переданного покупателю, за каждый день просрочки?

Договором в соответствии со статьёй 420 ГК РФ является документ, подписанный несколькими сторонами (физическими и юридическими лицами), в котором чётко и понятно должны быть прописаны требования, связанные с выполнением работ, оказанием услуг, а также все права и обязанности сторон. При несоблюдении обязательств предусмотрены штрафные санкции за нарушение условий договора по ГК РФ, вплоть до его расторжения.

Последствия и ответственность за невыполнение условий договора

В соответствии со статьями 309 и 310 ГК РФ обязательства нужно исполнять в соответствии с условиями договора и требованиями закона.

Обратите внимание! В одностороннем порядке изменять условия договора или отказываться от его исполнения нельзя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ или иными законами.

Заключая между собой соглашение, стороны изначально должны подразумевать, что делают они это ради сотрудничества и получения взаимной выгоды, а не с целью сознательного банкротства одного из партнёров или разрыва с ним отношений.

Именно для того, чтобы договор исполнялся надлежащим образом, в нём обязательно предусматривают специальный раздел об ответственности сторон, где перечислены санкции за невыполнение и форма ответственности в виде компенсации за возможный ущерб.

Поводы для привлечения к ответственности

Вторую сторону можно привлечь к ответственности в случае сознательного невыполнения взятых на себя обязательств или при наличии степени вины стороны, нарушившей условия. Во втором случае ответственности можно избежать, если нарушившая условия сторона предприняла необходимые для исправления меры, но улучшить ситуацию не удалось. Доказать, что так произошло, должен виновник. Освобождается от ответственности и та сторона, которая подтвердит, что не смогла выполнить обязательства в результате наличия непредвиденных обстоятельств, которые произошли в результате катастрофы, стихийного бедствия или аварии.

Ответственность

Обратите внимание! Если, к примеру, у второй стороны нет денег или отсутствуют комплектующие и детали, то это нельзя отнести к непредвиденным обстоятельствам, которые будут основанием для отмены штрафа за просрочку платежа по договору.

Формы ответственности

При неисполнении договора вторая сторона должна будет:

  • Компенсировать нанесённый ущерб. Под ущербом понимают все затраты, которые понесла пострадавшая сторона, чтобы устранить возникшие последствия. Компенсировать придётся не только фактические убытки, но и те доходы, которые были недополучены по причине невыполнения договорённостей. Компенсация выплачивается в добровольном или в судебном порядке.
  • Выплатить неустойку в виде пени или штрафа. Сумма штрафных санкций обычно предусматривается в договоре. Если ущерб больше компенсации, то виновник должен выплатить недостающую разницу. При отсутствии в договоре условий неустойки, компенсации подлежит ущерб, а неустойка будет учтена при его исчислении.
  • Перечислить проценты при неисполнении принятых на себя финансовых обязательств. Их исчисление происходит на основании принятой на день выполнения обязательств ставки Банка России.
  • Выполнить работу или оказать услугу за счёт своих средств. Этот вид ответственности применяется, если вторая сторона, пострадавшая от действий нарушителя, использовала услуги других компаний и может потребовать после этого возмещения своих трат. Если компенсация была выплачена, то это не означает, что договорённость можно не выполнять.

Закон предусматривает договорную и законную неустойку. Из названия понятно, что размер законной неустойки устанавливает закон, а договорной - стороны соглашения. Если закон не предусматривает уплаты неустойки, то стороны могут сами определиться, по каким видам договоров можно установить договорные штрафы за неисполнение обязательств.

Важно! По общему правилу неустойка будет начисляться до выполнения обязательства в полном объеме.

Законная неустойка в соответствии со ст. 332 ГК РФ будет применяться независимо от наличия договорной. Примером могут быть обязательные проценты за пользование чужими деньгами, предусмотренные ГК РФ.

Какие действия можно предпринять при неисполнении обязательств

Неисполнение соглашения другой стороной как для физического, так и для юридического лица очень часто становится неожиданностью.

Некоторые обиженные люди или компании нередко сразу пытаются обратиться в суд, надеясь быстро оштрафовать виновную сторону и сохранить при этом максимум своих средств.

Если договор был нарушен в отношении физического лица другим физическим лицом, то закон не запрещает сразу обращаться в суд. Но если сделка заключалась между юридическими лицами или между физическим и юридическим лицом, то закон в некоторых случаях предусматривает обязательную досудебную процедуру в виде подачи претензии виновной стороне в связи с неисполнением ею условий договора. Без наличия такого документа Арбитражный суд, рассматривающий иск по возмещению компенсации, наверняка откажет обиженной стороне в принятии документов и оставит иск нерассмотренным.

Претензия

Важно! Претензия поможет не только договориться мирным путём и избежать наказания и существенных судебных издержек, но и позволит собрать документы и подготовиться к суду, пока вторая сторона будет думать, каким образом выполнить нарушенные требования.

Как правильно составить претензию

Как и многие подобные документы, претензия не имеет установленного законом образца и составляется в простой письменной форме. Её окончательный вариант может быть разным, но она должна иметь схожее содержание и включать в себя определённые пункты и разделы. От информации, которая будет находиться в претензии, напрямую будет зависеть положительное разрешение конфликтной ситуации как до суда, так и в процессе судебного заседания.

В претензии указывают:

  • Название (например, «Претензия по договору оказания услуг №»).
  • Ф. И. О. должника или название его компании, нарушившей обязательства, с учётом полного адреса проживания или нахождения.
  • Номер договора.
  • Невыполненные условия соглашения, которые привели к предъявлению претензии.
  • Выставленные требования в денежном выражении с необходимыми расчётами, сделанными при помощи сотрудников компании (обычно это менеджер) или специального калькулятора.
  • Номер и дата составления претензии.
  • Ссылки на пункты договора и статьи закона, которые были нарушены.
  • Срок выполнения претензии или ответа на указанные в ней требования. Для убедительности в этой части, кроме суммы возможных штрафных санкций, можно указать на намерение обратиться в суд в случае неисполнения обязательств, а также в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела по ст. 159 УК РФ «Мошенничество», так как действия виновной стороны, сознательно не исполнившей условия соглашения и получившей, к примеру, предоплату, можно трактовать как мошеннические.
  • Перечень прилагаемых к претензии документов.

Отправить претензию нужно ценным или заказным письмом, вручить под расписку или иным способом, фиксирующим факт отправления и получения.

К претензии нужно приложить подтверждающие документы в виде нотариально заверенных копий договора, сертификаты, счета-фактуры, иные виды платежных документов.

Обращение в судебный орган

Если ответ на претензию не был получен или если виновная сторона отказалась выполнять требования, то нужно готовить документы для подачи в Арбитражный суд. В первую очередь, это сам договор и прилагаемые к нему ведомости, акты и другие бухгалтерские документы, которые были посланы виновной стороне вместе с претензией. Кроме этого, нужно приложить к иску правоустанавливающие документы компании.

Образец искового заявления

Иск имеет простую письменную форму и должен включать в себя некоторые обязательные пункты. Этот документ подаётся в судебную инстанцию по месту жительства ответчика, если это физическое лицо, или по месту его нахождения, если это компания. Если этот иск связан с нарушениями Закона о защите прав потребителей (невыполнением условий контракта, поставками товаров, нарушением условий банковского вклада при предоставлении кредита), то он подаётся по месту жительства истца.

В «шапке» иска указывают название суда, ниже Ф. И. О. истца или название компании, с адресами обеих сторон.

Сам текст содержит в себе:

  • описание нарушенных условий договора и нарушенных прав с указанием обстоятельств, при которых это произошло;
  • доказательства, подтверждающие правовую позицию истца;
  • обоснованные требования о взыскании максимального штрафа за неисполнение обязательств по договору;
  • требование о компенсации, неустойке или условиях выполнения обязательств;
  • дату и подпись истца;
  • приложения с перечнем всех документов;
  • квитанцию об уплате госпошлины.

Важно! Чем грамотнее будет подготовлен иск, правильнее составлены требования, тем больше шансов на положительный исход дела. Для этого лучше воспользоваться услугами опытного юриста.

После вступления в силу судебного вердикта присуждённый штраф за срыв договора, неустойка, пеня вместе с суммой возмещения причинённых убытков принимаются к проводкам бухучета в суммах, установленных судебным органом или признанных должником в том отчётном периоде (месяце и году), в котором было вынесено решение. Это необходимо для установления налогового вычета при уплате НДС, и иных налогов и платежей.

При неисполнении решения суда судебный исполнитель взыщет с должника все суммы в приказном порядке, независимо от размера и разновидности штрафа.

Таким образом, в случае нарушения договора одна из сторон вправе предъявить второй стороне обоснованную претензию, приложить к ней соответствующие документы. Если после этого спор мирным путём не разрешается, то, собрав все нужные документы, следует подать иск в Арбитражный суд и дождаться его решения.

Согласно ст. 230 штрафные санкции – это денежная сумма (неустойка, штраф, пеня), которую участник хозяйственных отношений обязан уплатить в случае нарушения им правил осуществления хозяйственной деятельности, невыполнения или ненадлежащего выполнения хозяйственных обязательств. Данные санкции взыскиваются сверх причиненных убытков, если иное не предусмотрено законом или договором.

Субъектами применения штрафных санкций являются участники отношений. Размер таких санкций относительно отдельных видов хозяйственных обязательств может быть определен законом, изменение которого по соглашению сторон не допускается, например нарушение связано с выполнением госзаказа.

В случаях, когда размер штрафных санкций не определен законом, такие санкции применяются в размере, предусмотренном в договоре. При этом в договоре размер этих санкций может быть установлен: - в процентном соотношении к сумме невыполненной части обязательства; - в определенной денежной сумме; - в процентном соотношении к сумме обязательства независимо от степени его выполнения; - в кратном размере к стоимости товаров, работ и услуг.

Все разногласия между сторонами относительно установления размера штрафных санкций за нарушение хозяйственных обязательств могут быть разрешены в судебном порядке.

Ответственность в форме ограничения правоспособности имеет свои отличительные особенности: 1) она может применяться самими субъектами хозяйствования без обращения в соответствующие юрисдикционные органы; 2) она наступает не в форме прямых имущественных потерь без какой-либо компенсации, а форме ограничения правоспособности субъекта хозяйствования; 3) в зависимости от того, кто возлагает данную ответственность, она подразделяется на: ответственность, возлагаемая другим субъектом хозяйствования за нарушение условий хозяйственного договора; ответственность, возлагаемая соответствующими государственными органами управления и контроля за нарушение правил (условий) осуществления хозяйственной деятельности; 4) она может быть применена только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено законом или договором. Ответственность в форме применения оценочных санкций может применяться к государственным предприятиям и их обособленным (структурным) подразделениям, а также во внутрихозяйственных отношениях предприятий негосударственных форм собственности. Особенности ответственности в форме применения оценочных санкций: это вторичная ответственность этих субъектов за общие неудовлетворительные итоги работы в отчетном периоде, наступающая после применения к ним основной ответственности различных имущественных санкций; она применяется только при отрицательной оценке этих результатов; размеры оценочных санкций устанавливаются либо вышестоящими хозяйственными органами (по отношению к подчиненным предприятиям), либо самим субъектом хозяйствования (по отношению к своим структурным подразделениям).



55. Оперативно-хозяйственные санкции: понятие, виды, основания и порядок применения.

Оперативно-хозяйственные санкции – это предусмотренные законодательством меры оперативного воздействия на правонарушителя, направленные на прекращение или предупреждение повторения нарушений обязательства, которые применяются самими сторонами обязательства в одностороннем порядке.

Виды оперативно-хозяйственных санкций:

1) односторонний отказ от выполнения своего обязательства управомоченной стороной, с освобождением ее от ответственности за это – при нарушении обязательств другой стороной;

2) отказ управомоченной стороны обязательства от принятия дальнейшего выполнения обязательства, нарушенного другою стороною, или возврат в одностороннем порядке выполненного кредитором по обязательству;

3) установление в одностороннем порядке на будущее дополнительных гарантий надлежащего выполнения обязательств стороною, нарушившей обязательство: изменение порядка оплати продукции (робот, услуг), перевод плательщика на предоплату и др.

Этот перечень оперативно-хозяйственных санкций не является исчерпывающим, а поэтому стороны могут сами предусматривать в договоре иные виды этих санкций.

Оперативно-хозяйственные санкции применяются потерпевшей стороной без обращения в хозяйственный суд и без предварительного предъявления претензии нарушителю обязательства при условии, что применяемые оперативно-хозяйственные санкции предусмотрены в договоре.

Порядок применения сторонами конкретных оперативно-хозяйственных санкций определяется в договоре. В случае возникновения разногласий по применению этих санкций заинтересованная сторона может обращаться в суд с заявлением об отмене такой оперативно-хозяйственной санкции и возмещении убытков, причиненных ее применением.

Оперативно-хозяйственных санкций могут применяться одновременно с возмещением убытков и взысканием штрафных санкций.

56. Административно-хозяйственные санкции: понятие, виды и поря­док применения

Административно-хозяйственные санкции – это меры организационно-правового или имущественного характера, применяемые уполномоченными органами государственной власти и ли органами местного самоуправления, направленные на прекращение правонарушения субъекта хозяйствования и ликвидацию его последствий.

Согласно ст. 239 ХКУ к административно-хозяйственным санкциям отнесены: - изъятие прибыли (дохода); - административно-хозяйственный штраф; - взыскание сборов (обязательных платежей;) - приостановление операций по счетам субъекта хозяйствования; - применение антидемпинговых мер; - прекращение экспортно-импортных операций; -аннулирование лицензии (патента) на осуществление субъектом хозяйствования определенных видов хозяйственной деятельности; - изъятие товаров с неправомерно использованным обозначением и копий изделий другого субъекта хозяйствования и другие административно-хозяйственные санкции установленные этим Кодексом и другими законами.

Административно-хозяйственные санкции могут быть установлены исключительно законами. Применение их к субъектам хозяйствования осуществляется специально уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления.

57. Понятие, содержание, основания и способы защиты прав и закон­ных интересов субъектов хозяйствования

Институт правовой защиты прав субъектов хозяйствования обеспечивается законодательством, представленным:

Общими нормами Гражданского кодекса Украины;

Специальными нормами Хозяйственного кодекса Украины;

Специальными нормами законов о субъектах хозяйствования;

Специальными нормами об отдельных видах хозяйственных отношений (налогообложение, лицензирование, сертификация, кредитование и др.);

Процессуальными нормами Хозяйственного процессуального кодекса Украины;

Нормами договоров между субъектами, в которых предусматривается раздел ответственности сторон за нарушение договорных обязательств;

Локальными нормативными актами относительно защиты прав обособленных (структурных) подразделений.

Согласно ст. 20 ХКУ права и законные интересы субъектов хозяйствования защищаются путем:

1) признания наличия или отсутствия прав;

2) признания полностью или частично недействительными актов органов государственной власти, органов местного самоуправления или других актов, несоответствующих законодательству;

3) признания полностью или частично недействительными хозяйственных договоров на основаниях, предусмотренных законом;

4) восстановления положения, существующего до нарушения прав и законных интересов субъектов хозяйствования;

5) пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

6) присуждения к исполнению обязанности в натуре;

7) возмещения убытков;

8) применения штрафных санкций;

9) применения оперативно-хозяйственных санкций;

10) применения административно-хозяйственных санкций;

11) установления, изменения или прекращения хозяйственного правоотношения;

Различают: досудебную, судебную защиту, самозащиту, нотариальную и исполнительное производство.

58. Досудебная защита прав и законных интересов субъектов хозяйст­вования Досудебная защита- это совокупность мер, которые должен осуществить субъект хозяйствования, чьи права нарушены, для непосредственного разрешения спора, возникшего между субъектами хозяйствования до обращения с иском в суд.

Досудебное урегулирование спора, возникшего вследствие нарушения прав и законных интересов субъекта хозяйствования, осуществляется путем предъявления субъектом хозяйствования, чьи права нарушены (заявителем), письменной претензии к предприятию-правонарушителю, если этот порядок предусмотрен законом или условиями договора между субъектами хозяйствования.

В ст. 5 Хозяйственного процессуального кодекса Украины определен перечень споров, на которые распространяются требования досудебного урегулирования споров, возникающих из 1) договоров перевозки; 2) договоров оказания услуг связи; 3) договор на выполнение государственных заказов.

Предъявленная претензия подлежит обязательному рассмотрению в течение одного месяца – общий срок и течение 2 месяцев - специальный срок. Так, в случаях, когда для ответа на претензию необходимо проведения определенных работ, экспертиз стороны могут устанавливать специальный срок рассмотрения претензии - два месяца.

По результатам такого рассмотрения должен быть дан ответ на претензию заявителю, независимо от того удовлетворяются или нет его требования. В случае нарушения сроков рассмотрения претензии либо оставления ее без ответа, хозяйственный суд при разрешении хозяйственного спора вправе взыскать в доход государственного бюджета с предприятия-нарушителя штраф в соответствующем размере.

Досудебный порядок урегулирования хозяйственных споров не может применяться относительно споров: а) о признании договора недействительным; б) о признании недействительными актов органов государственной власти и органов местного самоуправления; в) о взыскании задолженности по опротестованным векселям; г) об обращении взыскания на заложенное имущество; д) дел о банкротстве.



Загрузка...