Звуковые законы в области согласных звуков. Фонетические единицы ря В системе русских согласных звуков
Основная их масса не претерпела никаких изменений.
При образовании сонорных согласных (j, р. л, н, м) голос преобладал над шумом, поэтому эти согласные были близки к гласным звукам. Вследствие этого они, подобно гласным, мог-ли быть слогообразующими звуками, какими и являлись в старославянском языке в определенных фонетических условиях сонорные согласные р и л. Сонорные согласные подразделялись на согласные плавные р и л, согласные носовые н и м, при образовании которых струя воздуха частично направлялась в носовую полость, и щелевой согласный j.
Шумные согласные, противопоставленные сонорным звукам, делились на две группы: согласные звонкие, произношение которых сопровождалось звучанием голоса, и согласные глухие, произносившиеся без голоса. Все шумные звуки по способу образования делились в старославянском языке на взрывные, щелевые, или фрикативные, аффрикаты и сложные согласные.
Взрывные согласные (п, б, т, д, к, г) произносились путем «взрыва», т. е. быстрого раскрытия воздушной струей преграды, образованной речевыми органами.
При произношении щелевых согласных (ф, в, с. з, ш, ж, X), а также сонорного j между речевыми органами возникала щель, проходя через которую, воздушная струя создавала специфический для каждого звука шум.
Аффрикаты (ц, s, ч) образовывались путем слияния в один звук двух одинаковых по месту образования согласных - взрывного и щелевого. Так, аффриката ц образовывалась в результате слияния звуков t’ и s’, аффриката s - d’ и z", аффриката ч - t’ и š".
Сложные согласные шт и жд, в отличие от аффрикат, при произношении не сливались в один звук, а сохраняли ясно выраженными те согласные, из которых они образовались.
Наконец, согласные звуки могут быть подразделены в зависимости от звукопроизводящих органов на согласные губные (g, б, м, в, ф), переднеязычные (т, д, с, з, ш, ж, н. л, р. s, ц, ч, жд, шт), среднеязычный (j) и заднеязычные (к, г, х).
Звук ф в старославянском языке употреблялся только в заимствованных словах, так как первоначально его в славянских языках не было. Поэтому нередко этот чуждый славянской речи звук заменялся глухим губным п: пиникъсъ вместо финикъ.
Звук j передавался в кирилловских памятниках при помощи йотованных букв (е, я, ю, юсы), если они стояли в начале слова или после гласных.
20. Твёрдость, мягкость и полумягкость согласных ст\сл языка.
Звуки делились на:
Только твёрдые. Они не могли сочетаться с гл. пер. р.Это были заднеяз. г,к,х. Т.е. в текстах сочетания гы, кы, хы (нiькыи). Сочетание свидетельствует о древней твёрдости заднеяз. Если заденяз. звук вынужден был оказаться рядом с гл. пер.р., происходило его переходное смягчение (рiька – Д.п. рiьцiь). Переходное смягчение зад\яз звуков под влиянием гл. пер. р., которое обнаружило себя ещё в праслав. период и результаты котрого сохранены во всех слав. языках на сегодняшний день (друг-дружить-друзья) называется палатализацией.
Только мягкие. Это были звуки, возникшие на слав. почве из праиндоевроп. наследия в результате различных процессов смягчения согласных: шипящие и свистящие. Шипящие звкуки + ц всегда были мягкими в результате смягчения. На протяжении веков в разных слав. языках шёл процесс отвердения шип. и свист. => школьные правила ча-ща, чу-щу – не было необходимости подчёркивать мягкость, т.к. всем понятно.Состав шип. звуков ст\сл языка отличался от соврем. Наличие сложных шипящих – особенность ст\сл фонетики: шт, жд.
Все остальные звуки были полумягкие, т.е. их твёрдость-мягкость определялась соседним гласным звуком. Мягкость в сочетаии с гл.пер. р. [и, е, ę, ь, ĕ]. Др. слав. языки, в т.ч. старослав., отличало господство вокализма: было представлено значительно больше гласн. звуков по сравнению с СРЯ (и др. совер. системами), и гласн. звук определял качество согл., с кот. соседствовал – он смягчал предш. согл., и согл. становился полумягким.
Напомним, что в системе др. слав. языков проявление категории твёрдосит\мягкости отличалось от того, что имеет место в совр. слав. языках. В основном мягкость согл. определялась соседством с гласн. пер.р., который мог выступать в твёрдой и мягкой разновидности. Эту возможность имели полумягкие согласные. Кроме того, были согласные только твёрдые: они не могли сочетаться с гласн. пер. р. и естественным образом смягчаться. И были согласные т. мягкие, которые не могли проявлять себя с твёрдой разновидности, потому что в прасл. период эти согласные сформировались в результате процессов смягчения различных групп согласных и под влиянием гласных пер.р. и согласного, который всегда находится в пограничном положении между гласн. и согл. и был всегда исконно мягким – j.
ФОНЕТИКА и ФОНОЛОГИЯ. Лекция № 1.
Фонетика - наука о звуках речи, являющихся элементами звуковой системы языка (греч. phonē - звук).
Без произнесения и восприятия по слуху звуков, составляющих звуковую оболочку слов, речевое общение невозможно. Для речевого общения чрезвычайно важно различение произносимого слова среди других, сходных по звучанию. Поэтому в фонетической системе языка необходимы средства, служащие для передачи и различения значимых единиц речи - слов, их форм, словосочетаний и предложений.
Фонетические средства РЯ
К фонетическим средствам РЯ с разграничительной функцией относятся звуки, ударение (словесное и фразовое) и интонация, часто выступающие совместно или комбинированно.
Звуки речи имеют различное качество и потому служат в языке средством для различения слов. Часто слова различаются всего лишь одним звуком, наличием лишнего звука по сравнению с другим словом, порядком следования звуков (галка - галька, бой - вой, рот - крот, нос - сон ).
Словесное ударение разграничивает слова и формы слов, одинаковые по звуковому составу (кл у бы - клуб ы , д ы ры - дыр ы , р у ки - рук и ).
Фразовое ударение различает предложения по значению при одинаковом составе и порядке слов (Снег идет и Снег идет ).
Интонация различает предложения с одинаковым составом слов (при одинаковом месте фразовых ударений) (Снег тает и Снег тает? ).
Звуки и словесное ударение как разграничители значимых элементов речи (слов и их форм) связаны с лексикой и морфологией, а фразовое ударение и интонация - с синтаксисом.
Фонетические единицы ря
Со стороны ритмико-интонационной наша речь представляет речевой поток, или цепь звучаний. Эта цепь членится на звенья, или фонетические единицы речи: фразы, такты, фонетические слова, слоги и звуки.
Фраза - это самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других фраз паузой.
Речевой такт (или синтагма ) чаще всего состоит из нескольких слов, объединенных одним ударением.
Речевой такт делится на фонетические слова , т.е. самостоятельные слова вместе с примыкающими к ним безударными служебными словами и частицами.
Слова членятся на собственно фонетические единицы - слоги , а последние - на звуки .
Слогораздел. Типы слогов в РЯ. Ударение.
Понятие слога
С точки зрения образования, со стороны физиологической, слог представляет собой звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком.
С точки зрения звучности, со стороны акустической, слог - это звуковой отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними - предшествующим и последующим. Гласные звуки, как наиболее звучные, обычно являются слоговыми, а согласные - неслоговыми, но сонорные (р, л, м, н ), как наиболее звучные из согласных, могут образовать слог. Слоги разделяются на открытые и закрытые в зависимости от положения в них слогового звука. Открытым называется слог, оканчивающийся слогообразующим звуком: ва-та . Закрытым называется слог, оканчивающийся неслоговым звуком: там, лай . Неприкрытым называется слог, начинающийся на гласный звук: а-орта . Прикрытым называется слог, начинающийся на согласный звук: ба-тон .
Основной закон слогораздела в ря
Строение слога в РЯ подчиняется закону восходящей звучности. Это значит, что звуки в слоге располагаются от наименее звучного к наиболее звучному.
Закон восходящей звучности можно иллюстрировать на приводимых ниже словах, если звучность условно обозначить цифрами: 3 - гласные, 2 - сонорные согласные, 1 - шумные согласные. Во-да : 1-3/1-3; ло-дка : 2-3/1-1-3; ма-сло : 2-3/1-2-3; вол-на: 1-3-2/2-3. В приведенных примерах основной закон слогораздела реализуется в начале неначального слога.
Начальный и конечный слоги в русском языке строятся по тому же принципу нарастающей звучности. Например: ле-то : 2-3/1-3; сте-кло : 1-3/1-2-3.
Слогораздел при сочетании знаменательных слов обычно сохраняется в том виде, какой свойствен каждому входящему в состав словосочетания слову: нас Турции - нас-Тур-ци-и; настурции (цветы) - на-стур-ци-и .
Частной закономерностью слогораздела на стыке морфем является невозможность произнесения, во-первых, более двух одинаковых согласных между гласными и, во-вторых, одинаковых согласных перед третьим (иным) согласным в пределах одного слога. Это чаще наблюдается на стыке корня и суффикса и реже - на стыке приставки и корня или предлога и слова. Например: одессит [а/де/сит]; искусство [и/ску/ствъ]; расстаться [ра/стать/ся]; с стены [сте/ны], поэтому чаще - [со/сте/ны].
Ударение
В речевом потоке различается ударение фразовое, тактовое и словесное.
Словесным ударением называется выделение при произношении одного из слогов двусложного или многосложного слова. Словесное ударение является одним из основных внешних признаков самостоятельного слова. Служебные слова и частицы обычно не имеют ударения и примыкают к самостоятельным словам, составляя с ними одно фонетическое слово : [под-горо й], [на-стороне ], [вот-те-ра з].
РЯ свойственно силовое (динамическое) ударение, при котором ударный слог выделяется по сравнению с неударными большей напряженностью артикуляции, в особенности гласного звука. Ударный гласный всегда является более долгим, чем соответствующий ему безударный звук. Русское ударение разноместное: оно может падать на любой слог (выход, выходит, выходить). Разноместность ударения используется в РЯ для различения омографов и их грамматических форм (о рган - орг а н ) и отдельных форм различных слов (м о ю - мо ю ), а в некоторых случаях служит средством лексической дифференциации слова (х а ос - ха о с ) или придает слову стилистическую окраску (молод е ц - м о лодец ). Подвижность и неподвижность ударения служит дополнительным средством при образовании форм одного и того же слова: ударение или остается на одном и том же месте слова (огор о д, -а, -у, -ом, -е, -ы, -ов ), или переходит с одной части слова на другую (г о род, -а, -у, -ом, -е; - а , - о в ). Подвижность ударения обеспечивает различение грамматических форм (к у пите - куп и те, н о ги - ног и ).
В отдельных случаях различие в месте словесного ударения теряет всякое значение: тв о рог и твор о г, и наче и ин а че, о бух и об у х .
Слова могут быть безударными и слабоударяемыми. Обычно лишены ударения служебные слова и частицы, однако они иногда принимают на себя ударение, так что предлог со следующим за ним самостоятельным словом имеет одно ударение: [н а -зиму ], [з а -город ], [п о д-вечер ].
Слабоударяемыми могут быть двусложные и трехсложные предлоги и союзы, простые числительные в сочетании с существительными, связки быть и стать , некоторые из вводных слов.
Некоторые категории слов имеют помимо основного добавочное, побочное ударение, которое обычно находится на первом месте, а основное - на втором, например: дрêвнер у сский . Таковыми являются слова:
1) многосложные, а также сложные по составу (самолётостро е ние ),
2) сложносокращенные (гôстелец е нтр ),
3) слова с приставками после-, сверх-, архи-, транс-, анти- и др. (трâнсатлант и ческий, послеокт я брьский ),
4) некоторые иноязычные слова (пôстскр и птум, пôстф а ктум ).
Тактовым ударением называется выделение в произношении более важного в смысловом отношении слова в пределах речевого такта. Например: Брожу ли я | вдоль улиц шумных, | вхожу ль | во многолюдный храм , | сижу ль | меж юношей безумных, | я предаюсь | моим мечтам .
Фразовым ударением называется выделение в произношении наиболее важного в смысловом отношении слова в пределах высказывания (фразы); таким ударением является одно из тактовых. В приведенном выше примере фразовое ударение падает на слово мечтам .
Тактовое и фразовое ударение называют также логическим.
Звуковой состав РЛЯ. Понятие звука
Кратчайшая, минимальная, нечленимая далее звуковая единица, которая выделяется при последовательном звуковом членении слова, называется звуком речи . Традиционной классификацией звуков речи является разделение их на гласные и согласные.
Согласные звуки и их классификация
Согласные звуки отличаются от гласных наличием шумов, которые образуются в полости рта при произнесении. Согласные различаются:
2) по месту образования шума,
3) по способу образования шума,
4) по отсутствию или наличию мягкости.
Участие шума и голоса . По участию шума и голоса согласные делятся на шумные и сонорные. Сонорными называются согласные, образуемые при помощи голоса и незначительного шума: [м], [м"], [н], [н"], [л], [л"], [р], [р"], [j].
Шумные согласные делятся на звонкие и глухие. Шумными звонкими согласными являются [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [ж], ["], [з], [з"], [j], [γ], [γ"], , , образуемые шумом с участием голоса. К шумным глухим согласным относятся: [п], [п"], [ф], [ф"], [к], [к"], [т], [т"], [с], [с"], [ш], ["], [х], [х"], [ц], [ч], образуемые только при помощи одного шума, без участия голоса.
Место образования шума . В зависимости от того, какой активный орган речи (нижняя губа или язык) доминирует при образовании звука, согласные делятся на губные и язычные . Если учитывать пассивный орган, по отношению к которому артикулирует губа или язык, согласные могут быть губно-губными [б], [п] [м] и губно-зубными [в], [ф].
Язычные делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные . Переднеязычные могут быть зубными [т], [д], [с], [з], [ц], [н], [л] и нёбно-зубными [ч], [ш], [ж], [р]; среднеязычные - средненёбными [j]; заднеязычные - задненёбными [г], [к], [х].
Способы образования шума . В зависимости от различия способов образования шума согласные делятся на смычные [б], [п], [д], [т], [г], [к], щелевые [в], [ф], [с], [з], [ш], [ж], [j], [х], аффрикаты [ц], [ч], смычно-проходные : носовые [н], [м], боковые, или ротовые, [л] и дрожащие (вибранты) [р].
Твердость и мягкость согласных . Отсутствие или наличие мягкости (палатализации) обусловливает твердость и мягкость согласных. Палатализация (лат. palatum - твердое нёбо) является результатом средненёбной артикуляции языка, дополняющей основную артикуляцию согласного звука. Звуки, образуемые с такой дополнительной артикуляцией, называются мягкими , а образуемые без нее - твердыми .
Характерной особенностью системы согласных является наличие в ней пар звуков, соотносительных по глухости-звонкости и по твердости-мягкости. Соотносительность парных звуков заключается в том, что в одних фонетических условиях (перед гласными) они различаются как два разных звука, а в других условиях (в конце слова) не различаются и совпадают в своем звучании: р о за - рос а и роз - рос [рос - рос]. Так выступают в указанных позициях парные согласные [б] - [п], [в] - [ф], [д] - [т], [з] - [с], [ж] - [ш], [г] - [к], которые, следовательно, образуют соотносительные пары согласных по глухости-звонкости.
Соотносительный ряд глухих и звонких согласных представлен 12 парами звуков. Парные согласные различаются наличием голоса (звонкие) или отсутствием его (глухие). Звуки [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"] [j] - внепарные звонкие, [х], [ц], [ч"] - внепарные глухие.
Классификация русских согласных звуков представлена в таблице:
По способу |
По месту |
Губные |
зубно- губные |
зубные |
средне- небные |
задне- небные |
|
Взрывные |
|||||||
Фрикативные |
|||||||
Аффрикаты |
|||||||
Сонорные |
|||||||
взрывные |
Состав согласных звуков с учетом соотносительности по глухости-звонкости показан в следующей таблице
(, - долгие шипящие, парные по глухости-звонкости; ср. [дро"и], ["и]).
Твердость и мягкость согласных, подобно глухости-звонкости, в одних позициях различается, а в других не различается, что приводит к наличию в системе согласных соотносительного ряда твердых и мягких звуков. Так, перед гласным [о] различаются [л] - [л"] (лот - лёд [лот - л"от], а перед звуком [е] не различаются не только [л] - [л"], но и другие парные твердые-мягкие звуки ([л"ес], [в"ес], [б"ес]).
Всероссийская олимпиада школьников 2019-2020 школьный этап по русскому языку ответы и задания, официальная дата проведения в Московской области 20-21 сентября 2019 год.
Задания и ответы школьного этапа ВсОШ по русскому языку 4-11 класс 2019-2020 онлайн:
Получить ответы и все задания ВОШ русский язык 2019-2020 (для 4-11 класса)
Некоторые задания с олимпиады:
1)Употребите слова почивать и потчевать правильно, вставьте их в предложения. Подберите синоним к каждому слову
2)В некоторых русских диалектных системах звуки [Ц] и [Ч’] находятся между собой в определенных отношениях. Установите, какие современные литературные слова «зашифрованы» в словах диалектных: челый, цисто, цай, чапать
3)В известной фразе из квази-слов, авторство которой приписывается академику Л.В.Щербе, есть одно слово, похожее на прилагательное: Гло́кая ку́ здра ште́ ко будлану́ ла бо́кра и курдя́ чит бокрёнка Выпишите это слово и докажите, что с точки зрения грамматики русского языка оно – прилагательное.
4)Какое изменение звонкого согласного происходит в одном из слов во фразе Вы с ним помягче, прошу Что именно и почему меняется? С чем это связано в произношении звуков? Приведите аналогичный пример.
5)В древнерусском алфавите последней буквой была V – ижица. Она восходит к букве греческого алфавита, поэтому в русском языке обычно употреблялась в словах греческого происхождения, часто в именах собственных. Прочитайте список слов (адаптированный вариант древней графики), в которых раньше использовалась данная буква. Определите, какой звук/звуки она в этих словах обозначает и в какой/-их позиции/-ях. Напишите данные слова в современной графике.
6)Почему в словах типа психиатр, дециметр, скафандр нередко пишут лишнюю букву? Поясните свой ответ: укажите, какую букву могут написать в таких словах и почему.
7)В советской комедии «Свадьба в Малиновке» (1967 г.) один из персонажей говорит другому «Что ты молчишь, как рыба об лед?» Какие два фразеологизма здесь смешаны?
8)Известно, что слово белобрысый содержит в своем составе древнее существительное бры (Им. п.) – современное бровь (ранее В.п.). Какие существительные женского рода входили в древности в ту же группу, что и слово бровь?
9)В системе русских звуков есть два шумных непарных согласных сложной артикуляции, сходных по какому-то одному фонетическому признаку. Но в потоке речи иногда у этих звуков возникают позиционные пары, как правило, либо на стыке слов, объединенных одним ударением, либо в словах иностранных.
10)Что такое в тексте святая София? Приведите аналогичный пример данного языкового приема в современном языке.
Посмотреть задания и ответы школьного этапа 2019-2020 другие предметы:
Древнерусскую систему согласных можно представить следующим образом:
Таблица 1. Система согласных звуков древнерусского языка
Место образования Способ образования |
Передне-язычные |
cредне-язычные |
Задне-язычные |
фарингальные |
|
взрывные | |||||
фрикативные |
з с з’ с’ ж’ ш’ щ’ ч’ц’ | ||||
дрожащие |
Сравним древнерусскую систему согласных со старославянской и с современной русской. Каковы отличия?
В количественном составе согласных фонем. В древнерусском языке X-XI вв. было 25 согласных, это меньше, чем в современном русском (36). А в старославянском языке, кроме перечисленных согласных, были еще так называемые сложные мягкие звуки [ш’т’], [ж’д’], которые возникли в южнославянском диалекте на месте о.сл. сочетаний [*dj], [*tj] и являются его характерной фонетической чертой. Вспомните йотовые процессы, изменения групп согласных [*kt], [*gt] перед [*i] и их результаты в разных славянских диалектах: в ю.сл. мягкие сложные звуки [ш’т’] и [ж’д’]; в в.сл. (др.р.) мягкий шипящий [ж’] и аффриката [ч’]; в з.сл. свистящие аффрикаты , . (См. Таблицу 3 «Происхождение вторичных согласных звуков русского языка» в части 3 данного пособия.)
Кроме того, в древнерусском языке отсутствовал звук [ф]. В кириллице было 2 буквы для обозначения звука, встречавшегося в заимствованных из греческого языка словах: Ф – «ферт» (греч. , - «фи») и Θ – «фита» (греч.Θ, - «тета»). В греческом языке эти буквы обозначали разные звуки и , но в древнерусских памятниках передавали один звук [ф]: например, др.р. фоуникъ из греч. οίνικξ – «финиковая пальма»; др.р. Θеологъ из греч. εολόγος – «богослов», «теолог».
Со 2-й половины XII в. буква «фита» (Θ) вышла из употребления, сохранялась лишь для обозначения числа 9, однако с к. XIV в. она была восстановлена в азбуке в результате 2-го южнославянского влияния и употреблялась до реформы 1918 г.
Звук [ф] был чужд всем славянским языкам, встречался лишь в заимствованных словах, проникавших через письменность: ф арисей, порф ира, ф онарь, ф евраль (греч.); коф е (голл.), ф абрика (лат.), ф орпост (нем.). В ряде говоров этот звук не утвердился до настоящего времени и заменяется другими звуками: [х], [хв], [п]. Например: Хв едор, Хв илип, хв абрика, хв анарь, п онарь (киров.). Подобное явление наблюдается в украинском и белорусском языках: П iлiп (Филипп), Х ома (Фома), Йосип (Иосиф), Нечiп iр (Некифор). Ср. в современном русском языке: п арус из греч. φαρός (f aros), Степ ан из греч. Στεφάνος (Stef anos), Осип из греч. Иосиф < Ιόσιφ (Iosif ).
В древнерусском языке было гораздо меньше мягких согласных фонем, чем в современном русском. Не было мягких заднеязычных, губных и переднеязычных.
2. Другим важным отличием системы согласных древнерусского языка от современного было отсутствие противопоставления твердых и парных им мягких согласных того же места образования как самостоятельных фонем.
а) Заднеязычные согласные [г], [к], [х] не могли сочетаться с гласными переднего ряда ([и], [ý], [е], [ь], [ä]) и сочетались лишь с гласными непереднего ряда ([у], [ы], [ъ], [о], [а]), например: Вижу вълкы (вин. мн.); ногы (им.-вин. мн., род.п. ед.ч., ср.: на руцý , на березý ); кы нути, гы бель, хы трый («искусный»). Ср. совр. на руке , ки слый, ноги . В современном русском литературном языке заднеязычные согласные могут сочетаться с [ы] только на стыке слов: [волк -ы -кот], [к -ы вану]. В древних памятниках есть примеры сочетания заднеязычных согласных с гласными переднего ряда [и], [е], но лишь в заимствованных книжных словах (через старославянский из греческого): ки тъ, хи тонъ, ги гантъ, анге лъ. Нередко в древнерусском языке в соответствии с [г’] произносился [j ]. Так объясняются формы собственных имен Е гор, Е горий, Ю рий, восходящие к тому же источнику, что и Георгий (греч. Γεώργιος, georgios – «земледелец», «землепашец»). Ср. лит. gentáras > я нтарь, а также просторечное е нерал (ге нерал).
б) Твердые губные и переднеязычные согласные могли выступать перед всеми гласными – как переднего, так и непереднего ряда. Перед гласными непереднего ряда твердые согласные сохраняли твердость, произносились так же твердо, как и в современном русском языке, но с дополнительной артикуляцией - лабиализацией, т. е. были лабиовелярными, особенно перед [о] и перед [у]. Перед гласными переднего ряда [ý], [е], [и], [ь], [ä] твердые согласные становились полумягкими, получая дополнительную артикуляцию, которая состояла в том, что средняя часть спинки языка поднималась к твердому небу, но в меньшей степени, чем при артикуляции мягких согласных (ср. нем. Tisch). Полумягкие согласные не были самостоятельными фонемами, а выступали как позиционные варианты твердых.
в). Мягкие согласные (исконно мягкие) были унаследованы из общеславянского праязыка, где возникли в результате палатализаций и йотовых процессов. Мягкие шипящие звуки [ж’], [ш’], [ч’] появились в результате 1-ой палатализации или йотовых процессов из заднеязычных согласных (но ж ька, су ш ити, человý ч ьнъ или му ж ь, ду ш а, пла ч у ); в результате о-сл. изменения свистящих перед йотом ([*zj], [*sj] - но ж ь ,вы ш е ), а также диалектного (восточнославянского) процесса из сочетаний [*dj], [*tj], [*gti] [*kti] (ви ж у , кру ч а, помо ч и, но ч ь, дъ ч и ). Мягкие свистящие [ц’], [з’], [с’] возникли как результат 2-й или 3-й палатализаций из заднеязычных согласных [*k], [*g], [*ch] (на ру ц ý, въ бо з ý, грý с и или ц ýлъ, з ýло, насми с атися, къня з ь, оть ц ь, вь с ь ). См. также таблицу «Происхождения вторичных согласных» в 3-ей части данного пособия.
В древнерусском языке исконно мягкие согласные сохраняли свою мягкость и могли находиться в слоге перед гласными переднего ряда, а также перед гласными непереднего ряда [а] и [у], мягкость их на письме обозначалась буквами å, È, ý, ü или йотированными - ß, þ, 4 (ср. в современном русском языке, где мягкость обозначается предназначенными для этого гласными буквами и мягким знаком). Написание после шипящих и Ö гласных букв À, ó, 1 (нейотированных, т.е. таких, которые употреблялись после твердых согласных) объясняется, во-первых, влиянием южнославянских письменных норм, во-вторых, в большей степени, тем, что в языке не было парных твердых согласных и, следовательно, не было надобности специально обозначать их мягкость. Поэтому в древнерусских памятниках после шипящих обычно встречается буква «а», а не «я» (чаша), «у», а не «ю» (чудо). По традиции и в современном русском языке после [ч’] пишутся буквы «а» и «у», а после шипящих [ж] и [ш] (которые были исконно мягкими, но впоследствии отвердели) по традиции пишется буква «и», хотя произносится [ы].
Сочетаемость гласных и согласных в слоге в древнерусском языке можно представить следующим образом:
Таблица 2. Сочетаемость гласных и согласных в слоге в древнерусском языке X-XI вв.
3. Противопоставление звонких и глухих парных согласных было смыслоразличительным, звонкие и глухие согласные были в древнерусском языке X-XI вв. разными фонемами: п ити - б ити; ро г ъ - ро к ъ; п0 д ь - п0 т ь; т ýло - д ýло . Но в древнерусском языке не было таких позиций, где глухие и звонкие не различались бы, где происходила бы нейтрализация признаков глухости-звонкости, как в современном русском языке (ко[з ]а - ко[с ]: [з , с ] =
< з >; ко[с ]а - ко[з ’]ба: [с , з ] = < с >). В силу ЗОС согласные не могли находиться на конце слова, а при слово- и формообразовании не могло возникать сочетаний {звонкий шумный + глухой} или {глухой + звонкий шумный}. Только для одной пары фонем - < з > и < с > - на конце приставок возникала позиция, где глухость-звонкость не была смыслоразличительным признаком: въз имати - въс топити, без домьныи - бес плодьныи . Но за исключением указанных приставок соотносительности между глухими и звонкими согласными в древнерусском языке не было.
В одних позициях (которые называются сильными позициями) согласные звуки произносятся отчетливо и противопоставлены всем другим согласным звукам, в других позициях (называемых слабыми) согласные приспосабливаются к окружению, могут терять свои характерные признаки. Сильной позицией для согласных звуков является позиция перед любым гласным звуком. В этой позиции различается 37 согласных звуков.
Согласные звуки классифицируются по нескольким признакам: 1) интенсивность шума; 2) наличие/отсутствие тона, или голоса (глухость/звонкость); 3) твердость/мягкость; 4) место образования; 5) способ образования; 6) долгота/краткость.
Интенсивность шума. По этому признаку противопоставлены звуки шумные и сонорные. Шумные звуки ([п], [с"], [з], [т], [к"] и др.", их большинство) характеризуются интенсивным, очень звучным шумом. У сонорных звуков шум слабый, зато тон почти такой же звучный, как у гласных. Сонорных звуков 9: [м], [м"], [н], [и"], [л], [л"], [р], [р"] и [j] («йот»).
Глухость/звонкость. Все согласные делятся на две группы - глухие и звонкие согласные. Глухие согласные
[п]> [с], [ш], [к] и др. образуются без участия тона, только при помощи шума; звонкие согласные состоят не только из шума, но и тона: [б], [з], [ж], [г] и т. п.
Большинство согласных объединяются в пары по глухости/звонкости. Таких пар 12:
[п] - [б] [с] - [з] [ш] - [ж]
[п"] - [б"] [с"] - [з"] [ш"] - [ж"]
[Ф] - [в] [т] - [д] [к] - [г]
№"] - [в"] [т"] - [д"] [к"] - [г"]
Кроме перечисленных парных, имеются и непарные по глухости/звонкости согласные. Непарными глухими являются звуки [х], [ч] и [ц], а непарными звонкими - все 9 сонорных звуков.
Твердость/мягкость. Русские согласные могут быть твердыми или мягкими, ср.: [нос] нос и [н"ос] нёс, [сат] сад и [с"ат"] сядь. Мягкие согласные отличаются от твердых дополнительной артикуляцией: при произнесении мягких согласных спинка языка продвигается в полости рта к нёбу вперед и вверх, а при произнесении твердых язык продвигается назад и вверх.
Согласные могут объединяться в пары по твердости/мягкости, в каждой из этих пар звуки близки по артикуляции и различаются только по признаку твердости/мягкости. Подобных пар 15:
[п] - [п"] [з] - [з1] [р] - [р"]
[б] - [б"] [т] - [т"] [л] - [л"]
[в] - [в"] [д] - [д"] [к] - [к"] [Ф] - [Ф"] [м] - [м"] [г] - [г"] [с] - [с"] [н] - [н"] [х] - [х"]
Не все согласные объединяются в пары по признаку твердости/мягкости. Непарными твердыми являются согласные [ш], [ж] и [ц], а непарными мягкими - [ч], [j], [ш"] и [ж"].
Место образования. По месту образования различаются прежде всего согласные губные (образуемые в результате работы губ) и язычные (которые образуются при помощи языка).
Среди губных выделяются группы согласных г у б н о -губных: [п], [п"], [б], [б"], [м], [м"] и губно-зубных
(образуемых присоединением нижней губы к верхним зубам): [в], [в"], [ф], [ф"].
Группа язычных согласных делится на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные в зависимости от того, какая часть языка - передняя, средняя или задняя - участвует в артикуляции. Передняя часть (кончик) языка - самый активный речевой орган, поэтому переднеязычных согласных больше всего. Среди них различаются переднеязычные зубные (кончик языка примыкает к области верхних зубов): [с], [с"], [з], [в*], [т], [т*], [д], [д*], [ц], [л], [л"], [н], [н"] и переднеязычные передненёбные (кончик языка примыкает к передней части нёба): [р], [р"], [ш], [ш*], [ж], [ж"], [ч].
Среднеязычным является только звук [j].
Заднеязычные согласные - это звуки [к], [к"], [г], [г"],[х]и[х"].
Способ образования. Этот признак связан с тем, какое препятствие для идущей из легких воздушной струи образуют органы речи и каким образом это препятствие преодолевается. Препятствие может представлять собой или узкую щель, или же полную смычку органов речи.
Звуки, образуемые в результате прохождения воздушной струи сквозь узкую щель, называются щелевыми: [в], [в"], [ф], [ф*], [с], [с"], [з], [з"], [ш], [ш"], [ж], [Я"], [j], [х], [х"].
Смычные согласные образуются при полном смыкании органов речи, и эта преграда преодолевается воздушной струей по-разному, благодаря чему различаются:
смычные взрывные [п], [п"], [б], [б"], [т], [т"], [д], [д"], [к], [к"], [г], [г"] - для их образования сомкнутые речевые органы резко, словно при «взрыве», размыкаются под действием напора воздуха в полости рта;
смычно-щелевые [ц]и [ч], которые характеризуются тем, что сомкнутые органы речи размыкаются не широко, как при артикуляции взрывных, а образуют узкую щель;
дрожащие [р]и [р"], образуемые в результате «дрожания» кончика языка, его неоднократного примыкания к передней части нёба;
смычно-проходные носовые [м], [м"], [н], [н"], образуемые смычкой губ или органов речи в полости рта и одновременным выходом воздуха через нос;
смычно-проходные боковые [л] и [л"], при артикуляции которых воздух проходит сбоку от преграды, создаваемой кончиком языка и верхними зубами.
Долгота/краткость. В русском языке только два звука: [ш"] (счастье [ш"ас"т^и]) и [ж"] (езжу ). У которых долгота - их самостоятельный признак. Эти звуки являются непарными по признаку долготы/краткости, потому что, например, [ш"] отличается от звука [ш] не только долготой, но и мягкостью (это касается и соотношения звуков [ж"] и [ж]).
Однако в русской речи много долгих звуков, которые образуются в результате слияния двух соседних кратких звуков. Так, при соединении приставки рас- с глаголом сыпать появляется в результате слияния [с] + [с] долгий звук [с] ра[с]ыпать; ср. также: [с] + [ш] =■ [ш] - ра[Щалйться; [д] + [т] = [т] - по[т]ащйть; [т"] + [с] = [ц] - учйЩъ] (учиться).
Классификация согласных звуков
Место образования | ||||||||
Способ образования | губные | переднеязычные | среднеязычные | заднеязычные | ||||
губно-губные | губно-зубные | зубные | передненёбные | средненёбные | средненёбные | задненёбные | ||
Щелевые | ф в ф"в" | с з с" з" | ш ж ш"ж" | J | х" | X | ||
Смычные | взрывные | п б п*б" | т д т" д" | к"г" | к г | |||
смычно-щелевые | Ц | ч | ||||||
дрожащие | Р Р" | |||||||
смычно-проходные носовые | м м" | н н" | ||||||
смычно-проходные боковые | л л" |
Примечание. Выделены сонорные звуки.
10. Прочитайте текст. Укажите согласные в сильных позициях.
Вот взошла луна златая, Тише... чу... гитары звон... Вот испанка молодая Оперлася на балкон (А. Пушкин).
11. Прочитайте текст. Укажите согласные в слабых позициях.
Туманом легким парк наполнился,
И вспыхнул на воротах газ.
Мне только взгляд один запомнился
Незнающих спокойных глаз (М. Цветаева).
12. Транскрибируйте предложение. Укажите звук, непарный по признаку долготы/краткости.
Мне чужого не надо, я и своих-то устала считать (Цв.).
13. Прочитайте текст. Какие звуки являются шумными, какие - сонорными?
Идти на гору Люсе не очень и хотелось, но чем заняться еще, она не нашла. Не сидеть же весь день дома. Сначала, не подумав, она позвала с собой Надю, и та согласилась... (В. Распутин).
14. Транскрибируйте слова и формы слов. Определите, парным или непарным по признаку глухости/звонкости является каждый из согласных звуков (для парных звуков укажите его пару по глухости/ звонкости). Многосложные слова поделите на слоги, охарактеризуй те их.
Скат, сад, рук (Р. п. мн. ч.), друг, суп, груб, чудак, зигзаг.
15. Транскрибируйте слова. Охарактеризуйте все согласные по признаку твердости/мягкости (если звук парный, назовите его пару по этому признаку).
Сяду, чадо, щука,«яма, пример, мэр, лей, ЛЭП, сыр, миф, жив, дрожжи, цирк, шея, жесть, в душе.
16. Определите место образования каждого согласного звука.
Когда княжна Марья взошла в комнату, князь Василий с сыном уже был в гостиной, разговаривая с маленькой княгиней... Потом к ней подошел Анатоль... (Л. Толстой).
17- Определите способ образования каждого согласного звука. Воспоминания толпою проходили перед ним, но были однообразны и исчерпывались одним словом: «ученье» (С.-Щ.).
18. Рассмотрите все согласные звуки в пословицах. Охарактеризуйте каждый согласный по схеме: 1) шумный или сонорный; 2) глухой или звонкий; 3) твердый или мягкий; 4) место образования; 5) способ образования.
1. На ошибках учатся. 2. Веселье - делу не помеха. 3. Москва веками строилась.
__________________________________________________ &>