novomarusino.ru

Выполнение санитарных и противопожарных норм проектирования. Противопожарные требования при планировке предприятий и населенных мест Противопожарные санитарные и экологические нормы проектирования

При составлении генерального плана предприятия вопросы санитарной и пожарной безопасности, технологической последовательности и экономической целесообразности решаются комплексно.
С точки зрения пожарной безопасности генеральные планы промышленных предприятий должны: обеспечивать необходимые безопасные расстояния от границ предприятия до соседнего предприятия, не входящего в его состав, населенного пункта, полосы магистральных железных дорог и водных путей; предусматривать правильное зониррвание зданий и сооружений с учетом их назначения и других признаков; удовлетворять требуемым противопожарным разрывам между зданиями и сооружениями.
Расстояния между промышленными предприятиями и населенными пунктами проектируют с учетом создания санитарно-защитных зон.
При зонировании (группировании) зданий и сооружений промышленного предприятия выделяют здания и сооружения основного промышленного назначения, здания и сооружения вспомогательного производственного назначения, склады, здания административного, хозяйственного и обслуживающего назначения. При этом здания н сооружения повышенной пожарной опасности располагают с подветренной стороны, учитывая при этом направление и интенсивность ветров в теплый период года. Иногда целесообразно применять минимально допустимые разрывы, обеспечивая безопасность надежными техническими средствами предупреждения или подавления пожара в его начальной стадии. Противопожарные разрывы в значительной мере обусловливаются статистическими данными о возникавших пожарах. Наименьшие противопожарные расстояния между зданиями и сооружениями зависят от степени их огнестойкости.
Величины этих противопожарных разрывов в известной мере подтверждаются и теоретическими расчетами, в основу которых положено воздействие лучистой теплоты пламени горящего здания на смежное здание. Действие конвективных потоков и искр при этом в расчет не принимается.

Таблица 1. Величины противопожарных разрывов
На основании теоретических расчетов получена величина необходимого противопожарного разрыва

Где k - коэффициент, учитывающий условия теплообмена при пожаре и зависящий от температуры пламени, максимально допустимой температуры для смежного объекта и других величин; Аф - площадь проекции поверхности пламени на плоскость, параллельную облучаемой, м2.

Противопожарные разрывы должны обеспечивать при пожарах такую интенсивность излучения на смежный объект, при которой исключается возможность его загорания в течение времени, необходимого для введения в действие средств пожаротушения.
При планировке предприятий требуется также обеспечить удобный подъезд пожарных автомобилей к зданиям. Если по производственным условиям к зданию или сооружению не подводится дорога, подъезд обеспечивается не менее чем с двух сторон по свободно спланированной территории шириной не менее 6 м. Для зданий с площадью застройки более 10 га подъезд пожарных автомобилей должен обеспечиваться со всех сторон. Для обеспечения забора воды из водоемов или пожарных гидрантов к ним следует предусматривать подъезды с площадками размером не менее чем 12х12 м. На предприятиях, где возможен разлив горючих и легковоспламеняющихся жидкостей, полотно автомобильных дорог устраивают несколько выше окружающей территории.
Основными мерами пожарной безопасности в населенных местах являются: обеспечение требуемых расстояний от пожаро- и взрывоопасных промышленных предприятий, а также крупных складов, размещаемых в населенном месте или на его окраине; соблюдение требуемых противопожарных разрывов между жилыми и общественными зданиями; размещение пожарных депо исходя из условия обеспечения своевременного прибытия пожарных машин для тушения к расположенным в населенных пунктах зданиям и сооружениям; обеспечение проездов и подъездов пожарных автомобилей к зданиям и сооружениям, к водоемам и гидрантам.
При застройке микрорайонов зданиями I и II степени огнестойкости и плотности застройки около 20% опасность распространения пожаров между зданиями уменьшается и, таким образом, одновременно с решением проблемы благоустройства решаются вопросы пожарной безопасности. Обеспечению пожарной безопасности населенных мест способствует и ограничение строительства в них некоторых промышленных предприятий. Жилые и общественные здания размещают исходя из требуемых санитарных и противопожарных разрывов, причем часто санитарные разрывы оказываются больше противопожарных.
Районы городов, застроенные деревянными сгораемыми зданиями, с противопожарной точки зрения рекомендуется разделять на отдельные части полосами зеленых насаждений лиственных пород шириной 50...40 м. Тупиковые, внутриквартальные проезды должны заканчиваться кольцевыми объездами радиусом 10 м по оси или площадками размером 12х12 м для разворота пожарных автомобилей.
Большую опасность в отношении пожаров и взрывов представляют склады. На складах обычно в больших количествах хранятся материальные ценности, многие из которых являются горючими и взрывоопасными веществами. Опасность усугубляется еще и тем, что на складах огонь распространяется очень быстро и до прибытия пожарной команды успевает захватить большие площади. Так, скорость распространения пламени по пиломатериалам составляет около 4 м/мин, а по разлившейся горючей жидкости - до 25 м/мин.
С точки зрения ограничения возможных размеров пожара существенное значение имеют планировочные и конструктивные решения складов, организация пожарной охраны и ее оснащение необходимыми средствами тушения и оповещения о пожаре. Все эти вопросы регламентируются соответствующими нормами проектирования.

Примечания.

1. Расстояния, указанные в таблице, следует принимать: для городов и других населенных пунктов - от проектной городской черты на расчетный срок 20-25 лет; для отдельных промышленных предприятий, железнодорожных станций, аэродромов, морских и речных портов и пристаней, гидротехнических сооружений, складов горючих и легковоспламеняющихся материалов, артезианских скважин - от границ отведенных им территорий с учетом их развития; для железных дорог - от подошвы насыпи или бровки выемки со стороны трубопровода, но не менее 10 м от границы полосы отвода дороги; для автомобильных дорог - от подошвы насыпи земляного полотна; для всех мостов - от подошвы конусов; для отдельно стоящих зданий - от ближайших выступающих их частей.

2. Под отдельно стоящим зданием следует понимать здание, расположенное вне населенного пункта на расстоянии не менее 50 м от ближайших к нему зданий и сооружений.

3. Минимальные расстояния от мостов железных и автомобильных дорог с пролетом 20 м и менее следует принимать такие же, как от соответствующих дорог.

4. При соответствующем обосновании допускается сокращать указанные в гр.3-9 таблицы (за исключением позиций 5, 8, 10, 13-16) и в графе 2 только для позиций 1-6 расстояния от газопроводов не более чем на 30% при условии отнесения участков трубопроводов ко II категории со 100%-ным контролем монтажных сварных соединений рентгеновскими или гамма-лучами и не более чем на 50% при отнесении их к категории В, при этом указанные в позиции 3 расстояния допускается сокращать не более чем на 30% при условии отнесения участков трубопроводов к категории В.

Указанные в позиции 1, 4 и 10 расстояния для нефтепроводов и нефтепродуктопроводов допускается сокращать не более чем на 30% при условии увеличения номинальной (расчетной) толщины стенки труб на такую величину в процентах, на которую сокращается расстояние.

5. Минимальные расстояния от оси газопроводов до зданий и сооружений при надземной прокладке, предусмотренные в позиции 1, следует принимать увеличенными в 2 раза, в позициях 2-6, 8-10 и 13 - в 1,5 раза. Данное требование относится к участкам надземной прокладки протяженностью свыше 150 м.

6. При расположении зданий и сооружений на отметках выше отметок нефтепроводов и нефтепродуктопроводов допускается уменьшение указанных в позициях 1, 2, 4 и 10 расстояний до 25% при условии, что принятые расстояния должны быть не менее 50 м.

7. При надземной прокладке нефтепроводов и нефтепродуктопроводов допускаемые минимальные расстояния от населенных пунктов, промышленных предприятий, зданий и сооружений до оси трубопроводов следует принимать как для подземных нефтепроводов, но не менее 50 м.

8. Для газопроводов, прокладываемых в лесных районах, минимальные расстояния от железных и автомобильных дорог допускается сокращать на 30%.

9. Указанные в позиции 7 минимальные расстояния от подводных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов допускается уменьшать до 50% при укладке этих трубопроводов в стальных футлярах.

10. Газопроводы и другие объекты, из которых возможен выброс или утечка газа в атмосферу, должны располагаться за пределами полос воздушных подходов к аэродромам и вертодромам.

11. Знак "-" в таблице означает, что расстояние не регламентируется.

Пожарная безопасность зданий должна обеспечиваться системой предотвращения пожара и противопожарной защитой. Для предотвращения распространения пожара здания повышенной этажности должны соответствовать первой степени огнестойкости. Противопожарная защита и повышение пределов огнестойкости перекрытий, а также коммуникационных линий, размещаемых под перекрытиями общественных зданий, достигается использованием подвесных потолков, которые изготовляются из несгораемых материалов.

В зданиях общественного назначения в несгораемых конструкциях стен огнестойкостью 1 ч часто размещаются подземные одноэтажные стоянки-гаражи на 100 легковых автомобилей. При этом из помещения стоянки устанавливаются два выезда в противоположных местах и лестница, изолированная от лестниц зданий. Стоянки запрещается размещать под зальными помещениями вместимостью более 50 чел.

Площадь этажа общественного здания, огороженного противопожарными стенами отсеков, должна быть не более 2500 м², при наличии автоматического пожаротушения площадь этажа может быть увеличена до 5000 м². При устройстве в общественных зданиях почтопроводов, в гостиницах бельепроводов, в жилых домах и обще житиях мусоропроводов их конструкции должны быть из несгораемых материалов с пределом огнестойкости 0,5 ч. Приемные клапаны должны снабжаться уплотнителями в притворах. Зазоры между коммуникациями в местах пересечений с перекрытиями и стенами должны заделываться строительными растворами и исключать распространение дыма и огня при пожаре.

Пути эвакуации людей должны ограждаться несгораемыми материалами, в зависимости от характеристики помещений рассчитываться по времени эвакуации. Время эвакуации людей из залов объемом 5000 м³ не должно превышать 2 мин, до 10 000 м³ - 3 мин, из фойе и коридоров этих залов - 3 и 4 мин, помещений, расположенных между двумя лестничными клетками,- 1 мин, лестниц- 10 мин. Для незадымляемых лестниц время эвакуации не лимитируется. Детальный расчет времени эвакуации людей для жилых и общественных зданий следует производить в соответствии со СНиП 2.01.02-85.

Расстояние между лестничными клетками рекомендуется принимать равным 12 м. Лестницы должны иметь выход непосредственно на улицу. При выходе лестниц в вестибюль их стены и перекрытия должны иметь предел огнестойкости 0,75 ч и отделяться от общих коридоров несгораемыми перегородками с самозакрываю щимися дверями с уплотнителями в притворах.

Ширина маршей лестничных клеток для эвакуации должна быть не менее 1,05 м в жилых и 1,2 м в общественных зданиях, а уклон не более 1: 2 (отношение подъема к проступи).

Для эвакуации людей при полезной площади этажа до 300 м² устанавливается одна лестница, при большей площади - две лестницы, в том числе одна незадымляемая. При большом количестве лестниц в 50% лестничных клеток предусматриваются входы из поэтажных коридоров с устройством через каждые 4 этажа по высоте лестниц отсеков из несгораемых материалов с пределом огнестойкости 0,75 ч. В отсеках должно обеспечиваться избыточное давление воздуха, подающегося через вентиляционные короба, размещенные при входе на лестницы.

При смежном размещении жилых зданий и залов общественного назначения эвакуационные лестницы должны предусматриваться раздельными. Зальные помещения общественного назначения (конференц-залы, рестораны, столовые и др.) рекомендуется размещать в нижних надземных этажах.

Противодымная защита (незадымляемость) лестничных клеток обеспечивается входом в них через наружную зону по балконам или лоджиям шириной не менее 1,2 м с высотой ограждений не менее 1,2 м. Расстояние (в осях) между дверными проемами входов и выходов из лестниц должны быть не менее 2,5 м. Выход из таких лестниц должен быть непосредственно на улицу или в вестибюль через тамбур-шлюз с подпором воздуха.

Учитывая большое сечение шахт лифтов и лестниц, при пожаре необходимо предусматривать подпор воздуха вентиляторами, установленными на чердаке здания, с запуском их от дымовых или температурных датчиков автономной системы энергопитания.

Для естественного удаления дыма из поэтажных коридоров общественных зданий в проектах необходимо предусматривать вентиляционные шахты с принудитель ным удалением. Низ воздухозаборных отверстий в этих шахтах должен располагаться не ниже 1,8 м от пола. На отсек коридора длиной не более 30 м рекомендуется устраивать одну шахту. Открывание клапанов дымоудаления должно предусматриваться автоматически от тепловых датчиков, а также дистанционно от кнопок, установленных в пожарных шкафах.

В общественных зданиях большой вместимости устанавливаются звуковые, световые и другие системы оповещения людей о пожаре. В дополнение к этому могут использоваться телефонная, внутренняя радиотрансляционная сети. В зданиях повышенной этажности осуществляется зонное оповещение, что обеспечивает безопасную поэтажную эвакуацию людей. Для ориентации людей в случае задымления здания или помещений через каждые 15 м устанавливаются электрифицированные указатели эвакуационных путей и выходов.

Автоматической пожарной сигнализацией, как правило, оборудуются коридоры и залы на 300 и более мест. Устройство внутреннего противопожарного водопровода осуществляется в соответствии с требованиями СНиП по проектированию внутреннего водопровода. Управление и контроль за электродвигателями пожарных насосов, двигателей вентиляторов системы противо-дымной защиты, системы оповещения и пожарной сигна лизации должно сосредоточиться в диспетчерских.

В общественных зданиях повышенной этажности следует предусматривать спринклерные установки пожаротушения (потолочные или настенные) типа СП по ГОСТ 14630-80 с изм. Интенсивность орошения помещений должна составлять не менее 0,04 л/с на 1 м². Поддержание требуемого давления в трубопроводах производится с помощью гидропневматических устройств. Расчетное время подачи воды составляет 60 мин.

Для пожарных автомобилей вокруг односекционных зданий на расстоянии 8-10 м устраиваются проезды шириной 4,5-6 м, у протяженных зданий проезды устраиваются с двух сторон.

Проектирование и расчет многоэтажных гражданских зданий и их элементов.

Естественное освещение. Все комнаты должны иметь естественное освещение. S оконных проемов составляет 1/5-1/8 Sпола. Освещённость коридора 1/16 Sпола. Если коридор освещен с одной стороны, максимальная протяженность коридора -24м, если с двух сторон-48м.

Инсоляция - облучение солнцем(измеряется в часах). В общем виде условия необходимой инсоляции сводятся к следующему: инсоляция помещений гражданских зданий обеспечивается такой их ориентацией и взаимным расположением, чтобы в период с 22 марта по 22 сентября в районах южнее 58° северной широты и с 22 апреля по 22 августа в районах севернее 58° северной широты не менее 2,5...3 ч в сутки непрерывно облучались естественными солнечными лучами комнаты однокомнатных квартир, 30 % комнат многокомнатных квартир, все жилые помещения в общежитиях и гостиницах, нежилые помещения с пребыванием людей более 6 ч в сутки. В южных районах страны должны приниматься меры по уменьшению инсоляции.

Для обеспечения инсоляции в жилых домах некоторых серий предложено два типовых варианта планировки квартир: меридиональная и широтная. При меридиональной ориентации здания располагают продольными осями по направлению с севера на юг. В этом случае первую половину дня солнцем освещается восточный фасад, во вторую - западный. Инсоляция при меридиональной ориентации удовлетворяется в течение дня для всех помещений здания. Проветривание. Нормальный аэрационный режим жилой застройки важно для создания благоприятных условий проживания людей. Аэрационный режим в «слое обитания человека» определяется на высоте 2 м от уровня земли. Повышенной считается скорость ветра, если она в «слое обитания человека» превышает 5 м/с. На уровне определения скорости ветра метеостанциями этот показатель значительно выше. При правильном расположении зданий, с учетом их размеров и формы можно снизить скорость ветра на 50 % и более. Окончательную картину аэрации определяют по графикам, составляемым для каждого жилого массива в районах с повышенной аэрацией. В случае необходимости в проект вносят изменения.

Наглядно видны результаты при проверке макета в аэродинамической трубе. Эффективна защита от ветра, создаваемая зелеными насаждениями.

Полное отсутствие проветривания считается нежелательным. Обычно застой воздуха наблюдается в замкнутых каменных домах без озеленения при квартальной застройке. Чтобы этого избежать, проектировщики пользуются специальными приемами застройки жилой территории 5-, 9- и 12-этажными домами, применяют озеленение. Используя рельеф и озеленение при скорости ветра, не превышающей 7 м/с, проектировщики добиваются успешного регулирования ветрового режима.

Защита от шума, пыли и газов. Планировку и застройку селитебной территории городов и других населенных пунктов следует осуществлять с учетом обеспечения допустимых уровней шума в соответствии с требованиями СНиП II-12-77. В современных городах весьма остро стоит вопрос снижения уровня шума. Его источниками в городе являются все виды транспорта, трансформаторы, некоторые промышленные предприятия и др. Градостроители стремятся защитить жителей от повышенного уровня шума, так как он вредно влияет на здоровье человека.

Для снижения уровня шума применяют искусственные и естественные элементы рельефа местности, а также размещают вдоль источников шума здания в виде сплошной застройки. В сторону источников шума могут быть обращены оконными проемами помещения, в которых уровень шума допускается более 50 дБА (магазины, предприятия службы быта и др.). В сторону источников шума могут выходить окна подсобных помещений, одной комнаты многокомнатных квартир, жилых зданий с повышенной звукоизоляцией. В снижении уровня шума велика роль зеленых насаждений, которые могут выполнять роль экрана. В комплекс мероприятий, снижающих уровень шума, входит оптимальное расположение в планировочной структуре города промышленных предприятий, аэродромов, транспортных магистралей и сооружений, регламентация движения всех видов транспорта по магистральным улицам и дорогам.

Противопожарные требования. В СНиП 2.07.01-89* установлены расстояния между зданиями и лимитируется их длина в зависимости от степени огнестойкости сооружений.

Степень огнестойкости 1-го д здания

Р Расстояние между зданиями, м, при степени огнестойкости 2-го з здания

При планировке жилых районов проектировщики должны руководствоваться требованиями и правилами, сведенными в СНиП 2.07.01-89* и СНиП 23-05-95.

Защита от шума, пыли и газов. Планировку и застройку селитебной территории городов и других населенных пунктов следует осуществлять с учетом обеспечения допустимых уровней шума в соответствии с требованиями СНиП II-12-77. В современных городах весьма остро стоит вопрос снижения уровня шума. Его источниками в городе являются все виды транспорта, трансформаторы, некоторые промышленные предприятия и др. Градостроители стремятся защитить жителей от повышенного уровня шума, так как он вредно влияет на здоровье человека. Для помещений различного назначения определены следующие допустимые уровни звука, дБА:

При проектировании селитебной территории города выполняют расчет допустимого уровня шума. При этом пользуются расчетными шумовыми характеристиками транспортных потоков на улице в час «пик», потоков железнодорожных поездов, а также источников шума внутри групп жилых домов. Эти данные определены измерениями на расстоянии 7,5 м от источников шума, дБА:

Для снижения уровня шума применяют искусственные и естественные элементы рельефа местности, а также размещают вдоль источников шума здания в виде сплошной застройки. В сторону источников шума могут быть обращены оконными проемами помещения, в которых уровень шума допускается более 50 дБА (магазины, предприятия службы быта и др.). В сторону источников шума могут выходить окна подсобных помещений, одной комнаты многокомнатных квартир, жилых зданий с повышенной звукоизоляцией. В снижении уровня шума велика роль зеленых насаждений, которые могут выполнять роль экрана. В комплекс мероприятий, снижающих уровень шума, входит оптимальное расположение в планировочной структуре города промышленных предприятий, аэродромов, транспортных магистралей и сооружений, регламентация движения всех видов транспорта по магистральным улицам и дорогам. Большое значение в снижении уровня шума имеет использование подземного пространства для размещения инженерного оборудования города, складов, холодильников, транспортных коммуникаций, ресторанов, бассейнов, спортивных залов, рынков, автомобильных станций, автобаз. Есть предложения, используя под землей трубы, переправлять по ним почту, продукты, удалять мусор

Для защиты застройки от шума и выхлопных газов автомобилей следует предусматривать вдоль дороги полосу зеленых насаждений шириной не менее 10 м.

Возмещение вреда, которое может осуществляться в натуре или в форме возмещения убытков, в том числе упущенной выгоды

Почему возникает данная проблема?

Одна из ключевых причин этой ситуации состоит в закрытом характере принятия решений в процессе проектирования. Проекты дорожного строительства не являются более объектом экологической экспертизы; в градостроительном законодательстве не предусмотрено никакой процедуры их общественного обсуждения. В условиях закрытого процесса принятия решений эксперты и проектировщики всегда оказываются под прессом активных лоббистов крупных финансовых и политических интересов.

Расстояние от зданий границ участков

ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ СНиП 2.07.01

6. ТРАНСПОРТ И УЛИЧНО-ДОРОЖНАЯ СЕТЬ

6.1. При проектировании городских и сельских поселений следует предусматривать единую систему транспорта и улично-дорожной сети в увязке с планировочной структурой поселения и прилегающей к нему территории, обеспечивающую удобные, быстрые и безопасные транспортные связи со всеми функциональными зонами, с другими поселениями системы расселения, объектами, расположенными в пригородной зоне, объектами внешнего транспорта и автомобильными дорогами общей сети.

6.19. Расстояние от края основной проезжей части магистральных дорог до линии регулирования жилой застройки следует принимать не менее 50 м, а при условии применения шумозащитных устройств, обеспечивающих требования СНиП II-12-77, не менее 25 м.

Выяснилось, что расстояние от края основной проезжей части новой автодороги до жилых домов составляет допустимые 15-17 метров. По нормам это расстояние определено в 5-25 метров.???

ЗАДАЧА 2

Град. Кодекс РФ

Статья 2. Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:

1) обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования;

2) обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности;

3) обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения;

4) осуществление строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки;

5) участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия;

6) ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

7) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов;

8) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам;

9) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности;

10) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий;

11) ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности;

12) возмещение вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объеме.

Требования к размещению АЗС согласно нормам противопожарной безопасности НПБ 111-98 устанавливаются технические требования при строительстве АЗС.

Выбор земельного участка и согласование места расположения АЗС (автозаправочных станций) осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства на основе градостроительного обоснования размещения объекта, согласованного с учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы.

10. При размещении АЗС минимальные расстояния следует определять:

· до границ земельных участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, школ-интернатов, лечебных учреждений со стационаром, одноквартирных жилых зданий, а для жилых и общественных зданий другого назначения – до окон (дверей);



Загрузка...

Реклама