novomarusino.ru

Социальные нормы. Понятие, особенности и виды социальных норм Понятие основные черты и роль социальных норм

  • 25. Орган государства: понятие, признаки, виды
  • 26. Понятие, сущность и определение права
  • 27. Понятие права: объективный и субъективный смысл
  • 28. Принципы права: понятие и виды
  • 29. Соотношение экономики, политики и права
  • 30. Правовая политика: понятие и основные приоритеты.
  • 31. Функции права: понятие и классификация
  • 32. Понятие и структура правосознания
  • 32. Правовая культура: понятие и структура
  • 34. Правовая система общества: понятие и структура. Соотношение права и правовой системы
  • 35. Социальные и технические нормы, их особенность и взаимосвязь
  • 36. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия
  • 37. Понятие нормы права. Отличие правовых и социальных норм
  • 38. Представительно-обязывающий характер правовых норм
  • 39. Эффективность правовых норм
  • 40. Структура нормы права
  • 41. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм
  • 42. Классификация норм права
  • 44. Правотворчество: понятие, принципы, виды
  • 45. Понятие и виды нормативно-правовых актов
  • 46. Отличие нормативно-правового акта от акта применения норм права
  • 47. Закон в системе нормативно-правовых актов
  • 48. Основные стадии законодательного процесса в рф
  • 49. Действие нормативных актов во времени и пространстве и по кругу лиц
  • 50. Систематизация нормативных актов: понятие, виды
  • 51. Понятие и структурные элементы системы права
  • 52. Частное и публичное право
  • 53. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права отрасли
  • 54. Отрасль права. Характеристика основных отраслей права
  • 56. Соотношение системы права и системы законодательства
  • 57. Понятие и основные принципы законности
  • 58. Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка, демократии
  • 59. Гарантии законности: понятие и виды
  • 60. Основные правовые системы современности
  • 61. Формы реализации права. Применение как особая форма его реализации
  • 62. Основные стадии процесса применения норм права
  • 63. Юридические коллизии и способы их разрешения
  • 64. Акт применения правовых норм: понятие, особенности, виды
  • 65. Толкование права: понятие и виды по субъектам
  • 66. Акты официального толкования: понятие и виды
  • 67. Способы и объем толкования правовых норм
  • 68. Пробелы в праве и способы их преодоления
  • 69. Юридическая практика
  • 70. Правовое отношение: понятие и признаки
  • 71. Предпосылки возникновения правоотношений
  • 72. Понятие и виды субъектов правоотношений
  • 73. Правоспособность, дееспособность, правосубъектность
  • 74. Правовой статус личности: понятие и структура
  • 75. Субъективное право и юридическая обязанность: понятие и структура
  • 76. Объект правоотношения
  • 77. Понятие классификация юридических фактов. Юридический состав
  • 78. Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы
  • 79. Правомерное поведение: понятие, виды, мотивация
  • 80. Понятие, признаки и виды правонарушений
  • 81. Юридический состав правонарушения
  • 82. Понятие, признаки и виды юридической ответственности
  • 83. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность. Презумпция невиновности
  • 84. Основные теории происхождения государства
  • 85. Социологическая школа права
  • 86. Естественно-правовая теория
  • 87. Историческая школа права
  • 88. Психологическая теория права
  • Достоинства психологической теории права
  • Недостатки
  • 89. Нормативистская школа права
  • 90. Юридическая техника
  • 3. Техника в зависимости от характера содержания юридического акта делится:
  • 35. Социальные и технические нормы, их особенность и взаимосвязь

    Действующие в обществе нормы принято делить на социальные и технические.

    Социальные нормы – это общеобязательные и объективно необходимые правила поведения, совместного человеческого бытия, регулирующие границы возможных и должных действий.

    Выделяют следующие виды социальных норм:

    1) обычаи – это устойчивые правила поведения людей, которые складываются исторически в результате многократного повторения, сохраняются в сознании людей и охраняются с помощью общественного мнения;

    2) религиозные нормы – это совокупность таких правил поведения, которые выражают определенное мироощущение и мировоззрение, базирующаяся на вере в сверхъестественные силы и существование Бога;

    3) корпоративные нормы – это комплекс правил поведения, которые устанавливает какая-либо корпоративная организация для регулирования отношений между своими членами. Корпоративные нормы должны действовать в пределах установленных государством полномочий;

    4) политические нормы – это правила поведения, имеющие общий характер, которые учреждаются и санкционируются субъектами политической системы для формирования и использования государственной власти;

    5) организационные нормы – это правила поведения, которые регулируют отношения, связанные с организационными и производственными задачами.

    Другая классификация делит социальные нормы на следующие виды :

    1) нормы морали;

    2) семейные нормы;

    3) этические нормы;

    4) нормы традиций и привычек;

    5) деловые обыкновения;

    6) правила этикета.

    Социальные нормы, кроме того, характеризуют следующие особенности:

    1) предметом регулирования являются общественные отношения;

    2) субъекты социальных норм – люди, которые являются представителями социальной сферы.

    Второй вид норм, действующих в обществе, – технические нормы, которые представляют собой правила поведения, регулирующие отношение людей к природе и технике. Они возникают при решении вопросов об их наиболее целесообразном использовании.

    Технические нормы, таким образом, призваны обеспечивать целесообразное и безвредное использование природных ресурсов, развития техники и орудий труда, так как устанавливают оптимальные способы, приемы и средства использования людьми технических объектов.

    Особенности технических норм:

    1) предметами регулирования являются не социальные отношения, а технические;

    2) субъектами технических норм являются люди, природа, а также техника.

    Социальные и технические нормы осуществляются в тесном взаимодействии, так как определенные технические нормы касаются существенных интересов некоторых социальных общностей, они в результате становятся технико-социальными.

    Технико-социальные нормы – это общеобязательные нормы, которые поддерживаются силой природы, а также правом и государством, поэтому их невыполнение приводит к юридическим последствиям.

    36. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия

    Главным назначением права и морали является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом.

    Считают, что право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Мораль же (нравственность) есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев.

    Соотношение между правом и моралью весьма не простое, поэтому его анализ предполагает анализ следующих четырех составляющих:

    1) единства;

    2) взаимодействия;

    3) различия;

    4) противоречия.

    Единство права и морали заключается в следующем:

    1) право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни;

    2) право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов;

    3) право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений;

    4) право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека;

    5) право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия.

    взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем:

    1) право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры;

    2) правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью;

    3) право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль;

    4) взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств;

    5) право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей, применяя для этого присущие им методы;

    6) правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают моральные ценности;

    7) мораль выступает в качестве ценностного критерия права.

    Отличительные особенности права и морали заключаются в следующем :

    1. Право и мораль различаются прежде всего по способам их установления, формирования. Как известно, правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями), им же отменяются, дополняются, изменяются.

    По-другому формируется мораль. Ее нормы создаются не государством непосредственно и они вообще не являются продуктом какой-то специальной целенаправленной деятельности, а возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей.

    2. Право и мораль различаются по методам их обеспечения. Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. За правом стоит аппарат принуждения, который следит за соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает.

    По-иному обеспечивается мораль, которая опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательства государственных органов.

    3. Право и мораль различаются по форме их выражения, фиксации. Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях), группируются по отраслям и институтам, систематизируются (сводятся) для удобства пользования в соответствующие кодексы, сборники, уставы, составляющие в целом обширное и разветвленное законодательство, то нравственные нормы не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются и не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей - участников общественной жизни.

    5. Право и мораль различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, т.е. не просто ответственность, а особую, юридическую ответственность.

    Иной характер носит "воздаяние" за нарушение нравственности. Здесь четкой процедуры нет. Наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исключение из организации и т.п.).

    7. Право и мораль различаются по сферам действия. Моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают. Право, как известно, регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни (собственность, власть, труд, управление, правосудие), оставляя за рамками своей регламентации такие стороны человеческих отношений, как, например, любовь, дружба, товарищество, взаимопомощь, вкусы, мода, личные пристрастия и т.д.

    "

    В любом обществе всегда существуют определенныеправила поведения принятые в данном обществе и по которым это общество живёт - социальные нормы. Социальные нормы общества в своем комплексе регулируют все общественные отношения и через преобразующую деятельность людей активно воздействуют на процесс становления материальных и духовных ценностей

    Норма переводится с латинского как образец, правило.

    Социальные нормы – правила поведения людей в обществе, распространяющиеся на всех членов общества и имеющие обязательный характер. С помощью социальных норм осуществляется регулирование поведения членов общества, без чего его существование невозможно.

    Основные виды социальных норм в сфере регулирования общественных отношений являются:

    Нормы права – установленные государством, формально определенные и подкрепленные возможностью государственного принуждения общеобязательные правилаповедения людей в обществе.

    Нормы морали – правила поведения, установленные самим обществом на основе выработавшихся представлений о добре и зле, чести, достоинстве, справедливости и несправедливости.

    Нормы обычаев – устойчивые правила поведения, которые сохранялись длительное время благодаря их частому повторению и эффективности и вошли в привычку.

    Нормы традиций – правила поведения, передаваемые из поколения в поколение в семье, местности, народе и служащие целям поддержания жизнеспособности и самобытности общества.

    Политические нормы – правила, регулирующие отношения между политическими группами, слоями, классами в процессе осуществления государственной власти.

    Экономические нормы – правила, регулирующие общественные отношения в сфере материального производства, распределения, обмена и потребления.

    Нормы общественных организаций – внутренниеправила, регулирующие поведение

    Действующие в обществе нормы принято делить на социальные и технические.

    Социальные нормы – это общеобязательные и объективно необходимые правила поведения, совместного человеческого бытия, регулирующие границы возможных и должных действий.

    Выделяют следующие виды социальных норм:

    1) обычаи – это устойчивые правила поведения людей, которые складываются исторически в результате многократного повторения, сохраняются в сознании людей и охраняются с помощью общественного мнения;

    2) религиозные нормы – это совокупность таких правил поведения, которые выражают определенное мироощущение и мировоззрение, базирующаяся на вере в сверхъестественные силы и существование Бога;

    3) корпоративные нормы – это комплекс правил поведения, которые устанавливает какая-либо корпоративная организация для регулирования отношений между своими членами. Корпоративные нормы должны действовать в пределах установленных государством полномочий;


    4) политические нормы – это правила поведения, имеющие общий характер, которые учреждаются и санкционируются субъектами политической системы для формирования и использования государственной власти;

    5) организационные нормы – это правила поведения, которые регулируют отношения, связанные с организационными и производственными задачами.

    Другая классификация делит социальные нормы на следующие виды :

    1) нормы морали;

    2) семейные нормы;

    3) этические нормы;

    4) нормы традиций и привычек;

    5) деловые обыкновения;

    6) правила этикета.

    Социальные нормы, кроме того, характеризуют следующие особенности:

    1) предметом регулирования являются общественные отношения;

    2) субъекты социальных норм – люди, которые являются представителями социальной сферы.

    Второй вид норм, действующих в обществе, – технические нормы, которые представляют собой правила поведения, регулирующие отношение людей к природе и технике. Они возникают при решении вопросов об их наиболее целесообразном использовании.

    Технические нормы, таким образом, призваны обеспечивать целесообразное и безвредное использование природных ресурсов, развития техники и орудий труда, так как устанавливают оптимальные способы, приемы и средства использования людьми технических объектов.

    Особенности технических норм:

    1) предметами регулирования являются не социальные отношения, а технические;

    2) субъектами технических норм являются люди, природа, а также техника.

    Социальные и технические нормы осуществляются в тесном взаимодействии, так как определенные технические нормы касаются существенных интересов некоторых социальных общностей, они в результате становятся технико-социальными.

    Технико-социальные нормы – это общеобязательные нормы, которые поддерживаются силой природы, а также правом и государством, поэтому их невыполнение приводит к юридическим последствиям.

    В обществе, наряду с правом, действуют и другие виды соци­альных норм - моральные, нравственные, корпоративные, эстети­ческие, религиозные и т. д.

    Социальные нормы представляют собой те основные формы к" средства, с помощью которых осуществляется регуляция поведе­ния и общественных отношений людей. Они в концентрированном виде выражают объективную потребность любого общества в упо­рядочении действий и взаимоотношений его членов, в подчинении их поведения социально необходимым правилам. Тем самым социч альные нормы выступают в качестве мощного фактора сознатель-;

    ного и целенаправленного воздействия социальной общности на об­раз, способ и формы жизнедеятельности людей.

    Историческое развитие и смена различных типов и форм об-, щественной жизни сопровождались существенными изменениями, также и в системе социальной регуляции. Отмирали одни и возни­кали другие виды социальных норм, изменялись соотношение, взаи­мосвязи и формы взаимодействия социальных норм (моральных,

    " Подробнее освещение этой темы дано в IV разделе.

    религиозных, правовых, политических, эстетических и т. д.),их ре­альное содержание, место, роль и значение в системе социальных регуляторов, механизмы их функционирования, способы и средст­ва их защиты и т. д.

    Важную роль в системе социальной регуляции со времени его появления стало игратьправо. При всей своей относительной само­стоятельности право, как и другие виды социальных норм, осуще­ствляет свои специфические регулятивные функции не изолиро­ванно и обособленно, а в едином комплексе и тесном взаимодейст­вии с другими социальными регуляторами.

    Выявление специфики различных социальных норм является вместе с тем необходимой предпосылкой для уяснения смысла, со­держания и характера соотношения правовых и неправовых норм в рамках выполняемых ими функций социальной регуляции, объ­ективных оснований и критериев известного "разделения труда" и "сфер влияния" между ними и т. д. Системная целостность всех видов социальных норм, в своей совокупности обеспечивающих над­лежащую регуляцию общественных отношений и нормальную жиз­недеятельность общества, - это определенный синтезих своеобра­зия,их особенных свойств и возможностей. Поэтому поиски опти­мальных вариантов сочетания правовых форм воздействия с регу­лятивными возможностями других социальных норм являются од­ной из центральных задач всей социальной политики.

    В процессе взаимодействия и взаимовлияния различных ви­дов социальных норм (правовых, этических, эстетических, религи­озных и т. д.) каждый из них, сохраняя свою специфику, выступает в качестве регулятора особого рода. Наряду с общими чертами со­циальные регуляторы имеют и свои специфические особенности, отражающие принципиальное отличие одного вида социальных норм от других. Без таких особенностей нельзя было бы вообще говорить о различных видах социальных норм и способах регуляции.

    Так, отличительная особенность всякойрелигии состоит в вере в бога как сверхъестественное существо. Эта особенность религии как формы общественного сознания определяет специфику религи­озных норм и их своеобразие в качестве социального регулятора. Отсюда и такие характеристики религиозных предписаний и за­претов, каких божественное происхождение (их данность непо­средственно богом или пророками, служителями культа и т. д.), религиозные средстваих защиты (посредством сверхъестествен­ных наград и наказаний, религиозно-церковных кар и т. п.).

    Видовое отличиеэстетических норм заключается в том, что" они выражают правила (критерии, оценки) красоты и прекрасного (в их противопоставлении безобразному). *

    Сложившиеся в данной культуре формы, типы и образы пре-" красного и безобразного (по преимуществу - в области искусства, но также и в сфере быта и труда, в религии, идеологии, политике,

    морали, праве и т. д.), приобретая нормативное значение (в качест­ве положительного и возвышенного или, наоборот, негативного и низменного образца и примера), оказывают существенное воспита­тельное и регулятивное воздействие на чувства, вкусы, представ­ления, поступки и взаимоотношения людей, на весь строй и, образ их личной и публичной жизни. Эстетически одобренные вкусы, цен­ности, идеалы, формы и примеры (во всех сферах общественной жизни, включая и правовую) образуют в рамках сложившейся куль­туры то "поле прекрасного", которое в качестве притягательного образца и масштаба оказывает воздействие также и на формы бы­тия и реализации иных социальных норм, на способы функциони­рования других видов соционормативной регуляции.

    Отличительная особенностьморали состоит в том, что она вы­ражает внутреннюю позицию индивидов,их свободное и самосоз­нательное решение того, что есть добро и зло, долг и совесть в человеческих поступках, взаимоотношениях и делах.

    В этических явлениях присутствуют два момента: 1)личност­ный момент (внутренняя свобода индивида и самосознательная мотивация им правил морального поведения и моральных оценок);

    2) объективный,внеличностный момент (сложившиеся в данной культуре, социальной группе, общности нравственные воззрения, ценности, нравы, формы и нормы человеческих отношений). Пер­вый из отмеченных моментов относится к характеристике морали, второй -нравственности. Когда говорят о морали социальных групп, общностей и общества в целом, речь по существу идет о нравствен­ности (о групповых и общесоциальных нравах, ценностях, воззре­ниях, отношениях, нормах и установлениях).

    В сфере этических отношений мораль выступает в качестве внутреннего саморегулятора поведения индивида, его осознанного, внутренне мотивированного способа участия в социальной жизни и общественных отношениях. Нравственные нормы выступают в качестве внешних регуляторов поведения. Там, где индивид при­нял, усвоил и превратил в свою внутреннюю установку коллектив­ные нравственные представления, ценности, нормы и руководству­ется ими в своем поведении, имеет место сочетание и согласован­ное действие обоих регуляторов - морального и нравственного.

    Особым видом социальных норм являютсякорпоративные нормы, т. е. нормы, принимаемые общественными объединениями и регулирующие отношения между их членами или участниками (если речь идет об общественных объединениях, которые состоят из уча­стников и не имеют членства).

    Закрепленные в уставе и иных документах общественного объ­единения (политической партии, профсоюза, органа общественной самодеятельности и т. д.) нормы (о порядке формирования и полно­мочиях руководящих органов, порядке внесения изменений и до­полнений в устав, о правах и обязанностях членов и участников

    Глава 8. Право в системе социальных норм

    объединения и т. д.) распространяются лишь на членов и участни­ков данного общественного объединения и обязательны только для них. Нарушение этих корпоративных норм влечет применение со­ответствующих санкций, предусмотренных уставом организации (от предупреждения, выговора до исключения из организации).

    Корпоративные нормы (по своему регулятивному значению, сфере действия, кругу адресатов и т. д.) - это групповые нормы внутриорганизационного характера. У них нет всеобщности и об­щезначимости права и общеобязательности закона. По своей сути, корпоративные нормы - это не продукт правотворчества самих общественных объединений, а лишь форма и способ использования и реализации конституционных прав граждан на объединение, при­чем создание и деятельность общественных объединений, включая их нормотворчество, должны осуществляться на основе и в рамках закона, в соответствии со всеобщими требованиями права и право­вой формы общественных отношений (соблюдение принципа пра­вового равенства, добровольности, взаимосвязи прав и обязанно­стей и т. д.).

    Показательно в этой связи, что, согласно Федеральному зако­ну Российской Федерации "Об общественных объединениях" (при­нят Государственной Думой 14 апреля 1995 г.), члены и участники общественных объединений - физические и юридические лица- имеют равные права и несут равные обязанности. Нарушение об­щественным объединением этих и целого ряда иных требований закона может повлечьза собой (по решению суда) приостановление его деятельности и даже его ликвидацию.

    Все эти социальные регуляторы (право, мораль, нравственность, религия и т. д.) нормативны, ивсе социальные нормы имеют свои специфические санкции. Причем специфика этих санкций обуслов­лена объективной природой и особенностями этих различных по своей сути видов социальных норм, разных типов (и форм) соци­альной регуляции.

    Таким образом, не особенности санкций исходно определяют различие социальных норм (права и морали, религии и т. д.), как трактуют данную проблему легисты, а, наоборот, объективные по своей природе сущностные различия разных видов социальных норм, их специфические свойства обусловливают и особенности санкций за их нарушение.

    Специфика права, его объективная природа и вместе с тем его отличие от других видов социальных норм и типов социальной ре­гуляции представлены в принципе формального равенства. С пози­ций такого юридического подхода, именно объективная специфика права как всеобщей и необходимой формы равенства, свободы и справедливости определяет своеобразие санкции закона (его обще­обязательность, государственно-властную принудительность и т. д.), а не официальная принудительность обусловливает и порождает

    Раздел I. Общие проблемы философии права

    эту специфику права, его отличительные сущностные свойства и характеристики.

    Развиваемая намитеория различения права и закона (пози­тивного права) направлена как против легизма (юридического позитивизма), так и против смешения права с моралью, нравст­венностью и другими видами неправовых социальных норм. Здесь еще раз следует напомнить, что формальное равенство, свобода и справедливость - это, согласно либертарному правопониманию, объективные, сущностные свойства именно права, а не морали, нрав­ственности, религии и т. д. Это особенно важно подчеркнуть пото­му, что как легизм, с одной стороны, так и разного рода моральные (нравственные, религиозные и т. д.) учения о праве игнорируют правовую природу названных сущностных свойств права, напри­мер, считают требования справедливости, свободы, равенства мо­ральными, нравственными, религиозными требованиями.

    Именно в русле такого подхода легисты сводят право к закону и трактуют принудительность как сущность права и его отличи­тельную особенность. По такой логике получается, что посредством принуждения (принудительной санкции) официальная власть мо­жет неправо (и вообще все неправовые социальные нормы) по сво­ему усмотрению и произволу превратить в право. С помощью принуждения (приказа власти), согласно легизму, решаются, та­ким образом, задачи не только субъективного характера (формули­рование норм законодательства), но и объективного плана (форми­рование, создание самого права), а также собственно научного про­филя (установление и выяснение специфики права, его отличия от иных социальных норм и т. д.).

    Прошлые и современные приверженцы юридико-позитивист-ского подхода, отождествляя право и закон, сводят проблему соци­ального смысла и роли права к вопросу о принудительно-регуля­тивном значении норм законодательства. Праву при этом придает­ся узкое технико-инструментальное значение: оно выступает лишь как официальное наказательное орудие и подходящее средство для осуществления социального управления, регламентации и контро­ля. Причем выбор тех или иных форм и направлений правовой регуляции оказывается, согласно такому подходу, результатом во­левого решения законодателя, а соотношение и взаимодействие различных социальных норм - волюнтаристски манипулируемой технологией, приноровленной к целям той или иной концепции со­циальной инженерии.

    Такой односторонний инструментально-технический взгляд на право, игнорируя его объективную социальную природу, сущность и функции, закрывает путь к выяснению действительного места и роли права в соционормативной системе, его подлинной специфики и социальной ценности, его объективно обусловленных и общест­венно необходимых связей с другими социальными нормами и т. д.

    В обществе, наряду с правом, действуют и другие виды соци­альных норм - моральные, нравственные, корпоративные, эстети­ческие, религиозные и т. д.

    Социальные нормы представляют собой те основные формы и средства, с помощью которых осуществляется регуляция поведе­ния и общественных отношений людей. Они в концентрированном виде выражают объективную потребность любого общества в упо­рядочении действий и взаимоотношений его членов, в подчинении их поведения социально необходимым правилам. Тем самым соци­альные нормы выступают в качестве мощного фактора сознатель­ного и целенаправленного воздействия социальной общности на об­раз, способ и формы жизнедеятельности людей.

    Историческое развитие и смена различных типов и форм об­щественной жизни сопровождались существенными изменениями также и в системе социальной регуляции. Отмирали одни и возни­кали другие виды социальных норм, изменялись соотношение, взаи­мосвязи и формы взаимодействия социальных норм (моральных,

    1 Подробнее освещение этой темы дано в IV разделе.

    Глава 8. Право в системе социальных норм 77

    религиозных, правовых, политических, эстетических и т. д.), их ре­альное содержание, место, роль и значение в системе социальных регуляторов, механизмы их функционирования, способы и средст­ва их защиты и т. д.

    Важную роль в системе социальной регуляции со времени его появления стало играть право. При всей своей относительной само­стоятельности право, как и другие виды социальных норм, осуще­ствляет свои специфические регулятивные функции не изолиро­ванно и обособленно, а в едином комплексе и тесном взаимодейст­вии с другими социальными регуляторами.

    Выявление специфики различных социальных норм является вместе с тем необходимой предпосылкой для уяснения смысла, со­держания и характера соотношения правовых и неправовых норм в рамках выполняемых ими функций социальной регуляции, объ­ективных оснований и критериев известного "разделения труда" и "сфер влияния" между ними и т. д. Системная целостность всех видов социальных норм, в своей Совокупности обеспечивающих над­лежащую регуляцию общественных отношений и нормальную жиз­недеятельность общества, - это определенный синтез их своеобра­зия, их особенных свойств и возможностей. Поэтому поиски опти­мальных вариантов сочетания правовых форм воздействия с регу­лятивными возможностями других социальных норм являются од­ной из центральных задач всей социальной политики.



    В процессе взаимодействия и взаимовлияния различных ви­дов социальных норм (правовых, этических, эстетических, религи­озных и т. д.) каждый из них, сохраняя свою специфику, выступает в качестве регулятора особого рода. Наряду с общими чертами со­циальные регуляторы имеют и свои специфические особенности, отражающие принципиальное отличие одного вида социальных норм от других. Без таких особенностей нельзя было бы вообще говорить о различных видах социальных норм и способах регуляции.

    Так, отличительная особенность всякой религии состоит в вере в бога как сверхъестественное существо. Эта особенность религии как формы общественного сознания определяет специфику религи­озных 1юрм и их своеобразие в качестве социального регулятора. Отсюда и такие характеристики религиозных предписаний и за­претов, как их божественное происхождение (их данность непо­средственно богом или пророками, служителями культа и т. д.), религиозные средства их защиты (посредством сверхъестествен­ных наград и наказаний, религиозно-церковных кар и т. п.).

    Видовое отличие эстетических норм заключается в том, что они выражают правила (критерии, оценки) красоты и прекрасного (в их противопоставлении безобразному).

    Сложившиеся в данной культуре формы, типы и образы пре­красного и безобразного (по преимуществу - в области искусства, но также и в сфере быта и труда, в религии, идеологии, политике,

    морали, праве и т. д.), приобретая нормативное значение (в качест­ве положительного и возвышенного или, наоборот, негативного и низменного образца и примера), оказывают существенное воспита­тельное и регулятивное воздействие на чувства, вкусы, представ­ления, поступки и взаимоотношения людей, на весь строй и образ их личной и публичной жизни. Эстетически одобренные вкусы, цен­ности, идеалы, формы и примеры (во всех сферах общественной жизни, включая и правовую) образуют в рамках сложившейся куль­туры то "поле прекрасного", которое в качестве притягательного образца и масштаба оказывает воздействие также и на формы бы­тия и реализации иных социальных норм, на способы функциони­рования других видов соционормативной регуляции.

    Отличительная особенность морали состоит в том, что она вы­ражает внутреннюю позицию индивидов, их свободное и самосоз­нательное решение того, что есть добро и зло, долг и совесть в человеческих поступках, взаимоотношениях и делах.

    В этических явлениях присутствуют два момента: 1) личност­ный момент (внутренняя свобода индивида и самосознательная мотивация им правил морального поведения и моральных оценок); 2) объективный, внеличвостный момент (сложившиеся в данной культуре, социальной группе, общности нравственные воззрения, ценности, нравы, формы и нормы человеческих отношений). Пер­вый из отмеченных моментов относится к характеристике морали, второй - нравственности. Когда говорят о морали социальных групп, общностей и общества в целом, речь по существу идет о нравствен­ности (о групповых и общесоциальных нравах, ценностях, воззре­ниях, отношениях, нормах и установлениях).

    В сфере этических отношений мораль выступает в качестве внутреннего саморегулятора поведения индивида, его осознанного, внутренне мотивированного способа участия в социальной жизни и общественных отношениях. Нравственные нормы выступают в качестве внешних регуляторов поведения. Там, где индивид при­нял, усвоил и превратил в свою внутреннюю установку коллектив­ные нравственные представления, ценности, нормы и руководству­ется ими в своем поведении, имеет место сочетание и согласован­ное действие обоих регуляторов - морального и нравственного.

    Особым видом социальных норм являются корпоративные нормы, т. е. нормы, принимаемые общественными объединениями и регулирующие отношения между их членами или участниками (если речь идет об общественных объединениях, которые состоят из уча­стников и не имеют членства).

    Закрепленные в уставе и иных документах общественного объ­единения (политической партии, профсоюза, органа общественной самодеятельности и т. д.) нормы (о порядке формирования и полно­мочиях руководящих органов, порядке внесения изменений и до­полнений в устав, о правах и обязанностях членов и участников

    Глава 8. Право в системе социальных норм 79

    объединения и т. д.) распространяются лишь на членов и участни­ков данного общественного объединения и обязательны только для них. Нарушение этих корпоративных норм влечет применение со­ответствующих санкций, предусмотренных уставом организации (от предупреждения, выговора до исключения из организации).

    Корпоративные нормы (по своему регулятивному значению, сфере действия, кругу адресатов и т. д.) - это групповые нормы внутриорганизационного характера. У них нет всеобщности и об­щезначимости права и общеобязательности закона. По своей сути, корпоративные нормы - это не продукт правотворчества самих общественных объединений, а лишь форма и способ использования и реализации конституционных прав граждан на объединение, при­чем создание и деятельность общественных объединений, включая их нормотворчество, должны осуществляться на основе и в рамках закона, в соответствие со всеобщими требованиями права и право­вой формы общественных отношений (соблюдение принципа пра­вового равенства, добровольности, взаимосвязи прав и обязанно­стей и т. д.).

    Показательно в этой связи, что, согласно Федеральному зако­ну Российской Федерации "Об общественных объединениях" (при­нят Государственной Думой 14 апреля 1995 г.), члены и участники общественных объединений - физические и юридические лица- имеют равные права и несут равные обязанности. Нарушение об­щественным объединением этих и целого ряда иных требований закона может повлечь за собой (по решению суда) приостановление его деятельности и даже его ликвидацию.

    Все эти социальные регуляторы (право, мораль, нравственность, религия и т. д.) нормативны, и все социальные нормы имеют свои специфические санкции. Причем специфика этих санкций обуслов­лена объективной природой и особенностями этих различных по своей сути видов социальных норм, разных типов (и форм) соци­альной регуляции.

    Таким образом, не особенности санкций исходно определяют различие социальных норм (права и морали, религии и т. д.), как трактуют данную проблему легисты, а, наоборот, объективные по своей природе сущностные различия разных видов социальных норм, их специфические свойства обусловливают и особенности санкций за их нарушение.

    Специфика права, его объективная природа и вместе с тем его отличие от других видов социальных норм и типов социальной ре­гуляции представлены в принципе формального равенства. С пози­ций такого юридического подхода, именно объективная специфика права как всеобщей и необходимой формы равенства, свободы и справедливости определяет своеобразие санкции закона (его обще­обязательность, государственно-властную принудительность и т. д.), а не официальная принудительность обусловливает и порождает

    Раздел I. Общие проблемы философии права

    эту специфику права, его отличительные сущностные свойства и характеристики.

    Развиваемая нами теория различения права и закона (пози­тивного права) направлена как против легизма (юридического позитивизма), так и против смешения права с моралью, нравст­венностью и другими видами неправовых социальных норм. Здесь еще раз следует напомнить, что формальное равенство, свобода и справедливость - это, согласно либертарному правопониманию, объективные, сущностные свойства именно права, а не морали, нрав­ственности, религии и т. д. Это особенно важно подчеркнуть пото­му, что как легизм, с одной стороны, так и разного рода моральные (нравственные, религиозные и т. д.) учения о праве игнорируют правовую природу названных сущностных свойств права, напри­мер, считают требования справедливости, свободы, равенства мо­ральными, нравственными, религиозными требованиями.

    Именно в русле такого подхода легисты сводят право к закону и трактуют принудительность как сущность права и его отличи­тельную особенность. По такой логике получается, что посредством принуждения (принудительной санкции) официальная власть мо­жет неправо (и вообще все неправовые социальные нормы) по сво­ему усмотрению и произволу превратить в право. С помощью принуждения (приказа власти), согласно легизму, решаются, та­ким образом, задачи не только субъективного характера (формули­рование норм законодательства), но и объективного плана (форми­рование, создание самого права), а также собственно научного про­филя (установление и выяснение специфики права, его отличия от иных социальных норм и т. д.).

    Прошлые и современные приверженцы юридико-позитивист-ского подхода, отождествляя право и закон, сводят проблему соци­ального смысла и роли права к вопросу о принудительно-регуля­тивном значении норм законодательства. Праву при этом придает­ся узкое технико-инструментальное значение: оно выступает лишь как официальное наказательное орудие и подходящее средство для осуществления социального управления, регламентации и контро­ля. Причем выбор тех или иных форм и направлений правовой регуляции оказывается, согласно такому подходу, результатом во­левого решения законодателя, а соотношение и взаимодействие различных социальных норм - волюнтаристски манипулируемой технологией, приноровленной к целям той или иной концепции со­циальной инженерии.

    Такой односторонний инструментально-технический взгляд на право, игнорируя его объективную социальную природу, сущность и функции, закрывает путь к выяснению действительного места и роли права в, соционормативной системе, его подлинной специфики и социальной ценности, его объективно обусловленных и общест­венно необходимых связей с другими социальными нормами и т. д.

    Глава 8 Право в системе социальных норм 81

    Субъективистская манипуляция арсеналом социальных норм, сопровождаемая искусственной поддержкой и активизацией одних регуляторов и произвольным подавлением,или вытеснением дру­гих, может в лучшем случае привести лишь к кратковременному удовлетворению тех или иных социорегулятивных потребностей и целей. Но по существу и в более или менее долгосрочной перспек­тиве подобное субъективно-волевое оперирование социальными нормами (ставка на регулятивно "сильные", силовые нормы, игно­рирование социальной ценности, объективных границ и специфики различных видов норм, подмена регуляторов и перекладывание регулятивных функций одних норм на другие и т. д) неизбежно приводит к их деградации и атрофии, к девальвации выражаемых в них ценностей и регулятивных возможностей, к нарушению и бездействию системных связей и разрушению целостности различ­ных видов социальных норм общества, к развалу единого механиз­ма социальной регуляции и постепенному распаду всего соционор-мативного порядка.

    Лишь с учетом объективной природы и своеобразия различ­ных видов социальных норм, их специфических свойств и качеств возможно эффективное воздействие на процесс социальной регу­ляции. Отсюда очевидно первостепенное значение проблемы спе­цифики права (в соотношении с другими видами социальных норм) для конкретизации представлений о его действительном месте в соционормативной системе и его подлинной роли как регулятора особого вида.

    Социальные нормы в современном мире

    Возникновение новых видов отношений, в которые вступает человек (межличностные на основе экономических, политических и духовных связей) привело к выводу о том, что эти отношения не могут формироваться, и, что самое главное, регулироваться без определенных социальных норм.

    Замечание 1

    Социальная норма выступает в качестве одного из ключевых аспектов, который исследуется в социологической науке уже в течение продолжительного времени. Таким образом, в социологии норма – это четко определяемые и строго санкционируемые высшими органами власти способы, которые помогают человеку думать, быть и действовать в соответствии с требованиями, которые выдвигает общество без вреда как самому себе, так и окружающим.

    Безусловно, социальные нормы играют очень большую роль в современном мире. Они направлены на регулирование социальных и межличностных отношений, на оценку человеком самого себя, своей роли в обществе, а также своих действий и поведения. Также социальные нормы очень важны, поскольку они помогают человеку в его социализации, то есть способствуют успешному функционированию личности в обществе на всех этапах его жизни (во время первичной и вторичной социализации).

    Признаки социальной нормы

    Определение 1

    Как мы уже упомянули ранее, социальная норма – это предписанное и обоснованное правило (модель) поведения, которое регулирует общественные отношения на каждом их уровне: экономическом, политическом, социальном и духовном.

    Социальная норма обладает рядом признаков, которые выступают в качестве регулирующих и обосновывающих норму как исключительное понятие:

    • Первый признак социальной нормы – ее нормативность. Он выражается в том, что норма – это правила поведения субъектов в определенной ситуации. Ежедневно человек совершает очень много действий, а также потребляет или генерирует большой объем информации, и, чтобы действия или информация несли исключительно положительный эффект, человеку необходимо придерживаться социальных норм, которые регулируют его поведение.
    • Второй признак – общеобязательность. Несмотря на то, что мы указали о наличии особых социальных норм, которые регулируют поведение более узких слоев населения, которые отличаются по конфессиональному и этнонациональному признаку, все же подавляющее количество социальных норм выступают в качестве общеобязательных для каждого человека, независимо от его пола, возраста, религиозных предпочтений и прочих отличий.
    • Третий признак – социальная обусловленность. Наше общество меняется и развивается, но оно может подвергаться различным конфликтным ситуациям. Очень важно, чтобы социальные нормы, регулирующие поведение, соответствовали уровню развития общества и его общему состоянию.
    • Четвертый признак социальной нормы – системность. Это значит, что все нормы, нормативно-правовые документы и правила поведения тесно взаимосвязаны друг с другом и представляют из себя систему связанных элементов, где один аспект не может существовать без другого.

    Также к признакам социальной нормы относятся следующие: регулятивность (социальные нормы носят роль регулятора общественных отношений) и обеспеченность (реализация социальных норм напрямую зависит от уровня обеспеченности всеми необходимыми для этого средствами, которые присущи конкретному виду социальных норм, главенствующих в современном обществе). каждый признак обладает рядом своих отличительных черт, что делает социальную норму еще более интересным явлением для исследований в разных научных областях.

    Особенности социальных норм

    Поскольку социальные нормы занимают большую часть жизни человека, они не могут не обладать определенными особенностями. Одна из них – происхождение социальных норм, а также их достаточно широкая вариативность.

    Многие социальные нормы возникли не по инициативе властных органов, а в быту человека. Придерживаясь им, было проще организовывать свою ежедневную деятельность, быт, а также досуг и трудовое время. Многие из таких норм до сих пор существуют, особенно в сообществах или более узких социальных образованиях (например, в семьях), где их бережно хранят и передают из поколения в поколение.

    Некоторые нормы появились в связи с распространением религиозных и других учений. Человеку было необходимо объяснять все загадочные и сверхъестественные проявления, которые возникали в его жизни. Но это объяснение должно было придерживаться конкретных рамок, чтобы не задевать интересы и мировоззрение других людей. Именно такие нормы помогли избежать большого количества религиозных и этнонациональных конфликтов. Их особенность также заключается в том, что они существуют и сегодня, в тех сообществах, где к ним относятся с особым уважением и трепетом, а также передают от старшего поколения младшему.

    Чуть позже социальные нормы стали частью законодательного процесса в образующихся государствах. Сегодня невозможно представить свою жизнь без правил, которые предписаны в высших документах. В России такие правила, нормы, права и свободы гражданина описаны в Конституции как в главном законодательном документе нашей страны. Опираясь на нее, человек может заявить о своей правоте или обвинить другого в несоблюдении правил и норм, что повлечет уголовную или административную ответственность.

    Замечание 2

    Таким образом, именно благодаря социальным нормам и их многообразию сегодня жизнь человека регулируется сразу на нескольких уровнях: экономическом, социальном, политическом и духовном. Все они взаимосвязаны, и нельзя представить один уровень без другого. Нормы также переплетены, их условия и формулировки зачастую заимствуются, но именно это позволяет человеку легче усваивать и запоминать их, и, соответственно, придерживаться им на протяжение всей своей жизни. Причем, нормы могут быть как формальными, то есть описанными в законодательных документах и актах, так и неформальными (например, правила в семье, распорядок дня, личный календарь по тайм-менеджменту, расписание и другое).



    Загрузка...