novomarusino.ru

Утверждение лна. Виды локальных нормативных актов организации

ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ЛНА, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА

Общим качеством, объединяющим все ЛНА, является их внутрикорпоративный характер, который наделяет их чертами обязательности только применительно к членам одной производственно-трудовой корпорации (работникам данного работодателя). В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова слово «локальный» определяется как «местный, не выходящий за определенные пределы». В контексте рассматриваемого вопроса можно говорить о пределах компетенции работодателя. Таким образом, ЛНА регулируют трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, складывающиеся в данной конкретной организации или у данного конкретного индивидуального предпринимателя.

Локальные нормы, как правило, регулируют тот же круг правоотношений в сфере труда, что и общие нормы трудового законодательства, но с учетом их особенностей в конкретных условиях того или иного работодателя. Например, продолжительность рабочей недели, продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска устанавливаются ст. 91, 115 ТК РФ, а распределение рабочего времени (режим труда) в конкретных условиях данного работодателя с учетом специфики производства и труда может устанавливаться при помощи локальных правовых норм (например, правил внутреннего трудового распорядка, графика работы организации, графика сменности и др.).

Таким образом, по сравнению с законодательным регулированием, осуществляемым в централизованном порядке, локальное регулирование отличается некоторым своеобразием, которое проявляется прежде всего в том, что:

· осуществляется непосредственно в сфере труда - у работодателей;

· имеет подзаконный характер, главным образом, развивая и конкретизируя положения законодательных и иных нормативных актов, принятых в установленном законом порядке компетентными органами и не может противоречить централизованному регулированию;

· направлено на упорядочение таких общественных отношений, которые являются специфическими для данного работодателя и не урегулированы (или не полностью урегулированы) в централизованном порядке;

· осуществляется во многих случаях с участием самих работников организации или их представительного органа в случаях, предусмотренных законом (ст. 29–31 ТК РФ).

Правовым основанием (базой) для локального нормотворчества все же остаются федеральные, региональные и отраслевые нормативные правовые акты и в первую очередь Трудовой кодекс РФ. Законодатель в нем, как правило, определяет задачу или указывает общее направление, круг вопросов локального нормативного регулирования. В ряде случаев в Трудовом кодексе РФ содержится весьма подробный перечень вопросов, которые подлежат правовой регламентации при локальном регулировании. Примером тому может служить ст. 189 ТК РФ, определяющая содержание и структуру правил внутреннего трудового распорядка. В других случаях Трудовой кодекс содержит только принципиальные указания о возможности принятия локального нормативного акта. К примеру, в соответствии со ст. 135 ТК РФ работодатель имеет право устанавливать различные системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера и системы премирования. Такие вопросы должны решаться работодателем путем разработки ЛНА, принимаемого с учетом мнения представительного органа работников.

Локальные нормы трудового законодательства применяются и тогда, когда отдельные вопросы регламентированы в ТК РФ сравнительно полно и возникает лишь необходимость детализировать их применение к конкретным условиям организации труда в том или ином производстве (сфере управления, оказания услуг и т.п.). Такие нормы не содержат ничего принципиально нового. Они лишь уточняют применительно к данной конкретной обстановке то, что уже дано в законе или подзаконном нормативном правовом акте трудового законодательства.

При этом, как правило, конкретизируются лишь те общие нормы трудового законодательства, которые по существу не обрели законченного выражения и не могут быть реализованы без соответствующих уточнений. Характерным примером является установление в положении об оплате труда порядка места и сроков выплаты заработной платы у конкретного работодателя (ст. 136 ТК РФ). Также в ЛНА конкретизируются положения ст. 147 ТК РФ, предусматривающей оплату труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, ст. 149 ТК РФ по поводу оплаты труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, при совмещении профессий, работе в ночное время и др.). В этих случаях размер доплаты законом не устанавливается. В соответствии со ст. 149 ТК РФ размер доплаты определяется локальными актами, но не может быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Помимо этого, очень важно понимать, что в локальных нормативных актах конкретного работодателя могут предусматриваться нормы, повышающие уровень установленных государством гарантий трудовых прав работников. К примеру, ст. 157 ТК РФ предусматривает минимальный гарантированный размер оплаты времени простоя не по вине работника не менее двух третей средней месячной заработной платы работника. В локальном нормативном акте (например, в положении об оплате труда) этот размер может быть повышен даже до 100 % средней заработной платы конкретного работника данной организации.

Очень важен порядок принятия ЛНА. Акты, принятые с нарушением установленного порядка учета мнения представительного органа работников, считаются недействительными с момента принятия и не подлежат применению.

Таким образом, можно сформулировать понятие локальных нормативных актов как принятых работодателем в установленном порядке правил обязательного поведения работников и работодателя, регулирующих трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения по вопросам условий труда работников, а также организационно-управленческой деятельности работодателя.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЛНА, ИХ СОДЕРЖАНИЕ

Для всесторонней характеристики ЛНА их можно подразделить на определенные виды по следующим основаниям:

· сфере действия;

· сроку действия;

· способу их принятия;

· степени обязательности.

По сфере действия выделяются ЛНА общего (широкого) и специального (узкого) действия. ЛНА общего (широкого) действия включают нормы, касающиеся регулирования различных сторон трудового отношения. К таким локальным актам следует отнести, например, правила внутреннего трудового распорядка или положение о персонале. ЛНА специального (узкого) действия либо регулируют отдельные стороны трудового отношения, как, например, график отпусков или положение об оплате труда, либо их действие касается лишь определенных категорий работников, например, инструкция по работе с клиентами, положение об аттестации работников.

По сроку действия ЛНА могут быть подразделены на акты неопределенного срока действия (это бóльшая часть ЛНА) и определенного срока действия (график отпусков). Неопределенный срок действия ЛНА (до замены новыми или до отмены) позволяет быстро учитывать изменяющиеся условия труда и в то же время своевременно устанавливать соответствующее нормативное регулирование.

По способу принятия ЛНА следует подразделить на два вида: акты, принимаемые работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации и единоличные акты работодателя.

По степени обязательности ЛНА можно подразделить на обязательные (предписанные законодательством), обязательные при определенных условиях (например, при условии проведения аттестации, согласно ч. 2 ст. 81 ТК РФ необходимо принимать соответствующий ЛНА) и факультативные (необязательного характера, принимаемые исключительно по решению работодателя).

Рассмотрим особенности составления отдельных ЛНА различных видов.

Правила внутреннего трудового распорядка организации (ПВТР)

Всякий коллективный труд требует согласованных действий, для чего необходимы должная организация труда и управление трудовым процессом, четкий трудовой распорядок. Без подчинения всех участников трудового процесса определенному распорядку, координации деятельности и слаженности в работе невозможно достижение той цели, для которой организуется совместный трудовой процесс.

Правила внутреннего трудового распорядка - это локальный акт, действующий у работодателя (ст. 189 ТК РФ). Главная цель - способствовать поддержанию правопорядка в организации, укреплению трудовой дисциплины, надлежащей организации управления, производственного процесса и труда, рациональному использованию рабочего времени и в конечном итоге повышению эффективности производства.

Статья 189 ТК РФ определяет дисциплину труда как обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, ЛНА, трудовым договором.

Помимо этого, ПВТР - это один из важнейших ЛНА, определяющих содержание управленческой деятельности в организации. В ПВТР регламентируются в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя (ст. 189 ТК РФ).

ПВТР могут состоять из следующих разделов:

1. Общие положения.

2. Порядок приема и увольнения работников организации.

3. Основные права и обязанности работников организации.

4. Основные права и обязанности работодателя.

5. Рабочее время и его использование.

6. Время отдыха.

7. Поощрения за труд.

8. Ответственность за нарушение дисциплины труда.

9. Обеспечение порядка в структурных подразделениях организации.

Трудовые обязанности работников, указанные в ст. 21 ТК РФ, могут конкретизироваться в ПВТР данного работодателя с учетом особенностей производства и труда. Индивидуальные обязанности конкретного работника, как известно, закрепляются в трудовом договоре, а нередко и в должностной инструкции, разработанной работодателем.

Основные обязанности работодателя сформулированы в ст. 22 ТК РФ и конкретизируются в ПВТР данной организации.

В ПВТР необходимо включать:

· режим рабочего времени работающих в данной организации, предусматривающий в соответствии со ст. 100 ТК РФ продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику);

· время начала и окончания работы;

· время перерывов в работе;

· число смен в сутки;

· чередование рабочих и нерабочих дней.

ПВТР должны содержать перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК РФ) с указанием в нем продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (не менее трех календарных дней), предоставляемого работникам за такой режим труда.

В ПВТР необходимо включить положения, конкретизирующие процедуру применения мер дисциплинарной ответственности. Они могут включать в себя следующие стадии: возбуждение и расследование работодателем (его представителем) дела; вынесение работодателем (его представителем) решения о необходимости привлечения работника к дисциплинарной ответственности и выбор применяемой меры ответственности; получение объяснений работника; издание приказа (распоряжения) о привлечении работника к дисциплинарной ответственности.

В ПВТР рекомендуется включить обязанность работодателя (его представителя) выявлять не только мотивы и причины совершенного дисциплинарного проступка, но и все обстоятельства, имеющие значение для постановки вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности и выборе применяемой меры ответственности. В перечне таких обстоятельств целесообразно было бы прямо указать, что работодатель (его представитель) помимо предшествующей работы должен выяснить и обстоятельства, характеризующие личность работника.

Положение об оплате труда

Рыночные экономические отношения, складывающиеся сегодня в условиях российской действительности, предоставляют субъектам трудового правоотношения полную свободу самостоятельно устанавливать размер заработной платы без ограничения ее максимального размера.

Государство устанавливает исходные параметры определения размера заработной платы для работников организаций бюджетной сферы финансирования, оказывает, главным образом, лишь косвенное воздействие на размер оплаты труда отдельного работника, а также на размер фонда оплаты труда организации (через налоговое законодательство). Это весьма важно для разработки и принятия в установленном порядке в организациях соответствующих ЛНА, касающихся оплаты труда работников различных категорий (рабочих, служащих, руководителей).

Решение проблемы локального регулирования оплаты труда путем разработки и принятия в организации специального положения об оплате труда представляется наиболее демократичным и удобным для применения: все положения, касающиеся заработной платы, согласованы между собой и собраны в едином акте.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующим у данного работодателя системами оплаты труда.

С учетом выполнения различными работниками разнообразных видов работ в положении об оплате труда как локальном нормативном акте следует четко закрепить порядок оплаты труда всех работников данной организации.

В положении об оплате труда необходимо прежде всего определить основные показатели системы оплаты труда, указанные в ст. 143 ТК РФ: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты. Сложность выполняемых работниками работ определяется на основе их тарификации. Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам сегодня производятся с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), первые выпуски которого утверждались еще в 80-е гг.), Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (КС), утвержденного постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г., который применяется с последующими изменениями и дополнениями .

При разработке тарифной сетки (ст. 143 ТК РФ) в положении об оплате труда следует определиться с главными ее элементами, к которым относятся: число разрядов, диапазон сетки (соотношение тарифных коэффициентов крайних ее разрядов); межразрядные соотношения (абсолютное и относительное нарастание тарифных коэффициентов от разряда к разряду). В настоящее время в большинстве организаций действует 5-ти или 6-разрядная тарифная сетка, хотя есть и 8-ми, 10-ти разрядные тарифные сетки.

Тарифная система, предусмотренная в положении об оплате труда, приобретает законченный вид, будучи дополненной доплатами и надбавками, которые могут устанавливаться отдельным категориям работников данной организации. Цель надбавок – стимулировать работу по определенным профессиям, мастерство работника и др. Цель доплат - компенсировать повышенную интенсивность труда (за совмещение профессий, руководство бригадой и др.). Трудовой кодекс РФ дает возможность решать эти и другие вопросы оплаты труда самостоятельно на локальном уровне конкретной организации с учетом особенностей производства и организации труда, а также ее финансовых возможностей.

Положение об оплате труда работников данной организации в необходимых случаях должно содержать также схему должностных окладов служащих (руководителей, специалистов, технических исполнителей). Хотя надо заметить, что с распространением в организациях производственной сферы единых тарифных сеток, охватывающих как рабочих, так и служащих, схемы должностных окладов утрачивают свое значение. Их применение все больше ограничивается организациями, использующими преимущественно интеллектуальный труд , и государственными учреждениями. Для государственных учреждений схемы окладов вводятся соответствующими нормативными правовыми актами.

В положение об оплате труда следует обязательно включить системы заработной платы для отдельных категорий работников (групп работников) . Выбор той или иной системы оплаты труда зависит от целого ряда факторов: заинтересованности в стимулировании выпуска как можно большего количества определенной продукции и реальности достижения этой цели с учетом особенностей технологического процесса; форм организации труда; состояния нормирования и др.

Работодатель в установленном законом порядке (с учетом мнения представительного органа работников) вправе устанавливать различные стимулирующие выплаты (премии, вознаграждение по итогам работы организации за год и др.) Следовательно, положение об оплате труда работников данной организации может предусматривать премирование работников за качество и результативность труда, длительный стаж работы в данной организации и т.п.

При разработке премиальной системы в той или иной организации необходимо предусмотреть, чтобы эта система включала в себя:

· показатели (за что выплачивается премия);

· условия премирования (при каких условиях и за какие показатели выплачивается премия);

· размеры премий;

· периодичность премирования;

· основание и условия непредставления к премированию (например, за брак в работе, нарушение технологии и т.д.).

Премирование может осуществляться по одному или по группе показателей. Регулярные премии, выплачиваемые на основании принятых в организации положений об оплате труда (или самостоятельных положений о премировании) по заранее утвержденным показателям (в соответствии с положением о премировании), составляют надтарифную (переменную) часть заработной платы работников данной организации.

В положении об оплате труда необходимо предусмотреть порядок и сроки оплаты труда в натуральной форме, определить с учетом деятельности организации конкретные виды продукции (продуктов, товаров), которые могут компенсировать денежную форму оплаты труда, имея в виду, что согласно закону выплата заработной платы в бонах, купонах, в форме долговых обязательств, расписок, а также в виде спиртных напитков, наркотических, токсических, ядовитых, вредных и иных токсических веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот, не допускается (ст. 131 ТК РФ).

Положение об аттестации работников

Современная кадровая политика предъявляет серьезные требования не только к профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации, но и оценке работы кадров. В связи с этим неуклонно возрастает значение аттестации работников как одной из важнейших организационно-правовых форм проверки (контроля) и оценки профессиональных и других качеств работников, включая и руководителей всех уровней.

Вопрос о правовом регулировании аттестации имеет важное практическое значение в регулировании отношений в сфере труда. Между тем до настоящего времени в трудовом законодательстве отсутствует определение понятия аттестации работников.

Анализ ученых и практиков в области трудового права приводит к выводу о том, что аттестация есть не что иное, как проведение проверки квалификации работника путем периодической оценки его знаний, опыта, навыков, способностей, т.е. соответствия занимаемой должности. При этом важно подчеркнуть, что работник обязан в соответствии с установленными у данного работодателя правилами пройти аттестацию (проверку профессиональных знаний по занимаемой должности). Иными словами, он должен совершить установленные положением о проведении аттестации действия, чтобы показать уровень своей профессиональной квалификации и на этой основе подтвердить свое право на выполнение трудовых обязанностей по занимаемой должности (выполняемой работе) согласно заключенному трудовому договору.

Говоря о сущности правового регулирования аттестации работников, следует сказать, что одним из главных ее назначений является создание благоприятных условий для правильного решения следующих юридических вопросов:

· сохранения содержания трудового договора;

· изменения содержания трудового договора вследствие предстоящей корректировки трудовых обязанностей работника;

· прекращения трудового договора.

Исходя из сказанного выше, аттестацию работников можно определить как юридическую обязанность проходить периодическую проверку уровня своей профессиональной подготовленности (квалификации) и соответствия занимаемой должности, организуемую работодателем в соответствии с установленными правилами с целью оптимизации использования кадров, стимулирования роста их квалификации, повышения ответственности и установления возможности сохранения, изменения или прекращения трудовых договоров. Такое определение аттестации целесообразно включить в общую часть (раздел) Положения об аттестации работников данной организации.

В положении об аттестации работников конкретного работодателя должна быть четко регламентирована процедура проведения аттестации (ее периодичность, создание аттестационных комиссий, подготовка и представление необходимых документов на аттестуемых работников и т.д.).

Подготовительный период является наиболее ответственным этапом организации аттестации. От того, насколько своевременно и в соответствии с действующим положением о порядке проведения аттестации выполнена соответствующая подготовительная работа, предусмотренная на этом этапе, во многом зависят конечные результаты аттестации.

При определении порядка подготовки к проведению аттестации в положении целесообразно отразить регламентацию следующих вопросов: цели, задачи и порядок проведения аттестации; уточнение круга работников, подлежащих аттестации; порядок утверждения графиков и сроков проведения аттестации; порядок создания аттестационных комиссий; порядок подготовки документов на аттестуемых и представление этих документов в аттестационную комиссию.

Следует иметь в виду, что при уточнении круга аттестуемых работников в очередную аттестацию не стоит включать беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), других лиц, воспитывающих указанных детей без матери. Дело в том, что даже при отрицательных результатах аттестации, расторжение трудового договора по инициативе работодателя с указанными работниками не допускается (ст. 261 ТК РФ).

Локальные положения об аттестации должны включать нормы, содержащие указания на конкретную периодичность (сроки) проведения аттестации работников с учетом занимаемой должности, содержания трудовой функции, ответственности и других факторов.

В графике проведения аттестации, утверждаемом руководителем организации, указываются: дата и время проведение аттестации; дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов на каждого аттестуемого. Здесь же целесообразно предусмотреть резервное время для проведения аттестации тех работников, которые в установленное время не были аттестованы по уважительным причинам (болезнь, командировки, выполнение государственных или общественных обязанностей и т.п.). Вместе с тем такие поправки в графике не должны приводить к нарушению общих сроков аттестации, установленных приказом руководителя организации.

В условиях сегодняшнего дня весьма актуальными остаются вопросы оптимизации деятельности аттестационных комиссий, создаваемых в организациях. Общие положения о порядке формирования и деятельности таких комиссий должны быть уточнены в локальных положениях об аттестации с учетом особенностей деятельности данной организации, состава работников и других факторов. Это необходимо сделать прежде всего потому, что деятельность аттестационных комиссий не ограничивается ознакомлением с документами, представляемыми на аттестуемых работников, и вынесением на этой основе соответствующего решения. Работа комиссий значительно шире и включает также подготовку этих документов, проведение с аттестуемыми в необходимых случаях собеседования, доведение до них принятого комиссией решения, доведение до сведения руководителя организации результатов периодической аттестации, обеспечение необходимой гласности об итогах аттестации и др. Все это требует соответствующей правовой регламентации в положении об аттестации работников, принятом в установленном порядке в данной организации.

Положение об аттестации работников должно содержать не только регламентацию подготовительной работы к ее проведению, но и сам порядок проведения аттестации и принятия по ее результатам соответствующих решений (порядок проведения заседания аттестационной комиссии, содержание протокола заседания комиссии, порядок подготовки решения об оценке работы аттестуемых работников, порядок вынесения решений по результатам аттестации и др.).

Оценка профессиональной деятельности аттестуемого работника должна основываться, главным образом, на его соответствии квалификационным требованиям по занимаемой должности (выполняемой работе), определении его роли и степени участия в решении поставленных перед соответствующим структурным подразделением организации задач, сложности выполняемой им работы, конкретной ее результативности. При этом должны учитываться не только профессиональные знания этого работника, но и опыт его работы, повышение квалификации, учеба в соответствующих учебных заведениях без отрыва от работы.

В отношении аттестуемых работников менеджерского (руководящего) звена целесообразно учитывать также организаторские способности, т.е. способности обеспечить сплоченность данного коллектива работников, надлежащую дисциплину труда в подчиненном ему структурном подразделении или на участке работы.

Следует иметь в виду, что решение аттестационной комиссии должно быть фактически и юридически обоснованным, иначе аттестация не даст желаемых результатов. Поэтому важно зафиксировать в локальном положении об аттестации те оценки аттестуемому работнику, которые может вынести аттестационная комиссия (например, о соответствии работника занимаемой должности; соответствии занимаемой должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии по его служебной деятельности; несоответствии занимаемой должности; повышении в должности; включении в резерв на выдвижение на вышестоящую должность и др.).

Завершающим этапом проведения аттестации, как известно, является реализация решений, принятых аттестационными комиссиями. В этом плане в локальном нормативном акте об аттестации работников целесообразно конкретизировать обязанности аттестационных комиссий по подведению итогов аттестационной компании и представлению результатов и итогов аттестации руководителю организации для принятия соответствующих решений.

В положении об аттестации работников необходимо также указать, что трудовые споры по вопросам перевода на другую работу, увольнения работников, признанных по результатам аттестации не соответствующими занимаемой должности, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством о порядке рассмотрения индивидуальных трудовых споров.


Ненормированный рабочий день представляет собой особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.

Локальные нормативные акты - это акты (документы), содержащие нормы трудового права, принимаемые работодателем в установленном порядке и в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами (ст. 8 ТК РФ).

Основные локальные нормативные акты:

  • Штатное расписание (Форма Т-3) (бланк, скачать)
  • Правила внутреннего трудового распорядка (пример, скачать)
  • Положение о защите персональных данных (пример, скачать)
  • Программа вводного инструктажа (пример, скачать)

Подробнее о регламентах составления и видах локальных нормативных актов, предусмотренных трудовым законодательством можно почитать в статьях:

В Кадровом клубе "Кадры в порядке" прошел семинар Светланы Дмитрищук "Локальные нормативные акты". Рекомендуем посмотреть видеозапись этого материала.

Дмитрищук С.А. "Локальные нормативные акты"

Другие видеозаписи семинаров кадрового клуба можно посмотреть в разделе "ВИДЕО "

Ниже приведены примеры локальных нормативных актов , разработанные в разное время для различных компаний. Они могут послужить отправной точкой для составления локальных нормативных документов для вашей компании.

Важно помнить, что локальные нормативные документы должны отражать специфику именно вашей компании, поэтому любой образец потребует серьезного анализа и переработки.

Кодексы

Кодекс этики регламентирует поведение сотрудников, описывает идеологию компании и содержит строгие правила поведения на работе, описывает политику в отношении соучредителей, руководства и клиентов. Подробнее о создании и внедрении "Кодекса этики" в компании можно почитать в статье "Этический кодекс компании ".

Примеры корпоративных кодексов:

  • Кодекс деловой этики, универсальный (скачать)
  • Кодекс деловой и корпоративной этики НК "РОСНЕФТЬ" (скачать)
  • Кодекс деловой этики ОАО "Группа "Илим" (скачать)
  • Кодекс деловой этики ООО "Уралавтостекло" (скачать)
  • Кодекс этики компании "Базовый элемент" (скачать)
  • Корпоративный кодекс Банка (скачать)
  • Кодекс поведения лиц, занимающих должности в органах управления АО (скачать)

Положение о персонале

Примеры Положений о персонале:

  • Положение о персонале (форма) (скачать)
  • Положение о персонале акционерного общества (скачать)
  • Положение о персонале (скачать)
  • Положение о персонале (скачать)

Положения об оплате труда и премировании

Положение об оплате труда – локальный нормативный акт, утверждаемый руководителем организации. Основная цель данного документа описать применяемые в организации механизмы расчетов и выплаты заработной платы. Очень часто в таком положении указываются не только правила исчисления и выплаты заработной платы, но и применяемые в организации системы премирования (хотя, нормы о премировании могут быть вынесены в отдельное положение). Подробнее о содержании и структуре Положения об оплате труда можно почитать в статье "Положение об оплате труда ".

Примеры положений об оплате труда:

  • Положение о материальном и моральном поощрении персонала (скачать)
  • Положение о материальном и моральном поощрении работников (скачать)
  • Положение о материальном поощрении (скачать)
  • Положение о поощрении передовиков производства и лучших работников (скачать)
  • Положение о премировании (скачать)
  • Положение о премировании работников организации (скачать)
  • Положение об оплате и стимулировании труда работников (скачать)
  • Положение об оплате труда (скачать)
  • Положение об оплате труда (скачать)
  • Положение об оплате труда в ГУ (скачать)
  • Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников ФГУ ЗКП (скачать)
  • скачать)
  • Положение об оплате труда и премировании (скачать)
  • Положение об оплате труда и премировании работников (скачать)
  • Положение об оплате труда ИГХТУ (скачать)
  • Положение об оплате труда муниципальных служащих (скачать)
  • Положение об оплате труда работников Волжского гуманитарного института (скачать)
  • Положение об оплате труда работников ОАО "Шинный завод" (скачать)
  • Положение об оплате труда работников ООО и его структурных подразделений (скачать)
  • Положение об оплате труда работников организации (скачать)
  • Положение об оплате труда работников УрГУ (скачать)
  • Положение об оплате труда работников учреждений г.Белогорска (скачать)
  • Положение об оплате труда сотрудников ТГУ (скачать)
  • Положение по контрактной системе найма и оплаты труда (скачать)
  • Система мотивации менеджеров проектов и членов проектных групп (скачать)

Положения о подразделениях

Положения о структурных подразделениях не являются обязательным документом в соответствии с трудовым законодательством, однако именно в них закрепляется распределение «ролей» между подразделениями и сотрудниками внутри одной организации. Требования к содержанию Положений могут быть определены внутренними документами организации (например, Стандартом разработки положений о структурных подразделениях). Если таких документов у вас нет, то при разработке Положения можно использовать типовой шаблон Положения о структурном подразделении.

  • Положение о подразделении Бухгалтерия (скачать)
  • Положение о подразделении Кадровая служба (скачать)
  • Положение о подразделении Отдел главного конструктора (скачать)
  • Положение о подразделении Отдел главного механика (скачать)
  • Положение о подразделении Отдел главного технолога (скачать)
  • Положение о подразделении Отдел главного энергетика (скачать)
  • Положение о подразделении Отдел кадров (скачать)
  • Положение о подразделении Отдел капитального строительства (скачать)
  • Положение о подразделении Отдел контроля качества (скачать)
  • Положение о подразделении Отдел маркетинга (скачать)
  • Положение о подразделении Отдел материально-технического снабжения (

В Трудовом кодексе нет четкого списка кадровых документов, которые должны быть в каждой компании, поэтому работодателю приходится самостоятельно решать вопросы с обязательной документацией. Много вопросов возникает, когда дело касается локальных нормативных актов. Нужны ли они вообще? Как их правильно составить и оформить? Разберемся в нюансах и особенностях этого типа документов

Название этих документов говорит само за себя. «Нормативный» указывает на то, что акт содержит нормы права, в данном случае трудового, а «локальный» говорит о том, что изданный документ применяется в отдельно взятой организации.

Основные моменты отношений между работодателем и наемным персоналом регулирует Трудовой кодекс РФ. Однако трудовые отношения столь многогранны, что для учета всех нюансов статьей 8 ТК РФ предусмотрено принятие работодателями локальных нормативных актов (ЛНА). В тексте этих документов не должно быть противоречий с ТК РФ, а также пунктов, ухудшающих положение работников по сравнению закрепленными законодательно условиями.

Акты обычно разрабатываются кадровиками или сотрудниками на аутсорсе , утверждаются руководителем и рассчитаны на неоднократное применение либо всем коллективом, либо его отдельными группами. Различные приказы к локальным нормативным актам не относятся именно из-за того, что используются один раз.

Виды локальных-нормативных актов

Условно ЛНА можно разделить на:

  • обязательные для каждого работодателя, т.е. их наличие в организации закреплено законодательно;
  • локальные нормативные акты, принимаемые работодателем в отношении нюансов, не прописанных в трудовых договорах.

Обязательные локально-нормативные акты организации это:

  • Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР). Они часто становятся дополнением к коллективному договору, который локальным нормативным правовым актом не является. Ст. 189 ТК РФ определяет ПВТР как акт, содержащий порядок приема и увольнения работников, права, обязанности и ответственность персонала и работодателя и другое;
  • положение об обработке и защите персональных данных (ст. 86 ТК РФ);
  • график отпусков. Согласно ст. 123 ТК РФ он должен быть утвержден работодателем за 2 недели до наступления нового календарного года или раньше;
  • штатное расписание (унифицированная форма Тз);

Ко второму виду относят следующие локальные нормативно-правовые акты:

  • положение о коммерческой тайне (все вопросы, возникающие при наличии информации, составляющей коммерческую тайну, регламентирует Федеральный закон от 29.07.2004 г. №98-ФЗ);
  • должностные инструкции для каждой должности в организации;
  • положение об оплате труда работников,
  • положение о премировании и материальном стимулировании работников;
  • положение об охране труда;
  • инструкции по электробезопасности, пожарной безопасности и охране труда и др.

Статья 309.2 ТК РФ освобождает микропредприятия от принятия локально-нормативных актов полностью или частично. Если в организации менее 15 человек персонала по итогам года и годовой доход не превышает 120 млн. рублей, то ЛНА можно не принимать. При этом статья обязывает такого работодателя прописывать спорные вопросы непосредственно в трудовом договоре. Помочь правильно составить кадровые документы и навести порядок в бухгалтерских делах компании вам помогут специалисты сервиса Главбух Ассистент . Воспользуйтесь их поддержкой, если у вас нет штатных специалистов, а самостоятельно вести бумажные дела компании нет ни сил, ни времени.

Работа с локально-нормативными документами

Применение актов включает в себя несколько этапов:

  • разработка;
  • согласование и утверждение;
  • ознакомление персонала под роспись.

Разработка ЛНА

Создавать проекты актов могут разные лица организации в пределах своей компетенции. Например, Положение об оплате труда, премировании разрабатывает бухгалтер на основании Постановления Госкомстата от 05.01.2004 г. №1 и ГОСТа р 7.0.97-2016.

Согласно стандартам локальные нормативные акты организации оформляются на бланке, содержащем:

  • название организации, полное и сокращенное, в полном соответствии с учредительными документами;
  • наименование акта (положение, должностная инструкция и пр.);
  • номер, дата и место его утверждения.

Сам документ включает в себя:

  • общие положения: что регулирует данный акт, для кого он составлен;
  • основную часть, где прописаны вопросы взаимоотношений работника и работодателя, права, обязанности, ответственность;
  • заключительную часть, где может быть место для подписи работника, дата вступления в силу и т.п.

Документ надо согласовать со всеми подразделениями организации, которые он затрагивает, а также с представительным органом трудового коллектива. Если такого органа в организации нет, то сразу переходят к утверждению проекта. Это может быть личная подпись руководителя «Утверждаю» на самом документе, либо отдельный приказ, вводящий ЛНА в действие.

На заключительном этапе нужно обязательно ознакомить заинтересованных работников с текстом документа и зафиксировать поименно их согласие со всеми пунктами акта. Подписи работников могут быть собраны как на самом документе, так и в специально созданном журнале.

Локальные нормативные акты - это внутренние документы компании, которые регулируют и регламентируют трудовую деятельность ее персонала. Рассмотрим, что такое ЛНА в кадрах, какие виды бывают и приведем образцы оформления.

Внимание! Эти образцы помогут вам оформить обязательные локальные нормативно-правовые акты в соответствии со всеми требованиями законодательства:

Что такое локальный нормативный акт

Трудовые отношения между работодателем и физическим лицом регулируют:

  • положения федерального законодательства;
  • положения регионального и муниципального законодательства;
  • отраслевые и межотраслевые соглашения;
  • локальные нормативные акты организации.

Локальные нормативные акты - это часть правовой системы (ст. 5 ТК РФ). Они действуют только в рамках организации, их выпустившей. ЛНА регулируют трудовые отношения внутри компании как субъекта предпринимательской деятельности. Они являются источниками предпринимательского права.

Документ считается ЛНА, если соответствует признакам, указанным в таблице 1.

Таблица 1. Признаки локального нормативного акта

Признак

Расшифровка

Подзаконность

Локальные акты не могут уменьшить либо исключить базовый уровень гарантий, который предоставляют работникам указанные выше регулирующие документы. Есть возможность только расширить их.

Территориальность и субъектность

ЛНА могут действовать только на территории конкретного работодателя. Они учитывают только специфику и потребности его отношений с работниками.

Нормативность

Документ действует в отношении всех работников

Неоднократность применения

Работодатель применяет ЛНА при возникновении каждого регулируемого им случая

Утверждают в особом порядке

Утверждение проводят с учетом мнения профсоюза или иного представительного органа работников

Работайте с кадровыми документами в программе БухСофт. Это удобно. Программа подходит для любых типов организаций и ИП. Она автоматически сформирует и выведет на печать всю необходимую кадровую документацию. Также она рассчитает зарплату для любой системы, больничные, отпускные и заполнит отчетность 4-ФСС, РСВ, 2-НДФЛ, 6-НДФЛ, персучет и т.д.

Кто обязан издавать ЛНА

Есть виды локальных нормативных актов обязательные и необязательные. Все ра работодатели обязаны оформлять обязательные виды локальных нормативных актов.

Статьи 8 и 48.1 Трудового кодекса предусматривают исключение только в отношении:

  • работодателей-физлиц, которые не имеют статуса ИП;
  • микропредприятий, которые применяют типовую форму трудового договора (документ уже содержит подробную информацию о режиме работы, системе оплаты труда, вплате премий и т. д.

Виды локальных нормативных актов

Как было сказано выше, ЛНА подразделяются на обязательные и необязательные.

1. Обязательные локальные нормативные акты

Они прописаны в положениях Трудового кодекса. Например, к ним относятся:

  • штатное расписание (ч. 2 ст. 57 ТК РФ, письмо Роструда от 15.05.2014 № ПГ/4653-6-1);
  • (ч. 4 ст. 189 ТК РФ);
  • график отпусков (ч.1 ст. 123 ТК РФ, письмо Роструда от 15.05.2014 № ПГ/4653-6-1);
  • документы, регулирующие порядок оплаты труда (ч. 4 ст.123 ТК РФ);
  • которые устанавливают порядок работы с персональными данными (п. 8 ст. 86 ТК РФ).

Приказ считается ЛНА, если он содержит нормы трудового права. Если же он выполняет роль правоприменительного документа, то к локальным актам не относится. Например, приказ об утверждении графика отпусков является ЛНА, а приказ о приеме на работу - нет.

2. Необязательные локальные нормативные акты

Необязательные ЛНА работодатель оформляет при возникновении необходимости урегулировать ситуации, возникающие в процессе деятельности фирмы или ИП. Необязательными локальными актами являются:

  • положение о персонале;
  • о выплате материальной помощи;
  • о медосмотрах работников;
  • акт о дисциплинарной ответственности;
  • акт о повышении квалификации персонала.

Как накажут за отсутствие обязательных ЛНА

Отсутствие обязательных локальных нормативных актов у организации в 2019 году повлечет за собой штрафные санкции со стороны ГИТ.

Например, если у работодателя нет акта, который регламентирует индексацию заработной платы , то в соответствии со статье 5.27 КоАП оштрафуют:

  • его должностных лиц - на сумму от 1000 до 5000 рублей;
  • организацию в целом - от 30 000 до 50 000 рублей;
  • ИП - от 1000 до 5000 рублей.

Важно! Отсутствие ЛНА в части защиты персональных данных повлечет административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность работодателя и его должностных лиц.

Порядок принятия локально-нормативных актов

Порядок принятия ЛНА предусматривает выполнение шести шагов:

Шаг 1. Назначить специалистов работодателя для разработки

Как правило, это работники подразделения, которое компетентно в части определенного участка. Например, положение об оплате труда разрабатывает финансовый отдел, а правила внутреннего трудового распорядка - кадровый.

Шаг 2. Подготовить ЛНА

Шаг 3. Согласовать документ с другими подразделениями, а также с профсоюзом либо с представительной организацией работников

По общему правилу, ЛНА ни с кем не согласовывают. Согласование требуется в случаях, когда такая необходимость предусмотрена в коллективном договоре.

Кроме того, в ряде случаев мнение работников учитывают в обязательном порядке. Это случай издания документов, которые регулируют время работы и отпуска:

  • график отпусков;
  • порядок работы вахтами;
  • введение дополнительных оплачиваемых отпусков.

При этом следует принимать во внимание положения статьи 373 ТК РФ и отличать ЛНА, которые принимают с учетом мнения:

Если закон предусматривает учет мнения профсоюза, но у работодателя он не создан, следует ориентироваться на мнение существующего представительного органа работников.

Шаг 4. Утвердить ЛНА и ввести его в действие приказом директора фирмы или ИП.

Шаг 5. Ознакомить с ЛНА работников под подпись. Вновь принятых работников ознакамливают с принятыми ЛНА до момента подписания трудового договора .

Шаг 6. Направить ЛНА на хранение. Для этого на документе:

  • ставят метку «В дело» (дело, в котором ЛНА будет храниться);
  • номер дела;
  • дату;
  • исполнитель ставит свою подпись.

Особенности оформления локальных нормативных правовых актов

Законодательство не содержит специальных требований к оформлению локальных нормативных актов в трудовом праве. Работодателям следует руководствоваться ГОСТом Р7.0.97-2016. Он имеет общие требования к оформлению организационно-распорядительных документов.

Так, в шапке ЛНА нужно указать:

  • наименование фирмы-работодателя или ФИО ИП-работодателя и их реквизиты;
  • название документа: “правила”, “акт”, “положение”, “инструкция” и т.д.;
  • место оформления;
  • регистрационный номер в соответствии с используемой номенклатурой;
  • дату утверждения;
  • дату вступления в силу для случая, когда она отличается от даты утверждения.

Затем вносят основную часть ЛНА с положениями, регулирующими трудовые отношения.

В конце оформления ЛНА утверждают руководитель и при необходимости выборный орган первичной профсоюзной организации или представительный орган работников.

Есть три способа утверждения документа.

1. Грифом с подписью руководителя

Документ можно утвердить личной подписью руководителя либо приказом. В первом случае на титульном листе в правом нижнем углу ставят обязательный реквизит – «Гриф утверждения документа». Он должен содержать:

  • слово УТВЕРЖДАЮ (без кавычек)
  • наименование должности;
  • личную подпись директора;
  • его инициалы и ФИО;
  • дату и печать.

Во втором случае оформляют приказ в свободной форме. Локальный акт является приложением к нему.

2. Приказом за подписью и. о. руководителя

Такой случай подходит для ситуации, когда у фирмы нет руководителя и его обязанности исполняет уполномоченное лицо. В правом верхнем углу или по центру ЛНА ставят гриф со ссылкой на дату и номер приказа. Акт ействует с момента издания приказа.

3. Согласование с выборным органом первичной профсоюзной организации или представительным органом работников

В данной ситуации директор визирует документ только после проставления на нем грифа согласования. Реквизит согласования размещают на титульном листе либо в конце текста документа.

Срок действия и прекращение локального нормативного правового акта

По общему правилу срок действия ЛНА прописан в его тексте и вытекает из содержания. Например, график отпусков действует до 31 декабря года, для которого он составлен.

Есть ЛНА, которые принимают бессрочно. Их называют актами постоянного действия. Например, это правила внутреннего трудового распорядка.

ЛНА не имеет обратной силы. Его действие может прекратиться в трех случаях:

  1. Срок действия указан в документе и он истек. Н
  2. Утвержден равнозначный акт или документ большей юридической силы, который отменяет старый ЛНА или его часть.
  3. Начал действовать равнозначный ЛНА или документа большей юридической силы с новым содержанием.

Полезное видео



Загрузка...