novomarusino.ru

Как научить ребенка правильному поведению. Как научить правилам поведения ребенка? Советы для девочек и мальчиков

Возможно ли похудеть подростку без диет? И почему именно без диет? В подростковом возрасте организм ребенка как никогда нуждается не только в достаточном количестве витаминов и микроэлементов, а также калорий. Это интенсивная фаза роста и физического формирования. И конечно же, подразумевает прохождение периода полового созревания. Поэтому жесткие и изнурительные диеты не то, что не желательны, но и крайне противопоказаны в юношеском возрасте.

Если ребенку все дозволено и нет никаких запретов, постепенно он превратится в маленького дьяволенка. А если постоянно за что-то отчитывать или запрещать – вы вырастите закомплексованное существо с отсутствием воли. Поэтому в воспитании детей придерживайтесь золотой середины.

У ребенка самый близкий и родной человек - это мама. Папы играют, так сказать, «вторую роль» в жизни малыша. Именно отец может направить своего сына или дочку на правильный путь. У родителей разные функции в воспитании ребенка, которые дополняют друг друга. Другими словами папа может дать в воспитании малыша то, чего не сможет мама и наоборот.

Как часто радость от рождения ребёнка сменяется раздражением и гневом по мере взросления нового члена семьи. Накапливается тяжёлый груз обид, претензий, непонимания. Незаметно отчуждение превращается в непреодолимую пропасть.

Позади сложные периоды младенчества, когда вы не спали, наблюдая развитие ребенка по месяцам, позади детский сад, впереди поступление в 1 класс, увлекательная ученическая жизнь. Задача родителей заключается в том, чтобы дошкольная подготовка к школе обеспечила ему комфортное обучение, вступление в ученический коллектив.

Привитие ребенку элементарных норм поведения со взрослыми и сверстниками - дело непростое. При подготовке к школе малыш обязан уметь обслуживать себя, соблюдать правила школьного этикета. Неумение общаться, находить общий язык со сверстниками становится порой преградой, обходить которую очень нелегко.

Родители хотят видеть своего ребёнка образованным, отзывчивым и приветливым, ведь их малыш - самый лучший и самый воспитанный. И часто, в силу своей родительской любви, на многое закрывают глаза, оправдывая поступки своих детей, и убеждая себя в том, что они ещё маленькие…

Приходит время и бывший дошкольник становится первоклассником. И если к этому моменту у него не будут сформированы элементарные нормы и правила этического поведения - ребенку придется туго. Такие неподготовленные дети не умеют поздороваться, извиниться и спросить о чём-то, им сложно найти общий язык с одноклассниками.

И если с детства мы будем учить ребенка азам этикета то в будущем, он вырастет воспитанным и образованным человеком.

Подготовка к школе - это процесс длительный, от того насколько малыш будет расти воспитанным, во многом зависит его дальнейшее успешное обучение в школе.

Предлагаю вашему вниманию игры и игровые ситуации по обучению ребенка вежливости и культуре общения.

1. Разыграйте с ребёнком диалог о культуре поведения между людьми разных профессий. Например: между приветливым продавцом и покупателем, учителем и учеником, врачом и пациентом, водителем и пассажиром. Можно включить в игру и отношения между членами семьи: между приветливой бабушкой и внуком, братом и сестрой и т.д. Вместе обсудите народную пословицу: «Не будь приметлив, а будь приветлив».

2. Участники игры по очереди бросают мяч, называя вежливые слова. Игру можно усложнить, предложив называть, например, только слова приветствия, благодарности и т.д. Возможен также вариант, когда каждый игрок повторяет слова, сказанные другими участниками до него, а потом называет своё слово.

3. Попросите ребёнка с помощью норм речевого этикета спросить, как пройти к зоопарку, бассейну, метро, музею.

4. Предположим, ребёнок часто грубит взрослым, хотя вы неоднократно беседовали с ним на эту тему. Один из стульев, которые есть в квартире, назовите «волшебным стулом», посидев на котором человек перестаёт грубить. Если малыш по-прежнему грубит, попросите его подольше посидеть на этом стуле, прислушаться к себе и постараться больше не грубить.
Можно выбрать несколько «волшебных стульев» и назвать их теми качествами, которых не хватает ребёнку. При возникновении сложностей, разрядите ситуацию тем, что предложите малышу посидеть на стуле вежливости или стуле хороших манер.

5. Интересным и развивающим для ребёнка будет такое творческое задание. Попросите его нарисовать, с кем можно сравнить воспитанного человека. Например, с солнышком, потому что каждое утро оно ласково здоровается со всеми. Это игровое задание можно повторить и немного позже, когда сын или дочь подрастут. Сравните работы ребёнка разных лет. Если задание покажется для малыша сложным, не поленитесь нарисовать свой рисунок и расскажите, кого вам напоминают воспитанные люди.

6. Выучите с ребёнком пословицу: «Скромность каждому к лицу». Поразмышляйте над такой ситуацией: как поступит скромный человек, если получит в подарок самые невероятные вещи - ракету, самолёт, красивую машину, ларец с драгоценностями, волшебный замок и т.д.

7. Если ребёнок не отличается скромностью, придумайте и вместе изготовьте «украшение (бусы, ожерелье) скромности». Это могут быть бусы из желудей или другого природного материала и т.д. (малыш предложит множество идей). Объясните, что это волшебное украшение, которое учит людей скромности. Найдите специальное место для него в квартире, и, если ребёнок будет забывать о скромности, снова предлагайте надеть его и задуматься.

8. Мама или папа объясняют игровую ситуацию: «На полках в магазине стояли вежливые слова. Среди них были слова благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста); приветствия (здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер); извинения (простите, извините, очень жаль); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи). Но вдруг из открытой двери подул ветер, все слова упали и перепутались. Надо их снова расставить по полкам».
Для проведения игры желательно подготовить карточки с указанными вежливыми словами.

9. Познакомьте ребёнка с пословицей: «Хорошее приметишь - на плохое не оглянешься». Попросите сына или дочку закрыть глаза и вспомнить всех хороших людей в своей жизни; всё хорошее, что с ними когда-либо случалось; все прекрасные места, где они когда-либо бывали; поступки, которыми они могут гордиться и т.д.

Подготовка к школе - советы родителям

Избегали раздражителей, а в сложных ситуациях старались учитывать особенности ребенка. Но вот наступил учебный год - а с ним неизбежные приглашения на детские дни рождения с аниматорами, долгие ожидания своей очереди в поликлинике и вообще необходимость контактировать с большим количеством детей и взрослых - и в школе, и в детском саду. Практические советы по поведению ребенка с СДВГ в ситуациях стресса дает автор книги "Экстремальное материнство" Ирина Лукьянова.

В каждой семье - свои ситуации, в которых дети и родители вступают в конфликт. Где-то дети так ноют за завтраком, что выводят папу из себя. Где-то мама после посещения торгового центра с детьми возвращается домой с трясущимися руками. Где-то драки на заднем сиденье доводят родителя за рулем до белого каления - особенно если он стоит в пробке и опаздывает на работу.

Общих решений для таких ситуаций нет и не может быть: все дети разные, и то, что работает с одним, не работает с другим. Есть только общие закономерности, которые, как правило, помогают.

Общие закономерности примерно такие:

  • соотносить ожидания с возрастом ;
  • формулировать четкие и немногочисленные правила и ясные последствия их нарушения , обновлять их в памяти перед ответственными событиями;
  • игнорировать менее серьезные нарушения, работать над одним навыком за один раз;
  • вознаграждать хорошее поведение .

Какие же ситуации - самые трудные для детей с СДВГ и просто активных и непоседливых детей?

Мы не можем требовать от ребенка того, что не соответствует его возрасту: например, чинно сидеть за праздничным столом вместе с бабушкой и ее гостями, есть салаты, затем горячее, затем десерт...

"Сколько времени ваша дочь может спокойно высидеть за столом? Пять минут? Пусть это будет пять минут, - говорит доктор Уильям Сирз. - Пусть обстановка за столом будет скорее приглашающей, чем напряженной и сковывающей. Поговорите о том, что ей интересно, а не вынуждайте ее участвовать во взрослых разговорах. Разрешите рассказать что-нибудь интересное про ее день; многие малыши лучше себя чувствуют, когда они в центре внимания. Дайте ей бумагу и карандаши, когда она закончит есть, чтобы она могла чем-то себя занять, или дайте что-нибудь, что можно вертеть в руках, или посадите рядом с ней мягкую игрушку, которую можно „кормить“".

Разумеется, в каждом доме свои правила поведения за столом: у кого-то более жесткие, у кого-то более мягкие. "Не плеваться едой" и "не кидаться хлебом" - само собой. "Не драться с братом" - тоже. А вот "не говорить с набитым ртом" и "не допивать остатки супа из тарелки через край" - стоит ли выставлять ребенка из-за стола за нарушение этих правил?

Дошкольники выводят родителей из себя разборчивостью в еде, медлительностью и попытками во что бы то ни стало привлечь к себе внимание. В этом возрасте бывает полезно нарисовать на бумаге правила поведения за столом и повесить их над столом, пишет Лиза ван ден Гейн. Перед едой можно позвать детей к столу и попросить их напомнить правила поведения за столом. Когда они ведут себя хорошо - поблагодарить. Иногда - мягко исправлять: "Я думаю, ты хотел сказать: передай мне, пожалуйста, кетчуп". Перед походом в гости или ресторан - тоже вспоминаем семейные правила: "В нашей семье принято разговаривать за столом тихо и не лезть руками в чужие тарелки".

Когда дети становятся старше, они приносят за стол гаджеты, едят, никого не дожидаясь, критикуют поданную еду. Им можно напомнить, что взрослость за столом проявляется в умении пользоваться ножом и вилкой, а не айпадом, а недовольные мамиными кулинарными способностями могут начать готовить самостоятельно. Не факт, что это сработает. Но, может быть, ребенок или научится готовить, или будет вынужден смириться с тем, что дают.

Еще одна точка стресса для семей детей с СДВГ - долгое ожидание. Чем можно занять ребенка, если заняться совершенно нечем? Можно играть в словесные игры. Можно рассказывать и сочинять сказки. Играть в пальчиковые игры. Раскраски и куклы-перчатки, если ими запастись заранее, тоже сослужат добрую службу. Можно учить стихи наизусть.

Можно заняться наблюдениями и исследованиями. Помню, как у нас однажды сломалась машина, и пока папа искал помощь, нам с сыном-первоклассником пришлось двадцать минут неподвижно стоять на разделительной полосе зимней дороги. В результате мы решили выяснить, каких машин мимо проезжает больше - красных или белых. Он считал красные, я - белые, и когда за нами пришел папа, сын не хотел уходить: красных получалось на две меньше.

Для малышей в дорогу можно собирать , мелких игрушек и т.п. Сейчас такие коробки можно даже купить: их специально придумывают и выпускают для семей, путешествующих с детьми; есть они в продаже и в России.

Важно не забыть еду и воду, правильно оценивать возможности ребенка (необходимость полчаса идти в гору по жаре заставит разныться даже очень терпеливое чадо), не давать ему переутомляться и перевозбуждаться, особенно если речь идет о ребенке с СДВГ.

Как регулировать поведение ребенка на детских праздниках

Дети с СДВГ плохо выносят и обилие впечатлений, и вынужденный покой при недостатке впечатлений. И в "тихих", и в "громких" общественных местах им трудно, но по-разному.

Детские клубы, рестораны, дни рождения в "Макдональдсе", парки развлечений, праздники с аниматорами, елки, театральные и цирковые представления, крупные торговые центры - все это перегружает нервную систему ребенка. Он заводится, начинает метаться от одного яркого стимула к другому, и если его вовремя не остановить, не увести в тихое место, не дать ему успокоиться, мы очень скоро получим красного, взмокшего, орущего и гогочущего ребенка со стеклянными глазами. Он уже не понимает, что происходит, не слышит, когда к нему обращаются, не может остановиться. Следующий этап - истерика.

Поэтому, если мы собираемся в гости к другим детям или на представление, надо понять, сколько там будет народу, насколько будет шумно и ярко, предполагаются ли активные игры (погоня со стрельбой из игрушечных пистолетов, из лазерных ружей). Есть ли там тихое место, куда можно уйти и успокоиться?

Перед выходом - напоминаем ребенку о правилах поведения в общественном месте или просим его повторить эти правила. Вспоминаем, что будет, если ребенок эти правила нарушит (подерется на дне рождения или будет выкрикивать что-то в театре во время представления). Договариваемся, сколько времени мы там пробудем и когда пойдем домой.

Если дети остаются одни с чьими-то родителями или аниматорами, дайте ответственному взрослому свой телефон, предупредите, что делать, если ребенок перевозбудится, не уходите далеко и будьте на связи, чтобы забрать ребенка в случае истерики или драки.

Если вы сразу оценили обстановку и поняли, что здесь вашему ребенку точно грозит нервный срыв, стоит забрать его раньше.

Дети с СДВГ часто испытывают проблемы в отношениях со сверстниками. Бывает, что дети с рождения умеют понимать чужое состояние, сочувствовать, интуитивно чувствовать, когда их обманывают или над ними смеются. Многие дети с СДВГ ничего этого не чувствуют, не понимают. Некоторые из них ведут себя, как сказочный набитый дурак - всегда неуместно. Другим кажется, что весь мир против них - или, наоборот, все с ними дружат, когда другие дети шарахаются от их навязчивого внимания.

Ирина, мама 17-летнего Ивана, рассказывает: "Ване всегда казалось, что мир к нему враждебен: если где-то смеются, то над ним, если говорят о „ненормальных“ - то это о нем. Он это пережил. Его все любят, за ним носятся девочки, он хорошо учится. Но он до сих пор воспринимает любой косой взгляд как наезд. Весь спектр доброжелательных эмоций и отношений он вообще не воспринимал, любое прикосновение считал угрозой. Спасло его то, что его трудно обидеть. Сегодня кого-то ударит, а завтра они опять друзья. Помогало и проговаривать его чувства: сказанное вслух он воспринимал как уже сделанное: прокричит „Я их всех убью!“ - и успокоится, как будто реальное действие уже состоялось".

Задач при обучении ребенка общению очень много. Надо научить его правильно знакомиться (завязать драку на детской площадке - не лучший способ завязать знакомство), понимать выражение лица и считывать социальные сигналы, поддерживать диалог и зрительный контакт, разговаривать на интересные другому человеку темы, активно слушать, контролировать свой тон, проявлять уместное чувство юмора, уметь говорить "нет", справляться с дразнилками, со стрессом, с гневом, разрешать конфликты...

Родителям приходится работать над социальными навыками последовательно и серьезно. Нужно наблюдать за тем, как ребенок взаимодействует с окружающими. Анализировать ситуации. Разыгрывать по ролям или с игрушками нужные модели социального взаимодействия. Не вбрасывать ребенка сразу в ситуацию общения со многими детьми, а начинать с игры с одним ребенком под родительским контролем.

Специалисты советуют работать над выработкой новых навыков постепенно, по одному. Ставить перед ребенком конкретные цели: не "вести себя прилично", а, например, на этой неделе в два раза меньше перебивать других во время разговора. Или один раз на этой неделе мирно поиграть во дворе. Или освоить один новый способ реагировать на дразнилки. Или научиться показывать "я тебя слушаю" (кивнуть, сказать "угу" и т.п.). Это очень большая работа, и здесь ребенку необходима помощь родителей и психолога.

Консультация для родителей

Как научить ребенка правильному поведению при пожаре?

Основы воспитания детей закладываются в дошкольном возрасте.

Поэтому пожарно-профилактическая работа с детьми должна начинаться с самого раннего детства ещё в родительском доме. Велика любознательность ребёнка. Ему хочется всё узнать и самому всё испытать. И, конечно, в первую очередь ребёнка интересуют яркие и надолго запоминающиеся явления и предметы. А что может быть интереснее огня, с которым ребёнок встречается на каждом шагу? Мама чиркнула спичкой – огонь; папа щёлкнул зажигалкой – опять огонь; первая осознанная встреча Нового года – и всё небо полыхает огнями петард; даже настенные электровыключатели и розетки вокруг ребёнка зажигают свет – огонь.

Поэтому родителям следует самостоятельно научить своих детей действовать в сложной ситуации

На первом же этапе детского любопытства немедленно возникает необходимость пресечь любые шалости и игры с огнём. И здесь, к сожалению, одних словесных разъяснений оказывается всегда недостаточно. После того, как ребёнок проявил первый интерес к огню, становится уже жизненно-необходимым провести профилактическое ознакомление его с грозящей опасностью. Так, например, поднеся в своей руке руку ребёнка к горячему пламени, можно своевременно сформировать первые впечатления ребёнка об опасности огня, заставить его осознать реальную необходимость быть осторожным в обращении с любым проявлением огня. Детские впечатления останутся с человеком на всю жизнь, помогая ему адекватно оценивать опасность огня.

В возрасте от трёх до шести лет дети часто в своих играх повторяют поступки и действия взрослых, отображают их поведение и труд. На данном этапе развития ребёнка, кроме мер воспитательного характера, требуется ещё и установление надёжного режима недоступности со стороны ребёнка ко всем пожароопасным веществам, электроприборам и предметам.

Пока ребёнок не подрастёт: горючие жидкости, спички, свечи, зажигалки, утюги, электроплитки, обогреватели и т.п. – следует убирать в такие места, откуда он не сможет их достать. Причём прятать это нужно так, чтобы у ребёнка не возникло подозрение, что названные предметы умышленно скрываются от него, иначе любопытство может взять верх над запретом.

Особо следует обратить внимание родителей на недопустимость учить детей считать с помощью спичек и (или) выкладывать с ними различные фигурки из отдельных спичек. Во всём этом таится большое зло: дети привыкают к спичкам, просят их, специально ищут, а найдя, устраивают игры, опасные для их жизни.

Чем старше становится ребёнок, тем шире круг вопросов, интересующих его, тем разнообразнее игры, тем самостоятельнее он в своих действиях. Стремление к самостоятельности особенно проявляется в то время, когда дети остаются одни. Причём «одни» они могут оставаться даже при видимом присутствии взрослых.

К семи годам ребёнок уверенно овладевает умением пользоваться самыми различными предметами. Не случайно в этом возрасте ребёнок, на предложение взрослых помочь ему что-либо сделать, часто отвечает: «Я сам».

Теперь уже не следует полностью отстранять детей от спичек. Учитывая естественную тягу детей к огню, следует обучить их правильно и безопасно пользоваться спичками, бенгальскими огнями, свечами, бытовыми электротехническими приборами. В противном случае простыми запретами и угрозами родители могут добиться только обратного эффекта, поскольку они возбуждают любопытство, повышают стремление к сопротивлению и, тем самым, подстрекают к самостоятельным действиям.

После безоговорочных запретов дети начинают играть с пожароопасными предметами в потайных местах. Тут-то и открывается широкий простор для детских поджогов.

Предупреждая использование в играх огнеопасных предметов, важно в то же время приучать ребёнка ничего не брать без разрешения, даже если это лежит на виду, не заперто и не закрыто. При этом совершенно необходимо периодически проверять и контролировать содержание детских карманов и мест потайных «секретов».

Реакция детей во время пожара:

Напуганный ребенок закрывает глаза или прячется в укромное место, думая, что там его никто не найдет, так проявляется инстинкт самосохранения.

Ребенок может кричать от страха, но если шок от события слишком большой – голос может отказать, и ребенок будет просто молча прятаться, что в случае пожарной опасности значительно затрудняет его поиск и повышает риск гибели.

Дети часто боятся пожарных в больших ярких костюмах, принимая их чудовищ из мультиков и сказок, а поэтому прячутся и от них тоже. Обязательно нужно рассказывать ребенку истории о том, как его ровесник смог остановить пожар и спасти друзей, как храбрые пожарники помогают при тушении огня и тому подобное.

Важно, чтобы малыш понял, что во время пожара нельзя поддаваться чувству страха и молча прятаться, а можно спасти себя и других. Ни в коем случае не следует пугать ребенка тем, что при его плохом поведении позовут страшного дядю-пожарника, нельзя рассказывать ему страшные истории, в которых речь идет об игре со спичками, смерти от возгораний и пожаров.

Родителям нужно научить своего малыша тому, как правильно вести себя при пожаре, рассказать и показать место, где в помещении находиться пожарный шкаф, противопожарное оборудование или средства, помогающие тушению пламени (плотные тканевые вещи, одеяла).

Ребенок должен знать, что если он видит пламя, то нужно:

Звать на помощь взрослых или позвонить им по телефону (для этого в его мобильном телефоне или возле стационарного аппарата всегда должен быть номер соседа, родственника, службы спасения и, конечно, ваш);

В случае небольшого возгорания на улице, если нет проводов, заливать его водой, использую пожарный гидрант или огнетушители;

Не тушить огонь в квартире самостоятельно;

Выходить из горящей квартиры через дверь или окно, при условии, что этаж невысокий и окно свободно открывается;

Ни в коем случае не пользоваться лифтом, а спускаться по лестнице;

Если квартира заперта, прятаться от огня в ванной комнате, следить, чтобы дым не проникал в вентиляцию;

Дети всегда запоминают информацию в виде рисунков легче, поэтому можно учить их правилам противопожарной безопасности и поведению во время пожара, рисуя эти ситуации и планы эвакуации.

Используйте эти советы при беседе с детьми, для профилактики пожарной безопасности!

Сотрудничество с родителями

В воспитании детей неоспорима роль семьи. Каков эталон родителей, ориентированный на воплощение этой цели? Это - «идеальные родители», то есть строящие гармоничные взаимоотношения в семье на основе житейской мудрости, терпения, взаимопонимания, уважения, истины, красоты, добра. Это - родители, которые показывают положительный пример своим детям. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в группе. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Это осуществляется на родительском собрании с целью информирования о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней, в ходе бесед, консультаций, с помощью информации в «уголках родителей», отражающих текущие события, несущие конкретные знания, рекомендации. Сетка занятий на неделю мало, о чем скажет родителям. Но им будет интересно узнать, чем их дети будут заниматься в течение недели. И не исключено: взрослые охотно включатся в «домашние задания», которые иногда задают детям. По каждому разделу с родителями проводились консультации, давались домашние задания. Я провела тестирование на тему «Откуда опасность», где были заданы ряд вопросов:

1) В порядке ли в вашей квартире электропроводка, газовая плита?

2) Выключаете ли вы телевизор по окончанию просмотра передач?

3) Запрещаете ли вы своим детям играть со спичками и другими огнеопасными предметами?

4) Храните ли вы в квартире легковоспламеняющиеся вещества (бензин, керосин и т.п.)?

5) Сушите ли вы белье над горящими газовыми горелками?

6) Как вы объясняете ребенку, что нельзя баловаться с огнем?

7) Что знает ваш ребенок об электричестве?

Формы работы с родителями: родительские собрания, беседы, папки-передвижки, консультации-практикумы.

Темы:

«Не оставляйте детей без присмотра».

«Что нужно делать при пожаре».

«Как знакомить детей с основами безопасности».

«Ожог у ребенка» (консультация ст.м/с).

«Как устанавливать елку».

«Не допускайте шалостей с огнем».

«Как вести себя во время пожара».

«Ребенок и огонь: обеспечить безопасность».

«Отчего происходит пожар».

«Предметы, требующие осторожного обращения».

«Использование и хранение опасных предметов».

«Личная безопасность».

«Обращение с электрическими приборами».

«Правила поведения при пожаре».

Между педагогами и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность и обиду.

Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.

Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:

1) предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);

2) предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);

3) предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты). Безопасность жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста». Консультация для воспитателей и родителей




Загрузка...

Реклама