novomarusino.ru

Кто такой М.А. Булгаков,жизнь и творчество краткая биография

Родился в семье преподавателя Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны. Был старшим ребенком в семье и имел еще шесть братьев и сестер.

В 1901- 1909 годах учился в Первой киевской гимназии, окончив которую, поступил на медицинский факультет Киевского университета. Там учился в течение семи лет и подал рапорт для службы врачом в морском ведомстве, но по состоянию здоровья получил отказ.

В 1914 году с началом Первой мировой войны работал врачом в прифронтовых госпиталях в Каменец-Подольске и Черновицах, в Киевском военном госпитале. В 1915 году венчался с Татьяной Николаевной Лаппа. 31 октября 1916 года получил диплом «в степени лекаря с отличием».

В 1917 году впервые употребил морфий для снятия симптомов прививки от дифтерии и пристрастился к нему. В этом же году побывал в Москве и в 1918 году вернулся в Киев, где начал частную практику врача-венеролога, перестав употреблять морфий.

В 1919 году во время Гражданской войны Михаил Булгаков был мобилизован как военный врач сначала в армию Украинской народной республики, затем в Красную армию, потом в Вооруженные силы Юга России, потом перешел в Красный крест. В это время начал работать как корреспондент. 26 ноября 1919 года был впервые напечатан фельетон «Грядущие перспективы» в газете «Грозный» с подписью М.Б. Заболел тифом в 1920 году и остался во Владикавказе, не отступив в Грузию вместе с Добровольческой армией.

В 1921 году Михаил Булгаков переезжает в Москву и поступает секретарем на службу в Главполитпросвет при Наркомпросе, которым руководит Н.К. Крупская, жена В.И. Ленина. В 1921 году после расформирования отдела сотрудничает с газетами «Гудок», «Рабочий» и журналами «Красный журнал для всех», «Медицинский работник», «Россия» под псевдонимом Михаил Булл и М.Б., пишет и публикует в 1922 -1923 годах «Записки на манжетах», участвует в литературных кружках «Зеленая лампа», «Никитинские субботники».

В 1924 году разводится с женой и в 1925 году женится на Любови Евгеньевне Белозерской. В этом году написаны повесть «Собачье сердце», пьесы «Зойкина квартира» и «Дни Турбиных», опубликованы сатирические рассказы «Дьяволиада», повесть «Роковые яйца».

В 1926 году с большим успехом была поставлена пьеса «Дни Турбиных» во МХАТе, разрешенная по личному указанию И.Сталина,14 раз посещавшего ее. В театре им. Е.Вахтангова с большим успехом состоялась премьера пьесы «Зойкина квартира», которая шла с 1926 по 1929 годы. М.Булгаков переезжает в Ленинград, там встречается с Анной Ахматовой и Евгением Замятиным и несколько раз вызывается на допросы в ОГПУ по поводу своего литературного творчества. Советская пресса интенсивно ругает творчество Михаила Булгакова - за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и положительных.

В 1927 году написана пьеса «Бег».

В 1929 году Михаил Булгаков знакомится с Еленой Сергеевной Шиловской, ставшей его третьей женой в 1932 году.

В 1929 году произведения М. Булгакова перестали печататься, пьесы были запрещены к постановке. Тогда 28 марта 1930 года он написал письмо советскому правительству с просьбой либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе в Москве. 18 апреля 1930 года Булгакову позвонил И. Сталин и порекомендовал обратиться во МХАТ с просьбой о зачислении.

1930-1936-е годы Михаил Булгаков работал во МХАТе в Москве режиссером-ассистентом. События тех лет были описаны в «Записках покойника» - «Театральном романе». В 1932 году лично И. Сталиным была разрешена постановка «Дней Турбиных» только во МХАТе.

В 1934 Михаил Булгаков был принят в Советский союз писателей и завершил первый вариант романа «Мастер и Маргарита».

В 1936 году в «Правде» была напечатана разгромная статья о «фальшивой, реакционной и негодной» пьесе «Кабала святош», которую репетировали пять лет во МХАТе. Михаил Булгаков перешел работать в Большой театр как переводчик и либбретист.

В 1939 году написал пьесу «Батум» об И. Сталине. Во время ее постановки пришла телеграмма об отмене спектакля. И началось резкое ухудшение здоровья Михаила Булгакова. Был диагностирован гипертонический нефросклероз, стало падать зрение и писатель снова начал употреблять морфий. В это время он диктовал жене последние варианты романа «Мастер и Маргарита». Жена оформляет доверенность на ведение всех дел мужа. Роман «Мастер и Маргарита» был опубликован только в 1966 году и принес мировую известность писателю.

10 марта 1940 Михаил Афанасьевич Булгаков скончался, 11 марта скульптор С.Д. Меркулов снял с его лица посмертную маску. М.А. Булгаков был похоронен на Новодевичьем кладбище, где на его могиле по ходатайству жены был установлен камень с могилы Н.В. Гоголя, прозванный «голгофой».

Булгаков Михаил Афанасьевич не нуждается в представлении. Этот великий прозаик и драматург известен на весь мир. Михаила Афанасьевича представлена в этой статье.

Происхождение писателя

Булгаков М. А. родился 3 мая 1891 г. в городе Киеве. Родители его были представителями интеллигенции. Мать работала в Карачаевской прогимназии учительницей. Отец был преподавателем (портрет его представлен выше). После окончания он работал в ней, а также в других учебных заведениях. В 1893 году Афанасий Булгаков стал киевским областным цензором. В его обязанности входила цензура произведений, написанных на иностранных языках. В семье, кроме Михаила, было еще пятеро детей.

Период обучения, работа в полевых госпиталях

Должна быть очень подробно рассмотрена такого автора, как Булгаков Михаил Афанасьевич, биография. Таблица дат, связанных с его жизнью, мало поможет тем, кто задался целью отыскать истоки его творчества и понять особенности его внутреннего мира. Поэтому предлагаем вам прочитать подробную биографию.

Будущий писатель обучался в Первой Александровской гимназии. Уровень образования в этом учебном заведении был очень высоким. В 1909 году Михаил Афанасьевич поступил в Киевский университет, по окончании которого должен был стать медиком. В 1914 г. началась Первая мировая война.

Окончив в 1916 г. университет, Михаил Афанасьевич работал в (в Каменец-Подольском, а через некоторое время - в Череповцах). Его отозвали с фронта в сентябре 1916 г. Булгаков стал заведующим Никольской сельской больницы, находившейся в Через год, в 1917 г., Михаила Афанасьевича перевели в Вязьму. В созданных в 1926 году "Записках юного врача" нашел отражение этот период его жизни. Главным героем произведения является талантливый врач, добросовестный труженик. В, казалось бы, безнадежных ситуациях он спасает больных. Герой остро переживает непростое материальное положение необразованных крестьян, обитающих в смоленских деревнях. Однако он понимает, что не может ничего изменить.

Революция в судьбе Булгакова

Привычную жизнь Михаила Афанасьевича нарушила Февральская революция. Булгаков выразил свое отношение к ней в своем очерке 1923 года "Киев-город". Он отметил, что "внезапно и грозно" с революцией "наступила история".

По окончании Булгакова освободили от военной службы. Он возвратился в родной Киев, который, к несчастью, вскоре заняли немцы. Здесь Михаил Афанасьевич окунулся в омут Гражданской войны. Булгаков был очень неплохим врачом, поэтому в его услугах нуждались обе стороны. Молодой врач в любых ситуациях оставался верен идеалам гуманизма. Постепенно в его душе росло возмущение. Он не мог смириться с жестокостью белых и петлюровцев. Впоследствии эти настроения были отражены в романе Булгакова "Белая гвардия", а также в его рассказах "В ночь на третье число", "Налет" и в пьесах "Бег" и "Дни Турбиных".

Булгаков честно выполнял долг врача. Во время службы ему приходилось быть невольным свидетелем преступлений, которые были совершены в конце 1919 г. во Владикавказе. Михаил Афанасьевич не желал больше участвовать в войне. Он покинул ряды армии Деникина в начале 1920 г.

Первые статьи и рассказы

После этого решил больше не заниматься медициной Михаил Афанасьевич его продолжается работой в качестве журналиста. Он начал писать статьи, которые публиковались в местных газетах. Первый свой рассказ Булгаков завершил осенью 1919 г. Этой же зимой он создал несколько фельетонов, ряд рассказов. В одном из них, названном "Дань восхищения", Михаил Афанасьевич повествует об уличных столкновениях, которые происходили в Киеве в период революции и Гражданской войны.

Пьесы, созданные во Владикавказе

Незадолго до того как белые оставили Владикавказ, заболел возвратным тифом Михаил Афанасьевич его этого времени особенно драматична. Весной 1920 г. он выздоровел. Однако отряды Красной Армии уже вошли в город, и Булгаков не смог эмигрировать, чего очень хотел. Нужно было как-то выстраивать отношения с новым режимом. Тогда он начал сотрудничать с ревкомом, в подотделе искусств. Михаил Афанасьевич создавал пьесы для ингушских и осетинских трупп. Эти произведения отражали его взгляды на революцию. Это были агитки-однодневки, написанные главным образом с целью выжить в трудных условиях. В повести Булгакова "Записки на манжетах" отразились его владикавказские впечатления.

Переезд в Москву, новые произведения

В Тифлисе, а затем в Батуми мог эмигрировать Михаил Булгаков. Биография его, однако, пошла по другому пути. Булгаков понимал, что место писателя в трудное для страны время - рядом с народом. Биография Булгакова Михаила Афанасьевича в 1921 году отмечена переездом Москву. Его статьи с весны 1922 г. регулярно печатались на страницах журналов и газет этого города. В очерках и сатирических памфлетах отразились главные приметы жизни послереволюционных лет. Основным объектом сатиры Булгакова была "накипь нэпа" (другими словами, нувориши-нэпманы). Здесь нужно отметить такие новеллы Михаила Афанасьевича, как "Чаша жизни" и "Триллионер". Также его интересовали представители населения с низким уровнем культуры: базарные торговки, обитатели коммуналок города Москвы, служащие-бюрократы и др. Однако Михаил Афанасьевич замечал и новые явления в жизни страны. Так, в одном своем очерке он изобразил символ новых веяний в лице мальчика-школьника, который идет с новеньким ранцем по улице.

Повесть "Роковые яйца" и особенности творчества 1920 годов

Повесть "Роковые яйца" Булгакова была опубликована в 1924 г. Ее действие происходит в воображаемом недалеком будущем - в 1928 г. К этому времени результаты нэпа были уже очевидны. В частности, уровень жизни населения резко повысился (в повести, которую создал Михаил Булгаков). Биография писателя не предполагает подробного знакомства с его творчеством, но сюжет произведения "Роковые яйца" мы все-таки перескажем в двух словах. Профессор Персиков сделал важное открытие, которое могло бы принести большую пользу всему человечеству. Однако, попав в руки самоуверенных, полуграмотных людей, представителей новой бюрократии, расцветшей при военном коммунизме, а в годы нэпа усилившей свои позиции, это открытие оборачивается трагедией. Практически все герои повестей Булгакова, созданных в 1920 годы, терпят неудачи. В своем творчестве писатель стремится передать читателю мысль о том, что общество не готово усвоить новые способы взаимоотношений, которые основаны на уважении к знаниям и культуре, к усердному труду.

"Бег" и "Дни Турбиных"

В пьесах Булгакова "Бег" и "Дни Турбиных" (1925-28 гг.) Михаил Афанасьевич показал, что интеллигенции враждебны все власти, которые сменяли друг друга в период Гражданской войны. Героями этих произведений являются типичные представители так называемой "новой интеллигенции". Сначала они либо настороженно отнеслись к революции, либо боролись против нее. М. А. Булгаков и себя относил к этому новому слою. Об этом он с юмором в рассказал в своем фельетоне под названием "Столица в блокноте". В нем он отметил, что появилась новая интеллигенция, "железная". Она способна и дрова колоть, и мебель грузить, и заниматься рентгеном. Булгаков отметил, что верит в то, что она выживет, не пропадет.

Нападки на Булгакова, звонок Сталина

Нужно сказать, что Булгаков Михаил Афанасьевич (биография и творчество его подтверждают это) всегда чутко отзывался на изменения в советском обществе. Он очень тяжело переживал торжество несправедливости, сомневался в оправданности тех или иных мер. Однако Булгаков всегда верил в человека. С ним вместе переживали и сомневались его герои. Критика восприняла это неблагожелательно. Нападки на Булгакова усилились в 1929 г. Все его пьесы были исключены из репертуаров театров. Оказавшись в трудном положении, Михаил Афанасьевич вынужден был написать письмо правительству с просьбой выехать за границу. После этого биография Булгакова Михаила Афанасьевича была отмечена важным событием. В 1930 году Булгаков удостоился звонка самого Сталина. Результатом этого разговора стало назначение Михаила Афанасьевича на должность режиссера-ассистента в МХАТ. Снова на сценах театров появились постановки его пьес. Через некоторое время постановкой созданной им инсценировки "Мертвых душ" была отмечена такого писателя, как Булгаков Михаил Афанасьевич, биография. Жизнь его, казалось бы, налаживается. Однако все было не так просто...

Булгаков - запрещенный автор

Несмотря на внешнее покровительство Сталина, в советской печати после 1927 г. не появилось ни одного произведения Михаила Афанасьевича, за исключением отрывка из пьесы "Бег" ("Седьмой сон") в 1932 г. и перевода мольеровского "Скупого" в 1938 г. Дело в том, что Булгаков был включен в список запрещенных авторов.

Чем еще примечательна биография Булгакова Михаила Афанасьевича? Кратко рассказать о нем непросто, ведь его жизнь отмечена множеством важных событий и интересных фактов. Стоит сказать, что, несмотря на все трудности, писатель не думал покидать Родину. Даже в самый тяжелый период (1929-30 гг.) его практически не посещали мысли об эмиграции. В одном из своих писем Булгаков признался, что нигде больше, кроме СССР, он невозможен, так как в течение одиннадцати лет черпал из него вдохновение.

Роман "Мастер и Маргарита"

Михаил Афанасьевич в 1933 г. попытался издать свое произведение в серии "ЖЗЛ". Однако его вновь постигла неудача. После этого он больше не предпринимал попыток опубликовать свои творения до самой смерти. Писатель всецело посвятил себя созданию романа "Мастер и Маргарита". Это произведение стало величайшим его достижением, а также одним из лучших произведений русской и мировой литературы 20 столетия. Двенадцать лет своей жизни Михаил Афанасьевич отдал работе над ним. Замысел "Мастера и Маргариты" появился у него еще в конце 1920-х как попытка философского и художественного осмысления социалистической действительности. Автор посчитал неудачными первые варианты произведения. В течение ряда лет Михаил Афанасьевич постоянно возвращался к персонажам, примерял новые конфликты и сцены. Только в 1932 году приобрело сюжетную завершенность это произведение, автор которого известен всем (Михаил Афанасьевич Булгаков).

Полная биография Булгакова предполагает рассмотрение вопроса о значении его творчества. Поэтому расскажем и об этом.

Значение творчества Булгакова

Показав, что белое движение обречено на поражение, что интеллигенция непременно перейдет на сторону красных (роман "Белая гвардия", пьесы "Бег" и "Дни Турбиных"), что обществу грозит опасность, если культурно и нравственно отсталая личность будет иметь право навязывать другим свою волю ("Собачье сердце"), Михаил Афанасьевич сделал открытие, которое вошло в систему национальных ценностей нашей страны.

Чем еще интересен Булгаков Михаил Афанасьевич? Биография, интересные факты, связанные с ним, и его творчество - на всем лежит печать боли за человека. Это чувство было неизменно свойственно Булгакову как продолжателю традиций отечественной и мировой литературы. Михаил Афанасьевич принимал только ту литературу, которая показывает страдания реальных героев. Гуманизм был идейным стержнем произведений Булгакова. А истинный гуманизм настоящего мастера близок и дорог читателю всегда.

Последние годы жизни

В последние годы жизни Михаила Афанасьевича не покидало ощущение того, что его творческая судьба была загублена. Несмотря на то что он продолжал активно творить, практически не доходили до современных ему читателей. Это надломило Михаила Афанасьевича. Его болезнь обострилась, что привело к скорой смерти. Скончался Булгаков в Москве 10 марта 1940 г. На этом завершилась биография Булгакова Михаила Афанасьевича, но творчество его бессмертно. Останки писателя покоятся на Новодевичьем кладбище.

Биография Булгакова Михаила Афанасьевича, кратко изложенная в этой статье, надеемся, вызвала у вас желание поближе познакомиться с его творчеством. Произведения этого автора очень интересны и важны, поэтому их, безусловно, стоит прочесть. Михаил Булгаков, биография и творчество которого изучаются в школе, - один из величайших русских писателей.

1891 , 3 (15) мая – родился в Киеве в семье доцента Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны (в девичестве – Покровской).

1901 , 22 августа – поступает в первый класс Первой (Александровской) киевской гимназии.

1909 – закончил киевскую Первую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета.

1913 – вступает в свой первый брак – с Татьяной Лаппа (1892–1982).

1916 , 31 октября – получил диплом врача, был направлен на работу в селе Никольское Смоленской губ., затем работал врачом в г. Вязьме.
Декабрь – поездка в Москву.

1918 – возвратился в Киев, где начал частную практику как врач-венеролог в доме на Андреевском спуске.
Декабрь – в Киеве происходят события, впоследствии описанные в романе "Белая гвардия".

1919 , февраль – мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной Республики.
Мобилизован в белые Вооружённые силы Юга России и назначен военным врачом 3-го Терского казачьего полка.
26 ноября – первая публикация М. А. Булгакова: фельетон "Грядущие перспективы" в газете "Грозный".

1920 , 18 января – публикация фельетона "В кафе" в "Кавказской газете".
15 февраля – выход первого номера газеты "Кавказ", сотрудником которой становится Булгаков.
Конец февраля – Булгаков заболевает возвратным тифом и остается во Владикавказе, захваченном Красной армией.
Начало апреля – поступает на работу заведующим литературной секцией подотдела искусств во Владикавказском ревкоме (с конца мая заведует театральной секцией).
21 октября – премьера пьесы "Братья Турбины".

1921 , конец июня – уезжает в Батум. Знакомство с О. Э. Мандельштамом .
Конец сентября – переезжает в Москву и начинает сотрудничать как фельетонист со столичными газетами («Гудок», «Рабочий») и журналами («Медицинский работник», «Россия», «Возрождение»).
Публикует отдельные произведения в газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине.
Ноябрь-декабрь – знакомство с машинисткой И. С. Раабен (урожденной гр. Каменской), которой Булгаков диктует первую часть "Записок на манжетах".

1922 , март – работает репортером в газете "Рабочий" и в Научно-техническом комитете Военно-воздушной академии.
Начало апреля – поступает обработчиком писем в газету "Гудок".
18 июня – опубликованы главы из повести "Записки на манжетах" в Литературном приложении к берлинской газете "Накануне".
Октябрь – Булгаков становится фельетонистом в "Гудке" с окладом 200 миллионов рублей. Принимает участие в деятельности литературного кружка "Зеленая лампа".
Ноябрь – неудавшаяся попытка Булгакова составить "Словарь русских писателей" и объявление на эту тему в берлинской "Новой русской книге" приводят к тому, что автор попадает в поле зрения ОГПУ.

1923 – вступает во Всероссийский Союз писателей.
Конец мая – знакомство Булгакова с Алексеем Толстым .

1924 – знакомится с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской (1895–1987), которая в 1925 году стала его женой.
Октябрь – переезд Булгакова и его жены в Обухов переулок. Знакомство с пречистенским кругом.
Конец декабря – в четвертом номере журнала "Россия" опубликована первая часть романа "Белая гвардия".

1925 , январь – публикация рассказа "Богема", начало работы над повестью "Собачье сердце" .
Февраль – публикация повести "Роковые яйца" в шестом выпуске альманаха "Недра".
7 марта – читает на Никитинских субботниках "Собачье сердце", следствием чего становится подробный отчет тайного осведомителя в ОГПУ о содержании повести и реакции на нее публики.
3 апреля – Булгаков получает приглашение сотрудничать с МХАТом.
Конец апреля – опубликована вторая часть романа "Белая гвардия" в пятом номере журнала "Россия".
Июнь – начало июля – М. А. Булгаков и Л. Е. Белозерская отдыхают в Коктебеле по приглашению М. А. Волошина .
Лето – работа над пьесой "Белая гвардия".
1 сентября – чтение первого варианта пьесы К. С. Станиславскому в его квартире.
11 сентября – Булгаков получает известие о том, что повесть "Собачье сердце" отклонена Л. Б. Каменевым.

1926 , январь – заключение договора со студией Е. Б. Вахтангова на пьесу "Зойкина квартира"; заключение договора с Московским камерным театром на пьесу "Багровый остров".
7 мая – ОГПУ проводит у Булгакова обыск, в результате которого изъяты рукопись повести "Собачье сердце" и личный дневник писателя.
С октября во МХАТе с большим успехом идёт пьеса «Дни Турбиных». Её постановка была разрешена только на год, но позже несколько раз продлевалась. Пьеса понравилась И. Сталину, который смотрел её более 14 раз.
В конце октября в Театре им. Вахтангова с большим успехом прошла премьера спектакля по пьесе М. А. Булгакова «Зойкина квартира».
В советской прессе начинается интенсивная и резкая критика творчества М. А. Булгакова. По его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных. Среди критиков были влиятельные литераторы (Маяковский, Безыменский, Авербах, Шкловский, Керженцев и другие).

1927 , 7 февраля – Булгаков участвует в диспуте на тему "Дни Турбиных" и "Любовь Яровая" в Театре имени Мейерхольда".
Март – расторгнут договор на пьесу "Собачье сердце" и заключен договор на пьесу "Рыцари Серафимы" ("Бег").
Август – М. А. Булгаков и Л. Е. Белозерская переезжают в отдельную съемную квартиру на Большую Пироговскую улицу.
Декабрь – выход в Париже первого тома романа "Белая гвардия" в издательстве "Конкорд".

1928 – Булгаков едет с женой на Кавказ, где они посетили Тифлис, Батум, Зелёный Мыс, Владикавказ, Гудермес.
В Москве прошла премьера пьесы «Багровый остров».
Замысел романа, позднее названного «Мастер и Маргарита».
Писатель начинает работу над пьесой о Мольере («Кабала святош»).
11 декабря – премьера пьесы "Багровый остров" в Московском камерном театре.

1929 , 28 февраля – знакомство Булгакова с Еленой Сергеевной Шиловской, урожденной Нюренберг. Упоминание о новом романе М. А. Булгакова (будущий "Мастер и Маргарита") в одном из агентурных донесений.
17 марта – последнее представление "Зойкиной квартиры".
Апрель – снятие с репертуара "Дней Турбиных".
8 мая – Булгаков сдает в издательство "Недра" главу "Мания фурибунда" из романа "Копыто инженера".
Начало июня – последнее представление "Багрового острова".
30 июля – Булгаков направляет письмо-заявление И. В. Сталину, М. И. Калинину и другим с просьбой о выезде из СССР и встречается с начальником Главискусства А. И. Свидерским, который информирует об этой беседе секретаря ЦК А. П. Смирнова.
Октябрь – книги Булгакова изымаются из библиотек.
Начало работы над пьесой "Кабала святош".

1930 , 11 февраля – публичное чтение пьесы "Кабала святош" в Драмсоюзе.
18 марта – Главрепертком запрещает пьесу "Кабала святош".
28 марта – Булгаков пишет письмо Правительству СССР.
18 апреля (Пятница Страстной недели) – разговор по телефону М. А. Булгакова с И. В. Сталиным.
10 мая – поступает во МХАТ ассистентом режиссера.
Май – начало работы над инсценировкой поэмы Н. В. Гоголя "Мертвые души".
Октябрь – В. И. Немирович-Данченко отвергает булгаковскую версию "Мертвых душ".

1931 , февраль – к репетициям "Мертвых душ" подключается К. С. Станиславский.
12 октября – подписан договор на постановку "Мольера" с БДТ.
19 ноября – решение Художественно-политического совета БДТ о нецелесообразности постановки пьесы "Мольер".
Вновь начинает работу над романом "Мастер и Маргарита". Впервые роман «Мастер и Маргарита» был напечатан в журнале «Москва» в № 11 за 1966 год и в № 1 за 1967 год.

1932 – на сцене МХАТ состоялась постановка спектакля «Мёртвые души» Николая Гоголя по инсценировке Булгакова.

1934 , июнь – Булгаков принят в Союз советских писателей.

1935 – выступил на сцене МХАТ как актёр – в роли Судьи в спектакле «Пиквикский клуб» по Диккенсу.

1936 , февраль – премьера спектакля «Кабала святош» («Мольер», пьеса в четырёх действиях, написанная в 1929 году) на сцене МХАТ. Спектакль прошел семь раз и после статьи «Внешний блеск и фальшивое содержание» в «Правде» от 9 марта 1936 года был запрещён.

1940 , 10 марта – Булгаков скончался в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище. На его могиле по ходатайству его вдовы Е. С. Булгаковой был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя.

Внимание к творческому наследию М. Булгакова ныне огромно: его книги изданы миллионными тиражами, появились 10-томное, 5-томное собрания сочинения, Институт мировой литературы имени М. Горького объявил о подготовке академического собрания сочинений, произведения писателя экранизируются, инсценируются, пьесы его идут во многих театрах, десятки книг и тысячи статей посвящены творчеству и жизни Мастера — М. Булгакова.

Детские и юношеские годы Михаила Афанасьевича Булгакова прошли в Киеве. Здесь он родился 15 мая 1891 года в семье преподавателя Киевской Духовной Академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны. После него в семье появились еще два сына и четыре дочери: Вера (1892), Надежда (1893), Варвара (1895), Николай (1898), Иван (1900), Елена (1901).

Однокашник М. Булгакова писатель Константин Паустовский вспоминал: "Семья Булгаковых была хорошо известна в Киеве — огромная, разветвленная, насквозь интеллигентная семья… За окнами их квартиры постоянно слышались звуки рояля,.. голоса молодежи, беготня, смех, споры и пение. Такие семьи… были украшением провинциальной жизни".

В 1907 году отец — Афанасий Иванович — умер, однако Академия выхлопотала семье Булгаковых пенсию, и материальная основа жизни была достаточно прочной.

После окончания гимназии в 1909 году М. Булгаков поступил на медицинский факультет Киевского университета. Учась в университете, в 1913 году женился на Татьяне Николаевне Лаппа (дочери управляющего Казенной палатой в Саратове).

Университет закончил в 1916 году. После нескольких месяцев службы в качестве госпитального врача был направлен в Никольскую земскую больницу Смоленской губернии, а через год был переведен в Вязьму, в городскую земскую больницу заведующим инфекционным и венерологическим отделением; по отзывам начальства, "зарекомендовал себя энергичным и неутомимым работником".

В феврале 1918 года М. Булгаков возвратился в Киев, где открыл частную врачебную практику; здесь пережил целый ряд переворотов: белых, красных, немцев, петлюровцев. Этот киевский год Булгакова отразился затем в его романе "Белая гвардия".

Осенью 1919 года мобилизуется Добровольческой армией, попадает на Северный Кавказ, становится военным врачом Терского казачьего полка.

В декабре того же года оставляет службу в госпитале, с приходом большевиков начинает работать журналистом в местных газетах, заведующим литературным отделом (Лито) подотдела искусств Владикавказского ревкома, выступает с докладами, читает лекции, преподает в Народной драматической студии Владикавказа, пишет несколько пьес и ставит их в местном театре.

В 1921 году начался новый период в жизни М. Булгакова — московский. В сентябре 1921 года журналист, начинающий драматург и писатель приехал в Москву — без денег, но с большими надеждами.

Работал некоторое время в московском Лито (Литературный отдел Главполитпросвета Народного комиссариата просвещения) в должности секретаря, сотрудничал в различных газетах, с 1922 года работал в железнодорожной газете "Гудок" штатным фельетонистом. Всего за 1922-1926 годы в "Гудке" им было напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов.

В 1925 году М. Булгаков женился на Любови Евгеньевне Белозерской.

В 1932 году с Л.Е. Белозерской развелся и вступил в брак с Еленой Сергеевной Шиловской.

Булгаков сознавал, что журналистом, репортером он был поневоле; у него крепла уверенность, что его путь иной — изящная словесность.

Известность писателю принесли его сатирические повести в первой половине 1920-х годов — "Дьяволиада" (1923) и "Роковые яйца" (1924). Третья часть сатирической "трилогии" — повесть "Собачье сердце" (написанная в 1925 го ду) — опубликована при жизни автора не была. В мае 1926 го да у Булгакова был произведен обыск, в результате которого были изъяты рукопись повести "Собачье сердце" и дневник. В 1920-30-х годах были написаны "Записки на манжетах" (1923), автобиографический цикл "Записки юного врача" (1925-1926) — о работе в земской смоленской больнице, биографическая повесть "Жизнь господина де Мольера" (1932), "Театральный роман (Записки покойника)" (1937), "Тайному другу" (опубл. в 1987 г.).

Настоящий большой успех, слава пришла с романом "Белая гвардия" (1925-1927) и пьесой "Дни Турбиных" (1926), в центре которых — судьба интеллигенции в русской революции. О позиции М. Булгакова как писателя свидетельствуют слова из его выступления 12 февраля 1926 года на диспуте "Литературная Россия": "Пора перестать большевикам смотреть на литературу с узкоутилитарной точки зрения и необходимо, наконец, дать место в своих журналах настоящему “живому слову” и “живому писателю”. Надо дать возможность писателю писать просто о “человеке”, а не о политике".

Таланту М. Булгакова в равной мере были подвластны и проза, и драма (что не часто встречается в литературе): он — автор ряда произведений, ставших классикой драматургии: драматического памфлета "Багровый остров" (1927), пьес "Бег" (1928), "Адам и Ева" (1931), "Блаженство" ("Сон инженера Рейна") (1934), "Последние дни (Пушкин)" (1935), драмы "Кабала святош (Мольер)" (1936), комедии "Иван Васильевич" (1936), пьесы "Батум" (1939). М. Булгаковым написаны также инсценировки литературных произведений: по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" (1930), по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" (1932), по роману Сервантеса "Дон Кихот".

Во второй половине 1920-х и в 1930-е годы М. Булгаков известен в основном как драматург, часть его пьес была поставлена в театрах, большая же часть была запрещена — в 1929 году Главреперткомом были сняты с репертуара все пьесы М. Булгакова. К концу 1930-х годов начинающими литераторами Булгаков воспринимался как писатель уже забытый, затерянный где-то в 1920-х годах, вероятно — умерший. О таком случае рассказывал сам писатель.

Тяжелая ситуация, невозможность жить и работать в СССР побудили М. Булгакова 28 марта 1930 года обратиться с письмом к Правительству СССР (далее это знаменитое в истории советской литературы письмо цитируется в сокращении):

"Я обращаюсь к Правительству СССР со следующим письмом:

1. После того, как все мои произведения были запрещены, среди многих граждан, которым я известен как писатель, стали раздаваться голоса, подающие мне один и тот же совет.

Сочинить “коммунистическую пьесу” (в кавычках я привожу цитаты), а кроме того, обратиться к Правительству СССР с покаянным письмом, содержащим в себе отказ от прежних моих взглядов, высказанных мною в литературных произведениях, и уверения в том, что отныне я буду работать, как преданный идее коммунизма писатель-попутчик.

Цель: спастись от гонений, нищеты и неизбежной гибели в финале.

Этого совета я не послушался. Навряд ли мне удалось бы предстать перед Правительством СССР в выгодном свете, написав лживое письмо, представляющее собой не опрятный и к тому же наивный политический курбет. Попыток же сочинить коммунистическую пьесу я даже не производил, зная заведомо, что такая пьеса у меня не выйдет.

Созревшее во мне желание прекратить мои писательские мучения заставляет меня обратиться к Правительству СССР с письмом правдивым.

2. Произведя анализ моих альбомных вырезок, я обнаружил в прессе СССР за десять лет моей литературной работы 301 отзыв обо мне. Из них: похвальных — было 3, враждебно-ругательных — 298.

Последние 298 представляют собой зеркальное отражение моей писательской жизни.

Героя моей пьесы “Дни Турбиных” Алексея Турбина печатно в стихах называли “сукиным сыном”, а автора пьесы рекомендовали как “одержимого собачьей старостью”. <…>

Писали “о Булгакове, который чем был, тем и останется, новобуржуазным отродьем, брызжущим отравленной, но бессильной слюной на рабочий класс и его коммунистические идеалы” (“Комс. правда”, 14/X-1926 г.). <…>

И я заявляю, что пресса СССР совершенно права. <…>

3. Я не шепотом в углу выражал эти мысли. Я заключил их в драматургический памфлет и поставил этот памфлет на сцене. Советская пресса, заступаясь за Главрепертком, написала, что “Багровый остров” — пасквиль на революцию. Это несерьезный лепет. Пасквиля на революцию в пьесе нет по многим причинам, из которых, за недостатком места, я укажу одну: пасквиль на революцию, вследствие чрезвычайной грандиозности ее, написать невозможно. Памфлет не есть пасквиль, а Главрепертком — не революция. <…>

4. Вот одна из черт моего творчества, и ее одной совершенно достаточно, чтобы мои произведения не существо вали в СССР. Но с первой чертой в связи все остальные, выступающие в моих сатирических повестях: черные и мистические краски (я — мистический писатель), в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходящего в моей отсталой стране, и противупоставление ему излюбленной и Великой Эволюции, а самое главное — изображение страшных черт моего народа, тех черт, которые задолго до революции вызывали глубочайшие страдания моего учителя М. Е. Салтыкова-Щедрина. <…>

5. И, наконец, последние мои черты в погубленных пьесах — “Дни Турбиных”, “Бег” и в романе “Белая гвардия”: упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране. В частности, изображение интеллигентско-дворянской семьи, волею непреложной судьбы брошенной в годы гражданской войны в лагерь белой гвардии, в традициях “Войны и мира”. Такое изображение вполне естественно для писателя, кровно связанного с интеллигенцией.

Но такого рода изображения приводят к тому, что автор их в СССР, наравне со своими героями, получает — несмотря на свои великие усилия стать бесстрастно над красными и белыми — аттестат белогвардейца-врага, а получив его, как всякий понимает, может считать себя конченным человеком в СССР.

6. Мой литературный портрет закончен, и он же есть политический портрет. Я не могу сказать, какой глубины криминал можно отыскать в нем, но я прошу об одном: за пределами его не искать ничего. Он исполнен совершенно добросовестно.

7. Ныне я уничтожен. <…>

Все мои вещи безнадежны. <…>

8. Я прошу Советское Правительство принять во внимание, что я не политический деятель, а литератор, и что всю мою продукцию я отдал советской сцене. <…>

9. Я прошу Правительство СССР приказать мне в срочном порядке покинуть пределы СССР в сопровождении моей жены Любови Евгеньевны Булгаковой.

10. Я обращаюсь к гуманности советской власти и прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя, в отечестве, великодушно отпустить на свободу.

11. Если же и то, что я написал, неубедительно, и меня обрекут на пожизненное молчание в СССР, я прошу Советское Правительство дать мне работу по специальности и командировать меня в театр на работу в качестве штатного режиссера. <…>

Мое имя сделано настолько одиозным, что предложения работы с моей стороны встретили испуг, несмотря на то, что в Москве громадному количеству актеров и режиссеров, а с ними и директорам театров, отлично известно мое виртуозное знание сцены. <…>

Я прошу о назначении меня лаборантом-режиссером в 1-й Художественный Театр — в лучшую школу, возглавляемую мастерами К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.

Если меня не назначат режиссером, я прошусь на штатную должность статиста. Если и статистом нельзя — я прошусь на должность рабочего сцены.

Если же и это невозможно, я прошу Советское Правительство поступить со мной как оно найдет нужным, но как-нибудь поступить, потому что у меня, драматурга, написавшего 5 пьес, известного в СССР и за границей, налицо, в данный момент, — нищета, улица и гибель.

С волнением ожидаемым и тем не менее неожиданным для писателя был отклик — звонок И. В. Сталина 18 апреля 1930 года.

Это был неожиданный вопрос. Но Михаил Афанасьевич быстро ответил: “Я очень много думал над этим, и я понял, что русский писатель вне родины существовать не может”. Сталин сказал: “Я тоже так думаю. Ну что же тогда, поступите в театр?” — “Да, я хотел бы”. — “В какой же?” — “В Художественный. Но меня не принимают там”. Сталин сказал: “Вы подайте еще раз заявление. Я думаю, что Вас примут”. Через полчаса, наверное, раздался звонок из Художественного театра. Михаила Афанасьевича пригласили на работу" 1 .

Однако принципиально положение М. Булгакова не изменилось, многие его вещи продолжали оставаться под запретом, умер он, так и не увидев очень многих своих произведений опубликованными.

До последних дней шла работа над главной книгой — "закатным" романом "Мастер и Маргарита". 13 февраля 1940 года писатель последний раз диктует поправки к тексту романа.

Умер М. Булгаков 10 марта 1940 года в 16 часов 39 минут. Урна с прахом писателя захоронена на Новодевичьем кладбище.

Михаил Афанасьевич Булгаков (15 мая 1891 - 10 марта 1940) родился в Киеве в семье доцента духовной семинарии. Был крещен своим же отцом, который посчитал нужным дать сыну имя в честь хранителя Киева — архистратига Михаила.

Детство

В семье Булгаковых воспитывалось 7 детей, из которых Михаил был старшим. Как вспоминал в будущем писатель, мать относилась к ним со всей строгостью. Дети получали точное понятие, что такое зло и добро. Отец, в свою очередь, старался им привить большую любовь к науке.

Дом семьи Булгаковых располагался на Андреевском спуске, который знаменит своей энергетикой и неимоверными пейзажами. Мальчик с юных лет рос в особой атмосфере свободы и красоты.

До 9 лет Михаил получал домашнее образование, а затем отправился на обучение в Александровскую гимназию, где в начале 20 века преподавали самые сильные учителя Киева. Именно гимназийный период ознаменовался первыми творческими порывами будущего писателя: Михаил проявил себя как талантливый юный поэт и прозаик, а также — карикатурист и музыкант.

Юношество

После окончания гимназии вопрос о продолжении образования решался просто: в семье Булгаковых было много родственников-врачей. Да и смерть отца Афанасия от почечной болезни повлияла на выбор юноши. Михаил всегда проявлял интерес к тому, как «устроен человек». Уже на втором курсе он оставил холостяцкую жизнь, женившись на выпускнице гимназии Татьяне Лаппа.

Планы на обучение прервала Первая мировая война. Михаил принял решение работать в госпитале, но уже осенью получил назначение в Смоленскую губернию. Так он стал земским врачом.

Молодые годы

Военное время оказалось удручающим: среди заболевших часто встречалась дифтерия. Булгакову приходилось оказывать помощь каждому нуждающемуся. От этого пострадал и он сам, заразившись дифтерийной палочкой от больного мальчика. Спасительным лекарством оказался морфий. Михаил смог вылечиться от дифтерии, но не смог отказаться от наркотического вещества. Уже вскоре ежедневно ему требовалось вводить две дозы.

Находясь в наркотическом угаре, писатель садился за стол и пытался на бумаге передать все то, что «посещало» его голову в тот момент. И только благодаря жене он смог избавиться от пагубной привычки.

Доктор в отставке

После первой мировой войны многие представители интеллигенции покидали Россию. На то время Михаил нес службу военного врача на Северном Кавказе. Тяжелый тиф, сваливший писателя, не дал ему возможности вовремя эмигрировать из страны. Уже потом он не раз ставил в упрек своей жене то, что она не приняла решение и не вывезла его за границу. Причиной такого желания были особые взгляды Булгакова, которые шли вразрез с политическими верхами. Это четко можно проследить в его первых масштабных произведениях «Роковые яйца», «Собачье сердце, «Зойкина квартира».

Интересный факт: уважаемый профессор Преображенский из «Собачьего сердца» имел своего реального прототипа. Им стал дядя Михаила Булгакова, врач Николай Покровский. Само произведение было впервые опубликовано только в 1987 году.

В 1919 году писатель покинул медицинскую практику и женился снова. Его супругой стала Любовь Белозерская. Многие ошибочно считают, что произведение «Мастер и Маргарита», Булгаков посвятил ей. На самом деле его музой была Елена Шиловская, которая в 1929 году «получила звание» третьей законной супружницы писателя.

Роман «Мастер и Маргарита» стал настоящим отражением судьбы самого писателя. Несмотря на переплетение современного и исторического аспекта, ему было присвоено титул «Евангелия от Дьявола». Главный герой романа — Мастер, стал тем самым проводником между прошлым и настоящим: временами Понтия Пилата и современной Москвой 30-х годов.

В начале 30-х годов материальное состояние писателя желало лучшего. Ему пришлось написать письмо Сталину с просьбой или дать возможность работать ли разрешить выезд из страны. Так в жизни писателя появился театральный период. Им была написана даже пьеса о Сталине, которую запретили к постановке. Единственной пьесой, которая шла многие годы на сцене МХАТа, было произведение «Дни Турбиных».

В 1939 году Булгаков начинает снова употреблять морфий для снятия боли вследствие гипертонического нефросклероза. Именно эта болезнь была названа официальной причиной его смерти в марте 1940 года. Недруги поговаривали, что уход писателя ускорило его увлечение оккультизмом: нечистая сила предъявила свои права на его жизнь.



Загрузка...