novomarusino.ru

Правовой режим территориальных вод. Справка

Как уже отмечалось выше, воды, расположенные между берегом и исходными линиями, составляют часть внутренних вод государства, получивших в международно-правовых источниках название "внутренние морские воды". Эти воды состоят из вод морских портов, заливов, бухт, губ, лиманов и вод исторических заливов.

Внутренние морские воды составляют часть государственной территории и полностью подчинены суверенитету прибрежного государства.

Прибрежные государства осуществляют уголовную, гражданскую и административную юрисдикцию в отношении иностранных судов (не обладающих иммунитетом), находящихся в их внутренних водах, а также в отношении лиц, находящихся на борту этих судов.

Правовой режим территориального моря

Международно-правовой режим территориального моря складывается из принципов и норм, зафиксированных в следующих документах:

  • – Устав ООН;
  • – КМП-82;
  • – двусторонние соглашения по делимитации сопредельных или противолежащих территорий;
  • – национальное законодательство о режиме прибрежных морских вод.

Наряду с указанными выше правовыми актами, являющимися источниками международного и национального права, на режим мореплавания в территориальных водах оказывают влияние и многосторонние соглашения по вопросам обеспечения военной безопасности (договор о создании НАТО или договоры в рамках СНГ), региональные соглашения по организации различной деятельности в морских пространствах (например, Конвенция о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана 1980 г.), соглашения по предотвращению загрязнения морской среды и обеспечению безопасности мореплавания.

Впервые термин "территориальные воды" нашел свое конвенционное закрепление в тексте Конвенции о воздушной навигации 1919 г., затем Гаагская конференция 1930 г. подготовила проект документа, названного "О правовом режиме территориального моря", который хотя и не стал международным соглашением, но послужил достаточно хорошим опытом, сделавшим возможным в 1958 г. подписание Женевской конвенции о территориальном море и прилежащей зоне. Указанная Конвенция впервые закрепила не только правовой режим территориального моря, распространив на последнее суверенитет прибрежного государства, но и приняла ряд положений, защищающих интересы международного судоходства.

Территориальному морю посвящена часть II КМП-82, которая состоит из четырех разделов, последовательно описывающих:

  • – статус территориального моря (ст. 2);
  • – границы территориального моря (ст. 3–16);
  • – порядок осуществления мирного прохода в территориальном море (ст. 17–32);
  • – прилежащую зону (ст. 33).

Правовой режим территориального моря закреплен в ст. 2 КМП-82, где указывается, что "суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод, а в случае государства-архипелага – его архипелажных вод на примыкающий морской пояс, называемый территориальным морем. Указанный суверенитет распространяется и на воздушное пространство над территориальным морем, равно как на его дно и недра".

Государственный суверенитет – это присущее государственной власти верховенство на своей территории (внутренняя форма суверенитета) и независимость государства на международной арене (внешняя форма суверенитета) . Юридическая наука под территориальным верховенством государства понимает его высшую власть по отношению ко всем лицам (физическим и юридическим), включая иностранных, находящимся в пределах его территории. Однако в системе международного права обладание суверенитетом не означает абсолютную и ничем не ограниченную власть одного государства в отношении другого и не исключает возможности изъятий из действия законодательства по отношению к определенной категории лиц ограничений (в соответствии с международным правом) в осуществлении юрисдикции на своей территории. Так, при осуществлении полномочий государственными органами в территориальном море объем их юрисдикции должен учитывать нормы международного морского права, а именно: право мирного прохода иностранных судов и военных кораблей и степень присущего им иммунитета.

Долгое время существовавший в международном праве вакуум в договорном закреплении предела распространения территориального моря был заполнен принятием КМП-82, в ст. 3 которой, в частности, говорится: "Каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего двенадцати морских миль".

Внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря.

Где проходит внешний предел территории государства на море и от чего ее отмерять? Как уже отмечалось, по-видимому, это и есть тот краеугольный камень всех споров и притязаний, о который морские державы начали спотыкаться сразу, когда сама по себе простая идея о праве на примыкающий к побережью морской пояс переросла в первые межгосударственные споры о возможности реализации своих прав в водах этого пояса, проявившиеся вначале при заключении англо-французских договоренностей о рыбной ловле 1839 г., а затем в дебатах по англо-американскому спору о рыболовстве у берегов Ньюфаундленда .

Изначально самым естественным и распространенным являлся способ так называемой параллельной трассы, при котором внешняя граница полосы территориальных вод следует параллельно всем извилинам берега. Королевский декрет Норвегии от 12 июля 1935 г. дополнил международную практику методом проведения прямых базисных линий, который получил признание в решении Международного суда 1951 г.

Пройдя значительный период национального и международного осмысления, сначала Женевская конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., а затем КМП-82 закрепили в международном праве порядок отсчета не только территориального моря, но и всех прочих пространств, на которые распространяется юрисдикция прибрежного государства.

Современное международное морское право под территориальными водами (морем) понимает прибрежную морскую полосу определенной ширины, отсчитываемую от исходных линий, входящую в состав территории прибрежного государства и находящуюся под его суверенитетом.

Являясь суверенной частью территории государства, территориальные воды имеют большое военно-политическое и экономическое значение:

  • – внешняя граница территориальных вод является морской государственной границей;
  • – в территориальных водах прибрежное государство имеет право размещать все виды оружия, в том числе и ядерное;
  • – отдельные части территориальных вод могут объявляться запретными для плавания районами;
  • – в территориальных водах можно создавать различные военные системы;
  • – в территориальных водах прибрежные государства осуществляют контроль за различной иностранной деятельностью.

В территориальных водах допускается мирный проход иностранных судов и военных кораблей на основаниях, предусмотренных в разделе 3 КМП-82.

Правовой режим территориального моря конкретного государства формируется в соответствии с его внутренним законодательством с учетом положений КМП-82 и норм договоров и соглашений, участниками которых это государство является.

  • Арцибасов И. Я. Международное право. М., 1980. С. 146.
  • Калинин И. В., СкаридовА. С. Международно-правовое регулирование повседневной деятельности ВМФ в условиях современной геополитической обстановки. СПб.: ВМА им. Н. Г. Кузнецова, 1994.

Правовой режим внутренних вод и территориального моря регулируется Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года и другими международными актами, а также национальным законодательством. Так в России действует Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах,территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".

Внутренние воды и внутренние морские воды . Согласно статье 8 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря, относятся к внутренним водам государства. В рамках внутренних вод выделяют внутренние морские воды. Во - первых, внутренние морские воды являются частью внутренних вод, а во - вторых, главной и отличительной особенностью внутренних морских вод является тот факт, что они непосредственно граничат с территориальным морем.

На различия между внутренними и внутренними морскими водами обращает внимание известный финский ученый и дипломат К. Хакапаа, который предлагает, чтобы термин «внутренних» употреблялся для обозначения вод в пределах сухопутной территории государства, а термин « внутренняя » - для соответствующих морских районов.

К внутренним морским водам относятся воды :

Морских портов;

Заливов, если ширина входа в них не превышает 24 морские мили;

Исторические воды, в том числе исторические заливы независимо

от ширины входа.

Правовой режим морских портов регулируется законодательством прибрежного государства. Как правило, он получает подробное отражение в Правилах порта (Портовые правила). В российской практике они называются Обязательными постановлениями по порту.

Внешней границей акватории любого порта является линия, проведенная между двумя естественными выступами суши, либо линия, проведенная через наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения, которые являются составной частью системы данного порта. Водные пространства, составляющие акваторию порта, включают в себя как внутренний, так и внешний рейд, расположенный перед портом со стороны моря. Границы акватории порта обозначаются в Правилах порта (Обязательных постановлениях по порту), на навигационных картах, в лоциях и обязательно публикуются в «Извещениях мореплавателям» (Извещения мореплавателям).

Правовой режим торговых судов в иностранном порту регламентируется в основном законодательством прибрежных государств, а также двусторонними и многосторонними международными соглашениями о морском торговом судоходстве. К числу последних можно отнести, например, Конвенцию по облегчению международного морского судоходства 1965 года, Международные санитарные правила 1969 года и другие.

В силу суверенитета над своими внутренними морскими водами прибрежное государство по собственному усмотрению объявляет те или иные порты открытыми для захода иностранных судов. Вместе с тем государство в любое время вправе закрыть тот или иной порт для доступа например, из соображений безопасности.

В объявленные открытыми порты государство гарантирует свободный заход всех иностранных торговых судов независимо от их флага. Для захода в открытый порт не требуется получения разрешения властей прибрежного государства. Обычно торговые суда заблаговременно в соответствии с коммерческой практикой порта информируют портовые власти о предстоящем заходе.

Для судов с особыми характеристиками могут быть установлены определенные ограничения. Например, заход ядерного судна в иностранный порт возможен лишь при условии заблаговременного представления информации о безопасности согласно положениям глава VIII Конвенции СОЛАС-74/78 .

Заход иностранных торговых судов в закрытые порты может быть осуществлен только при наличии разрешения властей прибрежного государства. Исключением из этого правила может быть только так называемый вынужденный заход, причинами которого могут быть необходимость в срочной медицинской помощи, стихийное бедствие, авария и тому подобное.

Для захода в морские порты иностранных военных кораблей требуется предварительное разрешение прибрежного государства. При наличии такого общего разрешения прибрежному государству своевременно должно быть направлено уведомление о заходе соответствующего иностранного военного корабля. Во время пребывания в иностранных внутренних морских водах военные корабли пользуются полным иммунитетом от иностранной юрисдикции. Они не подлежат досмотру.

В период пребывания в иностранном порту судно полностью подчиняется правопорядку, установленному прибрежным государством. Государство обладает юрисдикцией в отношении данного судна. Оно может рассматривать уголовные дела и гражданские иски. Указания администрации порта, возглавляемой капитаном порта (капитан порта), являются для судна обязательными.

Заливы с шириной входа не более 24 морских миль . Согласно положениям Конвенции 1982 года под заливом понимается хорошо очерченное углубление берега, вдающееся в сушу в такой мере, - в соотношении с шириной входа в него, - что содержит замкнутые сушей воды и образует нечто большее, чем простую извилину берега. Углубление не признается, однако, заливом, если площадь его меньше площади полукруга, диаметром которого служит линия, пересекающая вход в это углубление. Если ширина входа в залив превышает 24 морские мили, то линия указанной длины проводится внутри таким образом, чтобы ей было отграничено возможно большее водное пространство.

Исторические воды , включая «исторические» заливы. Основанием для включения «исторических» вод во внутренние служат три фактора: если, во-первых, над этими водами прибрежное государство осуществляло суверенитет на протяжении длительного времени; во-вторых, эти воды имеют важное и особое экономическое, оборонное и стратегическое значение для данной страны; в-третьих, имеет место молчаливое признание большинства государств. Возможность признания некоторых вод « историческими » содержится в статье 12 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года, Указывающей на «исторически сложившиеся правовые основания».

Характерным примером «исторического» залива России является залив Петра Великого на Дальнем Востоке.

«Историческими» объявлены заливы Бристольский, Форт-оф-Форт, Мори - Ферт, Консепшн, Шало (Великобритания), Гудзонов (Канада), Канкаль (Франция), Гесаликский, Делавэр, Монтерей, Чесапикский, Санта- Моника (США). Ширина входа в некоторые из таких заливов может быть весьма значительной. Так, ширина входа в Бристольский залив достигает 100 миль.

Государство вправе распространять режим внутренних вод и на «исторические» моря. Например, воды Белого моря являются внутренними морскими водами Российской Федерации до линии, соединяющей мысы Канин Нос и Святой Нос, расстояние между которыми составляет 82 морские мили.

Территориальное море – это полоса моря шириной в 12 морских миль, непосредственно примыкающая к сухопутной территории или внешней границе внутренних вод и находящаяся под суверенитетом прибрежного государства. Отсчет ширины территориальных вод производится, как правило, от «линии наибольшего отлива вдоль берега» (Конвенция ООН по морскому праву, статья 5). Там же, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста, ширина территориальных вод может отмеряться от прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки. В России, в соответствии с законодательством, для отсчета ширины территориальных вод применяются оба способа.

Правовой режим территориального моря имеет некоторую специфику. Она объясняется тем, что, во-первых, прибрежное государство распространяет на территориальное море свой суверенитет (ст. 2); во-вторых, за судами всех государств признается право мирного прохода через иностранное территориальное море. Осуществляя суверенитет в территориальном море, прибрежное государство может издавать законы и правила относительно судоходства в его территориальном море. Цель этих актов – обеспечить безопасность судоходства, защитить навигационные средства, живые ресурсы моря, предотвратить загрязнение моря и другие. Государство может объявить определенные районы территориального моря закрытыми для плавания, например при проведении учений с использованием оружия.

Согласно Конвенции ООН по морскому праву, под мирным проходом понимается плавание через территориальное море с целью:

а) пересечь его, не заходя во внутренние воды;

б) пройти во внутренние воды;

в) выйти из внутренних вод в открытое море. Проход является мирным, если он не нарушает безопасность прибрежного государства.

Иностранные суда, пользующиеся правом мирного прохода, должны соблюдать законы и обычаи прибрежного государства; выполнять навигационные, радиотелеграфные, портовые, таможенные, санитарные, рыболовные и иные правила, устанавливаемые прибрежным государством.

Согласно Конвенции ООН по морскому праву, вопросы юрисдикции прибрежного государства на борту иностранного судна, находящегося в иностранных водах, решаются, как правило, следующим образом:

♦ уголовную юрисдикцию прибрежное государство может осуществлять, если на судне совершено преступление, последствия которого распространяются на прибрежное государство; если преступление имеет такой характер, что им нарушается спокойствие в стране или добрый порядок в территориальных водах; если капитан судна или дипломатический (консульский) представитель обратился к местным властям с просьбой об оказании помощи; если необходимо пресечь незаконную торговлю наркотиками;

♦ гражданскую юрисдикцию прибрежное государство не может осуществлять в отношении судна, проходящего через его территориальные воды. Однако оно может в соответствии со своими законами применять меры взыскания или арест в отношении иностранного судна, находящегося на стоянке в территориальных водах или проходящего через эти воды после выхода из внутренних вод; оно может потребовать возмещения ущерба, нанесенного судном во время его прохождения через территориальные воды прибрежного государства (например, в случае повреждения им знаков навигационной обстановки, подводных кабелей или трубопроводов, рыболовных сетей и тому подобное).

Конвенция ООН по морскому праву распространяет право мирного прохода и на военные корабли. Однако порядок реализации этого права весьма разнообразен: одни государства требуют предварительного разрешения по дипломатическим каналам; другие – лишь предварительного уведомления; третьи разрешают мирный проход всем военным кораблям, которые следуют транзитом через их территориальные воды.

В соответствии с национальным законодательством и международными обычаями военным кораблям, осуществляющим проход через территориальные воды иностранных государств, запрещается: производить промеры, фотографирование, боевые учения (стрельбы); пользоваться радиопередатчиками, кроме навигационных установок; заходить в запретные зоны; производить пуски ракет, выпускать в полет и принимать на борт самолеты и вертолеты.

Иммунитет военного корабля – это совокупность прав и привилегий корабля как органа государства. Вместе с тем иностранные военные корабли, находясь в территориальных или внутренних водах другого государства, не должны создавать угрозу безопасности прибрежного государства. Если какой-либо военный корабль не соблюдает законов и правил прибрежного государства и игнорирует любое обращенное к нему требование об их соблюдении, то прибрежное государство может потребовать от него немедленно покинуть территориальные воды.

Территориальные воды, ширина которых по конвенции 12 морских миль, отсчитываются от береговой линии при наибольшем отливе моря или, если берег сильно изрезан, от базисных линий, проведенных через наиболее выступающие в море береговые пункты. По линии территориальных вод проходит граница государства. Суверенитет прибрежного государства распространяется на воздушное пространство над территориальными водами и на морское дно. Правовой режим устанавливается национальным законодательством, но для всех судов закрепляется право мирного прохода.

Мирным называется такой проход, при котором, следуя безостановочно, иностранные суда не нарушают мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства, иными словами, не совершают действий, которые могут быть квалифицированы как враждебные. Статья 19 Конвенции 1982 г. перечисляет 11 видов таких действий. Основные из них:

Угроза силой или ее применение;

Любые маневры или учения с оружием любого вида;

Сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства;

Подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата;

Погрузка (выгрузка) товара, валюты, лиц вопреки правилам прибрежного государства;

Любая промысловая деятельность;

Проведение исследовательской и гидрографической деятельности;

Любая иная деятельность, не имеющая отношения к проходу. Подлодки проходят территориальные воды в надводном положении с поднятым национальным флагом.

Мирный проход может быть временно на недискриминационной основе приостановлен. Некоторые государства настаивают на разрешительном порядке такого прохода для военных судов (в частности, Россия). Разрешения не требуется, если на борту находится глава государства или правительства, или заход вынужденный. Еще памятны проходы без разрешения американских военных судов у берегов Крыма и в Баренцевом море, что привело к их столкновениям с нашими военными кораблями.

За проход в территориальных водах суда налогом не облагаются. На них действует национальная юрисдикция за исключением случаев:

Если на судне или судном совершено преступление, затрагивающее интересы прибрежного государства;

Если капитан судна или консул страны флага об этом просит;

Для пресечения торговли наркотиками.

В пределах территориальных вод устанавливаются таможенные, фискальные, иммиграционные и санитарные зоны. Конвенция 1982 г. расширила водные пространства для таких зон до 24 миль.

Предыдущая

Территориальные воды (территориальное море) - это морской пояс, расположенный вдоль берега или непосредственно за внутренними морскими водами прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом. Прибрежные установки и искусственные острова территориальных вод не имеют.

Граница территориальных вод смежных государств определяется международными договорами.

На территориальные воды, их поверхность и недра, воздушное пространство над ними распространяется суверенитет прибрежного государства.

Правовой режим территориальных вод (территориального моря) частично регулируется Конвенцией о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года, наиболее полно - Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, а также внутренним законодательством отдельных государств.

Конвенция ООН по морскому праву относит к территориальному морю прибрежную морскую полосу шириной не более 12 морских миль. Отсчёт территориальных вод происходит от линии наибольшего отлива (если берег имеет спокойные очертания), либо от границ внутренних вод, либо от так называемых базисных линий (воображаемых прямых линий, соединяющих выступы берега в море, если побережье глубоко изрезано, извилисто или если вблизи берега есть цепь островов).

Линии разграничения территориальных вод с соседними или противолежащими государствами и внешняя граница территориальных вод служат государственной границей прибрежного государства.

Несмотря на то, что международное право не допускает расширения территориальных вод за пределы 12 морских миль, национальное законодательство отдельных стран часто устанавливает свой размер территориальных вод, например США - 6 миль, некоторые страны Африки - 24 мили, страны Южной Америки - до 200 миль, некоторые государства в одностороннем порядке установили более широкие территориальные воды (например, Бразилия, Перу, Сьерра-Леоне, Уругвай, Эквадор и др.).

Пределы и правовой режим территориальных вод (территориального моря) России определен Федеральным законом РФ 1998 г. "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ" и Законом РФ 1993 г. "О Государственной границе РФ".
Любая деятельность физических и юридических лиц в иностранных территориальных водах может производиться лишь с согласия прибрежного государства. Однако объем суверенных прав прибрежного государства в территориальном море несколько уже, чем во внутренних водах. Из объема правомочий государства устанавливается исключение - право мирного прохода. Невоенные суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальное море. При этом под проходом понимается плавание через территориальное море с целями пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод, пройти во внутренние воды или выйти из них, или стать на рейде или у портового сооружения (ст. 18 Конвенции 1982 г.).

"Проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства" (ст. 19 Конвенции 1982 г.).

Проход признается нарушающим "мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства, если судно осуществляет:

Угрозы силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН;

Любые маневры или учения с оружием любого вида;

Любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства;

Любой акт пропаганды, имеющей целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства;

Подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;

Подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;

Погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства.

Запрещается осуществление иностранными судами морского промысла, гидрографических работ и исследований в территориальных водах большинства государств (при отсутствии специального соглашения).

В соответствии с международными договорами и принятой практикой прибрежное государство в определенных случаях может осуществлять на борту иностранного судна уголовную и гражданскую юрисдикцию. Эти случаи строго оговорены и допускают вмешательство прибрежного государства, когда совершенное деяние распространяется на прибрежное государство и связано с ним, когда характер этого деяния нарушает спокойствие в стране или территориальном море, когда капитан судна, дипломатический или консульский представитель обратился с просьбой об оказании помощи.

Прибрежное государство не должно останавливать иностранное судно, проходящее через территориальные воды (территориальное море), или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находящегося на борту судна, но может применять меры взыскания или арест по любому гражданскому делу в том случае, когда гражданское обязательство возникло в силу самого прохода через территориальные воды (территориальное море) (например, судно повредило навигационное оборудование - буи, знаки и т.п., осуществляло загрязнение). Территориальные воды (территориальное море) устанавливаются и вокруг островов.

Прибрежное государство имеет также связанную с этими правами юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды. Права прибрежного государства здесь не вытекают из его суверенитета, а предоставлены ему в результате международной договоренности и имеют конвенционный характер.

Контрольная работа

по дисциплине: Международное морское право

на тему: Территориальное море

г. Омск 2009г.


Введение. 3

I.Классификация морских пространств. 4

II… Понятие и ширина территориального моря. 5

III… Особенности отсчёта ширины территориального моря. 6

IV… Правовой режим территориального моря. 8

1. Понятие мирного прохода. 8

2. Нарушение мирного прохода. 10

3. Юрисдикция в территориальном море. 12

Заключение. 15

Список используемой литературы: 17


Достаточно одного взгляда на карту нашей планеты, чтобы убедиться в том, что не суша, а Мировой океан определяет лицо нашей планеты. Вода занимает 71%, суша 29% всей поверхности Земли. Роль Мирового океана в жизни человеческого общества чрезвычайно велика.

Мировой океан – это международные морские пути, имеющие огромное значение для социального, экономического и культурного развития всех стран и народов. Это так же источник несметных биологических и минеральных ресурсов, которые представляют большой практический и научный интерес для всего человечества.

В комплексе наук, изучающих Мировой океан и межгосударственные отношения, складывающиеся в процессе использования морских богатств, с каждым годом все большее значение приобретает международное морское право. Его нормы начали формироваться ещё в эпоху рабовладельческого строя, а дальнейшее развитие мореплавания, созревание капиталистического способа производства и появление буржуазных производственных отношений породили потребность в регулировании мореплавания и рыболовства, установлении режима морских пространств путём заключения многосторонних Конвенций, международных соглашений и договоров.

Конвенции ООН по Морскому Праву 1958г и1982 года (подписана более чем 150 государствами) стали важным этапом кодификации и прогрессивного развития международного морского права. Уточнения и изменения в режиме морских пространств, закреплённые в них, оказывают самое непосредственное влияние на режим международного судоходства.

Целью моей работы является изучение понятия территориального моря. Задачей будет дать определение территориального моря, каким образом осуществляется отсчёт ширины территориального моря, рассмотреть режим судоходства, определить какой правовой статус занимает это морское пространство по отношению к прибрежному государству, какая юрисдикция и кем может осуществляться в территориальном море.


Весь Мировой океан можно условно разделить на три основные юридические категории морских пространств:

1. являющиеся неотъемлемой частью территории прибрежного государства, в пределах которой действует его суверенитет (внутренние воды, территориальное море);

2. не входящие в состав территории прибрежного государства, но подчинённые его юрисдикции (исключительная экономическая зона, прилежащая зона, континентальный шельф);

3. не подчинённые ни суверенитету, ни юрисдикции какого бы то ни было государства (открытое море).

Возвращаясь к теме работы, рассмотрим более подробно территориальное море.

2. Понятие и ширина территориального моря

Территориальное море – это примыкающий к сухопутной территории или внутренним морским водам государства морской пояс, шириной до 12 морских миль, находящийся под суверенитетом прибрежного государства.

В соответствии с требованиями норм международного права каждое прибрежное государство национальным законодательством определяет правовой режим своего территориального моря, поскольку оно входит в состав государственной территории, а его внешняя граница является государственной границей прибрежного государства на море.

Подавляющее большинство государств установило территориальное море шириной от 3 до 12 морских миль включительно.

Отдельные страны, в своё время, воспользовавшись положением (пробелом в международном праве), приняли ширину более 12 морских миль (Ангола – 20, Нигерия – 30, Камерун, Мадагаскар – 50, Мавритания – 70). Некоторые государства Латинской Америки и Африки заявили о распространении своего суверенитета на обширные районы открытого моря – до 200 морских миль (Панама, Сальвадор, Никарагуа, Чили, Сомали и др.). Это явилось захватом пространств открытого моря и создавало препятствие для их свободного использования другими государствами.

Современная практика подавляющего большинства государств исходит из того факта, что в международном праве сложилась обычная норма, каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, определённых в соответствии с Конвенцией ООН по Морскому Праву.1982г.

Что касается нашего государства, то согласно Конституции РФ определение статуса территориального моря РФ относится к ведению РФ, а федеральный закон «О внутренних водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» подробно регламентирует порядок и условия использования пространства России.


Согласно Конвенции ООН по Морскому Праву отсчёт ширины территориального моря производится:

1. от линии наибольшего отлива;

2. от условной линии внешней границы внутренних морских вод;

3. от прямых исходных (базисных) линий, соединяющих выступающие в море точки морского побережья (такой метод применяется в местах, где береговая линия глубоко изрезана или вдоль берега имеется цепь островов).

Например, в России исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря, являются:

Линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально изданных в РФ морских картах;

Прямая исходная линия, соединяющая наиболее удалённые в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов;

Прямая линия, проводимая поперёк устья реки, непосредственно впадающей в море, между точками на её берегах, максимально выступающими в море при наибольшем отливе;

Прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, исторически принадлежащими России.

Определение территориального моря также относится ко всем островам России.

Географические координаты точек, через которые проходят прямые исходные линии для отсчёта территориального моря России, утверждаются Правительством РФ и объявляются в «Извещениях мореплавателям».

Если берега 2-х государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, то в качестве разграничительной линии их территориального моря используется срединная линия. Она проводится таким образом, что каждая её точка является равностоящей, от которых отмеряется ширина территориального моря. Государства с учётом различных обстоятельств (исторических, географических, экономических и др.) вправе избрать и иной способ разграничения.

В территориальное море включаются также рейды, которыми обычно пользуются для погрузки, разгрузки и якорной стоянки судов и которые иначе были бы расположены целиком или частично за внешней границей территориального моря.

4. Правовой режим территориального моря

Территориальное море, его дно, недра, воздушное пространство над ним являются составной частью территории прибрежного государства и находятся под его суверенитетом. Суверенитет прибрежного государства над территориальным морем осуществляется с соблюдением норм международного права. Пограничные войска и силы военно-морского флота прибрежного государства, осуществляют охрану государственной границы на море. Территориальное море имеет большое значение для международного судоходства. Суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальное море. Предварительного разрешения компетентных властей прибрежного государства на такой проход не требуется.

Понятие мирного прохода

Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью или пересечь это море, не заходя во внутренние воды, или пройти во внутренние воды или из внутренних вод в открытое море. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Он включает остановку и стоянку на якоре, но только если они связаны с обычным плаванием или необходимы, вследствие непреодолимой силы или бедствия.

Проход является мирным, поскольку им не нарушаются мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Понятие мирного характера прохода включает ряд требований, которые должны выполняться проходящим судном:

Уважение суверенитета прибрежного государства;

Воздержание от угрозы силой или её применения против этого государства;

Соблюдение других общепризнанных принципов и норм международного права;

Ненанесение экономического ущерба, включая воздержание от промысла живых и минеральных ресурсов и другой промысловой деятельности;

Соблюдение всех норм в области сохранения морской среды;

Отказ от какого-либо изучения и обследования среды;

Отказ от помех любым навигационным и иным сооружениям и установкам прибрежного государства;

Воздержание от любой иной деятельности, прямо не относящейся к проходу.

Право мирного прохода через территориальное море установлено для всех судов, как не военных, так и военных. Необходимо иметь в виду, что право мирного прохода всех судов в достаточно обширных территориальных водах не означает того, что они могут проходить в любых их районах. Прибрежное государство может принимать законы и правила, относящиеся к безопасности судоходства и регулированию движения судов в его территориальном море, а также временно приостанавливать в определённых его районах осуществление права мирного прохода иностранных судов для обеспечения своей безопасности (вступает в силу после объявление об этом в «Извещениях мореплавателям»). Оно вправе потребовать от иностранных судов, осуществляющих право мирного прохода через территориальное море, пользоваться этими установленными и предписанными правилами прохода судов. В частности, в отношении танкеров, судов с ядерными двигателями и судов, перевозящих ядерные и другие ядовитые по своей природе вещества или материалы, может быть выдвинуто требование следовать по таким морским коридорам.

Например, одновременно проходить через территориальное море в целях захода в морской порт Российской Федерации могут не более трех иностранных военных кораблей и других государственных судов одного иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или специальным решением Правительства Российской Федерации по случаю праздничного дня или знаменательной даты.Во время прохода через территориальное море иностранные подводные лодки и другие подводные транспортные средства должны следовать на поверхности и под своим флагом.

Необходимо отметить, что в законах, принятых некоторыми государствами содержатся отступления по вопросу о режиме территориального моря от положений, предусмотренных в Конвенции ООН по Морскому Праву. Например, в законах ряда государств установлен не мирный проход военных кораблей через территориальные воды, а разрешительный (Пакистан, НДР Йемен, Кения, Бирма, Сомали, Шри-Ланка) или уведомительный порядок (Гайана, Маврикий, Сейшельские острова, Индия).

Нарушение мирного прохода

Проход через территориальное море иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства, если в территориальном море, указанное судно осуществляет любой из следующих видов деятельности:

Угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН;

Любые маневры или учения с оружием любого вида;

Любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства;

Любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства;

Подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;

Подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;

Погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки пограничным, таможенным, налоговым (фискальным), санитарным, иммиграционным, ветеринарным, фитосанитарным, навигационным и другим правилам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами прибрежного государства;

Любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения окружающей среды вопреки требованиям законодательства прибрежного государства и нормам международного права;

Любую рыбопромысловую деятельность;

Проведение исследовательской или гидрографической деятельности;

Любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи либо любых других сооружений или установок прибрежного государства;

Любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу через территориальное море, если иное не предусмотрено международными договорами прибрежного государства.

Промысловая и иная деятельность иностранными судами осуществляется только с разрешения компетентных властей прибрежного государства или на основе специального соглашения с ним.

К судам, нарушающим этот режим, могут быть применены меры, необходимые для пресечения нарушения либо для привлечения нарушителя к ответственности.


Как было выяснено ранее, территориальное море является суверенной частью прибрежного государства, а его внешняя граница – государственной границей прибрежного государства. Следовательно, прибрежное государство осуществляет в территориальном море свою юрисдикцию. Однако уголовная юрисдикция осуществляется в определённых случаях.

Согласно Конвенции ООН по Морскому Праву уголовная юрисдикция прибрежного государства не должна осуществляться на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершённым на борту судна во время его прохода, за исключением случаев, если:

Последствия преступления распространяются на прибрежное государство;

Преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море;

Капитан судна, дипломатический агент или консул, иное должностное лицо государства флага обратиться к местным властям с просьбой об оказании помощи;

Такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.

Федеральный закон «О внутренних водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» в этот перечень включает также необходимость пресечения других уголовных преступлений международного характера, предусмотренных международными договорами РФ.

Гражданская юрисдикция прибрежного государства не осуществляется в отношении лиц, находящихся на борту судна, проходящего через территориальное море. Меры взыскания или ареста по любому гражданскому делу возможны только по обязательствам или в силу ответственности, принятых или навлечённых на себя судном во время или для такого прохода.

Военные корабли пользуются в территориальном море иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства. Если военный корабль не соблюдает правила и законы прибрежного государства и игнорирует обращённое к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство может потребовать от него покинуть территориальное море. За ущерб или убытки, причинённые военным кораблём прибрежному государству, государство флага несёт международную ответственность.

Согласно федеральному закону «О Государственной границе РФ» пограничные органы и пограничные войска в пределах территориального моря по отношению к невоенным судам имеют право предложить:

Показать свой флаг, если он не поднят;

Произвести опрос судна о целях захода в эти воды;

Предложить судну изменить курс, если он ведёт в запретный для плавания район;

Остановить судно и произвести его досмотр, если оно не подчиняется требованиям изменить курс.

Суда, допустившие нарушение режима территориального моря РФ, могут быть остановлены, досмотрены, задержаны и доставлены (конвоированы) в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения и при наличии достаточных оснований привлечены к ответственности в соответствии с законами РФ.

Пограничные органы и пограничные войска имеют право преследовать и задерживать за пределами территориального моря РФ судно, нарушившее правила плавания в этих водах, до захода этого судна в территориальное море своей страны или третьего государства. Преследование в открытом море осуществляется, если оно начато в территориальном море России и ведётся непрерывно.

Пограничные войска и силы военно-морского флота, осуществляя охрану государственной границы на море, применяют оружие и боевую технику для отражения вооружённого вторжения на территорию РФ, предотвращения попыток угона за границу морских судов. Оружие и боевая техника могут также применяться против морских судов в ответ на применение ими силы или в случаях, когда прекращение нарушения или задержание нарушителей не может быть осуществлено другими средствами; для оказания помощи кораблям, самолётам и вертолётам при отражении вооруженного нападения на них. Применению оружия и боевой техники должно предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении их применить и предупредительные выстрелы. Без предупреждения оружие и боевая техника могут применяться при внезапном или вооруженном нападении, для освобождения заложников. Запрещается применять оружие и боевую технику по морским судам с пассажирами.

Заключение

В средние века считалось, что власть государства кончается там, где кончается сила его оружия, и ширина территориальных вод определялась в соответствии с «правом пушечного выстрела», то есть три морские мили. По прошествии многих исторических этапов, сегодня суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод, а в случае государства-архипелага – его архипелажных вод, на примыкающий морской пояс, называемый территориальным морем, ширина которого не должна превышать 12 морских миль. Указанный суверенитет распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, равно как на его дно и недра. Суверенитет над территориальным морем осуществляется с соблюдением Конвенции и других норм международного права.

Принцип суверенитета государства над территориальным морем в настоящее время никем не оспаривается. В соответствии с ним каждое государство имеет право устанавливать национальный правовой режим во внутренних и территориальных водах, регулировать все виды деятельности в них и на морском дне под ними, а также в воздушном пространстве над ними.

Вопрос о юрисдикции в территориальном море решается в зависимости от того, является ли осуществляющее право мирного прохода судно военным или торговым. В отношении военных судов – действует принцип иммунитета; но если он не соблюдает законов и правил прибрежного государства в отношении прохода через его территориальные воды, то власти этого государства вправе потребовать немедленно покинуть пределы его территориального моря.

Уголовная юрисдикция осуществляется в пределах Конвенции ООН. Гражданская юрисдикция прибрежного государства может осуществляться при наличии оснований после выхода судна из внутренних вод этого государства. Если же судно осуществляет мирный проход через территориальное море, то гражданская юрисдикция может осуществляться только в силу обстоятельств или ответственности, возникших во время или в целях такого прохода.

Таким образом, на современном этапе развития международного морского права установились нормы, которые необходимо учитывать в целях мирного сосуществования, сотрудничества и развития всех государств во всём мире, даже тех государств, которые не имеют своего собственного морского берега.

Список используемой литературы

1. Г.А.Анцелевич Международное морское право. Учебник. Киев. 2004г.

2. В.Н.Гуцуляк Международное морское право (частное и публичное). Учебное пособие. М.,2003г.

3. С.А.Гуреев Международно-правовые проблемы судоходства на современном этапе. Сборник научных трудов. Л., 1987г.

4. Г.В.Игнатенко, О.И.Титунов Международное морское право. Учебник. М., 2006г.

5. А.Л.Колодкин Морское право и международное сотрудничество. М., 1991г.

6. М.И.Лазарев Актуальные проблемы современного международного морского права. М., 1972г. «Наука».

7. Г.И.Тункин. Международное право. Учебник. М.,1982г.

8. Конвенция Организации Объединённых Наций по Морскому Праву 1982г. (по состоянию на 2007г.)

9. Федеральный закон «О внутренних водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» от 31 июля 1993г. (по состоянию на 1.01.2009г.)



Загрузка...