novomarusino.ru

Средства индивидуальной защиты. Методы оценки

21.01.2018 9:24:00

Cпециалисты Клинского института охраны и условий труда разработали методику экспертной оценки эффективности использования СИЗ на рабочих местах. В разработке и апробации методики принимали участие эксперты ОАО "Сибирская угольная энергетическая компания», ОАО «МХК "ЕвроХим"», саморегулируемой организации «Ассоциация разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты» и НИИ медицины труда РАМН.

Cпециалисты Клинского института охраны и условий труда разработали методику экспертной оценки эффективности использования СИЗ на рабочих местах. В разработке и апробации методики принимали участие эксперты ОАО "Сибирская угольная энергетическая компания», ОАО «МХК "ЕвроХим"», саморегулируемой организации «Ассоциация разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты» и НИИ медицины труда РАМН .

Андрей МОСКВИЧЕВ ,
генеральный директор АО «Клинский
институт охраны и условий труда»



Виктор ИВАНОВ ,
ведущий научный сотрудник
АО «Клинский институт охраны и условий труда»

Известно, что работа во вредных, опас-ных и иных особых условиях труда сопряжена с профессиональным риском для жизни и здоровья работников. Одной из мер снижения профессионально-го риска с целью обеспечения безопасных условий труда является использование ра-ботниками средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ). CИЗ на рабочих местах применяются в тех случаях, когда воздействия на работников производственных факторов, предельно допустимые концентрации (далее - ПДК) и предельно допустимые уровни (далее - ПДУ) которых превышают установленные норма-тивы, невозможно избежать или ограничить путем применения других мер, в том числе, средств коллективной защиты. Таким образом, ис-пользование СИЗ - это последний и зачастую единственно возможный барьер между ра-ботником и потенциальной опасностью для его жизни и здоровья.



Принимая во внимание зависимость уровня травматизма и профессиональной заболеваемости работников от необходимого обеспечения и правильного использования СИЗ, следует рассматривать их неэффек-тивное использование в качестве одного из источников опасностей на рабочих местах. Поэтому неэффективное использование СИЗ целесообразно включить в число идентифи-цируемых опасностей при оценке профессиональных рисков. В связи с этим имеется необходимость разработки методики оценки эффективности использования СИЗ на рабочих местах как элемента оценки профессионального риска. На основе анализа существующих про-блем обеспечения и использования СИЗ на рабочих местах можно сделать вывод о том, что эффективность использования СИЗ на рабочих местах во многом зависит от их правильного выбора и применения.

Так, действующие в Российской Фе-дерации Межотраслевые правила обеспе-чения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н (далее - приказ Минздравсоцраз-вития России № 290н) основаны на принципе нормирования. Однако принцип нормирова-ния не гарантирует работнику безопасность его труда, поскольку в Типовых нормах бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индиви-дуальной защиты, утвержденных приказами Минздравсоцразвития России, отсутствует классификация по защитным свойствам СИЗ.

Из-за этого на ряде предприятий на-блюдается несоответствие или неполное соответствие выдаваемых СИЗ фактическим условиям труда, в первую очередь обуслов-ленное отсутствием методологии оценки эффективности использования СИЗ на ра-бочем месте (по защитным свойствам, по правильности выбора СИЗ и т. д.).

Под оценкой эффективности использования СИЗ на рабочем месте следует понимать экспертную оценку действующих в организации процессов и мер, направленных на использование серти-фицированных СИЗ для предотвращения и (или) уменьшения уровней воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов.

Типовые нормы зачастую не могут охватить специфику каждого производ-ства. На отдельных рабочих местах может иметь место влияние на здоровье вредных факторов, которые не были учтены в типо-вых нормативах, но от которых работнике необходимо защищать.

Поэтому требуется учет влияния всех производственных фак-торов, имеющихся на конкретном рабочем месте.

Оценка эффективности использования СИЗ. В предлагаемой методике вводятся две группы показателей, которые позволяют экспертно оценить (например, при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда) эффективность использования СИЗ.

Первая группа показателей отражает процедуру выбора СИЗ (группа В ).
Вторая группа показателей характеризует применение СИЗ на рабочем месте (группа П ).

ПОКАЗАТЕЛИ ГРУППЫ B

В перечень показателей группы В, ха-рактеризующих правильность выбора СИЗ, включены:

  • показатель ВФ (фактор), с помощью ко-торого оценивается соответствие выданных СИЗ перечню вредных и (или) опас-ных производственных факторов, имеющихся на рабочем месте;
  • показатель ВК (класс), с помощью кото-рого оценивается соответствие защитных свойств выданных работнику СИЗ клас-сам условий труда на рабочем месте, установленным для производственных факторов;
  • показатель ВО (отрасль), с помощью ко-торого оценивается соответствие защитных свойств СИЗ отраслевой специфике технологических процессов;
  • показатель ВУ (удобство), с помощью которого оцениваются потребительские свойства выданных СИЗ, удобство их применения и соответствие индивиду-альным размерам работника.


Перечень нормативных правовых актов и других источников информации, необходи-мых для обоснования показателей группы В, выглядит следующим образом:

  • Трудовой кодекс РФ (ст. 212, 213, 215, 221);
  • постановление Правительства РФ от 24.12.2009 № 1213 «Об утверждении технического регламента о безопасно-сти средств индивидуальной защиты» (пп. 8, 11-13);
  • приказ Минздравсоцразвития России №290н (п. 12);
  • приказ Минздравсоцразвития России от 01.09.2010 № 777н «Об утверждении Ти-повых норм бесплатной выдачи специаль-ной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работ-никам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых тем-пературных условиях или связанных с загрязнением» (далее - приказ Минздрав-соцразвития России № 777н);
  • ГОСТ 12.4.011-89 «Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и клас-сификация», утв. постановлением Госстан-дарта СССР от 27.10.1989 № 3222 (пп. 2.1, 2.4);
  • руководство Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабо-чей среды и трудового процесса. Крите-рии и классификация условий труда», утв. 29.07.2005 (далее - руководство Р 2.2.2006-05);
  • отраслевые нормативные документы, определяющие специфику использования СИЗ на рабочих местах;
  • перечень факторов производственной среды и трудового процесса на рабочем месте;
  • протоколы измерений и оценок уровней производственных факторов на рабочем месте;
  • протоколы оценки обеспеченности ра-ботников СИЗ на рабочем месте;
  • техническая документация (паспорт) на СИЗ.


ПОКАЗАТЕЛИ ГРУППЫ П

Широкое распространение получили ситуации, когда работодатель ограничивается только выдачей нормированного СИЗ. Если работник не обучен простейшим способам проверки его исправности и работоспособности, то эффективность использования СИЗ может заметно снижаться.

Перечень показателей группы П, характеризующих правильность выбора СИЗ, выглядит следующим образом:

  • показатель ПО (обучение), с помощью которого оценивается проведение обучения работников правилам применения СИЗ на рабочих местах с учетом особенностей технологического процесса, про-стейшим способам проверки их работоспособности и исправности, а также выполнение тренировок по применению СИЗ;
  • показатель ПТ (травматизм), который демонстрирует зависимость возникнове-ния травматизма от неприменения СИЗ;
  • показатель ПВ (время), с помощью кото-рого оценивается соответствие времени ношения СИЗ, выданных работнику, сро-ку, в течение которого производитель гарантирует сохранение защитных свойств СИЗ (с учетом времени хранения и ухода - чем выше срок гарантии, тем качественнее СИЗ);
  • показатель ПИ (испытания) с помощью которого оценивается своевременность проведения проверки исправности (испытания) СИЗ (отметка, клеймо, штамп, протокол и т. п.), установленная нормативными документами, а также рекомендациями производителей СИЗ (показатель ПИ определяется в случае наличия национальных стандартов, устанавливающих сроки испытаний и проверки исправности СИЗ);
  • показатель ПЖ (жалобы), с помощью которого оценивается наличие жалоб со стороны работников на потребительские свойства выданных,СИЗ (в т. ч. комфортность и удобство применения).

Перечень нормативных правовых актов и других источников информации, необходимых для обоснования показателей группы П выглядит следующим образом:

  • Трудовой кодекс РФ (ст. 212, 214, 227, 383);
  • приказ Минздравсоцразвития России № 290н (пп. 10, 21, 22, 24);
  • приказ Минздравсоцразвития России № 777н;
  • ГОСТ 12.0.004-90 «Система стандарте безопасности труда, Организация обуч ния безопасности труда, Общие положения», утв. постановлением Госстандарта СССР от 05.11.1990 № 2797 (пп. 4.3, 4,4);
  • руководство Р 2.2.2006-05;
  • коллективный договор, соглашения, трудовые договоры;
  • личные карточки учета выдачи СИЗ;
  • отметки, клейма, штампы, протоколы и т. д., подтверждающие проведение проверки исправности (испытания) СИЗ;
  • протоколы оценки обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте;
  • программы обучения, журналы контроля, личные карточки прохождения о бучения и т. д.;
  • журнал регистрации несчастных случаев;
  • эксплуатационная документация (паспорт) к СИЗ.
Анализ записей в актах о несчастных случаях на производстве (форма Н-1),
где указаны причины каждого конкретного случая, позволяет оценить
наличие/отсутствие производственного травматизма, связанного с неприменением (или неправильным применением/выбором) СИЗ по данной профессии, на конкретном производстве.

Карты оценки для показателей. По каждому показателю разработаны карты оценки, включающие показатель, проверку, выполняемую при аттестации рабочих мест, результат проверки и результат оценки показателя.

Карты оценки для показателей группы В включают следующие данные:

  • о результатах проверок обеспеченности работников СИЗ в соответствии с прото-колом обеспеченности работника СИЗ;
  • о результатах проверок соответствия выданных работнику СИЗ перечню всех вредных и (или) опасных производствен-ных факторов на рабочем месте (показатель ВФ) ;
  • о результатах проверок соответствия выданных СИЗ классам условии труда на рабочем месте (указаны в Карте аттеста-ции рабочего места по условиям труда) и о проведенной оценке защищенности работника СИЗ (показатель ВК) ;
  • о результатах проверок соответствия выданных СИЗ физическим размерам работников (рост, полнота, объем и т. д.) и о соответствующих жалобах работни-ков (показатель ВУ) .


Сводный вариант карты оценки для по-казателя ВО включает следующие данные:

  • о результатах проверки наличия устой-чивости СИЗ к имеющимся на рабочих местах видам и концентрациям химиче-ских продуктов (реагентов) и высокотоксичных веществ;
  • о результатах проверки наличия совме-стимости нескольких СИЗ, комплексно используемых работником на рабочем месте;
  • о результатах проверки наличия пожаро-взрывобезопасности и антистатичности СИЗ при их использовании работником в опасных местах;
  • о результатах проверки наличия смываемости СИЗ, проявляющейся в их быст-рой очистке при стирке;
  • о результатах проверки наличия в орга-низации ответственного за своевремен-ную и в полном объеме выдачу работни-кам СИЗ, прошедших в установленном порядке сертификацию или деклариро-вание соответствия.


Объектами проверки при проведении оценки для показателя ВО являются:

  • эксплуатационная документация (пас-порт) к СИЗ;
  • протоколы измерений и оценок уровней производственных факторов, отражен-ные в Карте аттестации рабочего места;
  • наличие подтверждающего документа (приказ, распоряжение, положение и т. п.) о назначении ответственного в организа-ции за своевременную и в полном объеме выдачу СИЗ работникам.

Важно, чтобы производитель в паспорте к СИЗ ука-зывал не только абсолютные значения снижения уровня воздействия на работника вредного и (или) опасного фактора, но и ввел соответствующую кодификацию СИЗ по категориям. Это необходимо для того, чтобы специалист, выбирающий СИЗ по техническим характеристикам, содержащимся в паспорте к СИЗ, понимал, при каком классе условий труда (по указанному фактору) данное СИЗ может обеспечить необходимую защиту.


Карты оценки для показателей группы П включают следующие данные:

  • о результатах проверки наличия в орга-низации программы обучения по охране труда, включающей темы по примене-нию СИЗ, проверки журналов контроля обучения по охране труда и применению СИЗ, а также проверки результатов тре-нировок работника по применению СИЗ (показатель ПО) ;
  • о результатах проверки наличия случаев производственного травматизма на ра-бочих местах, связанных с неприменени-ем СИЗ (по данным актов о несчастных случаях и результатов их расследований) (показатель ПТ) ;
  • о результатах проверки соответствия времени ношения СИЗ, выданных работ-нику, времени гарантированного сохра-нения ими защитных свойств (сверяются записи в личной карточке учета выдачи СИЗ работнику и сроки, указанные в паспорте СИЗ) (показатель ПВ) ;
  • о результатах проверки своевременно-сти проведения оценки исправности (испытаний) СИЗ (протоколы испыта-ний, клейма, штампы и т. д.) (показа-тель ПИ) ;
  • о результатах проверки случаев возврат работником выданных СИЗ с плохими потребительскими свойствами (на основании жалоб работников на дискомфорт, неудобство применения и т. д.), основанное на анализе записей в протоколе обеспеченности работника СИЗ (показатель ПЖ) .


Следует обратить особое внимание на показатель «оценка защитных свойств СИЗ на соответствие классам условий труда» (показатель ВК ). Чем вреднее условия труда, тем больше вредные факторы превышают гигиенически нормативы, Соответственно в такой ситуации должны быть выше защитные свойства СИЗ.

В Европейском Союзе действует Директива 89/656/ЕЕС от 30.11.1989 о минимальных требованиях в сфере здоровья и безопасности при использовании работниками средств индивидуальной за-щиты на рабочем месте, согласно которой период ношения СИЗ должен определяться исходя из серьезности риска, частоты подверженности риску и особенностей рабочего места каждого работника.

ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА СИЗ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

В качестве примера оценки соответствия выданных СИЗ классам условий труда на рабочем месте (показатель ВК) рассмотрим особенности выбора СИЗ органов дыхания фильтрующего типа (химический фактор) в зависимости от класса условий труда для химического фактора.

При выборе СИЗ органов дыхания фильтрующего типа учитываются следующие показатели:

  • вещества, от которых обеспечивается защита;
  • концентрация таких веществ;
  • коэффициент защиты;
  • коэффициент проникания;
  • коэффициент подсоса;
  • начальное сопротивление воздушному потоку;
  • время защитного действия;
  • масса;
  • особенности применения, обусловлен-ные возрастом пользователей и их физиономическими особенностями (размер головы, геометрические параметры лица и шеи, наличие бороды, усов и т. д.).

При этом ключевым показателем, учитываемым при выборе данного вида СИЗ, является коэффициент защиты, который под-бирается с учетом выявленного превышения ПДК (ПДУ) производственного фактора на рабочем месте. Очень важно учитывать значение показателя ПВ, отражающего соответствие периода ношения работником СИЗ времени сохране-ния его защитных свойств, гарантированного производителем, при той интенсивности воздействия фактора (уровень, концент-рация), которая заявлена в паспорте СИЗ. В первую очередь это актуально в отношении СИЗ органов дыхания.

Применение рассмотренной методики оценки эффективности использования СИЗ поможет специалистам по охране труда, ответственным за приобретение, своевременную и в полном объеме выдачу СИЗ правильно определиться с их выбором. Данная методика также может быть полезна специалистам Роспотребнадзора при принятии ими решений о снижении степени вредности условий труда на конкретном рабочем месте на основании оценки эффективности использования СИЗ.

Сертификат - это документ, который под-тверждает, что СИЗ обладает теми свойства-ми, которые заявлены в паспорте. Он выда-ется органом по сертификации на основании представленных изготовителем протоколов о проведенных испытаниях СИЗ на его соответ-ствие требованиям технического регламента по безопасности (для работника, который его носит, и для окружающей среды), а также протоколов испытаний защитных свойств СИЗ.


Результатом экспертных оценок показа-телей группы В и группы П являются качественные оценки - «да» (оценка положительная) и «нет» (оценка отрицательная).

В целом для проведения оценки эффективности использования СИЗ на рабочем месте в зависимости от полученных оценок показателей следует руководствоваться следующими правилами:

  • удовлетвори-тельной, если все показатели группы В и группы П имеют положительные оценки («да»);
  • эффективность использования СИЗ на рабочем месте является неудовлетвори-тельной, если имеется хотя бы одна отрицательная оценка («нет»).

В соответствии с п. 5.11.6 руководства Р 2.2.2006-05 по согласованию с территориальными управлениями Роспотребнадзора условия труда могут быть оценены как менее вредные (на одну ступень, но не ниже класса 3.1), в следующих случаях:

  • при сокращении времени контакта с вредными факторами (защита временем) в соответствии с рекомендациями, приведенными в приложении 7 данного руководства, или разработанными специа-листами территориальных органов и учреждений Роспотребнадзора, научных или учебных организаций гигиеническо-го профиля;
  • при использовании эффективных (имею-щих сертификат соответствия) средств индивидуальной защиты.

В руководстве Р 2,2.2006-05 указано, что СИЗ должны не просто соответствовать нормативам, а быть эффективными. Важно обратить внимание на то, что под «эффективностью СИЗ» в названном руководстве по-нимается «наличие у СИЗ соответствующего сертификата». В то же время в соответствии с положениями ст. 212, 221 Трудового кодекса РФ СИЗ должны иметь сертификат.

Если прямо следовать положениям руковод-ства Р 2.2.2006-05, то возможна ситуация, при которой организации, выполнившие требования по обеспечению работников сер-тифицированными СИЗ, получат право при использовании эффективных (то есть имеющих сертификат соответствия) СИЗ понизить класс условий труда на одну ступень. Есте-ственно, понижение класса условий труда в соответствии с требованиями ст. 92, 117, 147 Трудового кодекса РФ ведет к изменению размера компенсаций работникам. Поэтому утверждать, что данное СИЗ эф-фективно только потому, что оно имеет сертификат (декларацию) соответствия, неверно. Тот факт, что работнику выданы сертифицирован-ные СИЗ согласно нормативу, еще не означает, что обеспечена его эффективная защита.

С целью дальнейшего реформирования системы управления охраной труда органами исполнительной власти разрабатывается новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и оценки профессиональных рисков. Проект Порядка предусматривает процедуру оценки эффективности использования СИЗ и защищенности работника, использующего СИЗ, от средних и высоких профессиональных рисков.


В частности, предполагается, что для понижения класса условий труда организациям (работодателям) будет недостаточно обеспечить работников сертифицированными СИЗ согласно нормативам. Для этого также потребуется оценка эффективности использования данных СИЗ путем прове-дения соответствующей процедуры оценки. Зачастую работодателю сложно опреде-литься с выбором СИЗ, Существуют соответ-ствующие экспертные рекомендации, однако они касаются не всех видов СИЗ.

Вызывает тревогу ситуация, при которой работода-тель экономически мотивирован только на соблюдение типовых норм выдачи СИЗ, за отклонение от которых на него налагаются штрафы и другие меры взыскания. При этом у работодателя отсутствует мотивация прово-дить экспертную оценку эффективности ис-пользования СИЗ с учетом жалоб работников. На практике распространена ситуация, когда СИЗ для организации подбирают (закупают) согласно нормам даже не специалисты службы охраны труда, а снабженцы, которые при приобретении СИЗ в первую очередь ру-ководствуются сравнением рыночных цен. Процедура оценки эффективности ис-пользования СИЗ (как элемент оценки профессионального риска) должна проводиться квалифицированными специалистами независимых сертифицированных (аттестующих) организаций.



Одним из результатов специальной оценки условий труда является протокол оценки эффективности средств индивидуальной защиты. Однако в законе не указано, является ли оценка СИЗ обязательной, с какой целью она проводится, в чем она будет заключаться, какие последствия будут иметь ее результаты и кто ее проводит? Нужно разобраться, как действовать специалистам по охране труда в условиях такой неопределенности.

На наши вопросы отвечает:

Андрей МОСКВИЧЕВ,

исполнительный директор Клинского института охраны и условий труда

Как оценить эффективность использования СИЗ?

В ходе оценки СИЗ будет определяться защищенность работников средствами индивидуальной защиты, которые предоставлены работодателем. Одновременно будет оцениваться эффективность самих СИЗ и эффективность их использования.

Процедура проводится по решению работодателя в ходе специальной оценки условий труда. Она представляет собой экспертную оценку действующих у работодателя процессов и мер, направленных на использование СИЗ с целью уменьшения воздействия вредных факторов производства, и включает в себя:

  • оценку номенклатуры СИЗ;
  • оценку сроков и периодичности выдачи, а также количества СИЗ, выданных работникам;
  • оценку эффективности выбора СИЗ;
  • оценку эффективности применения СИЗ и др.

Оценка эффективности позволит выявить проблемные, узкие места в обеспечении работников средствами индивидуальной защиты и обеспечить обоснованное планирование мероприятий по вопросам выбора и применения СИЗ.

Эта процедура проводится экспертом организации, выполняющей специальную оценку условий труда.

Как законодатель предполагает стимулировать работодателей приобретать качественные средства защиты?

Чтобы у работодателя был интерес приобретать более эффективные СИЗ, предусмотрены экономические меры. Например, если работникам, занятым во вредных условиях труда, предоставлялись компенсации и льготы, часть понесенных на это финансовых затрат можно будет вернуть. Также будут снижаться страховые выплаты по обязательному социальному страхованию и т. д.

В частности, если применяемые работниками СИЗ будут признаны эффективными, класс (подкласс) условий труда может быть снижен на одну степень. Например, в результате замеров и исследований вредных производственных факторов было установлено, что данным условиям труда нужно присвоить подкласс вредности 3.3. Однако после оценки используемых СИЗ выяснилось, что они резко снижают уровень воздействия вредных факторов на работника. В этом случае класс вредности может быть понижен до подкласса 3.2. В результате размер дополнительного тарифа по страховым взносам в ПФР уменьшится с 6 процентов до 4 процентов. А если изначально на рабочем месте уровень вредности относился к подклассу 3.1, то возможен переход в класс 2. А это значит, что дополнительный тариф платить вообще не придется.

В некоторых случаях законом о спецоценке допускается снижение класса (подкласса) условий труда более чем на одну степень.

Как работодателю выбрать наиболее эффективные СИЗ?

Чтобы обеспечить безопасность работников, работодатель должен приобретать только те средства защиты, которые прошли обязательную сертификацию, соответствуют условиям труда на рабочих местах и имеющимся рискам для здоровья и действительно обладают необходимыми защитными свойствами.

Применяемые СИЗ должны иметь размерный ряд, чтобы выдаваемые СИЗ можно было подобрать по индивидуальным размерам (антропометрическим данным) работников. Должна существовать возможность индивидуальной подгонки для их качественной фиксации на работнике и др.

Как учесть особенности работы в разных отраслях при оценке СИЗ?

Выдаваемые работникам средства защиты должны соответствовать характеру и условиям выполняемой работы и предназначены для защиты от конкретных, имеющихся на рабочем месте факторов (от шума, пыли, вибрации и т. д.). Таким образом, эффективность СИЗ имеет жесткую связь с конкретными условиями труда на конкретном рабочем месте. Естественно, что СИЗ, хорошо выполняющие свою функцию на одном рабочем месте, могут оказаться недостаточными для качественной защиты на другом.

Например, медицинская маска обеспечивает приемлемый уровень защиты в условиях медицинского учреждения. Но ее свойства окажутся недостаточными, если человек подвергается воздействию паров лакокрасочных изделий, кислот, аммиака и пр.

Поэтому будет оцениваться еще и специальный показатель: отношение защитных свойств к фактическим уровням вредных производственных факторов. Он определяется по результатам проведенных исследований (испытаний) и измерений и зависит от отдельных видов экономической деятельности.

Действующие сейчас Типовые нормы не содержат сведений о защитных характеристиках СИЗ, а также о возможном вреде для здоровья работника. Обеспечивая работников СИЗ по указанным нормативам, невозможно гарантировать безопасность на должном уровне. Это объясняется тем, что в рамках существующей системы фактические условия труда на рабочем месте и защитные свойства СИЗ учитываются в недостаточной мере.

Как оценка эффективности СИЗ должна сказаться на работниках?

Применение эффективных СИЗ обеспечит защищенность работника, соответствующую условиям труда, а также будет мотивировать работников более серьезно относиться к использованию средств защиты, уходу за ними, обучению по использованию СИЗ на рабочем месте.

Применение СИЗ, обеспечивающих лучшую защиту, можно рассматривать как первичную профилактику профессиональных заболеваний.

Оценка воздействия СИЗ на здоровье работников должна проводиться при выполнении процедуры идентификации опасностей и оценке рисков. Ее нужно включить в систему управления охраной труда.

Условия использования СИЗ, в частности период времени, в течение которого они должны быть надетыми, необходимо определять, исходя:

  • из существующего уровня риска;
  • частоты, с которой возникает риск воздействия вредных факторов;
  • особенностей рабочего места каждого работника;
  • условий эксплуатации конкретного СИЗ.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение процедуры оценки эффективности СИЗ?

Во-первых, если организация или эксперт, проводящие спецоценку, нарушат порядок оценки условий труда, они понесут административное наказание. Для эксперта штраф составит от 20 000 до 30 000 рублей, а для организации – от 70 000 до 100 000 рублей. Правда, статья 14.54 Кодекса об административных правонарушениях, которая устанавливает специальную ответственность, начнет действовать только с 1 января 2015 года.

Во-вторых, оценка эффективности СИЗ является добровольной процедурой. Она выполняется при участии комиссии работодателя на основании заключения эксперта, который проводит спецоценку. Мер воздействия на работодателя не предусмотрено.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 декабря 2014 г. N 976н "Об утверждении методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом" (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 декабря 2014 г. N 976н
"Об утверждении методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом"

С изменениями и дополнениями от:

2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.

Регистрационный N 36128

Если занятые на рабочих местах с вредными условиями труда сотрудники применяют эффективные средства индивидуальной защиты (СИЗ), прошедшие обязательную сертификацию в установленном Техрегламентом о безопасности СИЗ порядке, класс (подкласс) условий труда может быть снижен на одну степень.

Утверждена методика такого снижения. Она устанавливает требования к оценке эффективности указанных СИЗ и снижению класса (подкласса) условий труда при их использовании.

Методика не применяется в отношении ряда СИЗ. В частности, СИЗ сотрудников, занятых на рабочих местах, условия труда на которых отнесены к опасным, оптимальным или допустимым; СИЗ для защиты от общих производственных загрязнений; СИЗ, подлежащих декларированию, и др.

Класс (подкласс) условий труда снижается в ходе их спецоценки путем проведения последовательных процедур. Это оценка соответствия наименования СИЗ и нормы их выдачи предусмотренным типовыми нормами; оценка наличия документов, которые подтверждают соответствие СИЗ требованиям техрегламента; оценка наличия эксплуатационной документации, маркировки, комплектности СИЗ; оценка эффективности выбора и применения СИЗ.

Перечисленные процедуры проводятся в отношении каждого работника. На рабочих местах, признанных аналогичными, они реализуются по каждому сотруднику, занятому на каждом аналогичном рабочем месте.

Приказ вступает в силу по истечении 3 месяцев со дня его официального опубликования.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 декабря 2014 г. N 976н "Об утверждении методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом"


Регистрационный N 36128


Настоящий приказ вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования



  • 1.9. Гарантии работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда
  • 1.10. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
  • 1.11. Обязанности работника в области охраны труда
  • 1.12. Охрана труда женщин
  • 1.13. Охрана труда молодежи
  • 1.14. Компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда
  • 1.15. Нормы и условия бесплатной выдачи молока и других равноценных пищевых продуктов
  • 1.16. Нормы выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств
  • 1.17. Ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение требований охраны труда
  • 2. Государственное регулирование охраны труда
  • 2.1. Основные направления государственной политики в области охраны труда
  • 2.2. Государственная система управления охраной труда
  • 2.3. Государственный надзор и контроль в области охраны труда
  • 2.4. Социальное партнерство. Общественный контроль за охраной труда
  • 2.5. Экономические аспекты охраны труда
  • 2.6. Информационные аспекты охраны труда
  • 3. Управление охраной труда в организации
  • 3.1. Система управления охраной труда и основные направления в работе
  • 3.2. Служба охраны труда и нормативы численности
  • 3.3. Должностные обязанности по охране труда руководителей и специалистов
  • 3.4. Комитеты (комиссии) по охране труда
  • Создание комитетов (комиссий) по охране труда
  • 3.5. Организация работы уполномоченных лиц по охране труда
  • 3.6. Организация административно-общественного трехступенчатого контроля по охране труда
  • Примерная форма журнала I и II ступеней контроля состояния охраны труда
  • Акт проверки результатов проведения "Дня охраны труда"
  • 3.7. Планирование работы по охране труда
  • 3.8. Санитарно-бытовое обеспечение работников
  • 3.9. Медицинские осмотры (обследования) работников
  • 3.10. Создание и оборудование кабинетов (уголков) по охране труда
  • 3.11. Организация обучения и проверки знаний по охране труда руководителей, специалистов и работников
  • 3.12. Инструктажи работников по охране труда, порядок проведения и оформления
  • 3.13. Разработка инструкций по охране труда
  • Инструкции по охране труда проверяются и пересматриваются в следующем порядке.
  • 3.14. Документация, делопроизводство и отчетность по охране труда
  • 3.15. Информационное обеспечение и пропаганда охраны труда
  • 4. Вредные и опасные производственные факторы
  • 4.1. Классификация вредных и опасных производственных факторов. Гигиенические критерии оценки условий труда
  • 4.2. Классификация условий труда
  • 4.3. Воздух рабочей зоны: классы опасности и предельно допустимые концентрации вредных веществ
  • 4.4. Микроклимат в помещениях: требования, нормирование
  • 4.5. Шум и вибрация: требования, нормирование, защита
  • 4.6. Естественное и искусственное освещение: требования, нормирование
  • 4.7. Излучения: виды, требования, нормирование, защита
  • 4.8. Факторы тяжести и напряженности труда
  • 4.9. Стресс на рабочем месте и борьба с ним
  • 4.10. Травмоопасные факторы
  • 4.11. Профессиональный риск
  • 5. Аттестация рабочих мест по условиям труда и сертификация работ по охране труда
  • 5.1. Основные понятия и задачи аттестации рабочих мест
  • По условиям труда
  • 5.2. Мероприятия по аттестации рабочих мест по условиям труда
  • Мероприятия по подготовке и проведению аттестации рабочих мест по условиям труда
  • 5.3. Оценка условий труда по гигиеническим критериям
  • 5.4. Оценка травмобезопасности рабочих мест
  • 5.5. Оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты
  • 5.6. Карта аттестации рабочих мест по условиям труда
  • 5.7. Планирование мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда
  • План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда
  • 5.8. Основные понятия сертификации организации работ по охране труда
  • 5.9. Система сертификации организации работ по охране труда в организациях
  • 5.10. Правила сертификации работ по охране труда в организациях
  • 5.11. Инспекционный контроль за сертифицированными работами по охране труда
  • Требования безопасности работ
  • 6.1. Требования охраны труда в проектной документации
  • 6.2. Требования безопасности при эксплуатации, организации надзора за состоянием и планово-предупредительного ремонта зданий и сооружений
  • 6.3. Общие требования безопасности к оборудованию
  • 6.4. Требования безопасной эксплуатации электроустановок
  • 6.5. Организация безопасной эксплуатации персональных компьютеров и множительно-копировальной техники
  • 6.6. Организация рабочего места и эргономические требования
  • 6.7. Требования безопасности при эксплуатации ручных электрических и пневматических машин, инструмента и приспособлений
  • 6.8. Требования безопасности при эксплуатации автомобилей и других мобильных машин
  • 6.9. Организация безопасного производства работ с повышенной опасностью
  • 7. Пожарная безопасность
  • 7.2. Классификация производств, помещений, зданий по категориям пожарной и взрывопожарной опасности
  • 7.3. Правила пожарной безопасности при осуществлении производственной деятельности
  • 7.4. Разработка инструкций о мерах пожарной безопасности
  • 7.5. Обучение и проведение инструктажей по пожарной безопасности
  • 7.6. Первичные средства пожаротушения
  • 7.7. Автоматические средства обнаружения и тушения пожара
  • 7.8. Организация пожарной безопасности
  • 8. Средства индивудуальной и коллективной защиты
  • 8.1. Средства защиты работающих. Классификация
  • 8.2. Вентиляция и кондиционирование воздуха
  • 8.3. Средства индивидуальной защиты ног, рук, глаз, органов слуха, дыхания
  • 8.4. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная
  • 8.5. Порядок и нормы обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты
  • Несчастные случаи на производстве, профессиональные заболевания
  • 9.1. Статистика несчастных случаев на производстве
  • 9.2. Понятия несчастного случая на производстве и профессионального заболевания
  • 9.4. Порядок расследования, оформления и учета групповых, тяжелых и несчастных случаев на производстве со смертельным исходом
  • 9.5. Порядок расследования, оформления и учета профессиональных заболеваний
  • 9.6. Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших на производстве
  • 9.7. Действия работников при возникновении несчастных случаев, пожаров и других происшествий
  • 10. Обязательное социальное страхование от
  • 10.2. Задачи, принципы и виды страхования
  • 10.3. Гарантии и компенсации при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании
  • 10.4. Обязанности работодателя по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  • 10.5. Порядок возмещения вреда пострадавшим на производстве
  • 10.6. Правила отнесения видов экономической деятельности и страхователей к классу профессионального риска
  • 10.7. Правила установления скидок и надбавок к страховому тарифу
  • 10.8. Финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников
  • 11. Первая медицинская помощь пострадавшим при несчастных случаях на производстве
  • 11.1. Организация первой помощи пострадавшим на производстве
  • Содержимое медицинской аптечки:
  • 11.2. Общие требования по оказанию первой помощи
  • Заключение
  • 5.5. Оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты

    По каждому рабочему месту определяется обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты, а также эффективность этих средств.

    Оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты осуществляется посредством сопоставления фактически выданных средств с и другими нормативными документами (ГОСТ, ТУ и т. п.).

    При оценке обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты одновременно производится оценка соответствия выданных средств индивидуальной защиты фактическому состоянию условий труда на рабочем месте, а также производится контроль их качества.

    Эффективность средств индивидуальной защиты должна подтверждаться сертификатами соответствия.

    Оценка обеспечения работников средствами индивидуальной защиты оформляется в виде протокола, котором указываются:

    перечень средств индивидуальной защиты, которые должны быть выданы работнику в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты , утвержденными постановлениями Министерства труда и социального развития Российской Федерации в 1997- 1998 годах ;

    перечень фактически выданных работнику средств индивидуальной защиты (по личной карточке работника);

    данные по травмам и профессиональным заболеваниям по причине неприменения или отсутствия СИЗ за последние 5 лет по отчетным данным.

    5.6. Карта аттестации рабочих мест по условиям труда

    Карта аттестации рабочих (его) мест (а) по условиям труда (далее - Карта) является документом, содержащим сведения о фактических условиях труда на рабочем месте, применяемых льготах, компенсациях, доплатах работникам и соответствии их действующему законодательству, нормах выдачи спецодежды и защитных средств, а также рекомендации по улучшению условий труда на данном рабочем месте или группе аналогичных рабочих мест и, в случае необходимости, предложения об отмене льгот и компенсаций или введении новых.

    Карта предназначена для:

    Комплексной оценки существующих условий и содержания труда на рабочем месте или группы аналогичных (типовых) рабочих мест;

    Оценки травмобезопасности;

    Выявления рабочих мест, не соответствующих нормам, правилам и стандартам безопасности труда;

    Обоснования предоставления льгот и компенсаций за неблагоприятные условия труда (доплаты к тарифным ставкам, дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя, пенсии на льготных условиях);

    Разработки мероприятий, направленных на улучшение условий труда и сохранение здоровья работников;

    Ознакомления работников при приеме на работу с условиями труда, их влиянием на здоровье и необходимых средствах индивидуальной защиты.

    Карта составляется на каждое рабочее место (или группу аналогичных по характеру выполняемых работ и по условиям труда рабочих мест).

    Контроль за заполнением Карт осуществляется ответственным работником организации.

    Для заполнения Карт используются планировки рабочих мест, порядок расстановки рабочих в производственных бригадах, техническая и технологическая документация, результаты хронометражных, гигиенических и психофизиологических исследований, проводимых на рабочих местах, критерии оценки вредности и опасности условий труда, нормы выдачи спецодежды и защитных средств, законодательство для определения льгот и другие документы.

    При анализе материалов по состоянию условий труда для автоматизи­рованной обработки результатов аттестации в Карте предусмотрена система кодирования.

    В соответствующих строках проставляются номер карты, наименование профессии и должности работников. Коды профессий и должностей работников заполняются в соответствии с «Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» ОК 0 16-94, утвержденным и введенным в действие постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. 367 (с дополнениями 2000 г.).

    В соответствующих разделах Карты указываются "Общие сведения о рабочих местах ", «Фактическое состояние условий труда на рабочих местах и его количественная оценка», «Общая оценка условий труда класс и степень вредности», «Оценка травмобезопасности рабочего места и класс опасности», «Фактическое наличие спецодежды, спецобуви, средств индивидуальной защиты».

    В карте аттестации на основании общей оценки условий труда на данном рабочем месте указываются компенсации за неблагоприятные условия труда.

    Соответствующий размер доплаты (% к тарифной ставке, окладу) определяется согласно Типовому положению об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденным постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 г. № 387/22-78.

    Для определения размера доплат (в процентах) используются данные инструментальных замеров уровней вредных производственных факторов. Сравнивая результаты полученных измерений с предельно допустимыми уровнями физических параметров и предельно допустимыми концентрациями вредных веществ, установленных санитарными нормами и правилами, применяя бальную систему, рекомендуемую указанным выше Типовым положением с учетом продолжительности воздействия каждого вредного производственного фактора, выводится процент доплат.

    Трудности в заполнении строки "Доплаты к тарифной ставке" вызваны нестыковкой, связанной с определением доплат (в процентах) в зависимости от класса условий труда. "Гигиенические критерии" устанавливают четыре степени вредности по третьему классу, а по вышеуказанному Типовому положению доплаты проводятся по бальной системе.

    По классификации "Гигиенических критериев":

    класс 3.1 оценивается в 1 балл;

    класс 3.2 - 2 балла;

    класс 3.3 - 3 балла;

    класс 3.4 - 4 балла.

    Баллы, установленные по степени вредности (3.1; 3.2; 3.3; 3.4) с учетом фактора времени, определяют по формуле:

    Б i = Бст. x Т i ,

    где: Б i - балл соответствующий i-фактору;

    Бст .- балл, соответствующий вредности фактора (1, 2, 3 или 4 балла);

    Т i - относительное время воздействия данного фактора в течение рабочей смены, определяемое в результате аттестации рабочих мест.

    Т = 1 при действии опасных и вредных производственных факторов (ОВПФ) в течение полной смены.

    Продолжительность воздействия ОВПФ определяется путем хронометражных наблюдений в процессе аттестации рабочих мест.

    Совокупность воздействия ОВПФ на рабочем месте определяется суммарно количеством баллов (Б).

    По суммарному количеству баллов Б = Б i = (Б 1 + Б 2 + Б 3 + ... + Б n ) определяются размеры доплат в зависимости от фактического состояния условий труда по шкале:

    Сведения о фактическом обеспечении работника молоком указываются в

    соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2003 г. № 13 «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда», лечебно-профилактическим питанием - в соответствии с постановлением Минтруда России от 31 марта 2003 г. № 14 «Об утверждении перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания».

    Дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день указываются в соответствии со Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденным Постановлением Госкомтруда и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22, с последующими изменениями и дополнениями (дополнительные отпуска присоединяются к основному отпуску в 28 календарных дней согласно ТК РФ).

    Сведения польготному пенсионному обеспе­чению (досрочной профессиональной пенсии) приводятся в соответствии со Списками производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденными Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, введенных в действие на территории Российской Федерации с 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. № 517.

    Сведения по медицинским осмотрам заполняются на основании согласованного с центрами госсанэпиднадзора списка должностей и профессий, подлежащих обяза­тельным предварительным и периодическим медосмотрам.

    Заполнение содержания Карты в части обеспечения СИЗ, предоставления компенсаций, рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда производится руководителями соответствующих служб и подразделений организации на основании утвержденных норм, положе­ний и действующего законодательства.

    В Карте дается заключение комиссии по аттестации о соответствии установленных льгот и компенсаций фактическим условиям труда, рекомендации по отмене действующих льгот и компенсаций или установлении дополнительных (в порядке, определенном действующим законодательством). Вносится перечень мероприятий, разработанных комиссией по аттестации и направленных на улучшение и оздоровление условий труда

    В соответствии с постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. № 12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда» заключение аттестационной комиссии по результатам аттестации данного рабочего места приводится в следующем виде: «Рабочее место аттестовано» (при 1 и 2 классах условий труда); «Рабочее место условно аттестовано» (3 класс условий труда); «Рабочее место не аттестовано» (4 класс условий труда).

    Карта подписывается председателем и членами аттестационной комиссии, а также работниками, чьи рабочие места подлежали аттестации.

    


    - Эффективность СИЗ? Никогда не слышал. Есть же сертификаты. 


    • Рабочие жалуются на неудобные СИЗоды - быстро выходят из строя (30 минут) и приходится их снимать. Про сертификаты слышать не хотят. Дайте им удобные респираторы и все. Что делать? Какие критерии удобства респираторов и вообще СИЗ нормативно закреплены? Если есть документы, бросьте в личку, пожалуйста!

    • Господа, кто проводит оценку эффективности СИЗ? (п.8 протокола эффективности СИЗ). Спасибо!

    • Был ли у вас опыт оценки эффективности СИЗ? Поделитесь пожалуйста!

    • Я оценивал эффективность СИЗ как их способность надежно защитить работника от вредного или опасного фактора, для защиты которого они предназначены. Для этого сравниваешь характеристики СИЗ по защитным свойствам с фактическими уровнями конкретных факторов. Если они перекрывают их, значит СИЗ эффективны. Другие параметры СИЗ не рассматриваю: комфорт, антропометрические данные, долговечность (но принимаю во внимание сохранение защитных свойств), качество изготовления и пр.

    • А как оценить эффективны они или нет?)) Как узнать на сколько эффективно одежда защищает работника?

    • У нас вообще нет научно обоснованных методик для применения СИЗ…


    Эти цитаты из форумов по охране труда свидетельствуют о том, что вопросы оценки эффективности СИЗ на рабочих местах небезынтересны специалистам.

    Заинтересованность профессионалов охраны труда в обосновании применения самых эффективных СИЗ на рабочих местах очевидна. Этого требует законодательство, ответственность работодателя и здравый смысл.


    Но также очевидна и позиция служб, ответственных за процедуры закупки, для которых пока необходимым и достаточным критерием является подтверждение соответствия закупаемых СИЗ требованиям Технического регламента - сертификат или декларация. А дальше все решает цена рынок.

    И, наконец, мнение самих работников, которым по ТК положено обеспечить безопасные условия труда, и которые вынуждены по производственной необходимости работать во вредных условиях. Их оценка выданных СИЗ игнорируется работодателями в 90% случаев.
    Наблюдаются признаки конфликта интересов между работниками и работодателем в лице служб предприятия, ответственных за обеспечения безопасных условий труда. И несть числа аргументам тех и других в этом споре.

    Попробуем разобраться со всеми сторонами. 
В этом материале - только начало разговора.


    К истории вопроса


    В нормативных документах Евросоюза оценка эффективности СИЗ уже много лет определена как необходимое условие в сфере ответственности работодателя. Так в Директиве 89/656/ЕЕС от 30.11.1989 «О минимальных требованиях по безопасности и охране здоровья к использованию работниками СИЗ на рабочем месте» говорится:

    
Работодателю необходимо оценить и определить характеристики, которыми должно обладать СИЗ для того, чтобы СИЗ эффективно предохраняло от опасностей.



    Критерии эффективности СИЗ российские специалисты прорабатывали ещё в начале 2000-х г., что подтверждают нормативные документы тех лет. Вот например:

    
Руководство Р 2.2.2006-05 , пункт 5.11.6. По согласованию с территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека условия труда могут быть оценены как менее вредные (на одну ступень) … при использовании эффективных (имеющих сертификат соответствия) средств индивидуальной защиты.

    Но пока эффективность СИЗ оставалась предметом внимания узких специалистов и экспертов. И только в 2011 году вопрос вошел в область регулирования профильного министерства - Минздравсоцразвития. 


    Приказ 342н, п.33. При оценке обеспеченности работников СИЗ дополнительно может быть проведена оценка эффективности выданных работнику СИЗ. Эффективность выданных работнику СИЗ подтверждается выполнением требований стандартов безопасности труда, определяющих комплекс мероприятий по обеспечению эффективного использования СИЗ на рабочих местах.


    Все стало совсем серьезно с принятием закона №ФЗ-426 от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда»:

    №ФЗ-426 Ст.14,п.6 В случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, на одну степень.


    Впервые были определены правовые предпосылки для выделения номенклатуры эффективных средств индивидуальной защиты, применение которых работниками может стать основанием для снижения класса условий труда. 


    Оставляя за рамками неоднозначный с точки зрения этики вопрос снижения компенсаций за вредные условия труда при применении эффективных СИЗ, сосредоточимся вот на чем.
    Фиксируется новая норма - эффективность. То есть, сертифицированные СИЗ могут быть эффективными на рабочих местах, а могут быть неэффективными.

    С фиксацией нормы сразу же возник вопрос критериев и оценки эффективности. Минтруд пообещал в течение года выпустить соответствующую методику, и не подвел.

    После года томительного ожидания, вышел Приказ Минтруда РФ №976н от 5.12.2014 «О методике снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных СИЗ, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом.

    Нормативная цепочка замкнулась. Произошло регулирующее воздействие хотя и незначительное, но достаточное для некоторых изменений в позициях участников трудовых отношений.


    Продолжение следует…



    Загрузка...