novomarusino.ru

Действия работников станции при обнаружении возгорания. XIII

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЯ ПОЕЗДНОЙ БРИГАДЫ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПОЖАРА В ПАССАЖИРСКОМ ВАГОНЕ выписка из распоряжения 2255р

А.1. В случае обнаружения пожара проводники обязаны:

При обнаружении задымленности в вагоне, появлении запаха дыма или открытого огня во время следования поезда дежурный проводник, немедленно вызвав проводника, находящегося на отдыхе, обязан:

Остановить поезд стоп-краном (за исключением случаев, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, акведуке, путепроводе или под мостом и в других местах, где затруднена эвакуация пассажиров и имеются препятствия для тушения пожара).

В случае, когда возникновение пожара обнаружено при нахождении поезда в местах, исключающих его остановку, он должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест;

Обесточить вагон (в светлое время суток), а в ночное время отключить все потребители кроме цепи аварийного освещения и приступить к тушению пожара.

Дежурный проводник приступает к тушению пожара, соблюдая правила личной безопасности в изолирующем самоспасателе (СПИ-20 или др.), первичными средствами пожаротушения и установкой пожаротушения с использованием запаса воды из системы вагона (кроме электрощита вагона и агрегатов, находящихся под напряжением).

В случае срабатывания установки пожарной сигнализации (УПС) дежурный проводник вагона должен убедиться в достоверности ее показания и в случае обнаружения пожара принять вышеуказанные меры, а в случае ложного срабатывания вызвать электромеханика поезда.

Второй проводник в это время обязан вызвать по цепочке через проводников соседних вагонов или по внутрипоездной связи начальника поезда и поездного электромеханика и сообщить машинисту локомотива. Открыть и зафиксировать тамбурные боковые и торцевые двери (а при отсутствии высокой платформы и фартуки) обоих тамбуров в аварийном вагоне и закрепить их фиксаторами. Открыть аварийные двери (окна), где они предусмотрены конструкцией вагона, при отсутствии аварийных выходов в вагоне и невозможности эвакуации пассажиров через тамбурные двери, разбить или открыть окна, расположенные за очагом пожара. Открыть двери всех купе, объявить и организовать эвакуацию пассажиров.

Примерный текст оповещения пассажиров:

"Граждане пассажиры! В связи с возможной опасностью пожара прошу срочно покинуть вагон. Все двери и аварийные выходы открыты".

При эвакуации пассажиров проводники аварийного и соседнего вагонов должны, не допуская паники и встречного движения, вывести пассажиров в соседние вагоны и на полевую сторону путей.

В зависимости от места возникновения пожара эвакуацию пассажиров производить с учетом того, что огонь распространяется в противоположном направлении по ходу поезда.

Второй проводник - после эвакуации пассажиров обязан закрыть торцевые тамбурные двери на соседних и на горящем вагонах и приступить к тушению пожара. Во время тушения пожара, после эвакуации пассажиров, торцевые тамбурные двери должны быть закрыты до окончания тушения пожара.

Второй проводник приступает к тушению пожара в изолирующем самоспасателе (далее - самоспасатель) первичными средствами пожаротушения и установкой пожаротушения с использованием запаса воды из системы вагона (кроме электрощита вагона и агрегатов, находящихся под напряжением), а также после эвакуации пассажиров - аэрозольными генераторами оперативного применения.

Проводники приступают к тушению пожара, не дожидаясь прибытия начальника поезда и поездного электромеханика.

При этом в целях соблюдения личной безопасности проводники должны помнить продолжительность времени защитного действия самоспасателя указанного в паспортах к этим средствам защиты.

При обслуживании тремя проводниками двух вагонов: два проводника выполняют работы в аварийном вагоне (согласно выше описанным действиям), третий проводник помогает эвакуации пассажиров, затем выполняет распоряжения начальника поезда по участию в тушении пожара и ликвидации его последствий.

21.1. Действия локомотивной бригады при обнаружении пожара в поезде

При обнаружении пожара на локомотиве или в составе поезда при следовании по перегону:

21.1.1. Машинисту остановить поезд на участке, по возможности горизонтальном и благоприятном для подъезда пожарных автомобилей (у шоссейных дорог, переездов).

21.1.2. Категорически запрещается останавливать поезд с горящими вагонами, независимо от рода груза: на железнодорожных мостах, в тоннелях, под мостами, вблизи трансформаторных подстанций, тяговых подстанций, сгорае­мых строений или других местах, создающих угрозу быстрого распростране­ния огня или препятствующих организации тушения пожара и эвакуации пассажиров.

21.1.3. В отдельных случаях, когда поезд находится на неблагоприятном участке пути (выемка, высокая насыпь и т.д.) или, когда пожар потушить имеющимися средствами не представляется возможным, машинист поезда, убедившись по документам в отсутствии в горящем и рядом стоящих вагонах опасных грузов, 1-3 классов, по согласованию с поездным диспетчером может продолжить следование до бли­жайшей станции, сообщив о пожаре и роде горящего груза ДНЦ или ДСП, на которую следует поезд, для принятия ими мер.

21.1.4. После остановки поезда сделать заявку энергодиспетчеру о необходимости снятия напряжения в контактной сети.

21.1.5. До получения письменного разрешения о снятия напряжения в контактной сети, с указанием номера приказа энергодиспетчера и времени снятия напряжения запрещается приближаться к проводам и другим частям контактной сети и воздушных линий на расстояние менее 2 м, а к оборванным проводам контактной сети на расстояние менее 8 м до их заземления.

21.1.6. До снятия напряжения в контактной сети тушение горящих грузов, крыш вагонов, стенок локомотива, находящихся на расстоянии менее 2 м от контактной сети, разрешается производить только углекислотными, аэрозольными и порошковыми огнетушителями, не приближаясь к проводам контактной сети ближе 2 м.

21.1.7. Использование воды, химических, пенных или воздушно-пенных огнетушителей разрешается только после снятия напряжения и заземления контактной сети.

21.1.8. Тушение горящих материалов, расположенных на расстоянии более 7 м от контактной сети, находящейся под напряжением, допускается любыми средствами пожаротушения без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пенного раствора не приближалась к контактной сети на расстоянии менее 2 м.

21.1.9. Ответственность за организацию и руководство тушением пожара до прибытия пожарных подразделений, спасение пассажиров:

21.1.9.1. На станции возлагается на начальника станции, его заместителя, а в их отсутствие на дежурного по станции.

21.1.9.2. На перегоне в случае пожара на вагонах пассажирского поезда возлагается на начальника поезда, в остальных случаях - на машиниста локомотива (МВПС, ССПС).

21.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЖАРА В ГРУЗОВОМ ПОЕЗДЕ

При возникновении пожара в грузовом поезде:

21.2.1. После остановки поезда принять меры к его удержанию на месте и уточнить вагон, в котором обнаружен пожар.

21.2.2. Вскрыть пакет с перевозочными документами, установить наименование груза в горящем и рядом стоящих вагонах, а при наличии опасного груза (его количество, номер аварийной карточки и размеры опасной зоны).

21.2.3. При тушении пожара в вагонах с горючими грузами локомотивная бригада одновременно с вызовом пожарного подразделения производит рас­цепку поезда и отвод горящих вагонов от других на расстояние 200 м и в такое место, где в радиусе примерно 200 м не будет пожароопасных объек­тов;

21.2.4. При пожаре цистерн с легковоспламеняющимися (ЛВЖ) и горючими (ГЖ) жидкостями горящие цистерны следует отвести от поезда в такое место, где в радиусе примерно 200 м отсутствуют пожароопасные объекты. При опасности взрыва цистерн с ЛВЖ радиус такой зоны должен быть не менее 250 м. Тушение ЛВЖ и ГЖ производится пенными и порошковыми огнетушителями, землёй и песком;

21.2.5. При пожаре в вагоне со сжатыми и сжиженными газами в баллонах, локомотивная бригада отцепляет и отводит горящий вагон от поезда на 200 м и одновременно приступает к его тушению имеющимися в её распоряжении средствами пожаротушения.

21.2.6. При пожаре цистерны со сжижённым, сжатым и растворённым под давлением газом и возникновении опасности её взрыва, горящую цистерну следует отвести на безопасное расстояние и организовать её охрану. Тушение такой цистерны огнетушителями запре­щается.

21.2.7. При пожаре в вагоне со взрывчатыми материалами (ВМ) локомотивная бригада обязана немедленно расцепить поезд, отвести горящий вагон на безопасное расстояние, указанное в аварийной карточке, но не менее 800 м и действовать далее в соответствии с требованиями, изложенными в аварийной карточке на данный вид груза или инструкции, находящейся у сопровождающих лиц, при наличии таковых.

21.3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЖАРА НА ЭЛЕКТРОВОЗЕ

При возникновении пожара на электровозе:

21.3.1. Перевести в нулевое положение рукоятку контроллера, выключить вспомогательные машины, отключить быстродействующий выключатель, опус­тить токоприёмник и остановить поезд;

21.3.2. Подать сигнал пожарной тревоги (один длинный, 2 коротких) и сообщить о пожаре ДНЦ или ДСП ограничивающих перегон;

21.3.4. Принять меры к удержанию поезда на месте и отключить рубильник АБ;

21.3.5. Убедиться, что токоприёмник опущен и контактный провод не каса­ется крыши или имеющегося на ней оборудования;

21.3.6. Приступить вместе с помощником к тушению пожара, используя имеющиеся огнетушители и сухой песок;

21.3.7. Если пожар не может быть ликвидирован своими силами, отцепить электровоз и отвести его примерно на 50 м от вагонов и пожароопасных объектов.

21.3.8. После ликвидации пожара, подача напряжения на электровоз или МВПС, где имело место повреждение электроап­паратов и проводов, запрещается. Электровоз или МВПС, повреждённые пожаром, должны следовать в депо с опущенными токоприёмниками и отключенной цепью управления.

21.4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЖАРА НА ТЕПЛОВОЗЕ (ССПС)

При возникновении пожара на тепловозе (ССПС):

21.4.1. Перевести рукоятку контроллера в нулевое положение, остановить дизель горящей секции и остановить поезд (ССПС);

21.4.2. Подать сигнал пожарной тревоги (один длинный, 2 коротких) и сообщить о пожаре ДНЦ или ДСП ограничивающих перегон;

21.4.3. Немедленно если позволяют обстоятельства, не дожидаясь остановки поезда, направить помощника машиниста на тушение пожара;

21.4.4. Принять меры к удержанию поезда (ССПС) на месте, выключить все приборы управления и рубильник АБ;

21.4.4. При небольшом очаге пожара ликвидировать его, имеющимися огнетушителями;

21.4.5. На тепловозах, оборудованных установкой пожаротушения, при значительном пожаре привести её в действие, соблюдая технику безопасности при пользовании этой установкой;

21.4.6. Если пожар не может быть ликвидировать своими силами, отцепить тепловоз (ССПС) и отвести его от вагонов и других сооружений. После этого при опасности распространения огня с горящей секции на другую, секции рас­цепить на безопасное расстояние.

21.4.7. После ликвидации пожара запуск дизелей на тепловозах (ССПС), где имело место повреждение электроап­паратов и проводов, запрещается.


ДСП, получив сообщение о загорании в эл.поезде должен:

* Вызвать пожарную охрану города по т.6-101.

* Сообщить о пожаре в отдел пожарной охраны «М» т.2-18-20

* Подготовить первичные средства пожаротушения (поднести огнетушители, проложить рукав от пожарного крана к месту остановки горящего вагона).

* Дать указание работнику полиции на закрытие станции на вюд; ст. кассиру вывесить щит о закрытии станции; ДУЭ дать заявку на переключение эскалаторов на подъем (кроме одного, он должен работать на спуск, для прибывших пожарных, скорой помощи и др. формирований); организовать оповещение пассажиров о маршрутах эвакуации.

* Организовать эвакуацию пассажиров и тушение пожара.

* После снятия напряжения с КР сообщить об этом локомотивной бригаде; по указанию ДЦХ заполнить бланк уведомления о снятии напряжения с КР и вручить его под роспись.

* Докладывать ДЦХ о складывающейся обстановке на станции

* Выдать машинисту или прибывшим пожарным КТТ.

Бели машинист получил информацию от пассажиров или увидел сам в поезде загорание, но при этом со станции уже отправился, он должен принять меры к остановке поезда (до сигнального знака «Предельное место применения экстренного торможения», включиться в связь словами «Диспетчер, Срочно!» Далее сообщить свой номер поезда, маршрута, станцию с которой отправился, и причину экстренного торможения. ДЦХ, приняв такое сообщение извещает машиниста, что скоро даст приказ ему. Вызывает машиниста следом идущего поезда, и предупреждает о запрещении въезда на станцию, получив подтверждения от второго машиниста, что он понял, дабт приказ машинисту 1-го поезда на осаживание со скорость не более 5 км /ч. Машинист; осадив поезд на станцию, обязан открыть двери поезда, дать заявку на снятия напряжения с КР, чем тушить вагон огнетушителем или водой принимает машинист.

Пожарные рукава должны иметь длину не менее 20 м. На платформе хранятся в пирамидах пожарные рукава 2 шт. по 20 м, один из которых должен заканчиваться стволом. Пожарные краны устанавливают на вестибюлях в полу пассажирской платформы, в торцах пассажирской платформы, меж станционных переходах Каждый корридор станции имеет пожарный кран, к пожарным кранам крепятся пожарные рукава, кроме пожарных кранов, находящихся в полу платформы. Пожарный рукав должен заканчиваться стволом, пожарный кран может устанавливаться в деревянном, металлическом ящике. Дверь маркируется ПК №..., ящик пломбируется ДСП. На пирамидах и дверях пожарных кранов указаны телефоны городской пожарной охраны 6-101, 2-18-20. Пожарные краны под платформой закрыты люками, люки окрашены в красный пвет с белой окантовкой. Пожарные краны с пожарными рукавами используются для тушения пожара водой при снятии напряжении с контактного рельса на платформе, если тушение производится и пассажирских или служебных помещений. В кабине ДСП имеется комплект КТТ. выдается машинисту дм тушения пожара. В комплект входит: пожарный рукав не стандартный, с насадкой; перчатки; переходные устройства для подключения попарного рукава как к стандартным пожарным кранам, так и хозяйственным кранам в тоннеле. Тушение можно производить без снятая напряжения, так как насадок распыляет воду в облако. На станции, где напор воды 3 и менее атмосфер, КТТ применяется после снятия напряжения. На метрополитене на ряде станций глубокого заложения смонтированы сухотрубы для подачи воды от вестибюля до платформы станции из пожарных гидрангов города, использует городская пожарная команда. Станции, где отсутствуют сухотрубы, укомплектованы пожарными рукавами повышенной прочности. Эти рукава используют для подачи воды от пожарных автомобилей на платформы станции. Рукава хранятся на вестибюлях в металлических контейнерах, которые запираются на замок, один ключ находится у старшего кассира, выдается городской пожарной команде вместе с оперативным планом пожаротушения, второй хранится в электромеханической службе и на аварийной доске.



При поступлении от ДСП информации о прибывающем поезде, на котором возможно возгорание, ДСП готовит средства пожаротушения, по прибытии поезда и после высади пассажиров, ДСП прокладывает рукавную линию к очагу загорания без заломов и перегибов. При пользовании пожарным краном в полу платформы открывает люк, присоединяет пожарный рукав. Если пользуется пожарным краном в торце станции, пожарный рукав уже присоединен к пожарному крану. Что бы удлинить пожарный рукав, возможно присоединение второго пожарного рукава к нему (20м+ 20м = 40м). При необходимости, берут пожарные рукава из кабины ДСП, открывать пожарный кран можно только после снятия напряжения. Тушит машинист.

Билет №15.

Порядок включения и выключения автоблокировки на линиях, где основным средством сигнализации является система АЛС-АРС.

Порядок оплаты и условия проезда и провоза багажа в метрополитене. Проезд льготных категорий граждан, в том числе детей.

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ от 16 августа 1995 г. N Г-665у
О СОСТАВЛЕНИИ ПЛАНОВ ЛИКВИДАЦИИ ПОЖАРОВ И АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЯХ

Участившиеся за последнее время на сети железных дорог случаи пожаров и аварийных ситуаций с опасными грузами в подвижном составе свидетельствуют о том, что многие руководители отделений и станций неудовлетворительно справляются с организацией ликвидации чрезвычайного происшествия, что приводит к большим материальным потерям, длительным сбоям в движении поездов, а иногда и к тяжелым последствиям.

Это объясняется в основном слабой подготовкой руководящего состава и обслуживающего персонала к действиям в экстремальных ситуациях.

В целях оказания помощи указанным руководителям и участникам ликвидации пожаров и аварийных ситуаций направляю для руководства подготовленные ЦД и ЦУО рекомендации по составлению планов ликвидации пожаров и аварийных ситуаций на железнодорожных станциях.

Обязываю:

С учетом предложенных рекомендаций разработать (откорректировать) планы ликвидации пожаров и аварийных ситуаций, включив их в качестве приложения в состав ТРА сортировочных и участковых станций, как это требуется Приказом министра от 28.06.94 N 10Ц.

Заместитель Министра

путей сообщения

Российской Федерации

Ю.М.ГЕРАСИМОВ

Выборочный анализ составления приложений к техническо - распорядительным актам сортировочных и участковых станций, определяющих порядок действий персонала станции при возникновении пожара или аварийной ситуации с опасными грузами, показывает, что во многих случаях они нечетко и неполно отражают эти вопросы, так же, как и вопросы организации взаимодействия персонала станции с аварийно-спасательными и пожарными подразделениями других министерств и ведомств.

Вопросы организации тушения пожаров в этих приложениях изложены неконкретно, поверхностно и часто ограничиваются лишь указанием порядка вызова пожарных подразделений и доклада дежурному по отделению дороги.

Вместе с тем на ряде дорог, в частности, на Московской, Западно-Сибирской разработаны конкретные указания и инструкции, определяющие обязанности должностных лиц железной дороги, в том числе руководства и дежурного персонала станций, при возникновении пожаров и аварийных ситуаций с опасными грузами. В данных рекомендациях учтен опыт разработки этих документов, а также положения Рекомендаций по противопожарной защите объектов и подвижного состава с опасными грузами (ВНИИЖТ МПС).

Рекомендации имеют целью оказать помощь администрации станций и работникам военизированной охраны железных дорог при осуществлении проверок организации пожарной охраны грузовых станций и составлении документов, определяющих организацию тушения пожаров и ликвидацию аварийных ситуаций с опасными грузами.

Порядок разработки отдельных приложений к ТРА определен в Инструкции по составлению техническо-распорядительных актов станций (ЦД/225 1994 г.). Однако порядок разработки инструкции по действиям персонала станции, привлекаемых подразделений при возникновении пожара и аварии с опасными грузами в данной инструкции не определен. Частично этот вопрос отражается в разделе "Общие сведения" в ТРА. Так, в пункте 1.6 должны указываться места для направления вагонов с опасными грузами для выполнения мероприятий, указанных в аварийной карточке при возникновении утечки, разлива груза, пожара. В данном пункте обязательно указывается, какое экстренное решение принимает ДСП (ДС) в случае невозможности производства маневров по перестановке аварийных вагонов в вышеуказанные места (для ликвидации аварийной ситуации на месте, выводу вагонов на перегон и др.), с учетом минимальной угрозы для безопасности людей и объектов станции.

С целью конкретного решения вопросов по организации ликвидации аварийных ситуаций и пожаров с опасными грузами в Приказе министра путей сообщения от 28.06.94 N 10Ц определено, что на всех сортировочных и участковых станциях в качестве приложения к ТРА должен быть разработан (или откорректирован) план ликвидации пожаров и аварийных ситуаций. При этом имеются в виду аварийные ситуации с опасными грузами (в том числе с грузами, находящимися на погрузочных (контейнерных) площадках и в процессе погрузки), угрожающими возникновением или развитием пожара, взрыва, отравления людей.

Форма плана ликвидации пожаров и аварийных ситуаций может быть произвольной, однако в нем должен быть указан конкретный порядок действий работников станции, а также прибывших пожарных и аварийно-спасательных подразделений в данных ситуациях.

Исходя из практики организации тушения пожаров и ликвидации аварийных ситуаций на станциях, в плане должны быть отражены следующие вопросы:

Общие положения,

Схема оповещения и вызова должностных лиц и организаций при возникновении пожаров и аварий,

Расчет сил и средств на тушение пожара,

Действия дежурного по станции,

Действия начальника станции и его заместителей,

Действия энергодиспетчера,

Действия начальника пожарного поезда (команды),

Действия локомотивной бригады (в случае пожара (аварии) в прибывающем или находящемся на станции поезде),

Действия остального дежурного персонала станции (в зависимости от местных особенностей и условий).

Вопросы тушения пожаров и проведения первоочередных работ по ликвидации аварийных ситуаций должны быть разделены, исходя из специфики данных работ.

План ликвидации пожаров и аварийных ситуаций должен быть согласован с территориальными органами Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел, Гражданской обороны Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации.

В общих положениях плана указывается (примерно):

При возникновении ситуации, когда произошли утечка опасного груза, повреждение подвижного состава или тары с опасным грузом или возникли обстоятельства, которые могут привести к взрыву, пожару, ожогам, отравлению людей и животных, а также в случае, когда в зоне аварии, крушения или пожара оказались вагоны, контейнеры или грузовые места с опасными грузами, руководство и дежурный аппарат станции действует в соответствии с настоящим планом и руководствуется рекомендациями, изложенными в аварийной карточке, номер которой указан в перевозочных документах или в приложениях к ним, а также в местной инструкции по работе с опасными грузами.

Каждый работник станции, обнаруживший признаки аварийной ситуации: парение, резкий запах, шипение газа, течь опасного груза, признаки пожара или получивший подобную информацию от другого лица, обязан, независимо от времени суток, любыми средствами связи немедленно сообщить об этом дежурному по станции.

При возникновении пожара (аварийной ситуации) с опасными грузами создается оперативный штаб пожаротушения (ликвидации аварии), в который входят руководство станции и прибывающие начальники аварийных служб.

Ответственность за организацию и руководство тушения пожара на станции до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы МВД (или старшего начальника) возлагается на начальника станции (его заместителей), а в их отсутствие - на дежурного по станции.

Схема оповещения

В схеме оповещения указываются должностные лица отделения дороги, станции, центральных и территориальных служб по организации безопасности движения и ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, оперативные дежурные штаба ГО, военного округа, организаций Министерства по чрезвычайным ситуациям, ближайшие пожарные и восстановительные поезда, ЦППС Государственной противопожарной службы МВД, дежурные телефоны указанных организаций и порядок прохождения оповещения.

Схема оповещения и вызова составляется специалистами отделения дороги и централизованно направляется на станции, входящие в отделение дороги.

Порядок оповещения должен предусматривать, что сообщения об аварийных ситуациях на станции от ТЧ, ВЧД, ПЧ, ЭЧ, ШЧ, НГЧ и других служб поступают дежурному по станции, который докладывает о случившемся дежурному по отделению дороги (ДНЦ, ДНЦО) при пожаре, кроме того, в ЦППС гарнизона противопожарной службы.

Дальнейшая цепочка оповещения развертывается от дежурного по отделению дороги.

Предусматривается, что локомотивная бригада, в поезде которой произошел пожар (авария), одновременно сообщает о случившемся дежурному по станции и дежурному поездному диспетчеру отделения дороги.

Расчет сил и средств на тушение пожара

При расчете сил и средств на тушение пожара необходимо исходить из наиболее сложного варианта обстановки, когда происходит сход подвижного состава с опасными грузами, повреждение цистерн и разлив горючей жидкости.

Расчет сил и средств должен производиться работниками пожарной охраны дороги совместно с территориальным органом Государственной противопожарной службы МВД (гарнизоном ГПС), который определяет, какие и в каком количестве пожарные подразделения гарнизона ГПС, а также подразделения других ведомств должны привлекаться к тушению пожара и оказанию помощи в ликвидации аварийной ситуации, угрожающей пожаром (взрывом) на станции.

В расчет должны входить ближайшие пожарные поезда (команды) железной дороги, добровольные пожарные дружины станции, имеющаяся на станции техника, пригодная для тушения пожара, а также маневровые локомотивы, необходимые для эвакуации подвижного состава (рассредоточения).

В соответствии с рекомендациями ВНИИПО МВД России и ВНИИЖТ МПС расчет сил и средств необходимо производить исходя из возможной площади пожара, равной 3000 кв. м - для станции с большим накоплением цистерн с ЛВЖ и 1500 кв. м - для станции, перерабатывающей незначительное число цистерн.

Действия дежурного по станции

При получении уведомления от локомотивной бригады с перегона или возникновении аварийной ситуации на станции дежурный по станции обязан:

Вызвать начальника станции;

Сообщить поездному диспетчеру по форме:

время происшествия,

место происшествия (парк, путь),

количество вагонов, попавших в аварийную ситуацию, и их номера

наименование груза,

номер аварийной карточки,

причину возникновения аварийной ситуации, если она установлена,

меры, принимаемые к ее устранению;

В соответствии с аварийной карточкой, если это необходимо, прекратить движение по станции;

При возможности выставить вагоны на специальный путь, указанный в ТРА станции, и принять меры по ограждению данных вагонов в соответствии с аварийной карточкой, привлекая для этой цели работников других служб;

При обнаружении течи опасного груза из цистерн (бензин, дизтопливо, керосин и др.) вызвать работников вагонного хозяйства для устранения.

При невозможности устранить аварию дежурный по станции через поездного диспетчера вызывает восстановительный поезд для перекачки груза.

При пожаре дежурный по станции обязан сообщить:

Дежурному поездному диспетчеру и начальнику станции;

Диспетчеру Центрального пункта пожарной связи (ЦППС) гарнизона Государственной противопожарной службы МВД;

Диспетчеру ЦППС отряда военизированной охраны дороги и диспетчеру службы энергосети;

При получении приказа направить пожарный поезд к месту пожара;

Проконтролировать через энергодиспетчера обесточивание и заземление участка контактной сети на местах работы пожарных подразделений и выдачу письменного разрешения РТП на проведение работ;

Запретить пропуск поездов по соседним путям рядом с горящим вагоном;

Руководить тушением пожара до прибытия пожарных подразделений или начальника станции;

Информировать вышестоящих должностных лиц о ходе выполнения мероприятий согласно установленному порядку;

При пожаре в прибывающем поезде определить путь приема или место для загоревшихся вагонов, находящихся на станции, удобное для подъезда пожарных подразделений, и информировать об этом ДНЦ.

Начальник станции (заместитель)

При возникновении пожара в поезде (вагоне) должен:

Установить род груза, содержащегося в горящих и смежных вагонах;

В кратчайший срок с момента обнаружения пожара принять все меры по рассредоточению вагонов и составов на безопасные расстояния от очага пожара (горящего вагона, места разлива и горения ЛВЖ, сжиженных газов и т.п.) на расстояние не менее 200 м. Для этого освободить не менее трех соседних путей с обеих сторон от очага пожара;

Освободить в безопасной зоне, с наветренной стороны от очага пожара, два - три пути, но не далее четвертого - пятого путей для приема прибывающих пожарных и восстановительных поездов, других аварийно-спасательных подразделений;

Проконтролировать через энергодиспетчера выполнение работ по обесточиванию и заземлению контактной сети для работы пожарных подразделений и восстановительных поездов;

При необходимости проводить дальнейшую эвакуацию подвижного состава, особенно с людьми и опасными грузами, в сторону вытяжных путей с учетом преобладающего направления развития пожара, создающего угрозу парку станции, станционным сооружениям и застройке;

До прибытия на место пожара РТП организовать тушение пожара силами добровольных пожарных дружин с помощью первичных средств пожаротушения;

При возможности проложить рукавную линию от ближайших водоисточников и, при условии обеспечения личной безопасности персонала, осуществить с помощью распыленных струй защиту работников станции, производящих рассредоточение подвижного состава с опасными грузами. Подавать огнетушащие вещества можно только после выяснения рода груза, руководствуясь рекомендациями аварийной карточки;

После прибытия РТП на место пожара (аварии), (представителя территориального органа ГО, ЧС) персонал станции выполняет их распоряжения и всемерно оказывает помощь в организации пожаротушения (ликвидации пожара).

Действия локомотивной бригады

При возникновении пожара в грузовом поезде машинист локомотива обязан:

Остановить поезд, принять меры к удержанию его на месте и уточнить вагон, в котором обнаружен пожар;

Вскрыть пакет с перевозочными документами, установить наименование груза в горящем и смежных вагонах, а при наличии опасного груза - его количество, номер аварийной карточки и размеры опасной зоны;

Подать сигнал пожарной тревоги и сообщить о пожаре, используя поездную радиосвязь или другой возможный в создавшейся ситуации вид связи, поездному диспетчеру или дежурному по ближайшей станции для вызова пожарных подразделений;

До прибытия пожарных подразделений организовать тушение пожара всеми имеющимися средствами.

Действия начальника пожарного поезда (начальника караула)

При аварии:

Прибыв на место аварийной ситуации в составе звена газодымозащиты, провести разведку характера поврежденного вагона (цистерны), определить размеры аварийной ситуации, возможные способы устранения течи;

оценить обстановку, определить границы опасной зоны, принять меры по ее ограждению и оцеплению;

при необходимости оказать помощь пострадавшим, находящимся в опасной зоне;

имеющимися силами и средствами приступить к ликвидации аварийной ситуации;

при невозможности устранения аварийной ситуации собственными силами сообщить об этом дежурному по станции (маневровому диспетчеру);

принять меры к снижению концентрации паров жидкостей с помощью распыленных водяных струй, покрытию места разлива воздушно-механической пеной и т.п.

Разведка характера аварийной ситуации с веществами I степени токсичности, хлором и веществами на его основе должна осуществляться только силами регионального аварийно-спасательного отряда, военизированного газоспасательного взвода предприятия, грузоотправителя, грузополучателя. Данные разведки характера аварии, интенсивность утечки опасного груза срочным порядком передаются дежурному по станции (маневровому диспетчеру), поездному диспетчеру, дежурному по отделению дороги.

При пожаре:

До прибытия на место пожара РТП гарнизона Государственной противопожарной службы МВД приступить к тушению пожара совместно с добровольными пожарными дружинами, руководствуясь Боевым уставом пожарной охраны и Правилами безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, в том числе порядком, изложенным в аварийных карточках на опасные грузы.

Ликвидация пожара на электрифицированных участках станции производится только после получения письменного разрешения электромонтера района контактной сети с указанием в нем номера приказа энергодиспетчера и времени снятия напряжения.

В случае, когда прибытие электромонтера и получение письменного разрешения требуют времени, за которое может произойти значительное развитие пожара с опасными последствиями, допускается принятие разрешения по радио.

Прибывший к месту аварийной ситуации, связанной с возникновением пожара, старший оперативный начальник гарнизона Государственной противопожарной службы МВД осуществляет управление всеми подразделениями пожарной охраны, в том числе подразделениями МПС, и непосредственно возглавляет работы по ликвидации пожара.

РТП действует в соответствии с Боевым уставом пожарной охраны, Правилами безопасности и порядком ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железной дороге.

РТП через представителя, выделяемого начальником станции:

Устанавливает вид материалов в горящих и соседних вагонах;

Принимает меры по отцепке горящих вагонов и выводу их на специальную площадку или в безопасное место;

До начала тушения затребует письменное (или по радио) подтверждение о снятии напряжения с контактной сети на участках работы пожарных подразделений, устанавливает вид и тип водопроводной сети (городская или станционная, кольцевая или тупиковая), ее диаметр и давление в ней, места установки на сети пожарных гидрантов, наличие на территории станции пожарных водоемов, их вместимость, наличие вблизи станционных путей естественных водоисточников;

Получает от соответствующих служб железной дороги или других ведомств сведения об экологической и химической обстановке на станции с целью принятия мер по защите личного состава пожарных подразделений от отравляющих веществ и продуктов сгорания, определяет вид и объем предстоящих работ, связанных с тушением пожара, эвакуацией пассажиров, подвижного состава и грузов;

Оценивает пожарную обстановку, определяет необходимые огнетушащие средства для защиты и эвакуации из зоны пожара пассажиров, подвижного состава и грузов;

Создает боевые участки (БУ) для оперативного управления пожарными подразделениями.

Дежурный энергодиспетчер

Обеспечивает снятие напряжения с контактной сети и заземление,

издает приказ, по которому выдается письменное разрешение электромонтером дистанции контактной сети.

Введение огнетушащих средств производится только после получения РТП данного письменного разрешения с указанием в нем номера приказа энергодиспетчера и времени снятия остаточного напряжения. На этих участках до обесточивания электросети и снятия остаточного напряжения запрещается приближаться к контактным проводам на расстояние менее 2 м, а к оборванным концам - менее 10 м.

Рукавные линии прокладываются под железнодорожными путями и вдоль путей. Для боевого развертывания выбираются участки с наименьшим числом пересекающихся путей (до стрелочных переводов, у горловины парка) и отсутствием на них подвижного состава.

При необходимости срочного введения огнетушащих средств допускается прокладка линий по железнодорожным путям. При этом уведомляется маневровый диспетчер станции о месте прокладки рукавных линий и выставляется пост.

Прокладка рукавных линий проводится одновременно в нескольких направлениях. В местах установки разветвлений должен быть резерв рукавов для прокладки рабочих линий.

Подачу на тушение воды и воздушно-механической пены на электрифицированных участках необходимо производить только после получения РТП письменного разрешения с указанием в нем номера приказа энергодиспетчера. На этих участках до обесточивания электросети и снятия остаточного напряжения запрещается приближаться к контактным проводам на расстояние менее 2 м, а к оборванным проводам - менее 10 м. Не допускается тушение пожара снаружи и внутри подвижного состава, грузов и строений, расположенных на расстоянии ближе 7 м от контактной сети, без снятия напряжения при условии, что струя воды или пены не будет касаться контактных проводов и другого оборудования, находящегося под напряжением.

Защита (охлаждение) железнодорожных цистерн с опасными грузами осуществляется путем подачи водяных струй на верхнюю часть цистерны.

При горении цистерн без разлива жидкостей отцепить их от негорящих вагонов и подать (эвакуировать) на специальную площадку или в безопасное место, удобное для подъезда пожарной техники. Поврежденные цистерны с вытекающими горючими жидкостями эвакуировать запрещается.

Запрещается эвакуировать цистерны и вагоны с опасными грузами через зону пожара.

При тушении разлившихся легковоспламеняющихся и горючих жидкостей применять пену средней кратности или распыленную воду. Для ограничения площади пожара устраивать обвалование или отвод растекающейся жидкости в безопасное место.

При наличии в зоне пожара вагонов и цистерн со взрывоопасными грузами, сжиженными газами или ЛВЖ, ядовитыми и радиоактивными веществами в первую очередь принять меры по охлаждению каждой единицы подвижного состава водяными струями и выводу их из зоны пожара. Охлаждать всю поверхность цистерн, особенно их верхнюю часть и дыхательную арматуру с использованием насадок на пожарные стволы.

Первоочередному охлаждению должны подвергаться находящиеся в зоне пожара пустые железнодорожные цистерны с остатками горючих жидкостей.

При горении цистерны со сжиженными углеводородными газами вывести ее и смежные негорящие цистерны из зоны пожара, не прерывая охлаждения. При невозможности организовать прикрытие цистерны тремя - четырьмя порожними платформами или полувагонами - защищать распыленными струями воды соседние здания, сооружения и подвижной состав.

В любых ситуациях принять меры через дежурного по станции и маневрового диспетчера к эвакуации (выводу) подвижного состава со станции.

Тушение факела газа при аварийном его истечении из цистерны осуществлять после приготовления к устранению его утечки через плотности и в случае, когда горение факела может вызвать взрыв смежных цистерн. Тушение вертикальных факелов над цистернами водными струями производить с крыш соседних вагонов. При невозможности тушить порошковыми составами разветвленные факелы пламени используют лафетные стволы.

14.1. При обнаружении пожара в локомотиве или в составе поезда при следовании по перегону машинист должен остановить поезд на участке, по возможности горизонтальном и благоприятном для подъезда полярных автомобилей (у шоссейных дорог, переездов).

14.2. Категорически запрещается останавливать поезд с горящими вагонами, независимо от рода груза: на железнодорожных мостах, в тоннелях, под мостами, вблизи трансформаторных подстанций, тяговых подстанций, сгораемых строений или других местах, создающих угрозу быстрого распространения огня или препятствующих организации тушения пожара и эвакуации пассажиров.

В отдельных случаях, когда поезд находится на неблагоприятном участке пути (выемка, высокая насыпь и т.д.) или, когда пожар потушить имеющимися средствами не представляется возможным, машинист поезда, убедившись по документам в отсутствии в горжцем и рядом стоящих вагонах опасных грузов, 1-3 классов, по согласованию с ДНЦ может продолжить следование до ближайшей станции, сообщив о пожаре и роде горящего груза ДНЦ ипн ДСП, на которую следует поезд, для принятия ими мер. Остановка поезда на электрифицированных линиях железных дорог должна производиться с таким расчетом, чтобы горящие вагоны или локомотив не располагались под жесткими или гибкими поперечинами, секционными изоляторами, воздушными стрелками.

14.3. Одновременно с принятием мер по остановке поезда, машинист должен подать звуковой сигнал пожарной тревоги (один длинный и два коротких сигнала) и, используя поездную радиосвязь или любой другой возможный в создавшейся ситуации вид связи, сообщить о пожаре поездному диспетчеру или дежурному по ближайшей станции для вызова пожарных подразделений.

14.4. До получения приказа энергодиспетчера о снятия напряжения в контактной сети и её заземления работниками ЭЧ запрещается приближаться к проводам и другим частям контактной сети и воздушных линий на расстояние менее 2 м, а к оборванным проводам контактной сети на расстояние менее 8 м до их заземления.

До снятия напряжения в контактной сети тушение горящих объектов разрешается производить только углекислотными, аэрозольными и порошковыми огнетушителями, не приближаясь к проводам контактной сети ближе 2 м.

Использование воды, химических, пенных или воздушно-пенных огнетушителей разрешается только после снятия напряжения и заземления контактной сети.

Тушение горящих материалов, расположенных на расстоянии более 8 м от контактной сети, находящейся под напряжением, допускается любыми средствами пожаротушения без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пенного раствора не приближалась к контактной сети на расстояние менее 2 м.



14.5. Организация работ по тушению пожара в поезде до прибытия пожарных подразделений осуществляется:

на железнодорожной станции - начальником станции, его заместителем, а в их отсутствие дежурным по станции;

на перегоне - локомотивной бригадой совместно с поездной бригадой;

во всех остальных случаях - локомотивной бригадой.

14.6. После остановки поезда локомотивная бригада обязана:

Принять меры его закреплению на месте и уточнить вагон, в котором обнаружен пожар;

Вскрыть пакет с перевозочными документами, установить наименование груза в горящем и рядом стоящих вагонах, а при наличии опасного груза его количество, номер аварийной карточки и размеры опасной зоны.

14.7. Локомотивной бригаде необходимо при пожаре:

Вагонов с горючими грузами одновременно с вызовом пожарного подразделения закрепить оставляемые вагоны тормозными башмаками и расцепить поезд, отведя горящие вагоны от состава на расстояние 200 м и где в радиусе 200 м нет пожароопасных объектов;

Цистерн с легковоспламеняющимися (ЛВЖ) и горючими (ГЖ) жидкостями горящие цистерны отвести от поезда на расстояние, где в радиусе 200 м отсутствуют пожароопасные объекты;

Вагонов со сжатыми и сжиженными газами в баллонах - отцепить и отвести горящий вагон от поезда на 200 м, закрепить его и одновременно приступить к его тушению имеющимися в её распоряжении средствами пожаротушения;

Цистерн со сжиженным, сжатым под давлением газом и возникновении опасности его взрыва, горящую цистерну отвести на безопасное расстояние и организовать её охрану (тушение такой цистерны огнетушителями запрещается);

Вагона со взрывчатыми материалами (ВМ) немедленно расцепить поезд, отвести горящий вагон на безопасное расстояние, указанное в аварийной карточке, но не менее 800 м и действовать далее в соответствии с требованиями, изложенными в аварийной карточке на данный вид груза или инструкции,

находящейся у сопровождающих груз лиц.

В вагонах пассажирского поезда, тушение пожара осуществляется поездной бригадой, локомотивная бригада в тушении пожара не участвует.

Во всех случаях расцепления вагонов их закрепление производится согласно установленным нормам.

14.8. При возникновении пожара в локомотиве локомотивная бригада обязана:

Перевести в нулевое положение контроллер пульта машиниста, остановить дизель (на тепловозе), выключить вспомогательные машины, отключить главный выключатель, опустить токоприёмник и остановить поезд;

Принять меры к закреплению поезда на месте и отключить приборы управления и рубильник аккумуляторной батареи локомотива;

На электровозах убедиться, что токоприёмник опущен, и контактный провод не касается крыши или имеющегося на ней оборудования и, если очаг расположен не ближе 2 м к контактному проводу, приступить вместе с помощником машиниста к тушению пожара, используя имеющиеся огнетушители и сухой песок;

Включить систему стационарного пожаротушения в зависимости от конструкционных особенностей локомотива;

При возгорании тяговых двигателей или подводящих кабелей к ним тушение пожара начинать с кузова электровоза;

Если пожар не может быть ликвидирован своими силами и имеющимися средствами, отцепить электровоз и отвести его от состава поезда на расстояние не менее 50 метров и после этого, при опасности распространения огня с горящей секции на другую, расцепить их с отводом на безопасное расстояние,

предварительно закрепив горящую секцию.

После ликвидации пожара, подача напряжения на локомотив (запуск дизеля), где имело место повреждение электроаппаратов и проводов, запрещается. Локомотив, поврежденный пожаром, должен следовать в депо с опущенными токоприёмниками и отключенными цепями управления.

14.9. При возникновении пожара в МВПС локомотивная бригада обязана:

На электропоездах - перевести в нулевое положение рукоятку контроллера, отключить выключатель управления (на поездах постоянного тока), или главный выключатель (на поездах переменного тока), опустить все токоприемники, остановить поезд и принять меры к его удержанию на месте;

На дизель-поездах (автомотрисах, рельсовых автобусах) - перевести в нулевое положение рукоятку контроллера и остановить дизель (на дизель- поездах ДР1 остановить также вспомогательный дизель), выключить все приборы управления на пульте управления, остановить дизель-поезд (автомотрису, рельсовый автобус) и принять меры к его удержанию на месте;

Подать звуковой сигнал пожарной тревоги (один длинный, два коротких) и сообщить о пожаре ДНЦ или ДСП, ограничивающих перегон;

Убедиться в том, что все токоприемники опущены и что контактный провод, который может быть пережжен, не касается вагонов;

При необходимости оповестить пассажиров о случившемся по внутри салонной связи, организовать эвакуацию пассажиров из горящего вагона и вагонов, которым угрожает опасность;

Запереть кабину, из которой производилось управление, и приступить вместе с помощником к тушению пол<ара, используя имеющиеся огнетушители и песок;

Если подвижной состав оборудован установкой пожаротушения привести ее в действие;

Если пожар не может быть ликвидирован своими силами и имеющимися средствами, принять меры к расцепке состава и отводу горящего вагона на расстояние, исключающее возможность перехода огня на соседние вагоны или находящиеся вблизи здания и сооружения, не менее 50 м и совместно с прибывшими пожарными подразделениями ликвидировать пожар.



Загрузка...