novomarusino.ru

Глаголы со звуком л. Звук Л.Задания, используемые на этапах автоматизации звука в словах, словосочетаниях, предложениях и связной речи

Предлагаю читателям сайта ЛогопедРунет подборку для автоматизации звука [Л]!

Статья разделена на части с учетом этапов автоматизации звука [Л].

Слова, предложения и чистоговорки для автоматизации звука [Л] в обратных слогах и конце слова очень важны на этапе автоматизации звука, так как в положении обратного слога звук [Л] часто требует длительной работы по введению в речь.

Такая подборка будет полезна практикующим логопедам, а также родителям, желающим помочь ребенку быстро и качественно ввести в речь звук [Л].

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта

Звук [Л] в обратных слогах:

АЛ-АЛ-АЛ ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ ЭЛ-ЭЛ-ЭЛ ОЛ-ОЛ-ОЛ УЛ-УЛ-УЛ

ЯЛ-ЯЛ-ЯЛ ИЛ-ИЛ-ИЛ ЕЛ-ЕЛ-ЕЛ ЁЛ-ЁЛ-ЁЛ ЮЛ-ЮЛ-ЮЛ

Звук [Л] в словах с обратным слогом:

Мал, бал, вал, пал, жал, зал, дал, читал, спал, упал, бокал, вокзал, пенал, стал, устал, канал, копал, обвал, стучал, металл, гнал, искал, мазал, выпал, падал, сыпал, гнал, поехал, ехал, уехал, искал, овал, самосвал.

Мял, снял, взял, нырял, стоял, гонял, завял, менял, поднял, занял.

Был, выл, мыл, пыл, ныл, забыл, завыл, тыл, остыл, смыл.

Бил, вил, мил, пил, носил, возил, забил, гостил, учил, поил, водил, косил, купил, садил, тащил, выпил, Михаил, напоил, выскочил.

Мул, дул, аул, гул, стул, подул, зевнул, тянул, уснул, шепнул, качнул, ущипнул, кинул, выгнул, дунул, стукнул.

Ел, мел, пел, сел, съел, спел, смел, успел, умел, одел, гудел, висел, сидел, шипел, шумел, свистел, Павел, дятел, обидел, пепел.

Вол, пол, зол, гол, кол, стол, укол, чехол, щегол, футбол, баскетбол, буйвол, сокол, ствол, угол.

Вёл, мёл, осёл, козёл, шёл, котёл, новосёл.

Повторить словосочетания и предложения:

Выпускной бал, чугунный котёл, высокий бокал, весёлый новосёл, узкий канал, тяжёлый металл, горный аул, поломанный стул, маленький Павел, чистый пол, последний укол, мебельный чехол, упрямый осёл, рогатый козёл.

У Вовы пенал. Вол был зол. Коля мыл пол. Павел сел за стол. Петя выпил сок. Павел разбил бокал. Отец поехал на вокзал. Брат уехал на футбол. Из – за куста выскочил заяц. Стул упал на пол. Дятел долбил берёзу и искал жуков. Михаил играл в футбол и забил в ворота гол.

Повторить чистоговорки. Чётко произносить звук [Л]:

Ал – ал – ал - пенал на пол упал.

Ол – ол – ол - пенал упал на пол.

Ул – ул – ул - пенал упал на стул.

Ыл – ыл – ыл - Павел пенал забыл.

Ал – ал – ал - наш малыш упал.

Ал – ал – ал - кто мал да удал?

Ол – ол – ол - посмотрите, кто пришёл?

Ол – ол – ол - мы пойдём на футбол.

Ул – ул – ул - наш малыш уже уснул.

Мультимедийная презентация для автоматизации звука [л] в словах


Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9» г. Бендеры.
Описание работы: Мультимедийная презентация разработана для индивидуальных занятий с дошкольниками, имеющие нарушение звукопроизношения. Данный материал будет полезен учителям-логопедам и родителям в работе с детьми для автоматизации звука [л] в словах с открытым, закрытым слогом и стечением согласных.

Цель: автоматизация звука [л] в словах.
Задачи:
Упражнять в правильном произнесении звука [л] в словах.
Упражнять в образовании форм именительного и родительного падежа множественного числа существительных.
Упражнять в правильном образовании форм родительного падежа имен существительных.
Упражнять в согласовании существительных с числительными, притяжательными местоимениями.
Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Развивать логическое мышление, внимание.
Воспитывать усидчивость, желание заниматься, формировать самоконтроль за своей речью.

У детей с общим недоразвитием речи нарушается формирование всех компонентов речевой системы. На индивидуальных занятиях учителю-логопеду большое внимание необходимо уделять обогащению и активизации словаря, формированию грамматического строя, развитию навыков словоизменения и словообразования. В лексическо-грамматические упражнения вводятся слова с автоматизируемым звуком. На протяжении всего занятия у ребенка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в желании заниматься. Это достигается использованием игровых заданий и упражнений.
Презентация для автоматизации звука [л] в словах содержит анимации, триггеры. На каждом слайде в правом верхнем углу есть управляющая кнопка: документ, в котором дается задание. Щелкая мышкой по тексту с заданием, он исчезает.

Автоматизация звука [л] в словах с закрытым слогом (слайды 2-6).

Слайд 2. «Назови картинки»

зал, бокал, пенал, вокзал, пол, гол, кол, стол.


Слайд 3. «Назови картинки»
- Павел просит назвать предметы.
Ребенок щелкает мышкой по слайду и называет картинки: дул, стул, мел, факел, котел, осел, козел.


Слайд 4. «Что увидел Павел?»
На слайде установлены триггеры на картинках: полка, булка, ёлка, молния, бутылка, фиалка.
- Павел загадывает загадки:
Деревянная, длинная… (полка),
стеклянная, зеленая… (бутылка),
сладкая, мягкая… (булка),
зеленая, колючая… (елка),
душистая, ароматная… (фиалка)
- Назови предметы, которые увидел Павел.
Ребенок щелкает мышкой по картинке и называет: полку, булку, ёлку, молнию, бутылку, фиалку.


Слайд 5. Игра «Четвертый лишний»
На слайде установлены триггеры на картинках: стол, полка, стул, вилка.
(Вилка).


Слайд 6. Игра «Четвертый лишний»
На слайде установлены триггеры на картинках: волк, дятел, щегол, сокол.
- Найди лишний предмет и щелкни мышкой по картинке. (Волк).


Автоматизация звука [л] в словах с открытым слогом (слайды 7-12).

Слайд 7. Игра «Один и много»
На слайде картинки: лама, лапа, лампа, лодка, лупа, рядом с которыми изображения облаков.
- Лада называет один предмет, а ты – много таких же предметов.
Ребенок щелкает мышкой по облаку и называет картинки по образцу:
лама – ламы – много лам
лапа - лапы - много лап
лампа – лампы – много ламп
лодка – лодки – много лодок
лупа – лупы – много луп


Слайд 8. Игра «Назови ласково»
На слайде установлены триггеры на картинках: лавка, лодка, ладонь, кулак, голубь.
- Аллу ласково называют Аллочка. Назови предметы ласково.
Ребенок щелкает мышкой по картинкам, которые уменьшаются в размере и называет:
лавка – лавочка
лодка – лодочка
ладонь – ладошка
кулак – кулачок
голубь - голубок


Слайд 9. «В зоопарке»
На слайде установлены триггеры на картинках: лама, лошадь, лось, осел, козел, голубь, сокол.
- Мила пришла в зоопарк фотографировать животных. Назови животных и птиц, которых увидела Мила. (Мила увидела ламу, лошадь, лося, осла, козла, голубя, сокола).


Слайд 10. Игра «Чего не стало?»
На слайде установлены триггеры на картинках: пила, скала, палатка, салат, булавка, халат.
- Щелкни мышкой по картинке и назови, чего не стало?
(Не стало пилы, скалы, палатки, салата, булавки, халата).


Слайд 11. «Посчитай акул»
На слайде изображение океана.
- Щелкни мышкой по слайду и считай: одна акула, две акулы, три акулы, четыре акулы, пять акул.


Слайд 12. Игра «Четвертый лишний»
На слайде установлены триггеры на картинках: лошадка, кукла, лампа, лопатка.
- Найди лишний предмет и щелкни мышкой по картинке. (Лампа).


Автоматизация звука [л] в словах со стечением согласных (слайды 13-15).

Слайд 13. «Мой, моя, моё, мои»
На слайде установлены триггеры на картинках: глобус, кукла, платье, яблоки, клубок, клубника, флажок.
- Алла называет свои предметы. Щелкни мышкой по картинке и назови по образцу: мой глобус (моя кукла, мое платье, мои яблоки, мой клубок, моя клубника, мой флажок).


Слайд 14. «Собери яблоки»
На слайде установлены триггеры на яблоках.
- Посчитай сколько яблок у Аллы. Щелкни мышкой по яблоку и считай:
одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.


Слайд 15. Игра «Четвертый лишний»
На слайде установлены триггеры на картинках: блузка, плащ, платок, платье.
- Найди лишний предмет и щелкни мышкой по картинке. (Платок).


Надеюсь, что материал пригодится в работе педагогов.

Презентация на тему: Автоматизации звука [л] в словах

Коррекционно-развивающие задачи.

Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы.

Научить правильно произносить звуки [Л] и [Л"], дифференцировать их на слух и в произношении.

Научить слухо-произносительной дифференциации звуков [Л"] - [Й].

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности на уровне слова и предложения.

Учить самостоятельно анализировать слова.

Учить ребенка преобразовывать слова.

Задание 1. Дидактическое упражнение «Ответь на вопросы». Взрослый читает ребенку предложение и задает вопрос. Ребенок отвечает.

Ваня шел впереди Пети. Кто шел последним? Лес позади дома. Что впереди? Автобус едет впереди грузовика. Что позади? Кошка больше собаки. Кто меньше? Мальчик выше девочки. Кто ниже? Дедушка старше бабушки. Кто моложе? Дуб выше березы. Что ниже?

Задание 2. Знакомство со звуком [Л]. Отгадать загадку, назвать первый звук в слове:

Сама не ем,

А людей кормлю. (Ложка)

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Л]:

губки слегка в улыбке;

зубки сближены;

узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам;

Горлышка «работает».

Символ звука: большой самолет летит: ЛЛЛЛЛ...


Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Задание 3 . Фонетическое упражнение.

Самолет приближается: ллллЛЛЛЛ...; самолет удаляется: ЛЛЛЛлллл... (развитие силы голоса).

Задание 4 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Л]»:

л, г, з, л...; ла, ма, му, лу...; ал, ол, ум, ип...; ласка, ложка, пила, кошка, стол, башня, полка...

Задание 5 . Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ла-ал, лу-...; ал-ла, ул...

Задание 6 . Повторить за взрослым серию слогов:

ла-ло-лу-лы... ал-ол-ул-ил... кла-кло-клу-клы... акл-окл-укл-икл...

Задание 7. Закончить слова:

звуком [Л]: сто..., сту..., по..., уко..., камзо...;

слогом ЛА: пи..., ска..., ма...;

слогом ЛЫ: сто..., ска..., пи..., шко..., шпа...

Какие слова получились? Какой слог указывает на большое количество предметов? (ЛА или ЛЫ?)

Задание 8 . Повторить за взрослым цепочку слов. Какой одинаковый последний звук во всех словах?

Бал - был - выл, вол - гол - кол, дал - зал - жал - мал.

Задание 9 . Убрать из слов звук [Л]. Какие слова получились?

Клок - кок, плот - ..., слон - ..., клуб - ..., слова - ..., глаз - ...

Задание 10 . Разделить слова на слоги, поменять первый и второй слог местами. Какие слова получились? (Это задание выполняется с помощью взрослого, после подробного объяснения.)

Жи-лы (лы-жи), ма-ла..., ка-пал..., ска-ла...

Задание 11 . Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Л], определить место звука [Л] в словах, придумать с каждым словом предложение, используя знакомые предлоги, сосчитать количество слов в каждом предложении, определить место слова со звуком [Л] в предложении.

Задание 12 . Выучить чистоговорки и скороговорку:

Ла-ла-ла - лопата и пила.

Ло-ло-ло - у меня весло.

Лы-лы-лы - новые котлы.

Лу-лу-лу - купили пилу.

Ал-ал-ал - темный подвал.

Ол-ол-ол - вымыли пол.

Ул-ул-ул - новый стул.

Ил-ил-ил - я полы помыл.

Алка-алка - у Володи палка.

Олка-олка - у Володи иголка.

Улка-улка - у Володи булка.

Илка-илка - у Володи вилка.

Маланья-болтунья молоко болтала, болтала да не выболтала.

Задание 13. Знакомство со звуком [Л"].

Символ звука: маленький самолетик летит: льльль... (см, цветную вклейку). Характеристика звука [Л"]: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 14 . Фонетическое упражнение.

Девочка поет песенку: ля-ля-ля...

Задание 15 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Л"]»:

ль, мь, бь, ль...; ля, лю, ми...; аль, амь...; лист, Поля, машина, уголь...

Задание 16 . Вспомнить как можно больше имен, заканчивающихся на слог

ЛЯ: Коля, Ва..., Га..., То...

Вспомнить как можно больше имен, начинающихся на слоги ЛИ, ЛЁ, ЛЮ:

Лиза, Лина...; Лёша, Лёня...; Люда, Люся...

Задание 17 . Заменить первый звук в словах на звук [Л"]. Какие слова получились? Придумать с каждой парой слов предложения, сосчитать количество слов в каждом предложении:

Мёд - лёд, вес - ..., тюк - ..., пень - ..., печь - ..., песок - ..., вещь - ...

Задание 18. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Л"], определить место звука [Л ’ ] в каждом слове, разделить их на слоги, придумать с каждым словом предложение, определить место слова со звуком [Л"] в предложении.

Задание 19 . Выучить чистоговорки:

Ля-ля-ля - зеленые поля.

Ли-ли-ли - малину мы несли.

Лю-лю-лю - малину я люблю.

Ле-ле-ле - еду на осле.

Задание 20 . Дифференциация звуков [Л] - [Л*]. Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладошки, если услышишь звук [Л]»:

л, ль, л, ль; ля, оль, ал...

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ла-ля...; ли-лы...; ал-аль...; оль-ол, ...

Повторить за взрослым серию слогов:

ла-ла-ля, ля-ля-ла, ла-ля-ля, ля-ла-ла, ла-ля-ла, ля-ла-ля.

Задание 21. Отгадать загадки, назвать, какой звук в отгадке ([Л] - [Л"]), и определить его место в слове.

Деревянная дорога,

Вверх идет она отлого,

Что ни шаг - то овраг. (Лестница)

Над домами у дорожки

Висит кусок лепешки. (Луна)

Падают с ветки

Золотые монетки. (Листья)

Под крышей - четыре ножки,

А на крыше - суп и ложки. (Стол)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса)

В дупле живет, Орешки грызет. (Белка)

Найти лишнее слово в ряду (по наличию звуков [Л] и [Л ’ ]):

ложка, лук, лопата, лента; селедка, селезень, молоко, плита.

Задание 22 . Разложить картинки на две стопки: предметы, в названиях которых есть звук [Л], и предметы, в названиях которых есть звук [Л"], разделить все слова на слоги, определить место звуков [Л] и [Л ’ ] в словах.

Дидактическое упражнение «Подари подарки Лене и Луше» (вспомнить слова со звуками [Л] и [Л"]).

Назвать как можно больше слов-действий, отвечающих на вопросы:

Что делал? Гулял, писал... Что делала? Гуляла, писала... Что делали? Гуляли, писали...

Задание 23 . Заменить звук [Л] на звук [Л"] в словах. Какие слова получились? Придумать с каждой парой слов предложения.

Лук - люк, угол - ..., пыл - ..., дал - ..., галка - ..., ел - ..., полка - ...

Прослушать предложения. Найти в них все слова со звуком [Л] и со звуком [Л"].

Лена искала булавку. Лиса жила в лесу. Мила поливала лук из лейки.

Задание 24 . Дифференциация звуков [Л"] - [Й]. Повторить за взрослым пары слов, придумать с каждой парой предложения.

Даль - дай, боль - бой, моль - мой, куль - куй, роль - рой. Лежи - ежи, ледок - едок, Любка - юбка, лямка - ямка.

Задание 25 . Знакомство с буквой Л.

Л уставилась на цаплю:

«Мы похожи как две капли:

Ноги длинные у цапли,

Как у буквы Л, не так ли?»

О.Гофман

На что еще похожа буква Л?

Буква Л из пальцев: указательный и средний пальцы правой руки, слегка раздвинув, опустить вниз, а остальные пальцы сжать в кулачок. Игры с буквой.

Задание 26 . Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов, выкладывание схем из кружков; запись печатными буквами слов под диктовку, чтение:

стол, стул, полка, лисы, пилить.

Совместно со взрослым преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки:

пила - липа, мала - лама, скала - ласка; дай - даль, боль - бой.

Анализ предложений. Составление схем предложений, списывание с образца взрослого, чтение, запись под диктовку.

Лиза шла в магазин. У Луши кукла. Луша мыла куклу. Луша мыла куклу в тазу.

Следующая часть нашего тренажера по чтению. Сегодня это буква Л. Сначала, как обычно, читаем слоги слияния. Ла-ля, ло-лё, лу-лю, лэ-ле, лы-ли. Потом слова из трех букв. Потом двухсложные слова. И в конце предложения. Не забывайте показывать ребенку на пометки под словами. слог-слияние обозначается дугой. А буквы, которые читаются отдельно - точкой.

Ли-ли-пу-тик, ли-ли-гном ле-де-нец ли-зал ли-ло-вый.

Следующая часть нашего тренажера по чтению. Сегодня это буква Л. Сначала, как обычно, читаем слоги слияния. Ла-ля, ло-лё, лу-лю, лэ-ле, лы-ли. Потом слова из трех букв. Потом двухсложные и многомложные слова. И в конце предложения.

Не забывайте показывать ребенку на пометки под словами. Слог-слияние обозначается дугой.

А буквы, которые читаются отдельно - точкой.

Уважаемые читатели!

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все файлы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Картинки в архивах не помечены водяными знаками.

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму, на счет сайта.

Заранее Вам спасибо!!!

1.Автоматизация звука [л] в прямых слогах (прикусывать кончик языка)

ЛА – ЛА – ЛА – ЛА – ЛА

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ

ЛО – ЛО – ЛО – ЛО – ЛО

ЛУ – ЛУ – ЛУ – ЛУ – ЛУ

2.Автоматизация звука [л] в обратных слогах (прикусывать кончик языка)

АЛ – АЛ – АЛ – АЛ – АЛ

ОЛ – ОЛ – ОЛ – ОЛ – ОЛ

ИЛ – ИЛ – ИЛ – ИЛ – ИЛ

ЕЛ – ЕЛ – ЕЛ – ЕЛ – ЕЛ

УЛ – УЛ – УЛ – УЛ – УЛ

3.Автоматизация звука [л] в интервокальных слогах (прикусывать кончик языка)

АЛА – АЛО УЛА – УЛО ОЛА – ОЛО ЫЛА – ЫЛО

АЛО – АЛУ УЛО – УЛЫ ОЛО – ОЛЫ ЫЛО – ЫЛУ

АЛУ – АЛЫ УЛЫ – УЛУ ОЛЫ – ОЛУ ЫЛУ – ЫЛЫ

АЛЫ – АЛА УЛУ – УЛА ОЛУ – ОЛА ЫЛЫ – ЫЛА

4.Автоматизация звука [л] в интервокальных слогах (прикусывать кончик языка)

АЛА – АЛО – АЛЫ – АЛУ

УЛА – УЛО – УЛЫ – УЛУ

ОЛА – ОЛО – ОЛЫ – ОЛУ

ЫЛА – ЫЛО – ЫЛЫ – ЫЛУ

5.Автоматизация звука [л] в прямых слогах со стечением согласных (прикусывать кончик языка)

ГЛА – ГЛО – ГЛУ – ГЛЫ

КЛА – КЛО – КЛУ – КЛЫ

СЛА – СЛО – СЛУ – СЛЫ

ХЛА – ХЛО – ХЛУ – ХЛЫ

ПЛА – ПЛО – ПЛУ – ПЛЫ

БЛА – БЛО – БЛУ – БЛЫ

ФЛА – ФЛО – ФЛУ – ФЛЫ

ВЛА – ВЛО – ВЛУ – ВЛЫ

ШЛА – ШЛО – ШЛУ – ШЛЫ

ЗЛА – ЗЛО – ЗЛУ – ЗЛЫ

6.Автоматизация звука [л] в словах, звук в начале слова

ЛА: лак, лань, ла-ма, Ла-да, ла-па, ло-то, ло-пух, ла-донь, лам-па, лап-ша, лав-ка, лан-дыш, ла-ком-ка;

ЛО: лоб, лов, ло-жа, ло-кон, ло-коть, ло-шадь, лод-ка, лож-ка;

ЛЫ: лы-жи, лыж-ня, лыж-ник;

ЛУ: лук, луч, лу-па, лу-жа, Лу-ша, лу-жок, лун-ка, лу-но-ход, лу-кош-ко.

7.Автоматизация звука [л] в словах, звук в середине слова

ЛА: ю-ла, де-ла, пи-ла, ку-лак, ха-лат, пе-ла, Ми-ла, е-ла, бе-га-ла, хо-ди-ла, о-де-ла, о-бе-да-ла, а-ку-ла, зо-ла, ка-лач, са-лат, во-зи-ла, но-си-ла, пи-са-ла, чи-та-ла, пас-ти-ла, па-лат-ка, об-ла-ко;

АЛ: ал-маз, ал-фа-вит, фи-ал-ка, мо-чал-ка, гал-ка, пал-ка, бал-кон, хал-ва, шал-фей, скал-ка, галс-тук.

ЛО: мы-ло, де-ло, стек-ло, ку-лон, чу-лок, пи-лот, у-лов, га-ло-ши, ко-ло-дец, ка-ло-ши, мо-ло-ко, зо-ло-то, бо-ло-то, мо-ло-ток, о-де-я-ло, по-то-лок, ко-лон-ка, бо-лон-ка, хо-лод-но;

ОЛ: волк, Вол-га, вол-ны, пол-ный, дол-го, мол-ни-я, пол-день, и-гол-ка.

ЛУ: ту-луп, го-лубь, каб-лук, го-лу-бой, клуб, клу-бок, клум-ба, клуб-ни-ка, плуг, глу-бо-кий, Зо-луш-ка, жё-лудь, ша-лун, слу-ги, слу-чай, плу-тов-ка, блу-за, слу-жить, слу-чай-но, за-слу-га.

УЛ: бул-ка, чул-ки.

ЛЫ: по-лы, во-лы, го-лы, кук-лы, уг-лы, кот-лы, сто-лы, ос-лы, пос-лы, пчё-лы, ма-лыш, бе-лый, а-лый, сме-лый, спе-лый, свет-лый, по-лынь, за-плыв, у-ме-лый, ма-лы-ши, а-лы-ча, у-лыб-ка, бу-лыж-ник, бо-ка-лы, пе-на-лы, ка-на-лы, ка-ни-ку-лы;

ЫЛ: мыл-ся, бу-тыл-ка, по-сыл-ка.

ИЛ: ко-пил-ка, пил-ка, по-ил-ка, ко-сил-ка;

ЕЛ: бел-ка, мел-ко, у-зел;

ЁЛ: ёл-ка, тёл-ка, ме-тёл-ка, шёлк, чёл-ка, пчёл-ка, щёл-кать;

ЯЛ: бо-ял-ся, сме-ял-ся.

8.Автоматизация звука [л] в словах, звук в конце слова

АЛ: бал, мал, дал, у-пал, ка-нал, бо-кал, пе-нал, ме-талл, вы-пал, па-дал, зал, жал, пи-сал, сту-чал, спал, сы-пал, са-мос-вал.

ОЛ: гол, пол, у-кол, фут-бол, ствол, че-хол, ще-гол.

УЛ: мул, по-дул, а-ул, тя-нул, ки-нул, стул, ус-нул, зев-нул, шеп-нул, кач-нул.

ИЛ: мил, пил, ку-пил, Ми-ха-ил, ко-сил, но-сил, у-чил, та-щил, гос-тил, са-дил, пус-тил.

ЕЛ: мел, пел, у-мел, хо-тел, дя-тел, Па-вел, си-дел, ши-пел.

ЁЛ: ко-тёл, шёл, по-шёл, ко-зёл.

ЯЛ: мял, го-нял, ме-нял, под-нял, та-ял, си-ял, снял, сто-ял, се-ял.

9.Автоматизация звука [л] в словах, звук со стечением согласных

КЛА: клад, класс.

КЛО: клон, кло-ун.

КЛУ: клуб, клу-бок, клуб-ни, клум-ба, клуб-ни-ка.

КЛЫ: клык, клы-кач.

ГЛА: гла-за, гла-зок, гла-дить, глаз-ки, гладь, глад-кий, глас-ный, со-глас-ный,
ГЛО: гло-ток, гло-бус, глот-ка.
ГЛУ:
глубь, глушь, глу-харь, глу-пыш, глу-би-на, глу-бо-ко, глу-бо-кий;
ГЛЫ: глы-ба, у-глы.

ПЛА: план, плащ, пла-ток, пла-фон, пла-кат, пла-тить, пла-тье, пла-не-та, план-ка, плас-тин-ки, плас-ти-лин;
ПЛО:
плот, плод, плом-ба, пло-ти-на, плот-ник, плош-ка;
ПЛУ:
плуг, плут, плу-ги, плу-тов-ка;
ПЛЫ: плыть.

БЛА: бланк, бла-го-да-рю, бла-го-да-рить;
БЛО:
блок, блок-нот, блон-дин, блон-дин-ка;
БЛУ:
блу-за, блу-зон, блу-зоч-ка, каб-лук.

ФЛА: флаг, фла-ги, фла-кон, фла-нель, фла-мин-го;
ФЛО:
флот, фло-ра, флок-сы, фло-мас-тер;
ВЛА:
вла-га, власть, влаж-ный, вла-де-ни-е, Влад, Вла-дик, Вла-дис-лав, Вла-ди-мир.

ХЛО: хлопья, хло-пок, хло-пать, хло-пуш-ка;

ЗЛА: зла-ки, Зла-то-влас-ка, Зла-то-гла-ва-я;
ЗЛО:
зло-ба, зло-дей, зло-дей-ка, злой, злость, злоб-ный;
ЗЛЫ:
злы-е.

СЛА: Сла-ва, сла-бый, не-сла, па-сла, слад-кий, слав-ный,скла-ды-вать;
СЛО:
сло-во, слог, слон;
СЛУ:
слу-ги, слу-га, слу-жить;

ШЛА: шла, шланг, шлаг-ба-ум.

10.Автоматизация звука [л] в словах с двумя этими звуками

Л о-л а, л о-мал , дол -бил , гл а-дил , пл а-вал , мол -чал , де-л ал , по-л ол , ко-л ол , ко-л о-ко-л а, гл а-ди-о-л ус, у-л ыб-нул -ся, Вл а-дис-л ав.

11.Автоматизация звука [л] в словосочетаниях

Гол убое небо, тёпл ый тул уп, бел ый мел , шёл ковый пл аток, сл адкая бул ка, тяжёл ый мол оток, светл ый л окон, бел ые фл оксы, гол одный вол к, спел ое ябл око, весёл ый бал , гл убокий кол одец, смел ый сол дат, тол стый бл окнот, тол стые чул ки, тёпл ый чул ан, ал ый фл аг, мол очная каша, тол стая пал ка, хол одный подвал , шёл ковая бл уза.

12.Автоматизация звука [л] в предложениях из 3 слов

Алла ела яблоко. Луша мыла пол. Слава пил молоко.

Луша чистила лук. Володя стал пилотом.

13.Автоматизация звука [л] в предложениях из 4 слов

У лайки – белые лапки. У белки – тёплое дупло. У Милы – голубое

платье. Владик уехал в колхоз. По волнам плывёт плот.

Клава захлопала в ладоши. Стул упал на пол. Павел ушёл на футбол.

Лось убежал от волка. Влад купил духи «Фиалка».

На яблоне – спелые яблоки. Алла писала мелом слова.

Луша мыла куклу мылом.

Клава каталась на лыжах. У Луши – белые голуби.

Дятел долбил ствол сосны. У слона – белые бивни.

У Золушки – шёлковое платье. Ложка из олова – оловянная.

Платье из шёлка – шёлковое. Аллея из ёлок – еловая.

14.Автоматизация звука [л] в предложениях из 5 слов

Мила поставила лампу на стол. Клава покупала молоко и свёклу.

Лола поливала флоксы на клумбе. Слава плавал на плоту по Волге.

У Володи – иволга из пластилина.

Мила мыла пол в классе. Михаил сделал больному Павлу укол.

Золушка подметала и мыла полы. Флоксы, ландыши и фиалки – цветы.

На полу Клава нашла булавку.

15.Автоматизация звука [л] в предложениях из 6 слов

В голубом небе плывут белые облака. Алла дала Володе пилу и молоток. Клубок упал со стула на пол. Влад плыл на лодке по волнам. Луша надела на голову белый платок. Мила и Володя плывут в лодке.

Волшебница помогла Золушке поехать на бал. На балу Золушка смеялась и танцевала. В чулане на полке стоял бокал. Алла купила алычу, а Володя – клубнику. Ласточка, иволга, соловей и галка – птицы.

16.Автоматизация звука [л] в предложениях из 7 слов

Платье, колготки, блуза и плащ – это одежда.

Белла полоскала белый халат в холодной воде.

17.Автоматизация звука [л] в предложениях из 8 – 9 слов

Луша ела спелую клубнику, а Павел ел пастилу.

На балконе у Славы – голубые и белые фиалки.

Алла покупала фиалки, Луша – цикламены, а Лола – флоксы.

Белка, лось, волк, слон и лань – это дикие животные.

18.Автоматизация звука [л] в чистоговорках

ЛА – ЛА – ЛА лопата и пила

ЛА – ЛА – ЛА новая юла

ЛА – ЛА – ЛА высокая скала

ЛА – ЛА – ЛА новая метла

ЛА – ЛА – ЛА в окошке нет стекла

ЛА – ЛА – ЛА Мила пол мела

ЛА – ЛА – ЛА кошка на окне спала

ЛА – ЛА – ЛА лодочка плыла

ЛА – ЛА – ЛА у Володи есть пила

АЛА – АЛА – АЛА я маме помогала

УЛА – УЛА – УЛА я шары надула

ОЛА – ОЛА – ОЛА это наша школа

УЛА – УЛА – УЛА в море плавала акула

ЛАТ – ЛАТ – ЛАТ в салатнице салат

ЛОК – ЛОК – ЛОК мы купили котелок

ЛОМ – ЛОМ – ЛОМ мы сидели за столом

ЛАТ – ЛАТ – ЛАТ голубой халат

ЛАС – ЛАС – ЛАС постели палас

ЛО – ЛО – ЛО на улице тепло

ЛО – ЛО – ЛО мы приехали в село

ЛО – ЛО – ЛО мама вымыла окно

ЛО – ЛО – ЛО в лодке новое весло

ЛО – ЛО – ЛО на дереве дупло

ЛУ – ЛУ – ЛУ мы сидели на полу

ЛУ – ЛУ – ЛУ диван стоит в углу

ЛУ – ЛУ – ЛУ я взяла иглу

ЛУ – ЛУ – ЛУ я ищу пилу

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – дети вымыли полы

ЛУ – ЛУ – ЛУ – заведу юлу

ЛУ – ЛУ – ЛУ – всех прошу к столу

ЛО – ЛО – ЛО – на улице мело

ЛО – ЛО – ЛО – платье мне мало
СЛА – СЛА – СЛА – я гусей пасла

СЛА – СЛА – СЛА – Мила яблоки несла

ШЛА – ШЛА – ШЛА – мама в комнату вошла

КЛА – КЛА – КЛА – мама пироги пекла

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ подмели полы

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ новые столы

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ вот идут ослы

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ у папы нет пилы

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ в комнате углы

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ у мамы нет метлы

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ мы стояли у скалы

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ у Милы две иглы

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ мы забьём голы

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ завяжи узлы

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ в печке нет золы

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ вот идут козлы

АЛЫ – АЛЫ – АЛЫ новые пеналы

АЛЫ – АЛЫ – АЛЫ на дороге шпалы

ИЛЫ – ИЛЫ – ИЛЫ у папы много силы

ОЛЫ – ОЛЫ – ОЛЫ делаю уколы

ОЛЫ – ОЛЫ – ОЛЫ я стою у школы

ИЛЫ – ИЛЫ – ИЛЫ мы купили пилы

АЛ – АЛ – АЛ папа гвозди забивал

АЛ – АЛ – АЛ со стола упал пенал

УЛ – УЛ – УЛ я поставил стул

УЛ – УЛ – УЛ наш малыш уснул

УЛ – УЛ – УЛ Павел сел на стул

ОЛ – ОЛ – ОЛ мы забили гол

ОЛ – ОЛ – ОЛ Алла мыла пол

ЫЛ – ЫЛ – ЫЛ суп уже остыл

ИЛ – ИЛ – ИЛ папа потолок белил

ИЛ – ИЛ – ИЛ машину я катил

ИЛ – ИЛ – ИЛ дятел дерево долбил

ИЛ – ИЛ – ИЛ рисунок папе подарил

ОЛ – ОЛ – ОЛ я поставил стул на стол

ОЛ – ОЛ – ОЛ папа сделал стол

ОЛ – ОЛ – ОЛ Михаил дрова колол

ЫЛ – ЫЛ – ЫЛ я машину мыл

АЛ – АЛ – АЛ я купил пенал

АЛ – АЛ – АЛ наш малыш упал

19.Автоматизация звука [л] в пословицах и поговорках

Где хол одно, там и гол одно.

Л овит вол к, да л овят и вол ка!

Мал сол овей, а гол осок – зол отой.

От л ампы – светл о, а от печки – тепл о.

Дал мёду – дай л ожку!

Всякое дело делай умело.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!

Обещал – сделай, дал слово – выполни!

Делано наспех – сделано насмех.

Неумелой швее иголка с ниткой шить мешают!

20.Автоматизация звука [л] в стихах

Искала белка дуб с дуплом.

Дупло у белок - это дом.

Клоун Милу удивил:

Он за хвост слона водил.

Голубке голубь угодил:

Ей платье, платок и панаму купил.

В платье над лугом голубка летала –

Не только меня она напугала!

В полнолуние под ёлкой

Волк завоет на луну.

Нет оленя, белки, тёлки –

Плохо, голодно ему.

Кипятила Клава молоко.

Молоко кипятить нелегко.

Внимательно Клава глядит,

Когда молоко закипит.

Плыла на лодке лайка.

У лайки – балалайка.

Долго пела лайка мне

О погоде, о луне.

Мила вымыла ладони,

Мила сделала салат.

Маме помогала Мила.

Мама Милу похвалила.

Вот откуда эта мгла:

Луна на облако легла,

А облако как одеяло

Луну окутало, поймало.

Болонка лайку удивила:

Надела платье, белый бант.

Сказала: «У меня талант:

Могу я лаять, петь, скакать,

Вальс и ламбаду танцевать».

Белая лужайка,

Тёплая фуфайка,

Я на лыжах побегу –

Ты меня поймай-ка!

Молоток стучал, стучал,

Гвозди в доску загонял.

Колотил он с толком –

Получилась полка.

Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел,

А вот белка не бела,

Белой даже не была!

Ёлка с ёжиком похожа:

Ёж в иголках, ёлка – тоже.

Алла долго булку ела,

Аппетита не имела.

Жучка тихо подошла:

Булку цап – и все дела!

Мышка весело жила –

На пуху в углу спала.

Ела мышка хлеб и сало,

Но всё мышке было мало!

Веник пол подметал,

Веник очень устал.

Он чихнул,

Он зевнул

И тихонечко уснул…

Жил – был Забыл

— Где жил?

— Где был?

— Что ел?

— Что пил?

Ну и лошадка:

Кожа гладка,

Чисто умыта

С головы до копыта,

Овса поела,

И снова – за дело!

Голубь, гусь и галка –

Вот и вся считалка!

Завизжала пила,

Зажужжала, как пчела:

«Ж – ж – ж – ж …

Л – л – л – л …»

Сломалась и стала,

Начинай сначала!

Целый день сегодня шью.

Я одела всю семью.

Погоди немного, кошка,

Будет и тебе одёжка!

21.Автоматизация звука [л] в текстах

Мяукающий клубок

Лола купила голубые и белые нитки. Смотала нитки в клубки и положила на стол. Голубой клубок упал на пол.

Котёнок подбежал к клубку и стал его катать лапками. Катал клубок, катал, запутался и жалобно замяукал.

В комнату вошла Лола. Она воскликнула: «Голубой клубок замяукал!»

Е. Спивак

Дятел

На высокой ёлке сидел дятел и долбил ствол. Шапочка у дятла – алая, клюв – длинный.

Увидел Павел, что дятел сидит низко, хотел его поймать и унести домой. Но дятел испугался и улетел. Мама сказала Павлу: «Дятел – лесная птица. Он должен жить в лесу»

Е. Спивак

Кукла

У Аллы была кукла. Алла звала куклу Ладой. У куклы – голубые глаза и длинные волосы. Алла катала куклу на велосипеде. Кукла упала в лужу и испачкалась. Алла долго мыла Ладу мылом, одела на неё голубое платье и завязала ей белые банты.

Е. Спивак

Хотела галка пить

Хотела галка пить. Увидела – стоит кувшин с водой. А вода в нём была на самом дне. Галка скакала, скакала – всё без толку. Никак не смогла галка достать воду. И стала галка кидать в кувшин камешки.

Кидала, кидала и накидала столько, что вода поднялась, и галка смогла напиться. Какая умная была галка!

По Л. Н. Толстому

Кому пол мести?

Влад и Лада молчали. Потому что кто до обеда скажет хоть слово, тому пол мести.

Вот сидят они в углу и молчат. Влад молчит, и Лада молчит. Влада папа зовёт: «Владислав, ты где? Иди на велосипеде покатаю!» А Владик сидит в углу и молчит. Тут мама позвала Ладу: «Лада, возьми яблоко, сладкое – сладкое!» А Лада сидит в углу и молчит. Молчали они, пока Владику чихнуть не захотелось. Повёл он носом, да как на всю комнату: «Апчхи!»

— Ага, Владик, ты «апчхи» сказал, тебе пол мести!

— Ну да, — сказал Влад, — «апчхи» — это не слово!

Подумала Лада полминуты и взяла веник.

«Ладно, — сказала она Владику, — Хоть «апчхи» — это не слово, но ведь мама устала. Надо ей помочь».

И стала Лада пол мести. А Владиславу стало стыдно, и он побежал за совком.

По Л. Успенской, Н. Успенскому

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Алифанова Е. А., Егорова Н. Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. – М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. – 80 с. (В помощь логопеду)
  2. Сахарова И. И. Чистоговорки в картинках. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 32с. (Конфетка)
  3. Спивак Е . Н. Звуки Л, Ль, Р, Рь. Речевой материал по автоматизации для дифференциации звуков у детей 5-7 лет / Е.Н. Спивак. – М.: Издательство ГНОМ иД, 2007. – 88 с.
  4. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. Кн. Для учащихся. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 1993. – 224 с.: ил.
  5. Картинка «Пароход» http://www.maminpapin.ru/components/ com_virtuemart/shop_image/product/02.jpg4e2d5f3be74d5.jpg


Загрузка...