novomarusino.ru

Активная гражданская позиция - это что такое? Активная гражданская позиция Жизненной позиции и в гражданской.

Этот пост должен был появиться минимум два года назад.

Сегодня я буду говорить о себе, а вернее - о своей гражданской позиции и о гражданской позиции общества в Белгородской области. Давайте сразу отделим работу и мою общественную деятельность. Последние пять лет я живу и работаю в Москве, я люблю свою работу и работа любит меня. Я ценю свою работу - работа ценит меня. Взаимодействие с органами власти - это моя основная деятельность в компании. В связи с этим я очень часто знакомлюсь, общаюсь с представителями федеральных госорганов. В процессе общения со многими становимся товарищами или друзьями. Это всё, что я могу сказать о своей работе.

Что такое гражданская активность? Это одна из форм общественной активности, выражающаяся в неравнодушном отношении к проблемам общества, способности и желании проявлять собственную гражданскую позицию, отстаивать личные и групповые интересы и права, это осознание личной ответственности за благополучие государства. Слишком много сегодня происходит всего такого, что не позволяет нам остаться равнодушными, затрагивает нашу совесть и нашу гражданственность. Такого, что невозможно оставить без внимания.

Моя гражданская позиция - это неравнодушие к безобразию, творимому чиновниками своей страны, к коррупции и произволу. Это местами несогласие с политикой властей и способность высказывать своё мнение, идущее вразрез с "генеральной линией". Это противостояние действиям властей, которые нарушают мои права и права других людей.

У меня есть главный принцип - это объективность! Всё должно быть в рамках закона и всё должно быть прозрачно. Моя гражданская позиция проста - мы люди до тех пор, пока чувствуем чужие проблемы. Для меня интересы врачей, учителей, жителей деревни или города всегда стояли во главе моей общественной деятельности. Власть должна действовать исключительно в интересах своего народа, и вижу, что не всегда власть поступает так, как ей следовало бы.

В недавнишнем интервью Станислава Апетьяна (эксперт Фонда развития гражданского общества) он сказал следующее: "Есть хорошие примеры активных граждан: Сергей Лежнев - самый известный блогер Черноземья. Он суперактивный (инспектирует больницы, пишет запросы в прокуратуру, по которым реально сажают коррупционеров). По многим вещам достаточно критично относится к власти. Но человек занят реальным делом, в отличии от тех, кто занимается дискуссиями, например по поводу убийства Немцова" . Я не люблю радикальные позиции как в духе "Вся власть - плохая", так и "Вся власть - хорошая". В каждой ситуации я предпочитаю разбираться.

Я люблю цитировать Президента нашей страны В.В. Путина и сейчас приведу две его цитаты:

1. "Грань между оппозиционерами и "пятой колонной" внутренняя, её трудно увидеть внешне. В чём она заключается? Оппозиционер, даже очень жестокий, в конечном итоге до конца борется за интересы своей родины, а "пятая колонна" - это те люди, которые исполняют то, что продиктовано интересами другого государства, и их используют в качестве инструмента для достижения чуждых нам политических целей. Лермонтов был оппозиционером? Конечно, он был оппозиционером власти, но он был патриотом" .

2. "Власть должна слушать всех, но исполнять волю большинства. Отталкивать кого-либо, клеить какой-то ярлык врагов царя и Отечества не нужно ни в коем случае. Ничего хорошего из этого не получится. Мы должны стремиться к объединению общества. Ни от кого нельзя отмахиваться. У нас нет врагов среди граждан своей страны. Растущая гражданская активность - это не минус, это плюс. Что я лично ценю высоко. И активных людей нужно поощрять" .

С этими высказываниями Президента я полностью солидарен. Но на местах, в регионах слова Президента страны трактуются иначе. В Белгородской области чётко сложился принцип "Если ты критикуешь власть - ты агент госдепа, ты пятая колонна и вообще ты раскачиваешь лодку" . Я Вам приведу примеры, как в Белгородской области относятся к людям, которые имеют активную гражданскую позицию. Расскажу на собственных примерах:

Пример 1 : Я по фактам сомнительных тендеров при оснащении перинатального центра на имя губернатора Белгородской области Савченко Е.С. Через пару дней меня уже начали "мочить" через СМИ и поливать говном в коридорах аппарата губернатора: "Как так, какой-то там Лежнев позволил письмо написать по фактам коррупции аж на самого губернатора" . Некоторые приближенные к губернатору вообще заявили "Лежнев негодяй" . А почему я негодяй? Разве это я ворую на поставках медицинского оборудования? Разве это я оснащал новый перинатальный центр Старого Оскола, разве на меня заносили папку губернатору о проделках, за которые можно получить реальный срок? А некоторые идиоты вообще попытались меня обвинить в том, что якобы мне дали деньги и я написал открытое письмо на имя губернатора, правда после того, как я заявил " ", идиоты исчезли. Я заявлял и ещё раз заявляю, что никаких денег я не получал и не получаю за свои статьи и веду свою общественную деятельность только в интересах общества.

Для жуликов и воров - пусть буду я негодяем, но для общества - я человек, с чёткой гражданской позицией! Бюджет страны, бюджет Белгородской области - это не деньги для обогащения конкретных лиц, это наш общий бюджет и каждый из нас имеет полное право высказать свою точку зрения о целенаправленности или экономии при использовании этих денежных средств.

Пример 2 : После высказывания моего личного мнения о Белгорода и о города меня снова начали "мочить" через СМИ (принадлежащие администрации города Белгорода). Хотя губернатор Белгородской области Савченко Е.С. согласился с безобразием и потребовал навести порядок до 9 мая. Но снова Лежнев негодяй! А нашлись очередные идиоты, которые стали меня обвинять в продажности моих статей, а некоторые вообще сказали: "Лежнев написал статьи о рекламе по заказу администрации региона" .

Пример 3 : После того, как я посетил городскую детскую больницу города Белгорода и написал , меня очередной раз начали мочить через СМИ. Мол, какого хрена Лежнев лазит по больницам и возмущается, что в такой дыре лечить детей нельзя? Снова Лежнев негодяй. Хотя мэр города приехал после публикации в больницу и пообещал выделить финансирование на ремонт.

Пример 4 : Недавно на своей странице в Фейсбук опубликовал историю по фактам коррупции при закупке продуктов питания в школьные и дошкольные учреждения. Рекомендую прочитать, там вообще всё интерсено. Для некоторых я в очередной раз оказался негодяем.

Пример 5 : Когда я потребовал наказать нелюдей , которые поставляли поддельные лекарства в онкодиспансер Белгородской области, я снова оказался негодяем и один высокопоставленный чиновник заявил "Снова Лежнев писульку написал, требует каких-то там посадок" .

Пример 6 : Когда я раскритиковал региональную власть, что она "доступная среда" для инвалидов, то я был трижды негодяем, целый час обсуждали меня на совещании (какой я негодяй), а не суть проблемы и способы её решения.

Пример 7 : Когда я написал пару абзацев по поводу недооснащения перинатального центра аппаратами УЗИ, я очередной раз оказался негодяем. Главный врач Белгородской областной больницы месяц обо мне вспоминала, какой я негодяй. Я получил более 1000 отзывов через социальные сети от девушек, которые полностью со мной были солидарны, которые тоже столкнулись с этим безобразием. Да, все мы негодяи...

Пример 8 : А вспомните битву, да да, именно битву, которую . Когда министр Минстроя Михаил Мень отреагировал на мой пост и срочно отправил в регион своего заместителя Андрея Чибиса. В итоге мы все отбились от наглой аферы! Ох, в этой ситуации я опять был негодяем. Но я получил тысячи положительных отзывов в свой адрес от жителей города и особенно было приятно услышать благодарность от заместителя министра А. Чибиса. Вот тут я реально ощутил гражданскую активность жителей города, журналистов и общественников - мы объединились и победили!

Я могу долго приводить примеры реакции власти на мою гражданскую активность. Вопрос даже не во мне, это происходит с каждым, кто выступает против тех или иных властных решений. Но я ещё раз повторю, мнение жуликов меня не интересует, меня интересует мнение общества - тысячи людей меня поддерживают! Это для меня значимо! Я это ценю!

Последнее время я наблюдаю рост гражданской активности и в блогосфере региона (в социальных сетях). Правда, зачастую люди скрывают свои лица и данные, я их понимаю. Я неоднократно обращаюсь через социальные сети к жителям региона и вижу как активно они поддерживают мои требования к органам власти. Если они приводят к появлению полезных результатов, будь то реальное решение проблемы или просто привлечение к ней внимания, они, безусловно, формируют гражданскую позицию и у тех, кто не участвует.

Как я выше говорил, гражданская активность может проявляться во всех сферах. Например, гражданская активность может проявляться в уборке территории от мусора, участии в городском субботнике - это тоже гражданская активность. Есть такие сферы, где Вашу гражданскую активность могут "закатать" лет на 5 общего режима, где за Вашу гражданскую позицию Вас могут выгнать с работы, отчислить с института и десятки других способов. Я думаю объяснять не надо, каким способом это делается - административный каток беспощадный. Поэтому многие предпочитают просто молчать, это их выбор, это их право. Они не готовы к тому, что завтра все цепные СМИ (подконтрольные власти) начнут их "мочить", они не готовы, что завтра целый отдел управления "Э" будет им заниматься, они не готовы, что завтра к их родственникам придут домой с обыском.

Я ещё раз повторю, это их право, и я их за это не осуждаю. Но тут я могу сказать с уверенностью, я всегда готов заступаться за таких людей ! Я всегда поддерживал и буду поддерживать людей с активной гражданской позицией, у которых есть только один интерес - действовать на благо своей страны и общества. Пусть я буду негодяем для кучки жуликов и воров, у меня с ними ничего общего быть не может! У нас разные дороги. А нам и нашим детям здесь жить и многое зависит от нас. Это не мы жуликов и воров бояться должны, а они нас!

Есть другая категория гражданской активности общества - это люди, которые публично не могут заявить о фактах коррупции или беспредела, но и молчать они не хотят. Я получаю сотни писем от таких людей, которые описывают мне коррупционные схемы в различных сферах. Это настоящие патриоты своей страны! Со многими я встречаюсь, они идут на контакт, потому что они МНЕ ДОВЕРЯЮТ! Они не доверяют нашей правоохранительной системе, ведь зачастую сами сотрудники правоохранительной системы становятся "заложниками" ситуации. В правоохранительной системе большинство порядочных и честных сотрудников, но если руководитель жулик - то система обречена.

Так что смело можно сказать: гражданская активность общества в Белгородской области есть, и она растет изо дня в день. Конечно, она пока еще не так сильно развита, как хотелось бы, но существует. В различных сферах общественных отношений наблюдается рост мобилизации отдельных граждан и общественных групп в решении актуальных социальных проблем. В Белгородской области развивается механизм межсекторного взаимодействия, но очень слабо. Власть Белгородской области не поддерживает гражданскую позицию общества. И ждать поддержки от власти - не нужно.

Плохо, что белгородцы не требуют распоряжаться бюджетными деньгами эффективно - жителям это почему-то не интересно, а ведь кроме горожан никто и не сможет независимо оценить результаты работ! Мало кто понимает, что бюджет города - это их деньги. Жители города полное право имеют давать советы, куда лучше потратить деньги, более того, требовать! Нужно сделать ремонт в белгородской детской больнице, так давайте требовать! Я надеюсь, что в ближайшие годы белгородцы перестанут думать "деньги тратятся на ненужные вещи? ну и ладно, это же мэрия, что с неё взять" . Я надеюсь, в Белгородской области наконец-то начнут работать общественные организации, которые были созданы лишь для одной цели - служить мостиком между обществом и властью.

За последние годы общество, безусловно "проснулось" и стало активно участвовать и влиять на действия органов власти. Важно, что интернет становится площадкой для выражения гражданской позиции, способен привести к реальным изменениям в оффлайне, направленным на защиту справедливости и свободы. Белгородцы, проявляющие гражданскую активность в интернете, чаще других готовы объединяться для совместных действий, склонны доверять людям из своего окружения. Они чаще выражают готовность организовать общественные мероприятия и принимать в них участие, а также жертвовать деньги на такие мероприятия. Это безусловно радует. Согласно официальной статистике фонда "Общественное мнение" 90% российских гражданских активистов так или иначе присуствуют в сети и действуют через неё.

Мы имеем дело с искренним желанием остоять свои и чужие права, что для современной России весьма свежо и, хочется верить, перспективно. Теперь быть гражданским активистом, интересоваться происходящим в обществе - значит быть в тренде. В Белгородской области этот тренд растёт, набирает обороты, это безусловно радует. Что касается будущего гражданского общества на территории региона, пути его развития тесно связаны с дальнейшими действиями власти . Сейчас настаёт время, когда люди начинают задумываться, как государство работает и для кого. События показали, что требования выдвигают не столько политические активисты, сколько гражданские, заинтересованные лишь в надлежащем исполнении властью взятых на себя обязательств.

ВЫВОД

В заключении своего поста я хочу обратиться к жителям Белгородской области: давайте быть активнее . Нужно настойчивее проявлять свою гражданскую активность - и нужно это в первую очередь нам самим, нашим детям, которым жить здесь. Нельзя закрывать глаза на факты коррупции, на неисполнение чиновниками своих прямых обязательств. Если вы сталкиваетесь с махинациями, с тем, что слова властей расходятся с делом - не молчите. Озвучивайте эти факты, боритесь за справедливость. Еще раз повторю свои слова: я всегда поддерживал и буду поддерживать людей с активной гражданской позицией, у которых есть только один интерес - действовать на благо своей страны и общества. Нужна моя помощь в информационном плане - связывайтесь со мной, я всегда открыт для конструктивного диалога.

Также обращусь к представителям власти . В.В. Путин сказал: Растущая гражданская активность - это не минус, это плюс. Что я лично ценю высоко. И активных людей нужно поощрять. Поэтому, я считаю, местным чиновникам не следует идти в разрез с Президентом. Не стоит "душить" гражданскую активность населения, пытаться закрыть людям рот, навешивать на них клеймо "врагов". Те из вас, кто действительно заинтересован в том, чтобы жители Белгородской области жили хорошо, чтобы проблемы их решались, чтобы голос каждого человека был услышан - должны идти навстречу растущей гражданской активности населения. Не мы должны пытаться достучаться до ваших кабинетов, а вы сами должны пойти навстречу народу, выстраивать диалог, взаимодействовать с активистами и поддерживать все проявления гражданской активности . Начинайте работать в этом направлении.

Ключевые слова: понятие «гражданская позиция»; сравнительный анализ понятий. Аннотация: В статье проводится сравнительный анализ определения такого понятия, как «гражданская позиция». Термин рассматривается с точки зрения различных наук. В конце дается авторское определение понятию «гражданская позиция», актуальное для данного исследования.

Современное общество является довольно нестабильным. Большой отпечаток на нем оставили развал Советского Союза и тяжелые 1990-е годы. Изменения произошли практически во всех сферах нашей жизни, все они подверглись какой-либо деформации. Сейчас нашей стране нужны люди с активной гражданской позицией. Те люди, которые понимают, что несут ответственность за свою страну и готовы в случае чего встать на ее защиту. А что же означает данный термин - «гражданская позиция»? Изучением данного термина занимались такие авторы, как В.Т. Лисовский, Ю.В. Березутский, Н.Ф. Крицкая, Т.В. Абрамян, Т.И. Кобелева, П.А. Баранов, Н.П. Капустин, А.М. Шаленов, Н.Н. Перепеча и др. Хочется отметить, что термин этот достаточно многозначен, ему не дается точного определения в словарях.

В социологии термин «гражданская позиция» рассматривается В.Т. Лисовским и Ю.В. Березутским. Так, одним из определений гражданской позиции является «осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия в отношении окружающего в личном и общественном плане, направленное на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов. Это тот путь, который сегодня должен пройти молодой человек, чтобы занять достойное место и стать гражданином своей страны .

Раскрывая это определение, можно сказать, что индивид должен развиваться как в личностном, так и в социальном плане, при этом развитие личное и социальное не должно идти разрозненно друг с другом. С точки зрения социологии, Ю.В. Березутский определяет гражданскую позицию как совокупность внутренних общечеловеческих ценностей, приобретенных в процессе социализации личности и помогающих ей: во-первых, самостоятельно принимать решения в выполнении функциональных задач профессиональной деятельности, гражданского долга, активного участия в общественной жизни, прогнозируя возможные последствия таких решений; во-вторых, нести личную и социальную ответственность за эти принятые решения. Основными ценностными ориентирами в этом случае должны стать патриотизм и гражданственность личности . В психолого-педагогической литературе мы можем найти следующих авторов, занимающихся изучением «гражданской позиции»: Т.В. Абрамян, П.А. Баранов, Г.Я. Грявцева, Н.П. Капустин, Г.Н. Филонов, А.М. Шаленов и др. В исследовании Т.В. Абрамян мы видим, что гражданская позиция - это важнейшая составная структура личности, по сути она представляет совокупность действий, способов поведения, осознание и принятие на себя личностью ответственности . Мнение Абрамян несколько схоже с определением, которое дает нам Березутский. Оба они говорят о том, что человек должен принимать на себя ответственность за свои поступки.

В своей работе П.А. Баранов определяет термин «гражданская позиция» следующим образом: «это доминантная сфера личностной характеристики, определяющая смысл, направленность поступков, сопричастность личности к судьбе Отечества, к процессу в целом» . Г.Я. Грявцева в своем исследовании дает следующее определение: «гражданская позиция - это интегративное качество личности, включающее в себя понятия, знания, убеждения, поведение, нравственные характеристики» . Другой автор, дающий определение гражданской позиции, - Н.П. Капустин определяет ее как комплекс качеств личности, включающих социальную активность, следование закону, доминирование мотивов общественного долга . В своей работе Г.Н. Филонов придерживается точки зрения, что гражданская позиция - это принятие общечеловеческих нравственных ценностей, это гуманизм взаимоотношений людей, это проявление достоинства, которое проявляется в общении личности с другими людьми, на основе взаимного уважения и признания самобытности каждого. Это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в деятельности и отношениях человека, включая сферы труда, семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений .

Таким образом, Г.Н. Филонов делает акцент на внутренних ценностях и чувствах человека и считает, что именно они определяют все последующие поступки. В своей работе А.М. Шаленов утверждает, что гражданская позиция - это различные аспекты отношений - духовных, трудовых, нравственных и других . С.В. Гладченкова и О.В. Гороховцев в своем исследовании определяют гражданскую позицию как совокупность качеств личности по отношению к гражданину, обществу, государству . В педагогике «гражданскую позицию» изучают Н.Н. Волобоева, А.М. Андресюк, Н.Ф. Крицкая, Т.Н. Балобанова, Д.В. Кириллов, Н.Н. Перепеча, Э.П. Стрельникова, Т.И. Кобелева. Многие исследователи, как например Н.Н. Волобоева в своей статье, считают, что понятие «гражданская позиция» стоит на стыке двух других понятий: «гражданственность» и «социальная активность».

Гражданственность определяется как интегративное качество личности, которое включает в себя любовь к Родине, чувство собственного достоинства и уважение к государству. Социальная активность трактуется как устойчивое свойство личности, которое зависит от ее места в социальной структуре и от социальной роли, которую личность выполняет. Именно этот вид активности побуждает индивида к активной социальной деятельности. Исходя из этих двух определений, гражданскую позицию можно определить как совокупность познавательной, мотивационно- нравственной и поведенческой сфер личности, сформированной под влиянием внешних факторов и воздействий, собственных усилий и специально сконструированных социально-педагогических условий . Именно эти три сферы являются составляющими компонентами гражданской позиции. Если говорить о современных работах, связанных с гражданской позицией, то в первую очередь нужно назвать исследование Н.Ф. Крицкой «Формирование гражданской позиции подростка на основе рефлексии в процессе изучения общественных дисциплин».

Автор считает, что процесс формирования гражданской позиции будет более эффективным, если определять термин «гражданская позиция» как рефлексивное отношение субъекта к событиям действительности и собственной деятельности в соответствии с современной системой гражданских ценностей . Изучением формирования гражданской позиции учащихся в социокультурной среде занимается Т.Н. Балобанова. В своем исследовании она рассматривает гражданскую позицию как интегративное понятие, включающее нравственные качества личности, ее профессиональную компетентность, уровень культуры, способность к саморазвитию, общественную активность .

Автор считает, что среда школы является важнейшим условием становления гражданственности учащихся. Именно в школе закрепляются у молодых людей определенные качества, установки, ценности, стереотипы восприятия и поведения. А.М. Андресюк, проанализировав в своей статье работы исследователей, занимающихся гражданской позицией, делает вывод о том, что можно выделить два подхода в определении понятия «гражданская позиция». Первый подход связан с определением гражданской по- зиции как интегративного качества личности, включа- ющего в себя патриотизм, трудолюбие, социальную ак- тивность, законопослушность и др.

Сторонниками тако- го определения являются И.В. Молодцова, А.С. Гаязов, С.В. Митросенко, Э.П. Стрельникова и др. Второй под- ход определяет данное понятие как различные аспекты отношений - нравственных, правовых, духовных, социальных и др. Приверженцами такого определения являются Н.Ф. Крицкая, Т.И. Кобелева, Г.Т. Суколенова и др.. В своей работе Н.Н. Перепеча определяет гражданскую позицию как личностно значимое свойство, определяющее направленность деятельности студентов на основе принятия общечеловеческих ценностей, прав, свобод и обязанностей гражданина своего Отечества в ходе обучения в вузах .

Несколько другое определение гражданской позиции в своей работе дает Э.П. Стрельникова, которая определяет гражданскую позицию как интегральное качество (или совокупность качеств личности, мотивов поведения, системы мировоззрений), обеспечивающее нравственную, правовую, духовную и физическую защиту человека, характеризующее егокак сознательного члена общества с высокоразвитым гражданским долгом, готовностью трудиться на общую пользу, решимостью и умением отстаивать государственные интересы, непримиримостью к антиобщественным и антигосударственным проявлениям, бережным отношением к государственной собственности и умением сочетать личные и общественные интересы . Изучая формирование гражданской позиции, Т.И. Кобелева утверждает, что гражданская позиция уча- щихся старших классов является интегративной системой отношений личности к государству, праву, гражданскому обществу, к самому себе как гражданину, определяющих ориентацию на общественное благо и реализующихся в деятельности .

В своем исследовании Д.В. Кириллов определяет термин «гражданская позиция» как интегративное относительно устойчивое личностное образование, выражающееся в отношении личности к гражданскому обществу, как к ценности, раскрывающееся и реализующееся через идеи гражданского долга и гражданской ответственности, включающее в себя знания о ценности гражданского долга и гражданской ответственности, эмоционально-оценочное отношение к ним, осознание гражданской позиции в качестве личностной и социальной ценности и проявляющееся в деятельностных аспектах ценностного отношения .

Все авторы, говоря о гражданской позиции, так или иначе выделяют в ней три компонента: когнитивный, деятельностный и оценочно-эмоциональный. И на основании этих компонентов мы можем дать свое определение такому понятию, как «гражданская позиция». Исходя из теоретического анализа Отечественной и зарубежной литературы, с учетом специфики различных отраслей знания, занимающихся изучением гражданской позиции, мы можем говорить о том, что «гражданская позиция» - это интегративная система отношений личности к закону, обществу, государству, самому себе как гражданину, событиям действительности и собственной деятельности, определяющая смысл и направленность поступков индивида, позволяющая осознавать и принимать на себя ответственность, участвовать в общественной жизни, а также сохранять духовные ценности своего Отечества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лисовский В.Т. Социология молодежи. СПб.: СПбГУ, 2009. 254 с.

2. Березутский Ю.В., Щепочкин Н.С. Гражданская позиция молодежи региона: опыт социологического анализа // Власть и управление на Востоке России. 2011. № 1. С. 151-159.

3. Абрамян Т.М. Подготовка будущего учителя к гражданскому воспитанию подростков: дис. … канд. пед. наук. М., 1991. 185 с.

4. Баранов П.А. Современный гуманизм и гражданская позиция личности // Гражданское образование: ма- териалы международного семинара. СПб., 1997. С. 66-68.

5. Грявцева Г.Я. Воспитание гражданственности у старшеклассников средствами общественных дисциплин: дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 1998. 214 с.

6. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. М.: Академия, 1999. 214 с.

7. Филонов Г.Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития // Педагогика. 1999. № 8. С. 45-51.

8. Шаленов А.М. Проблема воспитания гражданственности школьников в советской педагогике 70-80 гг. : автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1991. 18 с.

9. Гладченкова С.В., Гороховцев О.В. Формирование гражданской позиции юристов в вузе: к постановке проблемы // Вестник Воронежского института МВД России. 2013. № 1. С. 167-170.

10. Волобоева Н.Н. Особенности программы развития активной гражданской позиции подростков // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. 2008. № 39. С. 264-267.

11. Крицкая Н.Ф. Формирование гражданской позиции подростка на основе рефлексии в процессе изучения общественных дисциплин: дис. … канд. пед. наук. Киров, 2005. 214 с.

12. Балобанова Т.Н. Формирование гражданской позиции учащихся в социокультурной среде // Человек и образование. 2006. № 8-9. С.104-105.

13. Андресюк А.М., Результаты теоретического осмысления понятия «гражданская позиция школьников // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 113. С. 82-85.

14. Перепеча Н.Н. Формирование гражданской позиции студентов высших учебных заведений: дис. … канд. пед. наук. М., 2012. 200 с.

15. Стрельникова Э.П. Формирование гражданской позиции старшеклассников во внеклассной работе школы: дис. … канд. пед. наук. Липецк, 2001. 267 с.

16. Кобелева Т.И. Формирование гражданской позиции учащихся старших классов средствами социального проетирования: дис. … канд. пед. наук. Самара, 2006. 186 с.

17. Кириллов Д.В. Формирование гражданской позиции старшеклассников в обучении гуманитарным дисциплинам: дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2005. 208 с.

М.П. Рязанова

В приведенной статье речь пойдет о таком понятии, как гражданская позиция. Это термин, о котором многие слышали и понимают о чем идет речь. Но не все могут дать ему точную характеристику. Здесь будет подробно рассказано обо всех аспектах подобного явления. Прочитав статью, вы получите точное представление о том, что такое гражданская позиция (ГП), и не будете путать её с другими понятиями.

Определение термина

Прежде чем давать определение ГП, нужно для начала выяснить, что означает термин «позиция». Позиция - это многообразное качество индивидуума, проявляющееся как в отношении человека к самому себе, так и к окружающей действительности (обществу, государству). Она включает в себя линию поведения субъекта, как социальной единицы в реализации своих жизненных приоритетов и ценностей.

Гражданская позиция - это совокупность взглядов и убеждений, а также морально-этических норм, которые свойственны человеку в отношении к общественной жизни, а также его действия и поступки в этом направлении. ГП - это ответственное выполнение человеком своего долга перед окружающими.

Гражданская позиция - это достаточно сложное социальное явление, выражающееся в личностной оценке своего положения в социуме, своих прав и обязанностей, как гражданина своей страны, в совокупности с индивидуальными чертами. В педагогике ГП рассматривается, как качество личности и система отношения к окружающему миру.

С чего зарождается гражданская позиция?

Ранее, чем гражданская позиция и национальные чувства, зарождается любовь к родине, то есть патриотизм.

Именно он формирует неравнодушное отношения к происходящим процессам в окружающем мире и стимулирует сознательное выполнение гражданского долга.

Для основной массы людей свойственно ощущение своей причастности к месту, где они родились и выросли. Любовь к своей земле сродни любви к родной матери. Если семья входит в систему ценностей человека сразу после рождения, то ценность родины осознаётся человеком со временем.

Поначалу отчизной для ребенка является его семья и дом, где он живет. Далее отечеством уже считается улица, р-н, поселок или город. Чем старше становится человек, тем больше расширяются его понятия о родине. Она воспринимается уже в масштабе страны, отождествляющейся также с народом, культурой, верой, обычаями и природой. Иными словами, родина для человека - это не только место, где он родился, а совокупность всех понятий, характеризующих определенное государство.

Формирование гражданской позиции

Формирование ГП начинается с малого. Какие-то основы и зачатки закладываются еще в раннем возрасте. Конечно, ребенок еще не в состоянии понять, что такое гражданский долг. Однако воспитывая в нем уважение к родной земле и своим согражданам, а также прививая бережное отношения к природе - родители тем самым подготавливают почву для формирования у ребенка в будущем неравнодушного отношения к происходящим вокруг событиям.

Формирование гражданской позиции становится очень актуальным вопросом для учащихся старших классов. Будучи в школьном возрасте, дети еще не могут принимать участие в выборах. Из-за этого они не ощущают себя частью общества. Они не понимают, что такое гражданский долг. В результате, выпускники школ, в основной своей массе - социально пассивны. Чтобы этого не происходило, важно прививать основы гражданского мировоззрения посредством создания целенаправленной модели воспитательной системы, формирующей ГП у подростков.

Воспитание гражданской позиции у школьников и студентов - очень важный этап в формировании социально активного общества.

СМИ как важный инструмент формирования ГП

Как мы уже выяснили, гражданская позиция человека начинает закладываться в раннем возрасте и продолжает развиваться на протяжении всей его жизни. Если в детском и подростковом периоде к формированию гражданского мировоззрения причастны в основном родители и учителя, то в более зрелом возрасте на человека влияют средства массовой информации.

Откуда человек узнают о событиях, происходящих в его стране и во всем мире? Конечно же, из различных источников в СМИ. Причем, что характерно, важны не только сами факты, но и градус подачи информации. Об одних и тех же событиях можно рассказать совершенно по-разному. Исходя из того, как была подана информация, формируется отношение субъекта к определенным фактам и формируется гражданская позиция. Это явление учитывают в своей профессиональной деятельности журналисты. Этим пользуются и политики, и прочие, причастные к формированию гражданского мировоззрения общества, люди и организации.

Развитие гражданской позиции

Интенсивному развитию ГП общества способствуют определенные факторы. Как правило, наиболее социально активными и сплоченными общим гражданским мировоззрением становятся граждане страны, в которой происходят определенные волнения. Общие трудности как никогда объединяют людей.

И если общество ранее не особо вдавалось в тонкости общественной и политической жизни страны, занятое удовлетворением своих насущных потребностей, то в моменты опасностей и серьёзных перемен практически никто не остаётся равнодушным к происходящим событиям.

В отношении гражданской позиции РФ в последнее время наблюдается следующая тенденция: значительных изменений претерпевает отношение к таким ценностям, как патриотизм, любовь к Родине, гордость за свое Отечество, честь, долг, верность традициям и знание истории своей страны. Эти понятия выдвигаются на первый план, что, безусловно, является положительным явлением в общественной жизни государства.

Активная гражданская позиция

Если с гражданской позицией мы более менее разобрались, попробуем разобраться с термином «активная гражданская позиция». Что это значит?

Активная ГП подразумевает под собой осознанное участие индивидуума в общественной жизни, которое отражает его сознательные поступки и действия в отношении к окружающей реальности. Эти действия направлены на реализацию общественных ценностей. При этом личные и общественные интересы субъекта находятся в разумном соотношении.

Компонентами активной ГП являются социальная активность, гражданское мировоззрение и гражданские качества. Активная ГП может меняться в зависимости от внешних условий, в которые попадает субъект.

Почему важна активная гражданская позиция?

Формированием активной гражданской позиции у себя должен заниматься каждый думающий член общества. Равнодушное участие к политической и общественной жизни чревато тем, что это дает возможность некомпетентным людям у власти принимать самые непопулярные и опасные решения.

По закону каждый человек имеет право выражать свою гражданскую позицию. Каждый субъект имеет возможность принимать посильное участие в политической сфере жизни. Не нужно думать, что всё уже решено свыше и твое мнение ни на что не может повлиять. Необходимо следить за событиями, происходящими в стране, анализировать информацию, поступающую из различных источников, делать выводы, и оказывать посильное влияние на то, что происходит в государстве. Из-за молчаливого согласия и покорности людей стали возможными Холокост, Голодомор, Красный террор и прочие страшные события в истории человечества.

Гражданский долг

Если гражданская позиция предполагает ответственное выполнение гражданского долга, то, что же такое гражданский долг? Давайте разбираться.

Гражданский долг - это требования, которые предъявляются к члену общества в виде его обязанностей перед социумом. Под социумом в этом случае понимается коллектив, классы и общество в целом.

Выполнение гражданского долга - это обязанность каждого человека, который хочет жить в развитом и успешном государстве. Если кому-то кажется, что общественные интересы никоим образом не касаются вашей личной сферы, то это большое заблуждение. Процессы, происходящие в обществе, рано или поздно в большей или меньшей степени затрагивают всех.

В заключение

Развитие гражданской позиции - это важный рычаг воздействия отдельного человека и общества в целом на процессы, происходящие в политической и других сферах жизни страны. Если люди не будут осознавать себя полноценными членами общества, способными влиять на окружающую действительность - велик риск оказаться в тоталитарном государстве, когда все решения принимаются горсткой людей и не подлежат критике.

Все мы граждане какой-то страны. Как у каждого гражданина, у нас есть определенные права и обязанности. Не нужно ими пренебрегать. На самом деле, от нас многое зависит. Поэтому не стоит оставаться в стороне.

Формирование активной гражданской позиции молодых людей, является наиболее важной задачей государственной политики. Включает в себя социальную адаптацию молодого поколения, самоопределения личности, ее включенности в социальные процессы экономической и политической жизни. Гражданские качества формируются под влиянием социальной среды и собственных усилий личности в специально созданных условиях.

В словосочетании «гражданская позиция» родовым понятием является слово «позиция».

В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой оно рассматривается как многозначное: «положение, расположение», «точка зрения, мнение в каком-либо вопросе», «положение тела, поза», «полоса участок местности, акватории, занимаемые для подготовки и ведения боя» .

В толком словаре живого великорусского языка В.И.Даля «позиция» -положение, расположение чего-либо, иногда исходное, отправное» .

Позиция личности является предметом изучения целого ряда наук: философии, социологии, психологии, педагогики - в рамках каждой из которых исследователи подходят к рассмотрению данного понятия с точки зрения своего предмета.

Философский словарь рассматривает понятие «позиция» и как точку зрения, принцип, положенные в основу поведения, действий кого-либо, и как положение, место, занимаемое чем-либо, кем-либо. Относительно человека это слово приобретает многозначность: «выбор места действия», «определение своего положения», «точка отсчета», «мотив», «готовность действовать, так или иначе».

В психологическом словаре «позиция» рассматривается как «устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках; как интегральная, наиболее обобщенная характеристика положения индивида в статусно-ролевой внутригрупповой структуре».

В психологических исследованиях понятие «позиция» рассматривается как позиция личности. Так, Б.Г.Ананьев определил позицию личности как ее положение в обществе (экономическое, правовое и т.д.), как общественные функции, осуществляемые личностью в зависимости от этого положения и исторической эпохи, что сближает его точку зрения с точкой зрения И.С.Кона и Е.А.Ануфриева.

А.Г.Асмолов рассматривает позицию человека как систему общественных связей, общений, которые открываются ему, как то, что, ради чего и как использует человек врожденное и приобретенное им (даже черты своего темперамента и, конечно, приобретенные знания, умения, навыки... мышление). То же относится и к внешним условиям, к объективным возможностям удовлетворения потребностей человека.

Позиция человека есть некоторая система, имеющая объективно-субъективный характер, считает Н.Ф.Радионова. Она объективна, поскольку детерминирована общественным бытием, а содержание ее предопределено характером общественных отношений. Она субъективна, так как складывается при непосредственном участии людей, под влиянием их сознания.

Позиция, с точки зрения ученого, фактически дает возможность представить то «пространство», в котором осуществляется «движение» человека (в которое он включен объективно), и одновременно «субъектное пространство», каждое из измерений которого соответствует определенному субъективно-личностному отношению. Она описывает также и временную организацию: каждое отношение имеет определенный период воспроизводства (т.е. «возвращения» его к личности через механизмы объективирования и субъективирования), на протяжении которого оно является активным, значимым; а все в совокупности эти отношения характеризуют структуру личностного времени, которое детерминирует взаимодействие личности с миром, происходящее в объективном времени.

Так позиция как система отношений характеризует человека многоаспектно, в единстве объективного и субъективного, внешнего и внутреннего, потенциального и актуального, социального и психологического.

С.М.Ковалев критерием культуры личности считает ее социальную позицию. У К. К. Платонова позиция личности выступает как проявление ее «индивидуальной культуры» (или опыта, понимаемого как подструктура личности).

Кроме сказанного, в психолого-педагогической литературе «позиция», «позиция» рассматривается в контексте проблем жизненного, профессионального, личностного самоопределения.

О.С.Газман выделяет понятие «организаторская позиция», как одно из условий формирования социального типа человека, сочетающего мировоззренческую культуру, гражданственность, деловитость и творческую индивидуальность. Как известно, профессиональная деятельность - одна из важнейших социальных функций человека, существенная часть его социального бытия. Этим объясняется важность исследования профессиональной позиции педагога и процессов ее становления.

А.И.Григорьева, Е.И.Исаев, В.И.Слободчиков единодушны во мнении, что позиция есть наиболее целостная, интегративная характеристика всего образа жизни человека, ставшего в подлинном смысле слова субъектом собственной жизнедеятельности; это способ реализации базовых ценностей личности в ее взаимоотношениях с другими, единство сознания и деятельности, поэтому имеет смысл говорить о деятельностной позиции педагога как воспитателя. В этой связи обретение позиции - не одноразовое событие, а непрерывный процесс ее становления в деятельности человека.

Под профессиональной позицией педагога А.П.Чернявская понимает «интегральную характеристику личности, характеризующуюся устойчивой системой отношений к объективным и субъективным условиям профессии и проявляющуюся в теоретических ориентациях, нравственном самоопределении, взглядах, представлениях, установках, поведении и

поступках, которые отстаиваются и реализуются ею в профессиональной деятельности».

С точки зрения социологических наук, «позиция» - понятие, отражающее положение личности в обществе, которое определяется системой ее прав и обязанностей. С понятием «социальная позиция» в социологии соотносится понятие «социальная роль», определяющее место индивида в системе социальных отношений. Тем самым социологи пытаются определить позицию и место человека в социальной системе общества, то есть социальную позицию, и как совокупность социальных ролей, которые осуществляет человек в жизни.

Социальная позиция описывает общественное положение людей или группы, с которым связаны из права и обязанности, не зависящие от индивидуальных свойств, совокупность общественных ролей, ролевых предписаний, объективных требований, предъявляемых к лицам, ее занимающим.

Проявление социальной позиции С.М.Ковалевым рассматривается как критерий культуры личности, а К.К.Платоновым - подструктурой личности, выступающей за проявление «индивидуальной культуры» (или опыта, понимаемого как подструктура личности).

В старорусском языке первоначально оно имело значение «горожанин», а затем стало характеризовать человека, который осознает свою идентичность с тем местом, где он живет, причем многопланово - в национальном, культурном смысле, в экономическом и т.д.

В европейский языках слово «гражданин» (греч. «polities», лат. «civis», англ. «citizen») - это лицо, обладающее способностью иметь гражданские права и нести обязанности, своими действиями (самостоятельно) приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их; это лицо, имеющее полную субъективную самостоятельность, имеющее право как быть партнером государства и общества, так и находиться к ним в определенной оппозиции.

В философских работах понятие «гражданин» определяется через комплекс нравственных качеств: «гражданин» - это цивилизованный, обладающий политическими правами член государства и общества, сознательно сочетающий личные и общественные интересы .

Юридические публикации регламентируют роль гражданина в государстве перечнем особых функций, к числу которых относят: «подданный государства», «участие гражданина в политической и правовой жизни общества», «несение обязанностей, предусмотренных конституцией, законами», «знание прав и свобод» и т.д.

В своих статьях и публичных выступлениях политик В.Новодворская утверждала, что в любом обществе есть «граждане» и «неграждане». Граждане, с ее точки зрения, - это те, кто выступает против власти, против режима; те, кто не выступает, кто «как стадо себя ведет», - неграждане. Права в обществе должны иметь только граждане, которые своей борьбой за свободу, за независимость получают права и привилегии, в том числе и политические».

Термин «гражданский» (лат. «civilis») впервые начал применяться в системе римского права. Он стал входить во многие юридические выражения

и понятия, например: «гражданское право», «гражданский процесс», «гражданский иск» и другие.

В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова он уже имеет четыре основных значения:

  • юридическое толкование: «гражданский» - относящийся к сфере имущественных, родственных и прочих частных отношений между гражданами, регулируемых гражданским (частным) правом («гражданское право», «гражданский кодекс», «гражданский процесс»);
  • военное толкование: «гражданская», то есть не военная жизнь людей («гражданская служба», «гражданская власть», «гражданский порядок»);
  • церковное толкование: «гражданский», то есть светский, не церковный образ жизни и все то, что совершается в отличие от церковных обрядов («гражданский брак», «гражданская панихида»);
  • общественное толкование: «гражданский», то есть сопряженный с морально-этической оценкой поведения человека как гражданина («гражданская позиция», «гражданская активность», «гражданский долг», «гражданское мужество») .

«Гражданская позиция» как дефиниция достаточно распространена в диссертационных исследованиях. Изучив их материалы, мы выяснили, что единство мнений среди ученых отсутствует.

В структуре гражданской позиции она выделила три компонента: познавательный, мотивационно-ориентировочный, поведенческий.

Познавательный компонент включает в себя приобретение знаний о гражданской позиции, формирование базисных ценностных ориентации, обеспечивающих становление направленности личности, усвоение норм социального поведения.

Гражданская позиция школьников в сфере познания, с точки зрения ученого, характеризуется познавательной самостоятельностью и проявляется в их повышенном интересе к социальным проблемам, умении по своему подойти к анализу сложных проблем жизни общества, способности высказать собственную точку зрения. Показателем гражданской позиции школьников в познавательной сфере служит их отношение к основному познавательному процессу - учебе.

Развитие всех трех компонентов гражданской позиции тесно связано между собой, поскольку в характеристике данного личностного образования они рассматриваются как единое целое.

Процесс формирования гражданской позиции школьников приводит к превращению знаний о мире в устойчивые умения и навыки взаимодействия с ним, помогает им овладеть способами активной самореализации в обществе.

Все мы живем в динамичном, постоянно развивающемся мире и вынуждены успевать за его стремительным движением вперед. То, что казалось нашим родителям, дедам и прадедам незыблемой истиной, мы, можем сегодня ставить под сомнение, осмыслять по-новому и переживать несколько иначе. Конечно, речь не идет о свержении традиционных моральных устоев и принципов нормативного поведения, однако никто не будет отрицать тот факт, что патриархальный строй общества медленно, но уверенно сдает свои позиции, а наказывать женщину за выход на улицу без головного убора и вовсе не принято. По крайней мере, в большинстве стран.

Неумолимый бег времени требует от современного человека устойчивости в материальном, физическом и моральном плане, поскольку без нее круговорот изменений, стрессов и неурядиц попросту собьет с ног и понесет по течению в сторону, которую вряд ли можно назвать привлекательной.

Внутренняя стойкость определяется целым рядом факторов, начиная с умения прощать, заканчивая таким понятием как гражданская позиция.

Сложности понимания

Безусловно, представление об этой составляющей человеческого сознания у каждого свое - кому-то это представляется чем-то сродни национализму, а для кого-то остается особым внутренним стержнем, помогающим бороться с житейскими неурядицами. Тем не менее, проанализировав определенную литературу, изучив некоторые исторические факты, можно выделить особенности данного определения.

Ни слова о насилии

Прежде всего гражданская позиция сама по себе никак не связана с жестокостью и насилием, вопреки расхожему мнению. Многие в ответ на это утверждение начнут сыпать и войн, которых в истории человечества отнюдь немало, и будут не совсем правы.

Все дело в том, что гражданская позиция - это определенные внутренние убеждения, направленные скорее на самоопределение, нежели на насаждение тех или иных идеалов. Проще говоря, это самосознание себя как личности, способность иметь собственное мнение относительно окружающего мира в целом и своей страны в частности.

Взаимоотношения со страной

Как ни странно, для многих станет откровением тот факт, что быть патриотом своей Родины и иметь определенную гражданскую позицию - вещи связанные, но не тождественные. Первое - это любовь к своей стране при всех ее недостатках и достоинствах. Это абсолютное единство с культурным и историческим наследием, готовность в любой момент показать самые привлекательные стороны своей Родины любому приезжему, поселив любовь к своей стране в его сердце.

Гражданская позиция - это несколько иное явление. Под этим следует понимать скорее некую внутреннюю автономию, способность к объективной оценке ситуации в стране. Это более отстраненный взгляд на окружающий мир, основанный на личных убеждениях, анализах и эрудированности.

Революции и нормативное поведение

Как уже говорилось ранее, гражданская позиция человека сама по себе не имеет ничего общего с государственными переворотами, дебошами или массовыми пикетами. По сути, это просто трезвый взгляд на вещи, способность к оценке и формированию собственного мнения относительно той или иной ситуации.

Гражданская позиция - это не только определенная точка зрения на экономическую, культурную или политическую ситуацию внутри государства - в большей мере это самая обыкновенная, доступная всем и каждому человеческая порядочность. Она начинается с бумажки, выброшенной в урну, или бабушки, переведенной через дорогу, и заканчивается выплатой налогов и, к примеру, предпочтением отечественного продукта импортному.

Человек и власть

Тем не менее, если отбросить сентиментальность и некоторую романтику, понимание того, что гражданская позиция - это еще и отношение к правительству страны, будет более очевидным. Как говорилось ранее, под данным определением следует понимать, прежде всего, Личные представления о том или ином аспекте, которые человек без труда может аргументировать и продемонстрировать их правомерность при необходимости.

Активная гражданская позиция порой может привести к самым непредсказуемым последствиям, примерами которых изобилует всемирная история, однако ее наличие обязательно для каждого человека, считающего себя полноценной личностью.

Степень активности

Итак, мы пришли к тому, что гражданская позиция - это прежде всего дело каждого. Безусловно, возможность для споров существует абсолютно всегда, однако чаще всего они, либо не возникают, либо приводят к своеобразному общему знаменателю. Тем не менее существуют ситуации, в которых активная гражданская позиция требует определенных действий, поскольку иных вариантов не остается.

В качестве примера можно привести противостояние северной и южной частей США в 60-х годах ХІХ века. В качестве тогда выступил рабовладельческий строй, которого продолжали придерживаться плантаторы в то время как северные штаты отказались от подобной эксплуатации людей. Несогласие населения со сложившейся ситуацией привело в итоге к гражданской войне, в которой погибло больше американцев, чем в любой другой войне с участием США.

Другим примером проявления активной гражданской позиции, нашедшей поддержку в массах, можно назвать знаменитую в ходе которой населению удалось свергнуть режим полицейской диктатуры и избрать лидера, уважаемого народом.

Откуда взять то, чего изначально нет

Никто из нас не рождается с твердыми представлениями об устройстве страны и мира, однако с опытом приходит понимание определенных ценностей, осознание необходимости тех или иных действий. Формирование гражданской позиции происходит на разных уровнях. Оно начинается в кругу семьи и заканчивается собственными поисками интересующей информации.

Чем большим объемом знаний человек будет обладать, чем шире будет его кругозор, тем проще будет ему сформировать свою собственную точку зрения на те или иные аспекты жизни.

Безусловно, нельзя отрицать тот факт, что формирование активной гражданской позиции человека непосредственно связано с политическим режимом, действующим в стране. Каждому, кто застал СССР, знакома традиционная благодарность за счастливое детство товарищу Сталину, а для любого жителя Нью-Гэмпшира будет непоколебимой истиной фраза: «Живи свободно или умри».

Другие способы влияния на личность

Несмотря на то что гражданская позиция - это личный выбор каждого человека, в современной действительности сделать его достаточно сложно. И хотя в большинстве стран эпохи жесткой диктатуры давно прошли, навязывание чужого мнения сохранило актуальность и по сей день. Причина этого кроется в непрерывном информационном шуме, которым окружен человек - средства массовой информации, интернет-ресурсы, пропагандирующие определенное мнение, литература и телевидение - все это давит на человека, формируя тем самым его точку зрения.

Время жестокого насаждения определенного видения давно прошло - на смену ему пришла эра ложных идеалов и соблазнительных картинок светлого будущего, которыми прикрыты насущные проблемы. Сила сменилась хитростью, а правда - удобной версией. Именно поэтому каждому человеку, считающему себя по-настоящему личностью, приходится рано или поздно заглядывать за край информационной изгороди и искать факты для формирования самого себя.



Загрузка...

Реклама