novomarusino.ru

Лучшие примеры мужской дружбы в литературе. Тема дружбы в русской литературе (Аргументы ЕГЭ) Примеры дружбы из школьной литературы

Способность дружить - это навык, который можно и нужно развивать в человеке с раннего детства. С раннего детства учите малыша делиться с друзьями игрушками, хранить секреты друга и уважать его личные границы. Рассказывайте ребёнку о своих друзьях, рассуждайте вместе, что значит выражение «настоящий друг», и, конечно же, используйте возможности детской литературы - читайте малышу литературные произведения о дружбе.

Малыши первых лет жизни пока не могут проникнуться столь многогранным понятием, как настоящая, верная дружба. В силу незрелого они эгоцентричны и только-только, с помощью внимательных родителей учатся сопереживать и ставить себя на место другого человека. Но уже в самом нежном возрасте мальчишки и девчонки с удовольствием слушают сказки и рассказы, в которых есть простые, но важные уроки приятельства и взаимопомощи. Главное - вдумчиво выбирать книжки для самых маленьких.

Русские народные сказки о животных
  1. «Теремок»;
  2. «Репка»;
  3. «Курочка Ряба»;
  4. «Зимовье зверей»;
  5. «Медведь и собака» -

в этих сказках заложена народная мудрость, столетиями передаваемая из поколения в поколение. Незамысловатый сюжет увлекает малыша, приковывает его внимание и помогает освоить первые уроки дружбы. Читайте ребёнку, рассматривайте красочные иллюстрации, объясняйте ключевую идею, мораль произведения.

Сказки Сутеева для самых маленьких

Владимир Григорьевич Сутеев - автор множества историй для дошкольников и ребят младшего школьного возраста. Узнаваемые герои и понятные ситуации помогают через сказку объяснить карапузам, почему надо помогать людям и животным, почему надо беречь природу, почему надо ценить и хранить дружбу.

  1. «Раз, два - дружно!»
  2. «Цыплёнок и утёнок»;
  3. «Палочка-выручалочка»;
  4. «Под грибом»;
  5. «Кот-рыболов».
Стихотворения Зинаиды Александровой

Эмоциональные, пропитанные жизнелюбием и неиссякаемым оптимизмом, детские песенки и стихи советской поэтессы Зинаиды Александровой неоднократно переиздавались и стали хрестоматийными произведениями для детей. Даже самые маленькие смогут с их помощью усвоить, что такое забота и помощь, как ведут себя настоящие друзья, а как вести себя не стоит, чтобы не обидеть и не потерять друга.

  1. «Мой мишка»;
  2. «Шарик»;
  3. «Мама недовольна»;
  4. «Прятки»;
  5. «Катя в яслях».

Книги о дружбе для 3–5 лет

В младшем дошкольном возрасте дети активно изучают окружающий мир. Они всё чаще заводят новые знакомства повсюду: в детском саду, на прогулке во дворе, на развивающих занятиях, в кружках и в спортивных секциях. Помогите ребёнку освоиться с многообразием человеческих характеров, научите его правилам вежливого, здорового общения, заложите основы, которые в будущем станут крепким фундаментом для настоящей, многолетней дружбы.

Русская литература

В возрасте от 3 до 5 лет у детей стремительно развивается речь: обогащается словарный запас, формируется чуткое восприятие родного языка. Чтобы вырастить ребёнка грамотным человеком, искусно владеющим устным словом, надо читать ему хорошие детские книги, произведения русских классиков и современных отечественных авторов.

  1. А. Барто: «Подружки», «Я лежу болею», «Двояшки», «Есть такие мальчики»;
  2. С. Михалков: «Весёлое звено», «Песенка друзей», «Хорошие товарищи»;
  3. Л. Толстой: «Лев и мышь», «Два товарища», «Кто прав», «Лягушка, мышь и ястреб»;
  4. Э. Успенский: «Крокодил Гена, Чебурашка и другие»;
  5. В. Осеева: «Синие листья», «До первого дождя», «Обидчики».
Зарубежные авторы

Дружба - понятие интернациональное. В современной копилке детских литературных произведений вы наверняка отыщите интересные рассказы о настоящих друзьях. Предлагая ребёнку книги зарубежных авторов, вы расширяете кругозор малыша, знакомите его с образцами мировой литературы, прививаете любовь к чтению.

  1. Чеслав Янчарский «Новые друзья Мишки Ушастика»;
  2. Минарик Элси Хоумланд «Твой друг Медвежонок»;
  3. Стайг Уильям: «Амос и Борис», «Как Шлёп обиделся»;
  4. Йозеф Чапек «Приключения пёсика и кошечки»;
  5. Анни Шмидт «Саша и Маша»

Читаем с детьми старшего дошкольного возраста

Если вы много и с удовольствием читали малышу вслух, то к 6–7 годам у ребёнка наверняка появились любимые литературные произведения, сформировался свой вкус. А значит, выбирать новые книги лучше совместно. Пусть юный библиофил приобщается к этому прекрасному занятию: наслаждается шелестом страниц новой книги, ощущает их приятную текстуру, рассматривает красочные иллюстрации. Если ваш дошкольник уже овладел искусством самостоятельного чтения, выбирайте книжки с крупными буквами, хорошим шрифтом, качественными белыми листами. Чтобы чтением привлечь внимание ребёнка к теме дружбы, предложите ему произведения из нашего списка:

  1. В. Катаев «Цветик-семицветик»;
  2. В. Драгунский «Денискины рассказы»;
  3. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Затейники», «Фантазёры»;
  4. А. Волков «Волшебник Изумрудного города»;
  5. В. Ординарцева «Видимое-Невидимое»;
  6. Алан Милн «Винни-Пух и все-все-все»;
  7. Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон», «Знаменитый сыщик Калле Блюмквист рискует»; «Расмус-бродяга»;
  8. Кеннет Грэм «Ветер в ивах»;
  9. Редьярд Киплинг «Маленькие истории», «Маугли»;
  10. Харрис Джоэль «Сказки дядюшки Римуса».

Книга - лучший учитель

  1. Выбирайте книги для чтения детям в соответствии с возрастом малыша. Сюжет должен быть понятен ребёнку, а язык повествования доступен для его понимания.
  2. Выбирайте книги с качественными иллюстрациями. После чтения обязательно рассматривайте и обсуждайте картинки.
  3. С детьми постарше читайте и обсуждайте текст, задавайте вопросы, прочитанное своими словами.
  4. Прочитав историю автора, старайтесь подкреплять её примерами из вашей жизни. Рассказывайте ребёнку о своих друзьях детства. Расспрашивайте его о том, чем он занимается со своими друзьями, в какие игры они играют, о чём беседуют, как помогают друг другу.
  5. С помощью литературных произведений объясните малышу, что дружить можно с мальчиками и девочки, с людьми разного возраста, разной национальности и разных взглядов. А ещё дружить можно и нужно дружить с животными: они нуждаются в нашей заботе и щедро платят за неё своей любовью и преданностью.

Друзья! А какие книги о дружбе читают ваши дети? Вы можете оставить свои рекомендации в комментариях к статье или написать нам в социальных сетях.

Пусть родительство ваше будет счастливым! До новых встреч!

Что такое настоящая дружба: лучшие примеры в литературе «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу - все равно, что лишить мир солнечного света» - так говорил Цицерон. 30 июля во всем мире отмечается Международный день дружбы, который был учрежден Генеральной ассамблеей ООН в 2011 г. Мы уверены, что для кого-то этот день станет поводом позвонить старым друзьям или встретиться с другом, которого давно не видел. Этот день также хорош тем, что дает возможность вспомнить, какое количество прекрасных книг посвящено дружбе. В литературе встречается немало примеров верных друзей. Назовем лишь некоторых из них: Атос, Портос, Арамис и Д"Артаньян – А. Дюма «Три мушкетера». Похождения отважного гасконца Д"Артаньяна и его друзей - мечта любого юноши. «Один за всех и все за одного!» Разве этого недостаточно? Шерлок Холмс и Доктор Ватсон – А.К. Дойл «Рассказы о Шерлоке Холмсе». Дружба этих известных литературных персонажей - это плодотворная связь, обогащающая каждого ее участника. Рациональный и скупой в проявлениях чувств Шерлок находит в Ватсоне не только внимательного биографа, но и чуткого товарища, оживляющего сосредоточенную работу сыщика. Ватсон, в свою очередь, учится у Шерлока умению владеть собой и холодно рассуждать. Таким образом, эта дружба помогает каждому из героев открыть для себя новую, непривычную сторону мира. Гамлет и Горацио - У. Шекспир «Гамлет». Это, возможно, лучший пример товарищества всех времен и народов. Горацио – единственный персонаж этой драмы, который бесконечно предан Гамлету на протяжении всей пьесы. Терпит эмоциональные всплески Гамлета, стоит за него горой и в итоге отказывается единственным выжившим героем, который и рассказывает нам эту трагическую историю. Андрей Иванович Штольц и Илья Ильич Обломов - И.А. Гончаров «Обломов». Натуры совершенно разные и выглядят, как две противоположности, но если присмотреться повнимательней, становится понятно, что это стороны одной медали. Просто два влюбленных в мир, пытливых ребенка росли в совершенно разных условиях. Маленькому Андрею была дарована практически полная свобода действий, можно было изучать мир и готовиться к тому, что жизнь его «обретет другие, более широкие размеры». Илья же был тепличным, «залюбленным» родителями мальчиком, что и подавило всякое стремление действовать. Их дружба строилась на трепетном сопереживании, они искренне хотели помочь друг другу. Роберт Локамп, Готтфрид Ленц и Отто Кестер - Э.М. Ремарк «Три товарища». Герои романа связаны друг с другом тесными узами дружбы. Они вместе воевали в Первую Мировую войну: теряли боевых товарищей, пытались преодолеть ужасы войны и выжить. «Мирное» время ещё больше сплотило трёх друзей: корпя над ремонтом автомобилей в мастерской днём и выпивая ночью, герои стремятся не столько забыть своё прошлое или устроиться в настоящем, сколько просто жить, поскольку жизнь – единственная ценность, которую имеет смысл сохранять: что в военных, что в мирных условиях. Фродо и Сэм - Дж. Р.Р. Толкин «Властелин колец». Это отличный пример взаимоотношений, когда только дружеские чувства разрешают всю ситуацию. Фродо должен уничтожить Кольцо Всевластья, но для этого необходимо проделать полный опасностей путь. Как истинный друг, Сэм разделяет эту тяжелую ношу с Фродо. Он всячески помогает ему, поддерживает, не раз спасает от верной смерти, заставляет ослабленного Кольцом друга идти вперед, к цели. Может быть, если бы у Фродо не было такого союзника, как Сэм, то ему не удалось бы уничтожить Кольцо. Героем его никто не называет, ему этого и не нужно, он просто настоящий друг. Эта дружба, по сути, неравноправна, Сэм отдает намного больше, чем получает. Зато из робкого мечтателя он становится смелым и мужественным воином и неотъемлемой частью великих событий. Даже последние строчки романа заканчиваются словами Сэма, который как бы ставит точку в своем приключении. Он сделал для друга все что мог и добро победило. Гекльберри Финн и Том Сойер - М. Твен «Приключения Тома Сойера». Том и Гек – настоящие хулиганы. Вместе они совершают хулиганские выходки, переживают приключения и попадают в разного рода переделки – как и положено настоящим друзьям. Гарри Поттер и Рон Уизли – Дж. Роулинг «Гарри Поттер». Рон и Гарри – закадычные товарищи с первой книги. Хотя и у них бывают стычки и недоразумения (кто не позавидует мальчику, которого все называют «избранным»?), они сохраняют свою дружбу в течение долгих лет, не потеряв ее и впоследствии. Редкий случай, не правда ли?

В статье будут представлены материалы для успешной сдачи экзамена по русскому языку. В тексте рассматривается тема "проблема дружбы". Выпускникам необходимо не просто написать об этом сочинение. Важной составляющей при подаче материала являются аргументы.

ЕГЭ. Проблема дружбы

Во многих книжных источниках, как и в повседневной жизни, встречаются актуальные темы. Их злободневность не зависит от места, временного промежутка и происходящего. Дружба является одним из вечно актуальных вопросов. Что же она собой представляет? В чем кроется ее необходимость? На экзамене по русскому языку выпускник при написании сочинения по рассматриваемой теме должен привести аргументы к проблеме дружбы. Ему необходимо наиболее полно освятить тему, используя примеры из произведений писателей и поэтов.

Проблема любви и дружбы. Аргументы и сведения, актуальные для юношеского возраста

Подростковый период характеризуется изменениями в освоении и развитии дружеских и любовных чувств. Степенью возрастной дифференциации являются субъективные переживания, связанные с этими эмоциями, и то, каким образом они складываются. Открытие и познание своего духовного мира - одни из главных достижений раннего Ребенок осознает реальность лишь одним путем. Им выступает внешний окружающий мир, в который он может спроецировать собственные мечты и фантазии. Чаще всего осознание и принятие собственного "Я" сопровождается такими явлениями, как неясное беспокойство и ощущение пустоты внутри. Ее нужно чем-то заполнить.

Этим же обусловлено возникновение новых потребностей в общении и рост разборчивости подростка. Он испытывает сильную необходимость в тишине, уединении, молчании. Все это требуется, чтобы отгородиться от множества повседневных сует и расслышать свой внутренний голос. В юношеском возрасте существенное место занимают процессы личного и интимного общения, а также доверительного и сопереживающего. Структура подростковых взаимоотношений строится на базе доверия и открытости. Этим же обусловлена острая потребность в любви и дружбе. Она является одним из проявлений взросления.

Особенности пробуждения чувств

Большинство людей хотят испытывать любовь и живут ради нее. Порой некоторые даже умирают. Многие, если задать им вопрос о том, почему они сходятся с кем-то, могут обосновать свой ответ. Такое явление, как любовь, включает в себя элементы дружбы. Однако оно подразумевает большую степень интимности отношений. Любовь трактуется как высокое эмоционально-положительное отношение человека к объекту, выделенному среди остальных. Последний оказывается в центре его интересов и потребностей.

Современные реалии

Сейчас широко обсуждается проблема истинной дружбы. Аргументы в основном касаются возросшей общественной мобильности. Заметно ускорился ритм жизни, соответственно, значительно расширяется круг знакомств. Для современных отношений молодых людей характерны экстенсивность и поверхностность. Аргументы по проблеме дружбы и ее современному проявлению могут быть самыми разными. Например, в широком смысле она вытесняется приятельским уровнем отношений, которые основаны только на круге общих интересов. Тем не менее дружба всегда оставалась одной из высших Психологические аспекты юношеских взаимоотношений в качестве действительных элементов или идеала характеризуются большой устойчивостью. Они имеют место в различных культурных и социальных средах.

Характерные различия

Никогда не бывает одинаковой дружбы между разными людьми. Всегда имеют место половые, возрастные и типологические отличия. Межличностные взаимоотношения и возрастная привязанность в частности характеризуются интимностью и устойчивостью, а также уровнем избирательности. Аргументы в проблеме дружбы имеют психологические корни. Это обусловлено возросшими потребностями в общении интимного характера. Переход от детского к подростковому возрасту и далее - к юношескому периоду - сопровождается увеличением глубины всех этих явлений. Пристальное внимание уделено типовым и индивидуальным особенностям, а также изучается проблема истинной дружбы. Аргументы при этом представлены слабые. Это обусловлено глубиной и исключительностью дружеских чувств. Одними из самых важных факторов выступают темперамент и свойства характера. Гораздо проще раскрыться перед остальными получается у импульсивных личностей. Это обуславливает более легкое возникновение дружеской связи, так как подобное поведение намного чаще вызывает положительный эмоциональный отклик.

Исключительные особенности привязанностей

Человек не может существовать в одиночестве и находиться в изоляции от всех. Данные явления попросту противоестественны. Чтобы не чувствовать себя одиноким и вести полноценную жизнь, любому индивиду необходимо ощущать любовь других людей, их уважение. Ему хочется быть кому-то нужным. Не менее важно знание о том, что в сложной ситуации помощь и поддержка товарищей не заставят себя долго ждать.

Существуют различные аргументы к проблеме дружбы, честной и искренней. Для ее приобретения следует выбирать людей, которые близки по уровню интеллекта, духу и прочим личностным качествам. Однако, прежде всего, этот человек должен быть искренним в общении.

Видение классиков

Очень ярко раскрыта в произведениях великих писателей и поэтов проблема дружбы. Аргументы из литературы можно найти самые различные. Так, взаимоотношения со сверстниками в лицее оказали огромное влияние на жизнь и творчество великого русского поэта - Александра Сергеевича Пушкина. Например, такими друзьями для него были И. Пущин и В. Кюхельбекер. А. С. Пушкин написал целую серию шедевральных произведений, которая была посвящена его дорогим товарищам. В своем знаменитом романе "Евгений Онегин" поэт размышляет о сути дружбы. Она раскрывается во взаимоотношениях Ленского и главного героя произведения. Их пример служит предостережением от совершения легкомысленных и эгоистичных действий, которые способны не только разорвать дружбу, но и отнять чью-то жизнь.

Современные произведения

Во многих источниках широко и подробно освещена проблема дружбы. Аргументы из литературы можно привести, основываясь не только на классических произведениях. Эта тема раскрыта и в работах современных писателей и поэтов. Так, в рассказе "Мой первый друг, мой друг бесценный" повествует о своем товарище детства. Он оказал сильное влияние на автора. В своем произведении писатель представил интересные размышления относительно мнимой и настоящей дружбы. Автор стремится донести до читателя мысль о том, что она не является формальным проявлением взаимных симпатий. Это чувство гораздо глубже клятв и совместных прогулок под ручку. Дружба представляет собой близость души и общность интересов. Она - что-то более ценное и дорогое.

Натан Эйдельман, "Прекрасен наш союз" (гл. XII)

Данный эпизод также можно использовать как аргументы на проблему дружбы. В минуты грусти и печали герой пишет письмо своему родственнику Григорию Глинке, педагогу и ученому, который является мужем его старшей сестры. В послании говорится о том, что Вильгельму надоели учеба, лицей и отсутствие занятий, которые были бы ему по душе. В ответном письме родственник сочувствовал ему, рекомендовал больше времени уделять наукам и при этом наставлял его. Григорий Глинка считал, что рано приступать к поиску друзей, пока еще сам не созрел для этого чувства. В молодости крайне важно уделять много внимания исключительно учебе, так как другого времени для этого, кроме "золотой поры", не будет. Главное - не сбиться с пути и не упустить будущее место в обществе.

Не следует постоянно пребывать в унынии. Юношеская пора никак не сочетается с грустным выражениям лица и дурным расположением духа. Если постоянно смотреть на окружающий мир с пессимистической стороны, можно до конца жизни оставаться несчастным без видимых причин. В итоге только сам человек может определить границы собственного счастья или наоборот. В целом Кюхельбекер был согласен с рассуждениями своего родственника. Вильгельм полагал, что в трудную минуту друзья обязательно придут к нему на помощь, и он будет благодарен им за это.

Размышления И. А. Ильина

В произведении известного русского писателя, философа и публициста И. А. Ильина под названием "Поющее сердце" можно также найти необходимые аргументы. Проблема настоящей дружбы раскрыта достаточно подробно. Она была и остается актуальной вне зависимости от времени. Пока человечество существует, оно будет задаваться вопросом о том, что же все-таки представляет собой это чувство.

И. А. Ильин выделяет несколько типов дружбы. Например, те ее виды, которые сопряжены с протекцией, лестью или собутыльничеством. В главе "О дружбе" полностью раскрыта проблема подлинной дружбы. Аргументы можно найти и в позиции самого автора. Ильин полагает, что искренность является одним из высших человеческих качеств. Он даже придерживается мнения, что теперешнее молодое поколение попросту не способно ее проявлять. Многие думают, что находятся с кем-то в но на самом деле они заблуждаются. Искренне умеют это делать только маленькие дети. В то же время взрослой дружбы практически не бывает. В данной главе автор дает подробное разъяснение именно такой точки зрения по этому вопросу.

Несколько наиболее раскрывающих тему классических произведений

В таких текстах проще подбирать хорошие аргументы. Проблема дружбы не понаслышке знакома множеству Ярким примером служит роман "Отцы и дети". В нем представлена дружба людей с совершенно разными характерами. Также кладезем размышлений на данную тематику является произведение Ивана Александровича Гончарова, которое будет подробно рассмотрено далее.

Роман "Обломов"

В этом произведении имеются актуальные аргументы. Проблема дружбы здесь освящена на примере поведения главных героев. Могут ли существовать подобные отношения между совершенно разными людьми? Как долго они продлятся? Гончаров размышляет над этими вопросами и старается ответить на них. Данная тема раскрывается автором посредством взаимоотношений Ильи Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца. Некоторые критики определяют их как совершенно противоположных персонажей. Тем не менее существует мнение о том, что два этих героя дополняют друг друга. Обломова выступает в качестве открытой и наивной натуры. В то же время сущность Штольца - в целеустремленности и решительности. Однако ему никак не удается завлечь ленивого друга своими живыми интересами. Если бы не он, то вряд ли бы Обломов вообще выходил куда-либо. Кроме того, именно Андрей Иванович поручил Ольге приглядывать за Ильей Ильичом. Совокупность всех эти действий является проявлением настоящей дружбы.

Рассказ А. Лаптева "Это случилось 28 мая..."

В рассказе данного автора также можно почерпнуть различные аргументы. Проблема дружбы мальчишек, которые еще в детстве стали друг для друга практически братьями, раскрыта на примере реального жизненного случая. Для каждого из них степень значимости этих чувств была разной. Один считал, что это просто детская забава. В то же время другой воспринимал ее как истинную мужскую дружбу. С тяжелым сердцем автор повествует о предательском поступке одного из героев. Друг бросил товарища в трудную для него минуту. Писатель придерживается мнения, что настоящая дружба свойственна далеко не всем людям.

А. Лаптев считает, что некоторые личности будут верны товарищам до самого конца, тогда как другие с легкостью идут на предательство и мгновенно забывают о данных обещаниях.

Повесть "Седой", Ю. Коротков

В данном произведении также можно найти соответствующие аргументы. Проблема дружбы и взаимовыручки посторонних друг другу людей очень ярко освящается тексте. Двое ребят несли армейскую службу. Они особо и не дружили между собой. Однако в экстремальных условиях Александр спас Олега ценой собственной жизни. Молодой человек выжил. Но все оставшееся время его сопровождала обязанность дальше жить за двоих.

Рассказ Н. Татаринцева об учениках 11-го класса

В нем повествуется об искренней дружбе двух мальчишек. Ребята всем классом решили сбежать с урока. Один из них был вынужден остаться, потому что его мать только что оправилась от тяжелого заболевания, а он не хотел лишний раз беспокоить ее. Его близкий товарищ тут же понимает причины такого поступка и решает остаться с ним. Это проявление настоящей дружбы людей, которые верны


Многие писатели в своих произведениях обращались к теме дружбы. Друг – это тот человек, который поможет найти выход из трудной жизненной ситуации, поддержит советом, на него всегда можно положиться.

Обратимся к русской литературе.

1) Так, примером трогательной и настоящей дружбы служит общение Макара Девушкина и Варвары Доброселовой – главных героев произведения Ф. М. Достоевского «Бедные люди». Это эпистолярный роман (в письмах). Несмотря на крайнюю нужду и жизненные преграды, каждый из этих героев больше думает о благополучии другого, чем о собственном, что и отражено в их нежных письмах.

2) В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» история дружбы, которая проходит через все произведение – это дружба Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Аркадию дорога их дружба с Базаровым. Базаров был старше и поопытнее своего друга с уже сформировавшимися взглядами на жизнь, порой очень жесткими. Аркадий же является полной противоположностью. Все, к чему он идет – покой и уют, а это не совпадает с жизненной установкой Базарова – не сидеть ничего не делая, трудиться. Аркадий привязан к Базарову, но назвать это дружбой невозможно. Евгений не имеет друзей, нет того человека, который смог говорить бы с ним наравне.

3) Фронтовая служба – не приходиться сомневаться, что более крепкой и верной дружбы между людьми не существует. Примеров из литературы на эту тему великое множество. Но чаще всего эта тема раскрывается литературе, посвященной Великой Отечественной войне (роман К. М. Симонова «Живые и мертвые», повесть Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие…»).

Обновлено: 2018-04-26

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Дружба, как и любовь, имеет разные оттенки - и все они нашли свое отражение в художественной литературе

Текст: Фёдор Косичкин
Фото: planeta.moy.su

«Что дружба?..»

Специализированные ресурсы уверяют нас, что 30 июля отмечается День Дружбы. Что это такое — никто не знает; как, впрочем, никто не знает и что такое сама дружба — потому что этим прекрасным словом обозначают десяток разнообразных типов отношений. Но все они нашли свое отражение в художественной литературе: от пушкинского «Что дружба? Легкий пыл похмелья…» до петрарковского “ S’amor non è, che dunque è quel ch’io sento?” («Коль это не любовь, скажите что же?» ) — впрочем, тоже упоминаемого в пушкинской «Метели», и цветаевского «А тот, с ней рядом, сух и жгуч, как адский уголь, кто он? — Что за вопрос! Конечно, друг, Не муж, конечно…!» .
Мы, ни в коем случае не претендуя на окончательность, выделили и проиллюстрировали восемь типов дружбы. Хотя, конечно, на самом деле их гораздо больше, чем оттенков серого в модной некогда книге.

Дружба по оружию:

Вероятно, древнейший «тип» дружбы, возникшей из необходимости вместе загонять мамонтов и отбиваться от враждебных неандертальцев. Так далеко в историю мы забираться не будем, достаточно вспомнить трёх французских мушкетеров XVII века с их легендарным «Один за всех и все за одного!» . Примерный современник мушкетеров, казачий полковник Бульба выразил ту же мысль еще ярче: «Нет уз святее товарищества!» . Роман Эриха Марии Ремрака называется почти так же, как роман Дюма — но написан в совсем иную эпоху и иную эпоху описывает. Фронтовые товарищи повзрослели, и оказалось, что они — разные. На войне как на войне. А в миру как в миру.

Александр Дюма

Николай Гоголь

Дружба по взрослению:

Взросление — почти такое же суровее испытание, как и война. Или, может быть, еще более суровое. Немногим удается пережить его, не растеряв многолетних друзей, с которыми когда-то был не разлей вода. И две очень разные книги о группе совместно взрослеющих детей — тому подтверждение.

2. Аркадий Гайдар

Дружба по досугу:

Совместные походы, (спортивные) игры и трапезы — казалось бы, куда менее травматичный «тип» дружбы, чем товарищество по оружию. Что с блеском описано в классической юмористической книге викторианской Англии. Джером К. Джером всё время подчеркивает, что трое молодых лондонских клерков каждый по-своему невыносим — но в одной лодочке им вполне удается ужиться. Но мы-то помним, чем закончилось приятельство Онегина и Ленского, которые поначалу тоже были просто «от делать нечего друзья».

3. Джером К. Джером

4. Александр С. Пушкин «Евгений Онегин»

Дружба противоположностей:

Впрочем, Пушкин сразу указывает, что его герои были совершенно различны — как «коса и камень, стихи и проза, лёд и пламень» . И порою это само по себе, без дополнительных внешних причин, способствует установлению дружеских отношений. Противоположности притягиваются и дополняют друг друга. Поэтому благополучный домашний мальчик в чистенькой курточке (и с бесконечными запретами и ограничениями) Том Сойер прекрасно ладит с фактическим беспризорником Геком Финном, который пользуется полной свободой, а самоуглубленный отшельник Нарцисс находится в постоянном напряженном диалоге с вечным странником, кипучим и деятельным Гольдмундом (Златоустом) — такие глубокомысленные имена дал героям своего философского романа писатель-мистик Герман Гессе.

5. Марк Твен

6. Герман Гессе «Нарцисс и Гольдмунд»

Дружба-«приручение»:

Когда герои различаются не только характерами, но и возрастом, опытом и социальным статусом, уместнее говорить о дружбе-«приручении». Да, все верно: «Мы в ответе за тех, кого мы приручили» . Будь то Роза, Лис или Барашек. Шестьдесят спустя после выхода «Маленького принца» необычный писатель-битник Сэм Сэвидж иронично вывернул наизнанку знаменитую формулу Сент-Экзепюри. Когда его героя, писателя-аутсайдера, спрашивают, как это ему удалось так замечательно приручить крысу (т.е. этого самого Фирмина, главного героя книги), тот на полном серьезе отвечает: «не приручил, а цивилизовал!»
Что ж, воистину, мы в ответе за тех, кого мы цивилизовали.

7. Антуан де Сент-Экзюпери

8. Сэм Сэвидж «Фирмин»

Дружба-ассистирование:

Но бывает и так: «приручать» друга вроде не нужно, но он заведомо не ровня своему другу. И обоих это прекрасно устраивает. Классический пример — Шерлок Холмс и доктор Уотсон. Изощренному интеллектуалу, кокаинисту и скрипачу Холмсу необходимо опереться на простоватого, но безусловно порядочного доктора, воплощение здравого смысла. Да и заодно покрасоваться перед ним. Да и читателю, увы, гораздо проще себя ассоциировать с заурядным человеком, чем с гением.
Этим же соотношением характеров воспользовался Томас Манн, когда писал свой сложнейший интеллектуальный роман «Доктор Фаустус». Полное его название — «Доктор Фаустус. Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом». И действительно: без этого самого друга с говорящим именем Серенус Цейтблом (serenus — «скромный») автору не удалось бы рассказать о гениальном композиторе и его якобы заключённой сделке с дьяволом.

9. А. Конан-Дойл

10. Томас Манн «Доктор Фаустус»

Дружба-соперничество:

Как-то так получилось, что первыми здесь в голову приходят примеры дружб женских. Графиня Наташа Ростова и воспитанница Ростовых Соня растут вместе, сызмальства делятся самым сокровенным, да и родители Ростовы не делают между двумя девушками никакой разницы. На первом балу «две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах, одинаково присели, но, — продолжает Толстой, — невольно хозяйка остановила дольше свой взгляд на тоненькой Наташе» . И дальше это неравенство только нарастает…
Женская дружба-соперничество — страшная штука. Роман современной писательницы Анны Матвеевой — именно об этом. Не толстовский, конечно, размах, но глубина погружения в выбранною тему впечатляет.

11. Лев Толстой «Война и мир»

12. А. Матвеева

Дружба-любовь:

Но зависть и соперничество — не единственный возможный «вариант» женской дружбы. О чем в свойственной ей экзальтированной манере поведала Марина Цветаева в «Повести о Сонечке». Это поэтический рассказ о самом трагическом и в то же время романтическом периоде в жизни молодой — ей ещё нет тридцати — поэтессы, голодных и безбытных 1919 - 1920 гг., проведённых в московском Борисоглебском переулке. В это время Цветаева знакомится с такой же, как она, нищей и романтической молодёжью - актёрами расположенной по соседству студии Вахтангова, пытающимися разглядеть в революционной Москве якобинский Париж и примеривающих, в прямом и переносном смысле, камзолы и парики XVIII века. В их числе — юные актеры Юра Завадский и, главное, Сонечка Голидей — дерзкая, прекрасная, самовлюбленная. А для Цветаевой в этом имени, видимо, проступила еще и другая Соня — Парнок, героиня цикла «Подруга», написанного в 1914-15 годах. И этот цикл уже без сомнения — любовный.
Но бывает и наоборот. Наверно, даже бывает чаще. Не дружба, перешедшая в любовь, а любовь, перешедшая в дружбу. Как это происходит — описано, например, в подзабытом нынче романа Э. Л. Войнич «Овод». Нет-нет, речь не о главном герое Феличе Риваресе, пронёсшем любовь к героине Джемме через всю свою бурную жизнь, а о «друге семьи», итальянце Мартини:

«Он говорил по-английски — конечно, как иностранец, но все-таки вполне прилично, — не имел привычки засиживаться до часу ночи и, не обращая внимания на усталость хозяйки, разглагольствовать громогласно о политике, как это часто делали другие. А главное — Мартини приезжал в Девоншир поддержать миссис Боллу в самое тяжелое для нее время, когда у нее умер ребенок и умирал муж. С той поры этот неловкий, молчаливый человек стал для Кэтти (горничной — ред.) таким же членом семьи, как и ленивый черный кот Пашт, который сейчас примостился у него на коленях. А кот, в свою очередь, смотрел на Мартини, как на весьма полезную вещь в доме».
А что сам Мартини?
«Нигде Мартини не чувствовал себя так хорошо, как в этой маленькой гостиной. Дружеское обращение Джеммы, то, что она совершенно не подозревала своей власти над ним, ее простота и сердечность — все это озаряло светом его далеко не радостную жизнь. И всякий раз, когда Мартини становилось особенно грустно, он приходил сюда по окончании работы, сидел, большей частью молча, и смотрел, как она склоняется над шитьем или разливает чай. Джемма ни о чем его не расспрашивала, не выражала ему своего сочувствия. И все-таки он уходил от нее ободренный и успокоенный, чувствуя, что «теперь можно протянуть еще недельку-другую».» «Овод»

Просмотры: 0



Загрузка...