novomarusino.ru

Образец жалобы правам человека оон. Жалоба в комитет по правам человека ООН (помощь в подготовке)

Подача жалоб на нарушения прав человека

Возможность отдельных лиц подавать жалобы на нарушение их прав в рамках международной системы придают практическое значение правам, закрепленным правозащитными договорами.

Существует три основных процедуры подачи жалоб на нарушения положений договоров по правам человека в договорные органы по правам человека:

Существуют также процедуры рассмотрения жалоб, не относящиеся к системе договорных органов: через Специальные процедуры Совета по правам человека и Процедуру рассмотрения жалоб Совета по правам человека .

Индивидуальные сообщения

Существует девять основных международных договоров по правам человека. В соответствии с каждым из этих договоров был учрежден “договорный орган” (комитет), состоящий из экспертов, которые осуществляют мониторинг выполнения положений договоров государствами-участниками.

При определенных обстоятельствахдоговорные органы(КПЧ, КЛРД, КПП, КЛДЖ, КПИ, КНИ, КПТМ, КЭСКП и КПР) могутрассматривать индивидуальные жалобы или сообщения частных лиц.

Не все механизмы подачи жалоб в соответствии с договорными органами вступили в силу.

В настоящее время восемь договорных органов по правам человека (КПЧ , КЛРД , КПП , КЛДЖ , КПИ , КНИ , КЭСКП и КПР) при определенных обстоятельствах могут получать и рассматривать индивидуальные жалобы или сообщения частных лиц:

Кто может подавать жалобу?

Любой человек может подать в Комитет жалобу против государства:

  • являющегося участником соответствующего договора (путем ратификации или присоединения), гарантирующего права, которые были предположительно нарушены;
  • согласного с компетенцией Комитета по рассмотрению индивидуальных жалоб, путем ратификации или присоединения к Факультативному протоколу (в случае МПГПП, КЛДЖ, КПИ, МПЭСКП и КПР) или путем заявления в этом отношении в соответствии со статьей Конвенции (в случае КЛРД, КПП, КНИ и КПТМ).

Жалобы могут подаваться и третьими сторонами от лица других людей при условии, что у них есть письменное согласие (без требований к форме). В определенных случаях третья сторона может подавать жалобу, не имея такого согласия, например, когда человек находится в тюрьме без доступа к внешнему миру или является жертвой насильственного исчезновения. В таких случаях автор жалобы должен уточнить, по какой причине не может быть предоставлено согласие.

Неформальная руководящая записка секретариата для государств-участников о процедурах подачи и рассмотрения договорными органами индивидуальных сообщений английский | русский | испанский

Межгосударственные жалобы

Несколько договоров по правам человека содержат положения, позволяющие государствам-участникам подавать жалобу в соответствующий договорный орган (комитет) о предполагаемых нарушениях договора другим государством-участником.

Примечание : В 2018 г. в соответствии со статьёй 11 Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации впервые в истории были поданы три межгосударственные жалобы.

КПП , КПТМ, КНИ, МПЭСКП и КПР: Статья 21 КПП, статья 74 КПТМ , статья 32 КНИ , статья 10 Факультативного протокола к МПЭСКП и статья 12 Факультативного протокола (о процедуре сообщений) к Конвенции о правах ребенка установили для соответствующего Комитета процедуру рассмотрению жалоб государства-участника, считающего, что другое государство-участник не выполнил положения Конвенции. Эта процедура применяется только к государствам-участникам, сделавшим заявление о согласии с компетенцией Комитета в этом отношении.

КЛРД, КПЧ и КПР : статьи 11-13 МКЛРД и статьи 41-43 МПГПП устанавливают процедуру разрешения споров между государствами-участниками касательно выполнения государством обязательств в соответствии с определенной Конвенцией/Пактом путем учреждения специальной Комиссии по примирению. Процедура распространяется на все государства-участники МКЛРД, но только на те государства-участники МПГПП и КПР, сделавшие заявление о признании компетенции Комитета в этом отношении.

Разрешение межгосударственных споров о толковании или выполнении Конвенции

КЛРД, КЛДЖ, КПП, КПТМ и КНИ : Статья 22 МКЛРД , статья 29 КЛДЖ , статья 30 КПП , статья 92 КПТМ и статья 42 КНИ предусматривают разрешение споров между государствами-участниками касательно толкования или применения Конвенции в первой инстанции путем переговоров или в арбитражном порядке. Если стороны не могут договориться в арбитражном порядке в течение полугода, то одно из государств, вовлеченных в спор, может обратиться в Международный суд правосудия . Государства-участники могут исключить себя из этой процедуры, сделав заявление во время ратификации или присоединения, но в этом случае в соответствии с принципом взаимности им запрещено возбуждать дело против других государств-участников.

Расследования

При получении надежной информации о серьезных, грубых или систематических нарушениях конвенций государствами-участниками, (статья 20 КПП), (статья 8 Факультативного протокола к КЛДЖ), Комитет по правам инвалидов (статья 6 Факультативного протокола к КПИ), Комитет по насильственным исчезновениям (статья 33 КНИ), (статья 11 Факультативного протокола к МПЭСКП) и (статья 13 Факультативного протокола (о процедуре сообщений) к КПР; Протокол еще не вступил в силу) могут, по своей инициативе, инициировать расследования в случае, если они получили надежную информацию, содержащую явные признаки серьезных или систематических нарушений конвенций в государстве-участнике.

В каких государствах могут проводиться расследования?

Расследования могут проводиться только в отношении государств-участников, признавших компетенцию соответствующего Комитета в этом отношении. Государства-участники могут отказаться от этой процедуры во время подписания, ратификации или присоединения (статья 28 КПП; статья 10 Факультативного протокола к КЛДЖ; статья 8 Факультативного протокола к КПИ; статья 13(7) Факультативного протокола (по процедуре сообщений) к КПР) или в любое другое время (статья 11(8) Факультативного протокола к МПЭСКП), сделав заявление о том, что они не признают компетенции соответствующего Комитета по проведению расследования. В этой связи КНИ является исключением, поскольку​ компетенция проведения расследований не является предметом согласия для государств-участников (статья 33 МКЗЛНИ).

Процедура расследования

  1. Процедура может быть инициирована в случае получения Комитетом надежной информации о том, что права, содержащиеся в Конвенции, в отношении которой он осуществляет мониторинг, систематически нарушаются государством-участником.
  2. Комитет приглашает государство-участника к сотрудничеству для изучения информации путем представления его замечаний.
  3. На основе замечаний государства-участника и другой доступной информации Комитет решает назначить одного или нескольких своих членов для срочного проведения расследования и предоставления Комитету отчета. Там, где это оправдано, и с согласия государства-участника, расследование может включать в себя посещение территории соответствующего государства.
  4. Результаты расследования затем изучаются Комитетом и направляются государству-участнику вместе с комментариями и рекомендациями.
  5. Государство-участник должно представить свои замечания относительно результатов расследования, комментариев и рекомендаций Комитета в течение определенного времени (обычно полгода) и, где того требует Комитет, проинформировать о мерах, предпринятых в ответ на расследование.
  6. Процедура расследования носит конфиденциальный характер и на всех ее стадиях требуется сотрудничество с государством-участником.

Что такое механизм подачи и рассмотрения жалоб договорных органов по правам человека?
Договор по правам человека представляет собой официальный документ, налагающий на ратифицировавшие его или присоединившиеся к нему государства обязательства защищать и поощрять определенные права и свободы. Договорный орган (также именуемый "Комитетом") - это группа экспертов, которые осуществляют мониторинг за выполнением положений договора такими государствами ("государствами-участниками"). При определенных обстоятельствах комитеты могут рассматривать индивидуальные жалобы от лиц, считающих, что государство-участник нарушило их права, которые предусмотрены тем или иным договором. Процедуры подачи и рассмотрения жалоб носят факультативный характер: в дополнение к основному договору государство-участник должно официально признать эту процедуру (обычно путем ратификации факультативного протокола) до того, как она сможет применяться.

На что можно жаловаться?
Жаловаться можно на нарушения прав, гарантированных договором, в соответствии с которым подается жалоба (Международный пакт о гражданских и политических правах, Международная конвенция о ликвидации расовой дискриминации, Конвенция о ликвидации дискриминации в отношении женщин, Конвенция против пыток, Конвенция о правах инвалидов). В соответствии с указанными договорами можно подавать жалобу в связи с нарушением права на жизнь; незаконным арестом и задержанием; пытками; условиями содержания в тюрьме; несправедливым судебным процессом; произвольным вмешательством в семейную или личную жизнь; отказом защитить семью или детей; нарушениями свободы мысли, религии или выражения мнений; нарушениями права на мирные собрания и свободы ассоциаций; нарушениями права меньшинств пользоваться своей культурой; дискриминацией на основании расы, половой принадлежности и других причин. Для получения исчерпывающего представления об охраняемых правах следует ознакомиться с полным текстом договоров (смотрите рубрику "Официальные документы по правам человека" на главной странице).

Существуют ли права человека, не охваченные действующими в договорных органах процедурами подачи и рассмотрения жалоб?
Действующие в договорных органах процедуры подачи и рассмотрения жалоб не распространяются на права, не предусмотренные договором, на основании которого подается жалоба. Например, право на достаточное жилище, право на социальные льготы и пособия и их размер, а также право собственности в настоящее время не входят в круг прав, подпадающих под компетенцию какого-либо из договорных органов, если только они не сопряжены с нарушениями других прав, таких, как право не подвергаться дискриминации.

Можно ли обжаловать судебное решение, с которым не согласен? Можно ли добиться проведения повторного судебного процесса?
Комитеты, как правило, не вправе оспаривать оценку фактов и доказательств, произведенную национальными судами, а также пересматривать решения относительно вины или невиновности того или иного лица, за исключением случаев, когда принятые решения были явно произвольными. Комитеты никогда не пересматривают дела по существу, но могут рекомендовать проведение повторного процесса по делу в качестве средства правовой защиты от нарушения права на справедливое судебное разбирательство. Вместе с тем, это происходит довольно редко.

Кто может подавать жалобу? Можно ли подавать жалобу от имени другого лица или группы лиц?
Любое лицо, ставшее жертвой нарушения прав человека, или представляющее такую жертву, может подать жалобу в соответствии с механизмом подачи и рассмотрения жалоб договорного органа. Если вы хотите подать жалобу от имени другого лица или группы лиц, необходимо письменное согласие каждого из представляемых вами лиц. Лицо, которое не в состоянии выразить свое согласие, может быть представлено его родственником без письменной авторизации. Причины этого должны быть разъяснены. Комитеты не рассматривают жалобы в отношении каких-либо общих вопросов, поданные от имени неопределенного круга лиц, личность которых установить нельзя.

Чьи действия могут быть обжалованы?
К рассмотрению принимаются только жалобы в отношении государств. Жалоба может подаваться в отношении любого государства, юрисдикция которого распространялась на жертву в момент нарушения, которое также ратифицировало договор, служащий основанием для подачи жалобы, и которое признало процедуру подачи и рассмотрения индивидуальных сообщений (с положением дел в области ратификации договоров Российской Федерацией можно ознакомиться на страницах соответствующих договоров). Договорные органы не занимаются жалобами на действия частных лиц, национальных или международных организаций.

Целесообразно ли сразу же обращаться в ООН после того, как было нарушено право? Нужно ли сначала обратиться с иском в государственные суды?
До того как подавать жалобу в договорный орган, необходимо, чтобы дело было рассмотрено судами национальной судебной системы, вплоть до суда высшей инстанции (например, Верховного суда), и по нему было вынесено окончательное решение. Это требование называется "исчерпанием внутренних средств правовой защиты". Отступление от этого требования допускается только в том случае, если вы сможете доказать, что процедуры внутренних средств задействования правовой защиты неэффективны, недоступны или чрезмерно затянуты.

Существуют ли чрезвычайные процедуры?
В случае, когда имеются опасения, что вам может быть причинен непоправимый ущерб (например, в случаях неизбежного исполнения смертного приговора или высылки при наличии угрозы применения пыток) до рассмотрения вашего дела комитетом вы можете обратиться к нему с просьбой о немедленном вмешательстве с целью прекратить какое-либо действие (или бездействие) со стороны государства, которое может причинить вам такой вред. Такое обращение называется "просьбой о принятии предварительных мер защиты".

Целесообразно ли направлять жалобу одновременно в различные органы по правам человека?
Нет, комитеты не примут к рассмотрению ваше сообщение, если оно рассматривается в соответствии с другой международной или региональной процедурой, например, Европейским судом по правам человека или другим комитетом. В жалобе необходимо четко указать, в соответствии с какой процедурой вы хотели бы ее подать. Если по вашему делу уже было принято решение в соответствии с другой подобной процедурой, при определенных обстоятельствах и в соответствии с определенными договорами оно может быть рассмотрено повторно. Вместе с тем процедура рассмотрения жалоб договорными органами не является апелляционной процедурой.

Будет ли рассмотрена жалоба, касающаяся событий, которые произошли много лет назад?
Временных ограничений подачи жалобы не установлено, за исключением процедуры в соответствии с Международной конвенцией о ликвидации расовой дискриминации (шесть месяцев после вынесения окончательного решения национальными судами), но лучше подать жалобу, как можно скорее после исчерпания внутренних средств правовой защиты. В определенных случаях комитеты могут счесть жалобу необоснованной в связи с тем, что она была подана спустя длительное время после событий. Можно подавать жалобу только в связи с событиями, имевшими место после того, как соответствующее государство признало процедуры подачи и рассмотрения жалоб, предусмотренные договором, на основании которой подается жалоба.

Можно ли подавать жалобу анонимно, если человек боится называть свое имя?
Анонимные жалобы комитеты не рассматривают. Можно обратиться с просьбой о том, чтобы окончательное решение публиковалось без указания имени.

Каким образом следует представлять жалобы?
Жалоба должна подаваться в письменном виде. Факты следует излагать в хронологическом порядке, включая средства правовой защиты, которыми вы воспользовались. Целесообразно привести выдержки из соответствующих статей договора, которые относятся к вашему делу. Вам следует пояснить, каким образом представленные вами факты свидетельствуют о нарушении указанных статей. Вы можете использовать образец формы жалобы: для сообщений в Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет против пыток и для сообщений в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин .

Может ли жалоба быть составлена на родном языке?
Жалобы могут составляться на одном из рабочих языков Секретариата: английском, французском, русском или испанском. Документы на других языках должны быть переведены или должно быть составлено их резюме на рабочем языке.

Предоставляет ли УВКПЧ помощь в подготовке или переводе жалобы? Оказывает ли оно правовое или финансовое содействие?
Механизм подачи жалоб должен быть простым и доступным для всех. Чтобы подавать жалобу в Комитет необязательно быть юристом или знать юридические и технические термины. УВКПЧ (включая его представительства на местах) не оказывает содействия заявителям при составлении жалоб и не оказывает в этой связи правовую или финансовую помощь. УВКПЧ не предоставляет услуг по письменному переводу и не оказывает финансовое содействие в этих целях. Если вам требуются какие-либо из этих услуг, обратитесь в неправительственную организацию (НПО), занимающуюся жалобами в связи с нарушениями прав человека в вашей стране.

Нужно ли направлять какие-либо документы?
Вы должны представить копии любых судебных решений по вашему делу, а если документ составлен на другом языке, то представить его резюме на одном из рабочих языков Секретариата. Можно также приложить копии медицинских справок или других документов, подтверждающих ваши утверждения. Вместе с тем не следует направлять аудио- и видеозаписи, компакт-диски, а также информацию на других электронных носителях, кроме как в случае наличия конкретной просьбы на этот счет.

Мне бы хотелось побеседовать с кем-нибудь. Можно ли организовать такую беседу, чтобы объяснить мою проблему?
Процедура осуществляется исключительно в письменной форме. УВКПЧ не организовывает встречи с заявителями и не проводит с ними бесед.

Смогу ли я представить свои комментарии на ответ государства-участника?
Вам будет предоставлена возможность прокомментировать все замечания государства-участника обычно в течение двух месяцев после их получения.

Какое средство правовой защиты может быть предоставлено в случае вынесения решения в мою пользу?
Комитеты рекомендовали различные виды средств правовой защиты в связи с нарушениями прав человека. Наиболее распространенным средством является предоставление компенсации. Комитеты могут также рекомендовать освобождение лица, проведение расследования, повторное рассмотрение дела, замену смертной казни другим видом наказания и т.д. Решения не являются юридически обязательными, государства-участники имеют лишь моральное обязательство в отношении их выполнения. Это означает, что осуществление решения комитета зависит от усмотрения государства-участника.

Как со мной свяжутся?
С вами свяжутся по указанному вами адресу. Если вы находитесь в тюрьме, вы можете сообщить адрес родственника и попросить, чтобы копии всей корреспонденции направлялись также ему.

Как долго продлится процедура?
Длительность процедуры в различных комитетах неодинакова. В настоящее время дело рассматривается в течение одного-двух лет с момента его регистрации (с момента его включения в список дел, подлежащих рассмотрению комитетом). Вместе с тем в Комитете по правам человека (осуществляющем наблюдение за выполнением положений Международного пакта о гражданских и политических правах) скопилось большое количество нерассмотренных дел, и процедура в соответствии с этим договором, как правило, более продолжительна.

Куда следует направлять жалобу?
Petitions Team OHCHR-UNOG 1211 Geneva 10 Switzerland Fax: +41 22 917 90 22

Какие договоры предусматривают процедуру подачи и рассмотрения индивидуальных сообщений?
- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (МКЛРД)
- Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП)
- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ)
- Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (КПП)
- Конвенция о правах инвалидов (КПИ) - процедура подачи жалоб в рамках этой Конвенции на момент выпуска диска не имела силы на территории Российской Федерации

Договоры, предусматривающие механизмы подачи и рассмотрения жалоб, которые на момент выпуска диска не могли применяться:
- Международная конвенция о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей (МКПН) (1990 год)
- Международная конвенция о защите всех лиц от насильственных исчезновений (МКЗНИ) (2006 год)

Где можно получить дополнительную информацию о действующих в договорных органах процедурах подачи и рассмотрения жалоб?

В следующих брошюрах "Изложение фактов" содержится полезная информация:
№ 7 Процедуры представления и рассмотрения жалоб ,
№ 12 Комитет по ликвидации расовой дискриминации ,
№ 15 Гражданские и политические права: Комитет по правам человека ,
№ 17 Комитет против пыток ,
№ 22 Дискриминация в отношении женщин: Конвенция и Комитет ,
№ 30 Основные договоры в области прав человека и договорные органы: введение .

Информация также доступна на официальном веб-сайте ООН www.un.org : выберите вверху раздел "Права человека" , затем в левой колонке внизу под названием "Инструментарий"- "Представление жалоб" .

© УВКПЧ Москва, январь 2012 г. Версия 5.000

2. Нельзя злоупотреблять правом обжалования. Это означает, что, например, содержание жалобы не может быть оскорбительным для государства, не может содержать ложной информации, заявитель не должен выступать с маловажными обвинениями, ни использовать контрольный механизм без достаточных оснований.

3. Комитет по правам человека отклоняет жалобу, если этот же вопрос уже рассматривается другим международным органом, например в ЕСПЧ. Следовательно, нельзя обращаться с жалобами одного и того же содержания в различные международные органы одновременно.

Жалоба должна содержать следующие данные:

1. личные данные: фамилию, имя, гражданство, профессию, дату и место рождения, адрес;

2. указание на государство, против которого подается жалоба;

4. статьи Пакта, которые, по мнению заявителя, были нарушены;

5. предпринятые внутренние средства правовой защиты и их результаты.

К жалобе следует приложить копии всех документов, имеющих существенное значение для данного дела. Жалоба может быть составлена на родном языке и написана от руки. В связи с тем, что официальными языками Комитета являются английский и французский, жалобу и сопровождающие документы лучше составить на одном из этих языков, что, несомненно, ускорит контрольную процедуру.

Контрольная процедура

Контрольная процедура состоит из двух основных этапов:

  • первый завершается решением о приемлемости жалобы;
  • во втором выносится решение по существу - были ли нарушены (или нет) права конкретного человека.

    Комитет по правам человека отклоняет жалобу - даже без уведомления о ней соответствующего государства, - если жалоба самым очевидным образом не соответствует формальным требованиям: например, она анонимна или относится к вопросам, не урегулированным в Пакте. Если жалоба является приемлемой, Комитет передает жалобу заинтересованному государству.

    В назначенный Комитетом срок государство представляет Комитету объяснения, а также информацию и документы, связанные с вопросом о допустимости жалобы. Объяснения государства передаются подавшему жалобу лицу, которое может представить свои замечания и комментарии. На любом этапе разбирательства Комитет может обратиться к подавшему жалобу за предоставлением дополнительной информации или разъяснений. Комитет принимает решение о неприемлемости жалобы, если она не отвечает формальным требованиям (см. выше), и уведомляет об этом заявителя и соответствующее государство.

    Решение о признании жалобы приемлемой доводится до сведения соответствующего государства и заявителя. Это решение является окончательным. В течение 6 месяцев государство обязано представить разъяснения, информацию, а также указать, какие меры оно предприняло или собирается предпринять в пользу подавшего жалобу. Копии этих документов получает подавший жалобу, который вправе представить свои замечания и комментарии. Если государство не соблюдает назначенные сроки и упорно не реагирует на напоминания, Комитет принимает решение на основании документации, полученной от подавшего жалобу.

    В течение срока, предоставленного данному государству на разъяснения, оно может восстановить нарушенные права человека или устранить последствия таких нарушений. В таком случае Комитет принимает решение о прекращении дела.

    Решение Комитета о нарушении прав человека

    Если Комитет придет к заключению, что права человека нарушены не были, он уведомляет о своем решении соответствующее государство и подавшего жалобу. Решение Комитета является окончательным.

    Комитет, констатируя нарушение прав человека, обращается к государству с призывом предпринять соответствующие меры. Их характер зависит от нарушения прав человека.

    Возмещение или компенсация присуждается только в тех случаях, когда нельзя иным образом восстановить нарушенные права человека. Надежда на получение крупной денежной суммы часто остается несбывшейся.

    Выполнение государством решений Комитета.

    Факультативный протокол не налагает на государства правовой обязанности выполнять рекомендации Комитета. Тем не менее, государство, которое одобрило и признает международный контроль, имеет политическую и моральную обязанность подчиниться решению Комитета. Практически так и поступает большинство государств.

    Заявитель должен помнить о том, что целью контрольной процедуры не является компрометация государства на международной арене, а гарантирование прав человека.

    (По материалам брошюры, изданной ООН «Международный пакт о гражданских и политических правах. Жалоба в Комитет по правам человека в Женеве. Братислава, 1999 г.)

  • Комитет по правам человека (КПЧ) – один из нескольких органов ООН, которые занимаются международным мониторингом соблюдения прав человека и уполномочены рассматривать жалобы на их нарушения. Комитет ООН по правам человека рассматривает жалобына нарушения Пакта о гражданских и политических правах и действует в соответствии с Факультативным протоколом №1 к данному Пакту.

    Компетенция Комитета

    Пакт о гражданских и политических правах 1966 года декларирует и защищает широкий спектр фундаментальных прав человека: право на жизнь, на личную свободу и неприкосновенность, на равенство всех перед законом, судом и справедливое судебное разбирательство, на свободу выражение мнений, свободу мысли, совести и религии, право на мирные собрания и многие другие права и свободы. Пакт запрещает пытки и бесчеловечное обращение, вмешательство в личную и семейную жизнь, произвольное лишение свободы, пропаганду войны, дискриминацию по признакам расы, языка, цвета кожи, пола, религии, социального происхождения и т.д.

    Вся совокупность защищаемых Пактом прав и свобод представлена в Части III. И эти положения во многом перекликаются с нормами Европейской конвенции о защите права человека и во многом представлены практически идентичными по существу понятиями и терминами. Жалоба в Комитет по правам человека ООНможет быть подана на нарушение любых прав и свобод, которые перечислены в Пакте. Механизм подачи и рассмотрения таких обращений регулируется Факультативным протоколом №1 к Пакту.

    Компетенция КПЧ ограничена рассмотрением жалоб на нарушение прав и свобод, закрепленных Пактом, и распространяется только на государства, которые являются участниками как Пакта, так и Протокола №1.

    Оба документа вступили в силу в 1976 году. Юрисдикция Комитета распространяется на 115 стран-участниц – по числу тех, кто ратифицировал Протокол. Россия является участницей этих международных актов как правопреемница СССР, который ратифицировал Пакт в 1973 году, а Протокол – в 1991 году.

    По общему правилу, жалоба в Комитет по правам человека ООН не может быть направлена, если в ней речь идет о фактах и обстоятельствах, которые имели место до того, как для государства-нарушителя действие Пакта и Протокола стало обязательным. Однако жалоба может быть принята, если после этого судебным или государственным органом был принят акт, подтверждающий факты и обстоятельства, изложенные в обращении.

    Кроме того, Комитет ООН по правам человекане рассматривает жалобы, которые:

    1. Поданы спустя 5 лет после исчерпания национальных средств юридической защиты или спустя 3 года после вынесения решения по итогам международного расследования (урегулирования). Исключение – ситуации, когда такое промедление может быть сочтено обоснованной отсрочкой и обстоятельства дела говорят о необходимости принятия и рассмотрения жалобы КПЧ.
    2. Дублируют по предмету другую жалобу, находящуюся в стадии расследования (урегулирования) на уровне международного механизма. Рассмотрение обращения на уровне Совета по правам человека не попадает под это правило. Но, например, если жалоба рассматривается в ЕСПЧ, аналогичная жалоба в КПЧ будет расценена как неприемлемая.
    3. Попадают под сделанную страной-участницей Протокола оговорку, исключающую из рассмотрения Комитета дела, которые уже рассмотрены и разрешены по существу в рамках международного механизма. Например, если каким-то государством сделана указанная оговорка и жалоба на это государство была рассмотрена ЕСПЧ, то Комитет аналогичную жалобу не примет.

    Указанные ограничения на жалобы в Комитет по правам человека ООНне означают, что жалобу нельзя подать. Их главная цель – исключить злоупотребление правом на защиту в международных инстанциях. Именно по этому признаку и оценивается в данном случае приемлемость обращения. Так, если, скажем, в жалобе изложены другие обстоятельства (факты), приводятся другие основания, фигурирует другое лицо, которому нужна защита, нежели в ранее разрешенной или сейчас рассматриваемой жалобе, то такое обращение с высокой долей вероятности будет сочтено приемлемым. Аналогичный подход будет и в том случае, если ранее жалоба хотя и подавалась в другую международную инстанцию, например, ЕСПЧ, но не была рассмотрена и разрешена по существу по процессуальным причинам.

    Требования к жалобам в Комитет

    Требования к жалобам изложены в Протоколе №1 к Пакту и находят отражение в прецедентном праве Комитета. Все требования – критерии приемлемости, которым обращение должно соответствовать.

    Основные критерии:

    1. Права и свободы, на нарушение которых ссылается заявитель, должны быть отражены в Пакте.
    2. Жалоба не может быть анонимной или содержать признаки злоупотребления правом на защиту.
    3. Аналогичная жалоба не должна находится на рассмотрении (разбирательстве) в другой международной инстанции.
    4. До обращения с жалобой должны быть исчерпаны все внутренние (национальные) механизмы защиты нарушенного права при условии, что нет неоправданной задержки в работе таких механизмов.
    5. Заявитель должен являться жертвой нарушений, на которые он ссылается в жалобе.
    6. Жалоба должна быть подготовлена в письменном виде, соответствовать установленной форме и подаваться в порядке, установленном процедурой.

    Адрес Комитета по правам человека ООН для подачи жалобы: Petitions and Inquiries Section Office of the High Commissioner for Human Rights United Nations Office at Geneva, 1211 Geneva 10, Switzerland.

    Как рассматриваются жалобы

    Комитет ООН по правам человека рассматривает жалобы, как правило, достаточно долго – несколько лет. И у него не столь много полномочий, как, скажем, у ЕСПЧ.

    КПЧ не считается судебной инстанцией, которая правомочна проводить расследование, собирать доказательства, допрашивать свидетелей и т.д. Пределы возможностей Комитета ограничены рассмотрением письменной информации – того, что представлено заявителем и государством, в отношении которого подана жалоба. Устные свидетельства не принимаются.

    Кто и что из сторон должен доказывать – определяется индивидуально, исходя из обстоятельств дела и содержания жалобы. По общему правилу, если государство не ответило на запрос, не предоставило информацию и документы, Комитет примет позицию заявителя как есть. Аналогичные последствия могут быть и тогда, когда государство отвечает, но не приводит весомых доказательств своей позиции. С другой стороны, недопустимы и огульные обвинения со стороны заявителя – он должен не просто заявить о нарушении, но и пояснить, какие факты и обстоятельства свидетельствуют об этом. Если у заявителя нет реальной возможности получить и представить доказательства (например, ему не выдают какие-то документы), то такие доказательства могут быть истребованы Комитетом у государства-нарушителя. В ряде случаев КПЧ может предложить стране провести расследование обстоятельств, изложенных в жалобе, и предоставить его результаты в распоряжение Комитета.

    В целом же, после подачи и принятия жалобы, начинается достаточно длительный процесс запроса информации, ее предоставления, обмена данными и т.п. между Комитетом и сторонами дела. Если существует вероятность, что связанная с этим процессом задержка приведет к причинению заявителю серьезного и непоправимого ущерба, Комитет может предложить государству-нарушителю принять временные меры, чтобы не допустить такой ущерб, на период рассмотрения жалобы.

    Жалобы в порядке очередности и по мере их готовности к рассмотрению на заседании Комитета разрешаются на одной из пленарных сессий. Такие сессии проводятся трижды в год – весной, летом и осенью. По существу жалобы принимаются «соображения», в которых делается вывод о наличии/отсутствии нарушения (нарушений). РешениеКомитета по правам человека ООНдоводится до сведения сторон дела и предается гласности по итогам сессии.

    Что будет, если жалобу удовлетворят:

    1. Принимаются соответствующие «соображения».
    2. Государству предлагается устранить нарушение (нарушения) так, как оно посчитает нужным, или в виде той меры (мер), которую предложит Комитет.
    3. Среди меры, предложенной Комитетом, может быть: отмена/изменение актов, которые повлекли нарушение Пакта, освобождение незаконно арестованного (задержанного), прекращение конкретных действий, нарушающих права человека, выплата денежной компенсации и др.

    В дальнейшем, после вынесениярешения Комитета по правам человека ООН, дело передается на контроль Специальному докладчику Комитета. Он координирует действия сторон, контактирует и взаимодействует с ним, контролирует процесс исполнения «соображений». Не все, но многие удовлетворенные жалобы удалось довести до исполнения принятого решения. Здесь нужно учитывать, что Комитет рассматривает жалобы, поступающие практически со всего мира, а ситуация с соблюдением прав человека во многих странах абсолютно противоположная, как, впрочем, и регулирование таких прав в национальных правовых системах.

    Для граждан многих стран мира обращение в Комитет по правам человека, как и в другие инстанции ООН, например, в Совет по правам человека, – единственная возможность защиты. Этого нельзя сказать о странах Европы и о России, где основной поток жалоб идет в Европейский суд по правам человека. Но в ряде случаев ничего не остается, как обращаться в КПЧ. Так приходится поступать, когда ЕСПЧ отклонил жалобу по процессуальным нарушениям (здесь критерии приемлемости более жесткие) либо истек 6-месячный срок обращения в эту инстанцию.

    Важно учитывать, что альтернатива ЕСПЧ существует.


    КОМИТЕТ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ООН КАК «ПОСЛЕДНЯЯ ИНСТАНЦИЯ»

    Гражданские права – это все те, которые зачастую в быту называют «естественными», а в науке международное право , уже используется термин «надпозитивные». Почему надпозитивные, - потому, что их защита – прямая обязанность государства.

    Это и международно-правовой обычай, и договор.

    Нарушение надпозитивных или гражданских прав является преступлением.

    Политические – это, понятное дело, все права, связанные с участием личности в политической и общественной жизни страны: выборы, референдумы, митинги и т.д.

    Когда в России нарушаются гражданские или политические права человека, а случается это довольно часто, - то особо целеустремленные адвокаты пробуют последнюю попытку по защите своего подопечного, - обращение в ЕСПЧ,

    И в последнее время, - а именно около двадцати лет, - общественные активисты очень много пишут о Европейском Суде по Правам Человека. Мол, это единственная последняя инстанция, способная «заставить» государство «расплатиться» за то, что оно нарушило права и свободы личности.

    Но это далеко не так. И более того, это совершенно не так.

    Во-первых, заставить государство вообще что-то сделать, по факту, почти нереально. Потому что государство – главный игрок в международно-правовых отношениях.

    От воли государства зависит его дальнейшее выполнение предписаний международного права. Точнее, от элиты данного государства, но не суть.

    Воля других государств влияет только в том случае, если у нашего государства будет задействован какой-либо экономический или политический интерес в исполнении обязательств.



    Загрузка...