novomarusino.ru

Презентация по обществознанию процессуальное право гражданский процесс. Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс

Класс: 11

Класс: 11.

Технология: Технология интенсификации обучения на основе схем и знаков моделей учебного материала, информационно-коммуникационные технологии.

Обоснование выбора вида урока

В условиях современного образования повышаются требования к качеству подготовки учащихся, увеличивается объём знаний. В таких условиях ученик сталкивается с необъемлемым потоком информации, которую он имеет возможность почерпнуть разных источниках. Информационная перенасыщенность и недостаточное структурирование учебного материала ставят перед школьником проблему запоминания и усвоения теоретических и практических знаний получаемых в школе. Форсированное прохождение материала (чаще всего традиционными методами) препятствует усвоению, главным здесь выступает прохождение программы. Такая ситуация особенно актуальна для изучения общественных дисциплин, в том числе и обществознания особенно в старшей школе, где необходимо изучить и усвоить большие объемы учебного материала.

Для того чтобы помочь учащимся в изучении насыщенной и объемной информации и сделать процесс её запоминания и обобщения более эффективным, считаю необходимым использование опорно-логических схем или опорных конспектов, дающих возможность ученику самостоятельно структурировать учебный материал, находить причинно-следственные связи.

Система опорных конспектов интересна тем, что позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические рецепты традиционной системы. Неотъемлемой частью данной системы является рефлексия, как один из компонентов учебной деятельности школьников, что сильно повышает уровень понимания и осмысления изучаемого материала.

Опорные конспекты позволяют варьировать темпы прохождения материала и его структуру, в соответствии с индивидуальными особенностями усвоения исторических знаний. А использование компьютера в преподавании особенно перспективно. Это не только визуализация излагаемого материала, но и развитие визуального мышления. Формируя последовательно «живое созерцание» учебной информации, мы не только используем природные свойства зрительного аппарата учащихся, но и формируем способность трансформировать визуальное мышление в мышление продуктивное. Всё это способствует более качественному усвоению материала учащимися по изучаемым темам.

Тип урока: освоение нового материала, систематизация и закрепление полученных знаний.

Цели урока:

1) Образовательная:

  • ознакомиться с нормами уголовно-процессуального права;
  • на основе изучения УПК РФ выявить, как реализуются положения УК, каковы правила изобличения преступников, предания их суду и назначения наказания;
  • выработать понимание отличий уголовного процесса от гражданского процесса (уголовный процесс охватывает и досудебное производство – возбуждение уголовного дела и предварительное расследование)

2) Развивающая:

  • развитие умений: выделять главное, существенное; обобщать имеющиеся факты; логически и абстрактно мыслить;
  • развивать логическое мышление, обобщать конкретизировать;
  • формирование внимания, умения наблюдать и закреплять знания;
  • формирование способности сопоставлять, находить отличия и сходства.

3) Воспитательная:

  • вызвать интерес учеников через рассказ учителя об УПК РФ, а также об основных его функциях;
  • создание положительной мотивации обучения;
  • повышение информационной компетентности учащихся;
  • формирование личности учащихся, готовых к жизни в современном обществе.

Методы обучения: наглядный, информационно-развивающий, репродуктивный, фронтальный опрос.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, задания для практической работы.

Основные понятия: уголовный процесс, уголовное производство (уголовное преследование); принципы уголовного судопроизводства; субъекты уголовного процесса; меры процессуального принуждения и меры пресечения; досудебное производство (возбуждение уголовного дела); предварительное расследование (следственные действия: допрос, очная ставка, опознание, выемка, обыск); судебное производство (судебное разбирательство, судебное следствие); суд присяжных заседателей (вердикт, права заседателей, приговор); обжалование, апелляция по судебному решению.

План урока:

  • Организационный момент.
  • Актуализация.
  • Мотивация.
  • Работа с теоретической информацией.
  • Практическая работа.
  • Домашнее задание.
  • Итоги урока.

Ход урока

1. Организационный момент

Взаимное приветствие, объявление темы урока.

2. Актуализация

На прошлом уроке мы изучали особенности гражданского и арбитражного процесса в РФ. Сейчас проверим, как вы усвоили этот материал. У вас одна минута для повторения. Вы получили листы с вопросами в форме ЕГЭ. Ваша задача – в течение 3 минут ответить на эти вопросы. Затем мы вместе проверим эту работу.

Вопросы:

1. Вставьте пропущенное понятие:

Правила арбитражного процесса собраны в ________ ________ кодексе Российской Федерации.

Ответ: АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССУАЛЬНОМ.

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда:

Предмет иска, исковое заявление, основания иска, сведения об истце, сведения об ответчике.

Ответ : ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ.

3. Найдите в приведённом ниже перечне участников гражданского процесса и запишите в строку ответов цифры, под которыми они указаны.
1) подсудимый
2) истец
3) ответчик
4) эксперт
5) прокурор
6) второе лицо

3. Мотивация

Знакомясь с уголовным правом, вы узнали, какие действия Уголовный кодекс (УК РФ) объявляет преступлением и какие наказания за них устанавливают. А сегодня мы познакомимся с реализацией положения УК, с правилами изобличения преступников, преданием их суду и назначением наказания. Также вы узнаете об отличиях уголовного процесса от гражданского судебного разбирательства.

4. Работа с теоретической информацией

1) Самостоятельная работа с материалом параграфа – составление опорного конспекта-плана темы (задание в формате ЕГЭ).

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Уголовный процесс». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах (работа выполняется в тетрадях );
- проверка составленного плана (фронтальный опрос с комментариями учителя).

Пример плана:

  1. Понятие уголовного процесса.
  2. Основные принципы уголовного процесса:

А) принцип законности;
Б) правосудие осуществляется только судом;
В) принцип уважения чести и достоинства личности;
Г) принцип неприкосновенности личности;
Д) принцип неприкосновенности жилища;
Е) принцип презумпции невиновности;
Ж) принцип состязательности сторон;
З) принцип независимости судей;
И) принцип права на защиту;
К) принцип возможности обжалования процессуальных действий суда и должностных лиц;
Л) принцип государственного языка.

  1. Участники (субъекты) уголовного процесса:

А) прокурор;
Б) следователь;
В) дознаватель;
Г) потерпевший;
Д) подозреваемый;
Е) обвиняемый;
Ж) подсудимый;
З) адвокат защиты и адвокат обвинения;
И) свидетели;
К) эксперты, специалисты, переводчики, понятые.

  1. Меры процессуального принуждения:

А) задержание;
Б) подписка о невыезде;
В) личное поручительство;
Г) залог;
Д) домашний арест;
Е) заключение под стражу.

  1. Досудебное производство:

А) предварительное расследование;
Б) следственные действия.

  1. Прохождение дела в суде:

А) судебное разбирательство;
Б) судебное следствие;
В) объявление вердикта и приговора.

  1. Порядок обжалования и апелляции.
  2. Функции УПК РФ.

2) На примерах (фрагменты из фильма «Место встречи изменить нельзя») мы определим:

Следственные действия;

Участников следственных действий;

Определим, есть ли процессуальные нарушения в действиях персонажей фильма (должна быть приведена соответствующая аргументация с опорой на материал параграфа).

5. Практическая работа

Используя раздаточный материал, выполните тестовые задания (в формате ЕГЭ).

Задания по теме "Процессуальное право: уголовный процесс". - § 26

Часть 1.

1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Уголовный процесс». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Часть 2.

2. Запишите термин, пропущенный в таблице:

Досудебное производство.

3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, представленного ниже ряда.

1) прокурор;
2) адвокат;
3) подозреваемый;
4) обвиняемый;
5) свидетель;
6) субъекты уголовного процесса;
7) дознаватель;
8) следователь;
9) свидетель.

4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «уголовно-процессуальное право».

1) меры процессуального производства;
2) участники субъекты уголовного процесса;
3) основные принципы уголовного судопроизводства;
4) взыскание ;
5) меры процессуального принуждения;
6) процедура банкротства .

5. Установите соответствие между стадиями судебного производства и их содержанием.

Содержание стадии

Стадии судебного производства

А. Судебное следствие.
Б. Вынесение обвинительного заключения
В. Следственные действия.
Г. Порядок обжалования.
Д. Постановление о привлечении в качестве обвиняемого.
Е. Вынесение приговора.
Ж. Дознание, следствие.
З. Прения сторон.
И. Реплики сторон.

1. Досудебное производство.
2. Судебное разбирательство.

6. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Наказание – мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда и применяемая к лицу, признанному виновным в совершении преступления. (Б) Все лица, совершившие преступление на территории РФ, подлежат уголовной ответственности по УК. (В) При привлечении лица к УО применяется закон, который действовал во время совершения деяния. (Г) Предполагается. Что меры воспитательного воздействия к несовершеннолетним: (за преступления небольшой или средней тяжести) такие как: предупреждение. Передача под надзор родителей или специализированного государственного органа, возложение обязанности загладить причинённый вред, ограничение досуга и установление особых требований к поведению. (Д) Ряд законодателей высказывают мнение о том, что необходимо снизить возраст наступления уголовной ответственности в связи их с соучастием подростков в ряде преступлений против личности и имущества. (Е) Соучастие – умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении и умышленного преступления.

Определите, какие положения текста носят:

1) фактический характер;

2) характер оценочных суждений;

3) теоретических положений.

А

7. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Правосудие по уголовному делу в Российской Федерации осуществляется только _________(А). Никто не может быть признан виновным в совершении ________(Б) и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом. В ходе уголовного судопроизводства запрещается осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство, либо создающее опасность для его жизни и здоровья. Суд. Прокурор, следователь, дознаватель обязаны разъяснять _____(В), а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав. _____(Г) считается невиновным. Пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне ____(Д). Обвинительный _____(Е) не может быть основан на предположениях.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) преступление;

2) потерпевший;

3) обвинение;

5) защита;

6) обвиняемый;

7) приговор.

6. Домашнее задание

7. Подведение итогов урока

А) Выставление оценок за практическую работу.

Б) Итоги урока (рефлексия):

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Теперь я знаю…
  • Я научился…
  • Урок дал мне для жизни…

Процессуальное право – это совокупность норм правовой системы, регулирующих общественные отношения, возникающие при расследовании преступлений, рассмотрении и разрешении дел в порядке уголовного, гражданского, администрати вного и конституционного судопроизводства. Процессуальное право определяет правила реализации и защиты материального: Право собственности на квартиру – материальное право Судебная защита этого права – процессуальное право.


СИСТЕМА ПРАВА МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРАВОПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО Конституционное право Гражданское право Семейное право Трудовое право Экологическое право и др. Гражданское процессуальное право Уголовно-процессуальное право Административный процесс Конституционное судопроизводство и др.


Основные принципы гражданского процесса. Гражданское процессуальное право – отрасль права, регулирующая рассмотрение и разрешение гражданских дел в суде, в том числе порядок и последовательность процессуальных действий, права и обязанности участников процесса.






Участники гражданского процесса. Участники гражданского процесса – это лица, участвующие в деле, и лица, способствующие правосудию. Лица, участвующие в процессе, - это истец, т.е. предъявляющий требования, и ответчик, к которому требования предъявляются. Участвовать в процессе вправе только лица, обладающие процессуальной дееспособностью. Для граждан она наступает с 18 лет (в некоторых случаях, например после регистрации брака, могут лично защищать свои права и несовершеннолетие).





Процессуальное правоэто совокупность отраслей, основная
задача которых - определить
правила судебного процесса, чтобы
установить ИСТИНУ.

Процессуальное право – это порядок реализации и защиты материального права.

К числу наиболее «старых» процессуальных отраслей относятся:

Уголовно-процессуальное право
Гражданско-процессуальное право
Административно-процес. право
Арбитражно-процессуальное право
Конституционно-процес. право
РЕГУЛИРУЮТ СУДОПРОИЗВОДСТВО

Система судопроизводства

Конституционный суд:
отменяет законы,
противоречащие
Конституции и
нарушающие права
граждан
Арбитражный суд:
Разрешает
экономические споры
между гражданами,
занимающимися
предпринимательской
деятельностью,
и организациями
Верховный суд:
важнейший орган
судебной власти
по
гражданским,
уголовным делам
Мировые суды:
рассматривают
гражданские,
уголовные,
административные дела
незначительной
сложности в качестве
суда первой инстанции

Арбитражное процессуальное право, арбитражный процесс

арбитражный суд рассматривает споры
между юридическими лицами,
гражданами, осуществляющими
предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица и
имеющими статус предпринимателя
(граждане-предприниматели).

Уголовный процесс и его участники

I.Органы государства и
должностные лица: суд (судья),
прокурор, следователь, орган
дознания и лицо, дознаватель.
II. Участники уголовного
процесса: подозреваемый,
обвиняемый, их защитники,
потерпевший, гражданский
истец, гражданский ответчик и
их представители.
III. Лица, привлекаемые в
процессе для содействия
органам государства в
выполнении задач правосудия:
свидетель, эксперт, специалист,
переводчик, понятые, секретарь
судебного заседания.
Уголовный
процессуальное право
(уголовный процесс) -
это процесс
государственных органов
по расследованию и
разрешению дел,
связанных с
совершением
преступлений.

Судья на уголовном процессе

а) судья единолично
рассматривает дела (если
санкция не превышает 10 лет
лишения свободы);
б) судья и 12 присяжных
заседателей (рассматривают
дела, затрагивающие
общественный интерес и
имеющие общественный
интерес, согласно перечню в
УПК);
в) коллегия из трех судей (дела
о тяжких и особо тяжких
преступлениях);
г) мировой судья (если санкция
не превышает трех лет).

Гражданский процесс (гражд-процессуальное право)

УЧАСТНИКИ ГРАЖДАНСКОГО
ПРОЦЕССА
истец,
ответчик,
третьи лица,
прокурор,
адвокат,
свидетели,
эксперты,
специалисты
Гражданское
процессуальное право
(процесс)
- это отрасль права,
регулирующая порядок
рассмотрения судом
гражданских дел.

Администартивный процесс (адм-процессуальное право)

Административный
процесс - это порядок
осуществления
государственноуправленческой
деятельности, с
целью реализации
норм
административного
права

Подготовительный этап

Судья открывает заседание,
объявляет, какое дело рассматривается;
проверяет явку участников процесса;
удаляет из зала заседания свидетелей;
объявляет состав суда

«Уважаемый суд!»

Все участники процесса должны
давать свои показания и объяснения
стоя, к суду обращаются со словами:
«Уважаемый суд!».

Главный этап- рассмотрение сути дела

судья докладывает дело,
выясняет, поддерживает ли истец свои
требования,
признает ли ответчик требования
не желают ли стороны закончить дело
миром

После этого судья заслушивает
объяснения лиц, участвующих в деле (и
соответственно их представителей), в
следующей последовательности:
1. Истец, третьи лица на стороне истца,
2. Ответчик, третьи лица на стороне
ответчика.

Главный этап- рассмотрение дела

Исследование доказательств:
Вначале допрашивают свидетелей,
Затем оглашают письменные
доказательства, исследуют вещественные
доказательства, воспроизводят и
исследуют аудио- или видеозапись,
исследуют заключение эксперта.

Третий этап – судебные прения

ПРЕНИЯ
Выступления лиц, участвующих в деле с
обоснованием своей правовой и фактической
позиции, с учетом всех сведений и
обстоятельств, которые были исследованы в
ходе судебного заседания.
Последовательность выступления в прениях
аналогична последовательности дачи
объяснений: прокурор, истец и его
представитель; ответчик и его
представитель.

Последнее слово

Каждый имеет право выступить с речью
(Приложение 3)
Но последнее
слово – подсудимого (право)
.

Последний этап

По окончании прений суд удаляется в
совещательную комнату для вынесения
решения.
Однако тут есть оговорка: если в прениях
выявлены некоторые новые
обстоятельства, суд может вернуться к
судебному следствию.

Судебное решение

Суд принимает решение немедленно после
рассмотрения дела в совещательной
комнате, тайно, т.е. с участием только тех
лиц, которые входят в состав суда.

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

Генеральный
прокурор
назначается и
освобождается
Советом Федерации
по представлению
президента на 5 лет
Прокуратура
(Генеральная п., п. субъектов
РФ,
п. городов, районов)
* осуществляет надзор за
исполнением законов
* Наблюдает правильно ли
исполняются законы
* Не нарушаются ли права
граждан?
* Выступает на суде со стороны
обвинения
* Может не согласиться с
решением суда, наложив на
него протест. Обществознание, 11 класс

Урок № 4. Процессуальное право. Гражданский процесс

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Гражданский процесс.
  2. Гражданские споры и порядок их рассмотрения.

3. Основные правила и принципы гражданского процесса.

Тезаурус:

Процессуальное право – это совокупность норм права, регулирующих процессуальный порядок и процедуры реализации и исполнения норм материального права.

Гражданский процесс – это урегулированная нормами гражданского процессуального права деятельность суда, лиц, участвующих в деле, и других участников судебного производства.

Гражданские правовые споры – это разногласия между гражданами или между гражданами и организациями относительно различных правовых вопросов.

Истец – это лицо, предъявляющее требования.

Ответчик – это лицо, к которому предъявляются требования.

Прокурор – лицо, способствующее осуществлению правосудия.

Иск - это требование, которое истец предъявляет ответчику в судебном порядке на законных основаниях.

Исковое заявление - начало письменного обращения в суд.

Предмет иска – материально-правовое требование истца к ответчику.

Основание иска – обстоятельства, из которых истец выводит свои исковые требования.

Судебная повестка – это процессуальный документ о вызове в суд.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Телюкиной М. В.Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.– М.: Просвещение, 2016 г.
  2. Котова О. А., Лискова Т. Е. Я сдам ЕГЭ. Модульный курс.
  3. Обществознание. Школьный словарь. 10-11 классы. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2018.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Мы уже познакомились с некоторыми отраслями права, которые определяют права и обязанности участников различных правоотношений – гражданских, административных и уголовных. Все эти отрасли относятся к материальным правам. Так, право собственности на квартиру - материальное право. Судебная защита этого права регулируется процессуальным правом. Поскольку рассмотрение и разрешение дел представляет собой упорядоченную последовательность действий, т. е. процесс, право и называется процессуальным.

Наряду с отраслями материального права, посредством которых государство имеет воздействие на общественные отношения путем их правового регулирования, существуют отрасли процессуального права.

Процессуальное право – это совокупность норм права, регулирующих процессуальный порядок и процедуры реализации и исполнения норм материального права. Например, право собственности на квартиру - материальное право. Судебная защита этого права регулируется процессуальным правом. Так как рассмотрение и разрешение дел представляет собой последовательность действий, т. е. процесс, право и называется процессуальным.

На основе процессуального права суды осуществляют правосудие. Деятельность судов по рассмотрению дел называется судопроизводством.

Согласно ст. 118 Конституции РФ в настоящее время признаны четыре вида судопроизводства (процессуальные отрасли права): гражданское процессуальное право, уголовно-процессуальное право, административный процесс и конституционное судопроизводство.

Гражданско-процессуальное право– это право, которое регулирует рассмотрение гражданских дел в суде, порядок и последовательность процессуальных действий, права и обязанности участников процесса.

Все эти правила собраны в Гражданском процессуальном кодексе (ГПК) РФ.

Что такое гражданский процесс?

Понятие "процесс" происходит от латинского "processus", что обозначает ход, продвижение, деятельность, развитие какого-либо явления. Процесс - совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата; порядок осуществления какой-либо деятельности.

Гражданский процесс происходит от слова "гражданский", т.е. относящийся к правовым отношениям граждан между собой и их отношениям с государственными органами и организациями.

Таким образом, гражданский процесс это урегулированная нормами гражданского процессуального права деятельность суда и лиц участвующих в деле, и в других участников судебного производства.

Гражданско-правовые споры и порядок их разрешения – основной предмет гражданского процесса. Гражданские правовые споры – это разногласия между гражданами или между гражданами и организациями относительно различных правовых вопросов. Гражданские правовые споры наиболее многочисленны, чем другие виды споров. Учитывая это многообразие сторон деятельности граждан, закон дает лишь приблизительный перечень видов споров, которые могут разрешаться в суде гражданского процесса. Это споры:

– имущественные;

– семейные;

– трудовые;

– жилищные;

– конституционные;

– административные;

– налоговые и др.

В случае, если судья, к которому обратился гражданин за правосудием, не может квалифицировать его дело как вид спора, он все равно не может отказать человеку в правосудии. Судья обязан принять заявление, если в нем излагается разногласие о праве.

Целью гражданского процесса является восстановление нарушенных и защита оспариваемых прав, свобод и интересов граждан и организаций. Участники гражданского процесса – это лица, участвующие в деле и способствующие правосудию. Это, в первую очередь суд, без которого невозможен гражданский процесс; затем лица, участвующие в деле, и лица, способствующие осуществлению правосудия. Лица, участвующие в деле, - стороны в споре, т.е. истец, предъявивший требования, и ответчик, к которому требования предъявляются.

Лица, способствующие осуществлению правосудия – это прокурор, выступающий государственным обвинителем, и лица, которые могут вступать в защиту других лиц или в защиту государственных и общественных интересов (свидетели, переводчик и эксперты).

Участвовать в процессе могут только лица, обладающие процессуальной дееспособностью. Для граждан РФ она наступает с 18 лет, а для юридических лиц дееспособность возникает с момента их регистрации.

Лицо как физическое (граждане), так и юридическое (организации), которое считает, что его права и интересы нарушены (например, посягательства на личную свободу, честь и достоинство, имущество) кем-либо имеет право обратиться в суд. Для этого нужно подать исковое заявление.

Иск - это требование, которое истец предъявляет ответчику в судебном порядке на законных основаниях. Исковое заявление - начало письменного обращения в суд. Основание и предмет – это два исковых элемента. Под предметом иска понимают материально-правовое требование истца к ответчику (например, уплата долга при договоре займа, выселение ответчика из жилого помещения при нарушении им своих обязанностей и т.д.). Под основанием иска понимают обстоятельства, из которых истец выводит свои исковые требования.

Судебная повестка – это важный процессуальный документ о вызове в суд. Этот документ должен содержать в себе реквизиты, указанные в ст. 107 ГПК.

Судебное разбирательство – важная стадия гражданского процесса, где проявляются все принципы гражданского судопроизводства.

Судья в течение 5 дней со дня получения искового заявления рассматривает вопрос о принятии его к производству. При этом выносится определение, на основании которого возбуждается гражданское дело в суде первой. От имени суда направляется повестка, которая вручается гражданину, который должен принять участие в заседании суда.

Разбирательство дела происходит в судебном заседании. После окончания подготовительной части суд приступает к рассмотрению дела по существу.

Стадии прохождения дела в суде в гражданском процессе:

1. Возбуждение производства;

2. Стадии подготовки;

3. Судебное разбирательство;

4. Вынесение решения;

5. Объявление решения.

Существуют также принципы, т.е. основные, исходные положения гражданского процесса, указанные в ГПК РФ. Это следующие принципы:

Право на обращение в суд любого заинтересованного лица за защитой прав и свобод или законных интересов;

Равенство перед законом и судом всех граждан;

Независимость суда при осуществлении правосудия и подчинение только закону;

Гласность судебного разбирательства: разбирательство дел во всех судах открытое;

Принцип состязательности и равноправия сторон;

Возможность обжалования любых судебных постановлений, кроме постановления высшей судебной инстанции – Пленума Верховного Суда РФ.

Решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в течение 10 дней.

Апелляция - процедура по проверке не вступивших в законную силу судебных актов вышестоящим судом.

Судебные решения и апелляционные определения могут обжаловаться в третью инстанцию – кассационную.

Кассационная инстанция вправе оставить решение без изменения или изменить (отменить) решение.

Гражданское право является важнейшим и базовой отраслью российского права. Его изучение важно для понимания процессов, формирования умений защитить свои права и гражданско-правовые отношения.

Примеры и разбор решения заданий

1.Установите соответствие между определениями и понятиями.

Правильный ответ:

2. Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали три значения понятия «процесс».

Правильные ответы: продвижение, ход, деятельность.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО Гражданское процессуальное право административный процесс Урок в 11 классе Предмет: обществознание

О чём будем говорить?

ПЕРЕД НАМИ,

Что произошло?

Перед нами …

Составим план работы на уроке 1. Что такое процессуальное право? а) особенности процессуального права б) цели и задачи процессуального права 2. Что такое гражданское процессуальное право? а) особенности гражданского судопроизводства 3. Что такое административная юрисдикция? а) особенности административного процесса 4. Закрепление изученного материала 5. Рефлексия 6. Домашнее задание

Актуализируем наши знания

ВСПОМНИМ … Судебная власть Правосудие Судебная система Вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия Деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон Совокупность всех судов государства, осуществляющих судебную власть

ВСПОМНИМ… Суды Система правоохранительных органов Судопроизводства Конституционное, гражданское, Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Верховные суды республик, краевые, областные, городские суды, мировой суд Прокуратура, органы дознания, адвокатура, Органы: частные детективные, частные охранные; нотариат Конституционное, гражданское, уголовное, арбитражное, административное

Откроем для себя новое: - что такое процессуальное право? - какие цели и задачи оно решает? - какие меры процессуального принуждения применяются?

ЗаПОМНИМ … Процессуальное право Процессуальное право Процессуальное право регламентирует порядок реализации и защиты материального права Рассматривает и решает дела Это упорядоченная последовательность действий

заПОМНИМ … Процессуальное право Гражданское процессуальное право Уголовно - процессуальное право Конституционное производство Административный процесс

заПОМНИМ … Меры процессуального принуждения -задержание с санкции прокурора -в экстренных случаях без санкции прокурора Подписка о невыезде Заключение под стражу по судебному решению Залог Домашний арест

Подведем предварительный итог:

Откроем для себя новое: 1. что такое гражданское процессуальное право? 2. какие задачи оно призвано решать?

Гражданское процессуальное право

пользуясь учебником, интернетом Самостоятельно Найдите ответы на следующие вопросы: 1. Гражданский процесс 2. Принципы гражданского судопроизводства 3. Виды гражданско-правовых споров 4. Стадии гражданского процесса 5. Участники гражданского процесса 6. Судебные доказательства гражданского процесса 7. Процессуальные сроки гражданского процесса

Проверим, заПОМНИМ … Гражданский процесс Принципы гражданского судопроизводства Регулирует рассмотрение судом гражданских дел и принудительное исполнение судебных решений -право на обращение в суд любого лица -равенство перед законом и судом всех граждан -гласность судебного разбирательства -состязательность и равноправие сторон -обязательность судебных постановлений -возможность обжалования постановления суда

Проверим, заПОМНИМ … Виды гражданско-правовых споров Стадии гражданского процесса -имущественные -жилищные -семейные -трудовые -налоговые -иные споры -возбуждение гражданского дела -подготовка дела к суду -судебное разбирательство: а) исследование обстоятельств дела б) судебные прения -вынесение судом решения -кассационное обжалование -надзорное производство-

Проверим, ЗаПОМНИМ… Участники гражданского процесса Издержки гражданского процесса Истец, ответчик, третьи лица, прокурор, органы государственной власти, суд, судебный пристав, органы исполнительной власти, свидетели, эксперты, представители общественности Оплата свидетелей, экспертов, розыска ответчика, осмотра на месте,расходы в связи с исполнением решения суда

Проверим, ЗаПОМНИМ … Судебные доказательства гражданского процесса Процессуальные сроки гражданского процесса -объяснения сторон и третьих лиц -свидетельские показания -письменные доказательства -вещественные доказательства -заключения экспертов -подготовка дела к судебному разбирательству – 7 дней -рассмотрение дела – не позже месяца со дня окончания подготовки дела к суду -обжалование судебного решения в вышестоящий суд в течение 10 дней

Откроем для себя новое: - что такое административная юрисдикция? - какие задачи решает?

Административная юрисдикция

ИСПОЛЬзуя учебник, интернет Самостоятельно Найдите ответы на следующие вопросы: 1. Административная ответственность 2. Субъекты административной ответственности 3. Виды административных взысканий 4. Органы, уполномоченные рассматривать дела 5. Рассмотрение административных правонарушений 6. Порядок обжалования

Проверим, заПОМНИМ … Административная юрисдикция Возбуждение дела об административном правонарушении Деятельность государственных органов по рассмотрению дел об административных правонарушениях -обнаружение административного правонарушения -установление личности правонарушителя -составление протокола -административное расследование -административное задержание -личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства -изъятие вещей и документов -отстранение от управления транспортным средством -освидетельствование на опьянение -арест товаров, транспорта, иных вещей

заПОМНИМ … Виды административных правонарушений ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ: нарушение законов о труде, охраны труда; агитация в период запрещения; распространение ложных сведений и т.д. ПОСЯГАЮЩИЕ НА СОБСТВЕННОСТЬ: государства на недра, воды, леса, животный мир; на общественное имущество; уничтожение или повреждение чужого имущества и др. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ПОСЯГАЮЩИЕ НА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК: Приобретение и хранение наркотиков, мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков в общественных местах; нарушение ПДД, обман потребителей и др.

Проверим, заПОМНИМ … Рассмотрение дела об административном правонарушении СУБЪЕКТЫ РАССМОТРЕНИЯ: -суды -административные комиссии -администрации муниципальных образований -комиссии по делам несовершеннолетних -главы администраций --органы внутренних дел -государственные инспекции УЧАСТНИКИ РАССМОТРЕНИЯ: нарушитель, потерпевший их представители -свидетели, эксперт -переводчик (по мере необходимости) СРОКИ РАССМОТРЕНИЯ: -одни – двое суток -до 15 дней -один месяц максимально

Проверим, заПОМНИМ … Рассмотрение дела об административном правонарушении ВЫЯСНЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ: - совершено ли правонарушение -виновно ли в его совершении данное лицо -подлежит ли оно административной ответственности (в т.ч. возраст) -имеются ли обстоятельства смягчающие или отягчающие ответственность лица -нет ли оснований для освобождения лица от административной ответственности ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ: предупреждение, штраф, возмездное изъятие предмета, конфискация предмета, лишение специального права, исправительные работы, административный арест, выдворение за пределы РФ

заПОМНИМ … Вынесение постановления Исполнение постановления Обжалование и опротестование постановления ВОЗМОЖНЫ ДВА ВАРИАНТА: -о назначении административного наказания -о прекращении производства - немедленно -в установленные сроки -до одного – трех месяцев! Через год не подлежит исполнению -в течение 10 суток -рассмотрение жалобы – 10 дней

Закрепление нового знания Составим планы в соответствии с требованиями ЕГЭ по темам: Процессуальное право Гражданское процессуальное право Административная юрисдикция

Выполним задание: модульный триактивный курс, 11 класс, стр. 189 задания № 143 - 145

Завершая урок,отвечаем на вопросы в тетради: Легко ли было искать ответы на вопросы? Вам понравилось работать на уроке? Как вы оцениваете свою работу на уроке? Как вы оцениваете работу своей группы?

Мне всё понятно! Не всё понял, но хочу разобраться Ничего не понял 1 2 3 Обсудим итоги урока Продолжи предложения: - На этом занятии я узнал… - Я задумался…

Домашнее задание: 1.Учебник: отработать тщательно первый и второй разделы параграфа учебника № 25, ответить на вопросы для самопроверки 2. Учебник: отработать тщательно первый раздел параграфа № 27, ответить на вопросы для самопроверки 3. «Модульный триактивный курс», для 11 кл. выполнить задания: глава 3, номера тем: 3.7; 3.8; 3.9; 3.14 4. Проработать записи в тетради




Загрузка...