novomarusino.ru

Опасные узлы и зоны машин и механизмов. Субъективные и объективные средства защиты (ограждения, блокировки, предохранительные устройства и т

Опасная зона - это пространство, в котором возможно воздействие на работающего опасного и (или) вредного производственного фактора. Опасными являются, например, зоны вокруг движущейся техники (опасность наезда на работающих), подвижных деталей и механизмов (опасность травмирования частей тела), незащищенных проводов и частей оборудования, находящихся под напряжением (опасность поражения электрическим током), перемещаемого груза (опасность травмирования при его падении), разогретых деталей (опасность ожога) и т. п. Опасная зона может быть связана с высокой температурой воздуха, пролитыми химическими веществами, падением с высоты, заваливанием землей в котловане, большим уклоном дороги, с водной переправой и т. д. Опасные зоны должны быть защищены от случайного попадания в них людей, иметь защитные ограждения, предупредительные надписи, знаки, сигналы. На рисунке!!! показаны некоторые схемы механизмов, при работе которых образуются опасные зоны.

Большую угрозу для жизни работающих представляют опасные зоны, где возможны захват и наматывание одежды, волос или конечностей работников. Их образуют ременные, цепные и шестеренные передачи, карданные и другие вращающиеся валы, детали с различными выступами, головками болтов, шплинтами и т. п. Вращающиеся одна навстречу другой детали создают опасность втягивания в механизм работающих.

Мобильная техника образует подвижные, а стационарная- неподвижные опасные зоны.

Не все опасные зоны могут быть полностью защищены. Неогражден ными остаются многие рабочие органы машин, например, вращающиеся диски, лапы промышленных роботов, режущие аппараты, пламя газовой горелки и т. д. Работая около таких зон, следует соблюдать повышенную осторожность.

Рис. . Схемы механизмов, при работе которых образуются опасные зоны:1 - вращающиеся вальцы; 2 - наждачный станок; 3 - дисковая пила; 4 - цепная передача; 5 - зубчатая передача; б- ленточный транспортер; 7 - трактор; 8 - гру- зоподъемный механизм; р - режущий механизм; 10 - ударный инструмент; 11 - шкив с крепежным винтом; 12 - пальцевая муфта; 13 - шестеренная передача; 14 - ременная передача; 15 - карданная передача

Для предупреждения несчастных случаев применяют различные технические средства обеспечения безопасности: защитные ограждения; предохранительные, тормозные, блокировочные, сигнализирующие устройства; автоматические сцепки, дистанционное управление и др.

Защитные ограждения отделяют опасную зону от человека. Они препятствуют его контакту с подвижными деталями, токоведущими частями, движущимся сырьем, вредными веществами и излучениями, предохраняют от падения с высоты ит. п.


Ограждения могут бьпь стационарными (несъемными), входящими составной частью в конструкцию агрегатов, узлов, без которых их функционирование невозможно (корпуса коробок передач и муфт сцепления, кожухи вентиляторов и т. п.), а также съемными, открывающимися, откидными, раздвижными, применяемыми для защиты механизмов, требующих периодического обслуживания, регулировок, ремонта, чистки, осмотра и т. п. Кроме того, ограждения могут быть постоянными (подавляющее большинство кожухов сельскохозяйственных машин), временными (щиты, ширмы, экраны, при- меняемые при производстве периодических, ремонтных, наладочных или разовых, временных работ), напольными, ручными (щиток электросварщика) и др.

Конструкция ограждения должна выдерживать ударные нагрузки, возникающие при разрушении рабочего органа. Сетчатые ограждения применяют только в тех случаях, когда исключено динамическое воздействие на них сырья, стружки, отходов, рабочих газов, жидкостей и т. п. Расчет ограждений на прочность проводят в каждом конкретном случае индивидуально. Каркас кабины автомобиля рассчитывают на жесткость при опрокидывании, для исключения придавливания водителя, защитного экрана металлообрабатывающего станка - на прочность для исключения «прошивания» его стружкой, вылетевшей заготовкой из патрона и т. п.

Предохранительные устройства предназначены для автоматического выключения механизма (узла, агрегата), изменения режима рабочего процесса при выходе контролируемого параметра за допустимые пределы. К ним относятся различные муфты, срезаемые шпильки, штифты, прерывающие передачу крутящих моментов на рабочие органы при их перегрузке, забивании и т. п.; концевые выключатели, ограничивающие перемещение рабочих органов; разрывные мембраны, различные клапаны, открывающиеся при повышении давления рабочего тела в системе (например, пара в котле, паров бензина в топливном баке, масла в гидросистеме автомобиля, воздуха в тормозной системе и т. п.); ограничители поднимаемой массы груза на грузоподъемных механизмах и числа оборотов в топливных насосах и карбюраторах двигателей; различные автоматические устройства, включающие аварийную вентиляцию при повышенном содержании в воздухе рабочей зоны вредных веществ или дыма при пожаре; предохранители или автоматические выключатели, отсоединяющие от сети поврежденную электроустановку; заземляющие и зануляющие устройства, снижающие напряжение на корпусах электрифицированных машин при повреждении изоляции и многие другие.

Тормозные устройства предназначены для плавной и экстренной остановки движущихся машин и частей оборудования, удержания техники на уклонах, предотвращения самоопускания груза и т. д. К техническому состоянию и эффективности тормозов автомобиля, самоходных сельскохозяйственных машин и прицепов предъявляют очень высокие требования, так как от них во многом зависит безопасность движения.

Эффективность рабочих тормозов определяют по величине тормозного (остановочного) пути, совершаемого машиной на ровной дороге с твердым покрытием после разгона до какой- либо специально установленной скорости. Максимально допустимые значения тормозного пути для каждого вида автомобильной или тракторной техники указаны в соответствующей нормативной документации. Эффективность стояночных тормозов определяют по надежности удержания машин на подъеме или спуске при определенном угле наклона поверхности.

Блокировочиые устройства применяют для выключения механизмов, остановки технологического процесса, снятия напряжения и т. п. при попытке работающего проникнуть в опасную зону, а также для исключения нарушения установленной последовательности действий.

Блокировки могут быть механическими, электрическими, электромеханическими, фотоэлектрическими, радиочастотными, пневматическими, гидравлическими и др.

Электрические, гидромеханические и другие блокировочные устройства применяют на автомобилях для предупреждения пуска двигателя при включенной передаче. Часто используют электрические блокировки в виде концевых выключателей, устанавливая их в плоскости прилегания между защитным ограждением и корпусом машины. При попытке снять кожух концевой выключатель срабатывает и отключает энергетическую установку (электродвигатель, двигатель внутреннего сгорания), что делает невозможным пуск двигателя при снятом ограждении.

Электрические и электромеханические блокировки устанавливают на входных дверях особо опасных помещений и производств (электрощитовые, лазерные или рентгеновские установки и т. п.). При попытке войти в такое помещение происходят выключение напряжения, остановка процесса и т. п.

Механическое блокировочное устройство, прерывающее передачу крутящего момента на карданный вал при снятии с него защитного кожуха, представлено на рис. Прерывание крутящего момента осуществляется за счет перемещения шлицевой втулки 2, соединяющей вал отбора мощности 8 и промежуточный вал 3 карданного соединения. При снятии с карданного вала защитного кожуха 6 подвижная ось 5 под действием пружины 7 смещается вправо и через вилку 4 передвигает втулку 2 в положение, при котором она выходит из зацепления с валом отбора мощности 8, прерывая передачу.

Рис. . Устройство, прерывающее передачу крутящего момен- та при снятий кожуха с кардан- ного вала: 1 - корпус; 2 - шлицевал втулка; 3- промежугочнъ|й вал; 4 - вилка; 5- подвижная осъ; 6 - кожух кардайного вала; 7- пружина; 8 - вал отбора мощности

Во ВНИИОТ разработана оригинальная конструкция кожуха с натяжным шкивом (рис.). При снятии кожуха 2 вместе с ним снимается натяжной шкив 3 и ременная передача ослабевает и перестает функционировать.

Рис. 21. Ограждение ременной передачи: 1-ремень; 2-кожух; 3-натяжной шкив; 4-паз; 5-планка; 6-натяжной винт.

К устройствам автоматического контроля и сигнализации относятся устройства, предназначенные для контроля, передачи и воспроизведения информации с целью привлечения внимания обслуживающего персонала и принятия им необходимых решений при появлении или возможности возникновения опасного или вредного производственного фактора. Эти устройства по назначению подразделяются на информационные, предупреждающие аварийные и ответные; по характеру сигнала – на постоянные и пульсирующие. По способу срабатывания они бывают автоматические и полуавтоматические.

Сигнализирующие устройства контролируют давление, высоту, расстояние, температуру, влажность, содержание в воздухе вредных веществ, шум, вибрацию, скорость движения, скорость ветра, вылет стрелы крана, частоту оборотов вредные излучения.

Большое распространение имеет световая и звуковая сигнализация. Световая сигнализация в электроустановках предупреждает о наличии или отсутствии напряжения, штатном режиме автоматических линий, маневрах транспортных средств.

Звуковые сигналы подаются с помощью сирен, звонков, свистков, гудков. Звук сигнала должен сильно отличаться от обычного шума, характерного для данной производственной обстановки. Звуковыми сигналами снабжаются подъемные и транспортные установки; агрегаты, обслуживаемые группой рабочих; опасные зоны. Звуковые сигналы могут применяться для предупреждения о достижении предельно допустимой концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны, предельно допустимого уровня жидкости в резервуарах, предельных температур и давлений в различных установках.

К сигнализирующим устройствам относятся также различные приборы – указатели: манометры, термометры, вольтметры, амперметры.

Человек хорошо воспринимает и запоминает зрительные образы и различные цвета. На этом основано широкое использование на предприятиях цвета в качестве закодированного носителя информации об опасности. Знаки безопасности регламентированы ГОСТ Р 12.4.026-2001, который принят и введен в действие Постановлением Государства России от 19.09.2001 №387-ст, взамен ГОСТ 12.4.026-76

Сигнальные цвета, знаки и плакаты безопасности применяют для предупреждения работающих о возможной опасности, предписания или разрешения определенных действий. Согласно ГОСТ Р 12.4.026-2001 в качестве сигнальных применяют красный, желтый, зеленый и синий цвета.

Красный цвет обозначает непосредственную опасность, запрещение. Его применяют для запрещающих знаков, отключающих устройств машин и механизмов, внутренних поверхностей открывающихся защитных кожухов и корпусов; ограждения движущихся элементов машин и механизмов, закрываемых целиком при эксплуатации, снимаемых при техническом обслуживании или ремонте; сигнальных ламп, извещающих об опасности; пожарной техники, оборудования и инвентаря.

Желтый цвет обозначает предупреждение, возможную опасность. Его применяют для предупреждения знаков, открытых движущихся частей оборудования (маховичков, подвижных столов станков, машин и др.); кромок оградительных устройств, не полностью закрывающих движущие элементы; постоянных и временных ограждений, устанавливаемых на границах опасных за, у проемов, ям, котлованов; ограждений лестниц, балконов и других мест, где возможно падение с высоты; элементов грузоза- хватных приспособлений, траверс, подъемников и т. п.

Предупреждающую окраску в виде чередующихся наклонных под углом 45...60º черных и желтых полос шириной от 30 до 200 мм применяют для обозначения низких балок, колонн, выступов, малозаметных ступеней, сужений проездов, элементов внутрицехового транспорта, подъемно-транспортного оборудования, кабин, бамперов, боковых поверхностей электрокаров, кранов, обойм грузовых крюков и др.

Зеленый цвет обозначает предписание, безопасность. Его применяют для предписывающих знаков, дверей и световых табло эвакуационных и запасных выходов, сигнальных ламп и т. д.

Синий цвет обозначает указание, информацию. Его применяют для указательных знаков, в ряде других случаев.

Сигнальные цвета используют для опознования различных веществ и материалов, аппаратуры, органов управления и т. п. Например, трубопроводы воды при необходимости окрашивают в зеленый цвет, пара - в красный, воздуха - в синий, горючего газа - в желтый, горючей жидкости - в коричневый и т. д. Баллоны с сжатым или сжиженным аммиаком окрашивают в желтый, воздухом - в черный, кислородом - в голубой, ацетиленом - в белый цвет и т. д. Коробки промышленных противогазов, применяемых для защиты от паров органических веществ, окрашивают в коричневый цвет, от кислых газов - в желтый, от оксида углерода - в красный и т. д.

Опознавательные цветные полосы наносят на пестицидную тару, сигнальные красители добавляют в ртутные протравливатели, этилированный бензин; сигнальную (оранжевого цвета) спецодежду используют дорожные рабочие и т. д.

Кроме сигнальных цветов широко применяют различные опознавательные надписи, наносимые на корпуса машин, оборудование, тару. Например, надписи «Перевозка людей запрещена» наносят на борта транспортных прицепов, «Ядовито» - на мешки с протравленным зерном, «Огнеопасно» - на тару с легковоспламеняющимися веществами и т. д.

Знаки безопасности по ГОСТ Р 12.4.026-2001 подразделяют на шесть групп: запрещающие (запрещают выполнять определенные действия), предупреждающие (о возможной опасности), предписывающие (выполнять определенные действия), знаки пожарной безопасности, эвакуационные знаки и указательные (мест расположения различных объектов, уст- ройств). В местах, зонах, пребывание в которых связано с возможной опасностью для работающих, а также на производственном оборудовании, являющемся источником опасности, установка знаков безопасности обязательна. Знаки, установленные на воротах и входных дверях, распространяют свое действие на все помещение, а у въезда на объект - на весь объект.

18. Средства индивидуальной защиты

Средства индивидуальной защиты используются в тех случаях, когда исчерпываются возможности создать здоровые и безопасные условия труда с помощью санитарно-гигиенических, технических и других коллективных средств защиты.

Средства индивидуальной защиты в отличие от коллективных, защищают индивидуально каждого человека. По своему функциональному назначению они подразделяются на средства защиты органов дыхания; специальную одежду, специальную обувь; средства защиты рук, головы, лица, глаз, органа слуха; предохранительные приспособления; защитные дерматологические средства (ГОСТ 12.4.011-89 «ССБТ. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация»).

Средства индивидуальной защиты органов дыхания предназначены для защиты от воздействия вредных газов, паров, дыма, тумана и пыли, содержащихся в воздухе рабочей зоны, а также для обеспечения кислородом при недостатке его в окружающей атмосфере. По принципу действия средства индивидуальной защиты органов дыхания бывают фильтрующие и изолирующие.

Фильтрующие средства индивидуальной защиты органов дыхания применяются тогда, когда во вдыхаемом воздухе содержится не менее 18% по объему кислорода и ограничена концентрация вредных веществ.

Фильтрующие элементы этой группы средств защиты изготавливаются из специальных материалов ФПП-15 или ФПП-70, обладающих высокой защитной эффективностью по отношению к наиболее высокодисперсным проникающим аэрозолям (диаметр частиц 0,3…0,4 мм). Для улавливания грубодисперсных аэрозолей респираторы У-2к и РП-к имеют, кроме того, пористый пенополиуретан (рис.)

Изолирующие средства индивидуальной защиты органов дыхания применяются при недостатке кислорода и неограниченных концентрациях вредных веществ. Дыхание в них обеспечивается за счет подачи чистого воздуха по шлангу или за счет носимого запаса кислорода. Для защиты органов дыхания от аэрозолей (пыли) используют противопылевые маски и респираторы: «Лепесток», «Астра-2», Ф-62Ш, У-2к, РП-к.Если же в воздухе наряду с аэрозолями присутствуют вредные пары и газы, то необходимо применять универсальные и противогазовые респираторы (РУ-60м, РПГ-67) или противогазы.

Противопылевые респираторы применяют при концентрации аэрозолей до 200ПДК. Противогазовые универсальные респираторы используют при концентрации паров и газов до 15ПДК. Противогазы эффективно защищают органы дыхания, когда концентрация паров газов не превышает 0,5% по объему.

Противопылевые респираторы по конструктивному исполнению делятся на два типа: патронные, состоящие из маски и фильтрующего элемента – патрона («Астра-2», Ф-62Ш) и фильтрующие маски, у которых фильтрующим элементом служит лицевая часть маски (ШБ-1, «Лепесток», У-2к, РП-к, «Снежок-КУ»).

Бесклапанные респираторы модели ШБ – «Лепесток» надежно защищают при концентрации вредных аэрозолей, превышаюших ПДК в 5,40,200 раз. Соответственно этому они имеют марки «Лепесток-5», «Лепесток-40» и «Лепесток-200».

Респиратор «Астра-2» предназначен для защиты от высокодисперсных аэрозолей.

Для защиты от нетоксичных промышленных пылей служит респиратор Ф-62Ш.

Простой противогазовый респиратор РПГ-67 предназначен для защиты органов дыхания от парообразных веществ и газов, не превышающих 15ПДК.

Наиболее эффективным является универсальный противогазовый респиратор РУ-60М, защищает органы дыхания не только от газов, но и от паров, пыли и дыма.

Универсальный респиратор «Снежок-КУ» защищает от кислых газов, паров и пыли.

Для одновременной защиты органов дыхания, кожи лица и глаз от воздействия вредных для здоровья веществ, присутствующих в воздухе в виде газов, паров и аэрозолей, применяются промышленный фильтрующий противогаз. Он состоит из резинового шлема-маски с системой клапанов, из фильтрующей коробки и соединительной гофрированной резиновой трубки.

Когда концентрация вредных веществ превышает предел эффективных защитных свойств противогазов, то используют шланговые изолирующие дыхательные аппараты ПШ-1, ПШ-2, РМП-62, ЛИЗ-5.

Вопрос № 3. Опасные узлы и зоны машин и механизмов. Субъективные и объективные средства защиты (ограждения, блокировки, предохранительные устройства и т. д.). Схемы и эскизы устройств

освещение производственный взрыв давление

Ответ: В соответствии со статьей 215 Трудового кодекса РФ все машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, в том числе иностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, установленным в РФ, и иметь сертификаты соответствия.

Надзор за изготовлением, установкой и безопасной эксплуатацией объектов повышенной опасности: паровых котлов, цистерн и сосудов, работающих под давлением, баллонов для сжатых, сжиженных и растворенных газов, трубопроводов для пара и горячей воды, сооружений и устройств для подъема грузов и людей (лифты, эскалаторы), а также большинства видов грузоподъемных кранов осуществляется соответствующей инспекцией в сфере промышленной безопасности - инспекцией Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (далее: инспекция).

Опасной зоной называется пространство, в котором возможно возникновение опасного или вредного производственного фактора.

К опасным относятся зоны, расположенные рядом с не огражденными перепадами по высоте, неизолированными токоведущими частями электрооборудования, перемещающимися орудиями лова, машинами, их частями и работающими органами. Опасными зонами считаются также места, в которых производятся или хранятся вредные вещества в концентрациях выше предельно допустимых, вредные излучения и места, над которыми перемещаются грузы, в которых шум превосходит предельно допустимые нормы. Опасные зоны возникают также при разрушении тех или иных конструкций. Опасные и вредные производственные факторы могут присутствовать постоянно, возникать периодически или появляться внезапно в результате разрушения оборудования или иных аварий. Поэтому опасные зоны по характеру действия указанных факторов могут быть как стационарными (постоянными), так и не стационарными.

Нестационарные опасные зоны обычно возникают под действием множества изменяющихся опасных факторов, предвидеть которые не всегда удается. Установить их действие возможно только при тщательном изучении обстоятельств, при которых эта зона образовалась. Для определения пространственной протяженности опасные зоны предварительно определяются ее габаритные размеры на основе монографического и топографического анализа опасных и травматических ситуаций. Степень опасности и ее показатель даже в пределах одной зоны не являются величиной постоянной во времени, так как внешние факторы периодически меняются. В зависимости от качества внешних факторов и частоты их степени. На судне в силу специфики производственного процесса значительная его часть осуществляется непосредственно в опасной зоне. Как показывает анализ промысловых расписаний 54 % рабочих мест матросов-добытчиков расположено в опасных зонах, где выполняются производственные задания.

Вся промысловая палуба во время движения сетного полотна представляет собой опасную зону, так как работающие находятся в контакте с перемещающимися орудиями лова при значительной скорости их движения. Движение может быть обусловлено самой организацией технологического процесса, но может быть и не преднамеренным, случайным, возникающим под влиянием крена судна и отсутствия креплений.

Для повышения уровня безопасности при передвижении матрос по технологическим маршрутам необходимо совершенствовать промысловое расписание, направляя усилие на исключение технологических маршрутов и рабочих мест из опасной зоны, в том числе и натянутых канатов, около перемещающихся элементов промыслового вооружения, на заливаемых участках палубы. Одним из перспективных путей повышения уровня безопасности труда в этих условиях является повышение непрерывности промысловых операций, внедрение различного рода автоматов и роботов, удлинение промысловой палубы, проводка канатов таким образом, чтобы при их обрыве была максимально уменьшена вероятность травмирования обслуживающего персонала, сокращение площади опасной зоны.

Для профилактики несчастных случаев в опасных зонах целесообразна реализация ниже следующих мероприятий:

I. Устройство предохранительных и защитных приспособлений, блокировок, дублирующих средств безопасности на производственном оборудовании.

  • а) ограждение опасных зон - движущихся частей машин и механизмов, зон выделения отлетающих частиц отработанного материала, токоведущих частей электрооборудования, зон высоких температур, вредных излучений, зон, опасных в отношении взрыва, люков и других приемов, работающих площадок, расположенных на высоте,
  • б) предохранительные устройства: от механических перегрузок - фрикционные и пружинные муфты, шпильки, штифты и др., - от превышения давления (предохранительные и редукционные клапаны, регуляторы давления и др.), от температурных перенапряжений (автоматические приборы, регулирующие температуру), от перемещения движущихся частей за установленные пределы (ограничители хода, автоматические выключатели подъема и т.д.), от воспламенения и взрыва различных веществ (гидравлические затворы), от перенапряжения электрического тока.

II. Усовершенствование в соответствии с правилами электробезопасности различных приспособлений для автоматического защитного отключения трансформаторных установок, камер, подстанций, линий эл. передач, систем.

III. Установка пусковых приборов и устройство приспособлений с необходимыми блокировками и сигнализацией автоматического или дистанционного управления различными двигателями, агрегатами, машинами для быстрейшей их остановки в целях обеспечения безопасности работающих.

YI. Установка приборов контроля статического электричества, измерение сопротивления изоляции, контроля взрывоопасной и газо-насыщенной среды.

Y. Устройство и усовершенствование средств сигнализации в целях совершенствования безопасности работающих на машинах и механизмах внутризаводского транспорта, на путях движения транспортных средств, на грузоподъемных устройствах, на агрегатах и оборудовании при достижении предельно-допустимых параметров в процессе производства, в холодильных камерах, в трюмах и т.д., для быстрой связи между людьми, пребывающими в разобщенных помещениях и отсеках.

YI. Установка средств телевизионного и радиоуправления технологическим процессами, подъемными и транспортными устройствами, если это вызывается требованиями безопасности.

YII. Приведение в соответствие с требованиями правил безопасности паровых, водяных, газовых, кислотных и других производственных помещений в том числе окраска и маркировка в сигнально предупреждающие и опознавательные цвета.

Оградительные и предохранительные устройства:

В целях безопасности обслуживающего персонала движущиеся части оборудования, открытые проемы и отверстия в оборудовании, через некоторые в процессе эксплуатации могут выделяться пламя, газы, пыль, лучистая теплота и др. должны быть надежно ограждены.

Эти ограждения по возможности следует изготавливать конструктивно встроенными в оборудование и они не должны препятствовать нормальной его эксплуатации.

Открывающееся или съемное ограждение особо опасных мест рекомендуется блокировать с пусковым устройством механизмов и машин, а для фиксации в открытом или закрытом положении - специальными автоматическими устройствами.

Для ограждения опасных мест, возникающих на судне в процессе промысловых работ, должны быть предусмотрены съемные леера. Нормами и правилами техники безопасности предусмотрены ограждения рабочих органов оборудования и зон их действия, доступ в которые может привести к травмированию.

Для исключения самопроизвольного перемещения органов управления оборудования должны иметься устройства, фиксирующие рукоятки, маховики, штурвалы в рабочем положении. Для экстренной остановки при несчастном случае или аварийной ситуации механизмы должны быть снабжены дублирующим выключателем.

Режущие инструменты снабженные механическим приводом обязательно оснащаются прочными конструктивными ограждениями (укрытиями), способными выдержать удары при разрушении режущего инструмента. Эти ограждения должны препятствовать проникновению к режущему инструменту или доступу рук в зону их действия, а также быть сблокированы с пусковыми - остановочными устройствами машины и станков.

У машин, встраиваемых в специализированные автоматические линии, а также у крупного оборудования при наличии двух и более рабочих мест предусматривается звуковая и световая сигнализация, предупреждающая о пуске оборудования; и аварийные кнопки «СТОП» на каждом рабочем месте.

Звуковая и световая сигнализации применяются при выполнении технологических процессов на случай достижения предельных значений времени, температуры, давления, уровня жидкости или сыпучих материалов. Предусматриваются предохранительные устройства и блокировки, срабатывающие при выходе параметра за пределы допустимых значений и автоматически устраняющих возникшую опасность.

Оборудование, в процессе работы которого возможно выделение газов, паров, аэрозолей, пыли и других вредных веществ, должны быть снабжены местными отсасывающими вентиляционными устройствами, являющиеся конструктивной частью машины, иметь герметический корпус. При этом вентиляционные и аспирационные системы необходимо блокировать с пусковыми устройствами технологического оборудования.

В целях безопасности все ножевые диски филеровочных машин должны иметь радиальные ограждения с блокировками, исключающих вращение ножей без оградительных устройств.

В моечных машинах барабаны должны закрепляться легкими кожухами для предотвращения разбрызгивания. Машины для мойки банок оборудуются ограждениями, исключающими возможность ожогов обслуживающего персонала.

Блонширователи должны иметь надежную изоляцию. Наружной поверхности, мест входа и выхода пара. На них должны быть установлены термометры и предохранительные клапаны. Дверцы сушильных камер должны плотно закрываться предохранительными затворами. Паровые котлы должны быть оборудованы запорными вентилями для отключения пара, подаваемого на котел, клапаном для спуска конденсата, манометром и предохранительным подрывным клапаном.

При работе закаточных машин особую опасность представляют подающие звездочки. Основными причинами травм являются захваты одежды движущимися частями и затягивание рук под звездочку или прижатие кисти рук к закаточному патрону. Поэтому при работе на закаточных машинах опасно направлять руками банки, неправильно установленные на патроне, снимать на ходу смятую или заклинившую банку, направлять банку на конвейере вблизи узла закатки, брать руками банки после первой операции.

Закаточные машины должны иметь блокировку, обеспечивающую остановку машины в случае смятия банок.

При работе на закаточных машинах с индивидуальным приводом чаще всего наблюдаются порезы рук деформированными крышками. Поэтому необходимо работать в защищенных перчатках.

Высокие температуры и давление пара и воды в автоклаве при неправильной эксплуатации могут явиться причиной травмирования обслуживающего персонала. Для обеспечения безопасной работы автоклавы должны быть снабжены контрольно-измерительными приборами, предохранительной, редуцирующей и запорной арматурой, в том числе приспособлениями для отключения автоклава от трубопровода, подводящего пар и воду, приспособлениями для выпуска из автоклава пара и воды, а также блокирующими устройствами, исключающими возможность пуска пара при не полностью закрытой крышке или наличии в автоклаве давления выше атмосферного.

Основными видами травматизма машинистов рыбомучной установки являются захваты рук шнеками, зубьями дробилок, размельчителей, отравление ядовитыми веществами, ожог различных участков тела горячей водой: паром, нагретыми поверхностями. Для безопасной эксплуатации указанного оборудования необходимо четкое соблюдение действующих инструкций по ТЭ и ТБ.

К переносным сигналам относятся:

  • 1) щиты прямоугольной формы красного цвета с обеих сторон или с одной стороны красного, а с другой - белого цвета;
  • 2) квадратные щиты желтого цвета (обратная сторона зеленого цвета);
  • 3) фонари на шестах с красным огнем и красные флаги на шестах (рис. 2).

Рисунок 2 - Варианты установок переносных сигналов

Переносными сигналами предъявляются требования:

  • 1) прямоугольный щит красного цвета (или красный флаг на шесте) днем и красный огонь фонаря на шесте ночью - стой! Запрещается проезжать сигнал (рис. 3а);
  • 2) квадратный щит желтого цвета днем и ночью (рис. 3б) при расположении опасного места:

на перегоне - разрешается движение с уменьшением скорости, впереди опасное место, требующее остановки или проследования с уменьшенной скоростью;

на главном железнодорожном пути железнодорожной станции - разрешается движение с уменьшением скорости, впереди опасное место, требующее проследования с уменьшенной скоростью;

на остальных станционных железнодорожных путях - разрешается проследование сигнала со скоростью, указанной в предупреждении, а при отсутствии его - на железнодорожных путях общего пользования со скоростью не более 25 км/ч, а на железнодорожных путях необщего пользования - со скоростью не более 15 км/ч.

Обратная сторона квадратного щита (зеленого цвета) днем и ночью (рис. 3в) на перегоне и на главном железнодорожном пути железнодорожной станции указывает на то, что машинист поезда имеет право повысить скорость до установленной после проследования опасного места всем составом.

Рисунок 3 - Варианты переносных сигналов

Всякое препятствие для движения поездов на перегоне должно быть ограждено сигналами остановки независимо от того, ожидается поезд или нет.

Места производства работ на перегоне, требующие остановки поездов, ограждаются так же, как и препятствия.

Препятствия на перегоне ограждаются с обеих сторон на железнодорожных путях общего пользования на расстоянии 50 м, а на железнодорожных путях не общего пользования - 15 м от границ ограждаемого участка переносными красными сигналами. На железнодорожных путях общего пользования от этих сигналов на расстоянии Б, указанном в графе 4 таблицы 1, в зависимости от руководящего спуска и максимальной допускаемой скорости движения поездов на перегоне, укладывается по три петарды и на расстоянии 200 м от первой, ближней к месту работ петарды, в направлении от места работ, а на железнодорожных путях не общего пользования на расстоянии «Т» устанавливаются переносные сигналы уменьшения скорости.

На железнодорожных путях не общего пользования при движении вагонами вперед расстояние установки переносных сигналов увеличивается на длину поезда, обращающегося на конкретном участке.

Схемы ограждения препятствий и мест производства работ на железнодорожных путях общего пользования на однопутном участке приведены на рис. 4, на одном из железнодорожных путей двухпутного участка - на рис. 5, на обоих железнодорожных путях двухпутного участка - на рис. 6, а на железнодорожных путях не общего пользования - соответственно на рис. 7-9.

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8

Рисунок 9

На железнодорожных путях общего пользования переносные сигналы уменьшения скорости и петарды должны находиться под охраной сигналистов, стоящих с ручными красными сигналами в 20 м от первой петарды, а на железнодорожных путях не общего пользования - от сигналов уменьшения скорости в сторону места работ (места препятствия). Переносные красные сигналы должны находиться под наблюдением руководителя работ.

При производстве работ развернутым фронтом (более 200 м) места работ ограждаются в порядке, указанном на рис. 10. На железнодорожных путях общего пользования переносные красные сигналы, установленные на расстоянии 50 м, а на железнодорожных путях необщего пользования - 15 м от границ участка, требующего ограждения, должны находиться под охраной стоящих около них сигналистов с ручными красными сигналами.

Рисунок 10.

Если место препятствия или производства работ на перегоне находится вблизи железнодорожной станции и оградить это место в установленном порядке невозможно, то со стороны перегона оно ограждается так, как указано в настоящем пункте, а со стороны железнодорожной станции переносной красный сигнал устанавливается на оси железнодорожного пути против входного светофора (или сигнального знака «Граница станции»). При этом на железнодорожных путях общего пользования с укладкой трех петард, охраняемых сигналистом (рис. 11), а для железнодорожных путей не общего пользования без укладки петард (рис. 12). Если место препятствия или производства работ расположено на расстоянии менее 60 м от входного светофора (или сигнального знака «Граница станции»), то петарды со стороны железнодорожной станции не укладываются, а на железнодорожных путях не общего пользования не устанавливаются переносные сигналы уменьшения скорости. Схема ограждения препятствия перед входным светофором на железнодорожных путях общего пользования приведена на рис. 86, а на железнодорожных путях не общего пользования - на рис. 12.

На железнодорожных путях необщего пользования место препятствия для производства работ на перегонах, требующее следования поездов с уменьшенной скоростью, ограждается на расстоянии «Т» от границ ограждаемого участка переносными сигналами уменьшения скорости.

Схема установки сигнала уменьшения скорости на однопутном перегоне приведена на рис. 13, на одном из железнодорожных путей двухпутного перегона - на рис. 14, на обоих железнодорожных путях двухпутного перегона - на рис. 15.

Рисунок 13

Рисунок 14

Рисунок 15

При подходе поезда к переносному желтому сигналу машинист обязан подать один длинный свисток локомотива, моторвагонного поезда, специального самоходного железнодорожного подвижного состава, а при подходе к сигналисту с ручным красным сигналом подать сигнал остановки и принять меры к немедленной остановке поезда, чтобы остановиться, не проезжая переносного красного сигнала.

Сигналисты для отличия от других работников железнодорожного транспорта должны носить головной убор с верхом желтого цвета.

Места препятствий для движения поездов и места производства работ на многопутных перегонах ограждаются в соответствии с порядком, установленным владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей не общего пользования.

При внезапном возникновении препятствия на перегоне и отсутствии необходимых переносных сигналов следует немедленно на месте препятствия установить сигнал остановки (рис. 16): днем - красный флаг, ночью - фонарь с красным огнем и с обеих сторон на железнодорожных путях общего пользования на расстоянии Б, указанном в графе 4 таблицы 1, в зависимости от руководящего спуска и максимальной допускаемой скорости движения поездов на перегоне уложить по три петарды, а на железнодорожных путях не общего пользования установить сигнал остановки со стороны ожидаемого поезда - на расстоянии «Т».

Рисунок 16

Петарды должны охраняться работниками подразделений владельца инфраструктуры или владельца железнодорожных путей необщего пользования, которые обязаны стоять с ручными красными сигналами на расстоянии 20 м от первой петарды в сторону места препятствия.

Сигналы устанавливаются в первую очередь со стороны ожидаемого поезда. На однопутных участках, если неизвестно с какой стороны ожидается поезд, сигналы устанавливаются в первую очередь со стороны спуска к ограждаемому месту, а на площадке - со стороны кривой или выемки.

Детальный порядок действий работников при ограждении внезапно возникших препятствий определяется владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.

Места, через которые поезда могут проходить только с проводником (со скоростью менее 15 км/ч), а также сплетения железнодорожных путей на двухпутных участках в одном уровне ограждаются как место препятствия для движения, но без укладки петард. Об установке этих сигналов на поезда выдаются письменные предупреждения.

При необходимости пропустить с проводником поезд, на который не выдано предупреждение, укладка петард обязательна.

Если пропуск поездов с проводником устанавливается на продолжительное время, то переносные красные сигналы допускается заменять светофорами прикрытия, оставляемыми в закрытом положении, с установкой впереди них предупредительных светофоров (рис. 17).

Рисунок 17

Места установки светофоров прикрытия определяются владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.

При открытии с обеих сторон ограждаемого места путевых постов движение поездов между этими постами производится по одному из применяемых средств сигнализации и связи без проводника. В отдельных случаях при этом для наблюдения за следованием поезда по огражденному месту с установленной скоростью может назначаться и проводник.

Петарды во всех случаях укладываются в количестве трех штук: две на правом рельсе железнодорожного пути по ходу поезда и одна на левом (см. рис. 16). Расстояние между петардами должно быть по 20 м.

Переносные сигналы уменьшения скорости и сигнальные знаки «Начало опасного места» и «Конец опасного места» устанавливаются на железнодорожных путях общего пользования по схемам, указанным на рис. 70, 71, 72, а на железнодорожных путях необщего пользования.

Если место, требующее уменьшения скорости на перегоне, расположено вблизи железнодорожной станции и оградить его в установленном порядке невозможно, то со стороны перегона оно ограждается так, как указано в настоящем пункте, а со стороны железнодорожной станции на железнодорожных путях общего пользования - в порядке, указанном на рис. 18, а на железнодорожных путях необщего пользования - на рис. 19.

Рисунок 18

Рисунок 19

При подходе к переносному желтому сигналу машинист локомотива, мотор-вагонного поезда, специального самоходного железнодорожного подвижного состава обязан подать один длинный свисток и вести поезд так, чтобы проследовать место, огражденное переносными сигнальными знаками «Начало опасного места» (рис. 20а) и «Конец опасного места» (рис. 20б), со скоростью, указанной в предупреждении, а при отсутствии предупреждения на железнодорожных путях общего пользования - со скоростью не более 25 км/ч, а на железнодорожных путях необщего пользования - не более 15 км/ч.

Сигнальный знак «Конец опасного места» помещается на обратной стороне знака «Начало опасного места».

Рисунок 20 а и б

Переносные сигналы уменьшения скорости и сигнальные знаки «Начало опасного места» и «Конец опасного места» на станционных железнодорожных путях и многопутных перегонах могут применяться с укороченными шестами.

Места производства работ на железнодорожном пути, не требующие ограждения сигналами остановки или уменьшения скорости, но требующие предупреждения работающих о приближении поезда, ограждаются переносными сигнальными знаками «С» - подача свистка, которые устанавливаются у железнодорожного пути, где производятся работы, а также у каждого смежного главного железнодорожного пути. Расстановка сигнальных знаков «С» показана на рис. 21, где для железнодорожных путей необщего пользования расстояние от места работ до сигнального знака «С» равно расстоянию «Т».

Переносные сигнальные знаки «С» устанавливаются таким же порядком у смежных главных железнодорожных путей и при производстве работ, огражденных сигналами остановки (рис. 5, 11-15) или сигналами уменьшения скорости.

На перегонах, где обращаются поезда со скоростью более 120 км/ч, переносные сигнальные знаки «С» устанавливаются на расстоянии 800 - 1500 м от границ участка работ.

Рисунок 21

Всякое препятствие для движения по станционным железнодорожным путям и стрелочным переводам должно быть ограждено сигналами остановки независимо от того, ожидается поезд (маневровый состав) или нет.

При ограждении на станционном железнодорожном пути места препятствия или производства работ сигналами остановки все ведущие к этому месту стрелки устанавливаются в такое положение, чтобы на него не мог выехать железнодорожный подвижной состав, и запираются или зашиваются костылями. На месте препятствия или производства работ на оси железнодорожного пути устанавливается переносной красный сигнал (рис. 22).

Если какие-либо из этих стрелок направлены остряками в сторону места препятствия или производства работ и не дают возможности изолировать железнодорожный путь, такое место с обеих сторон ограждается переносными красными сигналами, устанавливаемыми на железнодорожных путях общего пользования на расстоянии 50 м, а на железнодорожных путях необщего пользования - 15 м от границ места препятствия или производства работ (рис. 23). В том случае, когда остряки стрелок на железнодорожных путях общего пользования расположены ближе чем на 50 м, а на железнодорожных путях необщего пользования - ближе чем на 15 м от места препятствия или производства работ, между остряками каждой такой стрелки устанавливается переносной красный сигнал (рис. 24).

Рисунок 22

Рисунок 23

Рисунок 24

При ограждении переносными красными сигналами места препятствия или производства работ на стрелочном переводе сигналы устанавливаются: со стороны крестовины - против предельного столбика на оси каждого из сходящихся железнодорожных путей; с противоположной стороны на железнодорожных путях общего пользования - в 50 м, а на железнодорожных путях необщего пользования - в 15 м от остряка стрелки (рис. 25).

Рисунок 25

Если вблизи от стрелочного перевода, подлежащего ограждению, расположена другая стрелка, которую можно поставить в такое положение, что на стрелочный перевод, где имеется препятствие, не может выехать железнодорожный подвижной состав, то стрелка в таком положении запирается или зашивается. В этом случае переносной красный сигнал со стороны такой изолирующей стрелки не ставится.

Когда стрелку в указанное положение поставить нельзя, то на железнодорожных путях общего пользования на расстоянии 50 м, а на железнодорожных путях необщего пользования - 15 м от места препятствия или производства работ в направлении к этой стрелке устанавливается переносной красный сигнал (рис. 25).

Если место препятствия или производства работ находится на входной стрелке, то со стороны перегона оно ограждается закрытым входным сигналом, а со стороны железнодорожной станции - переносными красными сигналами, устанавливаемыми на оси каждого из сходящихся железнодорожных путей против предельного столбика.

Когда место препятствия или производства работ находится между входной стрелкой и входным сигналом, то со стороны перегона оно ограждается закрытым входным сигналом, а со стороны железнодорожной станции - переносным красным сигналом, установленным между остряками входной стрелки (рис. 28).


Рисунок 28

Дежурный стрелочного поста, обнаруживший препятствие на стрелочном переводе, должен немедленно установить один переносной красный сигнал на месте препятствия (до начала работ по ремонту) и доложить об этом дежурному по железнодорожной станции.

Место, требующее уменьшения скорости, расположенное на главном железнодорожном пути железнодорожной станции, ограждается переносными сигналами уменьшения скорости и сигнальными знаками «Начало опасного места» и «Конец опасного места», как показано на рис. 29 и 30.

На железнодорожных станциях железнодорожных путей необщего пользования, не оборудованных устройствами электрической централизации стрелок и светофоров, в случае остановки поезда в горловине железнодорожной станции и отсутствии прохода (установленного расстояния между осями станционных железнодорожных путей) по смежным железнодорожным путям, все выходы с этих железнодорожных путей ограждаются сигналами остановки.

Эффективность действия объективных средств защиты работающих и тем самым обеспечение здоровых и безопасных условий труда во многом определяются надежностью и безотказностью их работы.

Вопрос № 4. Опасность напряжения шага, напряжения прикосновения при замыкании токоведущих частей электроустановок на землю

Ответ:Напряжение шага - это напряжение между двумя точками цепи тока, на которых одновременно стоит человек, т.е. между точками, находящимися одна от другой на расстоянии шага (рис.).

Рис.

Попав в зону растекания тока, человек может оказаться под разностью потенциалов и в случае, если он не касается частей электроустановки, находящейся под напряжением:

На расстоянии 10 - 20 м от места замыкания шаговое напряжение практически не представляет опасности. При шаге, равном 0,8 м, может возникнуть довольно интенсивная судорога, если шаговое напряжение равно 100 - 150 В. Такое напряжение при протекании тока по пути «нога - нога» еще не опасно. Но в результате судороги мышц ног человек может упасть на землю, при этом за счет увеличения расстояния между точками земли, которых при падении он будет касаться руками и ногами, увеличится разность потенциалов. Кроме того, ток будет протекать по более опасному пути «руки - ноги». Совокупность этих факторов может привести к поражению человека электрическим током.

Оказавшись случайно в зоне растекания тока, т. е. под шаговым напряжением, человек должен соединить ноги вместе и не спеша выходить из опасной зоны так, чтобы при передвижении ступня одной ноги не выходила за ступню другой.

Замыканием на землю называют случайное электрическое соединение токоведущей части непосредственно с землей или нетоковедущими проводящими конструкциями или предметами, не изолированными от земли. Замыкание частей электроустановки на землю сопровождается протеканием через нее тока. Земля становится участком электрической цепи. И поскольку земля обладает некоторым сопротивлением, имеет место падение напряжения и появляется разность потенциалов между отдельными точками на ее поверхности.

Рассмотрим схему растекания тока в земле при пробое изоляции электроустановки или падении оборванного провода на землю. Так как размеры и форма электродов (заземлений) весьма различны, а электрические свойства грунта, как правило, неоднородны, закон распределения потенциалов в реальных условиях определяется сложной зависимостью. Для простоты проанализируем характер изменения электрического поля при стекании тока с одиночного полусферического заземлителя, заглубленного в однородном грунте с удельным сопротивлением (рис.):

Рис.

При пробое или нарушении изоляции электроустановок их корпуса и соединённые с ними заземлители оказываются под напряжением. При прикосновении к любому корпусу электроустановки 1, 2, 3 возникает опасность поражения человека электрическим током. Ток, протекающий через корпус электроустановки и заземлитель, растекается по значительному объёму земли. В этом случае земля становится участком электрической цепи. Пространство вокруг заземлителя, где проходит растекание тока на землю, называют полем растекания. Теоретически оно простирается до бесконечности. Однако в действительных условиях уже на расстоянии 20 м от заземлителя сечение слоя земли, через которое проходит ток, оказывается столь большим, что плотность тока здесь практически равна нулю.

Как видно из рисунка на расстоянии 1 м от заземлителя падение напряжения составляет 68 %, на расстоянии 10 м - 92 % а на расстоянии 20 м потенциалы точек настолько малы, что практически могут быть приняты равными нулю. Эти точки поверхности земли можно считать находящимися вне зоны растекания тока и называть «землей» в электротехническом смысле слова.

Напряжением прикосновения называют напряжение между двумя точками цепи тока, которых одновременно касается человек, или напряжение, приложенное к телу человека (рис.).

Рис.

Корпуса электроустановок 1, 2, 3, которых может коснуться человек, соединённых заземляющей шиной с заземлителем, при пробое изоляции окажутся под тем же потенциалом, что и сам заземлитель - з.

Потенциал другой точки - это потенциал основания (земли) в том месте, где стоит человек - осн.

В этом случае напряжение прикосновения будет:

где - радиус одиночного полушарового заземлителя;

x - расстояние между человеком и заземлителем.

Таким образом, напряжение прикосновения для человека, касающегося заземлённого корпуса электроустановки и стоящего на земле, зависит расстояния х между человеком и заземлителем: чем дальше от заземлителя находится человек, тем больше Uпр и наоборот.

При наибольшем расстоянии х = ?, а практически при х? 20 м напряжение прикосновения имеет наибольшее значение:

Это наиболее опасный случай прикосновения.

При наименьшем значении х, т.е. когда человек стоит непосредственно на заземлителе Uпр = 0.

Это безопасный случай, при котором человек не подвергается воздействию напряжения, хотя он и находится под потенциалом заземлителя.

При других значениях х в пределах 0…20 м Uпр плавно возрастает от 0 до з.

Опасность прикосновения к токоведущим частям в сетях с изолированной и глухозаземленнойнейтралью.

Степень поражения при прикосновении к токоведущим частям электрической сети зависит от схемы прикосновения человека, напряжения сети, режима нейтрали сети, качества изоляции токоведущих частей от земли и других факторов.

Задача № 5

Условие: Для предупреждения обрушения грунтовых масс при разработке котлована и профилактики травматизма рассчитать допустимую крутизну откоса котлована.

Глубина котлована - 7 м;

Равномерно распределенная нагрузка на поверхности откоса - 5 т/м;

Вид грунта - суглинок;

Объемная масса грунта - 1,8 т/м;

Угол внутреннего трения - 16 град;

Общее сцепление грунта - 1,6 т/м.

Расчет выполняем аналитическим методом равнопрочного откоса:

tg216 (1,8*7* tg16+1,6 ln(5 tg16+1,6)-1,6ln(tg16(1,8*7+5)+1,6))

0,09 (1,8*7* 0,29+1,6 ln(5 *0,29+1,6)-1,6ln(0,29(1,8*7+5)+1,6))

0,09*(1,8*7*0,29+1,6*3,05-1,6*1,9)

ln(0,29(1,8*7+5)+1,6)

Результаты вычислений сводим в таблицу «Расчетные данные равнопрочного откоса»:

Сln (p tgц +C) + yztgц

С ln }

Загрузка...

Реклама