novomarusino.ru

Мультипликатор правительственных расходов формула. Мультипликатор государственных расходов

  • 13.Взаимосвязь модели ad-as и кейнсианской модели совокупных доходов и совокупных расходов.
  • 16.Взаимодействие реального и денежного секторов экономики.Совместное равновесие двух рынков is-lm.
  • 17.Модель is-lm и построение кривой совокупного спроса.Взаимосвязь моделей is-lm и ad-as.
  • 19.Мультипликаторы государственных расходов, трансфертов, налогов и сбалансированного бюджета.
  • 22.Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Виды бюджетного дефицита. Финансирование бюджетного дефицита.
  • 25.Понятие и цели денежно-кредитной политики
  • 26. Создание банковской системой «новых» денег. Банковский мультипликатор. Денежная база и денежный мультипликатор
  • 27.Инструменты денежно-кредитной политики.
  • 28. Передаточный механизм дкп. Жёсткая, мягкая и эластичная дкп. Политика «дешёвых» и «дорогих» денег
  • 31. Совокупн. Предложение в кратк. И долг. Периодах.
  • 32.Взаимосвязь безработицы и инфляции в краткосрочном периоде. Кривая Филлипса. Шоки совокупного предложения. Стагфляция.
  • 33.Монетаризм. Основное уравнение монетаризма. Денежное правило.
  • 34.Теория рац ожид-й. Кривая Филлипса в теории рац. Ожиданий.
  • 35. Эк. П-ка стимул-ия сов. Предл-ия as и кривая Лаффера.
  • 36.Стаб. Пол-ка:понятие,цели,инстр-ты.
  • 37.Пол-ка занятости, ее напр-я и методы.Пол-ка занятости в рб.
  • 38.Антиинфляционная политика, ее направления и методы. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь
  • 39 Основные взаимосвязи в открытой экономике
  • 40.Применения модели «совокупные доходы – совокупные расходы» для анализа открытой экономики: мультипликатор малой открытой экономики.
  • 41.Модель Манделла-Флеминга (модель is-lm-bp)
  • 42.Макроэкономическая политика в малой открытой экономике. Факторы, осложняющие проведение эффективной экономической политики.
  • 43,44,45. Макроэкономическая политика при фиксированном и плавающем валютном курсе
  • 46.Деловые циклы и экономический рост.
  • 47.Показатели и факторы экономического роста.
  • 48.Неокейнсианские теории экономического роста. (Модели е.Домара, р.Харрода).
  • 49,50,51,52. Модель р.Солоу и «Золотое правило» э.Фелпса.
  • 53 Политика экономического роста, ее направления и методы. Политика экономического роста в Республике Беларусь.
  • 54.Социальная политика государства: содержание, направления, принципы, уровни.
  • 56.Проблемы неравенства в распределении доходов. Проблема бедности. Кривая Лоренца и коэффициент Джини.
  • 57. Методологические основы неоклассической школы
  • 58. Классический подход,закон Сэя
  • 59. Альтернативные теории потребления
  • 60. Внешний гос.Долг рб
  • 19.Мультипликаторы государственных расходов, трансфертов, налогов и сбалансированного бюджета.

    Мультипликатор государственных расходов представляет собой отношение изменения равновесного ВНП к изменению объёма государственных расходов.

    Мультипликатор государственных расходов показывает прирост ВНП в результате приращения государственных расходов на единицу:m G =1/(1-MPC) МРС – пред.скл.к потребл.

    Налоговый мультипликатор - равен соотношению изменения равновесного выпуска(дохода) в результате изменения налоговых поступлений в бюджет.

    Модель налогового мультипликатора в закрытой экономике при прогрессивной системе налогообложения имеет вид:m t = -МРС/(1-МРС)

    Изменение налогов оказывает меньшее влияние ва величину совокупных расходов, а следовательно, и на объем национального дохода, поскольку рост налогов частично компенсируется сокращением совокупных расходов, а частично - уменьшением сбережений, в то время как изменения государственных закупок влия­ют только на совокупные расходы. Поэтому мульти­пликатор налогов меньше мультипликатора государ­ственных расходов.

    Мультипликатор сбалансированного бюджета - равное увеличение государственных расходов и налогов вызывает увеличение дохода на величину, равную приросту государственных расходов и налогов; числен­ный коэффициент, равный единице.

    Мультипликатор трансфертов - это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору налогов, но имеет противоположный знак. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) - прямое.

    22.Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Виды бюджетного дефицита. Финансирование бюджетного дефицита.

    Дефицит бюджета – это превышение расходов гос-ва над доходами. Причины бюдж. деф-та: 1. Наличие крупных программ развития эк-ки 2. Наличие спада в эк-ке 3. Войны, стихийные бедствия, милитаризация эк-ки 4. Резкое увеличение гос. расходов в связи с инфляцией 5. Расширение трансф. платежей, введение налоговых льгот в предвыборные годы. Виды бюдж. деф-та: 1) Структурный. Образ-ся, если прав-во сознательно закладывает превышение расходов над доходами. 2) Реальный. Тот, кот. складывается на самом деле. 3) Циклический. Это разница м/у реальным и структурным. Способы покрытия бюдж. деф-та: 1 – Повышение налоговых ставок или введение спец. налогов. 2 – Долговое финансирование (внутр. и внешн.). Внутр. долг. фин-ие – это выпуск и продажа гос. ценных бумаг на внутр. рынке своим субъектам хоз-ия и потребителям. Внешнее – это продажа гос. ценных бумаг иностр. гос-вам, их правительствам, субъектам хоз-ия и потребителям. 3 – Ден. финансирование (монетизация бюдж. дефицита). Возможны 2 варианта: Прямая эмиссия денег, Предоставление центр. банком заёмных ср-в правительству. 4 – Внешние займы. (у иностр. правительств и междунар. организаций) 5 – Сеньораж. Это доходы эмиссионного института, кот получены за счёт монопольного права на проведение ДКП, в том числе ден. эмиссии. Гос. расходы, кот финанс-ся за счёт эмиссии денег, осущ-ся за счёт присвоения рес-в частного сектора, покупат. способность кот. снижается в усл-ях инфляции, т. е речь идёт об инфляц. налоге. Способы регулир-ия бюдж.деф-та: 1ая концепция: бюджет должен балансироваться ежегодно. Возникают проблемы с реализацией ФП. 2ая концепция:бюджет должен баланс-ся в ходе эк. цикла, т. е. в период спадов прав-во сознательно идёт на бюдж. деф-т, а в периоды подъёмов образ-ся профицит. 3ая «Концепция функциональных финансов»: гл. цель – обеспечение равновесия, а на бюдж. деф-т можно не обращать внимания. Фин. положение страны считается нормальным, если бюдж. деф-т не превышает 2-3% ВВП или 8-10% расходной части бюджета.

    23. Гос.долг и регулирование гос.долга Гос.долг – сумма задолженностей страны своим или иностранным юр. и физ.лицам, правительствам др.стран и междунар.орг-циям. Он включает в себя сумму накопленных бюджетных дефицитов, за вычетом бюджетных профицитов и суммы фин.обязательств кредиторам. Виды гос.долга: 1)внутренний (сумма задолженностей гос-ва своим физ. и юр.лицам); 2)внешний (сумма зад-стей иностр. физ. и юр.лицам, иностр. правительствам и меджунар. орг-циям). Последствия внутр.гос.долга: 1 - его рост опасен для эк-ки с низким уровнем доходов и сбережений, т.к. очень резко падают доходы нас-я и уровни жизни и осущ-ся эф-кт вытеснения Последствия внешнего гос.долга: 1 – снижение уровня жизни в стране; 2 – кредитор может потребовать от заемщика выполнения определенных обязательств. Фин.положение страны считается нормальным, если гос.долг не превышает 50% ВВП. Меры по упр-ю гос.долгом: 1)конверсия – изм-е доходности займов в сторону или ↓; 2) консолидация – изм-е сроков погашения обычно сторону роста; 3) обмен облигации по регрессивному соотношению, это зн. несколько ранее выпущенных облигаций обмениваются на одну новую; 4) отсрочка погашения займа, исп-ся прав-вом когда выпуск новых займов не приносит эф-кта из-за больших % по гос.долгу; 5) аннулирование гос.долга – полный отказ от обязательств.

    24. Использование модели IS LM для анализа фискальной политики. Эффективность фискальной политики Стабилизационная экономическая политика использует в качестве инструментов макроэкономического регулирования фискальную и денежно-кредитную политику. Рассмотрим дей­ствие фискальной политики в модели IS -LM .

    У с У У 2 У

    Предположим, что первоначально общее равновесие на рын­ках товаров и денег достигалось в точке Е при процентной став­ке г Е и доходе Y E (рис. 6.10).

    модель IS -LM показывает, что рост госу­дарственных расходов вызывает как увеличение дохода с Y E до У1, так и рост процентной ставки с г Е до Т\, При этом доход уве­личивается в меньшей степени, чем ожидалось, так как рост процентной ставки уменьшает мультипликационный эффект государственных расходов: их прирост (как и увеличение дру­гих автономных расходов, снижение налогов) частично вытес­няет планируемые частные инвестиции и потребительские рас­ходы, т.е. наблюдается эффект вытеснения. На рис.. он ра­вен У 2 - У]. Объем частных расходов уменьшается вследствие повышения процентной ставки, вызванного ростом реального дохода, который, в свою очередь, обусловлен проведением сти­мулирующей фискальной политики.

    Эф-ть фискальной политики-положит моменты:-помогает избежать эк-х щоков-сглаживание эк-го цикла-уменьшение диф-ии в обществе-увелич объма производства засчет роста AS и AD Допустим гос-во увеличивает гос закупки и снижает налоги. Это приведет к 2 последствиям:-возрастет AD и объем производства-через внижение налогов произойдет сдвиг кривой AS. Как следствие, объем производства возрастет с Y1 до Y3 Проблемы реализации фискальной политики: -для нее хар-ны длительные временные лаги: Внутренний (от осознаний начала спада до необходимости принятия решений; от принятия решений до самих действий) Внешний(от принятия мер до рез-в в экономике) -сложно рассчитать влияние параметров фискальной политики на сов расходы и объем производства -эф-т вытеснения (гос расходы вытесняют частные) 2 причины противодействия этому эф-ту:1) Стимулир фиск политика приводит у росту деловой активности, частне инвесторы могут увеличить свои инвестиции даже в случае роста ставки процента 2) При анализе эф-та вытеснения исходят из сбережений, однако в случае фиск-й политики растет доход и сбережения -проблема реализации автономной фискальной политики(когда эк-ка выходит из спада, автономная фиск-ая политика тормозит эк-ку) -оказывает воздействие политико-экономический цикл -для оценки резервов фиск политики исп-ся бюджет полной занятости, но он не всегда может оценить эк-ю конъюктуру БНП в РБ:Направлена на стимулирование эк-ко роста и структурную перестройку в экономике.Направления ее реализации :1) Улучшение налоговой структуры засчет повышения доли прямого налогообложения2) Уменьшение налоговой нагрузки на фонд зарплаты3) Уменьшение налоговой нагрузки на экономику4) Повышение стимулирующей роли таможенной политики5) Выравнивание условий налогообложения для всех категорий плательщиков.

    Эффективность фискальной политики и ос-сти в РБ.

    Эфф-ной считается та фискальная политика, кот. обеспечивает наиболее полное поступление налогов в бюджет, при наименьших затратах по их сбору. Для определения эфф-сти используют различные показатели:

    Ур-нь или норма налогообложения . Надо всегда сравнивать с темпом роста ВВП. = ∑нал поступл/ВВП.

    - предельная нал ставка = ∆доходы/∆ВВП

    - налоговый мультипликатор , т.е. разделение между MPC и MPS (MPC/MPS), (для РБ – 3,8)

    - уровень нал нагрузки по отраслям предприятий.

    В Республике Беларусь бюджетно-налоговая система, ориентированная на функционирование в рыночных условиях, проходит этап становления.

    С 1992 г. система налогообложения в Беларуси находится в состоянии постоянного реформирования, что выражается в апробации видов налогов, их ставок, налоговых льгот, определении структуры республиканских и местных налогов, уточнении их функциональной роли и т.д.

    Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь на 11-15 гг имеетследующие направления:

    радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах;

    оптимизацию бюджетных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств;

    концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях социально–экономического развития страны;

    повышение эффективности управления государственным долгом.

    снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработной платы организаций;

    повышение эффективности управления государственными финансами;

    Прошу не опаздывать, вести себя прилично, не разговаривать, отвечая - вставать, быть активными в ответах. На парты не ставьте сумки, бутылки, кроме тетрадок и ручек на столе ничего не должно быть.

    Определения, которые я вам напечатала, надо выучить. Посмотреть ход решения задач, такие задачи и будем решать.

    За хорошие ответы студены будут поощрены.

    Тема открытого занятия: Бюджетно-налоговая политика

    Перед решением каждой задачи спрашиваю основные определения:

    Термины к 1 задаче :

    Бюджетно-налоговая (фискальная) политика меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВВП.

    Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия ) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов G, снижение налогов Т или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения

    налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.

    Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция ) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов G, увеличение налогов Т или комбинирование этих мер.

    В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.

    Формула мультипликатора государственных расходов :

    – изменение равновесного объема производства;

    – увеличение государственных расходов;

    – мультипликатор, который показывает, насколько возрастает равновесный уровень дохода в закрытой экономике в результате роста не только государственных, но и любого из автономных расходов на единицу. Основным фактором, определяющим величину мультипликатора, является предельная склонность к потреблению (МРС).

    Мультипликатор налогов:

    – изменение налогов.

    Налоговый мультипликатор указывает, что когда происходит приращение общей суммы налогов, то доход и выпуск продукции вырастает на сумму, которая в раз превосходит увеличение налогов. Налоговый мультипликатор всегда является отрицательной величиной.

    Мультипликатор сбалансированного бюджета :

    Мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов, что алгебраически выражается в превышении мультипликатора расходов над налоговым мультипликатором на единицу. Это является следствием более сильного воздействия госрасходов на величины дохода и потребления (по сравнению с изменением налогов). Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики. Если она нацелена на расширение государственного сектора экономики, то для преодоления циклического спада увеличиваются госрасходы (что дает сильный стимулирующий эффект), а для сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги (что является относительно мягкой ограничительной мерой).

    Задача № 1 . Экономика описана следующими данными:

    С = 20 + 0,8 (Y - Т + F) (потребление);

    I = 60 (инвестиции);

    Т = 40 (налоги);

    F = 10 (трансферты);

    G = 30 (государственные расходы)

    Y - объем производства

    0.8 – предельна склонность к потреблению

    а) Рассчитайте равновесный уровень дохода.

    б) Правительство увеличивает расходы до 40 в целях стимулирования экономики:

    Какова величина мультипликатора госрасходов?

    в) Правительство увеличивает налоги с 40 до 50 (при уровне госрасходов G = 30):

    Что происходит с кривой планируемых расходов?

    Как изменится равновесный уровень дохода?

    Какова величина мультипликатора налогов?

    Как изменится сальдо госбюджета?

    г) Правительство одновременно увеличивает госрасходы с 30 до 40 и налоги с 40 до 50:

    Что происходит с кривой планируемых расходов?

    Как изменится равновесный уровень дохода?

    Что происходит с эффектом мультипликатора?

    Как изменится сальдо госбюджета?

    Решение

    а) Для расчета равновесного уровня дохода подставим числовые значения С, 1, Т, F, G в основное макроэкономическое тождество и решим его относительно Y:

    Y = 20 + 0,8 (Y 40 + 10) + 60 + 30.

    После алгебраических преобразований получаем: Y=430 => это первоначальное равновесие (точка А).

    б) При увеличении госрасходов на 10 (с 30 до 40) кривая планируемых расходов сдвинется вверх на 10 (см. рис. 1):


    Для расчета изменения равновесного уровня дохода при перемещении из точки А в точку В воспользуемся формулой мультипликатор государственных расходов:

    В точке В равновесный уровень дохода возрос до 480. Мультипликатор госрасходов равен:

    До проведения фискальной экспансии госбюджет был сбалансирован:

    После проведения фискальной экспансии возник бюджетный дефицит в размере 10, так как госрасходы увеличились на 10, а налоговые поступления не изменились.

    в) При увеличении налогов на 10 (с 40 до 50) кривая планируемых расходов сдвинется вниз на величину -ΔТ*МРС =-10 х 0,8 = -8 (см. рис. 2):



    Равновесный уровень выпуска снизится на величину:

    – формула мультипликатора налогов

    Экономика переместится из точки А в точку В, где равновесный объем производства составит 390.

    Мультипликатор налогов равен:

    После проведения налоговой рестрикции возник бюджетный излишек в размере 10, так как величина госрасходов и трансфертов по-прежнему равна 40, а налоговые поступления увеличились до 50.


    г) При одновременном увеличении госрасходов с 30 до 40 и налогов с 40 до 50 кривая планируемых расходов переместится вверх на 2, так как воздействие бюджетной экспансии на совокупный спрос относительно сильнее, чем налоговое сдерживание (см. рис 3):

    Рисунок 3

    Равновесие переместится из точки А в точку В, причем равновесный уровень дохода в соответствии с мультипликатором сбалансированного бюджета также увеличится на 10 до 440.

    Это можно проверить с помощью расчета:

    У = 20 + 0,8 (У - 50 + 10) + 60 + 40;

    В экономике появился эффект мультипликатора сбалансированного бюджета, равный единице:

    При проведении такой политики бюджет останется, как и первоначально, сбалансированным:

    Задача № 2 . (формулы из задачи № 1).

    Экономика страны характеризуется следующими данными:

    Фактический доход (Y) = 4000 долл.

    Предельная склонность к потреблению (b) = 0,8.

    Равновесный доход (Y*) = 4200 долл.

    а) Как должны измениться правительственные расходы (при прочих равных условиях) для того, чтобы экономика достигла равновесного состояния (Y* = 4200 долл.)?

    б) Как должна измениться величина налоговых поступлений (при прочих равных условиях) для того, чтобы экономика достигла равновесного состояния?

    А) Δ Y = Δ G* b, где Δ Y – прирост дохода, Δ G – прирост государственных расходов.

    Δ Y = Y* - Y = 4200 долл. – 4000 долл. = 200 долл.

    М = 1/1- b = 1/1-0,8 = 1/0,2 = 5

    Δ G = 40, т.е. государственные расходы должны увеличиться на 40 долл.

    Б) Δ Y = Δ Т* мультипликатор налогообложения, где Т – налоги.

    М налогообл. = = -4

    MPS – предельная склонность к сбережению

    200 = Δ Т * (-4)

    Δ Т = -50, т.е. налоги должны быть уменьшены на 50 долл.

    Определения ко 3 задаче:

    Основными структурными инструментами государственного бюджета выступают: доходы государственного бюджета (налоги, сборы); расходы государственного бюджета (финансирование экономики, социально-культурные программы, оборона, управление).

    Основными видами состояние государственного бюджета являются:

    1. Нормальное – в этом случае расходная часть равна доходной.

    2. Дефицитное, т.е. расходная часть превышает доходы.

    Основными формами дефицитного бюджета являются:

    - структурный дефицит – дефицит, возникающий в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов в целях предотвращения спадов. Это разность между расходами (доходами) и доходами (расходами) бюджета в условиях полной занятости;

    - циклический дефицит – дефицит, возникающий в результате циклического падения производства и отражающий кризисные явления в экономике, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.

    Задача № 3 : Предположим, что государственные закупки равны 500, налоговая функция имеет вид Т = 0,4У, функция трансфертов F = 0,2У, уровень цен Р = 1. Федеральный долг D = 1000 при ставке процента R = 0,1. Реальный объем производства (У) равен 2000, а потенциальный составляет 2500.

    а) Является ли сальдо госбюджета положительным или отрицательным?

    б) Какова величина структурного дефицита госбюджета?

    в) Какова величина циклического дефицита госбюджета?

    а) Сальдо государственного бюджета может быть рассчитано путем сопоставления расходной и доходной частей:

    Расходы бюджета = госзакупки (G) + трансферты (F) + +расходы по обслуживанию государственного долга (DxR) = = 500 + 0,2x2000 + 0,1x1000 = 500 + 400 + 100 = 1000.

    Доходы бюджета = налоговые поступления (Т) =0,4x2000 = 800.

    Фактический дефицит бюджета = 1000 - 800 - 200.

    б) Структурный дефицит может быть рассчитан путем подстановки в расчеты потенциального объема выпуска вместо фактического:

    Структурный дефицит = = 500 + 0,2x2500 + 0,1x1000 - 0,4x2500 = 100.

    в) Циклический дефицит госбюджета = фактический дефицит- структурный дефицит 200 – 100= 100.


    Похожая информация.


    Поскольку государственные закупки товаров и услуг оказывают прямое непосредственное влияние на величину национального дохода и так как они являются величиной экзогенной и автономной, т.е. не зависящей от уровня дохода (G=G ), то добавление их к сумме потребительских и инвестиционных расходов на графике отображается параллельным сдвигом вверх кривой совокупных расходов.

    Изменение величины государственных закупок DG так же, как и изменение других видов автономных расходов (потребительских расходов DC или инвестиционных расходов DI) имеет в кейнсианской модели эффект мультипликатора. Если государство закупает товары или услуги дополнительно на $100 (нанимает чиновника или учителя и выплачивает ему заработную плату, или покупает оборудование для своего предприятия, или начало строить автостраду и т.п.), т.е. DG = $100, то располагаемый доход продавца этого товара или услуги увеличивается на эту сумму и делится на потребление (С) и сбережения (S). Если предельная склонность к потреблению (mpc ) равна 0.8, то в результате мы получим уже знакомую нам пирамиду и эффект мультипликатора.

    Общий прирост совокупного дохода (DY) в результате роста государственных закупок составит: DY = DG × mult = DG × (1/1 – mpc) = 100 × 5 = 500. Таким образом, в результате роста государственных закупок на 100 совокупный доход вырос пятикратно. Величина 1/(1 – mрc) называется мультипликатором государственных закупок. Мультипликатор государственных закупок – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличился (сократился) совокупный доход при увеличении (сокращении) государственных закупок на единицу. Для алгебраического вывода мультипликатора государственных закупок добавим их величину в функцию совокупного дохода (выпуска) Y еще и G. Получим: Y= C + I + G . Поскольку функция потребления имеет вид: С = С + mрc Y , подставим ее в наше уравнение: , перегруппируем и получим:

    .

    Таким образом, представляет собой мультипликатор любого вида автономных расходов: потребительских, инвестиционных и государственных. Обозначим его К А – мультипликатор автономных расходов К А = Кс = К I = К G , где Кс – мультипликатор автономных потребительских расходов, К I – мультипликатор автономных инвестиционных расходов, К G – мультипликатор государственных закупок (его иногда называют мультипликатором государственных расходов, что не совсем корректно, поскольку в величину государственных расходов, как мы знаем, включаются еще и трансферты, мультипликатор которых имеет иную формулу и величину, что будет рассмотрено позже.) Чем больше mрc, тем более крутая кривая планируемых расходов Ep и тем больше величина мультипликатора расходов.



    Следует иметь в виду, что мультипликатор действует в обе стороны. При увеличении расходов совокупный (национальный) доход мультипликативно возрастает, а при сокращении расходов совокупный (национальный) доход мультипликативно уменьшается. Этот принцип применим не только к мультипликатору расходов, но и ко всем другим видам мультипликаторов.

    Налоги и их виды

    Как писал Бенджамин Франклин: «В жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов». Налог – это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги. Налоги появляются с возникновением государства, поскольку представляют собой основной источник доходов государства . Выполняя свои многочисленные функции, государство (правительство) несет расходы, которые оплачиваются из его доходов, поэтому налоги выступают источником средств оплаты расходов правительства .

    Поскольку услугами государства (которые, разумеется, не могут предоставляться бесплатно) пользуются все члены общества, то государство собирает плату за эти услуги со всех граждан страны. Таким образом, налоги представляют собой основной инструмент перераспределения доходов между членами общества.

    Налоговая система включает в себя: 1) субъект налогообложения (кто должен платить налог); 2) объект налогообложения (что облагается налогом); 3) налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога).

    Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой. Чтобы рассчитать сумму налога (T), следует величину налогооблагаемой базы (B T) умножить на налоговую ставку (t): Т = B T x t

    Принципы налогообложения были сформулированы еще А.Смитом в его великом произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованном в 1776 году. По мнению Смита, налоговая система должна быть: справедливой (она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных); понятной (налогоплательщика должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он); удобной (налоги должны взиматься тогда и таким образом, когда и каким образом это удобно налогоплательщику, а не налогосборщику); недорогой (сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов).

    В основу современной налоговой системы положены принципы справедливости и эффективности.

    Справедливость должна быть вертикальной (это означает, что люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной (подразумевающей, что люди с равными дохами должны платить равные налоги).Различают два основных вида налогов: прямые и косвенные. Прямой налог – это налог на определенную денежную сумму, полученную экономическим агентом (доход, прибыль, наследство, денежную оценку имущества). Поэтому к прямым налогам относятся: подоходный налог; налог на прибыль; налог на наследство; налог на имущество; налог с владельцев транспортных средств. Особенностью прямого налога является то, что налогоплательщик (тот, кто оплачивает налог) и налогоноситель (тот, кто выплачивает налог государству) – это один и тот же агент. Косвенный налог – это часть цены товара или услуги. Поскольку этот налог входит в стоимость покупок, то он носит неявный характер. Косвенный налог может быть включен в цену товара либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость (НДС) (этот налог имеет наибольший вес в налоговой системе России); налог с оборота; налог с продаж; акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, бензин, нефть, автомобили, ювелирные изделия); таможенная пошлина . Особенностью косвенного налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – это разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (именно он оплачивает налог при покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

    В развитых странах 2/3 налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с переходной экономикой 2/3 налоговых поступлений составляют косвенные налоги, поскольку их легче собирать и объем поступлений зависит от цен, а не от доходов. По этой же причине государству выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги в период инфляции. Это позволяет минимизировать потерю реальной стоимости налоговых поступлений.

    В зависимости от того, как устанавливается налоговая ставка, различают три типа налогообложения: пропорциональный налог, прогрессивный налог и регрессивный налог

    При пропорциональном налоге налоговая ставка не зависит от величины дохода. Поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода.

    Прямые налоги (за исключением подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль) и почти все косвенные налоги являются пропорциональными.

    При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода.

    При регрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода.

    В явном виде регрессивная система налогообложения в современных условиях не наблюдается, т.е. нет прямых регрессивных налогов. Однако все косвенные налоги являются регрессивными, причем чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является. Наиболее регрессивными являются акцизные налоги. Поскольку косвенный налог – это часть цены товара, то в зависимости от величины дохода покупателя доля этой суммы в его доходе будет тем больше, чем меньше доход, и тем меньше, чем больше доход. Например, если акцизный налог на пачку сигарет составляет 10 рублей, то доля этой суммы в бюджете покупателя, имеющего доход 1000 руб., равна 0.1%, а в бюджете покупателя, имеющего доход 5000 руб. – лишь 0.05%.

    В макроэкономике налоги также делятся на: автономные (или аккордные), которые не зависят от уровня дохода и обозначаются Т и подоходные , которые зависят от уровня дохода и величина которых определяются по формуле: tY, где t – налоговая ставка, Y – совокупный доход (национальный доход или валовый национальный продукт)

    Сумма налоговых поступлений (налоговая функция) равна: Т = Т + tY

    Различают среднюю и предельную ставку налога. Средняя ставка налога – это отношение налоговой суммы к величине дохода: t ср = Т/Y. Предельная ставка налога – это величина прироста налоговой суммы на каждую дополнительную единицу увеличения дохода. (она показывает, на сколько увеличивается сумма налога при росте дохода на единицу) : t пред = DТ/DY. Предположим, что в экономике действует прогрессивная система налогообложения, и доход до 50 тыс.долл. облагается налогом по ставке 20%, а свыше 50 тыс.долл. – по ставке 50%. Если человек получает 60 тыс.долл. дохода, то он выплачивает сумму налога, равную 15 тыс.долл. (50 х 0.2 + 10 х 0.5 = 10 + 5 = 15), т.е. 10 тыс.долл. с суммы в 50 тыс долл. И 5 тыс.долл. с суммы, превышающей 50 тыс.долл., т.е. с 10 тыс.долл. Средняя ставка налога будет равна 15:60 = 0.25 или 25%, а предельная ставка налога равна 5:10 = 0.5 или 50%. При пропорциональной системе налогообложения средняя и предельная ставка налога равны.

    Налоги оказывают влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение. Однако в рамках нашей модели «расходы-доходы», поскольку это кейнсианская модель, рассматривается воздействие налогов только на совокупный спрос.

    В рамках модели «расходы-доходы» налоги, так же как и государственные закупки действуют на национальный доход (совокупный выпуск) Y с мультипликативным эффектом .

    Различают два вида налогового мультипликатора: 1) мультипликатор автономных (аккордных) налогов и 2) мультипликатор подоходного налога

    В статье ниже мы постараемся рассмотреть мультипликативную теорию государственных расходов, которая во времена популярности кейнсианских учений вызвала немало резонансов и споров. Тема будет интересной всем, кто неравнодушен к современной экономике, поскольку в условиях шаткой политики различных держав является как никогда актуальной.

    Роль теории мультипликатора в современной экономике

    Зачастую для того, чтобы страна могла обосновать свою политику в экономическом аспекте, используется ряд макроэкономических инструментов. Мультипликаторы государственных расходов и являются одним из составляющих этого широкого перечня, поэтому имеют внушительную теоретическую подоплеку. На протяжении нескольких столетий множество ученых пыталось раскрыть смысл данного понятия и использовать его в пределах практического применения.

    В широком понимании своем мультипликатор показывает прирост экономических показателей. И России - не исключение. Более глубоко к данному понятию подошли представители кейнсианского макроэкономического учения, и именно они достигли вывода, что этот инструмент показывает прямую взаимосвязь между динамикой национального богатства и уровнем благосостояния населения страны, вне зависимости от направления фискальной политики последней.

    Автономные расходы и мультипликатор

    Государство и экономика тесно взаимосвязаны между собой, поэтому ни для кого не секрет, что любые перемены в одном институте всегда влекут определенную динамику отдельных величин другого. Данный процесс можно назвать индукционным, поскольку лишь малый толчок какого-нибудь из финансовых инструментов порождает ряд процессов в целой стране.

    Так, например, автономные расходы государства в мультипликативной теории объясняются взаимосвязью с переменами в динамике рынка труда. Иными словами, стоит правительству понести определенные затраты в разрезе некоторых мест их возникновения, как тут же можно пронаблюдать характерный рост доходов граждан. И, соответственно, увеличение занятости населения. Для получения количественно обоснованной картины достаточно соотнести динамику данных показателей между собой.

    Инвестиционные затраты

    Структура государственных расходов достаточно обширна, поэтому стоит уделить должное внимание и инвестиционной деятельности страны, которая является основой здоровой конкурентной экономики.

    Мультипликатор инвестиционных затрат показывает соотношение динамики уровня вложений в тот или иной инновационный бизнес к уровню переменных операционных издержек. При этом считается корректным принимать к сведению лишь исключенные из финансовые потоки.

    Иными словами, согласно подобной методике, мы сможем отследить уровень расходов, понесенных государством с целью улучшения технологических и научных процессов в стране, а также их долю в общих экономических потоках. В целом ничего сложного в этой динамике нет - при отсутствии инвестиций уровень расхода будет равняться нулевой отметке, ну а с ростом вложений он будет увеличиваться.

    Расходы рынка занятости

    Мультипликатор государственных расходов в аспекте рынка труда представляет собой обособленное неокейнсианское учение, которое сложно сравнить с каким-либо другим направлением. Поскольку, если ранее мы позиционировали в качестве вторичного явления совокупные затраты государства, то теперь посмотрим, что за собой может повлечь помимо привычных нам итогов.

    Банально, но немногим удается отследить следующую взаимосвязь. Расходы рынка занятости значительно сокращаются в то время, когда растут инвестиционные затраты. Отсюда следует, что благосостояние населения увеличивается, а соответственно, и расширяется спрос на товары второй необходимости (техника, одежда, мебель), порождая положительную динамику в изменении доходов их производителей. Иными словами, инвестиции в одну сферу экономики влекут за собой рост прибыли в другой.

    Фискальные затраты страны

    Мультипликатор государственных налогов и расходов в фискальном аспекте указывает на динамику изменений уровня выпуска продукции в производственном секторе, в зависимости от роста ставки Как правило, данный коэффициент отрицателен, поскольку мало какому представителю бизнеса хочется отдавать часть своей чистой прибыли в пользу бюджетных паев.

    Другое дело, если речь идет, например, о дифференцированном налоге на ЧП или доходы физических лиц. В таком случае бремя накладывается поэтапно - в зависимости от финансового уровня объекта: чем выше благосостояние - тем меньше ставка. Но, как показывает современная практика, в условиях рыночной экономики данная теория - всего лишь утопия, и не имеет ничего общего с современными реалиями.

    Сбалансированный бюджет в общегосударственных расходах

    Мультипликаторы государственных расходов в своем чистом виде показывают динамику изменения величины валового национального продукта, в зависимости от того, какая часть государственной казны была израсходована с целью закупок различного рода продукции. Также данный показатель является обратно пропорциональным от предельной потребительской склонности населения. Это можно объяснить таким приростом дохода бюджета, когда при сокращении его расходов часть его прибыли ограничивается прежним рядом статей.

    Таким образом, можно вывести формулу сбалансированного бюджета: общегосударственный расход может расти на определенную величину (назовем ее А), что вызвано совокупным снижением налогового бремени для предпринимателей, а это, в свою очередь, чревато ростом чистой прибыли предпринимателей на А единиц.

    Внешнеторговые затраты страны

    Мультипликатор государственных расходов (формула измерения разнится в зависимости от ключевой составляющей, динамику изменения которой мы пытаемся определить) немалую роль также занимает в формировании открытой экономической политики. Последняя реализуется лишь путем использования на практике экспортно-импортных операций. Поэтому с уверенностью можно сказать, что внешняя торговля занимает не последнюю, а скорей ключевую роль в формировании затратных статей государственной экономической политики.

    В мультипликативной теории стоит отметить, что расходы, понесенные страной с целью реализации экспортно-импортных операций, направленные на косвенное вмешательство в баланс другой страны, напрямую влияют на величину валового национального продукта, который является сугубо внутренним инструментом.

    Таким образом, величина мультипликатора в аспекте внешней торговли определяется как соотношение между количественными изменениями ВНП и затратами на открытые операции, осуществляемые за пределами страны.

    Выводы

    На основе всего вышесказанного напрашивается один очень занимательный вывод. Мы попытались доказать, что мультипликаторы государственных расходов полностью отражают взаимосвязь в изменениях ключевых финансовых инструментов государственной экономической политики. И, вероятно, нам это удалось довольно успешно.

    Мы смогли увидеть, что баланс бюджета настолько шаток и восприимчив к различным элементам как внутренней, так и страны, что можно с полной уверенностью сказать: ни один процесс не проходит бесследно, а уж тем более автономно. Мультипликаторы государственных расходов всегда смогут помочь нам вывести величину прироста дохода, национального продукта и многих других показателей, указывающих на экономическое здоровье государства.

    Государственные расходы ‒ это расходы государства на выполнение им своих функций, а также на приобретение товаров и услуг для собственного потребления или регулирования спроса на рынках благ.

    Государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объемы национального производства и занятость наряду с потребительскими расходами домохозяйств и инвестициями фирм.

    Государственные расходы обладают мультиплицирующим эффектом, который определяется через показатель я мультипликатор государственных расходов.

    Мультипликатор государственных расходов ‒ это отношение приращения валового внутреннего (или национального) продукта за счет приращения государственных расходов:

    где m g ‒ мультипликатор государственных расходов;

    ΔY ‒ абсолютный прирост валового национального продукта;

    ΔG ‒ абсолютный прирост государственных расходов;

    MPC ‒ предельная склонность к потреблению.

    Действие мультипликатора государственных расходов отображается на графике кейнсианского креста (рис. 15.3). Если государственные расходы увеличиваются на ΔG, то кривая планируемых расходов сдвигается вверх на эту же величину, точка равновесия перемещается из положения А в положение В, а равновесный объем производства возрастает от Y 1 до Y 2 на величину ΔY.

    Рис. 15.3. Влияние государственных расходов на национальный доход

    Если государство увеличивает свои расходы и при этом не изменяет величину налоговых поступлений, то возникает прирост ВВП (ВНВ) в несколько раз, так как государственные расходы порождают новые витки потребительских расходов, которые в свою очередь приведут к множительному росту инвестиций.

    Также данный мультипликатор определяется как обратная величина предельной склонности к сбережению, а именно вследствие возросшего потребления со стороны домохозяйств.

    Доходы и расходы государства имеют постоянную тенденцию к изменениям и корректировкам, и, следовательно, находятся под непосредственным регулированием и контролем со стороны государства. Первостепенные факторы влияния на данный процесс ‒ это рост цен, изменение курса валюты и ссудного процента.

    При этом механизм государственного влияния на циклические колебания экономики позволяет: в период спада ‒ увеличивать государственные расходы и тем самым увеличивать выпуск продукции, а в период бума ‒ сокращать расходы, защищая экономику от «перегрева».

    Фискальная политика государства отражает не только влияние на национальную экономику (национальное производство) изменения величины государственных расходов, но также и эффективность системы формирования доходной части бюджета в первую очередь через механизм налогообложения.

    Рост ВВП в закрытой экономике зависит не только от потребительских и государственных расходов, инвестиций, а также и от налоговых поступлений в государственный бюджет.

    Увеличение налоговых поступлений в рыночной экономике приводит к увеличению национального дохода, причем на величину большую, чем первоначальный рост налогов. Данное явление характеризуется действием налогового мультипликатора:

    где m T ‒ налоговый мультипликатор; ΔТ ‒ изменение налоговых поступлений.

    Действие налогового мультипликатора отражено на рис. 15.4.

    Рис. 15.4. Влияние снижения налогов на национальный доход

    Влияние государства на циклические колебания национальной экономики также проявляются в увеличении или уменьшении налоговой нагрузки на домохозяйства и бизнес. Снижение налогов для физических лиц ведет к росту личного располагаемого дохода и, следовательно, к увеличении потребления, что в свою очередь увеличит совокупный спрос и соответственно предложение. Снижение налогов для предприятий также является стимулирующей мерой, так как большая часть прибыли остается в распоряжении компаний, и возможность увеличивать инвестиции растет (растет спрос на инвестиционные товары).

    Анализируя формулы мультипликатора государственных расходов и налогового мультипликатора можно сделать вывод, что первый всегда будет больше второго на единицу. Следовательно и мультипликационный эффект от увеличения государственных расходов будет всегда больше, чем от снижения налогов. Это действие необходимо учитывать при выборе инструментов фискальной политики.

    Если государственные расходы и налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, то и равновесный объем производства возрастает. В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета , который всегда равен или меньше единицы.

    Мультипликатор сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного устранения любых бюджетных дефицитов или излишков. Речь идет о сбалансировании изменений в доходной и расходной частях бюджета, то есть о сохранении равенства ΔT = ΔG.

    Вопросы для самоконтроля

    1. Охарактеризуйте функции бюджетной системы общества.

    2. Назовите основные группы и подгруппы доходов бюджетов РФ.

    3. Назовите разделы и подразделы классификации расходов бюджетов в России.

    4. Поясните структуру доходов консолидированного бюджета Российской Федерации в 2008 и 2011 годах.

    5. Что такое налог, и какие виды налогов по действующему законодательству РФ относятся к федеральным налогам?

    6. Какие виды налогов по действующему законодательству РФ относятся к региональным и местным налогам?

    7. Какую зависимость отражается на кривой Лаффера?

    8. Проведите межстрановое сравнение налоговых ставок.

    9. Что такое бюджетный дефицит? Назовите его основные виды.

    10. Охарактеризуйте механизм финансирования бюджетного дефицита. Назовите внутренние и внешние источники его финансирования.

    11. Назовите и поясните проблемы, встающие перед государством, связанные с денежным и долговым финансированием бюджетного дефицита.

    12. Дайте определение фискальной (бюджетно-налоговой) политики. Назовите ее основные виды.

    13. Что является основными целями и задачами фискальной политики?

    14. Поясните влияние государственных расходов на национальный доход.

    15. Поясните механизм действия налогового мультипликатора.

    16. Что показывает мультипликатор сбалансированного бюджета?



    Загрузка...