novomarusino.ru

Налоговое обязательство, его возникновение, изменение, прекращение и исполнение. Налоговое обязательство, его возникновение, изменение, прекращение и исполнение Налоговое обязательство и условия его возникновения

Налоговая обязанность представляет одну из важнейших категорий налогового права, относительно которой складывается большинство налоговых правоотношений.

Налоговая обязанность – определенная часть налоговых обязанностей, реализация конституционной меры должного поведения по уплате законно установленных налогов и сборов.

Одновременно исполнение обязанности по уплате налогов и сборов является сложным юридическим фактом, поскольку предполагает целую систему обязанностей налогоплательщика: встать на учет в налоговом органе, вести налоговый учет, самостоятельно исчислить налоговую базу и определить на ее основе сумму налога, перечислить налог в соответствующий бюджет и т. д.

Сущность исполнения налоговой обязанности заключается в уплате налога и сбора. Содержание налоговой обязанности составляют императивные нормы – требования государства об уплате соответствующих налогов или сборов.

Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Налоговое законодательство связывает обязанность уплаты налога с моментом возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога или сбора. Фактически, налоговая обязанность устанавливается по каждому виду налога, поскольку для каждого налога или сбора момент возникновения обязанности по уплате налога и сроки ее реализации определяется по-разному.

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

– с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;

– с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора;

– со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, т. е. гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, – в течение шести месяцев.

Задолженность по имущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества;

– с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами).

Кроме названных обстоятельств самостоятельными юридическими фактами, на основании которых прекращается налоговая обязанность, являются: списание безнадежных долгов по налогам и сборам в порядке ст. 59 НК РФ, уплата налога за налогоплательщика его поручителем в порядке ст. 74 НК РФ.

10.2. Исполнение налоговой обязанности

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, а также путем взыскания налога за счет иного имущества.

Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено НК РФ. Взыскание налога с физического лица производится в судебном порядке.

Взыскание налога с организации не может быть произведено в бесспорном порядке, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом:

юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами;

– юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика.

Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами – с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи.

Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд), а также если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством РФ исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований.

Обязанность по уплате налога также считается исполненной после вынесения налоговым органом или судом решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов.

Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с НК РФ на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.

Обязанность по уплате налога исполняется в валюте РФ. Иностранными организациями, а также физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренныхНК РФ.

10.3. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности

Способы исполнения налоговой обязанности – совокупность мер правового воздействия, которые обеспечивают исполнение обязанности по уплате налогов и сборов.

НК РФ содержит исчерпывающий перечень рассматриваемых способов:

– залог имущества;

– поручительство;

– приостановление операций по счетам в банке;

– наложение ареста на имущество налогоплательщика.

Залог имущества. Сущность залога заключается в предоставлении кредитору-залогодержателю права на приоритетное (за некоторым исключением, установленным законом) удовлетворение своего требования за счет заложенного имущества.

Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик или плательщик сбора, так и третье лицо.

Предметом залога может быть имущество, в отношении которого может быть установлен залог по гражданскому законодательству РФ.

Поручительство . В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней.

Поручительство оформляется в соответствии с ГК РФ договором между налоговым органом и поручителем.

Поручителем вправе выступать юридическое илифизическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей.

Пеня. Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Принудительное взыскание пеней с организаций производится в бесспорном порядке, а с физических лиц – в судебном порядке.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации, налогового агента – организации, плательщика сбора – организации или налогоплательщика – индивидуального предпринимателя. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (его заместителем) налогового органа, направившим требование об уплате налога, в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога.

Арест имущества . Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества.

Арест имущества может быть полным или частичным.

Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога.

10.4. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм – налогов, сборов или пени

Иногда налогоплательщик исполняет свою обязанность в несколько большем объеме, чем причитается в соответствии с действующим законодательством. Переплата налогов, сборов или пени может произойти по различным причинам, наиболее распространенными из которых являются расчетные ошибки, добросовестное заблуждение о ставках налога (сбора) или ставки рефинансирования Центрального банка РФ, неверная сумма недоимки, указанная налоговым органом, и т. д.

Относительно переплаты обязательных платежей налоговое законодательство предусматривает два варианта восстановления имущественных прав налогоплательщика: зачет т возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.

Согласно НК РФ возврат излишне уплаченного налога производится по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть подано им в течение трех лет со дня уплаты суммы излишне уплаченного налога. Решение о возврате налоговый орган должен принять в течение двух недель после получения такого заявления.

В соответствии с 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога может быть:

– зачтена в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам;

– зачтена в счет погашения недоимки по другим налогам;

– возвращена налогоплательщику.

Таким образом, НК РФ четко устанавливает очередность действий налоговых органов в этом случае. В первую очередь должна быть погашена недоимка по другим налогам, сборам и пеням. Только после этого налоговый орган может вернуть налог или зачесть его в счет будущих платежей. Причем налогоплательщик сам выбирает удобный ему вариант – возврат или зачет.

Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено НК РФ.

При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.

Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога производится в валюте РФ.

Налоги, которые были излишне взысканы налоговыми органами, должны быть возвращены или зачтены в счет будущих платежей.

Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом – в порядке искового судопроизводства.

Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд – в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

В случае признания факта излишнего взыскания налога орган, рассматривающий заявление налогоплательщика, принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов на эти суммы.

10.5. Изменение срока уплаты налога, сбора или пени

Изменением срока уплаты налога и сбора (гл. 9 НК РФ) признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.

Изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора.

Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме:

– отсрочки;

– рассрочки;

– налогового кредита;

– инвестиционного налогового кредита.

Отсрочка по уплате налога – изменение срока исполнения налоговой обязанности с единовременным погашением налогоплательщиком суммы задолженности.

Рассрочка по уплате налога – предоставление налогоплательщику возможности изменить срок исполнения налоговой обязанности с последующей поэтапной уплатой суммы задолженности. Погашение налоговой задолженности посредством рассрочки платежа осуществляется частями с установленной периодичностью, но в любом случае срок погашения последней суммы части налога не должен превышать шести месяцев.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

– причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

– задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

– угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога;

– если имущественное положениефизического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

– если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носитсезонный характер;

– основания для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, устанавливаются Таможенным кодексом РФ.

Налоговый кредит предоставляет собой изменение срока уплаты на срок от трех месяцев до одного года.

Решение уполномоченного органа о предоставлении заинтересованному лицу налогового кредита является основанием для заключения договора о налоговом кредите, который должен быть заключен в течение семи дней после принятия такого решения.

Договор о налоговом кредите должен предусматривать сумму задолженности (с указанием на налог, по уплате которого предоставлен налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму задолженности проценты, порядок погашения суммы задолженности и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.

Копия договора о налоговом кредите представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня заключения договора.

Инвестиционный налоговый кредит– порядок изменения исполнения налоговой обязанности организации. Данный кредит предоставляется на срок от одного года до пяти лет и дает возможность уменьшения платежей по налогу на прибыль (доход), а также по региональным и местным налогам.

10.6. Инвестиционный налоговый кредит

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен при наличии хотя бы одного из следующих оснований :

– проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

– осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

– выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи).

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.

Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.

Если организацией заключено более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.

Налоговое право. Конспект лекций Белоусов Данила С.

Лекция 10. Налоговая обязанность

10.1. Понятие, основания возникновения и прекращения налоговой обязанности

Налоговая обязанность представляет одну из важнейших категорий налогового права, относительно которой складывается большинство налоговых правоотношений.

Налоговая обязанность – определенная часть налоговых обязанностей, реализация конституционной меры должного поведения по уплате законно установленных налогов и сборов.

Одновременно исполнение обязанности по уплате налогов и сборов является сложным юридическим фактом, поскольку предполагает целую систему обязанностей налогоплательщика: встать на учет в налоговом органе, вести налоговый учет, самостоятельно исчислить налоговую базу и определить на ее основе сумму налога, перечислить налог в соответствующий бюджет и т. д.

Сущность исполнения налоговой обязанности заключается в уплате налога и сбора. Содержание налоговой обязанности составляют императивные нормы – требования государства об уплате соответствующих налогов или сборов.

Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Налоговое законодательство связывает обязанность уплаты налога с моментом возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога или сбора. Фактически, налоговая обязанность устанавливается по каждому виду налога, поскольку для каждого налога или сбора момент возникновения обязанности по уплате налога и сроки ее реализации определяется по-разному.

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

– с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;

– с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора;

– со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, т. е. гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, – в течение шести месяцев.

Задолженность по имущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества;

– с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами).

Кроме названных обстоятельств самостоятельными юридическими фактами, на основании которых прекращается налоговая обязанность, являются: списание безнадежных долгов по налогам и сборам в порядке ст. 59 НК РФ, уплата налога за налогоплательщика его поручителем в порядке ст. 74 НК РФ.

Из книги Бизнес путь: Nokia. Секреты успеха самой быстроразвивающейся компании в мире автора Мерриден Тревор

Пример третий: Обязанность заботиться о планете – вот все, что мы получили Деятельность Nokia в развивающихся странах составляет часть ее политики по охране окружающей среды. Зарубежные филиалы Nokia соответствуют таким строгим стандартам, как ISO 9000 и другие, в зависимости от

Из книги Налоговое право автора Микидзе С Г

19. Понятие «налоговая система РФ». Соотношение понятий «налоговая система» и «система налогов» Система налогов – это совокупность установленных в РФ федеральных налогов, региональных и местных налогов. Ее структура закреплена в ст. 13–15 НК РФ.В соответствии с

Из книги Банковское дело: шпаргалка автора Шевчук Денис Александрович

Тема 72. Налоговая система и её структура. Налоговая политика Налоговая система– это совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительной властью, а также методы и принципы построения налогов. Налоговая система является одним из

Из книги Пользование чужим имуществом автора Панченко Т М

Статья 644. Обязанность арендатора по содержанию транспортного средства Арендатор в течение всего срока договора аренды транспортного средства без экипажа обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и

Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.

Лекция 13. Налоговый учет и налоговая тайна 13.1. Бухгалтерский и налоговый учет в системе налога Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.Налоговый учет – система обобщения информации

Из книги Налоговое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Лекция 15. Налоговая ответственность 15.1. Принципы налоговой ответственности Принципы налоговой ответственности указывают цели, правовое положение общества, к которым должны стремиться законодательные и правоприменительные органы. При этом необходимо учитывать, что

Из книги Лизинг автора Семенихин Виталий Викторович

21. Налоговая база. Налоговая ставка Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Главная функция налоговой базы – выразить объект налогообложения количественно, то есть его измерить. Для этого требуется выделить параметр,

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

Равномерное признание доходов лизингодателем – право или обязанность Доходом в целях налогообложения прибыли признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно

Из книги Все о бизнесе в Германии автора фон Люксбург Натали

Равномерное признание расходов лизингополучателем – право или обязанность Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации некоторые виды расходов следует учитывать равномерно в течение отрезка времени, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации.

Из книги О бочках меда и ложках дегтя автора Болдырев Юрий Юрьевич

33. Налоговая обязанность как норма налогового законодательства Налоговая обязанность – это урегулированное нормами права отношение, в рамках которого происходит исполнение конституционной обязанности уплаты налога.Обязанность по уплате налогов и сборов носит

Из книги Как заключить любую сделку автора Шук Роберт Л.

34. Обязанность по уплате налога Обязанность по уплате налога – единственная в системе обязанностей налогоплательщика – носит конституционно-правовой характер. В ст. 57 Конституции РФ устанавливается, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и

Из книги Долгое время. Россия в мире. Очерки экономической истории автора Гайдар Егор Тимурович

13.10.2. Обязанность подачи налогового отчета (декларации) для физических лиц Принципиально налогоплательщики не обязаны сдавать годовой налоговый отчет (декларацию), за исключением тех случаев, когда это прямо предусмотрено законом. Все имеющие в Германии неограниченную

Из книги автора

13.15.1. Налоговая обязанность Для данных видов налогов различают три вида налоговой обязанности.1. Неограниченную налоговую обязанность (Unbeschrankte Steuer-pflicht) несут следующие лица:? физические лица, имеющие (основное) место жительства в Германии;? граждане Германии, не более 5

Из книги автора

Часть 7. ВРЕМЯ ЛИ ПЛАТИТЬ НАЛОГИ? (наша налоговая система и налоговая политика) Может быть, уважаемый читатель замечал, как многие политики, когда говорят о несовершенстве нашего экономического механизма и о вытекающих из этого проблемах экономического развития, прежде

Из книги автора

Помогать покупателям – ваша прямая обязанность Некоторые продавцы забывают о том, что частью их миссии является оказание помощи покупателям. Да, вы не ослышались. Помогать покупателям – ваша прямая обязанность. Во-первых, вам следует информировать их о том, какую они

Из книги автора

§ 2. Всеобщая воинская обязанность в странах – лидерах прогресса Не станем останавливаться на том, какую роль сыграла Великая французская революция в крахе старого режима в Западной Европе и создании предпосылок для распространения современного экономического

Порядок учета доходов и расходов для бухгалтерского учета и для исчисления налога на прибыль различается. Это приводит к тому, что , исчисленный с бухгалтерской прибыли не совпадает с налогом на прибыль, отраженном в налоговой декларации.

Для отражения разниц в сумме налога было введено в действие ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».

Разделяет разницы в налоговой базе на постоянные (если какой-либо доход/расход отражается в бухгалтерском учете и никогда не принимается при расчете налоговой базы, или наоборот, принимается при расчете налоговой базы и не подлежит отражению в бухгалтерском учете) и временные (когда доход/расход отражается в бухгалтерском учете в одном отчетном периоде, а для налогообложения принимается в другом отчетном периоде). Постоянные разницы приводят к возникновению постоянных налоговых обязательств (активов), приводят к возникновению отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств;

Предусматривает отражение налога на прибыль в следующем порядке:

Условный доход/расход по налогу на прибыль (равный произведению бухгалтерской прибыли на ставку налога на прибыль) корректируется на величину отложенных налоговых активов, отложенных налоговых обязательств, постоянных налоговых обязательств (активов). В результате получается сумма налога на прибыль, отраженная в налоговой декларации.

Определение термина " отложенные налоговые обязательства"

Под отложенным налоговым обязательством (ОНО) понимается та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль в последующих отчетных периодах.

Иначе говоря, отложенное налоговое обязательство возникает, если прибыль до налогообложения в бухгалтерском учете больше, чем в налоговом, и эта разница временная.

Отложенное налоговое обязательство = временная разница * ставка налога на прибыль.

В бухгалтерском учете отложенные налоговые обязательства отражаются на одноименном счете . В бухгалтерской отчетности отложенные налоговые обязательства отражаются по строке 1420 бухгалтерского баланса, по строке 2430 отчета о прибылях и убытках.

Пример

Компания А приобрела в лизинг оборудование стоимостью 1,5 млн. руб., со сроком полезного использования 15 лет. Амортизация этого оборудования в бухгалтерском учете составила 100 тыс. руб., а в налоговом 300 тыс. руб. в результате применения специального коэффициента 3. Других разниц между бухгалтерским и налоговым учетом нет. Прибыль до налогообложения по данным бухгалтерского учета составила 800 тыс. руб., по налогу на прибыль, соответственно, 600 тыс. руб. Ставка налога на прибыль = 20%.

Разница между амортизацией в бухгалтерском и налоговом учете составила 200 тыс. руб. (= 300 тыс.руб. -100 тыс. руб.).

Эта временная разница, поскольку - через 15 лет оборудование будет полностью самортизировано и в бухгалтерском и в налоговом учете;

Данная разница приводит к возникновению отложенного налогового обязательства, поскольку налоговая база меньше прибыли до налогообложения в бухгалтерском учете.

Величина отложенного налогового обязательства = 40 тыс. руб. (временная разница 200 тыс. руб. * ставку налога на прибыль 20%).

Если расчет верный, величина налога на прибыль, рассчитанная по правилам ПБУ 18/02, будет равна величине налога, отраженной в налоговой декларации.

Текущий налог на прибыль (ПБУ18/02) =
Условный расход по налогу на прибыль 160 тыс. руб. (прибыль до налогообложения по данным бухгалтерского учета 800 тыс. руб. * ставку налога на прибыль 20%)

отложенное налоговое обязательство 40 тыс. руб.
=
120 тыс. руб.

Текущий налог на прибыль (декларация) =
Налоговая база 600 тыс. руб.
*
Ставку налога на прибыль 20%
=
120 тыс. руб.


Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Отложенное налоговое обязательство: подробности для бухгалтера

  • Временные налоговые разницы: причины возникновения и особенности учета

    18/02. Отложенные налоговые активы (отложенные налоговые обязательства) В настоящей статье мы продолжим... ;БП), что приводит к возникновению отложенного налогового обязательства (ОНО). Налогооблагаемые временные разницы увеличивают... корреспонденции с кредитом счета 77 «Отложенные налоговые обязательства». Отложенные налоговые активы (ОНА) учитываются... . Примеры возникновения временных налоговых разниц Отложенное налоговое обязательство (ОНО) Налогооблагаемые временные разницы образуются...

  • Изменения в ПБУ 18/02: постоянные и временные разницы и активы будут учитываться по-новому

    ПНА); отложенные налоговые активы (ОНА); отложенные налоговые обязательства (ОНО). Решено, что аббревиатуры «ПНО...

  • Практические аспекты учета сделок по объединению бизнеса в топливно-энергетическом секторе

    Объединению бизнеса, то, как правило, отложенное налоговое обязательство признается в отношении корректировок стоимости... стоимостью приводит к необходимости признавать отложенное налоговое обязательство. Операция или какое-либо иное...

  • Как оценить бизнес по заказу собственника своими силами за два часа

    Между отложенными налоговыми активами и отложенными налоговыми обязательствами. Внесите это значение в ячейку... сальдо отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств. Корректировку итоговой стоимости модель считает...

  • Авансовые платежи по налогу на прибыль. Примеры
  • Учетная политика ООО в «1С:Бухгалтерии 8», ред. 3.0

    Возникновению отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств. Состав форм бухгалтерской отчетности В...

  • Тахограф. Бухгалтерский учет и налогообложение

    Ей отложенное налоговое обязательство (ОНО), которое отражается по кредиту счета 77 "Отложенные налоговые обязательства" ... ОНО (1000 Х 20%) 77 «Отложенное налоговое обязательство» 68/Налог на прибыль 200 ...

  • Поговорим о тарифном регулировании

    Тарифной разнице (по аналогии с отложенным налоговым обязательством), которая говорит о возможном уменьшении...

  • Кредиторская задолженность при отборе УК по конкурсу

    ... », включающий в себя заемные средства, отложенные налоговые обязательства, оценочные обязательства, прочие обязательства; раздел...

  • Проценты по кредитам включаются в стоимость инвестиционных активов

    Временные разницы и соответствующие им отложенные налоговые обязательства (п. 12, 15 ПБУ 18 ...

  • О бухучете НФО отложенных налоговых обязательств и отложенных налоговых активов

    ... "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета отложенных налоговых обязательств и отложенных налоговых активов некредитными... " Разъяснено, в частности, следующее. Отложенные налоговые обязательства (ОНО) и отложенные налоговые активы...

  • О применении ОСБУ отложенных налоговых обязательств и отложенных налоговых активов НФО на УСН

    ... "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета отложенных налоговых обязательств и отложенных налоговых активов некредитными... минус расходы" применяют ОСБУ отложенных налоговых обязательств и отложенных налоговых активов. Банком... "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета отложенных налоговых обязательств и отложенных налоговых активов некредитными...

  • О расчете собственного капитала в целях контролируемой задолженности

    07.2010 N 66н, отражаются отложенные налоговые обязательства. Согласно п. 15 Положения по... .11.2002 N 114н, под отложенным налоговым обязательством понимается та часть отложенного налога... последующих отчетных периодах. Таким образом, отложенные налоговые обязательства не являются задолженностью по налогам... соответствующего отчетного периода? Включаются ли отложенные налоговые обязательства в величину обязательств? 2. В...

  • О формировании НФО в бухучете ОНА и ОНО в отношении убытка

    ... "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета отложенных налоговых обязательств и отложенных налоговых активов некредитными... ; Бухучет НФО: разъяснен порядок формирования отложенных налоговых обязательств и отложенных налоговых активов в... налогообложения. При формировании ведомости расчета отложенных налоговых обязательств и отложенных налоговых активов используются... второго порядка счета 502. Отразить отложенные налоговые обязательства или отложенные налоговые активы в...

  • О сроках начала применения некоторыми НФО отраслевого стандарта бухучета ОНО и ОНА

    ... "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета отложенных налоговых обязательств и отложенных налоговых активов некредитными... НФО Отраслевого стандарта бухгалтерского учета отложенных налоговых обязательств и отложенных налоговых активов. Согласно...

– это вид финансово-экономического взаимодействия между государством и физическим лицом, при котором лицо является плательщиком установленного налога, а государство и государственные структуры имеют право взимать любыми способами, способствуя исполнению налогоплательщиком своих обязательств.

  • общая сумма долга
  • отдельно указаны набежавшие проценты
  • сроки погашения задолженности
  • максимальный срок выполнения требований об уплате
  • каждое требование содержит перечень мер, которые можно применить к должнику в случае дальнейшей неуплаты

Взыскание налога

Взыскание обычно производится налоговыми органами с расчетных счетов. Также налог может быть удержан из заработной платы по согласию работодателя. В иных случаях (отсутствии достаточной суммы на счете или отсутствии информации о существовании счетов), налоговая служба имеет право взыскать налог в виде личного имущества неплательщика.

Изымать имущество в счет уплаты сбора у юридических лиц можно без специального судебного решения, в так называемом бесспорном порядке. При изъятии имущества у физического лица, требуется предъявить судебное решение. Имущество изымается с таким расчетом, чтобы его стоимость при продаже на условиях рынка была максимально приближена к сумме задолженности.

Имущество изымается в такой последовательности:

  • наличные
  • нежилые помещения – для физических лиц, для юридических – помещения, не задействованные в процессе производства
  • транспорт
  • материальные ценности

Налоги взимаются исключительно после того, как руководители нескольких инстанций вынесут соответствующее решение. В первую очередь, изъятие должно быть разрешено руководителем того налогового органа или отдела, в котором разбирается дело неплательщика. Решение руководителя отправляется к приставу не позднее, чем через трое суток после его подписания. Все постановления об изъятии печатают на гербовой бумаге и заверяют личной печатью руководителя. После того, как судебный пристав получил постановление, у него есть два месяца на выполнение всех процессуальных действий по изъятию имущества.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Чибинев В.М., заведующий кафедрой государственного и административного права СПбГИЭУ, доктор юридических наук, профессор.

Налоговая обязанность - это конституционная обязанность граждан (физических лиц) своевременно и в полном объеме уплачивать законно установленные налоги и сборы в пользу государства и муниципальных образований.

НК РФ позволяет выделить несколько основных правил исполнения налоговой обязанности.

  1. Налогоплательщик исполняет налоговую обязанность добровольно (ст. 52). Можно говорить о добровольности уплаты налогов как основополагающем принципе налогообложения, предполагающем согласие граждан на налоговое изъятие, поскольку оно осуществляется в общих интересах. Принудительное исполнение налоговой обязанности является лишь способом обеспечения добровольной уплаты налога и может быть реализовано только после того, как налогоплательщик не воспользовался способом добровольной уплаты налогов. В противоположном случае, если исходить из принуждения в уплате налогов, налогообложение будет приравнено к конфискации имущества граждан при отсутствии их вины.
  2. Налогоплательщик исполняет налоговую обязанность самостоятельно, если иное не предусмотрено налоговым законодательством (п. 1 ст. 45). В этой норме заключен принцип личной уплаты налога, предполагающий сознательное проявление воли налогоплательщика. Исключением является использование налоговых агентов в процессе уплаты налогов, однако и при этом налогоплательщик полностью не устраняется из процесса уплаты налога.
  3. Налоговая обязанность исполняется в валюте Российской Федерации (п. 3 ст. 45). Это правило соответствует норме ст. 140 ГК РФ, определяющей рубль законным платежным средством на территории Российской Федерации. Случаи использования иностранной валюты на территории Российской Федерации предусмотрены в п. 3 ст. 45 НК РФ для иностранных организаций и физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации. Платежи могут вноситься в иностранной валюте и в иных случаях, например, сборы за таможенное оформление могут вноситься как в рублях, так и в валюте (ст. 114 ТК РФ) <1>.
<1> Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Налоговое право России. Общая часть: Учебник / Отв. ред. Н.А. Шевелева. М.: Юристъ, 2001. С. 172 - 173.
  1. Налоговая обязанность исполняется в установленные налоговым законодательством сроки (п. 2 ст. 58).
  2. Уплата налога осуществляется полностью (всей суммой) либо в ином порядке (п. 1 ст. 58). В настоящее время иной порядок предполагает частичную оплату - авансовые платежи (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль и др.) либо уплату налога в рассрочку согласно правилам главы 9 НК РФ.
  3. Уплата налогов может осуществляться как в наличной, так и в безналичной форме (п. 3 ст. 58).
  • законно установленный;
  • правильно исчисленный;
  • в определенном размере;
  • с соблюдением установленного порядка и срока.

Налог считается установленным только при наличии юридического факта определенности налоговой обязанности, т.е. когда в совокупности определены налогоплательщики и следующие обязательные элементы налогообложения:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая стайка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

При установлении сборов в качестве обязательных элементов должны быть определены:

  • плательщики сборов;
  • объект обложения;
  • облагаемая сбором база;
  • ставка сбора.

Если законодатель не установил или не определил хотя бы один из перечисленных обязательных элементов налогообложения, налог не должен считаться установленным и обязанности по его уплате не возникает.

Налоговая обязанность по уплате конкретного налога или сбора устанавливается актом законодательства о налогах и сборах, содержащим налогово-правовые нормы, регулирующие порядок взимания данного налога. Исполнение такой обязанности обеспечивается силой государственного принуждения, осуществляемого налоговыми органами, а в необходимых случаях - и органами внутренних дел. За неисполнение рассматриваемой обязанности налогоплательщик несет ответственность - вплоть до уголовной.

Термин "налоговое обязательство" довольно часто встречается в специальной литературе. С точки зрения теории права налогообложение осуществляется через возникновение и исполнение налоговых обязательств. Однако Налоговый кодекс употребляет исключительно понятие "обязанность налогоплательщика". Между тем совершенно очевидно, что понятия "обязательство" и "обязанность" хотя и тесно связаны друг с другом, но не являются тождественными: обязательство шире обязанности, а точнее - обязанность является элементом обязательства.

Кроме того, обязательство всегда имеет своих участников. Ясно, что одним из участников налогового обязательства выступает налогоплательщик. Возникает вопрос: кто же является вторым участником обязательства? Вторым участником налогового обязательства выступает государство как субъект, установивший налог и являющийся получателем суммы налогового платежа.

Именно это обстоятельство и является причиной того, что налоговое законодательство всячески избегает организации налогообложения через категорию налогового обязательства. Определяя всю конструкцию налогообложения через понятие "обязанность", не обозначая даже, перед кем эта обязанность существует, государство, во-первых, как бы устраняется от ответственности за плохо организованную и грабительскую по своей сущности налоговую систему, маскируя свою истинную роль в налогообложении. Во-вторых, это позволяет обезличить государство, превращая его в некое всесильное и могущественное божество, стоящее вне права и над ним, которое может все, но не отвечает ни за что. Характерно, что если задаться вопросом, а на каком, собственно, основании государство устанавливает налоги и имеет ли оно вообще право это делать, то на этот вопрос мы не найдем ответа ни в одном правовом акте, включая Конституцию. Норму типа "государство имеет право на налоги" мы не встретим нигде. Полагается, что это право - нечто само собой разумеющееся, находящееся, подобно религиозному догмату, вне обсуждения и не требующее никакого правового обеспечения. Сама уже мысль, что право государства на установление налога может быть поставлено под сомнение, кажется нелепой, а нам, воспитанным в духе безропотного подчинения любым (правовым или неправовым) установлениям государства, недоступно даже само восприятие этой мысли. А между прочим, в Соединенных Штатах, для того чтобы государство имело право на установление налога с доходов, потребовалось принятие специальной поправки к Конституции (XVI), ратифицированной 3 февраля 1913 г., т.е. спустя почти 140 лет с момента образования США. До этого данный налог государство устанавливать вообще не имело права. Характерно, что Конституцией США определены и цели налогообложения: "Чтобы уплачивать долги и обеспечивать совместную оборону и общее благосостояние Соединенных Штатов" (разд. 8). Поэтому-то американцы и имеют право с чувством собственного достоинства восклицать, обращаясь к государству: "На что истрачены наши налоги?!"

Таким образом, для идеологического и политического оправдания всевластия государства в сфере налогообложения ему выгодней использовать категорию "налоговая обязанность", которая касалась лишь одной стороны налогового отношения - налогоплательщика. Другая сторона - государство - находится как бы в правовом вакууме, обладая неопределенным (и поэтому неограниченным) набором прав и не неся никаких обязанностей. Характерно и то, что в соответствии с общей теорией обязательства, если каждая из сторон обязательства несет обязанность в пользу другой стороны, она считается должником другой стороны в том, что обязана сделать в ее пользу, и одновременно ее кредитором в том, что имеет право от нее требовать. Исходя из этого, если налогоплательщик выступает обязанным лицом (должником) перед государством (например, по уплате налога), то и государство выступает обязанным лицом перед налогоплательщиком (например, при возврате излишне взысканного налога, необоснованном привлечении к налоговой ответственности и т.п.). Ответственности государства перед налогоплательщиками за рациональное и эффективное использование денежных средств, собранных посредством налогов, вообще нет. Таким образом, государство никогда и ни в чем не хочет быть обязанным лицом и отвечать за свои действия подобно любому смертному. Поэтому-то налоговое законодательство не только не предусматривает конструкции налогового обязательства, но и не вводит государство в состав налогового правоотношения в качестве субъекта этого правоотношения.

Если же рассуждать по существу, то понятие "налоговое обязательство" в полной мере соответствует сущности налогообложения. Выражая собой налоговое отношение, субъектами которого выступают государство и конкретный налогоплательщик, оно вводит государство в состав налогового правоотношения в качестве его субъекта.

Введение института обязательства в сферу налогообложения является не только решением юридико-технической задачи - создание механизма, соответствующего как правовой, так и экономической сути налоговых отношений, но и решает в определенной степени политическую задачу: встраивание государства в правовое поле, превращение его в субъекта права, наделенного не только правами, но и юридическими обязанностями. Государственная вседозволенность и безграничное всевластие, наличие у государства прав, не определенных самим правом, меняется на цивилизованное налоговое правоотношение, в котором государство выступает лишь в качестве одного из его субъектов. Один из первоначальных проектов Налогового кодекса Российской Федерации содержал специальную главу "Налоговое обязательство и его исполнение". Однако в окончательной редакции Налогового кодекса этой главы не оказалось. Кстати, правовое государство, которым якобы является Российская Федерация согласно ст. 1 Конституции, как раз и характеризуется тем, что само государство действует на основании права.

Институт налогового обязательства почти не разработан налоговой наукой.

Обычно в литературе налоговое обязательство увязывают с обязанностью налогоплательщика по уплате налога. Между тем налоговое обязательство, будучи выражением материального налогового отношения, связано с более широким набором обязанностей налогоплательщика. Кроме того, в налоговом обязательстве не только налогоплательщик выступает должником перед государством, но и государство в определенных моментах выступает (точнее - должно выступать) должником налогоплательщика.

Характеризуя налоговое обязательство, некоторые авторы <2> отмечают следующее.

<2> Порохов Е.В. Теория налоговых обязательств. Алматы, 2001. С. 82 - 86.

  1. Налоговое отношение чаще всего является денежным (т.е. возникает и существует по поводу денег, причитающихся государству от налогов).
  2. Управомоченным лицом в налоговом обязательстве всегда выступает государство, и государству в данном обязательстве всегда противостоят конкретные обязанные лица - субъекты налога или иные обязанные лица, которые несут бремя уплаты налогов и от которых государство в определенное время может потребовать совершения в свою пользу активных действий.
  3. Налоговое обязательство всегда характеризуется совершением обязанными лицами активных действий, в результате которых происходит перемещение денежных средств в доход государства.
  4. Налоговое обязательство всегда носит односторонний характер, поскольку субъект налога несет только обязанность совершения активных действий и не имеет права требовать от государства совершения в отношении себя каких-либо встречных активных действий, а государство вправе требовать от субъекта налога совершения в свою пользу активных действий и не несет перед ним никаких обязанностей.
  5. Налоговое обязательство является по своему характеру публично-правовым; налоговое обязательство возникает по инициативе только одной стороны - государства, и для этого не требуется какого-либо согласия другой стороны - субъекта налога, поэтому налоговое обязательство носит характер односторонне-властного.
  6. Налоговое обязательство является срочным, т.е. возникает и существует в течение определенного срока и должно быть исполнено не позднее даты, определенной налоговым законом.
  7. Налоговое обязательство относится к категории периодически возникающих обязательств.

Соответственно видам налоговых отношений (материальных и организационных) налоговые обязательства подразделяются на материальные и организационные. Следует отметить, что если в литературе и поднимается тема налоговых обязательств, то всегда имеются в виду материальные налоговые отношения, субъектом которых выступает налогоплательщик и содержанием которого выступает обязанность этого субъекта по уплате налога. Между тем с теоретической точки зрения организационное налоговое отношение также выражает налоговое обязательство. Например , отношение между налоговым агентом и государством, будучи организационным налоговым отношением, выражает собой налоговое обязательство, содержанием которого выступает обязанность налогового агента по удержанию налога с налогоплательщика и по перечислению этой суммы в доход государства.

Организационные налоговые отношения являются вспомогательными для основных материальных налоговых отношений. Тем не менее они играют важную роль в налогообложении и в обеспечении сбора налогов. Подобно материальным налоговым отношениям организационные налоговые отношения носят обязательственный характер, так как их содержанием выступает наличие обязанности одного субъекта на совершение действий в пользу другого субъекта, в качестве которого выступает государство в целом или же уполномоченный орган государства. Явно выраженный обязательственный характер носят такие организационные налоговые отношения, которые существуют между государством и налоговыми агентами, обязанными осуществить исчисление налога с выплачиваемого налогоплательщику дохода, удержание и перечисление суммы налога в доход государства. То же самое можно отметить и по поводу организационных отношений, существующих между государством и банками, которые обязаны осуществить перечисление в установленные налоговым законодательством суммы налогового платежа государству в соответствии с платежным поручением налогоплательщика.

Налоговое обязательство, представленное материальным налоговым отношением, всегда конкретно, т.е. носителем обязанности всегда выступает персонифицированное юридическое или физическое лицо, имеющее правовой статус налогоплательщика. Впрочем, конкретным является и организационное налоговое обязательство.

Материальное налоговое обязательство основывается на правовом акте, установившем налог, однако непосредственной причиной его возникновения выступает юридический факт в виде обладания определенным лицом объектом обложения, в силу чего данное лицо приобретает статус налогоплательщика.

Содержание налогового обязательства, порядок и сроки его исполнения определяются непосредственно налоговым законодательством. Исключение составляют случаи, когда некоторые элементы налогового обязательства могут определяться налоговым договором. Налоговое законодательство Российской Федерации знает две формы такого договора: налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит.

Элементами налогового обязательства, формируя его состав, являются:

  • субъекты обязательства;
  • объект обязательства;
  • содержание обязательства.

Субъектами (сторонами) материального налогового обязательства выступают, с одной стороны, государство и, с другой стороны, налогоплательщик.

Государство выступает в качестве управомоченного субъекта, налогоплательщик - в качестве обязанного субъекта.

Своеобразием материального налогового обязательства выступает то обстоятельство, что государство одновременно является субъектом, который установил налог посредством принятия соответствующего правового акта, и субъектом, который имеет право на получение суммы налога в качестве стороны налогового обязательства.

В учении об обязательствах обычно упоминается такая фигура, как участник обязательства.

Участниками налогового обязательства являются стороны (государство и налогоплательщик) и третьи лица.

В качестве третьего лица в обязательстве могут выступать налоговые представители государства (органы налоговой службы, налоговые агенты, сборщики налога), налоговые представители (законные и уполномоченные) налогоплательщика, налоговые посредники в виде банков и другие лица.

Таким образом, стороны налогового обязательства всегда являются его участниками, но не все участники выступают стороной этого обязательства, т.е. понятие "участник налогового обязательства" шире понятия "сторона налогового обязательства".

В отличие от гражданско-правового обязательства, которое не создает обязанностей для третьих лиц, налоговое обязательство обязанности такого рода во многих случаях создает.

Так, выплата дохода создает обязанность у организации или индивидуального предпринимателя, являющихся источником выплаты дохода, выступить в качестве налогового агента, т.е. они должны исчислить налог, произвести его удержание и перечислить в доход государства. Банк, обслуживающий налогоплательщика, несет перед государством публично-правовую обязанность по перечислению суммы налога в соответствии с поручением налогоплательщика. Законные представители некоторых категорий недееспособных налогоплательщиков обязаны осуществить уплату налога в пользу своих представляемых и т.д.

В отличие от гражданского законодательства, допускающего участие в обязательстве в качестве стороны (кредитора или должника) одновременно нескольких лиц, налоговое законодательство относится к этому вопросу гораздо строже, выстраивая налоговое обязательство всегда точно персонифицированным: обязанной стороной материального налогового обязательства выступает конкретный налогоплательщик в единственном числе (т.е. определенное юридическое или физическое лицо). В силу этого налоговое обязательство не может существовать в виде долевого, солидарного или субсидиарного обязательства, что свойственно многим видам гражданско-правовых обязательств.

Объектом налогового обязательства выступают те действия, которые должен совершить обязанный субъект. Так, налогоплательщик должен: встать на налоговый учет; вести учет объектов налогообложения; исчислять налоги; составлять налоговую отчетность; представлять ее в налоговые органы; уплачивать налоги. Налоговый агент обязан исчислить, удержать и перечислить налог в доход государства. Банк должен перечислить налог в сроки, установленные Налоговым кодексом, на соответствующий бюджетный или иной государственный счет и т.д.

Предметом материального налогового обязательства выступает сам предмет налогового платежа. При денежной форме налога в качестве предмета обязательства выступит определенная денежная сумма, при натуральных налогах - имущество в виде вещей, определяемых родовыми признаками. Предметом организационного налогового обязательства выступают те действия, которые обязан совершить обязанный субъект, т.е. в данном случае предмет обязательства совпадает с его объектом.

Объект материального налогового обязательства не следует смешивать (или отождествлять) с объектом налога. Если объектом материального налогового обязательства выступают определенные действия налогоплательщика, главное из которых - передача государству предмета налогового платежа, т.е. сама уплата налога, то объектом налога является определенный юридический факт, с которым закон обусловливает возникновение налогового обязательства. Так, при подоходном налоге объектом налогового обязательства выступают действия налогоплательщика по передаче определенной суммы денежных средств в собственность государства, а объектом подоходного налога является такой юридический факт, как наличие налогооблагаемого дохода, полученного данным налогоплательщиком.

В равной мере предмет материального налогового обязательства не следует смешивать с предметом налога. Предметом налогового обязательства выступает то, что налогоплательщик обязан передать государству (деньги или вещи); предметом налога выступает то, за что налогоплательщик должен платить налог. Так, при налоге на транспортные средства предметом налогового обязательства выступит налоговый платеж - определенная сумма денежных средств (определенное количество денег), подлежащая передаче государству, а предметом налога - само транспортное средство, обладающее определенными физическими параметрами (мощность или объем двигателя, количество посадочных мест и т.д.).

Содержанием материального налогового обязательства выступают право государства требовать передачи ему в собственность предмета налогового платежа (право требования государства) и обязанность налогоплательщика осуществить эту передачу (долг налогоплательщика), а также исполнять иные обязанности, предусмотренные налоговым законодательством в отношении данного вида налога.

Следует иметь в виду, что каждый вид налога порождает свое собственное налоговое обязательство. Поэтому лицо (юридическое или физическое), выступающее плательщиком нескольких налогов, является субъектом нескольких налоговых обязательств.

Объем обязанностей налогоплательщика зависит от способа исполнения налогового обязательства. Так, при уплате налога на доходы физических лиц, уплачиваемого путем удержания суммы налога у источника выплаты дохода, обязанности налогоплательщика сведены к минимуму - все основные действия, связанные с исполнением налогового обязательства (учет объекта налогообложения, расчет налоговой базы, применение ставки налога, определение суммы налога, ее перечисление в доход государства), осуществляет налоговый агент. При окладных налогах учет объекта налогообложения, определение налоговой базы и расчет суммы налога осуществляют налоговые органы государства. В обязанности налогоплательщика входит уплата налога в установленные сроки на основании налогового уведомления, направленного налогоплательщику налоговыми органами. Значительно шире содержание налогового обязательства, возникающего при уплате, например, налога на прибыль организаций. Здесь налогоплательщик должен самостоятельно осуществлять весь технологический комплекс мероприятий, связанных с исчислением, декларированием и уплатой налога.

Правовой основой любого налогового обязательства выступают Налоговый кодекс, а также иные нормативные правовые акты, посвященные данному виду налога.

Однако основанием возникновения налогового обязательства выступает юридический факт в виде обладания определенным лицом объектом налогообложения, в результате чего данное лицо в соответствии с требованиями налогового законодательства приобретает статус налогоплательщика.

Исполнение налогового обязательства заключается в совершении обязанным субъектом (в материальном налоговом отношении - налогоплательщиком) тех действий, которые составляют обязанность данного субъекта.

Налоговое обязательство должно быть исполнено:

  • надлежащим субъектом;
  • в полном объеме;
  • в установленные налоговым законом сроки;
  • в определенном налоговым законом месте;
  • указанным налоговым законом способом;
  • в установленной налоговым законом форме.

Как уже отмечалось, НК РФ устанавливает, что исполнение налогового обязательства осуществляется налогоплательщиком самостоятельно, если иное не установлено настоящим Кодексом. Таким образом, по общему правилу субъектом исполнения материального налогового обязательства выступает сам налогоплательщик. Однако следует учитывать, что при некоторых способах исполнения налогового обязательства оно полностью или частично исполняется другими (третьими) лицами. Так, налогоплательщик вправе возложить исполнение налогового обязательства на своего представителя, который будет выступать в роли исполнителя данного обязательства, что, однако, не снимает с налогоплательщика ответственности за неисполнение, неполное или несвоевременное исполнение данного обязательства.

Во исполнение материального налогового обязательства налогоплательщик или иное лицо, ответственное за исполнение данного обязательства, совершает следующие действия:

  1. встает на регистрационный учет в налоговом органе;
  2. ведет учет объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением;
  3. исчисляет, исходя из объектов налогообложения, налоговой базы и налоговой ставки, суммы подлежащих уплате налогов;
  4. составляет налоговую отчетность и предоставляет ее органам налоговой службы в установленные порядке и сроки;
  5. уплачивает исчисленные и начисленные суммы налогов в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством.

Налоговое обязательство или его отдельные элементы должны быть исполнены в установленные налоговым законодательством сроки.

Обычно это касается сроков представления налоговой отчетности и сроков уплаты самого налога. Так, декларация по налогу на доходы физических лиц представляется в налоговый орган по месту регистрационного учета не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Сам же налог должен быть уплачен не позднее 15 июля.

Налоговый кодекс устанавливает, что налогоплательщик вправе исполнить налоговое обязательство досрочно.

Сроки исполнения налоговых обязательств по уплате налога могут быть изменены.

Под изменением срока исполнения налогового обязательства по уплате налогов признается перенос установленного налоговым законодательством срока уплаты налога на более поздний срок. Изменение срока уплаты налога не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога.

Важное значение имеет момент исполнения обязательства, поскольку именно с этого момента налогоплательщик считается лицом, выполнившим свои налоговые обязанности, которые оно несло перед государством в соответствующем налоговом периоде.

С теоретической точки зрения налоговое обязательство будет выполнено тогда, когда налоговый платеж будет передан налогоплательщиком государству. Однако совершенно очевидно, что налогоплательщик, производя уплату налога, не несет мешок с деньгами в некую государственную кладовую, где, передав деньги кладовщику (приемщику денег), получает от него какую-то расписку, что и подтвердит факт исполнения налогового обязательства. При безналичных перечислениях деньги могут проходить через нескольких участников. Так, при удержании налога у источника выплаты дохода цепочка выглядит следующим образом: налогоплательщик - источник выплаты дохода, выступающий в качестве налогового агента государства, - банк, осуществляющий проводку денег, - государственное казначейство - соответствующий бюджет. И эта цепочка может прерваться в любом месте, причем не по вине налогоплательщика. Возникает естественный вопрос, на каком этапе перемещения денег налогоплательщик считается выполнившим свое налоговое обязательство.

По данному поводу Налоговый кодекс предусматривает, что обязанность по уплате налога в безналичной форме считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налога наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи.

Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом (п. 2 ст. 45 НК).

Юридическое значение момента исполнения обязательства заключается прежде всего в том, что с этого момента государство лишается права предъявить какие-либо претензии к налогоплательщику, даже если деньги по тем или иным причинам государству не поступили. Так, если банк не перечислил сумму налогового платежа государству (в силу, например, отсутствия денег у этого банка), то ответственность за непоступление денег государству будет нести не налогоплательщик, а банк. Сам же налогоплательщик признается выполнившим свое налоговое обязательство. То же самое можно отметить и в отношении ситуации, когда налоговый агент произвел удержание налога, но не перечислил его сумму на счет соответствующего бюджета.

Местом исполнения налогового обязательства является предусмотренное налоговым законодательством место исполнения соответствующей налоговой обязанности. Например , уплата физическим лицом налога на имущество должна производиться по месту нахождения налогооблагаемого имущества, а не, например, по месту жительства налогоплательщика.

Налоговое обязательство представляет собой комплекс обязанностей налогоплательщика (обязанность встать на налоговый учет, обязанность вести учет объекта налогообложения, обязанность представления налоговой отчетности, обязанность, которая выступает основной, уплатить налог и т.д.). Как правило, для каждой такой обязанности налоговое законодательство предусматривает то или иное место ее исполнения. Например , налогоплательщик-организация должен встать на налоговый учет по месту своей регистрации в качестве юридического лица.

В принципе место исполнения налогового обязательства в части уплаты налога обычно определяется из следующих критериев: места расположения налогоплательщика; места налоговой регистрации налогоплательщика; места нахождения предмета налогообложения; места исчисления суммы налога; места нахождения источника выплаты дохода, обязанного произвести удержание налога; места нахождения сборщика налога.

Порядок исполнения налогового обязательства - это предусмотренные налоговым законодательством правила совершения действий по реализации обязанным лицом данного налогового обязательства, вытекающих из него своих обязанностей.

Порядок исполнения налогового обязательства зависит от того, о какой обязанности идет речь (ведение учета объекта налогообложения, исчисление суммы налога, представление налоговой отчетности, уплата налога и т.д.). Естественно, что каждая обязанность, предусмотренная налоговым обязательством, исполняется своими способами и приемами, которые определяются налоговым законодательством (в некоторых случаях - налоговым договором).

Установление порядка исполнения налогового обязательства позволяет государству организовать процедуру налогообложения, придать ему упорядоченную форму, обеспечить контроль полноты и своевременности исполнения отдельных обязанностей, вытекающих из налогового обязательства.

Уплата налога производится налогоплательщиками в наличной или безналичной форме.

При неисполнении или ненадлежащем исполнении материального налогового обязательства, что в первую очередь выражается в неуплате, неполной или несвоевременной уплате налога, у государства возникает две проблемы: во-первых, проблема привлечения неисправного налогоплательщика или иного лица, ответственного за исполнение налогового обязательства (например, налогового агента, банка), к ответственности; во-вторых, проблема, как все-таки добиться надлежащего исполнения данного обязательства.

Поскольку исполнение налогового обязательства тщательно регламентируется законодательством, неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательства обычно выражает собой нарушение налогового законодательства, т.е. приобретает форму налогового правонарушения.

Совершенно очевидно, что государство в первую очередь беспокоит материальная составляющая налогового обязательства - уплата самого налога, что, собственно, и венчает исполнение данного обязательства.

Налоговый кодекс предусматривает следующие способы обеспечения исполнения налогового обязательства по уплате налога:

залог имущества;

поручительство;

начисление пени на неуплаченную сумму налогов;

приостановление расходных операций по банковским счетам;

наложение ареста на имущество налогоплательщика.

Ряд авторов обозначают и такой элемент налогового обязательства, как его форма: "Налоговые обязательства имеют две формы - финансово-экономических обязательств и юридического обязательства из причинения вреда. Первые базируются на правомерной деятельности, регулируются налоговыми законами и вытекают из общего принципа взаимоотношений хозяйствующих субъектов рынка и государства: получатель доходов платит. Вторые вытекают из неправомерных деяний и регулируются не только налоговым законодательством, но и административным, уголовным, гражданским законодательством" <3>.

<3>

По данному поводу можно отметить следующее.

Во-первых, вряд ли названные формы (финансово-экономическое и юридическое обязательства) вообще являются формами в точном значении этого термина. Все-таки под формой всегда понимается внешнее выражение явления. Напомним, что форма - способ существования и выражения содержания, которое представляет собой определенным образом упорядоченную совокупность элементов и процессов, образующих предмет или явление <4>. Поэтому, скорее всего, в данном случае следует вести речь не о формах налогового обязательства, а о его видах.

<4> Философский словарь. 5-е изд. М., 1987. С. 434.

Во-вторых, налоговое обязательство есть обязательственное правоотношение. Налоговое правоотношение имеет свое экономическое содержание в виде экономического налогового отношения. Иначе общественное налоговое отношение по своей форме является правовым отношением, по содержанию - экономическим. То же самое можно отметить и про налоговое обязательство, которое имеет правовую форму и экономическое содержание. Поэтому, если в данном случае употреблять такие категории, как "финансово-экономическое обязательство" и "юридическое обязательство", то речь, скорее всего, можно вести о содержании и форме материального налогового отношения, где содержание является финансово-экономическим, а форма - юридической. Другими словами, любое материальное налоговое обязательство всегда является одновременно и финансово-экономическим, и юридическим, и подразделять данное обязательство на такие "формы" (или даже "виды") вообще безосновательно.

В-третьих, не вполне понятно, что такое "налоговое обязательство из причинения ущерба", в силу неясности, кому нанесен в данном случае ущерб: налогоплательщику (посредством взимания с него излишнего налога) или же государству (посредством неуплаты налога). Вероятнее всего, речь идет о втором варианте, поскольку ни налоговая теория, ни налоговое право еще не породили конструкции налогового обязательства, в котором должником выступало бы государство, - всегда говорится о нем как о властвующем субъекте. Поэтому под ущербом, очевидно, понимается сумма неуплаченного налога. Но здесь имеет место следующая ситуация. Если налоговое обязательство оказалось невыполненным (т.е. налог не уплачен) или выполненным ненадлежащим образом (налог уплачен не в полном объеме, с нарушением сроков или установленного порядка и т.п.), чем государству нанесен определенный материальный вред, то вступает в силу механизм последствий неисполнения данного обязательства. Этот механизм включает два вида последствий:

понуждение неисправного налогоплательщика к надлежащему исполнению своих обязанностей, что выразится во взыскании недоимки и пени;

привлечение налогоплательщика к установленной юридической ответственности (финансово-правовой, административной или уголовной), если факт неисполнения налогового обязательства формирует собой состав соответствующего налогового правонарушения.

Первый вид последствий - "понуждение к исполнению обязательства" - вообще не порождает какого-либо нового налогового правоотношения (и соответственно - другого налогового обязательства). Все это принуждение реализуется в рамках уже имеющегося налогового правоотношения. Следовательно, никакого другого и нового налогового обязательства, именуемого "юридическое обязательство из причинения вреда" <5>, в данной ситуации не возникает вообще.

<5> Петрова Г.В. Налоговое право: Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. С. 194.

При привлечении неисправного налогоплательщика к юридической ответственности действительно возникает новое правоотношение - правоотношение по привлечению налогоплательщика к юридической ответственности. В результате в этот момент между государством и налогоплательщиком может существовать два правоотношения:

  1. материальное налоговое отношение, представляющее собой налоговое обязательство;
  2. отношение по привлечению неисправного налогоплательщика к юридической ответственности.

Хотя юридическим фактом, который лежит в основе возникновения данного отношения, является ненадлежащее исполнение налогоплательщиком налогового обязательства, однако в зависимости от характера деяния и вида ответственности (т.е. вида наказания) это отношение может быть либо финансово-правовым, либо административно-правовым, либо уголовно-правовым. К отношениям, связанным с привлечением правонарушителя к юридической ответственности (т.е. с наказанием виновного), понятие "обязательство", несмотря на всю его широту, никогда не применяется, так как такого рода отношения не являются обязательственными.

Таким образом, при неуплате налога каких-либо особых "налоговых обязательств в форме юридического обязательства из причинения ущерба" не возникает.

Попутно обратим внимание на сомнительность использования в ситуации, когда имеет место неуплата налога, гражданско-правового термина "ущерб". Дело в том, что в гражданском праве под понятием "ущерб" (точнее - "реальный ущерб") понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно было произвести для восстановления нарушенного права (утрата или повреждение его имущества). При неуплате налога не происходит утраты или повреждения государственного имущества, хотя бы в силу того, что при неуплате налога не произошло увеличения государственного имущества. Не вписывается не полученный государством налог и в категорию "упущенная выгода" (вторая составляющая гражданско-правовой категории "убытки"). Под упущенной выгодой понимается неполученный доход, который лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. Хотя налоги, безусловно, составляют доход государства (а неуплаченный доход означает неполученный государством доход), термин "упущенная выгода" к данной ситуации неприменим, поскольку он является категорией, относящейся к гражданскому обороту и предпринимательской деятельности, в то время как налогообложение выходит за рамки гражданского оборота и, конечно же, не может быть предпринимательством. Отметим, что налоговое право для неуплаченного налога знает специальный термин - "недоимка".

Налог и налоговые отношения всегда существуют, как уже отмечалось выше, только в правовой форме. Только в правовой форме существует и налоговое обязательство, выражающее собой налоговое правоотношение. В отличие, например, от распределения прибыли, которое в силу своей объективной экономической закономерности будет иметь место при всех обстоятельствах независимо от того, будет ли государство регулировать этот процесс или нет, регулирование налоговых обязательств, как и само установление налога, всегда будет происходить посредством издания государством соответствующих правовых норм. Так же как не может существовать "внеправовых" налогов, не может существовать и "внеправовых" налоговых обязательств. Другое дело, что материальное налоговое отношение (материальное налоговое обязательство) всегда имеет экономическую "начинку", поскольку само по себе является экономическим отношением. И регулировать это отношение (а равно формировать его) государство может только правовыми средствами. Регулировать налоговое отношение некими "внеправовыми" экономическими методами невозможно.

При этом никак нельзя согласиться с мнением, что в регулировании налоговых обязательств принимает участие гражданское законодательство. Каждая отрасль законодательства, являясь выражением соответствующей отрасли права, имеет свой предмет правового регулирования, который, собственно, и выступает критерием, позволяющим разграничить эти отрасли права и построить систему отраслей законодательства. Экономические налоговые отношения, выступающие предметом налогового права, и товарно-денежные отношения, выступающие предметом гражданского права, - качественно разнородные имущественные отношения: первые возникают на стадии распределения и являются неэквивалентными; вторые возникают на стадии обмена и являются эквивалентными. Отсюда для налоговых правоотношений характерно неравенство, участие в них государства в качестве властвующего субъекта, подавление воли и ограничение имущественной самостоятельности другого субъекта - налогоплательщика. Гражданские правоотношения основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности субъектов, даже если одним из них является государство.

Не существует также и гражданско-правовой ответственности за нарушения налогового законодательства, выразившегося в неисполнении налоговых обязательств. Установление налоговым законодательством ответственности в виде, например, пеней или штрафов вовсе не является свидетельством того, что эти санкции являются мерами гражданско-правовой ответственности. Эти санкции, будучи сходными по названию и методике своего расчета с гражданско-правовыми, на самом деле являются мерами финансово-правовой ответственности. В принципе каждая отрасль права имеет свой собственный защитный механизм и применяет свои специфические меры юридической ответственности. Так, гражданское право применяет для обеспечения исполнения предписаний своих правовых норм меры гражданско-правовой ответственности, финансовое (включая налоговое) право - меры финансово-правовой ответственности, трудовое право - меры дисциплинарной и материальной ответственности, выступающие в качестве элементов защитного механизма, используемых данной отраслью права, и т.д. При этом не происходит наложения одной отрасли права на другую: гражданско-правовые санкции реализуются в рамках гражданских правоотношений и применяются для их защиты, финансово-правовые санкции применяются в рамках и для защиты финансовых (в том числе налоговых) правоотношений и т.д. Исключение составляет административная и уголовная ответственность, которые используются для защиты всех видов правоотношений и выступают средством обеспечения исполнения предписаний правовых норм, относящихся к различным отраслям права. Для этих видов ответственности неважно, какую отраслевую принадлежность имеет правоотношение.

В итоге следует подчеркнуть, что налоговые отношения не могут регулироваться гражданским законодательством. То общественное отношение, которое регулируется гражданским законодательством, с юридической точки зрения является не налоговым, а гражданско-правовым правоотношением. Гражданское правоотношение не может быть одновременно налоговым правоотношением. Если государство регулирует налоговые отношения гражданским правом, то оно ошиблось либо в определении экономической природы общественного отношения, либо в выборе метода правового регулирования общественного отношения.

Отметим также, что объяснение явлений налоговой деятельности государства с позиций гражданского права ошибочно с методологической точки зрения. Уделом гражданско-правовой науки является гражданское право, налоговое право должно исследоваться с позиций налогово-правовой науки.

Что касается формы налогового обязательства, то оно, как и любое явление материального мира, конечно же, имеет ее. Формой налогового обязательства выступают те внешние признаки, которые формируют внешний вид данного обязательства. В их числе прежде всего фигурируют такие конкретные явления, как субъект налога, объект налога, обладание которым определенным лицом и порождает само налоговое обязательство, местонахождение субъекта и объекта налога, что определяет конкретику связи налогоплательщика с государством как управомоченным субъектом налогового правоотношения.

Само материальное налоговое обязательство можно определить как обязательство налогоплательщика перед государством, возникающее в соответствии с налоговым законодательством, в силу которого налогоплательщик обязан встать на налоговый учет в налоговом органе, определять объекты налогообложения, исчислять налоги, составлять налоговую отчетность, представлять ее в установленные сроки и уплачивать налоги в установленном порядке и сроки.

Следует отметить, что идея внедрения в налоговое право категории "налоговое обязательство" не встретила однозначного отношения. Так, наряду с положительным отношением (что более свойственно представителям финансово-правовой науки) высказаны и довольно критические оценки (что свойственно представителям гражданско-правовой науки). Например , что налоговых обязательств вообще не существует, что "правоотношения, складывающиеся между налоговыми органами, не могут быть признаны обязательством. Более того, нормы гражданского законодательства не подлежат применению к налоговым и другим финансовым отношениям" <6>.

<6> Комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. М., 1995. С. 318.

Вряд ли с этим можно согласиться.

Во-первых, при установлении налога возникает не гражданско-правовое, а финансово-правовое (точнее - налогово-правовое) обязательство. Поэтому, когда речь идет о налоговом обязательстве, это вовсе не является свидетельством того, что гражданское законодательство применяется к налоговым отношениям. Налоговое обязательство регулируется налоговым, а не гражданским законодательством.

Во-вторых, мнение, что термин "обязательство" является "монопольной собственностью" гражданского права, ни на чем не основано, хотя бы в силу того, что нет такого юридически закрепленного "предписания", обязывающего отрасли права использовать ту или иную терминологию или те или иные институты.

В-третьих, использование того или иного понятия определяется тем, насколько оно точно выражает сущность выражаемой этим понятием юридической конструкции.

В этом качестве понятие "обязательство" применяется не только в сфере гражданско-правовых отношений, но и в других отраслях права. Например , выражение "соблюдение международных обязательств" выглядит совершенно нормально, ни у кого не вызывает возражений и каждому понятно, хотя оно вовсе и не связано с гражданским правом. Никто не высказывал возражений по поводу выражения "финансовые обязательства перед государством" (что, кстати, равнозначно понятию "налоговое обязательство"), которое часто встречается в литературных источниках.

Таким образом, термин "обязательство" - это общеюридическая категория, которая при своем конкретном использовании приобретает характер отраслевого инструментария.

Использование конструкции налогового обязательства более полно соответствует сущности налогообложения. Отработка этого института в рамках налогового законодательства привела к совершенствованию как этого законодательства, так и самого налогообложения.

Ясно, что одной заменой понятия "налоговая обязанность" на "налоговое обязательство" проблемы не решить - требуется более существенная переработка налогового законодательства, заключающаяся прежде всего в прописывании правового статуса государства как субъекта налогового отношения.



Загрузка...