novomarusino.ru

Конспект лекций для студентов по курсу «Основы философии». Сборник заданий для самостоятельной работы по дисциплине "основы философии" Основы философии кратко

Фотограф Chris Wells

Первоначально рассматривая все области исследования действительности и породив конкретные науки, в том числе физику, геометрию, химию и другие, философия сконцентрировалась на своих специфических направлениях изысканий. Основы философии базируются на областях и дисциплинах исследования, подходах к изысканию и методах поиска, проверки и интеграции сведений. Основы философии составляют её дисциплины, которые я упомянул в других статьях, остановлюсь на областях:

  • Материальная действительность - то объективное, что окружает человека, исключая его самого. Познание этой области науками естествознания дополняется специальными методами философии;
  • Метафизическая действительность м уникальная область философии, исследованием которой занимается только эта наука в силу особенностей объекта и предмета изучения, который многим наукам в принципе не доступен;
  • Социально-общественная область - в настоящее время рассматривается совместно с рядом гуманитарных наук отдельными дисциплинами философии;
  • Общая и частная область установок человека - комплекс сложных связей конкретного индивида и групп человечества, исследуемая философией совместно с другими науками.

Безусловно, это далеко не все области интересов основ философии, так же они классифицируются по направленности - теоретические и практические. Тесная взаимосвязь разных дисциплин составляет теоретические основы философии, которые сочетают свои подходы, понятийные аппараты, методологию и исторические авторитеты.

В последнем заключается особенность философии - способность к компиляции и обширному эффективному охвату знаний любых областей, будь то подход от общего к частному (анализ), или от частного к общему (синтез).

Основы философии кратко

Теоретические основы философии, в том числе, базируются на отличии философского, а позднее научного, мировоззрения от мифологического и религиозного. Если в мифологическом и религиозном мировоззрении окружающий мир описывался на основании впечатлений и веры в иррациональные теории, то философское мировоззрение имеет рациональную, теоретически и эмпирически обоснованную структуру на основании достоверного опыта.

В основе философского мировоззрения лежат три направления объяснения:

  • Космоцентризм отталкивается от бесконечности, сложности и всепроникающем влиянии окружающей действительности (от греческого космос - вселенная, пространство );
  • Теоцентризм усматривает важнейшее влияние трансцендентного разума(ов) на всё сущее, говоря иначе речь идёт о богах (от греческого теос - бог );
  • Антропоцентризм в качестве меры и эталона, генератора критериев усматривает человека и ему отводит важнейшую роль (от греческого антропос - человек ).

Основное отличие теории философии от других научных знаний - это уклон в теоретическую часть, в отличии от превалирующего эмпирического в других науках; но это не значит, что опытные, а ранее чувственные, изыскания отсутствуют в философии. Если бы последнее было не так, то из философии не сформировались бы естественные науки, такие как, например, физика или химия.

Основы философии - это теоретическое осмысление всех ранее накопленных знаний, рефлексия с учётом изученного, предельная компиляция данных. Но не смотря на это, философия имеет свои методы, предметы, объекты, научные вопросы, направления, проблемы, понятийный аппарат и прочее присущее естественным наукам.


1Функции философии

(др. - греч. любовь к мудрости)- особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях Общепринятого определения философии, равно как общепринятого представления о её предмете, не существует, поскольку само признание той или иной теории или методологии является философской процедурой и осуществляется на основе той или иной системы философских представлений. В истории существовало множество различных типов философии, отличающихся как своим предметом, так и методами. В самом общем виде под философией понимают деятельность, направленную на постановку и рациональное разрешение наиболее общих вопросов, касающихся сущности знания, человека и мира.

Традиционно философия определяется как исследование первопричин и начало всего сущего- универсальных принципов, в рамках которых существует и изменяется как бытие, так и мышление, как постигаемый Космос, так и постигающий его дух Мыслимое в традиционной философии выступает в качестве бытия - одной из основных философских категорий (ср. тезис Парменида: «мыслить и быть- одно и то же»). К бытию относятся не только реально происходящие процессы, но и умопостигаемые возможности. Поскольку мыслимое необозримо в своих частностях, философы, в основном, концентрируют своё внимание на первопричинах, предельно общих понятиях, категориях. В разные эпохи и для разных философских направлений эти категории свои (поэтому Гегель определял философию как «современную ей эпоху, постигнутую в мышлении»).

Философия включает в себя такие различные дисциплины, как логика, метафизика, онтология, эпистемология, эстетика, этика и др., в которых задаются такие вопросы, как, например, «Существует ли Бог?», «Возможно ли объективное познание?», «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?» Фундаментальным методом философии является построение умозаключений, оценивающих те или иные аргументы, касающиеся подобных вопросов. Между тем, точных границ и единой методологии философии не существует. Споры идут и по поводу того, что считать философией, и само определение философии различно в многочисленных философских школах.

Существует несколько функций философии: это –

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).

Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно - гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

2 Филосовский монизм в толковании проблем бытия

МОНИЗМ (греч. monos - один) - 1) тип организации философского знания, определяющийся наличием в нем одного основного принципа, в соответствии с которым осуществляется все содержательное наполнение философской системы; семантически противостоит дуализму и плюрализму; 2) признание в рамках этого принципа единого начала, общего закона устройства мироздания, определяющего все многообразие сущего, в том числе и человеческого бытия. В отличие от дуализма и плюрализма, монизм отличается большей внутренней последовательностью, монолитностью, что в то же время с неизбежностью приводит к большей схематизации реальности.

Теория, согласно которой кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу. Для нерефлектирующего ума видов субстанции, существующих в мире, практически бесконечное число: камень, дерево, стекло, соль, сахар кажутся глубоко и очевидно различными веществами. Первые греческие философы много занимались тем, что сокращали число субстанций, обнаруживая их тождественность на более глубоких уровнях. По Эмпедоклу, существует только четыре первовещества: земля, воздух, огонь и вода. Фалес даже рискнул предположить, что все состоит из одного элемента - воды, поскольку она может находиться в твердом, жидком и газообразном состояниях. В то же время обыденные представления всегда носили дуалистический характер. Для большинства людей материя (имеющая форму, размеры, отличающаяся твердостью и находящаяся в движении) и сознание (не обладающее ни одним из этих качеств) глубоко различны. Системы философского монизма в своем развитии отправлялись от этого обыденного дуализма, делая акцент на той или другой составляющей этого представления о двойственном устройстве мира. Материалистический монизм (например, монизм Демокрита и Гоббса) сводил сознание к материи, представляя ментальные процессы как телесные реакции. Например, ощущение света считалось просто реакцией сетчатки глаза и зрительного нерва на световые лучи.

3 Суть теоцентрического понимания человека

Теоцентризм (греч. Theos - Бог + лат.Centrum - центр круга) - философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога, как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности служит почитание и служение Богу, а подражание и уподобление Ему считается высшей целью человеческой жизни.

Наиболее распространен теоцентризм был в Средние века.

Некогда сотворенный по образу и подобию Божьему, человек отпал от божественной реальности. Потому у него нет прочного места во Вселенной, и искать его в попытках укоренения на Земле - ошибка. "Быть мудрым - значит, умереть для этого мира," - утверждает Августин. Жизнь человека - в усилии к восхождению, которого вне божественной благодати он добиться не может. Его мудрость - в отторжении мира, в снискании града Божьего, и помочь в этом ему может только Господь, даровав откровение. Единственное, что может сделать сам человек, - это жить праведно, ибо лишь праведному дается поддержка Бога. Августин первым заговорил о своеобразной "трещине", проходящей по центру человеческого существа. С одной стороны, человек ничтожен и тленен. "Мне, земле и пеплу, позволь говорить…" - читаем мы в "Исповеди". С другой стороны, человек обладает "умной душой": Бог находится не во внешнем, Он - внутри, и каждый носит в душе Его отпечаток. А посему отрекись от мира - от его "разума", от его соблазнов - и учись у Христа, - настаивает Августин. Книжная ученость ("мудрость мира") ничто перед учением сердца. Весь разум мира - неразумие перед Господом.

Человек, по Фоме Аквинскому, - существо, находящееся на границе материального (тело) и духовного (душа). Сами по себе эти субстанции неполны и лишь в соединении образуют единую природу. Потому целостный человек выше, чем его лучшая часть - душа: ведь она "проживает" в его теле, как бы распространена по всем его органам. Она составляет единое начало жизни - вегетативной, чувственной, интеллектуальной. Таким образом Фома частично реабилитирует человеческую телесность. Другое важное достижение Аквината - попытка реабилитации разума. С его точки зрения, разум и вера - гармонически сопряженные основания человеческого бытия. С их помощью человек постигает "естественный закон", на основе которого развиваются моральные добродетели человека, правовые установления общества и заповеди религии. Более того, само бытие Бога можно доказать рационально: коль все живое движется, есть перводвигатель; раз мир причинен - значит, есть первопричина; поскольку все имеет необходимость, существует первонеобходимость; если все имеет ценность, следовательно, должна быть первоценность; так как мир целенаправлен, то должен быть руководитель всех целей - Бог. Но есть и неподвластное разуму пространство - пространство Божественного откровения. Ведь и сам разум изначально дается человеку Богом.

Учебно-методический комплекс позволяет более эффективно организовать процесс аудиторного обучения и самостоятельной работы студентов. Наличие учебных планов, методического и содержательного обеспечения дисциплины облегчат процесс овладения теорией и практикой дисциплины. Пособие предназначено для преподавателей и студентов обучающихся по всем специальностям и изучающих эту дисциплину. Оно окажет неоценимую помощь в самостоятельном изучении материала. Рекомендуется для очной и заочной формы обучения.

Философия сегодня в значительной степени отличается от того варианта, в каком она изучалась, скажем, лет десять назад. В нее вошли новые темы, в ней сформировались новые подходы. Она приблизилась к реальным чувствованиям и переживаниям человека. В этом учебно-методическом комплексе кратко рассматриваются представления об основных спорных "вечных" вопросах, о сложившихся сферах философского знания: философии истории, онтологии, гносеологии, философской антропологии, философии религии, социальной философии, а также о мыслителях и процессах в истории философии. I4з огромного разнообразия философских проблем в учебно-методическом комплексе рассматриваются те, которые не только создают более точное представление о предмете философии в его ключевых аспектах, но сегодня являются наиболее актуальными.

На протяжении последних веков точные науки постоянно сравниваются с человековедческими. В недавнем прошлом пальма первенства неизменно принадлежала конкретным наукам. Когда же речь заходила о постижении человека, человечества, общества, человеческого духа, то складывалось впечатление будто гуманитарные науки менее важны для социальной динамики. не всегда конкретны и доказательны.

Сегодня мы осознаем безусловное значение гуманитарного знания. Оно многообразно и специфично. Однако во всем мире уже давно условились: критерий конкретного знания - точность; критерий гуманитарного знания - строгость. Иначе говоря, гуманитарий рассуждает логично, последовательно, но он не выводит теорем.

Люди всегда ценили не только естественнонаучное, но и гуманитарное знание. Философы были убеждены, что различные типы познания дополняют друг друга, расширяя наши представления о мире, кроме того, они имеют свою специфику, отличаются друг от друга. Например, издавна различаются науки о природе и науки о духе, о богатстве человеческого сознания. Особой враждебности между этими областями знания никогда не наблюдалось.

Однако в европейской истории случилось так, что наука поразила человечество грандиозными открытиями. Она обрела чрезвычайно высокий статус, поскольку сумела вооружить людей фундаментальными законами природы. Бурный рост науки имел далеко идущие последствия: она начала теснить философию и другие области гуманитарного знания. Более того, наука стала претендовать на монопольное знание о мире.

Еще в ХIХ в., многие мыслители пытались подходить к философии с мерками науки. Но уже в ХХ - ХХI столетиях раздались серьезные предостережения: никто не оспаривает значения точного знания, однако сфера науки далеко не беспредельна. Нам часто приходится входить в такие области, где наука бессильна. Спросим себя: зачем человек живет на Земле? Точного ответа на этот вопрос нет. да его и невозможно получить в рамках естественно-научного эксперимента или теории. В таких случаях слово остается за философией, религией, этикой.

Представителям точных наук казалось, что человечество восходит к своему возмужанию благодаря наличию и преодолению определенных типов сознания. Считалось, что патриархальные, древние типы достижению мира, так же как миф, религия, мистика, отслужив свое, уступают место другим, более удачным и универсальным формам освоения реальности научным. Следовательно, наука признавалась единственно надежным компасом человечества.

На самом же деле, никакое человеческое достояние, однажды возникнув, не утрачивается до конца. Оно продолжает существовать в толще культуры, причем нередко оказывается востребованным вновь. Ориентироваться только на науку опасно. Ведь люди не зря открыли такую форму осмысления мира, как, скажем, философия. Стоит ли ее подчинять науке? Не приведет ли это к обеднению человеческого духа?

В каждую историческую эпоху философия играла огромную роль. Однако те взгляды, которые использовались людьми в конкретный период истории, не забывались, не утрачивались. Мы и сегодня читаем трактаты Платона, Августина Блаженного, Канта или Хайдеггера., Философия не только шлифует ум, учит рассуждать, размышлять. За прошедшие века она действительно накопила мудрость, которая навсегда останется с человечеством. Современный специалист, не знающий философии, навсегда останется узким профессионалом, не способным к обобщению и творчеству. Изучение философии - путь к знаниям. мудрости. профессиональному мастерству.

Пособие по предмету философии" необходимо для получения студентами философских знаний, которые помогут правильно и самостоятельно представлять философию, как специфическую область знания, в которой рассматриваются научные и религиозные картины мира, смысл жизни человека, формы человеческого сознания и особенности его проявления в современном обществе, соотношение духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества. цивилизации. Уровень философского развития определяет успешное постижение и других дисциплин: естественнонаучных, прикладных и т.д.

Образовательно-профессиональные требования к дисциплине

Место дисциплины в системе подготовки . Общепрофессиональная дисциплина для всех специальностей представляет собой систему лекционных, лабораторных и индивидуальных занятий. В результате изучения основ философии студент должен:

Знать основную проблематику философии и осознанно ориентироваться в истории человеческой мысли, в основных проблемах, касающихся условий формирования личности, свободы и ответственности, отношении к другим людям, к социальным и этическим проблемам развития современной культуры, науки, техники, понимания необходимости сохранении окружающей и культурной среды.

Уметь самостоятельно анализировать и оценивать те или иные мировоззренческие и этические позиции окружающих людей, общества в целом.

Понимать : чтобы быть, стать человеком, нужно научится философски мыслить, думать и постоянно развивать свой духовный уровень.

Согласно стандарту в обязательный минимум содержания программы должны входить: предмет философии, основные идеи мировой философской мысли; природа человека и смысл его существования; человек и Бог; человек и космос; человек, цивилизация, культура; свобода и творчество личности; человеческое познание и деятельность; наука и ее роль в обществе; человечество перед лицом глобальных проблем.

Элементы разработанной программы соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта в части требований к уровню подготовки выпускника и минимума содержания и выделены в нижеприводимой тематике занятий.

Вопросы для зачёта по дисциплине “Основы философии”.

1. Философия, её предназначение и роль в жизни человека.

2. Мировоззрение и философия. Специфика философского знания.

3. Основные проблемы философии Древнего Востока.

4. Античная философия и её историческое значение.

5. Средневековая философия. Основные этапы её развития.

б. Философские взгляды в эпоху Возрождения.

7. Философия Нового Времени, её основные проблемы и характерные черты.

8. Характерные черты Немецкой классической философии.

9. Основные направления развития западноевропейской философии конца ХIХ - ХХ в. в.

10. Традиции и особенности русской философии.

11. Понятие бытия, его смысл и специфика.

13. Сущность и природа человека.

14. Проблема сознания в философии.

15. Проблема познания в философии.

16. Наука и ее роль в жизни общества.

17. Происхождение и особенности религии.

18. Общество - как предмет философского исследования. Структура общества.

19. Культура и цивилизация, их роль в жизни общества.

20. Сущность глобальных проблем и пути их решения.

Введение. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе

Философия дает замечательное лекарство и противоядие против невежества и заблуждения. Ф. Бэкон.

Философия (греч phileo - любовь, sophia - мудрость) зародилась примерно 2500 лет назад в странах древнего мира - Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она Достигла в древней Греции. Первым человеком, назвавшим себя философом, был древнегреческий мыслитель Пифагор, а в качестве особой науки ее впервые выделил другой древнегреческий мыслитель Платон.

Изначала, вследствие, неразвитости наук, философские проблемы вплетались во всю совокупность знаний, и только позднее выделяются математика, астрономия, химия, биология и т.д. Философия все больше превращалась в систему знаний о мире, имея своей задачей дать ответы на наиболее общие и глубокие вопросы о природе, обществе, человеке.

Философия включает относительно самостоятельные ее разделы:

онтология - учение о бытии и его сущности;

гносеология - учение о познании;

логика - учение о мышлении, его законах и формах;

этика - учение о морали;

эстетика - учение о прекрасном в жизни и искусстве;

социальная философия - учение о человеческом обществе;

история философии, изучающая зарождение, становление и развитие философской мысли.

Это деление носит условный характер: все эти разделы образуют некое единоцельное образование, в котором все составляющие тесно переплетаются друг с другом.

Таким образом, философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Наиболее распространенный взгляд на философию: во-первых, как на тип мировоззрения, а во-вторых, как на науку.

Мировоззрение - это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы, определяющие, жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации.1

Надо отметить, что понятие "мировоззрение" шире понятия "философия ". Философия - такая форма общественного и индивидуального сознания, которая обладает большей степенью научности, теоретически обосновывается, чем просто мировоззрение, базирующееся, например, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.

Философия, как едино-цельное мировоззрение, есть дело всего человечества, но как и отдельный человек, она никогда не жила и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями. Философия осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества. И все это в органическом единстве - ведь о мировоззрении человека мы судим по его делам.

Таким образом, философия - это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

Мировоззрение имеет свою специфику, определяемую уровнем развития производства, науки, культуры и другими факторами. В связи с этим выделяются типы мировоззрения:

мифологическое, религиозное, обыденное и философское.

Мифологическое мировоззрение - формируется на разных стадиях развития общества и представляет первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире.

Мифология - фантастические отражение действительности в виде чувственно-наглядных представлений. Порожденные фантазией первобытного человека мифические существа - боги, духи, герои - наделены человеческими чертами, они совершают человеческие поступки, а их судьбы схожи с судьбами смертных людей.

Главное значение мифов в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом. обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

Религиозное мировоззрение - сформировалось на сравнительно высокой стадии развития древнего общества. Отличается верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей. Религиозная вера проявляется в поклонении неким высшим сверхъестественным силам, которые приписывались свойствам материальных предметов - камням, металлам и т.п. связям между предметами (например, вера в кровную связь племени с определенным видом животных и растений, богами и духами). Позднее формируется образ единого Бога - творца всего существующего; блюстителя обычая, традиций, нравственности, духовных ценностей. Возникают монотеистические религии: христианство, ислам, буддизм.

Религиозное мировоззрение , обобщающее многовековой опыт человечества, включает общечеловеческие нормы, нравственные принципы, идеи добра и справедливости, сохранившие свое влияние в современном обществе.

Таким образом, религия придает смысл и значение человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.

Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии их мировоззренческий характер всю совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека в мире и т.д. Представляет логическую упорядоченную систему знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновать положения и принципы.

В содержание философского мировоззрения входят не только собственно философские проблемы, но также обобщенные экономические, политические, правовые и естественнонаучные представления, нравственные, эстетические, религиозные (или атеистические) принципы, воззрения, идеалы. Теоретической основой данного типа мировоззрения является философия, где она выполняет интегрирующую роль, ставит и предлагает решение конкретных мировоззренческих вопросов, и прежде всего - центрального вопроса - отношение человека к миру.

Таким образом, философское мировоззрение - это система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку.

Обыденное мировоззрение является первоисточником всех других типов. Основываясь на жизненном опыте обыденное мировоззрение, служит ориентиром в повседневной деятёльности, однако человек нередко испытывает затруднения, сталкиваясь со сложными проблемами, решение которых требует основательных знаний, культуры мышления и чувств.

В современном мире существуют все типы мировоззрения, они тесно связаны между собой и представляют сложное сочетание.

Вокруг вопроса о том, является ли философия наукой, ведутся споры. Ряд философов отрицают ее принадлежность к миру науки, другие рассматривают противоположную позицию. На самом же деле философия опирается на науку, корректируется и развивается вместе с ней и сама оказывает влияние на развитие науки. Но философия взаимодействует не только с наукой, но и с другими сферами духовной жизни общества. Ее теоретические принципы и ценностные ориентации оказывают воздействие на экономику и политику, правовые и нравственные отношения, искусство и религию, на формы общественного сознания. В свою очередь различные сферы общественной жизни воздействуют на философию

Основной вопрос философии - что является первичным, определяющим - материальное или идеальное, природа или дух, материя или сознание? - делит философов на Материалистов, признающих первичным элементом материю, существующую вне и независимо от сознания, а сознание - вторичным, производным от материи, и идеалистов, считающих, что дух, сознание предшествуют материи и творят ее.

Специфику философии нельзя раскрыть достаточно полно, не затрагивая вопроса о ее функциях:

мировоззренческая , связана с абстрактно-теоретическим объяснением мира, в отличие от всех других видов и уровней мировоззрения.

методологическая , заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе познания и освоения действительности человеком.

прогностическая, формулируется в рамках гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира.

аксиологическая, тесно связана с философией, так как содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.д.

социальная, охватывает различные аспекты общественной жизни.

Все функции философии тесно связаны между собой и только через их целостное единство проявляется специфика и сущность философского знания. Таким образом, философия как наука имеет большую нравственную значимость. Она помогает личности ясно судить о том, что происходит вокруг в природе, в обществе и в сознании людей. Эти знания базируются на основаниях, пришедших из глубины веков, из них состоит фундамент современной науки. Философия показывает и сокращает путь к истине.

Вопросы для самоконтроля :

1) В чем состоит назначение философии?

2) Что такое мировоззрение?

З) Что такое философское мировоззрение? Чем отличается оно от других исторических типов мировоззрения?

4) Сводима ли философия к науке?

Здравствуйте, дорогие читатели!

Предмет философии, основы, определение, функции, история, понятия, нерешенные проблемы, гносеология, эмпиризм, рационализм и другие важные вопросы философии. Это тема для серии статей, которые я подготовила специально для современных, прогрессивных, крайне занятых моих читателей. Все статьи – краткие и вмещают информацию в концентрированном виде.

Я знаю, как все мы втиснуты в сжатые сроки наших проектов, срочных личных дел, различного рода непредвиденных обстоятельств. И при таком нашем ритме мы всё равно не оставляем надежды на то, что всё-таки удастся выкроить время, чтобы больше узнать, больше прочитать…

Специально для тех, кто очень занят, но хочет больше знать, я уже готовила цикл статей по теме «Современное искусство». Данный цикл статей будет посвящен теме «Философия: история, основные понятия и проблемы философии».

Из данной, 1-й статьи цикла, Вы узнаете о том, что изучает философия, какие основные вопросы философии остались до сих пор открытыми.

Здесь список всех статей цикла: Философия Нового времени Классическая немецкая философия Русская философия Философия эпохи Просвещения Философия конца 19 – начала 20 веков Философия 20 века

Предмет философии

Предметом изучения философии является всё сущее в мире. Целью философии не определить внешние границы между всеми составляющими мира, а определить их внутренние связи и единство между ними.

Целью философии является увлечение человека самыми совершенным ценностями, высшими идеалами, выведение его из обыденной сферы, придание его жизни истинного смысла.

Главная цель философии — найти смысл бытия и высшее начало.

Другие полезные статьи:

Определение философии

Философия –это наука о познании мира и человека, о познании всеобщих законов развития мира и общества, о познании и объяснении нравственных ценностей и смысла бытия, о познании самого процесса познания.
Философия с давних времен ищет ответы на вопросы: «Что есть истина?», «Можно ли познать мир?», «Первично сознание или материя? », «Что есть Человек?», «Есть ли Бог? », «Зачем мы живем?» и другие.
Слово «философия » происходит от древне-греческих слов phileo – люблю и sophia – мудрость. Философия в буквальом переводе означает – любовь к мудрости.

Разделы философии

Философия включает разделы:

  • Онтологию или метафизику — учение о бытии мироздания;
  • Гносеологию — учение о познании;
  • Логику — учение о мышлении;
  • Этику — учение о морали;
  • Эстетику — учение о прекрасном;
  • Социальную философию и философию истории — учение об обществе;
  • Философскую антропологию — учение о человеке;
  • Историю философии.

Фундаментальные проблемы философии

К фундаментальным проблемам философии , не решенным до сих пор, относятся:

  • проблема бытия — смысл бытия человека, отношение человека к Богу, идея души, ее смерти и бессмертия;
  • проблема познания — может ли наше мышление познать мир объективно и истинно;
  • проблема ценностей — нравственности и эстетики,
  • проблема диалектики — мир статичен или меняется.
  • проблема сущности пространства и времени.

Фундаментальные вопросы философии

В современной философии остаются неразрешенными такие фундаментальные вопросы : Первичен дух или материя? Есть ли Бог? Бессмертна ли душа? Мир бесконечен или конечен, как развивается Вселенная? Что есть Человек, в чем сокровенный смысл истории человечества? Что такое истина и заблуждение? Что есть добро и зло? и другие.

Функции философии

Философия выполняет такие функции:

  • Мировоззренческую функцию — отвечает за понятийное объяснение мира;
  • Методологическую функцию — отвечает за наиболее общие методы познания действительности;
  • Прогностическую функцию — отвечает за формулирование гипотез о тенденциях развития сознания и материи, мира и человека);
  • Критическую функцию — отвечает за принцип «подвергать всё сомнению»;
  • Аксиологическую функцию — отвечает за оценку объекта, который исследуется, с разных точек зрения: нравственной, социальной, эстетической и т. д.);
  • Социальную функцию — отвечает за выполнение двуединой задачи – и объяснение социального бытия, и помощь в его материальном и духовном изменении).

В следующей статье мы рассмотрим вопрос, когда и где зародилась философия. Я коротко расскажу об истории появления и достижениях философской мысли в Древней Греции .

Надеюсь статья Вам понравилась по теме «Предмет философии, основы, определение, функции, история» и Вы захотите более глубоко изучить эту невероятно красивую, завораживающую и полезную область знаний человечества! Уверяю Вас, философия может стать очень полезной для Вас, вплоть до того, что Вы пересмотрите систему своих ценностей и целей.

Очень рекомендую Вам эти 2 статьи по философии с видео лекциями современного философа , в которых он рассказывает о практических советах древнегреческих философов, которые очень помогут Вам в жизни не делать лишних телодвижений и бесполезных действий:

Вот одна из лекций «Как правильно жить — мудрые советы философов Древней Греции» :

Желаю всем вдохновения, всегда позитивного настроя и много сил для всех Ваших планов!



Загрузка...