novomarusino.ru

Евгений Абрамович Баратынский. «Чудный град порой сольётся

Анализ стихотворения Чудный град порой сольется Баратынский по плану

1. История создания . Стихотворение "Чудный град порой сольется..." было написано Е. А. Баратынским в 1829 г. Впервые опубликовано произведение в "Литературном и музыкальном альманахе Радуга" на 1830 г.

2. Жанр стихотворения - философская лирика.

3. Основная тема произведения - эфемерность и хрупкость творческого воображения. Баратынский сравнивает возникшие в воображении поэта прекрасные художественные образы с "летучими облаками".

По воле слепого случая последние иногда образуют на небе "чудный град". Это творение природных сил существует недолго. Малейшее дуновение ветра уничтожает небесный "град" "без следов".

В поэтическом творчестве роль слепого случая играет внезапное вдохновение. Оно неподвластно воле поэта, которому нужно лишь не упустить этот счастливый порыв. "Мгновенные создания" воображения, подобно облакам, чрезвычайно подвержены любому внешнему воздействию ("дыханью посторонней суеты").

Если поэт отнесется к приливу вдохновения пренебрежительно и не успеет запечатлеть возникшие в нем художественные образы, они исчезнут навсегда.

4. Композиция . Миниатюрное стихотворение состоит из двух частей. Первая посвящена описанию чудесного природного явления, вторая - сравнению с ним "поэтической мечты".

5. Размер произведения - четырехстопный хорей с перекрестной рифмовкой.

6. Выразительные средства . В основе стихотворения лежит сравнение. Также можно выделить эпитеты ("чудный", "летучих", "посторонней"), олицетворение ("ветр... коснется"), образные метафоры ("созданья поэтической мечты", "дыханья посторонней суеты").

7. Основная мысль произведения заключается в том, что настоящий поэт должен очень бережно относится к своему творческому дару. Случайные картины, образуемые облаками в небесах, сохранить невозможно. А образы, возникшие в сознании поэта, должны быть немедленно зафиксированы на бумаге. Известно множество случаев, когда гениальные произведения записывались своими авторами на любом подвернувшемся листке и таким необычным образом входили в историю. При этом неизвестно, какие невосполнимые потери понесла мировая поэзия из-за лени или забывчивости поэтов.

“Чудный град порой сольется” – одно из тех новаторских произведений Баратынского, о котором критики отзывались достаточно прохладно. При этом современному читателю оно понятнее, чем человеку 19 века, поскольку поэт был одним и тех, кто опередил свое время. И краткий анализ “Чудный град порой сольется” по плану покажет ученикам 6 класса, в чем именно это проявилось. Он может быть использован на уроке литературы для объяснения материала и как дополнительное пособие.

Краткий анализ

История создания – написано произведение в тот период, когда его автор женился и, собираясь исполнить мечту об уединенной жизни, отказал от дома многим своим друзьям. Созданное в 1829 году, уже в 1830-м оно было опубликовано в “Радуге”.

Тема – прекрасный мир грез и фантазий, который поэт открывает перед своим читателем.

Композиция – двухчастная. В первом четверостишии поэт описывает чудесный мир своего воображения, во второй выражает философскую позицию, говоря о том, что суетная жизнь способна спугнуть вдохновение.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты “чудный град”, “летучие облака”, “мгновенные созданья”, “поэтическая мечта”, “посторонняя суета” .

Метафоры “созданья поэтической мечты исчезают от дыханья суеты” .

История создания

Евгений Баратынский был личностью сложной и большей частью непонятной своими современниками. У него были особенные взгляды на поэзию, которые делали его произведения новаторскими. И “Чудный град порой сольется” – одно из таких.

История создания этого стиха тесно связана с личной жизнью его автора, который всегда считал, что поэт должен творить в тишине и уединении. Поэтому после женитьбы он исполнил свою мечту о тихой жизни, отказал от дома большинству друзей и стал много писать. В частности, в 1829 году им было создано и это прекрасное произведение. А уже в 1830-м, то есть на следующий год, его опубликовали в “Радуге”.

После публикации поэт получил личную благодарность от Пушкина, который считал, что в произведении выражена идея, волнующая многих творческих людей. Но, к сожалению, Александр Сергеевич был одним из немногих, кто воспринят это произведение с большим восторгом.

Тема стихотворения

Баратынский открывает перед своим читателей мир фантазий, в которые он погружен – это основная тема стихотворения. Таким образом он метафорически делится с читателем своей мечтой о свободной простой жизни.

Но все же не это главная идея произведения: он рассказывает о том, что решение полностью посвятить себя творчеству не всегда осуществимо, ведь обязательно находится какая-то раздражающая мелочь, которая будет отвлекать.

Композиция

Композиционное деление стихотворения “Чудный град порой сольется” несложное – оно состоит из двух частей.

Первая часть – это развернутая метафора. Баратынский открывает читателю мир грез и мечтаний, важный для него самого. А мечтает он о том, чтобы освободиться от светских условностей и быть счастливым. Однако эти мечтания легко развеиваются прикосновением суровой действительности, которая представляется лирическому герою необычайно печальной и мрачной.

Вторая часть также имеет достаточно неоптимистичный посыл: поэт показывает, что стихотворные строки могут исчезнуть из души очень быстро, спугнутые внешними обстоятельствами. Это очень его печалит, но изменить ситуацию человек в любом случае не в силах.

Жанр

Это произведение трудно однозначно отнести к какому-то жанру, однако в общем случае оно может считаться философской лирикой, поскольку автор поднимает вопросы, важные не только для него. Он говорит о волшебстве, каковым ему представляется творческая энергия, и показывает поэта как ее проводника. По его мнению, именно уединение и тихая жизнь дают человеку возможность почувствовать эту энергию и передать ее словами.

Стихотворение написано четырехстопным хореем. Этот стихотворный размер создает простую мелодическую линию. Перекрестная рифма объединяет строфы не только общей мыслью, но и схематически.

Средства выразительности

Поэзия Баратынского отличается насыщенностью тропами, которые концентрированно содержатся и в таком небольшом произведении, как “Чудный град порой сольется”.

Он использовал в нем такие средства выразительности, как:

  • Эпитеты – “чудный град”, “летучие облака”, “мгновенные созданья”, “поэтическая мечта”, “посторонняя суета” .
  • Метафоры – “созданья поэтической мечты исчезают от дыханья суеты” .

Выраженные поэтом идеи в полной мере воплотились в реальности: добровольное заточение пошло автору этих строк на пользу не только в творческом, но и в личном плане. Мысли, выраженные в столь совершенной поэтической форме, буквально стали творческим кредо Баратынского.

Данное стихотворение было написано Е.А. Боратынским в 1829 году и имеет свою собственную творческую историю создания.

Как и любое другое лирическое произведение «Чудный град» построено по определенной схеме, а именно по схеме сопоставления образов. Первый из них явно бросается в глаза – это «летучие» облака. Он чудесен, хрупок, нежен. Кажется на первый взгляд, что тема этого стихотворения – это тема природы, однако это не совсем так. Легковесные облака - иными словами олицетворяют собой еще один образ – более емкий и условный – образ поэтического творчества, посещающего поэта. Этот дух настолько неуловим, что каждое постороннее движение может спугнуть его навсегда или на какое-то продолжительное время. Обычная проза жизни только вредит творчеству. Естественно, поэт должен брать вдохновение из окружающих реалий, из своих чувств, но творчество всегда остается творчеством, которое дано не каждому.

Поэт – как проводник этой волшебной энергии творческого полета – в сущности своей обычный человек, который, вдохновившись природой вдали от людской суеты в деревне, создает прекрасные произведения своего ремесла. Именно природа играет ключевую роль в творчестве.

Анализ стихотворения Чудный град порой сольётся по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Родной язык Брюсова

    Это восторженное и философское стихотворение. Поэт олицетворяет (и даже обожествляет) родной язык, обращается к нему. Здесь и описание всех противоречивых качеств этого важнейшего для поэта явления.

  • Анализ стихотворения Анчар Пушкина 9 класс

    Анчар – это стихотворение о власти и о рабстве как о явлениях, не осуждая никого, никого не обличая. Состоит из двух частей, первая описывает мир природы, вторая - мир человека. Слово анчар означает дерево яда. Вокруг этого дерева развивается сюжет

  • Анализ стихотворения Майкова Нива 7 класс

    Если рассмотреть стихотворения Майкова в целом, создать своеобразную умственную ретроспективу творчества, то основная часть лирики этого поэта принадлежит к жанру так называемого чистого искусства

  • Анализ стихотворения Пушкина Я вас любил: любовь ещё, быть может…

    Александр Сергеевич Пушкин написал произведение, строчки которого начинаются с таких слов – «Я вас любил, любовь еще, быть может...». Эти слова поколебали душу многих влюбленных.

  • Анализ стихотворения На качелях Фета

    Стихотворение «На качелях» написано Афанасием Фетом в 1890 году. На тот момент писателю уже исполнилось 70 лет. Это произведение одно из нежных, лиричных творений поэта.



Анализ стихотворения

  • Какие образы возникают в стихотворении?
  • Образ облаков и ветра ; образ мечты и суеты.
  • Что, с точки зрения лексики, представляют собой эти образы?
  • Антонимы.
  • Какие эпитеты использует автор для вырисовывания образов?
  • «чудный град», «летучие облака», «исчезнет без следов»; «мгновенные создания», «поэтической мечты», «посторонней суеты», «дыханье суеты».
  • На сколько частей мы можем условно разделить это стихотворение?
  • Стихотворение можно разделить на 2 части : 1) описание движения облаков, т.е. описание природы , пейзажа, 2) описание чувств, схожих с этим природным явлением, т.е. рассуждение , размышление.
  • Какой прием лежит в основе стихотворения (если один процесс похож на другой)? Докажите.
  • А основе стихотворения лежит сравнение : душевные переживания походят на движением облаков. Также автор используется слово «так», которое имеет значение сравнения.

Анализ стихотворения «Чудный град порой сольется…»

  • Что это за «посторонняя суета» и как она мешает «поэтической мечте»?
  • Сделайте вывод! Какова тема и идея стихотворения?
  • Тема:
  • 1) природа и человек
  • 2) поэзия
  • Идея:
  • 1) процессы, протекающие в природе и в душе человека похожи;
  • 2) поэтическое вдохновение неуловимо, его легко «спугнуть».


Анализ стихотворения

  • Если бы это была картина (полотно), что бы на ней было изображено? Какие объекты, названные в стихотворении можно нарисовать?
  • Светлый день – «воздух чист», «ясный небосклон», «летают облака», «шумят ручьи», «река несет… / лёд», «древа обнажены», «ветхий лист», «жаворонок».
  • А что нельзя нарисовать? Почему?
  • Нельзя нарисовать чувства, которые рождаются в душе героя.
  • Каким вопросом задается лирический герой? Знает ли он на его ответ? Почему?
  • «Что с нею, что с моей душой?»
  • Слов каких частей речи очень много в тексте?
  • В стихотворении много глаголов : « слепит, летают, шумят, блестят, несет, взвился, поет, журчит, летает».
  • Что достигается таким количеством глаголав? Какой эффект создается?
  • С помощью глаголов создается движение в стихотворении.
  • В «куда» двигается лирический герой? Как мы можем охарактеризовать его «видение»?
  • Лирический герой будто двигается от объекта к объекту , как художник .

Анализ стихотворения «Весна, весна! Как воздух чист!…»

  • Для чего автор создал такую картину? Что он хотел до нести до нас?
  • Определите тему и идею:
  • Тема:
  • Природа , процессы в природе.
  • Идея:
  • Все в природе меняется ; природа всегда находится в движении; нужно уметь видеть эти процессы и восхищаться ими.

Домашнее задание

  • Наизусть одно из стихотворений в соответствии с оценкой:
  • «Весна, весна! Как воздух чист!» - «5»
  • «Чудный град порой сольется…» - «3»
  • ИНДИВИД.: « А . К .Толстой» (сообщение или презентация о поэте)

Урок литературы № 54

Класс 6-А Дата 19.01.2018г.

Тема урока: Е.Баратынский. «Весна. Весна! Как воздух чист!..», «Чудный град порой сольется…». Особенности пейзажной лирики

Цели:

1. Образовательная цель: совершенствование навыков анализа лирического произведения

2. Развивающие цели:

    развитие мышления (умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, доказывать и опровергать);

    развитие элементов творческой деятельности;

    развитие навыков устной и письменной речи;

    развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся;

3. Воспитательные цели:

    Воспитание любви к прекрасному;

    Воспитание в учениках средствами урока уверенность в своих силах, активную жизненную позицию.

Оборудование: ноутбук, компьютер, проектор, презентация, учебник

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I . Организационный момент

Учитель: Ребята, здравствуйте! Сядем поудобнее, приготовим тетради, ручки. Откройте тетради и запишите тему нашего урока.

II . Проверка домашнего задания

III . Мотивация учебной деятельности обучающихся

2.1. Работа с эпиграфом к уроку. Тема занятия.

Ребята, посмотрите на тему урока и скажите, все ли слова вам понятны? Что означает слово ПЕЙЗАЖ?

Словарная работа в тетрадях.

Пейзаж – (фр.) картины природы. Понятие «пейзаж» из живописи перешло в литературу, в поэзию. Стихи, посвященные изображению природы, называются «пейзажными» стихами или «пейзажной лирикой».

А как вы понимаете слово ОЧАРОВАНЬЕ ?

Очарование: 1. устар. Колдовство, волшебство.

2. перен. Чарующая сила, прелесть кого-чего-нибудь.

Так о чем же пойдет речь на нашем уроке? (о том, как прекрасна природа) Как можно перефразировать тему нашего урока?

Прелесть, красота русской природы.

– А теперь обратимся к эпиграфу нашего урока. Вспомните, что такое эпиграф? (отражает главную мысль).

“Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…”

Ф.И.Тютчев

– Как вы понимаете данное высказывание? (Автор хотел донести мысль о том, что часто человек забывает о том, что природа жива, у неё есть свое настроение, душевное состояние)

2.2. Постановка целей и задач урока.

– Посмотрите ещё раз на эпиграф. Какова цель занятия?

(на примере лирических произведений, музыки и изобразительного искусства понять то, что природа чувствует, дышит, радуется и грустит, у неё есть свои тайны, свой язык.)

IV . Работа по теме урока

    1. C лово учителя : Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов и музыкантов, писателей и художников. У художника – краски, у писателя – живописца – слово, у музыканта – звук. В лирике о природе поэты, писатели, как и художники-пейзажисты, изображают природу, выражают свое отношение к ней, передают свои впечатления от нее, любовь к родной земле. При этом каждый из них природу родной страны видит и изображает по-своему.

На уроке мы обратимся к стихам Евгения Абрамовича Баратынского.

2. Знакомство с краткой биографией Баратынского с демонстрацией презентации «Творчество Баратынского»

1. Знакомство с краткой биографией Баратынского

Евгений Абрамович Баратынский родился 19 февраля 1800 г. в имении Мара Тамбовской губернии в дворянской семье. В 1812 г. его отвезли в Петербург и определили в Пажеский корпус – привилегированное военно-учебное заведение. Подпав под дурное влияние, Баратынский в 1816 г. совершил тяжкий проступок- принял участие в краже. Дело дошло до царя. За негодное поведение Баратынский был исключен из корпуса без права поступления на службу. Эта катастрофа сыграла важную роль в жизни Баратынского и наложила глубокий отпечаток на его характер. С детства Баратынский любил поэзию и писал стихи. С 1818 г. завязывает знакомство с Дельвигом, который знакомит его с А. Пушкиным, вводит в писательские кружки и становится его руководителем на литературном поприще. Вскоре стихи Баратынского появляются в печати и были встречены очень сочувственно. Его творческие дарования были отмечены А.Пушкиным.

3.Работа с учебником. Выразительное чтение стихотворения «Весна, весна!..»

4.Беседа:

Какова тема стихотворения? (Наступление весны, пробуждение природы)

Какие звуки помогают понять, что идет весна?

Какие образные средства использует поэт? (Олицетворение, эпитеты, метафоры «на крыльях ветерка»)

Каким настроением проникнуто стихотворение?

На сколько частей можно разделить стихотворение? (2)

О чём говорится в 1 части? а во 2 ?

5. Чтение вслух стихотворения «Чудный град порой сольется…»

Чудный град порой сольется
Из летучих облаков,
Но лишь ветр его коснется,
Он исчезнет без следов.
Так мгновенные созданья
Поэтической мечты
Исчезают от дыханья
Посторонней суеты.

6. Анализ стихотворения «Чудный град порой сольется…»

С первых строк произведения поэт открывает читателям удивительный мир своих грез и фантазий, в которых «чудный град» вдруг неожиданно возникает из «летучих облаков». Отказавшись от шумных компаний и светских раутов, Баратынский действительно предается мечтам о том, что когда-нибудь сможет найти на земле такое место, где будет по-настоящему счастлив и свободен от условностей общества. Однако поэт понимает, что его мечты эфемерны, и волшебный город, нарисованный в воображении, моментально исчезает, когда «ветр его коснется», подразумевая под явлением природы свойство человеческого мозга в самые неподходящие моменты возвращать людей к печальной и мрачной действительности.

Стихотворение состоит из 8 строк. Строфа-восьмистишие (октава). Размер-четырехстопный хорей. Стопа-двухсложная с ударением на первом слоге.

Стихотворение Баратынского «Чудный град порой сольется..» построено на параллельных образах: образ летучих облаков. чудесный, но хрупкий и нежный, сопоставляется с поэтическим творчеством, исчезающим от дыханья/посторонней суеты», от соприкосновения с прозой жизни. В этом стихотворении на первом месте душевное состояние человека, воспринимающего природу, восхищающегося ею. Живя в деревне, поэт прекрасно знает природу, любит неброскую красоту средней полосы России и повествует читателю о ее внутренней гармонии.

VII . Подведение итогов урока. Рефлексия

– Какова была цель занятия? Достигли ли мы её?

– Какие виды искусства использовались нами в течение занятия? Для чего?

С какими стихотворениями, музыкальными произведениями, художниками мы знакомились на уроке?

Итак, и художники, и композиторы, и поэты стремились в своём творчестве показать красоту родной природы, передать глубокое чувство любви к Родине. Вы увидели простой, неяркий русский пейзаж, но он помог нам понять, что природа неотъемлемая часть жизни любого человека, она тоже живая! Еще раз обратимся к эпиграфу.

Чтение эпиграфа

А теперь давайте представим, что вы вышли завтра на улицу и не увидели ни березки, ни заснеженного кустики, ни травинки.

Что вы почувствуете? (Пустоту, одиночество, мы не замечаем природу, но без нее мы не можем жить, она часть нашей жизни)

Как же нужно относится к нашей природе?

Что мы можем сделать для того, чтобы наши потомки увидели красоту нашей природы? (Не мусорить, не ломать деревья)

    Домашнее задание. Выучите стихотворение наизусть.



Загрузка...