novomarusino.ru

Звуковые законы в области согласных звуков. Фонетические единицы ря В системе русских согласных звуков

Основная их масса не претерпела никаких изменений.

При образовании сонорных согласных (j, р. л, н, м) голос преобладал над шумом, поэтому эти согласные были близки к гласным звукам. Вследствие этого они, подобно гласным, мог-ли быть слогообразующими звуками, какими и являлись в ста­рославянском языке в определенных фонетических условиях сонорные согласные р и л. Сонорные согласные подразделялись на согласные плавные р и л, согласные но­совые н и м, при образовании которых струя воздуха частич­но направлялась в носовую полость, и щелевой согласный j.

Шумные согласные, противопоставленные сонорным зву­кам, делились на две группы: согласные звонкие, произно­шение которых сопровождалось звучанием голоса, и согласные глухие, произносившиеся без голоса. Все шумные звуки по способу образования делились в старославянском языке на взрывные, щелевые, или фрикативные, аффрикаты и сложные согласные.

Взрывные согласные (п, б, т, д, к, г) произносились путем «взрыва», т. е. быстрого раскрытия воздушной струей пре­грады, образованной речевыми органами.

При произношении щелевых согласных (ф, в, с. з, ш, ж, X), а также сонорного j между речевыми органами возникала щель, проходя через которую, воздушная струя создавала спе­цифический для каждого звука шум.

Аффрикаты (ц, s, ч) образовывались путем слияния в один звук двух одинаковых по месту образования согласных - взрывного и щелевого. Так, аффриката ц образовывалась в ре­зультате слияния звуков t’ и s’, аффриката s - d’ и z", аффри­ката ч - t’ и š".

Сложные согласные шт и жд, в отличие от аффрикат, при произношении не сливались в один звук, а сохраняли ясно выраженными те согласные, из которых они образовались.

Наконец, согласные звуки могут быть подразделены в за­висимости от звукопроизводящих органов на согласные губные (g, б, м, в, ф), переднеязычные (т, д, с, з, ш, ж, н. л, р. s, ц, ч, жд, шт), среднеязычный (j) и заднеязыч­ные (к, г, х).

Звук ф в старославянском языке употреблялся только в заимствованных словах, так как первоначально его в славян­ских языках не было. Поэтому нередко этот чуждый славянской речи звук за­менялся глухим губным п: пиникъсъ вместо финикъ.

Звук j передавался в кирилловских памятниках при по­мощи йотованных букв (е, я, ю, юсы), если они стояли в на­чале слова или после гласных.

20. Твёрдость, мягкость и полумягкость согласных ст\сл языка.

Звуки делились на:

Только твёрдые. Они не могли сочетаться с гл. пер. р.Это были заднеяз. г,к,х. Т.е. в текстах сочетания гы, кы, хы (нiькыи). Сочетание свидетельствует о древней твёрдости заднеяз. Если заденяз. звук вынужден был оказаться рядом с гл. пер.р., происходило его переходное смягчение (рiька – Д.п. рiьцiь). Переходное смягчение зад\яз звуков под влиянием гл. пер. р., которое обнаружило себя ещё в праслав. период и результаты котрого сохранены во всех слав. языках на сегодняшний день (друг-дружить-друзья) называется палатализацией.


Только мягкие. Это были звуки, возникшие на слав. почве из праиндоевроп. наследия в результате различных процессов смягчения согласных: шипящие и свистящие. Шипящие звкуки + ц всегда были мягкими в результате смягчения. На протяжении веков в разных слав. языках шёл процесс отвердения шип. и свист. => школьные правила ча-ща, чу-щу – не было необходимости подчёркивать мягкость, т.к. всем понятно.Состав шип. звуков ст\сл языка отличался от соврем. Наличие сложных шипящих – особенность ст\сл фонетики: шт, жд.

Все остальные звуки были полумягкие, т.е. их твёрдость-мягкость определялась соседним гласным звуком. Мягкость в сочетаии с гл.пер. р. [и, е, ę, ь, ĕ]. Др. слав. языки, в т.ч. старослав., отличало господство вокализма: было представлено значительно больше гласн. звуков по сравнению с СРЯ (и др. совер. системами), и гласн. звук определял качество согл., с кот. соседствовал – он смягчал предш. согл., и согл. становился полумягким.

Напомним, что в системе др. слав. языков проявление категории твёрдосит\мягкости отличалось от того, что имеет место в совр. слав. языках. В основном мягкость согл. определялась соседством с гласн. пер.р., который мог выступать в твёрдой и мягкой разновидности. Эту возможность имели полумягкие согласные. Кроме того, были согласные только твёрдые: они не могли сочетаться с гласн. пер. р. и естественным образом смягчаться. И были согласные т. мягкие, которые не могли проявлять себя с твёрдой разновидности, потому что в прасл. период эти согласные сформировались в результате процессов смягчения различных групп согласных и под влиянием гласных пер.р. и согласного, который всегда находится в пограничном положении между гласн. и согл. и был всегда исконно мягким – j.

ФОНЕТИКА и ФОНОЛОГИЯ. Лекция № 1.

Фонетика - наука о звуках речи, являющихся элементами звуковой системы языка (греч. phonē - звук).

Без произнесения и восприятия по слуху звуков, составляющих звуковую оболочку слов, речевое общение невозможно. Для речевого общения чрезвычайно важно различение произносимого слова среди других, сходных по звучанию. Поэтому в фонетической системе языка необходимы средства, служащие для передачи и различения значимых единиц речи - слов, их форм, словосочетаний и предложений.

Фонетические средства РЯ

К фонетическим средствам РЯ с разграничительной функцией относятся звуки, ударение (словесное и фразовое) и интонация, часто выступающие совместно или комбинированно.

Звуки речи имеют различное качество и потому служат в языке средством для различения слов. Часто слова различаются всего лишь одним звуком, наличием лишнего звука по сравнению с другим словом, порядком следования звуков (галка - галька, бой - вой, рот - крот, нос - сон ).

Словесное ударение разграничивает слова и формы слов, одинаковые по звуковому составу (кл у бы - клуб ы , д ы ры - дыр ы , р у ки - рук и ).

Фразовое ударение различает предложения по значению при одинаковом составе и порядке слов (Снег идет и Снег идет ).

Интонация различает предложения с одинаковым составом слов (при одинаковом месте фразовых ударений) (Снег тает и Снег тает? ).

Звуки и словесное ударение как разграничители значимых элементов речи (слов и их форм) связаны с лексикой и морфологией, а фразовое ударение и интонация - с синтаксисом.

Фонетические единицы ря

Со стороны ритмико-интонационной наша речь представляет речевой поток, или цепь звучаний. Эта цепь членится на звенья, или фонетические единицы речи: фразы, такты, фонетические слова, слоги и звуки.

Фраза - это самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других фраз паузой.

Речевой такт (или синтагма ) чаще всего состоит из нескольких слов, объединенных одним ударением.

Речевой такт делится на фонетические слова , т.е. самостоятельные слова вместе с примыкающими к ним безударными служебными словами и частицами.

Слова членятся на собственно фонетические единицы - слоги , а последние - на звуки .

Слогораздел. Типы слогов в РЯ. Ударение.

Понятие слога

С точки зрения образования, со стороны физиологической, слог представляет собой звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком.

С точки зрения звучности, со стороны акустической, слог - это звуковой отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними - предшествующим и последующим. Гласные звуки, как наиболее звучные, обычно являются слоговыми, а согласные - неслоговыми, но сонорные (р, л, м, н ), как наиболее звучные из согласных, могут образовать слог. Слоги разделяются на открытые и закрытые в зависимости от положения в них слогового звука. Открытым называется слог, оканчивающийся слогообразующим звуком: ва-та . Закрытым называется слог, оканчивающийся неслоговым звуком: там, лай . Неприкрытым называется слог, начинающийся на гласный звук: а-орта . Прикрытым называется слог, начинающийся на согласный звук: ба-тон .

Основной закон слогораздела в ря

Строение слога в РЯ подчиняется закону восходящей звучности. Это значит, что звуки в слоге располагаются от наименее звучного к наиболее звучному.

Закон восходящей звучности можно иллюстрировать на приводимых ниже словах, если звучность условно обозначить цифрами: 3 - гласные, 2 - сонорные согласные, 1 - шумные согласные. Во-да : 1-3/1-3; ло-дка : 2-3/1-1-3; ма-сло : 2-3/1-2-3; вол-на: 1-3-2/2-3. В приведенных примерах основной закон слогораздела реализуется в начале неначального слога.

Начальный и конечный слоги в русском языке строятся по тому же принципу нарастающей звучности. Например: ле-то : 2-3/1-3; сте-кло : 1-3/1-2-3.

Слогораздел при сочетании знаменательных слов обычно сохраняется в том виде, какой свойствен каждому входящему в состав словосочетания слову: нас Турции - нас-Тур-ци-и; настурции (цветы) - на-стур-ци-и .

Частной закономерностью слогораздела на стыке морфем является невозможность произнесения, во-первых, более двух одинаковых согласных между гласными и, во-вторых, одинаковых согласных перед третьим (иным) согласным в пределах одного слога. Это чаще наблюдается на стыке корня и суффикса и реже - на стыке приставки и корня или предлога и слова. Например: одессит [а/де/сит]; искусство [и/ску/ствъ]; расстаться [ра/стать/ся]; с стены [сте/ны], поэтому чаще - [со/сте/ны].

Ударение

В речевом потоке различается ударение фразовое, тактовое и словесное.

Словесным ударением называется выделение при произношении одного из слогов двусложного или многосложного слова. Словесное ударение является одним из основных внешних признаков самостоятельного слова. Служебные слова и частицы обычно не имеют ударения и примыкают к самостоятельным словам, составляя с ними одно фонетическое слово : [под-горо й], [на-стороне ], [вот-те-ра з].

РЯ свойственно силовое (динамическое) ударение, при котором ударный слог выделяется по сравнению с неударными большей напряженностью артикуляции, в особенности гласного звука. Ударный гласный всегда является более долгим, чем соответствующий ему безударный звук. Русское ударение разноместное: оно может падать на любой слог (выход, выходит, выходить). Разноместность ударения используется в РЯ для различения омографов и их грамматических форм (о рган - орг а н ) и отдельных форм различных слов (м о ю - мо ю ), а в некоторых случаях служит средством лексической дифференциации слова (х а ос - ха о с ) или придает слову стилистическую окраску (молод е ц - м о лодец ). Подвижность и неподвижность ударения служит дополнительным средством при образовании форм одного и того же слова: ударение или остается на одном и том же месте слова (огор о д, -а, -у, -ом, -е, -ы, -ов ), или переходит с одной части слова на другую (г о род, -а, -у, -ом, -е; - а , - о в ). Подвижность ударения обеспечивает различение грамматических форм (к у пите - куп и те, н о ги - ног и ).

В отдельных случаях различие в месте словесного ударения теряет всякое значение: тв о рог и твор о г, и наче и ин а че, о бух и об у х .

Слова могут быть безударными и слабоударяемыми. Обычно лишены ударения служебные слова и частицы, однако они иногда принимают на себя ударение, так что предлог со следующим за ним самостоятельным словом имеет одно ударение: [н а -зиму ], [з а -город ], [п о д-вечер ].

Слабоударяемыми могут быть двусложные и трехсложные предлоги и союзы, простые числительные в сочетании с существительными, связки быть и стать , некоторые из вводных слов.

Некоторые категории слов имеют помимо основного добавочное, побочное ударение, которое обычно находится на первом месте, а основное - на втором, например: дрêвнер у сский . Таковыми являются слова:

1) многосложные, а также сложные по составу (самолётостро е ние ),

2) сложносокращенные (гôстелец е нтр ),

3) слова с приставками после-, сверх-, архи-, транс-, анти- и др. (трâнсатлант и ческий, послеокт я брьский ),

4) некоторые иноязычные слова (пôстскр и птум, пôстф а ктум ).

Тактовым ударением называется выделение в произношении более важного в смысловом отношении слова в пределах речевого такта. Например: Брожу ли я | вдоль улиц шумных, | вхожу ль | во многолюдный храм , | сижу ль | меж юношей безумных, | я предаюсь | моим мечтам .

Фразовым ударением называется выделение в произношении наиболее важного в смысловом отношении слова в пределах высказывания (фразы); таким ударением является одно из тактовых. В приведенном выше примере фразовое ударение падает на слово мечтам .

Тактовое и фразовое ударение называют также логическим.

Звуковой состав РЛЯ. Понятие звука

Кратчайшая, минимальная, нечленимая далее звуковая единица, которая выделяется при последовательном звуковом членении слова, называется звуком речи . Традиционной классификацией звуков речи является разделение их на гласные и согласные.

Согласные звуки и их классификация

Согласные звуки отличаются от гласных наличием шумов, которые образуются в полости рта при произнесении. Согласные различаются:

2) по месту образования шума,

3) по способу образования шума,

4) по отсутствию или наличию мягкости.

Участие шума и голоса . По участию шума и голоса согласные делятся на шумные и сонорные. Сонорными называются согласные, образуемые при помощи голоса и незначительного шума: [м], [м"], [н], [н"], [л], [л"], [р], [р"], [j].

Шумные согласные делятся на звонкие и глухие. Шумными звонкими согласными являются [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [ж], ["], [з], [з"], [j], [γ], [γ"], , , образуемые шумом с участием голоса. К шумным глухим согласным относятся: [п], [п"], [ф], [ф"], [к], [к"], [т], [т"], [с], [с"], [ш], ["], [х], [х"], [ц], [ч], образуемые только при помощи одного шума, без участия голоса.

Место образования шума . В зависимости от того, какой активный орган речи (нижняя губа или язык) доминирует при образовании звука, согласные делятся на губные и язычные . Если учитывать пассивный орган, по отношению к которому артикулирует губа или язык, согласные могут быть губно-губными [б], [п] [м] и губно-зубными [в], [ф].

Язычные делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные . Переднеязычные могут быть зубными [т], [д], [с], [з], [ц], [н], [л] и нёбно-зубными [ч], [ш], [ж], [р]; среднеязычные - средненёбными [j]; заднеязычные - задненёбными [г], [к], [х].

Способы образования шума . В зависимости от различия способов образования шума согласные делятся на смычные [б], [п], [д], [т], [г], [к], щелевые [в], [ф], [с], [з], [ш], [ж], [j], [х], аффрикаты [ц], [ч], смычно-проходные : носовые [н], [м], боковые, или ротовые, [л] и дрожащие (вибранты) [р].

Твердость и мягкость согласных . Отсутствие или наличие мягкости (палатализации) обусловливает твердость и мягкость согласных. Палатализация (лат. palatum - твердое нёбо) является результатом средненёбной артикуляции языка, дополняющей основную артикуляцию согласного звука. Звуки, образуемые с такой дополнительной артикуляцией, называются мягкими , а образуемые без нее - твердыми .

Характерной особенностью системы согласных является наличие в ней пар звуков, соотносительных по глухости-звонкости и по твердости-мягкости. Соотносительность парных звуков заключается в том, что в одних фонетических условиях (перед гласными) они различаются как два разных звука, а в других условиях (в конце слова) не различаются и совпадают в своем звучании: р о за - рос а и роз - рос [рос - рос]. Так выступают в указанных позициях парные согласные [б] - [п], [в] - [ф], [д] - [т], [з] - [с], [ж] - [ш], [г] - [к], которые, следовательно, образуют соотносительные пары согласных по глухости-звонкости.

Соотносительный ряд глухих и звонких согласных представлен 12 парами звуков. Парные согласные различаются наличием голоса (звонкие) или отсутствием его (глухие). Звуки [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"] [j] - внепарные звонкие, [х], [ц], [ч"] - внепарные глухие.

Классификация русских согласных звуков представлена в таблице:

По способу

По месту

Губные

зубно- губные

зубные

средне- небные

задне- небные

Взрывные

Фрикативные

Аффрикаты

Сонорные

взрывные

Состав согласных звуков с учетом соотносительности по глухости-звонкости показан в следующей таблице

(, - долгие шипящие, парные по глухости-звонкости; ср. [дро"и], ["и]).

Твердость и мягкость согласных, подобно глухости-звонкости, в одних позициях различается, а в других не различается, что приводит к наличию в системе согласных соотносительного ряда твердых и мягких звуков. Так, перед гласным [о] различаются [л] - [л"] (лот - лёд [лот - л"от], а перед звуком [е] не различаются не только [л] - [л"], но и другие парные твердые-мягкие звуки ([л"ес], [в"ес], [б"ес]).

Всероссийская олимпиада школьников 2019-2020 школьный этап по русскому языку ответы и задания, официальная дата проведения в Московской области 20-21 сентября 2019 год.

Задания и ответы школьного этапа ВсОШ по русскому языку 4-11 класс 2019-2020 онлайн:

Получить ответы и все задания ВОШ русский язык 2019-2020 (для 4-11 класса)

Некоторые задания с олимпиады:

1)Употребите слова почивать и потчевать правильно, вставьте их в предложения. Подберите синоним к каждому слову

2)В некоторых русских диалектных системах звуки [Ц] и [Ч’] находятся между собой в определенных отношениях. Установите, какие современные литературные слова «зашифрованы» в словах диалектных: челый, цисто, цай, чапать

3)В известной фразе из квази-слов, авторство которой приписывается академику Л.В.Щербе, есть одно слово, похожее на прилагательное: Гло́кая ку́ здра ште́ ко будлану́ ла бо́кра и курдя́ чит бокрёнка Выпишите это слово и докажите, что с точки зрения грамматики русского языка оно – прилагательное.

4)Какое изменение звонкого согласного происходит в одном из слов во фразе Вы с ним помягче, прошу Что именно и почему меняется? С чем это связано в произношении звуков? Приведите аналогичный пример.

5)В древнерусском алфавите последней буквой была V – ижица. Она восходит к букве греческого алфавита, поэтому в русском языке обычно употреблялась в словах греческого происхождения, часто в именах собственных. Прочитайте список слов (адаптированный вариант древней графики), в которых раньше использовалась данная буква. Определите, какой звук/звуки она в этих словах обозначает и в какой/-их позиции/-ях. Напишите данные слова в современной графике.

6)Почему в словах типа психиатр, дециметр, скафандр нередко пишут лишнюю букву? Поясните свой ответ: укажите, какую букву могут написать в таких словах и почему.

7)В советской комедии «Свадьба в Малиновке» (1967 г.) один из персонажей говорит другому «Что ты молчишь, как рыба об лед?» Какие два фразеологизма здесь смешаны?

8)Известно, что слово белобрысый содержит в своем составе древнее существительное бры (Им. п.) – современное бровь (ранее В.п.). Какие существительные женского рода входили в древности в ту же группу, что и слово бровь?

9)В системе русских звуков есть два шумных непарных согласных сложной артикуляции, сходных по какому-то одному фонетическому признаку. Но в потоке речи иногда у этих звуков возникают позиционные пары, как правило, либо на стыке слов, объединенных одним ударением, либо в словах иностранных.

10)Что такое в тексте святая София? Приведите аналогичный пример данного языкового приема в современном языке.

Посмотреть задания и ответы школьного этапа 2019-2020 другие предметы:

Древнерусскую систему согласных можно представить следующим образом:

Таблица 1. Система согласных звуков древнерусского языка

Место образования

Способ образования

Передне-язычные

cредне-язычные

Задне-язычные

фарингальные

взрывные

фрикативные

з с з’ с’ ж’

ш’ щ’ ч’ц’

дрожащие

Сравним древнерусскую систему согласных со старославянской и с современной русской. Каковы отличия?

    В количественном составе согласных фонем. В древнерусском языке X-XI вв. было 25 согласных, это меньше, чем в современном русском (36). А в старославянском языке, кроме перечисленных согласных, были еще так называемые сложные мягкие звуки [ш’т’], [ж’д’], которые возникли в южнославянском диалекте на месте о.сл. сочетаний [*dj], [*tj] и являются его характерной фонетической чертой. Вспомните йотовые процессы, изменения групп согласных [*kt], [*gt] перед [*i] и их результаты в разных славянских диалектах: в ю.сл. мягкие сложные звуки [ш’т’] и [ж’д’]; в в.сл. (др.р.) мягкий шипящий [ж’] и аффриката [ч’]; в з.сл. свистящие аффрикаты , . (См. Таблицу 3 «Происхождение вторичных согласных звуков русского языка» в части 3 данного пособия.)

Кроме того, в древнерусском языке отсутствовал звук [ф]. В кириллице было 2 буквы для обозначения звука, встречавшегося в заимствованных из греческого языка словах: Ф – «ферт» (греч. ,  - «фи») и Θ – «фита» (греч.Θ, - «тета»). В греческом языке эти буквы обозначали разные звуки и , но в древнерусских памятниках передавали один звук [ф]: например, др.р. фоуникъ из греч. οίνικξ – «финиковая пальма»; др.р. Θеологъ из греч. εολόγος – «богослов», «теолог».

Со 2-й половины XII в. буква «фита» (Θ) вышла из употребления, сохранялась лишь для обозначения числа 9, однако с к. XIV в. она была восстановлена в азбуке в результате 2-го южнославянского влияния и употреблялась до реформы 1918 г.

Звук [ф] был чужд всем славянским языкам, встречался лишь в заимствованных словах, проникавших через письменность: ф арисей, порф ира, ф онарь, ф евраль (греч.); коф е (голл.), ф абрика (лат.), ф орпост (нем.). В ряде говоров этот звук не утвердился до настоящего времени и заменяется другими звуками: [х], [хв], [п]. Например: Хв едор, Хв илип, хв абрика, хв анарь, п онарь (киров.). Подобное явление наблюдается в украинском и белорусском языках: П iлiп (Филипп), Х ома (Фома), Йосип (Иосиф), Нечiп iр (Некифор). Ср. в современном русском языке: п арус из греч. φαρός (f aros), Степ ан из греч. Στεφάνος (Stef anos), Осип из греч. Иосиф < Ιόσιφ (Iosif ).

В древнерусском языке было гораздо меньше мягких согласных фонем, чем в современном русском. Не было мягких заднеязычных, губных и переднеязычных.

2. Другим важным отличием системы согласных древнерусского языка от современного было отсутствие противопоставления твердых и парных им мягких согласных того же места образования как самостоятельных фонем.

а) Заднеязычные согласные [г], [к], [х] не могли сочетаться с гласными переднего ряда ([и], [ý], [е], [ь], [ä]) и сочетались лишь с гласными непереднего ряда ([у], [ы], [ъ], [о], [а]), например: Вижу вълкы (вин. мн.); ногы (им.-вин. мн., род.п. ед.ч., ср.: на руцý , на березý ); кы нути, гы бель, хы трый («искусный»). Ср. совр. на руке , ки слый, ноги . В современном русском литературном языке заднеязычные согласные могут сочетаться с [ы] только на стыке слов: [волк -ы -кот], [к -ы вану]. В древних памятниках есть примеры сочетания заднеязычных согласных с гласными переднего ряда [и], [е], но лишь в заимствованных книжных словах (через старославянский из греческого): ки тъ, хи тонъ, ги гантъ, анге лъ. Нередко в древнерусском языке в соответствии с [г’] произносился [j ]. Так объясняются формы собственных имен Е гор, Е горий, Ю рий, восходящие к тому же источнику, что и Георгий (греч. Γεώργιος, georgios – «земледелец», «землепашец»). Ср. лит. gentáras > я нтарь, а также просторечное е нерал (ге нерал).

б) Твердые губные и переднеязычные согласные могли выступать перед всеми гласными – как переднего, так и непереднего ряда. Перед гласными непереднего ряда твердые согласные сохраняли твердость, произносились так же твердо, как и в современном русском языке, но с дополнительной артикуляцией - лабиализацией, т. е. были лабиовелярными, особенно перед [о] и перед [у]. Перед гласными переднего ряда [ý], [е], [и], [ь], [ä] твердые согласные становились полумягкими, получая дополнительную артикуляцию, которая состояла в том, что средняя часть спинки языка поднималась к твердому небу, но в меньшей степени, чем при артикуляции мягких согласных (ср. нем. Tisch). Полумягкие согласные не были самостоятельными фонемами, а выступали как позиционные варианты твердых.

в). Мягкие согласные (исконно мягкие) были унаследованы из общеславянского праязыка, где возникли в результате палатализаций и йотовых процессов. Мягкие шипящие звуки [ж’], [ш’], [ч’] появились в результате 1-ой палатализации или йотовых процессов из заднеязычных согласных (но ж ька, су ш ити, человý ч ьнъ или му ж ь, ду ш а, пла ч у ); в результате о-сл. изменения свистящих перед йотом ([*zj], [*sj] - но ж ь ,вы ш е ), а также диалектного (восточнославянского) процесса из сочетаний [*dj], [*tj], [*gti] [*kti] (ви ж у , кру ч а, помо ч и, но ч ь, дъ ч и ). Мягкие свистящие [ц’], [з’], [с’] возникли как результат 2-й или 3-й палатализаций из заднеязычных согласных [*k], [*g], [*ch] (на ру ц ý, въ бо з ý, грý с и или ц ýлъ, з ýло, насми с атися, къня з ь, оть ц ь, вь с ь ). См. также таблицу «Происхождения вторичных согласных» в 3-ей части данного пособия.

В древнерусском языке исконно мягкие согласные сохраняли свою мягкость и могли находиться в слоге перед гласными переднего ряда, а также перед гласными непереднего ряда [а] и [у], мягкость их на письме обозначалась буквами å, È, ý, ü или йотированными - ß, þ, 4 (ср. в современном русском языке, где мягкость обозначается предназначенными для этого гласными буквами и мягким знаком). Написание после шипящих и Ö гласных букв À, ó, 1 (нейотированных, т.е. таких, которые употреблялись после твердых согласных) объясняется, во-первых, влиянием южнославянских письменных норм, во-вторых, в большей степени, тем, что в языке не было парных твердых согласных и, следовательно, не было надобности специально обозначать их мягкость. Поэтому в древнерусских памятниках после шипящих обычно встречается буква «а», а не «я» (чаша), «у», а не «ю» (чудо). По традиции и в современном русском языке после [ч’] пишутся буквы «а» и «у», а после шипящих [ж] и [ш] (которые были исконно мягкими, но впоследствии отвердели) по традиции пишется буква «и», хотя произносится [ы].

Сочетаемость гласных и согласных в слоге в древнерусском языке можно представить следующим образом:

Таблица 2. Сочетаемость гласных и согласных в слоге в древнерусском языке X-XI вв.

3. Противопоставление звонких и глухих парных согласных было смыслоразличительным, звонкие и глухие согласные были в древнерусском языке X-XI вв. разными фонемами: п ити - б ити; ро г ъ - ро к ъ; п0 д ь - п0 т ь; т ýло - д ýло . Но в древнерусском языке не было таких позиций, где глухие и звонкие не различались бы, где происходила бы нейтрализация признаков глухости-звонкости, как в современном русском языке (ко[з ]а - ко[с ]: [з , с ] =

< з >; ко[с ]а - ко[з ’]ба: [с , з ] = < с >). В силу ЗОС согласные не могли находиться на конце слова, а при слово- и формообразовании не могло возникать сочетаний {звонкий шумный + глухой} или {глухой + звонкий шумный}. Только для одной пары фонем - < з > и < с > - на конце приставок возникала позиция, где глухость-звонкость не была смыслоразличительным признаком: въз имати - въс топити, без домьныи - бес плодьныи . Но за исключением указанных приставок соотносительности между глухими и звонкими согласными в древнерусском языке не было.

В одних позициях (которые называются сильными по­зициями) согласные звуки произносятся отчетливо и противо­поставлены всем другим согласным звукам, в других позици­ях (называемых слабыми) согласные приспосабливаются к окружению, могут терять свои характерные признаки. Силь­ной позицией для согласных звуков является позиция перед любым гласным звуком. В этой позиции различается 37 со­гласных звуков.

Согласные звуки классифицируются по нескольким призна­кам: 1) интенсивность шума; 2) наличие/отсутствие тона, или голоса (глухость/звонкость); 3) твердость/мягкость; 4) место об­разования; 5) способ образования; 6) долгота/краткость.

Интенсивность шума. По этому признаку противопоставле­ны звуки шумные и сонорные. Шумные звуки ([п], [с"], [з], [т], [к"] и др.", их большинство) характеризуются ин­тенсивным, очень звучным шумом. У сонорных звуков шум слабый, зато тон почти такой же звучный, как у гласных. Со­норных звуков 9: [м], [м"], [н], [и"], [л], [л"], [р], [р"] и [j] («йот»).

Глухость/звонкость. Все согласные делятся на две груп­пы - глухие и звонкие согласные. Глухие согласные

[п]> [с], [ш], [к] и др. образуются без участия тона, только при помощи шума; звонкие согласные состоят не только из шума, но и тона: [б], [з], [ж], [г] и т. п.

Большинство согласных объединяются в пары по глухос­ти/звонкости. Таких пар 12:

[п] - [б] [с] - [з] [ш] - [ж]

[п"] - [б"] [с"] - [з"] [ш"] - [ж"]

[Ф] - [в] [т] - [д] [к] - [г]

№"] - [в"] [т"] - [д"] [к"] - [г"]

Кроме перечисленных парных, имеются и непарные по глу­хости/звонкости согласные. Непарными глухими являются звуки [х], [ч] и [ц], а непарными звонкими - все 9 сонорных звуков.

Твердость/мягкость. Русские согласные могут быть твер­дыми или мягкими, ср.: [нос] нос и [н"ос] нёс, [сат] сад и [с"ат"] сядь. Мягкие согласные отличаются от твердых допол­нительной артикуляцией: при произнесении мягких соглас­ных спинка языка продвигается в полости рта к нёбу вперед и вверх, а при произнесении твердых язык продвигается назад и вверх.

Согласные могут объединяться в пары по твердости/мяг­кости, в каждой из этих пар звуки близки по артикуляции и различаются только по признаку твердости/мягкости. Подоб­ных пар 15:

[п] - [п"] [з] - [з1] [р] - [р"]

[б] - [б"] [т] - [т"] [л] - [л"]

[в] - [в"] [д] - [д"] [к] - [к"] [Ф] - [Ф"] [м] - [м"] [г] - [г"] [с] - [с"] [н] - [н"] [х] - [х"]

Не все согласные объединяются в пары по признаку твер­дости/мягкости. Непарными твердыми являются согласные [ш], [ж] и [ц], а непарными мягкими - [ч], [j], [ш"] и [ж"].

Место образования. По месту образования различаются прежде всего согласные губные (образуемые в результате работы губ) и язычные (которые образуются при помощи языка).

Среди губных выделяются группы согласных г у б н о -губных: [п], [п"], [б], [б"], [м], [м"] и губно-зубных

(образуемых присоединением нижней губы к верхним зубам): [в], [в"], [ф], [ф"].

Группа язычных согласных делится на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные в зависимости от того, какая часть языка - передняя, средняя или задняя - участвует в артикуляции. Передняя часть (кончик) языка - самый активный речевой орган, поэтому переднеязычных согласных больше всего. Среди них различаются передне­язычные зубные (кончик языка примыкает к области верх­них зубов): [с], [с"], [з], [в*], [т], [т*], [д], [д*], [ц], [л], [л"], [н], [н"] и переднеязычные передненёбные (кончик язы­ка примыкает к передней части нёба): [р], [р"], [ш], [ш*], [ж], [ж"], [ч].

Среднеязычным является только звук [j].

Заднеязычные согласные - это звуки [к], [к"], [г], [г"],[х]и[х"].

Способ образования. Этот признак связан с тем, какое пре­пятствие для идущей из легких воздушной струи образуют ор­ганы речи и каким образом это препятствие преодолевается. Препятствие может представлять собой или узкую щель, или же полную смычку органов речи.

Звуки, образуемые в результате прохождения воздушной струи сквозь узкую щель, называются щелевыми: [в], [в"], [ф], [ф*], [с], [с"], [з], [з"], [ш], [ш"], [ж], [Я"], [j], [х], [х"].

Смычные согласные образуются при полном смыкании ор­ганов речи, и эта преграда преодолевается воздушной струей по-разному, благодаря чему различаются:

смычные взрывные [п], [п"], [б], [б"], [т], [т"], [д], [д"], [к], [к"], [г], [г"] - для их образования сомкнутые речевые ор­ганы резко, словно при «взрыве», размыкаются под действием напора воздуха в полости рта;

смычно-щелевые [ц]и [ч], которые характеризуют­ся тем, что сомкнутые органы речи размыкаются не широко, как при артикуляции взрывных, а образуют узкую щель;

дрожащие [р]и [р"], образуемые в результате «дрожа­ния» кончика языка, его неоднократного примыкания к пе­редней части нёба;

смычно-проходные носовые [м], [м"], [н], [н"], образуемые смычкой губ или органов речи в полости рта и од­новременным выходом воздуха через нос;

смычно-проходные боковые [л] и [л"], при ар­тикуляции которых воздух проходит сбоку от преграды, созда­ваемой кончиком языка и верхними зубами.

Долгота/краткость. В русском языке только два звука: [ш"] (счастье [ш"ас"т^и]) и [ж"] (езжу ). У которых долго­та - их самостоятельный признак. Эти звуки являются непар­ными по признаку долготы/краткости, потому что, например, [ш"] отличается от звука [ш] не только долготой, но и мягко­стью (это касается и соотношения звуков [ж"] и [ж]).

Однако в русской речи много долгих звуков, которые образу­ются в результате слияния двух соседних кратких звуков. Так, при соединении приставки рас- с глаголом сыпать появляется в результате слияния [с] + [с] долгий звук [с] ра[с]ыпать; ср. также: [с] + [ш] =■ [ш] - ра[Щалйться; [д] + [т] = [т] - по[т]ащйть; [т"] + [с] = [ц] - учйЩъ] (учиться).

Классификация согласных звуков

Место образования
Способ образования губные передне­язычные средне­языч­ные задне­язычные
губно-губные губно-зубные зубные передне­нёбные средне­нёбные средне­нёбные задне­нёбные
Щелевые ф в ф"в" с з с" з" ш ж ш"ж" J х" X
Смыч­ные взрывные п б п*б" т д т" д" к"г" к г
смычно-щелевые Ц ч
дрожащие Р Р"
смычно-проходные носовые м м" н н"
смычно-проходные боковые л л"

Примечание. Выделены сонорные звуки.

10. Прочитайте текст. Укажите согласные в сильных позициях.

Вот взошла луна златая, Тише... чу... гитары звон... Вот испанка молодая Оперлася на балкон (А. Пушкин).

11. Прочитайте текст. Укажите согласные в слабых позициях.

Туманом легким парк наполнился,

И вспыхнул на воротах газ.

Мне только взгляд один запомнился

Незнающих спокойных глаз (М. Цветаева).

12. Транскрибируйте предложение. Укажите звук, непарный по признаку долготы/краткости.

Мне чужого не надо, я и своих-то устала считать (Цв.).

13. Прочитайте текст. Какие звуки являются шумными, какие - сонорными?

Идти на гору Люсе не очень и хотелось, но чем заняться еще, она не нашла. Не сидеть же весь день дома. Сначала, не подумав, она позвала с собой Надю, и та согласилась... (В. Рас­путин).

14. Транскрибируйте слова и формы слов. Определите, парным или непарным по признаку глухости/звонкости является каждый из согласных звуков (для парных звуков укажите его пару по глухости/ звонкости). Многосложные слова поделите на слоги, охарактеризуй­ те их.

Скат, сад, рук (Р. п. мн. ч.), друг, суп, груб, чудак, зигзаг.

15. Транскрибируйте слова. Охарактеризуйте все согласные по признаку твердости/мягкости (если звук парный, назовите его пару по этому признаку).

Сяду, чадо, щука,«яма, пример, мэр, лей, ЛЭП, сыр, миф, жив, дрожжи, цирк, шея, жесть, в душе.

16. Определите место образования каждого согласного звука.

Когда княжна Марья взошла в комнату, князь Василий с сыном уже был в гостиной, разговаривая с маленькой княги­ней... Потом к ней подошел Анатоль... (Л. Толстой).

17- Определите способ образования каждого согласного звука. Воспоминания толпою проходили перед ним, но были одно­образны и исчерпывались одним словом: «ученье» (С.-Щ.).

18. Рассмотрите все согласные звуки в пословицах. Охаракте­ризуйте каждый согласный по схеме: 1) шумный или сонорный; 2) глухой или звонкий; 3) твердый или мягкий; 4) место образования; 5) способ образования.

1. На ошибках учатся. 2. Веселье - делу не помеха. 3. Москва веками строилась.

__________________________________________________ &>



Загрузка...