novomarusino.ru

Охрана труда в машиностроительной отрасли. Что такое коэффициент частоты травматизма Коэффициент частоты травматизма кч определяется

Введение

Производственная травма представляет собой внезапное повреждение организма человека и потерю им трудоспособности, вызванные несчастным случаем на производстве. Повторение несчастных случаев, связанных с производством, называется производственным травматизмом.

По оценкам экспертов, в мире ежегодно происходит 125 млн. несчастных случаев на производстве, в результате которых погибает до 220 тыс. человек. В странах ЕС гибнут до 8 тыс. работающих, почти 10 млн. становятся жертвами несчастных случаев и приобретают профессиональные заболевания.

Россия по уровню производственного травматизма занимает одно из первых мест в мире. При этом ущерб от производственного травматизма превышает почти 1 млрд. долларов.

Это вызвано тем, что система управления охраной труда не соответствует современным экономическим и трудовым отношениям. Многие российские работодатели пытаются таким образом "сэкономить" средства, обеспечивающие безопасные условия труда работников, а в результате подвергают опасности их здоровье и жизнь. По данным профсоюзов на производстве ежегодно гибнет свыше 2 млн. человек, из них около 600 тыс. - в трудоспособном возрасте. К 2016 г., по прогнозу Росстата, коэффициент демографической нагрузки (количество нетрудоспособных на тысячу трудоспособных) возрастет по сравнению с 2005 г. на 20%.

Целью данной работы является: оценка риска травматизма на основе анализа произошедших событий.

Основные задачи курсовой работы:

1. Провести ретроспективный анализ риска травматизма на предприятии за 10-летний период, выделить группы риска, определить индивидуальный риск.

риск травматизм профилактика прогнозирование

2. Провести краткосрочное прогнозирование риска травматизма по линиям тренда.

3. Для вновь созданного подразделения "Х" предприятия в составе 10 человек рассчитать прогнозируемый уровень индивидуального риска для каждого сотрудника нового подразделения с применением модифицированного вероятностного метода Байеса и методом экспертных оценок. Данные по персоналу придумать самим (профессия, пол, возраст, стаж).

4. Провести ранжирование персонала вновь созданного подразделения "Х" и выделить группы риска.

5. Предложить комплекс мероприятий по профилактике травматизма для всего персонала подразделения "Х" и выявленных групп риска.

Основные показатели травматизма

Для оценки уровня производственного травматизма используют ряд показателей: коэффициент частоты травматизма К Ч , коэффициент тяжести травматизма К Т , коэффициент частоты несчастных случаев со смертельным исходом К СМ и коэффициент потерь К П /1,2/:

К Ч = n*1000/N, K T =?D/nК СМ =1000 n См /N, К П = К Ч * К Т , где

К Ч - коэффициент частоты (характеризует число несчастных случаев, приходящихся на 1000 работающих за определенный период времени (обычно за год)); n - количество несчастных случаев, произошедших в организации за рассматриваемый период; N - среднесписочная численность работающих за тот же период времени, чел. К Т - коэффициент тяжести (характеризует среднюю длительность временной нетрудоспособности, приходящуюся на один несчастный случай, происшедший на производстве); ?D - суммарное количество дней нетрудоспособности по всем травмированным за рассматриваемый период (обычно за год); К см . - коэффициент смертности (количество несчастных случаев со смертельным исходом, приходящихся на 1000 работающих); n см - количество несчастных случаев со смертельным исходом за рассматриваемый период; К П - коэффициент потерь (отражает общее количество дней нетрудоспособности, приходящихся на 1000 человек): К П =1000 ?D / N.

Ключевым понятием является понятие риска травматизма (коэффициент частоты травматизма К Ч ), который равен:

или в расчете на 1000 работников

R * = 1000 n / N,

R - риск травматизма;

R * - риск травматизма на 1000 работников (коэффициент частоты);

n - число случаев травматизма на предприятии;

N - численность персонала предприятия;

Расчет всегда проводится для конкретного временного периода (как правило, года) и для конкретной группы людей (для всего персонала предприятия, для лиц одного пола, возраста, профессии и т.д.).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные направления госдарственной политики в области охраны труда. Механизм финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний. Классификация производственных травм в Российской Федерации за 2013 год.

    презентация , добавлен 05.10.2014

    Экономическая оценка последствий производственного травматизма и профзаболеваний. Мероприятия по улучшению условий и охраны труда. Прогнозирование уровня травматизма и профессиональных заболеваний. Горение и взрывы газо-, паро- и пылевоздушных смесей.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2013

    Основные показатели травматизма. Ретроспективный анализ риска травматизма на предприятии за десятилетний период. Прогнозирование риска травматизма по линиям тренда. Группы риска персонала по полу, стажу, возрасту и профессии. Мероприятия по профилактике.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2013

    Проведение измерения освещенности на рабочих местах. Санитарная оценка естественного и искусственного освещения. Диапазоны измерения освещенности и ее качества, пульсации. Расчет электрического искусственного освещения производственного помещения.

    лабораторная работа , добавлен 22.10.2015

    Пути создания оптимального освещения на предприятиях торговли и общественного питания. Характеристика аварий на радиационно-опасных объектах и их профилактика. Анализ производственного травматизма на хлебокомбинате. Действие шума на организм человека.

    контрольная работа , добавлен 14.02.2012

    Вредные и опасные факторы на предприятии. Меры по предупреждению производственного травматизма и заболеваний работников кондитерской промышленности. Требования безопасной организации технологических процессов. Анализ травматизма и профзаболеваемости.

    реферат , добавлен 18.12.2010

    Изучение производственного травматизма как категории производственного риска, объединяющей совокупность травм, полученных от несчастных случаев на производстве. Метод оценка риска и анализ динамики несчастных случаев на производстве. Прогноз травматизма.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2012

Коэффициент частоты производственного травматизма - это число, выражающее количество несчастных случаев на объекте на 1000 сотрудников в определенном промежутке времени. Расскажем, чем характеризуется такой показатель, а также приведем пример расчета коэффициента производственного травматизма.

В нашей стране действует госпрограмма «Содействие занятости населения», одной из целей которой является работа по достижению высокого уровня квалификации сотрудников и сбережению их здоровья. Одной из задач, требующих решения по этому направлению, стала необходимость улучшения условий труда. Для выявления и устранения имеющихся в сфере безопасности труда опасных факторов проводится аналитическая работа по общей статистике получения травм, складывающейся на предприятии. При изучении успешности достижения поставленной цели используется, в том числе, формула коэффициента .

Что это такое

Рассматриваемый показатель — это относительная величина, выражающая число несчастных случаев на тысячу сотрудников.

Анализируя травмы на предприятии, наниматели производят учет их количества, степень полученных повреждений. Кроме того, они проводят подробное обследование условий трудовой деятельности в разрезе каждого рабочего места. Полученную информацию можно отражать на карте производства, определив различные по степени опасности для работников зоны. Это означает, что получаемые в ходе статистического исследования цифры показывают, какова ситуация с производственными травматизмом в конкретном цеху, на конкретном участке за установленный промежуток времени.

Кроме вышеназванного параметра, важным в оценке условий трудовой деятельности коэффициентом является Lost Time Injury Frequency Rate (ltifr); коэффициент частоты травматизма, рассматриваемый ранее, в совокупности с ltifr, отражающим частоту полученных травм, повлекших потерю способности к труду, дают нанимателю возможность создавать оптимальные условия работы.

Вопрос о том, что определяет относительный показатель коэффициент тяжести травматизма, не менее важен. Эта цифра отражает количество дней, в течение которых работник был нетрудоспособен, в разрезе одной травмы.

Анализируя в целом получаемые сведения, работодатель принимает меры по улучшению условий труда и обеспечению их безопасности в конкретных зонах.

Для чего нужен

Показатели травмирования сотрудников в абсолютных цифрах не дадут полной картины ни об уровне производственного травматизма, ни о его динамике, поскольку численность сотрудников разных учреждений варьируется. Именно поэтому в практической деятельности показатель используется для проведения сравнительного анализа ситуации как по разным предприятиям, так и по структурным подразделениям одного юрлица.

Таким образом, коэффициент травматизма позволяет дать оценку реальному состоянию дел и созданным условиям труда.

Как считать

Коэффициент частоты травматизма определяют по формуле:

Кч = (Анс / Ч) × 1000,

  • Кч — требующийся показатель, который считается за определенный промежуток времени на участке, в цеху или в целом по предприятию в расчете на 1000 сотрудников;
  • Анс — количество производственных несчастных случаев;
  • Ч — среднее списочное число сотрудников за отчетный период.

Коэффициент тяжести определяют по формуле:

Кт = Д / Т,

  • Кт — показатель, характеризующий тяжесть несчастных случаев в течение определенного периода времени по количеству дней потери способности к труду;
  • Д — количество дней нетрудоспособности, которые приходятся на одну травму;
  • Т — число производственных травм в определенном периоде.

Для корректного подсчета нужно определить временной период и иметь достоверные сведения, которые могут быть получены в отделе кадров.

Причины травматизма на производстве изучают статистическим, групповым, монографическим, топографическим методами.

Статистический метод основан на изучении причин травматизма по документам, регистрирующим уже совершившиеся факты несчастных случаев, профессиональных отравлений и заболеваний за определенный период времени. Этот метод позволяет получить сравнительную динамику травматизма по отдельным участкам, цехам, предприятиям. При углубленном статистическом анализе травматизма помимо анализа его причин анализируются несчастные случаи по видам работ, сведения о пострадавших (профессия, стаж, пол, возраст) и данные о периоде времени (месяц, день, неделя, смена, час рабочего дня).

Статистические методы предусматривают следующие этапы исследования: наблюдение, накопление статистического материала и обработка (анализ) полученных данных с последующими выводами и рекомендациями.

Для оценки производственного травматизма применяются показатели: коэффициент частоты травматизма, коэффициент тяжести травматизма, коэффициент травмопотерь, период работы без травм.
Коэффициент частоты травматизма (К ч), определяющий количество несчастных случаев, происходящих на 1000 работающих за отчетный период, рассчитывается по формуле:

К ч = А х 1000/Б,

Где А - число травм за отчетный период; Б - среднесписочное количество работающих в этой организации за тот же отчетный период.

Коэффициент тяжести травматизма (К Т), устанавливающий среднюю длительность временной нетрудоспособности, приходящейся на один несчастный случай на производстве, определяется по формуле:

К т = В/А,

Где В - суммарное количество дней временной нетрудоспособности по всем случаям, подлежащим учету за отчетный период (полугодие, год); А - количество учтенных несчастных случаев, вызвавших потерю трудоспособности на один день и более за отчетный период.

Для более объективной оценки уровня производственного травматизма применяют показатель общего травматизма (коэффициент травмопотерь К п), представляющий количество дней нетрудоспособности на 1000 работающих:

К п = К Т х К ч,

Где К т - коэффициент тяжести травматизма; К ч - коэффициент частоты травматизма.
При определении указанных коэффициентов травматизма не входят случаи с тяжелым (инвалидным) и смертельным исходом:
Период работы без травм (Т б) рассчитывается по формуле:

Т б = 270 / А,

Где А - количество учтенных несчастных случаев, вызвавших потерю трудоспособности на один день и более за отчетный период, равный одному календарному году.

Показатель, отражающий количество несчастных случаев с тяжелым (инвалидным) и смертельным исходом:

К си =С - 100/я %,

Где С - количество случаев со смертельным и инвалидным исходом; п- общее количество несчастных случаев.

Для оценки экономических показателей травматизма и профессиональных заболеваний могут определяться затраты (К м) на один несчастный случай:

= М / А,

Где М - материальные затраты, понесенные нанимателем в результате несчастных случаев за отчетный период; А - количество учтенных несчастных случаев, вызвавших потерю трудоспособности на один день и более за отчетный период.

Групповой метод изучения травматизма основан на повторяемости несчастных случаев независимо от тяжести повреждения, имеющиеся материалы расследования распределяются по группам с целью выявления несчастных случаев, одинаковых по обстоятельствам, происшедших при одинаковых условиях, а также повторяющихся по характеру повреждений. Это позволяет определить профессии и виды работ, на которые приходится большее число несчастных случаев, выявить дефекты данного вида производственного оборудования, инструмента, машин и т. п., конкретные меры обеспечения безопасности труда.

Топографический метод состоит в изучении причин несчастного случая по его месту происшествия. Все несчастные случаи систематически наносятся условными знаками на планах производственных участков, в результате чего наглядно видны места, где произошла травма, производственные подразделения, требующие особого внимания, тщательного обследования и принятия профилактических мер.

Монографический метод анализа производственного травматизма включает в себя детальное исследование всего комплекса условий, при которых произошел несчастный случай: трудовой и технологические процессы, рабочее место, основное и вспомогательное оборудование, индивидуальные средства защиты, общие условия производственной обстановки и т. д. Монографический анализ дает возможность наиболее полно установить способы предупреждения травматизма и профессиональных заболеваний.

Метод научного прогнозирования безопасности труда используется для вероятностной оценки риска травматизма, предсказания неблагоприятных факторов новых производств, технологий и разработки для них требований безопасности.

Данные по травматизму рассмотрим на примере транспортной структуры. Проводимые мероприятия по охране труда способствовали отмечаемому в последние годы снижению производственного травматизма на транспорте. С 1996 по 2000 г. г. число получивших травму на производстве сократилось с 14,05 тыс. чел. до 10,97 тыс. чел. За этот же период число работников транспорта, получивших смертельную травму на производстве сократилось с 617 до 467 человек.

Анализ данных показывает, что в ряде отраслей транспортного комплекса уровень производственного травматизма на протяжении последних лет превышает не только значения по транспорту в целом, но и общероссийские показатели.

На автомобильном транспорте, в 2000 году на производстве пострадало 5869 человек, что составляет 53,5% от всех случаев производственного травматизма на транспорте.

В дорожном хозяйстве произошло 1114 несчастных случаев, при этом уровень смертельного травматизма вырос на 20%.

Вырос уровень смертельного травматизма на морском транспорте. Увеличение количества несчастных случаев имело место на речном транспорте и городском электрическом транспорте.

На метрополитене, в авиационном и на промышленном железнодорожном транспорте сохраняется относительно низкий уровень производственного травматизма.

При этом в отраслях транспортного комплекса отмечается ряд предприятий, имеющих стабильно низкие показатели травматизма, либо работающих длительное время без несчастных случаев на производстве.

На отдельных транспортных предприятиях и объединениях в 2000 году были отмечены значительный по сравнению с 1999 годом рост числа несчастных случаев и превышение отраслевого уровня производственного травматизма.

В дорожном хозяйстве наблюдается рост общего количества несчастных случаев, на 7,5% возросло количество тяжелых несчастных случаев, а травматизм со смертельным исходом вырос на 20%.

В связи с износом подвижного состава и увеличением потребности в ремонтно-восстановительных работах на автотранспорте возросла доля несчастных случаев, полученных при выполнении различных ремонтно-технических операций. Уровень травматизма при их выполнении превышает порой средние данные по предприятию более чем в 4 раза.

Возросло число травм полученных кондукторами, водителями городского пассажирского транспорта при исполнении служебных обязанностей в результате хулиганских действий пассажиров. Доля таких случаев на пассажирском транспорте составляет около 9% от общего количества несчастных случаев.

Основные причины несчастных случаев: неудовлетворительная организация производства работ и рабочего места; нарушение пострадавшим трудовой и производственной дисциплины (в т. ч. пренебрежение опасностью и требованиями охраны труда, нахождение в состоянии алкогольного опьянения); нарушение технологического процесса.

Особо вызывает тревогу неудовлетворительная обстановка с соблюдением законодательных нормативных требований по охране труда, созданием и обеспечением работы системы управления охраной труда в малых частных транспортных организациях, на предприятиях с неустойчивым финансовым положением. Службы (специалисты) и комиссии по охране труда, как правило, или пассивны или вовсе отсутствуют, руководители предприятий не проходят своевременного обучения и проверки знаний по охране труда, не уделяют должного внимания вопросам охраны труда.

Выборочная проверка состояния охраны труда на отдельных (в основном автотранспортных) предприятиях, проведенная в ряде регионов Российской транспортной инспекцией совместно с отделениями Федеральной инспекции труда и органами местного самоуправления, показала, что треть из них в нарушение законодательных и нормативных требований не имеют основы управления охраной труда - службы охраны труда (специалиста по охране труда) и комиссии по охране труда.

Систематические проверки последних лет, проводимые Федеральной инспекцией труда, выявляют на предприятиях и в организациях транспортного комплекса ежегодно в среднем около 94 тыс. нарушений, связанных с охраной труда, более 700 организаций (производственных подразделений) и 6 тыс. единиц оборудования, работа на которых приостанавливается инспекторами из-за нарушений требований безопасности. Около 6,4 тыс. человек ежегодно отстраняется от работы в связи с непрохождением обучения или проверки знаний требований охраны труда.

Помимо недостатка финансовых средств для организации и проведения работы по охране труда на предприятии, это объясняется отсутствием у ряда руководителей необходимого опыта, знаний и слабой требовательностью за обеспечение охраны труда.

Высока смертность и уровень травматизма в дорожно-транспортных происшествиях (таблица 1) Анализ состояния и условий охраны труда в Российской Федерации в 20000 году и разработка мер пои их улучшению. Отчет Министерства труда и социального развития Российской Федерации. - Москва, 2001. - С.14-19..

Таблица 1

Смертность в результате дорожно-транспортного травматизма (на 100 тыс. населения) в регионах ВОЗ в 2002 г.

Регион ВОЗ

Страны с низким и средним уровнем дохода

Страны с высоким уровнем дохода

Африканский регион

Американский регион

Регион Юго-восточной Азии

Европейский регион

Регион Восточного Средиземноморья

Регион западной части Тихого океана



Загрузка...