novomarusino.ru

Требования безопасности при эксплуатации грузоподъёмных машин и механизмов. Обеспечение безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин Безопасность технических устройств грузоподъемных машин

Работы с подъемными механизмами и приспособле­ниями связаны с подъемом больших тяжестей и произво­дятся в разнообразный: и зачастую в стесненных условиях и на значительной высоте. Поэтому строгое и неуклон­ное выполнение установленного порядка работы и правил тех­ники безопас­ности является основой успешного проведения работы; и предупреждения несчастные случаев.

Большинство несчастных случаев происходит вслед­ствие нарушения установленного порядка в работе, несоб­людения правил техники безопасно­сти, плохого знания подъемного оборудования, неисправности механизмов, при­способлений и инструмента, отсутствия защитных устройств и огражде­ний у механизмов, неисправности электрообору­дования, неисправности тор­мозов у рукояток, неправиль­ной и ненадежной строповки грузов, нарушения правил сигнализации, невыполнения команды или сигнала, несоб­людения противопожарных правил, невнимательного отно­шения к работе и непорядка в одежде, захламленности и загромождения мест работы.

Для предупреждения несчастных случаев при работе с подъемными механизмами необходимо выполнять следую­щие основные правила.

Перед подъемом груза вес его должен быть точно опре­делен. Грузы весом до 80 кг могут перемещаться вручную, весом от 80 до 500 кг - на ко­лесах или других катучих приспособлениях, а весом больше 500 кг - только с по­мощью грузоподъемных механизмов.

Запрещается поднимать (перемещать) механизмами грузы, примерзшие или заваленные землей или другими предметами. Исключение составляют ручные домкраты, которыми можно отрывать примерзшие или заваленные грузы.

Все грузоподъемные механизмы и приспособления до­пускаются к работе только в исправном состоянии. Осо­бенно внимательно следует про­верять исправность тормоз­ных устройств и подъемньпх канатов. Регулярная проверка исправности механизма производится механиком не реже одного раза в 10 дней.

При работе с грузоподъемными механизмами следует строго соблю­дать правила пользования ими и правила по технике безопасности при их эксплуатации. Последние должны: быть вывешены у каждой машины.

Грузоподъемные механизмы и приспособления должны иметь над­писи, таблицы и бирки с указанием их грузо­подъемности.

При пользовании грузоподъемными механизмами за­прещается:

    находиться под поднимаемым грузом;

    устранять неисправности механизма на ходу;

    производить резкое торможение;

    поднимать (перемещать) груз, вес которого превы­шает грузоподъемность механизма;

    оставлять механизм, загруженный грузом, без над­зора;

    при перерывах в работе оставлять груз на весу.

Вопрос 14.Общие сведения об опорах мостов.

Опоры являются важнейшей конструктивной частью мостов. Сроки со­оружения мостов в целом в значительной степени зависят от времени, затра­ченного на возведение опор, что особенно важно при восстановлении мостов, когда требуется быстрейшее возобновление прерванного движения.

Опоры мостов подразделяются на концевые (устои) и промежуточные.

Функциональное назначение опор - передача на грунт основания вертикальных и горизонтальных нагрузок от веса пролетных строений, верхнего строения пути железнодорожных мостов или проезжен части автодорожных мостов, подвижного состава, ветра и др.

По материалам опоры могут быть из дерева, железобетона, металла, каменной кладки, бетона и бутобетона.

По назначению : промежуточные опоры (быки) и устои.

По конструкции , в зависимости от материала, промежуточные опоры могут быть массивные, плоские и пространственные.

тело опоры - средняя по высоте часть опоры, конструкция которой и определяет ее тип;

фундамент - нижняя часть опоры, размещенная или заделанная в грунте основания.

По конструкции опоры могут быть классифицированы следующим образом:

-массивные опоры - каменные, бутобетонные, бетонные (монолитные, сборно-монолитные пли сборные), в том числе с облицовкой из естественного камня или бетонных блоков.

- свайные опоры - конструкции, состоящие из одного или нескольких рядов свай, объединенных поверху насадкой (ригелем), на которую устанавливаются пролетные строения.

- пустотелые опоры, выполняемые из монолитного бетона или из замкнутых бетонных блоков, преимущественно, прямоугольного (реже - круглого) сечения, устанавливаемых на фундамент любого типа и объединяемых поверху железобетонной плитой сплошного сечения.

- комбинированные опоры - имеющие нижнюю (цокольную) часть массивной конструкции и верхнюю часть стоечную (рамную) или пустотелую.

Требования по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов в основном изложены в "Правилах устройства и безопасной эксплуатации груз-оподъемных кранов". Эти Правила устанавливают требования к проектированию, устройству, изготовлению, установке ремонту, реконструкции и эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов, а также грузозахватных органов , приспо-соблений и тары.

Регистрация грузоподъемных машин в органах Ростехнадзора производится по письменному заявлению владельца и паспорту грузоподъемной машины. В заявлении указывается о наличии на предприятии инженерно-технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин (прошедших проверку знаний настоящих правил) и обученного персонала для обслуживания крана, а также подтверждается, что техническое состояние крана допускает безопасную его эксплуатацию.

б) ознакомить (под расписку) с проектами и другими технологическими регламентами лиц, ответственных за безопасность на производстве работ кранами, крановщиков и стропальщиков;

в) обеспечить стропальщиков отличительными знаками, испытанными и маркированными съемными грузозахватными приспособлениями и тарой, соответствующими массе и характеру перемещаемых грузов;

г) вывесить на месте производства работ список основных перемещаемых краном грузов с указанием их массы. Крановщикам и стропальщикам, обслуживающим стреловые краны при ведении строительно-монтажных работ , такой список должен быть выдан на руки;

д) обеспечить проведение испытаний грузом ограничителя грузоподъемности я в сроки; указанные в руководстве по эксплуатации крана и в паспорте ограничителя грузоподъемности;

е) определить порядок выделения и направления стреловых кранов на объекты по заявкам установленной формы и обеспечить его соблюдение;

ж) установить порядок опломбирования и запирания замком защитных панелей башенных кранов, а также опломбирования ограничителей грузоподъемности стреловых кранов;

з) определить площадки и места складирования грузов; оборудовать их необходимыми технологической оснасткой и приспособлениями (кассетами, пирамидами, стеллажами, лестницами, подставками, подкладками, прокладками и т.п.) и проинструктировать крановщиков и стропальщиков относительно порядка и габаритов складирования;

и) обеспечить выполнение проектов производства работ и других технологических регламентов при производстве работ кранами.

Место производства работ по перемещению грузов кранами должно быть освещено в соответствии с проектом производства работ. Владельцем крана или эксплуатирующей организацией должны быть разработаны способы правильной строповки и зацепки грузов , которым должны быть обучены стропальщики. Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки - стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ.- Владельцем крана или эксплуатирующей организацией также должны быть разработаны способы обвязки деталей и узлов машин, перемещаемых кранами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также способов безопасной кантовки грузов, когда такая операция производится с применением крана. Схемы строповки и кантовки грузов их перечень применяемых грузозахватных приспособлений. Должны быть приведены в технологических регламентах. Перемещение груза, на который не разработаны схемы строповки, должно производиться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

Безопасность эксплуатации зданий, сооружений и территории предприятия

В целях обеспечения сохранности производственных зданий и сооружений путем надлежащего ухода за ними, своевременного и качественного проведения планово-предупредительного ремонта с учетом специфических условий содержания, приказом по предприятию должны быть установлены права и обязанности инженерно-технического персонала, ответственного за эксплуатацию зданий и сооружений. На предприятии должна регламентироваться система осмотра зданий и сооружений, а также установлены правила содержания отдельных сооружений и инженерного оборудования. В зависимости от размеров и структуры предприятия обязанности по наблюдению за эксплуатацией зданий и сооружений должны возлагаться или на специальную службу или на ОКС, строительную группу, а также соответствующие эксплуатационные службы: отдел главного энергетика , энергомеханический отдел и др. Все производственные здания и сооружения или части их (этаж, пролет и др.) приказом руководителя предприятия закрепляется за цехами, отделами и другими подразделениями предприятия. Начальники соответствующих подразделений являются лицами, ответственными за их правильную эксплуатацию, сохранностью своевременный ремонт. Все производственные здания и сооружения подвергаются периодическим техническим осмотрам. Осмотры могут быть общими и частными. При общем осмотре обследуется все здание или сооружение в целом, при частном - отдельные части комплекса, отдельные конструкции или виды оборудования. Как правило, очередные общие технические осмотры зданий проводятся два раза в год - весной и осенью.

При весеннем осмотре уточняются объемы работы по текущему ремонту зданий, выполняемому в летний период. Необходимо:

  • проверить состояние несущих и ограждающих конструкций;
  • установить дефектные места, требующие длительного наблюдения;
  • проверить механизмы и открывающиеся элементы окон, дверей, ворот и других устройств,
  • проверить состояние и привести в порядок водостоки , отмостки и ливнеприемники .

При осеннем техническом осмотре необходимо:

  • проверить несущие и ограждающие конструкции зданий и сооружений и принять меры по устранению всякого рода щелей и зазоров;
  • проверить подготовленность покрытий зданий к удалению снега, а также состояние желобов и водостоков;
  • проверить исправность и готовность к работе в зимних условиях элементов окон, ворот, дверей и других устройств.

Особо жесткий режим всех видов осмотров должен устанавливаться для производственных зданий, возведенных на подработанных подземными выработками территориях, на просадочных грунтах, а также эксплуатируемых при постоянной вибрации. Состав комиссии по общему осмотру зданий и сооружений назначается руководителем предприятия лица, проводящие текущие осмотры конструкций зданий, выделяются начальником цеха, мастерской или отдела. Результаты всех видов осмотров оформляются актами, в которых отмечаются обнаруженные дефекты, а также необходимые меры по их устранению с указанием сроков выполнения работ. Для учета работ по обслуживанию и текущему ремонту соответствующего здания или сооружения должен вестись технический журнал, в который вносятся записи о всех выполненных работах по обслуживанию и текущему ремонту с указанием вида работ и места. Совокупность организационно-технических мероприятий по надзору, уходу и всем видам ремонта, осуществляемых соответствующем плановом порядке, определяется Положением о проведении планово-предупредительного ремонта Производственных зданий и сооружений, утвержденным постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279.

Производственные здания и сооружения в процессе эксплуатации должны находиться под систематическим наблюдением инженерно-технических работников (ИТР), ответственных за сохранность этих объектов. С этой целью все производственные здания и сооружения организации или их части (пролет, этаж) закрепляются приказом работодателя за цехами, отделами и другими подразделениями организации, занимающими указанные площади. Начальники соответствующих подразделений (цеха, отдела и др.) являются лицами, ответственными за правильную эксплуатацию, сохранность и своевременный ремонт закрепленных за подразделением зданий и сооружений или отдельных помещений.

Производственные здания и помещения, их объемно-планировочные и конструктивные решения должны отвечать требованиям действующих стандартов, строительных норм и правил, норм технологического проектирования, противопожарных норм и санитарных норм проектирования промышленных предприятий. Производственные здания должны иметь паспорта с указанием расстановки оборудования. Площадки, предназначенные для обслуживания оборудования, обязаны иметь ограждения по периметру высотой не менее 1 м со сплошной обшивкой по низу не менее 0,15 м.

В каждой организации должна быть составлена инструкция по надзору за эксплуатацией зданий и сооружений, межэтажных перекрытий с указанием предельных нагрузок по отдельным зонам площадок и полов и определена периодичность обследования несущих конструкций.

Каждое отдельно стоящее здание или сооружение должно иметь паспорт установленного образца. К паспорту прилагается соответствующая документация. Технические и технико-экономические сведения о зданиях, которые могут повседневно требоваться при их эксплуатации, должны быть сосредоточены в техническом паспорте и техническом журнале по эксплуатации. Технический паспорт составляется на каждое здание и сооружение, принятое в эксплуатацию.

Производственное помещение должно иметь не менее 15 м³ объема и 4,5 м² площади на каждого работающего в нем.

Территория организации должна быть ограждена и постоянно охраняться. На территории организации должны быть устроены и обозначены указателями и дорожными знаками пешеходные дорожки , проходы и проезды для внутризаводского и технологического транспорта. Подъездные дороги, пожарные проезды, отмостки, тротуары на территории организации должны содержаться в исправности, их поверхность должна быть ровной, без выбоин и обратных уклонов. Дороги не должны загромождаться строительными материалами, оборудованием, мусором, тарой и т. п. Проезды для транспорта должны обеспечивать удобное и кратчайшее сообщение между зданиями цехов, складами и погрузочно-разгрузочными пунктами. Искусственные сооружения на дорогах должны быть доступны для периодических осмотров и повседневного ухода.

К грузоподъемным машинам и механизмам относятся краны всех типов, лебедки, подъемники, вышки, лифты, домкраты, а также съемные грузозахватные приспособления: крюки, канатные и цепные стропы, траверсы, грузоподъемные электромагниты и вакуумные захваты.

Согласно Федерального закона от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» стационарно установленные грузоподъемные механизмы относятся к категории опасных производственных объектов и подлежат государственной регистрации в соответствии с «Требованиями к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и к ведению этого реестра» утвержденными приказом Ростехнадзора от 13 июля 2006 г. №682.

Грузоподъемные машины должны отвечать:

1. Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-611-03);

2. Правилам устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубо­укладчиков (ПБ 10-157-97) с изм. № 1 ПБ 10-371(157)-00;

3. Правилам устройства и безопасной эксплуатации подъемников-вышек (ПБ 10-256-98);

4. Правилам устройства и безопасной эксплуатации лифтов от (ПБ 10-558-03) и др.

Безопасность труда при подъеме и перемещении грузов в значительной степени зависит от конструктивных особенностей подъемно-транспортных машин и соответствия их правилам и нормам Ростехнадзора. Все части, детали и вспомогательные приспособления подъемных механизмов в отношении изготовления, материалов, качества сварки, прочности, устройства, установки, эксплуатации должны удовлетворять соответствующим техническим условиям, стандартам, нормам и правилам. При эксплуатации подъемно-транспортных машин следует ограждать все доступные движущиеся или вращающиеся части механизмов. Необходимо исключать непредусмотренный контакт работающих с перемещаемыми грузами и самими механизмами при их передвижении, а также обеспечить надежную прочность механизмов, вспомогательных, грузозахватных и строповочных приспособлений.

Для обеспечения безопасной эксплуатации подъемно-транспортные машины снабжают средствами защиты, включая системы дистанционного управления. Для дистанционного управления подъемно-транспортными машинами применяют электрические следящие системы (при стационарном пульте управления) и радиоуправление (при управлении с разных мест). Инспекция Ростехнадзора и администрация предприятия устанавливают постоянный надзор за состоянием грузоподъемных устройств, канатов, цепей, сменных грузозахватных органов (крюков, грузоподъемных электромагнитов и т.п.), съемных грузозахватных приспособлений (стропов, клещей, траверс и т.п.) и тары (контейнеров, кошей и т.п.), уходом за ними и безопасностью эксплуатации.


Вновь установленные грузоподъемные машины должны быть подвергнуты до пуска в работу полному техническому освидетельствованию. Грузоподъемные машины, находящиеся в работе, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию; частичному – не реже одного раза в год; полному – не реже одного раза в три года, за исключением редко используемых. Возможно внеочередное полное техническое освидетельствование грузоподъемной машины (после монтажа на новом месте, реконструкции, смены крюка, ремонта металлических конструкций грузоподъемной машины с заменой расчетных элементов и т.д.). При полном техническом освидетельствовании грузоподъемная машина должна подвергаться осмотру, статическому и динамическому испытанию. При частичном техническом освидетельствовании статические и динамические испытания не проводятся.

Осмотр сопровождается проверкой работы механизмов и электрооборудования, тормозов и аппаратуры управления, освещения и сигнализации, приборов безопасности и регламентируемых габаритов.

Цель статических испытаний – проверка прочности металлических конструкций грузоподъемных машин и устойчивости против опрокидывания (для стреловых кранов). Статические испытания кранов производят нагрузкой, на 25% превышающей его грузоподъемность. Кран устанавливают над опорами крановых путей, а его тележку (тележки) – в положение, отвечающее наибольшему прогибу. При стреловом кране стрела устанавливается относительно ходовой платформы в положение, соответствующее наименьшей устойчивости крана. Крюком или заменяющим его устройством захватывается груз и поднимается на высоту 200-300 мм (при стреловом кране – 100-200 мм) с последующей выдержкой в таком положении в течение 10 мин. По истечении 10 мин груз опускают и проверяют наличие или отсутствие остаточной деформации моста крана (при стреловых кранах груз не должен опуститься на землю, не должны появиться трещины, деформации и т.п.).

Динамическое испытание грузоподъемных машин производится грузом, на 10% превышающим грузоподъемность машины, и имеет целью проверку действия механизмов грузоподъемной машины и их тормозов. Допускается динамическое испытание осуществлять рабочим грузом. При динамическом испытании производят повторный подъем и опускание груза.

При техническом освидетельствовании стальные канаты (тросы) бракуют по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки каната, при этом учитывается их конструкция, степень износа или коррозии, назначение, соотношение диаметра блока, огибаемого канатом, к диаметру последнего. При обнаружении оборванной пряди канат к эксплуатации не допускают.

Грузозахватные приспособления и тару до пуска в работу подвергают осмотру, причем первые, кроме того, испытываются нагрузкой, превышающей на 25% их номинальную грузоподъемность. Испытанные вспомогательные грузозахватные приспособления снабжают бирками и клеймами, без которых их не допускают к использованию.

Большое значение для безопасности работы подъемно-транспортных машин имеет выполнение основных требований при проведении такелажных работ: при канатовании груза необходимо использовать специальные устройства – рым-болты, проушины; центр тяжести поднимаемого груза должен находится в середине между захватами стропа; строповочные канаты необходимо располагать на поднимаемом грузе равномерно, без узлов и перекруток; строповочный трос следует отделять от острых кромок и ребер груза прокладками (доски, резина и т.п.); сплетение грузовых канатов не допускается; при проведении такелажных работ должна применяться оперативная сигнализация.

Для обеспечения безопасности эксплуатации подъемно-транспортных машин применяют: концевые выключатели, автоматически отключающиеся механизмы подъема крюка или механизмы передвижения крана при подходе к крайним положениям, концевые упоры для предотвращения перехода перемещаемых подъемных механизмов за рельсовые пути, ограничители грузоподъемности, предохраняющие кран от перегрузки путем выключения механизма подъема; устройства, предотвращающие соскальзывание канатов с крюка; буферные устройства, амортизирующие толчки при столкновении с соседними кранами и другими объектами; звуковую и световую сигнализацию, предупреждающую о наступлении опасного момента при работе крана; блокировочные приспособления для автоматического отключения неогражденных троллейных проводов при выходе человека с площадки, лестницы, галереи, с которых возможно случайное прикосновение к троллейным проводам; тормозные и удерживающие устройства (ловители).

Основные документы:

  • 1. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности производственных объектов».
  • 2. ГОСТ 12.2.071 ССБТ. Краны грузоподъёмные. Краны контейнерные. Требования безопасности.
  • 3. ПБ 10-382-00. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов.
  • 4. РД-10-33-93. Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации. Госгортехнадзор России, 1993 г.
  • 5. СНиП 12-03-2001. Безопасность труба в строительстве. Часть 1. Общие требования.

Общие требования

В соответствие с Правилами устройства и безопасной эксплуатацией грузоподъёмных кранов с целью осуществления контроля за грузоподъёмными механизмами и работами, производящими с их применением, в организации должны быть назначены:

  • - специалист по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъёмных машин, съёмных грузозахватных приспособлений и тары;
  • - специалисты, ответственные за содержание грузоподъёмных машин в исправном состоянии;
  • - работники, ответственные за безопасное производство работ кранами.

Лицам, ответственным за содержание грузоподъёмных механизмов в исправном состоянии и крановщикам следует выполнять следующие меры:

  • - проверять состояние каната (количество обрывов проволочек или прядей, коррозию, поверхностный износ);
  • - надёжность крепления концов каната к барабану и крюку согласно схемам закрепления;
  • - монтаж грузоподъёмного механизма, испытания и регистрация должны быть зафиксированы Актом о качестве монтажа и испытаний, при этом на грузоподъёмных механизмах должны быть инструкции для крановщика, стропаля и лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

К управлению грузоподъемными машинами допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие специальное обучение и имеющие соответствующее удостоверение. К управлению грузоподъёмными машинами с пола (кроме кранов, управляемых по радио), а также к подвешиванию грузов на крюк таких машин могут допускаться рабочие других профессий, пользующихся этими машинами, после инструктажа, проводимого не реже 1 раза в год.

К управлению электрифицированным грузоподъёмным или транспортным средством допускаются работники, имеющие не ниже второй квалификационной группы по электробезопасности.

Машинисты кранов, электромонтёры и слесари, обслуживающие грузоподъёмные машины, перед допуском к работе должны быть снабжены инструкциями, определяющими их права, обязанности и порядок безопасного производства работ с учётом типа крана.

Настоящая инструкция по охране труда разработана специально для безопасной эксплуатации грузоподъемных механизмов, грузозахватных органов и приспособлений.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Настоящая инструкция по охране труда предназначена при эксплуатации грузоподъемных механизмов, грузозахватных органов и приспособлений.
1.2. К работе с грузоподъемными механизмами, грузозахватными органами и приспособлениями допускаются рабочие основных профессий в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и дополнительно обученные по управлению лебедкой. При эксплуатации грузоподъемных механизмов, грузозахватных органов и приспособлений, работник должен иметь II группу по электробезопасности.
1.3. При эксплуатации грузоподъемных механизмов, грузозахватных органов и приспособлений возможно воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов:
— повышенное содержание пыли в воздухе рабочей зоны;
— повышенная или пониженная температура воздуха;
— опасный уровень напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
— пожаровзрывоопасность;
— падение грузов с высоты.
1.4. При эксплуатации грузоподъемных механизмов, грузозахватных органов и приспособлений работник должен проходить повторную проверку знаний не реже одного раза в год. Повторная проверка знаний проводится в объеме производственных инструкций по охране труда. Результаты проверки знаний оформляются протоколом и заносятся в специальный журнал.
1.5. При эксплуатации грузоподъемных механизмов, грузозахватных органов и приспособлений работник обеспечивается спецодеждой и спецобувью в соответствии с действующими нормами.
1.6. При эксплуатации грузоподъемных механизмов, грузозахватных органов и приспособлений необходимо знать и строго соблюдать требования по охране труда, пожарной безопасности, производственной санитарии.
1.7. При эксплуатации грузоподъемных механизмов, грузозахватных органов и приспособлений работник извещает своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, произошедшем на рабочем месте, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания.
1.8. Проведение работ с грузоподъемными механизмами, грузозахватными органами и приспособлениями должно проводиться в соответствии с нормативно-технической документацией организации.
1.9. При эксплуатации грузоподъемных механизмов, грузозахватных органов и приспособлений работник должен проходить обучение по охране труда в виде: вводного инструктажа, первичного инструктажа на рабочем месте, повторного инструктажа, внепланового инструктажа, целевого инструктажа и специального обучения в объеме программы подготовки по профессии, включающей вопросы охраны труда и требования должностных обязанностей по профессии.
1.10. Вводный инструктаж проводит работник службы охраны труда или работник, его замещающий, со всеми принимаемыми на работу по программе, утвержденной работодателем и согласованной с профсоюзным комитетом или иным представительным органом работников.
1.11. Первичный инструктаж на рабочем месте проводит должностное лицо, определенное приказом индивидуально до начала производственной деятельности работника по программе охраны труда по профессии.
1.12. Повторный инструктаж проводится по программе первичного инструктажа один раз в шесть месяцев непосредственным руководителем работ индивидуально или с группой работников аналогичных профессий, включая и совмещенные работы.
1.13. Внеплановый инструктаж проводится непосредственным руководителем работ при изменении инструкций по охране труда, технологического процесса, технологического оборудования, по требованию органов надзора и т.п., определяющих объем и содержание инструктажа.
1.14. Целевой инструктаж проводится непосредственным руководителем работ при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями работника по профессии.
1.15. Перед допуском к самостоятельной работе работник должен пройти стажировку под руководством опытного работника.
1.16. При эксплуатации грузоподъемных механизмов, грузозахватных органов и приспособлений работник должен:
— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха;
— выполнять работу, входящую в его обязанности или порученную администрацией, при условии, что он обучен правилам безопасного выполнения этой работы;
— применять безопасные приемы выполнения работ;
— уметь оказывать первую помощь пострадавшим.
1.17. Осматривать, чистить, смазывать и регулировать грузоподъемные механизмы, грузозахватные органы и приспособления работник допускается только при отключенном электродвигателе с принятием дополнительных мер, предотвращающих ошибочную подачу напряжения (запирание пусковых устройств, снятие предохранителей). При невозможности принятия указанных мер необходимо отсоединить концы питающего кабеля на пульте его включения. На пусковых устройствах, при помощи которых может быть подано напряжение к месту работы, вывешивается знак безопасности с поясняющей надписью «Не включать — работают люди».
1.18. Эксплуатировать грузоподъемные механизмы, грузозахватные органы и приспособления; допускается проводить подъем и перемещение только тех грузов, которые не превышают ее грузоподъемность.
1.19. На находящихся в работе грузоподъемных механизмах должен быть нанесен инвентарный номер, грузоподъемность и дата очередного испытания.
1.20. Грузоподъемные механизмы, грузозахватные органы, съемные грузозахватные приспособления и тара, не прошедшие технического освидетельствования, в работу не допускаются. Выбракованные съемные грузозахватные приспособления, а также не имеющие бирок (клейм) не должны находиться в местах производства работ.
1.21. В зоне производства работ по подъему и опусканию грузов не допускается нахождение людей.
1.22. Разрешение на эксплуатацию грузоподъёмных механизмов выдается лицом, ответственным по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъёмных механизмов.
1.23. Курить и принимать пищу разрешается только в специально отведенных для этой цели местах.
1.24. За невыполнение требований настоящей инструкции работник несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Надеть предусмотренную соответствующими нормами спецодежду и спецобувь. Спецодежда должна быть застегнута.
2.2. Проверить исправность лебедки и убедиться в достаточности смазки механизмов.
2.3. Осмотреть канат, грузозахватные устройства и убедиться:
— в отсутствии трещин и износа в грузозахватных устройствах и обрывов проволочек, сплющиваний и перегибов в канате (машинист должен знать паспортные данные грузового каната и допустимое количество обрывов проволочек на длине шага свивки);
— в отсутствии трещин и надрывов на зеве крюка, в его свободном вращении в обойме, а также в том, что его крепление предотвращает самоотвинчивание;
— в соответствии применяемых грузозахватных устройств массе и размерам поднимаемых или перемещаемых грузов, в отсутствии трещин и износа захватных частей.
2.4. Для записи результатов осмотра и проверки грузоподъёмных механизмов должен вестись вахтенный журнал.
2.5. Проверить достаточность освещения, чистоту и порядок в зоне работ. При недостаточном освещении места работ или в случае, когда лицо, управляющее лебедкой, плохо различает сигналы стропальщика (сигнальщика) или перемещаемый груз, работа запрещается.
2.6. Убедиться, что все рукоятки и кнопки управления стоят в нулевом положении, и включить рубильник или другое подключающее устройство.
2.7. Проверить на холостом ходу:
— включение и выключение всех движений лебедки;
— исправность тормозов.
2.8. Проверить наличие огнетушителя и аптечки первой медицинской помощи.
2.9. Если во время осмотра и проверки на холостом ходу обнаружены неисправности, препятствующие безопасной работе лебедки, к работе не приступать, доложить об этом мастеру или другому непосредственному руководителю работ.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Выполнять только ту работу, по которой прошел обучение, инструктаж по охране труда и к которой допущен работником, ответственным за безопасное выполнение работ.
3.2. Быть внимательным, во время работы не отвлекаться посторонними делами и разговорами, не отвлекать других.
3.3. Не поднимать грузы, вес которых превышает грузоподъемность грузоподъёмных механизмов.
3.4. Если перемещение груза создает для кого-либо опасность, немедленно остановить грузоподъемный механизм и не возобновлять работу до устранения опасности.
3.5. Подъем груза, на который не разработаны схемы строповки, должен производиться в присутствии и под руководством работника, ответственного за безопасное проведение работ грузоподъемными кранами.
3.6. Грузы, подвешиваемые к крюку грузоподъемного механизма, должны быть надежно обвязаны канатами, чтобы во время их перемещения исключалось падение отдельных частей (досок, леса, труб и т.д.) и обеспечивалось устойчивое положение груза при перемещении. Строповка длинномерных грузов должна выполняться двойным стропом, а в случае вертикального подъема — стропом с предохранительным зажимом.
3.7. В зоне перемещения грузов все проемы должны быть закрыты или ограждены и вывешены предупреждающие знаки безопасности.
3.8. Груз при его перемещении в горизонтальном направлении должен быть предварительно поднят на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов.
3.9. Опускать грузы разрешается на предварительно подготовленное место, где исключается их падение. Для удобства извлечения стропов из-под груза на месте его установки, под него необходимо уложить прочные прокладки.
3.10. Опускать грузы на перекрытия, опоры и площадки без предварительного расчета прочности конструкции и перегружать их сверх допустимых нагрузок запрещается.
3.11. Оставлять груз в подвешенном состоянии, а также поднимать и перемещать людей грузоподъемными механизмами, не предназначенными для их подъема, запрещается. В случае неисправности механизма, когда нельзя опустить груз, место под подвешенным грузом должно быть ограждено и вывешены плакаты «Опасная зона», «Проход закрыт».
3.12. Работа при выведенных из действия или неисправных приборах безопасности и тормозах запрещается.
3.13. Запрещается производить одновременно подъем или опускание двух грузов, находящихся в непосредственной близости друг от друга.
3.14. Перед подъемом груз необходимо приподнять на высоту не более 300 мм для проверки правильности строповки, равномерности натяжения стропов, устойчивости грузоподъемного механизма и надежности действия тормоза, только после этого груз следует поднимать на требуемую высоту, для исправления строповки груз должен быть опущен.
3.15. Подъем груза необходимо производить плавно, без рывков и раскачивания.
3.16. Расстроповку опускаемого или поднятого груза допускается производить только после его устойчивой установки на отведенное место или закрепление.
3.17. Во время работы запрещается:
— выполнять ремонтные работы, регулировать тормоза, смазывать и чистить механизмы;
— надевать соскочивший канат на барабан или ролик блока;
— поправлять на барабане неправильно наматываемый канат;
— резко тормозить при подъеме или опускании груза;
— оставлять канат после работы в натянутом положении;
— стоять вблизи натянутого каната;
— нагружать грузоподъёмные механизмы грузом, превышающим ее грузоподъемность;
— работать с неисправным заземлением (занулением);
— производить работу при неисправных тормозах,
— поднимать груз, находящийся в неустойчивом положении;
— поднимать груз, засыпанный землей или примерзший к земле, заложенный другими грузами, укрепленный болтами или залитый бетоном;
— подтаскивать груз по земле или бетону;
— освобождать грузоподъёмным механизмом защемленные стропы или другие грузозахватные приспособления;
— выравнивать поднимаемый или перемещаемый груз собственным весом;
— поправлять стропы при поднятом грузе;
— производить зацепку грузов за упаковочную обвязку;
— поднимать грузы, если на них находятся посторонние или незакрепленные предметы.
3.18. Не допускать к своей работе необученных и посторонних лиц.
3.19. Применять необходимые для безопасной работы исправное оборудование, инструмент, приспособления; использовать их только для тех работ, для которых они предназначены.
3.20. Не допускать проведение работ без средств индивидуальной защиты.
3.21. Эксплуатацию грузоподъемных механизмов, грузозахватных органов и приспособлений производить в соответствии с руководством по эксплуатации завода-изготовителя.
3.22. Во время работы запрещается оставлять грузоподъёмные механизмы без надзора.
3.23. Не принимать пищу на рабочем месте.
3.24. Соблюдать правила перемещения в помещении и на территории организации, пользоваться только установленными проходами.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При возникновении поломки оборудования, угрожающей аварией на рабочем месте: прекратить его эксплуатацию; доложить о принятых мерах непосредственному руководителю (лицу, ответственному за безопасную эксплуатацию оборудования) и действовать в соответствии с полученными указаниями.
4.2. В аварийной обстановке: оповестить об опасности окружающих людей, доложить непосредственному руководителю о случившемся и действовать в соответствии с планом ликвидации аварий.
4.3. В случае обнаружения какой-либо неисправности, нарушающей нормальный режим работы, ее необходимо остановить. Обо всех замеченных недостатках непосредственного руководителя поставить в известность.
4.4. При несчастном случае следует:
— освободить пострадавшего от воздействия опасных или вредных факторов;
— оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103;
— сообщить руководителю о случившемся;
— принять меры по сохранению обстановки, при которой произошёл несчастный случай, если это не создает опасности для окружающих.
4.5. Если несчастный случай произошел с самим работником, ему следует прекратить работу, обратиться за медицинской помощью и самому или с помощью находящихся рядом работников сообщить о случившемся руководству.
4.6. При возникновении пожара следует:
— прекратить работу;
— сообщить руководству и принять меры к эвакуации людей из опасной зоны;
— принять меры к ликвидации или к ограничению распространению пожара с помощью первичных средств пожаротушения;
— при необходимости вызвать пожарную бригаду по телефону 101.
4.7. При возгорании электрооборудования или электроустановок следует применять только углекислотные или порошковые огнетушители, не направляя в сторону людей струю углекислоты и порошка.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Канат грузоподъёмного механизма намотать на барабан или поднять крюк или другое грузозахватное приспособление в крайнее верхнее положение, рычаг управления ходом грузоподъёмного механизма установить в нейтральное положение и выключить рубильник.
5.2. Убрать все приспособления, стропы и привести в порядок остальной инвентарь, инструмент.
5.3. Привести в порядок рабочее место.
5.4. Сообщить руководителю об имевшихся неисправностях в оборудовании и недостатках в организации работы, а также о принятых мерах.
5.5. Снять спецодежду, осмотреть, привести в порядок и убрать в специально отведенное место.
5.6. Принять теплый душ, тщательно вымыть лицо и руки теплой водой с мылом.



Загрузка...