novomarusino.ru

Конспект занятия по развитию речи для детей с овз. Факультет коррекционной педагогики Конспект логопедического занятия для детей с овз

Медведева Светлана Викторовна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ школа-интернат №2 г.о. Жигулевск
Населённый пункт: г. о. Жигулевск, Самарской области.
Наименование материала: Методическая разработка индивидуального занятия
Тема: Конспект индивидуального занятия с ребенком с ОВЗ.
Дата публикации: 08.11.2016
Раздел: среднее профессиональное

ГБОУ школа-интернат № 2 г.о. Жигулевск. Конспект индивидуального занятия с ребенком с ОВЗ (7 лет) Тема: «Осень». Учитель-дефектолог Медведева С.В. 2016 г.

Коррекционно-развивающие цели занятия:
Развитие познавательной деятельности, пространственно-временных представлений, речи и ручной моторики у ребенка с ЗПР, ДЦП.
Задачи:
1. Развивать умение составлять рассказ-описание времени года с опорой на предметный план. 2. Формировать представления о временных последовательностях: временах года, осенних месяцев. 3. Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости листа, определяя верх-низ, середину листа, правую и левую стороны по образцу. 4. Развивать зрительно-моторную координацию с помощью упражнения скольжения пальчиком по нарисованной траектории с направляющей помощью педагога. 5. Развивать подвижность и координацию движений пальцев рук через пальчиковую гимнастику. 6. Развивать графические навыки в изображении округлых фигур. 7. Закреплять навыки счета предметов в пределах 4. 8. Развивать умение осуществлять самоконтроль по ходу деятельности. 9. Развивать умения работать по словесной инструкции, умений доводить начатое дело до конца.
Оборудование и материалы:
1. Дидактические пособия и наглядный материал: картинка осени в виде девушки, магнитные фрагменты к сюжетной картинке «Осенью», пособие «Братцы месяцы», пособие «Деревья осенью» (береза, дуб, рябина, клен); вырезанные из цветного картона листики березы, дуба, рябины, клена.
2. Лист ватмана А-3, разделенный на 4 части для рисования, зеленый карандаш. 3. Лист ватмана А-3 с нарисованной петляющей дорожкой и наложенными контурными изображениями листьев. 4. Наклейки осенние. 5. Аудиозапись музыки Чайковского Осень. Октябрь.
Ход занятия.

I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой. Педагог: - Саша! посмотри, кто к нам в гости пришел? Ребенок: - Осень.
II. Основная часть.

1.
Дидактическая игра «Собери осеннюю картинку». Актуализация полученных ранее знаний. Уточнение временных понятий: настоящее время года (осень), осенние месяцы (названия, количество), признаки осени: на небе, в воздухе, на земле. Педагог: - Саша! Давай порадуем осень и соберем для нее осеннюю картинку. Ребенок берет отдельные фрагменты осенней картинки, прикрепляет к магнитной доске и называет действие, которое происходит обычно осенью. Педагог по ходу беседы уточняет расположение элементов картины на вертикальной плоскости (верх-низ), при необходимости, поправляет ответы.
2.
Дидактическая игра «Братцы-Месяцы». Педагог: - У нашей Осени есть братцы, ты с ними знаком. Как их зовут? Ребенок называет осенние месяцы. Педагог уточняет, что это за братцы? (Осенние месяцы) Педагог: - Разложи по порядку месяцы (какой братец и за кем шагает). Педагог уточняет, какой сейчас месяц (октябрь), какой наступит после. Уточняет, какое время года наступит после осени.
Динамическая пауза.
Пальчиковая гимнастика "Капуста" Так капусту мы рубили (ребрами ладоней слегка стучать)
И вот так ее солили, (щепотками обеих рук "солить") Отжимали ручками, (сжимать и разжимать кисти рук) Собирали в кучку мы. (собирать в кучку воображаемую капусту) В банку затолкали, (кулачками забивать ее в воображаемую банку) Крышкой закрывали. (крутить одной рукой, затем другой)
3.
Повторение. Игра «Узнай дерево». Педагог: - В осеннем лесу растут разные деревья. Расскажи Осени, какие деревья ты знаешь? (опора на картинки). Ребенок показывает дерево, стараясь правильно его назвать. (Названия деревьев - береза, рябина, дуб, клен). Совместное наблюдение за различной формой и цветом листочков. Описание формы педагогом. Описание формы ребенком. Педагог: - У березы листик березовый, а у дуба – дубовый и т.д.) Закрепление. Педагог: - Какой листик у берёзы, клена, дуба, рябины? Ребенок с помощью педагога старается правильно назвать листики знакомых деревьев.
4.
Игра «Собери листочки». Педагог: - Осень приглашает тебя прогуляться по осеннему лесу! Иди пальчиком по дорожке и собирай встретившиеся листики. Назови листики правильно. Ребенок пальчиком скользит по нарисованной траектории, останавливается, находит контурный рисунок из наложенных изображений (2 знакомых листика). Старается узнать листик и правильно его назвать («Я нашел берёзовый листик…, кленовый, дубовый, рябиновый»).
5.
Игра «Разложи по порядку». Педагог: - Вспомни и разложи по порядку слева-направо листочки в той последовательности, в какой ты встречал их в лесу. Посчитай, сколько ты собрал листиков?
Ребенок раскладывает листочки слева-направо в соответствующем порядке и пересчитывает их (1-4)
Динамическая пауза. Упражнения для нормализации тонуса мышц рук.

(звучит музыка Чайковского Осень. Октябрь.)
Листья осенние тихо кружатся Листья осенние тихо кружатся, (плавные расслабляющие движения кистями рук слева направо) Листья нам под ноги плавно ложатся (плавно кладем руки на стол ладонями вниз) И под ногами шуршат, шелестят, (трем ладошки друг о друга) Будто опять закружиться хотят. (поднимаем ручки вверх и плавно ими машем)
6.
Рисование округлых форм – «Капуста». Счет предметов в пределах 4. Педагог: - Осенью поспевают овощи. Капусту складывают на хранение в погреба. Разложи всю капусту в ящики (рисование кругов в ограниченном пространстве с небольшой помощью). Посчитай, сколько вилков капусты ты сложил в ящики.
III. Итог занятия.
Педагог: - Понравилось ли тебе путешествовать с красавицей Осенью? Порадуй её стихотворением. Ребенок читает наизусть стихотворения об осени. Педагог: – Осень тоже тебя благодарит за старание и дарит тебе наклейки для календаря погоды. Занятие окончено.


Данный конспект логопедического занятия будет полезным учителям-логопедам, учителям начального обучения, дефектологам и студентам. Данное занятие направлено на развитие артикуляции, формирование фонематического восприятия и слуха, коррекцию письма и чтения. В занятии представлены направления коррекционной работы в виде систематизации и уточнения имеющихся учебных знаний, умений и навыков.

Форма занятия: групповое.
Возраст учащихся: 3 специальный (коррекционный) класс для детей с ОВЗ.

Тема: Дифференциация звуков Ц - Т в словах.

Предварительная работа:
· Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков Ц и Т.
· Развитие речеслуховой памяти.
· Развитие произносительной дифференциации звуков Ц и Т в слогах.

Оборудование: предметные картинки, «светофорчики», карточки-домики, доска, мел, тетради, ручки, карточки с буквами, изображения: Царства, улиц, площадей, бульвара и проспекта.

Программное содержание

Цель занятия: совершенствовать умение дифференцировать звуки Ц и Т в словах.
Задачи:
1.Уточнить сравнительную характеристику звуков [ц] и [т].
2.Упражнять детей в подборе слов на заданные звуки.
3.Развивать фонематический слух, внимание, память и мелкую моторику.
4.Развивать фонематический анализ и синтез слов со звуками [ц] и [т].
5.Воспитывать умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.

:
1.Организационный момент.
2.Установка на занятие.
3.Повторение изученного:
а) Игра «Эхо»
б) Характеристика звуков [ц] и [т]
4.Работа по теме:
Тренировочные упражнения:
а) Игра «Светофорчик»
б) Улица «Затерянных звуков»
5.Пальчиковая гимнастика.
6.Закрепление нового материала:
Упражнения:
а) Бульвар «Смекалистых»
б) Проспект «Угадай-ка»
в) Улица «Собирай-ка»
7. Подведение итогов.

Ход занятия

1. Организационный момент.
- Сегодня у нас гости! Давайте с ними поздороваемся.
- Ребята, чтобы узнать, где мы сегодня окажемся, необходимо определить какой звук стоит первым в названии данного предмета.
Например, какой первый звук услышишь в слове слон? Назовите еще слова со звуком [с]. Аналогично со звуком [в].

Цапля важная, носатая, целый день стоит, как статуя.
Аист с нами прожил лето, а зимой гостил он где-то.
Рыбки в крапинку, в горошек, с плавниками, но без ножек.
Спит спокойно старый слон – стоя спать умеет он.
Таракан живет за печкой, то-то теплое местечко.
Воробей просил ворону вызвать волка к телефону.
Ослик был сегодня зол: он узнал, что он осел.

Так какое же это слово, ребята? Давайте вместе его прочтем с ударением.
- Это Царство!
- Как по вашему, а что такое Царство? (ответы детей). Вспомните царства из сказок (подводное, царство царя Берендея и т.д.)
- Мы сегодня попадем в волшебное Царство.

2. Установка на занятие.
- А сейчас, приглашаем вас посетить Царство. Чтобы пройти в ворота Царства, надо произнести волшебные слова (дети повторяют за логопедом):
Ох, как хочется трудиться!
Делать все охота.
Чтоб трудом своим гордиться,
Пусть кипит работа!
Я и бодр, и силен,
Всю работу сделаю.
Свою волю покажу,
Слово для себя сдержу!

3. Повторение изученного.
- Ворота открыты. Добро пожаловать! Проходите на свои места.
- Сегодня мы продолжим слушать, правильно произносить и различать звуки.
- Знаете ребята, у каждого царства есть название и у нашего тоже оно есть, в нем живут звуки, а какие вы должны догадаться!
а) Игра «Эхо»
- Повторите слоги скажите, какие два согласных звука в них повторяются. А кто правильно повторит, тот садиться.
Та-ца-та, цо-то-цо, цу-цу-ту, ты-ты-цы, аца-ата-аца, ото-оцо-ото, уцу-уцу-уту, ыцы-ыты-ыты.
- Какие согласные звуки повторялись. Правильно, это звуки [ц] - [т].
- Итак, это «Царство звуков [ц] - [т]».
б) Характеристика звуков [ц] - [т]
- Дайте пожалуйста характеристику звуков.
Звук [ц] – согласный, глухой, всегда твердый.
Звук [т] – согласный, глухой, твердый.

4. Работа по теме.

А) - Знаете ребята, у нас на пути новое препятствие. К Царству можно подойти пройдя через дорогу. А чтобы перейти дорогу, нужен светофор. Светофор у нас волшебный. Он будет синего цвета.
- Как вы думаете, почему? (потому, что твердые согласные обозначаются синим цветом).
- А так как звук [ц] тоже глухой, чтобы его отличить от звука [т] на светофоре будет – кружок?
- Какому звуку соответствует светофорчик без кружка? (звуку [т]) А какому – с кружком? (звуку [ц])

Игра «Светофорчик»
Логопед называет слова со звуками [ц] - [т], а дети поднимают соответствующий «светофорчик».
Слова: цапля, моток, толкушка, солнце, курица, палец, туфли, кот, топор, цыпленок, молоток, колодец, мыльница, комната.
- Хорошо работали ребята! Не допустили не одной ошибки.

Б) - И вот мы попали в царство звуков [ц] - [т]. Здесь необыкновенные улицы, площади, проспекты и бульвары.

Первая улица, на которую мы попали это:
Улица «Затерянных звуков»
- Частенько так случается, что звуки из слов теряются. А звуки на письме мы обозначаем буквами, в нашем случае это буквы Ц – Т.
Логопед раздает детям карточки с заданием.
- Надо вставить в слова буквы Ц – Т. Приготовили ручки.
Слова:си…е…, пугови…а, …ве…ок, пя…ни…ца, …ыква, …арапина, лукови…а, огуре…, ледене…, …ве…ник, …арелка, коль…о, грани…а, …ан…ор, кана…, мо…о…икл.
- Будем читать слова по цепочке, по одному слову и назовите какую букву вы вставили.

5.Пальчиковая гимнастика.
- Мы заходим на:
Площадь «Веселинка»
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.

6.Закрепление нового материала.

А) - Дальше мы попадаем на
Бульвар «Смекалистых»
- Здесь нужно открыть тетради, записать число.
- Распределите и напишите слова в три столбика (слова написаны на доске). В первый столбик нужно записать слова, в которых встречается буква Ц. Во второй столбик – слова с буквой Т. А в третий – слова с буквами Ц-Т.
- Будьте внимательны.
- Давайте проверим правильно ли вы записали слова (читают дети).

Б) – А сейчас мы находимся на
Проспекте «Угадай-ка»
- Сейчас я буду читать загадки, а вы должны будете их отгадать (отгадки содержать буквы Ц – Т).
Загадки:
Желтые комочки, легкие, как вата! Бегают за квочкой. Кто это? … (цыплята)
По узкой дорожке – голова да рожки. Кто так медленно ползет, на себе свой дом везет? (улитка)
Овощ с острым жгучим вкусом. (перец)
Зимой беленький, а летом серенький. Никого не обижает, а всех сам боится. (заяц)
С ветки в речку упадет и не тонет, а плывет. (лист)
Нет грибов дружней, чем эти, - знают взрослые и дети – на пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (опята)
Без окон, без дверей полна горница людей. (огурец)
Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи, меня ищи. (капуста).

В) И вот мы пришли на:
Улицу «Собирай-ка»
- Сейчас у вас появятся конверты, и вы станете волшебниками, если отгадаете секретное слово, которые они содержат.
У каждого ребенка в конвертах разрезные буквы, из которых они должны составить слова, содержащие буквы Ц-Т.
Дети читают слова, которые у них получились и записывают их в тетрадь.
Слова: синица, яйцо, цифра, танец, тополь, талон, спица, цена, цветок, сцена, платок, ножницы.

7. Подведение итогов.
- Давайте вспомним слова со звуками [ц] - [т]. Кто запомнил три слова, а кто больше, кто запомнил пять слов? (ответы детей)
- Сегодня на занятии вы были внимательными и без ошибок различали звуки [ц]-[т].
- Что вам больше всего понравилось?
- Молодцы! Вы хорошо поработали!

Представленный конспект содержит материал для проведения логопедического занятия. Данное занятие ориентировано на обучающихся детей с ОВЗ коррекционных школ VIII вида, классов-групп, имеющих дефекты произношения, несформированность фонематического слуха и восприятия, общее недоразвитие речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

открытого логопедического занятия

в классе-группе

Тема: «Автоматизация звука «С» в слогах и в словах».

Цели: 1. Закрепление произношения звука «С» в слогах.

2. Закрепление произношений звука «С» в словах.

3. Закрепление произношения звука «С» в словах со стечением согласных.

4. Развитие фонематического слуха.

5. Обогащение и уточнение словаря.

6. Дифференциация ед. и мн. числа сущ.

7. Развитие слуховой памяти и внимания.

Оборудование:

1. Флажки.

2. Карточки для развития фонематического слуха.

3. Предметные картинки (электронный вид).

4. Буква «С».

5. Слоги обратные и прямые (электронный вид).

6. Карточка со слогами.

7. Предметные картинки (животные и птицы).

8. Загадки (электронный вид).

9. Мяч.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок.

Всё ль на месте, всё ль в порядке-

Ручка, книжка и тетрадки.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Что бы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

2. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: - Улыбнемся как лягушки

И потянем губки к ушкам. (Упр. «Заборчик»)

Подражаю я слону,

Губы хоботом тяну. (Упр. «Хоботок»)

Пусть язык наш отдыхает,

Пусть немножко подремает. (Упр. «Лопаточка»)

Отдохнул и потянулся,

Влево, вправо повернулся,

Вот так: тик-так, тик-так. (Упр. «Часики»)

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние. (Упр. «Почистим зубы»)

3. Пальчиковая гимнастика

а) «Тропинка» (упражнения по кружочкам)

По тропинке, по дорожке

Дружно топают две ножки (правой рукой, левой рукой )

б) «Ходят пальчики опять» (упражнения по кружочкам)

Раз, два, три, четыре, пять.

Ходят пальчики опять.

От мизинца - до большого,

А потом – к мизинцу снова.

Раз, два, три, четыре, пять.

Пальцы будут отдыхать!

в) «Пальчики здороваются» (в перчатках).

Поочерёдно, начиная с мизинца, подушечки пальцев «здороваются» с большим пальцем.
На софе спокойно спят На софе просторно, гладко.
Десять маленьких совят. Сны совята смотрят сладко!

г) «Кошка».

Кулачок – ладошка,

Я иду как кошка.

д) «Самомассаж» (карандаш)

е) «Ладонь – ребро - кулак»

4. Дыхательная гимнастика.

а) Упражнение «Прогоним тучку» (каждому вата+нитка).

Вдруг на улице стемнело,

Тучка на небо влетела.

Не дадим мы тучке плакать,

Дождиком на землю капать.

б) Упражнение «Слабый ветерок» (тихо) С-С-С

Упражнение «Сильный ветерок» (громко) С-С-С

в) Работа по схемам.

5. Развитие фонематического слуха (флажки):

а) Логопед произносит звуки, а дети, услышав звук «С» в звуковом потоке, сигнализируют об этом.
а у с м п с о с и

б) Автоматизация звука в слогах.

ам ем ес ик ил ус

Са со ма лы сы па

Усу ама есо аса

В) Автоматизация звука в словах.

роса, вес, нос, лес, кот.

6. Автоматизация «С» в словах (картинки, ИКТ).

7. Считалка.

Вот спасибо, дети! Давайте поиграем. Вставайте в круг.

Вот со звуком С считалка.

Сани, сок, сова, скакалка.

Выходи на слово «стук»,

Назови в нём первый звук.

(Логопед со снеговиком идут по кругу. Указывают на ребёнка во время произнесения каждого слога. При повторе считалки дети повторяют все слова за логопедом до слова «стук»)

Назову слова я быстро,

Вы произносите чисто:

Сахар, сад, салат, сапог.

(Дети повторяют строчку)

Назовите первый слог!

(Дети хором называют)

Слушай и запоминай,

И красиво называй

Все слова со слогом «са»:

Полоса, коса, оса.

(Дети повторяют строчку )

Все слова со слогом «со»:

Соня, сода, колесо.

(Дети повторяют строчку )

Все слова со слогом «сы»:

Косы, бусы и весы.

(Дети повторяют строчку )

Быстро, чисто называй:

Сало, сам, салют, сарай

(Дети повторяют строчку )

Санки, сайка, сажа.

(Дети повторяют строчку )

Снова повтори всё слово в слово.

(Дети повторяют две строки )

8. Загадки (ИКТ).

9. Чистоговорки (к каждой чистоговорке подбирается картинка-8).

Д.З. – дети учат чистоговорки наизусть.

«Путешествие Капельки»

Тема : «Путешествие Капельки!»

Цель : систематизировать знания и представления детей о роли воды для всего живого, необходимости ее сбережения; познакомить с одним из природных явлений на Земле – круговорот воды в природе; совершенствовать навыки фразовой речи.

Задачи:

  1. Активизировать, уточнить и пополнить словарный запас по темам «Вода», «Родственные слова», помочь детям осознать абстрактные явления природы, связанные с водой.
  2. Развивать логическое мышление, слуховое внимание, восприятие и память, зрительное восприятие, артикуляционную, мелкую и общую моторику, пространственную ориентировку в схеме тела и на листе бумаги, эмоциональную оценку.
  3. Закреплять навыки словообразования, падежного управления (Д.п., П.п.), составления предложений с заданным словом.
  4. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к природным ресурсам, желание преодолевать трудности, умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Интеграция речевого развития с познавательным, художественно-эстетическим, социально-личностным, физическим развитием.

Оборудование : презентация, мультимедиа, звуковые файлы (неречевые звуки, песни «По камушкам», «Облака»), фильм «Сказ о воде и правде», эмблемы для детей, учителя — логопеда и родителей, белые листы картона (карта путешествий), трафарет — наклейки на каждого ребенка (туча, ручей, озеро, капли, облако, солнце), предметные картинки по лексическим темам для обобщения, мяч.

Ход занятия.

Слайд 1.

1.Организационный момент.

Дети заходят в зал (под мелодию «Облака, белогривые лошадки»). Становятся в ряд.

Ребята, поздоровайтесь с гостями

Собираю детвору

Поиграть в одну игру

Игра «О левой и правой руке»

У меня есть две руки: и правая и левая! (вытягиваем руки вперед, показывая)

Они в ладоши могут бить – и правая, и левая! (хлопаем в ладоши)

Они мне могут нос зажать – и правая, и левая! (по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)

Ладошкой могут рот прикрыть – и правая, и левая! (прикрываем рот той и другой)

Дорогу могут показать – и правая, и левая! (показываем направление то правой, то левой рукой)

Увидев маму, помахать – и правая, и левая!

Воздушный поцелуй послать – и правая, и левая!

И могут так меня обнять – и правая, и левая! (обхватываем себя руками – «обнимаем»)

Дети садятся за столы (рядом с родителями)

2. Сообщение темы.

Послушайте загадки:

Слайд 2.

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я,

Кто я такая? (Вода)

Слайд 3.

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода)

О чем эти загадки? (О воде)

  • Игра на развитие слухового внимания и восприятия «Звуки воды».

Ребята, нас окружает очень много звуков. И у воды тоже есть свои звуки. Давайте послушаем звуки воды (дети прослушивают звуковые файлы и отгадывают)

Звучит мелодия журчания ручейка .

Какой звук воды вы услышали?

Слайд 4. Ручей журчит

Звучит мелодия шума дождя .

Какой звук воды вы услышали?

Слайд 5. Дождь идет

Звучит мелодия шума моря

Какой звук воды вы услышали?

Слайд 6. Море шумит

Звучит мелодия шума капли .

Какой звук воды вы услышали?

Слайд 7. Капля капает

Слайд 8.

Кто у нас сегодня на занятии? (Капелька воды)

Слайд 9.

Капелька познакомит вас с одним из удивительных явлений на нашей планете – круговорот воды в природе. Вместе с капелькой мы отправляемся в путешествие.

Хотите на время стать маленькими капельками и поиграть? (Дети получают эмблемы «Я – капелька____________ (имя)» (родители помогают прикрепить эмблемы).

Вместе мы составим карты нашего путешествия, где будем отмечать, как путешествуют капельки воды. Сейчас карты пустые, но по ходу путешествия мы будем их заполнять.

В начале занятия мы делали движения и правой рукой, и левой рукой.

Покажите, где на карте правый угол, левый угол, правый нижний угол, правый верхний угол, левый нижний угол, левый верхний угол, середина (центр)

3. Основной этап.

  • Дидактическая игра «Кому нужна вода?»

На столе лежат картинки (птицы, деревья, рыбы, насекомые, животные, люди, цветы). Дети выбираю картинки и называют их обобщающими словами, затем объясняют, почему нужна вода (Ответы дают полным предложением).

Слайд 10.

Сорока, синица, воробей (птицы) Птицы пьют воду

Слайд 11.

Береза, елка, дуб (деревья) Деревьям нужна вода

Слайд 12.

Щука, карась, лещ (рыбы) Рыбы живут в воде

Слайд 13.

Кузнечик, бабочка, жук (насекомые) Насекомые пьют воду

Слайд 14.

Слон, зебра, жираф (животные) Животные пришли пить воду

Слайд 15.

Девочка, бабушка, мальчик (люди) Людям нужна вода

Слайд 16.

Тюльпан, ландыш, роза (цветы) Цветы засохнут без воды

Слайд 17.

Камни, компьютер, телефон Им не нужна вода. Это неживые предметы.

Слайд 18.

Конечно же, вода необходима всему живому: птицам, растениям, насекомым, животным, рыбам, человеку. Без воды все живое на земле погибнет. Без воды не было бы жизни на нашей планете Земля. Вода – это основа жизни.

Слайд 19.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Где есть капельки воды?

В луже, в море, в океане

И даже в водопроводном кране!

  • Артикуляционная гимнастика.

Откуда появилась наша капелька вы сейчас узнаете, если сделаем разминку для язычка.

Слайд 20.

  1. Капельки накапливаются в тучке, тучка становится все больше и больше (Упражнение «Толстячок».
  2. Из тучки выливается дождь (Упражнение «Худышка»).
  3. Капельки капают из тучки на землю (Упражнение «Качели»).
  4. Капельки сливаются в тоненькие ручейки, затем образуется широкая река, а из реки капельки попадают в море (Упражнение «Иголочка» — «Лопатка»).
  5. Из моря капельки попадают в глубокий океан (Упражнение «Чашечка»).
  6. В океане появились высокие волны (Упражнение «Грибок»).
  7. Капельки катаются по высоким волнам (Упражнение «Горка»).
  8. Над океаном выглянуло яркое солнце (Упражнение «Вкусное варенье»).
  9. Капельки стали легкими и ветерок их поддувает вверх (Упражнение «Фокус»).

Слайд 21.

Итак, откуда появилась наша капелька? (из тучки)

  • Подбор слов – действий.

Слайд 22.

Что можно делать с водой или при помощи воды? Отвечать нужно, одним словом. За каждый ответ вы будете получать капельку.

Примерные ответы детей: пить, поливать, купаться, мыться, тушить, варить, плавать, рисовать, стирать, обливаться, плескаться, промокнуть, сделать фонтан….

Слайд 23.

Откуда падают капельки на землю? (из тучки).

Клеим тучку с капельками на карту в правый верхний угол.

  • Подвижная игра «Прыг – скок».

Дети с родителями становятся в одну линию. При слове «суша» все прыгают вперед, при слове «вода» — назад. Ведущий вместо слова «вода» может произносить другие слова, например: море, река, океан, пруд…; вместо слова «суша» — берег, земля, остров… Игра проводится в быстром темпе.

Звучит ритмическая мелодия «Прыг-скок»

Все старались, Молодцы! (получают по капельке).

Слайд 24.

  • Просмотр фильма «Сказ о Воде и правде».

Внимание на экран.

Ребята, это был Вреднюка. Он очень плохой. Что он любит? (грязь, мусор). Что может случиться с водой? (станет грязной, вода погибнет или исчезнет).

Вреднюка забрал всю воду. Что теперь будет? Ответы детей: засохнут растения, погибнут животные, люди не смогут мыться и будут ходить грязными, земля высохнет и будет пустыня, исчезнут озера, моря, океаны.

Слайд 25.

Не беда, капельки! Если нас будет много, то, что получится? (Ручеек)

Физминутка «Ручеек» (под музыку «По камушкам», Л. Сенчина).

Ребята, найдите правый нижний угол на карте и приклейте туда ручеек.

Вспомните, какой был Вреднюка? (злой, черный)

А вы знаете, почему он черный? Что он любит? (грязь, мусор). Как нам победить его? (убирать грязь, мусор; беречь воду: не тратить ее попусту; не вырубать леса; быть добрыми к природе).

Слайд 26.

Найдите левый нижний угол на карте и приклейте туда озеро.

  • Дидактическая игра «Скажи ласково» (с мячом)

Вреднюка не любит добрые и ласковые слова, назовем их и победим его (Вода-водичка, струя – струйка, водопад – водопадик, капля – капелька, дождь – дождик). Логопед передает мяч каждому ребенку.

Слайд 27.

От наших ласковых слов выглянуло солнышко.

Какое оно? (теплое, яркое, желтое, ласковое…).

Слайд 28.

Приклейте солнышко вверху посередине на карте.

Вреднюка не выдержал такой доброты, чистоты и теплого солнца, поэтому исчез. Теплые солнечные лучи подхватили капельки с озера и они устремились прямо вверх на небо.

Слайд 29.

Приклейте капельки на карту (дети приклеивают капли).

Слайд 30.

Поможем капельке найти облачко. Из капелек получилось облачко. Найдите левый верхний угол на карте и приклейте облачко. Из чистого озера вверх поднимаются капельки к облачку.

Слайд 31.

Вам хочется, чтобы капелька вернулась? (да)

Что крикнем ей вслед: «Возвращайся, Капелька!»

4. Заключительный этап

Слайд 32.

Капелька оставила вам подарки и карту своего путешествия. Это Круговорот Воды в природе. Капельки всегда возвращаются обратно!

Слайд 33.

Звучит песня «По камушкам», Л. Сенчина.

Наше путешествие подошло к концу (раздача книжек-малышек и воздушных шаров-капелек).

Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию связной речи с детьми с ТНР(системное недоразвитее речи 1-2 уровня),
Тема: Лиса и заяц.(закрепление тем «Весна», «Овощи», «Фрукты», «Дикие животные»).
Цель: Формирование активной речевой коммуникации (общих речевых умений и навыков).
Задачи:
1. Коррекционные: развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, мимики и эмоций, целенаправленного сильного выдоха, голоса (на выдохе пропевать гласные звуки), чувства ритма, четкости произношения; развитие слухового восприятия и внимания: слушать образец текста; коррекция кратковременной и долговременной памяти: закрепления знаний по темам «Овощи», «Фрукты», «Весна»; уточнение и пополнение активного словаря по этим темам, развитие коммуникативной функции речи.
2. Воспитательные: воспитание усидчивости, трудолюбия, бережного отношения к природе и любви к животным, чувства сопереживания.
Оборудование: компьютер, запись песенки-потешки «Заинька, попляши»; конструктор Лего (крупный); Су-Джок; «Пальчиковый бассейн»; прищепки; жёлтый круг (солнышко), иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка»; игрушки (медведь, белка, ёж, заяц); шапочка Зайца; разрезная картинка Белка; «Чудесный мешочек», муляжи овощей; тетрадь Н. Е. Арбековой «Развиваем связную речь у детей с ОНР» (альбом №1), цветные карандаши.
Здоровьесберегающие технологии: биоэнергопластика, артикуляционная гимнастика, пальчиковый игротренинг, самомассаж пальцев рук в «пальчиковом бассейне», самомассаж ладоней с помощью Су-Джока, На протяжении всего игрового занятия поощряются любые речевые высказывания ребёнка, попытки повтора звуков, слогов, слов. В случае отказа в выполнении движений, повтора слов ребёнком используются приёмы пассивной гимнастики, сопряжённого повтора, договаривания за ребёнком самим логопедом. В исключительном случае занятие может быть сокращено (в интересах ребёнка); разбито на несколько частей/занятий.
По ходу занятия ребёнку даётся право выбора (какой, какого цвета Су-Джок, карандаш ты выберешь?), всегда даётся положительная оценка выполненного задания.
Ход занятия
I. Оргмомент. Настрой на занятие. Повторение.
Смотрим солнышко какое веселое играет с нами – артикуляц гимнастика
2.Коррекция голоса и закрепление жестовых моделей гласных звуков.
Чтобы красиво говорить - надо с язычком, голосом и пальчиками дружить. Давай вспомним песенки гласных звуков, которые мы голосом поём и пальчики нам в этом помогают.
Пропеть гласные звуки+ жестовые модели звуков.
Голос у нас проснулся.
3.Формирование слухового восприятия и внимания, коммуникативной функции речи.
А сейчас давай вместе придумаем и расскажем сказку. Работа с иллюстрацией.
-Жили-были… (Кто?). Здесь и далее все слова проговариваются сопряжено с движениями пальцев, изображающих символы гласных звуков. Жили они... (Где?). У зайца избушка была лубяная (из бревен), а у лисы ледяная (изо льда). Наступила весна. (Какое время года наступило?). Как ты думаешь, у кого растаяла избушка? (у Лисы)
А почему растаяла ледяная избушка? (Пришла весна. Стало тепло, солнышко стало припекать, греть).
Давай вспомним игру с пальчиками про Весну и Солнышко.
5.Пальчиковая гимнастика и кинезиологические упражнения
(Попеременно на каждый слог ритмично хлопать в ладоши и по столу)
Солнце землю греет, греет (Тереть ладони друг о друге)
Ветер дует всё теплее. (Погладить ладошками щёки)
Светит солнышко в окно, (Ладони вверх-вниз, руки перед собой.)
Скоро будет нам тепло! (Хлопки на каждый слог-потереть ладони.)
6.Элементы театрализации-драматизации. Вспоминаем сказку Все сказки начинаются со слов ЖИЛИ БЫЛИ
Пришла лиса к зайчику и говорит: «Пусти меня к себе жить». Что зайчик отвечает лисе? Зайчик хороший, добрый.
Заяц: «Заходи». А лиса взяла, да и выгнала зайчишку из его дома. Остался наш зайчик без домика.
7.Развитие мимики и эмоций.
Зайчику грустно. Покажи, как ему грустно.
Зайчик сердится на лису. Покажи, как он сердится.
Жалко зайчика. Давай поможем зайчику построить новый дом.
Наш зайка очень рад, что мы не бросили его в беде. Покажи, как он радуется.
II. Объявление темы занятия.
Сегодня на занятии мы построим новый дом для зайчика и будем учиться правильно и четко произносить слова и строить предложения.
Тебе нужно запоминать, как правильно произносить слова.
1. Активизация коммуникативной функции речи.
Строить дом нам помогут зайкины друзья. Слышишь уже кто-то пришел? Отгадай загадку.
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
а когда придёт весна,
просыпается от сна.
Кто это? (медведь) Давай походим, как мишка косолапый.
МЕДВЕДЬ:
«Здравствуй, зайка! Я принес тебе детали от домика, но за это прошу тебя меня погреть. У меня было солнышко волшебное, оно меня согревало. Но за зиму все лучики куда-то подевались. Помоги мне их найти и починить Солнышко.
2.Самомассаж пальцев в «пальчиковом бассейне», достать прищепки и «починить» Солнышко.
Молодец! Спасибо. Я теперь согреюсь.
Получи детали от домика. (лего)
На помощь зайке спешит следующий гость. Кто же это? Собери картинку и узнаешь.
3.Разрезная картинка Белка.
БЕЛКА:
«Здравствуй, зайка! Я принесла тебе мешочек с игрушками. Угадаешь какие – тогда дам детальки для домика.
4.Развитие тактильных ощущений. «Чудесный мешочек» - овощи. Называем овощи по порядку
5.Физминутка. Формирование дифференцировать правую и левую стороны тела.
Заинька наш устал строить дом. Заинька давай отдохнем.
Русская народная потешка «Заинька попляши».(запись)
Ой, кто-то ещё к нам в гости идёт.
Угадай: Кто из животных колючий? – ежик колючий.
ЁЖИК
«Здравствуй, зайка. Я колючий серый ёж, поиграй со мной!»
6. Игровой самомассаж ладоней с помощью Су-джока (ёжиком) для активизации речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук и повышения иммунитета детей.
Слова Действия
Наш волшебный мудрый ёжик
Не нашёл в лесу дорожек. Прокатываем по левой руке.
Вертикально.
Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко. По ладошке.
Вертикально.
Только, ёжик, не шали!
Сильно ручки не коли! Катаем между ладоней.
Вертикально.
Спасибо, поиграли вы со мной. Но у меня есть ещё загадка в тетрадке. Угадаете - отдам все детальки для домика.
Молодец! Получи детали от домика.
Ребёнок достраивает домик.
8. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
Вот построен новый дом,
Поселился зайка в нем.
Очень зайкин дом большой,
Он и с печкой, и с трубой.
Что мы построили? (Дом).
Кто поселился в доме? (Зайка).
Какой у зайки дом: большой или маленький? (Дом большой).
9.Задание самостоятельно. Дорисовать домик
III. Итог.
Сегодня на занятии мы пожалели бедного зайку, обманутого лисой, и построили для него дом. Ты сегодня молодец! Старался правильно и четко произносить слова и составлять предложения.
Давай назовем всех животных, которые помогали нам строить дом, чтобы хорошенько запомнить, как произносятся эти слова. МЕДВЕДЬ. БЕЛКА. ЁЖИК.
Давай скажем им СПАСИБО и ещё раз станцуем под песенку-потешку «Заинька попляши».
До свидания.

Загрузка...