novomarusino.ru

Образец договора перевозки тмц. Товарно-материальных ценностей и расчетов за перевозки Доставка тмц в точку назначения

Добрый день.

При перевозке грузов общего назначения:
путевой лист:
* для предприятий и организаций (юридических лиц) - в соответствии с Постановлением Госкомстата России от 28.11.97 г. № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»;
* для индивидуальных предпринимателей - в соответствии с Приказом Минтранса России от 30.06.2000 г. № 68 «О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте»;

копия трудового договора (контракта) - на основании Письма Минтранса России от 17.01.96 г. № АЛ-2/37 «О контроле деятельности индивидуальных предпринимателей» водитель, работающий по найму;

товарно-транспортная (ые) накладная (ые) на перевозимый груз, которая является основным перевозочным документом - в соответствии с Уставом автомобильного транспорта и Инструкцией о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом (в редакции постановления Госкомстата России от 26 ноября 1997 года №78);

Кроме перечисленных выше документов, учитывая особенности перевозимых грузов, водитель должен иметь:

При перевозке опасных грузов:
свидетельство о допуске водителя к перевозкам опасных грузов (образец формы свидетельства приведен в приложении 7.12 Правил ПОГАТ).

аварийная карточка системы информации об опасности (образец дан в приложении 7.5 Правил ПОГАТ);

адреса и телефоны должностных лиц автотранспортной организации, грузоотправителя, грузополучателя ответственных за перевозку дежурных частей органов ГИБДД МВД России, расположенных по маршруту движения.
При перевозке скоропортящихся грузов (в соответствии с Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными Минавтотрансом РСФСР 30.07.71г.):

лист контрольных проверок температуры груза и воздуха в кузове АС, выдаваемый водителю владельцем АС или экспедитором, осуществляющим перевозки скоропортящихся грузов;

сертификат качества продукции, либо удостоверение качества, выдаваемое, в основном, на овощи, картофель, фрукты и бахчевые. Оба документа подтверждают качество и безопасность продукта и передаются водителю грузоотправителем;

карантинный сертификат, оформляется местной организацией ветеринарно-санитарного надзора и передается водителю грузоотправителем;

ветеринарное свидетельство, оформляется местной организацией ветеринарно-санитарного надзора и передается водителю грузоотправителем;

санитарный паспорт оформляется территориальным органом госсанэпеднадзора на каждое транспортное средство и передается водителю АС.

При перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов:
специальное разрешение на перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза - согласно Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Минтрансом России от 27.05.96 г.;

специальный пропуск, выданный органами ГИБДД (должен помещаться в правом нижнем углу лобового стекла транспортного средства).

Практически любая компания в хозяйственной деятельности сталкивается с операцией по приобретению и доставке товарно-материальных ценностей (ТМЦ). Несмотря на кажущуюся простоту с оформлением документов, подтверждающих данную операцию, нередко возникают затруднения. Ведь компания может доставить ТМЦ как собственными силами, так и силами покупателя, а также нанять специальную транспортную компанию по перевозке груза. Разберемся, какие документы нужны для подтверждения понесенных расходов.

Прежде всего вспомним, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком (п. 1 ст. 252 НК РФ). Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно ст. 313 НК РФ налоговый учет ведется на основе данных первичных документов. В бухгалтерском учете организации применяют самостоятельно разработанные и утвержденные формы первичных документов (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухучете)). При этом они должны содержать обязательные реквизиты, поименованные в ч. 2 ст. 9 данного Закона.
Что же это за первичные документы? Во-первых, товарная накладная. Для оформления продажи (отпуска) ТМЦ сторонней организации предусмотрена товарная накладная. Несмотря на то что унифицированные формы больше необязательны, компании чаще всего применяют именно их. Напомним, что товарная накладная по форме N ТОРГ-12 была утверждена Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132.
Товарная накладная составляется в двух экземплярах, один из которых остается в организации, сдающей ТМЦ, для подтверждения основания их списания. Второй передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.
Во-вторых, товарно-транспортная накладная (ТТН), которая предназначена для учета движения ТМЦ и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. ТТН по форме N 1-Т утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78.
Документ состоит из двух разделов:
- товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей,
- и транспортного, определяющего взаимоотношения заказчиков автотранспорта с организациями - владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями - владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.
Чтобы понять, всегда ли нужны эти документы, обратимся к Приказу Минфина России от 28.12.2001 N 119н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов". В п. 49 сказано, что при перевозке грузов автотранспортом приемка поступающих материалов осуществляется на основе товарно-транспортной накладной, получаемой от грузоотправителя (при отсутствии расхождений между данными накладной и фактическими данными).
А вот согласно п. 2 ст. 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Судебная практика. В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.04.2009 по делу N А19-10710/08-11-Ф02-1646/09 отмечено, что организации, осуществляющие перевозку грузов для нужд своего производства на собственных и арендуемых автомобилях, также обязаны оформлять товарно-транспортные накладные. ТТН является единственным документом, служащим для списания ТМЦ у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.

Судебная практика. Аналогичное мнение изложено в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.11.2008 N А19-4274/08-43-Ф02-5524/08. Там отмечено, что для принятия к учету товара, поступающего автомобильным транспортом, необходима совокупность документов: ТТН и товарной накладной.

Если покупатель не оплачивает транспортировку груза (отсутствует договор на оказание услуг по транспортировке груза сторонней организацией), то для оприходования и отражения в учете стоимости приобретенных товаров могут служить либо ТТН, либо товарная накладная (Письмо Минфина России от 31.01.2011 N 03-03-06/1/42). И это логично, ведь у ТТН заполняется товарный раздел, служащий для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, аналогично функциям товарной накладной.
Интересно мнение ФНС России, изложенное в Письме от 18.08.2009 N ШС-20-3/1195: если покупатель заказчиком перевозки не является, то ТТН для него не нужна. В принципе сказанное понятно, ведь у покупателя отсутствует договор транспортировки груза. Соответственно, ТТН не оформляется, т.к. она служит основанием для расчетов между заказчиком транспортной перевозки и перевозчиком.
Как видите, комплект документов зависит от наличия договора оказания услуг по доставке груза.
В-третьих, транспортная накладная (ТН), составленная грузоотправителем, которая с 25.07.2011 подтверждает заключение договора перевозки груза. Форма указана в Приложении N 4 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом (далее - Правила), которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272.
Отметим, что согласно п. 20 ст. 2, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" транспортная накладная является перевозочным документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза.
ТТН по форме N 1-Т не отменена. Однако, поскольку с 2013 г. применение унифицированных форм не является обязательным, для подтверждения расходов на доставку ТМЦ автомобильным транспортом целесообразно применять транспортную накладную по форме, приведенной в Приложении N 4 к Правилам (Письма Минфина России от 30.04.2013 N 03-03-06/1/15213, от 23.04.2013 N 03-03-06/1/14014).

К сведению. Изначально финансовое ведомство допускало применение в этих целях либо ТТН по форме N 1-Т, либо транспортной накладной по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (Письма Минфина России от 17.08.2011 N 03-03-06/1/500, от 17.08.2011 N 03-03-06/1/498, от 22.12.2011 N 03-03-10/123). В этих же разъяснениях Минфин России отмечал, что, если договор перевозки не заключался и покупатель собственным транспортом вывозит товар со склада грузоотправителя, услуги по перевозке не оказываются и транспортная накладная не составляется, а затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство. Таким образом, покупатель, вывозя груз собственным автомобильным транспортом, оформляет только путевой лист на свое транспортное средство.
Аналогичную точку зрения можно найти и в Письмах налоговых органов (Письма ФНС России от 16.07.2012 N ЕД-4-3/11630, от 21.03.2012 N ЕД-4-3/4681@, УФНС России от 01.11.2011 N 16-15/105706@).
Затем позиция поменялась. Минфин России в Письме от 28.02.2013 N 03-03-06/1/5971 отметил, что 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению, поэтому следует применять ТН, а не ТТН.

Обратите внимание: основное отличие транспортной накладной от ТТН по форме N 1-Т состоит в том, что в ней отсутствует товарный раздел. В результате если использовать транспортную накладную в качестве первичного документа, то все данные о товаре будут указаны только в товарной накладной по форме N ТОРГ-12.

Применение документов

Пакет документов, необходимых для подтверждения понесенных расходов, напрямую зависит от условий транспортировки (перевозки) ТМЦ. Рассмотрим, какие документы необходимы в различных ситуациях.

Ситуация 1. Продавец заключил договор с транспортной компанией

Продавец продает товар покупателю. Обязанность по доставке груза лежит на продавце, который заключает договор с автотранспортной компанией на перевозку груза. Здесь возможны два варианта.

Оформляется ТТН

Как отмечалось выше, ТТН предназначена для учета движения ТМЦ и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Она служит для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей. Обратите внимание: функции те же, что и у товарной накладной (по форме N ТОРГ-12).
Также ТТН служит для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с автотранспортной компанией за оказанные им услуги по перевозке грузов.
ТТН выписывается поставщиком в четырех экземплярах. Первый экземпляр остается у продавца и применяется для списания стоимости товаров. Второй передается водителем покупателю и предназначается для оприходования товаров. Третий и четвертый экземпляры передаются перевозчику. Третий экземпляр служит основанием для расчетов автотранспортной компании и заказчика перевозки груза (в данном случае - продавца). Четвертый прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы.
Отметим, что в разделе "Сведения о грузе" ТТН достаточно сложно перечислить все наименования и характеристики передаваемых ТМЦ. В качестве товарного раздела к ней как неотъемлемая часть должна прилагаться специальная форма, утвержденная в установленном порядке. По ней производится списание ТМЦ у грузоотправителя и оприходование у грузополучателя, а также ведется складской, оперативный и бухгалтерский учет. Таковой может быть товарная накладная по форме N ТОРГ-12, выписываемая в двух экземплярах. После отметки покупателя о получении один экземпляр остается у покупателя, второй - у продавца.
В этих случаях в ТТН необходимо указать, что в качестве товарного раздела приложена форма, без которой ТТН считается недействительной и не должна применяться для расчетов с грузоотправителями и грузополучателями, а также для учета выполненных объемов перевозок и начисления заработной платы водителю.
Другими словами, если в ТТН можно перечислить все наименования и характеристики товара, то заполнять товарную накладную по форме N ТОРГ-12 уже необязательно.
Покупатель от перевозчика примет и оприходует товар по ТТН. Если к ней в качестве неотъемлемой части будет приложена товарная накладная, то количество и ассортимент товара будут сверяться по последней.
Кстати, Минфин России в Письме от 22.10.2013 N 03-03-06/1/44091 отмечал, что списание себестоимости отгруженного товара на основании транспортной накладной (вместо товарной) довольно рискованно. Иначе говоря, финансовое ведомство считает, что кроме ТТН необходимо иметь в наличии и товарную накладную по форме, утвержденной руководителем организации, согласно ст. 9 Закона N 402-ФЗ (унифицированную или самостоятельно разработанную).
Отметим, что продавец также выставляет счет-фактуру на отгружаемый товар в двух экземплярах. Один остается у него, второй передается вместе с грузом покупателю.
Автотранспортная компания для подтверждения факта оказания услуг составляет акт выполненных работ по перевозке груза, а также счет-фактуру в двух экземплярах. Один экземпляр этих документов остается у нее, второй - у продавца.

ТН составляется в трех экземплярах - по одному для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика (п. 9 Правил). Она является перевозочным документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза.
В отличие от ТТН, у нее отсутствует товарный раздел, соответственно, нет информации о цене и стоимости товара. Поэтому необходимо оформить товарную накладную (N ТОРГ-12 или самостоятельно разработанную), которая будет являться первичным учетным документом по учету ТМЦ. Она оформляется в двух экземплярах (один - для продавца, второй - для покупателя).
Как видим, в этом случае необходимо оформлять два документа: товарную накладную и транспортную накладную.
Счета-фактуры выписываются аналогично первому варианту: на товар и на выполненные услуги автотранспортной компанией. Последняя также составляет акт выполненных работ по оказанной услуге в двух экземплярах: на себя и продавца.

Ситуация 2. Покупатель заключил договор с транспортной компанией

Продавец передает товар покупателю. При этом заключается договор со сторонней организацией на перевозку груза. Допустим, обязанность по доставке груза лежит на покупателе и он заключает договор с автотранспортной компанией. Следует отметить, что если договор оказания автотранспортных услуг заключается покупателем, то оформлять ТТН или ТН должен покупатель (п. 6 Правил).
Здесь также возможны два варианта.

Оформляется ТТН

Сначала она заполняется покупателем как заказчиком транспортных услуг в транспортном разделе в четырех экземплярах и передается перевозчику. Последний едет к продавцу, который заполняет в ТТН товарный раздел, вписав все характеристики отгружаемого товара. Если все их сложно вписать в ТТН, то вносится запись о том, что неотъемлемой ее частью является товарная накладная (N ТОРГ-12 или самостоятельно разработанная), где и отражены характеристики товара.
Расписавшись в ТТН, продавец один экземпляр оставляет себе, а три других отдает перевозчику для передачи груза покупателю. Один после приемки груза останется у перевозчика, второй поступит покупателю в качестве расчетов за транспортные услуги вместе со счетом от транспортной компании, третий прикладывается к путевому листу транспортной компании.
Оформление счетов-фактур и актов выполненных работ производится аналогично первой ситуации.

Оформляется транспортная накладная по форме согласно Приложению N 4 к Правилам

Как говорилось ранее, ТН является договором перевозки, и поставщик не делает в ней никаких отметок. Составляет ее покупатель, который будет являться в данном случае и грузоотправителем, и грузополучателем одновременно, заполняя графы за обе стороны. Поэтому ТН в этой ситуации может быть выписана в двух, а не в трех экземплярах: по одному для перевозчика и покупателя.
Все остальные документы (товарная накладная, счета-фактуры и акты выполненных работ) выписываются и оформляются в порядке, описанном ранее.

Ситуация 3. Покупатель вывозит товар собственным автотранспортом

Продавец продает товар покупателю с собственного склада. Последний вывозит груз на своем автомобиле. Соответственно, договор перевозки груза не заключается, услуги по перевозке не оказываются, и транспортная накладная не составляется.
В этом случае затраты по перевозке груза у покупателя и факт его перевозки подтверждаются путевым листом, оформляемым покупателем на транспортное средство у себя в организации (Письма Минфина России от 17.08.2011 N 03-03-06/1/500, от 17.08.2011 N 03-03-06/1/498, УФНС России от 01.11.2011 N 16-15/105706@).
При этом продавец составляет товарную накладную (N ТОРГ-12 или самостоятельно разработанную форму) и счет-фактуру на отгрузку товара в двух экземплярах: для покупателя и для себя.

Ситуация 4. Продавец доставляет товар собственным автотранспортом

Данная ситуация аналогична предыдущей, с той лишь разницей, что путевой лист на транспортное средство для подтверждения доставки груза и расходов на нее выписывает продавец.

Перевозим без реализации

На практике может возникнуть вопрос: какие первичные документы потребуются для подтверждения понесенных расходов для перевозки, допустим, своей мебели при переезде или имущества на выставку в место ее проведения?
Здесь также могут возникнуть две ситуации.

Вывозим имущество на собственном транспорте

Так как договор на перевозку груза отсутствует, ТТН и ТН не выписываются. Для подтверждения факта перевозки и понесенных расходов (например, на бензин) необходимо оформить путевой лист на транспортное средство.
Также следует оформить товарную накладную. Если груз получаете сами (скажем, при переезде), то грузоотправитель и грузополучатель - одно и то же лицо. В этом случае организация может выписать товарную накладную в одном экземпляре - для себя.
Если груз получает другая компания (например, на выставке), то требуется выписывать товарную накладную в двух экземплярах: по одному на каждую организацию.
Счет-фактура при этом не выписывается, так как данная отгрузка не является реализацией ТМЦ.

Перевозка груза осуществляется сторонней транспортной компанией

В данном случае составляется договор автотранспортных услуг, оказывается услуга по перевозке. Следовательно, необходимо оформление транспортной накладной или ТТН. Но, как мы указывали раньше, целесообразно выбрать в качестве первичного документа именно ТН. Ее можно оформить в двух экземплярах, если груз получаем самостоятельно, поскольку в данном случае мы являемся одновременно и грузоотправителем, и грузополучателем.
К ней также выписывается товарная накладная. Если груз получает сама организация (заказчик), то можно обойтись одним экземпляром данного документа. Счет-фактура не выписывается.

К сведению. Организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль, для подтверждения своих расходов по доставке ТМЦ, а также списания стоимости имущества при отгрузке должны иметь все перечисленные выше первичные документы. В противном случае может возникнуть ситуация, когда с понесенных расходов фирме придется заплатить еще и налог на прибыль в размере 20% их стоимости (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 07.09.2011 N А79-8159/2010).
Организации, работающие на упрощенной системе налогообложения, также заинтересованы иметь подтверждающие первичные документы, чтобы не переплатить единого налога с сумм, не подтвержденных первичными документами на товар.
Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав сумм НДС к вычету. При этом должны быть в наличии первичные учетные документы (ст. 169 НК РФ). Хотя судебная практика показывает, что при отсутствии некоторых из них все равно можно принять суммы НДС к вычету по предъявленным счетам-фактурам (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 20.02.2008 по делу N А56-2004/2007, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2007 по делу N А56-2004/2007).

Владельцы автотранспорта несут затраты на эксплуатацию автомобилей, а владельцы грузов - на расчеты с перевозчиками. Кроме того, подлежат учету перевозимые товарно-материальные ценности. У грузоотправителя они подлежат списанию, у грузополучателя - оприходованию. Разберем, как правильно оформлять первичные документы при автомобильных грузоперевозках.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Грузоперевозки и ведение учета

Основа бухгалтерского учета — документирование фактов хозяйственной жизни. Представить себе хозяйственную деятельность без автомобильных грузоперевозок невозможно. Поэтому практически не найдется бухгалтера, которого бы не интересовали проблемы оформления документов при транспортировке грузов.

Владелец транспорта

Чтобы разобраться в принципах учета, сначала следует определить, кто является владельцем транспорта, перевозящего груз. Таким лицом может быть грузоотправитель. Следовательно, плату за перевозку он не вносит.

Автотранспорт может принадлежать грузополучателю. При таких обстоятельствах он осуществляет самовывоз груза.

В перевозке могут участвовать три разных лица — грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик, привлеченный для оказания услуги по транспортировке на возмездной основе. При этом отношения с перевозчиком регламентирует гражданское законодательство. Если договор на перевозку заключает грузоотправитель, то применяется глава 40 «Перевозка» ГК РФ и Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Если же заказчиком перевозки выступает грузополучатель, то он заключает с перевозчиком договор транспортной экспедиции (п. 2 ст. 801 ГК РФ). В таком случае надлежит руководствоваться главой 41 «Транспортная экспедиция» и Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». К названным федеральным законам изданы подзаконные акты:

  1. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272).
  2. Правила транспортно-экспедиционной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554).

Наконец, грузоотправитель и грузополучатель могут совпадать в одном лице. В этом случае с владельцем транспорта заключается договор перевозки груза (ст. 785 ГК РФ). Такая перевозка не сопровождается изменением собственника перевозимых ТМЦ.

Переход права собственности

Следующий момент, который необходимо уяснить бухгалтеру для организации правильного документооборота, — о переходе права собственности на груз. Очевидно, у перевозчика или у экспедитора груз числится в забалансовом учете — на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

Передача ТМЦ от грузоотправителя грузополучателю (через перевозчика) не обязательно сопровождается переходом права собственности на активы. Например, к грузополучателю товары могут поступать для последующей реализации по договору комиссии, материалы — в качестве давальческого сырья для дальнейшей переработки. А объекты основных средств могут транспортироваться для передачи в аренду. Иными словами, нужно уяснить характер отношений (вид сделки) между отправителем и получателем груза.

Если между отправителем и получателем заключен договор купли-продажи, то в результате ТМЦ сменит собственника. Однако момент перехода права собственности может быть определен по-разному. Статья 458 (п. 2) ГК РФ гласит: в случаях, когда из договора не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.

С точки зрения учета это означает: если право собственности на товар перешло к покупателю-грузополучателю при передаче товара перевозчику, то соответствующие ТМЦ подлежат списанию с баланса продавца-грузоотправителя в этот же момент. Одновременно продавец может признать затраты на доставку, перевозку он не контролирует.

Если же право собственности на ТМЦ переходит к покупателю при их вручении (п. 1 ст. 223, п. 1 ст. 224 ГК РФ), то для списания активов с баланса продавцу необходимо документальное подтверждение такого вручения. Исходя из всех этих обстоятельств определяется надлежащий документооборот.

Учет грузоперевозок: признание расходов

Оформление первичных документов интересует бухгалтеров в первую очередь в целях налогообложения (абз. 2 п. 1 ст. 172, абз. 9 ст. 313 НК РФ). Затраты производственной организации на перевозку грузов внутри организации и доставку готовой продукции покупателям в соответствии с условиями договоров относятся к материальным расходам (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). Они отражаются в налоговом учете на основании акта приемки-передачи услуг, подписанного налогоплательщиком (п. 2 ст. 272 НК РФ). А вот что это за акт — ни налоговое, ни гражданское законодательство не проясняют…

Торговые организации руководствуются другой нормой. А именно: при реализации имущества продавец вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по транспортировке реализуемого имущества (п. 1 ст. 268 НК РФ). Однако из письма МНС РФ от 17.06.2004 № 22-1-14/1058@ следует, что затраты на транспортировку в торговле материальными расходами не считаются. Поэтому их правомерно классифицировать как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Такие затраты принимаются в расходах на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров перевозки или на дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Что касается расходов на реализацию ТМЦ, то они признаются на дату реализации, то есть перехода права собственности к покупателю (п. 1 ст. 39, пп. 1 и пп. 3 п. 1 ст. 268, п. 2 ст. 318 НК РФ). Разумеется, такой переход требует документального подтверждения (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Документы для грузоперевозок. Первичные учетные документы

Как видно, задача для организации учета вырисовывается непростая. Ее решение требует от бухгалтера тщательного анализа условий каждой перевозки или блока однотипных перевозок.

Универсальный рецепт выдать затруднительно. Ситуация усугубляется еще и тем, что в связи с изменением законодательства о бухгалтерском учете с 1 января 2013 г. пришлось пересмотреть требования к оформлению «первички». Такой тезис может удивить читателя — ведь базовые требования к первичным документам федеральных законов «О бухгалтерском учете» — от 21.11.1996 № 129-ФЗ и от 06.12.2011 № 402-ФЗ — сохранились в прежнем виде.

Причина кроется в формулировке другой нормы. Старый и новый подходы отражены в таблице.

Законодательство о бухгалтерском учете включает:

В чем же именно проявляется разница?

Начиная с 1 января 2013 г. в целях бухучета признаются лишь те нормативные акты, которые были приняты в соответствии с федеральными законами. Законодатель прямо оговорил этот нюанс. В противном случае не имело бы смысла специально акцентировать внимание на этих источниках правового регулирования. Ведь подзаконные акты по сути являются неотъемлемой частью законов, конкретизируя их применение.

К данной категории не относятся Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г., а также Инструкция Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30 ноября 1983 г. «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом». Дело в том, что они приняты не в соответствии с федеральными законами, а в период существования СССР. Вообще говоря, эти документы по-прежнему считаются действующими в части, не противоречащей современному законодательству (основание — ст. 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 № 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» с учетом Закона РСФСР от 25.12.1991 № 2094-1 «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика»), но вне области бухгалтерского учета.

По этой причине товарно-транспортная накладная в качестве обязательного первичного документа активно обсуждалась до 1 января 2013 г., а вот после этой даты в официальных разъяснениях не упоминается.

Отметим, что в 2016 году выездные проверки 2012 года еще возможны. А уж «первичка», подтверждающая годовой убыток, попадает под налоговый контроль на протяжении 10 лет (п. 4 ст. 89, п. 2 и п. 4 ст. 283 НК РФ). Кстати, необходимость следования в бухучете до 1 января 2013 г. Инструкции № 156 поддержана определением ВАС РФ от 25.04.2012 № ВАС-4429/12.

Важно! В ноябре 2016 года появилось новое правило оформления документов для грузовых перевозок автотранспортом. Правительство РФ своим Постановлением от 24.11.2016 г. № 1233 упростило для грузоперевозчиков порядок оформления документов. В соответствии с ним, с 8 декабря 2016 года отменено проставление печатей в заказе-наряде, сопроводительной ведомости и письменной претензии. До вступления в силу этого документа грузоперевозчики обязаны были заверять печатью все эти документы.

Как вести учет грузоперевозок. Официальные разъяснения

В период действия Закона № 402-ФЗ разъяснения контролирующих органов немногочисленны. Среди из них - письмо Минфина России от 06.11.2014 № 03-03-06/1/55918 о документировании договора перевозки груза в целях налога на прибыль.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 252 НК РФ). Но из этой формулировки не следует, что для признания расходов на перевозку необходим договор или документ, подтверждающий его заключение, в качестве которого выступает транспортная накладная. В силу прямого указания законодателя подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы (ст. 313 НК РФ). Как отмечено выше, на основании договора (с приложением документа, подтверждающим его заключение, в случае необходимости такого подтверждения) признаются прочие расходы, предусмотренные пунктом 1 статьи 264 Налогового кодекса. В иных аспектах транспортная накладная используется в учете как перевозочный документ. Ведь груз, на который не оформлена транспортная накладная (за отдельными исключениями), перевозчиком для транспортировки не принимается (п. 2 ст. 2, п. 3 ст. 8 Закона № 259-ФЗ).

Транспортная накладная — первичный документ, в обязательном порядке подтверждающий оказание услуг по перевозке ТМЦ. Если накладной нет, при налоговой проверке ждите проблем не только с признанием расходов на перевозку, но и со списанием и оприходованием ТМЦ.

А вот само по себе отсутствие договора (или документа, подтверждающего его заключение) признанию материальных расходов и даже прочих расходов (в последний день отчетного или налогового периода!) не препятствует. Иное мнение является расширительным толкованием налогового законодательства, которое недопустимо (п. 6 и п. 7 ст. 3 НК РФ).

Отметим еще один принципиальный момент. В соответствии с Законом № 402-ФЗ (п. 8 ст. 3) фактом хозяйственной жизни признается операция, которая в будущем способна оказать влияние на финансовое положение компании, финансовый результат ее деятельности и (или) движение денежных средств. Так вот одна лишь передача ТМЦ перевозчику в перспективе, при условии доставки ТМЦ, «способна оказать влияние» на экономические показатели участников сделки. Так что транспортная накладная — полноценный первичный учетный документ (п. 1 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).

Бухгалтер — профессия творческая

В современном учете немало вопросов, которые напрямую властными предписаниями не регулируются. Вопрос оформления автомобильных грузоперевозок характеризует способность бухгалтера к профессиональному суждению. Рекомендуем видеосеминары по этой непростой теме, которые это суждение помогут сформировать:

  1. «Документооборот при перевозках грузов автомобильным транспортом » (по правилам, действовавшим до 1 января 2013 г.).
  2. « » (начиная с 1 января 2013 г.).

Подчеркнем: формирование учетной политики в отношении транспортировок невозможно без оперирования нормами гражданского законодательства. Необходимость правовых знаний установлена профессиональным стандартом «Бухгалтер» (утв. приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н).

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Сфера грузоперевозок в нашей стране развита достаточно неплохо, при этом найти компанию, которой можно было бы доверить ценный груз будет не так и просто. Риски при этом велики, а к тому же зачастую транспортировка должна быть выполнена в четко оговоренные сроки. Именно поэтому к процессу выбору стоит подойти очень ответственно.

Наша компания успешно функционирует в сфере грузоперевозок уже далеко не первый год. За это время нам удалось завоевать доверие огромной аудитории потенциальных клиентов. ООО «Дальневосточная дорожно-строительная компания» всегда в полной мере выполняет свои обязательства перед каждым заказчиком. Нам на сегодняшний день можно доверить перевозку абсолютно любого груза. При этом его транспортировка может быть совершена не только в пределах Российской Федерации, но и в другие страны.

Одной из наиболее востребованных наших услуг является перевозка ТМЦ и флотационного концентрата. Для этого у нас имеется вся необходимая техника, благодаря чему выполнение поставленной задачи происходит в максимально короткие сроки, а груз при этом остается в целостности и сохранности. Что же касается непосредственно товарно-материальных ценностей, сюда могут входить некоторые группы товаров и изделий от различных производителей.

Как происходит транспортировка ТМЦ и флотационного концентрата

Для перевозки ТМЦ и флотационного концентрата компания ДДСК использует самую современную грузовую и строительную технику. Для каждого отдельного случая транспорт подбирается индивидуально, учитывая особенности груза. Эта задача полностью ложиться на плечи наших специалистов, клиент при этом может быть уверен, что транспортировка произойдет в четко оговоренные сроки.

Ежегодно такой нашей услугой пользуются сотни клиентов, а объемы перевозок с каждым годом постепенно растут. Транспортировка груза может быть выполнена на любое расстояние, в любом случае мы гарантируем его сохранность. Благодаря использованию новейшей техники перевозка товарно-материальных ценностей выполняется в максимально короткие сроки. При этом всё зависит от качества дорожного покрытия и погодных условий. В любой случае наши специалисты сделают всё возможное, чтобы заказчик остался доволен проделанной работой. Мы четко соблюдаем нормы перевозки таких грузов, начиная с момента оформления необходимых документов и заканчивая сопровождением нашей грузовой техники.

Благодаря большому опыту наши специалисты на сегодняшний день смогут справиться с любой поставленной задачей. При этом мы гарантируем полную конфиденциальность информации о перевозимых товарно-материальных ценностях.

Главные преимущества

Обращаясь в ООО «Дальневосточная дорожно-строительная компания», каждый клиент может быть уверен, что транспортировка груза будет выполнена в ограниченные временные рамки при соблюдении полной его сохранности.

Однако это далеко не все наши преимущества, также стоит выделить следующие:

— невысокая стоимость услуг;

— использование современной техники;

— индивидуальный подход к клиенту;

— персональные скидки для постоянных заказчиков;

— слаженная работа специалистов;

— отличная логистика, что позволяет выполнить транспортировку в минимальные короткий период времени.

Мы ценим каждого нашего клиента, поэтому с каждым днем стремимся улучшить наш сервис.

На сегодняшний день существуют два бланка, оформляемых на перевозку грузов. Первый - товарно-транспортная накладная по форме N 1-Т (утв. Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78, далее - Постановление N 78). Второй - (далее - ТН) без номера формы. ТН приведена в Приложении N 4 к Правилам перевозок грузов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 272 (далее - Правила). Эти Правила вступили в силу с 25 июля 2011 г. С этой же даты действует новый бланк, в свою очередь форма N 1-Т не отменена.

Три бланка

При покупке товара коммерсанту необходимы документы, подтверждающие передачу ценностей, а в некоторых случаях и их доставку.
Передача товара (продажа) сопровождается оформлением товарной накладной по форме N ТОРГ-12 . Она составляется продавцом в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у продавца для списания ценностей с учета и подтверждения их передачи клиенту. Второй - передается покупателю для принятия купленного (ИП делает соответствующую запись в книге учета доходов и расходов).
Товарно-транспортная накладная по форме N 1-Т предназначена для учета ценностей (товаров) и расчетов за их перевозку автомобильным транспортом . Бланк включает два раздела. Товарный раздел определяет взаимоотношения грузоотправителя и грузополучателя. На основании этого раздела грузоотправитель спишет товар, а грузополучатель оприходует полученные ценности. Фактически сведения этого раздела повторяют информацию, содержащуюся в ТОРГ-12. Второй раздел посвящен вопросам перевозки. Здесь указываются сведения о грузе, его особенностях, сопровождающих документах, приводится информация о погрузочно-разгрузочных операциях.
Грубо говоря, форма N 1-Т - это ТОРГ-12, дополненная транспортным разделом. Из-за этого нередко возникают споры: достаточно ли при продаже товара составить форму N 1-Т, ведь сведения о товаре в ней содержатся, и нет необходимости дублировать их в ТОРГ-12. Контролеры требуют составлять оба бланка. Хотя нормативные акты позволяют обойтись одной лишь ТТН, имея на руках формы N N 1-Т и ТОРГ-12, бизнесмен избежит возможных претензий.

Правила предлагают новый бланк для подтверждения перевозки. Транспортная накладная (далее - ТН) по новой форме отличается от формы N 1-Т в первую очередь тем, что в нем отсутствует товарный раздел. Новая ТН не заменяет собой товарную накладную по форме N ТОРГ-12, она регулирует исключительно вопросы перевозки. Появление нового бланка теоретически снимет вопросы об оформлении ТТН и ТОРГ-12. Теперь все однозначно: передачу товара подтверждает ТОРГ-12, а доставку - ТН.
ТТН не отменена, каких-либо указаний о том, когда нужно оформлять ТН, чиновники не утвердили. Пока коммерсантам приходится в этих вопросах разбираться самостоятельно.

Правила перевозки груза автотранспортом

Перевозка груза осуществляется на основании договора перевозки , по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его получателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ). Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз, предусмотренного транспортным уставом или кодексом (п. 2 ст. 785 ГК РФ).
Иными словами, отдельный договор составлять не нужно. Само по себе оформление транспортной накладной (или иного документа на перевозку) уже указывает на наличие договора. Как видите, Кодекс не требует составлять именно ТН, а допускает "иной документ". Таковым вполне может стать прежний бланк ТТН.
Согласно Правилам договор перевозки может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа (п. 6 Правил). Лицо, которому требуется организовать перевозку (это может быть как покупатель, так и продавец, в зависимости от условий продажи товара) направляет перевозчику заказ. При наличии договора об организации перевозки груза, когда осуществляются систематические перевозки (ст. 798 ГК РФ), грузовладелец направляет перевозчику заявку.
Унифицированной формы заказа и заявки Правила не предлагают. Это может быть любой документ, письмо, сообщение, где указывалось бы намерение грузовладельца. Направление заказа (заявки) еще не указывает на заключение договора, а лишь на намерение его заключить. Перевозчик, получив заказ (заявку), в течение трех дней информирует грузоотправителя о согласии или отказе (с письменным обоснованием причин). Далее грузоотправитель оформит транспортную накладную, а это уже указывает на наличие договора.
Итак, транспортная накладная составляется, когда перевозка товара осуществляется в рамках договора перевозки груза. Рассмотрим возможные варианты.

Доставку организует продавец

Поставщик может включить стоимость доставки в цену товара либо предоставлять клиентам дополнительную услугу - доставку. В первом случае покупатель оплачивает товар, а доставка для него по условиям сделки будет бесплатной. Такой схемой нередко пользуются "вмененщики". Если в договоре стоимость доставки выделена отдельной строкой и не включена в стоимость реализованных товаров, то оказание услуг по доставке считается самостоятельным видом деятельности. Соответственно, ЕНВД придется платить не только с розничной торговли, но и по услугам перевозки грузов. Когда доставка для покупателя "бесплатна", то есть включена в цену товара и не указана отдельной строкой в документах, то дополнительного вида деятельности не возникает, реализация и доставка осуществляются в рамках розницы (Письмо Минфина России от 28 апреля 2005 г. N 03-06-05-04/112).

Наша справка. Если покупатель не оплачивает доставку, для оприходования товара и отражения в учете его стоимости достаточно либо товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т, либо товарной накладной по форме N ТОРГ-12 (Письмо Минфина России от 15 июня 2010 г. N 03-03-06/1/413).

Итак, стоимость доставки для покупателя включена в цену. Далее возможны два варианта: поставщик организует доставку собственным транспортом или привлекает стороннего перевозчика.
Когда продавец осуществляет доставку собственными силами, договор перевозки не возникает, а значит и транспортную накладную составлять не нужно. Передачу товара подтвердит ТОРГ-12. Доставка товара оформляется путевым листом водителя, работающего у поставщика. Покупателю документы, подтверждающие доставку, не нужны, он за нее отдельно не платит, так что расходы учитывать не нужно, а стоимость товара он учтет на основе товарных накладных.

Наша справка. Ранее бланки путевых листов были утверждены Приказом Минтранса России от 30 июня 2000 г. N 68. Сейчас действует Приказ Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 152, который отменяет старый бланк, однако новой формы не предлагает, а ограничивается лишь Обязательными реквизитами для путевых листов. Можно воспользоваться старым бланком, доработав его и не забыв об обязательных реквизитах.

Если продавец привлекает стороннего перевозчика, то возникает договор перевозки, который заключается между продавцом и перевозчиком. На товар, помимо двух экземпляров ТОРГ-12, оформляется три экземпляра транспортной накладной (продавцу-грузоотправителю, перевозчику, покупателю-грузополучателю).
Когда доставка осуществляется продавцом за отдельную плату (в документах стоимость указана отдельно) или предоставляется покупателю как дополнительная услуга (клиент может ее заказать или отказаться, забрав товар самостоятельно), отношения регулируют нормы договора о перевозке. При этом не играет роли, организуется доставка собственным транспортом продавца или сторонним перевозчиком. Покупатель направляет продавцу заказ на перевозку, в свою очередь продавец составит транспортную накладную, чем подтвердит заключение договора перевозки.

Доставку организует покупатель

Если продавец не осуществляет доставку, у покупателя два варианта: самовывоз или обращение к стороннему перевозчику.
При самовывозе договор перевозки не возникает, заключать его попросту не с кем, соответственно, и транспортную накладную оформлять не нужно. Поставщик со склада передаст товар по накладной ТОРГ-12. Водитель покупателя получит ценности и доставит их до склада покупателя. В данном случае достаточно путевого листа, который подтвердит поездку водителя. На учет ценности принимаются по товарной накладной ТОРГ-12.
Тот факт, что приобретенный товар перевозится автомобильным транспортом, еще не означает необходимость заполнения транспортной накладной. При самовывозе не нужно оформлять транспортную накладную, и на это указал Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 9 декабря 2010 г. N 8835/10. В споре инспекторы отказали в вычете НДС по приобретенным ценностям, так как на товар не оформлялась транспортная накладная. Для вычета, при наличии товарной накладной по форме ТОРГ-12, транспортная накладная не нужна. Ее обязательное наличие не предусматривается требованиями по заполнению ТОРГ-12 (утв. Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132). ТТН предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автотранспортом, является документом, определяющим взаимоотношения по выполнению перевозки грузов, служащим в том числе для расчетов с организациями - владельцами автотранспорта за оказанные ими услуги по перевозке грузов. Когда покупатель не выступает в качестве заказчика по договору перевозки, ТТН не нужны.
Когда покупатель привлекает стороннего перевозчика для доставки груза, отношения регулируются договором перевозки. Заказчиком в данном случае будет покупатель, следовательно, именно ему придется оформлять транспортную накладную.
Продавец составит лишь товарную накладную по форме ТОРГ-12 и передаст груз. Право собственности на товар переходит в момент передачи товара, то есть на складе поставщика. Поставщик в договоре перевозки уже не выступает грузоотправителем. В данной ситуации со склада поставщика товар передает перевозчику покупатель, который получил свой товар, то есть в договоре перевозки грузоотправителем и грузополучателем выступает покупатель. Именно он и составляет ТН.
Подведем итог. В случае, когда привлекается сторонний перевозчик (в роли заказчика выступает поставщик или покупатель), транспортная накладная оформляется, так как правоотношения регулируются договором перевозки. Отметим, подписывать отдельный договор перевозки вовсе не нужно, сам факт составления транспортной накладной указывает на наличие договора (грубо говоря, транспортная накладная выступает в роли договора).
При самовывозе груза транспортная накладная не составляется (только, если она необходима самому покупателю для учета). Если доставку организует продавец собственным транспортом, все зависит от условий продажи товара. Когда покупатель не оплачивает доставку (цена включена в стоимость товара или осуществляется бесплатно), договор перевозки не возникает. Если доставка оплачивается отдельно, в документах ее стоимость указана отдельно, перевозка оформляется транспортной накладной.

ТТН и ТН

"Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза) по форме согласно Приложению N 4" (п. 6 Правил). Заключение договора в любом случае подтверждается накладной или иным документом, что предусмотрено Гражданским кодексом. Этот порядок Правила изменить не могут. Это означает, что оговорка "если иное не предусмотрено договором..." касается формы накладной. Получается, если иное предусмотреть договором, например: заключение договора подтверждается оформлением товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т, то нарушением Правил это не будет. Впрочем, контролерам такой ход может и не понравиться. Но, подчеркнем, бланк ТТН не отменен, Кодекс и Правила вполне допускают его применение.
Новая форма накладной не отменяет ТТН, она иначе составлена, но функция бланка та же - обосновать перевозку товара. Формально нормы, запрещающие или обязывающие составлять ТТН или ТН, отсутствуют. Оформление товарно-транспортной накладной вместо новой ТН может не понравиться только контролерам. Но подобные претензии можно оспорить и доказать перевозку груза, имея на руках ТТН, которая, повторим, не отменена.

Юридическая консультация. Чем больше документов, тем лучше
Официальных разъяснений о том, какой бланк оформлять при перевозке (ТТН или ТН), нет. Контролеры в частных ответах рекомендуют составлять оба бланка, но совет этот оптимизма не прибавляет, особенно если вспомнить, насколько бланки громоздки. Минтранс России в Письме от 20 июля 2011 г. N 03-01/08-1980ис указывает, что "использование транспортной накладной не исключает также и применение накладных форм N N 1-Т и ТОРГ-12". Ведомство не требует составлять именно ТН или ТТН либо заполнять обе формы, а допускает применение бланков наравне. Причем ведомство не ссылается на какие-либо нормативные документы. Что, в общем-то, объяснимо, ведь подобных документов нет. Один нюанс: у Минтранса нет полномочий для толкования постановлений Правительства РФ и Госкомстата. Некоторые эксперты сейчас рекомендуют оформлять все три документа (ТОРГ-12, ТТН, ТН), указывая, что транспортная накладная подтверждает заключение договора перевозки; ТТН по форме N 1-Т необходима для учета движения груза и расчета за перевозку; товарная накладная (форма N ТОРГ-12) оформляет факт реализации товаров покупателю. Такое количество документов обезопасит от любых претензий, но в принципе можно обойтись лишь одним документом на перевозку. Но сэкономить время вполне возможно. ТН и ТТН обосновывают перевозку и указывают на заключение договора перевозки. Документы фактически дублируют друг друга, и каких-либо санкций последовать не может. Скорее всего, чиновники укажут на необходимость оформлять перевозки новой накладной (ведь зачем-то она появилась). Официальных разъяснений Минфина и ФНС России относительно применения транспортных накладных пока нет.



Загрузка...

Реклама